Конспект НОД по познанию в детском саду для детей старшей группы «Зимушка – зима. Интегрированная НОД «Зимушка-зима

Конспект совместной организованной деятельности «Зимушка-зима»

Цель : Обобщение знаний детей о зиме и зимних забавах.
Задачи: Образовательные:
- активизация и расширение словаря;
- подбор и использование в речи родственных слов;
- формирование осознанного отношения к здоровью.
Развивающие:
- развитие слухового внимания;
- развитие мелкой моторики пальцев рук;
- способствовать развитию физических качеств: скорости, ловкости, координации, выносливости;
- развитие речи, мышлении.
Воспитательные:
- воспитание у детей уверенности в себе, взаимопонимания, доброжелательного отношения со сверстниками в совместной деятельности;
- воспитание самоконтроля за речью, умение выслушивать друг друга;
- воспитание активной жизненной позиции, стремление к здоровому образу жизни;
Методы и приёмы : словесный, чтение стихотворения, наглядный, игровой
Оборудование: картинки о зиме и зимних забавах, музыка для релаксации, снежки. Одежда: шапка, шарф, валенки.

Ход занятия

Дети под музыку входят в зал, встают полукругом.
1. Организационный момент.
Логопед. Сейчас я вам прочитаю загадку, отгадав её, вы узнаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить. Послушайте внимательно.
Принесла забавы, снег,
Звонкий и задорный смех.
Все деревья усыпила,
Детям радость подарила.
И про взрослых не забыла,

Угадайте, кто она?
- О каком времени года эта загадка?
Дети: Это Зимушка – зима.

    Какая у нас зима? (Суровая, белая, серебристая, пушистая, снежная, морозная, холодная).

    Что бывает зимой? (Падает снег, воет ветер, замерзают реки).

Молодцы, ребята, вспомнили все её признаки.

Упражнение «Назови действие» (с мячом). Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кому я передам мяч, договорит несказанное мной слово.

    Зимой метель… (метёт ).

    Ночью ветер в трубах… (воет, завывает ).

    Из снеговой тучи снежинки… (падают, летят, кружатся ).

    В лесу зимой голодный волк… (воет ).

    На зиму медведь в берлоге…… (засыпает ).

    Мороз щёки и нос… (щиплет ).

    Зимой вода в реке.… (замерзает ).

    Иней на ветках деревьев… (блестит ).

    Зимой снег всё вокруг… (накрывает ).

    Деревья зимой… (спят ).

    Под снегом травка зимой… (греется ).

    Зимой насекомые… (прячутся ).

Логопед: А вы любите зиму? А за что? (ответы детей)

Ребята, как вы думаете, зимой хорошо или плохо?

Предлагаемые ответы детей:

    Зимой хорошо, потому, что много снега и можно лепить снеговика, играть снежки.

    Зимой хорошо, можно кататься с горы на санках.

    Зимой приходит самый лучший праздник – Новый Год, и это очень хорошо.

    Зимой плохо, когда дует сильный мороз, мы не ходим гулять.

    Зимой бывает плохо птицам – им холодно и нечего есть.

    Зимой хорошо и весело, мы катаемся на лыжах и играем в хоккей.

Воспитатель на каждый ответ рисует виток снежных комков «хорошо», «плохо».

Посмотрите, ребята, на снежные комки и сделайте вывод: какой снежный ком больше? Зимой хорошего больше: ребята любят играть, веселиться, заниматься спортом.

загадки :

3. Логопед: Зима морозная пора, но, очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. А еще, зима, время веселых детских игр и забав.

Какие зимние игры вы знаете?

Посмотрите на картинку, в какие игры играют дети? (дети перечисляют)

Сейчас мы с вами отправимся на прогулку. Посмотрите на карточки и выберете то, что нам необходимо для прогулки.

Шапка, шуба, валенки, сандалии, коньки, лопата, санки….

Составим предложение с каждым из этих слов.

Почему никто не взял сандалии, скакалку?

Игра «Третий лишний». Сейчас послушайте мои зимние слова, одно из трёх слов будет лишнее, вам надо назвать его, объяснив своё решение:

2. Снежки, санки, коньки.

3. Метель, лыжи, мороз.

4. Снежок, снеговик, снегирь.

Правильно! Какие умники да умницы! Всё знаете о зиме, зимних явлениях.

А вот какие игры они любят играть? Я вам загадаю загадки :

    Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте.
    - Мои новые дружки и блестящи, и легки,
    И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)

    - Две новые кленовые подошвы двухметровые:
    На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи)

    - Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.
    За верёвочку - узду через двор коня веду,
    С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)

    - Круглый маленький комочек я из снега соберу,
    Брошу в друга, брошу в брата,
    Мы играем, все в снегу. (Снежки)

    - Меня не растили – из снега слепили.
    Вместо носа ловко вставили морковку.
    Глазки – угольки, ручки – сучки.
    Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик)


Логопед: А сейчас мы предлагаем вам поиграть в увлекательные игры. Хотите?
Дети : да!
4. Физ. инструктор:
- Хороша красой своею, наша зимушка – зима!
Поиграть сегодня с нею, собралась здесь детвора!
- Кто пришел сюда играть?
И конечно побеждать?
Кто из вас не любит скуки?
Кто здесь мастер на все руки?
Кто спортсменом хочет стать?
А разминку выполнять?
(взмахом правой руки указать на себя при одновременном произнесении “Я”)
5.Физминутка

Я вижу, вы все готовы играть, а чтобы ловкими стать прошу за мною повторять!

    «Наконец пришла зима, (дети разводят руки в стороны)

    Стали белыми дома (складывают руки домиком на головой)

    Снег не улице идет, (двигают руками сверху вниз)

    Дворник улицу метет, (имитируют)

    Мы катаемся на санках, (приседают, руки вытягивают вперед)

    Пишем на катке круги, (руки закладывают за спину. Медленно кружатся)

    Ловко бегам на лыжах, (имитируют)

    И играем все снежки. (Лепят и бросают снежки)»

6. : Отлично размялись, ребята! А сейчас я приглашаю вас на зимнюю прогулку. Но сначала сделаем массаж “Неболейка” для профилактики простудных заболеваний.
Массаж биологически активных зон “Неболейка”
- Чтобы горло не болело, мы его погладим смело.
(дети поглаживают ладонями шею сверху-вниз)
- Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать.
(указательным пальцем растирают крылья носа)
- Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком.
(прикладывают ко лбу ладони “козырьком” и растирают его движениями “в стороны – вместе”)
- “Вилку” пальчиками сделай, массируй ушки, шею смело.
(раздвигают указательный и средний пальцы и растирают точки впереди и сзади за ушами)
Знаем, знаем, да-да-да, нам простуда не страшна!
(потирают обе ладони)
Логопед: Молодцы, хорошо массаж сделали. Теперь точно не заболеете!
7. Физ. инструктор:
Чтоб кататься день-деньской
Нам на горке снеговой,
Чтобы не пришлось нам греться,
Надо потеплей одеться.

Проводится эстафета “Собираемся на прогулку”
(по команде первый ребёнок надевает на себя шапку, шарф, варежки и бежит до ориентира, возвращается назад и передаёт эстафету следующему игроку.)
(проводит инструктор по физической культуре)

Воспитатель: Молодцы! С заданием справились! А сейчас мы с вами выполним пальчиковую гимнастику «Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять
(загибают по одному пальчику)
Мы во двор пошли гулять.
(«идут» по столу указательными и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили,
(«лепят» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили .
(«крошат хлебушек» всеми пальчиками)
С горки мы потом катались ,
(ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись
(кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли .
(отряхивают ладошки).
Съели суп, и спать легли.
(движения воображаемой ложкой; руки под щёку).

10.Воспитатель: Зимой всё вокруг покрыто белым пушистым снегом и мне тоже хочется поиграть с вами со словом «снег».
(Читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»).
«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю... (Снег.)
С неба всё скользят пушинки -
Серебристые... (Снежинки.)
На дорожки, на лужок
Всё снижается... (Снежок.)
Вот веселье для ребят -
Всё сильнее... (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в... (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился... (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка -
Эта девочка - ... (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри -
С красной грудкой... (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил... (Снег.)»

13 Итог: Логопед. Вот и закончилась наша увлекательная прогулка, и я предлагаю всем сесть на ковёр вспомнить, о чём мы сегодня говорили? В какие игры играли, что понравилось? Что, у каждого из вас получилось лучше всего? (дети передают снежок и отвечают).
Логопед: Молодцы, а теперь предлагаю вам закрыть глазки, расслабиться и послушать музыку.
(Во время музыки, логопед читает стих).
Тихо в воздухе кружатся
Бабочки-снежинки,
И на голый лес ложатся
Липкие пушинки.
Вечер движется несмело,
Снег всё реже, тише.
Словно кто-то краской белой
Разукрасил крыши.
К ним наутро от мороза,
Снег пристынет клейкий.
И оденутся берёзы,
В заячьи шубейки.

Елена Викторовна Зайцева
НОД «Зимушка-зима» (старшая группа)

Основная образовательная область : «Познавательно - речевое развитие» .

Интеграция : «Художественно-эстетическое развитие» (Рисование, музыка, «Социально-коммуникативное развитие» , «Физическое развитие» .

Цель : Закрепить знания детей о зиме.

Образовательные задачи :

Расширять и активизировать словарь по теме : «Зима» . Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы. Продолжать обучать детей правильно пользоваться речью, отвечать полным предложением на вопросы, учить рисовать нетрадиционным способом «рисование солью» .

Развивающие задачи :

Закреплять умение правильно строить предложения, развивать фонематический слух. Развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику. Учить отвечать на вопросы, рассуждать, решать проблемные ситуации, выслушивать своих товарищей.

Совершенствовать грамматический строй речи, развивать фразовую речь, подбирать антонимы. Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения. Закреплять правильное произношение.

Развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, связную речь, тактильные ощущения, творческое воображение; артикуляционной, тонкой и общей моторики. Совершенствовать умение работать кисточкой.

Воспитательные задачи :

Воспитывать познавательный интерес к явлениям природы. Воспитывать интерес к занятиям по развитию речи и занятиям изо- деятельности; воспитывать дружеские отношения, взаимопомощь и умение работать в команде, воспитывать у детей стремление к достижению результата; воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе.

Оздоровительные : следить за осанкой детей во время работы.

Методические приёмы : сюрпризный, игровой, словесный, наглядный, повторение, обобщение, художественное слово, физминутка, самомассаж, показ мультфильма, показ и объяснение воспитателя; наблюдение за работой детей; анализ работ воспитателем и детьми; поощрение.

Словарная работа : снежинки, снежная, красивая, снежки, ледяной, холодный, искрящийся….

Индивидуальная работа : Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы, оказание помощи при рисовании снежинок нетрадиционным способом рисования.

Предварительная работа :

Рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлений, зимних развлечениях. Чтение произведений о зиме; знакомство с пословицами, стихотворениями о зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях. Беседы о животных, составление описательных рассказов, заучивание стихотворений о зиме, знакомство с народными приметами и пословицами.

Оборудование, наглядный материал : игрушка Незнайка, картинки с явлениями природы разных времён года, снежки, вёдра, конверт с письмом, снежинки с заданиями, аудиозапись муз произведения Чайковского «Вальс снежных хлопьев» ,запись музыкальной физкультминутки «Снег-снежок» , ноутбук, видеозапись мультфильма «Зимняя сказка. Как медвежонок заболел» ,Картон чёрного или синего цвета,соль, клей ПВА, кисти для клея, клеенки и салфетки.

Планируемый результат :

Приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища;

Повышение познавательной активности;

Усвоение необходимых знаний по теме «Зима» ;

Формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе.

Ход занятия:

Круг приветствия

Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй,беленький снежок!

Здравствуйте, детишки : девчонки и мальчишки,

Здравствуйте, я вам скажу, всех я вас приветствую!

Ребята, сегодня утром я получила необычное письмо. На конверте написано : Китовский Детский сад. Ребятам старшей группы «Семицветик» . Поэтому я решила сразу вам его доставить. Посмотрите какое оно красивое. Давайте откроем и прочитаем

Зима прислала нам письмо,

В снежинках-звездочках оно.

Так начинается письмо :

"Я не была у вас давно. "

Красивый почерк у Зимы,

"Пора нам встретиться, друзья,

Вам без меня прожить нельзя.

Как на санях не покататься?

Как не слепить снеговика?

Ну как, ребята, вам остаться

Без снежной горки, без катка?

Я белоснежная Зима,

Я вам построю терема

И сад, и лес посеребрила,

Большую ёлку подарила.

Везде найдёте вы меня,

Среди сугробов прячусь я…

Хочу проверить ваши знания

и приготовила задания…

Снежинка№1

Вот вам первая снежинка

И на ней задание.

Вы скажите мне друзья,

А какая я - зима?

Беседа :

Какое сейчас время года?

Как вы узнали, что наступила зима?

Есть у зимы три сыночка, три зимних месяца. Как они называются? (декабрь, январь, февраль)

А сейчас какой месяц? (январь)

Теперь давайте вспомним :

Что бывает зимой? Какие природные явления? (иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа)

Каким бывает ветер? (сильный, быстрый, жгучий, колючий, ледяной, холодный, порывистый, студёный)

Что происходит зимой на водоёмах?

А что бывает только зимой? (снег)

Какой бывает снег? (лёгкий, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный)

А сейчас мы с вами немного поиграем :

Игра «Зимние приметы»

Воспитатель :

Если ночь морозная,

Тихая и звездная,

Дым из труб идет столбом, Значит, ясно будет…Дети : днем.

Воспитатель :

Пятна синие над лесом,

Снега мелкого завеса,

Чуть морозы ослабели,

Ветер с юга Жди …Дети : метели.

Воспитатель :

Если рыба зимним днем

Ходит прямо подо льдом,

Ходит прямо подо льдом

И об лед стучит хвостом –

Значит без сомнения Ждите …Дети : потепления.

Воспитатель :

Если вечером закат

Был слегка зеленоват,

Если лег на ветки иней,

На стекле букет из роз,

Если дым ладошкой синей

Достает до самых звезд,

И не свищет ветер грозно Будет ясно и …Дети : морозно.

Снежинка№2

Есть слова похожие,

Как родственники схожие,

Они живут одной семьей,

Поиграть хотят с тобой.

Хотите поиграть?

Игра называется : «Договори словечко» . «Снегопад» .

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю …. снег.

С неба всё скользят пушинки – серебристые … снежинки.

На просёлки, на лужок всё снижается …снежок.

Землю белой, чистой, нежной, застелил постелью …снежной.

Вот веселье для ребят – всё сильнее … снегопад.

Все бегут вперегонки, всё хотят играть в …снежки.

Снежный ком – на снежный ком, всё украсили …снежком

Словно в белый пуховик мы одели …. снеговик.

Рядом – снежная фигурка, это девочка …снегурка.

А теперь с предлагаю немного потанцевать (включается аудиозапись)

Физкультминутка «Снег–снежок»

Снег–снежок,

Снег–снежок.

По дорожке стелется.

(Руки у детей подняты вверх, постепенно опускаются вниз)

Снег–снежок,

Снег–снежок

Белая метелица.

Снег–снежок,

Снег–снежок

Замело дорожки. (Плавно качают руками вправо–влево)

Снег–снежок,

Снег–снежок

Тает на ладошке.

(Поочередно вытягивают вперед то правую, то левую руку)

Мы налепим снежков

Вместе поиграем

(«Лепят снежки» )

И друг в друга снежки

Весело бросаем

(«Бросают снежки» )

Но тепло во дворе

(Хлопают в ладоши)

Не замерзли ушки

(Потирают ладонями уши)

Накатаем мы снег

(Сжимают пальцы в кулачки и вращают ими перед грудью) .

В белый ком большущий. (Разводят руки в стороны) .

Молодцы ребята!

Снежинка№3

Вот ещё одна снежинка

Посмотрите на картинки.

Вы скажите мне друзья,

Что здесь лишнее убрать?

Проводится игра «Убери лишнюю картинку»

(На доске расположены картинки с зимними, весенними, осенними явлениями природы. Необходимо убрать лишние картинки)

Зимой все дети очень любят играть на улице в разные игры. А в какие игры любите играть вы? Давайте поиграем с вами в игру «Снежки» (Проводиться игра «Попади снежком в цель» .)

Молодцы ребята! Снежки холодные и руки у вас наверное замёрзли. Давайте с вами согреемся!

(Проводиться самомассаж)

Вот на улице мороз! (указательным пальцем массировать точку между бровями)

Эй, потри скорее нос, (то же у другую сторону)

Подбородок отогрей (массаж точки под нижней губой)

Улыбнулись все скорей (в другую сторону)

И у глаз потрем дружнее (круговые движения на висках)

Веселее, веселее. (в другую сторону)

Ну-ка взялись мы за уши (большие пальцы за ушами)

Ни к чему нам бить баклуши (круговые движения)

Покрутили, повертели-

Вот и уши отогрели!

Каждый палец согреваем, (снимать кольцо с каждого пальца)

Сильно-сильно растираем.

Молодцы, ребята!

(Включается аудиозапись – плачет Незнайка)

Ребята, вы слышите кто-то плачет? Давайте посмотрим кто это? (Педагог вносит игрушку Незнайку)

Да это же Незнайка! Что случилось с тобой?

Незнайка : Я живу далеко - далеко в Солнечном городе. У нас очень тепло и растет много цветов, и никогда не бывает снега. Я хотел посмотреть,какой он – снег! О нём мне рассказывал Знайка. У вас так красиво и весело зимой. А какие красивые снежинки, так и хочется их съесть!

Педагог : Что ты Незнайка снег есть нельзя! Ребята, расскажите Незнайке, почему нельзя есть снег. (Ответы детей) Правильно ребята, снег белый, но он холодный.

Вот Незнайка ты вместе с ребятами, посмотри мультфильм. (Показ фрагмента мультфильма «Снежная сказка» . Про то, как медвежонок заболел»)

Педагог : Вот так медвежонок и проболел всю зиму . Лучше снежинками просто любоваться. Посмотрите, какие они красивые. (Показ снежинок изображённых на картинках) .

Незнайка : А можно я возьму снежинки с собой в Солнечный город?

Педагог : Ой, они же растают! Правда, ребята.

Незнайка : А что же мне делать? Я хотел показать их своим друзьям.

Педагог : Не расстраивайся Незнайка мы научим тебя рисовать снежинки. Они не растают, они будут нарисованы на бумаге. Для этого нам необходимы вот такие листы синего картона, клей и кисточки, а ещё соль. На листе картона надо клеем нарисовать снежинку, а затем посыпать клей солью. Прижать ладошкой соль. Лишнее надо стряхнуть. Вот какие снежинки вы теперь умеете рисовать. Молодцы, ребята! (во время самостоятельной деятельности детей,включается музыка П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик» , «Танец снежных хлопьев» )

Незнайка : Спасибо вам, ребята! Теперь я покажу всем жителям Солнечного города, какие бывают красивые снежинки и научу их рисовать. До свидание!

Педагог : - Вы справились со всеми заданиями Волшебницы-зимы! Какие задания вам понравились больше всего? Вот у меня есть красивые снежинки, они все разные : большие и маленькие. Я предлагаю вам взять каждому по снежинке, если вы хорошо занимались,у вас все получилось то возьмите большую снежинку, а если вы считаете, что получилось не так как хотели (не все хорошо,или что то не получилось) – то возьмите снежинку поменьше. Молодцы! Посмотрите здесь что-то лежит. Ребята, да это какой- то ларец. Давайте откроем его? Да тут записка. Вот что в ней написано : «Дорогие, ребята! Вы выполнили все мои задания, порадовали меня и в благодарность я посылаю вам цветные льдинки! Зимушка-зима

Да и мне пора к себе возвращаться! Спасибо вам ребята и до свидания!

Коптева Маргарита Викторовна
АНО ДО "Планета детства "Лада" д/с №179 "Подснежник"
Воспитатель

Конспект НОД "Зимушка зима"

Цель: Расширение словарного запаса и закрепление знаний о времени года - зима у дошкольников; формировать умение детей называть признаки зимы.

1. Расширять и ввв конкретизировать представления детей о зиме, явлениях живой и неживой природы; уточнить и активизировать словарь по теме (снег, мороз, идти, дуть, падать, белый, холодный, холодно).

2. Совершенствовать лексико - грамматический строй речи, формировать умение образовывать качественные прилагательные, развивать речевой слух, зрительное внимание и восприятие, закрепление умения составлять рассказ по мнемотаблицам, развивать общую и мелкую моторику пальцев рук, координацию речи и движения.

3. Воспитывать нравственно - эстетические чувства в общении с природой, положительную установку на участие в НОД. Воспитывать уважение друг к другу, взаимопомощь.

Оборудование и материалы: ИКТ, сундучок, снежинки, фланелеграф, мнемотаблицы, дидактическая игра.

Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов и пословиц, наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом, опыты, чтение рассказов «Первый снег» Е. Трутневой, «Снег идет» М. Познанской, чтение и заучивание стихов о зиме, зимних явлениях природы.

Ход занятия

В: Ребята, сегодня пришли гости, давайте их поприветствуем.

Мы сегодня с вами пойдем в путешествие в зимний лес

Глазки смотрят на меня, ушки слушают меня.

В: Сегодня я хочу загадать вам загадку:

Кто, угадай-ка, седая хозяйка:

Тряхнет перинки - над миром пушинки?

В: Я тоже так думаю! Это была зима.

С помощью ИКТ на доске картинка зимнего леса. Идем по зимнему лесу. Под елкой на пенечке стоит сундучок.

В: Ребята, а вот и сундучок Зимы и на нем что - то написано. Прочитаем?

В: «Для ребят детского сада «Ладушки». Откроем сундучок и узнаем что же там.

В: А чтоб открыть его нужно сказать волшебные слова.

Чик, чук, чак, чок - открывайся, сундучок!

Не открывается.

Давайте вместе!

Д: Чик, чук, чак, чок - открывайся, сундучок!

В: Ребята, здесь снежинка она такая хрупкая, прозрачная! Ой, а у нее нет лучиков, и без них она не такая красивая, ей будет сложно без лучиков кружится в воздухе и приземляться на землю. Что же делать? Я придумала, предлагаю вам спасти снежинку - найти лучики и вернуть их ей.

- Волшебный огонек, помоги, Нам дорогу укажи.(свечу фонариком)

ЛУЧИК-1: Ребята, скажите пожалуйста, какое сейчас время года?

В: Как вы догадались?

Д: На улице стало холодно, морозно, идет снег, деревья стоят голые, солнышко не греет, люди одеваются тепло, метель, река замерзла

В: А что можно сказать о снеге? Какой он?

Д: Белый, легкий, пушистый, холодный.

В: А какие зимние забавы вызнаете?

Д: катание с горки, катание на лыжах, коньках, постройка снежной крепости, можно слепить снеговика, игры в снежки.

(Закрепить признаки зимы. Чтение стихотворения)

Стали дни короче,

Солнце светит мало.

Вот пришли морозы-

И зима настала!

В: Молодцы, хорошо описали зиму!

В: Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится…

ЛУЧИК- 2: Зима забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем, и подскажем нужные слова.

Игра «доскажи словечко»:

Тихо-тихо, как во сне, падает на землю (снег)

С неба всё скользят пушинки - серебристые (снежинки)

На поселке, на лужок, всё снижается (снежок)

Вот веселье для ребят - все сильнее (снегопад)

Все бегут в перегонки, все хотят играть в (снежки)

Словно в белый пуховик, нарядился (снеговик)

Рядом - снежная фигурка, это девочка (снегурка)

На снегу-то, посмотри, с красной грудкой (снегири)

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил (снег)

В: Какие слова вы добавляли?

Д: Снег, снежинки, снежок, снеговик, снегурка

В: На какое однокоренное слово они все похожи?

Д: На слово «снег»

Физминутка:

«Снеговик»

Лепим мы снеговика

Из пушистого снежка.

Вот какой он первый ком!

Вот какой большущий он.

Ком второй чуть-чуть поменьше,

Третий - это голова,

Шляпа будет из ведра,

Нос - морковка,

А глаза - два веселых огонька.

Вот какой веселый он;

Он смеется до ушей,

Веселит он малышей.

ЛУЧИК- 3: Работа с мнемотаблицей. Заучивание стихотворения

ЛУЧИК- 4: У нас есть еще лучик с заданием:

Д/И «Назови ласково» Воспитатель, кидая снежок ребенку называет слово, а он называет его ласково и возвращает снежок.

Зима - (зимушка), мороз - (морозец), лёд - (ледок), холод - (холодок), снежинка - (снежиночка), метель - (метелица), снег - снежок, санки - саночки, снеговик - снеговичок, валенки -валеночки, шуба теплая - шубка тепленькая

ЛУЧИК- 5: (работа с лепбуком) А Вот найден еще один лучик. А задание здесь следующее: Ребята, а эти картинки рассыпались на части. (Высыпаю на стол части разрезанных картинок). Давайте соберем их! (Дети делятся на подгруппы).

Д/и: «Собери картинку».

Игра проводится за столами, стоя. У каждого ребенка своя картинка, не похожая друг на друга. Дети выкладывают свою картинку. Кто справился первый, помогает другому.

ЛУЧИК- 6: Ребята, мы нашли последний лучик, если правильно выполним задание, то наша снежинка спасена.

Рассматривание иллюстраций о зиме.

Какая иллюстрация подходит к стихотворению «Зима » ? Почему вы выбрали именно эту иллюстрацию (Ответы детей) .

Какая иллюстрация подходит к строчкам из стихотворений А . С. Пушкина :

1. Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестят на солнце, снег лежит…

2. Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

То, как зверь, она завоет

То заплачет, как дитя.

3. Пришла, рассыпалась,

Клоками повисла на суках дубов.

Легла волнистыми холмами

Среди полей, среди лугов.

Отличная получилась снежинка! Молодцы!

Подведение итогов:

В: Ребята, а теперь давайте вспомним признаки зимы? (На улице холодно, морозно, идет снег, деревья стоят голые, солнышко не греет, люди одеваются тепло, метель, река замерзла)

А какие зимние забавы вызнаете? (катание с горки, катание на лыжах, коньках, постройка снежных крепостей, снеговиков, игры в снежки).

Какие однокоренные слова мы узнали (снег, снежинки, снежок, снеговик, снегурка).

Уточнить признаки зимы; подбирать однокоренные слова, упражнять в подборе прилагательных, существительных, согласуя их в роде, числе и падеже;

активизировать словарь по данной теме; развивать зрительное и тактильное восприятие; логическое мышление; зрительное внимание, слуховую память.

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы; формировать доброжелательное отношение друг к другу; воспитывать умение работать и играть в коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 170»

Заводского района г. Саратова

КОНСПЕКТ НОД

ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

ТЕМА: «ЗИМУШКА – ЗИМА»

Подготовила и провела:

воспитатель Федотова Марина Викторовна

САРАТОВ 2015

Примерная основная общеобразовательная программа под

редакцией Н.Е. Вераксы «От рождения до школы».

Возрастная группа подготовительная к школе группа _

Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием): «Зима».

Тема НОД: «Зимушка-зима»

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме.

Задачи:

уточнить признаки зимы; подбирать однокоренные слова, упражнять в подборе прилагательных, существительных, согласуя их в роде, числе и падеже;

активизировать словарь по данной теме;

Развивать зрительное и тактильное восприятие; логическое мышление; зрительное внимание, слуховую память.

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы; формировать доброжелательное отношение друг к другу; воспитывать умение работать и играть в коллективе.

Виды деятельности: Игровая, познавательно-исследовательская, музыкальная.

Формы организации: фронтальная

Формы реализации детских видов деятельности:

Загадывание загадок;

Слушание музыки и просмотр слайдов о зиме;

Приход игрушки снеговика;

Ответы на вопросы;

Игра-викторина (участвуют две команды);

Игра «Что наделала зима?»;

Игра «Назови ласково»;

Дыхательные упражнения

Отгадывание загадок;

Игра «Что забыл нарисовать художник?»

Физминутка;

Игра «Доскажи словечко»;

Игра «Найди лишнее слово»;

Упражнение «Назови действие»;

Рисование снежинки пальцем в тарелочке с манкой;

Оборудование: игрушка снеговик; конверт с заданиями; магнитная доска, эмблемы – «снеговичок – красный колпачок», «снеговичок – синий колпачок»; «снежинки» для дыхательного упражнения; картинки с изображением отгадок; листок с изображением неполного символа снеговика; тарелочки с манкой; указка.

Предварительная работа: беседы о зиме; загадывание загадок; чтение художественной литературы; наблюдения за зимними явлениями; рассматривание иллюстраций; разучивание песен; рисование по теме.

Перспектива обогащения предметно игровой среды : создание альбома «Зимушка – зима».

ХОД НОД

Воспитатель: Дети, сейчас я загадаю загадку, слушайте внимательно.

«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.

Радость детям подарила и на санках прокатила».

О каком времени года эта загадка? (О зиме).

Сколько у зимы месяцев?

Вокруг зима, вокруг снега и ветер, и мороз. Зимой у нас бывает разное настроение: радостное и печальное; грустное и весёлое.

Давайте послушаем и посмотрим, как рассказывают о зиме музыканты и художники. (Дети садятся на ковёр, слушают музыку и просматривают слайды).

Стук в дверь. Приходит игрушка – снеговик с конвертом.

Воспитатель загадывает загадку:

Что за нелепый человек

Пробрался в 21 век?

Морковный нос, в руке метла,

Боится солнца и тепла. (снеговик).

Воспитатель смотрит, что лежит в конверте Снеговика.

Дети, а здесь задания, вопросы, кроссворды!

Уважаемый Снеговик, ребята конечно помогут ответить тебе на все вопросы. Да, ребята?

Мы сегодня с вами поиграем. В нашей игре участвуют две команды: «Снеговичок – красный колпачок»

«Снеговичок – синий колпачок».

Ваши выступления я буду оценивать на магнитной доске вот такими снеговиками. Сейчас мы проведём разминку.

На дворе зима. Посмотрите в окно: деревья стоят белые, укутанные снегом, метель намела большие сугробы. Природа спит, даже пение птиц сейчас почти не слышно. Но русский народ всегда любил зиму. Зимой много праздников: Новый год, Рождество, Крещение и Масленица. А Зимние праздники на Руси всегда сопровождались гулянием, различными играми и забавами. Вот и мы будем сегодня веселиться и играть.

Кто назовёт признаки зимы, тот сядет на стульчик. (Снег, холод, мороз, вьюга, стужа, пороша).

Дети отвечают и садятся на стульчики.

Скажите: « Какая погода может быть зимой?»

Предлагаю вариант (если дети затрудняются): Если на улице идёт снег, то погода…

Снег – (снежная);

Мороз – (морозная);

Ветер – (ветреная);

Стужа – (студёная);

Холод – (холодная).

Молодцы! Приступим к конкурсам.

Игра – викторина «Что наделала зима?». Две команды отвечают по очереди (за правильный ответ – фишка).

1.Зима пришла с морозами и всё…- (заморозила).

2.Метель мела и все тропинки…– (замела).

1.Река покрылась льдом и всё…(заледенела).

2.Зима позвала и вьюгу и всё…(завьюжила).

Игра «Назови ласково»

Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка).

1. Мороз – (морозец).

2.Лёд – (ледок).

1.Холод – (холодок).

2.Метель – (метелица).

Дыхательные упражнения.

Воспитатель: «Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

Подул зимний ветерок, полетел снежок.

Снег, снег, белый снег, засыпает он нас всех.

Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Дети берут снежинки).

А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.

Дети рассказывают: «Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При вдохе щёки не надуваем». (Дети дуют на снежинку).

А теперь согреем ручки.

Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют ручки).

Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте. Отгадки ваши появятся на экране. (Или воспитатель вывешивает картинки).

1.Мои новые дружки и блестящи, и легки,

И на льду со мной резвится, и мороза не боятся. (Коньки).

2.Две новые кленовые подошвы двухметровые

На них поставили две ноги –

И по большим снегам беги (Лыжи).

1.Ой, насыпало снежка! Вывожу коня – дружка.

За верёвочку-узду через двор коня веду,

С горки вниз на нём лечу, а назад его тащу. (Санки).

2.Меня не растили – из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку,

Глазки-угольки, ручки-сучки.

Холодный, большой. Кто я такой? (Снеговик).

Физминутка

Воспитатель: «Дети, все в кружок вставайте, физкультминутку начинайте!»

(Дети встают в кружок).

Наконец пришла зима. (Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)

Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метёт, (Имитируют)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)

Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)

Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)

И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки).

Дети садятся на свои места.

Игра «Найди лишнее слово».

Послушайте и найдите лишнее слово. (Дети находят лишнее слово и объясняют свой выбор).

1.Мороз, морозильник, мороженое, моросит.

2.Снег, снегирь, снасти, снеговик.

1.Холод, хороший, холодильник, холодок.

2.Лёд, ледышка, лекарство, ледяной.

Теперь поиграем с моим снежком. И я посмотрю, как вы знаете зимние явления.

Упражнение «Назови действие» (со снежком)

1.Зимой метель…(метёт)

2.Ночью ветер в трубах…(воет, завывает)

1.Из снеговой тучи снежинки…(падают, летят, кружатся).

2.В лесу зимой голодный волк…(воет)

1.На зиму медведь в берлоге…(засыпает)

2.Мороз щёки и нос…(щиплет)

1.Зимой вода в реке…(замерзает)

2.Иней на ветках деревьев…(блестит)

1.Зимой снег всё вокруг…(накрывает)

2.Деревья зимой…(спят)

1.Под снегом травка зимой…(греется)

2.Зимой насекомые…(прячутся)

Молодцы! Хорошо знаете зимние явления.

А сейчас мы будем рисовать снежинки на «снегу» (в тарелочках с манкой).

Дети рисуют.

Вместе с детьми подсчитываем очки. Подводим итог игры.

Ничья. Молодцы!

Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось? (Дети передают друг другу снежок).

Вот и закончилась наша игра. Все задания снеговика мы выполнили Спасибо за внимание.

Даю установку на дальнейшую деятельность.