8 типов интеллекта по гарднеру интересная. Виды интеллекта. Особый тип интеллекта – межличностный

Говард Гарднер - психолог, автор понятия "Множественный Интеллект" - установил, что существует 8 типов интеллекта. Современная система образования делает упор на развитие двух из них, поэтому некоторые школьники остаются неуспешными и не могут впоследствии найти себя.

Также существует "Теория Желудя", идея которой заключается в том, что природа заложила в каждого определенный потенциал. Понять предрасположенность детей, чтобы в будущем они могли успешно реализоваться, легко, если определить их тип интеллекта.

Лингвистический.

Проявляется в любви к слову - письменному или устному. Малыши с таким типом интеллекта с удовольствием слушают сказки и истории любого рассказчика, быстро учатся говорить, писать и читать. Они легко иностранные языки осваивают. В подростковом возрасте обожают читать и писать, делать стенгазеты, брать интервью и писать для школьной газеты, разгадывают словесные головоломки, рассказывают интересные истории. Важно, чтобы их обучение проходило в форме рассказа, дискуссии, совместного чтения книг. В современной школе делают сильный акцент на развитие именно этого типа интеллекта: дети в основном читают, слушают, пересказывают и говорят.

Логико-математический.

Эти дети страсть к числам и цифрам испытывают. Обычно они хорошо запоминают даты событий, номера телефонов, им нравится решать математические задачки, подсчитывать, вести учет. Они проявляют способности к анализу и синтезу, легко устанавливают причинно-следственные связи, стремятся к систематизации и порядку, легко оперируют абстракциями.

Визуально - пространственный.

Эти детки отличаются тем, что часами могут играть деревянными или невыразительными куклами. Они с удовольствием собирают пазлы, любят игры с лабиринтами. Часто у них есть выдуманный друг. У них хорошо развито воображение, часто мечтают и обожают рисовать. Чувствуют цветовые сочетания, рано понимают, что с чем в одежде сочетается, а что нет. Подростки обычно успешны в геометрии, черчении, рисовании и естественно-научных предметах (физика, химия. У них развито пространственное мышление: хорошо запоминают места и детали окружающей обстановки, быстро читают таблицы и понимают диаграммы. Способны трансформировать пространство - сначала в голове, а потом сделать, например, перестановку мебели. Они видят мир под другим углом зрения, могут предложить несколько вариантов видения.

Телесно - кинестетический.

Для этого типа тело - основной инструмент самовыражения. Движениями и танцем они расскажут о своих эмоциях лучше, чем словами. Инстинктивно они тяготеют к спорту, физическим нагрузкам, они здоровы, сильны, хорошо едят. У них развита мелкая моторика, поэтому им нравится мастерить и находить применение рукам. Любят выступать на сцене. Одной из главных фигур в окружении такого подростка станет тренер - наставник, который будет помогать достигать успехов. Способности этих детей развиваются в соперничестве и конкуренции, поэтому они острее реагируют на поражения и нуждаются в похвале и поддержке.

Музыкальный.

В какой профессии ребенок может реализоваться: музыкант - исполнитель (пианист, барабанщик), композитор, дирижер, оперный певец, диджей, звукооператор, музыкальный критик, радиоведущий, музыкальный редактор.

Натуралистический.

Экзистенциональный.

Такие дети с детства отличаются высокой степенью осознанности, понимают свои чувства и могут управлять ими. Они здраво рассуждают, делают весомые умозаключения. Как правило, эмоционально сдержанны, застенчивы. Когда они вырастают, их начинают заботить вопросы жизни и смерти и прочие экзистенциальные вещи. Они способны выдвигать новые теории о происхождении мира и гипотезы о появлении разных национальностей. Духовными учениями и трудами философов интересуются. Они трезво стоят на ногах, способны прогнозировать и надолго планировать, умело управляют своими эмоциями, следуют инструкциям.

Межличностный.

Это дети - коммуникаторы, они быстро устанавливают контакт с окружающими, знают, как понравиться, умело используют свое влияние. Хорошо чувствуют людей, их настроения и состояния, умеют быстро перестроиться. Уже с детства прекрасные переговорщики. В подростковом возрасте объединяют вокруг себя людей, становятся душой компании и лидерами, у них много друзей, потому что умны, общительны, обладают чувством юмора и харизмой. Для достижения своих целей используют вербальный и невербальный арсенал: слова, жесты, тело, рисунки. За счет умения чувствовать других людей могут оказать им помощь и поддержку.

В какой профессии ребенок может реализоваться: политик, педагог, оратор, переговорщик, дипломат, менеджер, директор, бизнес - тренер.

1. Природный интеллект

Определяет способность человека чувствовать животных и растений. Эта способность считалась даром в нашем эволюционном прошлом. Великие первобытные охотники и собиратели обладали этим даром. Сейчас этот тип интеллекта продолжает играть важную роль в некоторых отраслях и без него невозможно стать профессиональным ботаником или агрономом. Современное общество уже конечно мало заинтересовано в этом типе, потому что мы всё больше отдаляемся от природы.

2. Музыкальный интеллект

Музыкальный интеллект - это способность различать шаг, ритм, тембр и тон. Этот тип интеллекта позволяет нам чувствовать, создавать, воспроизводить музыку. Без него не смогли бы композиторы, дирижеры, музыканты, вокалисты и слушатели с тонким слухом.

Интересно, что только музыкальный интеллект + склонность к математике может родить таких людей как барабанщики. Они, как правило, очень хорошо фильтруют внешний звук и имеют хорошо и быстро считать.

Логико-математический интеллект помогает считать, решать сложные математические и логические задачи. Логический интеллект, как правило, хорошо развит у математиков, ученых и детективов.

Молодые люди с этим типом интеллекта не склонны к общению, обычно они замкнуты. Им интереснее цифры, эксперименты и логические задачки.

4. Экзистенциальный интеллект

Интеллект, который потенциально помогает индивидууму в борьбе с глубокими вопросами человеческого существования. Например, такие люди могу выдвинуть новые теории о смысле жизни, возможности бессмертия и как люди появились на планете Земля.

5. Межличностный интеллект

Межличностный интеллект - это способность понимать и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Она включает в себя эффективные вербальные и невербальные коммуникации, возможность быстро замечать различия между людьми. Также эти люди имеют хорошо чувствовать настроение и темперамент других.

Учителя, социальные работники, актеры и политики по определению должны обладать этим типом интеллекта, но… Молодые люди с развитым межличностным интеллектом часто становятся лидерами среди своих сверстников, не потому что они сильнее, а потому что с ними интересно общаться, и, кажется, что они понимают чувства каждого.

6. Телесно-кинестетический интеллект

Телесно-кинестетический интеллект - это способность манипулировать физическими объектами и использовать различные физиологические навыки. Такие люди хорошо ориентируются во времени и пространстве. Спортсмены, танцоры, хирурги должны обладать хорошо развитым телесно-кинестетическим интеллектом.

7. Лингвистический интеллект

Лингвистический интеллект - это способность мыслить и четко интерпретировать свои мысли, даже очень сложные, в понятные для всех слова. Лингвистический интеллект важен для поэтов, писателей, журналистов и общественных деятелей.Молодые люди с таким интеллектом любят писать, читать, рассказывать истории и разгадывать кроссворды.

8. Личностный интеллект

Личностный интеллект - это способность понимать себя, а также свои мысли и чувства, и использовать эти знания в процессе планирования жизни. Этот тип интеллекта позволяет человеку здраво оценивать свои возможности и грамотно планировать траты.

Очевидно, что такие люди хорошие психологи. Но при это эти люди могут быть очень застенчивыми.

9. Пространственный интеллект

Пространственный интеллект - это способность мыслить в трех измерениях. Такие люди, хорошо осознают место, мысленно могут представить, что их ждет за углом. Они с легкостью вспоминают картину, именно картину, того места, о котором их спрашивают или о котором они вспоминают в данный момент.

Моряки, летчики, скульпторы, художники и архитекторы - носители развитого пространственного интеллекта. Люди с таким интеллектом любят лабиринты и пазлы. Они могут часами сидеть за рисунком.

Также существует «теория желудя», идея которой заключается в том, что природа заложила в каждого определенный потенциал. Понять предрасположенность детей, чтобы в будущем они могли успешно реализоваться, легко, если определить их тип интеллекта.

Говард Гарднер Mif-facts.com.ua

Фактрум публикует полезный обзор существующих типов, чтобы вы могли вовремя обнаружить талант своего ребёнка и развить его, а не закопать в землю.

Лингвистический

Проявляется в любви к слову - письменному или устному. Малыши с таким типом интеллекта с удовольствием слушают сказки и истории любого рассказчика, быстро учатся говорить, писать и читать. Они легко осваивают иностранные языки. В подростковом возрасте обожают читать и писать, делать стенгазеты, брать интервью и писать для школьной газеты, разгадывают словесные головоломки, рассказывают интересные истории. Важно, чтобы их обучение проходило в форме рассказа, дискуссии, совместного чтения книг. В современной школе делают сильный акцент на развитие именно этого типа интеллекта: дети в основном читают, слушают, пересказывают и говорят.

В какой профессии ребенок может реализоваться: писатель, сценарист, драматург, журналист, политик, корректор, переводчик.

Логико-математический

Эти дети испытывают страсть к числам и цифрам. Обычно они хорошо запоминают даты событий, номера телефонов, им нравится решать математические задачки, подсчитывать, вести учет. Они проявляют способности к анализу и синтезу, легко устанавливают причинно-следственные связи, стремятся к систематизации и порядку, легко оперируют абстракциями.

В какой профессии ребенок может реализоваться: математик, бухгалтер, программист, аналитик, ученый, детектив, логист, медик.

Визуально-пространственный

Эти детки отличаются тем, что часами могут играть деревянными или невыразительными куклами. Они с удовольствием собирают пазлы, любят игры с лабиринтами. Часто у них есть выдуманный друг. У них хорошо развито воображение, часто мечтают и обожают рисовать. Чувствуют цветовые сочетания, рано понимают, что с чем в одежде сочетается, а что нет. Подростки обычно успешны в геометрии, черчении, рисовании и естественно-научных предметах (физика, химия). У них развито пространственное мышление: хорошо запоминают места и детали окружающей обстановки, быстро читают таблицы и понимают диаграммы. Способны трансформировать пространство - сначала в голове, а потом сделать, например, перестановку мебели. Они видят мир под другим углом зрения, могут предложить несколько вариантов видения.

В какой профессии ребенок может реализоваться: все типы дизайнеров, архитектор, художник, мультипликатор, инженер, изобретатель, скульптор.

Телесно-кинестетический

Для этого типа тело - основной инструмент самовыражения. Движениями и танцем они расскажут о своих эмоциях лучше, чем словами. Инстинктивно они тяготеют к спорту, физическим нагрузкам, они здоровы, сильны, хорошо едят. У них развита мелкая моторика, поэтому им нравится мастерить и находить применение рукам. Любят выступать на сцене. Одной из главных фигур в окружении такого подростка станет тренер-наставник, который будет помогать достигать успехов. Способности этих детей развиваются в соперничестве и конкуренции, поэтому они острее реагируют на поражения и нуждаются в похвале и поддержке.

В какой профессии ребенок может реализоваться: актер, танцор, спортсмен, цирковой артист, клоун, инструктор по спорту, хирург, механик, скульптор, ремесленник, фотомодель.

Музыкальный

Такие детки чувствуют ритм, обладают хорошим слухом, тянутся к музыкальным инструментам. В подростковом возрасте громко слушают музыку, интересуются творчеством музыкантов, с удовольствием ходят на хор или в музыкальную школу. Они способны оценить музыку, быстро запоминают мелодии и воспроизводят их, поют вслух или про себя. Это сочинители и исполнители музыки, иногда раздражают окружающих тем, что начинают отстукивать или притопывать, когда чувствуют ритм.

В какой профессии ребенок может реализоваться: музыкант-исполнитель (пианист, барабанщик), композитор, дирижер, оперный певец, диджей, звукооператор, музыкальный критик, радиоведущий, музыкальный редактор.

Натуралистический

Эти дети тянутся ко всему живому, природа и животные - это их стихии. Им нравятся эксперименты с проращиванием зерен и наблюдение за их изменениями. Они обожают подолгу рассматривать букашек, муравейники, травы и цветы, любят возиться с животными, наблюдать за явлениями природы. В первобытном строе такие люди были отличными охотниками, лекарями, знатоками трав. В подростковом возрасте имеют хорошие оценки по биологии, химии, окружающему миру. Любят ходить в походы и участвовать в экологических акциях.

В какой профессии ребенок может реализоваться: эколог, ветеринар, геолог, исследователь морского дна, сейсмолог, археолог, генетик, лесник, фермер.

Экзистенциональный

Такие дети с детства отличаются высокой степенью осознанности, понимают свои чувства и могут управлять ими. Они здраво рассуждают, делают весомые умозаключения. Как правило, эмоционально сдержанны, застенчивы. Когда они вырастают, их начинают заботить вопросы жизни и смерти и прочие экзистенциальные вещи. Они способны выдвигать новые теории о происхождении мира и гипотезы о появлении разных национальностей. Интересуются духовными учениями и трудами философов. Они трезво стоят на ногах, способны прогнозировать и надолго планировать, умело управляют своими эмоциями, следуют инструкциям.

В какой профессии ребенок может реализоваться: психолог, психиатр, профессор и преподаватель философии, агитатор, священник, политик.

Межличностный

Это дети-коммуникаторы, они быстро устанавливают контакт с окружающими, знают, как понравиться, умело используют свое влияние. Хорошо чувствуют людей, их настроения и состояния, умеют быстро перестроиться. Уже с детства прекрасные переговорщики. В подростковом возрасте объединяют вокруг себя людей, становятся душой компании и лидерами, у них много друзей, потому что умны, общительны, обладают чувством юмора и харизмой. Для достижения своих целей используют вербальный и невербальный арсенал: слова, жесты, тело, рисунки. За счет умения чувствовать других людей могут оказать им помощь и поддержку.

В какой профессии ребенок может реализоваться: политик, педагог, оратор, переговорщик, дипломат, менеджер, директор, бизнес-тренер.

Мы всегда думали, что интеллект - это единое целое, но теория множественного интеллекта Говарда Гарднера опровергает это. Тест и книга от Г.Гарднера.

Мы считаем, что ученые и академики «мозговитые и интеллектуальные» люди. Но если мы переместим их в банк, не факт, что они найдут слова при разговоре с клиентами.

А как насчет неправильных представлений о людях, занимающих менее умственные рабочие места, такие как сантехники или швеи, которые считаются «не интеллектуальными»? Попробуйте дать этим людям пустой холст и посмотрите, как они создадут для вас шедевр только с помощью карандаша.

Дело в том, что наше восприятие интеллекта перекошено. Все, что кажется вне нашей досягаемости, автоматически считается умным, однако, напротив, по словам психолога Говарда Гарднера, каждый благословляется с несколькими типами интеллекта. Смотрите ниже инфографику, чтобы иметь лучшее понимание.

Наука на основе 9 типов интеллекта

9 типов интеллекта по теории Гарднера в его книге под названием «Структура разума: Теория множественного интеллекта» - это отличный инструмент для того, чтобы найти свои индивидуальные сильные и слабые стороны. И научная концепция на их основе проста.

Читайте также: Реконсолидация памяти ускоряет процесс обучения в два раза

Взгляд Гарднера на интеллект заявляет, что есть 9 способностей, которые просто делают нас разумными существами, кем мы есть сегодня. Это: музыкально-ритмические, зрительно-пространственные, словесно-языковые, логико-математические, телесно-кинестетические, межличностные, внутриличностные, натуралистические и экзистенциальные.

Говард Гарднер - Теория множественного интеллекта
Приобрести книгу вы можете на сайте-партнере «OZON»

Различные типы интеллекта для расширения возможностей

Изучая теорию на основе исследований Гарднера, мы познаем себя немного лучше. Тем не менее, Гарднер подчеркнул, что, понимая свои сильные стороны, вы не должны вешать на себя ярлык с определенным интеллектом. Наоборот, вы должны признать свои слабые стороны и улучшить их.

Узнайте свой собственный интеллект

Пройдя простой тест на основе теории множественного интеллекта Говарда Гарднера, вы получите базовое понимание, в каком именно интеллекте вы сильны. Примите к сведению, что вы должны давать самые честные ответы, чтобы результаты были более точными.

Каждый человек уникален, и возможно этот тест изменит ваше восприятие своего собственного уникального интеллекта.

Такой тип определяет способность человека взаимодействовать с природой: чувствовать животный и растительный мир. Человек замечает все, что находится вокруг него. Ему интересно исследовать растения, изучать животных, их повадки, классифицировать виды, следить за погодой, коллекционировать бабочек или минералы.

Человек с природным интеллектом любит природу, отдых на свежем воздухе. Для него нет лучшего отдыха, чем поехать в лес, на озеро или пойти в горы. Такая способность нашими предками считалась даром. Им обладали великие охотники, собиратели ягод и грибов.

Несмотря на то, что такая способность отходит в прошлое, в связи с развитием техники, которая прочно вошла в жизнь, люди найдут себя в таких профессиях как:

  • животноводство;
  • ботаника;
  • садоводство;
  • астрономия;
  • химия;
  • поварское дело;
  • агрономия;
  • археолог.

Раньше такой тип интеллекта был невероятно востребован. Ведь наши предки тесно взаимодействовали с природой: собирали травы, фрукты, охотились. Этот дар считался невероятно полезным, а его владелец получал уважение.

Внутриличностный интеллект профессии. Интраперсональный интеллект: что это такое

У каждого человека интеллект целостный - в той или иной степени проявляются все типы. Доминирование, сочетание и уровень развития всех видов индивидуально. Поэтому умственные способности людей отличаются. Они выбирают разные профессии, увлечения, интересы.

Развитый интраперсональный (личностный, внутриличностный) интеллект преобладает у успешных людей, поэтому очень важен. Основное в нем - самопознание. Всю жизнь человек изучает себя, мотивацию своих действий, анализирует их последствия.

Важно! Самопознание помогает понять, в каком направлении развиваться личности. Правильно расставить цели и достичь их в границах своих возможностей удается тому, кто знает себя настоящего, то есть объективно оценивает свой потенциал.

Этот исследовательский процесс длится всю жизнь. Только познав свои достоинства и недостатки, искренние желания, способности, мотивируя сам себя, человек движется вперед - к намеченной цели, достигает успеха. Потому что накопление знаний о себе без развития личности бессмысленно.

Люди с этим интеллектом знают, чего хотят и как этого добиться. Они справляются со стрессами, не конфликтны, спокойны, без труда находят общий язык с другими.

У человека, достигшего совершенства в каком-то направлении деятельности, доминирует определенный его вид. При этом высокоразвиты внутриличностные мыслительные способности, без которых невозможен успех.

Интраперсональный интеллект помогает управлять эмоциями. Под воздействием этого психического состояния человек совершает непоправимые ошибки. Но, направляя внимание на мыслительный процесс, он лишает эмоции энергии и подавляет их.

То есть, общаясь с самим собой, человек задает вопросы об источнике, причине, значительности реакции, вариантах ее замещения рациональным решением. Он заставляет работать мозг, который бездействует, когда происходит всплеск эмоций.

Это требует усилий, которые не все хотят прикладывать. Но успеха достигают люди, принимающие правильные обдуманные решения, контролируя свои эмоции. Это важно в бизнесе. Кроме того, у успешных менеджеров развиты интраперсональные способности эффективного взаимодействия с людьми.

Многие личности с преобладающим творческим интеллектом не смогли применить свой талант из-за неуправляемой эмоциональности. Сосредоточенные на своих умениях, они не развивали интраперсональные умственные способности, необходимые в реальной жизни.

Пониженный внутриличностный интеллект порождает зависимость:

  • наркотическую;
  • алкогольную;
  • от табака;
  • игровую;
  • от еды.

Отсутствие эмоционального контроля не дает возможности справиться с ней. Поэтому, чтобы быть счастливым и успешным, необходимо развивать интраперсональный тип интеллекта.

Виды интеллекта. Это интересно

Виды интеллекта согласно данной теории:

  • Пространственный. Отличная ориентировка в пространстве, как большого масштаба, так и маленького. Наиболее развит данный вид интеллекта у водителей различного транспорта, архитекторов, игроков в шахматы.
  • Телесно-кинестетический. Умение пользоваться собственным телом, что выражается в точности движений, балансе и т. д. Помимо танцоров, данный вид хорошо развит у всех представителей прикладных профессий.
  • Музыкальный. Данный вид интеллекта определяется высокой чувственностью к звукам в любых их проявлениях и ритму. Представителями являются певцы, игроки на различных инструментах.
  • Лингвистический. Развитое восприятие всего, что связано со словами, их пониманием, сочетанием. Этот вид наиболее доминирует у писателей, поэтов.
  • Логико-математический. Способность улавливать взаимосвязи между символами, фактами. Наиболее развит у ученых.
  • Межличностный. Умение взаимодействовать с окружающими людьми. Высокая способность понимать их, улавливать настроение, отношение, эмоции.
  • Внутриличностный. Способность правильно и четко понимать собственные чувства и эмоции, находить решения для успокоения.
  • Натуралистический. Умение разбираться в различиях природы, находить разницу между растениями и т. д.

Типы интеллекта по айзенку. Модель структуры интеллекта Г. Айзенка.

Ганс Юргенс Айзенк – психотерапевт Бетлемской королевской больницы в Лондоне – разработал общую концепцию интеллекта. Он исходит из того, что интеллект, несмотря на трудности его дефиниции, – это столь же научное понятие, как гравитация, электричество, химические связи: от того, что они не видны, не ощутимы, а, следовательно, по мнению некоторых исследователей, не «материальны», они не утрачивают своей познавательной ценности в качестве научных концепций. Останавливаясь на трудностях определения интеллекта, он указывает: во многом это вытекает из того, что сегодня существует три относительно различающихся и относительно самостоятельных концепций интеллекта. В то же время он не противопоставляет их одну другой и даже пытается объяснить «под одной крышей». Такое объединение продемонстрировано на схеме (Рисунок 1).

Рисунок 1 . Взаимовключенность различных видов интеллекта по Г.Айзенку

Биологический интеллект – это врожденные заданные способности к обработке информации, связанные со структурами и функциями коры головного мозга. Это базовый, наиболее фундаментальный аспект интеллекта. Он служит генетической, физиологической, нейрологической, биохимической и гормональной основой познавательного поведения, т.е. связан в основном со структурами и функциями коры головного мозга. Без них невозможно никакое осмысленное поведение. Д. Векслер утверждает, что «любое работающее определение интеллекта должно в основе своей быть биологическим».

Психометрический интеллект – это своего рода связующее звено между биологическим интеллектом и социальным. Это то, что выступает на поверхность и видимые исследователю проявления того, что Спирмен назвал общим интеллектом (g). Другими словами, перефразируя Боринга, то, что измеряется тестами интеллекта, есть не что иное как психометрический интеллект.

Социальный интеллект – это интеллект индивида, формирующийся в ходе его социализации, под воздействием условий определенной социальной среды.

Люди с преобладающим логико-математическим типом интеллекта склонны решать абстрактные проблемы, делать расчеты и с легкостью считать количество предметов.

Например, когда нужно разделить сумму чека за обед, в компании всегда находится человек, способный безошибочно это сделать в уме. Очень вероятно, что это обладатель именно такого типа интеллекта.

Чтобы развиваться, логико-математический тип интеллекта может решать судоку, играть в игры, шахматы и справляться с повседневными математическими задачами в уме.

Карьера: бухгалтер, инженер, детектив, аналитик, финансист, программист.

Эмоциональный интеллект. Ключевые факторы эмоционального интеллекта

Об эмоциональном интеллекте сегодня говорят часто и много. Необходимость развивать эмоциональный интеллект не раз доказана учеными и различными примерами из жизни и бизнеса.

Очевидно, что человек, у которого уровень эмоционального интеллекта выше, более адекватно воспринимает реальность и гораздо эффективнее реагирует на нее и взаимодействует с ней. Это касается почти всех коммуникаций - и межличностных, и социальных; субъективных и объективных переживаний; абстрактных и конкретных понятий. Таким образом, эмоциональный интеллект стал одним из новых инструментов для управления бизнесом, построения эффективных коммуникаций и управления.

Восприятие информации происходит через сенсорные системы. При этом сначала действуют ключевые области мозга, а потом идут реакции вегетативной нервной, мышечной и других систем. Взаимодействие с информацией, с самим собой и окружающим миром строится в зависимости от степени развития ключевых драйверов эмоционального интеллекта: осознанности, самооценки, мотивации, адаптивности.

Драйверы фактически содержат в себе основные особенности личности, но они не являются неизменными и могут развиваться.

Каждый драйвер можно раскрыть через четыре навыка:

  1. осознанность через осознанность своих мыслей и эмоций, своего тела и поведения;
  2. самооценка через позитивное восприятие мира и решительность, а также через принятие и ассертивность (способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него);
  3. мотивация через стремление к самоактуализации и детерминации, а также через открытое восприятие нового, крепкое целеполагание и объективное переживание неудач;
  4. адаптивность через осознанное сопереживание другому человеку - эмпатию, стрессоустойчивость, принятие решений и коммуникабельность.

Типы мышления. Типология мышления

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Типология мышления - встречающаяся в психологической науке классификация видов и типов мышления. В различных концепциях и отраслях психологии встречаются различные классификации и типологии мышления.

  • Наглядно-действенное мышление - форма мышления, манипулирующая предметной сферой. Имеется у детей с рождения до 1,5 лет.
  • Конкретно-предметное мышление - задачи решаются с помощью существующего, реального объекта. Формирование в возрасте от 1,5 - до 7 лет.
  • Абстрактно-логическое мышление - мышление абстракциями - категориями, которых нет в природе. Формируется с 7 лет.
  • Творческое мышление
  • Репродуктивное мышление
  • Аналитическое мышление
  • Интуитивное мышление
  • Алгоритмическое мышление
  • Альтернативное мышление - многомерное (многовариантное) мышление, способность иметь параллельно несколько «собственных» мнений, точек зрения, среди которых может быть более предпочтительная, а могут и быть все равноправны. Умение выбирать наиболее верное в данном случае решение из всех возможных.
  • Ассоциативное мышление
  • Атактическое мышление
  • Визуальное мышление
  • Групповое мышление
  • Дивергентное мышление
  • Инновационное мышление - специфический тип мышления участников инновационного процесса.
  • Количественное мышление
  • Комбинаторное мышление
  • Концептуальное мышление - методология анализа и проектирования сложных систем. Особенность подхода состоит в том, чтобы для описания любого объекта очень дисциплинированно использовать крайне ограниченный круг понятий, глубоко осмысливая каждое из них, другими словами, отражая смысл и содержание понятия в некоторой системе других взаимосвязанных понятий.
  • Критическое мышление
  • Латеральное мышление
  • Музыкальное мышление
  • Наглядно-образное мышление
  • Образное мышление
  • Обходное мышление
  • Панорамное мышление
  • Патогенное мышление
  • Позитивное мышление
  • Понятийное мышление
  • Практическое мышление
  • Предметное мышление
  • Продуктивное мышление (см.:, Дункер)
  • Раздельное мышление
  • Речевое мышление
  • Саногенное мышление
  • Символическое мышление
  • Стратегическое мышление
  • Теоретическое мышление
  • Эмоциональное мышление
  • Богданов И. В. Психология мышления. (недоступная ссылка с 06-06-2015)

Когда речь заходит об умном человеке, воображение представляет себе математика, который решает вопросы, непонятные большинству, способного решить в уме задачу так быстро, что обычный человек даже не успеет ее записать. Это представляет себе традиционную идею разума как уникального навыка, связанного с абстрактной мыслью.

В 1994 году психолог предложил идею, которая изменила типичное представление общества о разуме: теорию множественного интеллекта. Согласно ей, существует не одна, а 8 типов интеллекта, которые развиваются по-разному в каждой личности. "Это основной вызов образованию", - говорит психолог.

Типы интеллекта разделяют на 8 категорий:

  1. Лингвистический.
  2. Логико-математический.
  3. Визуально-пространственный.
  4. Музыкальный.
  5. Телесно-кинестетический.
  6. Интраперсональный (экзистенциальный).
  7. Интерперсональный (социальный).
  8. Натуралистический.

Согласно типам интеллекта по Гарднеру, человек имеет врожденную склонность к некоторым действиям. Это определяет к какому типу стоит относить ту или иную личность.

Поэтому некоторые люди очень умны в области математики, но могут быть не так хороши, когда дело касается межличностных отношений. Исключительный музыкант может быть не таким одаренным в выражении себя через слова.

Педагоги должны понимать студентов: сильные стороны, слабости, уязвимые области, способность к адаптации, а также учитывать к какому из типов интеллекта относится каждый из них и на этой основе выстраивать обучение.

Гарднер уверен, что разум человека состоит из набора навыков, которые позволяют преодолевать личные проблемы и справляться с трудностями. Для решения различных вопросов необходимо понимать, что человеческий ум разнообразен и важно выбрать путь развития, подходящий определенному типу личности.

Лингвистический тип интеллекта

Это люди, которые любят и умеют "жонглировать словами". Они рано учатся говорить, читать и писать. Легко понимают сложный текст и проявляют себя очень хорошо, когда дело касается выражения собственных мыслей.

К примеру, людям с лингвистическим типом интеллекта легче следовать инструкции при сборке мебели, если она будет представлена в текстовой форме, а не в виде диаграммы. Им легко дается любой иностранный язык, поэтому среди полиглотов лингвистический преобладает из всех типов интеллекта.

Для того чтобы развиваться, им нужно много читать и выражать собственные мысли на бумаге. Это может быть что угодно: дневник, блог, Twitter, художественная и Играть в словесные игры, такие как кроссворды и "Словодел". Отличной тренировкой будет изучение иностранного языка.

Логико-математический интеллект

Люди с преобладающим логико-математическим типом интеллекта склонны решать абстрактные проблемы, делать расчеты и с легкостью считать количество предметов.

Например, когда нужно разделить сумму чека за обед, в компании всегда находится человек, способный безошибочно это сделать в уме. Очень вероятно, что это обладатель именно такого типа интеллекта.

Чтобы развиваться, логико-математический тип интеллекта может решать судоку, играть в игры, шахматы и справляться с повседневными математическими задачами в уме.

Карьера: бухгалтер, инженер, детектив, аналитик, финансист, программист.

Визуально-пространственный тип интеллекта

Его обладатели способны очень хорошо ориентироваться на местности, легко понимают чертежи и инструкции в виде диаграмм.

Они осознают визуальные детали в своем окружении, на которые другие люди не обращают внимание. Особенно это касается структуры зданий и их расположения.

Чтобы развивать визуально-пространственный тип интеллекта, необходимо составлять каждый день новый маршрут пути (например, на работу) или пытаться найти дорогу на незнакомой местности при помощи карты, играть в головоломки и создавать модели.

Карьера: художник графического дизайна, авиационный специалист, архитектор и хирург.

Музыкальный тип интеллекта

Людей с музыкальным типом интеллекта легко узнать по привычке постоянно настукивать пальцами мелодию из своей головы. Они легко осваивают музыкальные инструменты, запоминают и воспроизводят музыку.

Для развития им необходимо слушать музыку, причем, чем разнообразнее она будет, тем лучше. И, конечно, стоит научиться играть на музыкальном инструменте.

Телесно-кинестетический тип интеллекта

Людей телесно-кинестетического типа интеллекта никогда не обвиняли в неуклюжести. Они очень точно осознают собственное тело, поэтому обладают хорошей координацией движения и очень подвижны.

Это можно наблюдать у танцоров и некоторых спортсменов, например, гимнастов.

Чтобы развивать этот тип, нужно много танцевать, изучать танец, который помогает тренировать координацию или заниматься йогой.

Карьера: физиотерапевт, цирка, хирург, персональный фитнес-тренер.

Интраперсональный тип интеллекта

Высокая степень осознанности, эмоциональная сдержанность и умение здраво рассуждать характеризуют таких людей. Обладатели интраперсонального типа интеллекта (что значит также экзистенциальный тип) отличаются способностью глубоко воспринимать собственное я. Они отлично понимают и контролируют собственные эмоции, мысли и мотивы поступков. Личности с выраженным интраперсональным типом интеллекта видят личные недостатки и достоинства, что позволяет им работать над своей эмоциональной жизнью, принимать решения и устанавливать цели в соответствии с собственной индивидуальностью.

Необходимо сосредоточиться на выражении собственных мыслей людям с интраперсональным типом интеллекта, что значит размышлять и записывать свои мысли в дневнике, вести блог, практиковать медитацию, читать статьи по психологии и о человеческом интеллекте.

Карьера: коучинг, духовная сфера, этика, предпринимательство, политика, философия, психология, психиатрия.

Социальный интеллект

Интерперсональный тип интеллекта по-другому называемый социальным, наделяет своих обладателей отличными коммуникативными способностями. Эти люди хорошо умеют понимать других: их эмоции, потребности, намерения и цели.

Они всегда в центре внимания, часто становятся лидерами и душой компании.

Для саморазвития людям с интерперсональным типом интеллекта необходимо принимать участие в групповых мероприятиях, где поощряется сотрудничество, например, командный спорт.

Карьера: область образования, человеческих ресурсов, социальная сфера, консалтинг, психиатрия, менеджмент, политика, наставничество.

Натуралистический тип интеллекта

Люди с таким типом интеллекта любят и способны хорошо понимать природу, различать, классифицировать, распознавать закономерности между видами растений и животных.

Такие качества обычно присущи биологам и людям, которые любят заниматься садоводством.

Для развития натуралистического типа интеллекта нужно много читать книг по биологии, выращивать растения и ухаживать за животными.

Карьера: ветеринарная медицина, археология, экология, туризм, лесничество, фермерство, геология, биология.

Существует 4 основных момента теории Гарднера о типах интеллекта:

  1. Каждый человек обладает всеми перечисленными видами интеллекта. Но доминирующий только один.
  2. Большинство людей имеют потенциал для развития в каждом из типов интеллекта.
  3. Интеллект работает в совокупности.
  4. Существует множество способов интерпретации интеллекта в каждой категории.

Несмотря на то, что человек имеет доминирующий определенный тип интеллекта, склонность к другим в различной степени есть у каждого. Навыки можно развивать, даже если от рождения присущ талант к другим умениям. Также теория Гарднера указывает на гибкость типов интеллекта, что означает способность изменяться со временем у каждого человека.

Каждый маленький человечек рождается с определенным набором задатков, интересов и даже умений. С раннего возраста одному смышленому малышу нравится считать и разгадывать ребусы, ставить опыты, другому только книги и чтение, третьему комфортно на природе в кругу птиц.

Каждому ребенку хочется делать то, что вызывает огромный интерес. Когда родители закрывают одни двери знаний в надежде, что их чадо потянется к другой сфере, налаживает свой отпечаток в душе и сознании ребенка, у которого исчезает интерес вообще к любому типу занятости. И восстановить живое познание детского ума интересного занятия не так и просто.

Поэтому ученые и психологи предлагают родителям обращать внимание на мелочи, к чему больше всего тянется малыш, чтобы идти на пути развития этой сферы, необходимых умений, что приведет к успешной реализации личности в будущем.

Типы интеллекта по Гарднеру

Рассмотри типы интеллекта по Гарднеру, который выделяет 8 разновидностей ума. Говард Гарднер - психолог, изучает возможности интеллекта и реализацию сознания. Ему принадлежит авторство понятия "множественный интеллект". В современной школе детей условно делят на тех, у кого математический склад ума, и тех, у кого лингвистический склад ума. Гарднер расширил это классификацию, и вывел на основе своих наблюдений 8 типов интеллекта, по которым и следует направлять развитие детского ума и способностей.

На заметку родителей: ни воспитательница в детском садике, ни учительница в школе, ни кто-то другой из близкого окружения не может с точностью определить тип интеллекта ребенка, только родители и круглосуточное наблюдение за интересами ребенка могут расшифровать пытливость ума и его тип.

1 тип - Лингвистический

Интерес у ребенка с лингвистическим типом интеллекта заметен по огромной любви к слову и письму. Ребенку в самом маленьком возрасте с легкостью дается изучать стихи, нравиться слушать сказки, ребенок рано учится говорить и писать. Особенно теплые чувства питает малыш к сказкам в возрасте от 2-3 лет до первого класса, когда роль чтеца переходит к самому ребенку. Легко и просто изучает иностранные языки, на лету схватывает рассказы и с легкостью пересказывает любой услышанный или прочитанный текст. В старшем возрасте принимает активное участие в подготовке школьной стенгазеты, пишет рассказы, берет интервью.

В школе делается упор на развитие именно этого типа интеллекта, потому что проще запрограммировать ребенка, чтобы слушал, читал, сам писал, пересказывал, учил. Кроме этих умений, для успешного продолжения развития лингвистического типа ума, необходимо обзавестись еще и умением систематизировать и анализировать, вычленять и расчленять, делать выводы и развивать свои мысли.

В какой сфере ребенок может быть успешным в будущем:

  • драматург,
  • журналист,
  • филолог,
  • политик,
  • редактор или корректор,
  • сценарист,
  • писатель.

2 тип - Логико-математический

Особенно интересны цифры и числа для ребенка логико-математического типа интеллекта. С детства быстро изучают цифры и обозначения, рано начинают понимать процедуру сложения, умножения, вычитания, деления. В школьном возрасте быстро решают любую математическую задачу. Стараются поддавать счету все вокруг, начиная от ступенек, и заканчивая сложными алгоритмами в школе. Аналитические умения и способность к синтезу приходят сами собой, без особых усилий со стороны родителей или учебного заведения. Ребенку с таким типом ума легко устанавливать причинно-следственные связи и оперировать абстракциями.

В какой сфере может себя реализовать:

  • бухгалтер,
  • математик,
  • ученый,
  • программист,
  • аналитик,
  • детектив,
  • медик,
  • логист.

Первый и второй типы интеллекта в основном относят к граничным (или/или), и успешно развиваются учителями в школе и в высшем учебном заведении. Что касается следующих типов, то такие дети не всегда могут найти себе занятие по душе. Потому что относятся либо к обоим типам одновременно, или ни к первому, ни ко второму, будучи повержены в постоянное непонимание.

3 тип - Визуально-пространственный

Первое, к чему тянется ребенок с таким типом интеллекта - это пазлы и самые простые игрушки, и обычные вещи. Часто родители такого ребенка недоумевают, почему их чадо любит играть ложкой или простой коробкой, вместо кучи развивающих и красочных игрушек из магазина. А дело в том, что у малышей отлично развито воображение, видят они мир и все вокруг с другого ракурса, ошеломляя окружающих. Могут играть с деревянными простыми игрушками, любят пазлы и лабиринты. Часто погружаются в собственный выдуманный мир, могут общаться с выдуманными друзьями. Также ребенок тянется к рисованию, чтобы выразить свое видение окружающего мира. В школе им дается на сто процентов физика или химия, черчение и рисование, геометрия. Подростки без проблем составляют графики или их интерпретируют. Хорошо развито мышление и восприятие пространства.

В какой сфере может реализовать свои умения и навыки:

  • дизайнер,
  • архитектор,
  • инженер,
  • скульптор,
  • мультипликатор,
  • художник.

4 тип - Телесно-кинестетический

Для ребенка этого типа ума главное - это выражение себя посредством своего тела. Дети могут увлекаться танцами, обычно обладают развитой моторикой и жестикулируют больше всех остальных. Стараются достигать успехов в спорте. По природе их тело пластично и сильно. Таким деткам особенно нравиться не только бегать и прыгать, но и заниматься мастерством, делать что-то своими руками. Обожают сцену, комфортно себя там чувствуют и могут привлекать взгляды окружающих умением держать себя на сцене и завлекать других.

В какой сфере деятельности могут реализоваться:

  • спортсмены,
  • цирковые артисты,
  • танцоры,
  • механики,
  • ремесленники,
  • фотомодели,
  • артисты,
  • актеры.

5 тип - Музыкальный

Вся жизнь для ребенка с музыкальным типом интеллекта - это ритм и музыка. Ребенок распознают во всем мире звуки и может их понимать, воспринимать и создавать. Горячо любят дети любые музыкальные инструменты, стараются постичь музыкальную грамоту еще с детства, "тарабаня" по клавесину, изучая звучание нот. Дети часто посещают музыкальную школу и выделяются на общем фоне игрой рук или головой, ногами, они притопывают, постукивают, поют, отображая звуки и ритм.

В какой сфере смогут чувствовать себя комфортно:

  • композитор,
  • дирижер,
  • певец,
  • артист,
  • музыкант-исполнитель,
  • музыкальный редактор,
  • диджей,
  • музыкальный критик,
  • преподаватель музыки,
  • пианист,
  • барабанщик.

6 тип - Натуралистический

Ребенок, который обладает натуралистическим типом интеллекта, лучше чувствует себя на природе, подолгу может наблюдать за деревьями и птицами, за жизнью и поведением животных. Обычно с радостью разводит цветы и травы, изучает разных букашек и очень любит домашних животных, поэтому родителям ничего не остается делать, как создать дома мини-зоопарк, чтобы ребенку было интересно и познавательно жить и развиваться.

В какой сфере реализуется:

  • ветеринар,
  • исследователь природы (морского дня, птиц, обитателей суши),
  • генетик,
  • фермер, сейсмолог,
  • эколог,
  • археолог.

7 тип - Экзистенциальный

Про такого ребенка говорят, смышленый - он понимает как никто другой себя и свои чувства, управляет своими эмоциями и сознанием. Обладает такими качествами, как застенчивость и сдержанность, здравомыслие, он эмоционально устойчив, не поддается истерикам и крикам. Это дети - генераторы идей и теорий, гипотез, скорее теоретики, чем практики.

В какой сфере будут комфортно себя чувствовать:

  • психиатр,
  • философ,
  • политик,
  • священник,
  • профессор,
  • психолог,
  • агитатор.

8 тип - Межличностный

Ребенок межличностного типа интеллекта коммуникативно развит, отличный оратор, прекрасно разбирается в людях. Часто даже управляет людьми, увлекая своими умениями к разговору и убеждению. В детстве отличается хорошо поставленной речью, является душой компании. У ребенка с таким типом интеллекта всегда в запасе множество шуток и юмористических историй, он общителен, умен, обладает харизмой.

В какой сфере могут реализовать себя:

  • переговорщик,
  • тренер,
  • педагог,
  • оратор,
  • менеджер,
  • дипломат.

Итак, рассмотренные типы интеллекта дают родителям почву для развития детей. Каждый ребенок по-своему индивидуален, поэтому не исключено, что в одном малыше могут успешно развиваться два разных типа ума, при этом гармонично сосуществовать.

Все больше людей признают современную школьную систему несовершенной. Это связано с тем, что детей излишне контролируют, давая знания исключительно по имеющейся программе, поэтому многие школьники сталкиваются с недостаточной успеваемостью и плохими оценками. Объясняется это тем, что существует 8 типов интеллекта. У каждого человека может преобладать только один из них. При правильном направлении обучения чадо сможет добиться гораздо больших успехов, чем при классических уроках. Если нет возможности скорректировать школьную программу, то стоит заняться развитием в домашних условиях. Для этого потребуется разобраться, какие вообще существуют виды интеллекта, и как их развивать.

Введение понятия

Впервые свои мысли о существовании нескольких видов интеллекта озвучил гарвардский психолог, Говард Гарднер в 1994 году. Он же ввел понятие множественного интеллекта, которое и включает все его типы. По мнению Г. Гарднера, школьная система лишает детей полноценной возможности узнавать что-либо, не входящее в рамки программы, что приводит к отсутствию успеха в будущем и невозможности найти себя.

Американский психолог считает, что у каждого человека уже с детства есть свой потенциал, который нужно обязательно раскрывать. Поэтому родители обязаны определить тип интеллекта у своего малыша и правильно выбрать курс на будущее развитие. Его мнение получило название «теория желудя».

Определить тип мышления – не такая сложная задача, как может показаться. Достаточно внимательно проследить за своим ребенком и понять, что именно ему нравится. При этом занятие должно не только вызывать положительные эмоции, но и без труда выполняться. Дополнительно можно провести отдельные тесты или заполнить специальные анкеты, результаты которых покажут, к чему расположен малыш. Если они не дадут однозначного ответа, то с вопросом о том, как определить тип интеллекта, стоит обратиться к детскому психологу, т.к. он сможет точнее рассказать об особенностях мышления ребенка.

Эйнштейн говорил, что все люди гении от рождения. Главным аргументом его слов стало высказывание, что рыба, которая судит о себе по способности забраться на дерево, будет считать себя глупой.

Логико-математический

Довольно распространенным типом интеллекта можно назвать логико-математический. Дети, им обладающие, не испытывают каких-либо трудностей с математикой и всем, что с ней связано. Они легко запоминают номера мобильных, даты или иные числовые значения, а также быстро решают примеры и задачи. Главной характеристикой таких людей становится способность к структурированному анализу, простой установке причинно-следственных связей, а также систематизации всех составляющих жизни.

Для людей с этим типом интеллекта отлично подойдут следующие профессии:

  • Аналитик;
  • Логист;
  • Математик;
  • Программист;
  • Бухгалтер;
  • Детектив;
  • Врач.

Развивать и поддерживать логико-математический интеллект можно с помощью регулярных тренировок. Отлично подойдут решения различных задачек, головоломок или математических примеров. Не лишним будет дать школьнику возможность применять навыки в повседневной жизни. Например, считать стоимость корзины с едой или определять, сколько и чего нужно приобрести в магазине.

Лингвистический

Следующий вид интеллекта отличает его владельцев особой любовью к лингвистике и всему, что ее касается. Он помогает малышам быстро научиться говорить, слушать, писать и читать. Дети чуть старше обожают литературу, им нравится изучать иностранные языки, создавать стенгазеты и брать интервью. Как правило, они становятся яркими и общительными людьми.

Количество профессий, подходящих для таких людей, довольно велико. Самые интересные:

  • Переводчик;
  • Журналист;
  • Дипломат;
  • Писатель;
  • Корректор.

Обучение же для таких детей лучше всего проводить в групповой форме. Важно, чтобы малыш мог обсудить любые события или факты с другими людьми. При этом основным видом деятельности для развития становится именно общение, но не менее полезно может оказаться и чтение.

Межличностный

Одним из самых полезных из 8 основных типов интеллекта по Гарднеру является межличностный. Благодаря ему, дети легко взаимодействуют с окружающими, умеют произвести хорошее впечатление, чувствуют других людей и становятся хорошими руководителями. В любой компании такой ребенок переключает все внимание на себя и становится центром общего веселья.

Кем могут стать дети с межличностным интеллектом:

  • Политик;
  • Дипломат;
  • Директор;
  • Бизнесмен;
  • Менеджер;
  • Оратор;
  • Педагог.

Главный способ развития такого интеллекта – общение. Детей нужно обеспечить возможностью поучаствовать в разных обсуждениях, выступлениях на сцене, а также организации мероприятий. Хороший эффект может дать посещение театрального кружка.

Определив тип интеллекта ребенка, стоит заняться развитием именно его, отказавшись от попыток «разбудить» иные навыки.

Визуально-пространственный

Разум ребенка с визуально-пространственным интеллектом придает миру особые краски. Малыши получают огромное удовольствие от игр с куклами, собирательства пазлов, поиска выхода из лабиринта. Многие из них имеют выдуманного друга, с которым часто общаются. Становясь старше, такие люди хорошо чувствуют цвета, что помогает разбираться в сочетании одежды, легко решают задачи, связанные с геометрией, черчением и рисованием. У них не возникает проблем с географической ориентацией или запоминанием новых мест. Большим их преимуществом становится навык четкой визуализации.

Наибольшего успеха получится добиться в следующих должностях:

  • Художник;
  • Скульптор;
  • Дизайнер;
  • Архитектор;
  • Инженер;
  • Режиссер.

Как и любой из других типов интеллекта по Гарднеру, визуально-пространственный можно развивать. Для этого достаточно позволять ребенку больше рисовать, визуализируя настоящих или вымышленных героев, а также регулярно просить самостоятельно найти несколько решений для разных задач.

Телесно-кинетический

Для детей с таким типом интеллекта главным способом выражать свои чувства становится собственное тело. Они любят танцевать, заниматься спортом, мастерить разные предметы, выступать перед другими людьми. Такие увлечения позволяют получить максимально крепкое здоровье и добиться успеха во многих сферах. У детей также может существовать особенность характера, выражающаяся в ярком желании соперничать.

Любимое дело они могут найти в следующих профессиях:

  • Танцор;
  • Киноактер;
  • Артист;
  • Спортсмен;
  • Автомеханик;
  • Врач-хирург;
  • Скульптор.

Главной формой обучения для таких школьников должны стать спортивные секции. Именно они принесут самые лучшие результаты. Также можно отправить ребенка в другие кружки, где он сможет задействовать свои навыки.

Экзистенциальный

Один из самых особенных видов интеллекта, который может стать главным у ребенка. Он помогает получить высокий уровень осознанности, легко разбираться в своих чувствах, рассуждать о сложных вопросах, делать верные выводы. Такие дети хотят узнавать о разных экзистенциальных вещах, зачастую их беспокоят мысли о жизни и смерти. Часто их внимание привлекают работы знаменитых философов. Многие из них очень застенчивы, из-за чего становятся закрытыми личностями.

Какие профессии подойдут для таких людей:

  • Психолог;
  • Политик;
  • Ученый;
  • Преподаватель;
  • Священник.

Очень важно позволять таким детям высказывать свое мнение, слушать их, а также поддерживать некоторые идеи. Только такое отношение поможет развить им интеллект до хорошего уровня.

Натуралистический

Еще один из 8 видов интеллекта по Гарднеру, делающий ребенка способным к отдельным видам деятельности. Главным интересом таких людей становится окружающий мир. Больше всего удовольствия они получают от взаимодействия с природой. Зачастую главным развлечением детей с натуралистическим интеллектом становятся эксперименты с природными явлениями. Например, проращивание растений. Им очень нравится ходить в походы, оставаясь наедине с природой. Оценки по биологии, географии и химии у них всегда хорошие. При взрослении люди с таким интеллектом часто включаются в борьбу с загрязнением и уничтожением планеты.

Подходящие профессии:

  • Ветеринар;
  • Геолог;
  • Эколог;
  • Фермер;
  • Лесник.

Для развития натуралистического интеллекта нужно обязательно выделять ребенку время для ухода за питомцами, чтения интересных журналов или книг, отправляться с ним в походы, а также обеспечить его возможностью создать собственный сад.

Музыкальный

Последний тип – музыкальный. Те, кто обладает таким интеллектом, очень активно тянутся к музыке. Они быстро учатся играть на музыкальных инструментах, увлекаются творчеством известных музыкантов, стремятся посещать концерты, громко включают музыку. Такие люди легко запоминают мелодии, при этом зачастую поют песни вслух, не задумываясь о том, что скажут окружающие.

Кем может стать ребенок с музыкальным интеллектом в будущем:

  • Композитор;
  • Певец;
  • Диджей;
  • Ведущий на радио;
  • Звукорежиссер.

Лучшим способом развития музыкального интеллекта является посещение специальной школы, где ребенка обучат игре на выбранном инструменте. Большой положительный эффект окажет возможность публичного выступления перед сверстниками.

Если развить в ребенке навыки, не относящиеся к его типу интеллекта, его все равно будет тянуть к «своим» интересам.

Как развивать навыки

Определять тип интеллекта ребенка стоит всем родителям. Если сделать это и направить его развитие в правильную сторону, то успех в будущей жизни малыша будет неизбежен. Все восемь типов человеческого интеллекта получится улучшить с помощью любых подходящих методов, которые задействуют соответствующие навыки или интересы. Нужно лишь соблюдать регулярность тренировок, а также поддерживать своего малыша.