Как за короткое время научить ребенка читать. Когда можно начинать учить ребенка читать? Готовимся к чтению текста заранее

Умение читать – одно из основных, так необходимых в школе. Вместе с тем, это один из самых сложных процессов для овладения детьми, ведь приходится задействовать не только зрение, но и память, воображение, слух. Кроме того, человек должен читать ничуть не медленней, чем говорит. Можно ли научить ребенка беглому чтению?

Давайте разберемся, возможно ли это.

Скорость чтения у ребенка

У малышей, которые читают медленно, могут возникнуть трудности в школе. Много времени будет занимать прочтение условий задачи, текстов, упражнений. Дети с хорошей техникой чтения могут уже приступить к выполнению задания, в то время как ваше чадо только осилит первое предложение. Оптимальным количеством слов в минуту для школьника считается цифра 120-150. С таким темпом чтения ребенок вполне спокойно может усваивать школьный материал.

Все ли дети могут освоить скорочтение?

Иногда ребенок не может запоминать и концентрировать внимание. Дочитывая предложение, он с трудом может сказать, с чего оно начиналось. В таких случаях тренировка памяти и техники чтения просто необходимы, более того, они должны быть систематическими.

У малыша может быть снижен объем оперативного поля зрения, когда он не в силах охватить зрением все слово, а может сконцентрироваться лишь на двух-трех буквах или слогах. Возможными препятствиями к овладению техникой быстрого чтения также могут стать низкий словарный запас, плохо развитый артикуляционный аппарат, литература, не подходящая по возрасту и регрессия – автоматическое чтение слов по два раза.

Методики и техники скорочтения для детей

Существуют специально разработанные методики, включающие в себя ряд упражнений и советов для ускорения темпов чтения и тренировки речевого аппарата.

  1. С самого раннего периода начинайте читать с ребенком. Читая ему сказку, сошлитесь на усталость, и попросите продолжить. Затем сделайте вид, будто не поняли всего прочитанного, и попросите пересказать ту часть, которую только что озвучил ребенок. Объясняйте малышу незнакомые слова из текста, обсудите прочитанный материал.
  2. Пускай чтение станет своеобразным ритуалом в вашем доме. Пишите для ребенка расписание, списки покупок и все что угодно, что он сможет прочитать.
  3. Используйте диафильмы. Чтение под яркие картинки способствует развитию навыков быстрого чтения.
  4. Учите малыша параллельному чтению. Мама или папа читают текст вслух, а ребенок водит пальцем по тексту(для этого вам необходимо взять две одинаковые книги). Темпы чтения должны постепенно увеличиваться, следите за тем, чтоб ребенок успевал за вами. Во время чтения меняйте темп, выделяйте логическими ударениями диалоги, интересуйтесь у малыша, заметил ли он перемены в темпе.
  5. Проверьте, сколько слов ваш ребенок сможет прочитать за минуту. Затем попросите его повторить то же самое, только быстрее. Не стоит повторять подобное упражнение более трех раз к ряду.
  6. Учите ребенка читать про себя.
  7. Обращайте внимание на ударения в словах – если ребенок не видит разницы между словом замок и замок он может не уловить суть предложения.
  8. У ребенка могут вызывать трудности слова, где встречается подряд несколько согласных. Выписывайте такие слова для малыша на листочек, и просите время от времени их прочитывать.
  9. Забавное упражнение. Нужно читать про себя и жужжать вслух. Полезное для развития навыков быстрого чтения.
  10. Развивайте внимательность: предложите ребенку ряд гласных букв, а в середине пускай будет одна согласная. Попросите его определить лишнюю букву.
  11. Предложите ребенку список, в котором слова будут отличаться друг от друга всего одной буквой. Попросите найти отличия.
  12. Учите скороговорки.
  13. Развивайте смысловую догадку. Напишите текст, с пропущенными словами, слогами или буквами. Попросите ребенка заполнить пропуски.
  14. Читайте с закладкой. Не просто водите ею под строчкой, а закрывайте прочитанное слово, во избежание регрессии.
  15. Вы с ребенком читаете одновременно текст, только кто-то должен запаздывать на 2-3 слова. Главное не сбиться.
  16. Чтение на максимальной скорости с плотно сжатыми зубами и губами. Проводите такое упражнение перед началом чтением вслух.
  17. Читайте под звуковое сопровождение.
  18. Попросите ребенка читать текст, и одновременно простукивать карандашом предварительно заученный ритм.
  19. Устраивайте в семье игры в буквы и слова.
  20. Малыш делает глубокий вдох, а на выдохе прочитывает 15 согласных.
  21. Складывайте слова из отдельных слогов. Используйте карточки.
  22. Необходимо читать текст с выражением.
  23. Почитайте текст в ролях.

Надеемся, эти простые советы помогут развить вашему ребенку навыки быстрого чтения.

Малыш взрослеет. Растут и его умения – он уже может говорить предложениями, знает цвета и формы, ориентируется в буквах и цифрах. Но как научить ребенка читать? С какого возраста начать обучение? Как вообще подойти к такому непростому делу?

Когда учить ребенка читать?

В настоящее время существует множество методик обучения малыша чтению: это и метод Домана, и бархатные буквы Марии Монтессори, и кубики Зайцева, и метод Тюленева. Перечислять можно бесконечно. Все эти способы и пособия рассчитаны на обучения ребенка в домашних условиях самими родителями, но существуют и специальные кружки и курсы, где с малышами занимаются опытные преподаватели.

Но как понять, что пришло время учить ребенка читать? Это раньше родители не предавали большого значения домашнему обучению, а дети учились читать в школе в 6-7 лет. Сейчас ситуация изменилась, и малышей учат чтению чуть ли не с пеленок.

Чтобы понять, что чадо готово к обучению, стоит рассмотреть несколько факторов.

  • Прежде всего, кроха должен хорошо владеть речью, быстро составлять предложения, понимать значения простых слов.
  • У малыша не должно быть проблем со слухом и с произношением.
  • Кроха должен знать базовые направления: лево-право, верх-низ.

Впрочем, многие дети сами проявляют интерес к книгам – маме остается лишь доходчиво объяснить чаду, как это – читать.


12 правил обучения чтению

Вашему вниманию предложены несколько советов, которые помогут найти общий язык с малышом и познакомить его с чудесным миром литературы.

Правило 1. Не заставляйте

Не нужно насильно прививать ребенку любовь к чтению. Эта попытка заранее обречена на провал. Если хотите вырастить читающего человека, заинтересуйте его литературой. Раскладывайте по дому книги, читайте малышу вслух интересные истории. Также чадо должно регулярно видеть вас читающей какую-нибудь книгу. Детки хотят быть похожими на своих родителей, поэтому и ваше чадо тоже, скорее всего, поинтересуется, как вы читаете.

Правило 2. Никаких букв

Ребенку сложно объяснить, что «р» и «рэ» — одно и то же, и что в слове рыба нужно произносить именно «р», а не «рэ». Именно поэтому нельзя учить чадо сначала буквам, а потом звукам. Наоборот, сначала звуки (м, н, р, с), потом буквы (эм, эн, рэ, сэ).

Правило 3. Учите слоги, а не буквы

Слоги или даже целые слова гораздо лучше усвоятся ребенком, чем какие-то непонятные отдельные буквы. Показывайте чаду букву в целом слове. Можно также распечатать карточки со слогами и попытаться обучить малыша составлять слова и читать по слогам.

Правило 4. Повторяйте

Чем чаще вы будете закреплять с малышом пройденный материал, тем лучше информация отложится в детской головке. Но при этом помните, что детки не любят, когда их проверяют и тестируют. Любое повторение (как и обучение) преподносите в игровой форме.

Правило 5. От простого к сложному

Лучше сначала научить малыша произносить звуки. Потом можно как научить ребенка читать по слогам, так и комбинировать эти слоги в слова. Информацию представляйте постепенно и дозированно, чтобы у детки в голове не было каши из знаний.

Правило 6. Учите простые слова

  1. Начните с элементарных слов с повторяющимися буквами: ма-ма, па-па, ба-ба.
  2. Далее обучайте словам по форме «слог + буква»: ма-к, до-м, ко-т, ба-с.
  3. Учите предложения. Можно начать с банального: мама мыла Милу.
  4. Буквы ъ, ь, й оставьте напоследок.

Правило 7. Учитесь везде

Идете гулять? Отлично! Предложите чаду почитать вывески магазинов или слова на рекламном щите. При этом не ругайтесь, если кроха не сможет прочесть то или иное слово. Относитесь к ребенку терпимо и доброжелательно.

Правило 8. Играйте!

Придумывайте игры, в которых необходимо знание букв, слогов и звуков. Например, можно попросить малыша найти в тексте все слова на букву А (Б, В, Г…) и прочитать их. Или купите специальные магнитные кубики и из них составляйте слова.

Еще хорошее упражнение, которое поможет как правильно научить ребенка читать, так и развить его внимательность. Дайте малышу несколько кубиков (среди них должна быть одна гласная и несколько согласных). Попросите чадо выбрать гласную.

Правило 9. Заинтересуйте.

Покажите чаду, что чтение необходимо для нормальной жизни в обществе. Пишите ребенку записки, показывайте записи в блокнотах, письма от родственников, поздравительные открытки.

Правило 10. Чтение вслух

Как научить ребенка быстро читать? Есть старый метод – это чтение вслух на время. Например, засеките минуту и попросите малыша читать все это время. Посчитайте, сколько слов будет прочитано за минуту. Можно завести «Дневник Читателя» и заносить туда все успехи чада. Конечно, не обойдется без мотивации – за каждые 50 (100,200) прочитанных слов делайте ребенку маленький презент.

Правило 11. Чтение с закладкой

Развить у малыша навык быстрого чтения можно в домашних условиях с помощью простого упражнения – чтение с закладкой. Только закрывать закладной нужно не нижнюю строчку, а уже прочитанные слова. Это поможет избежать путаницы, ребенок не будет отвлекаться и сосредоточится на чтении нового слова.

Правило 12. Частые занятия

Регулярно хотя бы по пять минут уделяйте чтению с малышом. Важно не забрасывать обучение, даже если вам кажется, что ребенок уже выучился читать.


Заключение

Главное правило любого обучения – терпение и доброжелательное отношение к малышу. Не кричите и не выходите из себя, когда у дочки или сыночка что-то не будет получаться. Не нужно мучить ребенка чтением, это отобьет у него охоту и желание читать.

Для успешной учебы в школе, ребенку нужно уметь читать. При быстром чтении лучше усваивается материал, который указан в учебниках. Научиться читать достаточно сложно, ведь этот процесс охватывает одновременную работу слуховых анализаторов, памяти и воображения. Идеально когда скорость чтения и скорость речи примерно одинаковые. Для того чтобы научить ребенка любого возраста быстро читать понадобятся следующие эффективные упражнения.

Работа над отрывком

Смысл этого упражнения заключается в том, что если ребенку под силу прочитать тридцать слов, то нужно прибавить еще 30. Таким образом, отрабатывать нужно 60 слов. Кусок текста нужно читать 3 раза. Первый раз он сделает это медленно и не совсем уверенно, но с каждым разом он должен преодолеть отрывок за 1 минуту. Ежедневные тренировки позволят прочитать текст за необходимое время.

Метод «Волна»

Если ваш ребенок за минуту читает 50 слов, то следующее упражнение ему подойдет. Для начала нужно предоставить текст для прочтения в обычном положении, затем перевернуть его перпендикулярно ребенка, потом на 180 градусов и вообще перевернуть вверх ногами. Начинать нужно по несколько предложений, постепенно увеличивая количество. Чтение текста вверх ногами позволяет определить реальную скорость.

Отработка слогов, звуков и слов

Если ребенок читает минимум 30 и максимум 60 слов, то при помощи этого упражнения можно научиться читать не по слогам, а по словам, а также лучше распознавать слоги и буквы. При чтении таблиц надо двигаться столбиками. Это нужно делать за полминуты и фиксировать результаты для наглядных результатов. За один раз в начале надо прочитать 1 таблицу, постепенно увеличивая количество до трех. За одно дыхание нужно читать пол столбика для выработки интонации. Составить таблицы можно самостоятельно по методике С. Г. Зотовой.

Пересказ

Читать и пересказывать нужно ежедневно. Можно помогать читать тексты, а ребенок должен их пересказывать. Начинать нужно с нескольких предложений, улавливать их смысл. Потом приступать к большим объемам. Пересказ не должен быть от третьего лица. Нужно рассказать о главном смысле, участниках и логически закончить.


Рассуждение на тему

Упражнение рекомендуется для третьего класса. Ребенку доносится определенная мысль, задается вопрос, а он должен начать рассуждение на эту тему. Задача родителей заключается в том, что составленные предложения ребенком должны быть логичными и последовательными, иметь общую связку, а количество предложений – минимум 12. Ребенку дается определенное время на обдумывание. Такие упражнение готовят детей к сдаче экзамена в будущем в устной форме.

Систематичность

Для получение хорошего результата нужно каждый день тренироваться вышеперечисленными способами. Благодаря специальным упражнениям память, внимание и логика ребенка развивается. Также нужно обязательно заниматься мелкой моторикой.

При плохом самочувствии или усталости нужно отказаться от тренировок. В таком случае никакого результата не получится, ведь силы ребенка будут направлены на выздоровление.

При наличии свободного времени у родителей нужно упражняться с ребенком дважды в день. Первый раз надо нарабатывать, а второй закреплять материал. При разовой тренировке в день закрепление пройденного переносится на следующий день. Время на утренние упражнения – полчаса, на вечерние – 15 минут.


Нередко у младших школьников учеба идет ни шатко ни валко, поскольку они очень медленно читают. Низкая скорость получения информации влияет на скорость выполнения всей работы в целом. В итоге ребенок подолгу сидит над учебником, а успеваемость находится на отметке «удовлетворительно».

Как научить ребенка быстро читать и в то же время осознавать прочитанное (подробнее в статье: )? Можно ли добиться того, что чтение станет познавательным процессом, дающим массу новой информации и не станет «тупым» считыванием букв и слогов? Мы расскажем, как обучить школьника скорочтению и не потерять при этом истинный смысл занятия. Читаем быстро, но качественно и вдумчиво.

С чего начинать обучение скорочтению?

Говоря о классическом приеме скорочтения, подчеркнем, что основа в нем – это полный отказ от внутреннего проговаривания. Такая методика не годится для младших школьников. Начинать ее следует не раньше 10-12 лет. До этого возраста дети лучше усваивают информацию, которая считывается на той же скорости, что при говорении.

Родители и педагоги все же могут почерпнуть для себя ряд полезных принципов и приемов, которые входят в эту методику. Детский мозг в возрасте 5-7 лет имеет все возможности для полноценного раскрытия и совершенствования - об этом говорят многие педагоги маститых школ: Зайцева, Монтессори и Глена Домана. Все эти школы начинают обучать детей чтению именно в этом возрасте (около 6 лет), лишь одна известная всему миру Вальдорфская школа начинает процесс немного позже.

Об одном факте мнение сходится у всех учителей: обучение чтению – процесс добровольный. Нельзя заставлять ребенка читать против его воли. Помочь малышу найти в себе внутренние силы для освоения нового навыка родители могут путем использования игр.

Готовим к чтению дошколят

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Сегодня на прилавках магазинов существует огромный ассортимент пособий для обучения чтению. Мамы и папы, разумеется, начинают этот процесс с изучения букв, для чего покупаются азбуки в самых разных видах: говорящие книжки и плакаты, кубики, паззлы и многое другое.


На помощь самым младшим деткам приходит азбука

Цель у всех родителей чрезвычайно важная, но при этом следует помнить, что нужно учить сразу так, чтобы потом не пришлось переучивать. Часто, сами того не ведая, взрослые учат не теми методами, что в итоге рождает в голове у ребенка путаницу, которая ведет к ошибкам.

Наиболее распространенные ошибки родителей

  • Произнесение букв, а не звуков. Ошибочно называть алфавитные варианты букв: ПЭ, ЭР, КА. Для правильного обучения требуется их краткое произнесение: П, Р, К. Неправильное начало приведет к тому, что позднее при словосложении у ребенка возникнет проблема в формировании слогов. Так, например, он не сможет идентифицировать слово: ПЭАПЭА. Таким образом, кроха не может увидеть чудо чтения и понимания, а значит, и сам процесс станет для него абсолютно неинтересным.
  • Ошибочное научение соединению букв в слоги и чтение слов. Будет неверным следующий подход:
    • говорим: П и А будет ПА;
    • чтение по буквам: Б, А, Б, А;
    • анализ слова только взглядом и воспроизведение его без учета текста.

Учим читать правильно

Следует учить малыша тянуть первый звук до начала произнесения второго - к примеру, МММО-РРРЕ, ЛЛЛУУУК, ВВВО-ДДДА. Обучив ребенка таким образом, вы увидите положительные сдвиги в обучении намного быстрее.


Навык чтения тесно связан с правильным произношением звуков

Очень часто нарушения чтения и письма берут свою основу в произносительной базе ребенка. Малыш неправильно произносит звуки, что влияет в дальнейшем на чтение. Советуем начинать посещать логопеда начиная с возраста 5 лет и не дожидаться, когда речь установится самостоятельно.

Занятия в первом классе

Известный профессор И.П. Федоренко разработал собственную методику обучения чтению, главный принцип которой заключается в том, что важно не сколько времени вы тратите на книгу, а то, как часто и регулярно вы занимаетесь.

Научиться что-то делать на уровне автоматизма можно даже без изнурительных долгих занятий. Все упражнения должны быть кратковременными, но проводиться с регулярной частотой.

Многие родители, сами того не желая, ставят палки в колеса стремлению ребенка научиться читать. Во многих семьях ситуация складывается однотипно: «Садись за стол, вот тебе книга, прочти первую сказку и пока не закончишь, не выходи из-за стола.» Скорость чтения у малыша, учащегося в первом классе, очень низкая и поэтому на прочтение одного короткого рассказа ему потребуется не меньше часа. За это время он очень устанет от умственного тяжелого труда. Родители таким подходом убивают в ребенке желание к чтению. Более щадящий и эффективный способ проработки одного и того же текста – это порционная работа над ним, по 5-10 минут. Затем эти попытки в течение дня повторяются еще раза два.


Дети, которых заставляют читать, обычно полностью теряют интерес к литературе

Когда ребенок садится за книгу без удовольствия, важно применять в таком случае щадящий режим чтения. При таком способе между прочитыванием одной-двух строчек малыш получает небольшой перерыв.

Для сравнения можно себе представить просмотр слайдов из диафильма. На первом кадре ребенок читает 2 строчки, затем изучает картинку и отдыхает. Затем переключаем на следующий слайд и повторяем работу.

Большой педагогический опыт позволил учителям применять различные эффективные методики по обучению чтению, которые можно использовать и дома. Ниже приведем примеры некоторых из них.

Упражнения

Слоговая таблица скоростного чтения

В данном наборе содержится перечень слогов, которые повторяются многократно за один сеанс прочтения. Такой способ отработки слогов тренирует артикуляционный аппарат. Сначала дети прочитывают одну строку таблицы медленно (хором), затем в чуть более быстром темпе, а в последний раз – как скороговорку. В течение одного урока отрабатывается от одной до трех строк.


Использование слоговых табличек помогает ребенку скорее запомнить сочетания звуков

Изучая такие слоговые таблицы, дети начинают понимать, по какому принципу они строятся, им проще сориентироваться и найти требуемый слог. Со временем детки понимают, как быстро находить слог на пересечении вертикальной и горизонтальной линий. Сочетание гласных и согласных становится для них понятным с точки зрения звукобуквенной системы, в дальнейшем становится проще воспринимать слова как единое целое.

Открытые слоги нужно читать как по горизонтали, так и по вертикали (подробнее в статье: ). Принцип чтения в таблице двоякий. Горизонтальные строчки отображают один и тот же согласный звук с различными вариациями гласных. Читается согласный протяжно с плавным переходом в гласный звук. В вертикальных строчках гласный остается одним и тем же, а согласные звуки меняются.

Хоровое произнесение текста

Тренируют артикуляционный аппарат в начале урока, а в середине снимают чрезмерное утомление. На листе, который выдается каждому ученику, предлагается ряд скороговорок. Первоклассники могут выбрать для отработки понравившуюся или относящуюся к теме урока скороговорку. Произнесение скороговорок шепотом также является отличной тренировкой для артикуляционного аппарата.


Выполнение упражнений на артикуляцию повышает чистоту речи и помогает скорочтению

Комплексная программа для чтения

  • многократное повторение написанного;
  • чтение в быстром ритме скороговорки;
  • продолжение чтения незнакомого текста с выражением.

Совместное выполнение всех пунктов программы, произнесение не очень громким голосом. Темп у каждого свой. Схема проведения следующая:

Прочитанное и осознанное содержание первой части сказки/рассказа продолжается хоровым чтением вполголоса следующей части. Задание длится 1 минуту, после чего каждый школьник делает отметку, до какого места он дочитал. Затем задание повторяется с тем же отрывком, новое слово также отмечается и результаты сравниваются. В большинстве случаев второй раз показывает, что количество прочитанных слов стало больше. Увеличение этого количества создает положительный настрой у детей и им хочется добиваться все новых успехов. Советуем изменить темп чтения и прочесть как скороговорку, что будет развивать артикуляционный аппарат.

Третья часть упражнения заключается в следующем: знакомый текст читается в медленном темпе с выражением. Когда дети доходят до незнакомой части, темп чтения увеличивается. Прочитать будет нужно одну или две строчки. С течением времени количество строк нужно увеличивать. Вы заметите, что через несколько недель систематических занятий у ребенка будет отмечаться явный прогресс.


В обучении очень важна последовательность и легкость упражнений для ребенка

Варианты упражнений

  1. Задание «Бросок-засечка». При выполнении упражнения ладони учащихся находятся на коленях. Начинается оно словами учителя: «Бросок!» Услышав эту команду, дети начинают читать текст из книги. Затем учитель говорит: «Засечка!» Это время для отдыха. Дети закрывают глаза, руки же все время остаются на коленях. Услышав вновь команду «Бросок», учащиеся ищут строчку, на которой они остановились и продолжают чтение. Продолжительность упражнения – около 5 минут. Благодаря такой тренировке дети учатся зрительному ориентированию по тексту.
  2. Задание «Буксир». Целью данного упражнения является управление способностью менять темп чтения. Первоклассники читают текст вместе с учителем. Учитель подбирает удобный для учащихся темп, а школьники должны стараться не отставать. Затем учитель переходит в чтение «про себя», что также повторяют дети. Спустя небольшой промежуток времени учитель снова начинает чтение вслух, а дети, при правильном улавливании темпа, должны читать вместе с ним одно и то же. Повысить уровень чтения можно, делая данное упражнение в парах. Лучше читающий ученик читает «про себя» и одновременно водит пальцем по строчкам. Сосед читает вслух, ориентируясь на палец партнера. Задача второго ученика успевать за чтением более сильного партнера, что должно в перспективе увеличить скорость чтения.
  3. Найти половинку. Задачей школьников будет поиск в таблице второй половины слова:

Программа для детей старше 8 лет

  1. Поиск слов в тексте. За отведенное время ученики должны найти слова, начинающиеся на определенную букву. Более сложный вариант при обучении технике скоростного чтения – поиск определенной строки в тексте. Такое занятие помогает усовершенствовать зрительный поиск по вертикали. Учитель начинает читать строчку, а дети должны найти ее в тексте и прочитать продолжение.
  2. Вставка пропущенных букв. В предлагаемом тексте отсутствуют некоторые буквы. Как много? Зависит от уровня готовности детей. Вместо букв могут быть точки или пробелы. Такое упражнение помогает ускорить чтение, а также помочь объединять буквы в слова. Ребенок соотносит начальные и конечные буквы, анализирует их и составляет целое слово. Дети учатся прочитывать текст немного вперед, чтобы верно подобрать нужное слово, а этот навык обычно формируется уже у хорошо читающих детей. Более простой вариант упражнения для детей старше 8-летнего возраста представляет собой текст с пропущенными окончаниями. К примеру: Вече… наступ… в город…. Мы двигал… по тропин… между гаража… и замети… маленьк… котен… и т.д.
  3. Игра «Прятки». Учитель начинает произвольно читать какую-то строчку из текста. Школьники должны быстро сориентироваться, найти это место и продолжить совместное чтение.
  4. Упражнение «Слово с ошибкой». Читая, учитель делает ошибку в слове. Детям всегда интересно поправлять неточности, ведь так их авторитет возрастает, равно как и уверенность в своих силах.
  5. Самостоятельные замеры скорости чтения. Дети в среднем должны читать около 120 слов в минуту и даже больше. Достигать этой цели будет легче и интереснее, если они начнут вести самостоятельные замеры своей скорости чтения раз в неделю. Ребенок сам подсчитывает число прочитанных слов и заносит результаты в табличку. Такое задание актуально в 3-4 классе и позволяет улучшить технику чтения. Вы можете найти другие примеры упражнений и видеозанятий по скорочтению в сети Интернет.

Скорость чтения является важным показателем прогресса и должна регулярно отслеживаться

Стимулируем результатами

Оценка положительной динамики очень важна. Ребенок получит хороший стимул к дальнейшей работе, если будет видеть, что уже добился некоторых успехов. Над рабочим местом можно повесить таблицу или график, который бы отображал прогресс в обучении скорочтению и улучшение самой техники чтения.

Считается, что к шести годам дошкольник уже умеет читать. Но если он это делает так, будто только что научился понимать буквы и не прогрессирует далее, то нужно ему помочь. Это неудобно в первую очередь ему самому. Низкая скорость чтения приводит к тому, что он плохо понимает сам текст и то, о чем в нем говорится.

Существует ли методика?

Перед взрослыми встают серьезные вопросы: «Как научить детей читать быстрее, и есть ли какая-нибудь методика обучения?» Быстрее вовсе не означает высокую скорость, как у взрослого человека. Слишком высокий темп тоже не орошо — ухудшается понимание прочитанного. Оказывается, есть специальный термин — «оптимальное чтение». Это такой темп прочтения, который приближен к разговорному, то есть максимум 150 слов за одну минуту.

Определенные сложности

Чтобы иметь представление, как научить ребенка читать в 6 лет, нужно определить, есть ли у него перечисленные ниже сложности:

  1. Плохо развитые память и внимание — именно они являются своего рода ускорителями процесса чтения. Эти качества нужно обязательно развивать в детях.
  2. Запас слов у малыша невелик. Это означает, что незнакомые слова будут тормозить чтение.
  3. Неспособность охватить своим взглядом одно слово от начала до конца.
  4. Возврат к уже прочитанному. Когда малыш, действуя неосознанно, устремляет взгляд в начало слова, как будто читает его два раза.
  5. Неразвитый артикуляционный аппарат.
  6. Текст сложен для возрастной категории.

Не количество, а качество

Итак, как правильно научить ребенка читать, повышая и темп чтения, и качество понимания. Конечно, помогут упражнения. То есть регулярное их выполнение. Речь идет не о количестве времени, которое затрачивают ежедневно родители на занятия, а об их частоте. Можно занятиям уделять в день полчаса, тогда ребенок просто устанет от них. А можно проводить обучение минут 8-10, но трижды в день.

Делать все вместе

Есть одно замечательное и эффективное упражнение, благодаря которому вопрос о том, как научить детей читать быстрее, сам собой отпадет за ненадобностью. Это так называемое параллельное чтение. Взрослый вслух читает, а ребенок делает то же самое вслед за взрослым, помогая себе тем, что водит пальцем по строкам. Родитель экспериментирует с темпом: то наращивает его, то вновь замедляет. И конечно, интересуется, заметна ли была малышу смена скорости, и в какой момент она произошла.

Несколько упражнений

  1. Когда малыш не любит чтение, можно в позитивном ключе попытаться с ним освоить щадящий режим, то есть чтение одной или двух строчек, не более. После чего его нужно обязательно похвалить и дать передохнуть.
  2. Пусть он пробует читать в быту все небольшие фразы типа надписи под кадром, текст рекламы, названия на магазинах, игрушках. Можно использовать записки, например: «Надо убрать игрушки», «Почитай книжку», «Не забудь съесть яблоко». Или оставлять список того, что ему надо сделать.
  3. Очень полезна практика чтения на слух, которая развивает память и внимание. Это разучивание скороговорок, пословиц, коротких стишков. Можно придумать игры в слова и предложения.

Совет взрослым

Родителям важно не только знать, как научить детей читать быстрее, но и хвалить их за это. Работать с детьми нужно регулярно, тогда они будут скоро приятно удивлены. Удачи в обучении!