Проект пасха обоснование выбора презентация. Проект "Светлый праздник Пасхи. История и традиции". Песни, используемые в работе над проектом

Разработка

Творческий проект праздника Пасха

ПАСХА - христианский праздник Воскресения Христова. ПАСХОЙ завершается семинедельный Великий пост, подготовляющий верующих к должной встрече праздника. Основной целью проекта являлось-приобщение воспитанников детского дома к истокам русской культуры. В данном проекте реализовывались следующие задачи:

1. Закрепить знания детей по теме «Пасха»;

2. Воспитывать любовь к культуре своего народа;

3. Формирование нравственных качеств (дружелюбие, взаимоподдержка).

I. Подготовительный этап.

1.Педагог: Ребята, по традиции каждый год объединение « Кладовая радости»» поздравляет всех воспитанников, воспитателей и преподавателей с праздником Пасха. Как мы будем их поздравлять в этом году?

-Учащиеся предложили подготовить пасхальный праздник.

Педагог: Что нам для этого необходимо?

Учащиеся : Нам нужен сценарий праздника.

Педагог: Что может быть в сценарии праздника?

Учащиеся предложили, что в сценарии должна быть пасхальная сказка, подвижные игры, песни, стихи.

2.Обоснование выбора.

Учащиеся приняли решение, что праздник должен состоять из 2 частей: первая часть - стихи, сказка, песни и вторая часть – игровая программа. На празднике у нас всегда присутствуют дети из детского сада и, им будет трудно высидеть весь праздник, поэтому нужна игровая программа.

3. Сбор информации .

Перед подготовкой к празднику учащиеся вспомнили историю, традиции и обычаи праздника, просматривали иллюстрации, картинки с изображением насекомых, подбирали эскизы к костюмам, просматривали литературу по русскому народному творчеству.

Воспитанники разделились на группы: одна группа подбирала пасхальные стихотворения, другая – сценарии, третья – игры.

Ребятами были предложены следующие сценарии пасхальных сказок: «Мудрый царь», «Гуси - лебеди», «Красная шапочка» , «Почему Божию коровку зовут Божьей», «Пасхальный колобок».

Учащиеся вместе познакомились со сценариями сказок и выбирали самый лучший. Свой выбор учащиеся остановили на сценарии сказки «Почему Божию коровку зовут Божьей». Этот сценарий привлек учащихся тем, что написан в стихотворной форме. Так же учащиеся выбирали подходящие к празднику игры, стихи (стихотворения - «Есть надежда», «Пасха», «Вербочки», « Воскресение Христово», «Пасхальный благовест»; игры- «Не

Песни к празднику были предложены в сценарии, концертмейстер немного изменил слова, т.к. содержание песен подходит только для воскресной школы.

3.1.История праздника Пасхи.

ПАСХА - христианский праздник Воскресения Христова. ПАСХОЙ завершается семинедельный Великий пост, подготовляющий верующих к должной встрече праздника.

В течение всей Страстной недели предшествующей ПАСХЕ, совершались основные приготовления к празднику, в том числе уборка и побелка домов и др. (см. Страстной четверг), женщины пекли специальный пасхальный хлеб (пасху, кулич), красили и расписывали яйца, запекали поросят (на Украине и в Белоруссии). Пасхальные блюда освящали в церкви обычно накануне праздника или в первый день ПАСХИ. Мужчины в течение Страстной недели занимались заготовкой дров для пасхального костра, запасали корма для скота и т. д. Страстная неделя - последняя неделя семинедельного Великого поста, когда, согласно Новому Завету, Иисус Христос принял крестные муки за грехи человеческого рода. Наиболее мифологически и ритуально насыщенными днями на этой неделе являются Страстная среда, Страстной четверг,Страстная пятница и Страстная суббота. В эти дни совершались поминовения умерших, а также повсеместно шло приготовление к празднованию Пасхи: хозяйки пекли пасхальные хлебы, красили яйца, запекали мясо; мужчины строили качели и карусели, заготавливали дрова и др.,)

Пасха – самый продолжительный в году праздник. Каждый день пасхальных праздников имел свой обряд.
Понедельник и вторник – "купальные". Обливали водой тех, кто проспал утренний молебен.
Среда – "градовая". "В среду на Светлой неделе не работают, чтобы хлеб градом не побило".
Четверг – Пасха усопших, поминовение почивших родственников.
Пятница – "прощённый день". Родственники и друзья просили прощения друг у друга. Тесть и тёща звали в гости молодых, обвенчавшихся до Пасхи.
Суббота – хороводница.
Воскресенье – Красная горка. Обычно играли свадьбы, гуляли молодые. Это светлая пасхальная неделя (Светлая седмица). В течение всей пасхальной седмицы царские врата, северные и южные двери в алтаре не затворяются. По народным верованиям, на пасхальной неделе на небесах открыты ворота в рай, и всякий умерший в это время попадает прямо туда.
В празднике проходили 40 дней до Вознесения. Этим днём и заканчивались пасхальные торжества. Затем следует будничная Фомина неделя.

Пасхальные торжества начинались с крестного хода, когда процессия прихожан во главе со священнослужителями выходила из церкви и обходила ее, а затем возвращалась к церковному порогу; здесь священник объявлял о Воскресении Христовом, после чего народ возвращался в храм, где продолжалась праздничная служба.

Время пасхальной службы считалось благоприятным для совершения некоторых магических действий и гаданий, в частности для обеспечения удачи в каком-нибудь деле. Воры в эту ночь «заворовывали», т. е. старались незаметно украсть что- нибудь у прихожан, чтобы чувствовать себя в безопасности весь год; охотники при возгласе священника: «Христос Воскресе!» стреляли вблизи церковного порога в воздух, полагая, что от этого их ружья будут бить без промаха; рыбаки при тех же словах говорили: «А у меня рыба есть!», чем якобы обеспечивали себе полные сети на весь сезон, а девушки обращались к Богу с просьбой послать им женихов.

Проспать пасхальную службу было непростительным грехом. В качестве наказания таких людей на следующий день купали или обливали водой. Человеку, проспавшему пасхальную заутреню, грозило весь год быть неудачливым.

По окончании заутрени люди стремились как можно быстрее добраться (добежать или доехать) до дома,чтобы в течение года опережать остальных во всех своих делах. Впрочем, часто не заходя домой, направлялись на кладбище известить умерших родственников о Воскресении Христа и похристосоваться с ними.

Пасхальный завтрак проходил обычно в узком семейном кругу , т.к. ходить в гости в первый день ПАСХИ было непринято. Первое пасхальное яйцо часто съедали всей семьей, разделив его по числу домочадцев. Обычай делиться друг с другом пасхальной пищей получил у восточных славян широкое распространение; в частности, в первый день ПАСХИ священник и причт, а также домочадцы «молили паску», т.е. обменивались кусочками кулича или ели его сообща, разрезав на мелкие части. Обычай делиться с ближними пасхальным яйцом получает специфическое истолкование в мифологических рассказах: человек, потерявший дорогу в лесу, должен вспомнить, с кем в последний раз он делил пасхальное яйцо; после этого он сможет найти дорогу и вернуться домой.

Немало магических свойств приписывалось освященным пасхальным яйцам, их скорлупе, а также, остаткам других пасхальных блюд, например костям поросенка и др. С пасхальным яйцом обходили загоревшееся строение или кидали его в огонь, надеясь, что яйцо поможет остановить пожар; с пасхальными яйцами искали заблудившуюся скотину, клали их в посевное зерно, оглаживали ими корову при первом весеннем выгоне, закапывали в поле, чтобы у льна головки были величиной с яйцо; кости поросенка также закапывали в посевы, чтобы уберечь их от града, и т. п.

В течение всей недели, начиная с первого дня ПАСХИ, священники в сопровождении причта и наиболее благочестивых прихожан обходили с иконами все дома в селе и служили там пасхальные молебны, за что получали вознаграждение.

Среди пасхальных развлечений основное место занимали игры с крашеными яйцами, и прежде всего - катание яиц по земле или со специальных лотков, а также «битки» - битье крашеными яйцами. В течение всей пасхальной недели (ср. одно из ее названий «звонильная неделя») любой человек мог подняться на колокольню и звонить в колокола; этому звону нередко приписывался магический смысл.

Из других пасхальных забав выделяются качели, а также молодежные хороводы, имеющие аграрно - хозяйственную («А мы просо сеяли» и др.) и любовно-брачную тематику (в последних обычно назывались будущие супружеские пары и величались молодожены, поженившиеся в течение последнего года). Обязательным для пасхальных праздников было гостевание - взаимные посещения близких родственников.

4. «Звездочка обдумывания».

Изготовление элементов костюмов («усики», «рожки»)

История праздника

Составление плана праздника

Продумывание костюмов для персонажей сказки

Праздник Пасха

Выбор сценария сказки, распределение ролей

Продумывание декораций и реквизит к

сказке

Подбор пасхальных игр, стихотворений, обдумывание сувениров

Репетиции

План праздника.

1. Вступительное слово.

2. Пасхальная сказка (песни исполняются по сценарию)

3.Игровая программа (частично рассказываются традиции и обычаи праздника).

4. Заключительное слово ведущего.

Подбор стихотворений, игр, сувениров.

«Есть надежда».

Из страны далекой

Ласточки летят,

Весело щебечут,

Людям говорят:

«Люди, пробудитесь!

К нам весна идет!

А с весной и Пасха

Радость нам несет!

Радость, что из гроба

Наш Спаситель встал!

Детям он и взрослым

Избавленье дал!»

«Он воскрес из мертвых!»-

Вся земля поет, И опять на землю

Скоро он придет!

Воспевайте, люди:

«Наш Христос воскрес!»

Есть спасенье людям

И надежда есть!

Пасхальные игры:

Игра «Не урони яйцо».

Дети встают в две колонки, у каждого свое пасхальное яйцо. Первому участнику дают ложку, на которую надо положить яйцо. Дети должны нести яйцо на ложке, обойти стул, вернуться и отдать ложку следующему. Чья команда справится первая и не разобьет яйцо, тот и победил.

Дети встают парами, у каждого яйцо. Дети должны прокатить яйцо по горке так, чтобы оно не разбилось и укатилось дальше соперника.

Игра «Верба хлест».

Дети стоят в кругу, водящий стоит за кругом с веточкой вербы. Водящий ходит вокруг круга и ударяет каждого по спине веточкой вербы, все приговаривают:

Верба хлест бьет до слез,

Верба бела бьет за дело,

Верба синя бьет не сильно,

Верба красна бьет напрасно.

Кого последним коснулись вербой, выходит из круга и встает спиной к водящему. После слов «Раз, два, три беги», они бегут вокруг круга. Кто первый поднимает вербу, тот становится водящим.

Игра «Горелки».

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий - горелка. Играющие нараспев говорят слова:

Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле,

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звезды горят,

Журавли кричат:

Гу,гу,убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

Сувениры: крашенные яйца.

Распределение ролей.

Божья коровка - Козлова Яна

Стрекоза – Скударнова Валентина

Пчела – Арапова Екатерина

Комар – Рыбаченко Шарип

Гусеница – Пономарева Екатерина

Майский жук - Крапивин Михаил

Бабочка – Гончарова Диана

Страничек - Пирожков Дмитрий

Бабушка – Татьяна Юрьевна

Мальчик – Пятаков Никита

При распределении ролей учитывались не только пожелания детей, но и индивидуальные особенностей и возможности ребенка (проигрывались роли).

Сценарий праздника.

Мы нынче сказку новую начнем,

В день светлый Воскресения Христова.

Как вешний ветер, словно майский гром

Звучит над миром это наше слово:

Христос Воскрес! Своею смертью смерть поправ,

И убежала, скрылась без оглядки.

Вы, взрослые, детьми сегодня став,

Послушайте, что скажут вам ребятки.

Вы вспомните себя в семь - восемь лет,

И Бабушку с вязанием уютным.

На ваш вопрос ее простой ответ

Напомнит наша сказочка кому-то...

Мальчик (сидит на кровати):

Бабушка, пусти меня гулять!

Видишь, как на улице привольно?

Бабушка (вяжет):

Нет, мой милый, лучше лечь в кровать,

И, хотя совсем уже не больно,

Все ж ты, светик, видно: не здоров.

Лучше не сердить нам докторов!

Мальчик (показывает на окно):

А ребятки бегают по лужам,

Корабли из щепочек пускают

Я же, как на грех вот, занедужил...

Здесь сидеть? Тоска, тоска такая!

Вот как Божия Коровка на стекле.

Что с того, что здесь она в тепле?

Разве тут ей, в доме, веселее?

Ей бы только выбраться скорее!

Бабушка (отвлекается от вязания):

Да, мой милый, лучше б ей на волю,

Полетела б с ветром в чисто поле!

А скажи-ка, милый мой касатик,

Как Коровку Божией назвали?

Мальчик (пожимает плечами):

Я не знаю, Бабушка, а ты?

Может быть, не ест она цветы?

Бабушка (бабушка откладывает вязание, встает и укрывает мальчика одеялом):

Ты ложись, укройся потеплее,

Глазки закрывай свои скорее,

"Божия Коровка в светлом сне

Пусть придет со сказкою ко мне!" -

Так скажи, малыш, и спи скорей

И проснешься много здоровей!

И мальчик уснул, сладко веки смежив,

И видит во сне он Коровкину жизнь...

Майский Жук:

Фу! Ну и имечко дано тебе: Коровка!

Мне даже называть тебя неловко.

Другое дело я вот: Майский Жук.

И именем своим всегда горжусь.

Не уступлю дорогу никому:

Мне в поднебесье тесно одному,

А тут везде толчется мошкара,

Всю ночь, почти до самого утра.

Скажу я, конкуренция такая,

Что постоянно всех других толкаю,

А то все листики съедят, все корешочки.

Я нервный! Доведут меня до точки! (топнул ногой).

Стрекоза (порхает под музыку):

Да, Майский Жук, ты прав, ты прав во всем:

Мы, например, возьмем наш водоем:

Ну разве есть красивей Стрекозы?

Она брала бы первые призы

На конкурсах всемирной красоты,

Ее бы полюбили все Цветы!

А то... Какая-то неловкая Коровка...

И шубка красная - немодная обновка!

Гусеница:

Я день-деньской без устали грызу,

И тем напоминаю я козу.

Но сходства более не видно. Молока

Не жди с вредителя зеленого листка.

Я знаю, что вредна я. Ну и что ж?

Предмет такой - простой столовый нож,

Он может даже очень вредным быть,

Им ненароком можно и убить,

А Божия Коровка - что такое?

Хорошее оно или плохое?

Комар (вскакивает на пенек и грозно) :

Ну кто "оно"? Скорее уж, "она"!

Нам, Комарам, такая злость дана,

Что крови не напившись, мы болеем,

А то, гляди, и вовсе околеем,

А Божия Коровка - есть в ней яд?

Хоть за себя-то может постоять?

Пчела (с укором):

Злословная вы братия, друзья.

Послушала совсем немного я,

И ядом отравиласьс ваших слов.

Хотя ваш разговор такой не нов:

От века осужденье слышат Пчелы,

Слова те ранят, словно бы уколы.

Вы лучше бы Коровку расспросили,

За что ей дали люди Божье имя?

Божия Коровка:

Я, Пчелка, не сержусь ни на кого,

Лишь Бога поминаю Одного,

За то, что дал Свое Святое Имя,

За то, Что навсегда и всюду с Ним я.

Историю свою, когда попросят,

Готова рассказать подряд раз восемь.

Жила-была Божья Коровка в лесу,

Господь даровал за любовь ей красу.

За нрав добродушный - веселый наряд:

По красному точечки черные в ряд.

Майский Жук (разглядывает на спине божьей коровки точечки):

Я вижу здесь семь точек,

Не восемь и не шесть.

Неужто в этом воля

Господня тоже есть?

Божия Коровка:

Да, Господь так любит семь,

Что прославил семь во всем,

И дней недели череда

Седьмым кончается всегда.

Воскресением -зовется день седьмой

И отдается, Богу, что почил от дел,

Сотворивши мир в семь дней.

В Церкви Таинств тоже столько,

А еще нужна семерка,

Чтоб была среди лугов

Радуга семи цветов.

А когда-то мир узнал:

На Кресте семь слов сказал

Бог Смиренный, Бог Распятый.

Жук, тебе тут все понятно?

Майский Жук:

Да, почти что все знакомо:

День седьмой, цветные волны

Дивной радуги-дуги,

Только вот в чем помоги:

Что за Крест? Распятый Бог? (пожимает плечами)

Божия Коровка (присаживается в круг к насекомым, а те двигаются ближе):

Мне рассказала бабушка когда-то,

А ей прабабушка поведала, ребята,

А той ее прабабка рассказала,

Что в райский сад когда-то залетала.

Там человек, Адам, ее назвавший,

Он согрешил, и стал он грешник павший,

И с Евой вместе изгнан был из Рая.

И каялся он много, умирая,

И род людской, чей праотец Адам,

Повинный смерти, стал болеть, страдать.

Тогда Господь, любя Адамов род,

Не проклял Он людей, наоборот:

Уврачевать природу всех повинных

Послал Он Своего Родного Сына.

Пчела (к зрителям):

А люди были злы, Его распяли.

Ах, если только бы они всю правду знали!

Но веры не было, была в душе лишь тьма,

Во тьме греха нельзя найти ума!

Ну, я хотя бы очень кровожадный.

Я соглашусь, что грешный. Правда, ладно.

А Бабочка - красавица? Легка,

И мухи не обидит - так кротка!

Какие у нее грехи, скажи,

Она ведь даже вовсе не жужжит!

Божия Коровка:

У нас, у насекомых, есть черты,

Что люди, среди мира суеты

Копируют. А хорошо иль нет,

На это каждый может дать ответ:

Лень, жадность, кровопийство,- это плохо,

Вертлявость и кичливость стоят вздоха,

А трудолюбие, напротив, лишь похвал.

к зрителям:

Молитесь, чтоб Господь вам даровал

Хорошее, плохого бы избавил,

И чтоб никто уж после не лукавил!

Так ты, Коровка, говоришь распяли

Христа? Я нахожусь в печали...

Божия Коровка:

Ну что ты, Бабочка!

Ведь главное - не смерть,

А как сумел Он смерть преодолеть.

Он умер и воскрес. И это чудо!

И вместе это чудо славить будем

Святая Пасха - вот какое имя

У чуда этого. И буду в нем и с ним я!

Я всем прекрасным просто восторгаюсь,

И к Пасхе слово подобрать стараюсь,

И, кажется, подходит "сказка" слово.

Тебе, Коровка, видно то не ново?

Божия Коровка:

Нет, Бабочка, ну что ты, как же можно,

На сказку Пасха вовсе не похожа:

Реальней Пасхи в жизни просто нет,

Мы ею все избавлены от бед!

И надо быть послушным, Богу верным,

А именно, грешнейшим средь других -

Не просто средь других,- средь дорогих!

Кому другой не стал любимым другом,

Тот поражен смертельнейшим недугом:

Его душа пылает пекла жаром,

И все его труды проходят даром.

Стрекоза (встает вм

Познавательно - творческий проект в старшей группе детского сада

«Праздник Светлой Пасхи».

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности: познавательный.

По числу участников проекта: групповой.

По времени проведения: краткосрочный (1 неделя).

По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Состав проектной группы:

Руководитель проекта - воспитатель.

Дети и родители старшей группы.

Цель проекта:

Приобщение дошкольников к национальной культуре, посредством формирования интереса к традициям празднования христианского праздника «Пасха. Светлое Христово Воскресенье». Возрождение традиций народной культуры.

Задачи работы с детьми:

Ознакомить детей с обычаями, традициями празднования праздника Пасхи.

Заинтересовать детей православным смыслом празднования Пасхи.

Развивать интерес к русской национальной культуре.

Воспитывать патриотические чувства к традициям русского народа.

Ознакомить с произведениями искусства, посвященные празднику Пасхи.

Познакомить с народными играми, традиционно проводимыми в период празднования Пасхи.

Развивать познавательные интересы, в том числе творческое мышление.

Развивать творческие умения необходимые в декоративно- прикладном искусстве.

Формирование интереса к русской национальной культуре у детей, воспитывающихся в семьях с иными национальными и религиозными взглядами, как к окружающей действительности, как к объекту изучения, как средству развития толерантности.

Задачи работы с родителями:

Ознакомление родителей с темой, целями, задачами и актуальностью данного проекта.

Предоставление консультативного материала для проведения бесед с детьми.

Мотивирование к ресурсному обеспечению проекта (материалы для консультаций, материалы для детской деятельности, материалы для праздника).

Побуждение к совместной деятельности с детьми по теме проекта.

Актуальность проблемы:

Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребенка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.

Комплекс мероприятий:

Беседа на тему «Почему мы красим яйца?»

Пасхальные игры «Катание яиц», «Чиж», «Летели две птички»

Рисование на тему: «Украшаем пасхальные яйца».

Аппликация «Пасхальный кулич»

Лепка из пластилина птичек.

Изготовление корзиночки для яичка из бросового материала (пластиковая бутылка).

Просмотр мультфильмов на тему «Пасха» (приложение 1,2)

Работа с родителями:

Консультация для родителей «Православный праздник «Пасха», информировать о теме, целях и задачах актуального проекта.

Консультация для родителей «Как объяснить ребенку, что такое Пасха?»

Информационный материал «Пасхальные яйца необычной раскраски».

Информационный материал «Окраска пасхальных яиц».

Итоговое мероприятие:

Праздник «Пасха Светлая».

Этапы реализации проекта.

  1. Беседа на тему «Что такое пасха?»

Как люблю я праздник Пасхи!

Приготовлюсь к четвергу

Бабушка яички красит,

Я ей тоже помогу.

На скорлупке хрупкой, тонкой

Для людей, для красоты

Крашу кисточкой тихонько:

Крестик, солнышко, цветы.

В светлый праздник Воскресенья

Подарю своим друзьям

По яичку, с поздравленьем

И скажу: «Раскрасил сам»

20 апреля мы будем встречать христианский праздник - Пасха. Этот праздник – победа жизни над смертью, праздник любви, мира и светлой жизни. Когда-то давно Господь послал на Землю своего сына- Иисуса, который должен был научить народ смирению и любви. Христос принес себя в жертву, чтобы показать людям истинную любовь – это любовь к Богу. Своей смертью, а затем воскрешением, Христос поведал людям, что жизнь не заканчивается смертью. Неизбежный конец жизни приводит к встрече с Богом. Вот это воскрешение – победу над смертью и празднуют люди каждый год весной – и называется этот праздник Пасха.

Всю неделю, предшествующую Пасхе, называют Страстной. Особо выделяют последние дни Страстной недели – Чистый Четверг (день очищения от грехов), Страстная Пятница (упоминание о распятии и смерти Иисуса Христа), Великая Суббота (день печали), и Светлое Воскресение Христово – праздник жизни и победы над смертью. Начиная с Чистого Четверга мы начинаем готовиться к встрече Пасхи – сначала убирать дом, а потом красим яйца и печем куличи.

Праздник Пасхи продолжается целую неделю. И называется эта неделя по-разному -пасхальной, светлой, святой. Люди ходят друг к другу в гости, веселятся. В городах качались на качелях, каруселях, играли в горелки. В деревнях устраивали игры, хороводы. Люди думали о будущем урожае и посевных работах и чтобы пробудить землю от зимнего сна, чтобы был хороший урожай катали по земле крашеные яички.

2. Беседа «Почему мы красим яйца?»

«Царь – день», или «Велик – день» - так называли праздник Пасхи в народе. Пасха это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Люди приветствовали друг друга словами «Христос воскрес», в ответ звучало «Воистину воскрес», трижды целовались, дарили друг другу красные яйца. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо это знак жизни. Мы ведь знаем, что из яйца выходит живое существо.

Кто, вылупляется из яйца? (ответы детей).

Призадумалось яйцо:

Кто же я, в конце концов?

Лебедь, утка, или я, ядовитая змея?

А как вы думаете, в какой цвет красили яйца наши предки?

И почему?

Красный цвет – это цвет радости. И ещѐ это цвет крови, которой Христос освятил жизнь.

Вот с тех пор люди стали приветствовать друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни. Послушайте, как в старину красили яйца. Первоначально яйца окрашивались только в красный цвет, позже их стали окрашивать во всевозможные цвета, рисовали на них пейзажи, записывали даже свои мысли. Также в старину яйца окрашивали с помощью ярких лоскутков и ниток, которые линяли. Яйцо смачивали водой, и обкладывали лоскутками и нитками, заворачивали в белую тряпочку и крепко заматывали ниткой, затем варили. Красили яйца в четверг перед праздником, всей семьѐй. Бытовало поверье, что яйца, сваренные в крутую в чистый четверг, предохраняют от болезней, если их есть на Пасху, а скорлупу от яиц зарыть в землю на пастбище где пасли скот, это надежно защищало домашних животных от сглаза и всяких несчастий.

Но самое главное, что вы должны запомнить, Пасха – день всеобщего равенства, любви и милосердия. Не обижайте младших, будьте внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям.

Пусть в ваших душах царит любовь и милосердие.

  1. Игры:

Игра «Перенеси яйцо в ложке»: Берёшь яйцо, кладёшь в ложку и пробежишь с ним немножко. Кто первым прибежал, тот победителем стал.

Игра «Катись яичко»: Дети встают по кругу и передают друг другу яйцо со словами « Ты катись, катись яичко, Быстро, быстро по рукам, у кого сейчас яичко- тот сейчас станцует нам». После этих слов, тот ребенок, у которого оказалось яичко в руках - танцует под русскую народную мелодию.

Игра «Чиж»: Дети встают в хоровод и поют песню: «По дубочку постучишь, вылетает пестрый чиж, у чижа, у чижика - хохолочек рыженький. Чиж, чиж, не зевай - себе пару выбирай». После этих слов дети перестраиваются в пары, затем тройки, четверки, пятерки…

Игра «Летели две птички»: Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Александр Блок – "Вербочки"

Александр Куприн - "Пасхальные колокола"

Алексей Плещеев - "Как солнце блещет ярко..."

Аполлон Майков - "Христос воскрес!"

Аполлон Майков - "Вербная неделя"

Афанасий Фет - "Уж верба вся пушистая..."

Василий Никифоров-Волгин - "Плащаница"

Василий Никифоров-Волгин - "Светлая заутреня"

Василий Никифоров-Волгин - "Канун Пасхи"

Вильгельм Кюхельбекер - "На Воскресение Христа"

Владимир Бенедиктов - "Воскресная школа"

"Великая суббота"

Иван Шмелёв - "Лето Господне" (Отрывок)

Константин Балъмонт - "Ъербы"

Константин Бальмонт - "Красота Благовест"

Константин Роше - "Христос воскрес! "

Константин Фофанов - "Под напев молитв пасхальных..."

К. Р. "Тебе, Воскресшему, благодаренье!.."

Лев Зилов - "Легенда о Христовом жаворонке"

Лидия Чарская - "Колокола"

Милий Стремин - "По утрам еще морозит..."

Михаил Лермонтов - "Молитва"

"Молитва"

Семён Надсон - "Сила любви"

Сергей Городецкий - "Солнце плыло из-за утренней зари..."

Сергей Есенин - "Сохнет стаявшая глина..."

5.Подбор иллюстраций

Н. Рерих « Русская пасха».

Н. Пимоненко « К заутрене».

С. Жуковский « Пасхальный натюрморт».

Н. А. Кошелев « Дети катающие пасхальные яйца».

С. Ф. Колесников « Пасха»

Б. Кустодиев « Христосование»

6.Праздник « Пасха Светлая».

В зал под фонограмму русской народной музыки заходят дети старшей и подготовительной групп, в русских народных костюмах.

Встают полукругом.

Ребёнок:

Распушила ветки верба,

Песни ласточек слышны.

Праздник света, праздник веры

Есть у ласковой весны.

Ребёнок:

Колокольным перезвоном

Славят люди праздник тот,

С добрым словом и поклоном

Обнимается народ.

Ребёнок:

«Жив Христос! Христос воскресе!» -

Носит тёплый ветерок.

Праздник пасхи так чудесен,

Сердцу каждому урок.

Ребёнок:

О чём звонят колокола?

О мире на планете,

К любви и дружбе призвала

Молитва на рассвете.

Ребёнок:

О чём звонят колокола?

О состраданье к людям,

Мы их ошибки и дела

С обидой не осудим.

Ребёнок:

О чём звонят колокола?

О доброте сердечной

Пусть помощь наша и мала,

Но полбеды залечит.

Ребёнок:

О чём звонят колокола?

О радости безмерной.

Как птице дал господь крыла,

Так даст нам сила вера.

Песня «Здравствуй лучик солнечный».

Звучит Пасхальный колокольный звон.

Ребёнок:

Утро! Небо ярко блещет

Светлой алою зарёю.

Громко песня раздаётся

Над проснувшейся землёй.

Ребёнок:

То замрёт, то снова льётся

В трелях трели без конца.

Это птичек славят хоры

В песнях радостных Творца.

Ребёнок:

Вся природа славит бога.

Встань, послушай и взгляни,

И в молитве благодатной

Ты колени преклони.

Ребёнок:

Что ж, ребята, запоём,

Весну-Красну зазовём.

Пусть к нам с Пасхою придёт

И веселье принесет.

Хоровод «Веснянка

Во время хоровода в центр круга заходит Весна – ведущая.

Дети садятся на стульчики.

Весна-ведущая:

Вы меня, Весну-Красну,

Звали – зазывали?

Знаю, так я вам мила,

Как меня вы ждали!

Светит солнышко с небес

Лучом весеннего привета,

Шумит вдали зелёный лес,

И гимн звучит: «Христос Воскрес!»

Дети:

Воистину Воскрес!

Ребёнок:

Хорошо на колокольне

Позвонить в колокола,

Чтобы праздник был раздольный,

Чтоб душа запеть могла.

Ребёнок:

Будто ангельское пенье,

Этот дивный перезвон,

Светлым гимном Воскресенья

Зазвучал со всех сторон.

Песня «Комаринская» П. И. Чайковский. (с колокольчиками и треугольниками, бубнами)

Весна-ведущая:

Вы радость разнесли мою.

Вас от души благодарю.

Я вам берёзку принесла,

Её листочки распушились от тепла,

От моего весеннего дыханья,

От моего весеннего сиянья.

Девицы красные, вы ветки берите

И хоровод весенний заводите.

Хоровод «Деревца»

Ребёнок:

В день апрельский мы с весною

Пасху красную встречаем

И на волю всей семьёй

Божьих птичек выпускаем.

Ребёнок:

Птички радостно взлетают,

Птичью песенку поют,

Нас с весною поздравляют

И приветы с неба шлют.

Ребёнок:

Зима красна белыми снегами,

Лето – ягодой, грибами,

Осень житом и снопами,

А Весняночка – Весна

Тёплым солнышком красна.

Весна-ведущая:

Так давайте же Солнышко разбудим!

Закличка

«Солнышко-вёдрышко»

Солнышко появись,

Красное обрядись,

Поскорей, не жалей,

Нас ребяток обогрей.

В зал заходит Солнышко (девочка) с яйцом в руках.

Солнышко:

Я – Солнце ясное! Я – Солнце красное!

Землю я обогреваю,

С Пасхой всех поздравляю!

Счастья всем желаю,

И яйцом пасхальным угощаю!

Вот оно какое большое-пребольшое! (садится)

Весна-ведущая:

Спасибо тебе, ясное Солнышко!

Яйцо – символ новой жизни, чистой, светлой, символ

надежды. Хотите я вам раскрою маленькую, но очень важную тайну:

Из яйца, из нижней части

Вышла мать – Земля сырая.

Из яйца, из верхней части

Встал высокий свод небесный,

Из желтка, из верхней части

Солнце светлое явилось,

Из белка, из верхней части,

Ясный месяц появился.

Из яйца, из пёстрой части,

Звезда сделалась на небе.

Кто яйцо друг другу дарит,

Счастлив целый год бывает!

Счастья я вам всем желаю,

И яйцом пасхальным угощаю!

Вот оно какое: большое-пребольшое!

Ребёнок:

За яйцо благодарим,

Мы ж свои тебе дадим.

Вот они смотри какие:

Яркие и расписные.

Их разрисовали сами,

Разукрасили цветами.

Ребёнок:

Обменяться нам пристало,

Ведь сама же ты сказала:

Кто яйцо друг другу дарит,

Счастлив целый год бывает.

Счастья мы тебе желаем,

Яйца крашены вручаем!

Дети обмениваются с Весной крашенными яйцами.

Весна-ведущая:

Благодарствую. Как раз

Мне нужны они сейчас.

С ними будем мы играть,

По кружку передавать.

Становись честной народ

К нам в огромный хоровод

Игра «Катись яичко» (по кругу)

Ребёнок:

Будем в хороводе мы плясать,

Праздник Пасху отмечать.

Игра « Летели две птички».

Берёшь яйцо, кладёшь в ложку

И пробежишься с ним немножко.

Кто первым прибежал,

Тот победителем стал!

Игра «Бег с яйцом»

Игра « Чиж».

Ребёнок:

Хорошо весной гулять,

Пасху красную встречать.

Ребёнок:

На весенний выйдем луг,

Становитесь дети в круг.

Ребёнок:

Ты мой друг,

И я твой друг!

И запело всё вокруг.

Ребёнок:

А поём мы о России,

Потому что нет нигде

Родины красивей.

Песня «Белый, синий, красный»

Выходит ребёнок с куличом в руках

Ребёнок:

Мы поклонимся Весне,

Мы поклонимся Красне,

Хорошо, что к нам пришла,

Этот праздник принесла!

Для тебя, Весна, старались, как могли,

Для тебя кулич пасхальный испекли.

Весна-ведущая:

Через год приду опять с вами Пасху величать,

А сейчас зову с собой за праздничный стол:

Кулич да крашенки отведать!

Дети с Весной идут в группу, пить чай с пасхальными угощениями.

Ожидаемый результат:

У детей и родителей формируется интерес к национальной культуре, народному творчеству, православному смыслу празднования праздника Пасхи.

Дети и родители получили знания об обычаях и традициях праздника.

  • Куцвева Н. Г. «Детям о Пасхе Христовой» - издательство Белорусская Православная церковь, 2013г.
  • 12.Казакевич А. Н. « Пасха» - издательство ОлмаМедиаГрупп 2011г.

    13.Салищева М. Н. « Пасха» издательство «Карапуз» 2009г.


    Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.

    Цель: Знакомство детей с христианским праздником Светлой Пасхи и его обычаями.

    Задачи:

    — Познакомить детей с православным праздником «Светлое Воскресение Христово», с его историей.
    -Развивать интерес к культуре предков.
    -Рассказать об обычаях и обрядах, связанных с праздником.
    — Воспитывать патриотические чувства к православным традициями русского народа, к народному творчеству.

    Целью данного проекта было знакомство детей с христианским праздником Пасхи и его обычаями. Дети познакомились с историей, обычаями и обрядами праздника, приобщились к истокам русской народной культуры, научились видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий народного творчества. Так же ребята просмотрели презентацию «Что такое Пасха», рисовали пасхальные яйца и куличи, делали аппликации, читали стихотворения о Пасхе, играли в различные игры, красили яйца. Воспитатели провели с детьми тематическую беседу на тему «Что такое Пасха?», «Почему на Пасху красят яйца?», «Народные приметы на Пасху». В соответствии с традициями в Чистый Четверг ребята убирали группу и красили яйца вместе с воспитателями.

    Пасха «Светлое Христово Воскресенье». Праздников праздник и торжество торжеств- так называют верующие люди Пасху. Празднование Пасхи- многовековая традиция. Поэтому в нашей группе тоже прошли мероприятия, посвященные празднику Пасхи. В период пасхальной недели ребята расписывали яйца и готовили пасхальные поделки, участвовали в мероприятиях с включением игр, в которые играли наши прапрадедушки и прапрабабушки, познакомились с древними обычаями и культурой. Основная задача - развитие интереса к русским народным традициям, народным играм, заботливого отношения и любви к близким людям.

    Прошла мини-выставка родителей совместно с детьми работ по аппликации «Украшение пасхальных яиц» подготовили для всех детей, взрослых и гостей детского сада пасхальные картинки для выставки в коридоре детского сада. В создании поделок использовались разные смешанные техники: аппликация из ткани, открыток и бумаги, пластилинография, коллаж.

    Познакомились с традициями и символами росписи, посмотрев сказку на фланелеграфе

    Приготовила пластилиновые пасхальные яица.

    Рисование роспись пасхального яйца «Яичко не простое, а расписное».

    Для педагогов и родителей подготовила информацию: «Готовимся к пасхе вместе с детьми», в которой есть и история праздника, и как можно красить яйца, и какие существуют народные игры.
    Консультация «Пасхальные традиции и значение для семьи».
    Советы родителям «Готовимся к Пасхе. Как провести выходные вместе с ребёнком во время Пасхи?».

    Мамы и бабушки составили книгу рецептов «Праздничный кулич и пасха»

    Родителями был оформлен праздничный пасхальный столик,на котором дети могли рассмотреть куличи, пасхи, разноцветные крашенные яйца.
    Дети на кружка «Волшебная бумага», изготовили аппликацию «Пасхальный кулич»

    Дети так же приготовили пасхальных цыплят из киндеров в подарок для малыше

    Пасхальные игры «Катание яиц», «Чье яйцо прокрутиться дольше?», «Стуканье яйцами», «Чоканье яйцами».

    Заключением проекта прошло музыкальное развлечение «Пасхальное гулянье»совместно с малышами, где дети вместе с ними пели, танцевали, водили хороводы, играли, подготовили поздравительную открытку, украсили пасхальные яйца и посмотрели сказку «Про бабку, дедку и курочку-наседку»

    Проект «Светлый праздник Пасхи». Тип проекта:  исследовательский, практико­ориентированный, игро­ролевой, творческий;  межпредметный (литература, история, художественный труд, изобразительное искусство, музыка, физкультура);  групповой;  средней продолжительности.  Участники: ученики и учителя начальных классов. Целевая группа: ­ учащиеся начальных классов и их родители; ­ учителя школы; Актуальность: духовно­нравственное воспитание тесно связано с народным искусством, с историей и бытовыми традициями. Песни, танцы, былины, сказки неотделимы от повседневной жизни народа, потому что в них воплощались мечты о прекрасном, о лучшей жизни, о добре и зле, о гармонии мира. Все эти стремления человека нашли свое выражение в традиционных народных праздниках, многие из которых, к сожалению, забыты. Как возродить народные традиции и вернуть любовь к народным праздникам? Цель проекта: больше узнать об этом празднике и о том, как его празднуют. Задачи:  познакомить детей с русским народным праздником Пасха, обрядами и обычаями связанными с этим праздником; с традиционными пасхальными блюдами;  разучить с детьми русские народные игры, песни, хороводы и стихи, связанные с этим праздником;  оформить выставку художественной литературы, детских работ, посвященных Пасхе.  Сроки реализации: в течение двух месяцев до праздника (в этом году – 4 апреля). Планируемый результат: написание сценария праздника, проведение праздника «Светлая Пасха». Этапы работы. 1. Классный час «Праздники на Руси». Совместно с учителем дети приходят к решению провести свой праздник «Светлая Пасха». 2. Учащиеся разбиваются на группы. Между группами распределяется работа, определяются сроки ее выполнения. 1 группа – находит и читает литературу о празднике, работает в интернете; 2 группа – ищет песенный репертуар, разучивает хороводы; 3 группа – ищет стихи русских поэтов о Пасхе; 4 группа – ищет игры, которые можно провести на празднике; 5 группа – ищет в литературе, что можно приготовить на Пасху к праздничному столу; 6 группа – готовит костюмы. 3. Группы собираются вместе и рассказывают, что они нашли, изучили по данному им заданию. Выбирается инициативная группа, которая на основе собранного материала пишет сценарий. Остальные дети заняты оформлением зала и другой подготовкой к празднику. 4. Сценарий написан. На уроках музыки дети учат русские народные песни, хороводы. На уроках ИЗО и труда изготавливают праздничные открытки, подарки, маски и костюмы. На уроках физкультуры разучивают русские народные игры. Дома с родителями дети готовят праздничные угощения. Распределяют роли, разучивают их. 5. Презентация – проведение праздника. В нем принимают участие сами ученики, приглашаются гости – их родители, друзья, воспитанники д/сада, жители села. 6. Самооценка проекта.  Было ли интересно работать над проектом?  Понравился ли сам праздник вам и вашим гостям?  Что могло быть сделано по­другому, если бы снова начали разрабатывать этот проект?  Чему вы научились, работая над проектом?  Чему вам необходимо еще научиться? Сценарий праздника «Светлая Пасха». 1­й ведущий. Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим! Будьте здоровы и счастливы, а наша встреча пусть будет весёлой и радостной! Потому что она посвящена русскому народному празднику – Пасхе. 2­й ведущий. Праздник Пасхи богат обрядами и обычаями. В этот день старики расчёсывали волосы с пожеланиями, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове. Умывались с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть. Молодые парни и девушки взбирались на крыши домов, чтобы лучше рассмотреть, как будет «играть» и «веселиться» красно солнышко. На Руси существовало поверье, что на Пасху солнце «играет», и люди старались подкараулить это мгновение. Дети же обращались к солнцу с помощью заклички. Настя Ш. Гори, солнце, ярче, Лето будет жарче И зима – теплее, А весна – милее! В лесу вырастут грибы, В огороде – бобы, В поле – рожь и ячмень, В саду – зелёный хмель. Игра «Грачи летят». Эта игра на внимание. Все поют песенку, а как остановятся, поднимают руки вверх, машут и приговаривают: «Летят, летят!». Старайтесь не ошибаться – «лететь» следует только вместе с теми, кто на самом деле летает. Кто ошибается – тот больше не игрок. Дети идут по кругу и поют такие слова: Грачи летят, На всю Русь кричат: ­ Чу­чу­чу – Мы несём весну! (Поднимают руки вверх, показывая, как летят грачи.) Все: Летят! Летят! Журавли летят, На всю Русь трубят: ­ Гу­гу­гу – Не догнать никому! Поросята летят, Голосаты визжат: ­ Хрю­хрю­хрю – Надоело нам в хлеву! Пчёлы летят, Гудят, бунчат: ­ Жу­жу­жу – Медову несём сыту! Комары летят, Кричат, пищат: ­ Ду­ду­ду – Не уйти никому! Медведи летят, Толстопятые рычат: ­ Ру­ру­ру – Надоело нам в лесу! Синицы летят, На всю Русь кричат: ­ Дзу­дзу­дзу – Не поймать никому! 1­й ведущий. В этот день в церкви звонили в колокола. Звонили по особенному, торжественно. (Запись колокольного звона.) Этот звон, ребята, зовётся Пасхальный благовест. А сейчас послушайте стихотворение С.Есенина, которое было написано им под впечатлением праздничного колокольного звона. Оно так и называется «Пасхальный благовест». Эдик Ч. Колокол дремавший Разбудил поля. Улыбнулась солнцу Сонная земля. Понеслись удары К синим небесам, Звонко раздаётся Голос по лесам. Скрылась за рекою Белая луна. Звонко побежала Резвая волна. Тихая долина Отгоняет сон. Где­то за дорогой Замирает звон. 2­й ведущий. А сейчас послушайте церковное песнопение, которое исполняли в светлый праздник Пасхи. В церкви звучание инструментов не допускается, поэтому музыка написана для хора. Это духовная музыка, её автор – русский композитор Дмитрий Бортнянский. Вслушайтесь, как прекрасен самый удивительный, самый совершенный музыкальный инструмент – голос человека. Звучит фрагмент песнопения. 1­й ведущий. Со Святой Пасхальной недели начинаются первые весенние хороводы. И сейчас нам девочки исполнят хоровод с вербочками. Хоровод с вербой. («Солнышко встало». Муз. Филиппенко, сл. Волгиной) 2­й ведущий (показывает ветку вербы). Верба, не давшая ещё листьев, цветёт и как бы заявляет, что наша природа скоро наградит нас и всё живое на земле теплом и новым урожаем. Верба считалась целебным, наделённым особой силой деревом, поэтому существовал обычай – вербными ветками выгоняли скот на первый выпас весной. 1­й ведущий. А маленьких детей шутливо стегали веточками вербы, приговаривая: «Как вербочка растёт, так и ты расти». А тех, кто постарше, стегали посильнее, но не больно, говоря: «Верба хлёст, бей до слёз. Бьём, чтобы были здоровыми». Послушайте стихотворение А.Блока «Вербочки». Таня Р. Мальчики да девочки Свечечки да вербочки Понесли домой. Огонёчки теплятся, Прохожие крестятся, И пахнет весной. Ветерок удаленький, Дождик, дождик маленький, Не задуй огня! В Воскресенье Вербное Завтра встану первая Для святого дня. 2­й ведущий. Очень красивое стихотворение. Не правда ли? «Завтра встану первая для святого дня». Все ждали радостный праздник Пасхи. К нему готовились особенно: вставали рано, чтобы успеть приготовить традиционные пасхальные угощения. Ведущий подходит к праздничному пасхальному столу. 1­й ведущий. Обратите внимание, ребята, как красив и радостен наш пасхальный стол. Традиционными пасхальными блюдами были и остаются пасха, кулич, крашеные яйца. Яйца красили в разные цвета, но чаще – в красный. Перед Пасхой в магазинах продавались и по сей день продаются специальные краски для раскрашивания яиц. Ими можно было не только раскрасить яйцо в какой­нибудь один цвет, но и расписать цветами, орнаментами или нарисовать какую­нибудь картинку. На яйцах изображали Иисуса Христа, рисовали церкви. Золотой и серебряной красками писали: «ХВ», что значит «Христос воскрес». 2­й ведущий (показывает соответствующие картинки). А если на яйце была нарисована сосна – это означало долголетие и здоровье. Звезда – нравственная чистота, человеколюбие. Солнце – к урожаю. Для пасхальных яиц делали вот такие красивые, яркие, красочные подарочные подставки в виде петушков, курочек, цыплят. А у нас – яйца­зайчики. 1­й ведущий. Мы все христосуемся на Пасху, обмениваемся яичком, целуемся друг с другом и говорим: «Христос воскрес» ­ «Воистину воскрес». Этот обычай очень давний. Христос дал нам жизнь, а яйцо – это знак жизни. Ведущие обмениваются яйцами, показывают обряд христосования. Проект с открытым голосованием. Выходит ученик и читает стихотворение М. Максимовича «Христос воскрес». Никита В. «Христос воскрес!» ­ поют колокола. И весть та – радостна, светла – Над миром носится волной, И мир внимает вести той. «Христос воскрес!» ­ поёт земля, Моря и горы, и поля… Им в ответ звучит с небес: «Воистину воскрес!» 2­й ведущий. Кроме крашеных яиц главным блюдом на пасхальном столе был кулич. Куличи пекли всегда в форме цилиндра, напоминавшего церковную башенку с куполом. Считали, что если кулич удался, то в семье все будут здоровы, если же он потрескается, то кто­нибудь из родных может заболеть. 1­й ведущий. Как всякий большой праздник – Пасха заполнена различными забавами, играми. Игра «Не урони яйцо». Играющие берут в зубы ложку с яйцом и по команде идут через зал, стараясь не уронить яйцо. Победит тот, кто быстрее вернётся на место. 2­й ведущий. Что­то мы немножко притомились. Сядем рядышком на лавке, Вместе с вами посидим. Загадаем вам загадки. Кто смышлёней – поглядим! Ведущие садятся на лавку и загадывают детям загадки, которые написаны на расписных пасхальных яйцах. Наша толстая Федора Белые овечки Наедается не скоро. Сидят на свечке. (Верба.) А зато, когда сыта, От Федоры теплота. (Печка.) В одном бочонке Два разных пива Загадки в «киндерах». Не смешиваются. (Яйцо.) Мнут и катают, В печи закаляют, А потом за столом Нарезают ножом. (Хлеб.) 1­й ведущий. А сейчас вас ожидает вот что! Будет звонкая гармошка Полтора часа играть, Мы споём для вас частушки, А вам нужно подпевать. Выходят дети в русских народных костюмах, исполняют частушки. Юля Ч. Так живи, частушка, всяко! Под гармошку и струну! Надо нам, друзья, однако, Спеть сегодня хоть одну. Алёна П. Станем, девицы, рядком Да частушки пропоём! Вероника Ш. Начинаем петь частушки, Просим не смеяться: Тут народу очень много – Можем растеряться. Юля М. Мы частушек много знаем Под разлив гармошки. У нас куплетов в голове, Как в мешке картошки. Настя Ш.Вы послушайте, ребята, Нескладуху будем петь: На дубу свинья пасётся, В бане парится медведь. Таня Р. Рано утром, вечерком, Поздно на рассвете Баба ехала пешком В ситцевой карете. Аня Ш. Как по речке, по Волжанке Соловей плывёт на палке. Сел на доску тонкую – Развёл гармошку звонкую. Хором. Ох, довольно мы напелись, Дайте смену новую. Ой, спасибо гармонисту За игру весёлую! 2­й ведущий. А сейчас послушайте стихотворение, посвящённое Пасхе. «Христос воскрес». Егор Т. Повсюду благовест гудит. Из всех церквей народ валит. Заря глядит уже с небес… Христос воскрес! Христос воскрес! Люба О. С полей уж снят покров снегов, И руки рвутся из оков, И зеленеет ближний лес… Христос воскрес! Христос воскрес! Полина К. Вот просыпается земля, И одеваются поля… Весна идёт, полна чудес! Христос воскрес! Христос воскрес! 1­й ведущий. Мы думаем, что вы уже имеете представление о том, как праздновалась и празднуется Пасха. А теперь… 2­й ведущий. Подходите, подходите, Угощение берите! Чаем запивайте! Поднос с зайчиками. Вместе. Нас добрым словом вспоминайте! Игра «Чьё яйцо крепче?»

    Вид проекта: групповой, познавательно-творческий.

    Продолжительность проекта: краткосрочный 18.04.2016 - 22.04.2016.

    Участники: дети старшей общеразвивающей группы, воспитатели.

    Образовательные области интегрированные: «Музыка», «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Социализация»

    Актуальность: Всем известно, что впечатления детства глубоки, неизгладимы в памяти человека. Народная культура является действенным средством познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом. Знакомя детей с народными обрядовыми праздниками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым. Пасха – самый радостный и большой праздник христиан. Ликует природа, все вокруг оживает и цветет. Празднование Пасхи стало уже традицией. Но дети недостаточно имеют представления об этом празднике, о росписи пасхальных яиц, об старинных играх-забавах. Мы решили познакомить детей с народными праздниками. Еще К. Д. Ушинский отмечал: “Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью”.

    Цели проекта: приобщения, расширение знаний дошкольников о традиции празднования православных праздников на примере праздника Пасха.

    Задачи: познакомить детей с традициями празднования Пасхи; развивать коммуникативные и информационные компетенции: сотрудничать в группе при подготовке общего дела, применять общепринятые нормы поведения, уметь действовать сообща, поиск информации, прививать интерес к православной культуре; показать возможность творческой деятельности на практике; воспитывать интерес к народному искусству.

    Обеспечение: иллюстрированный материал, пособия, атрибуты; литературный материал, народный фольклор (сказки, песни, частушки, пословицы, поговорки и т. п.)

    Предполагаемый результат: пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины; любви к родному краю; формирование чувств национального достоинства, расширение кругозора детей; знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками, с русскими народными играми.

    Продукт проектной деятельности: выставки рисунков, поделок, работ по аппликации.

    Презентация проекта: оформление выставки.

    Основные этапы реализации проекта:

    Подготовительный: обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта; подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, музыкального материала по теме проекта; подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности; составление плана работы.

    Основной: беседа «Праздник ПАСХИ - светлый праздник»; Образовательная деятельность (ознакомление с окружающим миром) «Пасхальные радости»; Образовательная деятельность (художественное творчество) «Яичко к празднику».

    Совместная деятельность детей и воспитателя.

    1. Игровая деятельность: Сюжетно-ролевая игра «Семья» (в чистый четверг готовим дом к празднику Пасхи)

    2. Игры-забавы «Найди яйцо», «Катание яиц», "Шапка", "Поиск яиц с завязанными глазами".

    3. Познавательное развитие. Беседа о Великом празднике Пасха.

    О том, чем и как украшали пасхальные яйца на Руси (писанка, крашенка, малеванка).

    4. Сказка "Пасхальное яйцо"

    5. Чтение библейской легенды «Почему красят яйца на Пасху? »

    6. Эксперименты с куриным яйцом.

    7. Аппликация. «Поздравительная пасхальная открытка»

    8. Коллективная работа «Корзина с пасхальными яйцами»

    9. Составление рассказов «Как мы дома готовимся праздновать Пасху»

    10. Раскрашивание «Пасхальное яйцо» , рисовании гуашью.

    11. Консультация «Пасхальные традиции и их значение для семьи»

    12. Советы родителям «Готовимся к Пасхе. Как рассказать ребенку о ПАСХЕ"

    Самостоятельная деятельность детей

    1. Рассматривание иллюстраций о ПАСХЕ.

    2. Самостоятельная изобразительная деятельность (рисование, раскраски, лепка, аппликация, ручной труд) .

    Заключительный этап:

    1. Оформление выставки «Пасхальные творения»

    2. Проведение итогов проектной деятельности (печать опыта работы).

    Беседа «Праздник ПАСХИ - светлый праздник».

    Цель: Познакомить детей с православным праздником «Светлое воскресение» с его историей, развивать интерес к культуре предков; рассказывать об обычаях и обрядах, связанных с праздником.

    Задачи:

    Предложить детям выполнить аппликацию пасхального яйца.

    Актуальность этого конспекта в том, что впечатления детства глубоки неизгладимы в памяти. Народная культура является действенным средством познавательного нравственного и эстетического развития детей. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета. Мы не должны забывать о своем прошлом. Знакомя детей с народными обрядовыми праздниками, тем самым приобщаем их к человеческим нравственным ценностям.

    Словарная работа: святая пасха, пост «христосоваться» обряд, крашенки, писанки.

    Демонстрационный материал : иллюстрации пасхальных атрибутов, фонограмма колокольного перезвона, музыка, писанные яйца.

    Ход занятия

    Чтение стихотворения А. Плещеева «Христос-воскрес» (Дети старшей группы)

    Повсюду благовест гудит

    Из всех церквей народ валит

    Заря глядит уже с небес,

    Вот просыпается земля

    И одеваются поля,

    Весна идет, полна чудес!

    Христос Воскрес, Христос Воскрес!

    Воспитатель. Пасха - самый большой и светлый праздник христианской церкви. Ликует природа, все вокруг расцветает и цветет.

    В России Святая Пасха всегда занимала особое место в духовной жизни людей, поскольку с ней были связаны представления о вечном обновлении жизни, о возрождении и очищении человеческой души. Праздники, и особенно такие светлые, как Пасха, объединяли людей в едином чувстве, настроении и состоянии души. Такие праздники духовно сплачивали разобщенных людей. Они объединяли семьи. Члены семьи, пусть на короткое время, собирались вместе, объединенные общим делом: подготовкой к празднику, радостным чувством, веселым застольем.

    К Пасхе люди готовились очень долго, и эта подготовка называется Великий Пост (7 недель). В течении всей этой седмицы во всех домах трудились, не покладая рук: женщины и девушки белили печи, мыли и скоблили столы, лавки и полы, вытирали мокрыми тряпками пыльные стены обметали паутину, перемывали всю домашнюю утварь и вообще вычищали всю грязь, накопившуюся в доме- мужики же заготовляли дрова для пасхального костра, а так же хлеб и корм для всей скотины на всю Светлую седмицу, чтобы потом в праздник не приходилось хлопотать и все было бы под рукой. Разгар всех этих работ приходится обычно на Чистый четверг, в который, по народному выражению, «даже ворона своих воронят в луже моет», в этот день все обязательно парились в банях для красоты и здоровья, мыли маленьких детей и даже поросят, чтобы «весь год чистыми были».

    Но и еще в это время каждый человек должен серьезно задуматься о себе, о своих поступках – хороших и плохих, о своих делах – добрых и не очень, он должен понять, что он сделал плохого, и исправить это. Во время поста на Руси не отмечали веселых, шумных праздников, не играли свадеб.

    Музыкальные слайды «Христос Воскрес» (песня)

    В день Пасхи люди поздравляют друг друга. В церквях, домах, на улицах, здороваясь, они радостно говорят «Христос воскрес! »- «Воистину воскрес! » Это называется «христосоваться». Все накрывают праздничные столы, где главными угощениями были куличи и крашеные яйца.

    Воспитатель. - Ребята, а вы знаете почему красят яйца?

    Это маленькое чудо, это символ жизни. Обычай красить яйца уходит корнями в древность. Раньше считалось красное яйцо - символ солнца, нового дела, новой жизни.

    Слайды о традициях в пасхальную неделю

    Давайте с вами поиграем в игру «Катание яиц с горки».

    Как мы уже говорили ранее, орнамент пасхальных яиц был самым разнообразным: геометрическим, растительным изображающим мир животных и птиц.

    Подобные яйца в древности называли – Крашенки. А еще существовали и другие яйца, которые служили оберегом в течении всего года. Они расписывались вручную и были непременно сырыми, такие яйца назывались - Писанками. На писанках орнамент выполнялся очень четко и точно. Ну а если орнамент был нарушен, то в народе такие яйца назывались - Малеванками. Окрашенные яйца клали на пророщенную пшеницу, которую заранее сеяли и украшали пасхальный стол.

    Раскрашенные яйца, по древним поверьям, пасхальные яйца оберегают от зла, а потому так подарить их друзьям, родным или близким как символ любви и жизни.

    Вот я вам предлагаю выполнить аппликацию «Корзина с пасхальными яйцами» и украсить ею наш пасхальный уголок, и пусть эта аппликация будет нашим оберегом.

    Сказка "Пасхальное яйцо"

    Жили-были дед и баба. Жили они очень одиноко и бедно. Детей у них не было.
    А из живности была у них одна курица. Только цыплят дед с бабой не разу не видели, а курица как снесет яичко, оно пропадает. И вот наступило время Светлой Христовой Пасхи! А дед загоревал. Курица наша ни как нам яиц не дает.
    Дед:
    Хорошо у нас, хозяйка,
    Только как не поворчать –
    Ни куличика, ни пасхи…
    Как же праздник нам встречать?
    Баба:
    Праздник мы встречаем в храме,
    А не дома за столом.
    Нас с тобой Бог не оставит,
    Не грусти, старик, о том.

    А дед не успокоился, решил за курицей понаблюдать.
    Увидел, что курица снесла яйцо, и оно куда-то покатилось..
    Быстро-быстро катилось яйцо, дед за ним не поспевал и совсем отстал..
    Яйцо оказалось не простое!, кричит ему «- Не грусти старик!!!, я яичко не простое, а пасхальное! Богу молись, и все наладится!»

    Покатилось яичко по лесам по долам и поет песенку (любуясь красотой природы, цветами, небом, деревьями):
    Вот какой чудесный дом!
    Много есть соседей в нем.
    Только кто его построил?
    Кто порядок в нем устроил?
    Кто посеял мох, цветочки?
    Кто деревьям дал листочки?
    В реки кто воды налил?
    Кто в них рыбок поселил?
    За весной послал к нам лето?
    Кто же, кто придумал это?
    Кто все так устроить мог?
    Знаете дети?
    Ну конечно, это Бог.
    Бога видеть невозможно.
    Лишь дела увидеть можно,
    Те, что делает для нас
    Каждый день Он, каждый час.
    Вот за что и почему благодарны мы Ему.
    Чтоб Его не огорчать,
    Душу надо освящать,
    Зла не делать никому
    И послушным быть Ему.

    Катилось, катилось яйцо, а на встречу
    Белочка:
    - Ты куда яичко торопишься?

    Яйцо:
    Я иду за добрым делом! хочешь со мной?
    Белочка:
    Поедем, а я еще и гостинцы возьму….
    Я – Белочка - умелочка.
    Мой небогат подарочек,
    но бедность – не порок.

    Изюма да орехов несу я кузовок.

    Пошли они вдвоем.

    А на встречу им кошка:
    -Мяу-мяу вы куда, погулять, что ль с вами?
    Белка и яичко:
    - Не гуляем мы сестра, и не прохлаждаемся..
    А спешим в пасху туда, где сильно в нас нуждаются!
    Кошка:
    - Мяу, пасха?!, Мур-мур, мяу..
    У меня есть творог, молоко, и еще сметанка,..
    возьмите меня с собой, может я вам пригожусь!
    И своими запасами поделюсь,мяу..

    И пошли они втроем.

    Идут они идут, через реку, по полям, по лесам и по долам.
    Смотрят путники, теремок стоит посреди леса.(3 тропинки ведут)
    Постучались…
    -Чей домик-теремок, кто в домике живет?

    Мышка-норушка к ним вышла. (Кошка на мышку набросилась)
    Мышка:
    - Ой, спасите, кошка, кошка! (прячется за домик)

    А здесь живет девочка Настенька.
    Очень хорошая девочка, добрая, но живет она одна!
    Кошка:

    Не пугайся, меня, крошка!
    Не обидит тебя кошка.
    В гости к Насте я пришла
    И сметанки принесла.
    Пропусти меня скорей
    К милой Настеньке моей!

    А яичко говорит:
    -В святую ночь нельзя вам враждовать!!!
    Кошка:
    -Да, конечно, будем мы друзьями.

    Мышка:
    - конечно, будем друзьями! (выходит из-за угла дома)
    А я – Мышка-Норушка.
    Я для милой Настеньки принесла муки,
    Будут у нее теперь блины и пирожки.
    В зимушку голодную она меня спасла –
    Крошек хлебных, семечек для Мышки припасла.

    Зашли гости в домик – теремок.
    И Настеньке рассказали про старика и старуху.
    И что грустно им живется, сиротливо.
    Настенька:
    - С удовольствием схожу я к ним в гости и поздравлю с праздником праздников, с торжеством из торжеств - ПАСХОЙ ХРИСТОВОЙ!!!

    Взяла Настенька яичек в подарок деду и бабе.(помочь)
    Мышка собрала мешочек с мукой.

    Кошка котомку с творогом, молоком и сметаной.
    Белочка свои припасы: орешки, изюм.
    А яичко показывало им дорогу..

    И пошли они со всеми дарами к деду и бабе.
    Куличи да пасхи печь,
    и яички красить.
    Пасху красную встречать
    В храме Бога прославлять!

    Поют все вместе:
    -Отчего так засияло нынче солнышко с небес?
    Пасха светлая настала, Мы поем: Христос воскрес!
    В храме праздничные лица, И звонят колокола.
    Станем радостью делиться - Пасха светлая пришла!!!

    Стали вместе поживать, добра наживать, и друг - другу помогать!!!
    Поют все вместе:
    Поселились птицы в гнездах,
    Снег растаял как свеча.
    Пахнет сладким духом воздух
    Золотого кулича.
    и Настенька:
    Дождик солнечный закапал
    В этот день святых чудес.
    И меня целует, мама
    Говорит: «Христос Воскрес! Воистину Воскрес!!!

    Чтение библейской легенды «Почему красят яйца на Пасху? »

    Раскрашивание «Пасхальное яйцо» (рисовании гуашью).

    Цель: развивать интерес к культуре предков; рассказывать об обычаях и обрядах, связанных с праздником.

    Задачи:

    Воспитывать патриотические чувства к православным традициям русского народа, к народному творчеству

    Активизировать и расширять словарный запас детей,

    Предложить детям расписать деревянные макеты пасхальных яиц.

    Демонстрационный материал : иллюстрации пасхальных атрибутов, образцы писанных яиц.

    Рассказывает воспитатель с актуализацией знаний детей.

    Легенда

    На Пасху Мария Магдалина (ученица Иисуса Христа) римскому императору Тиберию сказала, что Христос воскрес, но Тиберий не поверил, тогда Мария Магдалина подарила ему куриное яйцо со словами «Христос воскрес! », и яйцо сразу стало ярко - красное, символизируя кровь, которую пролил Христос.

    С тех пор в память об этом событии, символизирующем нашу веру в Воскресшего Господа мы и красим яйца.

    Яйца всегда расписывали женщины. Занимаясь росписью яиц, они связывали с этим свои надежды и пожелания, которые вплетались в наносимый узор. Так из поколения в поколение складывались и передавались орнаменты и рисунки.

    Для того, чтобы покрасить пасхальные яйца, наши предки использовали растительные красители которые изготавливали заранее из дубовой и яблоневой коры, ольховых шишек, луковой шелухи свекольного отвара, крапивы и т д.)

    У каждого цвета было свое значение:

    Красный цвет - знак счастья; желтый - знак солнца, зеленый цвет - знак жизни, голубой цвет - знак неба, синий - цвет ночи и таинства; коричневый цвет - цвет земли.

    Выполнение практической работы детьми.

    А мы вам предлагаем сегодня использовать для росписи наших макетов пасхальных яиц – краски гуашь.

    Подведение итогов.

    Дополнение выставки выполненными работами.



    Игры-забавы в пасхальные дни.

    Пасха - красивый праздник, но, к сожалению, большинство современных семей ограничиваются только крашением яиц. А ведь столько интересных игр и забав было на Руси. Давайте вспоминать.

    Самые распространенные в Пасхальную неделю были игры с яйцами. Их били, катали по земле, прятали и искали, на них гадали, а в азартных играх их ставили на кон. В некоторых регионах, пасхальные игры с яйцами были чисто женским развлечением, в других же регионах - яйца катали только настоящие мужчины, но в большинстве деревень с яйцами играли всей деревней.

    «Катание яиц».

    Любимой пасхальной игрой на Руси было катание яиц (”Каточки”).
    Яйца скатывают по деревянному лоточку на ровную поверхность, где до начала игры игроки раскладывают свои яйца в произвольном или заданном порядке. Цель игры - попасть в яйца соперников. Если игрок задевает своим яйцом чужое, он имеет право его забрать и продолжить игру дальше, пока не промахнется. Если же игрок промахивается, его яйцо остается на кону, а ход переходит следующему игроку.
    Секреты игры. Успех в игре определяется умением правильно рассчитать траекторию движения яйца. Опытные игроки имели для выкатывания по 3-4 разных яйца: круглое, вытянутое или с острым концом. Круглое яйцо катилось прямо, с острым концом заворачивало в сторону острого конца и т. д.
    В домашних условиях такую горку можно сделать из куска шифера или картона, можете попробовать из картонных рулончиков туалетной бумаги.

    “Найди яйцо”.

    Один из игроков, пока другие отвернулись, прячет яйца в заранее подготовленные кучки песка или соломы или опилок. Иногда используются шапки. Игроки по очереди (очередь определяет жребий) пытаются отгадать и отрыть яйца из кучек или достать из под шапок, причем в одной кучке может быть сразу несколько яиц, а в другой одно или вообще ничего. У кого оказывалось после игры больше яиц - тот и выиграл. Очень часто в эту игру играли битыми яйцами, то есть уже отыгравшими в других играх яйцами.
    “Угадывание яиц”.

    Один игрок прячет в руках за спиной свое яйцо и яйцо соперника. Соперник должен отгадать в какой руке находится его яйцо. Если же отгадает - забирает два яйца (свое и чужое), если нет - отдает свое.
    “Поиск яиц с завязанными глазами”.

    Один игрок на расстоянии 10-20 шагов кладет яйцо на поле. Другой, предварительно определив расстояние и количество шагов до яйца, с завязанными глазами должен до него дойти. Когда нужное расстояние пройдено, повязка или шапка с глаз снимается, и игрок должен дотянуться до яйца (ложиться на землю запрещается). Если игрок дотягивается, яйцо - его, если нет - игрок отдает свое.

    Битьё пасхальными яйцами «Яйца бить».

    Играть можно как парами, так и целыми группами. Обычно бились обоими концами яйца. Есть несколько хитростей в этой простой игре, а именно как выбрать такое яйцо, которое бы выигрывало, то есть сразу не разбивалось. Можно постучать им по зубам: если звук глухой и скорлупа мягкая, то яйцо считалось удачно выбранным для игры. Если же оно при ударе «звучит», то это значит, что скорлупа окостенела и яйцо при ударе лопнет. Старались также найти яйцо, у которого на остром конце образовался своеобразный наплыв, утолщавший скорлупу. Некоторые игроки яйца варили в крепком соляном растворе, чтобы усилить прочность.
    Правила игры: Каждый игрок выбирает себе яйцо. Зажимая яйца в руке, так чтобы торчали только острые кончики, игроки бьют яйца друг об друга. Когда одно из яиц разбивается с острого конца (С носка), его переворачивают в руке и подставляют под удар тупой конец (пушку). Разбитое яйцо (с двух сторон) отдается на съедение победителю.

    Эксперименты с куриным яйцом.

    «Яйцо в бутылке»

    Это многим хорошо известный, классический опыт, которому уже более ста лет. Тем не менее, мы приводим его здесь, т.к. он очень зрелищный, и его легко можно провести в домашних условиях.
    Вам потребуются:
    - сваренное вкрутую и очищенное от скорлупы куриное яйцо среднего размера
    - стеклянная бутылка из-под сока с достаточно широким горлышком
    - полоска бумаги
    - спички или зажигалка
    - растительное масло
    Обращаем ваше внимание на то, что для успешного проведения эксперимента необходимо, чтобы яйцо было ненамного больше горлышка бутылки.
    План работы:
    1. Смажьте горлышко бутылки растительным маслом.
    2. Подожгите бумагу и быстро опустите ее в бутылку. Будьте осторожны при этом, чтобы не обжечь пальцы!
    3. После этого сразу же положите яйцо на горлышко бутылки.
    4. Через секунду горящая бумага потухнет, а яйцо невероятным образом окажется в бутылке.

    Объяснение опыта:
    Горящая бумага нагревает молекулы воздуха в бутылке, от чего они приходят в движение, начинают отталкиваться друг от друга. Часть воздуха выходит наружу через щели между яйцом и горлышком бутылки. Когда пламя гаснет, молекулы воздуха охлаждаются и начинают притягиваться друг к другу. Это явление в науке носит название парциальный вакуум. Воздух снаружи бутылки устремляется внутрь нее, однако путь ему преграждает яйцо. Давление молекул воздуха снаружи бутылки настолько велико, что они буквально вталкивают яйцо внутрь сосуда.

    Тонет или нет?

    Материалы и оборудование:

    • Литровая банка
    • Сырое куриное яйцо
    • Поваренная соль

    Теория :

    Все, наверное, знают, что в соленой воде плавать легче, чем в пресной. Это происходит потому, что плотность соленой воды выше. Это прекрасно видно на примере яйца. Сырое куриное яйцо тяжелее обычной пресной воды. Оно в ней будет тонуть.

    Но когда мы в раствор добавим соль, вода станет тяжелее, и яйцо станет легче жидкости, находящейся в банке - оно всплывет. Когда же мы добавим в банку еще пресной воды, то раствор станет не таким концентрированным, его плотность уменьшится, и яйцо снова утонет.

    Ход эксперимента:

    Налейте в банку до половины обычной воды из водопроводного крана. Опустите в нее яйцо. Что с ним случилось? Правильно, оно утонуло.

    Достаньте яйцо и добавьте в банку 4-5 чайных ложек соли. Размешайте соль, чтобы она полностью растворилась, и снова опустите в банку яйцо. Оно теперь не тонет, а плавает!

    А теперь налейте в стакан пресной воды и потихоньку добавляйте в банку с яйцом. Вы увидите, как оно сначала начнет погружаться в воду, а потом и совсем утонет.