Что сделать чтобы ребенок начал ходить сам. Первые шаги очень нелегки: как родителям научить своего ребенка ходить. Хождение за руки

Навык самостоятельного хождения, пожалуй, главный, которого родители ждут от своего крохи вместе с первыми словами. По мере приближения к годовалому возрасту малыш все готовится к тому, чтобы сделать свои первые самостоятельные шаги. Если родителям кажется, что ребенку нужно помочь, они, конечно же, могут это сделать. Главное – помогать правильно. Как они могут научить своего ребенка ходить самостоятельно, без посторонней помощи и поддержки?

Всему свое время

Прежде чем волноваться, что малыш до сих пор не шагает сам, родители должны учесть несколько моментов.

  • Все детки развиваются по-разному. Нормальным принято считать, если ребенок пошел в год и 2 месяца. Но это лишь примерные рамки. Кто-то в состоянии вышагивать без маминых рук в 11 месяцев и даже раньше, а кто-то не готов к этому даже в 14 месяцев. Это зависит от здоровья крохи, генетики, его темперамента, веса и других факторов. Поэтому не нужно ни с кем сравнивать своего карапуза.
  • Если малыш родился раньше положенного срока, физические навыки его будут развиваться в соответствии с биологическим возрастом и компенсироваться постепенно. В таком случае сроки для каждого навыка будут индивидуальными, и оценивает это педиатр.
  • Для того чтобы ребенок мог пойти самостоятельно, его мышцы и косточки должны стать достаточно сильными и крепкими, а вестибулярный аппарат – натренированным. Другими словами, требовать от ребенка ходьбы, когда он не умеет держать равновесие или пружинить у мамы на коленях, неблагоразумно.

Природой не случайно устроено поступательное развитие: от этапа к этапу. По мере развития и укрепления органов, систем, мышц и косточек крохи пополняется и его двигательный багаж. Поэтому прежде чем начать ходить, ребенок проходит последовательно несколько ступеней физического развития:

  1. перевороты со спины и живота;
  2. сидение;
  3. вставание у опоры;
  4. ползание;
  5. вставание.

Только после этого маленький организм будет готов к освоению самостоятельного вертикального способа передвижения.

Коленные чашечки у детей формируются примерно к полугоду. Поэтому не форсируйте события, заставляя свое чадо много топать с этого возраста. Дайте коленкам 2 – 3 месяца на укрепление. То, что малыш «побежал» в 9 или 10 месяцев, с этой точки зрения далеко не всегда хорошо.

Правильная подготовка

Итак, чтобы ребенок начал ходить своевременно, готовить его нужно заранее. Важно укреплять мышцы ног, бедер, спины, шеи, тренировать умение держать равновесие с помощью простых упражнений. Делать все это можно с того момента, когда кроха выкажет первые попытки к переворачиванию.

  1. На начальном этапе мышцы шеи и спины хорошо укрепляют массаж и лежание на животе.
  2. Далее спину, шею, ножки и ручки укрепляют при помощи переворотов. Стимулировать интерес ребенка к переворачиванию при помощи ярких игрушек.
  3. Следующий этап – сидение. Малышам можно садиться примерно с 6–7 месяцев. При этом кроху провоцируют поворачиваться в стороны, тянуться за игрушками, опираться. Это поможет не только укрепить мышцы, но и улучшить координацию, равновесие.
  4. Ползание. Когда ребенок научится ползать (о том, как ему с этим помочь, читайте ), нужно поощрять его к активным путешествиям по дому, увлекая яркими игрушками, преграждая путь небольшими препятствиями в виде подушек или других безопасных предметов.
  5. Вставание и перешагивание. Примерно после 8 месяцев детки начинают вставать, опираясь о различные предметы или руки взрослого. Этот навык поможет укрепить мышцы рук и ног крохи, улучшить координацию. Важно не просто провоцировать карапуза чаще вставать. Когда он начнет переступать, держась за опору, нужно предлагать ему переступать небольшие преграды, тренируя навык ходьбы. Чем чаще ребенок будет переступать, высоко поднимая ножки, пружинить, прыгая на коленях родителей, тем крепче станут его мышцы и связки.
  6. Ходьба по опоре. Это последний этап перед тем, как ребенок решится отпустить страховку и сделать самостоятельно свой первый шаг. Важно стимулировать хождение у опоры, предлагая малышу достать до яркой игрушки или дойти до мамы, которая его призывает к объятиям. В этот период необходимо совершенствовать вестибулярный аппарат. Ребенка полезно качать на коленях родителей, кружить по комнате, наклонять в стороны, поднимать и опускать, качать на фитболе. Помимо прочего, такие игры доставят крохе немало удовольствия. Хорошо, если малыш будет много ходить, держась сначала за обе руки взрослого, а затем – за одну. Также ему сейчас полезно ходить, переступая через небольшие преграды. Постепенно кроху учат отпускать опору и стоять некоторое время.

Не прельщайтесь приучением малыша к ходункам. Они не научат его удерживать свой вес вертикально, держать равновесие, а как раз наоборот. Кроме того, привыкнув передвигаться таким образом, ребенок может долго бояться остаться без этой поддержки.

Обеспечиваем безопасность и комфорт

Если во время обучения ходьбе ребенок упадет, ушибется или получит травму, это может стать причиной сильного испуга и надолго закрепит в его сознании чувство опасности. Чтобы этого не произошло, обучение должно проходить в безопасной обстановке. Как ее создать?

  • Убрать с пола все, обо что можно пораниться или за что можно зацепиться и упасть (шнуры, острые предметы, игрушки), поставить мягкие заглушки на все углы, ограничители – на двери. Пол не должен быть скользким, а ковер – ерзать по нему.
  • На пути малыша не должно быть ступенек или порогов, поэтому учиться ходить лучше дома в комнате, а не на улице.
  • Обувь может стать дополнительным источником неудобства и беспокойства, поэтому учить кроху ходьбе лучше босиком или в носочках, которые не скользят по полу.
  • Ребенок должен видеть, что родители всегда рядом и могут подстраховать, подхватить его, если он споткнется или потеряет равновесие.
  • Стимулов для малыша не должно быть слишком много, иначе он растеряется и не поймет, за каким именно предметом нужно идти.
  • Колготки или штанишки не должны мешать, сползать и путаться между ножками.
  • Во время таких занятий кроха должен хорошо себя чувствовать и находиться в комфортных условиях (тепло, свежо).
  • Не нужно торопить события, требуя от малыша, чтобы он сразу сам прошагал полкомнаты. Правильно, если первых шагов будет немного: пара-тройка. Иначе ребенок может испугаться.

Чтобы стимулировать свое чадо к самостоятельной ходьбе, чаще гуляйте с ним в местах, где бегают маленькие детки. Пусть вдохновляется их навыками, умением управляться с игрушками свободными ручками, и стремится к этому сам.

Движемся к самостоятельным шагам

Чтобы научить ребенка ходить без поддержки и страховки, сначала его нужно научить ходьбе именно с ними. То есть дать навык передвижения «почти самому», не по статичной опоре в виде диванов или шкафов. Создать такое ощущение, подарив радость движения и постепенно пробуждая желание двигаться без посторонней помощи, можно с помощью следующих приемов и приспособлений.

  • Обруч поможет довольно быстро обучить ходьбе кроху, который умеет стоять, но боится передвигаться. Карапуза нужно поместить внутрь круга так, чтобы его ручки держались за обруч, понемногу перемещая обруч вперед. Похвала и поддержка мамы будут лучшим стимулом для ребенка. Скоро он поймет, сколько радости можно получить, передвигаясь таким способом. Постепенно и страх бросить опору пройдет.
  • Такой же страховкой от неожиданных падений служат специальные детские ремешки-поводки, за которые кроху поддерживают родители, пока он топает. Такие «вожжи» помогут малышу не бояться падений, но при этом активно ходить.
  • Коляска или игрушка-каталка. Толкая эти предметы перед собой, ребенок может передвигаться, а мама не будет бояться, что он упадет. Но подстраховывать кроху, находясь рядом, все равно нужно, ведь неожиданностей исключать нельзя.
  • Освобождаем руку. Водя малыша по комнате за обе ручки, постепенно его приучают держаться только за одну руку. Для этого в его вторую ручку можно вложить любимую игрушку и предлагать, к примеру, отнести ее папе или на место. Это улучшит способность держать равновесие.

Если малыш постоянно спотыкается и падает, даже держась за руки взрослого, это может говорить о проблемах со зрением. Проконсультируйтесь с офтальмологом, чтобы не упустить возможную проблему. Если же все в порядке, уделите внимание тренировке вестибулярного аппарата.

Когда малыш научится уверенно топать, держась за одну руку, самым последним этапом обучения навыку самостоятельной ходьбы станет провокация малыша отпустить руку взрослого. Для этого важно создать добрую атмосферу, улыбаться крохе, подбадривать его, говорить, какой он умница.

Пусть папа ведет ребенка за ручку, а впереди ждет мама, зовя в объятия или маня игрушкой. Нужно сделать так, чтобы рука папы оторвалась от ручки карапуза примерно за пару шажков от мамы, чтобы малыш сделал их, не успев испугаться, а ощутив на секунду себя свободным. Если все получилось, ребенка нужно обнять и похвалить. В следующий раз папа отпускает ручку чада на один шажок раньше, затем еще на один. Но при этом остается готовым подхватить кроху, если он все-таки начнет падать.

Если родители будут действовать последовательно и терпеливо, не форсируя события, принимая свое чадо таким, какое оно есть, то в конце концов они дождутся счастливого момента, когда ребенок научится ходить без их помощи, ощутит себя самостоятельным и свободным.

Инна Узьянова

Как удержать внимание детей на занятиях :

Не секрет что удерживать внимание детей на занятиях , особенно всей группы, очень сложно. Ведь от того, насколько ребенок внимательно слушает педагога , зависит качество усвоения им материала. Соблюдение правил поведения на занятиях организует и дисциплинирует детей , приучает уважительно относиться к учебному процессу и формирует готовность к школе.

Если дети часто отвлекаются и болтают на занятиях , то чаще всего причина этого- скука из-за плохо подобранного наглядного материала, отсутствие интригующего момента, неинтересного или не соответствующего

возрасту материала и т. д. Важно учитывать это и не перетруждать детей .

Вот несколько советов :

Для привлечения внимания группы используйте невербальные средства-жесты. Например сигналом "Внимание " может стать один и тот же жест (рука вверх или что-то другое) . Вы можете использовать его, когда хотите напомнить детям, что нужно слушать. постепенно дети привыкнут к этому жесту, и это позволит Вам лишний раз не отвлекаться от темы.

Во время начала занятия не дожидайтесь полной тишины в группе, обязательно найдутся те дети, которые будут вертеться и разговаривать. Чтобы привлечь внимание детей , сначала можно повысить голос, но потом, как только заметите, что дети угомонились и стали слушать, говорите спокойным и тихим голосом.

Ребят,которые обычно вертятся и отвлекают друг друга, рассадите подальше. Сами распределяйте кто и где будет сидеть, но не делайте это постоянно, каждый ребенок должен знать свое рабочее место.

Если кто-то из детей пытается перебить вас во время проведения занятия не по теме в первый раз, не обращайте внимания (конечно если он не просится в туалет или не возникло что-то непредвиденное). Следует реагировать только на вторую попытку. Позже, в течении дня, поговорите с ним, обсудите с ним как он мог поступить иначе, чтобы не перебивать вас и не отвлекать других.

С часто отвлекающимися и непослушными детьми можно поиграть в игру- предложить им побыть в роли воспитателя и провести занятие с детьми или куклами, а самое главное- самим в процессе этого занятия решать , что будет происходить в это время, в какой последовательности и т. д.

Благодаря таким простым правилам к концу прибывания в детском саду дошкольники, как правило,усваивают основные правила поведения на занятиях .

По словам медиков, здоровый, правильно развивающийся малыш должен «пойти» в период с 9 до 18 месяцев, особенно если создать для него благоприятные условия. Какие? Предлагаю разобраться вместе в статье «Как научить ребенка ходить самостоятельно без поддержки».

Как то «гуляя» по просторам Интернета, я наткнулась на сообщение молодой мамы, утверждающей, что ее малыш пытается вставать чуть ли не в 6 месяцев. Она, естественно, в восторге, а вот врач, комментирующий ее слова, вовсе нет. Он утверждает, что мышцы у крохи еще не окрепшие, впрочем, как и опорно-двигательный аппарат. Следовательно, последствия раннего хождения могут быть плачевны: от неправильной постановки стоп до искривления голени.

Усугубляется ситуация, если у карапуза есть определенные проблемы со здоровьем, о которых его врачи и родители пока не знают. Правда, это не мешает последним всеми силами стараться помочь ребенку быстрее научиться ходить.

В то же время подобные страхи не должны омрачать настроение, если малыш сам пытается встать или сделать первый шаг раньше времени. Во всяком случае, в этом уверен доктор Комаровский. По его словам, ребенок сам встает, если его организм уже полностью сформирован и готов к новым свершениям.

Как понять, что малыш готов

Возраст, в котором карапуз сделает свой первый шаг, индивидуален. По мнению ортопедов, у большинства детей это случается в 1 год, но все равно всех подгонять под стандарты не стоит. В конце концов, на показатель влияет генетика, темперамент (сангвиники и холерики идут быстрее меланхоликов и флегматиков), климат (южане развиваются быстрее северян), наконец, болезни и стрессы.

Общеизвестный факт, что дети, растущие в благоприятной обстановке без конфликтов и ссор со стороны родителей, быстрее делают первые шаги (порой даже в 10 месяцев), нежели те, кто живет в постоянной ругани и криках. Кстати, стресс могут спровоцировать не только они, но и частые переезды, чужие люди в доме.

Болезнь – еще один неблагоприятный фактор. Даже банальная простуда способна отсрочить наступление заветного часа, поэтому если малыш ее перенес, торопиться с помощью ему в ходьбе пока не стоит.

В идеале, важно просто понаблюдать за ребенком, чтобы понять, что он способен сделать свои первые шаги. Итак, присмотритесь внимательно. Если Вы заметили, что карапуз:

  • в силах подняться, удерживаясь за что-то;
  • передвигаться вдоль опоры;
  • путешествовать из комнаты в комнату на четвереньках;
  • ходить за руку;
  • покорять небольшие горизонты и залезать на невысокие стулья...

Значит, он готов ходить. Непосредственно на это указывает и тот факт, что делается все это с огромным удовольствием.

Ежели Вы чаще всего подталкиваете его к этим действиям, а сам он радости от них не получает, остановитесь. Не стоит торопить события, чтобы не столкнуться лицом к лицу с неприятными последствиями. В конце концов, если время идет, а ребенок ходить желания не изъявляет, есть смысл показать его врачу. Проблемы с опорно-двигательным аппаратом и ЦНС способны тормозить навык самостоятельного хождения. Причем в большинстве своем они поддаются коррекции. Нужны лишь своевременная диагностика и лечение.

Что сделать, чтобы пошел быстрее

Хотите, чтобы ребенок пошел в 11 месяцев? Тогда начинайте готовить его к этому... с пеленок. Новорожденным полезны и гимнастика. Уже в месяц их необходимо регулярно выкладывать на животик: так и газики будут меньше досаждать, и мышцы спины, шеи будут крепнуть.

В 3 — 4 месяца пора учить переворачиваться. Это задействует мышцы спины и потом поможет быстрее сделать первые шаги. К полугоду кроха начинает садиться. Бывает, дети приходят к этому раньше, хотя врачи это и не рекомендуют. С 6 месяцев можно и нужно ползать, подолгу и с удовольствием. Последнее придет, если постоянно как бы невзначай оставлять любимые игрушки вне зоны досягаемости. Тогда малыши за ними тянутся, и навык оттачивается быстрее.

Кстати, ученые обнаружили интересный факт в ходе исследования. Оказывается, дети, которые активно ползали в младенчестве, легче обучаемы и невероятно успешны в школе, по сравнению с теми, кто сразу «пошел». Возможно, это косвенно объясняется тем, что такие малыши более любознательны от природы.

Как быстро научить ходить

Часто родители спрашивают педиатров, как быстрее научить ходить ребенка. Те отвечают, что необходимо использовать гимнастику. Есть целый ряд упражнений, выполнение которых займет не более нескольких минут в день, а результат будет отличным. В их числе:


Есть и другие способы обучения ходьбе, без посторонних приспособлений. Причем с них и советуют начинать специалисты, отвечая на вопрос о том, как правильно учить.


Сначала шаги в стиле «от одного к другому» будут еле заметны, а время без контроля со стороны родителей – минимальным. Но если тренироваться ежедневно, оно будет увеличиваться. На этом этапе важно помогать, но не переусердствовать: сейчас одно неправильное движение способно перечеркнуть все. И в первую очередь это касается безопасности.

Обучение следованию и самостоятельному хождению на улице: практика и некоторые мысли
Насколько я знаю, эта тема весь актуальна для мам окологодовасов, а информации в сети об этом немного. Возможно, мои знания, мысли и опыт будут кому-то полезны. :)

Зачем вообще учить следованию и хождению по улице ребенка 1-1,5 лет? Для себя я отвечаю на этот вопрос так:

Если ребенок начал ходить, ему нужно обязательно тренировать новый навык, причем именно тогда, когда он формируется (то есть сразу после начала самостоятельной уверенной ходьбы), а не позже, в 2-3-4 года; ходить ногами нужно для нормального физического развития ребенка; это не значит, что он сразу должен проходить 5 км - но постепенно учить ребенка преодолевать пешком видимые расстояния нужно;
- Городская среда не создает условий для естественного обучения следованию (когда ничего специально делать не надо, все само получается), поэтому маме нужно взять ответственность на себя и организовать для ребенка такое обучение; для этого ей полезно знать некоторые приемы.
- Я придерживаюсь мнения, что в паре «мама-ребенок» присутствуют иерархические отношения, мама - ведущая, ребенок - ведомый; это относится и к поведению на улице: мама устанавливает правила, указывает границы и обучает определенным необходимым для жизни навыкам, а ребенок соблюдает эти правила, встраивается в рамки и обучается;
- Идти по улице за мамой, а не убегать или идти по своим делам, то есть следовать за мамой - нормальное поведение ребенка, обучение этому - не дрессировка, а выработка необходимого для жизни навыка и обучение необходимым правилам; при этом понятно, что есть прогулки по маминым делам, а есть - прогулки и «привалы» для исследования мира и удовлетворения потребностей ребенка.

Если вы со мной не согласны, это не значит, что вы ошибаетесь. :) Это просто значит, что статья написана не для вас. Спорить не нужно - пост вывешен не для споров, надо или не надо и почему, а для обмена опытом людей, которые считают обучение необходимым и согласны с вышеперечисленными пунктами. Если у вас есть собственные приемы, собственный опыт обучения хождению/следованию ребенка 1-1,5 лет - ваши комментарии будут бесценны для тех, кому эта информация актуальна. :)

Практические методы отработки навыка хождения и следования .

Сразу оговорюсь, что излагаю не строгую «рожановскую» теорию, а скорее собственную ее интерпретацию, причем довольно мягкую, и на полноту охвата материала совсем не претендую. :)

Еще одно важное уточнение (спасибо

). Начинать водить ребенка в возрасте около 1 года по улице лучше за руку. Это удобно, безопасно и само по себе является естественным приемом обучения следованию. По моим наблюдениям, дети, которые привыкли ходит за руку, реже убегают, лучше следуют за мамой, позже с ними легко ходить на любые расстояния.

Итак, вы вышли на улицу, взяли ребенка за руку и пошли. Если ваш ребенок нормально идет за вами, не вырывает руку, не останавливается, не отвлекается на листочки и не просится на руки - вам достался уникальный экземпляр можете дальше не читать, у вас все и так отлично. :)

Если же ребенок ходит плохо, мало, или хорошо и много, но не туда, и вы хотите научить его ходить по улице и вообще ходить ногами на видимые расстояния, можно воспользоваться двумя способами (методами):

1. Если ребенок шел за вами какое-то время, а потом отстал/пошел в другую сторону/сел на землю - нужно подхватить его под мышку, пронести пару метров в нужном направлении и опять спустить на землю; опять отстает/садится/убегает - повторить.

В общем-то, данный метод широко известен и много раз обсуждался. На какие нюансы я хочу обратить внимание:

Метод удобно использовать, если ребенок в принципе не отказывается ходить, ходит хорошо и много, но не туда; :)

Не нужно отпускать ребенка далеко от себя или самой уходить далеко и ждать, когда он вас догонит - это, во-первых, небезопасно, а во-вторых, ребенок может ваш зов проигнорировать и вам придется возвращаться за ним в ущерб своему авторитету и с риском превратить процесс в игру в догонялки; отпускать ребенка от себя лучше максимум на 1-1,5 метра, чтобы вам хватило шага для «подхвата» под мышку и возвращения на «маршрут»;

Отрабатывая навык, гулять лучше всегда с целью, так как это помогает прежде всего маме - она не «отрабатывает следование» просто ради следования, а действительно заинтересована в том, чтобы дойти, например, до магазина, и ребенок это чувствует; конечно, поначалу эти цели должны быть близлежащими - даже детская площадка у соседнего дома подойдет;

Идеально гулять в паре с другим человеком, которого ваш ребенок хорошо знает, чтобы именно он, а не вы, перехватывал идущего не туда ребенка и направлял в вашу сторону; но если это никак не получается организовать, можно и обойтись.

2. Другой способ сделать так, чтобы ребенок шел куда надо маме и вообще шел по улице ногами - условно говоря, “договариваться». То есть вы вышли на улицу, вязли ребенка на руки и определили вслух условие: «Несу тебя до того столбика (дорожки, горки), а дальше идешь ногами». Соответственно, после того, как дошли до столбика, дорожки, горки, надо все-таки добиться, чтобы какое-то расстояние ребенок прошел сам, а потом снова взять на руки с новым условием (донесу до лужи/магазина и пр). Чередовать передвижение на руках/ногами, постепенно увеличивая расстояние, пройденное ногами.

Смысл этого способа в том, чтобы способ передвижения и расстояние, пройденное на руках/ногами, определяла МАМА, а не ребенок. Разумеется, при этом мама учитывает возраст ребенка, его физическую форму, умение ходить, погоду и еще множество разных обстоятельств. Поэтому для годовалого ребенка соотношение на руках/ногами будет одно, для полуторалетнего - уже совсем другое, зимой в одном и том же возрасте пройденное ногами расстояние будет одним, летом - другим, и т.д.

Нюансы, на которые стоит обратить внимание при практическом применении:

Метод удобно использовать, если ребенок совсем отказывается самостоятельно ходить или ходит очень мало;

Расстояния можно брать любые, даже довольно большие, но отрезки пути ногами поначалу лучше делать поменьше - 10-20 метров;

Ребенку не обязательно подробно описывать ориентиры места, где вы его возьмете на руки/поставите на землю, не обязательно так же, чтобы он это место непременно заранее издалека увидел- достаточно коротко озвучить свое намерение («несу тебя до домика», «идешь ножками до лужи»). Важно - если ребенок дошел до лужи, но на руки не просится, не спешите его брать; дайте ему возможность «превзойти самого себя». :) Но не доводите до того, чтобы он все-таки заплакал и запросился - лучше через пару лишних метров сами возьмите на руки и обозначьте новый «рубеж»;

Понятно, что брать на такие прогулки слинг/коляску есть смысл, только если вы планируете часть пути потренироваться в ходьбе, а часть быстро пойти, куда надо.

Кое-какие мысли о теории и практике воплощения вышеназванных методов .

Чем эти методы, на мой взгляд, лучше, чем всякие уговоры, заманивания, отвлечения («пойдем посмотрим на кошечку» и т.д.)? Применяя их, мы не заставляем ребенка обманом или хитростью сделать, как нам нужно, аформируем у ребенка сознательное поведение . То есть мы показываем, как надо делать (обучаем навыку) и почему (устанавливаем правила). Дети в 1-1,5 года - вовсе не такие несмышленыши, как принято думать, они вполне сознательные существа, способные понимать и усваивать правила поведения и следовать им. Именно тут заключено основное отличие от «дрессуры», и в дальнейшем с такими детьми действительно легко гулять, обходясь без коляски или слинга. А вот отвлекать и обманывать с возрастом обычно получается все сложнее. Однажды вам все равно придется такое сознательное поведение формировать, и тут я придерживаюсь мнения, что «чем раньше - тем лучше». Мне кажется, что если у ребенка до 3-4 лет не было необходимости контролировать себя (его постоянно отвлекали или добивались от него нужного поведения хитростью), ему гораздо труднее сознательно соблюдать какие-то правила поведения

Еще один момент, о котором нельзя не упомянуть - реакция ребенка на обучение. Да, она может быть негативной, особенно если прежде вы границ не устанавливали и следованию не обучали, и ребенок привык, что он идет, куда хочет, что вы его всегда ждете, или что его всегда берут на руки по его требованию. В таком случае он может орать при попытке поставить его на землю даже после того, как условное расстояние на руках пройдено, при попытке взять его под мышку и унести от интересного листочка и т.д.

Определить, почему именно ребенок орет - по причине реального дискомфорта или с целью проверки границ - самой маме бывает довольно трудно просто потому, что она, как правило, просто не может посмотреть на ребенка «со стороны». Но все-таки есть некие объективные признаки, на которые можно в данном случае ориентироваться. Если у ребенка удобная одежда и обувь, он не напуган/не стрессован незнакомой обстановкой (вы находитесь на улице, по которой уже 100 раз гуляли), не устал/не хочет спать (только что вышли из дома), если он прекрасно ходит полчаса по детской площадке или по парку, но начинает орать, как только вы побуждаете его идти в нужном вам направлении - скорее всего дело не в дискомфорте, а в банальном нежелании ребенка ходить за вами (ему нравится, когда его носят/возят или он готов ходить, но именно сейчас хочет настоять на своем и тем самым проверить, насколько он может управлять этой ситуацией).

В данном случае трудно советовать что-то однозначно. Мне кажется, что отношение к реакции ребенка и ваше поведение должны зависеть от того, насколько хорошо вы чувствуете ребенка, насколько готовы уступить ему «управление» и чего именно хотите добиться обучением.

Если вы хотите Как научить ребенка ходить самостоятельно за вами, считаете, что это нужно и ему, и вам, уверены, что он не боится, не устал, а именно не хочет/проверяет границы, и чувствуете в себе силы настоять на своем - сам факт ора вас останавливать не должен, но стоит продумать стратегию, как его минимизировать (отвлекать/заговаривать зубы, продолжая настаивать на своем, либо каким-то образом донести до ребенка, что эта «кнопка» больше не работает; наработанные способы избежать ора и настроить ребенка на положительный лад буду рада видеть в комментариях). :)

Если вы считаете, что дело того не стоит и проще посадить в слинг/коляску, чем прилагать усилия и «мучить ребенка» (ведь рано или поздно все равно научится ходить и следовать за мамой) - скорее всего, вы не считаете , весомыми, и вам вообще не нужно читать этот постприменять этих методов.

Если научить хотите, вы согласны, что это нужно, но не уверены в причине такого поведения, вам кажется, что ребенок орет из-за стресса/дискомфорта - разумеется, лучше обучение прекратить до созревания уверенности/исчезновения всяких подозрений на дискомфорт/устранения всех возможных причин такового. :)

Ну, то, что для ребенка, который будет много ходить, стоит приобрести подходящую (легкую) одежду и удобную обувь, особенно на зимнее время, думаю, много распространяться не надо, это очевидно. :)

Не могу не сказать два слова о пугании злым дядей и чем-нибудь еще - моментом, который неразрывно связан с обсуждением темы следования. :) Я абсолютно убеждена, что ребенку, которого с 1 года мама учила навыкам поведения на улице - не убегать, ходить за ней и т.д. - и у которого с мамой нормальные гармоничные отношения, такие «пугалки» никогда не понадобятся. Если же ребенок в 2-3 года от мамы убегает и на улице не управляем, причем ничего не помогает - тут дело далеко не в следовании, а в отношениях «мама-ребенок» в целом, и приглашением злого дяди с мешком тут делу не поможешь, а то и усугубишь проблему.

На проблему выработки поведения следования; :) интересные мысли о том, как ребенок в норме осваивает окружающее пространство и почему трудно формировать поведение следования в городской среде. Единственный минус - автор говорит об «инстинкте следования», тогда как «Рожана» - все-таки о поведении следования, и тут возникает путаница, затрудняющая понимание проблемы. Вопрос, существует ли некий инстинкт следования, лично для меня остается открытым. Но в том, что у ребенка существуют некие врожденные механизмы, помогающие ему осваивать пространство, я не сомневаюсь, и рассуждения о действии этих механизмов (одним из которых она считает как раз инстинкт следования) мне очень близки.

ВЗЯТО ОТСЮДА )

Методика обучения строевым упражнениям детей разных возрастных групп

1ая младшая группа

Наиболее удобно в этом возрасте построение в круг. В начале года лучше применять построение врассыпную, так как дети еще плохо ориентируются и на организованное в определенную форму построение уходит слишком много времени.

В первое время построения проводятся с небольшой подгруппой детей, по 6-8человек. Постепенно к построениям привлекают всю группу.

Все построения проводятся с помощью воспитателя. Он показывает каждому ребенку его место среди других детей, например: «Миша, ты встань рядом с Ирой. Олечка, и ты с ними становись!». Если после этого ребенок плохо ориентируется при построении, воспитатель подходит к нему, берет за руку и отводит на место. В младшей группе дети становятся в пары с помощью воспитателя, кто с кем хочет.

Для построения в круг.

1 прием. Дети становятся сначала в линейку, берутся за руки. Воспитатель берет за руку первого и последнего в шеренге и замыкает круг.

2 прием. На пол ставится стул или кладется какой-нибудь яркий предмет (кегля, кубик и др.),которые обозначают центр круга. Воспитатель предлагает детям стать вокруг этого предмета лицом к нему, взяться за руки, а затем сделать круг как можно больше, отходя назад. Воспитатель всегда становится с детьми в круг, следит, чтобы дети его не сужали.

Переходы, необходимые в занятии, дети совершают гурьбой, либо направляясь к указанным воспитателем ориентирам (к окну, куклам, скамейке и пр.), либо двигаясь за ним самим.

Дети располагаются произвольно, без учета роста. Очень важно приучать их становиться для выполнения упражнений подальше друг от друга. Воспитатель предлагает поднять руки в стороны, помахать ими вверх-вниз и отодвинуться так, чтобы не касаться соседа. Удобны для быстроты размещения детей нанесенные на пол краской или обозначенные мелом, липкой лентой-пластырем точечки или кружочки. По предложению воспитателя каждый ребенок находит себе ориентир (домик) и становится там.

2ая младшая группа

Дети, особенно во второй половине года, уже более самостоятельны при построениях. По указанию воспитателя они легко и достаточно быстро становятся в круг, пары и друг за другом. 1. Вначале им разрешают становиться в колонну друг за другом в любом порядке независимо от роста. Постепенно их приучают занимать определенное место среди других детей . Чтобы добиться этого, воспитатель постоянно напоминает, что нужно запомнить, кто за кем стоит в колонне, шеренге, кто с кем ходит в паре. Если ребенок затрудняется найти свое место, воспитатель подсказывает, за кем он должен встать. 2. Детей приучают становиться в шеренгу , т.е. вдоль одной линии, один возле другого с обращенным в одну сторону лицом. Проще всего встать в шеренгу из построения друг за другом в затылок (колонну). Из этого положения воспитатель предлагает детям повернуться всем направо или налево. Так как дети еще плохо знают стороны, воспитатель становится с одной из сторон колонны, примерно посередине ее, и говорит детям, чтобы они повернулись лицом к нему. Другой способ : дети строятся в шеренгу, ориентируясь по нанесенным краской или мелом линиям, становясь на них носочками. 3. Для построения в круг можно на пол по кругу положить связанную концами веревку или начертить линию. Дети ориентируются на линию или веревку. Другой способ : воспитатель становится против середины шеренги на расстоянии нескольких шагов от нее и предлагает детям, стоящим на концах шеренги, двигаться к нему, образуя круг. Дети при этом держаться за руки. 4. Воспитатель показывает детям, как поворачиваться, переступая на месте . При поворотах широко используются зрительные ориентиры (лицом к стене, окну). 5. Во время перемещений на занятиях используется те же способы, что и в предыдущей возрастной группе.

Средняя группа

1. Для закрепления навыков самостоятельного построения в круг, в пары, в колонну, в шеренгу воспитатель предлагает детям интересные задания во вводной части занятия : построиться в определенном порядке, затем по сигналу разбежаться по всему залу, а по повторному сигналу снова быстро стать на свои места. Чаще всего для таких упражнений применяются звуковые сигналы: хлопки, удар в бубен, слово, прекращение музыки и др. Могут быть использованы и зрительные сигналы: поднятая и опущенная рука, зеленый и красный флажок и т.п. 2. В колонну и шеренгу детей средней группы приучают становиться по росту . Надо чаще напоминать, чтобы они становились посвободнее, не касались друг друга. Детей приучают также становиться друг за другом ровно по одной полоске. Воспитатель объясняет, что, стоя в одну линеечку (в шеренгу), надо стараться поставить носочки ровненько, так, чтобы они все были на одной линии. 3. Дети самостоятельно становятся из колонны по одному в пару со своим соседом и, обратно, из пар в колонну, как на месте, так и во время ходьбы . 4. Воспитатель учит детей перестраиваться из одной колонны или шеренги в несколько звеньев. Для этого он заранее распределяет детей по звеньям так, чтобы в каждом из них было равное число детей, и назначает ведущих. По сигналу ведущие выходят на условные места, за ними становятся ребята. Позже дети перестраиваются в звенья на ходу - во время ходьбы по залу врассыпную или вокруг зала друг за другом. Услышав сигнал о перестроении в звенья, ведущие направляются к заранее указанным местам, останавливаются и поворачиваются лицом к воспитателю. Остальные ребята становятся за ведущими друг за другом в свои звенья. В начале обучения ведущим можно дать флажки или повязки разного цвета, чтобы детям было легче находить свое звено. 5. Можно строиться вокруг водящих в несколько кружков . Дети ходят или бегают врассыпную, по сигналу окружают водящих, берутся за руки и образуют круг. Водящие могут находиться на площадке в любом месте. Воспитатель приучает поддерживать определенную величину круга, следит, чтобы дети не сужали, не расширяли и не разрывали его. 6. Направо, налево и кругом дети поворачиваются переступая на месте, без применения специальных строевых приемов . 7. Во время перемещений от пособия к пособию дети движутся чаще всего в колоннах друг за другом. 8. Указания для построения, перестроения и поворотов воспитатель дает в форме простого распоряжения, а не команды. («Повернулись направо. Пошли вокруг зала. Ребята, разойдитесь в звенья за ведущими и т.п.»).

Старшая группа

1. В старшей группе дети уже довольно самостоятельны при построениях в колонну, круг, они умеют перестраиваться из колонны в пары, в звенья, как на месте, так и при передвижении. Самостоятельно строятся дети в два и несколько кругов . Круг из колонны по два дети образуют следующим образом: стоящие в парах поворачиваются лицом друг к другу, берутся за руки с рядом стоящими, первые и последние в шеренгах соединяют руки, все отходят назад - образуется круг. Из пар или колонны по два можно построиться и в два круга. В этом случае дети по сигналу воспитателя поворачиваются не лицом друг к другу, а спиной, берутся за руки с рядом стоящими, крайние в шеренгах замыкают круги. Этим же приемом проводится построение из несколько звеньев в несколько кружков. 2. При построениях детей учат соблюдать определенный порядок: становиться по росту, равняться в затылок друг другу в колонне, выравнивать шеренгу по носкам. 3. Перестроение в звенья совершаются в старшей группе более четко и организованно. Во время ходьбы вокруг зала воспитатель предлагает перестроиться в 2-4звена. Когда ведущий колонны дойдет до середины зала, он делает несколько шагов на месте, а в это время воспитатель называет тех детей, которые будут ведущими в звеньях, первое звено поворачивается и идет по залу, за ним - следующие звенья. Воспитатель говорит: «Первые на месте». По этому сигналу дети продолжают идти на месте до команды «Стой». Размыкание звеньев значительно облегчается, если для каждого звена имеется свой ориентир (кегля, флажок, кубик), к которому должны идти ведущие. 4. В движении дети осваивают также ходьбу змейкой и расхождение из колонны по одному в разные стороны, с последующим слиянием в пары. Ходьба змейкой выполняется по распоряжению воспитателя «Змейкой!». По этой команде направляющий заходит правым (левым) плечом вперед и начинает движение навстречу колонне, сохраняя интервал между встречными в один шаг. 5. Расхождение из колонны по одному в разные стороны производится так: колонна проходит через центр зала до противоположной стороны, воспитатель подает команду: «Один налево, другой направо!». Образуются две колонны, движущиеся по залу в разные стороны. Когда они встретятся у середины противоположной стены, воспитатель говорит: «Парами через центр зала!». Соединяясь по двое, дети идут парами. Затем они снова расходятся по одному либо так и идут парами вокруг зала. 6. Дети осваивают и некоторые способы размыкания . В колонне они размыкаются на вытянутые руки вперед. Для этого направляющий остается на месте, а все остальные поднимают руки вперед и отходят назад так, чтобы не касаться впереди стоящего. После этого руки опускают. В кругу и шеренге дети размыкаются на вытянутые руки в стороны. Все дети одновременно по указанию воспитателя: «На вытянутые руки в стороны разомкнись!» - поднимают руки в стороны и расходятся вправо и влево так, чтобы не мешать друг другу. 7 . Повороты дети совершают, как и раньше, простым переступанием на месте. 8. Во время передвижения по залу их приучают постепенно доходить до углов и делать повороты на носке наружной по отношению к центру зала ноги. Но четкого выполнения данного поворота от всех детей в старшей группе еще не требуют.

Подготовительная к школе группа

1. В этой группе закрепляются умения и навыки освоенных ранее упражнений. Разучиваются некоторые новые упражнения. 2. Дети учатся равняться в шеренгу (команда «Равняйся!»), поворачивая голову и ориентируясь на грудь третьего (не считая себя) ребенка. Правофланговый стоит в это время по стойке «смирно». Выполнив задание, дети поворачивают голову прямо. Носки у всех детей должны находиться на одной линии. 3. По команде «Смирно!» дети принимают основную стойку: стоят подтянуто, ровно, но без лишнего напряжения, пятки вместе, носки врозь на ширину стопы, колени выпрямлены; голова прямо, плечи слегка отведены, руки свободно опущены и выпрямлены, пальцы полусогнуты, большой палец на середине бедра. В положении «смирно» дети стоят недолго, это промежуточное положение перед поворотами, началом движения и т.п. По команде «Вольно!» дети, не сходя с места, расслабляются, переносят тяжесть тела на одну ногу, другую слегка сгибают в колене. 4. Дети осваивают простейший расчет на «первый-второй». По команде воспитателя «На первый – второй рассчитайся!» правофланговый поворачивает голову влево и произносит «первый», следующий за ним – «второй», третий снова говорит «первый» и т.д. 5. После того как дети научатся рассчитываться на «первый – второй», им показывают перестроение из одной шеренги в две. Перестроение совершается по команде «Вторые номера, делай два (три и более) шага назад, марш!» или «Первые номера, делай два (три и т.д.) шага вперед, марш!». В обоих случаях дети станут в шеренги в шахматном порядке. Если надо их построить друг за другом, дается команда делать шаг вправо или влево. 6. Проводится упражнение в ходьбе змейкой в колонне по одному и парами. По одному и парами дети расходятся в разные стороны после прохождения через середину зала. Воспитатель указывает: «Пара - налево, пара – направо» и т.п. Образуются колонны, движущиеся парами по залу в разные стороны. Встретившись у середины противоположной стены, они по указанию воспитателя: «Четверками через середину зала марш!» - соединяются в шеренге по четыре – первая пара одной колонны с первой парой другой колонны и т.д. и идут до конца зала, где либо снова расходятся парами налево и направо, либо идут вокруг зала четверками. Воспитатель объясняет и показывает, что во время поворотов на углах идущие ближе к середине зала должны делать более мелкие шаги, а идущие с наружного края – более широкие, чтобы шеренга оставалась ровной и не ломалась. 7. Из построения в три колонны разучивается размыкание и смыкание приставными шагами в стороны . Для этого воспитатель обозначает колонны соответствующими номерами: первая, вторая, третья. Вторая остается на месте при размыкании. Первая и третья колонны получают задание сделать определенное количество приставных шагов влево и вправо. Размыкание производится по команде «От середины на три шага приставными шагами разом-кнись! Раз, два – три!». Для смыкания подается команда «К середине приставными шагами сомкнись!». 8. Дети должны освоить правильный поворот на углу зала во время движения. Этот поворот совершается на носке наружной по отношению к середине зала ноги, а следующий шаг вперед делается противоположной ногой. 9. Детям показывают и повороты на месте направо и налево по счету. На счет «раз» надо повернуться на пятке правой ноги (при повороте направо) и носке левой ноги, а на счет «два» - левую ногу приставить к правой. Но четкого исполнения поворотов на месте от детей еще не требуют. 10. Не следует добиваться от детей умения ходить в ногу. Но учить останавливаться после ходьбы всем одновременно целесообразно. После команды «На месте!» дети продолжают идти на месте. По команде «Стой!» они делают еще один шаг, а затем приставляют ногу. Так же совершается и остановка во время передвижения. Когда воспитатель скажет: «Группа стой!» - все делают на «раз» один шаг на месте, на «два» приставляют ногу.

Дети очень любят эти простейшие строевые упражнения, владение ими значительно повышает организованность занятий, облегчает проведение праздников.