Бизнес: производство кисточек для рисования и покраски. Как открыть бизнес по производству малярных кистей

Натуральные кисти пользуются большой популярностью в различных сферах жизнедеятельности. Кисточки применяются для нанесения краски на окрашиваемую поверхность. Данные изделия считаются расходным материалом, поэтому на внутреннем рынке продукция имеет хороший спрос.

Большим преимуществом является тот факт, что кисточки могут реализовываться сразу по нескольким направлениям: строительство, хозяйственные и художественные товары. Для организации бизнеса понадобятся финансовые вложения на закупку технического оборудования, а также на аренду рабочего помещения и содержание персонала. Дополнительно потребуются средства на закупку сырья для производства.

Аренда технического помещения.

Для производства кисточек понадобится техническое помещение минимум на 400 квадратных метров. На этой площади будут размещены все основные агрегаты для изготовления продукции, а также участки личного пространства работников. При выборе места аренды следует учитывать наличие различных полезных коммуникаций, в частности: водоснабжения, электричества, газа и канализации.

Подключенные коммуникации существенно снизят начальные затраты на оборудование здания, а также увеличат производительность бизнеса. Стоимость аренды зависит от многих факторов, чаще всего на цену влияет расположение конкретного участка. Чем ближе помещение к городу, тем дороже его аренда. К примеру, в Московской области придется заплатить порядка 7 200 рублей за 1 квадратный метр площади в год. При этом не учитываются затраты на оформление сопутствующих документов.

Общие растраты на аренду промышленной площади: 7 200 х 400 = 2 880 000 рублей за 1 рабочий год.

Покупка рабочего инструмента и оборудования.

Промышленное предприятие по производству кисточек требует наличия специального оборудования и инструментов с помощью которого будет осуществляться изготовление продукции. Приобретение агрегатов следует производить в торговых точках, где на каждый товар предоставляется официальная гарантия. Наличие гарантии поможет снизить растраты на ремонт в случае возникновения неисправностей. Для производства понадобится: фрезеровальный станок, точильный агрегат, отборочное устройство для ворса, конвейер, воздушный компрессор, оборудование для покраски и клепальный станок.

Средние цены на оборудование:

Фрезеровальный станок - 43 000 руб.;
- точильный агрегат - 24 000 руб.;
- отборочное устройство для ворса - 37 000 руб.;
- небольшой конвейер - 39 000 руб.;
- воздушный компрессор - 15 000 руб.;
- оборудование для покраски - 17 000 руб.;
- клепальный станок - 53 000 руб.;

Общие растраты на покупку необходимых инструментов и технического оборудования: 43 000 + 24 000 + 37 000 + 39 000 + 15 000 + 17 000 + 53 000 = 228 000 рублей разовых затрат на агрегаты. В суммарную стоимость не входят затраты на настройку, установку и транспортировку систем.

Рабочий персонал для компании.

На промышленном производстве должны работать специалисты с опытом и необходимым запасом знаний. Чем выше уровень подготовки персонала, тем лучше качество произведённой продукции. Прежде, чем принять на работу кандидата следует провести тщательное собеседование и отбор участников. Данное мероприятие существенно упростит подбор профессионалов. Для начала работы понадобятся следующие специальности: специалист-технолог, токарь, фрезеровщик, маляр, отборщик и грузчик.

Средние ставки по зарплате:

Специалист-технолог - 56 000 руб.;
- токарь - 43 000 руб.;
- фрезеровщик - 39 000 руб.;
- маляр - 35 000 руб.;
- отборщик - 27 000 руб.;
- грузчик - 24 000 руб.;

Общие финансовые затраты на содержание начального рабочего персонала: 56 000 + 43 000 + 39 000 + 35 000 + 27 000 + 24 000 = 224 000 рублей за 1 рабочий месяц без учета праздников и выходных. В год: 224 000 х 12 = 2 688 000 рублей.

Для рекламирования бизнеса следует использовать все рабочие способы и инструменты рекламы. Наиболее популярными и эффективными считаются: интернет, городская пресса, местное радио и бесплатная раздача объявлений. В интернете необходимо создать собственный интернет портал, где можно будет размещать всю необходимую для потенциальных покупателей информацию. Стоимость услуг программистов и веб-мастеров варьируется в пределах 100 000 рублей.

Рекламирование предприятия через прессу также является достаточно эффективным, однако для этого следует систематически вкладывать финансы в рекламу. Ценовая политика рекламы в прессе и на радио изменяется в зависимости от ценовых расценок редакции. Для раздачи бесплатных объявлений и буклетов следует обратиться в службу, которая занимается печатью. Можно распечатать множество листовок с популярным товаром, ценами и контактными данными.

Продажа готовой продукции и сроки окупаемости.

Для продажи готовых изделий следует использовать внутренний рынок, в частности небольшие частные магазины и крупные торговые точки. Необходимо оформить деловой договор с посредниками или владельцами других компаний, чтобы иметь стабильный спрос на закупку продукции.

Дополнительно в качестве эффективного продвижения следует использовать различные выставки, где можно выгодно представить свою продукцию. Также вполне реально наладить мелкий оптом для небольших закупщиков.

Сроки окупаемости могут зависеть от количества продаваемой продукции и наличия постоянного спроса. К примеру, при стоимости одной партии готовых кистей порядка 5 тыс., рублей, общая прибыль в месяц с учетом, что будет продано порядка 40 партий — составит: 5 000 х 40 = 200 000 руб., соответственно за год — 200 000 х 12 = 2 400 000 руб.

Суммарные затраты на обустройство предприятия: 2 880 000 + 228 000 + 2 688 000 + 100 000 = 5 896 000 рублей. Срок окупаемости вложений возможен после 14 - 18 месяцев работы.

Читайте так же:




В древнем Китае считалось, что каждый уважающий себя образованный человек должен уметь обращаться с такими предметами как кисть, бумага, тушь и тушечница. Это были настолько важные атрибуты в жизни образованного общества, что их так и называли «Четыре драгоценности ученого».

В этой статье мы поговорим о первой драгоценности, то есть о кисти. А точнее о технологии изготовления кистей для живописи в Китае.

Процедура производства кистей очень сложная, каждый шаг ответственный и влияет на другой. Каждая маленькая ошибка на любом этапе может сильно повлиять на качество кисти.

Высококачественные кисти для живописи и каллиграфии делаются руками мастеров, и до сих пор никакая машина не сможет заменить работу выполнимую человеком. Поэтому количество и качество производимых кистей сделанными вручную никоим образом нельзя сравнивать с товарами, производимыми промышленными способами.

Этапы производства китайских кистей для живописи и каллиграфии:

    Выбор шерсти.

    Кисти делают из шерсти животных. На сегодняшний день выбор широк: ласка, коза, лошадь, свинья, лиса, заяц, олень, волк и т.д.

    Так же в Японии производят искусственную эластичную шерсть (нейлон), которую добавляют при производстве некоторых кистей.

    Чтобы зафиксировать красивую и гладкую форму кисти в основание добавляют растительный материал – джутовую пряжу.

    Каждая готовая кисть имеет ряд характеристик и предназначается для различных задач стоящих перед художником. Поэтому и шерсть для кистей подбирают в соответствии с назначением изделия.

    Например, мягкие кисти изготавливают из шерсти козы, а более жесткие из шерсти ласки, лошади, свиньи, нейлона. Кроме того учитывается длина, толщина, возраст животного и время года когда делают заготовки шерсти.

    Заготовка.

    Шерсть и идет с кожей, от которой надо избавиться. Для этого надо сырье замочить в воде для размягчения кожи. Потом надо разделить шерсть на маленькие рулоны и срезать кожу.

    Приводим в порядок заготовки.

    Теперь эти рулончики приводятся в порядок. С помощью специальной расчески избавляются от пуха. Выравниваются волокна по длине и лишнее у основания обрезается.

    Обычно каждая кисть изготавливается из 2-3 видов шерсти. Но распределить, сколько куда, может только опытный мастер.

    Толщина, длина и форма кончика кисти сильно влияет на ее свойства. Придание формы это, пожалуй, самый ответственный шаг.

    Теперь надо, при помощи расчески сделанной из кости, расположить волокна шерсти равномерно, чтобы готовая кисть во время работы не поменяла форму.

    После того как шерсть стала причесанной, её скатывают в ладонях сильно сжимая. Если основание не ровное его подрезают.

    После того как заготовки уплотнили их смачивают водой и регулируют кончик будущей кисти.

    Теперь заготовки высушивают и фиксируют нейлоновой нитью.

    Выбор ручки.

    Материалов для изготовления ручки много: бамбук, дерево, нефрит, керамика, слоновая кость, рог быка, пластик и т.д. Для дорогих, высококачественных кистей используют материалы наподобие рога быка, а для более бюджетных экземпляров берут бамбук или пластик.

    Это последний шаг. Раньше для того чтобы закрепить головку использовали сосновую смолу, а теперь для этого применяют суперклей.

    В завершении кисти очищают от маленьких шерстинок, используя специальных клей из водорослей.

    Чистое украшательство, но куда же без этого. Красиво выполненная резьба добавляет особый шик готовому изделию, делая его престижней и богаче.

    Шрифт на ручке бывает: «два ножа», «половина ножа» и «один нож». «Два ножа» — используют горизонтальный нож и вертикальный нож, шрифт называется KAI SHU. «Один нож» — используют горизонтальный нож, шрифт называется XINGSHU, CAOSHU. «Половина ножа» — после резьбы горизонтального ножа обработать вертикальным ножом, шрифт называется XINGSHU, KAI SHU.

Наверняка вы не раз задумывались над тем, чтобы открыть собственный небольшой бизнес. Если свободных средств не так уж и много, то отличным решением будет производство малярных кистей. Вы удивитесь, но такой товар пользуется большим спросом, особенно это касается тех мест, где рынок еще не полностью насыщен подобными предложениями. Давайте же рассмотрим, что нужно для того, чтобы наладить собственное производство. Как было отмечено выше, много денег для начала не потребуется.

Оборудование для производства малярных кистей

Конечно, как и в любом другом деле, нам не обойтись без профессионального производственного оборудования. Всё зависит от того, сколько мы хотим делать кистей в день. В любом случае необходимо купить фрезерный станок. На нём мы будем изготовлять ручки из деревянных заготовок.

Помимо этого, необходим хороший шлифовальный станок, на котором мы будем получать идеально гладкую ручку, работать с которой будет одно удовольствие. По сути, это и является наиболее дорогостоящим оборудованием. Что нам еще нужно, так это специальный клей, который безопасен для людей и устойчив к влаге.

Прочие расходные материалы - это плёнка и коробки для упаковки, а также бандажи. Если вы планируете производить изделия из пластика, то тогда вам придётся потратиться немного больше. Это обусловлено практически полной автоматизацией процесса. Здесь используется конвейерная подача.

Производство малярных кистей

Стоит обратить ваше внимание на то, что лучше всего производить изделия из твёрдых пород дерева, на что есть свои причины. Например, долговечность, прочность и т. п. Желательно отдать предпочтение дубу, можно выбрать бук. Заготовкам придаётся соответствующая форма с помощью фрезерного станка, затем ручки проходят шлифовку и покрытие лаком. После этого должно пройти какое-то время.

Это делается для того, чтобы покрытие полностью высохло. Только после этого можно приступать к креплению щётки к ручке. Можно использовать натуральную щетину, которая изготовляется из волос животных и имеет плотность в диапазоне 90 %. Обязательно нужно, чтобы щётка выдерживала высокие температуры и работала в агрессивных средах.

Классификация малярных кистей

Безусловно, есть несколько видов данного инструмента. Прежде чем открыть собственное производство, вы должны определиться с тем, какие кисти вы будете делать. Это может быть какой-то один вид или же несколько. Классические кисти – это те, в основе которых использовано дерево. Также есть пластиковые, тут используется жесткий материал. Помимо этого, существует еще и смешанный вид.

Чтобы получить такую кисточку, используют мягкие полимеры и жесткий материал. Их еще принято считать профессиональными. Ручка имеет специальное покрытие, которое делает хват более комфортным, что снижает утомляемость во время выполнения малярных работ. Если говорить о популярности, то лучше всего покупаются флейцевые кисти и макловицы (используются для больших объёмов работ).

Но в это же время имеет смысл продавать и другие виды. Например, наладить производство малярных кистей с узкой и тонкой кисточкой, длинной рукояткой и т. д. Существует классификация и по форме: овальные, круглые и т. д. Главное - качество, а не простота конструкции и её дешевизна.

Полезная информация

Хотелось бы сказать пару слов о производстве кистей из пластика. Как уже было отмечено выше, технология немного отличается. Чтобы производить такой инструмент понадобится дополнительное оборудование, а именно пресс-формы. Хотелось бы отметить, что в настоящее время имеется возможность приобрести уже готовый бизнес.

Если он заточен под производство какого-либо одного типа продукции, например, пластиковых малярных кистей, то его цена может составить порядка 800 000 рублей. Если это несколько видов, то стоимость возрастает чуть ли не вдвое. Что касается окупаемости, то для того, чтобы выйти на чистую прибыль, достаточно нескольких месяцев. Уже через 90-120 дней вы будут зарабатывать хорошие деньги, а производство малярных инструментов высокого качества всегда хорошо продаётся - это проверенный факт.

Хотелось бы отметить, что производство малярных кистей требует наличия сертификата. Обусловлено это тем, что ручной инструмент крайне травмоопасен, поэтому в обязательном порядке должен быть сертифицирован. Конечно, ваша продукция будет проверена экспертами, которые подтвердят санитарную безопасность и соответствие с ГОСТ.

Что касается вопросов реализации, то различные виды малярных кистей можно оптом продавать крупным компаниям. Помимо этого, вашими покупателями могут стать базы в больших городах, которые в дальнейшем будут сбывать ваши товары с наценкой в 15-20 %.

Основное преимущество данного бизнеса заключается в том, что он практически не подвержен сезонным колебаниям. Если и будут замечены упадки в продажах, например, зимой, то это всего 5-10 % потерь, что окупается уже в первые недели весны. Теперь вы знаете все тонкости и важные моменты и сможете открыть собственное производство малярных кистей, ведь это не так сложно, как может показаться.

При изготовлении кистей в первую очередь необходимо заготовить соответствующий волос или щетину животных. Заготовлять волос для кистей рекомендуется в марте - апреле, когда происходит линька животных. Стричь волос надо на небольшом участке, сразу же сортировать его по длине, упругости и связывать в пучки.

Удалив из пучка ненужные отдельные волоски, его подравнивают (с нерабочей стороны волос) и ставят в узкий стаканчик, с плоским дном, например в узкую баночку подрезанной частью вниз.
От легкого постукивания дном баночки все волоски пучка осядут и выровняются. После этого волосяной пучок перевязывают и вычесывают из него ненужные волоски. Для вычесывания пользуются металлической расческой с острыми зубцами.
Вычесанный пучок дополнительно перевязывают
Подготовленный волосяной пучок обезжиривают в авиационном бензине или бензине, применяемом для зажигалок. Для этого его кладут в банку с бензином и плотно закрывают крышкой. Пучок выдерживают в бензине не менее 2-3 суток, после чего его несколько раз промывают в чистом бензине и кипятят в 10%-ном растворе алюмокалиевых квасцов, являющихся дубителем. Обработка алюмокалиевыми квасцами делает волос негигроскопичным.

После кипячения просохший волос заворачивают в газету (в один слой), перевязывают и закаливают при температуре 140-150° в течение 50-60 минут.

Время закаливания пучков волоса зависит от вида волоса. Так, пучки из волос собаки или коров закаливают в течение 1 часа 20-30 минут. Тонкий волос требует более высокой температуры закаливания.

Для определения температуры можно пользоваться следующим простым способом: если бумага, в которую обернут волосяной пучок, слегка пожелтеет, это значит, что температура для закалки недостаточна, т. е. она ниже 150°; если бумага приобретет цвет светлой охры, это будет означать, что температура близка к 150°, т. е. достигнута температура, необходимая для закалки волоса; если бумага обуглится, это указывает на слишком высокую температуру, т. е. выше 150°, такая температура непригодна для закалки волоса - перегрев сделает его ломким.

После того как температура печи будет отрегулирована, приступают к закалке. Лучше всего пучки волос класть на сетку или подвешивать в печи, чтобы они равномерно прогревались горячим воздухом.

Прокалив волосяные пучки, их снова прочесывают и уравнивают концы волосков кисти, придавая пучку конусообразную форму. После чего из него удаляют короткие или непригодные волоски, пользуясь бритвой. Пучок кладут обрезанной частью к ладони, при этом придерживают его пальцами и бритвой, как бы подрезая волоски, и удаляют ненужные. Затем пучок раздвигают и из середины вынимают ненужные волоски пинцетом. Обрезанный волосяной пучок снова заворачивают в газету, перевязывают и вторично закаливают. Для определения качества закалки волос пучок смачивают водой; на волосках, недостаточно прогретых, будут образовываться завитки. Такой пучок смачивают водой и снова прокаливают.

Проверяют качество закалки волоса по его цвету. Так, при достаточной закалке белый волос приобретает желтоватый оттенок. Волосы черные или темного цвета проверяют путем вкладывания в пучок нескольких контрольных белых волосков, пожелтение их будет указывать на достаточную степень закалки волоса.

Подготовив волос, приступают к вязке кистей. Перед изготовлением кисти из пучка берут некоторое количество волоса (в зависимости от номера кисти), опускают его в заранее заготовленную коническую формочку, сделанную из жести или пластмассы. При этом она должны иметь коническое дно. Такие формочки должны заготавливаться в зависимости от различных номеров кистей.

Вложив пучок, путем постукивания по формочке подравнивают заготовку для кисти. Затем вынимают пучок, перевязывают его, после этого пучок перевязывают еще 2 раза.

Затем отрезают лишний волос и нерабочую сторону пучка тщательно покрывают лаком и вставляют в металлический капсюль (обойму). Капсюли изготовляют цельнотянутые или соединяемые внахлестку (с припайкой соединения) из черной (холодного проката) или белой жести или из латуни, величина капсюля зависит от номера кисти. Капсюли из черной жести и из латуни никелируют. Ручки изготовляются из древесины березы, осины, бука или ольхи, шлифуются, покрываются бесцветным лаком или окрашиваются в различные однотонные цвета. Вставленный в капсюль пучок заливают с широкого конца капсюля водостойким - лаком или синтетическим клеем. Клей (лак) проходит до самого конца волоса (щетины), заключенного в капсюль.

После сушки капсюль с волосяным (щетинным) пучком соединяют с деревянной ручкой. Капсюль на ручке дополнительно закрепляется путем обжима. Длина выпущенного волоса определяется по его упругости. При этом правильный выпуск волоса имеет важное значение, так как очень длинно выпущенный волос делает кисть растрепанной, а недостаточно выпущенный будет набирать мало краски. Готовую кисть смачивают водой, расчесывают до тех пор, пока волос кисти не станет ровным.

Ручка готовой кисти покрывается лаком.

Кистей сейчас огромное множество, причем самых необычных. В очередной раз перебирая свои кисти, я решила разобраться с типами ворса, что именно и для чего подходит. Ведь мы так часто рисуем, что уже не задумываемся почему именно белка или чем колонок отличается от щетины.

Белка

Одни из самых известных кисточек, с которых многие начинают обучение рисованию. Их делают из волосков с хвоста белки, причем взятый вверху хвоста ворс гораздо ценнее. Такие кисти бывают только круглые, очень мягкие и эластичные, так же из них могут делать кисти формы флейц (но ширина флейцев ограничена). Применяются в основном для работы с акварельными красками и красками на водной основе, потому что эти кисти отлично держат воду. При этом для масла белка слишком нежная и может начать вылезать от растворителя. Беличий волос прекрасно сохраняет форму, не ломается, впитывает влагу и хорошо моется под проточной струей воды. Беличья кисть позволяет рисовать без неравномерных полос и наложения размытых пятен благодаря тому, что при соприкосновении с бумагой, фарфором, фаянсом, волоски не разъединяются и ведут четкую, направленную линию. За беличьими кистями нужно бережно ухаживать. Волосок белки очень тонкий, голубого, черного или коричневого цвета.

Я тут вычитала, что материалом для этих кистей может послужить ворс разных пород сибирских белок.

К примеру, волос породы CASAN считается самым тонким. Из него делают инструменты, которыми расписывают керамику и фарфор. Ворс белки породы TALUTKY отличается большей длиной и применяется для кистей, используемых для каллиграфии. Белки CANADISCHE ценны своим коротким, черным ворсом. Каждый их волос имеет тонкий кончик. Поэтому из белки этой породы отлично получаются акварельные кисти.
Колонок

Кисточки из его ворса считаются очень ценными. Колонок – это помесь хорька, куницы и норки одновременно. В природе этих зверьков существует немного, к тому же его не так просто заготовить. К примеру, хвостик сибирского колонка дает не более 2-х г ворса, подходящего для кисточек. Из него получится 3-4 тоненькие кисточки и 1-2 большие. Для кистей мех берут только из его хвоста и только у животных, живущих в долинах рек Сибири, в Китае и Корее. Колонковый волос очень эластичен, легок и имеет острый кончик. Самые качественные кисти колонок - это сделанные из ворса самца, пойманного зимой. Кстати, пригодный под живопись ворс колонка, называется остью. Цвет волоса может быть разным. Это зависит от сезона, в который был пойман зверек, в основном, это золотисто-коричневый цвет. По качеству они похожи на беличьи, хотя есть и отличия. Ворсинки колонка у самого основания намного жестче и толще, а на кончике мягче, очень упругие и эластичные. Кисть может быть цилиндрической или плоской формы, разных оттенков от светло-рыжего до темно-коричневого. Эти кисти используются как для жидких, так и густых красок. В масляной живописи их используют при выполнении мелких деталей, также колонковые кисти удобны для лессировочной техники по сырому.

Соболь

Золотая середина между мягкой белкой и упругим колонком. Особенность кисточек из соболя в том, что они очень долговечные и почти не стираются, даже при работе с грубыми поверхностями, делают их из хвостов соболя. Кисть очень гибкая, набирает большой объем краски и дозировано отдает её. Из-за этих качеств такие кисти позволяют работать в различных техниках, от «сухой» кисти, до мокрой техники. Все можно делать одной кисточкой, что очень удобно. Лучший выбор для работы с акварелью, яичной темперой, гуашью. Кисти из соболя встречаются довольно редко и достаточно дороги, но они того стоят.

Куница


Производятся из ворса куницы или семейства куньих. Кисти из ворса куницы различаются по своим свойствам, в зависимости от того какая именно куница: равнинная или горная. Кисти из ворса равнинной куницы такие же мягкие как белки, а вот кисти из ворса горной куницы – чуть более упругие. В продаже такие кисти встречаются реже чем беличьи.
Ласка

Альтернатива ворсу колонка. Волоски красно-коричневого цвета, с хорошим острым кончиком, неплохой наполняемостью, но не такие длинные, как у колонка.

Щетина

Довольно жесткая, упругая и длинная. Ее сортируют по оттенкам (бывает черной, серой и белой) и длине, обрабатывают химическими веществами и отбеливают. Подготовленную щетину обдают кипятком, после чего она становится более эластичной. В готовом виде имеет светлый цвет. Щетину высокого качества производят в Китае и России.

Отличить эту кисть от других можно путем визуального осмотра - свиной волос расщеплен у окончания. Именно эта особенность и стала причиной использования свиного волоса - специфичный кончик позволяет кисти вбирать большой объем краски и ровно наносить ее, снова не макая кисть. Лучшие кисти этого вида имеют до 80% расщепленных волосков, но для художественных кистей лучше все таки откалиброванная нерасщепленная щетина. Эти кисти выбирают для рисования маслом, акрилом (можно не разводить), гуашью и темперой. У этих кистей есть особенность – отсутствует окончание у пучка, благодаря этому кисть способна набирать достаточно большое количество краски и задерживать ее. Основная форма кисточки плоская, хотя существуют цилиндрическая и веерная, а также флейцевая.

Пони

Мягкий ворс с цилиндрическим пучком, хорошо набирает воду. Используется ворс, который растет за ушами или на спине.Кисти часто используются в школах и детских садах для обучения акварельной технике.Кисти из волос пони отлично впитывают краски, но отдают их хуже, чем впитывают, собираются в форму конуса, неплохо держат форму, но не отличаются достаточной упругостью. Данный тип волоса, как у пони, относят к оформительской группе, так как у него нет острой вершинки, в силу этого эти кисти не очень хорошо подходят для профессиональных работ. Могут быть коричневого или белого цвета. Предназначены для работы с водорастворимой краской: акварель, гуашь или темпера.

Коза

Козий ворс эластичный, упругий и довольно длинный, бывает белых и желтых оттенков. Мягче, чем свиная щетина. Кисти сохраняют форму, отлично впитывают краски и воду, вследствие чего получаются ровные мазки. Их используют в живописи акварелью, каллиграфии, росписи батика и керамических изделий, японской живописи. Примечательно, что для каллиграфии берут кисточки в основном с ручками из бамбука из-за их легкости. Такая кисть подходит для работы батиком, потому что она способна выдержать горячий воск.

Кисти из ушного волоса

Такие кисти изготавливаются из волоса, который берется из внутренней части ушей волов, коров, качество которого определяется породой животного. Обычно такие кисти недороги, но прочны, упруги и чувствительны в работе, дают хорошие результаты и хорошо сохраняют форму. Волос имеет шелковистую текстуру. Изготавливаются плоскими и круглыми, так же изготавливают кисти для покрытия больших поверхностей. Кисти из волоса волов применяются для работы с масляными красками, акрилом, темперой, гуашью. Кисти из коровьего волоса применяются для работы с практически всеми видами красок: акварелью, гуашью, темперой, акрилом, масляными красками.

Мангуст

Кисти из мангуста легко отличить по цвету ворса, кончик окрашен в темно-коричневый цвет, а основание – в черно-белый или сероватый. Кисточки цилиндрические или плоские, упругие и немного жесткие.Их задействуют в работе, как правило, с густыми красками (например, масляными и акриловыми). По своему опыту могу сказать, что рисовать акварелью в сухой технике ей тоже можно, она отлично держит форму и тонкий кончик, но не очень хорошо удерживает воду.

Волк

Для нас скорее экзотика, но довольно распространены на востоке. Эти кисти изготавливают из волоса волка. Отличаются особой упругостью и эластичностью, благодаря этим качествам в основном такие кисти используют для каллиграфии и живописи гохуа (стиль традиционной китайской живописи в которой используются тушь и водяные краски на шёлке или бумаге), так же к виду кистей «волк» относят кисти сделанные из китайского желтого волка, который по сути является колонком.

Медведь

Делаются из обработанного волоса бурого или белого медведя. Кисти из волоса белого медведя по форме выпускаются плоские с длинным или коротким волосяным пучком, из волоса бурого медведя бывают круглыми, как на фото выше. Эти кисти отличаются меньшей жесткостью, но большей эластичностью по сравнению со щетинными, они обладают высокой упругостью и мягкостью. Применяются для «тяжелого» вида красок: масляные. гуашь и т.д. Кисти из волоса бурого медведя бывают округлой формы и отличаются большей мягкостью и эластичностью. Применяются для работы темперой, акварелью, тушью и т.д.

Барсук

Волос для этих кистей берется из хвоста барсука. Благодаря своим свойствам мех барсука стал идеальным материалом изготовления инструмента для масла. Кисти из ворса барсука мягче щетинных, обладают конической формой, отличаются «пушистостью». Самые лучшие кисти из меха барсука можно узнать по кончику белого цвета и полосе в середине.

Производители порой имитируют их, окрашивая свиную щетину или кисть из козьего волоса.Однако последние не могут сравниться с кистью из барсучьего волоса по своим рабочим свойствам. Если вы не уверены в подлинности кисти, обратите внимание на следующее: если у волоса нет “брюшка” и кончика, а вдоль его длины имеются скрученные и завитые волоски, то это кисть из козьего волоса; если есть расщепленные волоски, это свиная щетина.

Синтетика

Синтетические кисти изготавливаются из нейлоновых, полиэстерных и других волокон.
Синтетической волос на основе нейлона жесткий и не отдает воду, поэтому он не годится для акварельной живописи, а вот для масляных красок и акрила это качество как раз уместно.
Синтетический волос на основе сложных полиэфиров дает разную степень эластичности. Волоски разной длины и диаметра собирают в пучок который дает капиллярный эффект, что позволяет использовать такие кисти даже в акварели.

Такие кисти менее склонны к разрушению под воздействием разбавителей, насекомых, красок, прямых солнечных лучей. Но вот от механического воздействия эти кисти уступают по износостойкости натуральным, ворсинки быстро изнашиваются и становятся мягкими. Существует множество вариаций смешанных видов кистей из различного ворса. Смешивают ворс как натуральный, так и комбинируют синтетический с натуральным. Последнее время производство синтетических кистей активно развивается и качественная синтетика вполне может со временем заменить или дополнить натуральный ворс.

Краткий гид по разным материалам и видам ворса.
Масло - кисть щетина, колонок, ушной волос, синтетика, барсук.
Темпера - синтетика, барсук, белка, кисть щетина, колонок, ушной волос
Гуашь - ушной волос, синтетика, белка, кисть щетина, колонок
Акварель - кисть белка, колонок, синтетика имитация.
Акрил - синтетика, кисть колонок, белка.

Кроме этого существуют кисти из ворса лисицы, зайца (эти кисти делаются из особого подвида дикого зайца), енота, из крысиного меха, из гривы дикой лошади, из ворса верблюда, выдры, хорька, фараоновой мыши, молодого тюленя, песчаника, китайского ангкингского борова, кролика, горностая, оленя, из растительных волокон, из куриного пуха и т.д.

В петриковской росписи мастера сами делают кисти из волосков кошачьего меха, так называемые кошачки. Даже нашла мастер класс для любителей экспериментов.

А вот как кисти собирают.

Пока я писала этот пост, много думала об этичности производства натуральных кистей. Понятно, что технология отработана веками и часто кисти делаются из отходов меховых производств, но вместе с тем понятно, что спрос может повышать объемы заготовки. Никто не будет вылавливать животных и состригать с них нужное количество волосков из нужных мест. Поэтому здесь как с натуральными шубами - красиво, удобно, но насколько гуманно? Я лично давно перешла на синтетику и имитацию, натуральные кисти скорее редкость, при этом спокойно рисую акварели синтетикой, не гнушаясь самых дешевых кистей. Очень надеюсь, что со временем синтетика вытеснит натуральные волокна и они станут скорее экзотикой, чем необходимостью.