Льготы и государственная защита детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот. В каких случаях дети считаются сиротами или оставшимися без родительского попечения: понятие, статус и защита прав

Проблема сиротства достаточно актуальна не только для РФ, но и для многих других стран мира. Дети, потерявшие родителей или лишившиеся их опеки, достаточно часто становятся жертвами в современном мире. Поэтому эта категория требует определенную защиту со стороны государства. В России права таких детей регулируются ФЗ № 159.

Как государство может помочь детям, которые потеряли родителей или остались без их опеки? Какие у них есть права и кто должен их защищать? Что означает понятие сиротства?

Закон определяет (159-ФЗ)

Все вопросы по сиротам регулируются определенными ФЗ и президентскими указами, в том числе 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Как трактует ФЗ понятие сирота и какое определение дает ребенку, оставшемуся без родительской? Дети-сироты - какие это дети?

Сирота

В 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» говорится, что дети считаются осиротевшими, если родителей нет в живых. В России участились инциденты, когда мать или отец осознанно оставляют ребенка без своей опеки. Действия нерадивых родителей зачастую не обоснованы жизненными трудностями или финансовыми проблемами, которые не позволяют полноценно обеспечить малыша. Часто своего ребенка бросают и состоятельные граждане, считая родительские обязательства серьезной обузой, мешающей нормально жить.

Родители не желают брать на себя ответственность по воспитанию и материальному обеспечению своих детей и намеренно отказываются забирать их из роддома, оформляя свой отказ в письменном виде. Подобные ситуации могут происходить не только сразу после рождения малыша, но и через
некоторое время проживания ребенка с родителями. Такие дети получают статус так называемых «социальных» сирот, когда настоящие папа и мама у малыша есть, но они не хотят принимать участие в его жизни.

Без попечения родителей

Какие дети имеют правовой статус «оставшихся без родительской опеки»? Такой статус определяется для малолетних граждан до 18-летнего возраста, у которых родители по определенным причинам не исполняют полноценно родительские обязательства. Закон определяет следующие причины:

  • лишение права воспитывать своего ребенка или частичное ограничение родителей в их правах на ребенка;
  • признание одного из родителей недееспособным лицом - частично или полностью;
  • тяжелая болезнь одного или обоих родителей, которая не позволяет полноценно растить и материально обеспечивать ребенка;
  • признание родителей пропавшими безвести;
  • смерть;
  • подозрение родителей в правонарушениях;
  • лишение родителей свободы - тюремный срок;
  • намеренное нежелание родителей принимать участие в воспитании и образовании малыша или отказ от защиты его интересов;
  • невыполнение родительских обязательств, нежелание отстаивать права малыша.

Защита беззащитных

Дети, оставшиеся без попечения родителей, беззащитны перед социумом. Для государства защита этой категории представляет высокую ценность. Государство несет обязательства по материальному обеспечению, контролирует процесс воспитания таких деток, обеспечивает защиту их прав до момента совершеннолетия. Материальная помощь от государства устанавливается на уровне прожиточного минимума - для полноценного поддержания жизнедеятельности ребенка.

Закон устанавливает следующие права осиротевшего или оставшегося без попечения родителей ребенка:

  • бесплатная медицинская помощь и образование;
  • получение благоустроенной жилой площади;
  • гарантия защиты от безработицы.

Будущее малышей без родительской опеки определяют органы попечительства. Благодаря государственным гарантиям, каждый малыш получает право расти и получать должное воспитание в семье, которая сможет дать ему все, чтобы он чувствовал себя любимым и нужным, не переживал за будущее. Для морального развития детей это очень весомый фактор.

Право расти в семье: формы устройства детей

Любой ребенок, независимо от происхождения, расы и физиологии, имеет право получить воспитание в любящей семье. Выделяют несколько видов распределения детей-сирот и детей, которые лишены родительской опеки:

  • усыновление/удочерение;
  • опекунство/попечительство;
  • детский дом с семейным укладом;
  • если ребенок болен - перевод в специализированное государственное учреждение, созданное для помощи таким деткам;
  • приемная/патронажная семья.

Идеальным вариантом является распределение малышей в семью или в детские дома, проживание в которых максимально напоминает жизнь в семейном кругу. Когда малолетнего усыновляют (удочеряют), его права приравниваются к правам родного ребенка. Кроме того, он может поменять свою фамилию на фамилию новых родителей, получить новое имя. Новая семья обязуется ухаживать за ребенком, воспитывать, защищать и обучать, как родного.

После усыновления (удочерения) несовершеннолетний лишается всех льгот, которые получал от государства, имея правовой статус сироты.

Устройство несовершеннолетнего в приемную семью подразумевает подписание договора между ООП и семьей, которая хочет взять под опеку ребенка-сироту. Приемные мать с отцом получают ежемесячную материальную помощь на содержание нового члена семьи. Новые родители несут прямые обязательства по воспитанию и полному обеспечению ребенка всем необходимым.

За ребенком сохраняется право пользоваться льготами, которые положены ему по закону. Кроме этого, с 18-ти лет, он имеет право владеть собственным благоустроенным жилым помещением, которое должно предоставить государство.

Если супруги согласны воспитывать и растить от 5-ти до 10-ти малышей (включая своих), их семья становится домом семейного типа. Новые мать с отцом обязуются воспитывать приемников до их совершеннолетия. Если ребенок поступает учиться в ПТУ или в ВУЗ 1-4 уровня аккредитации, данная семья должна обеспечивать его материально до достижения им 23 лет. После этого родители перестают получать от государства пособие на приемников и вправе устраивать их судьбу на свое усмотрение.

Достаточно часто осиротевших детей берут на воспитание и содержание опекуны (попечители). Опеку можно установить над ребенком до 14-летия. Если ребенок достиг этого возраста, до его совершеннолетия можно оформить попечительство. В России очень часто опекунами несовершеннолетних выступают их родственники. В большинстве случаев, это бабушки и дедушки. В такой семье, где детей воспитывают родные люди, возникает меньше спорных ситуаций и проблем, которые связаны с внутренними конфликтами и поведением ребенка.

Право на образование

ФЗ №159 определяет круг прав, которые имеют дети без родителей:


Если ученик ВУЗа или проф.учреждения не закончил обучение, но ему исполнилось 23 года, за ним остается право на финансовую поддержку со стороны государства и никто не имеет права его отменить. Вплоть до последнего курса обучения осиротевшие (лишенные родительского попечения) студенты имеют право на денежную поддержку государства.

Право на медобслуживание

Право на предоставление бесплатных медицинских услуг относят к основным правам осиротевших малышей и детей, которые лишены опеки родителей.

Медобслуживание, которое имеет право получить любой несовершеннолетний, включает:


Кроме вышеперечисленных прав, дети-сироты и дети без попечения родителей, имеют право на покрытие материальных затрат за проезд в мед.учреждения (если возникла такая необходимость).

Защита имущественных прав

В связи с тем, что малышам, которые стали сиротами или лишились опеки родителей, предоставляется недвижимость, они нуждаются в защите жилищных прав. Каждый гражданин (в том числе и малолетний) может владеть определенными материальными ценностями, которые получены путем дарения, накопления заработанных средств. Отсюда вытекает необходимость в защите имущественных прав малолетних сирот и детей, оставшихся без попечения одного или обоих родителей.

К имущественным правам относятся права на получение:

  • алиментных платежей;
  • различных выплат и пособий;
  • стипендий;
  • жилья;
  • пенсий.

Для защиты имущественных интересов и прав детей-сирот или детей, которые остались без родительской опеки, законодательство гарантирует следующие нормы, обязательные к исполнению:


Ни один опекун не имеет право отказаться от денежных выплат в пользу опекаемого и распоряжаться его личными вещами (менять, дарить, отчуждать, сдавать в аренду) без соответствующего разрешения органов защиты прав детей.

Также опекун, попечитель или кто-либо из его родных не имеет права проводить какие-либо сделки с опекаемым. Возможное исключение из правил - передача недвижимости или имущества опекаемому в дар или в бесплатное пользование.

Какие льготы предусмотрены для детей, лишившихся родителей?

Для детей, которые лишились родителей, государством предусмотрена помощь в виде льгот. Так, малолетним, родители которых умерли, выплачивается пенсия по смерти кормильца. Размер материальной помощи зависит от трудового стажа умершего. Если трудового стажа достаточно, дети будут получать трудовую пенсию, если не достаточно - социальную. Платежи осуществляются осиротевшему наследнику до момента наступления совершеннолетия. Если ребенок учится на очном отделении, пенсия ему выплачивается до 23-х лет.

Осиротевшие дети имеют привилегии во время зачисления в учебные заведения: повышенная стипендия, бесплатное питание. Также ребята получают финансовую помощь для покупки предметов первой необходимости. Проезд на любом виде общественного транспорта для них льготный.

Студенты, оставшиеся без родителей, каждый год получают разовую компенсацию в виде тройной стипендии. Эти деньги они должны быть потрачены на покупку принадлежностей для учебы.

После окончания ВУЗа или проф.училища, сироте нужно обратиться в местную службу занятости для получения помощи в трудоустройстве. Сотрудники центра проверят профпригодность и поставят гражданина на учет. Если у несовершеннолетнего нет опыта работы, будет установлено пособие, которое он будет получать на протяжении полугода. Размер выплат приравнивается к средней заработной плате по региону.

Если несовершеннолетнему, который имеет правовой статус сироты, потребуется медицинская помощь, она будет абсолютно бесплатной - начиная с обычного осмотра и заканчивая оперативным вмешательством. Необходимые на лечение деньги будут взяты из государственной казны.

Дети-сироты имеют право бесплатно оздоравливаться в лагерях и пансионатах - оплату путевки оплачивает государство.

Семейный кодекс предусматривает следующие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

1. усыновление (удочерение),

2. опека (попечительство),

3. передача в приемную семью,

4. устройство в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей всех типов (например, детский дом семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты и др.).

1. у сыновление (удочерение) – это приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.

Условия и порядок усыновления

внастоящее время усыновление производится только судом (ранее осуществлялось органами опеки и попечительства).

В качестве усыновленных могут быть только несовершеннолетние дети, оставшиеся без попечения родителей. По достижении ребенком десяти лет необходимо его согласие. усыновление братьев и сестер разными лицами как правило, не допускается.

Одним из важнейших условий усыновления является согласие лиц, определенных в законе. Так, для усыновления ребенка необходимо согласие его родителей, поскольку усыновление прекращает правовые связи между ними и ребенком.

согласие родителей не требуется, если они (ст. 130 СК РФ):

Неизвестны,

Признаны судом недееспособными,

Лишены судом родительских прав,

По причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.

при этом между усыновителями и усыновленными возникают такие же юридические отношения (в том числе личные неимущественные и имущественные отношения) как между родителями и родными детьми по происхождению.

Отмена усыновления

Усыновление может быть отменено в судебном порядке в следующих случаях:

Уклонения усыновителей от выполнения возложенных на них обязанностей родителей,

Злоупотребления этими правами,

Жестокого обращения с усыновленными,

При этом согласие ребенка на отмену усыновления не требуется.

2. Опека и попечительство над детьми

Опека (попечительство ) форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты их прав и интересов. Над детьми в возрасте до 14 лет устанавливаетсяопека , в возрасте от 14 до 18 лет попечительство .

Назначение опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства ребенка. требования к опекунам (попечителям) во многом идентичны требованиям к усыновителям. Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. При этом учитываются их нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей, отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также желание самого ребенка.

Не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, лишенные родительских прав, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.

В качестве опекунов (попечителей) часто выступают родственники, знакомые, которые взяли ребенка на воспитание.

Права и обязанности опекунов (попечителей) во многом сходны с родительскими. В частности, опекуны обязаны заботиться о содержании, воспитании и образовании ребенка, о его нравственном и физическом развитии. Опекуны совершают от имени малолетних сделки и осуществляют другие необходимые юридические действия, попечители дают согласие на совершение сделок, которые подростки совершают от своего имени.

Отличие опеки от родительских правоотношений состоит в том, что опека осуществляется под контролем органа опеки и попечительства. Кроме того, на содержание ребенка опекуну (попечителю) государством ежемесячно выплачиваются денежные средства.

Дети, находящиеся под опекой сохраняют право на получение алиментов, пенсий, пособий и других социальных выплат, право собственности или право пользования жилым помещением, право на общение со своими родственниками.

Основаниями для прекращения опеки и попечительства являются:

Достижение ребенком возраста соответственно 14 и 18 лет или его эмансипация,

Смерть опекуна (попечителя) или подопечного,

Возвращение несовершеннолетнего родителям,

Усыновление подопечного или помещение его в соответствующее детское учреждение,

Отстранение опекунов (попечителей), которое производится в случаях ненадлежащего выполнения им обязанностей. Последствием этого является невозможность в дальнейшем быть усыновителем, опекуном (попечителем), приемным родителем.

3. Приемная семья – сравнительно новый институт в семейном праве представляет собой своего рода детский дом семейного типа, включающий в себя некоторые признаки института усыновления и опеки (попечительства).такая форма воспитания детей распространена за рубежом. В России к началу ХХI века насчитывалось около 1000 приемных семей.

Законодательством не устанавливается минимальное количество детей, которое может быть передано в приемную семью. Максимальное число приемных детей, включая родных и усыновленных, не должно превышать восьми человек. Для передачи в приемную семью ребенка, достигшего десяти лет, необходимо его согласие.

В отношении приемных родителей действуют те же ограничения, что и в отношении усыновителей. Приемные родители приобретают по отношению к приемному ребенку права и обязанности опекуна (попечителя). Между приемными родителями и приемными детьми не возникает алиментных и наследственных правоотношений. Приемные дети сохраняют право на алименты, получаемые до передачи в приемную семью, а также наследственные права в отношении родственников.

Основной особенностью приемной семьи является то, что она образуется на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью , который заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями. Этот договор по юридической сущности являетсядоговором возмездного оказания услуг (ст. 783 ГК РФ).кнему также применимы общие положения оподряде , если это не противоречит особенностям предмета договора оказания услуг.

Основанием для заключения договора является заявление лиц, желающих взять ребенка на воспитание, которое подается в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка. К заявлению прилагаются заключение органов опеки и попечительства о возможности быть приемными родителями, а также соответствующие документы. В договоре предусматриваются обязанности приемных родителей (воспитание ребенка, создание необходимых условий для получения им образования, забота о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обеспечение защиты прав и интересов ребенка и др.). Орган опеки и попечительства обязуется ежемесячно перечислять денежные средства на ребенка и другие выплаты, а также обеспечивать жильем, мебелью и другими необходимыми вещами.

4. Детский дом семейного типа форма воспитательного учреждения являющаяся промежуточной между приемной семьей и детским домом (интернатом). Деятельность его регулируется постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 195 «О детском доме семейного типа»). Детский дом семейного типа организуется на базе семьи. Семья должна состоять из супругов, брак которых зарегистрирован. Для организации детского дома семейного типа необходимо желание обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей, если в семье есть родные или усыновленные дети, достигшие 10 лет, то необходимо и их согласие. Супруги являются организаторамидетского дома семейного типа.

Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей не должно превышать 12 человек.

Особенностью данной формы является то, что детский дом семейного типа является юридическим лицом в виде воспитательного учреждения (некоммерческая организация), учредителями которого являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления.

Отношения между органом опеки и попечительства и детским домом семейного типа определяются договором , заключаемым между ними, что объединяет детский дом семейного типа с приемной семьей.

В отличие от других форм устройства детей на воспитание при создании детского дома семейного типа организаторы (супруги) кроме документов, предъявляемых при усыновлении ребенка, должны представить документ об образовании. Предпочтение при организации детского дома отдается супругам, имеющим опыт воспитания детей, работы в детских социальных, образовательных и лечебных учреждениях, являющимся усыновителями или опекунами (попечителями).

Контрольные вопросы:

1. Раскройте содержание понятия, предмета, принципов семейного права.

2. Какие источники семейного права применяются в России?

3. Раскройте содержание понятия брак. Охарактеризуйте правовые условия

вступления брак и процедуру его заключения.

4. Основания признания брака недействительным.

5. Раскройте содержания правового механизма расторжения брака в органах ЗАГС и

судебном порядке.

6. Охарактеризуйте содержание прав и обязанностей членов семьи.

7. Понятие алиментного обязательства и основание его возникновения.

8. Охарактеризуйте формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, у которых единственный или оба родителя:

Лишены родительских прав,

Ограничены в родительских правах,

Признаны безвестно отсутствующими,

Признаны недееспособными (ограниченно дееспособными),

Находятся в лечебных учреждениях,

Объявлены умершими,

Отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы,

Находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

Уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов,

Отказались взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты

населения и других аналогичных учреждений

И в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

На сегодняшний день одной из важнейших проблем России - это проблема обездоленных детей. По данным статистики, в 2013 году в стране насчитывается около 700 000 таких детей. Взрослые призваны создавать благоприятные условия для их выживания и развития, охранять их интересы и защищать права детей, но, как показывает практика, именно взрослые чаще всего ущемляют и нарушают эти права. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, находящиеся в социально опасном положении.

В различных изданиях по социальной работе принято следующее определение понятия "социальный сирота": это ребенок, имеющий биологических родителей, которые по каким-либо причинам не занимаются его воспитанием и не заботятся о нем.

Исследования Института детства Российского детского фонда, свидетельствуют о том, что основными причинами, по которым дети остаются без родительского попечения, являются: лишение родительских прав, уклонение родителей от содержания и воспитания собственных детей, нахождение родителей в местах заключения, неизлечимая болезнь родителей, а также безвестное их отсутствие.

Такое положение обусловлено рядом причин, среди которых основными являются: сложное социально-экономическое положение общества, все большее его расслоение по имущественному признаку; духовный кризис общества; последовательное, начатое в начале прошлого века, разрушение института семьи.

Социальное сиротство - проблема многоплановая, на фоне постоянно снижающегося в целом по стране уровня рождаемости она приобрела в Российской Федерации угрожающие масштабы и была обозначена правительством как первоочередная задача общефедерального уровня.

В чем опасность социального сиротства:

· нарушение общественного порядка – 58,3%;

· рост необразованности населения – 8,3%;

· детская смертность – 33,3%;

· деградация общества –17,6%;

· повторяют путь своих родителей – 12,5%;

Сегодня в России существуют следующие формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Помещение ребенка в государственное учреждение: дом малютки, приют, детский дом, школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Следует отметить, что предпринятые за последние годы законодательные меры носят не только социально-экономический характер, но и учитывают психолого-педагогические и медицинские аспекты проблемы социального сиротства. Несмотря на позитивность принимаемых мер, проблема социального сиротства остается крайне острой.

Итак, в 2012 году родилось 1896263 ребенка, при этом отказались от 3884 детей (0,2%). Наибольший процент матерей, отказавшихся забирать детей из родильного дома зарегистрирован во Владимирской, Московской, Архангельской области (0,5%); Смоленской, Тверской, Калининградской, Магаданской области (0,6); Новгородской области (0,7%). Ни одного отказа от ребенка в 2012 году в Брянской, Мурманской, Ростовской, Пензенской, Челябинской, Амурской области; Краснодарском, Пермском, Забайкальском крае; Республики Дагестан, Ингушетии, КЧР, Чеченской республики, Еврейском и Чукотском автономном округе.

Причинами отказа от малышей были:

1) отсутствие супруга (63-71% от общего числа отказов);

2) низкое материальное положение (61-76%);

3) алкогольная или наркотическая зависимость матери (11-13,5%);

4) отсутствие жилья у матери (3,5-8,7%);

5) болезнь ребенка (1,4-3,6%);

6) несовершеннолетняя мать (1,4-2%);

7) проблемы со здоровьем матери (0,4-3%).

Многочисленные исследования, проводимые отечественными психологами (И.В. Дубровина, Г.С. Красницкая, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых и др.) показали, что лишение детей материнской заботы с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях может отрицательно повлиять на социальное, психическое и физическое здоровье детей-сирот. Как считают современные отечественные ученые, это влияет на всю структуру личности ребенка: на эмоциональную сферу, поведенческую, интеллектуальную. Авторы подчеркивают, что искусственно ограниченное пространство государственного учреждения, за данность жизни извне, скудность личного опыта и понятийной сферы детей в условиях сиротского учреждения не всегда удается компенсировать путем развития интересов и расширения представлений о мире .

В результате у детей не развивается потребность в познании, отсутствует интерес и не развивается социальный интеллект. При отсутствии интересов не развивается собственная активность ребенка и его самоорганизация. Воспитанник входит в жизнь с дефицитом волевого развития, с несформированной потребностью в профессиональной самореализации. У него складывается пассивное отношение к жизни, гипертрофированная зависимость от обстоятельств, неспособность противостоять и влиять на ход событий, осуществлять активный осознанный выбор. Многие боятся самостоятельной жизни и по выходе из учреждения стремятся жить группами, часто ориентированы на иждивенчество. Как правило, у воспитанника сиротского учреждения развивается инфантилизм. Отсутствие реальных прав и собственности, а также серьезных обязанностей не формирует у воспитанника способности жить в пространстве социально-правовых норм, способности оценивать свои поступки в категориях прав и социальной ответственности. Проживая на государственном обеспечении, в условиях тотальной ответственности воспитателя за все стороны жизни детской группы, подросток привыкает ощущать себя единицей групповой жизнедеятельности.

Эта ситуация приводит к тому, что он не осознает объективную необходимость опоры в жизни на свои силы. Результатом является отсутствие чувства личной ответственности за свою жизнь, искаженное представление о себе, незнание собственных индивидуальных особенностей, непонимание своего социального статуса. Как следствие этих проблем формируется неразвитое индивидуальное сознание.

Еще один наиважнейший вопрос на пути решения обозначенной проблемы - профилактика социального сиротства. Дело в том, что мы можем сколько угодно устраивать детей в новые семьи и гордиться успешными результатами, но если не перекрыть "канал поставки", это будет бесконечный процесс .

Эффективность решения проблемы социального сиротства определяется наличием системы профилактики и преодоления социального сиротства, включающей в себя следующие направления:

1. Управление системой профилактики и преодоления социального сиротства.

2. Укрепление института семьи, формирование семейных ценностей.

3. Организация инновационной системы сопровождения и реабилитации неблагополучных семей.

4. Развитие, усовершенствование системы социальной интеграции и жизнеустройства детей-сирот.

5. Научно-методическое обеспечение системы профилактики и преодоления социального сиротства.

6. Стабилизация социально-экономических и политических процессов в обществе.

7. Возрождение духовной культуры нации.

8. Экономическая, законодательная, социальная поддержка семьи, материнства и детства.

9. Возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций, основанных на гуманизме, любви и уважении к ребенку; возвращение “воспитания” в учебные заведения.

10. Реорганизация жизнедеятельности системы учреждений для детей-сирот, в том числе воспитательных систем этих учреждений.

11. Совершенствование системы устройства детей-сирот.

Решение задач профилактики и преодоления социального сиротства требует комплексного, межведомственного подхода, поскольку проблемы и факторы риска в этой сфере имеют тенденцию к возрастанию и усложнению, затрагивают политическую, экономическую, правовую, социально-психологическую и педагогическую сферы. В сложившихся условиях отсутствие организованного взаимодействия между учреждениями социальной сферы, образования, здравоохранения, охраны правопорядка является одной из причин недостаточной эффективности осуществляемой деятельности по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства.

Организация социальной работы в системе профилактики сиротства ставит множество проблем. И одна из самых актуальных - отсутствие квалифицированных кадров. Эта проблема становится еще острее, когда речь идет о социально дезадаптированных детях и подростках, о неблагополучных семьях. Специалисту предстоит столкнуться с подростками-правонарушителями, детьми-токсикоманами, родителями-алкоголиками и другими, не менее сложными категориями клиентов.

Для работы с ними необходим как профессиональный, так и жизненный опыт, помноженный на терпимость, открытость новому опыту, готовность к профессиональному и личностному росту. Другими словами, для такой работы требуется квалифицированный специалист, обладающий определенными профессиональными и личностными качествами.

Как было сказано выше, социальное сиротство в России обусловлено рядом причин. В первую очередь это кризис института семьи, который проявляется в увеличении возраста вступления в зарегистрированный брак, росте числа разводов и неполных семей. Критическое состояние российской семьи обусловлено также бедностью значительного числа семей, широким распространением алкоголизма и связанного с ним семейного насилия. На 40% увеличилось число лиц, никогда не состоявших в браке, и на столько же - численность разведенных и разошедшихся, что привело к увеличению числа детей, рожденных вне зарегистрированного брака. Поэтому первостепенная задача в профилактике сиротства в России - приоритетность поддержки и укрепления статуса социально здоровой семьи, дающей обществу здоровое, трудоспособное, воспитанное, грамотное поколение, способное решать вопросы развития, процветания Российской Федерации.

В связи с этим актуальными и востребованными являются: разработка и внедрение мероприятий, пропагандирующих ценности семьи, повышение компетентности в вопросах воспитания детей, повышение информированности населения о деятельности служб помощи семье и детям.

Еще одно направление работы в системе профилактики социального сиротства - сопровождение и реабилитация неблагополучных семей . Под неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению

Научно-методическое обеспечение системы профилактики и преодоления социального сиротства должно определять направления и тематику научных исследований, мониторингов, научно-методических и информационных материалов. Эффективность работы учреждений системы профилактики и преодоления социального сиротства во многом определяется научной обоснованностью и своевременным анализом существующей ситуации. Отсутствие на данном этапе комплексного научного сопровождения сдерживает развитие системы преодоления семейного неблагополучия и социального сиротства.

Перечисленные меры носят комплексный характер и при планомерной реализации, по моему мнению, могут способствовать сокращению масштабов социального сиротства.

Литература:

1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М., 2009.

2. Глазунова М.А. Социальная педагогика. М., 2010.

3. Нечаева А.М. Дети-сироты в России. 2003.

4. Чепурных Е. Преодоление социального сиротства в России в современных условиях. Народное образование. №7, 2011.

Дети, оставшиеся без попечения родителей – это несовершеннолетние лица, чьи законные представители не имеют возможности заниматься их жизнью, воспитанием и обеспечением. Причины тому могут быть следующие:

  • Ограничение или полное лишение родительских прав и обязанностей;
  • Официальное признание недееспособности;
  • Наличие заболеваний, которые становятся преградой в содержании и воспитании;
  • Лишение свободы;
  • Безвестно пропавшие;
  • Умышлено уклоняющиеся от обеспечения и воспитания.

Полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии социальной помощи получают новорожденные, оставленные в родильном доме сразу после появления на свет. Иногда родители отказываются от них по истечении некоторого времени, когда понимают, что малыш будет для них обузой.

Так часто поступают семьи, в которых отсутствует экономическое и социальное благополучие или наоборот, они слишком обеспечены и всегда очень заняты. На ребенка просто не остается времени, да и желания, по всей видимости. В таких случаях оформляется официальный отказ. Но некоторые личности не собираются даже оформлять подобные документы, а просто продолжают решать свои проблемы, забыв о ребенке, находящемся в образовательном или медицинском центре.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации также обязаны забрать несовершеннолетних из той семьи, в которой родители имеют пристрастие к наркотикам и алкоголю, доставив их в детский дом. Несмотря на то, что родители все равно привязаны к своему чаду и периодически проявляют заботу, пребывание в такой обстановке может нанести психологическую травму малышу.

Где регулируются права таких детей?

Сегодня количество несовершеннолетних, оказавшихся в подобном сложном положении, превышает сотни тысяч. Но государство не может закрыть на это глаза и пустить на самотек жизнь брошенных малышей. Поэтому всячески старается оказать им необходимую помощь и поддержку, а также дополнительные меры социальной защиты прав несовершеннолетних лиц, оставшихся без попечения.

Все это регулируется:

  • Семейным Кодексом РФ;
  • Статьей № 44 Федерального Закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» от 16. 04. 01;
  • Статьей № 159 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях сиротам, оставшимся без попечения родителей» от 21. 12. 96.

После того, как родители отказались от несовершеннолетнего или были лишены соответствующих прав, жизнью малыша занимаются его законные представители, опекуны и попечители или органы опеки.

Сначала ребенок попадает в руки сотрудников попечительского совета, которые незамедлительно должны заняться его устройством. Малыша могут передать в социальные учреждения или поднадзорные семьи. Органы опеки должны постоянно контролировать, в каких условиях проживает и воспитывается несовершеннолетний.

Оформление и присвоение статуса социальной сироты

Как уже известно, лишение родительских обязанностей – это далеко не единственное основание признать детей утратившими попечение. Но каким бы оно не было, у органов опеки есть всего один месяц для того, что бы устроить дальнейшую жизнь несовершеннолетних. Отсчет времени начинается с того момента, когда органами было обнаружено, что ребенок остался один.

Статус социального сиротства должен быть присвоен официально. Это нужно в первую очередь для того, чтобы ребенок мог получать льготы и социальную поддержку до того момента, пока ему не исполнится 18 лет. Если должным образом не оформить этот статус, то сирота, по достижению совершеннолетия, вряд ли сможет получить социальное жилье. И это довольно серьезно, так как подобные случаи в жизни уже были.

Кроме того, несостоявшиеся родители несовершеннолетнего часто вспоминают о том, что он у них есть именно тогда, когда ребенок вырастает и добивается колоссальных успехов в жизни. Были и такие ситуации, когда родители, бросившие своих детей в молодости, в старости подают в суд на получение материальной помощи от уже совершеннолетних и обеспеченных родственников. Именно официально оформленный статус может стать преградой в подобном шаге со стороны родителей.

Присвоение статуса: необходимые документы и нюансы

Отметим, что оформить подобный статус намного сложнее, чем присвоить сиротство. Для этого государство предусмотрело своеобразный алгоритм действий. Судебными органами должно быть доказано, что ребенок больше не зависит от родителей или не имеет с ними связи. Подобные дела рассматриваются в суде и требуют определенного перечня документов.

  1. Документ, подтверждающий тот факт, что отец и/или мать были лишены свободы и заключены под стражу. Кроме того, понадобится подтверждение о том, что родитель отбывает уголовное наказание в местах лишения свободы из УИН.
  2. Документ, подтверждающий изначальное отсутствие родителей. Это может быть свидетельство о рождении, где в соответствующих графах стоят прочерки, официальный отказ от малыша, справки о принятии его в социальные учреждения как подкидыша или найденыша.
  3. Документ, подтверждающий лишение родительских обязанностей.
  4. Бумаги, указывающие на наличие тяжелых заболеваний матери и/или отца, препятствующих воспитанию малыша. Признание недееспособными.

Если это необходимо, суд может разрешить представить дополнительные доказательства того, что несовершеннолетний остался без попечения, например, видео или аудио материалы, а также показания свидетелей.

Кто может выступать инициатором в суде?

Чтобы присвоить несовершеннолетнему статус социального сиротства, требуется инициатор оформления, который будет выступать в суде. На это имеют полное право:

  • В первую очередь органы опеки и попечительства;
  • Родственники малыша;
  • Сотрудники социальных, медицинских и образовательных служб;
  • Сам несовершеннолетний.

Последний вариант подразумевает достижения ребенком возраста 14 лет. В этом возрасте несовершеннолетний имеет право просить опеку в письменном виде изъять его из семьи или лишить его родителей прав на дальнейшее воспитание. Но в этом случае только государственные органы могут принять решение о судебном рассмотрении дела.

Важно! Если служба опеки получила сообщение о том, что условия жизни детей не соответствуют положенному, социальные органы обязаны проверить жилье несовершеннолетних в течение трех суток.

Каковы формы устройства детей без попечения?

После оформления и присвоения соответствующего статуса, государственные органы и опека обязаны устроить несовершеннолетнего для дальнейшего проживания в детский дом или приемную семью. Опека устанавливает, куда пристроить ребенка. Существует несколько форм устройства детей, предусмотренных Семейным Кодексов РФ:

  1. Удочерение либо усыновление;
  2. Опекунство и попечительство;
  3. Приемная семья;
  4. Патронатное воспитание;
  5. Гостевая семья;
  6. Детский дом семейного типа.

Государственные органы, устраивавшие несовершеннолетнего, обязаны учитывать многие факторы. Например, принадлежность к культурам и религиям, этническое происхождение, родной язык.

Удочерение либо усыновление

Эта форма остается в приоритете на протяжении уже долгих лет. Ребенка принимают в семью на правах кровного, дают ему свою фамилию и он получает все права, а родители обязанности, аналогичные настоящей семье. Таким образом, несовершеннолетний имеет право на получение алиментов, в случае развода родителей, так же как и родители, будучи в пожилом возрасте имеют право на получение алиментов с уже взрослого ребенка. Кроме того, чадо имеет право претендовать на имущество родителей на правах наследника, а имущество, которое уже было в собственности до усыновления/удочерения, продолжает оставаться у него.

Опекунство и попечительство

Такая форма очень распространена и действует на безвозмездной основе. Несовершеннолетнего принимают в семью на правах воспитанника, но фамилия остается прежней. В обязанности опекуна и попечителя входит воспитание, образование, содержание, защита интересов и прав ребенка.

В большинстве случаев опеку оформляют близкие и дальние родственники малыша. И зачастую такой вариант является временным, до усыновления или удочерения. Установить опеку можно над детьми до 14 лет, если старше – устанавливается попечительство . Согласие несовершеннолетнего на установление опекунства требуется только в том случае, если ему уже исполнилось 10 лет.

Приемная семья

В случае с приемной семьей – заключается договор о сроке содержания несовершеннолетних в семье. Ребенка берут на правах воспитанника, его фамилия остается прежней и он не имеет право претендовать ни на какое имущество приемных родителей. Такая форма называется: опека и попечительство на возмездной основе. Приемная семья получает деньги от государства за выполнение обязанностей, прописанных в договоре.

Какие виды помощи предлагает государство для социальной поддержки?

Государство дает гарантии оказании социальной помощи и правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей:

  1. Помощь в решении вопросов жилья;
  2. Содействие в получении образования;
  3. Медицинское обслуживание;
  4. Трудовые гарантии.

Кроме того, семьи, взявшие опеку над детьми, оставшимися без попечения родителей, получают от правительства ежемесячные и единовременные выплаты, пособия и льготы. Что касается пенсии по потере кормильца, то она полагается только тем детям, чьи родители погибли или были признаны умершими судом, а на самом деле – пропали без вести.

Образование несовершеннолетних

Государство выделяет финансовую помощь на получение образования таким ученикам. Они получают ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей. Питание для таких учеников в школах должно быть бесплатным.

Кроме этого, несовершеннолетние получают бесплатные путевки на отдых в детских лагерях, за исключением проезда.

Социальные пособия они продолжают получать даже при поступлении в высшие учебные заведения. Государство оплачивает все дополнительные образовательные программы среднего профессионального образования и высшего. Стипендия на 50% повышается.

Жилье и ЖКХ

Дети, брошенные родителями, по достижении совершеннолетия могут претендовать на получение собственного жилья от государства. Квадратные метры предоставляются только в том случае, если:

  • Отсутствует социальное жилье и собственная недвижимость;
  • Размеры жилья родственников не позволяет прописать социального сироту;
  • Имеющаяся недвижимость, в которой он проживает, не отвечает должным нормам.

Проживая в доме опекуна, на ЖКХ распространяются льготы, но только на долю квадратных метров несовершеннолетнего. При собственном жилье коммунальные платежи вообще платить не требуется.

Медицинские услуги

Бесплатная помощь гарантирована в государственных учреждениях. Несовершеннолетние могут рассчитывать на путевки в санатории и обеспечение лекарственными средствами при наличии на то показаний. Для инвалидов, в зависимости от группы, список бесплатных услуг расширяется.

Стоит учитывать тот факт, что нажиться на содержании детей, оставшихся без попечения родителей, опекунам не удастся. Органы социальной защиты постоянно контролируют проживание каждого брошенного ребенка.