Мониторинг сми: мода по канону. православная мода – что это: примета времени, кручина по женственности, маркетинговое предложение, отвечающее спросу

Россия - преимущественно православная страна, и многие люди стараются придерживаться правил, установленных Православной церковью. Ограничения и каноны особенно касаются одежды для православных женщин. Традиционно женская одежда выполняла свою охранную роль, закрывая шею, руки и ноги от постороннего взгляда. Главные ориентиры для верующей женщины - сдержанность и достойность. Женский православный гардероб преимущественно состоит из простых платьев и сарафанов, а также рубашек и длинных юбок. Одежда должна скромно подчеркивать природную женскую красоту. Дополнят образ удобные туфли на небольшом каблуке или без него.

На что стоит обратить внимание при выборе православной одежды:

Длина юбки или платья

Длинная юбка - это неотъемлемая часть православной женщины. Юбка “в пол” - это красиво и стильно. Она подойдет и для посещения храма и для повседневной жизни. Но слишком длинная юбка не всегда удобна (к примеру в жаркий летний или в дождливую погоду). Её можно заменить на юбку длины миди. Но такая длина подходит не всем, и образ стоит дополнить обувью на небольшом каблуке.

Материал

Многие православные девушки предпочитают носить платья из натуральных тканей – хлопка или льна. Одежда из экологически чистых материалов более приятна к телу и выглядит достойно. Но никаких ограничении по выбору тканей, в принципе, нет. Каким бы ни был материал, он должен быть качественным и прочным.

Рисунок и декор

Православная одежда довольно строгая, но наличие небольшого декора - не запрещается.

Чаще всего - это вышивка которая украшает подол платья, край рукавов или воротник.

Расцветка

Одежда православной женщины должно быть скромной. Но это вовсе не означает, что она должна быть серой или черной. Можно выбрать неяркий оттенок любого цвета, главное, чтобы он не пестрил и не бросался в глаза.

Практичность

Фасон должен быть простым и удобным, при этом подчеркивать женскую красоту, но не делать образ слишком доступным.

Купить православную одежду для женщин в интернет-магазине

В интернет-магазине «Мода на дом» вы найдёте большой ассортимент православной одежды: платья, блузки, юбки, пальто и др. Вся одежда производится в России. Купить женскую православную одежду в Москве можно в одном из магазинов сети Gabriela или в нашем интернет-магазине не выходя из дома. Мы быстро доставим заказ по указанному адресу или в ближайший к вам пункт выдачи.

…православный человек не должен
за собой следить, то есть не только
прихорашиваться, но просто следить.
И если человек в чистой,
выглаженной и красивой одежде,
значит, он неправославный.
Из вопросов протоиерею Максиму Козлову

«Наши!» , – насмешливо восклицает муж, потом вовремя вспоминает, что в детстве его учили «не показывать пальцем» и начинает всячески кивать в сторону группы женщин. Он страшно гордится своей наблюдательностью. Еще бы! Ты, жена, не заметила, а я сразу понял, что это женщины не простые, а православные, мало того – глубоко воцерковленные, не веришь? А вот сейчас мы с ними поравняемся. Так и есть:

– Это у Вас, Иулия, искушение!

– Простите, Фотиния, Христа ради…

Фотиния (в миру Светлана, можно просто Света ) оглядывается по сторонам, не находит в округе ни одного храма, яростно крестится на Макдоналдс, подбирает в охапку юбку и ныряет в московскую подземку. Там она достанет из рюкзака замасленный, обернутый в позапрошлогодний «МК» молитвослов и начнет почти бесшумно шевелить губами…

Опознать в толпе большого города обычную прихожанку – дело несложное, но, увы, не по радостному лицу и доброму приветливому отношению мы узнаем ее. На голове неопределенного цвета платок. Юбка волочится по асфальту. Черная. Бесформенная. Часто бархатная, что ясно по только этому материалу присущим потертостям. Сношенные ботинки. Ну и хит любого сезона – его величество рюкзак! Если на нем провести миниархеологические раскопки (можно воспользоваться лезвием), вам повезет найти надпись «Олимпиада – 80!», на худой конец – «Голосуй сердцем!»

Это явление необъяснимо. Что-то вроде наивысшей ступени ложного смирения. Подумать только! Моде наплевательства, неаккуратности и уродливости следуют тысячи молодых женщин, призванных нести в мир красоту, выраженную не только в добрых делах и честной жизни, но и, как бы непривычно это не звучало, во внешности.

Только у нас вместо модных глянцевых журналов – устное народное творчество, передающее десятки ложных посылов типа

– В храме не красуются!

– Черный – цвет смирения!

– В тапочках-ровесниках службу отстоять легче!

Торговые центры – вертеп разврата!

– Я этот платок уже два года не стираю, с тех пор как к мощам приложила. Благодатный!

– Эта юбка хоть и старая, зато «намоленная», я в ней крестилась!

Пожалуй, тут и остановимся: кажется, добрались «до самой сути» . Изломанное, несчастное поколение женщин, которых родители не крестили в возрасте сорока дней в беленьких рубашечках, бабушки не приучали ходить в церковь в белых же, вышитых бисером платочках, а мужья не вели под венец в белых платьях. Придя в храм через боль и страдание, женщина как бы говорит: «Боженька, видишь, мне больше ничего не надо!» На самом-то деле, отрекаемся мы от самого простого, ведь прожить без новых туфель и сумок намного легче, чем без осуждения и злобы. И мы вновь становимся свидетелями того, как кидается на молоденькую девчонку в розовой юбочке бабушка в изношенном мужском свитере с огромной надписью на груди «ADIDASUS » со словами: «В храме не красуются…. Ты внимание привлекаешь…»

Священники в храме облачены в красивые и яркие одежды, почему же мы контрастируем с той радостью, которую несет православие, своим унылым видом. Ведь поход в храм – это праздник. А праздник – это наряд…

Православный гардероб

Основа

Естественно, это длинная юбка. С тем, что негоже женщине носить мужскую одежду (в том числе мужские свитера!), спорить никто не собирается. Но тут есть несколько важных нюансов.

Во-первых, сама длина. Многие выбирают «миди» (намного ниже колен, но не до пола), что и понятно: не будет пачкаться о землю, особенно в слякотную погоду. Однако эта длина вообще мало кому идет, да еще при этом всегда подразумевает высокий каблук. Если это «не ваше» – а, скорее всего, дело именно так и обстоит, откажитесь от капризной юбки-миди. Лучше выберите длину «в пол». Всегда красиво, зрительно увеличивает рост и стройнит.

Во-вторых, модель. Очень часто можно встретить прихожанку в вечерней длинной юбке и, например, футболке. Хотя происхождение такого наряда понятно: юбка хоть и вечерняя, зато удобная, возможно, перепала вам «по наследству», а вот столь же нарядная блузка не позволит спокойно креститься и класть поклоны. Все верно, просто тогда и юбку надо найти повседневную.

И третье: стремитесь уходить от юбок «на резинке» и переходить к нормальной юбке «на молнии». Резинку придумали для того, чтобы было удобно копать картошку или мыть пол.

Платки разные нужны…

… разноцветные важны! О. Андрей Кураев любит говорить о том, что сейчас в храмах уже нет «белых платочков», на которых, в свое время, выстояла Церковь. Серо-грязно-черная масса. А ведь есть добрая традиция надевать на Пасху красный платок, на Троицу – зеленый, на Богородичные праздники – голубой, в Великий Пост – черный, а в остальное время – белый. Именно белый, а не белый в подковках и не белый в звездочках.

И еще: подделки. Когда на синем платке оранжевыми буквами написано: «FENDI. Made in China», становится неловко. Грубый, низкокачественный fake (фэйк – дешевые подделки самых дорогих брендов) осудил весь мир по многим причинам. Но нас интересует одна – с сумкой « Louis Vuitton » за 500 рублей и в платке « Chanel » за сотню вы выглядите глупо и смешно. Ведь огромные деньги люди платят именно за качество этих товаров (например, пожизненная гарантия на сумку Hermes) , а не за черные изделия, прошитые бело-красной нитью…

Платок – почти единственный аксессуар православной женщины. И поэтому их должно быть много: добротных, качественных и, как следствие, красивых.

Обувь

К сожалению, обувь должна быть дорогой. Просто потому, что качественной и недорогой в природе не существует. Зато таковая встречается в дисконт-центрах и на распродажах! Куда выгоднее купить летом шикарные сапоги, а зимой удобные мокасины, чем покупать на рынке непотребный ужас, вспоминая об обуви в самый последний момент.

О рюкзаках, рюкзачках и рюкзачищах

Они полезны в паломничестве. Сослужат незаменимую службу матери с двумя малютками. В остальных случаях рюкзак красит женщину – туриста, а не женщину-женщину.

Куда как приятнее держать в руках красавицу-сумку! Не ту, что из серии «Все по 200», а ту, что можно завещать внучке. Вы же можете позволить себе хоть одну, правда?

Винтаж

Сейчас многие подхватили это словечко. Но, к сожалению, не все понимают его смысл. Винтаж – это именные вещи, которым «за 50», а совсем не старье, провалявшееся на антресолях 5 лет. Винтаж – красит, старье – уродует.

Рынок и индивидуальный пошив

Мне встречались странные девушки, которые стеснялись признать, что великолепную юбку им сшила мама, но зато с гордостью рассказывали, что купили новый палантин… в «Лужниках». Но во все времена одежда, сшитая специально для тебя, считалась особенным шиком. А вот хвастаться товаром китайско-тайваньского производителя, который хамски одевает нас в дешевый ширпотреб… Нужно ли?

НИКОГДА не надо

Повязывать вокруг джинсов косынку. От этого они не превратятся в юбку.

Класть на голову носовые платки. Они все равно останутся носовыми.

Наматывать на голову «подручные предметы». Даже очень хорошо пристроенные на ней пакеты, кофты и газетки не превратятся в платок, увы.

И напоследок расскажу вам историю, в которую почти никто не верит. В одном московском приходе «заслуженная трудница церковной лавки» пошила себе разноцветные платья из парчи для священнических облачений… Стоит ли говорить о том, что от этого она не стала «священнослужительницей»?

По сообщению агентства Интерфакс, Глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл подверг критике некоторых верующих за их чрезмерное пренебрежение к своему внешнему виду, создающему, по его словам, негативное впечатление от православия в целом.

“Мы не должны производить впечатление странных, придурковатых людей, если мы хотим быть Церковью народа, а не замыкаться в гетто . Мы должны показать пример народу, в том числе и своим внешним обликом”, – заявил владыка Кирилл в среду в Москве на конференции, посвященной православному паломничеству.

В этой связи митрополит рассказал, как был потрясен, получив однажды от зрителей своей программы “Слово пастыря” письмо с вопросом, почему православные женщины так убого выглядят.

Эстетика в Церкви, по словам митрополита Кирилла, имеет огромное значение, в том числе и внешний вид верующих, одежды, убранства храма.

“Православие – это не убожество, это красота жизни. Православие не заставляет нас одеваться в мрачные серо-черно-коричневые цвета”, – подчеркнул представитель Московского патриархата.

Прот. М. Козлов, «Последняя крепость», М., 2004.

Вопрос: Мирские люди почему-то больше наслышаны о тех юродивых и блаженных, которые принимали на себя такую аскезу, что по ним вши ползали, клопы, тараканы, даже крысы, и, исходя из этих скудных знаний о святости, считают, что православный человек не должен за собой следить, то есть не только прихорашиваться, но просто следить. И что если человек в чистой, выглаженной и красивой одежде, значит, он неправославный.

Ответ прот. Максима Козлова: У меня перед глазами фотография царственных страстотерпцев незадолго до революции: царя-мученика Николая, царицы-мученицы Александры, Великих княжон… Мне кажется, святая царица Александра являет для многих наших современниц дивный пример того, как пройти средним, и в данном случае в прямом смысле слова царским путем. С одной стороны, выглядеть достойно того положения, которое она занимала, с другой стороны, никогда не переходить грани в том, что ей было так доступно и легкодостижимо применительно к условиям того времени. Но в ее внешнем облике несомненны такт, чувство меры, корректность. Равно можно сказать и по отношению к государю, традиционно изображаемому в военном мундире, так украшающем каждого, с честью его носящего, и так приличествующем, как всякая форма, каждому мужчине, – вот образец, на который нам хорошо равняться. Одно дело – юродивые и монашествующие, у которых, впрочем, тоже есть своего рода внешняя форма и есть необходимость ей соответствовать, в том числе и форма одежды, которую надо в достойном виде содержать, а другое дело – человек, живущий в миру. «Ничего слишком» – это общее правило для православного человека, которое распространяется даже на внешний облик.

Однажды к владыке Никодиму (Ротову) подошла на причастие женщина. «Как тебя зовут?», – спросил владыка. «Светлана», – сказала он. «Не Светлана, а Фотиния», – поправил ее рядом стоящий диакон. «Твою жену как зовут? – спросил диакона митрополит, – Вера? Вот и зови ее теперь Пистис!»

«Все новое-это хорошо забытое старое» - гласит известная поговорка. Наверное, этим руководствовался Всеволод Чаплин, предложив ввести некоторые поправки во внешний вид современной женщины. Представительницы прекрасной половины человечества стали одеваться слишком ярко, броско, вызывающе и неподобающе – считают представители РПЦ. Вопрос, конечно же, не однозначный, и как чаще всего происходит - имеет две стороны одной медали.

Образ женщины 21 века полностью выходит за рамки понимания служителей церкви. Для того, чтобы понять точку зрения РПЦ стоит процитировать слова одного из ее представителей «Если она носит мини-юбку, она может спровоцировать не только кавказца, но и русского. Если она при этом пьяна, она тем более спровоцирует. Если она при этом сама активно вызывает людей на контакт, а потом удивляется, что этот контакт кончается изнасилованием, она тем более не права!». ссылка на полный текст

Что же касается самой идеи привнести в моду религиозность, то можно сказать, что она уже давно существует.

Например, если взять религию «Ислам». Практически в каждом городе, есть магазин, в котором можно приобрести одежду, которая будет и модной и стильной, и отвечающей канонам религии. Уже давно не кого не удивляют свадебные платья для никаха (мусульманского свадебного обряда) на прилавках обычных свадебных салонов. Что же касается христианства – то такого пока нет, но модельеры в данном направлении работают и готовы выйти на широкое производство.

Другой вопрос – а зайдет ли эта идея в народ?

Не так давно в Твери существовал «Православный дом моды», где творила художница Алена Исаева. Но, к сожалению, ее показы вызывали лишь поверхностный интерес, и отсутствие отклика в народе привело к тому, что на данный момент дом перестал работать. Дизайнер Светлана Беговатова считает, что данное направление не будет иметь спрос до тех пор, пока люди не приучаться ходить в церковь. И пока такого не будет, не будет и развития моды в данном направлении. Все модельеры заинтересованы в том, чтобы их коллекции были не только красивы и модны, но еще и коммерчески выгодны. Так что пока нет спроса – не будет и предложения. Если говорить дальше на эту тему, то приходит вывод о том, что все зависит от воспитанности человека в целом. Посмотрите на англичан – их стиль в одежде всегда выдержан, строг, но не смотря на это он модный и современный.

«Вот я смотрю на одежду патриарха Кирилла и восхищаюсь тем, как он одет! До него мало кто был так одет из наших церковных деятелей. Конечно, они всегда одеты по канонам, есть определенные требования и декор, но у него еще присутствует вкус в одежде. Казалось бы, нельзя в традиционное церковное облачение внести что-то новое, а у патриарха Кирилла я это постоянно наблюдаю. Например, на богородичные праздники цвет облачения должен быть голубым, и у него он голубой, но голубой сложного и модного оттенка. Оттенок современности и в какой-то мере модности цвета обязательно есть в его костюме».

Не так давно, а именно в 2008 году была показана коллекция одежды для православных женщин в исполнении Татьяны Малышевой. Девиз данной коллекции: «Православная женщина должна быть одетой так, чтобы ей в любой момент не стыдно было зайти в храм». Сама коллекция получилась весьма интересной – нет не одних брюк, длина юбок ниже колена и в пол, полное отсутствие декольте, прозрачных тканей, и обтягивающих силуэтов. Как говорил сама Татьяна – «эта та же современная мода, только прошедшая сквозь призму религии». Хотя с этим можно поспорить, ведь получившиеся картинки очень далеки от того, что демонстрируют популярные парижские дома моды.

Известная студия «ПреобраЖенское Платье» выпустила линию купальников, которые очень далеки от стандартных купальников-бикини. Внешне очень похоже на купальную моду 20 века, но как говорят сами модельеры – их модели разработаны для тех, кто обладает особой строгостью нравов и любит свободные силуэты. Называть свои купальники «православными» студия не торопиться.

Но такие примеры единичны. В основном модельеры очень слабо видят точки соприкосновения моды и церкви. Например, известный модельер Илья Шиян говорит о том, что вера – дело каждого человека в отдельности, это то, что сидит внутри человека, а одежда – всего лишь оболочка, которая зависит от ситуации. Главное то, что внутри. Однако иногда сверхзакрытый наряд становиться причиной пылкой страсти, куда более пылкой чем откровенные наряды.

Можно долго разглагольствовать на такие темы, но итог будет всегда один – «У каждого из нас равные права на своё мнение».


Комментарии:

Представители LG пояснили, что опасаться постоянной вибрации дисплея не стоит - стереорежим будет настраи...

Аккумулятора на 2400 мАч хватает на день автономной работы при веб-сёрфинге, звонках, использовании мобил...

Смартфон получил двойную тыльную камеру с сенсорами на 16 и 5 Мп и поддержкой разных режимов съемки. Фрон...

В ближайшие несколько дней нас ждет сразу серия громких релизов от ведущих производителей. Поддержка сете...

В рамках выставки-форума «Православная Русь» 8 ноября в Московском текстильном университете прошел конкурс «Православная культура в современной моде». В дискуссии о том, должны ли православные отличаться на вид от своих современников, приняли участие модельер Вячеслав Зайцев и протоиерей Всеволод Чаплин.

За кулисами волнуются, одеваются и красятся модели - в основном студентки и дети. Предстоит показ «православной моды» - успешнее всего, кажется, это понятие можно приложить к комбинезончикам трехлетних прихожан. С «конфессиональной» одеждой для взрослых сложнее: подвенечные платья соседствуют с костюмом Снегурочки для детского утренника (кокошник, мишурная отделка, даже галуны, много бисера), а полупрозрачные блузы - с бесформенными хламидами. В зрительном зале рассаживаются студенты дизайнерских колледжей и члены жюри.

Я рад видеть, что здесь все одеты прилично, - сказал перед началом показа протоиерей Всеволод Чаплин. В его устах эта констатация обрела весомость комплимента внутреннему достоинству присутствующих:

Лукаво поступают те, кто говорят: все равно, как ты выглядишь, самое главное - то, что у тебя внутри. Да, самое главное - то, что у тебя внутри, но это внутреннее содержание не может не проявляться вовне, - считает отец Всеволод. Именно с его подачи уже не первый раз слова «православие» и «мода» звучат вместе: священник заговорил о «дресс-коде» в масштабах всего российского общества, о том, что вызывающая одежда провоцирует насилие. Не из-за председателя ли ОВЦО православным пришлось задуматься, что они могут предложить на подиуме?

Афиша конкурса обещала, что покажут даже крестильные рубашки (их не было, зато ювелиры представили крестики и образки), нарядную и повседневную одежду, аксессуары. Роль последних выполнили войлочные сумки и рюкзаки из коллекции «Сублимация». Кстати, это было не единственное странное для привычного к православному лексикону уха название - дизайнеры не стеснялись в самовыражении. Например, коллекция «Валькирии» отсылала к скандинавским верованиям и рогатым шлемам вигингов, а в коллекции «Сердце мечты» присутствовала модель, полностью обнажающая спину девушки. Перед показом протоиерей Всеволод Чаплин поделился с журналистами надеждой на то, что однажды приличная и целомудренная одежда пробьет себе дорогу среди модных трендов, так что на улицах нельзя будет лицезреть пупки полуодетых людей. Что же, пупка ни у одной модели видно не было, а колготки в сеточку и леопардовые платья - это же совсем другое.

Казалось бы, задача ясная: продемонстрировать, как могут одеваться верующие люди разных возрастов в разных ситуациях. Дети выглядели естественнее всех. Показали невест: всех их - и в белых, и в расшитых красными орнаментами платьях - выводил на подиум один и тот же жених с таким смущением на лице, словно сразу после показа ему предстояло выбрать одну из них в спутницы жизни. Одели неформальную молодежь: хламиды песочного цвета, многослойные складки, босые ноги. Представили и очень короткие юбки, и не более длинные шортики (почему-то ими украсили коллекцию «Римские каникулы»). Коллекция «Паломник» напоминала об экспедиции гномов во главе с хоббитом Бильбо Беггинсом за драконьими сокровищами: очень трогательно и весьма симпатично, но девушки в штанах могут услышать неприязненные комментарии в путешествии к русским святыням. Некоторые головные уборы и прически изобретались, казалось, три века назад: скрученные из ткани бараньи рога, полуметровые шиньоны, вариации на тему кокошников и девичих лент. Что тут православного? А когда модельеры обращаются к фольклору и традиционному крестьянскому костюму - что здесь модного?

Хотелось бы, чтобы конкурсанты создали образ действительно чистый, цельный и обязательно гармоничный, - сказал перед показом председатель жюри модельер Вячеслав Зайцев. Его надежды не оправдались: вместо объявления победителей после дефиле он буквально закричал со сцены, что «возмущен этим безобразием» и что от увиденного ему становилось плохо. От православных модельеров он ждал «духовного прочтения идеи» - может быть, подходя к вопросу со слишком определенными требованиями. Например, кутюрье Зайцев хотел бы увидеть «элементарное черное платье с белым воротничком или платье в горошек», а ему продемонстрировали «множество бессмысленных наворотов». Православную девушку, с его точки зрения, должно быть так же легко отличить в толпе, как сейчас - мусульманку, причем не по юбке в пол и глухо завязанному платку, а по светлому впечатлению от опрятного и культурного образа. Платье-рубаха с красивой косынкой могут создать такой образ, а пышность и вычурность представленных моделей - никогда. Пока, как согласился отец Всеволод Чаплин, у мусульманок лучше получается одеваться.

Мэтр заявил, что к конкурсу никто не подготовился и тема осталась не раскрытой. Действительно, создавалось впечатление, что под вывеску православия просто собрали уже имевшиеся коллекции. Многие из них интересны, но, как и полагается высокой моде - искусству ради искусства - совершенно непрактичны.

Конечно, православная одежда - это не только «кобеднишные» вещи, которые можно подбирать по цветам богослужебных облачений на тот или иной праздник, но и повседневные модели, в которых не стыдно отправиться на работу. После показа в очереди за «неконфессиональными» куртками у гардероба девушки рассуждали: если бы вся представленные одежда оказалась в магазине по приемлемым ценам, многое ли можно было бы примерить? «От силы одну-две вещи», - говорили студентки и пожимали плечами: в университет в большинстве нарядов не зайдешь, в церковь - тем более.

Может быть, девушки были слишком строги. Симпатичных моделей было хоть и не намного, но больше, чем две. Да и принцип - не противоречить своей вере своим внешним видом, чтобы из-за нас имя Божие не хулилось у язычников - кажется добрым.

Конкурс проводили в Содружестве православных деятелей культуры, науки и образования совместно с Московским государственным текстильным университетом, при поддержке Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества и Министерства образования и науки. Не хватало только представителей магазина «12 праздников», открытого в Москве уже пятый год и хотя уязвимого для критики, но продолжающего работу. Высокий статус организаторов показа пока не помог «православной моде» в вариантах «сияния серебра», «березовых струн», «обратных перспектив», «жемчужин» и «сублимаций» (названия коллекций) проложить себе путь к сердцу будь то широкой аудитории, будь то кутюрье Зайцева - кстати, профессора кафедры моделирования одежды и обуви в том самом Московском текстильном университете.