Изделия из бумаги произведенной в домашних условиях. Кстати, есть ещё и альтернативный способ формирования бумажного листа. Переработка бумаги в домашних условиях. Основные этапы

Небольшое вступление:)

Самым универсальным материалом для письма, печати, и даже различных дизайнерских работ является обычная бумага. Бумага была изобретена в Китае около двух тысяч лет тому назад. Естественно поначалу она изготавливалась ручным способом. Для этого растительные волокна измельчали, замачивали в воде, процеживали, прессовали полученную массу, а далее сушили ее и использовали для различных целей. И только после появления специализированных приспособлений, производство бумаги стало механизированным. Но до сих пор самые дорогие эксклюзивные листы делаются ручным способом.

Перед тем, как начать изготовление бумаги ручной работы, необходимо представить себе какой формы, размеров вам необходим бумажный лист, какой декор вы хотите привнести, и в каких целях будет использоваться ваше произведение. По фактуре бумага может быть гладкой и структурной, по технологии изготовления - простая и декорированная лепестками цветов, семенами, обрезками ткани, фольгой, перьями, листочками.



Для того чтобы получить самодельную бумагу, нам потребуется ненужная бумага (исписанные листы, старые газеты), салфетки, туалетная бумага, клей ПВА, крахмал. Еще не забудьте приготовить глубокий поднос с сеткой, махровое полотенце, кухонное полотенце, различный декор (сухие лепестки цветов, ракушки, семена, перья). Еще нужна ваша неугасаемая фантазия.

Существует множество различных способов изготовления самодельной бумаги. Они различаются методом изготовления и сушки, видом использованного декора.

Самые главные этапы для изготовления бумаги:

Мелко рвем, или режем бумажные листы, кладем их в миску и заливаем теплой водой. Все это хорошо перемешиваем, даем постоять некоторое время (от нескольких часов до суток, в зависимости от плотности бумаги) или же ставим на огонь и кипятим минут 10.

Добавляем крахмал(льняной отвар,желатин,сливовую камедь,т.е.что-то связующее), чтобы бумажные волокна скрепились между собой, а лист стал прочным и гибким. Вместо крахмала можно использовать отвар картофеля. Еще добавляют различные клеи. Они снижают влаговпитывающие качества бумаги, чтобы на ней не растекались чернила или краски при печати, письме или рисовании. Первые клеи имели в своем составе желатин, и сохнущая бумага вдавливалась в них. В XVIII веке начали использовать внутренние проклеивающие соединения, которые во много раз ускорили производственный процесс. Для этого стали -применять квасцовые смолы. К сожалению, клей, в состав которого они входят, будучи экономичнее и эргономичнее, чем желатин, повышает кислотность бумаги. Замечено, что многие книги начала XIX века очень быстро состарились и истерлись: нарушение кислотно-щелочного состава стало причиной повышенной хрупкости и ломкости бумаги. Современные «бумагоделы» используют более щадящие клеи и сочетают их с другими веществами, которые нейтрализуют кислотность квасцовых смол.

После этого можно смешать все миксером, либо размять руками, чтобы получилась гомогенная масса. Отжимаем комок от воды.

Если использованная бумага была серой или исписанной, ее можно отбелить, применив средство для отбеливания волос.

Теперь полученный комок бумажных волокон необходимо вновь развести в небольшом количестве воды, можно добавить еще немного клея ПВА или крахмала, чтобы бумага была эластичная, гнулась и складывалась)

1. Самое важное и главное в производстве бумаги: рамка

Деревянная рама, сверху натянута полимерная сетка (белая), под сеткой - проволока, что бы сетка не прогибалась,

Кусок черной сетки (покупается в магазине тканей)

Деревянная рама (верхнюю и нижнюю рамы соединяют,

Берем таз, пластиковый лоток, или глубокий поднос, раму с металлической сеткой, либо пластиковую сетку и выливаем на нее полученную массу. Следует следить за тем, чтобы слой получился равномерным.

После всего проделанного необходимо подумать и о декорировании вашей бумаги. Для этого можно посыпать ее сверху семенами, применить лепестки цветов, потолченные ракушки, перья, кусочки фольги. Главное здесь - ваша фантазия. Чтобы бумага получилась рельефной, можно скомкать фольгу и прижать к поверхности вашего шедевра, но только после того, как вы отожмете его от воды.

Теперь приготовьте стопку из газетных листов, сверху положите махровое полотенце, на него приготовленную нами массу из бумаги, сверху еще одно полотенце, и все это зафиксируйте прессом. Сушить необходимо несколько дней, меняя мокрые полотенца на сухие. Подобную операцию можно сделать быстрее, если вы, удалив излишки воды с массы и накрыв сверху тонким полотенцем (например, кухонным), прогладите все ваше творение утюгом, а потом высушите феном. Можно также применить для этих целей электрический духовой шкаф, только бумага в этом случае может покоробиться. Поэтому сверху притрусите ваше творение горохом или фасолью.

Если вы хотите сделать цветную бумагу, то можно использовать разноцветные обрезки, либо просто добавить в массу краситель, например гуашь, акварель, или другую краску, которая растворяется в воде.

Используются в различные методы сушки, в зависимости от желаемой фактуры. Бумага каландрированная, повышенной гладкости, высушенная на специальной гладкой пластине очень хороша для конгрева, тиснения золотом. Но можно изготовить и гладкую бумагу с небольшими вмятинами — это будет точная имитация известняка. Если сушить бумагу на тканевой подложке, то она получается более рыхлой и мягкой, хорошо тиснится. Есть и оригинальная гофрированная бумага, подвергнутая многократной сушке и специальной деформации — она очень хороша для упаковки.

Бумага, высушенная на сеточке, имеет заметную сетчатую фактуру, и хотя лицевой стороной считается гладкая, многим нравится оборотная сторона, где такая фактура заметна. Эта бумага, благодаря своему составу, очень любима художниками, так как имеет нейтральный рН. можно получить красивый оригинальный подарок, который надолго запомниться вашим друзьям. Вещи, сделанные своими руками, ценятся, прежде всего, за свою уникальность и вложенную в них душу.



Мастер-класс по изготовлению бумаги ручной работы

Мне понравился МК от Татьяны Захаровой,т.к.в нем изложен материал доступно и понятно и главное, именно приближено к классическому процессу изготовления.


Итак, для работы вам понадобятся:

Емкость для воды: тазик, кастрюля или лоток. Я купила себе в зоомагазине лоток, обычно использующийся как кошачий туалет:)

Рамка и сетка (детали ниже) - должны быть мешьше ёмкости для воды примерно на 10 см. с каждой стороны: вы должны иметь возможность без труда погружать их в ёмкость с водой, держа руками за боковые грани.

Несколько поролоновых губок для мытья посуды

Несколько отрезков ткани, очень хорошо впитывающей воду. Я использовала листы войлока, а потом обнаружила на кухне хозяйственные салфетки, которые обычно используются для вытирания поверхностей (продаются в хозяйственных отделах под брендами «Золушка» и «Чистюля»). Для изготовления бумаги они подошли идеально!

Бумага: картонные коробки от когда-то подаренных духов, картонная упаковка для яиц, бумага для принтеров, салфетки, упаковочная бумага.. Подойдёт практически любая! Не рекомендуется использовать глянцевые журналы и газеты, поскольку там слишком много типографской краски.

Все возможные включения: листики, трава, нитки, шерсть, глиттер, конфетти - для украшения бумаги и придания ей неповторимого колорита.


Налейте в блендер немного воды и положите в него бумагу, предварительно порвав её на небольшие кусочки. Я положила несколько кусочков белого картона и несколько кусочков плотной оранжевой бумаги, для придания цвета. Бумагу можно окрашивать несколькими способами: перемешивая белые листы с цветными, а также путём настаивания её в луковой шелухе, чае и прочих естественных красителях.

Теперь зажимайте уши и включайте блендер:) Нам необходимо довести исходный материал до состояния кашицы: как правило, на это уходит около минуты. Здесь вы можете пойти двумя путями: измельчить бумагу до однородной массы, или остановиться на полпути, как это сделала я. Посмотрите на массу в блендере и фотографию готовой бумаги: там видны ярко-оранжевые вкрапления. Это недоизмельчённая оранжевая бумага.

Вылейте получившуюся массу в ёмкость с тёплой водой. На этом же этапе добавьте в тазик включения: конфетти, нитки.. всё, что посчитаете нужным!

Пришла очередь главных инструментов, без которых практически невозможен процесс изготовления бумаги: сетка и рамка. Кликните на изображение, чтобы поближе рассмотреть эти инструменты. Две рамки, на одну из которых натянута мелкая сетка. Сетка нужна для того, чтобы задерживать частицы бумаги и пропускать сквозь себя воду. Рамка без сетки нужна для придания листам бумаги прямоугольной формы. Использовать их нужно так, как показано на фотографии: рамка с сеткой располагается снизу, сеткой наверх. Рамка без сетки кладется сверху.

Совместите стороны двух рамок, возьмите их двумя руками (сетка смотрит на вас, сверху рамка), и погружайте в тазик как показано на фотографии ниже. Сначала вертикально:

Затем аккуратно переводите рамку и сетку в горизонтальное положение, опуская под воду. На фотографии я держу рамку и сетку одной рукой только потому, что второй я фотографирую. Обычно я держу их двумя руками:)

Вынимайте рамку и сетку из тазика строго вертикально. На сетке сверху останется влажная бумажная масса. Дайте воде стечь (примерно минуту), затем возьмите губку и начинайте промакивать с нижней стороны: там, где влажная бумажная масса отделена от губки сеткой. Выжмите губку (или поменяйте её) 2-3 раза.


Совет читателя блога:после первого этапа отжима, попробуйте сделать специальную жёсткую сетчатую коробку(желательно пластиковую) по размеру полотна формы, и поместите коробку в целофановый пакет, затем конец пакета наденьте на трубку пылесоса и замотайте изолентой или скотчем конец пакета на трубке, - это поможет ваккумным способом избавится от излишков воды.


Теперь аккуратно снимите с сетки рамку. У нас на сетке получился прямоугольник влажной бумажной массы. Отложите его в сторону, и подготовьте место, где ваша бумага будет сохнуть.


Я делала это на подоконнике - хорошо, что его ширина позволяет. Итак, на ровную и не боящуюся влаги поверхность положите полиэтиленовый пакет, поверх него - несколько газетных листов. Намочите и слегка отожмите отрезок впитывающей влагу ткани и положите сверху на газеты. Очень важно, чтобы ткань была влажной и имела нетканую структуру. Теперь возьмите сетку, на которой покоится влажная бумага, прислоните широкой гранью к влажному нетканому материалу (хозяйственной салфетке) так, чтобы сетка была снизу, а бумага - сверху. Одним быстрым и аккуратным движением переверните сетку так, как показано на фотографиях ниже:


Теперь бумажная масса лежит на влажной ткани, сверху её закрывает сетка. Возьмите губку и начинайте промакивать сетку, убирая излишки влаги из бумажной массы:

Несколько раз как следует отожмите (или поменяйте) губку. На этом этапе мы должны убрать как можно больше влаги со стороны сетки. Когда на губке после промакивания будет оставаться мало воды, слегка приподнимите узкую грань сетки и загляните под неё: если бумага не прилипает к ткани и поднимается вместе с сеткой, продолжайте убирать излишки воды губкой. Если бумага отделяется от сетки и остаётся прилепленной к ткани - отлично, это то, что нам нужно. Аккуратно уберите сетку, оставив бумагу на ткани. На этом этапе не всё может пойти гладко - здесь нужна практика и опыт. Пару раз лист бумаги у меня рвался, пока я не поняла, что очень важно, чтобы «принимающая» ткань была влажной: тогда бумажная масса легче прилипнет к ней и отлипнет от сетки.

Если вы хотите сделать один лист бумаги, можно оставить сохнуть его прямо на сетке или на ткани. Если же вы хотите сделать несколько листов за одну сессию, накройте ещё мокрый лист бумаги следующим слоем влажного нетканого материала, и повторите процедуру с самого начала. Следующий лист кладите поверх предыдущего, между ними прокладывайте влажные хозяйственные салфетки. Эта конструкция выглядит примерно так:


Когда у вас закончатся войлочные листы и хозяйственные салфетки (или когда у вас закончатся силы и желание продолжать), положите поверх получившейся многослойной конструкции последний кусок войлочного материала (на этот раз можно взять сухой), сверху можно положить полотенце, затем несколько газет, полиэтиленовый пакет, и придавить это дощечкой или толстой книгой по искусству - если что, пакет её спасёт! :) Сверху положите самые тяжелые гантели, и оставьте ваши листы на сутки-трое под этим прессом. Раз в день конструкцию желательно разбирать и проветривать - чтобы во влаге ничего не протухло и не покрылось плесенью. В летние дни бумага высохнет быстрее, чем в дождливые осенние. Так же важна близость к отопительным приборам: моя сохнущая конструкция лежала на подоконнике прямо над батареей центрального отопления, что ускорило её высыхание. Когда бумага подсохнет, немного просушите её на открытом воздухе, и опять положите под пресс на несколько дней.

Как вариант: если использованная выше сетка и рамка показались вам слишком сложной или труднодоступной конструкцией, можно использовать подручные материалы, которые есть у каждой хозяйки: вышивальные пяльцы и москитную сетку, или вообще, одну лишь москитную сетку.

В этом случае листы получаются круглыми и более фактурными, за счёт большого размера клеток у москитной сетки. Если использовать одну только сетку, бумажная масса будет уплывать, и листы получатся бесформенными и будут более тонкими на краях. Этой конструкцией я пользовалась до того, как обзавелась сеткой и рамкой, и, скорее всего, больше никогда пользоваться не буду - по сравнению с прямоугольной сеткой и рамкой это очень не удобно!

Успехов! :)

Мастер-класс 2:

Возьмите обычные столовые салфетки разных цветов. Разорвите их на мелкие кусочки.

Залейте салфетки водой. Взбейте венчиком или миксером в однородную массу.Добавьте клей ПВА.


На поднос выложите кусок москитной сетки.

Вылейте взвесь на поднос. Вода должна покрывать бумажную кашицу.


Добавьте наполнитель. Например: нитки, лепестки, кусочки салфеток.

Накройте все второй москитной сеткой.

Губкой собираем воду с поверхности от центра к краям.

Поверхность должна быть максимально сухой.

С помощью доски и полотенца перекладываем бумагу.

Снимаем москитную сетку.

Бумагу помещаем между полотенцами.

Можно подсушить утюгом. Но обязательно необходимо убрать "бумажный сэндвич" под пресс и сушить бумагу около 4 дней.

Мастер-класс 3:

Вечером прошёл мастер-класс по ручной выделке бумаги. Бумага ручной выделки очень ценится художниками, да и для эксклюзивной печатной продукции она идёт нарасхват.

И, при желании, изготавливать её можно и в домашних условиях.

В качестве сырья используется какая-то волокнистая кора (я немного опоздал к началу, так что название я прослушал), она распаривается до мягкого состояния, собирается в комок и тщательно отбивается молотком, затем разминается и снова отбивается, и так многократно, задача — полностью отделить волокна друг от друга:


Это ответственное дело поручили присутствующим детям, которые занимались им посменно.

Полученная масса распускается в воде, туда же через сито процеживается заранее распаренное в кипятке льняное семя. Семя льна в воде обильно выделяет слизь (имеет обволакивающее действие, как говорят медики). Эта слизь и нужна — она играет роль связующего.


Затем всё перемешивается и эта масса зачерпывается решетом со съёмной решёткой:



Затем бортики с решета снимаются, и слой бумажной массы накрывается тряпочкой...


Отжимается лишняя вода...


Откидывается...


Решето и сеточка снимается, а бумажная масса остаётся на тряпочке:


Так повторяется много раз, пока не образуется стопка из трапочек, покрытых бумажной массой. Стопа может состоять из сотен слоёв, но в нашем случае — всего из трёх. Теперь надо отжать лишнюю воду, для этого стопа прессуется.


Прессованную бумажную массу переносят с ткани на поверхность, на которой будет производиться сушка.



Традиционный (японский) процесс предполагает деревянные поверхности для сушки, а сама сушка производится на солнце. Наш же лектор пользуется металлическим листом от фотоглянцевателя


Включается глянцеватель — и через 15 минут бумага готова.


Между тем на подходе следующая порция. Как видим, дети настолько ответственно относятся к отбиванию, что даже расколотили доску напополам)

Неудивительно: каждый из них получит лист самостоятельно сделанной бумаги!

Французский способ изготовления декоративной бумаги для открыток.

Papierpaille.jpg (150x195, 8Kb)

Потребуется:

Любая бумага(вплоть до туалетной), кроме старых журналов, лаковых обложек и цветных страниц. Две рамки с натянутой тканью(против комаров или капрон от колгот) как сито, размер на ваше усмотрение. Миксер(или блендер), емкость которая шире размера рамок, пресс из дерева по размеру рамок, старые журналы, старые банные салфетки, лопатка для размешивания красок(забыла как такая называется по-русски) и кухонные салфетки.

Приготовление массы.

Нарвать бумагу на мелкие квадратные кусочки и оставить ее намокать на ночь. На др.день пропустите все в миксере в пропорции 35 кусочков бумаги на 1 литр(здесь не ясно какие должны бы быть кусочки:))Выливайте все это в приготовленную емкость до половины. Добавьте в массу волокна цв.шерсти или засушенные цветки лаванды или соломы или блестки и пр.

Техника.

Теперь берете две рамки и хорошо перемешав массу с фибрами целлюлозы в вашей емкости вводите две рамки в эту массу движениями к себе, держа рамки горизонтально. Поднимаете их медленно и чуть наклоняя в разные стороны чтобы дать стечь воде. Осторожно снимите верхнюю рамку.

Выкладывание мокрого листа бумаги.

Постелите свернутую по размеру бумаги банную салфетку(или проще сказать старое махровое полотенце), разгладьте тщательно складки, сверху постелите слегка влажную кухонную салфетку и на нее выложите ваш первый лист, нажимая на сетку, чтобы лист отошел от нее и лег равномерно и плотно на салфетку.

Сверху положите еще одну влажную кухонную салфетку, на нее вы положите ваш второй лист вашей бумаги, затем так же и с третьим и четвертым, сколько у вас получится из вашей приготовленной массы.

Прессование.

На старые журналы поместите эту стопу свежих листов бумаги в салфетках, а сверху положите другие старые журналы. Теперь поместите эту стопу на пресс деревянный(просто ровная доска по вашему размеру бумаги) и сверху положите другой деревянный пресс. Сожмите их и дайте стечь воде из вашего "сэндвича".

Нужно сменить теперь влажные старые журналы (оставляя салфетки с вашими листами), заново уложить на пресс. Сверху пресса груз(книги, банки консерв). Так оставить на два часа. Затем опять сменить на сухие журналы и опять под пресс. Затем можнете сменить через шесть часов. И затем ежедневно. Сушка может занять несколько дней, но не пользуйтесь ни фенами, ни искусственными обогревателями, они деформируют листы и испортят всю работу.

Когда салфетки, а значит и ваша бумага, будут сухие аккуратно снимите салфетку удерживая ваш лист бумаги, вам поможет в этом та самая лопатка, которой пользуются художники при размешивании красок.


mymailto Сережи.

Пример 1: Получение волокна из коры молодых веток шелковицы

Кора замачивается на ночь.
Ножом отделяется наружный слой от внутреннего.
Наружный слой выбрасывается. В принципе, его можно и оставить - на нем остаются какие-то волокна, и это тоже можно переработать на бумагу. Но я выбрасываю.
Внутренний слой режется на кусочки 1-1,5 см ножом (хотя это в корне неправильно, но я так делаю).
Кора проваривается в растворе щелочи - ОЧЕНЬ АККУРАТНО РАБОТАЙТЕ СО ЩЕЛОЧЬЮ! Источник щелочи - жидкости для промывки сточных/кухонных труб (на этикетке в составе - гидроксид натрия или каустическая сода или NaOH). Количество щелочи - 3-4 колпачка на "кулак" размоченной коры. Варка осуществляется 1,5-2 часа. Раствор становится темно-коричневого цвета.
Кора промывается холодной проточной водой. Минут пять, потом я складываю ее в банку, заливаю водой, через 5-6 часов воду сливаю, кору отжимаю, снова в банку, водой+ Так пару дней. Интервалы можно увеличить до 8-10 часов. В итоге кора в воде имеет легкий салатовый оттенок (или белая, как проварили и промыли), золотистый блеск, мягкая, комок легко рвется руками.
Кора отбивается молотком. Я пользуюсь молотком для отбивания мяса или киянкой (деревянный молоток). Беру порцию и отбиваю ее. Сворачиваю, переворачиваю, складываю - цель - все волокна в пучке должны "разойтись" Продолжается до тех пор, пока визуально в массе коры не будет слитных порезанных кусочков.
Кора промывается под "душем". Это в дальнейшем поможет диспергировать волокна в воде.



мастер- класс "Бумага ручной работы" от Марат`Ка

Для изготовления бумаги ручной работы подойдут любые обрезки разных видов бумаги. Можно использовать бумагу для ксерокса, газеты, картонные упаковки для яиц и даже туалетную бумагу. Для измельчения бумаги и подготовки бумажной массы понадобиться блендер. Иногда для увеличения плотности в бумажную массу добавляют крахмал или клей ПВА.


Также для работы необходимы губка, ткань и экран. Специальный экран можно сделать самостоятельно, для этого понадобиться рамка и кусок пластиковой или металлической сетки с мелкими ячейками. Размер рамки определяет размер будущего листа бумаги. Чтобы сделать экран, надо просто прикрепить сетку к раме при помощи мебельного степлера.


Понадобится широкий и глубокий лоток размером чуть больше экрана. Для украшения бумаги можно подготовить различные декоративные элементы: кусочки ниток и фольги, засушенные листья и цветы, блестки. Для можно использовать натуральные или искусственные красители.

Процесс изготовления бумаги

На первом этапе необходимо подготовить бумажную массу. Для этого нужно порвать подготовленную бумагу на мелкие кусочки и залить теплой водой. Замачивать бумагу следует в течение 45 минут. Затем смесь бумаги с водой необходимо поместить в блендер и включить его на 40-60 секунд, масса должна стать кашеобразной. Чем дольше измельчать массу в блендере, тем тоньше в конечном итоге будет бумага.


На втором этапе следует налить немного воды в лоток. Бумажную массу из блендера необходимо вылить в лоток и тщательно перемешать. Если после измельчения остались большие кусочки бумаги, то их удаляют из лотка, чтобы поверхность листа получилась равномерной. На этом этапе в бумажную массу можно добавить немного клея или крахмала, а также декоративные элементы


На третьем этапе экран с сеткой погружают в лоток. Бумажная масса должна равномерно распределиться по поверхности экрана. После этого экран аккуратно вынимают из лотка. Необходимо дождаться пока лишняя вода стечет в лоток, затем поверхность следует промакнуть губкой.


Экран кладут на заранее подготовленную ткань, аккуратно надавливают на сетку и отделяют лист бумаги от поверхности экрана. Сверху лист бумаги необходимо накрыть еще одним куском ткани и придавать прессом (для этой цели отлично подойдет тяжелая книга). Через некоторое время пресс убирается, а лист сушится. Чтобы ускорить процесс сушки, можно прогладить готовую бумагу утюгом или посушить с помощью фена.

Обзор материала

ВВЕДЕНИЕ

Современному человеку трудно представить жизнь без бумаги. Бумага сопутствует человеку на протяжении всей его жизни. Она напоминает о себе всякий раз, когда обращаешься к документам - паспорту, диплому, справке, когда берёшь в руки книгу, извлекаешь из почтового ящика газету или журнал. Бумага дает нам широкие возможности для творчества: ее можно складывать, резать, клеить. На ней можно рисовать и печатать.

Бумага всё стремительнее завоёвывает различные области техники. Сегодня бумагу делают огнестойкой, противостоящую газам, парам, влаге, кислотам.

Бумага сегодня – верный помощник строителей. Она успешно заменяет дерево, мрамор, железо, камень. В американском штате Небраска построен настоящий бумажный мост длиной 11 м, по которому открыто автомобильное движение.

Современная мебель тоже имеет отношение к бумаге. Сверкающая поверхность стола, створок шкафа с замысловатым рисунком не что иное, как лист бумаги, запрессованный на древесностружечной плите

Из бумаги шьют одежду, изготовляют бельё. Уже много лет в Швеции вырабатывают одеяла, состоящие из 10-30 слоёв эластичной крепированной бумаги, вложенные в пододеяльник из льняной или хлопчатобумажной ткани.

Все шире применяется бумага для изготовления посуды. Из нее делают тарелочки, стаканчики, бутылки.

В фармацевтической практике часто приходится фильтровать различные растворы. И тут на помощь приходит бумага. Около 400 разных изделий для фармацевтической промышленности изготавливают сегодня из бумаги.

Для всего этого нужно много бумаги и ее выпуск ежегодно стремительно растет, но также стремительно сокращаются и площади лесов на нашей планете. А этого допустить нельзя. Поэтому ученые во всем мире ищут дереву замену, чтобы больше не вырубать лес и не отправлять его на целлюлозно-бумажные комбинаты. Бумагу уже пробуют изготавливать из стекла и камня, синтетических волокон, полимерных пленок, очень важен сбор макулатуры.

Бумага – это листовой материал из натуральных растительных или искусственных волокон. История возникновения бумаги и развития бумажной промышленности не так уж и проста.

В своей работе я решил узнать историю возникновения бумаги, как и из чего ее делают, возможно ли изготовить бумагу самому. Итак, я выдвинул гипотезу.

ГИПОТЕЗА: Бумагу можно изготовить самому. Для подтверждения гипотезы я поставил следующую цель.

ЦЕЛЬ : изучить процесс изготовления бумаги в домашних условиях. Достигнуть цели мне помогут следующие задачи.

ЗАДАЧИ : Изучить историю возникновения бумаги. Собрать методы изготовления бумаги. Провести опыты, записать наблюдения, сделать выводы.

Теоретическая часть

1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БУМАГИ

1.1 «БУМАГА» НАШИХ ПРЕДКОВ

Ее название на английском языке «paper» происходит от «папирус», материала, используемого древними египтянами, греками и римлянами. Некоторые ученые считают, что слово «бумага» берет свое начало от итальянского bambagia, что значит – хлопок. Другие верят, что русское слово бумага произошло от татарского «бумуг» (хлопок).

Самое древнее письмо было вырублено на стене своего жилища первобытным человеком. На земле много мест, где на скалах, стенах пещер мы можем увидеть сохранившиеся выдолбленные рисунки и знаки, это – петроглифы. Это были первые письма. Но такие письма сами не могли доходить к адресату.

Со временем люди поняли, что намного легче писать на сырых глиняных плитках. Такие плитки можно было посылать друг другу на большие расстояния. Но эти плитки были тяжелыми, их изготовление занимало много времени.

Более легким и прочным материалом для письма стало дерево. Например, в Китае люди выжигали иероглифы на бамбуковых палочках при помощи раскаленной иглы. В Африке тексты вырезали на больших деревянных цилиндрах. В Древней Греции, Риме, а затем во всей Европе люди писали на деревянных дощечках, а потом покрывали их воском. В странах с жарким климатом часто использовали высушенные и покрытые лаком пальмовые листья. На Руси же самым распространенным материалом для письма была береста – определенные слои коры березы. Наши предки-славяне подарили нам летопись, которая написана на 35 березовых дощечках.

Более четырех тысяч лет египтяне использовали папирус (дар реки) – это тростниковое растение, которое росло на берегах реки Нил. Растение было легким, сильным, тонким и легким для переноски. У него прямой стебель высотой до 5 метров. Для приготовления материала для письма использовалась только нижняя часть стебля длиной около 60 сантиметров. Её освобождали от наружного зелёного слоя, а белую сердцевину разрезали ножом на тонкие узкие полоски и 2-3 дня выдерживали в свежей воде для набухания и удаления водорастворимых веществ. Размягчённые полоски прокатывали деревянной каталкой по доске, затем снова замачивали на сутки, прокатывали и опять погружали в воду. После этих операций полоски

становились полупрозрачные и имели кремовый оттенок. После этого полоски стебля укладывали друг на друга, обезвоживали под прессом, после чего сушили под прессом и

разглаживали гладким камнем. В течение тысяч лет не было изобретено ничего лучше для письма и документирования. Самый ранний существующий зарегистрированный папирус датируется 1-й Династией Египта, но предполагается, что он уже, возможно, использовался за 4 000 лет до н.э.

Во 2 веке до нашей эры в Малой Азии в Пергамском царстве в городе Пергаме было организовано производство прекрасного материала для письма, но не из папируса, а из обработанных особым способом кож молодых животных – телят, ягнят, козлов, ослов. По имени города этот материал стал называться пергамент. В отличие от папируса пергамент был значительно прочнее, эластичнее, долговечнее, на нём было легче писать, причём с обоих сторон, а в случае необходимости текст можно было легко смыть и нанести новый. Но, несмотря на эти преимущества пергамента, изготовление его трудоёмко и он был дорогим материалом.

Человечество нуждалось в более дешевом материале, таким материалом стала бумага.

1.2 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БУМАГИ

Первая дата, к которой можно отнести историю возникновения бумаги – это 105 год нашей эры, Китай. Если верить летописям, то именно в Китае в 105 году Цай Лунь изобрел самую первую, известную человечеству бумагу.

По указу императора ему поручалось найти материал для письма не хуже шелка, но гораздо дешевле. Поиски привели Цай Луня к осам. Тонкий, но прочный материал, из которого были сделаны осиные гнезда, больше всего походил на то, что он искал. Проведя сотни опытов, ученый пришел к выводу, что получить нечто подобное можно из коры тутового дерева, конопляного лыка, изорванных рыболовных сетей и ветхих тканей. Все это надо перетереть и проварить, смешав с жидкостью, похожей на слюну насекомых. Полученную массу нужно зачерпнуть ситом из шелковых нитей, закрепленных на бамбуковой рамке.

Когда вся вода стечет, оставшийся влажный листок следует пропитать секретным составом.

Остается только высушить и разгладить его между каменными плитами.

И вот он - желанный материал, не впитывающий тушь, на котором не размываются контуры начертанного. Китайская бумага имела одну особенность - она была настолько рыхлой, что краска на ней довольно сильно растекалась. Впрочем, впоследствии это качество китайской бумаги высоко оценили японские каллиграфы, которые использовали для своей работы именно китайскую бумагу.

Но, ученые считают, что на самом деле, появление бумаги можно смело относить ко II веку нашей эры. Такие данные ученые получили после того, как исследовали раскопки в гробницах, на севере Китая.

1.3 РАЗВИТИЕ БУМАЖНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Неизвестно, какая именно версия правильная, но долгое время Китаю удавалось сохранять способ изготовления бумаги в секрете, и лишь в начале 6 века он был вывезен в Японию. За несколько столетий японцы модифицировали китайскую технологию и создали собственные способы производства бумаги. Китайцы выливали размоченные в воде волокна, на специальные сетчатые щиты–формы и давали воде медленно стечь, просочиться сквозь мелкие ячейки. Японцы же, напротив, энергично трясли форму, чтобы волокна хорошенько переплелись между собой. Кроме того, они стали добавлять клейкий растительный экстракт, который способствовал более плотному и прочному соединению волокон. Древние японцы ценили бумагу не только за ее практические качества, но и за красоту. Она славилась своей тонкостью, почти прозрачностью, что вовсе не лишало ее прочности. Традиционная японская бумага ручного изготовления получила название “васи”. Со временем она приобрела популярность, особенно при императорском дворе в период Хайэн (794–1185). В те времена лучшие сорта японской бумаги ценились на вес золота. Такая бумага и в современной Японии - один из наиболее популярных подарков. Примерно в то же время производство бумаги начинает проникать в другие страны Азии. В отличие от китайского способа, по которому бумага вырабатывалась из свежего растительного волокна, из-за отсутствия подобного сырья в Европе нужно было искать иной материал для бумаги. Бумагу стали изготовлять из пенькового и льняного тряпья. Из тряпья варили клейкую массу, потом с помощью пресса отжимали воду, в результате получалась бумага, но она была очень дорогая.

Впоследствии этот способ был завезен арабами через Персию в Северную Африку, на Кипр, а затем - в Испанию, Марокко и ряд других стран. Бумага постепенно стала вытеснять применявшийся до этого папирус и другие материалы для письма. Из Испании производство бумаги проникло в Италию, а затем во все европейские государства, в т.ч. и Россию.

Впервые широкое ознакомление народа Руси с бумагой произошло в середине 13 века, когда хан Батый для сбора дани произвёл первую всенародную перепись населения Руси на бумаги, которая в то время употреблялась в завоёванном монголо-татарами Северном Китае, а также в Туркестане и Персии, с которыми они находились в торговых отношениях.

Бумага собственного производства появилась на Руси во второй половине 16 века в царствование Ивана Грозного. Начало массового бумажного производства в России было положено Петром I. И именно тогда, а точнее – в 1703 году вышла первая в мире русская газета. Для обеспечения фабрик сырьем по царскому указу в армии и на флоте собирали отслужившие срок паруса, несмоленые канаты, веревки и тряпье. Гражданским людям предлагалось приносить остатки изношенных полотняных вещей в канцелярию полицмейстерских дел "за вознаграждение", с крестьян брали "тряпичный" налог. Развитию бумажного дела поспособствовал указ 1721 года об обязательном употреблении в официальном делопроизводстве отечественной бумаги.

Настоящее массовое производство бумаги началось только в 1799 году во Франции, и произошло это благодаря Робберу, который изобрел такую машину, которая позволяла наладить автоматически весь процесс производства бумаги. Механизированный отлив бумаги на непрерывно движущейся бесконечной сетке, расположенной над черпальным чаном, послужили началом машинного производства бумаги. В дальнейшем к этому примитивному оборудованию были добавлены непрерывно действующие секции прессования, сушки, каландрирования и намотке бумаги в рулоны.

Однако сам способ оставался трудоемким и малопроизводительным, и, по-прежнему, вплоть до середины 19 в. основным сырьем было тряпье. Позднее более дешевым материалом для производства бумаги стала обыкновенная древесина.

1.4 ЭТАПЫ ПРОИЗВОДСТВА БУМАГИ

Со временем для производства бумаги было изобретено много специальных машин. На сегодняшний день можно производство бумаги разделить на 3 этапа.

1 этап. Первым делом производится обработка сырья. В качестве сырья для производства бумаги используется еловая древесина. Многопильные машины распиливают бревна на чурбаки длиной 1,2 м, станки-корообдирщики снимают с них кору.
2 этап. На втором этапе получается древесная масса. Получение древесной массы происходит путем истирания древесины на вращающемся камне.
Дефибрер – машина, предназначенная для разделения древесины на волокна. Полученная древесная масса проходит обработку, включающая в себя очистку, отбелку и сортировку. Далее она по конвейеру направляется к котлу, где в специальном растворе варится жидкая масса. А в другом котле из тех же щепок варят клейкую целлюлозу. В смесительном бассейне оба вещества перемешиваются.
3 этап. Третий и заключительный этап – производство самой бумаги.

Полученная масса поступает на специальную машину, где происходит формирование полотна и после отжимки, отутюживания, отглаживания бумага наматывается на вал наката, затем на резательном станке разрезается на рулоны требуемых размеров и отправляется на фабрики, где делают тетради, в типографии – для печатания книг, газет и журналов.

1.5 ПРОИЗВОДСТВО БУМАГИ ИЗ ВТОРИЧНОГО СЫРЬЯ

С каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины, из которой её получают - уменьшаются. Поэтому использование вторичного сырья для получения бумаги – одно из важнейших решений данной проблемы. Применение макулатуры способствует снижению расхода древесины для производства бумаги, что очень важно с экологической точки зрения. Технологии с использованием бумажных и тряпичных отходов позволяют получать бумагу высокого качества, не затрагивая при этом естественных природных источников.

Традиция производства бумаги из вторичного сырья берет свое начало именно в Японии. В VIII веке после смерти императора из династии Хайэн Сэйва одна из придворных дам сделала из писем императора новые листы бумаги и написала на них буддийскую сутру, как бы прикоснувшись к его душе. Получается, что макулатуру начали применять для производства бумаги вовсе не из практических соображений, как можно подумать, а по причинам религиозным. Восстановленная бумага называлась “усудзумигами” - из–за ее голубоватого оттенка, получавшегося от остатков туши на старых рукописях. Хотя в действительности она была скорее сероватой вследствие недостатков технологии отбеливания. Но японцы и не стремились к особой белизне, считая, что сероватый цвет больше подходит для выражения их чувств к умершим.

2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Бумага обычно делается из дерева. Но не так уж сложно сделать ее в домашних условиях из других природных материалов. У нас дома скапливается много различных бумажных отходов. Эти отходы мы и использовали для вторичного получения бумаги, а так же попробовали сделать «съедобную» бумагу.

Опыт №1 . Китайская рисовая бумага. (Приложение 1)

Для изготовления данной бумаги понадобятся мука и соль. Сначала необходимо просеить рисовую муку. Потом смешать ее с солью и добавить воду. Замешать эту субстанцию в течение примерно десяти минут, пока она не превратится в тесто без комочков. Выложить смесь в чашку и оставить ее на полчаса. После этого выложить тесто на деревянную доску и раскатать его так, чтобы оно было как можно более тонким. Доску нужно посыпать мукой, чтобы она не прилипла к тесту. Когда тонкое тесто высохнет, нарезать его на листы.

Такая бумага не очень плотная и может легко порваться, поэтому для производства блокнотов она не подойдет. Лучше всего использовать ее для хранения продуктов и приготовления буритто. Рукодельницы часто применяют такую бумагу для декупажа.
Опыт №2 . Изготовление бумаги-папируса. (Приложение 2)

Для изготовления папируса необходимо взять ненужную макулатуру и порвать ее на очень мелкие части. Добавить к бумаге мелко нарезанные обрывки ниток. В Египте в папирус добавляют практически что угодно, даже частицы фольги, мертвых насекомых и засушенный растений. Положить бумагу и нитки в миску и залить водой. Должна образоваться густая масса. Пусть она размокнет и настоится сутки. Если прокипятить миску, то основа бумажной смеси сформируется быстрее. На следующий день добавить клей ПВА и крахмал, они послужат связывающей основой для бумажной массы. Перемешать содержимое миски миксером и вылить ненужную воду через сито, оставив только бумажное сырье.

Взять миксер и все качественно смешать, либо размять руками, чтобы вышла гомогенная масса. Отжать полученный комок от воды. Постелить на стол махровое полотенце и аккуратно разложить по нему бумажную массу. Сверху накрыть другим полотенцем и положить стопку больших тяжелых книг в качестве пресса. Пока смесь превратится в полноценное подобие папируса, пройдет несколько дней. Каждый день необходимо менять мокрые полотенца на сухие. Готовую бумагу стоит прогладить утюгом.

В итоге получилась серая, достаточно толстая бумага.

Опыт №3 . Изготовление бумаги с использование сетчатой решетки. (Приложение 3)

Для работы потребуются специальные рамки с сеткой для процеживания жидкости. Для работы достаточно иметь по две каждого размера. Сетка (мелкозернистая) прикреплена к рамке небольшими гвоздиками. Верхняя рамка без сетки не обязательна, но желательна. Она дает возможность набрать больше массы и легче разровнять ее на сетке. Я сделал рамку из нейлоновой ткани и пяльца для вышивания.. Также мы используем блендер и утюг для ускорения процесса (можно вполне обойтись и без них).

Для работы можно брать самую различную бумагу: документы, прошедшие уничтожение в специальных машинах (шредерах), старые газеты, яичные лотки, туалетную бумагу. На изготовление 2-3 листов бумаги надо приблизительно 3-4 литра массы. Чем тоньше бумагу хотим получить в итоге, тем больше воды берем в начале.
Для окраски можно использовать любые краски, начиная с гуашевых.

1. Собранная для работы бумага рвется на мелкие кусочки, заливается водой, куда добавляется немного крахмала и подогревается. Затем смесь помещаем в блендер, где она измельчается до состояния однородной массы. Можно добавить краситель.

2. Когда бумажная масса готова, она помещается в таз с водой (чем больше воды, тем тоньше получится бумага). Затем туда опускаем рамку с сеткой и зачерпываем массу, нужно некоторое время, чтобы дать воде стечь.

3. Переворачиваем рамку сеткой к верху и с помощью губки удаляем всю лишнюю влагу. После этого осторожно удаляем рамку с сеткой и оставляем высыхать в течении нескольких часов.
4. В конце проглаживаем получившуюся бумагу утюгом через тонкую тряпку или газету.

Получилась более тонкая, чем во втором опыте бумага. Это связано с тем, что мы немного «автоматизировали» свою работу (применяли рамку).

Если хотите чего-то оригинального, то можно сделать бумагу из листьев.

Бумагу можно сделать цветной, если добавить в нее краситель (у меня добавлена гуашевая краска).

А чтобы получить белую бумагу, в приготовленную смесь необходимо добавить хлорный отбеливатель.

Чтобы получить белую бумагу, в приготовленную пульпу необходимо добавить хлорный отбеливатель.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей работе я изучил длинную историю рождения бумаги, узнал технологию производства бумаги на целлюлозно-бумажном комбинате. Попробовал изготавливать бумагу в домашних условиях, используя старые газеты и исписанные тетрадные листы. Таким образом удалось получить бумагу разного качества, а при помощи красителей, отбеливателя получить бумагу разного цвета.

Таким образом, подтвердилась гипотезу о возможности получения бумаги в домашних условиях.

Не смотря на то, что по всему миру хорошо налажено промышленное производство бумаги, с каждым днём растёт интерес к бумаге ручного отлива «Рукотворная» бумага не похожа на бумагу машинной выделки, и с точки зрения технических стандартов она хуже: неравномерная по толщине, обычно менее гладкая, подчас слишком хрупкая - такая бумага не подойдет для печати. Но бумага ручного изготовления обладает одним неоспоримым достоинством - абсолютной эксклюзивностью. Она превращает изготовление бумаги из ремесла в искусство.

Приложения

Презентация

Приложения:

Скачать материал

Как сделать бумагу своими руками в домашних условиях?

    Вряд ли в домашних условиях у нас может получиться такая же бумага, какую получают с помощью машинной выделки, е свойства будут намного хуже, так как она будет неравномерная, неподходящая для печати...Но зато у не будет одно выдающееся качество - это е уникальность))). Как бы мы не пытались этого достичь, у нас не получится сделать два совершенно одинаковых листа, как на бумажном производстве. А это значит, что такая самодельная бумага является в некотором роде эксклюзивом.

    Для того, чтобы предпринять попытку изготовления собственной бумаги, нам могут понадобиться следующие предметы:

    • бумага
    • ткань
    • газеты
    • сетчатый экран
    • губка

    Сначала делаем экран для бумаги или покупаем в целях экономии времени уже готовый в магазине для умельцев-рукодельцев. Для этого надо найти подходящую для наших целей металлическую сетку, у которой ширина ячеек до двух сантиметров, и другую сетку с ещ более мелкими ячейками - чем меньше, тем лучше, можно даже использовать сетку против комаров. Итак, вырезаем два одинаковых по размеру куска из москитной и металлической сетки. Теперь кладм сетку с более мелкими ячейками поверх металлической и ровняем края, после чего всю сетку по краям обклеиваем клейкой лентой.

    Теперь превращаем ненужные бумажные обрывки в целлюлозную массу. Обычный кухонный блендер идеально подойдт для этой цели. Чаша наполняется водой чуть больше половины объма. Рвм бумагу на кусочки размером в два-три сантиметра. Кстати, можно использовать и цветную бумагу, в результате получим дизайнерскую бумагу своеобразного цвета)). Теперь, имея необходимое количество бумаги, включаем блендер, и мешаем, постепенно добавляя бумагу, пока не получим однородную целлюлозную массу.

    Теперь содержимое блендера выливаем в тазик. Если масса чересчур густая, можно дополнительно разбавить е тплой водой и ещ раз хорошо перемешать. Сейчас проверяем, получается ли собирать целлюлозу экраном, если мы опускаем его в раствор. Если видим, что целлюлозная масса пристат к экрану, погружаем экран, покачивая им для равномерного распределения масса, несколько раз, после чего экран наклоняем, давая стечь воде.

    Расстилаем нашу приготовленную ткань на очень ровной поверхности и переворачиваем на не экран с целлюлозой, а затем губкой осторожно промакиваем тыльную сторону, удаляя при этом лишнюю влагу. Теперь отделяем наш экран от целлюлозной массы, после чего накрываем получившуюся бумагу газетой, или другой тканью и кладм под какой-нибудь пресс, например, тяжлую книгу или любой другой подходящий предмет. После этого отделяем бумагу от ткани и дам полностью высохнуть.

    Наша самодельная бумага готова.

    Как верно ты Александр заметил в своем ответе: бумага в домашних условиях получается уникальной структуры и качества. Есть способ (опробован лично) сделать бумагу, которая уже сама по себе будет предметом искусства.

    Вс начинается с подготовки бумажной массы: бумага разных сортов рвтся на мелкие кусочки и погружается в мкость с водой. Вода должна чуть скрывать клочки бумаги. Бумага может быть разной: газетная, папиросная, офисная, клочки цветной, школьная тетрадная и т.п. Дам бумаге хорошо размокнуть (2-3 часа), после чего добавляем в массу несколько капель клея ПВА, и блендером превращаем е в сметанообразное состояние, и переходим к искусству 🙂 В бумажную массу забрасываем частички сушеных трав, цветов и растений, можно добавить небольшие кусочки цветных ниток.

    Пластиковой карточкой разравниваем бумажную массу до однородной толщины, не слишком толстой, но и не тонкой (на выходе у нас получится тоненький картон). Сушим бумагу на солнце 3-4 часа, после чего ножом или тонкой лопаткой отслаиваем е от простыни. После проглаживаем бумагу утюгом.

    Готово 🙂 На такой бумаге будет круто смотреться самодельная (хенд-мэйд) открытка с поздравлением.

    Берешь мясорубку и мелешь там палки размером с зубочистки. Затем мелешь в ручной мельнице. Собираешь труху, что получилась, смешиваешь с клеем и раскатываешь скалкой на поверхности, которая не клеится этим клеем. После засыхания получается бумага.

    Если не нравится желтый цвет бумаги, перед склеиванием можно обесцветить пергидролем (концентрированный раствор H2O2) и высушить.

Изготовление бумаги в домашних условиях

1. Введение

Бумага своими руками... Можно ли её изготовит в домашних условиях? Этим вопросом задались авторы предлагаемого проекта. Изучив литературу по данному вопросу, мы пришли к выводу, что невозможного в этом случае не бывает. Нами было найдено два способа изготовления бумаги в домашних условиях, испробовав оба, мы несколько изменили их и предлагаем свой.

Таким образом, цель данного проекта : научиться изготавливать бумагу самостоятельно.

Задачами проекта стали:
Сбережение лесных ресурсов (как ни громко это звучит);
Научиться применять вторичное сырьё;
Развитие творческих способностей участников проекта (и их родителей).
В наши дни изделия ручной работы ценятся очень высоко, ведь они хранят тепло человеческих рук и не имеют аналогов. То же можно ска–зать и о бумаге ручного отлива: интерес к ней растет с каждым днем, так что, по прогнозам, мастерам бумажного дела скучать не придется.

2. Основная часть

2.1 Бумага из вторичного сырья.

“Рукотворная” бумага не похожа на бумагу машинной выделки, и с точки зрения технических стандартов она хуже: неравномерная по толщине, обычно менее гладкая, подчас слишком хрупкая - такая бумага отнюдь не всегда подойдет для печати. Но бумага ручного изготовления обладает одним неоспоримым достоинством, которое заставляет забыть все ее недостатки, - абсолютной эксклюзивностью. Мастера бумаги давно заметили одну закономерность: даже если при литье двух листов используются одни и те же материалы и технология изготовления остается неизменной, все равно они хоть немного, но будут отличаться друг от друга. Эффект неожиданности - вот что больше всего ценят мастера бумаги; может быть, именно он превращает изготовление бумаги из ремесла в искусство.

Ручное изготовление бумаги освоили в Китае: почти 2000 лет назад (в 153 году н. э.) некий Цай–Лунь, министр земледелия, рекомендовал своим согражданам применять для письма бумагу “ши”, изготовленную из волокон древесины растения, которое впоследствии получило название бумажного деревца. Процесс получения бумаги из этой древесины был следующим. Кору толкли в воде, чтобы отделить волокна, и выливали полученную смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на пластины из бамбука и старые тряпки. Видимо, из–за того что для сушки использовалось тряпье, китайская бумага имела одну особенность - она была настолько рыхлой, что краска на ней довольно сильно растекалась. Впрочем, впоследствии это качество китайской бумаги высоко оценили японские каллиграфы, которые использовали для своей работы именно китайскую бумагу.

В Японию секрет производства бумаги привез корейский монах в 610 году. За несколько столетий японцы модифицировали китайскую технологию и создали собственные способы производства бумаги. Китайцы выливали размоченные в воде волокна, на специальные сетчатые щиты–формы и давали воде медленно стечь, просочиться сквозь мелкие ячейки. Японцы же, напротив, энергично трясли форму, чтобы волокна хорошенько переплелись между собой. Кроме того, они стали добавлять клейкий растительный экстракт, который способствовал более плотному и прочному соединению волокон. Древние японцы ценили бумагу не только за ее практические качества, но и за красоту. Она славилась своей тонкостью, почти прозрачностью, что вовсе не лишало ее прочности. Традиционная японская бумага ручного изготовления получила название “васи”. Со временем она приобрела популярность, особенно при императорском дворе в период Хайэн (794–1185). В те времена лучшие сорта японской бумаги ценились на вес золота. Такая бумага и в современной Японии - один из наиболее популярных подарков. Однако мастера каллиграфии все же предпочитали китайскую бумагу, на которой тушь слегка расплывалась, что позволяло добиваться большей выразительности письма. Японцы долго пытались сымитировать это качество, но используемое сырье (в основном применялся тутовый луб) и японская технология не давали такого эффекта.

Интересно, что традиция производства бумаги из вторичного (уже ис–пользованного) сырья берет свое начало именно в Японии. В VIII веке после смерти императора из династии Хайэн Сэйва одна из придворных дам сделала из писем императора новые листы бумаги и написала на них буддийскую сутру, как бы прикоснувшись к его душе. Получается, что макулатуру начали применять для производства бумаги вовсе не из практических соображений, как можно подумать, а по причинам религиозным. Восстановленная бумага называлась “усудзумигами” - из–за ее голубоватого оттенка, получавшегося от остатков туши на старых рукописях. Хотя в действительности она была скорее сероватой вследствие недостатков технологии отбеливания. Но японцы и не стремились к особой белизне, считая, что сероватый цвет больше подходит для выражения их чувств к умершим. В отличие от современной европейской бумаги, которая производится из древесной пульпы с длиной волоконцев всего 2–3 мм, васи изготавливается из волокон длиной до 10 мм. Эти длинные волокна переплетаются довольно плотно, обеспечивая прочность бумаги скорее за счет физических факторов, нежели химических, как в бумаге европейской.

От китайцев секрет изготовления бумаги переняли не только японцы, но и арабы. Они и привезли его в Испанию, а уже оттуда искусство делать бумагу распространилось по всему миру. Ранние европейские бумаги делались из переработанной хлопковой и льняной ткани, поэтому стала бурно развиваться торговля ветошью и хлопковым полотном. Интересно, что по одному из предположений чума проникла в Англию из Европы как раз в старых тряпках. Вскоре, однако, этот источник получения сырья для бумаги стал недостаточным, и люди начали применять для производства бумаги новые, порой весьма экзотические материалы. Зафиксирован случай, когда в качестве сырья для упаковочной бумаги была использована... египетская мумия! Менее экстравагантные экспериментаторы пускали в дело солому, капусту, кожу животных, шерсть и даже гнезда ос! Оказывается, в слюне ос есть клей, поэтому, когда оса сгрызает молодые побеги для строительства гнезда, во рту у нее образуется клейкая масса, по составу сходная с бумагой: клетчатка древесины или соломы и клей.

В 1828 и 1861 годах выходили любопытные руководства по производству бумаги - “Manuel de papeterie” Луи Пите, к которым были приложены сотни образцов бумаги, выработанной из различных веществ, даже из кожи и торфа. Таким образом, для изготовления бумаги годятся любые растительные волокна, обладающие гибкостью, но что же все–таки отличает бумагу от других писчих материалов?

2.2. Изготовление бумаги в домашних условиях

МЕТОД I

Вам понадобится:
Большая кастрюля
Листы использованной бумаги
Миксер или кухонный комбайн
Вода
Растворимый крахмал (две чайные ложки)

Что делать:
Разорвите бумагу на мелкие кусочки (не больше, чем 2х2 см) и поместите их в кастрюлю. (Если Вы используете кухонный комбайн, просто положите в него порванную бумагу, налейте немного воды и взбивайте, пока бумага не распадется на волокна. Затем вылейте полученную массу в кастрюлю с водой и переходите к пункту 4)
Налейте в кастрюлю воды (лучше теплой). Если хотите использовать крахмал, то добавьте его в воду сейчас (две чайные ложки).
Дайте бумаге постоять минут 10, а затем взбивайте миксером до тех пор, пока волокна бумаги не разделятся и масса не станет мягкой.
Опускайте постепенно кусок марли в кастрюлю одним краем, держа ее за другой край. Полностью погрузите ее в массу, а затем осторожно выньте.
Дайте воде стечь обратно в кастрюлю
Накройте марлю промокательной бумагой и переверните, но осторожно, чтобы полученная “целлюлоза” не распалась.
Аккуратно удалите марлю и накройте оставшуюся “целлюлозу” вторым листом промокательной бумаги и прокатайте.
Высушите с помощью утюга
Аккуратно удалите промокательную бумагу. Получившийся лист не трогайте 24 часа до полного высыхания.

МЕТОД II

Вам понадобится:
Ступка и пестик
Литровая стеклянная мензурка
Горелка
Кастрюля
Кусок марли с мелкими отверстиями
Ненужная бумага
Два листа промокательной бумаги (или газета)

Что делать:
Разорвите бумагу на мелкие кусочки (не больше, чем 2х2 см) и поместите их в мензурку.
Добавьте немного воды, так чтобы она покрыла бумагу. Поместите мензурку над горелкой и нагревайте 10 минут.
Перелейте полученную массу в ступку и хорошо растолките пестиком.
Добавьте эту массу в кастрюлю с водой.

МЕТОД III

Инструменты:
Для работы потребуются специальные рамки с сеткой для процеживания жидкости. Они деревянные, размером листов A4 и A5. Для работы достаточно иметь по две каждого размера. Сетка мелкозернистая, похожа на сито, она применяется в строительстве. Сетка прикреплена к рамке небольшими гвоздиками. Верхняя рамка без сетки не обязательна, но желательна. Она дает возможность набрать больше массы и легче разровнять ее на сетке.
Также мы используем блендер и утюг для ускорения процесса (можно вполне обойтись и без них).

Материалы:
Для работы можно брать самую различную бумагу: документы, прошедшие уничтожение в специальных машинах (шредерах), старые газеты, яичные лотки, туалетную бумагу. Авторы использовали обрезки полей газет, которые не имели на себе типографской краски.
На изготовление 2-3 листов бумаги надо приблизительно 3-4 литра массы. Чем тоньше бумагу хотим получить в итоге, тем больше воды берем в начале.
Для окраски можно использовать любые краски, начиная с гуашевых.

Процесс:
1. Собранная для работы бумага рвется на мелкие кусочки, заливается водой и помещается в блендер, где измельчается до состояния однородной массы. Можно добавить краситель. Когда бумажная масса готова, она наносится на рамку с сеткой, сверху накрывается рамкой без сетки. Некоторое время нужно, чтобы дать воде стечь.
2. Снимается верхняя рамка (без сетки).
3. Переворачиваем рамку сеткой к верху и с помощью губки удаляем всю лишнюю влагу. После этого осторожно удаляем рамку с сеткой и оставляем высыхать в течении нескольких часов.
4. В конце проглаживаем получившуюся бумагу утюгом через тонкую тряпку или газету.

Из полученной бумаги можно сделать совершенно удивительные и неповторимые поделки. Мы изготовили из них муляжи для кабинета технологии.

3. Заключение

Таким образом, цель, поставленная авторами работы в самом начале, была достигнута: нами были освоены два описанных в литературе способа изготовления бумаги в домашних условиях и предложен свой метод.
Кроме того, что это занятие оказалось увлекательным, оно, безусловно, полезное. Нами было собрано 38 килограммов макулатуры: основная её часть была сдана в школьную библиотеку для последующего её обмена в пункте вторсырья на книги. Обрезанные поля собранных газет были нами использованы для изготовления бумаги. Сами изготовленные образцы мы можем представить. Поделки, изготовленные из вторсырья, мы подарили учащимся группы продлённого дня нашей школы.
Надеемся, что данная маленькая работа принесла пользу природе.
Ведь это и было главной нашей задачей.