Классификация ароматов в современной парфюмерии

Здравствуйте, дорогие читатели самого ТАКтичного журнала!

Мы уже довольно много беседовали о полезных свойствах натуральных компонентов в парфюмерии, о влиянии запахов на человека...

Сегодня расскажу вам простые, но интересные и приятные нюансы. которые в значительной степени помогут разбираться в выборе парфюмерии с позиции эстетического ее восприятия.

Первое, и главное, что нужно знать, для того чтобы ориентироваться в несметном многообразии парфюмерной продукции — это то, как изнутри «устроен» каждый вид парфюмерной продукции: духи, парфюмерная вода, туалетная вода разного вида «звучания».

Вы наверняка слышали: верхние ноты, ноты сердца, нижние ноты? Да, в парфюмерии используются именно музыкальные термины для обозначения структуры аромата.

Цельная структура любого парфюма называется ОЛЬФАКТОРНАЯ ПИРАМИДА. Слово «ольфакторный» в переводе с латыни означает «благовонный, душистый, обонятельный». Запомните это красивое словосочетание - «ольфакторная пирамида», и вы сможете блеснуть своими познаниями в парфюме.

Но шутки шутками, а смысл ольфакторной пирамиды заключается в последовательности аккордов в аромате. Да-да, и снова музыкальный термин. Аккордами называют разделение компонентов внутри ольфакторной пирамиды, и выделяют по степени летучести (по скорости испарения) эфирных масел и иных компонентов те самые три группы: начальные (верхние) ноты, срединные ноты (ноты сердца), шлейфовые ноты (базовые). Как вы уже догадались, верхними нотами являются самые «быстрые» составляющие, а значит — самые легкие: цитрусовые, зеленые, ноты свежести. Эти ноты ощутимы в первые минуты вдыхания парфюма и раскрываются в течении 5-15 минут. Срединные ноты — цветочные, фруктовые, пряные и древесные, звучат в течении последующих 1.5-3 часов. И базовые (шлейфовые) ноты, к которым относятся мускусные, мхи, амбровые, смолы и тяжелые бальзамы, раскрываться начинают вместе с срединными и звучат дольше остальных — от 2-3 часов и более. Если в парфюме в базовом аккорде использованы качественные, низколетучие (долго испаряющиеся) компоненты, его звучание может длиться несколько дней.

Вы спросите: зачем это знать? Все просто: читая состав парфюма вы сможете предполагать, как именно этот аромат будет звучать и как долго будет держаться. Конечно, предположить по описанию, какой именно будет запах в заветном флаконе довольно сложно, но можно по меньшей мере сузить спектр тестируемых при покупке вариантов и упростить поиск любимого аромата.

Итак, вы знаете, что такое ольфакторная пирамида. Что следует знать еще? Конечно, хорошо бы понимать все системы классификации. А их целых три, но они достаточно простые к пониманию, не волнуйтесь.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ВИДАМ ПАРФЮМЕРНОЙ ПРОДУКЦИИ

Здесь выделяют:

ДУХИ. (PARFUM, EXTRAIT, PERFUME)

Концентрация ароматических веществ не менее 10%. В духах класса «Экстра» - не менее 15%. В концентрированных духах — не менее 30%.

ПАРФЮМЕРНАЯ ВОДА.

Душистых веществ около 10%.

ТУАЛЕТНАЯ ВОДА.

Не менее 4% парфюмерной композиции в составе.

ОДЕКОЛОН (EAU DE COLOGNE).

Здесь должно содержаться не менее 1.5% душистых веществ.

Всем понятно, что для дневного использования больше подходят туалетная и парфюмерная вода, одеколон, а для вечернего духи. Однако, есть любители запахов «покрепче» , вы наверняка обращали внимание на таких громко благоухающих людей? В любом случае, парфюмеры рекомендуют, а выбор за вами.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПО КОНСИСТЕНЦИИ

Здесь все совсем просто:

ЖИДКИЕ ДУХИ (парфюмерные воды, туалетные, одеколоны).

Как вы догадываетесь, состоят из парфюмерной композиции (эфирные масла, абсолюты, синтетические душистые вещества) и водно-спиртового раствора.

МАСЛЯНЫЕ ДУХИ.

Тоже не сложно догадаться, что в качестве основы используются базовые жирные масла (виноградной косточки, жожоба, миндальное и прочие, не имеющие собственного выраженного запаха) к которым добавляют все ту же парфюмерную композицию.

ТВЕРДЫЕ ДУХИ.

А здесь все уже интереснее, не правда ли? Но на самом деле все просто — к базовому маслу, как у масляных духов, добавлен... очищенный воск и парфюмерная композиция.

СУХИЕ ДУХИ (еще называются «Саше»)

Такие духи обычно используют для ароматизации одежды, развешивая в шкафах. В качестве основы, в которую добавляют парфюмерную композицию, применяют смесь талька и крахмала.

И самая, пожалуй, важная, для наших носов и носиков система классификации -

КЛАССИФИКАЦИЯ ПО СЕМЕЙСТВУ АРОМАТОВ

А вот здесь все уже не так просто.

В мире уже сейчас существует несколько подходов к определению данной системы: конечно, французская, а также немецкая, американская....

Но нам с вами важно понять лишь смысл такой системы, так что не будет вдаваться в подробности споров между парфюмерами.

Итак, как пример возьмем одну из систем:

АЛЬДЕГИДНЫЕ ароматы.

Альдегид — это такой химический элемент, который имеет приятный запах, и который начали в начале прошлого века использовать парфюмеры. Примером является всем известный Chanel№5. Грубо говоря, это ароматы, в которых довольно выражено звучит тот или иной альдегид. Как вы понимаете, это семейство довольно молодое и пополняющееся в силу развития химической промышленности.

АМБРОВЫЕ.

В некоторых классификациях такого семейства не существует, амбровые ароматы просто относят к восточным. Однако, мы все же говорим о них, как об отдельном семействе в силу их ни с чем не сравнимого, обволакивающего, пудрового и мягкого, влекущего звучания. Наверняка и в вашем окружении есть дамы, которые уверенно заявляют: «Я люблю только амбровые ароматы!». И количество приверженцев данного вида в моей личной практике занимает довольно ощутимый процент. Это один из самых древних видов парфюмерии, т. к. человечество очень давно познакомилось с чудесным ароматом амбры и начало его применять.

ГУРМАНСКИЕ ароматы.

По-другому их еще называют «Кондитерские». Это довольно молодое семейство в истории парфюмерии, к которому относятся духи с нотами печенья, ванили, выпечки, бобов тонка и прочих вкусностей.

ДРЕВЕСНЫЕ.

Тоже давно известный человечеству вид, включает в себя духи с выраженным звучанием таких теплых оттенков, как сандал, пачули, кедр, ветивер, а также хвойных нот.

ЖИВОТНЫЕ.

Понятно, что животные ноты придают духам чувственность и пользуются популярностью. Но как мы уже с вами обсуждали, из-за дороговизны и сложно добычи натуральных веществ, в современной парфюмерии применяются в основном синтезированные компоненты. Однако, звучащие очень похоже на натуральные. И такие духи тоже некоторые причисляют к животным.

ЗЕЛЕНЫЕ.

Все очевидно в данном семействе: духи с запахом свежести, скошенной травы, зелени.

КОЖАНЫЕ.

Довольно модное в последнее время семейство объединяет продукцию, в которой воспроизводится характерный запах кожи с различными оттенками (дыма, сожженного дерева, табака). Обычно звучание «разбавляется» цветочными или иными нюансами.

МОРСКИЕ.

Совсем новое направление в парфюмерии, ему менее 30-ти лет. Ароматы влажного воздуха, озона, наполняющего все вокруг и образовывающегося после грозы, морского бриза. С недавнего времени выделены в отдельную группу.

ПРЯНЫЕ.

Специи и пряности, применимые в кулинарии, в парфюмерии применяются в данном семействе: черный перец, гвоздика, тмин, чабрец, кардамон, кориандр.

ФРУКТОВЫЕ.

Близкие по звучанию к гурманским, однако «ведущую скрипку» играют фруктовые ноты, а не кондитерские: персик, яблоко, слива, смородина, ежевичка.

ФУЖЕРНЫЕ.

Название происходит от французского слова «fougere» - папоротник, и не имеет ничего общего с известным видом бокала:-). Довольно интересна история и этого семейства ароматов, но об этом в другой раз. А пока скажу — уже достаточно давно не используют абсолют папоротника, а определяющими компонентами для фужерного аромата служат лаванда и сено (кумарин).

ЦВЕТОЧНЫЕ.

Самое распространенное семейство духов, главной темой которых является цветок или букет цветов: сирень и ландыш, роза и жасмин, фиалка и нарцисс и пр.

ЦИТРУСОВЫЕ.

По названию и в этом семействе все понятно. Главную роль играют апельсин и бергамот, лимон и мандарин, лайм и грейпфрут. Веселые, яркие и активные ароматы. Однако довольно сложно сделать духи, содержащие в своем составе только цитрусовые ноты в силу того, что эти эфирные масла самые легкие и летучие, и крайне быстро испаряются.

ШИПРОВЫЕ.

Очень интересное семейство, дата рождения которого известна довольно четко — в 1017 году знаменитый Франсуа Коти отдыхая на острове Кипр (откуда и пошло название семейства — Кипр-Шипр) решил запечатлеть в памяти чудесные воспоминания, используя компоненты, произрастающие на дивном острове: дубовый мох, бергамот, лабданум.

Вот, по-моему, минимум информация для человека, который любит ароматы и желает хоть немного в них разбираться.

Я с удовольствием расскажу вам множество интересных историй, порой — исторических баек, о происхождении, применении и выборе ароматов.

Покупая парфюмерию (духи, туалетную воду, одеколон...) каждый человек хочет знать, как долго он сможет пахнуть после применения. Или, какова стойкость аромата . Основной параметр, влияющий на стойкость любого аромата , - это концентрация содержащегося в нем "действующего вещества " , или парфюмерной композиции . Хотя в некотрой степени на стойкость аромата влияет и его состав - то есть у каждого их входящих в парфюмерную композицию веществ свое время жизни, и своя стойкость.

Что такое парфюмерная композиция?

В предыдущем абзаце было несколько раз упомянуто словосочетание "парфюмерная композиция ". Что же это такое и разве это не то же самое, что и сам аромат?

Практически все парфюмерные средства (туалетная вода, духи, дневные духи, льсьоны после бритья, дезодоранты ) состоят из парфюмерной композации, спирта и воды . В общих чертах парфюмерная композиция - это и есть набор летучих ароматических веществ, или масел, растворенных в спирте определенной концентрации . Чем больше этого вещества на единицу объема флакончика - тем больше концентрация парфюмерной композиции . Почему смесь веществ называют композицией? Потому, что парфюмер при составлении аромата использует не только одновременное, но и последовательное звучание различных ароматов, их совместимость и последовательность восприятия, составляя таким образом даже не букет, а целую "симфонию" ароматов. Но вернемся к концентрации композиции в различных парфюмерных продуктах.

В зависимости от концентрации различают:

  • духи (PARF, parfum, extrait) - 15-30% и более парфюмерной композиции в спирте 90%.
  • парфюмированная вода , или туалетные духи (EDP, eau de parfum, parfum de toilette, esprit de parfum ) - 10-20% парфюмерной композиции в спирте 90%,
  • туалетная вода (EdT, eau de toilette ) - 4-10% парфюмерной композиции в спирте 85%.
  • Одеколон (EdC, eau de cologne ) - с одеколоном ситуация немного более запутанная.
    Если это стандартный европейский товар, то это один из наименее концентрированых продуктов. Концентрация парфюмерной композиции 3-5% в алкоголе крепостью 70%. Однако если это Eau de Cologne производства США , то по стандартам этой страны концентрация его составляет 12-15%, что соответствует достаточно стойким Парфюмерным духам (Parfum de Toilette)
  • Могут ли духи держаться несколько суток?

    В данной статье приведены примерные цифры, известные из опыта. Такой срок стойкости ароматов будет, если продукт (духи, туалетную воду, одеколон) наносится на тело, и под воздействием окружающей среды. Официально же проверяют стойкость духов в специальной лаборатории, нанесением на специальный бумажки (блоттеры ), без сквозняков , воздействия погоды и "собственного химизма " человека. В таких условиях стойкость духов значительно больше, и достигает нескольких суток.

    Духи (parfum )- очевидно, что самым стойким видом парфюмерной продукции являются духи . Они держатся 5-10 часов . Духи, как правило, дороже, так как содержат больше парфюмерных масел, цена которых на мировом рынке очень высока.

    Парфюмированная вода (туалетные духи, EdP) - самый распространенный вид парфюмерии, потому что обладают оптимальным балансом цены и стойкости (3-5 часов) . К тому же, у многих фирм парфюмированная вода - самый высокий по концентрации экстракта вид товара, так как далеко не все производители считают нужным (или возможным) выпускать свои ароматы в виде духов.

    Туалетная вода (EdT) - также пользуется большим спросом из-за невысокой цены. К тому же мужская парфюмерия практически вся представлена в виде туалетной воды. Однако ее хватает всего на 2-3 часа . Чтобы продлить действие аромата, рекомендуется использовать туалетную воду с сопутствующими товарами (дезодорантами, лосьонами и кремами для тела, лосьонами после бритья).

    Однако часто говорят, что вот, мол, раньше духи держались несколько суток. Действительно, если мы возьмем старый советский ГОСТ , то парфюмерия в СССР классифицировалась по-другому.

    Она вся называлась Духи , и духи эти делились на 4 группы: Экстра, А, Б и В
    Гост гласил: "Духи группы экстра содержат не менее 10% парфюмерной композиции (от массы духов), а стойкость запаха должна сохраняться не менее 60 часов " . Если у Вас остались духи с советских времен - попробуйте. В принципе, запах "Красной Москвы" можно различить на пробной бумажке через несколько суток. Но согласитесь, это немного не тот аромат, который многие хотели бы носить на себе сегодня.

    Другие особенности - зависимость от конкретного человека.

    Иногда покупатели жалуются, что "на подруге духи держатся целый день, а на себе через два часа уже не слышу". Стойкость аромата также зависит от особенностей кожи конкретного человека. Уже ни для кого не секрет, что один и тот же аромат может по-разному раскрываться на разных людях. То же самое происходит и со стойкостью. У кого-то кожа лучше «держит» мускусные ароматы, на кого-то лучше «ложится» ваниль, на кого-то - древесные нотки. Это можно проверить только «опытным путем», пробуя различные ароматы непосредственно на себе.

    Стойкость аромата зависит еще и от типа кожи . Чем бледнее кожа, тем она суше и соответственно, ароматические вещества мужского и женского парфюма быстрее испаряются с её поверхности. Жирная кожа , напротив, сохраняет аромат дольше . При коже сухого типа кожи, некоторые парфюмеры рекомендуют смазать кремом те участки тела, куда планируете наносить парфюм.

    Если же вас интересует объективное мнение о стойкости тех или иных парфюмов, то имейте в виду, что первыми испаряются свежие запахи , цитрусовые и цветочные испаряются чуть медленнее , древесные - еще медленнее и, наконец, настоящие долгожители - это ориентальные ароматы . Продлить действие аромата можно, если знать, куда его наносить. Известно, что дольше всего аромат держится на чистых волосах. Можно также наносить парфюм на шарфик, носовой платок, белье, воротничок блузки, но имейте в виду, что некоторые ароматы на одежде звучат совсем по-другому, чем на коже.

    Можно ли компенсировать качество количеством?

    Многие женщины пытаются компенсировать нестойкость аромата тем, что стараются «надушиться» им как можно больше. Нужного эффекта они добьются, и к вечеру все еще будут благоухать любимым парфюмом. Но подумайте о людях, которые будут находиться рядом с вами в первой половине дня - как раз после того, как вы так обильно надушились! Ведь не каждый может разделять ваше увлечение одним конкретным парфюмом. На мой взгляд, лучше найти в своей сумочке место для флакончика и носить его собой, время от времени «подправляя» ауру своего аромата.

    И не стоит забывать, что наше обоняние устроено так, что со временем человек привыкает к аромату и ему кажется, что он выветрился и уже не пахнет. Так может возникнуть ложное ощущение, что парфюм нестойкий. Поэтому имейте в виду, что при длительном использовании одним ароматом вы можете не ощущать его запаха, хотя другие люди будут отлично его чувствовать.

    И последнее, на чем хотелось бы остановиться.

    Стойкость аромата зависит от окружающей среды.

    Ароматы по-разному реагируют на изменение температуры и уровень влажности воздуха. В летнее время, когда солнце дарит нам радость и тепло, ароматы раскрываются быстрее, но и испаряются они тоже быстрее. Зимой (при низких температурах) стойкость ароматов обычно выше, чем летом, что связано с тем, что аромат медленнее испаряется.
    Можете поэкспериментировать, нанеся свежий легкий парфюм летом и зимой. Парфюмеры рекомендуют использовать в холодное время года более теплые, сладкие и насыщенные духи. Зато летом, когда нам хочется прохлады Вас отлично освежит свежий цитрусовый парфюм.

    И кстати, не забывайте, что аромат держится меньше при нахождении рядом с электрооборудованием (компьютером, ксероксом и т. д.).

    Стойкость духов группы Экстра?

    По классификации, принятой в Советском Союзе, духи были несколько других классов. Вот выдержка из ГОСТа:

    По композициям и качеству можно выделить следующие виды духов: экстра, А, Б и В .
    Духи экстра содержат не менее 10% парфюмерной композиции от массы духов и наибольшую стойкость аромата (не менее 60 часов) .
    Духи группы А содержат не менее 10% композиции и имеют стойкость запаха не менее 40 ч.
    Духи группы Б содержат не менее 5% композиции и не более 10% воды, стойкость не менее 30 ч.
    Духи группы В содержат не менее 5% композиции и 30% воды.

    Запах – это то, что мы можем почувствовать на уровне подсознания. Он может и заворожить, и оттолкнуть. Приятный запах притягивает к себе, как драгоценный камень, и мы испытываем удовольствие, вдыхая аромат. В природе существует много божественных ароматов. И, чтобы в любое время можно было бы насладиться любимым ароматом, было создано большое количество искусственных. Поэтому возникла необходимость классифицировать их. Знать, какие виды духов представлены на рынке, должна знать каждая женщина, которая хочет идти в ногу со временем и следит за собой.

    Классификация ароматов представлена в большом количестве вариантов: немецкая, американская, французская и т.д. Разные фирмы и специалисты выдвигают свои классификации. В период с 1990 по 2001 год сообщество парфюмеров Франции стало одним из самых известных. вот Их классификация ароматов выделяет 7 групп запахов духов. Следует определить, к какой группе относится запах ваших любимых ароматов, и вы выберете тот, который подойдет только вам. Важно знать и понимать группы ароматов, которые встречаются во всех классификациях. Какие бывают виды запахов? Предлагаем вам основные группы ароматов.

    Классификация ароматов:


    Цветочные

    Это самая большая группа ароматов. Они имеют запах живых цветов. Запахи этого семейства включают в себя экстракты жасмина, розы, лилии, фиалки, туберозы, нарцисса и др.

    Примером «свежих» известных ароматов являются: Cool Water Woman, Dune, Kenzo, Chanel №5, Climat.

    Цитрусовые (геспериды)


    Легкие, свежие. Идеально подходят для отдыха и для торжества. В составе этих ароматов: экстракты лимона, мандарина, грейпфрута и бергамота.

    Популярные ароматы: Eau de Rochas от Rochas и Gieffe от Gianfranko Ferre L*Eau par Kenzo.

    Фужерные (папоротниковые)


    В 1882 году этот аромат создал французский парфюмер Поль Парне. В нем доминируют запахи лаванды, герани, лесного мха, с нотами кумарина и бергамота. Поскольку папоротник не имеет запаха, то туалетные воды этой группы имеют свежесть с легкой горчинкой.

    Папоротниковые ароматы – это Baryshnikov от Parlux, Cool Water Woman от Davidoff.

    Шипровые


    В этом виде духов имеют место ноты шалфея, лаванды, дубового мха, ладана, пачули, бергамота, смолы. Они подойдут любителям природы. Шипровые духи богаты и аристократичны. В них сочетаются нежная сладость и оживляющая свежесть.

    Примерами шипровой группы ароматов есть Halston, Miss Dior.

    Амбровые (восточные, ориентальные)


    Эта группа ароматов, безусловно, обладает ярким эротическим характером. Очень темпераментные, густые, пряные, и при этом не лишены экзотики. Хотя, надо сказать, многие воспринимают эти запахи слишком тяжелыми и душными., или чрезмерно сладкими. Запахи Востока часто основаны на смолистых веществах, пряностях, маслах типа сандала, имеют яркий сладковатый привкус.

    Предлагаем вам ароматы: Black Pearls от Elisabeth Taylor, Casmin от Chopard, Opium от Yves Saint Laurent и др.

    Кожаные


    Это духи с сухими, а иногда даже очень сухими нотами, способными точно передавать запах кожи, с легким оттенком дыма, табака, экстракта березы. И его гармонично дополняет легкий цветочный аромат.

    Пример кожаных ароматов – это English Leather от Dana, Royal Copenhagen и Pour Lui от Oscar de la Renta.

    Древесные .


    В основу вложен древесный шлейф, сочетающийся с лесным запахом ветивера и травянистым ароматом пачули.

    Представителями семейства являются ароматы Salvadoro Dali от Salvadoro Dali, Paloma Pikasso от Paloma Pikasso.

    Фруктовые


    Это семейство включает абрикос, яблоко, мандарин, бергамот, нероли, ананас, папайю. Сладкие. Махровые, как персик и свежие, как цитрусовые.

    Известные фруктовые ароматы: это – Jess от Jessica McClintock, Lauren, и Liz Claiborne от L. Claiborne.

    Свежие (морские, озоновые, океанические, воздушные)


    Эт
    о неподдельная группа ароматов, которая напоминает нам о вещах, которые невозможно поместить в флакон: морскую прохладу, брызги волн, горный воздух, природные стихии.

    Известные ароматы – это Duna от Crictian Dior и Sunflower от Элизабет Арден.

    Пряные


    Ароматы этого семейства слегка сладковатые. В них присутствует острота перца, лавра с древесными оттенками. В аромате слышны ноты имбиря, корицы и кардамона, а также запах гвоздики и лаванды.

    К этой группе относятся: Coco от Chanel,KL от Lagerfeld.

    Зеленые


    Эти ароматы легкие и прохладные, бодрящие. В их нотах: запах скошенной травы, зеленых листьев, лимона и бергамота.

    Популярны и известны зеленые ароматы: Chanel № 19 от Chanel, Gio от Giorgio Armmani.

    Кулинарные


    Классификация духов некоторых авторов включает в себя и эту группу. Основой таких ароматов является инжир, шоколад, финики, рис, сыр, чай, кофе, скотч, виски, портвейн, шампанское и др.

    На этом наш краткий экскурс в раскрытие темы «Классификация ароматов» подошел к концу. В заключение добавим, что можно просто покупать тот аромат, который больше всего вас взволновал. Духи должны подходить личности, ведь каждый человек имеет свой характер и свой темперамент, опыт, положение. Все это учитывайте при выборе запахов. Но в конечном итоге вы придете к своей классификации духов, в которой будет три группы: «нравится», «не нравится» и «затрудняюсь ответить». Удачного вам выбора!

    Духи - это непросто.

    Все виды парфюмерной продукции состоят, в основном, из пахучего концентрата, спирта и воды и отличаются их пропорциональным соотношением. Иногда, и в самых малых дозах, добавляют красители и антиокислители, но запах от этого не меняется. К сожалению, в обозначениях различных видов парфюмерной продукции царит полная неразбериха, потому что в каждой стране под ними имеется в виду что-то своё. В различных фирмах, занимающихся парфюмерным бизнесом, также существуют свои нормы концентрации. К тому же эти нормы с течением времени изменяются.

    Духи - комбинация различных эфирных масел, объединённых в единую ароматическую композицию. Иными словами, это - смесь экстрактов, растворённых в специальном спирте, плюс закрепитель животного происхождения. Духи содержат от 15 до 22% парфюмерной композиции, растворённой в 90%-ном спирте. Это самые концентрированные и интенсивные жидкости, которые на французский манер называются Parfum, на английский Perfume; другое, несколько устаревшее название - Extrait. Духи - это самый дорогой вид ароматической жидкости. В смесь душистых масел здесь часто входит высокий процент самых дорогих натуральных цветочных эссенций. В духах больше всего масел основы, они наиболее стойкие. Аромат концентрированный и насыщенный, как правило, это вечерние запахи.

    Парфюмированная вода (Eau de Parfum) - изделие, близкое к духам. По концентрации эфирных масел она находится между духами и туалетной водой. В парфюмерной композиции её присутствуют 12-13% ароматического сырья в 90%-ном спирте. Доля основного аромата в композиции уменьшается, ярче выражена середина, но основы всё же много. Парфюмированную воду часто называют дневными духами, так как днём она заменяет духи.

    Туалетная вода (Eau de Toilette) - концентрация душистых веществ здесь составляет 8-10% в 85%-ном спирте. Доля верхних нот усиливается, а основных - уменьшается. Это более лёгкий вид парфюмерии, которым можно пользоваться несколько раз в день. К тому же туалетные воды великолепно подходят для жаркого времени года и для работы.

    Обозначение Eau de Cologne сегодня встречается чаще всего на флаконах с ароматическими жидкостями для мужчин и подразумевает то же, что и туалетная вода. Однако концентрация здесь составляет 3-5% в спирте 70-80%.

    В настоящее время дезодоранты как средство гигиены приобрели большое значение. Запах пота едва ли способен оказать положительное влияние на личную жизнь и профессиональную деятельность человека. Дезодоранты - изделия функциональные, но зачастую ими пользуются именно из-за их аромата. Во Франции изделия такого типа вовсе не содержат дезодорирующих веществ, а действуют исключительно за счёт своего запаха. Deo Parfum обладает ароматизирующим, освежающим и гигиеническим действием одновременно.

    After shave - жидкость после бритья . Здесь концентрация пахучих веществ очень низка, от 2 до 4 процентов. Может включать вещества, смягчающие и увлажняющие кожу . Выпускается без спрея, наносится на кожу рукой.


    Классификация ароматов .

    Классификация ароматов: шипровые, цветочные, цитрусовые, амбровые (восточные, ориентальные), папоротники (фужеры)

    Разные классификационные системы подразделяют запахи на 20-30 категорий (амбровые, цветочные, древесные, фруктовые и т.п.). Но, строги говоря, все попытки классифицировать ароматы субъективны и схематичны. У составителей духов гораздо больше идей, чем слов для их описания.

    Так же, как и люди, запахи имеют свой характер, свою индивидуальность, свой стиль. И так же их возможно объединить в определённые группы. Стоит проверить, к какой группе относится ваш любимый запах, - и вам будет намного легче определить, среди каких названий искать следующую "ароматическую" привязанность.

    Существуют различные классификации духов: французская, немецкая, американская. В структуре этих классификаций постоянно происходят изменения - образуются новые, подгруппы, которые ежегодно пополняются новыми поступлениями. Кроме того, в некоторых парфюмерных фирмах существуют свои разновидности "семей ароматов". Мы предлагаем упрощённую классификацию запахов, очень удобную для изучения и для работы с ароматами.

    Цветочные.


    Это самая многочисленная группа, которая объединяет духи, где доминирующей темой является цветок - либо один, либо в букете с дополнительными нотами - свежими, фруктовыми или лесными. Так называемые "свежие" запахи, наиболее популярные сейчас, также являются представителями этой группы.

    Например: Cool Water Woman, Dune, Kenzo, Eternity for Men, Gio, Laura, Amarige, Wings, Parfum d"Ete Kenzo, Chiffon Sorbet Escada, Eternity, Joop! Homme, Hugo, Gabriela Sabatini, Tresor, j"ai Ose, Fidji, Chanel №5, Fahrenheit, Magnetic, Dalissime, Hugo Woman, Anais Anais, Allure, Davidoff, Booster, Escape, Kenzo pour homme, Cool Water, Climat, Eau de Dolce Vita, O oui, Cerruti 1881, Good Life, Be

    Шипровые.


    В первом "шипре", созданном Франсуа Коти в 1917 году, был собран букет запахов пачули, дубового мха, ладанной камеди и бергамота. Именно эти ноты звучат почти во всех шипровых ароматах. Они сочетают в себе изысканную сладость и бодрящую свежесть с примесью лёгкой горечи. Шипровые духи богаты и аристократичны.

    Например: Moments, Ysatis, Paloma Picasso, Beautiful

    Папоротники (фужеры).


    Некоторые парфюмеры относят эту группу к одной из разновидностей шипровых. Но эта группа обслуживает, в основном, мужские запахи. Чаще всего папоротниковые сочетают в себе запахи лаванды, бергамота, кумарина с ароматами древесных нот и дубового мха в основе. Туалетные воды, объединённые здесь, имеют свежий, чуть горьковатый запах.

    Название группы произошло от прототипа, коим были духи Fougere royale (Королевский папоротник, 1882) Убигана, отсюда и второе название этого класса.
    Например: Drakkar Noir.

    Амбровые (восточные, ориентальные).


    Восточные духи обладают яркостью, мелодичностью, темпераментностью, пряным оттенком с экзотической нотой. Запах этих духов несколько тяжеловатый, густой, иногда пронзительный. Но нередко и сладковатый, сухой, с бальзамическими оттенками. Эти оттенки проступают благодаря сочетанию композиций и веществ с запахом жасмина, флердоранжа, ириса, сандала, ветивера, пачули, смолистых и бальзамических веществ, мускуса и амбры. Это самые эротичные, чувственные ароматы.

    Некоторые классификации выделяют в отдельную группу запахи пряные, большинство же включает их в качестве подгруппы в восточную. Пряные духи - менее сладкие, доминантными нотами здесь являются перец, гвоздика, лавровый лист, древесные и животные оттенки.

    Например: Samsara, Loulou, Obsession, Ysatis, Opium pour homme, Opium, Venezia, Nuit d"Ete, Roma, Casmir, Le Male, Passion, Magie noire, Contradiction, L"Eau D"lssey Homme; где Ysatis, Roma, Obsession, Contradiction, L"Eau D"lssey Homme - пряные

    Цитрусовые.


    Эфирные масла , используемые для создания ароматов этой серии, получают путём экстракции из цедры цитрусовых: бергамота, мандарина, лимона. В сочетании с нотой цветков горького апельсина именно эти компоненты определяют главный аккорд ароматов этой семьи.

    К главному аккорду могут примешиваться ноты цветочные (чаще всего - жасмин) или древесные.

    Классификация по качеству используемых экстрактов.

    В зависимости от качества используемых экстрактов, духи делятся на классы:

    Класс «ЛЮКС» - духи ручной сборки, используются только натуральные ингридиенты. Из такого сырья создаются парфюмерные шедевры. Это самые качественные ароматы, но, к сожалению, они недоступны широкому кругу потребителей из-за их огромной стоимости. Цена таких духов достигает нескольких тысяч долларов. Эти духи делаются только по заказу в единичных экземплярах, и, естественно, такие парфюмы могут позволить себе только очень богатые люди.

    Класс «А» - это группа высококачественного сырья, состоящая на 90% и более из натуральных компонентов и включающая в себя до 10 % синтезированных и синтетических ингредиентов. Ароматы из такого сырья доступны более широкому кругу потребителей из-за использования в их основе менее дорогих синтезированных закрепителей. Именно к этой категории относится сырье, из которого производят парфюмерию для компании Lаmbre.

    Класс «В» - синтетическое и полусинтетическое сырье, из которого производят лицензионные парфюмы в Арабских Эмиратах, Турции, Сирии, Швейцарии, Канаде, Украине, России. Качество и цена их значительно ниже по сравнению с натуральными духами. Хотя аромат этих духов идентичен оригиналу в основной доминирующей ноте, но того богатства, при раскрытии всей гаммы композиции, что звучит в оригинале, конечно, нет. Концентраты такого класса используются также для создания полной парфюмерной линии (кремы, гели, дезодоранты, тальк).

    Класс «С» - экстракты самые дешевые, используются для добавок в мыло , порошки, а также для производства духов-подделок. В синтетических духах, особенно в подделках не существует подразделения на ноты, по причине того, что синтетические эфирные масла не имеют различия по степеням летучести.

    Вопросы концентрации и стойкости.

    Концентрация ароматических масел и вопросы стойкости.

    Стойкость любого парфюма также зависит:

    от типа духов: для цитрусовых - от четырёх до шести часов, для цветочных - от шести до восьми часов, для амбровых - более восьми часов;

    от места нанесения: аромат следует наносить на "теплые точки", волосы ;

    от времени года: зимой стойкость ароматов выше, летом - ниже;

    от окружающей обстановки: при нахождении рядом с электрооборудованием, компьютером, ксероксом, стойкость духов может существенно понижаться;

    от особенностей организма: каждый человек имеет свой химический состав кожи , на жирной поверхности кожи аромат держится значительно меньше, чем на сухой.


    Структура запаха. Ноты ароматов.

    Можно сказать, что духи составляются, как пирамида... Каждая ступень этой пирамиды соответствует определённой характеристике запахов. В основании лежат ароматы конечной ноты: именно они придают духам стойкость. Сердцевинная нота, в полном смысле, является сердцем композиции, представляет её главную тему. Вершина пирамиды - наиболее летучие ароматы, испаряющиеся первыми, лишь только откроют флакон.

    Любой запах, и аромат в том числе, является физическим явлением: медленным и постепенным переходом вещества из твёрдого или жидкого состояния в парообразное. Духи - это смесь множества летучих веществ с различной степенью летучести. Наиболее летучие испаряются первыми и дают духам первоначальные запахи (головная, или начальная нота). Она даёт первое спонтанное впечатление о духах. Эти запахи держатся несколько минут и как бы подготавливают нас к основному аромату. К этой группе эфирных масел относятся масла бергамота, лаванды, апельсина, лимона, а также запахи розового дерева, тимьяна, кориандра, эстрагона или розмарина.

    Затем в течение нескольких часов испаряются среднелетучие вещества с примесью труднолетучих. Эти запахи составляют ядро и по ним определяют тин запаха духов. Называют их нотами сердца. Сердцевинная нота может быть представлена запахами розовой эссенции, жасмина или герани, гальбана, вербены, померанца, некоторых альдегидов и т.д.

    Нота, которая ощущается в завершающей стадии испарения духов и обеспечивает силу и стойкость аромата - конечная нота. Завершающие ноты запаха создают фиксаторы, состоящие из тяжёлых продуктов. Фиксаторами могут служить вещества растительного (дубовый мох, сандал, шалфей, ветивер) или животного происхождения (нибет, мускус, амбра, бобровая струя), а также продукты синтеза (ванилин, искусственный мускус, кумарин, иононы, салицилаты и т.д.). Запахи животного происхождения способны облагораживать, округлять запах, придавать духам утончённость и темперамент. Они ценны ещё и потому, что устанавливают гармонию между запахом духов и кожей человека.

    Однородность, тонкость, округлость, равновесие всех трёх нот должны в конце концов создать впечатление единства. Аромат хороших духов не обрушивается внезапно, а постепенно развивается, разворачивается и держится, не ослабевая, как можно дольше, создавая "симфонию".

    И всё-таки каждая женщина должна обладать чутьём и знаниями, позволяющие ей угадывать, какой семье принадлежит тот или иной аромат. И на это есть свои причины.

    Зачем нужно в этом разбираться?

    Зачем людям знать, какие бывают ароматы и как их можно сгруппировать в семейства? Ведь по статистике 80% женщин выбирают для себя аромат с ходу, потому что уже имеют любимый бренд и меняют его достаточно редко. И ни о каких классификациях они точно не задумываются.

    А ведь совершенно напрасно. Существует ряд причин, по которым всё-таки стоит упорядочить в своей голове ароматы, разбив их по семьям, как принято в современной парфюмерии.

    • Во-первых, это позволит вам менять различные ароматы в рамках одной семьи и при этом быть уверенной, что запах подойдёт ничуть не хуже, чем прежний.
    • Во-вторых, вооружившись этими знаниями вы сможете контролировать запахи вокруг себя . Вы никогда не задумывались, почему беспричинно болит голова или вдруг начало подташнивать? Возможно, был приобретен парфюм из той категории ароматов, который вам совершенно не подходит или вступает в конфликт с типом вашего запаха.
    • В-третьих, вы сможете показать себя знатоком в любом парфюмерном магазине , определив необходимый тип духов. Консультанты в бутиках не посмеют предложить низкосортный товар той, кто так хорошо разбирается в классификация запахов.
    • В-четвёртых, это поможет вам ориентироваться в парфюмерных новинках .

    К примеру, вы узнали, что какой-то производитель выпустил новую серию духов или туалетной воды. А в примечании будет оговорено, что в композиции присутствуют нотки кардамона, мандарина, жасмина, мускуса и амбры. Если вы знаете, к какой группе ароматов они относятся, то сможете отреагировать соответствующим образом: заинтересоваться или остаться равнодушной.

    Обзор общепризнанных классов

    Что это за классификация такая, и как она создаётся?

    На самом деле разновидностей очень много: каждый парфюмер пытается усовершенствовать старые модели или изобрести что-то своё. Некоторые категории в каждой из существующих классификаций совпадают, а что-то существенно разнится.

    На сегодняшний день самыми популярными считаются только два способа систематизации запахов.

    По Майклу Эдвардсу

    Майкл Эдвардс - специалист и знаток в области парфюмерии, которого в кулуарах называют лучшим «носом» мира. Он предложил свою классификацию ароматов ещё в 1983 году в виде цветного колеса.

    У Эдвардса четыре основных семейства: Свежий , Древесный , Цветочный , Восточный .

    Каждая семья имеет свои категории. 13 категорий располагаются с внешней стороны колеса таким образом, что схожие нотки соприкасаются друг с другом. Так он решает проблему схожести многих ароматов, когда один запах незаметно перетекает в другой.

    • цветочные;
    • цветочные мягкие;
    • цветочные восточные;
    • восточные мягкие;
    • восточные;
    • древесно-восточные;
    • древесные;
    • мшисто-древесные;
    • древесные сухие;
    • цитрусовые;
    • морские;
    • зелёные;
    • фруктовые.

    Внутри своего цветного колеса парфюмер разместил особую, четырнадцатую категорию - фужеры , которые отличаются пряно-горьким вкусом. Кроме того, внутри каждой из групп Эдвард выделил ещё подгруппы: сухие, свежие, классические, глубокие.

    Изучая колесо, можно заметить, что такие популярные запахи, как шипры и кожаные, в нём отсутствуют. Они у него просто включены в другие семьи: шипры оказываются в мшисто-древесном семействе, кожаные - в категории сухих древесных ароматов.

    Будучи знатоком парфюмерного искусства, Макйл Эдвардс ежегодно публикует целую энциклопедию современных запахов, которая называется «Ароматы мира».

    В 1983 году она насчитывала всего 323 аромата, а последнее издание этой своеобразной «Библии парфюмера» содержит уже около 8 000 наименований самых разных запахов.

    Кроме того, в 2005 году он представил миру электронную базу ароматов из 10 000 наименований , в которой по каждому запаху имеется исчерпывающая информация: характеристика семейства, пирамида запаха, ноты аккорда, парфюмер-создатель, дизайнер и изображения флакона, компания-производитель, страна происхождения, год выпуска аромата.

    Это уникальная база данных, аналогов которой никогда не создавалось, и вряд ли кому-то удастся перещеголять великого парфюмера. К сожалению, доступ к ней предоставляется на платной основе по этому адресу www.fragrancesoftheworld.com

    По французскому сообществу парфюмеров

    Вторая классификация не уступает по популярности классификации М. Эдвардса.
    В 1990 году во Франции собирался целый Парфюмерный комитет (Comite Francais De Parfum) . Итогом их собрания стала классификация, которая получила большую популярность и используется сейчас многими парфюмерными домами и знатоками запахов.

    Французы распределили группы ароматов следующим образом.

    Цитрусовые: основу составляют эфирные масла, извлечённые из цитрусовых - лимона, апельсина, мандарина, бергамота, помело, грейпфрута, танжерина, юзу и цитрона (L’Eau par Kenzo, Be, One, Dune pour homme, Drakkar Noir, Cerruti 1881).

    Цветочные: ароматы цветов - жасмин, нарцисс, сирень, роза, ландыш, фиалка, тубероза (Cool Water Woman, Kenzo, Dune, Eternity for Men, Laura, Gio, Amarige).

    Древесные: ароматы тёплых оттенков - пачули, кедр, сандал, ветивер (Salvadoro Dali, Paloma Pikasso).

    Восточные: амбре, а также ароматы с ладаника-лабданума, пудровыми, ванильными и животными акцентами (Samsara, Obsession, Loulou, Venezia, Ysatis, Opium).

    Кожа: ароматов этой семьи мало, они отличаются сухостью и своеобразными кожными запахами с примесью цветочных (English Leather от Dana, Pour Lui и Royal Copenhagen от Oscar de la Renta).

    Шипры: духи, созданные в 1917 году Франсуа Коти, объединяют под своим началом целое семейство; здесь можно уловить ноты ладаника-лабданума, дубового мха, бергамота, пачули (Moments, Paloma Picasso, Ysatis, Beautiful).

    Фужерные: ноты дубового и древесного мха, лаванды, бергамота, кумарина (Drakkar Noir).

    Принцип разделения ароматов на семьи понятен: их объединяют тождественные нотки, которые смешаны в разных пропорциях. Но кто определяет типы ароматов? Тот, кто обладает тонким обонянием и разбирается в запахах.
    Несколько субъективно? Да, многие обвиняют в этом колесо Эдвардса, но нам ничего не остаётся, как довериться экспертам и специалистам в этом тонком деле.

    Как же научиться распознавать запахи?

    Конечно, знать наизусть все виды ароматов - это ещё не значит стать знатоком парфюма. Однако вы можете попытаться хотя бы навести порядок в собственных понятиях относительно запахов. Как это сделать?

    1. Не хватайтесь за несколько классификаций сразу. Выберите для себя одну (лучше одну из тех общепризнанных, которая указан нами чуть выше), тщательно разберитесь в ней, выясните непонятные для себя моменты, запомните основные семьи, категории и подгруппы.
    2. От теории постепенно переходите к практике. Выучили, какие ноты отличают семью цитрусовых, - пройдитесь по парфюмерным магазинам, изучите эти ароматы. Конечно, придётся потратить на это не один день, но зато в последующем вы станете настоящим ценителями парфюма. Изучив одну семью, переходите к изучению другой.
    3. Консультируйтесь со специалистами, чтобы ошибочное суждение не отпечаталось в вашем сознании как истина. Обращайтесь к консультантам в магазинах, найдите сайты, где могут дать советы, читайте наши рекомендации в разделе F.A.Q.

    Отдельное слово о шипровых нотах (Chypre)

    Ни одна группа ароматов не вызывает такого беспокойства и недоумения, как шипровые. Давайте разберемся, что значит шипровый аромат и как с ним обстоят дела в данный момент.

    Классический аромат шипра был создан в 1917 году знаменитым французским парфюмером Франсуа Коти. Изначально он состоял из ароматов бергамота, мха дуба, пачули, ладана и сандала. Своё название получил от острова Кипра, где произрастал дубовый мох, ставший основой семьи.

    Долгие годы в парфюмерии использовали именно этот набор для создания различных шипров:

    • традиционные (Chypre от Coty);
    • фруктовые (Christian Dior Diorella или Guerlain Mitsouko);
    • цветочные (Chance и Coco Mademoiselle от Chanel, Ricci Ricci от Nina Ricci, Gucci By Gucci, Laura Rose от Laura Biagiotti);
    • кожаные (Christian Dior Diorling или Piguet Bandit);
    • ароматические (Карон Ятаган);
    • цветочно-альдегидные (Hermès Caleche или Жан Кутюрье Coriandre);
    • зелёные (Christian Dior Miss Dior).

    Ещё несколько лет назад можно было назвать определённые бренды этого семейства ароматов, но сегодня ситуация существенно изменилась. Дело в том, что на тот самый дубовый мох, произрастающий на Кипре и составляющий основу шипра, не так давно были введены ограничения.

    Соответственно, изменились и сами ароматы этого семейства . В них либо совсем отсутствует эта нота, либо её так ничтожно мало, что даже самое тонкое обоняние её не почувствует.

    Однако название осталось прежним, и парфюмерные дома по неизвестным причинам не отказываются от этого брендового, но уже практически не существующего аромата .

    В тех духах, что они предлагают, от прежнего шипра почти ничего не осталось.

    Вот такая ситуация складывается в современной парфюмерной индустрии. Всё течёт, всё меняется, а вот непревзойдённые, тонкие, чувствительные, завораживающие ароматы остаются покорять наше воображение. Почувствовать оттенки разных семей ароматов - это такое невыразимое наслаждение, доступное только избранным. Почему бы и вам не оказаться в их числе?