Почему грудничок плохо спит днем. Почему малыш не спит в дневное время суток? Основные внешние раздражители

Нам, родителям, часто кажется, что ребенок мало ест. Особенно переживают по этому поводу бабушки и дедушки. Они думают, что их внук худенький, бледненький, потому что плохенько кушает, и стараются накормить посытнее да побольше.

Такое мнение естественно. Всеобщее утверждение, что хороший аппетит ─ признак крепкого здоровья, прочно живет в сознании. В старину на Руси по еде выбирали работников. По принципу: много ест ─ будет много работать.

Прибавка в весе

С новорожденными ситуация другая. Дети рождаются с инстинктом сосания, их маленький организм еще не научился переедать, поэтому грудничок поглощает столько, сколько требуется, не больше. Если родителям кажется, что новорожденный мало ест, проверьте, прибавляет ли малыш в весе.

В педиатрии утверждены специальные нормы, оговаривающие, на сколько граммов малыш прибавляет в весе каждый месяц, каждую неделю, каждый год. Сверяясь с нормами, родители поймут, правильно ли питается ребенок, хватает ли ему молочка или пора вводить прикорм. В таблицах расписаны прибавки веса в течение месяца для мальчиков и девочек, которые растут и развиваются не одинаково.

Прибавка в неделю почти не заметна, всего 70-190 г, но месячный грудничок вырастает уже на 760-1340 г. За 2 месяца малыш прибавляет 1720-2640 г. Потом скорость привеса немного замедляется и за 3 месяца составляет 2420-3540 г. А к 4 месяцам малыш прибавляет всего 2980-4270, хоть и кушает хорошо, и намного больше, чем в первые дни. Поэтому нам кажется, что ребенку недостаточно питания.

Нормы привеса рассчитаны на среднестатистического ребенка, не стоит следовать им с точностью до грамма. Каждый человек индивидуален по внешним параметрам, отличаются и внутренние процессы. Если грудной малыш с хорошим самочувствием бодр и активен, прибавка в весе наблюдается, значит, у родителей нет повода для беспокойства.

Малыш плохо кушает

Иногда бывает, что новорожденный плохо ест. Такое бывает нечасто, но в некоторых семьях случается, что ребенок действительно слабо сосет или вообще отказывается от груди. Когда кроха плохо кушает или не берет грудь ─ страшно для малыша, для мамы да и для всех членов семьи. Голодный младенец хочет кушать, кричит от голода, быстро худеет и слабеет.

Малыш может мало есть, но если он ведет себя активно, не капризничает, не плачет, то скорее всего с ним все в порядке

Иногда ребенок рождается слабеньким, особенно недоношенный. Такой малыш много спит и почти ничего не ест. Педиатры советуют в таком случае перейти на свободный метод вскармливания, то есть кормить, когда проснется. Не будите спящего младенца: во сне кроха набирается сил. Постепенно малыш окрепнет, и питание наладится.

Маловесного детку кормите не по часам, а по требованию. Пусть ест понемножку, сколько съест, потом научится есть больше. Чтобы помочь малютке, сцеживайте молоко. Сцеженным молочком докормите ложечкой или другим способом.

Если нет врожденных патологий и недомоганий, малыш кушает столько, сколько требуется организму. Если ребенку недостаточно еды, он плохо себя чувствует, вопрос решается с лечащим врачом. Педиатр осмотрит, соберет анамнез, назначит лечение. По показаниям рекомендуется сдача анализов и консультации врачей-специалистов.

Почему новорожденный мало ест: основные причины

При повышении температуры, простуде, при коликах, инфекциях, отитах, стоматитах малыш ест мало или вообще отталкивает еду. При этом он может быть голоден, но сильная боль или повышенная температура, делающая кроху вялым, бездвижным, не дает насытиться. Получается, что съедает малыш немного, ему не хватает сил для роста, нет прибавки в весе. Поэтому он куксится, плачет, выглядит слабеньким.


Будет ли аппетит у малыша хорошим зависит от многих факторов: от его настроения, от вкуса грудного молока, от правильности захвата грудничком соска, от запахов вокруг и даже от психологического климата в доме

Кроме патологий и заболеваний, существует множество других причин плохого аппетита малыша, у каждого крохи ─ своя проблема.

  • При неправильном положении малыша во время кормления или неправильной форме соска количество съеденного резко уменьшается. Когда сосок захватывается не полностью, в ротик и желудок попадает воздух вместо молока, получаются газы, колики, проблемы с животиком, а насыщения нет.
  • Как ни парадоксально это звучит, но у грудничка может быть плохое настроение. Случается, он проснулся, громко плакал, звал маму, а мама не пришла сразу. Кроха испугался, разволновался. Теперь он не может сосать, ему нужно дать время успокоиться, только потом кормить.
  • Есть такие счастливые мамочки, у которых молочка очень много, оно сильно брызжет в маленький ротик. Кроха не справляется с таким потоком, просто захлебывается, кашляет, не может глотать. Таким мамочкам желательно сцедить немножко молока, чтобы ослабить напор. Тогда малютка спокойно покушает.
  • Кормящая мамочка внимательно выбирает продукты для своей диеты, чтобы молочко получалось сладеньким и вкусным. Если пробуете новое блюдо, возьмите одну маленькую ложечку, не больше. Не пугайте карапуза, ведь вкус и запах грудного молока напрямую зависит от питания мамы. Исключите из меню острое, пряное, алкогольное. Откажитесь от курения: это вредно вам и губительно для мозга младенца.
  • Известно, что пока мамочка кормит грудью, беременность не наступает. Поэтому супруги не предохраняются в этот период, но сбои все-таки бывают. Наступившая беременность делает молоко горьким, для крохи неприемлемым. Грудничок отказывается от такого питания, мама , срочно вводит прикорм. С этого дня заканчивается грудное вскармливание, начинается период искусственного кормления.
  • несет еще одну проблему. Даже при отличном, вкусном молочке у мамы ребенку не захочется напряженно сосать грудь, если в соске на бутылочке отверстие достаточно большое, еда высасывается легко, без усилий, без напряжения.
  • Еще один момент, отталкивающий малютку от груди, ─ это косметика и парфюмерия. Со времени внутриутробной жизни крошка знает родной запах мамы. Поэтому пользуйтесь постоянно одними и теми же средствами гигиены. Если пробуете новый парфюм, делайте это очень осторожно, чтобы новый аромат не чувствовался, а слегка угадывался. Крошечному ребенку свойственно опираться на чувства, в том числе на обоняние. Малыш может не узнать вас по запаху и не принять вашу грудь и даже бутылочку с соской из ваших рук.
  • Не раз сказано и написано, что важным фактором правильного, полноценного развития новорожденного является здоровый психоэмоциональный климат в семье. Когда в семье раздоры, крики, скандалы, а то и драки, вряд ли малыш будет обладать отменным аппетитом. Постарайтесь наладить взаимную любовь и добросердечность, обращайтесь к грудничку ласково, нежно, подходите к нему только в добром, спокойном расположении.

Проблемы в питании до годика и после

Начиная с шестого месяца после рождения и до года, малышу постепенно вводят прикорм. Мамино молочко ─ самое вкусное и полезное питание на свете, но со временем малыш вырастает до другой пищи. К этому времени желудочно-кишечный тракт формируется в почти взрослый, готовый переваривать более грубую пищу. Поэтому только на мамином молочке малышу голодно. С этого времени кроху докармливают.


Частыми причинами «малоежства» детей является их перекорм мамами и бабушками, а также то, что они просто не успевают проголодаться как следует

Здесь начинаются проблемы. Вот некоторые из них:

  • Многие мамы долго ищут «свою» смесь, которая бы подошла малышу, не вызвала у него аллергии, понравилась бы ему. Но, перед тем, как сделать выбор, большинству приходится перепробовать как минимум несколько марок.
  • Длительное грудное вскармливание. Часто оно приводит к тому, что в 8-9 месяцев малыш вообще не воспринимает прикорм и ничего не ест, кроме грудного молока.
  • Малыш отказывается есть вроде бы привычную для него пищу - смесь или прикорм, который мама уже пробовала с ним. Она недоумевает, почему не ест, что с этим делать. В течение месяца хорошо кушал, открывал ротик, а теперь отказывается. Причины банальны: или слишком большая порция (мама перекармливает малютку), или карапуз просто не успел проголодаться. С возрастом режим у детей меняется, а родители не всегда успевают это фиксировать: кормят и кладут спать детей по привычному для них ритму, тогда как кроха уже «перерос» его. Так что, следует уменьшить порции, не кормить, когда не хочет, иначе и за год малыш не приучится к новой пище.

Важно: педиатры и специалисты по детскому питанию уверены, что чрезмерно большими порциями и насильственным кормлением отбивается пищевой интерес к новой еде. Вряд ли такое положение изменится через два месяца или год.

Потом начинаются другие проблемы. Не думайте, что отметите юбилейную дату 1 год, и все проблемы уйдут в прошлое. Теперь вы предлагаете взрослому карапузику другую пищу ─ твердую. Если 3-4 месяца он ел из бутылочки, то теперь начинает кушать ложечкой пюрешки, кашки. Если малыш не научился в год есть твердую пищу, помогите ему. Предложите мягкую пищу: банан, клубничку, вкусное пюре, котлетку. Пока у него немного зубов, разминайте вилкой твердые продукты и давайте понемножку.

В заключение

Итак, мы рассмотрели некоторые аспекты питания новорожденных. Если есть проблемы, не откладывайте, обращайтесь к врачу. Если с малышом и мамой все в порядке, то отстранение от еды временно, вскоре пройдет. Научитесь понимать кроху, чаще берите на ручки, разговаривайте, пойте песенки, чаще гуляйте с малышом. Вскоре малютка научится хорошо кушать и снова будет радовать вас хорошим аппетитом.

В вашей семье произошло долгожданное событие – родился малыш. Сначала маме кажется, что трудности позади, но оказывается, ребенок – это уже человек, как вы, со своими желаниями и предпочтениями. Сам он рассказать об этом не может, только кричит. Причем очень часто и громко!

Что делать, если грудничок плохо ест

Тут главное – не нервничать, а попытаться разобраться в проблеме.

Бывают ситуации, когда ваш грудной ребенок очень плохо ест — с этим может столкнуться и мама первенца, и более опытная женщина. Давайте рассмотрим подробнее разные ситуации и попытаемся выяснить причину плохого аппетита.

Почему грудничок плохо ест и что делать в этом случае

Проблемы с прикладыванием к груди

Вы еще в родильном доме замечаете, что ваш ребенок плохо ест. Причиной этого может быть неправильное прикладывание к груди. К сожалению, не во всех родильных домах этому обучают. ()

  1. Проблемы с молоком . Пропадает молоко. Ребенок охотно берет грудь, сосет, но не наедается, т. к. у мамы мало молоко. Как быть? Попробовать : больше пить жидкости, сцеживаться после каждого кормления, пить лактогонный чай на основе семени укропа. Больше находиться с ребенком, установить с ним тесный эмоциональный и телесный контакт («кожа к коже»). А если молоко все-таки пропадает, докармливайте малыша смесью. Только сначала дается одна грудь, потом другая, а после этого смесь. Желательно перед тем, как переходить на смешанное кормление, проконсультироваться с педиатром.
  2. Много молока . Если молока много, и оно бьет сильной струей в ротик ребенка так, что он начинает захлебываться, — это тоже может уменьшить аппетит малыша. Что делать? Немного сцедиться перед кормлением, ослабить струю молока.
  3. Молоко может изменить свой вкус , если вы съели какую-то новую пищу. Ребенок может отказаться его пить. Что делать? Внимательно следить за реакцией младенца на вашу еду ().

Врожденные патологии

Если ребенок физически не может сосать, т. е. у него может быть какая-то патология. Например, короткая уздечка. Но это станет известно сразу в родильном доме. Принимаются меры специалистами.

Болит животик

  • Ребенок берет грудь, немного сосет, а потом начинает «луком». Вероятнее всего, у младенца обычные колики, их еще называют физиологическими. Пищеварительная система ребенка несовершенна. Движение пищи вызывает разбухание в кишечнике и боль. Ребенок отказывается от груди на момент приступа, сильно кричит, ему не до еды. Что делать? — . Обычно месяцам к 3-4 колики проходят;
  • Но бывает, что ребенок также берет грудь, начинает сосать, потом бросает с криком. Вполне возможно, что у грудничка дисбактериоз и сильно болит живот. Данное заболевание подтверждается специальными анализами. И лечение назначается врачами. Заподозрить дисбактериоз можно, если вы лечились антибиотиками (после операции кесарево сечении), если младенец по каким-то причинам тоже прошел антибиотиковую терапию. Цвет и запах стула ребенка меняются с желтого на зеленый со слизью. Об этом надо сказать врачу обязательно. Подробнее

Болит голова

Если в вашей семье есть метеочувствительные люди, значит младенец тоже может реагировать на смену погоды отказом от еды и криком. Если такие симптомы ярко выраженные, лучше обратиться к специалистам. Тем более, если родничок на голове в это время сильно набухает, пульсирует. Это может говорить о повышенном внутричерепном давлении. Необходимо принимать лекарства.

Любопытство

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

К 4 месяцам младенец начинает отвлекаться на окружающих. Он замечает, во что вы одеты, что подошел папа или брат, где-то заиграла музыка и т. п. Кормление прекращается, ребенку уже не до еды. Как быть в такой ситуации? Закрываться в комнате одним, быть в тишине, без резкого света. Тогда вероятность накормить малыша увеличивается.

Заболел

  • Ребенок хочет есть, берет грудь, начинает сосать, бросает и кричит . Обратите внимание на его носик: свободно ли он дышит или сильно сопит. Не пугайтесь, если дыхание затруднено. Что делать? Попробуйте ;
  • Могут болеть уши . Когда он начинает сосать и глотать, боль усиливается. Чтобы не дать ему голодать, сцеживаем молоко в чистую бутылочку и даем понемногу с ложки. Как проверить больны ли уши? Потихоньку нажимаем на козелок (выступающая часть уха к щеке), если ребенок дергается, кричит, то необходимо вызвать педиатра и начинать лечение;
  • Во рту обнаружились белые пятнышки (молочница или стоматит), которые могут увеличиваться в размере. Под ними ярко-красная слизистая. Обязательно нужно лечить, т. к. ребенок из-за боли может отказаться от еды. Заражение может произойти:
    • от матери во время родов ,
    • если женщина не моет грудь перед кормлением ,
    • если в рот попали грязные соски, игрушки ,
    • если слизистая рта была повреждена .

Режутся зубы

Малоежка

Бывает, что грудной ребенок плохо ест потому, что он от природы «малоежка». Ест понемногу и поправляется тоже мало. Если нет никаких отклонений в работе центральной нервной системы, то, значит, ваш ребенок просто такой сам по себе. Если у него хорошее настроение, он активен и радостен, то поводов для беспокойства нет.

Плохое настроение


Бывает так, что к плачущему младенцу не подошли сразу, как он проснулся. Малыш начинает кричать все громче и громче. Когда мама все таки берет его на руки, он не в состоянии ухватить грудь. Что делать? — Успокаивать. Дать ему пустышку, а через несколько секунд предложить грудь. Если опять не берет, вернуть пустышку и дать задремать на несколько минут. Младенец успокаивается, потом просыпается и спокойно ест.

Итак, мы попытались разобрать основные причины того, почему грудной ребенок плохо ест. Если малыш активен, то аппетит мог пропасть временно. А если состояние ребенка вызывает беспокойство, немедленно обращайтесь к врачу . Можно вызвать скорую помощь. Главное – учитесь понимать своего ребенка. Это не так уж и сложно, если постоянно за ним наблюдать.

Сколько бы статей, семинаров и писем не было мной (консультантом по грудному вскармливанию) написано и проведено, но правда жизни останется одинаковой: кормящие мамы всегда переживают, переживали и будут переживать о том, что ребенок не наедается грудным молоком.

Жаль, что животик ребенка не прозрачный, и нет шкалы, показывающей сколько молочка находится внутри. Вот было бы здорово, правда?

А пока приходится переживать, беспокоиться и да, иногда плакать из-за того, что нельзя отследить, сколько съел младенец, а рассказать о своем голоде кроха не может.

Но пошутили и хватит, переходим к серьезным вещам. Будем возвращать ваше спокойствие и уверенность в своих материнско-молочных силах.

И начну с хорошей новости: существуют проверенные методики определения нехватки молока. Сейчас расскажу.

Признаки нехватки молочка

Как понять и точно выяснить, что ребенок голодает и не наедается грудным молоком?

Существует только два верных способа (запомните: всего ДВА!): тест на мокрые пеленки и оценка прибавки веса за месяц.

В течение суток не надевайте на грудничка подгузник, а пеленайте его или держите в ползунках.

Сытый малыш должен помочиться не менее 10–12 раз за сутки. Если пописов меньше 10, кроха не наедается, нужно проводить работу над ошибками и проверять себя на соблюдение правил грудного вскармливания.

Замер прибавки веса проводится раз в месяц, или раз в неделю. Чаще не нужно!

Минимальная прибавка в весе у ребенка в возрасте до 4 месяцев составляет 500 грамм в месяц, или 125 грамм в неделю. До семимесячного возраста прибавки могут быть до 300 грамм в месяц, затем младенец растет скачками – когда-то вес стоит на месте, а когда-то увеличивается сразу на полкило.

Если Вы выяснили, что ребенок не наедается грудным молоком, необходимо отслеживать признаки обезвоживания до того момента, пока ситуация не исправится (от всей души надеюсь, что до этого вы ребенка не доведете). Опасные признаки таковы:

  • вялость, сонливость;
  • запавшие глаза, тусклые глазные яблоки;
  • сухая слизистая рта, тягучая слюна;
  • плач без слез;
  • дряблость кожи: если ущипнуть ребенка, защип распрямляется не сразу;
  • неприятный запах изо рта;
  • грудничок писает менее 6 раз за сутки, моча темная, с сильным запахом.

Важно: При сочетании нескольких из этих симптомов следует вызвать «скорую помощь».

Последний из перечисленных симптомов сам по себе требует немедленного обращения к врачу-педиатру.

чтобы этого не допустить, учитесь кормить грудью правильно с первого дня после родов. Как это делать, что учесть, какие правила соблюдать,

Причины нехватки молока

Основная причина недостаточного количества молока – неправильно организованное кормление грудью. Основные ошибки, которые вы можете допускать:

  1. Кормление «по часам». Молоко приходит в ответ на запрос ребенка, то есть на сосание. Если кроха будет прикладываться всегда, когда захочет, то и молочка будет достаточно.
  2. Сокращение времени кормления.
  3. Неправильный захват груди.
  4. Неудобная поза для кормления.
  5. Отказ от ночных прикладываний. Подутренние кормления стимулируют молочные железы на работу в течение суток.
  6. Использование сосок и пустышек.
  7. Кормление сцеженным молоком.
  8. Кормление в силиконовых накладках . В них невозможно сформировать правильный захват. Применение накладок оправдано в период заживления трещин соска.

Для многих кормящих мам становится сюрпризом то, что молочко не приходит сразу после родов. В норме оно появляется через двое-трое суток.

Не стоит сразу давать крохе смесь, лучше продолжать кормления, тогда малыш, во-первых, насытится молозивом, а во-вторых, стимулирует молочные железы на скорейшую выработку питания.

Другие причины недостатка молока:

  • скудное питание кормящей, недостаточное потребление жидкости;
  • мама много переживает и нервничает, находится в тяжелом психологическом состоянии;
  • тяжелые гормональные нарушения у матери;
  • кормящая мало отдыхает;
  • проблемы с грудью: плоские соски, трещины сосков , лактостаз ;
  • у ребенка проблемы с пищеварительной системой;
  • у малыша насморк, и он не может эффективно сосать;
  • ребенок родился крупным и имеет большую по сравнению с другими младенцами потребность в питании;
  • малыш, наоборот, слабый, засыпает во время кормления.

Как увеличить количество молока?

Чтобы ребенок стал наедаться, для начала нужно установить причины нехватки молока и устранить их. В основном молочка бывает мало из-за неправильно организованного кормления грудью. Чтобы исправить ситуацию, соблюдайте следующие правила:

  1. Кормите кроху по требованию. Естественное вскармливание – особая система; молочная железа вырабатывает столько питания, сколько нужно ребенку. Молоко появляется в ответ на стимуляцию соска. Чтобы эта система работала, младенец должен получать грудь всегда, когда он этого хочет. >>>
  2. Как узнать точно, что ребенок наелся грудным молоком? Он отпустил грудь. Поэтому не прерывайте кормление, позвольте малышу кушать столько, сколько ему надо.
  3. Проверьте правильность прикладывания. Рот ребенка широко открыт, младенец захватывает не только сосок, но и ареолу. Малыш насыщается без каких-либо посторонних звуков, слышны только глотки. >>>
  4. Найдите несколько удобных поз для кормления и чередуйте их. В любой позе затылок, шея, спинка ребенка должны быть на одной прямой линии. Сосок находится у ротика, младенцу не приходится поворачивать голову или дотягиваться до груди.
  5. Если ребенок не наедается, кормите его только одной грудью, чередуя их каждое кормление. Так младенец будет высасывать и переднее молочко, и более питательное заднее.
  6. Если ребенок слабенький и много спит, будите его для кормлений. Днем не давайте спать больше трех часов, ночью – больше пяти. Чтобы младенец кушал активнее, перед кормлением умойте его. Некоторые детки лучше кушают голенькими.
  7. Не давайте бутылочку и пустышку. Малыш сосет их совсем не так, как грудь. Дети быстро привыкают к соскам, потом пробуют взять грудь как бутылочку, ничего не получается и младенец переводится на искусственное вскармливание.
  8. Больше отдыхайте, спите, когда спит ребенок.
  9. Принимайте любую помощь, сами привлекайте родственников к уходу за малышом.
  10. Питайтесь 3–5 раз в сутки вкусной и здоровой пищей, богатой белками и углеводами. Пейте больше жидкости. >>>
  11. При проблемах со здоровьем у ребенка покажите его педиатру.

Если вы не уверены, что сможет самостоятельно организовать грудное вскармливание, можно обратиться за очной консультацией к консультанту по ГВ. Если такой возможности нет, стоит воспользоваться помощью консультанта по Skype, написав запрос через форму обратной связи.

На консультации мы определим, действительно ли ребенок не наедается и что нужно делать, чтобы вашему малышу хватало молока.
Смотрите также видео по теме количества и жирности грудного молока:

Семь мифов, которые необходимо развеять

Некоторые советы кормящим передаются из уст в уста, но не помогают увеличить количество молока, а иногда и вовсе могут навредить:

  1. Как понять, наелся ли ребенок грудным молоком? Вам наверняка предложат взвесить его до и после кормления. Погрешность такой процедуры настолько велика, что она становится абсолютно непоказательной. Взвешивать ребенка надо не чаще раза в неделю.
  2. Не нужно докармливать смесью. Чем больше смеси съест ребенок, тем меньше времени он проведет на груди, и в следующее кормление молока прибудет меньше.
  3. Не давайте ребенку молоко козы или коровы. Маленький организм не приспособлен для такого питания, и у малыша могут начаться проблемы с пищеварительной системой.
  4. Прикорм вводите не ранее шестимесячного возраста. Более раннее приучение к взрослой пище провоцирует проблемы с ЖКТ.
  5. До введения прикорма не допаивайте малыша. Молочко на 86% состоит из воды и удовлетворяет потребность и в пище, и в питье.
  6. Молоко в рационе женщины не имеет никакого отношения к тому, как увеличить грудное молоко; употребление пищи «за двоих», чтобы ребенок наедался – миф. Молоко образуется не из пищи матери, а из ее крови.

Естественное вскармливание имеет много преимуществ перед искусственным. Сделайте все от вас зависящее, чтобы кормить своего ребеночка грудью, а я вам в этом обязательно помогу.

МИР РЕБЕНКА

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос...
Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер.
В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами.
Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке.
В то время как большинство рефлексов, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его.
Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину.
Еще одно важное различие у новорожденных - уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие - более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный.
Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны.
Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпению родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо.
Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями.
Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, отворачивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным.
До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов.
Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди.
Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать.
Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества - время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния.
Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть.
Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать.
Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его.
Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход.
Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку.
. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу.
. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону.
. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке.
. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам.
. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь.
. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке.
. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед.
. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок.
. Положить ребенка в подвесной домашний гамачок и тихонько покачать.
. Покатать ребенка в машине.

Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слышат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка - колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок.
До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли - родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения.
Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами - улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка - свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями.
Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой.
Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша - пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем.
В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, - приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно
Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дети нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным.
Меняйте положение ребенка
Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами.
Детский календарь
Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка.
Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом
Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость.
Не бойтесь избаловать ребенка
Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз.
Обращайтесь с малышом бережно
Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Время игр

Зрение
Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку
В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки. Движущиеся музыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей.
Перемещайте фонарик взад и вперед
Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.
Покажите язык
Некоторые двух-трехнедельные малыши могут подражать взрослым, когда те высовывают язык. Попробуйте проделать это.
Слух
Повесьте колокольчик
Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое увиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, то сначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет.
Танцуйте под музыку
Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым он уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько пританцовывая.
Потрясите погремушкой рядом с малышом
Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами источник звука. (Если в жестяную банку из-под сока положить несколько сухих горошин, получится отличная погремушка.)
Осязание
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Малыш обхватит их пальчиками.
Упражнения
Упражнения для ног
Положите малыша на жесткий матрас (матрасик из детской кроватки или манежа вполне подойдет). Позвольте малышу некоторое время подвигать ножками и ручками. Если он начнет плакать, попробуйте успокоить его, осторожно покачивая.

Повседневные дела

Время кормления
Сохраняйте хорошее настроение
Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка.
Протяните руку и дотроньтесь
Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать.

Купание
Первые ванночки
Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце.
Общение через прикосновения
После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа.
Пеленание/одевание
Поцелуи в животик
Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь.
Разденьте ребенка
Не кутайте малыша. Если в комнате 20-25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло.

Время отдыха
Включите ребенку радио
Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его.
Запишите на пленку шум стиральной машины
Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть.
Дайте малышу музыкальную игрушку
Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса.
Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть.
Используйте пустышку
Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ.
Прогулка в коляске
Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть.
Игра теней
Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу - мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов.
Пеленки и мягкие подушки
За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Почему новорожденный не спит весь день – вопрос, возникающий у многих молодых мам. Стоит ли обращаться к врачу? Как нужно в таком случае поступать? Ответ на этот вопрос неоднозначный и зависит от многих факторов.

Баю-бай должны все дети: польза сна для младенца

Головной мозг и нервная система, появившегося на свет, малыша продолжают свое развитие. Непривычные раздражители помогают освоиться в новой обстановке. Незрелый мозг перерабатывает информацию небольшими порциями и нуждается в постоянном отдыхе. В этом кроется причина продолжительного сна.

Если малыш зевает, капризничает и трет кулачками глазки, он хочет спать – пора ему помочь. Легкое покачивание и колыбельная всегда помогают.

Разберемся, сколько должен спать днем новорожденный. говорят о следующем: первые дни грудничок может бодрствовать между кормлениями 15-30 минут. Общая длительность сонного состояния достигает 20 часов в сутки.

Каждые 30-40 дней взросления уменьшают его суточную потребность в отдыхе примерно на час. С 9 месяцев и до года дневная норма – 1 раз по 2 часа или 2 раза по часу-полтора.

Грудным детям очень важно много спать – хронический недосып может затормозить развитие и рост малыша .

Такой режим не является обязательно закономерным. Часто бывает, что грудничок мало спит днем. Периоды бодрствования при этом непостоянны, не оставляют времени для других занятий, отнимают много сил у матери.

6 причин тревожного сна

На протяжении первого года жизни причины, по которым днем, могут быть разными. Самые простые и частые – упущения по :
1
Мокрый подгузник. Мокрые пеленки неприятны большинству маленьких детей. Они мешают им крепко заснуть не только днем, но и ночью. нужно менять вовремя.
2
Опрелость. по недосмотру матерей появляется в складках ножек, подмышками, за ушками. Со временем в этих местах появляется беспокоящий зуд.
3
Неудобное положение в кроватке. Подвернувшаяся рука, кисть, слишком мягкая или жесткая кроватка не способствуют засыпанию. читайте в этой статье, а какой нужен матрас для грудничка – здесь.
4
Духота в помещении. Легкие грудничка нуждаются в постоянном притоке свежего воздуха. Нехватка кислорода в непроветренном помещении, редкие прогулки – все отражается на дневном отдыхе.
5
Подмерзание. – 20-23 градуса. Терморегуляция тела у грудничка несовершенна. К тому же, холодный воздух, поступающий в легкие, остужает тело, даже если малыш хорошо укрыт. Не рекомендуется укладывать младенцев на улице при температуре ниже 10 градусов.
6
Нехватка грудного молока. Спать на голодный желудок способны новорожденные до 2 месяцев. Если младенец не просыпается 4 часа, надо разбудить его для кормления.

Став постарше, новорожденный мало спит днем, если не наелся. Признаки, по которым можно определить, что ребенку не хватает молока мы описываем в статье по .

Более серьезные причины, из-за которых грудничок не спит весь день, связаны со здоровьем.

Если новорожденный просыпается каждые 5-7 минут, а бодрствует более 5-6 часов, то у него явные нарушения сна

Это могут быть:

  • кишечные колики;
  • вздутие живота;
  • перекорм;
  • отит;
  • насморк, почитайте как промыть нос грудничку ;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • высокая температура;

Каждый симптом имеет свои проявления, которые надо научиться различать, чтобы младенцы могли спать днем.

Михайленко О.И., врач-невролог, Городская клиническая больница № 34, г. Новосибирск

Режим нужен. Признак здоровой нервной системы – стремление к режиму. Для ребенка его соблюдение является крайне важным.

Если мама с первых дней будет стараться придерживаться , то в дальнейшем малыш будет засыпать строго по часам без малейших усилий мамы. При этом он будет спать крепко и сладко.

6 признаков нарушения сна

Каждая причина имеет свои проявления, которые надо научиться различать, чтобы младенцы могли спать днем.
1
Проблемы с животом. Если грудничок плохо спит днем после кормления, то это может быть следствием перекорма. Такое случается на первых двух месяцах, пока желудок не растянулся до нужного объема. Слишком жирное молоко (после орехов, сгущенного молока) затрудняет опорожнение кишечника, вызывает скопление газов. Характерные признаки: твердый, немного вздутый живот, срыгивание. Поможет ли Плантекс с проблемами живота, можно узнать .
2
Простудные заболевания в виде отита, насморка не дадут заснуть и взрослому человеку. Если при нажатии на ушко грудничок реагирует вздрагиванием или плачем, то это означает первые признаки воспаления среднего уха. Малыш не умеет спать с открытым ртом. Если забит носик, он будет постоянно просыпаться.
3
Высокое ВЧД – это сильные головные боли. Провоцирующим фактором скачков давления является резкая смена погоды. Метеочувствительность грудников и без того повышена, а при таком заболевании им еще труднее.
4
Аллергия. Употребление в пищу кормящей матерью , заканчивается зудящими кожными высыпаниями. Сыпь появляется в первую очередь на щеках, сгибах рук, ног, ягодицах.
5
Температура. Один из признаков температуры за 37,5 градусов – повышенная возбудимость. Выброс адреналина делает грудников беспокойными. По этой причине новорожденный не спит весь день, если ему не .
6
Прорезывание зубов. Если , а кулачки все время находятся во рту, скорее всего причиной тревожного сна является . Облегчить состояние младенцу помогут охлаждающие гели для детских десен.

Почему кроха не спит и плачет

Малыш не может рассказать, что его беспокоит. О том, что где-то болит, маме можно догадаться по таким внешним признакам, как плохое засыпание, плач.

Когда грудничок не спит днем и при этом плачет, то это вызывает серьезную тревогу. Беспокойство и плач вызывают:

  • больной живот;
  • проблемы с ушами;
  • головные боли;
  • прорезывание зубов.

Эти болезненные проявления не дают успокоиться. Грудничок становится капризным, плаксивым. Хочет спать, но просыпается от боли.

Иногда младенец не спит днем по причине перевозбуждения нервной системы. Громкая музыка, шум, разговоры, яркий свет – факторы, влияющие на самочувствие маленького человека . Младенцы чувствительны к внешней обстановке, к самочувствию матери. Нервозность матери передастся младенцу и станет причиной беспокойства и плача.

Когда новорожденный не спит весь день без видимого повода, капризничает, то надо обратить внимание на взаимоотношения в семье и распорядок жизни в доме.

Помоги мне, мама

Внимательное, чуткое отношение к малышу поможет матери определить, почему грудничок не спит днем. Дальнейшие ее действия будут направлены на устранение помех и источников тревог:

Кроха нуждается в маминой любви с самого первого дня своего рождения, поэтому на руках у мамы и спится лучше
  1. При подозрении на простуду, температуру без врачебной помощи не обойтись.
  2. С насморком можно справиться, изменив положение тела на наклонное. Сопли не будут скапливаться в носовом проходе, что облегчит дыхание.
  3. Кишечные колики очень болезненны. Облегчение принесет массаж животика, теплая пеленка в качестве компресса, положение на животе. Как сделать массаж от коликов, читайте .
  4. Дефекация для грудничка – процесс не простой. Тугой живот – свидетельство запора. Надо помочь младенцу, прижав ножки к животу (если не сидит), подержать на руках (старше 6 месяцев).
  5. Аллергический зуд обостряется в тепле. Доступ прохладного воздуха, ванночки с чередой – средства для временного снятия приступа, позволяющие поспать днем.
  6. Отечные десна, слюна – симптомы прорезывания первых зубов. Самый острый период длится от недели и больше. В это время дети беспокойны ночью и днем. Специальные обезболивающие мази, массаж десен, прикус холодных предметов помогают преодолеть болезненные явления. Здесь мы дополнительно рассказываем .

Слепенков А. В., врач-невролог, медицинский центр «Алан-клиник», Ижевск

Длительное укачивание на руках (час и более) может говорить о неврологических нарушениях. Например, о внутричерепном давлении.

Доказано, что покачивания нормализуют состояние ликвора (мозговой жидкости), снимают головную боль.

Необходимо обязательно показаться неврологу, если ребенок плохо засыпает, беспокойно спит или постоянно просыпается и отказывается от кормлений.

Иногда новорожденный не спит весь день и постоянно просит есть. Первая причина – нехватка питания. Для ее определения надо взвесить грудничка до и после кормления, чтобы узнать количество съеденного молока. Затем сравнить со средними нормативами для этого возраста, при необходимости ввести прикорм.

Другое объяснение – рефлекторное. Процесс сосания успокаивает нервную систему . Если детей что-то беспокоит, то так заглушается боль или обретается спокойствие и ощущение безопасности.

Бывает и так, что здоровый, бодрый грудничок спит по 30 минут днем. Главный показатель – самочувствие и настроение малыша. Нет жалоб на аппетит, набирает вес, в хорошем настроении – достаточно такой продолжительности сна или не хватает двигательной активности.

Спи, моя радость, усни

Чтобы малыш крепко спал, иногда достаточно отрегулировать температуру воздуха в комнате, укрыть малыша потеплее или, наоборот, не укутывать

Режим помогает формированию условных рефлексов у детей с грудного возраста.

Для самых маленьких – укачивание после приема пищи. Укачивание благоприятно сказывается на состоянии младенца. Ритмичные движения, близкий контакт, спокойная мелодия создают ощущение безопасности.

Причиной нарушения сна у ребенка до года может быть разный способ подготовки ко сну . Один раз носят на руках, другой – сразу укладывают в кроватку. В вопросе укладывания спать во всем должна быть стабильность и однообразие ритуалов.
Рекомендации, как уложить грудничка днем:

  • проветрить детскую комнату;
  • уменьшить освещение (опустить шторы, жалюзи);
  • приглушить звук;
  • покачать 5-10 минут на руках;
  • спеть колыбельную или ласково поговорить.

Такие приемы, применяемые в одно и тоже время, в одной последовательности, помогут наладить дневной отдых малыша.

Шипилова А.В., врач-невролог, ООО «Клиника семейная», г. Москва

Длительный плач в течение нескольких дней, когда не получается отвлечь внимание и успокоить, говорит о необходимости обследования.

Чем раньше будет выявлена патология, тем быстрее и легче излечится.

Родители должны понимать, что халатное отношение к здоровью ребенка может привести к очень серьезным последствиям. Да и нервы мамы будут в порядке, когда причина нездорового сна будет устранена и малыш наконец-то начнет крепко спать.

Заключение

Подоплекой к тому, почему новорожденный не спит весь день, могут быть объективные и субъективные факторы. Объективные – патологические явления. К ним относятся аномалия внутричерепного давления, простуда, аллергия. Субъективные – нарушение гигиенических требований, дневного распорядка. Только устранив причину, можно наладить спокойный здоровый сон малыша.

  • Разделы сайта