Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе детского сада. Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем. Познавательно-исследовательский досуг «Что мы знаем о воде?» - видео

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краткосрочный творческий проект по теме: «Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование» в средней группе детского сада.

Вид проекта:

Краткосрочный (1 неделя), познавательный, творческий, групповой.

Участники проекта:

Дети средней группы, воспитатели, родители детей.

Цель:

Обогатить знания детей об экспериментировании, научить применять на практике эти методы.

Задачи:

Выявить значение детского экспериментирования в системе воспитания детей.
Расширять представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения.
Познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой.
Учить детей измерять предметы различными способами,
показать детям, что длина одного и того же предмета будет разными мерками одинаковой по длине, но разной относительно условной мерки. Познакомить детей со свойствами воды.
Познакомить детей с условными мерками для измерения протяженности, объема, веса.
Развивать умение использовать условные мерки в играх и в быту.
Выявить свойство предметов - массу; познакомить с прибором для измерения массы - чашечными весами; научить способам их использования.
Развитие познавательно - исследовательской и продуктивной деятельности.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Предполагаемый результат:

1.Способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач.
2.Умение использовать разные способы и приемы познания.
3.Стойкий интерес к экспериментированию у детей.

Актуальность:

На сегодняшний день тема проекта очень актуальна. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста - это деятельность, с помощью которой, ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать исследователями мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В этом возрасте дети начинают задумываться о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличии объектов окружающей действительности по цвету и другим параметрам и т. п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

Определение темы проекта.
Формулировка цели и определение задач.
Подбор материалов по теме проекта «Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование».
Консультация для родителей: «Детское экспериментирование как одно из средств развития у детей экологической культуры».
Составление плана основного этапа проекта согласно блочно - тематическому планированию на неделю, опираясь на сетку НОД в данной возрастной группе.

Основной этап:

Реализация темы недели «Экспериментирование»

Понедельник

1. Вовлечение в деятельность:

Беседа «Время года» (лужи).
НОД в ОО «Познавательное развитие» Экспериментирование с водой (объем). Переливание воды – измерение объема с помощью различных мерок.

2. Прожитие темы недели:


НОД в ОО «Познавательное развитие» Игры с водой (фонтан, бассейн, озеро, экспериментируем с тонущими и плавающими предметами).
НОД в ОО «Социально-коммуникативное развитие» Знакомить детей с правилами безопасности при проведении экспериментов и учить соблюдать их.
Создание странички «Мы экспериментируем с водой».

Вторник

НОД в ОО «Познавательное развитие » Длина.
Просмотр мультфильма «38 попугаев»,
Беседа «Чем можно измерить длину?»
Измерение стола различными мерками, измерение высоты пианино и т. п. различными мерками, измерение роста детей.
Создание странички: «Измерим все вокруг» (самый высокий в группе, самые длинные волосы, самая длинная юбка и т.д.)

Среда

НОД в ОО «Познавательное развитие» Что такое масса?

Беседа «Почему вес разный?», «С помощью чего измерить свой вес?»
Создание странички «Наш вес».

Четверг

НОД в ОО «Социально-коммуникативное развитие» Сюжетно-ролевая игра «Магазин» (правила вежливого обращения друг к другу, умение взвесить, измерить).
Создание странички «Мы играем в магазин».
Создание странички «Самостоятельное экспериментирование».

Пятница

НОД в ОО «Художественно-эстетическое развитие» Игры с красками.
Создание странички «Самостоятельное экспериментирование».
Создание фотоотчета «Наши эксперименты».

Консультирование родителей по теме:
«Создание условий для экспериментирования детей дома», «Экспериментируем дома».

Заключительный этап:

Создание альбома «Наши эксперименты».

Проект решен полностью, дети с большим интересом участвовали в образовательной деятельности, подготовленный материал был детьми принят и усвоен. Результатом остались довольны все.

Приложения

Игры с водой

Они не только чрезвычайно увлекательны, но и очень полезны: дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении вещества, познавать его свойства и возможности. Разумеется, игры с водой проводятся не каждый день, поскольку требуется специальное оборудование: большая емкость, наполненная водой, множество мелких предметов - бутылочки, стаканы или миски. Во время игр обязателен комментарий: педагог обращает внимание на то, как ведут себя в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями или без. После таких игр приходится долго наводить порядок. Однако не забудем: дети получают от этих опытов массу полезных впечатлений.
Экспериментируем с тонущими и плавающими предметами.
Игрушки не только опускают в воду, но и вылавливают из нее те, которые плавают на поверхности. Попробуйте вместе с детьми проделать этот опыт с предметами из разных материалов.
Металл - обычная ложка или другие предметы (по окончании опыта главное - не забыть высушить их и положить на место).
Дерево - ложка, мисочка и др. (по окончании опыта также не забыть протереть предметы, чтобы они не испортились от влаги).
Пластмасса - любые предметы или игрушки, резина.
Ткань - кусочки разных тканей, разного размера, по-разному впитывающие воду.
Бумага и картон разной плотности, разного размера.
Губки разных размеров - поролоновые, резиновые: плавающие, впитывающие воду, тонущие. Дети могут набирать ими воду, отжимать их, вытирают ими мокрую поверхность. Игры с водой, переливание и брызгание особенно любимы детьми. Такие игры можно затевать не только во время купания, но и при любой возможности.

Переливание воды

Приготовьте пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки и другие ёмкости различных размеров (вся посуда должна быть небьющейся). Вместе с малышом наполняйте их водой из-под крана: «Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь полная». Переливайте воду из одной посуды в другую.

Фонтан

Если подставить под струю воды ложку либо пузырёк с узким горлышком, получается «фонтан». Обычно такой эффект приводит детей в восторг: «Пш-ш-ш! Какой фонтан получился - ура!» Подставьте пальчик под струю «фонтана», побуждайте ребёнка повторить действие за вами.

Бассейн

Наполнив таз водой, организуйте игру в «бассейн», в котором учатся плавать игрушки (для этого используйте пластмассовых пупсиков): «Вот наши куколки пришли в бассейн. Какой большой бассейн! В бассейне учатся плавать - вот так. Поплыли!»

Озеро

Наполните большой таз водой - теперь это «озеро», в котором плавают рыбки или уточки: «Вот какое глубокое озеро - много воды! В озере плавают уточки. Вот мама утка. А вот её детки - маленькие утята. «Кря-кря-кря! - говорит утка. - Дети, плывите за мной!» Вот уточки вышли на бережок и греются на солнышке». Придумывайте свои истории.

Художественно-творческая деятельность

Игры с красками

На развитие познавательной активности направлены и некоторые эксперименты с красками. Смешивая их в различных сочетаниях, получая новые цвета и оттенки, дети открывают новые свойства цвета, его новые возможности. Однако для этих игр потребуется специальный материал: краски, кисточки, клеенчатые фартуки, стаканчики, наполненные водой, клеенки на стол.

Цветная вода

Для проведения игры потребуются акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов можно увеличить). Расставьте стаканы в ряд на столе и наполните водой. Возьмите на кисточку краску одного из основных цветов - красную, жёлтую, синюю, зелёную (можете начинать с любимого цвета ребёнка, если такой есть, это поможет вовлечь ребёнка в игру) - и разведите в одном из стаканов. Комментируя вслух свои действия, постарайтесь привлечь внимание ребёнка, внесите элемент загадочности: «Сейчас возьмём на кисточку твою любимую жёлтую краску, вот так. А теперь... опустим в стакан с водой. Интересно, что получится? Смотри, как красиво!»

Смешиваем краски

Смешивая краски, мы получаем возможность создавать новые цвета. Для этого можно сливать воду разных цветов в одном стакане, либо растворять в стакане с чистой водой поочередно несколько красок, можно смешивать краски, используя палитру.

Рисование на мокром листе

Незабываемые ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол постелите клеёнку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (кисточкой или просто окунув в тазик с водой) и положите на клеёнку, пригладив губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте, используя другие цвета. Как бы случайно можно провести по рисунку кисточкой с одной водой, без краски - вода создаст на листе нежные, размытые, светлые полутона.

Литература

1 Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2009

2 «Забавные физические опыты», «Гром и молния. Опыты без взрывов» из серии «Мастерилка» журнала «Карапуз».

3 Журнал «Воспитатель ДОУ» № 9 / 2009 «Портрет современного дошкольника»;

4 Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2008

5 Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. № 3, 4, 5 2009

7 Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательные способности детей. Ярославль «Академия развития» 2010


Авторы: Воспитатель Боряева Ирина Валерьевна
Воспитатель Белова Татьяна Валерьевна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 4»
Пензенская область, г. Заречный
2015 г.

ПРОЕКТ
«Экспериментальная деятельность детей в средней группе»
«Волшебный песок»
Вид проекта: исследовательско-творческий, групповой, средней продолжительности.
Срок реализации: июнь – август.
Актуальность: Песок обладает свойством погашения негативной энергии. Он очищает энергетику ребенка и стабилизирует его эмоциональное состояние.
Играя в песок, ребенок пропускает его между пальцев, вместе с потоком песка уходит напряжение, ребенок расслабляется и его эмоциональное самочувствие улучшается. Это служит прекрасным средством для развития и саморазвития детей.
В процессе игры с песком у детей развивается тактильно-двигательная чувствительность, координированные движения кистей и пальцев рук, что способствует успешной работе по подготовке руки к письму, по формированию навыков самообслуживания и предметно-практической деятельности.
Благотворное влияние оказывает и на развитие речи, и на формирование навыков общения, и на взаимодействие между собой.
Цель:
формировать у дошкольников элементарные экологические знания и представления о песке, его свойствах;
развивать логическое и диалектическое мышление и поведение через поисково-познавательную деятельность.
Задачи проекта:
создавать условия для наблюдения за песком;
развивать наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, память, внимание;
расширить представления о песке, используя практические опыты;
формировать познавательную и творческую активность детей;
развивать коммуникативные умения;
формировать у детей бережное, ответственное отношение к песку.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Оборудование: песок, глина, пластиковые стаканы, вода, строительные материалы для построек из песка, воронки, мензурки, стаканчики, конструктор, краски, кисточки.

Схема осуществления проекта «Волшебный песок»

Игровая деятельность
Игры на развитие мелкой моторики рук:
«Отпечатки наших рук»
«Мина»
«Отгадай загадку»
«Чувствительные ладошки»

Комплекс упражнений для развития психики ребенка и мелкой моторики рук

Речь и речевое общение
1. Игры на развитие фонематического слуха

2.Познавательные игры на песке:
Игры, направленные на знакомство с окружающим миром
Режиссерские игры

Беседы
«Для чего нужен песок?»
«Представь себя песчинкой»
«Кто живет в пустыне?»

Пальчиковая гимнастика

Знакомство с худ. литературой
Чтение рассказа Г.Снегирева «Пустыня»

Изобразительная деятельность
Рисование
«Лето» (палочкой или пальцем)
«Осьминожки» (ладошкой)
«Животные пустыни» (восковыми мелками и акварелью)

Лепка
Персонажи сказки «Теремок»
Персонажи сказки «Колобок»

Социальное развитие
Комплекс упражнений для развития психики ребенка

Опытно-исследовательская деятельность
Опыты:
«Сыпучий песок»
«Движение песка»
«Мокрый песок»
«Песочные часы»
«Песок и глина»

Работа с родителями
Консультации для родителей:
«Для чего нам нужен песок»
«Что такое песочница»
«Игры с песком»

Приложение 1
Литература: Использован текст сказки «Колобок»

Режиссерские игры. Сказка на песке «Колобок»
Цель:
развивать у детей диалогическую речь;
развитие мелкой моторики рук;
учить детей передавать интонацией характеры персонажей сказки;
снятие эмоционально-психического и телесного напряжения;
прививать любовь к сказкам.
Материал: набор мелких игрушек (колобок, баба, дед, заяц, лиса, волк, медведь, домик, деревья), волшебный мешочек, мягкая игрушка - колобок.

Вступление: Мешочек в котором находится колобок. Дети по очереди на ощупь пытаются определить, что в мешочке. После того, как дети узнали, вынимаем колобка, сообщаю, что он приглашает в свою сказку.

Вхождение в сказку:
Колобок может подарить нам волшебную силу. Встаньте полукругом и прикоснитесь к колобку одним пальцем. Закройте глаза и почувствуйте, как от колобка идет к вам сила. Вот она наполняет всю руку, поднимается через шею в голову, опускается в грудь, живот, ноги. Теперь все ваше тело заполнилось волшебной силой, и вы оказались в сказке «Колобок».
(Дети выбирают героев сказки).
Сказка:
«Жили-были старик со старухой».
Воспитатель:
- Где они жили?
- В домике.
(Дети выбирают место, где будут строить домик).
Вот и просит старик:: " Испеки мне, старая, колобок."
- Да из чего испечь?
Воспитатель:
Из чего пекут пироги?
Из муки.
Правильно из муки, а муки нет.
«Эх, старуха, по амбару помети, по сусекам поскреби - вот и наберется»
(Дети метут пальчиками, скребут песок).
Скатала колобок.
(Дети ладошками катают колобок).
Изжарила его в масле и положила на окно просохнуть. Надоело колобку лежать, он и покатился.
Воспитатель:
Куда покатился колобок?
В лес по тропинке.
(Дети пальчиком ведут по песку).
Катится колобок по дороге, а навстречу ему
Воспитатель:
- Кто? (Заяц)
" Колобок, колобок я тебя съем".
" Не ешь меня, я тебе песенку спою!» - и запел:

Я колобок, колобок
По амбару метен,
По сусечкам скребен,
На сметане мешен.
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел.
От тебя заяц и подавно уйду.
И покатился колобок дальше. Вот он катится, катится и навстречу ему
Воспитатель:
- Кто? (Волк)
« Колобок, колобок я тебя съем!»
«Не ешь меня волк, я тебе песенку спою!» - и запел:
Дети поют вместе с воспитателем.
Я колобок, колобок
От тебя волк и подавно уйду.
И покатился колобок дальше.
(Дети пальчиком водят по песку).
И навстречу ему
Воспитатель:
Кто? (Медведь)
" Колобок, колобок я тебя съем!"
- Не ешь меня медведь, я тебе песенку спою,- и запел:
Дети поют вместе с воспитателем.
Я колобок, колобок
От тебя медведь и подавно уйду.
И покатился колобок дальше.
Воспитатель:
Кто встретился ему дальше?
Лиса.
Воспитатель:
- Лиса какая?
- Рыжая, красивая, хитрая, ласковая,
Увидела она колобка и говорит: "Какой ты хорошенький, какой ты пригоженький".
Колобок обрадовался, что его хвалят, и запел свою песенку:
Дети поют вместе с воспитателем.
Я колобок, колобок
От тебя лиса и подавно уйду.
" Славная песенка!" - сказала лиса. - " Да то беда, голубчик, что я стара стала, плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку да пропой ещё разочек».
Колобок обрадовался, что его песенку похвалили, прыгнул лисе на морду да и запел:
Дети поют вместе с воспитателем.
«Я колобок, колобок»
А лиса его - гам - и съела.
Воспитатель:
- Ребята, вам жалко колобка?
- А деда с бабой?
- Чем мы можем им помочь?
- Испечем им колобок.
(Дети поливают песок и катают колобки).
Заключение:
Воспитатель:
Закончилось наше сказочное путешествие.
Каким был конец сказки: грустным, радостным, спокойным?

Приложение 2
Литература: Использован текст сказки «Теремок»
Режиссерские игры. Сказка на песке «Теремок».
Цель:
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие речи при ответах на вопросы, умения свободно и ясно выражать свои мысли;
- учить детей передавать интонацией характеры персонажей сказки;
- развивать диалогическую речь;
- воспитывать любовь к сказкам.
Материал: набор мелких игрушек (мышка, лягушка, заяц, волк, лиса, медведь, теремок, деревья), лейка с водой, травка, цветы.
Вступление: Сегодня мы отправляемся в сказку, где герои - дикие животные. Кто такие дикие животные?
- Живут в лесу, сами о себе заботятся, строят жилье.
- Может вы сами назовете сказку, где героями являются дикие животные?
- «Теремок».
Вхождение в сказку:
- Я вас приглашаю в сказку «Теремок».
(На полке стоят дикие и домашние животные, другие игрушки. Дети отбирают себе животных, которые живут в сказке.)
Прижмите его к себе, погладьте и получите волшебную силу для путешествия по сказке. Получилось?
Раз вдохнули, Два вдохнули,
Хлопнули в ладошки
А теперь садимся рядом,
Как в земле картошки.
У нас чистое поле, что нужно построить нам для сказки?
- Теремок.
- А где мы его построим?
(Выбираем место)
- Нужно построить так, чтобы теремок было видно далеко-далеко. Для этого нужно собрать ладошками песок, чтобы получился холм, гора.
Ну, вот теремок готов.
- Где живут звери?
- В лесу.
- Что такое лес?
- Где много деревьев и кустарников.
- Сейчас мы с вами посадим деревья, нужно пальчиком сделать углубление и посадить дерево, прикопать его, чтобы не упало.
- Поселите животных.
- А лягушка у нас осталась. Что ей нужно?
- Болото.
- Что такое болото?
- Углубление, заполненное водой, там растет трава.
(Делаем углубление, поливаем водой, сажаем лягушку на листочек).
- Для чего листья на болоте?
- Лягушка греется на солнышке, просто квакает и прячется под листочек от аиста, цапли.
Сказка начинается.
Сказка:
Стоит в поле теремок...
(Дети двигают фигурками вокруг теремка и озвучивают их).
- Медведь сломал теремок. Что им делать? Где они будут жить? Как им помочь?
- Построить новый теремок. Большой, красивый, чтобы всем места хватило и мышке и медведю.
(Строим новый теремок).
- Ой, какой красивый теремок. Чтобы им здесь было уютно, хорошо сделаем клумбу и посадим цветы.
(Дети сажают цветы в песок, поливают из лейки; пальчиком проводят по песку - тропинки).
- Как вы думаете, нравиться зверюшкам в новом теремке?
-Да.
- Чему же нас учит сказка?
- Жить дружно, не ссориться, помогать друг другу.
Заключение:
Воспитатель:
Сказка закончилась, но мы обязательно сюда вернемся.


Приложенные файлы

Проект опытно-экспериментальной деятельности
«Ознакомление детей с неживой природой »
Автор проекта:
Воспитатель: Санникова Наталья Николаевна
Участники проекта:
Дети средней группы
Родители детей
г. Саратов

Паспорт проекта
Вид проекта : познавательно-экологический.
Продолжительность : долгосрочный (2017-2018 учебный год)
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели группы, родители воспитанников.
Интеграция образовательных областей :
Познавательно развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Актуальность разработки и реализации
педагогического проекта
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щечки... Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой - предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы. Более того это просто необходимо.
В природе все взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, воздух и др. находятся в неразрывном единстве - живая природа не может обходиться без неживой. Растение существует только благодаря тому, что корнями пронизывает землю и впитывает из нее влагу и питательные вещества, стеблем тянется вверх, а листьями разворачивается к солнцу, поглощая его свет и тепло. Растению нужны воздух, нужны влага и тепло в таких благоприятных условиях оно хорошо себя чувствует: растет, цветет, дает плоды и радует глаз человека.
То же можно сказать и о животных: они, как и растения, обладают жизненными потребностями, многие из которых можно удовлетворить лишь с помощью неживой природы. Таким образом, у животных как части живой природы свои особые взаимоотношения с неживой природой.
У человека связь с неживой природой еще сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а только чистая - природная или специально очищенная. Человечество и достигло потому таких высот в развитии цивилизации, что научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта...
Таким образом, все явления неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания.
Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.
Пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
Новизна проекта
Экологическое образование - огромный потенциал всестороннего развития ребенка. Наряду с традиционными методами экологического образования в проекте предполагается использование нетрадиционных технологий: организация экспериментальной деятельности детей. Блок совместной деятельности педагога и детей является основным в формировании экологической культуры у детей.
Только при полноценном использовании наблюдений, опытов, экспериментов, бесед, экологических игр, чтения художественной литературы экологического содержания, включая труд в природе в повседневную жизнь детей мы можем говорить о формировании экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста.
Вследствие этого ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления о явлениях природы и закономерностях. Использование интегрированного подхода в экологическом образовании дошкольников через различные виды деятельности формирует осознанное отношение к природе.
Реализация проекта предполагает интегрирование работы по нравственно- экологическому воспитанию, здоровьесбережению и художественно- эстетическому развитию воспитанников. Работа по проекту осуществляется в тесном сотрудничестве воспитателя и родителями воспитанников.
Тема проекта
Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы.
Цель проекта
Формирование основ экологического мировоззрения и культуры детей среднего дошкольного возраста посредством установления взаимосвязи между явлениями, характерными признаками неживой и объектами живой природы путем вовлечения детей в опытно - экспериментальную деятельность.
Объект исследования
Процесс формирования основ экологического мировоззрения и культуры детей среднего дошкольного возраста посредством вовлечения детей в опытно - экспериментальную деятельность.
Предмет исследования:
Развитие познавательно - творческого потенциала воспитанников путем вовлечения их в опытно - экспериментальную деятельность как средство формирования экологической культуры детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза:
Процесс формирования экологического мировоззрения у детей среднего дошкольного возраста будет более эффективным при целенаправленном вовлечении их в познавательно - поисковую деятельность.
Задачи проекта
1. Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления с явлениями, особенностями, свойствами, характерными признаками неживой природы, их связью с объектами живой природы.
2. Использовать интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников через различные виды деятельности.
3. Обогащать развивающую среду по экологическому направлению в группе.
4. Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам экологического воспитания.
5. Формировать элементарные естественно- научные представления;
6. Расширять перспективы развития познавательно - поисковой деятельности детей путем
включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
7.Развивать творческое воображение, фантазию;
8.Формировать познавательную активность, логическое мышление, творческую фантазию, самостоятельность.
Задачи для педагога:
1. Анализ и сбор информации из различных источников.
2. Разработка перспективного и тематического планирования по проекту.
3. Создание предметно-развивающей среды.
4. Мониторинг результатов.

.
Целевые ориентиры:
- неравнодушен, имеет эмоционально-ценностное эстетическое отношение к миру, развиты качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей.
-имеет осознанно - правильное отношение к объектам неживой природы, экологического мышления;
-развиты умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- развито желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
- фантазирует,проявляет эмоциональность;
- имеет расширенные знания о свойствах неживой природы и их роли в окружающем мире;
- накоплен эмоционально позитивный опыт общения с природой;
- активно проявляется сотрудничество родителей, педагога и детей в реализации проекта;
Рефлексия деятельности:
Познавательно-исследовательская деятельность обнаруживает себя и в разнообразном творчестве, а также, в творчестве, происходит отражение полученных впечатлений. В изобразительной деятельности активно используются различные по фактуре и свойствам природные материалы, что, в свою очередь, развивает творческое воображение и эстетический вкус детей.
В проводимых играх-экспериментированиях и опытах, дети сами устанавливают причины явлений, связей и отношений между предметами и явлениями, мир природы раскрывается в полной мере, ведь только экспериментируя, дети видят, насколько сильно мы влияем на природу, и важно донести на своём примере истину, правильность, заботу, внимание и доброту.
Взаимодействие с детьми обязательно строится по принципу субъектных отношений. Педагог и ребёнок взаимодействуют, как партнёры. К мнению детей стараемся относиться уважительно.
Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её - дело сложное. Для этого мы должны уметь жить в гармонии с природой, а дети, они очень наблюдательны и внимательны, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
Итак, мы видим, что важнейшим условием успешной реализации проекта является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в познавательно-исследовательской деятельности.
Краткое описание проекта по этапам.
Тип проекта: групповой, познавательно - экологический.

Продолжительность проекта: д олгосрочный 1 год.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2017 г. - август 2018 г.
I Подготовительный этап.
1. Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
2. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

II Основной этап реализации проекта.
1. Выполнение плана работы по всем видам деятельности с детьми;
2. Взаимодействие с родителями для решения поставленных задач.
- Создание информационного пространства (информационный стенд; оформление папки - передвижки).
3. Подборка художественных произведений, дидактических игр по данной теме
III . Заключительный этап .
Диагностика и подведение результатов работы.
ü подведение итогов работы над проектом;
ü анкетирование родителей по теме: «Чему научился Ваш ребёнок? »;
ü мониторинг качества освоения материала детьми;
ü открытое занятие - развлечение для родителей "Чему мы научились" (по итогам проекта)
ü презентация проекта для педагогов ДОУ, сообщение из опыта работы по проекту.

Предварительная работа:
Приобретение оборудования для проведения опытно-экспериментальной деятельности детей
Выявление уровня знаний детей по теме проекта.
Беседа с родителями детей о целях проекта, их роли в успешном осуществлении проекта.
Изучение методической литературы по теме проекта.
Методы работы:
исследовательские: опыты, проблемные вопросы
Методы работы:
исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
наглядные
словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, указания, словесные инструкции;
технология моделирования
релаксация;
игровой: (сюрпризный момент, игры)
творческие

Формы работы:
1. Проведение с родителями бесед, консультаций о необходимости формирования представлений у детей о ценности природы.
2. Проведение занятий по ознакомлению с окружающим миром, художественному творчеству
3. Целевые прогулки, экскурсии с детьми.
4. Игры - занятия в опытно - экспериментальном уголке и уголке природы.
5. Проведение занятий-опытов.
Взаимодействие с родителями
Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают
ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.
Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей - одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.
Формы работы с родителями
В совместной работе с родителями мы широко используем: консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы, анкетирование, развлечения, праздники, конкурсы.
Перспективно- тематическое планирование образовательной деятельности с детьми

Определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость Познавательное развитие.

Расширять знание детей о временах года, основных приметах осени. Формировать временные понятия: сутки, части суток.

Художественно-эстетическое творчество.
Рисование

Познакомить детей с приемами рисования методом мозаичного мазка, примакивания. (Упал листок на землю - упал мазок на лист). Закрепить знания детей о временах года: осень.
Октябрь
Познавательное развитие.
"Какой вода имеет цвет?"
Определить свойства воды. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы. Вода - растворитель пахучих и красящих веществ.
Познакомить с разнообразием камней, их свойствами. Познавательное развитие.
"Тайны осеннего леса" Формировать у дошкольников интерес к явлениям неживой природы: солнцу, месяцу, звездам. Побуждать устанавливать взаимосвязи явлений неживой и живой природы Художественно-эстетическое творчество.
Рисование. Образы неба
"Дождь" Учить детей образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни, передавая образ дождя.
Ноябрь Познавательное развитие.
Опытно - экспериментальная деятельность "Где можно найти воздух" Обнаружить воздух в предметах "Где можно найти воздух" (Наблюдение на прогулке) Дать детям представление о воздухе, о том, что он повсюду вокруг нас.
Познавательное развитие.
Ознакомление с окружающим миром. "Ветер, ветер ты могуч" Познакомить детей с явлением: ветер. Побуждать детей устанавливать Художественно- эстетическое развитие.
Рисование пальчиковыми красками. "Образы земли.
Первый снег».
Декабрь Познавательное развитие.
Опытно - экспериментальная деятельность
"Взаимодействие воды и снега" Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым). Сравнить свойства снега и воды; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние.
"Нужен ли растениям зимой снег"
(Опыт на прогулке)
Определить зависимость состояния растений от условий природы.
Познавательное развитие.
Ознакомление с окружающим миром.
"Где зимуют снежные бабы» Формировать у дошкольников представление о времени года: зима. Устанавливать простые связи между временами года и погодой.
"Образы зимнего неба. Какое бывает небо зимой?
Краски неба."
Показать приемы работы гуашью для получения разных оттенков неба. Закрепить у детей представления о явлениях неживой природы зимой.
Январь Познавательное развитие.
Опытно - экспериментальная деятельность
"Волшебная рукавичка" Познакомить детей с магнитом, выявить его способность притягивать некоторые предметы.
"Как согреть руки"
(Опыт на прогулке)
Выявить условия, при которых руки могут согреваться: трение, движение, сохранение тепла.
Познавательное развитие
Ознакомление с окружающим миром
"Огонь - друг, огонь - враг" Познакомить детей с противоречивым явлением природы - огонь. Сформировать правильное отношение к нему. Рассмотреть разные варианты обращения с огнем.
Рисование. "Образы зимнего неба.
Облака"
Продолжать знакомить с приемами работы, с гуашевыми красками при изображении облаков, закрепить знания о некоторых явлениях неживой природы - ветре
Февраль Познавательное развитие.
Опытно - экспериментальная деятельность
"Почему на небе разные звезды?" Понять зависимость освещенности предмета от силы источника и удаленности от него. дать детям понятие о звездах.
"Свет вокруг нас"
(Опыт на прогулке)
Дать детям представление о том, что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному миру.
Познавательное развитие
Ознакомление с окружающим миром.
"Лютень" Продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы: февраль - месяц лютень. Закреплять знания о приметах времен года.
Художественно-эстетическое развитие.
Рисование.
"Образы деревьев.
Ель умывается снежком".
Познакомить с приемами смешения синей и желтой красок для получения зеленой. Напомнить способы нанесения красок методом мозаичного мазка. Уточнить представления детей о явлении неживой природы: снеге.
Март Познавательное развитие
Опытно - экспериментальная деятельность
"Где быстрее?" Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед - вода, вода - лед)
.
Установить зависимость изменений в неживой природе с сезонными изменениями

Познавательное развитие
Ознакомление с окружающим миром.

"Спешит капель, звенит капель"
Познакомить детей с признаками весны и устанавливать простейшие взаимосвязи: солнышко светит, звенит капель, появляются проталины...Воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее.
Установить зависимость изменений в неживой природе с сезонными изменениями
Художественно-эстетическое развитие.
Рисование.
" Образы неба ранней весной.
Красно солнышко".
Познакомить с приемами работы красной и желтой гуашевыми красками, обратить внимание на то, что при смешении они превращаются в оранжевую. Закрепить знания дошкольников о признаках весны.
.

Апрель Познавательное развитие
Опытно - экспериментальная деятельность
"Когда это бывает?" Продолжать устанавливать зависимость освещенности предмета от силы источника.
"Зачем растениям нужен свет" (Опыт в уголке природы) Показать детям, что для роста растения необходим свет
Познавательное развитие
Ознакомление с окружающим миром.
"Световой день" Расширять представление дошкольников о явлениях неживой природы и рукотворном мире: солнечный свет, осветительные приборы. Побуждать детей дифференци-ровать предметы рукотворного мира и природы
Художественно-эстетическое развитие. Рисование. "Образы деревьев. Дерево разговаривает с солнышком". Познакомить с приемами работы рисовальным углем, изображая на белом листе бумаги деревья разной высоты. Закрепить приемы работы красной и желтой гуашевыми красками; знания о некоторых явлениях неживой природы весной.
Май Познавательное развитие
Опытно - экспериментальная деятельность
"Какие бывают камни" Продолжать знакомить дошкольников с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.
"Где спряталась вода" (Опыт на прогулке)
Закрепить знания детей о том, что песок и глина по разному впитывают воду.
Познавательное развитие
Ознакомление с окружающим миром.
"Вода помощница" Продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы - водой. Расширять представления о свойствах воды и ее значении для человека. побуждать детей проводить с водой элементарные опыты.
Художественно-эстетическое развитие.
Рисование.
Образы природы. Обобщающее занятие. Любование картинами природы.
Природа художница".
Создать атмосферу эмоционального восприятия картин природы, вызвав у детей восхищение от увиденного (привлечение музыкальных и поэтических образов). Показать приемы работы с природными материалами.

Перспектива на будущее:
Разработать проект “Радуга открытий” для детей старшей и подготовительной групп.
Хотя в мыслительном развитии ребенка самое существенное происходит на этапе раннего возраста, целенаправленно заниматься опытно - экспериментальной деятельностью необходимо и на следующих этапах личностного формирования малышей.
Продолжая и в дальнейшем развитие познавательно - творческой активности посредством вовлечения дошкольников в исследовательскую работу, воспитатель подготавливает детей к очень трудному этапу в их жизни - школьным годам.

Методическое обеспечение проектной деятельности:
1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5 - 6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2008
2. Дошкольное воспитание № 7 2000 г.
3. Дошкольное воспитание № 10 2003 г.
2. Дошкольное воспитание № 11 2003 г.
5. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
6. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.- М.: Новая школа. 1995.
7. Карпухина Н. А.Конспекты занятий в средней группе детского сада. Знакомство с окружающим миром. - Воронеж, 2009.
8. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. и др. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: Творческий центр, 2004.
9. Рыжова Н.А. Волшебница вода. Учебно - методический комплект по экологическому образованию дошкольников. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 1997.
10. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений средней группе детского сада. Конспекты занятий. - М.: Мозаика - Синтез, 2008
11. Интернет ресурсы.

Возьмите магнит и определите, какие предметы притягиваются, а какие нет. Разделите на две группы.

Какой вывод можем сделать?

Дидактическая игра «Покажи стрелочкой»

Дидактическая игра в кругу с мячом “Притянет – не притянет”.

Ребята представьте что, мяч – это магнит, я вам буду говорить предметы, если вы считаете, что магнит притянет этот предмет, вы ловите мяч, если не притягивает, то не ловите.

Предметы, которые притягивает магнит, называют магнетическими, предметы, которые магнит не притягивает, – немагнетическими. У магнита есть магнитное поле – это пространство вокруг магнита. Оно не у всех магнитов одинаково. Чем больше магнит, тем сильнее магнитное поле, чем меньше магнит, тем магнитное поле слабее. У каждого магнита, даже самого маленького, есть два полюса - северный и южный. Северный полюс принято окрашивать в синий цвет, а южный - в красный.

У вас на столе есть магниты, окрашенные в синий и красный цвет. Поднесите два магнита друг к другу. Переверните один из магнитов другой стороной и снова поднесите магниты друг к другу. В одном случае магниты притягиваются, в другом отталкиваются. Делаем вывод, что разные полюса магнитов притягиваются, одинаковые - отталкиваются.

Послушайте, что дальше случилось с нашими поросятами. Однажды летом они пошли купаться на речку. Погода была очень хорошая, ярко светило солнышко. Они очень весело провели целый день. Когда они вечером пришли домой, то не нашли ключ от дома. Они поняли что ключик, скорее всего, упал в воду. Они вернулись на речку и при помощи волшебного магнита достали ключик из воды.

А как они это сделали, мы сейчас с вами посмотрим. Берем ключик, опускаем его в тазик с водой. На веревку прикрепляем магнит, опускаем магнит в воду и смотрим как, ключик притягивается к магниту.

Ребята, какой вывод можно сделать?

Сила магнита действует сквозь воду. Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять, кабель или держать под рукой нужные инструменты.

Вечерами поросята Ниф-Ниф, Наф-Наф, и Нуф-Нуф очень любили играть в разные игры. Особенно им нравилось играть машинками, устраивать гонки. Сейчас мы с вами тоже устроим гонки. Нам в этом помогут наши магнитики.

У нас есть лист картона, на котором нарисована трасса, и есть металлические машинки. Сверху на трассу мы поставили наши машинки, снизу прикрепили магниты. Начинаем передвигать магнит под картоном. И что же мы с вами видим?

Правильно, машинки начинают двигаться. - Какой вывод мы можем сделать?

Машинки двигаются по трассе, повторяя движения магнита, который двигают под картоном. Сила магнита, проходя через картон, притягивает металлические машинки, вынуждая их следовать за магнитом. Если картон будет слишком толстый, чтобы сдвинуть предмет понадобиться очень большой, мощный магнит.

Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например, для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника, или рисунки к магнитной доске

Цель: Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию.

Задачи:

Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать понимание взаимосвязей в природе. Развитие мышления, речи – суждения в процессе познавательно – исследовательской деятельности. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир.

Актуальность проекта:

Заключается в том, что экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, а так же, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».

Лев Семёнович Выготский

Наш проект посвящен опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ. Это актуальная проблема в наше время. Дети с удовольствием познают окружающий мир в опытно-экспериментальной деятельности, находят ответы, задают много вопросов, развивают детскую любознательность, пытливость ума, формирует познавательный интерес через исследовательскую деятельность.

Детские эксперименты — один из видов деятельности дошкольника. Нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Ребенок охвачен жаждой познания огромного мира. Самый эффективный способ — это экспериментирование, в процессе которого дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями.

Мы проводили опыты с воздухом, водой, песком, снегом. Дети были в большом восторге от проделанной работы.

В группе детского сада создали исследовательскую лабораторию, где дети проводили простые и более сложные опыты. Лаборатория пополняется новыми материалами, которые находятся в доступном для детей месте.

Дети с удовольствием рассказывали о своих открытиях родителям и ставили свои небольшие опыты. Родители много помогали в организации уголка по экспериментальной деятельности. Также они заполняли анкеты, знакомились с консультациями, а мы старались организовать взаимодействие между семьей ребенка и детским садом.

Надеемся, что результаты будут успешными.

Скачать презентацию