Методическое пособие «Методика хореографического обучения детей дошкольного возраста и организации хореографической работы в дошкольном образовательном учреждении. Хореография

Роль хореографии в развитии ребёнка важна и многогранна. В укреплении здоровья, физических сил она гармонично, равномерно и с одинаковой степенью активности развивает все группы мышц, в том числе и лицевых (мимика).

Ребёнок быстрее усваивает различные жанры музыки (вальс, полька, марш), если это подкрепляется движениями, комбинациями.

Хореография даёт следующие возможности в развитии и воспитании ребенка:

  • развивает у ребёнка чувство ориентации и размещения в пространстве;
  • формирует социальное поведение в духе гуманных ценностей и норм;
  • чувство взаимовыручки;
  • ответственность за правильность исполнения.

Назначение занятий хореографией в дошкольном учреждении:

Первое - научить детей свободной координации движений, умению владеть свои телом, выполнять различные движения под музыку. Здесь важно использовать метод импровизации. Научить ощущению пространства, ориентации по сценической площадке.

Второе - осознанное исполнение как отдельного движения, так и танца в целом; получение удовлетворения от занятий, утренника.

Третье - свобода выражений эмоций и мимики. Навыки выразительного исполнения. Творческое воображение через образное мышление.

Основные требования к работе хореографа в детском саду

1. Доступность при исполнении и грамотность при подборе движений.

2. Разнообразие и регулирование нагрузки.

Хореографу необходимо составить несколько комплексов движений, различных упражнений, руководствуясь принципом «от простого к сложному».

В комплекс должны входить движения и упражнения, развивающие различные группы мышц, на координацию, внимание, дыхание, на подвижность суставов, ритмические движения.

Каждый комплекс упражнений должен соответствовать возрастной категории детей, их физическим возможностям.

Необходимо менять подбор упражнений каждый месяц: повторение движений, упражнение должно выполняться не более 8 раз.

3. Образность при объяснении и показе.

4. Наглядность при обучении.

Стремиться живо и интересно показать движения. Находить движения, которые ассоциативно связаны с животными, птицами, вещами, предметами. Хореограф сам должен в полную силу выполнять все движения и упражнения наравне с детьми.

5. Чёткое ритмическое и разнохарактерное музыкальное сопровождение.

6. Использование и применение предметов.

7. Обязательное присутствие эмоциональной окраски занятий.

Хореографам рекомендуется проводить занятия в игровой обстановке. Не ставить целью «именно сегодня выучить данное движение», а вводить его регулярно, ненавязчиво. Занятия проводить в хорошем темпе и ритме; важны настроение и эмоциональный подъем.

8. Создать условия для самовыражения каждого ребёнка.

Основные требования при сочинении и постановке танцев и танцевальных этюдов в дошкольном учреждении

1. Учитывать психологические и возрастные особенности в поведении и движении ребёнка.

2. Учитывать интерес детей, их увлечённость, двигательные навыки.

У хореографов при постановке танцев есть понятие «пустой танец», или «танец ради танца» - т. е. танцы, не несущие смысла, образа, идеи, мысли и т. д.

Хочется предостеречь хореографов, работающих в детских садах, от сочинения таких танцев. Вся деятельность дошкольника независимо от возраста связана с игрой. У него огромный диапазон фантазии в игре. Достаточно понаблюдать за его игрой и, используя его интересы, увлечённость, сочинить танцы.

Виды и формы танцев хореографических композиций

1. Танцы с предметами - можно использовать кубики, мячи, куклы, «султанчики», стульчики и другие предметы.

Основное, на что нужно обратить внимание при постановке танца, - это разнообразие положений предметов в руках, их применение, разнообразие рисунка.

(Например: «Ложкари» - со стульчиками, с султанчиками, с кубиками, со скакалками.)

2. Танец-игра - в основе лежит сюжет конкретной игры. (Например: «Дразнилки», «Задаваки», «Кошки-мышки».)

3. Хореографические картинки - в основе танца содержание какого-либо события или действия.

В этом виде сюжет песни оказывает огромную помощь в постановке танца и подборе движений. (Например: «Утро», «Рыжий, рыжий, конопатый», «На рыбалке с котом Леопольдом», «В первый класс», «А у нас во дворе», «Мальчишки-девчонки» и др.)

4. Танец-образ - в основе танца используются образы насекомых, животных, предметов, их вид деятельности или особенности поведения. (Например: «Муравьи», «Опята», «Подсолнухи», «Воробьи», «Кузнечики», «Зайчики», «Снеговики», «Лисички».)

5. Танцы народов мира: испанский танец, еврейский танец, «Цветы Индии», «Африканские ритмы», «Бразильские современные ритмы» и др.

6. Народные танцы: «Карусель» (русский танец), «Кадриль» (русский танец), «Трясуха» (белорусский танец), «Эскимосы» (танец народов Севера).

7. Бальные танцы: вальс, танго.

8. Историко-бытовые танцы: «Менуэт», «Полонез» и др.

9. Современная хореография: «Счастье», «Дуэт», «Вернисаж».

10. Хореографические композиции на фрагменты из балетов: «Щелкунчик», «Чиполлино», «Мойдодыр» и др.

Как музыкальное сопровождение можно использовать инструментальную музыку, народную музыку, песни из мультфильмов, классическую музыку, детские песенки.

Нужно учесть, что таких перестроений должно быть не более трёх-четырёх в зависимости от возраста детей, от приобретённых ими навыков, таких, например, как:

  • приставной шаг вперёд, назад;
  • прыжки с продвижением с ноги на ногу.

Для детей 6-7 лет к ранее выученному следует добавить:

  • шаг польки;
  • шаг вальса;
  • усложнённые прыжки в координации с руками, разворотом туловища, головы;
  • мелкие шаги.

Методические приёмы

Только в педагогической практике хореограф осваивает методику во всей её сложности, и тогда у него вырабатывается свой собственный стиль.

Проводя уроки ритмики, необходимо наблюдать за ходом занятий, свободно экспериментировать: применять тот или иной приём и пытаться создать новые хореографические элементы.

Следует избегать чрезмерного насыщения занятий применением разнообразных методических приёмов. К ним можно прибегать постепенно и только в конкретных случаях.

Задачи работы по возрастным группам

для детей 4 лет

  • научить двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки;
  • различать и точно передавать в движениях начало и окончание музыкальных фраз, частей и музыкального произведения в целом;
  • научить передавать в движениях простейший ритмический рисунок, отработка точности движений;
  • развивать творчество, умение выразительно действовать с воображаемым предметом;
  • научить детей внутренней собранности, подтянутости, сохранять правильную осанку.

для детей 5 лет

  • научить эмоционально передавать игровые образы, выразительно двигаться;
  • научить самостоятельности в выполнении движений;
  • ввести в процесс обучения элементы народно-сценического танца, историко-бытового танца;
  • закреплять умение свободно ориентироваться в пространстве;
  • добиваться лёгкости, непринуждённости в выполнении движений.

для детей 6 лет:

  • научить слушать и самостоятельно менять ритмический рисунок;
  • развивать чувство ансамбля, синхронности;
  • ввести в процесс обучения элементы классического танца, модерн-танца;
  • разнообразить программу обучения по хореографии через введение разных форм и видов танцев и хореографических композиций.

Конспект занятия по хореографии «В поисках сокровища»

Тема занятия : «В поисках сокровища»

Тип занятия: изучение нового материала

Цель : умение воплощать музыкально - двигательный образ; формировать правильную осанку.

Задачи:

1. Продолжать учить ориентироваться в пространстве, реагировать на смену частей музыки. Запоминать и соблюдать последовательность плясовых движений. Упражнять детей в несложных плясовых движениях, учить передавать их выразительно и эмоционально.

2. Развивать навыки пластичности, выразительности, грациозности. Развитие восприятия и музыкально-ритмического чувства, ритмичности движений. Развивать воображение и фантазию.

3. Воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях, художественно-эстетический вкус. Воспитание интереса потребности в движениях под музыку, развитие гибкости, пластичности, развитие способностей к выразительному исполнению движений. Воспитывать умение самостоятельно действовать в игре.

Методы и приёмы:

Практический;

Наглядно-слуховой;

Материал и оборудование : Ноутбук, обручи (на количество детей), аудиозапись, сундук с расскрасками (по количеству детей).

Структура занятия:

1. Вводная часть (5-8 минут)

Мотивация детей, положительный эмоциональный настрой, подведение к основной части занятия.

Разминка, по кругу.

2. Основная часть (14 - 16 минут)

Основные этапы занятия - партерный экзерсис

Разучивание танцевальных движений

3. Конец занятия (2 - 3 минуты)

Обобщение, итог занятия

Положительная педагогическая оценка

Ход занятия

Дети заходят в зал друг за другом, останавливаются перед педагогом.

Педагог: Здравствуйте ребята, меня зовут Галина Анатольевна. Сегодня занятие у вас буду вести я. (Поклон). Я хочу вам предложить превратиться в пиратов, но добрых и отправиться на поиски сокровища. Вы готовы (Да) тогда закройте глаза и сосчитайте до 10.(Дети закрывают глаза, считают, педагог снимает верхнюю футболку и остаётся в пиратской майке). Вот мы с вами и превратились в пиратов, но мы с вами оказались на острове, а наш корабль на берегу и нам нужно отправиться на берег к кораблю. Вы готовы (Да). Тогда встали по краю ковра и приготовились отправиться в путь.

1. Разминка (на месте)

1. Хороводный шаг - «Здесь очень узкая тропинка, и нам нужно идти друг за другом с вытянутого носка. Спинки прямые, макушкой тянемся к потолку, шейки вытянуты, смотрим прямо, носочек тянем».

2. Ходьба на носках с поочерёдным вытягиванием прямой руки вверх - «Ребята, что-то я очень проголодалась, а бананы висят очень высоко. Давай те поднимемся на полупальцы и поочерёдно то правой, то левой рукой будем доставать бананы. Спинки прямые, руки вытягиваем, стараемся до тянуться высоко-высоко, смотрим прямо».

3. Ходьба на пятках - «Ребята, какие здесь глубокие лужи и что бы нам не промочить наши ножки мы с вами пойдём на пяточках. Спинки прямые, макушкой тянемся к потолку. Руки на поясе, пальчики собрали вместе, животики втянуты».

4. Переменный шаг - «А здесь болото, и мы с вами сможем пройти, если только будем идти по камушкам. Но расстояние между ними разное, 2 камушка далеко друг от друга находятся, а 3 рядом. Носочки тянем, спинки держим прямо».

5. Лёгкий бег на полупальцах - «Ой, за нами гонится обезьянка и мы должны от неё убежать. Побежали ребята на носочках лёгким бегом. Бежим легко, смотрим прямо, животики подтянули, шейки вытянули».

6. Бег с захлёстом голени - «Как много обезьян появилось, нам нужно от них обязательно убегать. Руки за спиной, побежали быстрее стараемся пяткой достать рук».

7. Галоп лицом в круг - «Ребята, какой здесь узкий мостик, мы сможем преодолеть его если по скачем галопом. Повернулись лицом в круг и поскакали галопом. Спинки прямые, руки на поясе, ножки собираем месте».

8. Галоп спиной в круг - «Повернулись спиной в круг».

9. Дыхательное упражнение. Восстановление дыхания - молодцы ребята, теперь идём шагом через нос делаем вдох, через рот выдох. Идём, носочек продолжаем тянуть».

Вот мы с Вами и добрались до корабля, но проход закрыт.

Звучит аудио запись «Что бы попасть на корабль вы должны пройти подготовку и тогда путь откроется». Ребята вы готовы пройти подготовку? (да). Тогда давайте сядем все на ковёр.

2. Основные этапы занятия. Партерный экзерсис

1. «Иголочки»

1-2 - вытянуть носки, стараясь коснуться большими пальцами пола;

3-4 - носки на себя;

Повторить 8 раз

«Спинки прямые, стараемся тянуть носочки»

2. «Поочерёдное вытягивание стопы»

И.п. - сесть на пол с опорой руки сзади.

1-2 - правый носок вытянуть, стараясь коснуться большими пальцами пола, левый носок тянуть на себя;

3-4 - Левый носок вытянуть, стараясь коснуться большими пальцами пола, правый носок тянуть на себя;

Повторить 8 раз

«Ребята сели прямо, спинки выпрямили, коленочки прижимаем к полу, что бы да же муравей не мог проскочить».

3. « Солнышко»

И.п. - сесть на пол с опорой на руки сзади.

1-2 - носки на себя;

3-4 - ноги в 1-ую позицию;

5-6 - вытянув ноги, развернуть их внутренней стороной наружу (выворотно), а пятками (подошвенной стороной) прикоснуться друг к другу, мизинцы должны коснуться пола;

7-8 - Вытянуть носки, стараясь коснуться большими пальцами пола;

«Что -то на улице стало прохладно давайте сделаем упражнение «солнышко» и на улице станет теплее. Сели ровно, спинки выпрямили, тянемся макушкой к потолку, коленки прижимаем к полу».

Повторить 4 раза

4. « Складочка»

И.п. Сесть на пол, вытянуть ноги вперёд, корпус прямой, руки опущены вниз.

1-2 - быстро наклонить корпус вниз, взявшись руками за стопы, прижаться грудью к ногам, выпрямив позвоночник;

3-4 - зафиксировать такое положение;

5-8 - Медленно поднять корпус, прийти в и.п.

Повторить 4 раза

«Сели ровно, спинки выпрямили, стараемся схватить за стопы, коленки не сгибаем».

5. «Поочерёдное поднятие вверх вытянутой ноги»

И.п. - сесть на пол с опорой на руки сзади, вытянув носки;

1-4 - Медленно поднимать правую (левую) ногу, вытянув носок;

5-8 - Медленно опускать правую (левую) ногу, вытянув носок;

Повторить 8 раз.

6. «Бабочка»

И.п. - сесть на пол, ноги согнуть в коленях, бедра отвести назад в стороны, стопы соединить подошвенной частью;

1-3 - опираясь руками на колени опустить их как можно ниже к полу;

Повторить 16 раз

«Ребята, спинки держим прямо, если мы не будем стараться мы не сможем найти сокровища, стараемся коленками достать до пола».

7. «Наклоны»

И.п. - Сесть на пол, ноги как можно шире развести врозь, руки за голову;

1-2 - наклониться вправо, стараясь коснуться локтём пола за коленом правой ноги;

То же в левую сторону. Повторить 8 раз.

«Ребята, ножки развели как можно шире, коленки стараемся не сгибать, носок тянем, локти разведены точно в сторону».

8. «Коробочка»

И.п. - лечь на пол на живот, разведённые ноги согнуть. Руками взять за стопы;

1-4 - попытаться выпрямить ноги, приподнимая верхнюю часть туловища;

Повторить 4 раза.

«Ребята, нам с вами в пути пригодиться коробочка, давайте сделаем сами коробочку. За стопы берёмся крепко, что бы ручки наши не отцепились. Стараемся подняться высоко».

9. «Лодочка»

И.п. - лёжа на животе, вытянуть руки в перёд, соединив ладони, ноги вытянуты стопы по 6-ой позиции;

1-4 - поднять, вытянутые ноги и руки над полом, прогнуться.

5-8 - и.п., мышцы расслабить;

Повторить 6 раз.

«Ребята, давайте поплывём как лодочки по морю. Голову держим прямо, опускаемся сдержанно без звука, не плюхаясь».

10. «Пираты»

И.п. - упор на коленях;

1-2 - спину прогнуть, голову поднять до предела вверх;

3-4 - спину выгнуть, голову опустить вниз.

Повторить 6-8 раз.

«Ребята, а хотите изобразить доброго и злого пирата (Да). Тогда встали на колени. Добрый пират улыбается, злой сердится. Спинку, прогибаем, головку поднимаем выше».

11. «Волна»

И.п. - стоя на коленях, руки опущены вдоль туловища, спина прямая;

1-2 - сесть на пол с права, плавно руки опущены вниз слева

3-4 - встать на колени, руки поднять вверх

То - же в левую сторону.

Повторить 8 раз.

Молодцы, встали ребята. Давайте узнаем, смогли мы расколдовать проход на корабль. (Звучит аудиозапись). Вот мы и попали на корабль. Ребята, а вы знаете что у нас необычный корабль. Он плывёт сам, ему капитан что бы управлять, не нужен, но корабль плывёт только тогда, когда пираты танцуют на палубе. Поэтому мы тоже должны танцевать что бы добрать до сокровищ. Вы готовы (да). Сейчас мы выучим некоторые движения под музыку, а когда станцуем, узнаем, добрался ли наш корабль до сокровищ. Поэтому стараемся, ребята. Мы докажем кораблю что умеем хорошо танцевать.

3. Разучивание танцевальных движений. Пляска «Пираты»

1. 2 приставных шага в право, на 2-ой шаг хлопок в ладоши, руки на поясе. Тоже самое влево. Повторить 2 раза.

2. Выпад вперёд на правую ногу, с вытягиванием правой руки в перёд.

3. 4 подскока вперёд, руки на поясе. На 4 подскок хлопок в ладоши.

4. 3 шага назад, с левой ноги, 4-ый шаг - приставной.

5. Галоп спиной в круг, руки в стороны.

6. Поворот головы вправо, руки изображают трубу у левого глаза. То же самое влево.

7. Наклон туловища вперёд, рисуя круг с лево на право.

Повторение движений 2 раза.

Молодцы, вот мы и приплыли, но перед тем как открыть сундук с сокровищами я предлагаю поиграть в игру. Хотите поиграть? (да).

4. Игра «Пираты и акула»

Правила. Выбираем по считалки акулу. Акула садится на одной сторона зала. «Лодки» - обручи на другой стороне зала. Обручей столько же, сколько же, сколько детей - «пиратов». Когда звучит тихая музыка, дети ходят спокойным шагом, изображают плавание, а акула сидит «спит», когда громкая - дети занимают свои лодки, а акула старается их поймать. Тот, кого поймали, становится акулой.

Ребята, сейчас мы с вами выберем акулу по считалки. Акула будет жить на одной стороне зала, а наши лодки будут на другом конце зала. Когда будет звучать тихая спокойная музыка мы будем плавать, а акула «спать», а когда будет звучать громкая музыка мы должны быстрее занять свои лодки, а акула будет нас ловить.

5. Обобщение. Итог занятия.

Ну что ребята, молодцы, а теперь пришло время открывать сундук с сокровищами и возвращаться в детский сад. (Открываем сундук и достаём «сокровища» - расскраски). Ребята, давайте положим свои сокровища на стульчики и встанем на свои места. Закрыли глаза и начали отсчет до 10., открыли. Вот мы и снова в детском саду. Ребята, где вы сегодня по - бывали? Кем вы сегодня были? Что вам больше всего понравилось? На сегодня это все. Молодцы! (поклон).

Оксана Остапенко
Программа по хореографии для дошкольников

ПРОГРАММА

«Хореография »

ТИП ПРОГРАММЫ : модифицированная

Срок реализации программы : 3 года

Возраст обучающихся : 3-6 лет

Педагог доп. образования : Остапенко Оксана Александровна

г. Славянск-на-Кубани

1. Пояснительная записка.

Танцам отводится особое место в процессе физического воспитания детей младшего возраста, поскольку, являясь выразительным средством обучения, они обеспечивают интенсивную физическую нагрузку, развивают навыки совместных согласованных действий и творческую активность ребят, а также доставляют им большое удовольствие и радость.

По природе своей живой, физически активный характер танца имеет особенную практическую ценность в наши дни, когда неподвижная и малоактивная деятельность стала занимать доминирующее положение в образе жизни детей.

Занятия хореографией способствует физическому развитию детей : совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, что создает у ребенка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состояние организма в целом. Под влиянием танца развиваются положительные качества личности ребенка : дети ставятся в такие условия, когда они должны проявить активность, инициативу, находчивость, решительность. Ребенок встречается с богатым разнообразием музыки, радуется тому, что может передать движением свое отношение к музыкальному образу, т. е. можно говорить о становлении творческого воображения. Развивается также и познавательный интерес. Умело подобранные упражнения, игры, пляски воспитывают у детей правильное отношение к окружающему миру, углубляют представления о жизни и труде взрослых, различных явлениях природы.

Таким образом, хореография направлена на воспитание у детей эстетических, физических, нравственных и умственных качеств. Все это возможно только при правильной организации этого процесса, умелом планировании и целесообразном подборе художественного, доступного и педагогически оправданного репертуара.

Цель программы :

Приобщить детей к танцевальному искусству;

Раскрыть рост духовных сил, воспитать художественный вкус и любовь к прекрасному;

Давать возможность детям выражать свои чувства посредством ритмических движений;

Предоставить возможность работать индивидуально, с партнером и в группах, исполняя различные роли;

Сделать занятия увлекательным развлечением, что может оказать существенное влияние на выбор детьми активного образа жизни.

Задачи программы :

В обучении :

Обучить знанию и пониманию элементов движений, повышающих уровень артистического мастерства детей;

Научить движением передавать отношение к музыкальному образу;

Сформировать умение использовать полученные знания в соответственных постановках;

Совершенствовать творческую активность;

Воспитать художественный вкус;

Становления творческого воображения;

Смене ритма, изменению скорости, уровня и направления своих движений.

В развитии :

Развить чувство прекрасного;

Способствовать к творчеству, фантазии;

Развить творческое воображение и познавательный интерес;

Способствовать гармоничному физическому развитию;

Коррекция психофизического развития;

Развитие артистических способностей.

В воспитании :

Развить положительные качества личности ребенка : активность, инициативу, находчивость, решительность;

Способствовать становлению творческого воображения;

Выработать устойчивость произвольного внимания;

Способствовать духовно-нравственному развитию.

Выполнение программы рассчитано на 3 года :

1 год обучения – 3 часа в неделю / где час равен 30-35 мин. / - 108 часов в год.

2 год обучения – 4 часа в неделю – 144 часа в год.

3 год обучения – 4 часа в неделю – 144 часа в год.

Количество детей в группе 8-12 человек.

Режим работы :

1 год обучения : 3 раза в неделю – по 1 часу / 30-35 мин. /

2 год обучения

3 год обучении : 4 раза в неделю - по 1 часу /30-35 мин. /

Условия приема учащихся :

Желание учащегося;

Согласие родителей;

Заявление родителей;

Добросовестное посещение занятий;

Выполнение требований педагога.

2. Учебно-тематический план.

Учебно-тематический план на 1 год обучения / сентябрь-май/

/ возраст воспитанников – 3 года/

№ Название темы Теоретические Практические Всего часов

1. Вводное занятие - 1 1

2. Разминка и физические упражнения - 18 18

3. Танцевальные игры - 36 36

4. Позиции рук - 6 6

5. Позиции ног - 4 4

6. Танцевальные движения - 8 8

7. Виды шага - 6 6

8. Прыжки, их разновидности - 4 4

9. Тренировка двигательных навыков - 8 8

10. Построение и перестроение - 10 10

11. Понятие о пространстве 1 2 3

12. Постановка танца 4 4

ИТОГО : 1 107 108

Учебно-тематический план на 2 год обучения /сентябрь-май/

/ возраст воспитанников – 4-5 лет/

№ Название темы Теоретических Практических Всего часов

1. Вводное занятие - 1 1

3. Партерный экзерсис 1 3 4

4. Позиции рук в народном танце 2 2 4

5. Позиции ног в народном танце 1 3 4

6. Танцевальные игры 3 17 20

7. Парные танцы 1 10 11

8. Построение и перестроение 2 7 9

9. Шаг и его разновидность 1 8 9

10. Виды прыжков 1 1 2

11. Тренировка двигательных навыков - 10 10

12. Танцевальные движения 2 26 28

13. Постановка танца 2 14 16

14. Понятие о пространстве 1 7 8

Итого : 18 126 144

Учебно- тематический план на 3 год обучения /сентябрь-май/

/возраст воспитанников – 5-6 лет/

№ Название темы Теоретические часы Практические

часы Всего

1. Вводное занятие - 1 1

2. Разминка и физические упражнения 1 17 18

3. Партерный экзерсис 1 8 9

4. Классический экзерсис 2 9 11

5. Позиции рук и ног в классическом танце 2 2 4

6. История танцевальных движений 1 1 2

7. Русские народные танцы 2 18 20

8. Современный танец 1 10 11

9. Танцевальные игры 1 17 18

10. Прекрасный мир музыки 2 2 4

11. Постановка танца 20 20

12. Развитие артистизма 1 8 9

13. Танцевальные движения 2 18 20

Итого : 16 128 144

3. Реферативное описание тем.

1 год обучения

№ Название темы и основные тезисы.

1. Вводное занятие :

Игра-знакомство «Давайте познакомимся»

Беседа-диалог «Что такое танец?»

Сказка о «волшебных ручках и ножках»

-«Веселая разминка»

2. Разминка и физические упражнения :

- «Волшебный лес» :

«Ветерок» ; «Бурелом» ; «Узкая тропинка» ; «Широкая тропинка» ; «Бабочка» ; «Птичка» ;

«Большие деревья» ;«Маленькие деревья» ; «Зайчики» ; «Медведи» ; «Лиса» .

- «Домашние животные»

-«Часики» и т. д.

3. Танцевальные игры :

- «Сундучок» ;

- «День-ночь» ;

- «Сова» ;

- «Барабаны» ;

- «Фейерверк» ;

- «Маленький мячик» ;

- «Воздушный шар» ;

- «Делай как я» ;

- «Фабрика игрушек» ;

- «Быстрый и медленный» .

4. Позиции рук :

Понятие о кисти, ладони и пальцах / сказка о пяти братиках, живущих на одной ладошке/ ;

Кулачок и «поясок» ;

- «юбочка» ; руки за спиной;

Открытые и закрытые ручки;

Руки вверху, впереди, внизу, в стороны.

5. Позиции ног :

Основная стойка;

- «Узкая дорожка» / ноги вместе/;

- «Широкая дорожка» /ноги на ширине плеч/;

На носочках;

На коленках;

Шестая позиция ног;

Третья позиция ног

6. Танцевальные движения :

- «Козлик» ;

- «Веселые ножки» ;

- «Поющие ручки» ;

- «Пружинка» ;

- «Ветерок» ;

- «Гусиный шаг» ;

- «Моторчики» ;

- «Топотушки» ;

- «Хлопушки» .

7. Виды шага :

Шаг с носочка;

Шаг на носочках;

Шаг на пяточках;

Топающий шаг;

Шаг на всей ступне;

Высокий шаг.

8. Прыжки и их разновидности :

На одной ноге :

- «Точка» ;

- «Часики» ;

- «Лесенка» ;

- «Заборчик» ;

- «Солнышко» .

На двух ногах :

Подскок;

- «Качалочка» ;

- «Ножницы» ;

- «Веселые ножки» .

9. Тренировка двигательных навыков :

- понятие : «Держать позу» ;

- понятие : «Приготовились» ;

- понятие : «Изменить позу» ;

- понятие : «Исходное положение» .

10. Построение и перестроение :

- «Цепочка» ;

- «Хоровод» ;

- «Круг» ;

По парам;

Шеренга;

Колонна по одному.

11. Понятие о пространстве :

Танцевальный класс;

- «танцпол» ;

Четыре точки в классе;

Право и лево;

Зритель;

Танцевальный рисунок.

12. Постановка танца :

Танец «Дружба» ;

Танец «Котята» ;

Танец «Снежинки» ;

Танец «С шарами» ;

Парный танец с хлопками.

2 год обучения

1. Вводное занятие :

- игра : «Давайте вспомним» / повторение изуч. материала/

Беседа-диалог «Что такое танец?»

-«Веселая разминка»

2 Разминка и физические упражнения :

- «Волшебный лес» :

«Ветерок» ; «Бурелом» ; «Узкая тропинка» ; «Широкая тропинка» ; «Бабочка» ; «Птичка» ;

«Большие деревья» ;«Маленькие деревья» ; «Зайчики» ; «Медведи» ; «Лиса» .

- «Домашние животные»

-«Часики» и т. д.

3. Партерный экзерсис :/ разминка на ковриках/

- «Лодочка» ;

-«Насос» ;

-«Качелька» ;

- «Парус» ;

- «Лягушка» ;

- «Колобок» ;

-«Бабочка» ;

- «Грибочек» ;

- «Часики» ;

- «Пловец» ;

-«Колечко» .

4. Позиции рук в народном танце :

- «Полочка» ;

- «Матрешка» ;

- «Кушачок» ;

- «Фартучек» .

5. Позиции ног в народном танце :

Шестая позиция;

Обратная выворотность;

- «Елочка» .

6. Танцевальные игры :

- «Сундучок» ;

- «День-ночь» ;

- «Сова» ;

- «Барабаны» ;

- «Фейерверк» ;

- «Маленький мячик» ;

- «Воздушный шар» ;

- «Делай как я» ;

- «Фабрика игрушек» ;

- «Быстрый и медленный» .

- «Ручеек» ;

- «Хоровод» .

7. Парные танцы :

- «Полька» ;

Танец с платками;

- «Кадриль» .

8. Построение и перестроение :

Колонна по одному;

Колонна по два;

Круг и квадрат;

С круга на линии.

9. Шаг и его разновидность :

Шаг с носочка;

Шаг на носочках;

Шаг на пяточках;

Топающий шаг;

Шаг на всей ступне;

Высокий шаг;

- «Прогулка » ;

Хороводный шаг;

Шаг кадрили.

10. Виды прыжков :

На одной ноге :

- «Точка» ;

- «Часики» ;

- «Лесенка» ;

- «Заборчик» ;

- «Солнышко» .

На двух ногах :

Подскок;

Прыжки с отбрасыванием ног назад;

- «Качалочка» ;

- «Ножницы» ;

- «Веселые ножки» .

- «Крестик» ;

- «Метелочка» .

11. Тренировка двигательных навыков :

- понятие : «Держать позу» ;

- понятие : «Приготовились» ;

- понятие : «Изменить позу» ;

- понятие : «Исходное положение» .

12. Танцевальные движения :

- «Козлик» ;

- «Веселые ножки» ;

- «Поющие ручки» ;

- «Пружинка» ;

- «Ветерок» ;

- «Гусиный шаг» ;

- «Моторчики» ;

- «Топотушки» ;

- «Хлопушки» .

13. Постановка танца :

Танец с зонтиками;

- «Ромашка» ;

Кадриль;

Танец с платочками.

14. Понятие о пространстве :

Танцевальный класс;

- «танцпол» ;

Четыре точки в классе;

Право и лево;

Зритель;

Танцевальный рисунок.

3 год обучения

№ Название темы и основные тезисы

1. Вводное занятие :

Цели и задачи на предстоящий учебный год;

- игра : «Придумай танец» / на основе имеющихся знаний/;

Меры безопасности при занятиях в классе.

2. Разминка и физические упражнения :

- «Волшебный лес» :

«Ветерок» ; «Бурелом» ; «Узкая тропинка» ; «Широкая тропинка» ; «Бабочка» ; «Птичка» ;

«Большие деревья» ;«Маленькие деревья» ; «Зайчики» ; «Медведи» ; «Лиса» .

- «Домашние животные»

-«Часики» и т. д.

3. Партерный экзерсис :/ разминка на ковриках/

- «Лодочка» ;

-«Насос» ;

-«Качелька» ;

- «Парус» ;

- «Лягушка» ;

- «Колобок» ;

-«Бабочка» ;

- «Грибочек» ;

- «Часики» ;

- «Пловец» ;

-«Колечко» .

4. Классический экзерсис : / разминка у станка/

- «плие» ;

- «пеливе» ;

- «батман» ;

- «жете» ;

- «соте» .

5. Позиции рук и ног в классическом танце :

Первая, вторая, третья и подготовительная позиции рук;

1,2,3,4,5,6 позиции ног.

6. История танцевальных движений

Русские народные танцы :

Хоровод;

Кадриль;

Перепляс.

7. Современный танец :

История современного танца;

Основные стили;

Изучение движений;

Постановка танца.

8. Танцевальные игры :

- «Сундучок» ;

- «День-ночь» ;

- «Сова» ;

- «Барабаны» ;

- «Фейерверк» ;

- «Маленький мячик» ;

- «Воздушный шар» ;

- «Делай как я» ;

- «Фабрика игрушек» ;

- «Быстрый и медленный» .

9. Прекрасный мир музыки :

Основы нотной грамоты;

Слушание музыки, определение ее характера и темпа.

10. Постановка танца :

Танец «Листопад» ;

- «Веселая полька» ;

- «Гномики» ;

Кадриль;

Хоровод;

- «Веселый перепляс» .

11. Танцевальные движения :

- «Козлик» ;

- «Веселые ножки» ;

- «Поющие ручки» ;

- «Пружинка» ;

- «Ветерок» ;

- «Гусиный шаг» ;

- «Моторчики» ;

- «Топотушки» ;

- «Хлопушки» .

4. Формы и виды контроля

Успешное выполнение данной программы возможно при эффективном педагогическом и общественном контроле и осуществляется в различных формах. Усвоение пройденного материала оценивается путем индивидуальных и групповых ответов, типовых поз и движений, выполнения типовых заданий.

Лучшим показателем усвоения материала является участие учащихся в выступлениях. Выступление - самый важный элемент. Наглядная природа физического воспитания позволяет без труда наблюдать и оценивать достижения учеников.

5. Методическое обеспечение программы

1. Танцевальный зал и его оформление.

2. Звукопроизводящая аппаратура, кассеты, диски.

3. Соответствующая форма для занятий и костюмы для выступлений.

4. Участие в мероприятиях.

6. Список литературы :

1. Т. Барышникова «Азбука хореографии » . С. Петербург. 1996

2. Т. М. Фисанович «Танцы» . Москва. 2000

3. О. В. Иванникова «Классические танцы» . Москва 2003

4. Джим Холл «Учимся танцевать» / веселые уроки для дошколят/ .

АСТ. Астрель, Москва. 2008

5. З. Я. Роот «Методика преподования танца в детском саду»

/ практическое пособие/ Москва. 2004

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Рассмотрено Утверждаю на педагогическом совете Директор МБОУ ДО ДДТ протокол № 2 ___________ О.В.Гончарова

от « 1 » января 2016г. « 1 » января 2016 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

по хореографии

«КАРАМЕЛЬКИ»

художественная направленность

возраст обучающихся 5 - 7 лет,

срок реализации – 2 года

Петрова Наталья Анатольевна

Ст. Тацинская

2016 г.

Паспорт дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы

«КАРАМЕЛЬКИ»

Ф.И.О. Петрова Наталья Анатольевна

Место работы: МБОУ ДО ДДТ

пер. Пионерский, д. 23

Адрес: ст. Тацинская

Телефон: 89185119357

Должность: педагог дополнительного образования

Направленность ОП

Социально-педагогическая

Возраст обучающихся

Дошкольники 5-7 лет

Срок реализации ОП

2года

Нормативно - правовая база

Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ (ред. 07.05.2013 г.)

«Об образовании в РФ»;

Конвенция ООН «О правах ребенка»

«Федеральная программа развития образования 2011-2015г.г.», утвержденная постановлением Правительства РФ от 07.02.2011г. №61;

Примерные требования

к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06 - 1844).

Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» учреждениям дополнительного образования детей»

Год разработки и редактирование ОП

2016г. создание образовательной программы

СОДЕРЖАНИЕ

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    1. Актуальность и новизна программы

      Цели и задачи

      Отличительные особенности и возраст обучающихся

      Сроки реализации, продолжительность образовательного процесса

1.7 Формы и режим занятий

1.8 Ожидаемые результаты образовательного процесса

1.9 Формы подведения итогов

    УЧЕБНЫЙ ПЛАН

    Учебно-тематический план 1-го года обучения

Учебно-тематический план 3-го года обучения

    МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

3.1 Формы занятий и подведения итогов, приемы и методы

3.2 Дидактический материал

3.3 Техническое обеспечение занятий

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Карамельки» - художественная.

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов сферы дополнительного образования детей относятся такие, как создание целостной системы обучения хореографии, которая позволила бы:

    выявить и развить личностные качества обучающихся, их одарённость;

    организовать полноценный досуг обучающихся, наполняя его активно-деятельным, эмоционально и психологически комфортным содержанием;

    привить им музыкально - эстетический вкус, умение ценить красоту;

    приобщить к культурным ценностям классического наследия;

    помочь обучающимся организовать здоровый образ жизни.

Таким образом, важно осуществлять процесс обучения хореографическому искусству с дошкольного возраста.

Актуальность программы состоит в том, что она ориентирована на духовно-нравственное развитие дошкольников, формируя у них чувство принадлежности к своей малой Родине, уважение к хореографическим традициям Донского края, толерантное отношение к самобытному танцевальному творчеству народов, проживающих в Российской Федерации.

Представленная программа является фундаментом для развития хореографических способностей детей дошкольного возраста, так как включает теоретические знания по истории этого предмета, хронологическую последовательность важнейших направлений, стилей, явлений и событий в эволюционном пути развития хореографии в России и за рубежом, и в этом ее актуальность и значимость.

Новизна данной программы – это своеобразие темы «Элементы современного танца », в которую входит не только изучение современной пластики движений, постановки в современных ритмах, но и танцевальной аэробики , которая в настоящее время популярна своей простотой и доступностью. Детям нравится энергично двигаться под ритмичные популярные мелодии. Таким образом, обучающиеся, постепенно преодолевают трудности первых шагов на пути к вершине мастерства.

Занятия танцем дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии, ритмике движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей.

Педагогическая целесообразность

Обучение детей по данной программе, предполагающей изучение основ танцевальной культуры, умение красиво и пластично двигаться под различные танцевальные ритмы и темпы музыки, сопутствует физическому развитию и повышению уровня общего образования и культуры детей.

Целесообразность данной программы состоит в том, что необходимо продолжать развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные движения, заложенные природой, т.к. музыкально-ритмическое творчество может успешно развиться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.

Занимаясь по программе, дети имеют возможность попробовать овладеть различными направлениями танцевальной культуры.

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, их запросы и интересы, занятия хореографией проводятся в игровой форме, большое внимание уделяется музыкальным играм, импровизации. В музыкальных играх, создавая тот или иной образ, дети слышат в музыке и передают в движении разнообразные чувства.

На занятиях хореографией подбор упражнений соответствует возможности и подготовленности детей. Система упражнений выстроена от простого к сложному, с учетом всех необходимых музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения при условии многократного повторения заданий, что помогает успешному выполнению требований Программы.

В процессе прохождения программы дети знакомятся с основами танцевального искусства, осваивают репертуар, показывают свое мастерство на детских праздниках и концертах.

Музыкальный материал подбирается по следующим принципам:

    соответствие возрасту;

    художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов;

    разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современной музыки, детских песен, музыки из мультфильмов.

На основе подобранного музыкального материала создается танцевальный репертуар. Репертуар к программе подбирается для каждого возраста детей.

Цель программы - формирование у детей творческих способностей через развитие музыкально-ритмических и танцевальных движений.

Задачи:

развивающие:

    развитие физических данных ребенка, улучшение координации движений;

    развитие у детей музыкально-ритмических навыков;

    умение ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, динамикой;

воспитательные:

    формирование потребности здорового образа жизни;

    воспитание патриотизма, гражданственности нравственности, толерантности;

    психологическое раскрепощение ребенка;

обучающие:

    обучение дошкольников приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;

    обучение навыкам правильного и выразительного движения в области классической, народной и современной хореографии.

Отличительные особенности

Учебно-тематический план 1 года обучения

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

Сценический шаг

Современный танец

Народный танец

Постановочная работа

Репетиционная работа

Танцевальные этюды

Публичные выступления

Итоговое занятие

ИТОГО:

108

6

102

В возрасте 5-6 лет ярко выявляется индивидуальность ребенка, его инициативность, попытки собственной интерпретации при исполнительстве, эмоционально осознанное восприятие.

Развитое чувство ритма характеризуется чутким улавливанием метра, акцентов, пульсации, ритмического рисунка, музыкальной формы, темпа произведения.

1. Вводное занятие

Теория. Вспомнить с детьми правила поведения на занятиях, правила проведения занятия (поклон).

2. Познакомить с требованиями к внешнему виду.

3. Разговор о технике безопасности на занятиях.

4. Провести начальную диагностику на элементарных движениях.

2. Сценический шаг

Теория. Мелодия, ритм, темп. Музыкальные размеры 4\4, 2\4. Такт и затакт. Правила и логика перестроений. Понятие - танцевальный шаг. Прослушивание музыки – тактирование- выделение сильной доли.

Практика. Поклон. Марш под музыку на месте, по кругу, вокруг себя, вправо, влево.

Рисунки танца: круг, диагональ, линия, строй, шахматный порядок, звездочка.

Шаги: танцевальный шаг, пружинистый шаг, приставные шаги, шаги на носках, на пятках, шаги накрест, шаги с остановкой (носок у колена), боковые шаги с носка и каблука. Бег: бег на носках, бег с захлестом голени назад, бег ножницами, подскоки, галоп.

Комбинации на координацию движений, общеразвивающие упражнения, хлопки, притопы, приставные шаги, упражнения для рук, ходьба, сидя на корточках, прыжки «мячик», прыжки по6-ой позиции, по точкам, повороты вправо, влево; прыжки - разножка, прыжки с поджатыми ногами.

3. Современный танец

Теория : Особенности исполнения движений современного танца. Основы ритмических движений.

Практика : упражнения длярук, локтей, кистей, шеи, плеч, корпуса, бедер, ног и стоп.

    приставной шаг, с хлопком, с каблуком, с ладошками, с plie . Те же элементы с шагом накрест.

    Поворот на шагах, поворот на месте

    шаги вперед-назад. «уголок»

    бег на полупальцах

    прыжки по точкам по VI п. (2-4-6-8),подскоки с подниманием колен с продвижением, на месте.

Элементы разминки:

    наклоны головы (крестом), повороты, вращение

    работа плеч: поочередное, одновременное поднимание и опускание, качалочка, круги вперед-назад.

    Работа стоп: на demiplie по II п., поочередное, одновременное поднимание и опускание пяток, качалочка.

    Упражнения на растяжку: выпады, «паучок», и т.п.

Виды движений для развития подвижности позвоночника:

Наклоны торса с прямой спиной вперед, назад, в стороны

Изгибы торса

4. Народный танец

Теория: Особенности русских народных движений. Позиции ног: открытые, закрытые, прямые. Позиции рук. Положения рук и кисти, головы, корпуса. Лирический и быстрый танец.

Практика: Русский народно-сценический танец .

Поклон в русском характере.

Положения рук . Раскрывание и закрывание рук на талию, в кулачках. Полочка.

Подготовительное положение рук, кисти загнуты вверх и др.

Удары стопами в полуприседе, притоп, шаг с притопом, притоп с подскоком.

Танцевальные движения: «Гармошка». Припадание на месте, с продвижением в сторону по 6-ой, 3-ей поз. « Ковырялочка». «Моталочка». «Молоточки».Комбинации.

Рисунки танца. Переходы в парах, линиях, по кругу: « прочес», «змейка», «до – за - до», «воротца».

5. Постановочная работа

Теория : Передача образа в танцевальной постановке. Рисунок танца.

Практика: Разучивание комбинаций, отработка их. Постановка.

Примерный репертуар: «Мама», « Марш снеговиков», «Гномики», танец снежинок…

6. Репетиционная работа.

Теория : беседы об особенностях и отличиях при исполнении классических, народных и спортивных танцевальных номеров. Поведение на сцене: выход и уход. Эмоциональность исполнения и передача образа.

Данный раздел включает в себя общеразвивающие упражнения, отработку сложных движений, изучение рисунка танцевальной композиции и работу с отстающими детьми. Показ танца является необходимым этапом постановочной работы. Во время выступления учащиеся воспитывают отношение к публичному выступлению и самоутверждаются. Репертуар постановок планируется в соответствии с актуальными потребностями и творческим состоянием группы. В связи с этим каждый год делается анализ педагогической и художественно-творческой работы коллектива, определяется новый репертуар музыкальный репертуар

7. Танцевальные этюды

Теория: педагог корректирует исполнение отдельных элементов, фигур, рисунка. Занятия групповые и индивидуальные (по востребованию).

Практика: танцевальные этюды педагог ставит сам: они служат ступенью, подготовкой к дальнейшим номерам.

танцевальные этюды – обучающиеся импровизируют под музыку. Это поиск пластического образа, состояния настроения.

8. Публичные выступления

Практика: Итогом деятельности детей становятся выступления на концертах, родительских собраниях. Радость детей, желание показать свои умения, смешивается со страхом: выход на сцену - очень ответственный шаг. И преодоление этого страха послужит детям в преодолении жизненных трудностей.

9. Итоговое занятие

К концу первого года обучения обучающийся будет

знать:

    основы хореографических упражнений этого года обучения;

уметь:

    хорошо ориентироваться в зале при проведении музыкально-подвижных игр;

    выполнять специальные упражнения для согласования движений с музыкой,

    исполнять ритмические, народные, бальные танцы и комплексы упражнений, а также двигательные задания по креативной гимнастике этого года обучения;

    владеть навыками искусства танца, способности и желание продолжать занятия хореографией после освоения программы.

Учебно-тематический план 2-го года обучения

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

Эмоционально-творческое развитие

Танцевально-ритмическая гимнастика

Классический танец

Народный танец

Танцевальные этюды

Композиция и постановочная работа

Репетиционная работа

Публичные выступления

Бальный танец

Итоговое занятие

ИТОГО:

108

10

98

1. Вводное занятие.

Введение в программу. Входящая диагностика. Проведение инструктажа по охране труда, правила поведения на занятиях в танцевальном коллективе, ПДД, ППБ. Организационное начало, игры на знакомство «У тебя, у меня».

Цель : знакомство с воспитанниками, определение работы в коллективе решение организационных вопросов, определение музыкальных и танцевальных данных воспитанников; знакомство с техникой безопасности на занятиях, ППД, ППБ.

Форма работы: групповая.

2.Эмоционально-творческое развитие.

Теория: Сюжетно - ролевые игры, подвижные игры, обще развивающие игры.

Практика: Сюжетно - ролевые игры, подвижные игры, обще развивающие игры, игры для создания доверительных отношений в группе, игры направленные на развитие внимания ребёнка к самому себе, своим чувствам, игры на развитие слуха, чувства ритма: «Звук настанет и удары ладош». «Пропоем, про хлопаем, любимую мелодию». «Я в музыке услышу кто ты, что ты». «Музыкальный теремок». «Игры на развитие актёрского мастерства».

3. Танцевально-ритмическая гимнастика.

Особенностью обучения 3-го года обучения является включение в программу знаний по музыке, урок ритмики. Музыка для детей становится возможностью выразить себя, найти свою музыку для души. Сегодня образцом для подражания становятся исполнители часто звучащие в эфире. И за мишурой аранжировки слушатели дошкольники не замечают пустоты текста, примитивных мелодий. Уроки ритмики раскрывают перед детьми иные грани музыки достойные внимания. Целью урока ритмики является развитие слуха, чувства ритма, формирование музыкального восприятия и представлений о выразительных средствах музыки.

    Игра-ритмика

    Игра-гимнастика

    Пластические и ритмические этюды.

Цели: развитие общей физической подготовки (силы, выносливости, ловкости), развитие танцевальных данных, изучение танцевальных элементов, развитие ритмичности, музыкальности, эмоциональной выразительности, фантазии ребенка.

Форма работы: коллективная, групповая, парная.

4. Классический танец:

    теоретические и практические основы техники исполнения классического танца;

    осуществление тесной взаимосвязи, взаимовлияния работы у станка и на середине зала;

    позы классического танца;

    аdagio, allegro;

    история балета.

Цели: добиться целенаправленности физических усилий, прокладывая и осуществляя на каждом занятии глубокие внутренние связи между словом педагога и мышечным ощущением воспитанника, добиться наиболее точного пластического выражения, услышанного в музыке.

Форма работы : коллективная, групповая, индивидуальная.

5. Народно-сценический танец.

    Знакомство с основными элементами народного танца.

    Изучение и исполнение упражнений у станка и основных танцевальных элементов на середине зала.

    Овладение техникой, стилем, манерами исполнения народных танцев разной национальности.

    История возникновения народного танца.

    История возникновения народно-сценического танца.

Цели: овладение знаниями в области танцев народов мира их характером и манерой исполнения, в том числе самобытными особенностями народного танца своей области, развитие музыкальности, координации, сценической выразительности, творческой активности, воспитание чувства патриотизма, любовь к своей родине через любовь к танцу.

Форма работы: коллективная, групповая.

6. Танцевальные этюды

    Сценическое движение.

    Сценический грим.

    Тренинг и игры на эмоциональное раскрепощение.

    Этюды на эмоциональную выразительность.

Цели: овладение умением передавать образы в танцевальных композициях, умение перевоплощаться, передавать настроение людей, вовлекая зрителя в общий замкнутый круг действий.

Форма работы: коллективная.

    Композиция и постановка танца.

    Сочинение танцевальной миниатюры.

    Этюдная работа.

    Постановка танца.

    «Драматургия танца».

Цели: знакомство с законами драматургии, развитие эмоционально-творческой деятельности, художественного вкуса, волевых качеств, действенно-практических способностей, самоконтроля и самооценки, формирование личностных качеств воспитанника (умение работать в коллективе, решать творческие споры, оказывать помощь участникам деятельности), умение применять полученные знания с пользой для себя и окружающих.

Форма работы: групповая , коллективная.

    Репетиционная работа

Постановочно-репетиционная деятельность:

а) подборка музыкального материала;

б) предварительный отбор выразительных средств;

в) сочинение композиционного построения – рисунок танца.

    Публичные выступления.

    Открытые занятия

    Родительские собрания

Цели: приобщение к концертной деятельности, развитие мотивации и личностной успешности, внимания и выносливости, самостоятельности и творческой активности, навыков коллективного взаимодействия, воспитание культуры поведения на сцене и во время репетиций.

Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

    Тема: Бальный танец

Теория: подготовка детей к выпускному балу из детского сада. Разучиваются элементы и фигуры фигурного вальса.

Практика: Изучение основ танца «Вальс»: «лодочка» с поворотом, «окошко», вальс крестом, «елочка», «ручеек», шеен.

основные элементы:

«качели»,«вальсовая дорожка»,«перемена»;вalance (покачивание в разные стороны);работа в паре:положение рук в паре,вращение «звездочка»;

простые танцевальные комбинации.

11.Итоговое занятие.

    Подведение итогов за учебный год.

    Отчетный концерт.

Цели: развитие мотивации, личностной успешности; развитие навыков группового взаимодействия; отслеживание результата приобретения воспитанниками знаний, умений, творческих, личностных и социально значимых достижений.

Форма работы: коллективная.

К концу второго года обучения обучающийся будет

знать:

Правила поведения на занятии и ПДД;

Позиции рук и ног;

Программный материал подготовительного этапа;

уметь:

ориентироваться в пространстве;

Различать характер музыки, темп, размер, части, фразу;

Выполнять движения согласно характеру музыки;

Держать осанку, апломб, подбородок, правильно держать руки;

Выполнять пластические, гимнастические и образные этюды.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

3.1 Формы занятий и подведения итогов, приемы и методы по каждой теме

беседа,

практическое занятие

Диагностика хореографических данных

2

Сценический шаг

беседа,

практическое занятие

наглядный практический вербальный

3

Классический танец

беседа,

практическое занятие

наглядный практический вербальный

Выступления, открытые занятия

4

современный танец

беседа,

практическое занятие

наглядный практический вербальный

Выступления, открытые занятия

5

Народный танец

беседа,

практическое занятие

наглядный практический вербальный

Выступления, открытые занятия

6

Бальный танец

беседа,

практическое занятие

наглядный практический вербальный

Выступления, открытые занятия

7

Постановочная работа

беседа,

практическое занятие

наглядный практический вербальный

Выступления, открытые занятия

8

Репетиционная работа

практическое занятие

наглядный практический вербальный

Выступления, открытые занятия

9

Танцевальные этюды

беседа,

практическое занятие

наглядный практический вербальный

Выступления, открытые занятия

10

Публичные выступления

беседа,

практическое занятие

практический

Выступления, открытые и итоговые занятия

Дидактический материал Техническое обеспечение занятий Компьютер

Видеозаписи Коврики

Аудиозаписи Форма

Колонки

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. БуренинаА.И. по ритмической пластике для детей ред. «Ритмическаямозаика»

2. Барышникова Т. «Азбука хореографии» Москва. «Айрис-пресс» 2000г.

3. Володина О.В. Самоучитель клубных танцев, «Феникс» 2005

4. Воронина Н.В., Михайлова М.А. Танцы, игры, упражнения для красивого движения, Ярославль 2004

5. ЗарецкаяН., РоотЗ. «Танцы в детском саду» Москва 2003г.

6 . Овчаренко Е., C молянинова Н. История и теория народно-сценического танца. – Барнаул, 2000.

7. Потуданская О.В., Программа школа-студия эстрадного танца «Саманта», МЦЭВДиМ г. Новочеркасск

8. Сайкина Е.Г.,ФирилеваЖ.Е. «Танцевально-игровая гимнастика для детей» Санкт – Петербург 2003г.

9. Черемнова Е.Ю. Танцетерапия: танцевально-оздоровительные методики для детей - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008

Для занятий хореографией в дошкольном учреждении желательно иметь просторное, чистое, светлое помещение с деревянным полом, по возможности оборудовано зеркалами. Температура воздуха в зале не должна превышать 15-16 °. До начала занятий помещения необходимо проветривать, делать влажную уборку.

Форма для занятий должна быть удобной и опрятной. Каждый педагог может самостоятельно выбирать вид одежды: спортивный купальник и юбочку, футболку и короткие эластичные штанишки или лосины - для девочек, майку и эластичные шорты (лосины) - для мальчиков. Желательно, чтобы одежда была одного цвета (в хореографии классическим цветом репетиционной формы является черный). На ногах не должно быть никакой обуви, кроме чешек или балеток (тапочек из мягкой ткани для свободного развития подъема). Длинные волосы у девушек должны быть зачесаны и тщательно собраны. Следует избегать на руках и шее украшений. Наличие формы дисциплинирует детей и способствует ответственному отношению к танцевальной деятельности. Все занятия по хореографии желательно проводить в сюжетной или игровой форме. Подбирая сюжет, следует учитывать уровень знаний и круг интересов детей. Источниками сюжетных линий могут быть: детская литература (рассказы, сказки, стихи) окружающий мир (бытовая, спортивная, трудовая и игровая деятельность; объекты и явления природы) детский песенный материал, мультфильмы и детские кинофильмы и тому подобное. На их основе можно проводить различные формы хореографических занятий: занятие-сказка, занятие-экскурсия, занятие-путешествие, занятие-соревнование, занятие-фантазия, занятие развлечение, занятие-концерт. Такие формы захватывают детей, повышают их активность, стимулируют творческое воображение, обогащают эмоциональный опыт.

Каждая часть хореографического занятия должна решать конкретные задачи, связанные между собой и направлены на выполнение программы хореографической работы с определенной возрастной категории в целом. В содержание занятия следует включать повторение предыдущего и преподавания нового материала с обязательным его закреплением. Путем повторения незаметно накапливаются знания и умения, которыми ребенок может пользоваться в самостоятельной деятельности. Новый материал лучше подавать в небольшом объеме, с нарастанием степени сложности, повторяя его к сознательному усвоению. Также следует как можно чаще менять построение детей в зале для того, чтобы они свободно чувствовали пространство и у них не возникал стереотип «собственного места» во время выполнения танцевальных номеров. Для более полного перевоплощения детей в определенный образ возможно использование различных вспомогательных предметов (элементы костюмов, маски, игрушки и другой реквизит).

Процесс овладения танцевальным движением следует начинать с формирования умения, которое опирается на предыдущие знания и личный двигательный опыт ребенка. По своей природе, структуре и методике усвоения хореографические умения и навыки идентичны двигательным, поэтому их формирование происходит поэтапно: первичное содержательно-образное ознакомления детей с танцевальным движением - углубленное, детализированное его изучения - закрепление и совершенствование в репродуктивной и продуктивной видах танцевальной деятельности.

На разных этапах формирования хореографических умений должны меняться соотношение методов и приемов. На начальном - предпочтение отдается ознакомлению с названием и эталонном показе движения педагогом, целостном и поэлементному показе, анализу музыкального сопровождения, образному сравнению, объяснению и тому подобное. На этапе углубленного детализированного обучения - метода упражнения, приемам интерпретации, идеомоторной тренировки, поляризации, соревнования, контактного выполнения, неформальных задач и тому подобное. На этапе совершенствования - самоконтролю, изменении условий выполнения, введению усвоенного движения в детскую импровизации, творческой интерпретации движения.

С целью снижения утомляемости детей, поддержания активности, устранения монотомии, коррекции неблагоприятных эмоций необходимо во всех частях занятия использовать приемы переключения внимания (объем внимания дошкольников колеблется каждые 2-10 секунд), менять характер деятельности («динамическая-статическая», «тихая-громкая», «эмоциональная менее эмоциональная ») и ее виды (слушание, исполнение, импровизация и т.д.). В процессе обучения следует избегать общения на уровне авторитарно-дисциплинарных указаний, которые формируют у детей пассивную реакцию, снижают их заинтересованность и инициативу.

Учитывая, что у дошкольных группах хореографией занимаются дети без предварительного отбора, одной из важных задач, которую педагог должен решать на каждом занятии, является коррекционная работа (предупреждение и исправление дефектов осанки, стопы и др.).

Во время организации и проведении хореографических занятий с детьми дошкольного возраста целесообразно использовать танцевальные упражнения различной направленности: пантомимические (выразительные движения, позы, жесты, мимика) танцевальные (движения народно-сценического, классического, современного и элементарного бального танцев) коллективно-порядковые (фигурные и композиционные перестроения); коррекционные (партерные и корректирующие движения) музыкально-ритмические (задание на эмоциональное восприятие музыки, музыкально-двигательную координацию движений и развитие внимания, передачу ритмического рисунка); творческие (имитационные движения, творческие игры и задания).

Доступный танцевальный и музыкальный репертуар в системе дошкольного образования можно применять не только в хореографической работе, но и успешно интегрировать в другие виды детской деятельности (музыкальную, игровую, театрализованную). Содержательное наполнение занятий по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и природой, физического воспитания, формирование элементарных математических представлений будет способствовать повышению познавательного интереса детей, закреплению знаний в нетрадиционных формах, увеличению объема двигательной активности.

Вместе с учебными задачами на занятиях по хореографии следует решать воспитательные. Так, выполнение движений позволяет влиять на формирование волевых качеств (настойчивости, организованности, дисциплинированности, выдержки), а взаимодействие ребят во время танца способствует усвоению навыков культуры поведения и общения (умение пригласить на танец и поблагодарить партнера после его окончания). Особое внимание во время занятия следует обращать на ребят, стимулируя их интерес не только мужественными темами танцевального репертуара, но и повышенной физической нагрузкой.

Большое значение на танцевальном занятии имеет музыкальное сопровождение, которое должно соответствовать возрасту детей, быть эмоционально выразительным, доступным для восприятия, четко передавать характер движений, ритм и темп. Если в одном из структурных компонентов занятия преобладают классические танцевальные движения, то следует использовать репертуар классической музыки; если педагог использует лексику народных или современных танцев, то в соответствии добирается и музыкальное оформление.

Таким образом, при организации и проведении хореографических занятий с детьми дошкольного возраста следует придерживаться следующих методических требований:

Постановка перед каждым занятием учебных, воспитательных, развивающих и оздоровительных задач;

Подбор содержания занятия соответственно его тематике, целям и задачам;

Использование разнохарактерного, образного музыкального материала, что отвечает задачам определенной части занятия;

Повторение предыдущего и подача нового материала с обязательным его закреплением путем многократного, вариативного использования;

Изменение видов деятельности, местоположения детей, оптимальная дозировка допустимой нагрузки;

Создание атмосферы защищенности и комфортности во время занятия, доброжелательный характер общения с педагогом, поощрения даже незначительных достижений детей;

Непосредственное участие педагога в исполнении танцевальных движений;

Подведение итогов с анализом деятельности детей, сообщение цели следующего занятия для повышения интереса и мотивационной готовности.

Итак, хореографическая работа в системе дошкольного образования будет эффективной при следующих условиях: использование педагогического потенциала хореографии с учетом ее воспитательных и развивающих возможностей; реализация личностно-ориентированного подхода к детям в процессе танцевальной деятельности; применение демократического стиля общения педагога с детьми, основанной на принципах взаимодействия и сотворчества; мотивация деятельности детей; применение совокупности движений народного, классического, современного и элементарного бального танцев; подбор системы методов и приемов в зависимости от этапов формирования хореографического навыка; использование доступного и интересного танцевального репертуара; применение различных типов хореографических занятий.