Островский гроза тема верности и измены. Признание Катерины. Финал драмы. Общий вывод по произведению

Нам нередко приходится слышать в жизни эти антонимы: верность и измена. И каждый понимает эти слова по-своему. Верность чаще всего ассоциируется у людей с постоянством в чувствах, привязанностях, убеждениях. Но редко кто задумывается о значении корня слова – вера. Вера – это убеждение в чём-либо, что является незыблемым в ваших представлениях, понимании. А вот измена – это нарушение верности по отношению к кому-то или чему-то. Измена может касаться чего угодно, к примеру, бывает супружеская измена, измена Родине, измена убеждениям.

Я хочу задеть тему именно супружеской измены и верности. В первую очередь мне вспоминается драма А.Н.Островского «Гроза», где поднимается эта глобальная проблема. Главная героиня драмы Катерина Кабанова изменила своему мужу с молодым человеком, прибывшим из столицы. Необычный, не похожий на жителей города Калинова Борис в своём партикулярном платье показался Катерине особенным, ярким и неповторимым. Она влюбилась в него буквально сразу. Своей деликатностью и тактом молодой человек отличался от местных жителей, для которых необразованность, грубость и хамство – обычное дело. Катерина влюбилась в Бориса с первого взгляда и решила, что именно он её судьба. Измена мужу в её понимании – не измена вовсе. Но девушку беспокоил факт клятвы во время обряда венчания. Однако Тихон не воспринял измену Катерины, она для него любимая жена, главное, чтобы никто ничего не знал. Он и бьёт-то жену по настоянию матери. Так измена Катерины стала символом её веры в Бога, в его благословение. Она решилась на самоубийство только чтобы не изменять своим убеждениям, своей вере.

В поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Матрёна Корчагина остаётся верной своему мужу даже в самых тяжёлых жизненных ситуациях. Когда её супруга Филиппа забирают в рекруты, а она остаётся беременной в ожидании ребёнка, без мужа, героиня отправляется к губернаторше за помощью, стремясь найти защиту. Ей посчастливилось: начались роды, и губернаторша стала крёстной матерью для её ребёнка. Она помогла в освобождении её мужа от рекрутской повинности.

В наше время мало кто вкладывает особый глубокий смысл в понятие верности. Жизнь изменилась не в лучшую сторону, но всё-таки и сейчас встречаются такие пары, которые живут вместе уже пятьдесят, а то и более лет. Также есть люди верные своему делу, своей профессии, своей вере.

Вместе со статьёй «Сочинение по литературе на тему «Верность и измена» читают:

Поделиться:

Мы довольно часто в жизни слышим эти антонимы: верность и измена. И все понимают эти слова по-своему. Почему? Верность определяется как постоянство в чувствах, привязанностях, убеждениях. Но редко, кто вспоминает о значении корня слова – вера. Вера – это убеждение в чём-то, что является незыблемым в ваших представлениях, понимании. А вот измена есть не что иное, как нарушение верности кому- или чему-либо. Согласно христианской этике измена является особенно серьезным грехом. Но измена не обязательно должна быть в области веры. Есть такое понятие как супружеская измена, измена Родине, измена убеждениям. Всё это разновидности этого всеобъемлющего понятия.

Я хочу обратиться к пониманию супружеской измены и верности. И в связи с этим вспомнить произведения нашей литературы. В драме А.Н.Островского «Гроза» поднимается эта проблема. Главная героиня драмы Катерина Кабанова изменила своему мужу с молодым человеком, приехавшим из столицы. Необычный, не похожий на жителей города Калинова Борис в своём партикулярном платье кажется Катерине таким ярким и неповторимым. Она влюбляется в него буквально с первого взгляда. Его деликатность и такт совсем не вяжется с темнотой, необразованностью, грубостью и хамством местных жителей. Однако Катерина, которая ещё никого никогда не любила, выбирает Бориса, как суженого, человека, посланного богом. Она, однажды сделав шаг в сторону своего избранника, решает, что именно он и есть её судьба. Измена мужу в её понимании – не измена вовсе. Она никогда не любила Бориса, хотя старалась быть ему верной. По сути, это он изменил, потому что оставил её одну в этом злобном мире. Но её мучает факт клятвы во время обряда венчания. Однако Тихон не воспринимает измену Катерины, она для него любимая жена, главное, чтобы никто ничего не знал. Он и бьёт-то жену по настоянию матери. Так измена Катерины становится символом её веры в Бога, в его благословение. Она решается на самоубийство, только чтобы не изменять своим убеждениям, своей вере.

В поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Матрёна Корчагина остаётся верной своему мужу в самых сложных жизненных ситуациях. Когда её супруга Филиппа забирают в рекруты, а она остаётся беременной в ожидании ребёнка, без мужа, она решает идти к губернаторше за помощью, в стремлении найти защиту. Ей посчастливилось: начались роды, и губернаторша стала крёстной матерью для её ребёнка. Она помогла в освобождении её мужа от рекрутской повинности. Редкая женщина способна на такое самопожертвование во имя любимого мужа, на такую верность своей венчальной клятве.

Измена и верность - взаимоисключающие понятия, но в последнее время никто не придаёт им особого значения. Никто особенно не старается блюсти верность, никто не считает измену страшным грехом. Стёрлись границы. Всё в человеческой нравственности, в том, как оценивать поступки свои и других людей.

Сочинение №1

Человек, который пошел на измену, неизбежно оказывается наказан. В первую очередь, он теряет покой. Совесть – самый жестокий судья изменнику. Предательство может не только убить отношения, но иногда и людей, а также стать ударом для интересов целого государства. Если это так опасно, что же может мотивировать на такой поступок? Должна быть очень серьезная причина. Вопрос этот сложный и многоаспектный, поэтому часто затрагивался в литературе.

Катерине, героине драмы А.Н. Островского «Гроза», после замужества жилось несладко. Ее правдивая, чистая и мечтательная натура стремилась к чему-то высокому, настоящему, правдивому. А в доме мужа ее окружали ханжество и произвол со стороны свекрови. А сам супруг Тихон был попросту жалок. Женщине хотелось вырваться из этого круга, хотя бы в мыслях. Она влюбилась в человека из «другого» мира: образованного, одетого на европейский манер, ласкового и смиренного Бориса. И изменила мужу. Это была страшная ошибка не только из-за того, что измена – страшный грех, что для верующей Катерины ужасно, но и из-за того, что Борис так же жалок, как и Тихон. Катерину на измену толкнула любовь, такая необходимая в этом сером и жестоком мире вокруг нее. За это героиня и поплатилась: она не могла скрывать греха, призналась, а потом совесть и свекровь добили ее, и она утопилась. Значит, причинами предательства могут быть страсть и ненависть к тому, чему надо бы хранить верность.

Гораздо хуже измены в любви измена Родине, пусть и ради столь же прекрасного чувства. Андрий, герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», был мечтательным, ранимым, жаждал чувств и страстей – совсем не похож на сурового казака, для которого во главе угла интересы Запорожской Сечи. Андрий же ждал любви. И она настигла его на войне, герой был очарован польской панночкой, ради нее перешел на сторону врага, говоря: «Отчизна моя – ты!… и всё, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну». Его толкнула на измену любовь. Вот, почему нельзя ставить женщину выше Родины, именно такой завет давал ему отец Тарас Бульба.

Часто на измену толкают обстоятельства, которые оказываются сильнее нас. Часто в результате измены вырисовываются заманчивые перспективы. Часто именно измена кажется спасением от всего, что надоело и замучило в жизни. Однако предательство – наихудший выход из любой ситуации.

Сочинение №2

Понятие измены довольно широкое. Можно изменить себе, Родине, близкому человеку. Для каждого определенного случая есть свои причины. Конечно, оправдать предательство нельзя, но можно хотя бы понять его причины. Ничего в жизни не происходит просто так. Иногда человеку не хватает любви, поддержки, тогда он предает близкого человека. Разочаровавшись в своем государстве, он идет на измену Родине. Я ни в коем случае не оправдываю такие поступки, просто пытаюсь разобраться, что же толкает человека на измену и как этого избежать в своей жизни.

В литературе были описаны практически все виды измен: любимому человеку, Родине, себе. Если говорить о предательстве в любви, то сразу приходит на ум роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Женщина вышла замуж за старика, никогда не любила его, изменила с другим мужчиной и за это поплатилась собственной жизнью. Такая модель встречается не только в данном конкретном произведении, но и в «Грозе» Островского.

Обеим женщинам, Анне Карениной и Катерине Кабановой, не хватало любви и внимания от их мужей. Они обе встретили молодых людей, влюбились без памяти и совершили грех. Авторы несут очень важную мысль: не построишь крепкий брак без чувств, ведь внезапно нахлынувшее чувство может погубить жизни. Еще можно сказать, что две этих женщины не имели четких жизненных принципов, если подались велениям сердца.

Например, Татьяна Ларина из романа «Евгений Онегин» тоже любила главного героя, но ей пришлось выйти замуж за другого человека. Но женщина не решилась на измену, потому что она не могла предать свои нравственные идеалы. Моя точка зрения в этом весьма сложном вопросе такая: только слабый духом человек может допустить предательство.

Измена Родине — это довольно часто случающаяся ситуация в литературе. В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Швабрин показан настоящим предателем. Его презирают, потому что он предал не только Родину, но и любимую девушку. Он пресмыкается перед врагом, чтобы не умереть и чтобы не бороться. Я думаю, что страх – это основная причина его поведения. Он боится трудностей, боится умереть за Родину и не имеет чести, в отличие от Петра Гринева.

Измена – это очень сложная ситуация, которая довольно сильно влияет на окружающих. Люди должны быть верными друг другу, лучше сразу признаться в свои намерениях, чем нагло предавать того, кто верит тебе.

Сочинение №3

Что такое измена? И почему люди изменяют друг другу? Это сложные, философские и достаточно жизненные вопросы, над которыми, наверное, задумывался каждый. На мой взгляд, измена- это предательство, вероломство, нарушение верности кому-нибудь. Я знаю, что люди идут на измену по разным причинам. У одних- это новые ощущения, у других- материальная выгода, у третьих- чувство влюбленности и страсти. Но я считаю, что измена- это грех. Человек не должен изменять тем людям, которые его любят, чтят и уважают. Это разрушит все, что так долго строили влюбленные.

Множество писателей обращались к этой теме в своих произведениях. Роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир» заставляет читателя задуматься о взаимоотношениях между влюбленными людьми. Одной из главных героинь произведения является молодая девушка Наташа Ростова.

Она довольно прозорливая, игривая, чувственная, нежная и романтичная натура. Наташа Ростова мила и добра со всеми, всегда готова прийти на помощь каждому. Такую обаятельную девушку сложно не заметить. Именно поэтому в нее влюбляется главный герой произведения Андрей Болконский. Он недолго ухаживает за Наташей, ведь она испытывает к нему ответные чувства. Их любовь прекрасна, чувственна, нежна. Но не все так просто. Молодым людям приходится перенести свадьбу на год, потому что Андрею Болконскому требовалось лечение за границей. Наташа долго ждала своего избранника. Уже близилось время встречи. Но вдруг девушка поняла, что она хочет любить прямо сейчас, сию минуту. И, как назло, в ее жизни появляется Анатоль Курагин, светский лев, покоривший множество женских сердец. Ему приглянулась Наташа Ростова, и он решил ее влюбить в себя. А она, глупая и доверчивая, повелась на сладкие речи, страстные поцелуи и красоту героя. Наташа Ростова влюбилась в Анатоля Курагина и изменила своему избраннику. Девушке хотелось любви, ласки, нежности, объятий, поцелуев, ведь она такая натура, она живет чувствами. Поэтому из-за долгой разлуки с Андреем Болконским, Наташа не смогла устоять перед натиском опытного и лживого Анатоля Курагина. Ее потребность любить оказалась сильнее верности любимому человеку. Наташе Ростовой требовалось кому-то отдать свои нежные чувства, именно поэтому она пошла на измену. Предательство девушки разрушило ее отношения с Андреем Болконским, и в итоге она осталась одна.

Приведу аргумент из другого литературного произведения. Это сентиментальная повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». В ней писатель рассказывает о двух молодых людях: небогатой девушке Лизе и довольно состоятельном молодом человеке Эрасте, который вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии, искал его в светских забавах. Непорочная красота Лизы при первой встрече потрясла его: ему казалось, что в ней он нашёл именно то, что давно искал. Они встретились, когда Лиза продавала цветы на рынке, и почти сразу влюбились друг в друга. Молодые люди довольно много времени проводили вместе, часто гуляли, много разговаривали. Лиза была очень счастлива с ним. Но со временем все переменилось. Эраст стал по-иному относиться к Лизе. Однажды он сообщил ей, что его призывают в армию и им придется расстаться на несколько месяцев. Однако обещает любить ее и надеяться на новую встречу. Лиза поверила его словам, надежда поселилась в ее сердце. Но через несколько месяцев в городе Лиза увидела Эраста, ехавшего в роскошной карете. Она тут же бросилась к нему в объятия. Но он молча отвел ее в кабинет и рассказал о том, что все переменилось, и теперь он помолвлен с богатой женщиной. Это поразило бедную Лизу. Ведь Эраст клялся в любви и верности. Она надеялась на его чувства. Но оказалось, что молодой человек предпочел деньги любимой девушке и предал ее. Лиза не выдержала предательство любимого и покончила с собой. Но Эраст был до конца жизни несчастлив. Он не обманул Лизу, когда сказал ей, что едет в армию, но, вместо того чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл все состояние, поэтому и женился. Узнав о Лизиной судьбе, он не мог утешиться и терзал себя мыслями, что это он убил Лизу. Эраст много раз жалел о том, что изменил Лизе, их прекрасной любви, что выбрал деньги, а не искренние чувства. Ведь предательства никогда не приводят ни к чему хорошему.

Подводя итог всему вышесказанному, сделаю вывод: измена- это порыв от безысходности каких-либо ситуаций, ведь причин на это множество. Но главное в этом поступке то, что многие люди даже не задумываются о последствиях этого поступка. Ведь ломать проще, чем строить.

В драме А. Н. Островского «Гроза» тема измены и верности раскрывается с помощью нескольких планов, так как автору было важно показать, что трагизм описанной им ситуации не заключается только на бытовом уровне. Поэтому важно анализировать не только основной сюжет, но и образы действующих лиц, пытаться понять их мотивацию и характеры.

  • Измена, которую можно оправдать . Размышляя о преданности и предательстве, в первую очередь читатель сразу обращает внимание на Катерину, так как она нарушает супружескую верность. Будучи замужем за Тихоном, героиня никогда не имела сильных чувств к нему. Но Борис, молодой, красивый, интеллигентный, показался ей идеальным, особенно по сравнению с ее мужем, и она влюбилась, сильно и искренне. И эта любовь, хоть и виделась пугливой и очень набожной Катерине преступной, в итоге победила: после мучительных метаний девушка поддается ей и решается на измену. По крайней мере, в её суждениях одна только мысль о чувствах к другому мужчине была тождественна измене. Но на самом деле острое желание любви в героине тесно переплетено с мечтой о возвращении утерянной после замужества свободы, с чувством освобождения от безвольного Тихона, от нескончаемого семейного гнета, от несправедливой, жесткой и ворчливой свекрови. Неудивительно, что Катерина, которая раньше не реагировала на внимание поклонников, влюбляется в Бориса, потому что в нем она видела человека более свободного, чем жители «темного царства». Таким образом, ее предательство можно оправдать, ведь она изначально вступила в брак не по своей воле, да и новая семья только давила на женщину, так и не став ей домом.
  • Преданность себе и своим убеждениям . Нарушая супружескую верность, Катерина остается верна себе. Заключенная в цепи невежественного общества, она не черствеет душой, а все также продолжает мечтать о том, как она летала бы, если бы была птицей. Она способна на глубокие и всепоглощающие чувства. Героиня практически в начале произведения уже говорит о своей смерти: «В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!». И верно – Катерина не согласна терпеть удушающий, рабский уклад общества, который прочно обосновался в Калинове. Именно поэтому у нее возникает конфликт со свекровью, которая пытается приучить ее к образу жизни «темного царства», кажущегося жителям Калинова единственно правильным. Таким образом, последний выбор героини – это доказательство верности своим идеалам и принципам. Если бы она приняла жестокие нравы из Домостроя, это означало бы измену себе.
  • Измена своему слову и любимой женщине . Предателем в пьесе оказался Борис, возлюбленный Катерины. Молодой человек вроде бы отличается от жителей «темного царства», но так ли это? Герой работает на своего дядю-тирана, который должен оставить ему наследство, но никакой уверенности у Бориса нет, ведь ему даже не платят. Однако он терпит и не оказывает никакого сопротивления, ссылаясь на то, что ему нужно заботиться о сестре. В сцене последней встречи Катерины с возлюбленным Борис говорит ей, что он «вольная птица», но уезжает от нее в Сибирь по поручению дяди и никак не может взять бедную девушку с собой. Интересно, что раннее он говорил, что любит Катерину больше жизни, но в сложный для героини период он сбегает; при прощании он постоянно повторяет, что у него нет времени, и ему пора идти, хотя видит, что его возлюбленная страдает. Катерина сразу поняла, что он ее покидает, но она не злится; ее чувства – сильные и возвышенные, но, к сожалению, Борис все равно ее предает.
  • Верность себе во вред . Одной из причин несчастливой жизни Катерины является верность горожан Калинова своему образу жизни. Здесь есть место тирании, жестокости, рабскому труду, клеветничеству – в целом, место удушающее, прогнившее. Старшее поколение, представленное Кабановой и Диким, угнетает молодых в лице Катерины, Бориса и Варвары. Достается также Тихону – он слишком слабый и безвольный, чтобы попытаться противостоять матери. Кабанова на протяжении всего произведения давила на сына и его жену, поучала их, указывала, какие отношения должны быть между супругами. Но она это делала не только из своих капризов – Кабанова свято верит в то, что говорит. Она сама была так воспитана и считает, что такой уклад жизни должен остаться. В городе Калинов царят невежество, грубость и угнетение, но многие жители уверены, что так и должно быть, и способствуют сохранению «темного царства». К сожалению, верность своим убеждениям не всегда является положительным качеством, ведь время идет, мир меняется, и каждый человек должен развиваться, а не застаиваться на одном принципе, который в течение лет опровергает сама жизнь.
  • Верность себе во вред. В драме Н.А. Островского есть еще один герой, который остаётся верным себе. Это Тихон Кабанов. Он живет в «царстве самодуров» и понимает это, однако не предпринимает никаких попыток, что изменить что-либо. Он научился выживать в таком обществе, и если он чувствует, что сил терпеть больше нет, то он пойдет выпить со знакомыми, а потом продолжит жить так, как делал это раньше. Тихон не перечит матери, в пьесе есть даже унизительная для него и Катерины сцена, когда Кабанова говорит ему, что он должен сказать жене перед своим отъездом, какие наставления ей дать. И он покорно все повторяет за ней. В конце произведения, когда Катерину нашли утонувшей, Тихон кидается на мать и обвиняет ее в смерти жены, на что Кабанова отвечает, что поговорит с ним дома. Вряд ли обличительные фразы героя означают, что он изменился: финальная реплика принадлежит именно Тихону, но видно, что он жалеет только себя: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться».
  • Верность своим убеждениям. Механик Кулигин тоже сосуществует с Кабановыми и Дикими, но в душе остается убежденным сторонником прогресса и просвещения. Он – один в поле воин, и все же пытается изменить жизнь города, внести в нее новые веяния и открытия науки. Он не боится прекословить сильным мира сего и говорит, что гроза – это всего лишь электричество, а не Илья-пророк на колеснице. Герой понимает, что его никто не поддерживает, да и обывателям не нужны перемены, и все же он не предает себе, а идет своей тернистой дорогой, чтобы помочь обществу начать развиваться.
  • Таким образом, конфликт в пьесе «Гроза» – конфликт разных времен и поколений. Трагедия заключается в том, что молодежь не хочет и не может больше жить так, как поучают их старшие, как это прописано в «Домострое», но жить «по-новому» у неё тоже пока не получится: слишком сильны старые законы, слишком крепки убеждения их защитников, слишком тяжел гнет. Интересно, что в произведении такие понятия, как верность и измена, которые имеют обычно определенную коннотацию, приобретают двойной смысл: измена – не всегда из греховных помыслов, верность себе – не всегда свидетельство стойкого характера.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Гроза». Это молодая женщина, ещё не имеющая детей и живущая в доме свекрови, где, помимо них с мужем Тихоном, живёт ещё и незамужняя сестра Тихона, Варвара. Катерина уже какое-то время влюблена в Бориса, живущего в доме Дикого, – осиротевшего его племянника.

Пока муж находится рядом, она мечтает о Борисе тайком, но после его отъезда Катерина начинает встречаться с молодым человеком и вступает с ним в любовную связь, при пособничестве невестки, которой связь Катерины даже выгодна.

Основной конфликт в романе – это противостояние Катерины и её свекрови, матери Тихона, Кабанихи. Жизнь в городе Калинове – глубокое болото, которое все глубже и глубже засасывает. «Старые понятия» довлеют надо всем. Что бы ни сделали «старшие», им всё должно спустить с рук, вольномыслия здесь не потерпят, «барство дикое» здесь чувствует себя, как рыба в воде.

Свекровь испытывает ревность к молодой привлекательной невестке, чувствуя, что с женитьбой сына, её власть над ним держится только на постоянных упрёках и моральном давлении. В невестке, несмотря на её зависимое положение, Кабаниха чувствует сильного противника, цельную и не поддающуюся её самодурскому гнету натуру.

Катерина не испытывает к ней должного почтения, не трепещет и не глядит Кабанихе в рот, ловя её каждое слово. Она не разыгрывает печали, когда муж уезжает, она не пытается быть полезной свекрови, чтобы заслужить благосклонный кивок – она другая, её натура сопротивляется давлению.

Катерина – верующая женщина, и для нее грех – это преступление, которое она не может утаить. В доме родителей она жила так, как хотела, и делала то, что ей нравилось: сажала цветы, истово молилась в церкви, испытывая чувство просветления, с любопытством слушала рассказы странниц. Её всегда любили, и характер у нее выработался сильный, своевольный, она не терпела никакой несправедливости и не могла лгать и лавировать.

У свекрови же, однако, её ожидают постоянные несправедливые попрёки. Она виновна в том, что Тихон не проявляет, как прежде, должного почтения к матери, да и от жены его не требует. Кабаниха попрекает сына тем, что он не ценит страдания матери во имя него. Власть самодурши ускользает из рук прямо на глазах.

Измена невестки, в которой впечатлительная Катерина призналась прилюдно – это повод Кабанихи ликовать и повторять:

«А я же говорила! А никто меня не слушал!»

Все грехи и прегрешения оттого, что воспринимая новые веяния, не слушают старших. Мирок, в котором старшая Кабанова живёт, вполне её устраивает: власть над домашними и в городе, богатство, жёсткое моральное давление над домашними. Это жизнь Кабанихи, так жили её родители, и их родители – и это не менялось.

Пока девушка молода, она делает то, что хочет, зато выйдя замуж, она как умирает для мира, появляясь с домашними только на базаре и в церкви, да изредка в людных местах. Вот и Катерина, придя в дом мужа после вольной и счастливой молодости, тоже должна была символически умереть, но не смогла.

То же ощущение чуда, что вот-вот нагрянет, ожидание неизвестного, желание влететь и воспарить, что было с ней с её вольной юности, никуда не пропало, и взрыв все равно бы произошёл. Пусть не связью с Борисом, но Катерина бы все равно бросила вызов тому миру, в который пришла после замужества.

Катерине было бы легче, люби она мужа. Но каждый день наблюдая, как Тихон беспощадно подавляется свекровью, она растеряла и чувства, и даже остатки уважения к нему. Она его жалела, время от времени подбадривая, и даже не сильно обижаясь, когда униженный матерью Тихон вымещает на ней свою обиду.

Борис кажется ей другим, хотя он находится из-за сестры в таком же униженном положении, как и Тихон. Поскольку Катерина видит его мельком, она не может оценить его душевных качеств. А когда две недели любовного дурмана развеиваются с приездом мужа, она слишком занята душевными терзаниями и своей виной, чтобы понять, что его положение не лучше положения Тихона. Борис, все ещё цепляясь за слабую надежду, что ему что-то достанется из состояния бабушки, вынужден уехать. Он не зовёт с собой Катерину, на это его душевных сил не хватает, и он уходит со слезами:

«Эх, кабы сила!»

Выхода у Катерины нет. Невестка бежала, муж сломлен, любовник уезжает. Она остаётся во власти Кабанихи, и понимает, что та теперь не спустит провинившейся невестке ничего… если уж и раньше бранила её ни за что. Дальше – это медленная смерть, ни дня без попрёков, слабый муж и нет никакой возможности видеть Бориса. И верующая Катерина предпочитает всему этому страшный смертный грех – самоубийство – как освобождение от мук земных.

Она осознает, что её порыв страшен, но для нее даже предпочтительнее кара за грех, чем жизнь в одном доме с Кабанихой до своей физической смерти – духовная уже произошла.

Цельная и вольнолюбивая натура никогда не сможет выдержать давления и глумления.

Катерина могла бы бежать, но не с кем было. Потому – самоубийство, быстрая смерть вместо медленной. Свой побег из царства «самодуров русской жизни» она всё-таки совершила.