Как приучить ребенка самостоятельно играть: подбор увлекательных игрушек и организация игрового пространства. Как научить вашего малыша играть с другими детьми

Ваш ребёнок растёт не по дням, а по часам. И периодически у мам и пап закрадывается мысль: «Ну вот, ещё чуть-чуть подрастёшь и сможешь играть сам, а у меня появится пара часов для себя». Однако это не совсем так: для того чтобы у малыша получалось на 40-50 минут занять себя самостоятельно, родителям следует приложить немало усилий. Мы расскажем, как научить и увлечь малыша игрой в одиночку.

Польза от самостоятельной игры

Играя самостоятельно, малыш учится находить решения

В. А. Сухомлинский: «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Обучать кроху навыкам самостоятельной игры важно не для того, чтобы занять его время и позволить себе расслабиться. Самостоятельная игра – важный показатель правильного развития ребёнка. При этом умение найти себе занятие существенно влияет на личностный рост и характер малыша. В частности, игра с самим собой развивает:

  • инициативность (ведь решение конкретных игровых задач требует от карапуза принятия быстрых решений – неожиданно возникшая на пути машинки пирамида может быть либо передвинута, либо сбита – выбор нужно сделать мгновенно);
  • способность преодолевать преграды (та или иная игровая деятельность имеет определённый сюжет, развитие которого требует от ребёнка найти выход из сложившихся обстоятельств – если пупс замочил штанишки, то его необходимо переодеть);
  • настойчивость (чтобы получить желаемый результат игры, малыш должен пройти определённые стадии, например, чтобы собрать красивый пазл-кораблик, следует правильно подобрать все элементы, пробуя совместить их);
  • умение ориентироваться по обстоятельствам (чтобы одеть куклу для похода в детский сад, нужно подобрать ей уместную одежду, по порядку надеть все детали туалета);
  • терпение (для решения головоломок малышу приходится несколько раз просматривать задание, подбирать ответы).

Почему он не играет сам или не может занять себя игрушками

Нежелание играть самостоятельно может быть вызвано чувством одиночества

Довольно распространённая проблема, когда малыш не хочет играть самостоятельно. Это настораживает родителей, а между тем причины такого поведения малыша кроются именно во взрослых. Дело в том, что в 2-4 года у детей формируется навык ролевой игры, то есть в этом возрасте очень интересны куклы-машинки-зверушки. Заботливые родственники это понимают, и вот тут начинается безмерное снабжение игрушками. Вспомните своё детство: одна-две куклы, пара машинок и деревянная пирамидка. Зато мы могли часами играть с ними, придумывая им имена, разыгрывая целые спектакли с таким незамысловатым набором. Нет, не стоит выбрасывать замечательных развивающих медведей, обучающих счёту, или парковочную зону для гоночных автомобилей, просто ограничьте их количество. Почему? Ребёнок не успевает привязаться к игрушке, прочувствовать её и выпустить на волю свою фантазию. Кроме того, дети нуждаются в примере. То есть если вы им не покажете, как можно играть с машинкой, то у малыша не только не появится представление о самой игрушке, но и толчка для дальнейшего придумывания игрового сюжета не возникнет.

Что касается деток постарше, 5-7 лет, то отказ от самостоятельной игры в этом возрасте может говорить о том, что малыш страдает от одиночества. Если ребёнок испытывает недостаток общения с родителями, то абсолютно логично, что он не захочет уединяться даже с самыми забавными игрушками. Важно дать ребёнку понять, что это ваша с ним общая игра, просто иногда он может и сам ею заниматься. Также в этом возрасте дети очень чувствительны к неудачам. Поэтому если у ребёнка не получается собрать пазл, он не будет корпеть над ним в одиночестве. Подойдите и направьте мысль карапуза – это даст нужный толчок для возобновления интереса.

У малыша обязательно должна быть хоть маленькая, но собственная игровая зона

Методика приучения ребёнка к самостоятельным играм – неиссякаемая тема обсуждения педагогов и психологов. Все эти изыскания можно объединить в несколько действенных советов для взрослых, тогда научить малыша будет легче.


Умение играть самостоятельно – показатель взросления вашего малыша. Однако не стоит бить тревогу, если пока он не слишком стремится играть в одиночку. Терпеливо показывайте ребёнку, как можно интересно обыграть ту или иную игрушку, чтобы у него появился интерес искать новые пути развлечения. И обязательно участвуйте в игровой деятельности своего чада, хвалите его – тогда он вырастет не только самостоятельным человеком, но и станет уверенной в своих силах личностью.

Зачем учить ребенка играть самостоятельно? Малыш, сосредоточенно перебирающий игрушки, безусловно, радует взрослых, ведь он дает им возможность спокойно заниматься домашними делами. И все-таки навык индивидуальной игры нужен прежде всего самому ребенку. Это важный этап, определяющий развитие социальных навыков, образного мышления, воображения, речи. Именно поэтому критерием должно быть не только время, на которое можно оставить малыша одного, но и качество, сложность, разнообразие его игр.

Нужно, чтобы самостоятельность позволяла ребенку ощутить радость взросления, а не превращалась в испытание силы воли. Детям естественно стремиться к самостоятельности, если это их выбор. Задача родителей – одобрять проявления независимости даже тогда, когда она не слишком удобна. Позвольте малышу выбрать одежду, поверьте, что он не хочет больше каши, спросите, на какую детскую площадку идти гулять. Чаще задавайте вопросы: “А как ты думаешь? А как бы ты поступил?”

В играх самостоятельность проявляется в активном участии ребенка. Перестаньте развлекать малыша, ловите и поддерживайте любую его инициативу. Избегайте навязывания правил: не пытайтесь поправлять кроху, который пилит расческой палочку или строит домик из колец пирамидки. Никогда не говорите увлеченному игрой ребенку: “Неправильно, неверно”. Не старайтесь приходить на помощь преждевременно, дайте малышу возможность самому справиться с непослушной застежкой или достать игрушку.

Не ждите мгновенных результатов. Ребенок научится играть сам, хотя и произойдет это не так скоро, как хотелось бы.

Игрушки и игровое пространство

Подумайте, где и чем играет ребенок. Малышу должно быть удобно в нашем взрослом мире: легкие устойчивые табуретки, маленький стульчик у раковины, низкие шкафчики с детскими вещами, нескользкий пол. Редкий ребенок ограничится играми в детском уголке, скорее всего он будет исследовать все пространство. Поэтому обустраивайте комнаты так, чтобы быть спокойным за здоровье крохи и сохранность ценного имущества. Не стоит полагаться на запреты. Малыш о них просто забудет, а ребенку постарше многочисленные запреты и страх их нарушить помешают быть активным и самостоятельным. Родителям лучше заранее смириться с тем, что в процессе освоения новых действий малыш что-то испортит, сломает и разобьет.

Следует обдуманно подойти к хранению игрушек. Ребенку должно быть удобно их брать и ставить на место. Хорошо, если игрушки разложены так, что ими сразу хочется играть. Например, столик накрыт и вокруг рассажены гости, кукла лежит в кроватке, из кубиков построен дом, а пластмассовые звери расставлены согласно какому-то сюжету.

И самое важное правило – игрушек должно быть немного. Постоянно проводите ревизии, убирая игрушки, которыми ребенок не занимается. Возращение старых игрушек в будущем доставит малышу не меньшую радость, чем покупка новых кукол и машинок. И вы всегда сможете увлечь ребенка, поставив перед ним целый мешок забытых «друзей».

Какие игрушки лучше всего подходят для самостоятельных игр?

  1. Уменьшенные копии предметов настоящего мира, с которыми малыш может подражать работе взрослых (различные инструменты, наборы доктора, парикмахера и т.п.).
  2. Игры, позволяющие познавать мир и его свойства (например, предметы для занятий с водой, песком).
  3. Любимые игрушки (куклы, плюшевые звери), которые воспринимаются ребенком как живые существа. Малыш не будет грустить в одиночестве, если любимый мишка, с которым он вместе ест, спит, гуляет, будет рядом.
  4. Ненужные упаковки, коробки, лоскутки, мешочки, палочки. Ведь эти вещи могут превращаться во все, что угодно и оживлять любую игру.
  5. Домики – покупные палатки или самодельные убежища из стола или стульев, накрытых покрывалом.
  6. Различные каталки, коляски, машинки на веревочке.
  7. Мячи разных размеров и другие спортивные игрушки.
  8. Игры, которые ребенок освоил достаточно хорошо, но при этом не потерял к ним интерес.

Не стоит торопиться с покупкой интерактивных игрушек. Они мешают развитию воображения, без которого индивидуальная игра невозможна. Для малыша с хорошей фантазией весь мир наполняется игрушками: обычный носок превращается в змею, а пустая коробочка – в лодку или машину.

Развивающие игры обычно требуют выполнения определенных правил и значит, присутствия взрослого. Однако привычная любимая игра подойдет и для самостоятельных занятий.

Учим действовать

Как малыш учится надевать штанишки или есть ложкой? Он видит, как его одевают и кормят, видит, как одеваются и едят другие члены семьи. И после многократных повторений осваивает это действие. С играми точно так же. Не стоит думать, что дети рождаются с умением оперировать игрушками. И совершенно недостаточно один раз показать, как пользоваться игрушкой, чтобы потом ребенок играл самостоятельно.

Именно поэтому первые игры, появляющиеся на втором году жизни, как раз и состоят в имитации действий взрослых. В это время интерес к настоящим вещам бывает сильнее, чем к игрушкам. Половник и веник ребенку ближе машинок и кубиков, поскольку он многократно видел, как мама их использует.

Приобщайте кроху к своим занятиям. Наблюдение за различными делами даст малышу огромный материал для игр. Вы и не заметите, как он утащит у вас дуршлаг или губку для мытья посуды и отправится на собственные хозяйственные работы.

Впрочем, подражать маме и папе ребенок может и без нужного оборудования. Очень быстро малыши начинают использовать предметы-заместители. Например, воображать, что палочка – это ложка, а кубик – фотоаппарат. Умение увидеть в одном предмете другой нужно развивать и поддерживать. И среди игрушечных копий взрослых предметов обязательно должно оставаться место для таких заместителей.

В первых играх (их называют процессуальными) ребенок повторяет только действия с предметами, часто в хаотичном порядке, без единого сюжета. Задача взрослого - обращать внимание малыша на взаимоотношения персонажей, называть используемые роли (ребенок – “мама”, а кукла - “дочка”; ребенок - “водитель”, мама – “пассажир”), вести игровые диалоги. При этом взрослый может играть сам, подавая ребенку пример, и обязательно комментируя вслух все свои действия. А может озвучивать детскую игру и подсказывать новые варианты развития сюжета: «Твоя кукла-дочка захотела кушать, и ты ее покормила. А теперь она устала, покачай ее». Но еще десятки, даже сотни раз нужно будет покормить куклу, прежде чем она оживет в детском воображении и малышка почувствует себя настоящей мамой.

Как играть?

С накоплением игрового опыта ребенок переходит к новой форме игры - сюжетно-ролевой. Именно в этой игре дети примеряют на себя всевозможные роли. Нередко роли ребенок выдумывает сам, вдохновляясь тем, что увидел или о чем услышал. Однако взрослый может подсказывать новые игры и идеи, помогать выстраивать более сложные сюжеты.

Ребенку в 2-3 года можно предложить поиграть:

  1. в магазин - супермаркет, кондитерскую, галантерею, автосалон;
  2. в доктора и больницу для зверей, аптеку;
  3. с куклами – в прием гостей, детский сад, семью;
  4. со зверями – в лес, ферму, зоопарк, цирк;
  5. с машинами – в такси, гонки, перевозку грузов и стройку, выполнение правил дорожного движения;
  6. в зверей – превращения в какого-нибудь зверя, семью зверей (рыть нору, добывать корм, прятаться от охотников);
  7. в разные профессии - пожарника, парикмахера, садовника, повара, строителя;
  8. по сюжетам любимых книг и мультфильмов – повторять сюжет, придумывать продолжение, рассказывать сказку иначе (например, играть в “Теремок” с машинами);
  9. в путешествие на автобусе, поезде, корабле, самолете в качестве пассажира или водителя;
  10. со спортивными игрушками – в представление, тренировки, соревнования (ребенок соревнуется с самим собой);
  11. в игры с переодеванием и сменой нарядов.

В играх взрослый может быть и полноправным партнером, и сторонним советчиком, подсказывающим, из чего сделать огнетушитель и в какое путешествие отправиться. Самое важное - не навязывать свои условия, игра по правилам появится позже, а пока не нужно ограничивать фантазию ребенка.

Старайтесь вдохновлять ребенка на игру не только тогда, когда нужно отправить его в детскую. На прогулке, в цирке, зоопарке, во время просмотра детских передач или чтения книжки заметьте: «В это можно будет поиграть дома» - и подскажите, как все организовать и из чего сделать необходимые атрибуты.

Чем больше играют с ребенком, тем сильнее его интерес к играм, и тем быстрее он начинает играть самостоятельно и главное, делать это с увлечением и удовольствием.


Умение отпустить

Часто присутствие взрослого необходимо и ребенку, освоившему индивидуальную игру. Кажется, что малыш увлечен своим занятием, но стоит родителям покинуть комнату - и ребенок сразу бежит следом. Поэтому помимо игрового опыта, обязательно учите его ненадолго расставаться с взрослым и комфортно себя чувствовать в одиночестве.

Для малышей полезна игра в прятки. Обычно дети осваивают ее с полугода, проходя постепенно все этапы – от умения исчезнуть на секунду под платком до способности несколько минут терпеливо сидеть в укрытии. В этой игре ребенок получает уверенность, что пропавшие из поля зрения родители обязательно появятся вновь.

Для ребенка постарше можно придумать объяснение, не нарушающее ход игры. Например, если вы играете в “дочки-матери”, скажите, что пойдете в магазин. А если в стройку – отправляйтесь договориться о поставке кирпичей. Также можно оставить ребенка, назначив ему важную роль, которую до сих пор в игре выполнял взрослый.

Не стоит уходить молча. Предупредите малыша, что у вас есть какое-то дело и обещайте вернуться, когда его закончите. Можете поручить ребенку что-то сделать в ваше отсутствие, например сказать: “Ты достраивай дом, а я схожу суп помешаю”. Сначала уходите ненадолго и старайтесь вернуться прежде, чем малыш сам к вам прибежит.

Иногда ребенку психологически легче уйти самому. Расскажите, в какую игру он мог бы поиграть, напомните, какие интересные игрушки ждут в детской. Если вы опишите игру достаточно подробно и увлекательно, возможно, малыш вдохновится и пойдет играть. Скорее всего, он вскоре вернется. Выслушайте, чем он занимался, и придумайте продолжение игры.

Доступность взрослого определяется не только физическим присутствием. Необходимо поддерживать кроху, выслушивать рассказы об игре, радоваться самостоятельным достижениям, открыто встречать обращение ребенка, давать советы. Если ребенок будет твердо знать, что когда он придет – его примут, ему будет спокойнее и комфортнее заниматься своими делами.

Чем заменить самостоятельные игры

Пока ребенок не научился играть один, воспользуйтесь маленькими родительскими хитростями, позволяющими ненадолго отдохнуть от малыша.

Вспомните, когда кроха забирался туда, куда лазить не следовало, разбирал ваши вещи и всячески безобразничал, его довольно долго не было ни слышно, ни видно. Попробуйте, уходя из детской, оставить ребенку такую приманку: приоткройте дверцу шкафа, набитого интересными, но безопасными предметами, положите на видном месте стопку старых открыток.

Каждой маме желательно завести “волшебный мешок”. В этот мешок сложите коробочки, пузырьки, мелкие игрушки, пробки от пластиковых бутылок, тесемочки, бусы из пуговиц, природные материалы и все, что взрослые считают мусором, а дети - самыми дорогими сокровищами. Конечно, отбирая предметы, не забудьте о безопасности. Ребенка такой мешок способен занимать довольно долго. Только не забывайте время от времени обновлять содержимое мешка и не давайте его малышу слишком часто.

Попросите ребенка принести из комнаты “синий грузовик, поезд и экскаватор”. Поиски всех этих предметов займут некоторое время, и, быть может, малыш и вовсе увлечется содержимым коробки игрушек. Если он выполнит просьбу, давайте следующее задание (принести три круглых предмета, две пластмассовые игрушки, пять предметов на букву “К” и т.п.). Чем старше ребенок, тем труднее должны быть задания.

Разложите по комнате маленькие свертки-сюрпризы и предложите ребенку их найти. Так же можно использовать многоразовые наклейки или расставить на видных местах пластмассовых зверей.

Возьмите набор фломастеров и на листе бумаги начертите круги каждым из цветов. Обещайте малышу приз, если он во все “квартиры” поселит предметы того же цвета.

Предложите сделать выставку игрушек, рисунков, поделок, определенных предметов (например, железных, или красного цвета, или маленького размера). Пообещайте посетить ее, когда все будет готово.

Иногда взрослые пытаются отправить ребенка в детскую, а он все равно приходит, путается под ногами, виснет на папе и маме. Нужно понять, что это потребность не в новых занятиях, а в родителях, их ласке, внимании. Обеспечьте крохе час полноценного и безраздельного общения. И тогда ему легче будет перенести недолгое одиночество.

Как научить ребёнка играть самостоятельно? Вопрос этот волнует многих родителей. Отчасти потому, что когда малыш занят чем-то своим, мама и папа могут посвятить это время домашним хлопотам, заняться каким-нибудь любимым делом, или просто отдохнуть. А отчасти - родители ведь понимают, что развитие у карапуза умения найти для себя интересное занятие и способности некоторое время обходиться без опеки взрослых – это очередной этап взросления крохи. Ещё одна ступенька на пути становления его, как личности. Перешагнуть через которую никак нельзя. И то, насколько быстро ребёнок освоит новый навык, напрямую зависит от того, сколько усилий приложат для этого его родные.

Зачем учить малыша играть самостоятельно?

Так же, как малютка не умеет есть самостоятельно или, например, одеваться, играть один он тоже не сможет до тех пор, пока ему не покажут, как это делается. Мало того, должно пройти некоторое время, чтобы у крохи накопился определённый игровой опыт.

Играть ребёнка нужно учить так же, как и ходить, принимать пищу или одеваться самостоятельно

Играя один, малыш моделирует жизненные ситуации, ищет пути выхода из затруднительных положений, примеряет на себя разные образы, формирует в своём сознании собственное отношение к добру и злу, правде и неправде и др.

Самостоятельная игра развивает в ребёнке:

  • чувство уверенности в себе и своих силах;
  • устную речь и ;
  • воображение и ;
  • инициативу и терпение;
  • настойчивость и умение преодолевать трудности;
  • навыки в поиске альтернативных решений.

Но всё это возможно только при условии, что родители будут периодически направлять игру в нужное русло, и обеспечат ребёнка правильным (с точки зрения смысловой наполненности) и качественным игровым инвентарём.

Карапуза нужно сначала научить играть в разные игры, а потом уже ожидать от него проявления инициативы и какой-то увлечённости игровым процессом.

Организовать игровое пространство для малыша нужно так, чтобы он во время игры ощущал себя максимально комфортно

Игровое пространство

Для начала, продумайте, где и чем будет играть ребёнок, чтобы вы спокойно могли оставить его на некоторое время одного. Кроха должен чувствовать себя комфортно. И находиться в полной безопасности при этом.

Многочисленные запреты помешают карапузу быть самостоятельным и активным. Поэтому лучше предусмотреть все опасности, которые могут подстеречь малютку во время игры, и устранить их заблаговременно.

Не скользкий пол, лёгкие устойчивые стулья, низкие . Всё ценное, бьющееся и потенциально опасное для малыша не должно находиться в пределах его досягаемости.

Со всей серьёзностью подойдите к вопросу . Ребёнку должно быть удобно их доставать и после игры ставить на место. Расставляйте игрушки так, чтобы ими крохе сразу же хотелось поиграть.

Пупса определите в детскую колясочку, вокруг столика с игрушечной посудой рассадите гостей, из конструктора сложите дом, а пластмассовых зверушек расположите соответственно сюжету какой-то знакомой малютке сказки.

Не ограничивайтесь покупкой игрушек в магазине. Предметы домашнего обихода тоже подойдут для самостоятельных игр вашего ребёнка, так как позволят ему имитировать деятельность взрослых

Какие игрушки лучше предложить?

Игрушек в единовременном распоряжении карапуза должно быть немного. Регулярно производите ревизии в малышовом хозяйстве. Прячьте те, к которым на данный момент интерес у ребёнка угас, и выставляйте те, за которыми он уже успел соскучиться.

Благодаря этой хитрости вы всегда сможете увлечь кроху, выставив перед ним мешок позабытых игрушек. К тому же новые покупать можно будет не так уж и часто.

Игрушки для самостоятельных игр

  1. Игрушечные копии предметов домашнего обихода, чтобы малыш мог подражать занятиям взрослых.
  2. Всё, что поможет крохе познавать мир, исследовать свойства, например, воды, песка и т.п.
  3. Любимые игрушечные друзья (плюшевые мишки-зайцы, куклы), с которыми карапуз спит, ест, ходит на прогулки. Которые воспринимаются ребёнком, как живые, и с которыми ему никогда не бывает грустно и скучно.
  4. Укромные убежища (домики, палатки, шалаши). Они могут быть покупными, а можно и самим их строить из подручных материалов (табуретов, столов, подушек).
  5. Коляски, каталки, машинки на радиоуправлении или на верёвочке.
  6. Спортивные игрушки: мячи, гантели, обручи, скакалки.
  7. Игры, в которые малыш уже умеет играть хорошо, но ещё не потерял к ним интерес.
  8. Множество ненужных, с вашей точки зрения, вещей (коробки, лоскутки, болтики, палочки, мешочки, каштаны, камушки и т.п.).

Некоторые игрушки воспринимаются малышом, как живые, они становятся ему друзьями, с которыми не скучно и не страшно. Во время приучения крохи к самостоятельным играм, можно, для начала, разыгрывать сюжеты с ними

Интерактивные игрушки для самостоятельных игр лучше не приобретать. Они не способствуют развитию воображения у ребёнка, ограничивают полёт фантазии рамками написанной программы.

А кроха должен научиться в каждом предмете окружающей его обстановки находить игрушку. У малышей с хорошей фантазией пустая коробочка превращается в автомобиль, носок – в змею, а папин комнатный тапочек – в бригантину.

Карапуз по достоинству оценит яркие и выразительные игрушки, которые можно использовать для разных игр, не ограничивая способы применения и не привязываясь к конкретному сюжету.

Ребёнку 1-2 года: с чего начать?

Стремление к самостоятельности заложено в ребёнке природой. Вам нужно лишь всячески его развивать. В 1-2 года, когда кроха пытается сам ходить, сам есть, сам одеваться, помогать вам по хозяйству, не препятствуйте ему.

Пусть это не всегда удобно для вас. Одевание на прогулку, например, занимает больше времени, или после еды приходится отмывать полкухни. Потерпите совсем немного.

Навыки придут, а с ними и вера в себя, и стремление справляться с поставленными задачами, и умение в некоторых ситуациях (список которых будет со временем расширяться) обходиться без помощи взрослых.

А ещё, для начала, в вашем арсенале должно появиться несколько безобидных хитростей.

Волшебный мешок

Сложите в яркий красочный «бездонный» мешок всякую всячину. Конечно, при выборе этой самой всячины не забывайте о безопасности ребёнка. Это могут быть мелкие игрушки, коробочки, бутылочки, бусики, ракушки и др. Всё, что в понятии вашего малыша является настоящими сокровищами. И невзначай оставьте карапуза наедине с волшебным мешком. Обязательные условия: не забывайте время от времени содержимое мешка обновлять и не давайте его ребёнку слишком часто.

Интересно, надолго ли содержимое шкафа увлечёт карапуза?

Заветный шкаф

В пределах досягаемости крохи «случайно» забудьте закрыть дверцу шкафа, за которую он недавно так настойчиво пытался заглянуть. Предварительно, опять же, проверьте, что там не лежит чего-нибудь ценного да опасного. И выйдите из комнаты. Интересно, занятый исследовательской деятельностью, насколько долго малыш не будет замечать, что вас-то рядом с ним нет.

Мамина сумка

Какой карапуз не мечтает навести порядок в маминой сумке? Так предоставьте своему крохе такую возможность. Правда, сначала сами проведите в ней ревизию и оставьте лишь то, чего вам не жалко и что полностью безопасно для маленького естествоиспытателя. Сумка вряд ли заменит вас полностью, но на некоторое время малыш ею, определённо, удовлетворится.

Не ожидайте мгновенных результатов. Ребёнок, бесспорно, научится играть самостоятельно. Но на это уйдёт некоторое время. У кого-то больше, у кого-то меньше. Это зависит от темперамента малыша. А также от вашей компетентности в данном вопросе и от вашего же терпения.

Вы должны соблюдать некоторые обязательные условия, приучая кроху проводить время без вас.

Во-первых , карапуз во время любого обучающего процесса должен хорошо себя чувствовать и находиться в хорошем расположении духа.

И, во-вторых , игра в одиночестве для крохи не должна стать испытанием – соблюдайте меру, не нужно настаивать, если малышу подобный ход событий не нравится.

В 3-4 года ребёнок начинает играть в ролевые игры, строить более сложные сюжетные линии

Игры для детей 3-4 лет

С накоплением игрового опыта (а это, примерно, годам к трём-четырём) ребёнок готов перейти к новой форме самостоятельной игры – сюжетно-ролевой. Мама-папа при этом могут предлагать новые сюжеты, помогать малышу выстраивать более сложные комбинации.

Во что играют дошколята?

  • С куклами (в дочки-мамы, в семью, в больницу, в магазин, в разные профессии).
  • С машинами (в грузоперевозки, в такси, в автосалон, в парковку).
  • Со зверями (в ферму, в цирк, в зоопарк).
  • Со спортивными игрушками (эстафеты, турниры, тренировки).
  • Обыгрывают сюжеты любимых сказок и мультфильмов.
  • Любят играть в игры со сменой нарядов.

Родители могут быть партнёрами, советчиками или сторонними наблюдателями, но правила игры всегда должен устанавливать сам малыш. Для игр по правилам наступит ещё своё время

В этом возрасте главное условие для родных – не навязывать своё видение. В 3-4 года не нужно ограничивать фантазию малыша. Вы можете быть партнёром или сторонним наблюдателем, советчиком. Но правила при этом должен устанавливать ребёнок.

И помните, чем больше с крохой играют, тем ярче проявляется у него интерес к играм, и тем быстрее он начинает играть самостоятельно.

Видео «Как добиться, чтобы ребёнок играл сам?»

” №11/2008 25.03.12

Психологи убеждены: ребенка следует учить играть. Но многие родители считают, что дети от природы обладают этим умением. Кто же прав?

Комментарий эксперта, Мария Мошкова, психолог:

Ребенок познает окружающий мир и себя через игру. Конструируя ситуации и отношения из реальности, он начинает в них разбираться, понимать, как устроен мир. Задача родителей – обогатить его игровое пространство необходимыми и полезными игрушками, а также предоставить себя в качестве внимательного и поддерживающего партнера по играм. Не забывайте также, что играя со своим ребенком, вы сможете больше узнать о его эмоциональных переживаниях, важных для него проблемах. Моделируя в игре тревожащие ребенка ситуации, вы поможете ему справиться с негативными переживаниями.

Ребенок в 1 год еще не может словами объяснить, чего ему хочется, тянет маму за руку к игрушкам. Ребенок постарше время от времени просит: «Поиграй со мной!» Если попробуете отказаться, в лучшем случае он обидится. Но почему же некоторые дети играют в одиночестве? И ваш малыш сможет, только его надо этому научить.

Ребенок играет и познает себя

Почему ребенок любит играть? Потому что это интересно? Или он ничего другого делать не умеет? Вряд ли дело только в этом. Скорее всего, кроха, наблюдая за своими родителями, тоже хочет ощутить себя и сильным, и умелым, и самостоятельным, и свободным. Ведь в глубине души малыш чувствует – он такой и есть: хороший, замечательный, достойный восхищения и любви. И стремится выразить себя - как умеет. И тогда на помощь ему приходит игра. Ведь в ней можно быть всемогущим и смелым, героем и волшебником. Сначала ребенок осваивает игру, потом совершенствует. Он придумывает образы, ситуации. На первый взгляд они мало совместимы с реальностью. А если вникнуть, оказывается, что все списано с жизни, только дополнено фантастическими, вымышленными элементами.

Учить ли ребенка играть?

Многим мамам знакома ситуация: дома дел – невпроворот, а ребенок бродит за вами по пятам, не умолкая ни на минуту: «Ну поиграй со мной... Ну поиграй…» На ковре разбросаны кубики, в ящике ждут своего часа Барби, трансформеры и спайдермены. Ребенок бы и рад занять себя сам, да не умеет.

Хорошо, если в семье есть старший брат или сестра, которые показали малышу, как развлекать самого себя. Но так бывает не всегда. А без подражания кроха играть не научится.

Вы можете возразить: мол, вас в детстве никто не учил играть. Все это так. Но вспомните, сколько времени вы проводили во дворе с другими ребятами. И мама за вами не следила, не ходила по пятам. К счастью ли, к сожалению, но времена «коммунальных» дворов, где все были в безопасности, миновали. И детские площадки не являются альтернативой. Но это не значит, что ребенка некому заинтересовать игрой. Возьмите на себя эту задачу.

Предложение «научить играть» часто вызывает у родителей недоумение: «Как это сделать? Да мы давно все позабыли! И у нас на это нет времени!» Поверьте, мама с папой, способность играть ничуть не менее важна, чем умение читать, решать логические задачи и говорить на трех языках.

В игре ребенок осваивает огромное количество необходимых навыков

Именно тех, что пригодятся ему в жизни. Причем далеко заглядывать не приходится, новые знания пригодятся ему уже сейчас.

  • Навыки общения . Кен пришел к Барби и говорит: «Здравствуй, я очень рад тебя видеть. Ты сегодня прекрасно выглядишь». – «Привет! Заходи в гости, я угощу тебя чаем».
  • Обучение социальным ролям. Мама-белка позаботилась о бельчонке, привела его к доктору Айболиту и просит: «Доктор, помогите, пожалуйста, вылечите моего малыша!» А потом пошла в аптеку покупать лекарства по рецепту.
  • Преимущества сотрудничества. В игре ребенок осознает, как легко что-то делать сообща. Герои сказки Лапоть, Соломинка и Пузырь, объединившись, смогли переправиться на другой берег реки.
  • Развитие фантазии . Обычное кресло превращается в парусник или египетскую пирамиду, поварешка – в инструмент для добычи алмазов, а пушистый ковер – в непроходимые джунгли Африки Ребенок ощущает, как интересно самому развивать сюжет игры, придумывать новых героев, проявлять находчивость в сложных ситуациях.
  • Преодоление страхов. В игре ребенок может спокойно показывать то, чего он боится, преодолевать какие-то ограничения, неумения, ведь это безопасно и вроде бы не о нем. «Как ни страшно было в чистом поле соломенному Страшиле, как ни трудно было ему работать своими соломенными руками, но он справился». Кроме того, кроха может высвободить собственные негативные переживания в безопасной форме – поколотить злого пирата, а не младшего брата, покричать на дракона, а не на бабушку...

Как научить ребенка играть?

Научить ребенка играть – дело не такое уж трудное. Главное, отнеситесь к вашим совместным забавам как к очень нужному для него занятию: вы не капризам потакаете, а поддерживаете маленького человека на пути развития и осознания самого себя.

Вы испытываете неловкость от того, что вынуждены вести себя по-детски? Но ведь вас никто, кроме малыша, не видит – значит, некого смущаться! И даже если сразу вы не можете придумать ничего толкового, не беда. У вас есть замечательные помощники – любимые детские книги и мультфильмы.

Начинайте с проигрывания знакомых сюжетов. Это можно делать, даже не отвлекаясь от повседневных забот. Сегодня утром ребенок исполняет роль Колобка, а вы – и Дед с Бабой, и Лиса, и Волк. Так и покатились: от кровати в ванную, из ванной – завтракать, после завтрака – мыть посуду... Днем он – курочка Ряба, а вы... да, опять Дед с Бабой! Пока вы стираете, курочка утешает вас – снесет она новое яичко...

На самом деле поначалу все роли станете исполнять вы, а кроха будет зачарованно глядеть на вас. Но постепенно он начнет вступать в игру, придумывать текст, свои повороты событий.

Предоставьте ребенку свободу творчества. Даже если вдруг окажется, что Бабушка накинулась на Волка и съела его, ничего не исправляйте! В игре ребенок сам устанавливает правила, а вы их принимаете.

Пусть курочка заберет золотое яичко и спрячет его в укромном месте, а Мышке вовсе хвост оторвет – не стыдите малыша за жадность и драчливость. Возможно, позже он расскажет вам о том, как на детской площадке у него отобрали любимую машину. Ребенок, оказывается, не с Мышкой расправился – он обидчика наказал! Почувствовав, что игра расширяет его возможности действовать и влиять на мир – пусть пока еще в воображении, – он очень скоро научится играть самостоятельно. Ваше участие больше не понадобится, и вы будете спокойно заниматься своими делами, пока кроха занимает сам себя.

Как выбирать игрушки для ребенка?

Приобретая игрушки, сразу же прикидывайте, во что с ней можно играть. В каждом сюжете должно быть не менее двух участников. Скажем, покупая Чебурашку, не забудьте о крокодиле Гене. А выбирая Барби, обратите внимание на ребеночка и Кена: вы ведь будете играть в семью! А еще в ферму, маму-курочку и деток-цыплят, которые ужасно боятся хитрой рыжей лисы...

Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодня мы поговорим о пользе и необходимости обучения самостоятельной игре. В жизни каждого родителя наступает период, когда пора научить ребёнка играть самому. И не всегда это обусловлено недостатком времени и выходом на работу, это необходимый процесс становления правильной психики и взросления малыша.

Плюсы самостоятельной игры

Почему так важно, чтоб малыш умел играть без посторонней помощи? Оказывается, этот процесс имеет положительный эффект для развития определённых навыков. Так, малыш, который научился играть самостоятельно:

  1. Сможет стать более самоуверенным, повысится его самооценка.
  2. Положительно повлияет на развитие речевых навыков.
  3. Будет активно развиваться фантазия ребёнка, а также его образное мышление.
  4. Позволит обзавестись терпением и усидчивостью.
  5. Малыш постепенно научится преодолевать трудности.
  6. Ребёнок поймёт, что нужно мыслить логически при принятии тех или иных решений.
  7. Научит карапуза моментально реагировать по обстоятельствам.

Возрастные особенности

Первые попытки самостоятельной игры вы сможете наблюдать уже с годовалого возраста. Однако, будьте готовы к тому, что такое занятие не продлиться дольше, чем пять минут и ребёнок быстро потеряет интерес. Малыши до двухлетнего возраста тратят на игры без маминого участия до 20 минут, а вот, начиная с трёхлетнего возраста, этот процесс может занимать не меньше получаса и длиться довольно долго. Именно этот возраст самый оптимальный для того, чтоб приучать ребёнка играть самостоятельно, раньше не имеет особого смысла, только если ваш карапуз сам проявляет инициативу.

Детки до двухлетнего возраста активно познают окружающий мир, пробуют его «на вкус», хотят помочь маме в её делах. Не препятствуйте этим начинаниям. Позволяйте малышу самостоятельно кушать, одеваться. Также карапузы с радостью поиграют крышечками, пластиковыми коробочками от йогурта, ложечками, мячиком.

Детки до трёхлетнего возраста для своих игр начнут использовать кукол, мягкие игрушки, большие машины.

У малышей старше трёх лет самостоятельные игры идут полным ходом. Однако, находясь на детской площадке, они с радостью поиграют и с другими карапузами, при этом не забудут рассказать о правилах придуманной игры.

Мой сын в трёхлетнем возрасте любил играть, как самостоятельно, так и со мной. Он придумывал какой-то сюжет, расставлял игрушки и приглашал меня присоединиться. При этом рассказывал, что будет происходить, знакомил меня с героями своей игры. Часто Никита играл самостоятельно, а я в это время занималась домашними заботами.

Выбираем подходящие игрушки

Важно, чтоб у малыша под рукой одновременно находилось не много игровых предметов. Ограничивайте его выбор. Например, оставьте только коляску с куклой или набор машинок. Постепенно он и сам научится концентрировать своё внимание на отдельных предметах, и не будет хвататься за всё подряд. Также необходимо сразу приучать складывать игрушки на место. Мы использовали большую коробку, куда сынишка относил крупные предметы, для кубиков был пакет, для конструктора – коробка поменьше, для моделей машин – полочка в тумбочке, мячик лежал в углу комнаты.

Какие же игрушки необходимы малышу для самостоятельной игры:

  1. Предметы для сюжетных игр. Это может быть набор доктора, строителя, повара, набор для похода за покупками, кассовый аппарат.
  2. Палатки, или, как мы делали: строили домик, используя стулья, подушки от дивана и покрывала.
  3. Человекоподобные игрушки. Дети примеряют на себе роль родителя или старшего братика (сестрички), когда играют с куклами. Причём, нет ничего плохого в том, что и мальчику интересно понянчиться с пупсом, он будущий папа.
  4. Большой интерес, особенно у девочек, вызовут коляски , в которых они с радостью будут катать не только кукол, но и других плюшевых зверей.
  5. Как мальчикам, так и девочкам, понравится кататься на машинках, где они самостоятельно будут крутить руль и при этом перемещаться. У нас такой транспорт появился в годовалом возрасте и приносил немало удовольствия.
  6. Детки очень любят экспериментировать с ненужными предметами. Это могут быть пустые коробки от бытовой техники. У нас они часто превращались в ракету, подводную лодку, корабль, причём, при использовании больших коробок, транспорт становился пригодным не только для солдатиков, но и для моего сынишки. Один раз Никита сделал телевизор из коробки. Тут ему понадобилось дорисовать детали, а некоторые отдельно вырезать и приклеить.
  7. Игрушки для спортивного развития. Особое место занимают скакалки и мячи.
  8. Любимые игрушки. Это может быть маленькая машинка, трактор или плюшевый зайчик, с которым ребёнок никогда не расстаётся, берёт с собой на улицу и в садик, даже вместе с игрушкой отправляется спать.
  9. Набор конструктора, кубики – вот, где полёту фантазии ребёнка не будет границ. Мой сын обожал строить всевозможные башни из кубиков, потом звал меня, чтоб я оценила его работу. С конструктором, особенно мелким, нужно быть осторожным и не стоит оставлять карапуза без присмотра, но в то же время не вмешиваться в игровой процесс, пусть ребёнок сам творит.
  10. Пластилин, тесто для лепки, краски – всё это направлено, как на развитие мелкой моторики, так и творческого потенциала малыша.
  11. Наборы солдатиков, комплекты машинок, кукольный домик с его жителями, набор резиновых животных – всё это также позволит развить фантазию ребёнка и поспособствует развитию самостоятельной игры.

Как научить ребёнка играться самостоятельно

  1. Важно, начиная с самого раннего возраста, позволять карапузу принимать самостоятельные решения. Разрешайте ребёнку держать ложечку во время еды, надевать хоть какую-то часть одежды и так далее.
  2. Выделите удобное место для игр, помните, что оно должно быть безопасным и уютным.
  3. Не забывайте менять игрушки, иногда не помешает и смена игрового пространства.
  4. Разрешите ребёнку помогать вам при приготовлении пищи, уборке.
  5. Покажите на своём примере, как можно играть игрушками без чьей либо помощи. Помните, что игровой процесс должен быть коротким на первых порах, по мере привыкания ребёнка к самостоятельности – он будет удлиняться.
  6. Не расстраивайтесь, если поначалу ничего не получается. Оцените обстановку, возможно, присутствуют факторы, которые препятствуют правильному развитию ребёнка.
  7. Не думайте, что вы плохая мама, раз не можете поиграть вместе с малышом и оставляете его наедине с игрушками. Помните, это очень важно для его правильного развития.
  8. Не забывайте интересоваться игрой ребёнка, пусть он чувствует, что вы его не бросили.
  9. Если нужно, подскажите малышу, как лучше поступить, что использовать для той или иной игры.
  10. Не забывайте хвалить кроху за его успехи.

  1. Следите за тем, чтоб игровой процесс ребёнка был полностью безопасным.
  2. Убедитесь, что место для игр ребёнка подобрано правильно, карапузу комфортно.
  3. Позаботьтесь о присутствии развивающих игрушек , но не интерактивных.
  4. Обязательно интересуйтесь игровым процессом ребёнка. Если малыш выделяет особое внимание какому-то моменту, обязательно уделите ему время. Карапузу важно родительское внимание даже во время самостоятельных игр.
  5. Не оставляйте ребёнка совсем одного. Важно, чтоб вы отзывались на его просьбы, даже если находитесь в другой комнате. Это необходимо, чтоб уменьшить тревогу малыша.
  6. Если ребёнок не может, например, дособирать пазл, или он застрял на каком-то этапе, помогите ему, в этом нет ничего плохого.
  7. Не забывайте хвалить карапуза за его самостоятельность.
  8. Если малышу страшно оставаться одному в комнате, не уходите, но занимайтесь при этом своими делами. Главное, чтоб карапуз видел ваше присутствие.
  9. Не спешите, не требуйте от ребёнка моментального перехода к самостоятельным играм, делайте всё постепенно.

Теперь вы знаете, насколько важно, чтоб малыш своевременно начал играть без посторонней помощи. Помните, что это не только благоприятно влияет на развитие творческих способностей и фантазии ребёнка, позволяет ему логически мыслить, но также и укрепляет его психологически, учит быть ответственным и терпеливым, а это окажет немаловажное значение во взрослой жизни. Не забывайте, что процесс перехода к самостоятельным играм не должен быть резким и важно знать, какие игрушки соответствуют возрасту вашего ребёнка. Соблюдайте рекомендации, и ваш малыш научится играть самостоятельно, и будет получать немалое удовольствие от игрового процесса.