Музыкально ритмическое упражнение на тему одежда. Конспект логоритмического занятия для второй младшей группы "одежда". Основные задачи программы

Логоритмическое занятие

для детей второй младшей группы

Тема: Одежда.

Занятие проводят : учителя-логопеды, воспитатель.

Задачи:

Развивать оптико-пространственные представления;

Развивать зрительное внимание;

Совершенствовать технику ходьбы, бега;

Развивать понимание речи;

Расширять словарный запас по теме: «Одежда»;

Продолжать развивать умение правильно согласовывать движения с текстом:

Выучить песенку «Для чего нам шапка, варежки, шнурки?».

Оснащение: предметные картинки «Одежда», предметы детской одежды (штаны, куртка, шапка, шарф).

Аудиозаписи: детская песенка «Для чего нам шапка, варежки, шнурки?», музыка «Тропинка», Е.Железнова «Урок прошел», песенка Марии Шаро «Колыбельная».

Ход занятия

    Дети заходят в группу под музыку (марш «Тропинка»)

Быстро в детский сад бежим,

В группу мы свою пойдём.

Также будем крепко спать!

Идём, поднимая высоко ноги;

Бежим на цыпочках;

Идём приставным шагом.

Дети становятся в круг.

    Вот пришли мы в детский сад,

Там полно-полно ребят:

Кати, Светы,

Вани, Пети.

На мальчишках всех штанишки:

Вот штанишки для Илюшки, показываем штанишки

Сшила бабушка из плюша . Ручки «мотаем»

Ходит в них гулять Илья, гуляем

Он большой, как ты и я. Руки вверх, руками показываем на ребят и на себя.

А все девочки одеты в платьях:

Это платья для Наташки - Руками показывает платье

Красные горошки . Ручки кружочками

А на платьях два кармашка , Кармашки

Спрячем в них ладошки . Руки назад

    Артикуляционные упражнения:

Ой, какое красивое платье: О-О-О-О .(Вытянуть губы трубочкой вперед, втягивать воздух)

Ах-Ах-Ах! - какое красивое платье

Эх-Эх-Эх! - радостное платье

    Пальчиковая гимнастика:

В платье у Наташки,

Было два кармашка.

А в кармашках есть платочек.

Только грязный он что-то очень

Будут гномы помогать,

Будем с ними мы стирать:

« ГНОМИКИ-ПРАЧКИ »

Жили-были в домике

Маленькие гномики:

Токи. Пики, Мики, Лики, Чики.

Раз, два, три, четыре, пять.

Стали гномики стирать:

Токи - рубашки,

Пики - платочки,

Мики - штанишки,

Лики - носочки,

Чики умница был,

Всем водичку носил.

    Вот рубашки и платочки,

И штанишки, и носочки.

Вся одежда нам нужна,

А зачем же нам она?

Учим детскую песенку: «Для чего нам шапки, варежки, шнурки?»

Песня «Для чего нам шапка, варежки, шнурки?»

    Для чего, скажите, варежки нужны?

Может быть, морозы вовсе не страшны?

Не хочу в карманах варежки держать.

Не пойду-ка лучше я гулять!

    Для чего ботинки, для чего шнурки?

Чтобы мне обуться нужно три руки!

Не хочу шнурочек в дырочку вдевать.

Не пойду-ка лучше я гулять!

    Для чего нам шапка? Если там и тут

На моей макушке волосы растут.

Не хочу под шапку чубчик заправлять.

Не пойду-ка лучше я гулять!

    Это чей весёлый за окошком смех,

Во дворе ребята лепят снеговик,

Я сижу, скучаю, как угрюмый рак,

Может, сделал что-то я не так?

    Хороводная игра: « Как у наших у ворот »:

Звучит минусовка русской народной песни: «Как у наших у ворот»:

(Ю.О.Филатова, Н.Н.Гончарова, В.В.Прокопенко «Логоритмика» - М., НКЦ, стр.154-155) Поём воспитатель (логопед), дети выполняют движения под музыку.

Куплет 1 .

Как у наших у ворот,

Как у наших у ворот.

Ай, люли, у ворот.

Ай, люли, у ворот.

Игла ниточку ведёт,

Игла ниточку ведёт.

Ай, люли, вот ведёт,

Ай, люли, вот ведёт.

Куплет 2 .

Вдруг игла плясать пошла,

Вдруг игла плясать пошла,

Ай, люли вот пошла.

Ай, люли вот пошла.

Ткань шелковую взяла,

Ткань шелковую взяла,

Ай, люли, вот взяла.

Ай, люли, вот взяла.

Куплет 3 .

Вышло платьице плясать.

Вышло платьице плясать,

Ай, люли, вот плясать.

Ай, люли, вот плясать

Да себя нам показать,

Да себя нам показать.

Ай, люли, показать,

Ай, люли, показать.

Куплет 4 .

Вот кармашки, а вот рюшки.

Посмотри-ка ты, подружка,

Да со мною попляши!

Ах, как платья хороши!

Все тут в платьях и в рубашках,

В сарафанах, в брюках с пряжкой,

В юбках в складку и плиссе…

Эх, нарядные мы все!

7.Вот закончился урок

Нам пора идти гулять:

Что мы будем надевать?

Открываем шкафчики: А-А-А

Надеваем штанишки: Ш-ш-ш - одна штанина, Ш-ш-ш - вторая штанина,

Резинки - ЧПОК.

Теперь курточка: рукав - А, второй рукав - А-А-А

Молния - У-у-у-у

Кнопочки - Ы-Ы-Ы.

Шапочка - потянулись: на головку, верёвочки - ЧИК-ЧИК

Шарфик - длинный есть, короткий есть.

Валеночки - раз, два.

    Е.Железнова « Кончился урок »:

Целый час мы занимались

И немножко баловались.

Песенку теперь споём

И на улицу пойдём.

Для Катюше на прощанье

Мы помашем: «До свиданья!»

И для Тани на прощанье

Мы помашем: «До свиданья!»

Нашей Юли на прощанье

Мы помашем: «До свиданья!»

Коле тоже на прощанье

Мы помашем: «До свиданья!»

А Андрею на прощанье

Топнем ножкой «До свиданья!»

Нашей Ире на прощанье

Топнем ножкой: «До свиданья!»

9. Релаксация:

Быстро-быстро мы оделись,

Мы трудились, не ленились

На ковре мы посидим,

А, быть может, полежим.

Дети ложатся на ковёр, звучит мелодия для детской релаксации.

(Звучит «Колыбельная» музыка Марии Шаро.)

1.Упражнение на развитие мимических мышц к теме «Ягоды».

Дети меняют выражение лица по нарисованным пиктограммам, изображающим различные эмоции.

Есть ягоды сладкие – земляника, ежевика.

Есть и кислые – клюква, брусника.

А есть очень полезные – черника.

2.Пальчиковая игра к теме «Овощи».

Эй, ребята! Эге-гей!

Чистим овощи для щей! Дети хлопают в ладоши.

Режем мы капусту. Ставят ладони параллельно друг другу, пальцы выпрямлены.

Поочередно поднимают и опускают ладони.

Будет супчик вкусный.

Чистим мы картошку, Поглаживают пальцами тыльную сторону ладони

Чистим очень ловко,

Мы натрем морковку, Сгибают руки в локтях, сжимают пальцы в кулаки и поднимают их к плечам.

Одновременно опускают и поднимают руки.

А потом, потомСтучат по ладони ребром другой ладони

Мы покрошим помидор,

И головку лучка,

И зубчик чеснока.

Мы посолим супчик.Мелко перебирают пальцами руки, собранными в щепоть.

Попробуй, голубчик! Протягивают обе ладони вперед.

3. Пальчиковая игра к теме «Овощи».

Ох-ох-ох – лучше всех горох.

Дети соединяют ритмично большой и указательный пальцы.

Ха-ха-ха – это чепуха!Хлопают в ладоши.

Ор-ор-ор – всех вкуснее помидорударяют кулаками по коленям.

Овь-овь-овь – сладкая морковь хлопают ладонями по коленям

Ла-ла-ла – вкусная свекларитмично сжимают пальцы в кулаки.

Оп-оп-оп – душистый укроп ритмично сжимают и разжимают пальцы, подняв руки вверх.

4.Двигательное упражнение к теме «Дикие животные».

Ох, обманчивы манерыдети шагают на носках

Черной хищницы-пантеры

Все убегают, как от пожаралегко бегут на носках

Пятна узрели коль ягуара

Через зарослей заслоншагают на всей стопе

Шел по джунглям толстый слон.

Страшен гривы этой гнев,

Царь зверей, конечно, левшагают с носка, отводя руки назад и вытянув шею

Ходит важно, словно граф,

С длинной шеей наш жираф

5.«Листопад» к теме «Осень».

Понадобятся листья деревьев

Листопад, листопадкружатся, изображая листочки

Листья желтые летят,подбрасывают листочки вверх

Под ногами шуршат, шуршат,ходят по листочкам

Скоро станет голым сад.Ложатся на пол и слушают музыку.

6.Двигательное упражнение к теме «Грибы».

Едут в электричке дети встают друг за другом и двигаются за ведущим топающим шагом, ускоряя и замедляя движение в соответствии с темпом музыки и речи.

Волнушки и лисички

С подружками-друзьями,

Чушками-груздями.

Колеса со старанием

По рельсам тарахтят,

Везут по расписанию

Компанию опят.

7.Пальчиковая игры к теме «Деревья».

Ветер по лесу летал,дети делают кистями плавные движения вперед – к груди.

Ветер листики считал:

Вот дубовый, поочередно загибают пальцы на руке.

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку. Встряхивают кистями рук.

8.Пальчиковая игра к теме «Овощи».

У девчушки Зиночки Овощи в корзиночке: Дети делают ладошки «корзинкой».

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец. Сгибают пальчики, начиная с боль¬шого.

Наша Зина - молодец! Показывают большой палец.

9.Пальчиковая игра к теме «Фрукты».

Как у нашей Зины Фрукты в корзине:Дети делают ладошки «корзинкой».

Яблоки и груши,

Чтоб ребята кушали,

Персики и сливы

До чего красивы! Сгибают пальчики, начиная с мизинца.

Вкуснее наших фруктов нет!

Гладят живот.

10. «Фруктовая ладошка».

Этот пальчик - апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик - слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик - абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик - груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик - ананас,

Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.

Фрукт для вас и для нас. Показывают ладошками вокруг и на себя.

11. Пальчиковая игра к теме «Грибы».

Я корзину в лес беру,

Там грибы я соберу.

Удивляется мой друг:

«Сколько здесь грибов вокруг» Показывают удивление, развод руки в стороны.

Подосиновик, масленок,

Подберезовик, опенок,

Боровик, лисичка, груздь -

Не играют в прятки пусть!

рыжики, волнушки

Найду я на опушке,

возвращаюсь я домой,

Вce грибы несу с собой.

Поочередно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой руки.

Мухомор не понесу.

Пусть останется в лесу! Большой палец левой руки отставляют, грозят ему.

12. Пальчиковая игра к теме «Ягоды».

Ягоды - это крыжовник,

Клюква, черника, брусника,

Малина, клубника, шиповник,

Смородина и земляника. Указательным пальцем одной руки пересчитывают, сгибая, пальцы на другой руке.

Запомнил ягоды я наконец.

Что это значит? Приподнимают плечи, удивляются.

Я - молодец! Большой палец вытягивают вперед.

13. Пальчиковая игра «Спортсмены».

Чтоб болезней не бояться

Надо спортом занимать Поднимают руки к плечам, плечам, в стороны.

Играет в теннис теннисист

Он спортсмен, а не артист

В футбол играет футболист

В хоккей играет хоккеист,

В волейбол - волейболист,

В баскетбол - баскетболист.

14. Пальчиковая игра на развитие словообразования.

Этот дом - одноэтажный.

Этот дом - он двухэтажный.

А вот этот - трехэтажный.

Этот дом - он самый важный:

Он у нас пятиэтажный.

15. Пальчиковая игра к теме «Мебель».

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Пальцы обеих рук поочередно зажи¬мают в кулачки.

Много мебели назвал - Десять пальчиков зажал!

Поднимают зажатые кулачки вверх.

16. Пальчиковая игра к теме «Посуда». На словообразование.

Девочка Иринка порядок наводила. Показывают большой палец.

Девочка Иринка кукле говорила:

«Салфетки должны быть в салфетнице,

Масло должно быть в масленке,

Хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль? Ну, конечно, в солонке!»

Поочередно соединяют большой па¬лец с остальными, начиная с указательного.

17. Пальчиковая игра к теме «Посуда».

Посуду моет наш Антошка.

Потирают ладошки друг о друга

Моет вилку, чашку, ложку.

Вымыл блюдце и стакан,

Разгибают пальцы из кулачка, на¬чиная с мизинца.

И закрыл покрепче кран.

Выполняют имитирующее движение.

18. Пальчиковая игра к теме «Транспорт».

Все машины по порядку

Подъезжают на заправку:

Обеими руками «крутят руль» пе¬ред собой.

Бензовоз, мусоровоз,

С молоком молоковоз,

С хлебом свежим хлебовоз.

И тяжелый лесовоз.

Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки.

19. Пальчиковая игра к теме «Детеныши диких животных».

Это зайчонок, это бельчонок,

Это лисенок, это волчонок,

Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

Вращают большим пальцем.

20. Пальчиковая игра к теме «Насекомые».

Дружно пальчики считаем -

Насекомых называем.

Сжимают и разжимают пальцы.

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

Поочередно сгибают пальцы в кула¬чок, начиная с большого.

Это кто же тут звенит? Ой, сюда комар летит!

Вращают мизинцем.

Прячьтесь!

Прячут руки за спину.

21. Пальчиковая игра к теме «Продукты питания».

Пекарь, пекарь, из муки

Испеки нам колобки,

Выполняют круговые движе¬ния ладонями - имитация ска¬тывания колобка.

Да сушки - Ванюшке,

Да баранки - Танюшке,

Да бублики - Мишке,

Да калачи - Маришке.

Поочередно соединяют боль¬шие пальцы обеих рук с осталь¬ными пальцами - упражнение «колечки».

22. Пальчиковая игра к теме «Посуда».

Дети делают движения, соответствующие тексту.

Раз, два, три, четыре -

Мы посуду перемыли.

Чашку, чайник, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали!

23. Пальчиковая игра для детей раннего возраста «Части тела».

Игра «Птички»

Нашли свои «волшебные пальчики»,

Посмотрим на них

Какие красивые,

Подуем на них тихонько, и пальчики немного шевелятся,

Подуем сильнее, пальчики сильнее зашевелились,

Прилетели птички и зачирикали (пальчики складывают¬ся в одну точку, создавая клювики птичек)

- «чирик, чирик»,

Покормим птичек (голубей - «гули, гули», уточек - «ути, ути», цыплят - «цып, цып»).

Прилетели птички, клюют зернышки,

Все склевали?

И полетели, полетели, полетели на головку сели,

На щечки сели, на лобик, на бровки, на подбородок, на локотки, на коленочки, на поясочек, на спинку, на животик,на ладошку сели и запели «Сороку».

24. Тема «Части тела».

Один, два, три, четыре, пять!

Можем всё мы показать!

Это локти - их коснемся.

Вправо, влево мы качнемся,

Это плечи - их коснемся.

Вправо, влево мы качнемся.

Если мы вперед качнемся,

То коленей мы коснемся.

Один, два, три четыре, пять!

Можем всё мы показать!

Ритмично хлопают в ладоши.

Обхватывают ладонями оба локтя.

Кладут кисти рук на плечи,

Выполняют наклоны вправо и влево.

Выполняют наклоны вперед, касаются коленей.

Ритмично хлопают в ладоши.

Используемая литература:

1.Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М., «Книголюб», 2003. – 56 с.

2.Борисова Е.А. Пальчиковые игры для детей 4-5 лет// Логопед. - №1. – 2006. стр. 65-74.

3.Пилипенко Л.В. Продукты питания. // Логопед. - №1. – 2006. стр. 78.

4.Стрельникова С.И. Посуда. // Логопед. - №1. – 2006. стр. 81.

Цель. Развивать фонематический слух, зрительное внимание, память, общую и мелкую моторику рук, воображение. Расширять лексический запас. Вырабатывать точность речевых движений артикуляционного аппарата.

Материал. Витрина. Игрушечная машина, мишка, паровоз, мартышка. Матрёшка, кукла, ванька-встанька, солдатики, волчок, мяч.

Логопед. Ребята, хотите пойти в магазин игрушек? Это не простой магазин, а волшебный: игрушки могут оживать, а покупатели – ненадолго превращаться в игрушки.

Посмотрите, в магазине

Все игрушки на витрине:

Заводные зайчики,

Куколки и мячики,

Пушистые котята,

Матрёшки, медвежата.

Все на полочках сидят,

С нами поиграть хотят.

В нашем магазине у каждая игрушка имеет свою песенку.

Комплекс общеразвивающих упражнений .

Логопед снимает с витрины игрушки и читает о каждой стихи. Дети проговаривают или пропевают последнюю строку и выполняют упражнение.

Логопед.

Вот солдатики стоят,

Начинается парад.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем мы шагать.

(Маршируют.)

Вот бегут машины,

Шуршат своими шинами.

Жёлтые и красные –

Все такие разные.

Ш – ш – ш…

(Двигаются с притопом.)

Медвежонок взял гармошку,

Поиграть решил немножко.

(Разводят руки в стороны, имитируя игру на гармошке.)

Раз, два! Поворот…

Он танцует и поёт.

(Кружатся, выполняя движение «пружинка».)

Вот матрёшки – крошки,

Пёстрые одёжки,

Яркие платочки,

Розовые щёчки.

(Выполняют «пружинку» со взмахом руки вверх.)

Эй, скорее посмотри!

Куклы танцевать пошли.

Ножки выставляют,

В гости приглашают.

(Выставляют то одну, то другую ногу на пятку, поднимая согнутые в локтях руки вверх, пальцы прямые – заводная кукла.)

Вот такой весёлый мячик,

Так и скачет, так и скачет!

Мне б скорей его поймать,

Чтобы снова поиграть.

(Прыгают на двух ногах, на конец фразы приседают.)

Ванька-встанька, ванька-встанька,

Приседай – ка, приседай – ка.

Непослушный ты какой!

Нам не справиться с тобой!

(Наклоняются вправо – влево, выполняют полуприседания, грозят указательным пальцем.)

Всех красивей паровоз:

Две трубы и сто колёс.

Ну а едут в нём игрушки –

Куклы, зайчики, петрушки.

(Двигаются дробным шагом, работая согнутым в локтях руками)

Продолжая двигаться, исполняют песню «Паровоз» (муз. З. Кампанейца, сл. О. Высотской).

Логопед.

Вот забавная мартышка,

Обезьянка – шалунишка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Хочет с вами поиграть!

Массаж биологически активных точек «Обезьянка Чи – чи - чи». Дети садятся по – турецки.

Логопед.

Обезьянка Чи – чи – чи

Продавала кирпичи.

(Проводят ладонями по шее от затылочной части к основанию горла.)

Подбежал тут к ней зайчонок:

Не продашь ли кирпичонок?

(Проводят указательным и средним пальцами по крыльям носа.)

Нет! – сказала Чи – чи – чи. –

Продаю я кирпичи.

(Проводят пальцами обеих рук от середины лба к вискам.)

Знай, зайчонок!

Нет слова «кирпичонок»!

(Раздвигают указательный и средний пальцы обеих рук, ставят их перед и за ухом и энергично растирают кожу около ушей.)

Как красиво в магазине!

Но игрушкам на витрине

Стало скучно так стоять,

Захотелось поиграть.

Игра «Магазин» с импровизированным пением и движениями.

Дети (двигаются хороводным шагом и поют).

Открываем магазин.

Заходите, заходите,

Покупайте, что хотите!

Кукла (ребёнок выходит в круг и поет).

На меня вы посмотрите

И к себе домой возьмите.

Буду вас любить и слушать.

А зовут меня Катюша.

Логопед.

Кто игрушку покупает

И с собою забирает?

Первый ребёнок. Я игрушку покупаю.

Кукла.

Прежде чем меня забрать,

Должен ты меня поймать!

Мяч

Я – прыгун, весёлый мячик.

Не люблю того, кто плачет,

Не люблю того, кто плачет,

А люблю того кто скачет!

Логопед.

Кто игрушку покупает

И с собою забирает?

Второй ребёнок. Я игрушку покупаю!

Прежде чем меня забрать,

Должен ты меня поймать!

Ребёнок ловит игрушку и встаёт вместе с ней в круг. Дети двигаются по кругу хороводным шагом и поют «Динь – динь – динь, динь – динь – динь…»

Конёк (ребёнок выходит в круг и поёт).

Я – конёк не простой,

Я – конёк заводной.

Топ – топ, цок – цок,

Забирай меня, дружок!

Логопед.

Кто игрушку покупают

И собою забирают?

Третий ребёнок. Я игрушку покупаю!

Конёк.

Прежде чем меня забрать,

Должен ты меня поймать!

Ребёнок ловит игрушку и встаёт вместе с ней в круг. Дети двигаются по кругу хороводным шагом и поют «Динь – динь – динь, динь – динь – динь…».

Котик (ребёнок выходит в круг и поёт).

Я – котик – котофей,

Хорошо ловлю мышей.

Деткам песенку пою:

«Мяу, баюшки – баю!»

Логопед.

Кто игрушку покупает

И с собою забирает?

Четвёртый ребёнок. Я игрушку покупаю!

Котик.

Прежде чем меня забрать,

Должен ты меня поймать!

Ребёнок ловит игрушку и встаёт вместе с ней в круг.

Все дети.

Динь – динь – динь, динь – динь – динь,

Закрываем магазин!

Логопед.

В гости кукла приглашает,

Сладким чаем угощает:

«Приходите, все игрушки!

Будут тортик вам и плюшки».

Артикуляционная гимнастика.

  • Упражнение «Вкусное варенье». Рот открыт. Губы раздвинуты в улыбке. Широким передним краем языка дети облизывают верхнюю губу, делая движение сверху вниз, затем втягивают язык в рот, к центру нёба.

Логопед следит за тем, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят; чтобы губы не натягивались на зубы и нижняя челюсть не «Подсаживала» язык вверх.

  • Упражнение «Подуй на чай». Дети кладут широкий язык на нижнюю губу и выдыхают на кончик языка.
  • Упражнение «Покатай во рту конфетку». Рот закрыт. Кончик языка упирается в щёку и двигается вверх – вниз. Логопед следит за тем, чтобы челюсть не двигалась.

Логопед.

Мишка пьёт горячий чай

И сосёт конфетку.

Не облейся невзначай,

Завяжи салфетку.

Мимическое упражнение. Дети показывают с помощью мимики, как мишка ест лимон, солёный огурец, конфету, торт и т.д.

Логопед. Что – то мишка наш стал грустным: наверно, съел много шоколада.

Дыхательное упражнение «Пожалеем мишку». Дети дуют на ладонь как можно дольше, стараясь, чтобы воздух выходил равномерной струёй.

Логопед.

Мишка наш совсем здоров –

Даже танцевать готов.

Ну и веселье у куклы и мишки –

Полечку пляшут без передышки.

Дети исполняют танец «Мишка с куклой пляшут полечку» (муз. М. Старокадомского).

Логопед. (снимает с витрины волчок).

Чок – чок – чок –

Закружился наш волчок.

Он жужжит, гудит, поёт,

Поиграть ребят зовёт.

Подвижная игра «Волчок» (М. Картушина).

Дети свободно располагаются по залу, поставив руки на пояс.

Логопед.

Вертится волчок, кружится.

Ему на месте не сидится.

(Кружатся на носочках сначала медленно, потом всё быстрее.)

Покружился, пожжужал,

Притомился и… упал.

(Замедляют кружение.)

Ж – ж – ж…

(Приседают.)

Сделаем во дворике

Из песочка домики.

Быстро дело спорится,

Куклин домик строится.

Пальчиковая игра.

Логопед.

Все, что только захотим,

Из песка мы смастерим.

(Хлопают в ладоши.)

Гоша лепит колобок,

(«Лепят» колобок)

А Альбина теремок,

(Соединяют ладони над головой – крыша.)

Люба лепит разных рыб,

(Прижимают ладони одну к другой и двигают ими вправо – влево.)

Ну а Даша белый гриб.

(Одну руку сжимают в кулак, сверху прикрывают её ладонью другой руки – шляпка гриба.)

Логопед.

Бом – бом! Бим – бим!

Закрываем магазин!

Конспект логоритмического занятия в подготовительной группе на тему «Поможем одеться лесным зверятам» (Одежда. Обувь. Головные уборы)

Задачи логопеда:

1. Развитие координации движений со сменой темпа в зависимости от темпа музыки.

2. Уточнение активного и обогащения пассивного словаря по теме: «Одежда. Обувь».

3. Образование прилагательных от существительных.

4. Образование формы существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

5. Деление слов на слоги.

6. Развитие умения согласовывать существительное с местоимением.

7. Работа над улучшением координации речи с движением.

8. Развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

9. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти.

Задачи музыкального руководителя:

1. Учить различным видам ходьбы, бега, поскокам в соответствии с темпом и ритмом музыки.

2. Развитие вокально-певческих навыков.

3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку различного характера.

4. Учить соотносить речь с движением в соответствии с музыкой.

Воспитатель проводит подготовительную работу по лексической теме по заданию логопеда, заучивает речевой материал стихов для речи с движением. На физкультурных занятиях разучивает подвижные игры, отрабатывает точность выполнения движений, которые на логопедической ритмике выполняются под музыку.

I . Организационный момент.

Логопед: Ребята, сегодня в почтовом ящике я нашла письмо от лисички. Посмотрим, что же она нам написала… (Логопед открывает письмо)

«Милые ребятишки, девчонки и мальчишки, хорошо Вам в детском саду, тепло, а у нас в лесу холодно. У зайца-то новая шубка, а я замерзаю, шубу мою моль поела. Спасите, помогите! »

Логопед: Чем же нам лисе помочь? (шубку новую подарить) Ой, да тут еще что-то мелким почерком написано, зайка, кажется приписал.

«Дорогие ребятки, у меня шубка новая, теплая, белая и красивая и на снегу меня никто не замечает, лиса мимо бегает. А вот лапкам холодно. Помогите мне!»

Логопед: А что же мы можем зайчику подарить, чтобы лапы не мерзли? (Обувь).

Значит, придется нам в лес отправляться, но в лесу холодно, одеться надо! Что мы одеваем? А что обуваем? (Одежду, обувь, головные уборы)

· Развитие умения согласовывать существительное с местоимением «Мой, моя, мои» .

Логопед называет одежду, бросает мяч. Ребенок повторяет название одежды с соответствующим местоимением (майка – моя майка, колготки – мои колготки., возвращает мяч.

II . Вводное упражнение:

Логопед: Оделись, обулись - теперь идём в лес.

В лес к зверятам мы пойдём

И от холода спасём

Обычная ходьба

Чтоб в снегу не увязать –

Ноги надо вверх поднять.

Ходьба с высоким подниманием бедра

«Лошадки» муз. Красева М.

Снежок пятками прибьём

И быстрее мы пойдём.

Ходьба на пятках

муз. Русская народная

На носочках побежали

И ни сколько не устали.

Бег на носочках

Ох, запутались дорожки –

Вы не заблудитесь, ножки.

Ходьба по ориентирам с крестным шагом

III .Основная часть:

1. Развитие моторики. Координация речи с движением.

Логопед: Замёрзли руки у нас без рукавичек, надо скорее надеть их.

Рукавички мы надели

«фонарики»

Поглядите вы на нас:

показывают друг на друга, а потом на себя

В наших новых рукавичках

Мы начнем веселый пляс

руки на поясе, кружатся

Мы похлопаем в ладоши,

хлопки

Мы потопаем немножко,

притопы

Рукавички отряхнем

Скользящие хлопки

И опять плясать начнем.

«пружинки»

2. Развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц. (Дыхательное упражнение «Ветерок»)

Логопед: Ох, и холодный же ветер дует.

3. Развитие слухового внимания, представления и памяти. Закрепление названий предметов одежды, обуви и головных уборов. Игра «Вешалка для одежды»

Дети двигаются по залу под музыку. Когда логопед называет предмет одежды, останавливаются, разводят руки в стороны, услышав название головного убора – кладут руки на голову, обуви – топают ногой (пяткой).

4. Слушание «Надевайте валенки» Степанова

5. Пение «Надевайте валенки» Степанова (в хороводе)

6. Закрепление и активизация словаря по лексической теме. Деление слов на слоги (отстукивание кубиками) Игра «Прохлопай слова»

Логопед: А что же мы зайчику (лисе) хотели подарить? (Обувь (одежду))

Логопед: А какую обувь (одежду) вы знаете? Вспомните, пожалуйста, что слова делятся на части. Мы с вами их разделим с помощью хлопков. Сколько раз хлопнем в ладоши - столько в слове и слогов.

Дети по очереди называют предметы обуви (одежды), отхлопывая слова в ладоши по слогам.

Дети дарят подарки (шубку, башмачки) лисе и зайцу и прощаются с ними.

IV . Заключительная часть :

Логопед: Ребята, мы помогли зверятам, погуляли, поиграли, а теперь нам пора домой возвращаться.

Дети ложатся на ковёр на спину и слушают музыку «Ноября» «На тройке» альбом Времена года Чайковского.

Конспект коррекционно-развивающего занятия по логоритмике

в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Раз, два, три, четыре, пять, любим осенью гулять

Лексическая тема: «Осенняя одежда, обувь»

Левченко Виктория Викторовна,
учитель-логопед МБДОУ ДС КВ №12 ст. Выселки

Логопедическая ритмика - это, прежде всего, комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. Поэтому в педагогической практике учителя-логопеда ДОУ логоритмика необходима для того, чтобы коррекционная работа с детьми-логопатами групп компенсирующей направленности была наиболее эффективной.

Основные задачи:

1. Развить у детей двигательно - образные навыки: умение владеть своим телом, координировать свои движения, согласовывать их с музыкой и учить ориентироваться в пространстве.

2. Расширять лексический запас детей-логопатов по лексической теме «Осенняя одежда, обувь»

3. Учить детей вырабатывать четко координированные движения во взаимосвязи с речью.

4. Развивать слуховое внимание, ритмический слух, зрительную и двигательную память.

5. Совершенствовать развитие общей и мелкой моторики.

6. Обучать детей артикуляционным движениям.

7. Развивать мелодико - интонационные компоненты, творческую фантазию и воображение.

Ход занятия:

1. Вводная ходьба. Приветствие.

Пропевание названий осенней обуви, одежды.

2. Упражнение на развитие слухового внимания «Что мы надеваем?» (Логопед за ширмой расстегивает молнию, липучку или кнопки, а дети на слух определяют.)

3. Упражнение на координацию речи с движением «Башмачок»

Раз! Два! Три! Четыре! (Дети скачут по кругу)

По дорожке я скачу!

Раз! Два! Три! Четыре!

Башмачок скакать учу.

Раз! Два! Три! Четыре! ( стучат каблучком по полу)

Обломился каблучок.

Раз! Два! Три! Четыре! ( Поднимают ногу и вертят носком из стороны в

Заблудился башмачок. сторону)

Повторяют движения другой ногой.

4.Упражнения для языка и губ

Логопед: Одежду шьёт портной и ему для этого необходима иголка, давайте языком покажем иголочку.

«Иголочка»: Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

«Шитье на разных швейных машинках»: Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить «Д-д-д-д» (шьем на электрической швейной машинке), «Т-т-т-т» (шьем на ручной швейной машинке)

«Расстегиваем и застегиваем молнию»: Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до 5 (застегнули молнию), разомкнуть губы (расстегнули молнию).

«Большие пуговицы и маленькие пуговки»: Максимально округлить губы (большая пуговица), вытянуть губы узкой трубочкой (маленькая пуговица).

5. Чистоговорки:

Ма-ма-ма - платье шью сама

Ом-ом-ом - бантик есть на нем

Ми-ми-ми - поясок возьми

Тё-тё-тё - отложили мы шитьё

Ать-ать-ать - мы идем гулять

То-то-то - я иду в пальто

Ут-ут-ут - сапоги не жмут

6. Логопедические распевки «Платье», «Брюки»

(Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки с 17)

7. Пальчиковая гимнастика «Ботинки»

Всюду, всюду мы вдвоем (средний и указательный пальчики «шагают»)

Неразлучные идем.

Мы гуляем по лугам, (дети загибают по одному пальчику, начиная с

По зеленым берегам, большого)

Вниз по лестнице сбегали,

Вдоль по улице шагали,

После лезем под кровать,

Будем там тихонько спать. (укладывают ладони на стол)

8. Ритмодекламация (под музыку):

Куртка — теплая одежда.

В куртках Таня и Олежек

В октябре и ноябре,

Когда сыро на дворе.

9. Игра «Разложи» ( дифференциация одежды и обуви)

Логопед раздает детям картинки с изображением предметов одежды и обуви, которые необходимо разложить, одежду - в шкаф (подарки для Тани), а обувь - на обувную полку (для Олежки) .

10. Упражнение на развитие внимания «Туфелька, сапожок и калоша»

Дети двигаются по залу под музыку. Когда логопед называет предмет обуви «туфелька», останавливаются, отставив правую ногу в сторону, услышав название «сапожок», останавливаются и становятся прямо, опустив руки вниз, услышав «калоша» - приседают.

11. Итог занятия. Релаксация

(звучит медленная композиция «Колыбельная»)

Наши ножки устали (садятся на ковер и поглаживают ноги)

Они прыгали, скакали.

Наши ручки устали (поглаживают руки)

Они хлопали, играли.

Глазки закрываются,

Реснички опускаются. (ложатся на спину и закрывают глаза)

Глазки засыпают,

Дети отдыхают.

Глаза голубые у киски моей (открывают глаза и смотрят вверх)

А небо над ними еще голубей.

Оно голубое, как тысячи глаз.

Мы смотрим на небо, а небо - на нас.

Глазки открываются,

Дети просыпаются. (спокойно встают и тянутся вверх)

Литература:

Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки