Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка. Формы и методы работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Семейный аттракцион "Групповой прыжок"

Работа с родителями по вопросам развития речи детей дошкольного возраста

Логопедический проект

Одним из важнейших направлений деятельности учителя-логопеда в детском саду является работа с родителями ребенка, имеющего речевые нарушения. Практика работы в ДОУ показывает, что такое воздействие – достаточно сложный процесс. Не все родители адекватно воспринимают речевые проблемы своего ребенка. Одни стараются не замечать нарушения речи у малыша, игнорируют выполнение с ребенком домашнего задания, рекомендованного учителем-логопедом. Другие наоборот, проявляют излишнюю тревожность, предъявляя повышенные требования к речи ребенка. Такая позиция «тормозит», затягивает коррекционно-развивающий процесс. Поэтому разработка данного проекта стала актуальной.

Паспорт проекта

Вид проекта : информационный, практико-ориентированный, открытый.

Продолжительность : долгосрочный.

Сроки реализации : сентябрь 2016 г. – май 2017 г.

Принципы реализации проекта

    добровольности;

    значимости (выбранные темы актуальны и принимаемы);

    вариативности форм и методов;

    научности; сотрудничества;

    постоянства обратной связи;

    открытости

    конфиденциальности.

Участники: учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, родители.

Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Задачи:

    изучить особенности родителей воспитанников, уровень их педагогической компетентности по вопросам речевого развития ребенка;

    разработать комплекс мероприятий для родителей по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста, через организацию клуба «Говоруша»;

    создать картотеку для занятий родителей с детьми в домашних условиях: «Ваш домашний логопед»;

Ожидаемые результаты : повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка, помощь в принятии позиции «активного родителя».

Реализация проекта предполагает работу по III этапам.

I этап подготовительный (информационно-аналитический).

Мероприятия:

    анкетирование родителей: «Беспокоит ли Вас состояние речи ребенка?». Смотреть Приложение 1;

    папка-передвижка: «Роль родителей в развитии речи детей». Смотреть Приложение 3;

    сбор методических материалов к картотеке; разработка мероприятий.

II этап основной (практический).

Мероприятия:

    Проведение комплекса мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников через организацию клуба «Говоруша». Смотреть Приложение 4.

    Представление картотеки: «Ваш домашний логопед»

    Проведение детско-родительских мероприятий: конкурс по декламации стихов: «Весенняя капелька», праздник правильной и красивой речи «День рождение звуков». Смотреть Приложение 5.

    Проведение индивидуальных консультаций (по необходимости);

    Создание информационно-методического стенда «Логопед советует» (ежемесячно, теоретический материал по темам клуба);

    Ведение «Дневника успеха» (ежемесячно, родителями) (см. Приложение 6).

3 этап – заключительный (контрольно-диагностический)

Задачи:

    Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.

    Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми в процессе организации клуба «Говоруша».

    Транслировать опыт работы по данной теме для педагогов ДОУ и города.

Список литературы:

Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе. Логопед 2005 N 5.

Душкина Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Логопед 2005 N 5.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. Логопедия. Екатеринбург, 1998.

Миронова С.А. Разитиве речи дошкольников на логопедических занятиях. М. 2007.

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М. Воронеж, 1997.

Филичева Т.Б. «Основы логопедии» М.Просвещение 1989.

Хватцев М.С. Логопедия. Работа с дошкольниками. М. 1996.

Приложение 1

«Беспокоит ли Вас состояние речи Вашего ребенка?»

(анкета для родителей)

Уважаемые родители!

Детский сад проводит опрос, цель которого, помочь родителям оценить состояние речи своего ребенка. Ваши искренние и полные ответы позволят нам оказать именно ту помощь, в которой Вы и ваш ребенок больше всего нуждаетесь, дать вам полезные рекомендации.

    ФИО родителя___________________________________________________________________

    Ф.Имя, возраст ребенка, о котором Вы расскажете? ________________________________________________________________________________

    Вспомните, в какие сроки проходило у ребенка раннее речевое развитие:

гуление ______ , лепет _______ , первые слова ______ , фраза _______

    Звукопроизношение_______________________________________________________________

    Словарный запас __________________________________________________________________

    Грамматический строй (умение правильно строить фразу) _______________________________

    Связная речь _____________________________________________________________________

    Исправляете ли Вы его речевые ошибки? _____________________________________________

    Легко ли ребенок общается с детьми и взрослыми? ____________________________________

    Пересказывает ли то, что ему читают взрослые? _________________________________________________________________________________

    Рассказывает ли наизусть стихи?_____________________________________________________

    Придаете ли вы значение развитию у ребенка правильной, грамотной речи? __________________

    Устраивает ли Вас работа логопеда и воспитателя по развитию речи

Вашего ребенка? Если нет, то чем? _________________________________________________

____________________________________________________________________________________

    Какие темы со специалистами (воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог) детского сада Вы хотели бы обсудить? _______________________________________________________

    Отметьте, консультации каких специалистов Вы хотели бы получить.
    Логопед, психолог, воспитатель, медицинский персонал.

    Благодарим за сотрудничество!

Многие родители задаются вопросом: «Как говорит мой ребенок?» Данные параметры подобраны в соответствии с возрастными особенностями ребенка и рекомендованы лишь для первичной оценки речевого развития. Цель ее – помочь родителям понять, надо ли обращаться на консультацию к учителю- логопеду или нет.

Активная речь

Понимание речи

4-5 лет

    Обладает словарным запасом около 3000 слов

    Знает свой адрес

    Пользуется предложениями из 5-6 слов

    Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными

    Умеет пересказать

    Правильно произносит практически все звуки.

    Определяет право-лево у себя, но не у других.

    Знает простые антонимы (большой, маленький, твердый - мягкий)

    Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем

    Считает до 10

    Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.

    Выполняет словесные задания с предлогами сзади, между, рядом, к и т.п.

    Понимает условное предложение со словом если.

    Понимает грамматическую форму предложений типа: Картина была нарисована Машей.

6 лет

    Обладает словарем около 4000 слов

    Все звуки произносит правильно

    Умеет рассказывать и пересказывать, пытается выразить свое отношение к рассказываемому.

    Пользуется сложными предложениями.

    Употребляет все части речи

    Использует абстрактные и отвлеченные понятия

    Различает и дифференцирует звуки речи на слух и в произношении.

    Может пересказать события прошедшего дня, рассказа, мультфильма.

Приложение 3

Роль родителей в развитии речи детей»

Воспитание правильной и чистой речи у ребенка - одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

В 5-6 лет дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым.

В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому, чем раньше вы научите ребенка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

Особую значимость вопрос о чистоте речи приобретает с приходом ребенка в школу. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость ученика.

На что же следует обращать внимание в организации домашних занятий? Как правильно помочь ребенку? Что зависит от вас, родителей? Все эти вопросы мы будем освещать на различных мероприятиях: индивидуальных консультациях, практикумах. Поэтому, если речевое развитие ребенка вам не безразлично, есть вопросы к логопеду - принимайте участие в предложенных мероприятиях.

«Советы логопеда»

Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и др. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.

Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает и сам произносить их. Даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Необходимо оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий (включенные на полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха своевременно лечить их, и не домашними средствами, а в медицинских учреждениях.

Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы вы - взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова.

Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, товарищей, с которыми он часто общается.

Некоторые недостатки в речи детей, возможно, устранить только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков устранить легко, и доступно и родителям. В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно.

Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения.

Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. Дети справляются с этими заданиями, но допускают речевые ошибки. В этом случае не следует перебивать ребенка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец.

Очень часто дети задают нам разные вопросы. Иногда на них трудно найти правильный ответ. Но уклоняться от вопросов ребенка нельзя. В этом случае можно пообещать дать ответ, когда ребенок поест (погуляет, выполнит какое-либо задание и т.п.), взрослый же за это время подготовится к рассказу.

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

Игры и стихи, упражнения, которые вы можете использовать дома. Они служат для выработки правильного произношения, помогают размышлять над звуковым, смысловым, грамматическим содержанием слова, развивать мелкую мускулатуру пальцев, что способствует подготовке руки ребенка к письму.

Приложение 4

Перспективный план

работы клуба для родителей

«Говоруша»

Сроки проведения

Тема, цель мероприятия

сентябрь

Тема: «Речевые трудности у детей старшего дошкольного возраста».

Цель: познакомить родителей с особенностями речевого развития и нарушениями речи у детей 5-6 лет, содержанием коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях логопункта ДОУ.

    Консультация: «Особенности речевого развития детей 6-7 лет».

    Презентация: «Речевые трудности у детей старшего дошкольного возраста. Что такое логопункт?»

    Обратная связь:

декабрь

Тема: «Как организовать занятие с ребенком по заданиям учителя-логопеда в домашних условиях».

Цель: познакомить родителей с правилами выполнения заданий, закрепить практически этапы работы над домашним занятием, представить картотеку «Ваш домашний логопед».

    Консультация: «Правила выполнения домашних заданий». Памятка для родителей «Занимаясь с ребенком, помните…».

    Семинар-практикум:

- «Дыхательная гимнастика – весело и полезно»;

- «Фитнес-тренировка для язычка» (комплексы артикуляционной гимнастики);

- «Такие разные звуки» (игры и упражнения для развития фонематического слуха);

- «Как работать со звуком»;

- «Веселый карандаш» (развитие графо-моторных навыков).

3. Картотека «Ваш домашний логопед».

4. Обратная связь: «Ваши вопросы – наши ответы» (учитель-логопед отвечает на вопросы родителей).

Тема: «Чем и как развивать речь ребенка летом».

Цель: познакомить родителей с играми и упражнениями для развития речи у детей.

    Консультация: «Чтобы труды не пропали даром…» (контроль звуков в самостоятельной речи у ребенка).

    Практикум: «Игры и упражнения для развития речи у детей дома, на прогулке, на даче…».

    Обратная связь: «Ваши вопросы – наши ответы» (учитель-логопед отвечает на вопросы родителей).

    Подведение итогов: «Отзывы родителей о работе клуба «Говоруша».

Приложение 5

Логопедический праздник

для детей старшего дошкольного возраста:

"День рождения звуков"

Цели:

Коррекционно-образовательные: Учить слушать и слышать, понимать фразу. Совершенствовать диалогическую связную речь. Формировать навыки фонематического восприятия. Развивать навык оперативной зрительной, слуховой, моторной памяти. Совершенствовать артикуляционную и мелкую моторику. Развивать двигательную активность, координацию движений, чувство ритма.

Воспитательные: Развивать мотивацию игровой и учебной деятельности. Развивать способность сосредотачивать свое внимание на выполнении действий. Развивать самоконтроль за поведением и речью. Воспитывать творчество, активность и самостоятельность. Учить работать в коллективе. Развивать эмоционально-волевую сферу.

Оборудование:

сладкие призы, грамоты, картинки на звук [р], [л], магнитная доска, магниты. Запись фонограммы песенки на стихи С.Михалкова «Песенка друзей».

Участники: дети старшей группы, ведущий - учитель-логопед, воспитатель-«Звукоешка», родители.

Ход утренника

Ведущая: - Здравствуйте, дорогие ребята!

Вбегает «Звукоешка»: - Всем пливет!

Ведущая: - Здравствуй, «Звукоешка».

«Звукоешка»: - Ой, у меня зазвонил телефон. Але, Звукоефка флушает. Плиглашаете на плаздник? (Удивленно) На День лождение звуков? Фпасибо мы плидем. (Печально). Лебята, звуки плигасили нас на свой день лождения. Я готов, пофли.

Ведущая: - Звукоешка, как же ты пойдешь на День рождение звуков, если сам не все звуки говоришь правильно? Звуки - обидятся!

«Звукоешка»: Да, подумаешь, мне и так холофо. (Обиженно) Фто вы фмеетесь.

Ведущая: - Ну, что ты «Звукоешка». Мы с ребятами постараемся тебе помочь. Ребята целый год занимались на логопедических занятиях. Учились правильно слышать и произносить звуки, различать похожие звуки, учились чётко и понятно говорить. Сегодня мы вспомним, как это было, и научим «Звукоешку» тому, что умеем сами. Чтобы время не терять, мы отправимся к звукам на День рождение, а на веселых станциях будем играть. Итак, в путь!

Станция «Гимнастическая»

Ведущая: - Мы прибыли на станцию «Гимнастическую» и сейчас будем выполнять гимнастику для наших губ и язычков.

«Заборчик»

«Хоботок»

«Чашечку»

«Трубочку»

«Часики»

«Кто дольше прорычит? Просвистит? Прошипит?»

Звучит отрывок записи «Песенка друзей».

Ведущая: - Мы снова отправляемся в путь, впереди нас ждёт станция «Угадай-ка».

Станция «Угадай-ка».

Ведущая: - Мы прибыли на станцию «Угадай-ка». Потренируем смекалку, сообразительность, ум.

РА! РА! РА! РА! РА! РА! Мышкин домик звать... (нора)

РА! РА! РА! РА! РА! РА! Дом собаки - ... (конура)

ЛУ! ЛУ! ЛУ! ЛУ! ЛУ! ЛУ! Нитку вдели мы в... (иглу)

ЧУ! ЧУ! ЧУ! ЧУ! ЧУ! ЧУ! Футболист бьёт по... (мячу).

ЩИ! ЩИ! ЩИ! ЩИ! ЩИ! ЩИ! В дождь наденем мы... (плащи)

ША! ША! ША! ША! ША! ША! Спеленали... (малыша)

ЖУ-ЖУ-ЖУ, ЖУ-ЖУ-ЖУ - Волк не страшен лишь... (ежу)

ЦА-ЦА-ЦА, ЦА-ЦА-ЦА - Птица вывела... (птенца)

Ведущая: - Мы снова отправляемся в путь .

Звучит отрывок записи «Песенка друзей».

Станция «Хлопушка - топотушка».

Ведущая: Нужно хлопнуть в ладошки, когда вы услышите слово со звуком [ш]; топнут ногой, когда услышите слово со звуком [ж]: ужи-уши, шарил-жарил, тужил-тушил, шалил-жалил.

Хлопнуть в ладоши, если в слове есть звук [с], топнуть ногой на звук [ш]: со звуком [с]: крыса – крыша, шутки – сутки, уши – усы, мишка – миска.

«Звукоешка»: А можно, я тозе дам задание. Я буду читать пледложения, а вы внимательно слушайте – все ли слова я буду правильно говолить. Если какое-то слово я произнесу неплавильно, то вы должны исправить ошибку.

- Над цветком кружит и жужжит зук.

- Зимой на прогулку я надеваю тёплую сапку.

- В обед вся наша семья собирается за большим штолом.

- Перед обедом обязательно вымой луки.

Ведущая: Молодцы! Есть еще одно задание: определите, в названии каких картинок есть звук [р], а в каких звук [л]. Мы будем прикреплять картинки под соответствующими буквами на магнитную доску.

Ведущая показывает картинку - дети определяют.

Ведущая: - Мы отправляемся к следующей станции.

Звучит отрывок записи «Песенка друзей».

Станция «Ловкие пальчики».

Ведущая: Давайте продемонстрируем ловкость наших пальчиков, повторяйте за мной движения пальчиками:

Пальцы – дружная семья, друг без друга им нельзя.

Вот большой, а это средний, безымянный и последний -

Наш мизинец-малышок. Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили, будем их соединять

И движенья выполнять.

Мы рога козы покажем, и рога оленя даже,

Мы про зайку не забудем, ушками водить мы будем.

Чтобы лучше говорить, надо с пальцами дружить.

«Звукоешка»: Я тоже хочу поигрррать с ррребятами. Игра “Карлики - Великаны”. Встаньте в круг. Если я скажу: “Карлики”, то ребята приседают, а если я скажу: “Великаны”, то встают и поднимают руки.

Ведущая: - Мы отдохнули и отправляемся дальше. Впереди нас ждёт станция «Чистоговорок».

Звучит отрывок записи «Песенка друзей».

Станция «Чистоговорок».

Са-са-са – вот летит оса.

За-за-за – бегает коза.

Ши-ши-ши – наши малыши.

Жа-жа-жа – иголки у ежа.

Чу-чу-чу – чаю я хочу.

Цо-цо-цо – на пальце кольцо.

Лы-лы-лы – мы ещё малы.

Ру-ру-ру – будем мы играть в игру.

Ведущая: - Мы снова отправляемся в путь.

Звучит отрывок записи «Песенка друзей».

Станция – «Словарная».

Ведущая: - Мы прибыли на станцию «Словарная».

Поиграем в игру «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов):

огурец - огурчик, помидор - помидорчик, яблоко – яблочко, капуста - …, картошка - ….

«Звукоешка»: Я тоже хочу поиграть с ребятами. Игра «Один - много»

(употребление множественного числа существительных): шарф -шарфы; шапка - ...; перчатка - ...; носок - .... Ну, это легко, а вот

«Посчитайте-ка» (согласование числительных 2 и 5 с существительными, употребление слов один - одна - одно, два – две), одна елка, две елки, пять елок; один снегирь, два снегиря... пять снегирей; одна сосулька, две сосульки... пять сосулек.

Ведущая: - Молодцы, ребята! Слышу, что и ты «Звукоешка» произносишь звуки правильно. Теперь нам пора в путь.

Звучит отрывок записи «Песенка друзей».

«Звукоешка»: Вот мы и прибыли! Только как же мы без подаррков-то?

Ведущая: Наши ребята приготовили очень хорошие подарки своим звукам. Сейчас они расскажут свои самые любимые стихотворения.

Дети рассказывают стихотворения.

«Звукоешка»: Ой, как хорошо! Я тоже теперррь все звуки говорю прравильно, спасибо ребята! Я желаю вам всегда правильно произносить звуки, чётко и понятно говорить и научиться слушать собственную речь.

Ведущая: Говорите правильно и красиво!

А теперь пора угощаться, мы ведь на День рождения звуков приехали!

Награждение ребят грамотами и сладкими призами.

Приложение 6

ДНЕВНИК УСПЕХА

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(201… 201…) учебный год.

Месяц:

Фиксация успехов ребенка:

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

ТОП-6 вопросов по развитию речи, которые чаще всего волнуют родителей
В этой статье я отвечу на самые частые вопросы, которые задают родители про развитие речи.

1. Как понять, всё ли хорошо с речью? В норме ли развитие речи моего ребёнка? Для того, чтобы оценить речь ребёнка, мало короткого описания (списка слов, которые говорит ребёнок, например, не достаточно). Речь – это комплекс умений и навыков, и, соответственно, проверять и оценивать её надо комплексно, по всем направлениям.

2. Ребёнок говорит на «своём» языке, копирует интонации, но при этом обычных слов очень мало или нет вообще.
Это тот случай, когда мы не можем говорить о наличии речи. Подражание - это ещё не речь.

Это хорошо с позиции развития слуха, развития артикуляционного аппарата. Мы понимаем, что ребёнок слышит и пытается произносить какие-то звуки, что ребёнок старается использовать речь для установления контакта со взрослым или с другим ребёнком – это хорошо. Но здесь нет обязательного компонента речи – осознанности, понимания, что каждое слово имеет некий смысл.
Ребёнку, который говорит на «своём» языке, нужно помогать, нужно разбираться, почему он не использует слова. Эта ситуация требует очень серьёзного внимания от взрослых. Многие взрослые умиляются подобному копированию речи, но прежде всего это повод начать что-то менять.

В каком возрасте это требует внимания? По большому счёту в любом, когда это происходит. Потому что этапа «неосознанная речь» нет. Скопировать интонацию может только 2-3 летний ребёнок, а в этом возрасте уже должны быть слова.

3. Ребёнок всё понимает, но не говорит.
Это хорошо, когда ребёнку 8-9 месяцев. Мы спрашиваем «Где котик?», ребёнок поворачивает голову, или «Где папа?», ребёнок смотрит на папу, или мы спрашиваем годовасика «Где мячик?», и он к нему ползет или идет. Но следующий этап развития речи – это самостоятельная речь. Если ребёнку уже 1,5 года, то этого уже недостаточно (понятно, что если мы знаем, что у ребёнка есть какие-то проблемы, травмы, то рамки сдвигаются). Но если у ребёнка всё в порядке, то кроме жестов должны быть уже слова, кроме жестов должен быть вербальный (звуковой) ответ. Для вас такая ситуация – знак, что ребёнку нужна помощь.

4. Знаю, что нужно заниматься, но не знаю, с чего начать. Пугает, что это будет очень сложно, что нужно заниматься регулярно, а я не смогу, потому что не умею.
Это действительно частый вопрос. Чтобы вы могли увидеть систему, поняли, как это работает, чтобы вы убедились, что для того, чтобы развивать речь маленького ребёнка, каких-то специфических знаний или суперумений не требуется. Конечно, есть разные «фишки», но их может освоить любой взрослый человек.

Для занятий по развитию речи не нужно много времени, никакие сверхспособности от вас или от ребёнка не потребуются. Самые простые вещи работают очень хорошо и дают хороший peзyльтaт.

Я уверена, что мама – самый лучший логопед для маленького ребёнка!

Информации о том, как развивать речь ребёнка очень много в свободном дocтyпе. Но вы должны понимать, что не всем таким занятиям ребёнок будет рад, возможно, что-то «не пойдет», не cpaбoтает у вашего малыша. Это нормально, это говорит о том, что ваш ребёнок отличается от того «усреднённого ребёнка», для которого было придумано пособие. Любое пособие дает только рекомендации, а вот осуществлять на практике их придется вам.

5. Уже известно, что у ребёнка есть проблемы с развитием речи, врач прописал препарат. Принимать препарат или нет?
Решать вопрос о лечении нужно обязательно только с врачом и только очно. Если вы не доверяете тому неврологу, который дал вам такие рекомендации, находите второго, третьего, пятого и консультируйтесь. Решение о препаратах вы должны принимать только с врачом, с человеком, который этому учился, с этим paбoтaeт и в этом профессионально разбирается.

Что в данной ситуации важно знать и понимать нам, как родителям?

Препарат сам по себе не дает развитие речи, он может действовать на мозг, на кровообращение, на нервную систему - это зависит от препарата. Но сам по себе приём препарата не дает развития речи.

Речь возникает всегда только при paбoте с ребёнком. Вне зависимости от того, будете ли вы принимать лекарства или нет, чтобы возникла речь, с ребёнком надо заниматься. Занятия по развитию речи никак не зависят от приема препаратов. Наоборот, имеет смысл принимать препараты, если вы намерены заниматься.

6. У нас ребенок билингв (говорит на 2-х языках), говорит плохо или не говорит, это же нормально, да? Как применять нормы развития речи, если ребёнок билингв?
Качественно по развитию речи нормы должны примерно совпадать. Если и будет какое-то расхождение, то незначительное.

Например, если мы говорим, что в норме ребёнок к 1,5 годам использует много слов и пытается соединять их в предложения, то и билингв будет это делать. Он может перемешивать слова из разных языков, он может использовать меньше слов в каждом языке, чем ребёнок, говорящий на одном языке. Но в сумме в двух языках у него будет примерно такой же словарный запас и уровень развития. Лучше не утешать себя «ну он же у нас билингв, он может не говорить в три года».

Нет таких норм, чтобы их взять и применить к развитию речи ребенка-билингва. Специалисты, которые работают с такими детьми, делают уточнения, вводят дополнительно какие-то свои ориентиры. Но все они в основу берут нормы развития речи монолингвального ребёнка (говорящего на одном языке).

Если вас волнует развитие речи вашего ребенка, начало речи вашего ребенка, чтобы он начал говорить и вы хотите что-то изменить – вы можете это сделать. Здесь нет чего-то невозможного и сверхсложного.

Начните с понимания. Разберитесь, как и почему развивается речь, что на нее влияет. Идите дальше общих схематических представлений, узнавайте нюансы и детали. И действуйте. Не сидите и не ждите у моря погоды.

Любящая мама может дать маленькому ребёнку намного больше, чем логопед, потому что у неё есть очень мощный стимул заниматься. И очень большие возможности, в отличие от логопеда, который видит ребёнка 1-2 раза в неделю. Cпeциaлист просто не знает, чем живет ребенок, что он любит или не любит. Раз у нас есть такие преимущества, давайте их использовать.

Родительские собрания в детском саду

Круглый стол "Азбука для родителей"
Взаимодействие МДОУ с семьей по вопросам развития речи детей

По роду своей профессии воспитатели и логопеды хорошо знают общие закономерности развития ребенка дошкольного возраста, методы его воспитания, основные приемы организации о проведения логопедической и коррекционно-развивающей работы.
Именно в речевых группах детских садов особенно важно установить тесный контакт между педагогами и родителями. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи. Цель работы логопеда и воспитателей не просто внести основы педагогических занятий в семью, но и перенимать передовой опыт семейного воспитания, учитывать его традиции, особенности и микроклимат.

В работе с родителями целесообразно учитывать следующие принципы.

  1. Личностный подход с учетом образования, возраста и индивидуальных особенностей.
  2. Применение родителями полученных теоретических знаний в повседневной практике семейного воспитания.
  3. Учет уровня развития каждого ребенка и дифференцированный подход к проблеме воспитания, обучения и проведения коррекционной работы в семье.

Основными формами работы с родителями могут являться:

  • общее родительское собрание;
  • консультации (индивидуальные и групповые);
  • семинары-практикумы;
  • педагогические беседы (индивидуальные и групповые);
  • открытые показы занятий (индивидуальных, подгрупповых и фронтальных);
  • папки - передвижки;
  • подбор методической литературы в помощь родителям и т.д.

Все эти формы помогают сделать работу с семьей более интересной и эффективной, способствуют совместной деятельности педагогов и родителей по преодолению недостатков развития речи у детей - дошкольников.

Формы коррекционной работы в семье

Обогащение словаря ребенка в домашних условиях

Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Цель их - сформировать у детей навыки складывать из отдельных частей целое, уточнять их знания о предметах, учить их правильно называть.
Купив игру, не стоит сразу давать ее ребенку, так как он, не понимая правил, теряет к ней интерес. В начале родители сами должны познакомиться с игрой, а потом, сидя за столом, но не на полу или ковре, объяснить ее ребенку. Первый раз на протяжении 10-15 минут необходимо поиграть вместе с ребенком.

В процессе игры (например, с разрезными картинками) целесообразно сначала рассмотреть целые картинки-образцы и спросить: «Что нарисовано на картинке?», «Как можно назвать их одним словом?», «Где растут фрукты?», «Что можно сделать из фруктов?». После беседы объяснить: «Вот перед тобой маленькие картинки, на каждой нарисована только часть фрукта, ты сложи целую картинку. Вспомни, какого цвета слива, какие у нее листья, и подбери необходимые картинки».

Родители могут начать складывать картинку, а далее ребенок продолжит самостоятельно. По такому же принципу дети собирают картинки из кубиков. Если они посвящены содержанию знакомых сказок, то сначала необходимо провести беседу или попросить рассказать содержание картинки.

Словесные игры

Что в мешочке?

В мешочек сложить разные предметы (игрушки, овощи, фрукты, и т.д.). Ребенок должен опустить в него руку и, не вытаскивая предмет, на ощупь определить и назвать то, что он ощупывает.
Ребенок (вытаскивает предмет и говорит, например, про мяч). Это мяч. Он синий с белой полоской, резиновый, круглый. Его можно кинуть, ударить о стену или бросить на пол.

Что из чего сделано?

Взрослый (говорит ребенку). В нашей комнате много предметов, все они сделаны из разного материала. Я буду называть предмет, а ты должен сказать, из чего он сделан, например, стол из чего сделан?

Взрослый. При обследовании некоторые дети ответили «Из досок».

Взрослый. Какой стол, если он сделан из дерева?

Дети. Деревянный.

Взрослый. Стакан из стекла?

Дети. Стеклянный.

Взрослый. Ключи из стали?

Дети. Стальные и т.д.

Кто как работает

Взрослый рассказывает детям, что есть очень много профессий.

Взрослый. Что делает врач?

Дети. Врач лечит больных. Делает операции. Выезжает на «скорой помощи» и т.д.

Можно спросить у детей, знают ли они, кто взрослый по профессии, где работает? Выслушайте рассказ ребенка, а затем поправьте его.

Что я не так сказала?

Взрослый (ребенку). Внимательно выслушай, правильно ли я называю домашних животных: корова, лошадь, белка, собака, курица, ворона, заяц.

Ребенок исправляет ошибки.

Придумай предложение

Взрослый называет предложение, а ребенок должен придумать еще несколько, сочетающихся с данным.

Взрослый. «Солнце греет».

Ребенок. «Солнце греет, птички поют», «Солнце греет, снег тает».

Скажи наоборот

Мама произносит фразу с эпитетом, ребенок повторяет ее, называя антоним эпитета.

Мама. Я вижу высокий дом.

Ребенок. Я вижу низкий дом.

Мама. У меня острый нож.

Ребенок. У меня тупой нож.

Дидактические упражнения

Во время прогулок, одевания, раздевания, купания, на кухне во время приготовления еды можно проводить с ребенком дидактические упражнения.

Во время обеда, ужина использовать можно такие пословицы, как «кашу маслом не испортишь», «Дорога ложка к обеду», «Захочешь кушать - руку протянешь».

Если ребенок выполняет поручения без желания, отказывается, следует сказать: «Без труда ничего и не сделаешь», «Поспешишь - людей насмешишь», «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», «Что посеешь, то и пожнешь», «Лентяю все некогда».
Выходные дни желательно проводить на природе, так как она открывает много возможностей для пополнения знаний и словаря дошкольника пословицами, например: «Много снега - много хлеба», «Зимой солнце светит, да не греет», «Осенняя муха больно кусает», «Без ветра и трава не шелестит», «Синица пищит, зиму вещает», «Летний день год кормит».

Для развития речи и обогащения словаря очень полезны загадки в виде вопроса или описательного предложения, но чаще всего в стихотворной форме. Их можно загадывать, играя с ребенком, во время принятия пищи (про продукты питания).

«Белый камень в воде тает». (Сахар)

«В одной бочке два теста». (Яйцо)

«В воде растает, в воде любуется, а кинь в воду - испугается». (Соль)

«Без окон, без дверей, полна горница людей» (Огурец, тыква)

Во время прогулки можно загадывать загадки про явления природы:

«Сам не бежит, а стоять не велит». (Мороз)

«Невидимка ходит по лесу, все деревья раздевает». (Осень)

Родители должны следить за правильным употреблением слов, особенно близких по значению (шить, пришить, вышивать, зашивать), которые дети нередко путают, объяснять переносные значения («золотые руки», «каменное сердце»). Некоторые дети используют прилагательные, которые обозначают материал, заменяя их другими словами: вместо «деревянный» говорят «сделанный из дерева», вместо «шелковый» - «сшитый из шелка», вместо «шерстяной» - «связанный из шерсти».

В речи детей мало употребляемых слов-признаков. На вопрос «какая лиса?» ребенок должен ответить: «Рыжая, хитрая», «Какой помидор?» - «Красный, круглый».

Словами «хорошая», «красивая» дети характеризуют все, что им нравится. Взрослому необходимо их поправить: не «хорошая», а «интересная» книга, «высокое» дерево, а не «большое».

Обогащение бытового словаря

В семье планируется, например, уборка: нужно навести порядок в серванте. Мама просит ребенка ей помочь. Протирая посуду, она спрашивает, как называется каждый предмет, и уточняет сама: «Это глубокая тарелка, фарфоровая, в ней подают первое блюдо - борщ, суп. Это мелкие тарелки, в них кладут второе - котлеты с гарниром, а это салатница - ее используют для салатов».

Следует попросить ребенка подать взрослому посуду и назвать то, что он подает.

Мама. Что мы поставили в сервант?

Ребенок (отвечает обобщающим словом). Посуду.

Если мама садится за швейную машинку, то тут же подзывает к себе ребенка: «Сегодня я буду шить тебе шерстяное платье. Посмотри, какая красивая шерстяная ткань. Теплое и красивое тебе выйдет платье. Ты поможешь мне кроить. Я буду резать ножницами, а ты подержишь ткань.А теперь я буду шить на машинке».

Таким же образом можно познакомить ребенка со звонком, холодильником, утюгом и т.д. Очень важно, чтобы ребенок слушал внимательно. Следует предложить ему самому что-нибудь сделать, например, закрутить шуруп или погладить платочек. Ребенку будет очень интересно. Выходя на прогулку, необходимо обратить внимание на деревья, траву, птиц; спросить, знает ли он, например, чем отличается береза от дуба; рассказать ему новое.

Гуляя по улице, полезно знакомить ребенка с машинами, светофорами, людьми. Важно: с раннего детства ребенок должен знать правила уличного движения.

О чем говорить с ребенком в семье.

Диалог или монолог?

Уважаемые родители! Умеет ли ваш ребенок отвечать на вопросы своих сверстников, взрослых, обращаться с вопросами к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность, увиденное, услышанное, пережитое? Как развита у вашего ребенка фантазия? Составляет ли он сам сказки, рассказы? Все эти речевые навыки будут ему необходимы в школе.

Устная речь человека существует в двух формах: диалогической и монологической.

Для диалога характерны короткие неполные предложения, реплики; их полному пониманию помогают мимика, жесты, интонация.

В устной разговорной речи собеседники выступают как рассказчики и слушатели.

Взрослый. Какое сейчас время года?

Ребенок. Весна.

Взрослый. Какие птицы прилетают к нам весной?

Ребенок. Весной из теплых стран прилетают грачи, скворцы, ласточки.

С детства ребенку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через индивидуальные разговоры и беседы. Разговор взрослых с ребенком имеет особое значение, так как влияет на его речевое и общее умственное развитие. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь.

Взрослые в разговоре с ребенком выясняют, что интересует маленького человека, узнают про его досуг и друзей. Дети постепенно привыкают к таким разговорам и в дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в садике; у них не будет секретов от родителей. Ребенок очень чуткий и ранимый: насмешка, обидное слово - и он замыкается в себе, ни с кем не делится своими радостями и огорчениями или же предпочитает иногда говорить с отдельными членами семьи (мамой, бабушкой).

Некоторые родители не разговаривают с ребенком на темы этикета и правил поведения, так как считают, что он еще мал и ничего не понимает. Напротив, ребенок улавливает и анализирует каждое слово! Дети, с которыми не общаются, молча играющие в куклы, машинки и другие игрушки, развиваются медленнее и становятся молчаливыми, замкнутыми.

Темы для индивидуальных бесед очень разнообразны. С детьми младшего возраста нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах. С детьми постарше можно обсуждать режим дня, игрушки, одежду и обувь и т.д. Тематика бесед для детей 5-6 лет значительно расширяется: космос, армия, транспорт, книжки и сказки.

Беседы должны проходить в непринужденной форме. Ребенок должен чувствовать, что взрослому интересно его слушать. Причем, рассказывая о своих дневных делах, он учится вспоминать, связывать предложения. В дальнейшем ребенок будет сам просить вас послушать про его дела.

Развитию диалогической речи способствует игра «Телефон». Можно использовать игрушечный телефон или воображаемый. Собеседником ребенка в этой игре выступает взрослый, который и предлагает тему диалога. Например, «Знакомство».

Ребенок. Добрый день, Татьяна Алексеевна.

Взрослый. Извините, с кем я разговариваю?

Ребенок. С вами разговаривает Оля.

Взрослый. Оля, мама дома?

Ребенок. Нет, мама еще не пришла с работы.

Диалогической речью дети овладевают примерно в 5 лет. На 6-ом году жизни ее уже недостаточно, и ребенок сам старается рассказывать сказки, передавать содержание просмотренных фильмов, т.е. пользуется монологической речью.

Монолог - речь одного человека, последовательное изложение мыслей, описание действий, связанность рассказа.

Большинство детей на конец дошкольного возраста овладевают связной речью, умеют последовательно описать увиденное, пересказать содержание сказки, рассказа, кино. Но у некоторых детей речь отрывиста, с длинными паузами. В ней преобладают слова-заменители, перечисление предметов или действий, жесты, мимика, не хватает слов для передачи мыслей. До школы ребенок должен научиться описывать знакомый предмет со всеми его признаками, качествами, уметь сравнивать два-три предмета, самостоятельно рассказывать по картинке, по серии картинок, рассказывать увиденное, пережитое (как отдыхал, что видел в цирке, в лесу…), придумывать сказки на заданную тему.

Для описания нужно подобрать известные ребенку предметы, игрушки, картинки: мишутка, кукла, машинка, тарелка. Например: «Это кукла. Она пластмассовая. Куклу звать Аленкой. У Алены голубые глаза, белые волосы, красные щечки. Она улыбается. На ней платье красного цвета в белую полоску. На ногах белые носочки и коричневые туфли. На голове белый бант. С куклой дети играют, кладут ее спать, кормят, одевают».

Потом берется другой предмет. Взрослый напоминает, в какой последовательности следует рассказывать, спрашивая: «Как называется предмет?», «Из чего сделан?», «Для чего нужен?».

После 6 лет необходимо научить ребенка сравнивать и сопоставлять два, а потом и три предмета или картинки во вре6мя их описания. Можно предложить такие группы предметов и картинок: огурец, помидор, морковь; кошка, собака и др. При этом рекомендуется помогать ребенку вопросами.

Ребенок старшего дошкольного возраста должен самостоятельно составлять загадки-описания о предметах. При этом инициатива принадлежит родителям. Вы предлагаете ребенку отгадать, какой предмет задумали, а затем просите его сделать то же: «Он деревянный, стоит посреди комнаты, имеет четыре ножки и квадратную доску. За ним обедают, пьют чай. Что это такое?» а теперь ты задумай любой предмет и все про него расскажи, а я буду отгадывать.

Можно предложить игру «Веселые путешественники». Ребенок представляет, что он летит на самолете, едет на поезде, плывет на теплоходе, идет пешком по стране: описывает воображаемые города, леса, горы, колхозные поля. Родители должны отгадать место «путешествия».

Как научить ребенка связному, последовательному рассказу по картинкам? Если в семье нет сюжетных картинок, помогут иллюстрации из художественных книг с рассказами и сказками. После приобретения новой книжки нужно сначала рассмотреть картинки. При просмотре спрашивать ребенка о том, что он видит. После просмотра следует составить рассказ по картинке.

Детям 6-7-летнего возраста необходимо предложить самостоятельно придумывать названия к иллюстрациям, а также составлять рассказы о том, что было до этого с героями, изображенными на картинке, и что будет потом (особенно про одного из героев или предмет) или рассказать от своего лица.

Еще до школы рекомендуется научить ребенка составлять рассказы, сказки. Самый легкий вид такого творчества - составление рассказов по трем-четырем опорным словам. Например, со словами «зима», «дети», «зимние развлечения». «Настала зима. Выпал пушистый снег. Дети тепло оделись и вышли на улицу. Мальчики катаются на конька и на лыжах, девочки - на санках с высокой горы. Вот вышли Аленка и Дима, в руках у них лопатки. Они лепят снежную бабу. Веселые зимние развлечения у детей».

Можно предложить составить рассказ, начатый родителем, например: «Мальчик был в лесу, пас стадо коров. Вдруг он услышал, что где-то близко заревел медведь…»

Любимым жанром детей являются сказки, содержание которых они с большим удовольствием пересказывают, по-своему перестраивая начало и конец. Начало сказки можете придумать вы, например: «В густом лесу жила зайчиха с маленьким зайчонком, который был непослушным. Ему хотелось все сразу узнать. Как-то вышел он погулять, а зайчиха и говорит: «Не ходи далеко, заблудишься». НЕ послушал зайчонок маму, увидел бабочку и побежал за ней в лес…»

Советы родителям

  1. Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребенком.
  2. Помните, что основные собеседники для ребенка в семье - мама, папа, бабушка или дедушка.
  3. Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с ребенком в свободное время.
  4. Приобретайте репродукции художественных картин, альбомы, картинки, рассматривайте их с детьми.
  5. Предложите ребенку соревнование «Чья сказка лучше», «Чей рассказ интереснее» с участием всех членов семьи.
  6. Записывайте в тетрадь или на магнитофон рассказы и сказки вашего ребенка. Через 2-3-месяца прослушайте их вместе с ребенком, проанализируйте, запишите новые.

Ирина Щетинина
Работа с родителями по развитию речи детей (доклад)

«Составляющие плана совместной работы с родителями по вопросам развития речи детей »

Вряд ли найдется родитель , который не захочет, чтобы его ребенок говорил чисто, внятно, красиво. А ведь над этим нужно работать ! Кто-то начинает говорить раньше, кто-то лучше, но на все можно повлиять и откорректировать.

Речь – неисчерпаемый источник умственного развития ребенка , сокровищница всех знаний. К. Д. Ушинский образно назвал родную речь народным педагогом, наставником и воспитателем. Слово воспитывает, учит и развивает ребенка . Под влиянием речи у малыша совершенствуются чувства и восприятие, обогащаются знания об окружающем мире.

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей . Их воспитательные функции различны, однако для всестороннего развития ребенка необходимо их тесное взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в формировании речевой компетентности ребенка. Но насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению, ее заинтересованности педагогическим процессом и целями дошкольного воспитания.

По роду своей профессии воспитатели хорошо знают общие закономерности развития ребенка дошкольного возраста, методы его воспитания, основные приемы организации о проведении коррекционно - развивающей работы .

Именно поэтому в группах детских садов особенно важно установить тесный контакт между педагогами и родителями . Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи. Цель работы педагога не просто внести основы педагогических знаний в семью, но и перенимать передовой опыт семейного воспитания, учитывая его традиции, особенности и микроклимат.

Развитие речи ребенка без активного участия родителей вряд ли возможно . Важная роль в формировании личности ребенка, в частности в развитии речи , принадлежит семье, так как первые слова, первые предложения ребенок слышит и произносит в кругу близких людей - мамы, папы, бабушки, дедушки. Над развитием детской речи необходимо работать на протяжении всего дошкольного возраста. Развитие речи детей в семье – одна из основных задач семейного воспитания. Однако некоторые родители считают , что ребенок начинает учиться литературному языку только в школе, и не обращают достаточного внимания на формирование речи детей в дошкольном возрасте. Поэтому взрослые должны стремиться к тому, чтобы обеспечить правильное речевое развитие ребенка , начиная уже с первых месяцев его жизни. Для того, чтобы совместная работа ДУЗ и семьи была плодотворной и реально способствовала развитию речи детей , необходима специальная организация взаимодействия педагогов дошкольного заведения и семей воспитанников. Но взрослые не всегда находят нужные методы общения с ребенком, поэтому и теряется контакт между детьми и родителями .

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка . Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов :

Организации различных форм помощи родителям ;

Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов . Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе. Овладение ребенком речью успешнее идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье.

В работе с родителями целесообразно учитывать следующие принципы :

Личностный подход с учетом образования, возраста и индивидуальных особенностей.

Применение родителями полученных теоретических знаний в повседневной практике семейного воспитания.

Учет уровня развития каждого ребенка и дифференцированный подход к проблеме воспитания, обучения и проведение коррекционной работы в семье .

Основными формами работы с родителями являются :

общие родительские собрания ;

консультации (индивидуальные и групповые) ;

беседы (индивидуальные и групповые) ;

открытые показы занятий;

папки – передвижки;

подбор методической литературы в помощь родителям и т . д.

Речь родителей – пример для детей . Успех речевого развития ребенка , прежде всего, зависит от речи взрослых в частности родителей . Ребенок учится говорить благодаря слуху и способности звукоподражания. Чтобы речь взрослых в семье стала для детей образцом подражания , она должна соответствовать определенным требованиям :

родителям необходимо употреблять в разговоре с ребенком все лексическое богатство речи : синонимы, антонимы, образные выражения, переносное значение слов. Поиграть в игры «Скажи наоборот» , «Подумай и объясни» и т. д. ;

Употреблять в живой разговорной речи пословицы , поговорки, загадки, скороговорки, поэтические высказывания. Рекомендовать родителям детскую художественную литературу под рубрикой :

«Прочтите своим детям» либо оформить выставку детских книг, советовать, когда и где можно употреблять «жемчужины» народной мудрости. Пословицы и поговорки - своеобразный кодекс морального поведения, в них можно найти совет, осуждение, поддержку без лишнего пояснения и лишних слов. Употреблять их можно в любой момент общения с ребенком. Например, во время приема пищи : «Дорога ложка к обеду» , «Кашу маслом не испортишь» …; во время трудовых поручений – «Силой не хвались, а лучше трудись» …; во время прогулок на природе- «Много снега, много хлеба» … и т. д. ; загадки лучше употреблять во время общения с ребенком, в процессе определенной деятельности, так на кухне уместны будут загадки о предметах питания, посуде овощах, фруктах, бытовой технике- «Белый камень в воде тает» и др. Со старшими детьми можно устраивать семейные вечера загадок, соревнования «Кто больше назовет пословиц» и т. д.

Родителям , которые не знакомы с чудесной книгой К. И. Чуковского «От 2 до 5» посоветовать ее прочитать. Ведь в каждой семье, где есть дети, взрослые нередко наблюдают, как малыши творят новые слова. Детское словотворчество – это закономерное явление. Надо объяснять родителям , как им относиться к детскому словотворчеству. Посоветовать вести записи новых слов, предлагать сочинять сказки, стихотворения, загадки.

Речь детей должна быть орфографически и грамматически правильной. Яркая, выразительная речь взрослых привлекает внимание детей , облегчает понимание и запоминание. Выразительность обеспечивается интонацией, которая придает речи мелодичность .

Все эти формы помогают сделать работу с семьей более интересной и эффективной, способствуют совместной деятельности педагогов и родителей по преодолению недостатков развития речи у детей – дошкольников .

«Советы для родителей »

«ОТ КРИКОВ ДО ПЕРВОГО СЛОВА»

Разговаривайте с ребенком каждую свободную минуту.

Привлекайте его к звукоподражанию, самостоятельному произношению первых правильных слов.

Как можно больше привлекайте детей к играм , рассказывайте сказки, разучивайте песни, скороговорки, стихи.

«ПЕРВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ

Ни в коем случае не повторяйте неправильное произношение ребенка.

Помните, что малышу нужно слышать только правильную речь взрослых.

Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками и старшими детьми.

Не забрасывайте ребенка большим количеством игрушек.

Приучайте детей бережно относиться к книгам и картинкам.

Привлекайте детей к играм с игрушками , куклами.

«ТВОРЦЫ НОВЫХ СЛОВ.»

Приучайте детей к употреблению слов в соответствие с литературной нормой.

Поощряйте словесное творчество ребенка.

Привлекайте их к составлению стихов, считалок, будьте им помощниками.

«В МИРЕ ЗВУКОВ»

Не повторяйте за ребенком неправильное произношение звуков.

Разговаривайте с ребенком только правильной речью.

Своевременно исправляйте речь ребенка.

Если Ваш шестилетний ребенок неправильно выговаривает звуки, обязательно обратитесь к логопеду.

Стихи, потешки, чистоговорки, скороговорки станут надежными помощниками в воспитании правильной и выразительной речи Вашего ребенка .

«ПО ЗАКОНАМ ГРАММАТИКИ.»

Постоянно следите за речью детей .

Своевременно исправляйте грамматические ошибки.

Не вмешивайтесь в детские рассказы, сначала выслушайте ребенка, а потом исправьте ошибку.

В двуязычных семья всегда обращайте внимание на то, на каком языке говорит ребенок, исправляйте ошибки двуязычия.

«ДИАЛОГ ИЛИ МОНОЛОГ.»

Используйте каждую свободную минуту для разговора с ребенком.

Помните, что основными собеседниками для ребенка в семье являются мама, папа, дедушка или бабушка.

Не забывайте поручать старшим детям,как можно больше разговаривать с малышами.

Обязательно приобретите репродукции картин, альбомы, плакаты, рассматривайте их с детьми.

Периодически устраивайте выставки художественных картин, «домашние музеи» .

Предложите детям соревнование «Чья сказка лучше?» , «Чей рассказ лучше?» с участием всех членов семьи.

Не забудьте записать в тетрадь ил на магнитофон рассказы и сказки Вашего ребенка. Через два-три месяца прослушайте вместе с ребенком, проанализируйте, запишите новые.

«ВАШИ ПОМОЩНИКИ- КНИГИ.»

Книга помогает сформировать у детей лучшие моральные качества, основы материалистического мировоззрения, воспитывать патриотические и интернациональные чувства.

Интересная книга – это большая радость для ребенка! Не отнимайте эту радость, следите за новыми изданиями детских книг, пополняйте ими семейные детские библиотеки.

Разучивайте с детьми стихотворения. Это воспитывает у них любовь к поэзии, способствует развитию поэтического слуха , выразительной речи .

Устройте дома уголок книг, периодически устраивайте выставки книг, посвященные произведениям одного писателя, к праздникам и т. д.

Не забывайте рассказывать детям о писателе, стимулируйте ребенка вспомнить его фамилию, название произведения, стихотворения. Ребенок должен знать, какой народ создал прочитанную сказку, чья она (русская, украинская, немецкая) .

Учите ребенка бережно относиться к книге. Она должна быть чистой, целой. Брать ее можно только чистыми руками, рассматривать на столе, не писать на ней, не рисовать, всегда ставить на свое место, своевременно ремонтировать ее.

«РЕЧЬ ВЗРОСЛЫХ - ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ.»

Помните, что Ваша речь является образцом для наследования, поэтому она должна быть всегда правильно.

Приобретите словари, они станут вашими советчиками в воспитании культуры речи детей .

Следите за речью детей , своевременно исправляйте речевые недостатки.

Правильное произношение- залог успешного обучения ребенка в школе

Знание родителями того , чему учат их ребенка в дошкольном учреждении, правильное понимание задач воспитания и обучения в целях подготовки дошкольника к следующей ступени детства – школе, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей , - все это, несомненно, поможет родителям организовать речевые занятия и дома, в условиях семьи.

Надо, чтобы родители помнили , что судьба их ребенка, их надежды зависят только от них, так как они первые учителя, своего ребенка и первые ученики. Учится никогда не рано ни детям, ни их родителям . В первые годы жизни ребенок зависит от взрослых своей семьи. Любите его, помогайте развиваться . Семья должна быть территорией дружеской для ребенка, чтобы быть хорошими родителями необходимо не только его любить, но и много знать о природе ребенка, законы его развития , владеть разными игровыми методиками. И задача детского сада- вооружить родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи .

Уважаемые родители!

Заполните, пожалуйста, анкету, которая поможет воспитателям лучше узнать Вашего ребенка и спланировать работу с учетом его индивидуальных особенностей.

1.Фамилия, имя ребенка_____________________________________________
2. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.) ________________________________________________________

3. Кто из членов семьи больше уделяет внимания ребенку и как занимается с ним?_____________________________________________

4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) Какую?______________________________________________________

5. Что беспокоит вас в речевом развитии ребенка? _____________________________________________________________________

6.Как оцениваете речь вашего ребенка в целом? (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошая). __________________________________________

7. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.)

8.Правильно использует в разговоре местоимения «я», «ты», «он», «она»?

______________________________________________________________________

9.В речи допускает грамматические ошибки (Например: длинные уХи, много стулОВ, моЯ яблоко).___________________________________________________

10. Задает ли ребенок вопросы, начинающиеся словами «кто», «как», «сколько»?


11. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) _________________

12. Играете ли вы вместе со своим ребенком? Какие игры для развития речи есть у вас дома?________________________________________________________________

13. В чем, по Вашему мнению, родители смогут повлиять в овладении ребенком правильной речи?______________________________________________________

14. Какие вопросы по речевому развитию детей вы хотели обсудить на родительском собрании? _____________________________________________________________

15.Ваши замечания, предложения, пожелания _____________________________________________________________________

Спасибо!

Анкета для родителей по развитию речи ребенка

1. Читаете ли вы своему ребенку сказки, стихи, рассказы?

а) читаем много, постоянно;

б) читаем, но редко;

в) не читаем.

2. Любит ли слушать ребенок, когда ему читают?

а) любит и подолгу слушает;

б) когда как;

в) не любит.

3. Что больше нравиться вашему ребенку:

а) сказки;

б) стихи;

в) рассказы.

4. После чтения рассказа или сказки может ли ребѐнок ее рассказать?

а) да, рассказывает, как ему читали;

б) рассказывает, но на свой лад;

в) частично рассказывает сказку;

г) не рассказывает.

5. Есть ли у ребенка потребность к творчеству?

а) есть;

б) проявляется, но изредка;

в) очень редко.

6. Играете ли вы со своим ребенком в игры по развитию речи?

а) да

б) нет

2. Ограничьте просмотр телевизора ребенком до минимума.

3. Всегда при ребёнке называйте предмет или действие. Например, телевизор – разговаривает, птички – поют, собака ест и т.д. так же перед тем как пойдёте гулять, обязательно говорите, что будете делать во время прогулки.

4. Смотрите картинки в книжках и вместе изучайте их, комментируя: кошка сидит, солнышко светит, цветы растут.

5. При играх с малышом всегда говорите что делаете. Например: вот я беру один кружок от пирамидки и одеваю на основу, теперь я возьму другой и одену поверх первого и т.д. можно при этом называть какого цвета кружки.

6. Изучайте игрушки. Например, вы спрятали что-то,а потом предложите крохе поискать вместе с вами.

7. Займитесь с ребёнком играми, которые помогут развить моторику. Например, лепите фигурки из пластилина, делайте аппликации и т. д.

8. Во время обучения ребёнка разговаривать уделяйте ему больше своего свободного времени и используйте для обучения игры. Чем больше вы будете разговаривать с ребенком, тем быстрее он заговорит.

Как развивать речь ребенка в 2 года

Для развития активной речи ребенка в 2 года при благоприятных условиях развития в целом родителям необходимо:

1. Побуждать ребенка к общению с помощью речевых средств, создавая поводы для обращения ко взрослым («расскажи мне», «поблагодари папу», «пригласи бабушку в гости», «узнай у мамы, когда будет готов обед»).

2. Уметь вовремя выдержать паузу в разговоре и позволить ребенку выразить свою мысль словами . Очень часто наблюдается следующая картина: ребенок хочет что-то сказать и взрослые, как только поняли о чем идет речь, обрывают его на полуслове. Бывает и так – ребенку задали вопрос, и он не сразу сообразит, что ответить, а за него тут же отвечает либо сам спрашивающий, либо желающая всегда и во всем помочь мама. Во всех этих случаях у ребенка вряд ли возникнет желание все-таки высказаться.

3. Поощрять замену звукоподражательных конструкций правильными общеупотребительными словами (не «ав-ав», а «собака»; не «би-би», а «машина»).

4. Грамотно выражать свои мысли. Использовать в разговоре с ребенком основные части речи (существительное, глагол, прилагательное), грамотно употреблять предлоги, наречия, местоимения.

5. Четко произносить каждое слово при общении с ребенком. Ребенок должен подражать взрослым при произнесении слов, а не наоборот.

6. Ежедневно уделять внимание артикуляционной гимнастике , которая помогает «почувствовать» ребенку свои язычок, губки, зубки, а значит улучшается способность ими управлять. Упражнения можно выполнять в течение дня в процессе игр, еды, прогулки. Например, вытягивать губы трубочкой, посылать воздушные поцелуи, облизывать губы или ложку, удерживать на языке орешек, мармеладинку. Вы можете прочитать подробнее об артикуляционной гимнастике .

7. Учить ребенка правильно дышать . Очень часто именно неправильное речевое дыхание препятствует нормальному образованию звуков. Важно помнить, что речевой вдох более глубокий, чем в покое, и осуществляется через нос и рот, а речевой выдох, в процессе которого и происходит звукообразование, осуществляется только через рот. Именно на выдохе мы произносим все слова. Работа с дыханием также осуществляется в игровых моментах, как например, задувание свечей, подуть на ватку, на полоску бумаги, пускать мыльные пузыри и так далее.

8. Использовать окружающую обстановку и элементы игрового общения для расширения активного словаря : учить находить предметы по их словесному описанию, ориентируясь на их название, цвет, размер и местоположение; учить не только замечать, но и называть характеристики предметов; формировать навыки обобщения и сравнения знакомых предметов.

9. Читать вслух . Чтение важно для расширения активного и пассивного словарей. Можно учить малыша находить характерные особенности персонажей, знакомых ему по сказкам (лиса рыжая, хитрая; медведь косолапый, любит мед). К тому же в процессе прослушивания ребенком сказок происходит усвоение правильных грамматических конструкций родного языка.

Помните, что речь вашего ребенка - это своего рода зеркало вашей собственной речи. Говорите грамотно и общайтесь со своим ребенком с удовольствием!

Особые рекомендации по развитию речи детей 2-3 лет:

С большим удовольствием дети слушают рассказы о других детях, об известных им животных.

Рассказ должен быть кратким, простым. Не нужно перегружать его лишними описаниями и рассуждениями.

Взрослые знают, как любят малыши стихи. Их радует ритм стиха, они обогащают детские переживания, развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и родному языку.

Малышам нужно читать короткие стихи, несложные ритмически, с понятными ребенку образами. Это в первую очередь русские народные стихи, песни, прибаутки. Не обязательно специально разучивать с детьми стихотворения, они сами их без труда запоминают, если стихи время от времени повторять.

Рассматривая картинки в книжках, журналах, называйте и объясняйте ребенку все, что он видит перед собой. Повторяйте нужное слово несколько раз, попросите показать тот предмет, который вы назвали, а затем попросите его самого назвать слово. Обязательно хвалите малыша и отмечайте его успехи.

Ваш малыш, конечно уже знает основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый).

Чаще обращайте его внимание в повседневной жизни на цвета предметов, задавайте наводящие вопросы: «Какого цвета у тебя кофточка? А сапожки?» Когда ребенок рисует, обязательно подчеркивайте, краской или карандашом какого цвета он рисует.

На третьем году жизни дети начинают все более активно использовать в своей речи глаголы для образования свой действий и действий окружающих людей.

Помогайте ему в этом – называйте все, что делаете сами, и комментируйте то, что делает малыш.

Постепенно вводите речь ребенка прилагательные. Старайтесь, чтобы в вашей речи их было как можно больше, тогда они будут появляться в речи малыша. Так же полезно для разрешения словаря ребенка подбирать слова с противоположным значением.

Первые предложения, употребляемые ребенком, состоят из двух, трех слов, еще не согласующихся между собой. Правда ребенок еще не редко ошибается в падежных окончаниях, в согласовании прилагательных с существительными.

В таких случаях надо спокойно поправить ребенка. Например, по аналогии с предложением «капаю землю лопаткой» говорит «капаю савкой». В таких случаях надо поправить ребенка и обязательно предложить ему повторить сказанное в правильном варианте.

В семьях, где ребенка излишне опекают, не воспитывают самостоятельности, стараются предугадать малейшее его желание, у ребенка не развивается потребность в речевом общении. Взрослые даже говорят за него самого, не побуждают к самостоятельным высказываниям.
Важная роль в развитие речи ребенка принадлежит художественному слову. Даже совсем маленькие дети любят слушать и очень рано начинают реагировать на ритмически организованную речь. Стихи, потешки, прибаутки, особенно сопровождаемые игровыми действиями, радуют детей на протяжении раннего детства. Им доступны простейшие сказки – «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок». Малыши этого возраста живо воспринимают, быстро запоминают и начинают повторять коротенькие стихи.

Больше возможности для развития речи открываются во время прогулок с ребенком. Яркое, летнее солнце, зеленая листва кустарников, или пушистые снежинки – все это привлекает ребенка и может послужить темой для разговора с ним. Но при условии, что это время вы посвящаете ребенку, а не общению со своими знакомым.

Если же Вас что-то беспокоит или настораживает в речевом общении ребенка на данном возрастном этапе, то следует обратиться за индивидуальной консультацией к учителю- логопеду.

Анкета для родителей “РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА”

Развитие речи - одна из важнейших задач психологического и личностного развития ребенка.

Заполните, пожалуйста, анкету, которая поможет воспитателям лучше узнать Вашего ребенка и спланировать работу с учетом его индивидуальных особенностей, возможностей.

1. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка?

Родители…………………………………………………………………………………………………….

Детский сад………………………………………………………………………………………………

Другое…………………………………………………………………………………………………..

2. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи?

Да и какую…………………………………………………………………………………………………

Нет……………………………………………………………………………………………………………..

3. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка?

4. Знают ли Ваши дети потешки, сказки?

Да, какие…………………………………………………………………………………………………..

Нет…………………………………………………………………………………………………………..

5. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка?

Да………………………………………………………………………………………………………………

Нет………………………………………………………………………………………………………………

6. Какие темы по развитию речи ребенка Вы хотели бы обсудить?

…………………………………………………………………………………………………………………….7. В каких видах деятельности развивается речь ребенка? .................................................................................................................................... Спасибо!

  • Разделы сайта