Национальное своеобразие воспитания заключается в. О национальном воспитании. Глава I. Проблема национального воспитания младших школьников в психолого-педагогической литературе

Каждый народ имеет свою систему воспитания, которая соответствует его характерным чертам. Воспитание, созданное самим народом, имеет воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа, - подчеркивал К. Д. Ушинский. Он считал, что «...воспитание берет человека всю, как она есть, со всеми его народными и единичными особенностями, - его тело, душу и разум...». В процессе воспитания у человека, в первую очередь, формируется мировоззрение и характер, а характер и есть именно тот почва, в которой коренится народность». Народность украинского воспитания определяют его язык, быт, этнос, традиции, этикет, юмор и тому подобное. Именно эти составляющие предопределяют специфические особенности системы воспитания каждого народа. «Обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое влияет гораздо сильнее убеждения, воспринято только умом, или за привычку, укоренившуюся страхом наказаний... воспитания, когда оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».

К. Д. Ушинский определяет два элементы характера человека: природный, коренится в телесном организме, - первая природа личности, и духовный, который вырабатывается в жизни под влиянием воспитания, - вторая природа личности (привычки, их приобретают в течение жизни).

Формирование второй природы личности начинается в семье, на лоне родной природы, когда ребенок находится преимущественно под влиянием родных, близких для нее людей и, конечно, ее формирование осуществляется средствами народного воспитания (сказка, игра, легенда, миф, первые элементы труда, которые чаще всего ребенок усваивает от бабушки, дедушки; убеждение произведенные на основе жизненных примеров, обычаев, традиций и тому подобное). На этом этапе развития личности ведущее место занимает народная, жизненная педагогика. Начинает осуществляться процесс передачи жизненного опыта старших поколений младшим, в чем и заключается основная суть воспитания. Об этом свидетельствует народная мудрость: «Если старшие язык ведут, пусть младшим уши растут», «Знаниями меняются, счастьем делятся», «Родительские советы - дороги даль ясна, мудрого советы - озера глубина», «Старший среди молодых молодеет, младший среди старших умнеет», «Голова - для ума, мудрец - для народа».

По мнению В. А. Сухомлинского, национальное воспитание без патриотизма немыслимо. Именно преданность родной земле, любовь к Родине, родному народу, его истории, языка, культуры порождают национальный менталитет, психику и характер человека. «Мир ребенка - это, прежде всего природа, которая окружает ее в детстве, заботы матери и отца, сказка, песня. Воспоминания об этом мире накладываются на всю последующую жизнь, дающие эмоциональную окраску всем стремлениям, мыслям, порывам. Азбука патриотического воспитания заключается в том, чтобы утвердить в человеческой душе богатое, яркое, незабываемое детство, запечатлеть в нем образы родной природы, которые волновали бы всю жизнь. У каждого человека должен быть родной уголок, который стал бы незабываемым воспоминанием о самом дорогом, - без этого нет человека. Нет ее морально-эмоционального и эстетического корни, нет свежего ветерка, который питает непотухающее пламя любви к родине».

Таким образом, процесс передачи опыта одних поколений другим обеспечивает народоведческий подход к воспитанию, основанному на всестороннем и глубоком изучении всего культурно-исторического развития и опыта родного и других народов. Реализовать процесс воспитания помогает народная педагогика. Какие же компоненты синтезируют социальный опыт народа?

Это прежде всего сумма человеческих знаний, история поколений, религия, народное творчество, искусство, культурные достижения, общепринятые нормы поведения и тому подобное.

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Основы педагогики

3. Теория и методика воспитательного процесса

3.3. Цель, задачи и основные направления воспитания

Важным условием эффективности воспитания является четкая постановка его цели, глубокое понимание и осознание ее воспитателями. Наличие цели дает возможность определить содержание и задачи каждого направления воспитания.

3.3.1 Цель и задачи национального воспитания

Цель воспитания основывается на национальных ценностях, придавая воспитанию целеустремленности и обеспечивая его результативность.

Цель воспитания.

С ориентацией на цель происходят направления воспитательного процесса, отбор методов, организационных форм, средств воспитательной деятельности.

Цель воспитания - совокупность свойств личности, которые стремится сформировать общество.

Имея объективный характер, цель воспитания выражает в обобщенной форме идеал человека.

Подчеркивая важность определения цели и задач воспитания, К. Ушинский писал: «Что сказали бы вы об архитекторе, который, закладывая новое здание, не сумел бы ответить на вопрос, что он хочет строить... То же самое должны сказать и о воспитателе, который не сумеет ясно и точно определить вам цели своей воспитательной деятельности... Вот почему, вверяя воспитанию чистые и впечатлительные души детей, вверяя для того, чтобы оно провело в них первые, а потому самые глубокие черты, мы имеем полное право спросить воспитателя, какой цели он будет добиваться в своей деятельности, и потребовать на этот вопрос ясного и категорического ответа».

А. Макаренко толковал цели воспитания как программу человеческой личности, человеческого характера, вкладывая в понятие «характер» все содержание личности, т.е. и характер внешних проявлений и внутренней убежденности, а также политическое воспитание, знания и т.п. Выдающийся педагог считал, что «воспитатели должны иметь такую программу человеческой личности и стремиться реализовать ее».

Общей целью воспитания является гармоничное развитие человека. Эта цель сформировалась еще в древнегреческих Афинах, где зародилось понятие «калокагатія» (великодушие) - идеал воспитания, сочетающий благородство, богатство, физическое совершенство и моральные добродетели. В эпоху Возрождения итальянские гуманисты дополнили его идеей всестороннего развития личности. Так сложился идеал всесторонне и гармонично развитого человека.

Идеал - представление о образец человеческого поведения и отношений между людьми, которые исходят из понимания цели жизни.

Формирование идеала человека зависит от воспитания, условий жизни и деятельности, особенностей его личного опыта.

Идеалы отличаются по содержанию, структуре и действенностью.

Структура идеала свидетельствует о степени его обобщенности, то есть является ли идеалом конкретный человек, или совокупность черт нескольких лиц, обобщенных в едином образце.

Действенность идеала означает степень его влияния на поведение и сознание личности.

Идеал национального воспитания глубоко раскрыты в трудах украинского педагога Григория Ващенко «Воспитательный идеал», «Воспитательная роль искусства», «Тело-воспитание как средство воспитания воли и характера» и др. В его основу положены общечеловеческие и национальные ценности, что является духовным достоянием народа.

К общечеловеческим ценностям относятся моральный закон творения добра и борьбы со злом, поиск правды, справедливости, признание идеалов любви и красоты. Их носителем является христианская религия. Она ориентирует человека на служение высшему идеалу - Богу.

Вместе с тем человек рождается и живет в конкретном национальном среде, которая отличается своим языком, культурой, обычаями. С рождения ее окружают национальные ценности.

Идеал национального воспитания основывается на служении Богу и своей нации. Бог - это абсолютная Правда, Любовь, Справедливость, Красота. Нация - реальная земная сообщество, в жизни которой должны реализоваться абсолютные общечеловеческие ценности. В педагогическом смысле воспитательным идеалом является человек, который служит Богу и Украине. Г. Ващенко резко противопоставляет идеал украинского национального воспитания большевистской модели, которая основывается на материализме и атеизме, и национал - социалистической идеологии фашизма с ее проповедью культа силы и пренебрежения к человеку.

Конечной целью воспитания личности является ее подготовка к жизни в обществе, к выполнению ролей гражданина, труженика, общественного деятеля, семьянина, товарища. Подготовка к роли гражданина предполагает формирование у человека ярко выраженной активной гражданской позиции, чувства долга и ответственности перед обществом. Роль труженика охватывает умение и желание активно работать, создавать новые материальные и духовные ценности. Быть общественным деятелем значит принимать активное участие в общественной жизни. Уже в школе личность необходимо готовить к роли семьянина, будущего отца, мужа, матери, жены. Как товарищ каждый должен уметь понимать другого человека, сочувствовать, жалеть, уступать, делиться и т. д.

Государственная национальная программа «Образование» задачи воспитания учащейся и студенческой молодежи. Ведущие задачи национального воспитания детей и молодежи обусловлены приоритетными направлениями реформирования воспитания, определенными Государственной национальной программе «Образование» («Украина XXI века»). К ним относятся:

Формирование национального сознания, любви к родной земле, своему народу, желание работать ради государства, готовности ее защищать;

Обеспечение духовного единства поколений, воспитание уважения к родителям, женщине - матери, культуре и истории своего народа;

Формирование высокой языковой культуры, овладение украинским языком;- привитие уважительного отношения к культуре, обычаям, традициям украинцев и представителей других наций, живущие на территории Украины;

Воспитание духовной культуры личности, создание условий для формирования мировоззренческой позиции;

Утверждение принципов общечеловеческой морали: правдивости, справедливости, патриотизма, доброты, трудолюбия и других добродетелей;

Формирование творческой, трудолюбивой личности, воспитания цивилизованного хозяина;

Обеспечение полноценного физического развития детей и молодежи, охраны и укрепления их здоровья;

Воспитание уважения к Конституции, законодательства Украины, государственной символики;

Содействие глубокому осознанию взаимосвязи между идеями свободы, прав человека и его гражданской ответственностью;

Формирование экологической культуры человека, его гармоничных отношений с природой;

Развитие индивидуальных способностей и талантов молодежи, обеспечение условий их самореализации;

Формирование у детей и молодежи умения межличностного общения и подготовка их к жизни в условиях рыночных отношений.

Четкое определение цели и задач национального воспитания дает возможность построить программу воспитания учащихся и студентов.

Программа воспитания - краткое изложение основных положений и целей деятельности учебно-воспитательного заведения по воспитанию учащихся на протяжении всего периода их обучения.

Ориентиром для школы в составлении программы воспитания должно быть «Ориентировочный содержание воспитания в национальной школе», рекомендованный Министерством образования и науки Украины.

Всестороннее развитие человека является главной целью воспитания, которое охватывает умственное, нравственное, половое, правовое, антинаркогенне, экологическое, трудовое, экономическое, эстетическое и физическое воспитание в их неразрывной связи, взаимозависимости и взаимообусловленности. Каждый из этих направлений имеет свои задачи и содержание. Планируя воспитательную работу с ученическим коллективом, исходят из главной цели воспитания школьника, направлений, содержания и конкретных задач, решение которых будет способствовать формированию личности, способной выполнять функции гражданина Украины, труженика, семьянина и товарища.


Современное человечество представляет собой огромное множество различных исторически сложившихся общностей - наций, народностей, этнических групп. Только на территории России, по данным ученых-этнологов, их насчитывается более трехсот. Каждая нация и народность отличается единством языка и культуры, имеет свои особенности в образе жизни, в образовании и воспитании.
В настоящее время в условиях общемировых процессов интернационализации и глобализации, политических и социальноэкономических реформ в России формируется новая воспитательно-образовательная ситуация, для которой характерно усиление этнизации содержания образования и воспитания, учет национальных особенностей культуры народов, проживающих на территории нашей страны.
Национальное своеобразие воспитания проявляется у каждого народа как свое отличительное, самобытное (культура, язык, обычаи, традиции). Это своеобразие мы видим также в поведении людей, умении разговаривать и обсуждать какие-либо проблемы, выстраивать взаимоотношения и налаживать сотрудничество. По сути - это культура межнационального общения, где признание, понимание, принятие особенностей каждого человека и народа в целом реализуются во взаимодействии, в информационной, коммуникативной сферах деятельности человека и передаче опыта и культурного наследия от поколения к поколению.
Культура создается сообща. Любой народ гордится своими памятниками, фольклором, своей музыкой и литературой, своими изобретениями. Более того, если такой гордости нет, это признак какого-то серьезного национального неблагополучия. Гордиться народу следует и своим большим и небольшим вкладом в культуру человечества. Ибо во всяком культурном вкладе любого народа есть нечто свое неповторимое, а потому и особенно ценное.
Культура - это та сфера человеческой деятельности, которая испокон веков объединяла людей, консолидировала народы, позволяла лучше понять друг друга. Ее идеи универсальны. Для них не существует ни государственных, ни расовых, ни религиозных границ. Многообразие современной социальной жизни проявляется в признании наличия сходных культурологических и этнических позиций у представителей разных стран и народов. Формируется более новая, более совершенная культура взаимоотношений, позволяющая использовать весь многообразный опыт мирового сообщества. Сегодня все заметнее проявляются в сознании людей элементы гуманных отношений, требующие, чтобы эти отношения носили не только межличностный, но и социальный характер, удовлетворяя интересы наций, народов, государств.
Одной из примечательных особенностей современного духовного развития является глубоко прочувствованная многими людьми связь с каждым человеком и со всеми людьми, живущими на земле. Совершается интенсивный взаимный человеческий прорыв друг к другу, растет культурное взаимопонимание, ведущее к взаимооткрытию. Несмотря на расхождение политических культур, на различие миро-воззрений, имеются реальные возможности для их взаимопроникновения и взаимодействия. Возможен новый подход к культурным контактам, создаются реальные возможности для широкого творче-ского обмена между народами и нациями, способствующего обогащению общечеловеческими ценностями. Такой обмен возможен и полезен на уровне государств, городов, образовательных и социокультурных учреждений, общественных объединений.
Обмен культурными ценностями имеет два аспекта: с одной стороны, он помогает постичь духовную самобытность и ценности того или иного народа, а с другой - активно стимулирует восприятие культуры другим народом, по-своему переосмысливающим ее при создании собственной национальной культуры. Культурные связистали необычайно актуальными. Хотя обмен духовными ценностями существовал всегда, в современных условиях он превратился в глобальное общение, охватившее многие ре-гионы. Смысл этого процесса состоит в том, что происходит широкое усвоение общечеловеческих ценностей на основе взаимопонимания, взаимодоверия, взаимодействия, причем речь идет не о формальном заимствовании, не о подражательстве, а о творческом усвоении разнообразных культурных идей.
Обмен духовными ценностями протекает при условии сохранности национальных особенностей. Его цель - ориентируясь на неповторимый облик каждой национальной культуры, обогащать ее. Опасны процессы, направленные на стирание национальных красок. Сближение культур неизбежно влияет на обогащение и развитие национальной самобытности. Подобное взаимодействие совершенно не ущемляет национальных интересов и национальных культур.
Культурное мировое сообщество все глубже воспринимает идею диалога, опираясь на гуманистическое мышление. Его нравственная ценность как раз и состоит в том, что он помогает объективно воспринимать окружающее разнообразие людей, народов, культур и понимать, что другой человек вполне может быть иным, а народы могут быть разными, отличаться друг от друга. Понимание этого наблюдается в культурной сфере, в со-вместной деятельности на основе диалога. Развитию умения общаться, мыслить глобально, понимать человека другой культуры учит воспитательная система <школа диалога культур >, предло-женная Ю.С.Кургановым.
Сегодня известно такое понятие, как межкультурная грамотность (понимание культуры других народов). Это осознание различий в идеях, обычаях, культурных традициях, присущих разным народам, способность увидеть общее и различное между разнообразными культурами и взглянуть на традиции собственного общества глазами других народов. В воспитательно-образовательном процессе под общекультурной грамотностью подразумевается общее понимание учащимися определяющих характеристик культур мира, проникновение в сущность их сходств и различий, знание и эмпатическое восприятие разнообразных культур, осозна-ние ценности и неповторимости каждой из них. Следовательно, перед педагогом стоит задача формирования межкультурно ориентированной личности, способной к пониманию культуры другого народа и позитивному к ней отношению, осмыслению ее сквозь призму собственной культуры. Учитель при этом выступает в качестве образца, демонстрируя рациональное и открытое мышление, но не отказываясь от собственной позиции.

По сути - это современный интернационализм, когда мы уме-ем воспринимать культуру других, не ущемляя ее достоинств, не нанося вреда людям, несущим эту культуру. С другой стороны, это возможность продемонстрировать культуру своего народа, знать свои отличительные особенности, традиции, обычаи, фольклор, народные промыслы, гордиться этим своеобразием. Следователь-но, интернационализм - это этническое социально-психологи-ческое образование, выражающееся в уважении к человеку любой национальной общности, расположенности к содружеству с людьми любой нации и желании блага представителям всех этнических групп. Интернационализм - международная солидарность людей различных наций и рас, основа их взаимопонимания, вза-имного доверия, взаимопроникновения культур, ценностей, зна-ний и технологий; он противоположен национализму.
Человек должен научиться жить в условиях множественности культур. И дело здесь не просто в умении уважать другие точки зрения. Сформировать свою точку зрения невозможно, не воспроизводя в ней иные способы понимания. Как утверждают ученые, истина не рождается и не находится в голове отдельного челове-ка, она рождается между людьми, совместно ищущими истину в процессе их диалогического общения. Общение людей не просто универсальное, биологическое и социальное явление, оно имеет национальную окраску, специфический этикет, который может показаться странным для человека другой национальности.
Общечеловеческие и национальные ценности находятся в не-разрывном единстве, дополняют и обогащают друг друга, поэто-му народное воспитание рассматривается как ценность общечело-веческого и национального характера. Народность должна быть ведущим принципом воспитания, ведь кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит человечеству. На помощь воспита-телям приходит этнопедагогика. Этнопедагогикаисследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания. Она пользуется методами и источниками педагогики, но вместе с тем для нее чрезвычайно актуально применение этнографических, археологических, этнопсихологических и социологических методов.
Ориентация на общечеловеческие ценности, мировую и национальную культуры предполагает исследование педагогиче-ской культуры народных масс, выработанной тысячелетним опытом человечества и бытующей в народе до наших дней. На вопро-сы воспитания в духе народности, использования опыта народа, его воспитательного потенциала обращали внимание многие ученые в разные времена.
Я.А. Коменский приложил много усилий для объединения народов Европы вокруг идей гуманизма и демократии. Он утверждал, что учителя детей народа должны быть подлинно народными, их внимание должны привлекать национальные особенности учащихся, вопросы становления культурных общностей, общности исторических судеб людей, живущих на одной территории, К.Д. Ушинский указывал на особенности русского национального характера. Он писал, что школа должна действовать в на-правлении развития <нравственности характера>, изучения родного языка. В своей работе <О народности в общественном воспи-тании> он отмечал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. В работе с детьми нужно стремиться давать учащимся как можно больше общечело-веческого, но через национальное.
Созвучны высказыванию К.Д.Ушинского слова В.Г.Белинского, который говорил, что даже тогда, когда прогресс одного народа совершается через заимствование культуры у другого народа, он достигается национально. Когда же народ поддается напору чуждых ему идей и обычаев, не имея в себе силы перерабатывать их самодеятельностью собственной национальности в собствен-ную сущность, тогда народ гибнет политически.

Народная педагогика была предметом особого внимания А.С. Макаренко, который подчеркивал ее житейскую мудрость, <обыкновенный здравый смысл>, влияние на подрастающее поколение. Сегодня она живет в народной мудрости пословиц, тра-дициях и обычаях, особенностях языка разных народов. Народная педагогика создается творцами из народа, подчас не имеющими профессиональной подготовки, представляя собой мифы, легенды, эпос, сказания, песни, танцы, сказки, основанные на тради-циях данной местности.
В.А.Сухомлинский из всех средств воспитания наиболее значимым считал родное слово (<язык - духовное богатство наро-да>). Принцип народности и патриотизма в воспитании у Сухомлинского реализовывался через пробуждение у учащихся братских чувств к народам нашей родины и через организацию эмоцио-нально-ценностной конкретной практической деятельности.
Духовное богатство народа тесно связано с народной педагогикой, нравственными проповедями, духовными заповедями религии. Передача подрастающему поколению социально-нравственных ценностей предшествующих поколений, прогрессивных традиций народа осуществляется через труд, добротворческую созидательную деятельность и через приобщение молодежи к своей истории и произведениям народного творчества: музыкально-танцевального, художественно-прикладного. Народные праздники, ритуалы, эпос, легенды, сказки, пословицы и поговорки, в которых воплощена народная мудрость, содержат мо-рально-этические назидания, наставления, отражают бесценный педагогический опыт, направленный на приобщение к богатствам национальной, а через них мировой культуры, приобщение к общенациональным ценностям, следование нравственным законам жизни.
Все это связано с так называемым менталитетом. Менталитет - относительно целостная совокупность мыслей, верований, создающих картину мира и скрепляющих единство культурной традиции или какой-либо общности. История показывает, что педагогические идеи и концепции, учитывающие менталитет, всегда более органично вписываются в образовательную практику, так как отражают идеальный образ человека - представителя определенного народа. Менталитет является частью традиции, совокупностью сознательных и бессознательных установок, сопряженных с этнической традицией. В основе менталитета этноса ле-жит идея, составляющая духовный идеал, который цементирует народ в нечто единое, цельное, пронизывающее всю систему ценностных ориентаций. Менталитет фиксирует устойчивую на-строенность внутреннего мира человека, объединяет его в социальные группы и исторические общности. Природное и культурное, рациональное и эмоциональное, сознательное и бессознательное, индивидуальное и общественное - все это пересекается на уровне ментальности, растворяясь в ее структурах. Характерны-ми особенностями национальных ценностей образования следует признать глубокие исторические корни в народной педагогике; органическую связь с духовными и материальными национальными ценностями; их способность обновляться и обогащаться в про-цессе исторического развития, сохраняя в то же время преемственность с народными традициями.
Национальная образовательная и воспитательная системы в России всегда строились на основе особой ментальности. Эта особенность носит национально ориентированный характер, который проявляется в том, что человек думает и как он поступает. Национальная система воспитания определяется национальным менталитетом, демонстрирующим свои ценности миру в целом, другому народу, другому человеку. Проблема национальных ценностей в образовании, региональное своеобразие воспитания должны рассматриваться на основе общечеловеческих, философских, гуманистических подходов. С точки зрения ученых, национальное воспитание и образование являются органической частью развития общества. Национальные ценности только тогда становятся ценностями образования, когда они не допускают противопоставления одного ребенка другому, когда они учат каждого из них понимать национальные чувства другого, видеть величие и историческую значимость вклада каждого народа в культуру и духовное развитие человечества. Школа способна не только решить проблему использования национальных ценностей как средства объединения детей на уровне человеческого эмоционально-насыщенного общения, но и раскрыть перед каждым из них возможности внесения своего вклада в укрепление и обогащение этих ценностей. Благодаря образованию и воспитанию каждый ребенок может понять, как можно научиться использовать то, что до тебя идля тебя наработано, открыто, достигнуто, решено, и то, что ты лично можешь для себя, для своего народа, для своей страны сделать.
Осознанная любовь к своему народу не соединима с ненавистью к другим. Любя и понимая свой народ, свою семью, человек будет больше любить и понимать другие народы, другие семьи и других людей. Если в человеке доминирует общая настроенность к восприятию чужих культур, то она неизбежно приводит его к ясному осознанию ценности своей собственной культуры.
В октябре 1995г. странами ООН была провозглашена Декларация принципов терпимости, в статье 1 терпимостьрассматривается как уважение, принятие и правильное понимание богатого много-образия культуры нашего мира, форм самоуважения и проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, откры-тость общения и свобода мыслей, совести и убеждений. Терпимость - это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Терпимость - это то, что делает возможным достижение мира. Терпимость - это прежде всего активное отношение к жизни, формируемое на осно-ве признания прав и основных свобод человека. К сожалению, в современном обществе часто проявляются крайние формы нетер-пимости: дискриминация, расизм, агрессивный национализм, апартеид, геноцид, религиозный фанатизм, этническая чистка.

Воспитательная работа в образовательных учреждениях должна способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями. Путь к взаимопониманию проходит не только через знания, представле-ния, но и через чувства, стремление видеть прекрасное в инона-циональном, инорелигиозном.
У детей следует развивать понимание того, что каждый человек, будь то мусульманин или христианин, выходит за пределы рамок определенной религии, под влиянием которой он форми-ровался. В свою очередь общечеловеческая культура богаче и раз-нообразнее любой религиозной и национальной культуры, а гар-монии между ними можно достичь при наличии высокой культу-ры межнационального и межрелигиозного общения. Отсюда понятие веротерпимость- это терпимость к чужой религии, признание ее права на существование. Воспитание веротерпимости является составной частью воспитания культуры межнациональ-ного общения и направлено на формирование уважения религи-озных взглядов другого человека.
Наиболее активное усвоение, <присвоение> образцов деятель-ности и поведения, социальных норм происходит вместе с социализацией личности в подростковом возрасте. Вместе с тем в это время дети испытывают большие трудности в самостоятельном осмыслении, сопоставлении образцов нравственно-этического поведения и реального поведения сверстников. И в этом отноше-нии народные традиции, этнопедагогическая, духовная культура выступают реальным регулятором развивающегося самосознания и поведения растущего человека. Знание культуры своего этносоциума способствует зарождению интереса к традициям и культуре других народов, что является основой развития этнокультурных взаимодействий.
Национальные ценности образования и воспитания органично включаются в общечеловеческие педагогические ценности и на-оборот. Национальные ценности образования и воспитания, как и общечеловеческие не статичны, а историчны, т.е. находятся в по-стоянном развитии и изменении под влиянием перемен в дви-жении определенной общественной формы, социально-экономи-ческих и культурных условий данной страны. Все наиболее значимые достижения духовной культуры, литературы и искусства, на-уки и техники, материального производства той или иной страны посредством отражения их в содержании школьного и вузовского образования приобретают значение его национальных ценностей и активно влияют на формирование гражданственности и патрио-тизма подрастающих поколений. Одним из решающих условий та-кого функционирования национальных ценностей образования следует признать их четкую гуманистическую направленность и демократическую сущность (связь с народными истоками) и пол-ное, решительное размежевание с любыми проявлениями нацио-нализма и шовинизма.
Культура межнационального общения невозможна без сфор-мированности у субъектов воспитательного процесса такого каче-ства личности, как толерантность, представляющая проявление отношений человека к другим людям, это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это часть культуры человека XXI века. Ее можно рассматривать с точки зрения философии, психологии, медицины. Толерантность - это ценность социокультурной системы, она является внутренним стержнем всего бытия человека. Толерантность - это и принцип, руководящая идея, основное положение во взаимодействии людей. Рассматри-ваемое понятие можно определить как норму в жизнедеятель-ности общества, основанного на согласии, сотрудничестве, взаи-мопонимании и взаимоуважении. Основными признаками толе-рантного общества являются: общественные отношения, общественный порядок, политические процессы, отношение к мень-шинствам, культурные традиции, отношение к религии, средства массовой информации, язык.
Самый высокий уровень проявления толерантности личности - наличие толерантности как идеала, совершенного образца в решении любых вопросов, касающихся общения людей.

Педагогическая культура народа - это та сфера его материальной и духовной культуры, которая непосредственно связана с воспитанием детей. Она проявляется в колыбельных и игровых песнях, игрушках и детской одежде, в подвижных играх, детских орудиях труда, в детском питании и правилах кормления детей, в детском фольклоре, традиционных детских праздниках и во многих других элементах народной жизни.

С возникновением воспитательно-образовательных учреждений и формированием науки о воспитании педагогическая культура включает в себя и государственную систему народного образования, включая подготовку учителей, и педагогическое просвещение масс. В педагогической культуре получила отражение эволюция педагогических представлений народа с древнейших времен до настоящего времени. Она неоднородна, поскольку наряду с величайшими достижениями педагогики в ней сохранились предубеждения, предвзятости, предрассудки и суеверия, уходящие корнями в седую патриархально-родовую древность. Такая неоднородность объясняется также историческими условиями жизни народов, неравномерностью их культурного развития.

В педагогической культуре глубокой древности монопольная роль принадлежала, бесспорно, матери. Уже самый процесс кормления первобытного младенца грудью - значительно более длительный, чем у животного, его тесная физическая близость к матери были прообразом и началом контактов душевных, первых педагогических влияний.

Понятие о народной педагогической культуре может быть вполне научным только при условии, если в воспитании подрастающего поколения учитываются интересы всего народа и речь ведется о народном воспитании.

Любовь к детям - важнейший компонент педагогической культуры человечества, одновременно элемент педагогической культуры и человека. Педагогическая культура отдельной личности в цивилизованном мире не может измеряться любовью только к собственным детям. Эгоистическая любовь исключительно к своим детям как порождение семейного эгоизма была чужда народному воспитанию. Эволюция общественной жизни расширяет общественный кругозор людей, что влечет за собой повышение уровня и педагогической культуры. Высокий уровень педагогической культуры непременно связан с общественными интересами, предполагает беспокойство за судьбы всего человечества, за его будущее. Поэтому разумная любовь к детям при высокой педагогической культуре всегда деятельная, требующая участия каждого и всех в воспитании и перевоспитании подрастающего поколения, а также самовоспитания.

Высокие результаты воспитания детей в народной среде - один из важнейших предметов анализа педагогической науки. Раскрытие секретов народного воспитания по готовым результатам может пролить свет на особенности педагогической культуры народа и страны в целом. Народу давно известен обычай судить о человеке по происхождению и воспитанию, по родителям и воспитателям. Хороший человек - от хороших воспитателей - для народа это обычная закономерность, хотя допускались и парадоксы: хорошие люди могут получится при неблагоприятных общественных и семейных условиях. В народе отдавали должное внутренним возможностям личности, ее самостоятельности и личной ответственности за свое поведение.

Народной педагогике присуще воспитание делом, в деле, поэтому лучшими воспитателями обычно оказывались люди, наиболее способные к какому-то конкретному виду деятельности: мастера-ремесленники, певцы, сказочники и др.

Народ, обладая непогрешимым нравственным чутьем, всегда критически относился ко всякого рода педагогическим новациям, отсеивая все, что не соответствовало его идеалам. Отечественная история педагогической мысли свидетельствует, что жизнеспособными оказывались лишь те педагогические идеи, которые были приняты и поддержаны народом. Одновременно высокая педагогическая культура народа - показатель высокой культуры народа в целом, первая имеет определяющее значение для последней. Самые усиленные попытки развить какие-то конкретные стороны культуры приводят обычно только ко временным успехам. Развитие культуры может стать глобальным только при том условии, если вся культурная работа опирается на высокую культуру воспитания подрастающего поколения.

Народная педагогика возникла как практика, как искусство воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащала ее и, в свою очередь, сама обогащалась ею.

Первичными элементами народной педагогики были примитивные педагогические умения как зачатки педагогического искусства («ремесла»). Критериями деятельности народных педагогов служили здравый смысл, эмпирическое обобщение опыта, что послужило в дальнейшем исходным основанием для педагогической теории. На ранних ступенях воспитатели из народа, не зная еще науки, постепенно начинали опираться на передающуюся из поколения в поколение народную мудрость - зачатки теории. Народная педагогика из-за отсутствия письменности и грамотности несла большие потери, мудрость распылялась, многие открытия делались заново тысячи раз. Отсутствие возможности концентрировать педагогические знания являлось препятствием в прогрессе педагогической культуры народа.

Педагогическая культура народа тесно связана со всеми сферами народной жизни, она носит синтетический характер.

Уже в древнейших русских летописях в устном народном творчестве, особенно в сказках и пословицах, утверждается мысль о том, что человек воспитуем и обучаем, что самое ценное человеческое качество - добродетель, и ее надо прививать, ей необходимо учить, ибо причиной многих человеческих пороков является незнание, невежество. Добродетель есть умение хорошо поступать, а хорошо поступать умеет лишь тот, кто знает, как именно надо поступать. Поведение зависит от знания, а связующим звеном между знанием и поведением выступает воспитание.

На педагогические явления народной жизни, связанные с природой, обратил внимание К.Д. Ушинский. Саратовские поля, калмыцкая степь, владимирские болота, орловско-тульские холмистые пространства, малороссийские равнины и новороссийская степь, белорусские песчаные и лесистые пространства, вологодские леса не могут не влиять на характер жизни и деятельности населения этих мест и соответственно на характер педагогических явлений.

Делая большие выписки из «Введения» Карла Риттера, Ушинский предается раздумьям о роли природы в формировании человека и целого народа, об отражении природных условий в национальном характере. Влияние совокупности природных условий на людей до того могущественно, что разрушение этих условий может довести человека до мучительной тоски по родине. Ушинский считал, что разумное пользование естественными богатствами родины «доводит энергию народов, которым оно беспрепятственно и вполне досталось на долю, до удивительной степени высоты». Его суждения о «поющих сынах природы», оссиановской поэзии, родившейся на обнаженных полянах сурового, отуманенного облаками шотландского высокого прибрежья; лесной песни канадца, о песне негра на рисовом поле, песне камчадала про медведя, рыбачьей песне островитянина исполнены веры в духовные силы каждого, даже самого малочисленного народа. По мнению Ушинского, «впечатление из природного быта через высшее духовное посредство может передаваться и в быт образованности отдельного существа или целого народа». А духовные силы народа - это всегда показатель высоких педагогических, воспитательных возможностей.

Воспитание подрастающего поколения было условием и гарантией поступательного движения человеческого общества. Оно определялось экономическими условиями жизни общества, но, в свою очередь, влияя на все стороны жизни людей, оказывалось сильным фактором в самом экономическом развитии общества. Великие функции воспитания определяли и особенное место народной педагогики в совокупности различных знаний и среди других видов многообразной деятельности трудящихся. Она проникает во все без исключения области знаний и деятельности народа и обеспечивает их единство.

Подлинным является только такое воспитание, которое служит интересам народа. Воспитание, не отвечающее этим требованиям, антинародно и может быть охарактеризовано как антивоспитание, ибо оно развращает человеческую личность.

Народное воспитание в прошлом, отмечает И.Т. Огородников, включало и определенные виды обучения, предполагавшего усвоение знаний, закрепленных в многовековом опыте человечества, т.е. в народной педагогике воспитание и обучение находились в едином целостном процессе и дополняли друг друга. С возникновением обучения, организованного эксплуататорскими классами, создалась угроза народному воспитанию. Домашнее воспитание у трудящихся выступало фактором установления связи обучения с трудовой и духовной жизнью народа. Обучение же в государственных учебных заведениях выступало как средство перевоспитания, преодоления последствий народного (домашнего) воспитания. Особенно это было характерно для монастырских училищ, созданных в XVII-XVIII вв. для «инородцев» Поволжья. Дифференциация господствующими классами и их государством обучения и воспитания создала угрозу формированию целостной личности. Вот почему принцип воспитывающего обучения, научно обоснованный Коменским, в истории воспитания имел эпохальное значение. Его огромный смысл состоял в восстановлении преемственной связи материнского (родительского) воспитания с изучением в школе родного языка, в обеспечении единства обучения и воспитания в целом.

Духовный контакт отдельных личностей несет на себе печать преемственности поколений. Духовные сокровища предков сохраняются и передаются в рассказах, пересказах, легендах, назиданиях, пословицах. Предки говорят устами потомков, устами деда говорит прадед, пращур. Так, в укреплении преемственной связи поколений старшее поколение участвует и непосредственно, и опосредованно - через своих воспитанников, воспитанников своих воспитанников, через духовные сокровища, сохраненные ими. Однако при отсутствии письменности чем дальше в глубь веков уходят предки, тем слабее слышен их голос, тем труднее доходит их мысль. Здесь на помощь народной педагогике должно прийти подлинно народное образование на государственном уровне, которое, контролируя и сохраняя все самое лучшее, обеспечит преемственность поколений в едином процессе обучения и воспитания.

До возникновения письменности педагогические идеи передавались из поколения в поколение с помощью произведений устного народного творчества. Сказки, пословицы, поговорки, загадки, предания и песни - замечательные памятники народной педагогики, кладезь педагогической мудрости. Велика созидательная роль народных масс в развитии духовной культуры. Исследователи творчества Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Горького, Чайковского, Глинки и др., убедительно показывают, какое влияние на них оказало устное народное творчество. Основа и корни великого искусства всегда народны.

Педагогическая культура, как и культура в целом, всегда питалась от народных корней. Такие педагогические требования, как принцип природосообразности, принцип естественных последствий, получили отражение, хотя и в самой примитивной форме, в произведениях устного народного творчества задолго до обоснования их в педагогической науке.

В памятниках народной педагогики, созданных сотни, быть может, и тысячи лет назад, уже определены способы и приемы обучения и воспитания, элементарные педагогические требования. В них рассказывается о приучении детей к труду, детских орудиях труда, детских праздниках, песнях и музыкальных инструментах, о моральном кодексе детской среды, эстетических идеалах молодежи и т.п.

Народ - единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Великие художники, поэты, композиторы черпали вдохновение в народе, из народного творчества. Поэтому их творения во все эпохи были доступны и близки народу. У народа же главным мерилом духовности и эстетической ценности всегда оставался труд. Эстетическое воспитание осуществлялось в тесной связи с трудовым. Даже больше: оно, главным образом, осуществлялось в процессе труда. Возьмем, например, песни бурлаков, ткачих, грузчиков и др. Пряли - пели, рассказывали сказки; работали в поле, на лугу - пели... Неслучайно в народном эпическом творчестве преобладает трудовая тематика.

Сочетание трудового и эстетического воспитания проявляется и в том, что труженики искусно и тонко украшали и любовно отделывали орудия труда. Эти орудия должны были быть не только удобны, но и настолько красивы, чтобы радовать глаз, поднимать настроение. Украшения орудий труда, таких, например, как упряжь, сани, телега, веретено, прялка, гребень, мялка и т.д. и т.п. носили характер массового всенародного художественного творчества. Народ искал радость в труде. В подневольной работе радости, конечно, было мало, но эстетика, вносимая в трудовой процесс, облегчала участь труженика, делала жизнь полнокровней.

Столь же высокая, как эстетика быта, была нравственность у простого народа. Самоотверженная любовь к родине и ненависть к угнетателям - характерная черта морального облика трудящегося человека.

Народная педагогика, несомненно, ставила и задачи умственного развития детей. Сколько детских сказок, загадок, скороговорок в устном народном творчестве! Все они преследовали педагогические цели, одна из которых - умственное развитие детей. Если бы народная система воспитания не проявляла заботу об интеллектуальном развитии подрастающих поколений, то едва ли из народа вышло бы так много гениальных ученых, изобретателей, художников и писателей.

Народная педагогика не обходила также вопроса и о физическое развитии детей. Известно, что гимнастика и многие другие виды спорта были недоступны народу. Но довольно широко были распространены всевозможные подвижные игры, национальная борьба, скачки и другие народные виды спорта. У многих народов ежегодно проводились национальные праздники с обязательным включением в их программу спортивных состязаний. В произведениях устного педагогического творчества всех народов отражена забота трудящихся о здоровье молодого поколения, в них воспевается физическая сила, неутомимость, выносливость, настойчивость и т.д.

Среди многочисленных сокровищ народной педагогической мудрости одно из основных мест занимает идея совершенства человеческой личности, ее идеала, являющегося образцом для подражания. Эта идея первоначально - в самом примитивном виде - возникла в глубокой древности, хотя, конечно, «человек совершенный» в идеале и действительности гораздо младше «человека разумного» (первый возникает в недрах второго и является частью его).

Формирование совершенного человека - лейтмотив народного воспитания. Самым убедительным и наиболее ярким свидетельством того, что человек есть «самое высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение», служит его постоянное и неодолимое стремление к совершенству. Способность к самосовершенствованию есть высшая ценность человеческой природы, высшее достоинство, весь смысл так называемой самореализации заключен именно в этой способности.

В устном творчестве всех народов герои характеризуются многими чертами, которые свидетельствуют о богатстве человеческой натуры. Даже если о том или ином положительном персонаже говорится только одним или двумя словами, то эти слова оказываются столь емкими, что в них отражается весь спектр характеристик личности.

Представления каждого народа о совершенной личности развивались под влиянием исторических условий. Своеобразие условий жизни народа находит свое отражение в его национальном идеале. Так, например, «настоящий джигит» башкир, татар, народов Кавказа и Средней Азии имеет некоторые отличия от русского «доброго молодца» родом своей деятельности, кодексом приличий и хорошего тона и т.п. В основных же человеческих качествах идеалы совершенной личности все-таки очень близки друг к другу. Всеми народами ценится ум, здоровье, трудолюбие, любовь к Родине, честность, храбрость, великодушие, доброта, скромность и т.п. В личностном идеале всех народов главное - не национальная принадлежность, а общечеловеческие начала.

Воспитание национального достоинства составляло фундамент нравственного совершенствования личности. Высокое чувство национального достоинства предполагало и осуждение поведения, порочащего нацию, что способствовало воспитанию ответственности перед родным народом за свое доброе имя, а перед другими народами - за доброе имя своего народа.

Народ постоянно помнил о целях воспитания, которые представлял как заботу о совершенствовании личности. Как только ребенок появлялся на свет, новорожденному мальчику высказывались пожелания: «Будь, как отец, крепок, силен, трудолюбив, гож пахать, топор в руках держать и лошадью управлять», а девочке - «Будь, как мать, приветливой, скромной, ретивой на работу, мастерицей прясть, ткать и узоры вышивать». Мудрым старцем высказывались ребенку пожелания: «Будь большим! Перед тем, как до обряда наречения придти к тебе, поел масла - пусть язык твой будет мягким и нежным, как масло. Перед тем, как придти к тебе, поел меда - пусть речи твои будут сладкими, как мед». В первом же моленьи в честь новорожденного его благословляли быть смелым, храбрым, счастливым, почитать родителей, старших и старых, односельчан, жить в здравии и чистоте до старости, иметь много детей.

Имя, которое давали ребенку, у многих народов было сокращенным до одного слова благопожеланием, сведенным до возможного минимума магическим заклинанием. У чувашей зарегистрировано свыше 11 тыс. имен - благопожеланий. Смысл многочисленных русских имен - Любомир, Владимир, Святослав, Любомудр, Ярославна и т.п. - общеизвестен. В именах нашли отражение многие характеристики совершенной личности. Именаречение занимает очень важное место в структуре самосознания личности, в ее самоидентификации. Наречение новорожденных именами наиболее уважаемых членов семьи и рода выражает заботу о сохранении и развитии потомками добрых черт предшественников, о передаче из поколения в поколение всего самого лучшего, чего достигли люди и в духовной и в нравственной сферах.

Один человек не может в себя вобрать все необходимые народу совершенства. Поэтому в народной педагогике закрепилось понятие о суммарном, совокупном совершенстве членов рода. Вообще стремление к совершенству семьи, рода, племени было свойственно многим народам. Буряты, например, стремились брать себе жен из хорошего рода, каковым считался род честный, дружный и многочисленный, здоровый. Русские, украинцы, марийцы и чуваши считали хорошим трудолюбивый род, в котором культивировались такие качества, как высокая нравственность, целомудрие, скромность, доброта, т.е. ко всему роду предъявлялись примерно те же требования, что и к отдельному человеку. Так, совершенство личности перерастало в совершенство семьи (коллектива), совершенство семьи - в совершенство племени, а оно уже вело к совершенству народа как единого и великого коллектива борцов за право на достойную человека жизнь.

Народные педагоги цели воспитания пытались привести в систему. В Средней Азии известна заповедь о трех добрых человеческих качествах - добром намерении, добром слове, добром действии. Среди чувашей говорят о «семи благах», «семи заповедях». Их реализация являлась обязательной целью национальной системы воспитания.

Представления о сущности и содержании человеческих совершенств свидетельствуют об устойчивости народных, этнических идеалов воспитания, которые проводились в жизни не только с помощью слов, но и в конкретной деятельности. Единство слова и дела представляет собой одну из самых сильных сторон национальной традиционной педагогической системы, живой практики воспитания, которое трудящиеся рассматривали в совокупности всех его частей и проводили как целостный процесс. Подход к воспитанию как к целостному процессу проявлялся и в использовании комбинированных мер воздействия на детей и комплексных форм организации их жизни и деятельности.

Тысячелетний опыт народной педагогики выкристаллизовал наиболее эффективные средства воздействия на личность. Поражает воображение дифференциация воспитательных средств, связанных с формированием вполне определенных черт личности. Обратимся, например, к загадкам, пословицам, песням, сказкам, играм, праздникам как средствам воздействия на личность ребенка. Основная цель загадок - умственное воспитание, пословиц и песен - нравственное и эстетическое воспитание. Сказки же призваны содействовать совокупному решению задач умственного, нравственного и эстетического воспитания, сказка - синтетическое средство. Празднично-игровая культура - своего рода педагогика в действии, где все средства использовались в гармоничном единстве, в слаженной системе, где все элементы взаимосвязаны. В играх применялись и песни, и загадки, и сказки. Игра - это самая эффективная практическая педагогика, материализованная сказка.

Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из самых различных областей окружающей действительности, сопоставлять их свойства и качества; причем наличие большого количества загадок об одном и том же предмете (явлении) позволяло давать этому предмету всестороннюю характеристику. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности. В то же время загадки о доброй славе, лжи, сплетне, горе, о жизни и смерти, молодости и старости непременно содержат материал, так или иначе призывающий молодежь к совершенствованию своих нравственных качеств. Высокопоэтическая форма загадок содействует эстетическому воспитанию. Таким образом, загадки представляют собой комбинированные средства воздействия на сознание, имеющие своей целью осуществление умственного воспитания в единстве с другими сторонами формирования совершенной личности.

То же самое следует сказать о пословицах и песнях. Цель пословиц - нравственное воспитание, песен - эстетическое. Одновременно пословицы призывают к труду, развитию ума и укреплению здоровья, но это делается опять под видом призыва к выполнению нравственного долга. Песни являются средством воздействия на чувства и сознание, но в них встречаются загадки и пословицы; кроме этого, есть и самостоятельные загадки-песни.

В охарактеризованных жанрах устного народного творчеств усматривается единство содержания и формы, цели и средства: в загадках умное - цель, прекрасное - средство, в пословицах нравственность - цель, прекрасное и умное - средство, в песнях прекрасное - цель, умное - средство. Сказки же, как было сказано выше, призваны привести в систему педагогические роли загадок, пословиц и песен, которых в сказках немало.

Примечательно, что народ позаботился не только об определении функций отдельных жанров устного творчества, но и распределил их среди отдельных возрастных групп в соответствии с конкретными задачами воспитания и самовоспитания. Загадками и песнями, например, дети охотно пользуются в своей среде, хотя новые загадки детям и подросткам преимущественно сообщаются взрослыми, которые сами в своей среде к загадкам почти не прибегают, пословицы наиболее распространены среди пожилых людей и сообщаются детям и молодым в целях воспитательного влияния, последние же к ним в своей среде прибегают редко; песни наиболее распространены именно среди молодежи, старики почти не поют, необычайно редко индивидуальное исполнение песен малым ребенком и подростком. Волшебные сказки не пользуются популярностью среди взрослых, но их очень любят дети и подростки. Одно из комбинированных средств воздействия в тот или иной возрастной период имеет превалирующее значение. Это отнюдь не исключает совместное, и параллельное их применение. Многообразие поэтических форм и содержания песен, сказок, загадок и пословиц свидетельствует о том, что народная педагогика, определяя черты совершенной личности, параллельно проявляла заботу и о реализации идеала совершенного человека. Ясно, что подобная целеустремленная система воспитания не могла сложиться без присутствия элемента сознательности в педагогическом творчестве народных масс.

Дифференцированный подход к приемам, способам и формам воспитания обеспечивал конкретность и целеустремленность работы по формированию черт совершенства. Программа воспитания порой оказывалась распределенной по годам, месяцам и даже дням недели и была тесно связана с годовыми трудовыми циклами.

Совершенствование человека представлялось народом вполне конкретно и определенно: речь шла не только о синтетическом образе совершенного человека, но и о формировании конкретных качеств личности. Наиглавнейшее место в формировании этих качеств отводилось труду. В устном творчестве многих народов распространены идеи о неограниченных возможностях совершенствования человека в труде.

Главным и решающим фактором, объединяющим в единое целое комбинированные меры воздействия на детей, комплексные формы организации их деятельности является природа. Первоначальным толчком к пробуждению в человеке мысли о совершенстве, впоследствии развившейся в сознательное стремление к самоусовершенствованию, послужило представление о гармоническом совершенстве природы.

Жизнь ребенка в гармонии с природой способствует укреплению его здоровья, благотворно влияет на умственное развитие. Природа и жизнь признаются народом лучшими воспитателями. Они развивают в крестьянских детях привычку и любовь к труду, так как последние видят постоянно работающих отца и мать и сами часто помогают им, а свободный труд, как учил К.Д.Ушинский, нужен человеку сам по себе, для поддержания в нем чувства человеческого достоинства. На лоне природы ребенок побуждается подолгу и нераздельно отдаваться наблюдению одного какого-нибудь явления, одного впечатления. В нем воспитываются в результате этого сосредоточенность и глубина мысли. Природа обогащает детский ум важными знаниями и интересными сведениями и благодаря этому способствует более широкому и всестороннему росту интеллектуальных сил детей. Бесспорна эстетическая роль природы. Народ, черпая свое вдохновение из созерцания ее красот, опоэтизировал ее в своих песнях, сказках, былинах. Итак, природа содействует формированию всех сторон личности человека, и при условии сознательной педагогической деятельности взрослых является мощным педагогическим фактором.

Программа воспитания совершенного человека многогранна и обширна. Многообразны средства ее реализации. Рассмотрим их подробнее.

Воспитание как процесс воздействия на личность с целью передачи ей норм и правил поведения, принятых в обществе, всегда носит не абстрактный, а конкретный характер, отражая прежде всего национальное своеобразие морали, обычаев, традиций, нравов того или иного народа. На этот факт указывал К. Д. Ушинский, писавший: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью. В каждой стране под общим названием общественного воспитания и множеством общих педагогических форм кроется свое особенное характеристическое понятие, созданное характером и историей народа».

Дав глубокий анализ системам воспитания ведущих стран мира, К. Д. Ушинский пришел к выводу, что общей системы воспитания для всех народов не существует, поскольку «несмотря на сходство педагогических форм всех европейских народов, у каждого из них своя особенная национальная система воспитания, своя особая цель и свои особые средства к достижению этой цели».

Национальное своеобразие воспитания определяется тем, что каждый народ имеет свой специфический образ жизни, который формирует личность в соответствии с особенностями национальных традиций и национального менталитета. Особенности образа жизни у разных народов складываются под влиянием многих специфических факторов: природно-климатических условий, языка, религии (верований), условий трудовой деятельности (земледелие, охота, рыболовство, скотоводство и т. п.). Человек, пребывая в социальной среде конкретной народности, неизбежно формируется в соответствии с образом жизни именно этого народа, общины, племени; усваивает и разделяет их ценностные ориентации и соответственно им регулирует свои действия, поступки, поведение. Из этого следует, что основные понятия образа жизни можно отобразить в такой последовательности: обычай? традиция? обряд? ритуал.



В воспитательном процессе народная педагогика руководствуется вполне определенными правилами, исходя из которых выбираются методы воздействия, среди которых показ, приучение, упражнение, благопожелание, моление, заклинание, благословение, насмешка, запрет, принуждение, порицание, презрение, клятва, наказание, устрашение, совет, просьба, укор и др. Наиболее распространенное и эффективное средство воспитания в народной педагогике – устное народное творчество, в котором в высокохудожественной форме отражены воззрения народа на природу, житейская мудрость, нравственные идеалы, социальные чаяния и творческая фантазия. Учитывая мощный потенциал народной педагогики в воспитании личности, современная педагогическая практика возрождает национальную культуру регионов России. Проблемы изучения национального своеобразия воспитания и использования его в качестве средства воспитания подрастающего поколения исследуются в рамках этнопедагогики – отрасли педагогической науки, которая исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания. Чтобы богатейшие традиции народной педагогики стали эффективным средством воспитания подрастающего поколения, необходимо каждому этносу обеспечить право и реальные возможности для создания воспитательных систем, основанных на учете национального своеобразия воспитания. Для этого необходимы:

Приоритетность родного языка, постепенное движение к паритетности языков с непременным сохранением высокого уровня изучения, владения и употребления русского языка; высокий уровень преподавания иностранных языков, причем с существенным расширением их перечня;

Замена школьного курса истории населения историей народов; обеспечение глубокого изучения истории родного народа во всех школах республик, автономных областей, округов и диаспор;

Обязательный учет национальных, интеллектуальных, художественных, этнических и иных традиций в оформлении школьных помещений, территории школы и микрорайона;

Восстановление художественных промыслов, искусства, народных праздников, игр, игрищ; возрождение традиционной культуры воспитания, приобщение к ней учителей, учащихся, родителей, населения;

Система специальных мер по обогащению духовной культуры, развитию духовности (это связано с широкомасштабным изменением содержания образования); для начальной школы необходимо издание книг для чтения на этнопедагогической основе;

Прекращение толкования фольклора лишь как предыстории литературы, введение его как самостоятельной дисциплины с 1-го по 11-й класс, включающей изучение всех известных жанров в процессе параллельного обзорного ознакомления с народными духовными, нравственными, музыкальными, художественными, трудовыми, спортивными традициями, этикетом; поощрение специального факультативного и кружкового изучения песен, сказок, пословиц, загадок как самостоятельных учебных дисциплин;

Расширение прав выпускников национальных школ в выборе языка при ответах на экзаменах по всей территории национального региона; полное уравнивание прав национальных языков в специальном, среднем и высшем образовании; создание учебных групп с преподаванием хотя бы некоторых предметов на родном языке на всех отделениях и факультетах высших школ;

Максимально возможное воспроизведение в системе воспитания образа жизни народа, расширение числа национальных общеобразовательных школ повышенного уровня (гимназий, лицеев, колледжей, реальных училищ);

Укрепление национальных связей на основе взаимности, демократизма и гуманизма, усиление внимания к общечеловеческим ценностям, создание благоприятных условий для их трансформации в национальную среду;

Гарантии защищенности малых народов во имя национального согласия, межнациональной гармонии, отказ от традиционных формул насильственного приобщения их к более высоким культурам;

Аргументированное осуждение человеконенавистнических, шовинистических, великодержавных, имперских теорий в любой форме;

Расширение научных исследований в области проблем, связанных с этнопедагогизацией содержания и процесса образования; начало вузовской подготовки этнопедагогов, вплоть до университетской и аспирантской специализации.

Тенденция использования идей и традиций национального воспитания в последние годы проявляется достаточно отчетливо. В этой связи, прежде всего, следует назвать модели историко-социокультурных и педагогически организованных воспитательных систем, разработанных в рядом отечественных ученых (Е. П. Белозерцев, И. А. Ильин, Б. А. Сосновский, В. К. Шаповалов и др.) и призванных воспитывать подрастающее поколение на основе идеи национально-духовного возрождения России. В рамках этих моделей: а) обеспечиваются права каждой нации, входящей в состав Российской Федерации, на самостоятельное этническое и культурное развитие; б) осуществляется освоение культурного наследия своего народа; в) закладываются основы полноправной жизни нации в целом; г) формируются основы гармоничного существования и развития каждого этноса и национальной культуры; д) достигается сбалансированность образовательных интересов личности, этноса, общества и многонационального государства; е) обеспечивается единство образовательного и культурного пространства многонационального государства в условиях федерализации и регионализации.

Черты национальной школы

В истории школы и педагогики национальная школа имеет свои тенденции развития. Первоначально всегда происходило определенное объединение племен, имеющих общую территорию и сходное, взаимовыгодное занятие населения: торговля, пастушество, земледелие и т.д. Образование носило ремесленно-практическую направленность. Затем возникал союз племен и различных слоев населения, которые обеспечивали себя всем необходимым для проживания. Объединяются производство и торговля, усиливается обмен культурными ценностями и родственными связями. Создается народность, в основе которой близкий язык, общие нравственные установки, ценности и традиции, а подчас и единая религия. Создается единая по содержанию, целям и ценностям народная педагогика, этнопедагогика. Она лежит в основе национального образования, но не всегда определяет его. Дело в том, что не каждый народ в силу исторического развития может стать нацией. Нация же характеризуется не только глубокими народными связями, но и межкультурными связями. Она выходит на уровень партнерства с другими национальными культурами, с мировой культурой в целом. Поэтому только обогащенная общей культурой цивилизации, культура народа может стать национальной культурой. И тогда народная школа поднимается до уровня национальной системы образования.

Чертами национальной школы в наше время выступают:

1. Глубокая интеграция образовательной системы в мировое образовательное пространство, прежде всего в сфере взаимодействия научной информации, в содержании образования, усвоении культурных ценностей через духовное воспитание (диалог культур).

2. Приоритет родного языка, национальной культуры, отечественной истории и этнокультуры в жизнедеятельности подрастающего поколения, проникновение через весь процесс образования в психологию, духовность национальной души.

3. Гармоническое сочетание национального и регионального компонентов в содержании образования с общечеловеческим, при этом недопустимо преобладание национального федерализма, даже если речь идет о какой-либо господствующей группе населения. Региональный компонент не может составлять свыше 20%, а национальный – свыше 10% содержания образования.

Мировая практика показывает, что здесь должен господствовать принцип взаимообогащения культур, а не их противодействия. Дети господствующей нации должны хорошо знать культуру народов, которые живут в данном регионе; но и те в свою очередь должны постоянно общаться, взаимодействовать с коренным населением региона, знать его культуру.

Ведущие принципы образовательной политики страны должны обязательно связываться с принципом учета особенностей национальной культуры. Так, принципом английской национальной политики является ориентация на идеал гражданина-джентельмена, французская образовательная политика делает упор на приложение научного знания в общей культуре (часто внешней образованности) человека, в США культивируется стремление к новому, высочайшая активность в борьбе за первенство в достижениях в любой области. (В этом смысле книга рекордов Гиннеса в большой мере соответствует национальному духу американцев).

Этнокультура может определять образ жизни подрастающего поколения, но отнюдь не его образ мысли. Поэтому патриархальный быт, нравы и традиции не должны преобладать над силой духа молодого человека, религиозные ритуалы и таинства не довлеют над самостоятельностью и самоутверждением воспитанников. Приобщение молодого поколения к национальным традициям, «культурному преданию» по К.Д. Ушинскому, должно включать творческие усилия новых поколений по обогащению силы духа нации. Вера в народ предполагает уверенность в себе, а вовсе не растворение Я в массе населения.

Отношение народа к современной мировой и собственной культуре является базовым элементом национальной школы. Надо знать то, что сделал народ в прошлом, какую лепту внес во всемирную историю, науку и культуру, в каком направлении он движется впереди человечества и именно здесь активно совершенствовать национальную школу. По Фихте, свое – не есть нечто противоположное чужому, но оно определяет стиль усвоения народом чужого опыта и культуры. И этот стиль проявляется прежде всего в творчестве народа, в творческой деятельности основной массы людей.