Описание: занятие ориентировано для детей второй младшей группы, включает элементы рисования. Занятие соответствует ФГОС.
Возрастная группа: вторая младшая группа, дети 3-4 лет
Форма НОД: занятие, деятельностный подход.
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная)
Учебно-методический комплект: Программа «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы.
Цель: формировать представления о мире любви и добрых чувств; развивать у детей стремление проявлять любовь к родным, воспитывать доброе отношение ко всему окружающему миру. Учить детей анализировать поступки. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие и художественно-эстетическое развитие.
Средства: демонстрационный материал – предметные картинки, игрушка Хрюша, ватман, гуашь, влажные салфетки, кисть.
Предварительная работа: чтение стихотворения В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», беседа на тему «добрые дела», рассматривание сюжетных картинок «добрый поступок», обыгрывание ситуаций.
Ход занятия
Ритуал приветствия: «Добрые ладошки».
Дети заходят под музыку в группу и садятся полукругом на стулья
Приветствие «Ладошки»:
Мы ладошку к ладошке сложили,
И друг другу дружить предложили.
Будем мы веселиться, играть,
Чтобы умными, дружными стать.
Воспитатель: — Ребята, какие вы веселые, у вас хорошее настроение? И у меня тоже.
— Когда у человека хорошее настроение он часто улыбается. Вот и мы радуемся, улыбаемся вот так (показать как улыбаться)
Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения. Мы сегодня поговорим о доброте.
Стук в дверь. В группу входит Хрюша (игрушка на руке у воспитателя).
Хрюша: — Здравствуйте ребята!
(дети здороваются)
— А что такое доброта? Добрый – это значит какой? (дети отвечают: хороший, заботливый, нежадный)
— А не добрый значит какой? (отвечают: жадный, злой, грубый, вредный)
— Доброту можно потрогать, попробовать на вкус или увидеть?
(Ответы)
Воспитатель: Хрюша, попробовать конечно нельзя, но увидеть можно в поступках, действиях, делах каждого.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки о добрых делах и поступках. (показывает 3-4 картинки).
Дети, рассматривая картинки, высказывают свое мнение, анализируют изображаемые поступки и действия.
Воспитатель: Когда человек совершает добрые дела и поступки, какое лицо бывает у него в эту минуту?
Дети: Незлое, приятное, мягкое, с добрыми глазами, с улыбкой.
Хрюша: А вы какие делаете добрые дела?
Воспитатель: Когда мы завязываем друг другу шарфы, кому мы делаем доброе дело? (другу)
Когда убираем посуду, мусор с пола, кому мы помогаем? (Помощнику воспитателя. У нее много других дел)
Хрюша: Ребята, а вам самим приятно, когда вы делаете доброе дело?
Значит у вас доброе сердце!
Физкультминутка.
Если любишь всех вокруг,
Делай так! (хлопки в ладоши)
Если рядом с тобой друг,
Делай так! (прыжки на месте)
Если дождик вдруг польется,
Делай так! (хлопки над головой)
Если мама улыбнется,
Делай так! (хлопки и прыжки одновременно)
Воспитатель предлагает детям сесть за столы
Воспитатель: Вы любите своих близких? (маму, папу, брата, бабушку и т.д)
Ответы детей.
Воспитатель: Любовь - это маленькое доброе солнышко внутри каждого из нас, которое живет в сердце. Оно греет нас и тех, кто рядом с нами. Давайте с вами поделимся теплом и добротой нашего сердечка.
Показать детям большое не раскрашенное сердце, нарисованное на ватмане.
Воспитатель: Вот оно, сердце, давайте мы заполним его нашей любовью и добротой.
— Сначала приготовим свои ладошки:
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, сделать три глубоких вдоха и выдоха.
Разотрите свои ладони. Почувствуйте, как ваши ладони становятся все теплее и теплее… Пока вы трете ладошки, подумайте о том, как мы сильно любим наших близких (15 сек). Теперь вытяните ладони вперед и дайте им немного отдохнуть. Почувствуйте, какие они… Теплые?
А теперь выберем любой цвет в красках и аккуратно раскрасим свою ладошку кисточкой и оставим свой отпечаток ладони на большом сердце.
Дети самостоятельно выполняют задание.
Хрюша: Какое яркое доброе получилось сердце. Оно получилось таким, благодаря вашей любви и доброте, которое живет внутри вас.
Хрюша: оставайтесь всегда добрыми и дарите свою доброту и любовь всем людям, животным, растениям. Добрым – это так здорово! Я обязательно расскажу об этом Степашке. До свидания!
Воспитатель: До свидания, Хрюша! Ребята, давайте попрощаемся с нашем гостем-другом.
Ритуал прощания:
Ладошки — символ доброты, любви, тепла, света и счастья. Поделитесь добром друг с другом (Дети дарят «радужные ладошки» друзьям и Хрюше).
Это занятие можно использовать для аттестации на первую квалификационную категорию
Учить детей понимать и соотносить слово со знакомыми предметами; выполнять движения, действия в соответствие с текстом; следить за развитием сюжета; вслушиваться в речь взрослого.
Развивать образное мышление, актёрские способности, мимическую способность
Воспитывать сострадание, сопереживание к героям сказки, желание помочь; интерес к совместным играм - драматизациям. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.
Активизировать речевую деятельность детей.
Предварительная работа
Чтение русских народных сказок
Рассматривание иллюстраций русских народных сказок
Игра-инсценировка «Репка»
Разгадывание загадок
Рисование по мотивам русских народных сказок
Оборудование:
Фланелеграф
Костюмы персонажей к сказке «Репка-Костюмы: « Солнышко»; «Репка»
Магнитофон, указка
Волшебная палочка
Сказки разных видов театра: «Волк и семеро козлят», « Маша и медведь» (фланелеграф); «Заюшкина избушка» (театр дисков); «Колобок»(конусный театр)
Обруч, лопата, семя «репы», лейка
Декорации леса.
Сюрпризный момент
Кошка – ребёнок средней группы
Баба-яга-взрослый
Ход занятия:
Воспитатель и дети сидят на ковре.
Воспитатель: Ребята давайте с вами поиграем
ИГРА «Весёлые ребята»
Вместе с солнышком встаём (руки вверх)
Вместе с птицами поём (машут крыльями)
С добрым утром (руки перёд), с ясным днём (руки в стороны)
Вот как весело живём (хлопаем в ладоши)
Встаньте дети, встаньте в круг
Ты мой друг и я твой друг
Крепко за руки возьмемся
и друг другу улыбнёмся! Дети садятся на стулья.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Дети, вы хотите отправиться в сказочное путешествие? (ответы детей) .Только ответьте мне на вопрос «А где живут сказки?» (ответы детей). Есть у меня волшебная палочка, давайте встанем ко мне поближе, сейчас мы закроем глаза и я произнесу волшебные слова. Дети закрывают глаза 1, 2, 3 в сказку мы летим! Дети, садятся на стульчики, слушают музыку. Звучит музыка «В гостях у сказки». Входит кошка и поёт песню:
«Нет на свете, лучше мягкой киски
Я, люблю пить молоко из миски
Мяу, мяу, мяу, мяу.
Воспитатель: Ой, какая красивая кошка нас встречает. Кошечка, красавица, а что ты тут одна ходишь?
Кошка: Случилась беда, все сказки перепутались, и я теперь не знаю где моя сказка!
Воспитатель: Ты не расстраивайся, наши ребята все сказки знают, и мы тебе поможем найти. Ребята поможем кошке найти сказку? Ответы детей.
Играет музыка и в группу забегает Баба-Яга.
Баба-яга:
Что не ждали? Ха - ха-ха! А, что вы здесь делаете в моей сказочной стране?
Воспитатель: Беда у тебя в сказочной стране случилась, все сказки перепутались, вот мы с ребятами и прилетели выручать сказки!
Баба-яга: Глупые вы глупые! Это ведь я сказки перепутала. Да..по работала я на славу! Ух, и молодец я! (Садится на стул).
Воспитатель: Баба – яга, а ты любишь спортом заниматься?
Баба-яга: Нет, не люблю, не ягушное это дело.
Воспитатель: А вот наши дети про тебя знают физминутку. Послушай:
Дети встают в круг:
В тёмном лесу есть избушка (поворот)
В той избушке есть старушка
Бабушка – яга живёт (наклон)
Нос крючком, глаза большие (показывают)
Словно угольки горят
Ух, сердитая какая (грозят)
Дыбом волосы стоят (показывают)
Баба – яга: Да, я такая! Ладно, пропущу я вас, но только вы должны отгадать загадки.
1. Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл,
Отгадайте без подсказки,
Из какой ушёл, я сказки? (Колобок) (ответы детей)
2.Дом растаял ледяной –
Попросилась в лубяной.
Приютил ее зайчишка,
Сам остался без домишка.
Зайцу петушок помог.
Лису выгнать за порог. (Заюшкина избушка)
Баба – яга: Ну, уж эту загадку вы точно не отгадаете!
3.Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла. (Мышка)
Баба – яга: Фу, фу! Какие вы не интересные! Всё знаете! Всё, всё ухожу я от вас! (уходит)
Воспитатель: Молодцы ребята! Справились с заданием. А сейчас нам пора наводить порядок в сказках. Воспитатель вместе с детьми проходит к фланелеграфу.
Воспитатель: Послушайте ребята загадку:
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети?
Ответы детей: «Волк и семеро козлят». Ребята, а какие герои здесь лишние? (ответы детей). («Маша и медведь»). Давайте наведём здесь порядок. Задание: вам надо на фланелеграфе оставить сказку «Волк и семеро козлят», а героев «Маша и медведь» оставить на столе. Дети выполняют задание. Молодцы ребята, справились.
Воспитатель с детьми идут к следующей сказке. На столе смешанны две сказки «Заюшкина избушка», « Колобок». И здесь у нас перепутались сказки. Кто тут лишний герой? («Колобок»). Давайте и здесь наведём порядок. Дети убирают «Колобка» в свою сказку. Молодцы ребята, справились с заданием. Идут дальше.
Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем. И кошечка с нами поиграет.
Игра «Ау». Дети встают в круг. Одного «потерявшегося» ребёнка ставят в круг, ребёнок закрывает глаза, а все дети поют.:
Алина ты теперь в лесу,
Мы зовём тебя «Ау»
Ну-ка глазки закрывай побыстрей,
Кто зовёт угадай поскорей.
Воспитатель показывает на одного ребёнка (все остальные молчат) и этот ребёнок зовёт
Алина, ау!
Дети садятся на стулья.
Воспитатель. Ребята, мы до сих пор не нашли сказку, где живёт кошка. Воспитатель оборачивается вокруг и видит, корзинка стоит.
Воспитатель: Смотрите ребята, корзинка, а в ней, что- то лежит. Воспитатель с детьми рассматривают корзинку. В корзинке находятся шапочки для сказки «Репка». Дети надевают шапочки и показывают сказку-драматизацию «Репка»
Воспитатель с детьми начинают рассказывать сказку:
Посадил дед репку (ребёнок в роли деда капает землю, сажает семя), ребёнок «Репка» садится в грядку.
Дождик, дождик помочи (дети с тучками ходят вокруг грядки)
Ясное солнышко посвети (ребёнок солнышко ходит вокруг грядки)
Воспитатель:
Репка выросла на грядке
Застряла в грядке репка
Крепко-крепко.
Воспитатель:
Пошёл дед репку тянуть.
Тянет, потянет, вытянуть не может.
А вот и не вытащил! (дразнит деда ребёнок – репка)
Эй, бабка! Иди репку тянуть.
Сейчас, сейчас помогу.
Воспитатель:
Бабка за дедку, дедка за репку, репка за грядку, тянут, потянут, вытянуть не могут.
А вот и не вытащили…
Сказка продолжается, пока мышка не поможет.
Воспитатель:
Вот и вытянули репку!
Кошка: Ребята, вот моя сказка! Спасибо вам! Теперь я магу вернутся в свою сказку. За вашу помощь, я вам дарю книжку со сказками. (Кошка уходит).
Воспитатель: И нам ребята пора возвращаться в группу.
Крепко за руки возьмёмся
В группу нашу мы вернёмся.
Воспитатель: Мы побывали в сказочной стране. Каких героев мы встретили? А что мы делали в сказочной стране? Ребята, вам понравилось наше путешествие? Ребята вы молодцы. На этом наше занятие окончено.
Конспект интегрированного занятия во 2 младшей группе на тему:
"Путешествие в Страну здоровья”
Цели и задачи: Формирование навыков здорового образа жизни, развитие речи детей и двигательной активности.
Образовательные задачи : закреплять знания детей в умывании; в знании предметов туалета и их назначении; закрепить знания о свойствах воды.
Воспитательные задачи : воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивыми, чистыми, аккуратными, уважительно относиться к своему телу.
Развивающие задачи: вызвать интерес к выполнению культурно – гигиенических навыков, побудить детей к постоянному их соблюдению; развивать наблюдательность, любознательность.
Оборудование: Иллюстрированная книга К. Чуковского "Мойдодыр”, музыкальная запись по усмотрению воспитателя, воздушные шары с советами от Айболита, голубые ленточки для игры "Собери ручейки в речку”, мыло, гребень, зубная щетка, мочалка, полотенце.
Участники: сказочные герои Айболит и Вода.
Ход занятия.
Дети заходят под музыку и рассаживаются на стулья.
Воспитатель:
Рано утром просыпайся,
Всем на свете улыбайся,
Ты зарядкой занимайся,
Обливайся, вытирайся,
Всегда правильно питайся,
Аккуратно одевайся,
В детский садик отправляйся!
Воспитатель: Дети сегодня у нас необычное занятие, мы поговорим о нашем здоровье. (Раздается стук в дверь) Давайте посмотрим, кто к нам пришел?
Айболит: Здравствуйте ребятишки! Девчонки и мальчишки! Я очень рад, что попал на ваше занятие в детский сад.
А теперь скорее (Айболит зовет к себе детей.) Отвечайте мне!
Вы здоровенькие?
Да! (Дети показывают, какие они здоровенькие.)
Вы чистенькие?
Да! (Дети показывают, какие они чистенькие.)
С водой дружите?
Да!
А вы меня узнали? (ответы детей) Вот спасибо, отгадали. Сказку вы мою узнали? Но я пришел сюда не один. Со мной пришли мои друзья. Я сейчас загадаю вам загадку:
«Я мокрая, зимой замерзаю, весной журчу, летом теку, а осенью капаю» (вода)
Не знали? А угадаете тогда другую загадку?
«Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без» ...(воды)
Под музыку входит Вода
Вода: Здравствуйте, зачем вы меня позвали? Я - Вода!
Воспитатель: Мы сегодня отправляемся в Страну здоровья, а без тебя и Айболита мы туда не попадем. Сейчас дети расскажут и покажут потешку, как они тебя любят.
Дети: Водичка, водичка!
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтобы смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Вода: Молодцы, а еще я нужна, чтобы пить, мыть, поливать, готовить и стирать. Ничего я не забыла дети? (Ответы детей)
Побежали в Страну здоровья (легкий бег на носках, с ускорением и замедлением).
Айболит: Вспомните, в какой сказке говорится о том, как все любят умываться, как она называется, и кто ее написал?
Дети: «Мойдодыр», К. Чуковский.
Вода и Айболит: Правильно! Давайте вместе вспомним:
Рано утром на рассвете
Умываются мышата
И котята, и утята,
И жучки, и паучки.
Воспитатель:
Купаться, умывать любят все животные и насекомые. Ребята, кто из вас видел, как они умываются? Как умывается кошка?
Дети: - Лапками и язычком.
Воспитатель: - Правильно, а как умывается собака?
Дети: - Тоже лапками и язычком.
Воспитатель: - Кто знает, как купается слон?
Дети: - Хоботом.
Воспитатель: - Молодцы! Слон может делать своим хоботом себе душ. Хомячок умывается лапками. Попугайчик чистит свои пёрышки клювом.
Детям предлагается игра – имитация «Как животные, птицы, насекомые умываются»
Воспитатель: - Молодцы! Ребята, а человек умывается?
Дети: - Да.
Воспитатель : А зачем человек умывается?
Дети : - Чтобы быть чистым, красивым, аккуратным, хорошо пахнуть.
Если дети затрудняются, воспитатель помогает.
Воспитатель: - Правильно! А ещё, чтобы не заболеть. У нас на теле скапливаются вредные микробы, мы их не видим. Поэтому, надо мыться, ухаживать за собой, даже если ты и не очень грязный. Человек моет всё тело, когда купается в ванне, под душем, а может отдельно вымыть руки, лицо, ноги. Все любят купаться: и люди, и животные, и насекомые, и даже игрушки мы с вами моем.
Айболит и Вода: Дети, в Стране здоровья жители выполняют правила, которые вы должны знать и выполнять (Правила прикреплены к воздушным шарикам)
1-й совет. Умывайтесь по утрам и вечерам. Мойте руки, лицо, шею и уши.
2-й совет. Мойте руки и ноги перед сном каждый день.
3-й совет. Мойте руки после игры, прогулки и туалета.
4-й совет . Мойте руки перед едой с мылом.
5-й совет . Чаще принимайте душ и ванну.
Воспитатель и дети : Запомнили советы (опросить индивидуально)?
«Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам-
Стыд и срам!
Стыд и срам!»
Вода: Всех зову я вас к воде,
Есть она у нас везде - И в реке, и в океане, В озере, ручье и ванне (раздает голубые ленточки). Проведем игру сейчас.
Игра «Собери ручейки в речку».
Дети бегут врассыпную с ленточками под музыку, а затем собираются в речку и все вместе, вибрируя рукой с ленточкой.
Айболит: Какую вы большую речку собрали! Теперь воды в нашем детском саду много. Ой, а что это по речке приплыло (показывает мыло и слушает ответы детей)?
Воспитатель: Правильно, это мыло! Мыло и вода - настоящие друзья! А что нам для чистоты еще надо (показать мочалку, зубную щетку, пасту, гребень, полотенце)?
Ребенок: «Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Давайте же мыться, плескаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане,
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде -
Вечная слава воде!»
Воспитатель: А какие еще есть средства, чтобы избавиться от микробов (ответы детей, можно подсказать)?
Это чистый воздух. Нужно чаще проветривать комнату и гулять на воздухе.
Это физические упражнения, сейчас мы вместе с Айболитом и Водой выполним веселые упражнения:
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз.
Взялся зайка за бока,
Заплясал он гопака.
Прилетели утки.
Заиграли в дудки.
Ах, какая красота.
Заплясал он гопака.
Лапки вверх, лапки вниз.
На носочках подтянись.
Лапки ставим на бочок.
На носочках скок-скок-скок.
А затем в присядку,
А потом на пятку.
Вода и Айболит: Молодцы, мы вам дарим замечательные мыльные пузыри. Играйте, улыбайтесь и будьте здоровыми всегда! До свидания!
Воспитатель: Занятие наше закончилось. Сегодня мы посетили Страну здоровья, вспомнили сказки К.Чуковского «Мойдодыр» и «Айболит» и выучили правила, чтобы быть здоровыми
I категории
Г.Шымкент я/д-с № 73 «Айжан»
Конспект открытого интегрированного занятия во 2 младшей групп
ВЕСЕННЕЕ СОЛНЫШКО
Цели: Побуждать детей к общению, развивать речь; Формировать представление детей о частях суток
обучающие: - познавательное:
Дать первые представления о весеннем солнце.
Словарь: обогащать словарный запас детей существительными, прилагательными, глаголами;
Развивающие: развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление;
Воспитывающие: воспитывать любовь к природе.
Ход занятия
1. Организационная часть.
в-ль: Дети, сегодня к нам пришли гости. Поздороваемся с ними.
Доброе утро нам!
Доброе утро вам!
Доброе утро всем!
2. Входит Незнайка.
Воспитатель: Ребята, кто к нам пришел? Незнайка
Незнайка: Я перепутал картинки с изображением частей суток и не могу в них разобраться.
Воспитатель: Поможем незнайке. Смотрите, что это?
Дети: Солнце.
Воспитатель: Когда встаёт солнышко?
Дети: Утром.
Воспитатель: Что можно делать утром?
Дети: Делать зарядку, умываться, завтракать, идти в детский сад, в школу, на работу и т.д.
Воспитатель: Утро настало, солнышко встало
Все проснулись и потянулись.
Воспитатель: А что же изображено на следующей картинке?
Дети: Солнышко, речка, цветы.
Воспитатель: Как вы думаете, что наступило, если солнышко высоко в небе, ярко светит.
Дети: День.
Воспитатель: А что мы делаем днём?
Дети: Гуляем, играем, занимаемся, обедаем.
Воспитатель: Когда заходит солнышко?
Дети: Вечером.
Воспитатель: Что можно делать вечером?
Воспитатель: Когда в небе появляется луна, звёзды, что наступает?
Дети: Ночь.
Воспитатель: Что мы делаем ночью?
Дети: Спим.
Воспитатель: Ребятки, вы – молодцы
Физкультминутка: игра «День-ночь».
3. Ребята, какие времена года вы знаете?
Рассматривание картинок по временам года.
В: А теперь садитесь, у меня для вас что-то есть. Посмотрите, как вы думаете, что это такое? На что похоже? (на солнышко и облака)
В: Да, на солнышко похоже. Так оно светит зимой: слабо, тускло. А сейчас какое время года? (правильно, весна) Весной солнце яркое, лучистое, тёплое, весёлое. Чего у нашего солнышка не хватает? (лучиков)
Солнышко сегодня у нас грустное, тусклое, не улыбается, тучки спрятали солнечные лучики.
А вы хотели бы, чтобы солнышко улыбалось? Ну, тогда нам надо лучики освободить и прогнать тучки. Вы готовы?
1-Чтобы тучка улетела, надо нам одно доброе дело сделать: вот фигурки разные, помогите разобраться, которая из них похожа на солнышко.
2-Молодцы! Следующее задание - надо про солнышко стихи рассказать.
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату
Мы захлопали в ладоши
Очень рады солнышку.
Солнышко, солнышко
Выгляни в окошко
Любят тебя детки
Детки малолетки
3-Молодцы. Ещё лучик появился у солнышка. Пора освобождать и другие. Для этого надо нам подумать и рассказать, что происходить весной?
Игра «Доскажи словечко»
Д: Тает снег, с крыши капает, солнце светит ярко, птички поют.
4- Умницы! Луч появился, молодцы. Но у нас остались еще тучки. Что же нам сделать, чтобы они исчезли? Давайте все вместе с солнышком поиграем.
Смотрит к нам в оконце
Ласковое солнце.
Яркое, не скучай,
Лучше с нами поиграй.
Дети хлопают в ладоши и прыгают на двух ногах.
Воспитатель: Солнышко, солнышко,
Не скрывайся в тучу.
Не скрывайся в тучу,
Холод нам наскучил.
Воспитатель раскрывает большой зонт . Дети бегут под зонт и прячутся от дождя.
Дождик, дождик
Кап, кап, кап
Не мочи дорожки
Скоро мы пойдем гулять
И намочим ножки
Получилось. Тучки улетели. Смотрите, кажется, наше солнышко начало греть. Ребята
Весной возвращаются перелетные птицы – ласточки, грачи, жаворонки. Наши птички любят кушать зерно.
Что у нас на столе? (Крупа-пшено) Какого цвета пшено? (желтого, как солнышко) А давайте мы с вами изобразим на крупе солнышко. Приготовим пальчики
Пальчиковая гимнастика “Дай нам, солнышко, тепла”.
Мы ладони протянули
И на солнышко взглянули. (Дети протягивают ладошки вперед и ритмично поворачивают их вверх – вниз.)
Дай нам, солнышко, тепла,
Чтобы силушка была. (Делают движение пальцами, словно маня к себе.)
Наши пальчики – малютки
Не хотят ждать ни минутки, (Ритмично сгибают и разгибают пальцы.)
Тук – тук, молоточками, (Наклоняются и поочередно ритмично стучат кулачками по коленям.)
Хлоп – хлоп, лопаточками, (Ритмично хлопают по коленям.)
Прыг – прыг, словно зайки,
Скачут на лужайке. (Стучат полусогнутыми пальцами по коленям.)
Смотрите, как мы будем это делать. (Показ воспитателя)
А теперь изобразим на крупе солнышко. Попробуйте все нарисовать сами, какое у вас солнышко получится?
Молодцы! Какие вы умницы! Я рада, что у вас у всех получилось.
У нас весна! В небе что светит? А солнышко, какое? (яркое, лучистое, ласковое, тёплое, весёлое, весеннее)
Молодцы ребята, давайте для наших гостей на прощание споем песенку про солнышко
Серия занятий для 2 младшей группы
«Формирование речи дошкольников младшего возраста»
План серии занятий для 2 младшей группы
- В гости к дедушке и бабушке
- В гости к кошке
- В гостях у зайчика
- В гости в сказку «Репка» Открытое занятие по познавательно – речевому развитию детей на тему: «Игры на развитие мелкой моторики рук по сказке «Репка»
Конспект занятия № 1
«В гости к дедушке и бабушке»
Цель: Учить подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы). Развивать звуковую культуру речи, закреплять правильное произношение звуков: ч, ш, с, з. Учить узнавать животное по описанию, подбирать глаголы, обозначающие действия животных. Формировать понимание и употребление обобщающих понятий «Домашние животные». Учить пересказывать сказку «Репка». Развивать связную речь.
Материал: конверт с письмом, игрушки: собака, щенок, кошка, котёнок, муляжи дома и будки, дорожка широкая и узкая, коза, изображение огорода, сада, настольный театр “Репка”.
Словарная работа: конверт, письмо, домашние животные
Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Репка»
Ход занятия
Воспитатель: (предлагает детям расположиться на ковре, напротив воспитателя). Покажите все свои пальчики, давайте с вами поиграем. Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик дедушка…»
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Ну, а этот пальчик Я,
Вот и вся моя семья!
Стук в дверь. Дети с воспитателем с интересом встречают гостя. А в гости пришел почтальон и принёс письмо от дедушки и бабушки.
Воспитатель: Что это?
Дети: Письмо
Воспитатель: Это конверт, а в конверте письмо. Письмо нам пришло из русской народной сказки «Репка», давайте его прочитаем.
«Дорогие дети! Помогите, пожалуйста, нам репку выкопать с грядки, мы с дедом уже совсем старенькие и без вашей помощи нам не обойтись»
Воспитатель: Поможем дедушке и бабушке? Но как же мы в сказку попадём? (Дети предлагают свои варианты транспорта для того чтобы поехать в сказку) Хорошо. Можно сделать волшебный поезд и быстро перенестись в сказку. Мы все встанем друг за другом руки согнём в локотках и помчимся в гости к дедушке и бабушке.
Когда поезд быстро едет, что он кричит? (Дети: ш-ш-ш)
А когда медленно (Дети: ч-ч-ч)
А если он пускает пар? (Дети: с-с-с)
А тормоз машинист нажал? (Дети: з-з-з)
Игра «Скажи, какой»
Вот мы и в сказке, смотрите перед нами кошка большая, а за ней бежит котёнок, какой? (Дети: маленький)
Возле дома на цепи пёс Барбос большой лежит, а рядом прыгает, резвится, какой щеночек? (Дети: маленький)
Дом высокий впереди, а будка у Жучки? (Дети: низкая)
Дорога широкая, а мы с вами идем по какой тропинке? (Дети: по узкой).
Воспитатель: Возле дома на опушке собрались у нас зверушки (упражнение на отработку дикции)
Са-са-са – у собаки колбаса;
Чка-чка-чка – кошка просит молочка;
Зу-зу-зу – забери скорей козу.
Скажите ребята, какие животные собрались на опушке? (Дети: домашние). Правильно, это домашние животные. О ком я говорю: мягкие лапки, а в лапках царапки?
Дети: Кошка.
Воспитатель: А как кошка кричит? (мяу – мяу) А мурлыкает ? (мур - мур) А если кошка сердится, как она шипит? (Ш-ш-ш). Кошка домашнее животное, как ласково можно назвать её? (кисонька) Как вы думаете, что любит делать кошка? (играть, лакать молоко, мурлыкать…) Потрогайте и скажите, какая кошка на ощупь? (мягкая, пушистая).
Это тоже домашнее животное и про неё говорят, что она дереза, узнали про кого я говорю? (ответы детей) Конечно – это коза. Назовите её ласково (ответы детей: козочка). Как кричит козочка? (ме-ме-ме).
А это домашнее животное сторожит дом, кто это? (собака) Как кричит на разбойников собака? (гав-гав). Что собака любит делать? (ответы детей: лаять, грызть кости, рыть ямы, бегать…)
Воспитатель: Скажите дети, как, одним словом назвать животных о которых мы говорили? Конечно это домашние животные, а почему домашние?
Дети: потому что они живут дома.
Воспитатель: Правильно. Ребята, кажется дождь собирается, как стучит дождь по крышам? (дети приседают и пальцами рук стучат по полу) . Давайте поможем животным вернуться к дедушке и бабушке. (Приносят и ставят животных на стол около бабушки и дедушки).
Бабушка: Спасибо ребята, всех животных домой привели, какие вы молодцы! Дедушка ждёт вашей помощи, поможете ему вытянуть репку?
Дети: Да! (дети подходят к дедушке, встают друг за другом, руки ставят на пояс впереди стоящему и наклонными движениями вперёд назад имитируют вытягивание репки)
Бабушка: Спасибо ребятки, за помощь. Помогли вытянуть репку. Пойдемте на огород. Я угощу вас фруктами. Молодцы ребята! А вот вам и мое угощение. (Бабушка передает корзину с угощениями).
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Помогли дедушке и бабушке, ну а теперь пора возвращаться в детский сад. (Едут на поезде) Вот мы и в детском саду. Где мы с вами были? (У дедушки и бабушки) А что мы у них делали? (Помогали домашним животным вернуться домой, вытаскивали репку из земли) А чем вас бабушка угостила? (Яблоками)
Все ребята молодцы, настоящие помощники!
Конспект занятия №2
В гости к кошке
Цель: Побуждать детей строить короткие описательные рассказы, составлять загадки; строить предложения разной грамматической структуры; образовывать форму глагола в повелительном наклонении и наименования детёнышей животных. Активизировать словарь наименований предметов посуды. Уточнять и закреплять правильное произношение звука «С».
Материал: Игрушки: кошка с котёнком, утка с утёнком. Детская посуда: самовар, чайник, сахарница с сахаром, чашки с блюдцами, вазочка с печеньем. Скатерть. Сливки в коробке.
Ход занятия
Воспитатель: (приглашает детей сесть на стульчики, обращает внимание детей на стол, вокруг которого стоят стулья, а на стульях сидят игрушки) Это домик, в котором живут кошка с котёнком. У маленького котёнка сегодня день рождение. Они готовятся к приёму гостей. Кошка накрывает на стол, давайте поможем ей. Что сначала надо постелить на стол?
Дети: Скатерть
Воспитатель: Что мы поставим в середину и по краям стола? Для того чтобы пить чай.
Дети: Самовар, чайник, чашки с блюдцами.
Воспитатель: Сахар положим…
Дети: в сахарницу
Воспитатель: А печенье?
Дети: в вазу для печенья
Воспитатель: Из чего будем пить чай? Во что положим сахар? (ответы детей) стук в дверь. А вот и гости пришли. (воспитатель идёт к дверям и заносит утку с утёнком) Ребята, кто это?
Дети: Мама утка и маленький сынок утёнок
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем. (разыгрывается диалог, воспитатель говорит от имени игрушек) (можно привлечь педагогов для исполнения ролей игрушек)
Кошка: Здравствуйте гости дорогие!
Утка: Здравствуй кошка. Здравствуй котёнок. Поздравляем тебя с днём рождения. Желаем тебе здоровья. Прими от нас в подарок вот эти сливки.
Котёнок: Спасибо. Проходите к столу.
Кошка: Будем пить чай из самовара.
Воспитатель: У котёнка день рожденье, значит, будет угощенье: чай душистый и печенье. А теперь зверята приглашают вас поиграть в игру «Поручения»
Котёнок: дети встаньте попляшите, нас с утёнком удивите, а теперь вы поскачите, покружитесь и садитесь.
Воспитатель: А теперь, мы будем давать поручения зверятам. (воспитатель вызывает по одному ребёнку для того, чтобы дети давали поручения котёнку и утёнку)
Дети: индивидуально и с помощью воспитателя Утёнок покрякай. Котёнок помяукай. Ляг на спинку, на животик, на бочек, потанцуй, попрыгай и т.д.
Воспитатель: А теперь ребята, зверята будут загадывать вам загадки, а вы по описанию будете отгадывать их.
Утёнок: У нее есть донышко и ручка. Из неё пьют чай. Что это?(дети: чашка)
Котёнок: У него есть две ручки, носик. В нем кипятят воду для чая и он пузат. (Самовар)
Утёнок: Он белый и сладкий его кладут в чай. (Сахар)
Котёнок: У него есть ручка и носик, в нем заваривают чай. (Чайник)
(В процессе отгадывания загадок, воспитатель демонстрирует предметы)
Воспитатель: А теперь дети загадают вам свои загадки. (Воспитатель вызывает желающих, загадать загадку. Помогает детям, с помощью шепота на ушко, чтобы ни кто не слышал. Выслушиваются все желающие)
Воспитатель: А сейчас, зверята, хотят с вами поиграть ещё в одну игру «Чей это голос?» обыгрываются игрушки – голоса животных и их детёнышей – грубый, тонкий, мягкий голосок.
После чего предлагает поиграть детям самостоятельно в эту игру.
Конспект занятия № 3
В гостях у зайчика
Цель: познакомить детей со словообразованием в названиях предметов посуды.
Задачи: развивать активный словарный запас по теме «Посуда»; продолжать учить строить правильно предложения, согласовывая новые слова в них; развивать интонационную сторону речи: громкое четкое произношение звуков, учить строить интонационный рисунок высказывания, передавая смысл и эмоциональные особенности. Закреплять правильную артикуляцию звуков. Воспитывать культуру речевого поведения при общении.
Материал: игрушки : петушок, зайчик; посуда: конфетница, сахарница(сахар), салфетки, чай(пачка), чашка с блюдцем, ложка, одноразовые чашки по количеству детей
Словарная работа: сахарница, конфетница, салфетница
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня нас пригласили в гости. Отгадайте к кому.
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку! (Дети: заяц)
Воспитатель: Чтобы к зайчику прийти, на карусель скорей спеши. (воспитатель и дети встают в круг, берутся за руки) Игра «Карусель»
Карусели, карусели,
Закружились, завертелись,
А потом, потом, потом,
Всё бегом, бегом, бегом,
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз, два, три, четыре,
В гости к зайчику бегите!
(дети усаживаются на стулья, воспитатель убирает ширму, за которой стоит стол, а за столом сидит мягкая игрушка заяц)
Воспитатель: Ребята, когда вы приходите в гости, какие слова говорите? (Дети: здравствуйте) Правильно. Давайте и мы поздороваемся с зайчишкой. (Дети здороваются) воспитатель приглашает детей взять стульчики и сесть поближе.
Игра «Скажи какой?»
Воспитатель: (обращает внимание детей на зайца, дети описывают его) Будем знакомиться с зайчиком, посмотрите внимательно и скажите, почему зайчик в белой шубке?
Дети: потому, что на улице зима.
Воспитатель: Правильно, у зайца две шубки одна белая, которую он носит зимой, а ещё какая шубка у него есть? И в какое время года он её носит?
Дети: Серая и носит он её летом.
Воспитатель: Что ещё вы можете сказать о зайчике? Какой он? Что у него есть?
Дети: Он пушистый, мягкий, маленький. У него есть маленький хвостик и длинные уши.
Воспитатель: А вы заметили, какие у него глаза? (дети: маленькие и косые) Да, поэтому в сказках его и называют «Косой». А ножки у него, какие?
Дети: Быстрые
Воспитатель: Сейчас мы превратимся в маленьких зайчат и покажем, как зайчата прыгают, как зайчата боятся и дрожат.
Зайчик очень рад, что вы пришли к нему в гости.
Воспитатель: Кто – то стучится. Слышите? Кто это к нему ещё пришел? (воспитатель открывает дверь и заносит петушка)
Дети: Петушок золотой гребешок
Воспитатель: Сколько гостей у тебя зайчишка собралось! И чем ты будешь сегодня всех угощать?
Зайчик: (воспитатель тоненьким голоском, незаметно говорит за зайца) Я буду угощать вас чаем! (Снимает скатерть со стола, а на столе стоит посуда: кастрюля, вилка, чашка, ложка, сковорода, блюдце, чайник и др.)
Игра «Исправь ошибку»
Воспитатель: Какой беспорядок! Ребята, подскажите зайчику, какая посуда лишняя и не подходит для чаепития.
Дети: Сковорода, кастрюля
Воспитатель: Почему эта посуда лишняя? Что готовят в этой посуде? (воспитатель по очереди показывает предмет посуды, а дети отвечают, почему она лишняя, что в ней готовят)
Дети: Сковорода для жарки мяса, кастрюля для супа
Воспитатель: А теперь ребята, давайте поможем зайчику накрыть стол для чаепития. Что осталось на столе?
Дети: Сахар в чашке, конфеты в коробке, салфетки на блюдцу, чаи в коробке.
Воспитатель: (подзывает ребёнка к столу) Куда мы положим сахар? (дети: в сахарницу) Куда положим салфетки? (дети: в салфетницу) А куда мы положим конфеты (дети: в конфетницу)
Чай мы положим в чайник и поставим на плиту, пока чай закипает мы расставим чашки на столе, что я забыла? (дети: блюдца) конечно под чашки нужно поставить блюдца.
Вот и чайник закипел. Вы, чай горячий пьёте? (дети: нет) Что вы будете делать, чтобы он остыл? (дети: на чай нужно подуть)
Дыхательная гимнастика
Воспитатель: (дети садятся за стол, воспитатель раздаёт одноразовые чашки и понарошку наливает «горячий» чай) выполнение задания по показу. Сядьте ровно, поднесите чашку к губам, делаем глубокий вдох и медленно его выдыхаем в чашку, свернув губы трубочкой (дети выполняют упражнение) .
Вот и остыл наш чай можно пить и угощаться конфетами. А пока вы с зайчиком и петушком пьёте чай, я прочитаю вам стихотворение, про стол для гостей.
Воспитатель: читает стихотворение
СТОЛ
У стола хватает дел.
Вот какой-то гость подсел.
Вот скатёркой накрывают
И посуду расставляют.
Всех гостей он приютил.
За собою усадил.
Хлебосольно угощает.
В чашки чаю подливает.
За столом хватает места.
Никому пока не тесно.
Изо всех обширных сил
Он гостей объединил.
Вот и шутки, и остроты,
Прибаутки, анекдоты.
Раскраснелись в смехе лица.
За столом легко сдружиться.
Потому-то общий стол
Всех в общенье превзошёл.
Коль хотите, заходите,
С нами вместе посидите...
Зайчик: Какое хорошее стихотворение. Спасибо вам дорогие ребята!
Воспитатель: И тебе спасибо заинька за твоё гостеприимство. Ребята давайте попрощаемся с зайчиком и через карусель вернёмся в группу.
Дети: До свидания заинька!
Игра «Карусель»
Конспект занятия №4
Моё открытое занятие для детей 2 младшей группы
Вы можете его найти на сайте нашего детского сада «Берёзка»
в разделе «Копилка педагогического опыта»
Непосредственная образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию во 2 младшей группе
Игры на развитие мелкой моторики рук по сказке «Репка»
В гости в сказку «Репка»
Программное содержание:
Образовательная задача: Образовательная область «Познание». Совершенствовать восприятие детей, активно включая органы чувств. Развивать образное представление. Продолжать показывать разные способы обследования предметов, активно включать движение рук во взаимодействии с предметами.
Развивающая: Образовательная область «Коммуникация». Развивать все компоненты устной речи детей, расширять и активизировать словарный запас детей. Развивать диалогическую форму речи, слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.
Воспитательная: Образовательная область «Чтение художественной литературы». Воспитывать умение слушать сказку и следить за развитием действий.
Образовательная область «Труд». Воспитывать желание принимать участие в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности. Расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда.
Методы и приемы:
- словесные: вопросы, беседа, объяснение
- наглядные: показ и рассматривание книжки-раскладушки
- игровые: игры на развитие мелкой моторики рук
Материал и оборудование:
Настольный театр, 3 тарелочки, 2 корзиночки, крупа горох и фасоль, веревочка, прищепки, игрушка-кошка, косточки и кружочки из губки, книжка-раскладушка, грибочки, бусы, медальки «репка» на каждого ребёнка.
Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Репка», рассматривание иллюстраций к сказке; игра «Посуши грибочки», «Накорми собачку», «Разбери зёрнышки», «Собери бусы».
Словарная работа: тянет, потянет, вытянуть.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель : предлагает детям поиграть в пальчиковую игру « Этот пальчик дедушка…» (дети стоят возле стульчиков) после пальчиковой гимнастики предлагает сесть на стульчики.
Воспитатель : Ребята, посмотрите, что у меня в руках?
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Это книжка – раскладушка со сказкой «Репка».
Воспитатель: Каких героев из этой сказки вы знаете?
Дети : бабка, дедка, внучка, Жучка, кошка, мышка
Воспитатель открывает книжку-раскладушку и ставит ее на стол, перед детьми.
Воспитатель: Сейчас (воспитатель называет ребёнка по имени) начнёт рассказывать сказку.
Ребёнок: Посадил дед репку. Выросла, репка большая пребольшая. Стал дед репку тянуть, тянет, потянет вытянуть, не может. Позвал дед, бабку
Воспитатель: Посмотрите, что делает бабка? (воспитатель обращает внимание детей на стол, где стоит бабка и ширма для настольного театра, на ширме натянута верёвочка, рядом с бабкой стоит корзинка с грибами, стакан с прищепками и на верёвочке весит грибочек на прищепке, бабка развешивает грибы на верёвочку)
Дети: Бабка развешивает грибочки.
Воспитатель: Правильно. Бабка занята, она грибы сушит на зиму, ни как не может помочь деду. Ребята, а давайте мы поможем бабке и развесим грибочки на верёвочку. (воспитатель вызывает 2-3 детей, каждый ребёнок берёт по одному грибочку и по одной прищепке и по очереди друг за другом развешивают грибы) Помогли мы бабке развесить грибы? (Ответы детей) Очень хорошо, теперь бабка может помочь деду.
Воспитатель:
Ребенок: Бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потянут вытянуть не могут. Позвала бабка внучку (воспитатель останавливает ребёнка)
Воспитатель: Что случилось у внучки? (воспитатель обращает внимание детей на стол, внучка из настольного театра стоит, а возле неё рассыпанные бусы)
Дети: У неё рассыпались бусы, и она их собирает.
Воспитатель: Правильно. Одной ей не справиться, поэтому мы ей поможем (воспитатель вызывает двоих детей. Дети собирают бусы и садятся на свои места) . Скажите, что делали сейчас ребята? (Ответы детей: Помогли собрать внучке бусы) И сейчас внучка может помочь бабке.
Воспитатель: (воспитатель называет ребёнка, который может продолжить сказку)
Ребенок: Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потянут вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку .
Воспитатель: (воспитатель обращает внимание детей на стол, где стоит Жучка из настольного театра) А Жучка не может помочь репку тянуть, ей подкрепиться надо, чтобы силы прибавились. Сейчас мы с вами её накормим. А, что кушают собачки?
Дети: косточки
Воспитатель: В этой корзинке, лежит собачий корм, но Жучка больше любит косточки, их нужно достать и переложить в Жучкину миску. (воспитатель подзывает двоих детей, которые накормят Жучку косточками) Накормили мы Жучку? (Ответы детей) Молодцы. Жучка наелась, и пошла помогать внучке репку тянуть .
Воспитатель: (называет ребёнка, который может продолжить сказку)
Ребенок : Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку. (воспитатель останавливает ребёнка)
Воспитатель: Не хочет кошка мохнатая, сердитая, на помощь бежать, сейчас мы её погладим (воспитатель берёт в руки игрушку кошку и даёт нескольким детям её погладить ), и кошка станет доброй, она любит когда её гладят, любит кошка ласку, и она поможет Жучке. (дальше сказку рассказывать продолжает воспитатель – Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потянут вытянуть не могут. Позвала кошка мышку)
Воспитатель: А мышка в своей норке крупу разбирает и ей необходима наша помощь, нужно горох и фасоль по разным тарелочкам разложить (воспитатель вызывает 2 детей, они разлаживают крупу и садятся на своё место). Прибежала мышка на помощь ухватилась за кошку и все дружною семьёй они стали тянуть репку, тянут, потянут, вытянули репку.
Воспитатель: Помогли Мы героям сказки?
Дети : Да
Воспитатель: Как мы помогали героям сказки? Что делали?
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Правильно. Мы с вами старались помочь героям сказки вытянуть репку, за вашу помощь герои сказки дарят вам медальки с изображением репки.