Художественный труд. Художественный и ручной труд

Ольга Раздайбедина

Художественны труд – это продуктивная деятельность, в которой ребенок создает конкретный продукт – лепит пирожоr или пряник, мастерит открытку или мячик, плетет закладку или коврик т. д. Множество важных дел наполняют его жизнь эмоционально значимыми событиями, создают поле для содержательного общения с родителями, педагогами и другими детьми.

– это орудийная деятельность, в которой ребенок использует конкретные орудия – вырезает ножницами, делает надрезы или срезы ножом, придает форму с помощью стеки, прокалывает отверстие с помощью трубочки, палочки. В этом случае рука начинает выполнять важнейшую роль «орудия орудий» - становится умной и многоопытной.

– это очень свободная деятельность, связанная с экспериментированием на уровне подлинного творчества. Ребенок исследует особенности и различные свойства разнообразных материалов – бумагу, ткань, нитки, фольгу, соленое и сдобное тесто, осенние листья и всевозможные плоды (овощи, фрукты, семена) . Он учится видоизменят и преобразовывать Причем делает это осознанно. Деятельность приобретает мотив и цель, становиться управляемой. В результате получается вполне конкретный продукт. И этот продукт имеет два уникальных признака – польза и красота в их единстве и гармоничной согласованности.

– это универсальная деятельность, имеющая давнюю историю и многовековые традиции.

Я считаю, что художественный труд имеет огромное значение в развитии мелкой моторики рук. Он затрагивает все области развития ребенка : развивает функцию руки и мелкую моторику пальцев, согласованность движений руки и глаза; развивает познавательную активность через расширение запаса знаний и представлений о свойствах материалов; способствует расширению словарного запаса, развитию внимания, мышления и речи; вырабатывает навыки общения в процессе трудовой деятельности ; воспитывает самостоятельность, ответственность, привычку к трудовому усилию , осознание собственной личности за счет оценки результатов трудовой деятельности ; развивает творческое воображение и художественный вкус .

Публикации по теме:

Дети очень любят, когда мы с ними ходим в драматический или кукольный театры, а недавно мы посетили рязанский государственный областной.

Художественный опыт ребенка На сегодняшний день педагог использует различные формы и методы взаимодействия с детьми и их родителями. Это могут быть беседы, выставки,.

Конспект развлечения «Художественный салон «Разноцветная книга» Цель: Познакомить детей с творчеством художников- иллюстраторов детских книг, с историей иллюстрации, особенностями творчества художников.

«АРТ – Ростов»Сегодня, дорогие коллеги и друзья, я хочу рассказать вам об очень интересном событии, выставке – продаже предметов искусства.

Художественный творческий проект «Краски моей Родины» Участники проекта: воспитатели группы, дети 6-7 лет, родители. Сроки реализации проекта: четыре недели. Актуальность: Участие в проекте.

Интеграция образовательных областей «Социализация» и «Художественный труд» в НОД (из опыта работы, старший возраст) Старший дошкольный возраст- это яркий период открытий, удивлений, любознательности. Ребёнок в этом возрасте.

Конспект занятия «Труд и игра, труд и творчество» старшая группа Программное содержание: Закрепить умение делать игрушки из бумаги, соблюдая последовательность: разрезать круг до середины (по радиусу,.

Развитие у детей творческих способностей к творческому поиску и преобразованию действительности помогают занятия художественным трудом, которые воспринимаются детьми с удовольствием как увлекательная игра, а не учеба.

Занятия искусством, моделированием, макетированием являются важной областью развития творческих способностей детей, дают свободу творческому самовыражению, хорошо, когда элементы творчества присутствуют во всех видах деятельности детей: на занятиях, в игре, в общениях, это активизирует творческие способности. Если результаты художественного труда детей бережно хранятся и наполняют, формируют эстетическую среду жизнедеятельности, то происходит создание условий, располагающих детей к творчеству.

Педагогические исследования длительного характера подтверждают, что именно художественно-эстетическое воспитание и художественный труд способствуют введению ребенка в мир искусств, который эмоционально связан с миром личных переживаний, наблюдений, раздумий самих детей. Ребенок входит в этот мир через самостоятельную творческую деятельность. Когда ребенок вырезает, склеивает макет, складывает бумагу и т.д., он задействует обе руки, а это способствует активизации обоих полушарий головного мозга. Таким образом, происходит развитие левого полушария, с которым связана способность говорить,

считать, логически мыслить, и т.д. Одновременно развивается и правое творческое полушарие, которое отвечает за воображение, развитие музыкальных и изобразительных способностей пространственное восприятие объектов и т.д. Таким образом, художественный труд является одним из важных средств развития личности, оно способствует выработке у ребят психологической уверенности и целостного восприятия мира.

Большое значение на творческих занятиях имеет создание атмосферы духовной свободы, ситуаций успеха, условий, способствующих максимальных реализации возможностей ребенка, а также его становлению как неповторимой целостной гармоничной личности. Свобода в художественном творчестве обусловлена потребностями, интересом творческими возможностями художника. Необходимо предоставить ребятам право на свободный выбор, выполнение заданий разными средствами (аппликация, ручной труд, вышивание, оригами и т.д.), право на творческий поиск и на ошибку.

Сегодня проблема творческого развития приобрела особую актуальность. Это вызвано характерным для современного периода противоречием между потребностью общества в человеке образованном, культурном, творчески мыслящем – с одной стороны, и снижением общего уровня культуры и образованности общества в целом – с другой стороны.

Стремительность научно-технического прогресса, ускорение темпа жизни, мощный информационный поток и т.д. ведут к психологическим, физическим перегрузкам и стрессам. Человек не справляется с решением современных задач. Поэтому необходимо с детства готовить ребенка к принятию самостоятельных, творческих решений, умению ориентироваться в современном мире. Для того, чтобы он творчески развивался сам, взрослым необходимо создать такие условия его жизнедеятельности, которые вызывали бы у детей потребность к творчеству, преобразованию себя и окружающей среды.

Занятия искусством, моделированием, макетированием являются важной областью развития творческих способностей детей, дают свободу творческому самовыражению.

Приобщение детей к народной культуре – необходимое условие эффективности художественного труда. Испокон веков люди проводили долгие вечера за рукоделием, взрослые и дети вместе ткали, вышивали, водили хороводы и при этом пели хором. Бережно хранили и передавали из поколения в поколение песни, былины и мифы, а также приемы, способы, методы – секреты мастерства. Народные мастера, изучая опыт поколений, создавали произведения искусства, привнося свое личное восприятие, ощущение, понимания с позиций современности, вкладывая частичку своего таланта. Народная культура – это питающая основа для творческого саморазвития человека.

При непосредственном общении с подлинными предметами народных промыслов ребята открывают для себя наиболее характерные черты народного творчества. Дети узнают особые приемы, с помощью которых умельцы добивались наибольшей художественной выразительности, высокой эстетичности.

Очень полезно детям на начальной стадии занятий изучать и даже копировать образцы, тренируя руку и глаз, но затем, уже по собственным эскизам, выполнять композиции и «в стиле». Главная цель выполнения работы «в стиле» – не точно повторить детали, а бережно сохранить дух. Чтобы традиция жила и возрождалась не во внешней форме, а в духе.

Наиболее значимым условием эффективности процесса художественного труда является психолого-педагогическая поддержка ребенка. Психологическая поддержка определяется как понимание, признание, похвала.

Одна из основных задач педагога состоит в том, чтобы помочь, поддержать и научить ребенка творчески подходить к процессу его взросления и развития. Педагогическая поддержка смягчает вхождение ребенка в мир знаний, творчества, способствует обретению им социальной активности и таких моральных качеств, как любовь, сочувствие, благодарность, умение видеть красоту. Необходимо стимулировать оригинальные, нестандартные решения детей, чтобы способствовать развитию творческого потенциала ребенка. Взрослым надо проявлять доброжелательность, терпимость и осторожность в оценке детских работ, организовывать обсуждение предложенных детьми вариантов.

На занятиях творческого художественного труда не обойтись без изучения и применения основных художественно-выразительных средств и приемов композиции. Поэтому потребуется разъяснение детям таких терминов и понятий как гармоничность, пропорциональность, динамика, контраст, нюанс, ритм и т.д.

Созидание выступает только показателем усвоения знаний, но и трамплином для их корректировки. Занятия художественным трудом дают возможность ребятам «здесь и сейчас» участвовать в полном цикле познавательного процесса от приобретения, преобразования знаний до их применения и сохранения в мыслительной и тактильной памяти.

Одной из важных проблем образования является результат созидательной деятельности. Важно, что и как они создают. Именно на творческих занятиях закладываются и практически закрепляются азы общей культуры и эстетический вкус. Художественный труд предполагает процесс создания, соизмеримый с культурными требованиями и традициями.

Педагогу, как участнику сотворчества всегда следует помнить об огромном воспитательном воздействии на человека мира бытовой культуры, потому что, именно в мире вещей происходит материализация мировоззрения, мировосприятия.

При выполнении заданий необходимо уделять должное внимание к дизайну внешнего вида изделий, относясь к этой проблеме не как простому украшательству, а как к неотъемлемой части создания единого эстетического образа модели.

Главным результатом занятий художественного труда являются не столько готовые изделия, и даже созданная с их помощью среда, сколько изменения, происходящие в самих детях. Ребята начинают активно воспринимать, и понимать предметно-пространственное окружение и самостоятельно, художественно организовывать, эстетизировать среду своей жизнедеятельности. Дети учатся создавать собственные проекты нестандартной формы, комбинировать детали и варианты композиции, чувствовать особенности материала, у них возникает потребность в творческом труде.

Исходя из выше указанного, мною были составлены этапы работы по данной теме (Приложение 1 ).

Список литературы

  1. Ветлугина Н.А
. Художественное творчество и ребенок. – М., 1972.
  • Комарова Т.С
  • . Народные художественные промыслы России. – М., 1983.

    Ручной и художественный труд направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. В содержание входит изготовление предметов из разнообразных материалов: бумаги, картона, дерева, природного, бросового.

    Изготовляют поделки, игрушки, атрибуты для игр, пособия для занятий, ремонтируют книги, настольно-печатные игры. Проявляют настойчивость, терпение, аккуратность. Планируют работу, отбирают необходимые детали, делают несложные заготовки. Поделки – подарки малышам, взрослым и украшают помещения группы к праздникам. Выставки, конкурсы творчества детей и взрослых, родителей.

    Примерное содержание ручного труда в старшей группе:

    · ремонт книг для малышей;

    · пришивание петель к новым полотенцам;

    · изготовление «овощей и фруктов» из поролона для игры в «Магазин»;

    · ремонт коробок для настольно-печатных игр;

    · шитье кукольного постельного белья;

    · изготовление украшений к празднику для группы;

    · изготовление персонажей для настольного театра;

    · изготовление элементов костюмов к празднику;

    · плетение из тесьмы пояса к кукольной одежде;

    · изготовление елочных украшений;

    · поделка игрушек для обыгрывания построек (деревья, человечки, зверюшки, машинки …);

    · изготовление сувениров в подарок папе, маме, другу …;

    · изготовление игрушек- забав для малышей и т.д.

    Зарождение умственного труда (Куликова Т.А.) – труд может выступать в виде логического решения задачи (математической, житейской, собственное «открытие» ребенка, полученное в результате обдумывания и др.)

    Воспитатель учит детей «думать, прежде чем делать», объяснять для себя и для других ход своих мыслей, делать выводы и умозаключения, получать удовлетворение от самостоятельно найденного решения.

    Умственный труд имеет все компоненты трудовой деятельности.

    Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе. Если, например, самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших группах – оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей вооружает навыками, то на ступени старшего дошкольного возраста этот труд не требует усилий, для детей становится привычным. Оценивая воспитательное значение самообслуживания, прежде всего, следует отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными потребностями. Это помогает воспитывать отрицательное отношение к безделью и лени.



    Самообслуживание – это постоянная работа о чистоте тела, о порядке костюма, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований из вне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила. Понятно, что такого отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться кропотливой систематической работой в детском саду и семье.

    Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки на место формулирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть препятствия.

    Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляет нервную систему, большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде, как не в каком другом сочетается умственные и волевые усилия.

    Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессов, орудиях труда. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду, и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней. Через содержания труда в природе, например, выращивание красивых цветов, направленного на удовлетворение эстетических потребностей людей, через организацию трудового процесса в соответствии с требованиями культуры и эстетики, использование результатов труда для удовлетворения практических потребностей и радостных эстетических эмоций, осуществляется эстетическое воспитание детей.

    Ручной труд – развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

    В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.
    Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.

    Елена Шкаровская (Юшина)
    Художественный труд - как средство развития творческого потенциала дошкольников.

    Художественный труд-как средство развития

    творческого потенциала дошкольников .

    Работаю я по этой теме пятый год.

    Творчество помогает ребенку научиться видеть красоту и добро в окружающем его мире, делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее.

    В XXI художественный труд является эстетическим и функциональным, в современном мире. Еще недавно казалось, что высокие технологии одержали верх над индивидуальным, уникальным творением художника .

    Мир вещей вокруг нас очень разнообразен. Есть предметы, которые служат нам на протяжении долгого времени, а есть такие, которые становятся ненужными. Их называют бросовым материалом, от чего мы взрослые чаще всего стараемся поскорее избавиться и выбросить в мусорное ведро. Но, и ненужные вещи приобретают вторую жизнь, если попробовать увидеть в них что-то необычное. Наблюдая за игрой детей видно, какое значение ребёнок придает своим «богатствам» (камешки, бусинки, лоскутки ткани, пуговицы и т. д.) . Иногда кажется, что, это ненужные вещи – хлам, мусор, но в детских руках они превращаются в настоящие «драгоценности» - бусинка это жемчуг из далекого синего моря, лоскуток – платье принцессы, фантик – тропическая бабочка. Именно это натолкнуло меня более углубленно заняться данной темой.

    Надо только пофантазировать, включить свое воображение, научить этому наших детей

    Прежде всего, я провела большую работу по изучению теории данного вопроса. По результатам педагогической диагностики и в процессе общения с детьми на занятиях изобразительной деятельности и в повседневной жизни я выявила детей, проявляющих интерес к дизайнерской деятельности. Для того чтобы шире и глубже познать и изучить мир дизайна, приобщить ребенка к миру искусства.

    Имея художественные и творческие способности , я почувствовала потребность и желание глубже ознакомиться с данной темой, ответить себе на вопрос : «Нужны ли эти знания детям и взрослым?» , и выявить родителей – единомышленников. С этой целью я провела анкетирование среди родителей . Проанализировав анкеты, я увидела их заинтересованность данным вопросом, но отсутствие каких- либо глубоких знаний и умений в этой области. Чтобы пополнить знания родителей о художественном труде , я провела ряд консультаций : «Что такое художественный труд , «Роль художественного труда в жизни детей » , и др.

    После нашего общения родители проявили искренний интерес к вопросу детского творчества и желание заниматься художественной деятельностью вместе с детьми

    Первые шаги в искусство художественного труда настолько просты , что не требуют от ребенка больших усилий. Он с удовольствием открывает для себя мир материй. Постепенно придет опыт, сформируются навыки, и он с легкостью выполнит большое, сложное произведение самостоятельно. Кроме того, сегодня, как никогда прежде ощущается потребность в формировании гармонично развитой личности . Личности, которая будет изучать, беречь и развивать духовное наследие нашего народа. Все это имеет непреходящее значение : видящий и умеющий ценить красоту человек будет ее сохранять и приумножать, такие люди не способны на безнравственные поступки.

    Формировать у детей прочные навыки и умения действовать с разными материалами для творчества и возможность переноса сформированных навыков и умений работы с одним материалом на другой

    Создавать условия для экспериментирования с различными художественными материалами , инструментами

    Направлять детей в воплощении своих мыслей, представлений, переживаний, чувств в художественной форме ; проявлять инициативу; поддерживать личностное творческое начало

    развивать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники для придания продукту детского творчества еще большей индивидуальности и выразительности

    развивать фантазию , воображение и индивидуальность в работе

    развивать мелкую моторику рук , глазомер

    Воспитывать усидчивость, аккуратность и терпение

    Условия успешной организации творческой деятельности

    Насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно - развивающая среда

    Свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними

    Создание эмоционально-положительной творческой атмосферы в процессе совместной педагогической деятельности с детьми

    Использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения , подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах; создание музея детских поделок и мини-библиотеки детских рукописных книг

    непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми

    Провоцировать родителей на оценивание результатов художественного творчества детей

    Элементарные поделки ребенка можно рассматривать как его проектную деятельность, поскольку уже в несложных аранжировках он планирует определенный результат. Ребенок знакомится с разными художественными приемами и поделочными материалами, с доступными способами изготовления и украшения своих изделий : скручиванием, сгибанием, обрыванием, и сминанием, вырезыванием, прокалыванием, пришиванием, вышиванием, нанизыванием, соединением, склеиванием, плетением и др.

    В саду есть уголок красоты (поделки, выполненные детьми самостоятельно или совместно с воспитателями, или родителями, постоянно действующая выставка детских работ, уголки творчества , репродукции картин, книги об искусстве. Знакомим детей с различными видами деятельности, их характеристиками историей.

    Объединение воспитателей, детей и родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей, способствует расширению форм сотрудничества семьи и детского сада.

    В нашей группе проводятся «Мастер классы» , «Родитель-дизайнер» , презентации, родители принимают участие в проектах, конкурсах,выставках и праздниках. Родители воспитанников очень помогают нам в овладении новых технологий. Они сами заинтересованы этим и в свободное время приходят в группу, и помогают нам. Родители готовят разный материал. Включаются в творческие проекты , проводимые в нашем саду. Ходят с детьми в лес и парк, наблюдают за природными явлениями. Закрепляют дома полученные знания и умения в изображении предметов. Отрабатывают с ребенком "трудные” техники . Без помощи родителей мы не достигли бы результатов.

    В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество открытий, добивается личных достижений. Хотя объективно он не создает ничего абсолютно нового, неизвестного, результат его труда носит субъективный характер, так как в самом этом процессе заключена для ребенка его первостепенность.

    Полученный результат – первая и очень важная ступенька детского творчества . Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство , способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность маленького человека, чтобы он развивался всесторонне . Занятия художественным трудом призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению . А также решают психологическую задачу – пусть у наших детей будет состояние эмоционального комфорта, ощущения радости детства. Эта тема актуальна в наши дни, поэтому девиз нашей работы в детском саду с детьми – чувствовать, познавать, творить !

    В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество открытий, добивается личных достижений.

    Советы мудрого

    и креативного педагога

    Поощрять ребенка за самостоятельные мысли и действия

    (развитие собственного "я”)

    Не мешать желанию ребенка сделать что-то по-своему

    Уважать точку зрения воспитанника, как творца , как художника , какой бы она ни была – не подавлять ее собственным мнением

    творить и играть вместе с детьми, рядом, иногда меняться ролями

    Не навязывать свою идею, наоборот пытаться понять логику творческого воображения ребенка

    Вносить разнообразие в занятия, используя свои методические разработки, рекомендации

    Создавать ситуацию в педагогическом процессе, провоцирующую ребенка к творчеству

    Материалы для творчества

    Предварительная работа

    Развивающая среда

    Работа с родителями

    У детей также пробудились чувства творческого удовлетворения . В сотрудничестве с другими детьми стала ярче выступать индивидуальность каждого ребенка, особенности творческого почерка , техник исполнения. Художественные эмоции и интересы , возникающие в процессе продуктивной поисковой деятельности, способствовали успешному формированию у детей творческого мышления . В живом общении с искусством они научились создавать и использовать в оформлении детские рукописные книги; макеты; аранжировки из разных материалов; атрибуты для игр и спектаклей, праздничных утренников; благоустраивать интерьер.

    Художественный ручной труд есть труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно - эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха. Этот детский труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью, поскольку ребенок при создании красивых предметов учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся у него представлений, знаний и практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности.

    В становлении традиционных видов художественного труда дошкольников велика роль декоративно-прикладного искусства.

    Декоративно-прикладное искусство имеет в своем развитии прочно сложившиеся традиции. Истинные умельцы, мастера своего дела, на основе традиционных канонов, создают шедевры национальной культуры, которыми гордится не одно поколение людей. Прикладное искусство, сохраняя черты отдаленных веков, вносит в современность своеобразную красоту прошлого. Народная вышивка, ткачество, роспись по дереву, затейливая резьба по бересте, кости, дереву. Керамика и изделия из фарфора содержат изобразительные элементы, которые тщательно отбирались исполнителями и передавались из поколения в поколение, подобно сказкам, былинам, песням, преданиям.

    Приобщение ребенка к трудовой деятельности в народной педагогики складывалось веками. Формирование ремесленных навыков всегда было связано с изготовлением необходимых и полезных бытовых вещей. В семье старшие обучали младших разнообразным элементам трудового процесса до тех пор, пока не была «поставлена правильно» рука. Основной предпосылкой такого учения являлись условия окружающего быта.

    Декоративно-прикладной труд детей 5-7 лет направлен на создание оригинальных, несложных поделок, различных по качеству, выразительности, фактуре материалов. Чтобы увлечение прикладным искусством носило не эпизодический характер, педагог создает в помещении и на участке детского сада оптимальные условия для творческой деятельности каждого ребенка, желающего испытать свои силы. На атмосферу «интересных дел» влияет организация выставок детских работ с последующим применением их в убранстве интерьера, в кукольном и живых уголках, в сервировке обеденного стола, в оформлении зала и театрализованным представлением и т.д. Для демонстрации наиболее рациональных приемов декора педагог может периодически организовывать выставки предметов искусства (народного и современного).

    Л.В. Пантелеева, Е. Каменова подчеркивают ведущую роль воспитателя, который не только объясняет ребенку технические приемы обращения с различными материалами, но и систематически, целенаправленно учит понимать прекрасное, воспитывает бережное отношение к народному опыту и традициям.

    Взрослый, занимающийся развитием художественного творчества детей старшего дошкольного возраста, в прикладном искусстве должен:

    *научить ребят определять эстетические (художественные) цели замысла изделия, как конечный результат своей работы;

    *овладеть техническими навыками работы с материалами и инструментами, с тем, чтобы суметь передать свой замысел, не исказив его.

    Показывая детям простейшие приемы работы с бумагой, картоном, глиной, нитками, природным материалом на занятиях лепкой, аппликацией, конструированием педагог решает не только художественные, но и общие воспитательно-образовательные задачи (учит сравнивать, анализировать, проявлять в работе самостоятельность и активность, помогать товарищам, доводить работу до конца, следить за порядком на рабочем месте).

    Особенно важно, чтобы знания, получаемые детьми на занятиях, входили в детский обиход, служили развитию труда, игры, общения. Правильно организованный ручной труд дает детям знания о качестве и возможностях материалов, стимулирует желание овладеть особенностями мастерства, приобщает к декоративно-прикладному искусству. При организации художественного ручного труда в детском саду нужно: научить дошкольников определять и реализовывать замысел (эскиз) изделия, уметь планировать конечный результат своего труда; привить навыки работы с материалами и инструментами (бумагой, тканью, нитками, клеем, иглой и т.д.).

    При умелом систематическом руководстве педагога дети могут овладеть традиционными и современными видами декоративных работ, выполняют творческие задания, применяя свои знания о композиции цветосочетаниях, умение представить готовое изделие в окончательном виде. Во время занятий ручным трудом у них развивается зрительная память, образное мышление, статический вкус, что, в свою очередь, влияет на четкость и точность исполнения задания, на качество работы.