Марина Пашина
Интерактивная дидактическая игра «Четвертый лишний»
Пояснительная записка к электронному пособию
«Четвёртый лишний »
Данное электронное пособие выполнено в программе Power Point
Интерактивная дидактическая игра ««Четвёртый лишний » разработана для детей старшего возраста.
Актуальность.
Специалисты отмечают, что игра в определённой мере является одним из способов познания окружающего мира, особенно тогда, когда дети используют игру как отражение действительности. В настоящее время отдельное место в воспитательно-образовательном процессе ДОУ отводится компьютерным дидактическим играм . Красочность и динамичность компьютерных программ, музыкальное оформление, игровая форма, позволяет малышу играть увлечнно ,испытывать радость познания, открывать новое. Интерактивные дидактические игры способствуют всестороннему развитию творческой личности ребнка. У дошкольника развивается : восприятие, зрительно- моторная координация, образное мышление; познавательная мотивация, произвольная память и внимание; умение построить план действий, принять и выполнить задание.
Мультимедийная дидактическая игра «Четвёртый лишний » для детей имеет развивающее значение. Она способствует развитию познавательных процессов. Может быть использована для осуществления непосредственно образовательной деятельности с детьми в дошкольных образовательных учреждениях, а также для индивидуальной работы педагогов и родителей с дошкольниками. Тренирует наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, активный словарь. Дети закрепляют умение группировать и классифицировать предметы, используя игровые упражнения.
Воспитатель показывает детям слайд-шоу с изображением четырех разных предметов. Дети должны назвать лишнюю лишний лишний предмет .
Выполнив все задания правильно, ребёнок увидит надпись «Молодцы, ребята!»
Данное пособие состоит из 19 слайдов.
Благодаря данной презентации дети легко смогут научиться классифицировать и обобщать предметы. Компьютерная игра для ребенка почти всегда удовольствие, он играет с увлечением и воспринимает игру как отдых. Именно этот факт делает компьютерные игры незаменимым наставником, воспитывающим и образовывающим ребенка, без лишних нравоучений не вызывая протеста или скуки. А значит, навыки и взгляды, которые возникли благодаря игре, останутся в активной памяти надолго.
Цель игры.
Закрепить умение находить , почему он лишний
1. Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, логические связи.
2. Развивать зрительное восприятие.
3. Развивать монологическую и диалогическую речь.
4. Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции, сосредоточенность.
Конспект интерактивной дидактической
игры «Четвертый лишний »
Программное содержание : Закреплять умение находить четвертый лишний предмет и объяснять , почему он лишний , расширять представления об особенностях окружающих нас предметов, систематизировать знания детей о предметах ближайшего окружения. Воспитывать внимательность. Развивать : умение классифицировать предметы по общим признакам, словесно-логическое мышление
Материал и оборудование : проектор, ноутбук, презентация картинок «Четвертый лишний »
Описание игры : воспитатель показывает детям слайд-шоу с изображением четырех разных предметов. Дети должны назвать лишнюю картинку и обосновать свою точку зрения. На каждом слайде изображение четырех предметов, один из них лишний . Кликом мышки ребёнку необходимо выбрать лишний предмет .
1слайд- название игры и цель
2 слайд-ребенок видит перед собой картинки с изображением : яблока, груши, абрикоса, огурца. Педагог задает вопрос, какая картинка лишняя и почему .
Ответ ребенка : огурец, потому, что это овощ. Яблоко, груша, абрикос-фрукты. Ребенок кликает мышкой -исчезает лишняя картинка .
3 слайд- ребенок видит перед собой картинки с изображением птиц : индюка, утки, петуха, лебедя. Педагог задает вопрос, какая картинка лишняя и почему .
Ответ ребенка : лебедь, потому, что это дикая птица, а индюк, утка, петух- домашние. Ребенок кликает мышкой- исчезает лишняя картинка .
4 слайд-ребенок видит картинки с изображением животных : лиса, волк, медведь, кошка. Педагог задает вопрос, какая картинка лишняя и почему .
Ответ ребенка : кошка, потому, что это домашнее животное, а лиса, медведь и волк- дикие, они живут в лесу. Ребенок кликает мышкой- исчезает лишняя картинка .
5 слайд- ребенок видит перед собой картинки с изображением цветов : незабудки, одуванчики, васильки, ирис. Педагог задает вопрос, какой цветок лишний и почему .
Ответ ребенка : ирис, потому, что это садовый цветок, а незабудки, одуванчики, васильки- полевые. Ребенок кликает мышкой- исчезает лишняя картинка .
6 слайд- ребенок видит перед собой картинки с изображением насекомых и птицы. Педагог задает вопрос, какая картинка лишняя и почему .
Ответ ребенка : птичка, потому, что жуки- это насекомые. Ребенок кликает мышкой- исчезает лишняя картинка .
7 слайд-ребенок видит перед собой картинки с изображением теплой одежды и сарафана. Педагог задает вопрос, какая картинка лишняя и почему .
Ответ ребенка : сарафан, потому,что это- летняя одежда, куртка с меховым воротником, шуба, пальто-это зимняя одежда. Ребенок кликает мышкой- исчезает лишняя картинка .
8 слайд- ребенок видит перед собой картинки с изображением деревьев. Педагог задает вопрос, какое дерево лишнее и почему .
Ответ ребенка : яблоня, потому, что это фруктовое дерево. Ребенок кликает мышкой- исчезает лишняя картинка .
9 слайд- ребенок видит перед собой картинки с изображением обуви и шапки. Педагог задает вопрос, какой предмет лишний и почему .
Ответ ребенка : шапка, потому, что это головной убор, а сандалии, сапоги, ботинки- это обувь. Ребенок кликает мышкой- исчезает лишняя картинка .
10 слайд- ребенок видит перед собой картинки с изображением орехов и малины. Педагог задает вопрос, какой предмет лишний и почему .
Ответ ребенка : малина, потому, что это ягода, а желудь, грецкий орех и фундук-это орехи. Ребенок кликает мышкой- исчезает лишняя картинка .
11 слайд- ребенок видит перед собой изображение мебели и бытового прибора. Педагог задает вопрос, какой предмет лишний и почему .
Ответ ребенка : утюг, потому, что это бытовой прибор, а диван, шкаф, стул-это мебель. Ребенок кликает мышкой- исчезает лишняя картинка .
12 слайд- ребенок видит перед собой 4 вида грибов. Педагог задает вопрос, какой предмет лишний и почему .
Ответ ребенка : мухомор, это ядовитый гриб, а остальные грибы съедобные. Ребенок кликает мышкой- исчезает лишняя картинка .
13 слайд- ребенок видит перед собой 4 вида транспорта. Педагог задает вопрос, какой предмет лишний и почему .
Ответ ребенка : самолет, потому, что это воздушный транспорт, а автобус, поезд, велосипед- наземный транспорт. Ребенок кликает мышкой- исчезает лишняя картинка .
14 слайд-ребенок видит перед собой изображение деревьев. Педагог задает вопрос, какое дерево лишнее и почему .
Ответ ребенка : береза, потому, что это лиственное дерево, а елка, туя, сосна- хвойные деревья. Ребенок кликает мышкой- исчезает лишняя картинка .
15 слайд- ребенок видит перед собой изображение посуды и игрушки. Педагог задает вопрос, какой предмет лишний и почему .
Ответ ребенка : юла, потому, что это игрушка, а тарелка, кастрюля и чашка- посуда. Ребенок кликает мышкой- исчезает лишняя картинка .
16 слайд- ребенок видит перед собой изображение фруктов. Педагог задает вопрос, какой предмет лишний и почему .
Ответ ребенка : виноград –это не тропический фрукт, а лимон, ананас, апельсин-это тропические фрукты. Ребенок кликает мышкой- исчезает лишняя картинка .
17 слайд- ребенок видит перед собой изображение животных. Педагог задает вопрос, какое животное лишнее и почему .
Ответ ребенка : белка –она живет в лесу, а тигр, слон, жираф –это экзотические животные. Ребенок кликает мышкой- исчезает лишняя картинка .
18 слайд- ребенок видит перед собой изображение инструментов и фонендоскоп. Педагог задает вопрос, какой предмет лишний и почему .
Ответ ребенка : фонендоскоп –им пользуется врач в больнице для прослушивания пациента, определяет здоров человек или нет, а остальные предметы- это инструменты, они нужны,чтобы строить и ремонтировать. Ребенок кликает мышкой- исчезает лишняя картинка .
19 слайд,- выполнив все задания правильно, ребёнок увидит надпись «Молодцы, ребята!» с хлопающими в ладоши смайликами.
Анна Апуник
Дидактическая игра «Четвертый лишний »
Цель : развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.
Развитие мышления и внимания дошкольников.
Развивать умение детей классифицировать предметы по одному признаку.
Дидактический материал : набор карточек, на каждой карточке изображены 4 предмета, 3 предмета связаны общим признаком, а 4-й лишний .
Ход игры:
Можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей.
Ребенку предлагается любая из карточек. Он должен посмотреть и выделить среди рисунков карточки, три из которых классифицируются по одному признаку, один лишний предмет , который не подходит под единую классификацию.
Ребенок должен объяснить свой выбор.
Например, представлена карточка, на которой находятся рисунки утки, гуся, собаки и курицы. Ребенок должен выделить лишнее животное-собаку . Остальных должен классифицировать как домашних птиц.
Публикации по теме:
В нашем детском саду 1 ноября было открытое занятие «Веселый огород» где дети сами делали и учили взрослых делать дидактическую игру «Четвертый.
Хочу представить дидактическую игру "Четвёртый лишний". Наверное это одна из самых любимых мною дидактических игр. Играя в неё у ребёнка.
Игра в виде презентации предназначена для детей среднего дошкольного возраста (4 - 5 лет). Цель: учить классифицировать предметы. Задачи:.
Идёт тема "Мой дом и то, что в нем. Мебель". А дидактических игр, развивающих словесно-логическое мышление мало по этой теме. Поэтому я.
Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать вам о том, какую игру я сделала для своих пятилеток. Собственно, ничем я вас, уважаемые коллеги,.
Дидактическая игра по ознакомлению детей с насекомыми для старшего дошкольного возраста «Кто лишний» Видео Уважаемые коллеги, Предоставляю вашему вниманию занимательную дидактическую игру. Цель игры: позволить детям в игровой форме быстрее познакомиться.
ГБДОУ детский сад №28 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Красногвардейского.
Исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки.
Методика имеет два варианта: первый вариант – исследование на предметном, второй – на вербальном материале.
I . Предметный вариант
Описание теста
Одна за другой испытуемому предъявляются карточки с изображением четырех предметов на каждой. Из нарисованных из каждой карточке четырех предметов он должен исключить один предмет, а остальным дать одно название. Когда лишний предмет исключен, испытуемый должен объяснить, почему он исключил именно этот предмет.
Инструкция к тесту
«Посмотри на эти рисунки, здесь нарисовано 4 предмета, три из них между собой сходны, и их можно назвать одним названием, а четвертый предмет к ним не подходит. Скажи, какой из них лишний и как можно назвать остальные три, если их объединить в одну группу».
Исследователь вместе с испытуемым решают и разбирают первое задание. Остальные испытуемый по мере возможности разбирает самостоятельно. Если он испытывает затруднения, исследователь задает ему наводящий вопрос.
В протоколе записывают номер карточки, название
предмета, который испытуемый исключил, слово или выражение, при помощи которого он обозначил остальные три, объяснения, все вопросы, которые ему были заданы, и его ответы. Этот вариант теста годится для исследования детей и взрослых
Тестовый материал
II. Словесный вариант
Инструкция к тесту
Испытуемому предъявляют бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».
Ход выполнения данного варианта теста идентичен вышеизложенному. Рекомендуется для исследований лиц старше 11-12 лет.
Тестовый материал
- Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
- Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
- Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
- Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.
- Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.
- Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
- Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.
- Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
- Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.
- Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.
- Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
- Дом, мечта, машина, корова, дерево.
- Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.
- Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
- Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.
Необходимо зарегистрироваться
Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.
Внимание!
1. Никто не увидит
в результатах тестов ваше имя или фото
. Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23
” или “Мужчина, 31
“.
2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.
3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей
” и “Доступ в любое время
” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят
ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).
4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете на обработку персональных данных.
Обработка и интерпретация результатов теста
Шкала для оценки уровня развития операции обобщения
Число баллов | Характеристика решения задач | |
---|---|---|
I | II | |
Испытуемый правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения: | ||
5 | – | |
– | 5 | «лишнего» предмета (слова). |
Сначала родовое понятие называет неправильно, потом сам исправляет ошибку: | ||
4 | – | для обозначения |
– | 4 | для обозначения «лишнего» предмета (слова). |
Самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения: | ||
2,5 | – | объединяемых в одну группу предметов (слов); |
– | 2,5 | «лишнего» предмета (слова). |
То же, но с помощью исследователя для обозначения: | ||
1 | – | предметов (слов) объединенных в одну группу; |
– | 1 | «лишнего» предмета (слова). |
Не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения: | ||
0 | – | предметов (слов) объединенных в одну группу; |
– | 0 | «лишнего» предмета (слова) |
Если испытуемый справляется с первыми тремя-четырьмя заданиями и ошибается по мере их усложнения, или он верно решает задание, но не может объяснить свое решение, подобрать название группе предметов, то можно сделать вывод о его интеллектуальной недостаточности.
Если испытуемый объясняет причину объединения предметов в одну группу не по их родовым или категориальным признакам, а по ситуационным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления , неумения строить обобщения по существенным признакам.
Источники
- Исключение лишнего / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.143-152.
Белопольская Н.Л. Исключение предметов (Четвертый лишний). Руководство по использованию + Стимульный материал
ISBN: 978-5-89353-284-5 , Издательство: "Когито-Центр" , Год издания: 2009 год, Размеры (руководство): 140х205 мм. Размеры (карточки): 115х115 мм. Обложка: мягкий переплет.Тираж: 1500 экземпляров- 28стр.
Методика «Исключение четвертого лишнего»
Цель : исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.
Стимульный материал : картинки с изображением 4 предметов, один из которых не подходит к остальным по следующим признакам: 1) по величине; 2) по форме; 3) по цвету; 4) по родовой категории (дикие – домашние животные, овощи – фрукты, одежда, мебель и др. – 4 шт. от простого к сложному)
Процедура проведения методики : ребенку предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и, почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты.
Оценка результатов. 10 баллов – ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньшее, чем 1 минута, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними. 8-9 баллов – ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 минут. 6-7 баллов – ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2 минут. 4-5 баллов – ребенок решил задачу за время от 2 до 2,5 минут. 2-3 балла – ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 минут. 0-1 балл – ребенок за 3 минуты не справился с заданием.
Выводы об уровне развития. 10 баллов – очень высокий. 8-9 баллов – высокий. 4-7 баллов – средний. 2-3 балла – низкий. 0-1 балл – очень низкий.
Стимульный материал: