Рабочая программа по экологии для кружка. Программа кружка "юные экологи"

Программа объединения по интересам (кружка) экологического профиля «Эврика»

Данильченко Оксана Анатольевна, заведующий отделом по основной деятельности ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь
Аннотация : Программа объединения по интересам (кружка) экологического профиля «Эврика» предназначена для изучения учащимися средних классов окружающего мира, формирования экологического мировоззрения и освоения азов использования природного и бросового материала в декоративно-прикладном творчестве. Программа представляет интерес для педагогов дополнительного образования экологического профиля, для учителей биологии и начальной школы.

Пояснительная записка

Экология является наукой о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой, о взаимоотношениях природы и человека. Экологические знания являются неотъемлемой частью общей культуры человека. Система экологических знаний учащихся предполагает осознанное усвоение ими различных аспектов экологии.
Одной из стратегических задач экологического образования является формирование экологического сознания человека, осознания им личной причастности к решению экологических проблем. Действенным средством решения этой задачи является эколого-биологическая деятельность, которая способствует воспитанию экологической культуры человека.
Формирование экологических знаний на занятиях объединения по интересам «Эврика» осуществляется посредством различных интерактивных форм и методов: лекции, экскурсии, игровая и декоративно-прикладная деятельности, а также творческие конкурсы и выставки.
Цель: формирование системы экологических знаний как компонента экологической культуры человека.
Задачи:
- формирование экологического сознания, системы экологических знаний;
- осознание экологических проблем и эстетической ценности природы посредством игровой деятельности;
- формирование простейших умений и навыков по выполнению декоративно-прикладных работ из природных и бросовых материалов;
- вовлечение в практическую природоохранную деятельность.
Программа объединения по интересам (кружка) «Эврика» ориентирована на учащихся среднего возраста. Она рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа.
Программа составлена на основе программы объединений по интересам З.Г. Шохтиной «Эврика», рекомендованной НМУ»Национальный институт образования» Республика Беларусь, авторских программ Ж.Н.Техановича, М.С. Шинковича «Экология и жизнь» и Бортник Н. Э. «Калаўрот».

Скачать Программа объединения по интересам (кружка) экологического профиля «Эврика»

Презентация на тему: Кружок экологического профиля «Эврика»

Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью и является актуальной.

Актуальность программы. Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка.

, содержание и структура курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практическая экология, или охрана природы.

В целом кружок позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности школьников.

научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир.

Задачи:

  • развитие познавательного интереса учащихся, их творческой активности;
  • овладение навыками поведения в окружающей природной среде и простейшими способами самостоятельного постижения природных закономерностей;
  • воспитание понимания эстетической ценности природы;
  • развитие любознательности и желания получать знания об окружающем мире;
  • формирование положительного отношения к окружающему миру;
  • нравственное развитие личности, воспитание чувств;
  • научить учащихся пользоваться научной литературой;
  • научить любить природу, правильно её использовать;
  • раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии;
  • воспитание трудолюбия, развитие умений работать с текстом, рисунками, природным материалом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Луганская средняя общеобразовательная школа I – III ступеней № 18

Рассмотрено и утверждено

на педагогическом совете

«___» __________ 2014 г.

Директор школы _________ О.В. Гонтарь

ПРОГРАММА

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА

Программу составила

руководитель кружка Карасёва И.Д.

Пояснительная записка

Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью и является актуальной.

Актуальность программы. Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка.

Экология – это наука о нашем общем доме, в котором живем все мы – и люди, и животные, и растения, и вся Земля является домом для всех живых существ, живущих на ней по единым экологическим законам, нарушение которых приводит к непредсказуемым последствиям. Поэтому на первый план выходит задача экологического образования детей, воспитание экологически грамотного поколения.

Воспитанники, овладевая экологической грамотностью, понимают, что природные ресурсы – это наше общее богатство, а богатство нужно беречь и приумножать, чтобы будущие поколения, дети и внуки жили в прекрасном крае, в уютном зеленом доме, где легко дышится, хорошо работается и отдыхается.

Программа кружка рассчитана на группу учащихся 7 класса , содержание и структура курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практическая экология, или охрана природы.

В целом кружок позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности школьников.

Цель работы кружка по экологии: научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир.

Задачи:

  • развитие познавательного интереса учащихся, их творческой активности;
  • овладение навыками поведения в окружающей природной среде и простейшими способами самостоятельного постижения природных закономерностей;
  • воспитание понимания эстетической ценности природы;
  • развитие любознательности и желания получать знания об окружающем мире;
  • формирование положительного отношения к окружающему миру;
  • нравственное развитие личности, воспитание чувств;
  • научить учащихся пользоваться научной литературой;
  • научить любить природу, правильно её использовать;
  • раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии;
  • воспитание трудолюбия, развитие умений работать с текстом, рисунками, природным материалом.

Основные направления работы по программе:

познавательно-исследовательское:

  • подготовка исследовательских проектов;

духовно-творческое:

  • выставки рисунков;
  • фотовыставки;
  • театрализованные представления;

просветительское:

  • проведение тематических экскурсий по изучению природы родного края;
  • изготовление листовок, плакатов на экологическую тему;
  • выпуск газеты «Экологический патруль»
  • выступления агитбригады перед учащимися школы;

природоохранное:

  • создание и уход за комнатными растениями, домашними животными;
  • изготовление скворечников и кормушек;
  • охрана птиц;
  • озеленение классных комнат;

туристско-оздоровительные:

  • разработка экологических тропинок;
  • экскурсии экологическими тропами;
  • День здоровья.

Формы, методы и средства организации экологического воспитания:

а) традиционные;

б) активные;

в) инновационные.

Режим занятий : 70 часов - двухчасовые занятия раз в неделю.

Ожидаемый результат. В ходе реализации программы экологического кружка учащиеся должны проявлять:

  • познавательный интерес к изучению природы, роли человека в ней;
  • бережное отношение к природе;
  • творческую активность к познанию окружающего мира и своего места в нём, при этом соблюдая основное правило поведения в природе: не навреди!
  • самоопределение себя как личности, способной к саморегуляции;
  • духовно-нравственные качества, восприятие себя как человека и гражданина.

К концу года учащиеся должны знать:

  • предмет изучения экологии, основные законы экологии;
  • связь между человеком и природой;
  • многообразие экологических групп комнатных растений;
  • основные экологические проблемы родного края и пути их решения;
  • природу родного края;
  • связь между состоянием природы и здоровьем человека.

К концу года учащиеся должны уметь :

  • изготавливать гербарий, поделки из природных материалов;
  • различать изученные группы растений и животных;
  • осуществлять систематический уход за живыми организмами;
  • изготовлять экологические памятки, этикетки комнатных растений;
  • вести наблюдения в природе под руководством учителя;
  • выполнять правила поведения в природе;
  • прокладывать маршрут экологической тропы;
  • уметь защищать свой проект, отстаивать свою позицию;
  • изготавливать листовки, газеты, выполнять рисунки на экологическую тематику;
  • участвовать в экологических викторинах, конкурсах, спектаклях.

Формы подведения итогов:

  • выставки рисунков;
  • фотовыставки;
  • листовки, буклеты, газеты;
  • тематические альбомы;
  • театрализация.

Ориентировочный тематический план

№ темы

Название раздела

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Экскурсии

Итого

Комплектование группы

Вступление

Взаимосвязи в природе

Природа в жизни человека

Уникальный мир живой природы

Охрана природы

«Зелёными» тропами

Всего часов

Вступление (4 часа). Что изучает экология? Экологические организации, их значение. Значение экологического движения в школе. Цели, задачи и направления работы кружка. Правила поведения в природе. Экологические знаки. Изучение календаря экологических дат.

Практические занятия:

  1. Создание «Уголка природы»

Тема 1. Взаимосвязи в природе (10 часов). Осенние явления в жизни природы. Листопад, его значение для растений. Писатели и поэты о красоте осени. Народный календарь. Народные приметы, связанные с поведением живых организмов. 11 ноября – День энергосбережения. 15 ноября – День вторичной переработки

Практические занятия:

  1. Работа над выпуском стенгазеты «Бытовым отходам – вторую жизнь!»
  2. Экологическая викторина «Знаешь ли ты природу?»

Экскурсии:

  1. «Золотая волшебница Осень». Сбор природного материала

Тема 2. Природа в жизни человека (14 часов). 30 ноября – Всемирный день домашних животных. Наши питомцы, их повадки. Уход за ними. Путешествие на родину комнатных растений. Правила посадки, размножения комнатных растений, уход за ними. Цветы в легендах и мифах

Практические занятия:

  1. Составление памяток за растениями в классной комнате

Экскурсии:

1. Зимующие птицы. Акция «Накормим птиц!»

Тема 3. Уникальный мир живой природы (10 часов). Живые барометры в растительном и животном мире мире. Растения – хищники. Сон растений. Растения – подушки. Память растений. Растения – обереги. Лекарственные растения, их значение в жизни человека. Фитотерапия в борьбе с болезнями. Растения – первоцветы. Ягоды, грибы и мы. Пищевые отравления грибами, растениями. Симптомы отравления. Основные правила (рекомендации) сбора грибов.

Практические занятия:

  1. В гостях у Флоры
  2. В гостях у Фауны

Тема 4. Охрана природы (20 часов). Рациональное природопользование. Природные ресурсы: возобновляемые и невозобновляемые. Альтернативные источники энергии. Озоновый слой, кислотные дожди, смог, парниковый эффект. Бытовые отходы и их утилизация. Вторичное использование предметов быта

Практические занятия:

  1. Кинолекторий «Альтернативные источники энергии»
  2. Подготовка материалов для газеты «Сохраним первоцветы!»
  3. Подготовка и проведение экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасёт зелёный лес»
  4. Подготовка и проведение музыкально-литературной композиции «Мы в ответе за Землю, на которой живём!»

Тема 6. «Зелёными» тропами (10 часов). Экологические экскурсии и их виды. Экологическая тропа и правила её составления. Оформление паспорта экологической тропы

Практические занятия:

Экскурсии:

  1. Экологическая тропа нашей школы
  2. День здоровья

Календарно-тематическое планирование

(70 часов; 2 часа в неделю)

Комплектование группы – 2 часа – 06. 10. 2014, 07. 10. 2014

№ занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

ВСТУПЛЕНИЕ (4 часа)

Что изучает экология? Экологические организации, их значение. Значение экологического движения в школе. Цели, задачи и направления работы кружка

Правила поведения в природе. Экологические знаки. Инструктаж по ТБ во время экскурсий

Практическое занятие. Изучение календаря экологических дат

14. 10

Практическое занятие. Оформление «Уголка природы»

20. 10

ТЕМА 1. ВЗАИМОСВЯЗИ В ПРИРОДЕ (10 часов)

Осенние явления в жизни природы. Листопад, его значение для растений. Писатели и поэты о красоте осени

Экскурсия. Золотая волшебница Осень. Сбор природного материала

Народный календарь

Народные приметы, связанные с поведением живых организмов

Практическое занятие . Работа над выпуском стенгазеты «Бытовым отходам – вторую жизнь!»

14. 11

Практическое занятие . Экологическая викторина «Знаешь ли ты природу?»

21. 11

ТЕМА 2. ПРИРОДА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (14 часов)

30 ноября – Всемирных день домашних животных. Наши питомцы, их повадки. Уход за ними

Практическое занятие. Оформление выставки «Наши маленькие друзья»

Практическое занятие. Путешествие на родину комнатных растений

Практическое занятие. Изучение растений классного зелёного уголка

Практическое занятие . Составление памяток по уходу за растениями в классной комнате

12. 12

Цветы в легендах и мифах. Практическое занятие. Составление цветочного календаря

19. 12

Экскурсия . Зимующие птицы.

Акция «Накормим птиц!»

26. 12

ТЕМА 3. УНИКАЛЬНЫЙ МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (10 часов)

Живые барометры в растительном и животном мире. Растения – хищники, подушки, обереги

16. 01

Лекарственные растения, их значение в жизни человека. Фитотерапия

23. 01

Ягоды и грибы. Основные правила сбора. Профилактика отравлений

30. 01

Практическое занятие . В гостях у Флоры

Практическое занятие . В гостях у Фауны

ТЕМА 4. ОХРАНА ПРИРОДЫ (20 часов)

Рациональное природопользование. Природные ресурсы. Практическое занятие . Кинолекторий «Альтернативные источники энергии»

13. 02

Практическое занятие . Подготовка материалов для газеты – обращения «Сохраним первоцветы!»

20. 02

Практическое занятие

27. 02

Практическое занятие . Подготовка экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасёт зелёный лес?»

06. 03

Практическое занятие . Подготовка экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасёт зелёный лес?»

13. 03

Практическое занятие . Театрализация экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасёт зелёный лес?»

20. 03

Практическое занятие.

27. 03

Практическое занятие. Подготовка музыкально-литературной композиции «Мы в ответе за Землю, на которой живём!»

10. 04

Практическое занятие. Подготовка музыкально-литературной композиции «Мы в ответе за Землю, на которой живём!»

17. 04

Практическое занятие. Музыкально-литературная композиция «Мы в ответе за Землю, на которой живём!»

24. 04

ТЕМА 6. «ЗЕЛЁНЫМИ ТРОПАМИ» (10 часов)

Экологические экскурсии и их виды. Экологическая тропа и правила её составления.

30. 04

Практическое занятие. Оформление паспорта экологической тропы

08. 05

Практическое занятие. Составление экологической тропы нашей школы

15. 05

Экскурсия . Экологическая тропа нашей школы

22. 05

Итоговое занятие.

Экскурсия . День здоровья

29. 05

Литература

  1. Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о животных. Ярославль: «Академия развития», «Академия К»,1997.
  2. Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль: «Академия развития», 1998.
  3. Анашкина, Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. Ярославль: «Академия развития», 1997.
  4. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана. Книга для учащихся. М: Просвещение, 1995.
  5. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. М., 2003.
  6. Державина Т.Б. Экскурсии в природу: пособие для учителя. М.: Мнемозина, 2010.
  7. Завьялова О.Г. Азбука экологии. М., 1997.
  8. Ильин М.П. Школьный гербарий (Пособие для учителей). М. : «Просвещение», 1971 г.
  9. Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. М., 2001.
  10. Панарков М.А. Школьные походы в природу. М.: «Просвещение», 2005.
  11. Пелевин В.И. Охрана природы. М.: Наука, 2001.
  12. Тайны живой природы. М.: Росмэн, 1995 г.
  13. Чернова Н.М. Экология животных. М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 2007.
  14. Чижевский А.У. Экология: Энциклопедия “Я познаю мир”. Издательство АСТ, 2004.
  15. Энциклопедия лекарственных растений. http://tisyachelistnik.ru/starinnye-knigi.html
  16. Энциклопедия “Флора и Фауна”. http://www.sci.aha.ru/biodiv/anim.htm
  17. «Юный натуралист». http://unnaturalist.ru/

Программа кружка «Юный эколог»

Объяснительная записка

Кружок «Юный эколог» разработан как дополнение к курсу по окружающему миру в начальной школе. Он призван решать следующие задачи:

    расширение энциклопедических представлений младших школьников;

    углубление теоретических знаний учащихся в области экологии;

    обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.

Программа экологического кружка отражает все аспекты содержания экологического образования:

 научно-познавательного;

 ценностного;

 нормативного;

 практически-деятельностного.

Научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними.

Трудно вычленить какие-то отдельные вопросы, развивающие научно познавательный аспект содержания: для младших школьников весь комплекс знаний об окружающей среде окрашен интересом, что очень важно в деле формирования отношения детей к своему дому  природно-социальному окружению.

Ценностный аспект содержания раскрывает детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. До сих пор в практике обучения младших школьников нередко преобладала трактовка ценности с утилитарно-практических позиций, что обедняло отношение детей к окружающему, снижало их любознательность, эстетическую отзывчивость, милосердие, сочувствие, сопереживание

Нормативный аспект содержания экологического образования  это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали  показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей и т.п. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание раскрытию этого аспекта содержания.

Программа экологического кружка построена по четырем основным направлениям: - - познавательном;

 познавательно-развлекательном;

 практическом;

 исследовательском.

Познавательное направление работы кружка включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.

Познавательно-развлекательное направление работы ставило целью знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это  театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия.

Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы кружка «Юный эколог»)  посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, озеленением класса, охраной муравейников, подкормкой птиц, способствовало привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.

Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках следующих мероприятий : экскурсий, фенологических наблюдений, опытов, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

Программа может быть реализована при проведении внеучебной воспитательной работы, в рамках кружка; программа рассчитана на младших школьников.

К концу года учащиеся должны знать:

    Связь между человеком и природой.

    Природу родного края.

    Связь между состоянием природы и здоровьем человека.

К концу года учащиеся должны уметь:

    Различать изученные группы растений и животных.

    Вести наблюдения в природе под руководством руководителя.

    Выполнять правила поведения в природе.

    Изготовлять домики для птиц.

    Изготовлять экологические памятники.

Программа составлена из расчета одно занятие в неделю.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА «Юный эколог»

п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Утренник «Мир вокруг нас»

Сентябрь

Театрализованное представление на экологическую тему: «Новые при-ключения Маши и Вити».

Сентябрь

Работа над проектом «Мое дерево».

Выставка детских рисунков на эко-логическую тему: «Давайте сохраним планету».

Сентябрь

Путешествие по экологической тропинке (I часть).

Сентябрь

Беседа «Перелетные птицы. Их охрана».

Октябрь

Праздник «Золотая волшебница осень».

Конкурс на лучший осенний букет.

Октябрь

Операция «Большие дела маленьких рук» (Сбор корма для птиц).

Октябрь

Экскурсия «Удивительное рядом».

Фенологические наблюдения «Осенние явления».

Октябрь

Путешествие за капелькой воды. Проблема чистой воды и здоровье человека.

Ноябрь

Утренник «В гостях у жителей под-водного царства».

Ноябрь

Опыт «Волшебница вода».

Ноябрь

Спектакль «Зачем зимой снег».

Декабрь

Утренник «Здравствуй, гостья зима»

Декабрь

Подготовка материалов для эко-логической тропинки. Конкурс рисунков «Снежные узоры».

Декабрь

Опыты «Почему идет снег?» «Поче-му снег бывает разным?»

Декабрь

Беседа «Лиственные и хвойные растения зимой».

Январь

Путешествие на родину комнатных растений. Уход за комнатными растениями.

Январь

Опыт «Защитные свойства снега» (роль снега на растения зимой).

Январь

Устный журнал «Зимующие птицы. Кто как проводит зиму».

Февраль

Операция «Синица» изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц.

Февраль

Экскурсия «Следы». Фенологические наблюдения.

Февраль

Дидактическая игра «Первоцветы. Узнай растение по листу». Беседа «Встреча пернатых друзей».

Март

Праздник весны. Конкурс «Птичий КВН».

Март

Очистка аллеи от сушняка. Операция «Скворец» изготовление птичьих гнездовий.

Март

Беседа «Что мы знаем о насекомых и их охране». Чтение и обсуждение книг и статей в журналах о природе и ее охране.

Апрель

Экологическая игра «Пестрый мир насекомых»

Апрель

Операция «Муравей».

Апрель

Экскурсия на луг. Фенологические наблюдения.

Апрель

Турнир-викторина «Охраняемые растения КБР».

Игра-путешествие «По лесным тро-пинкам».

Работа по проекту «Мое дерево». Озеленение школьного двора.

Путешествие по экологической тропинке (II часть). Лекарственные растения.

Пояснительная записка

В настоящее время резко возрос интерес к экологическому воспитанию школьников. Только живя в полной гармонии с природой, человек сможет лучше понять её, а поняв, сохранить жизнь на Земле. Человек – это частичка природы, поэтому он не может нарушить законы, существующие в ней. В настоящее время экологические проблемы приобрели глобальный характер. Особо остро они ощущаются в крупных промышленных регионах, мегаполисах, городах. Решить эти проблемы уже невозможно без перестройки мышления каждого отдельного человека. Отживают свой век идеи неисчерпаемости природных богатств, возможности покорения природы. Но у многих людей сохраняется безответственное отношение к окружающей среде, потребительский подход к природе, низкий уровень экологических знаний и культуры, низкий уровень восприятия экологических проблем как личностно значимых, не развита потребность практического участия в реальной природоохранной деятельности. Изучение природы - это важная сторона деятельности человека. Экология, биология, химия позволяют проводить исследования природы силами школьников. Экология изучает взаимосвязь человека с окружающей средой. Организм человека не может функционировать без взаимосвязи человека с окружающей средой. Вещества, поступающие в наш организм из окружающей среды, влияют на процессы жизнедеятельности организма. Нам важно знать, какие вещества полезны нам, и в каких количествах, а что вредно и до какой степени. Информация, которую получают школьники нашего кружка, активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает интерес к экологическим проблемам и позволяет использовать знания в повседневной жизни.

Актуальность программы

Программа охватывает большой круг естественно научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы. Большая часть часов в программе отводиться на изучение природы и охраны Москвы и Московской области. Таким образом, актуальность программы заключается в углублении биологических и экологических знаний в сочетании с различными формами работы. Программа опирается на практическую деятельность учащихся, учитывает региональные экологические особенности. Работая в кружке, школьники расширяют свои знания о живой природе, о природе своего края, о влиянии экологии на здоровье человека, на его питание. Также предполагается организация внеклассных мероприятий для пропаганды экологических знаний кружковцами среди учащихся школы. Это и театрализованное представление, и конференция, и презентация проектов, и выпуск листовок. С целью познания родного района предусмотрено большое количество экскурсий в ООПТ Москвы и Московской области, в музеи Москвы. Программа направлена на воспитание поколения, которому будет не безразлично всё происходящее на нашей планете, в нашей стране в родном городе, в школе, в семье.

  1. Углубление экологических знаний учащихся.
  2. Формирование экологической культуры учащихся.
  3. Улучшение охраны окружающей среды.
  4. Развитие природоохранной деятельности учащихся.
  5. Воспитание любви и бережного отношения к природе, соблюдение главного правила нахождения в природе “Не навреди!”.

Задачи:

Образовательные.

  • Выяснить роль экологии в жизни человека, познакомить учащихся с понятиями экологии, экологическими проблемами.
  • Выявить основные источники загрязнения окружающей среды и возможные способы устранения экологических последствий и правонарушений.

Воспитательные.

  • Развивать навыки коммуникативного общения.
  • Совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.
  • Развивать такие качества как любовь и бережное отношение к природе.
  • Воспитывать экологическую этику, ответственное отношение к природе.

Развивающие.

Формы и основные методы работы.

1. Исследовательские методы (химический эксперимент, работа с микроскопом).

2. Словесно-иллюстративные методы (рассказ, беседа, лекция, работа с литературой, диспут, написание эссе).

3. Частично-поисковые методы (систематизация материала при составлении гербариев).

4. Репродуктивные методы (выступления учащихся на заседаниях кружка, школьных конференциях, во время презентаций и театрализованных представлений).

Занятия состоят из теоретической части (лекции, сообщения, доклады, рефераты) и практической части. В практической части используем наблюдение, эксперимент, исследование, сравнение, описание. Учащиеся проводят лабораторные работы, изучают объекты под микроскопом, участвуют в конкурсах, конференциях, природоохранных мероприятиях, собирают гербарии, выпускают листовки и плакаты по охране природы. Большая роль отводиться экскурсиям в природу, в музеи, на промышленные и сельскохозяйственные предприятия города Москвы и Подмосковья. Лабораторные работы с химическими реактивами проходят с учётом способностей кружковцев (ещё не все учащиеся изучают химию) и при наличии материально-технического обеспечения этих работ. Задания выполняются как индивидуально, так и группами. В ходе обучения учащиеся осваивают связи между естественно-научными дисциплинами: экологией, биологией, химией. физикой, географией и другими науками.

Ожидаемый результат

1. Расширение кругозора.

2. Популяризация у школьников биологических и экологических знаний, повышение интереса к биологии и экологии.

3. Развитие устойчивых потребностей в новых биологических и экологических знаниях.

4. Ведение здорового образа жизни.

5. Понимание своей значимости в решении экологических проблем.

6. Ответственное отношение к природе.

7. Возрастание творческой активности школьников.

8.Развитие коммуникативных способностей у учащихся.

9. Овладение навыками научного мышления.

10. Развитие у школьников умений и навыков исследовательской работы.

11. Умение создавать проекты и проводить их презентацию.

12. Умение добывать самостоятельно информацию.

13. Умение самостоятельно осуществлять исследовательскую, экспериментальную и инновационную деятельность.

14. Воспитание экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды.

Условия реализации программы.

Возраст школьников, участвующих в реализации программы 7-9 классы.

Продолжительность образовательного процесса 2 года.

Количество часов – 140 часов (70 часов год, 2 часа в неделю).

ПРОГРАММА

(всего 140 часов, 70 часов в год, 2 часа в неделю)

Первый год обучения (70 часов).

ВВЕДЕНИЕ (2 часа)

РАЗДЕЛ 1. “Основные вопросы экологии” (12 часов).

Что изучает наука экология? Основные экологические понятия и определения. Задачи экологии. Методы экологических исследований. Структура современной экологии. Охрана природы. Международное сотрудничество в деле охраны природы. Экологическое законодательство Российской Федерации. Экологические кризисы, катастрофы, бедствия. Глобальные экологические проблемы в современном мире. Основные виды воздействия человека на природу и его роль в создавшейся экологической обстановке. Загрязнение окружающей среды и его формы: химические, физические, биологические. Основные источники загрязнения окружающей среды. Контроль загрязнения окружающей среды. Пути решения экологических проблем. Концепция устойчивого развития. Экологическая обстановка в Москве и Московской области. Влияние энергетики и промышленности на экологию Москвы и Подмосковья. Воздействие различных видов транспорта на экологию Москвы и Подмосковья. Проблема твёрдых и бытовых отходов в Москве и Подмосковье.

Экскурсия в Дарвиновский музей “Экология Москвы и Московской области”.

РАЗДЕЛ 2. “Природа Москвы” (73 часа).

Тема 1. “Общие представления о природных ресурсах Москвы” (1 час).

Особенности географического положения Москвы, её природные условия и природные ресурсы.

Тема 2. “Водные ресурсы Москвы” (19 часов).

Вода - самое удивительное и необходимое вещество на Земле. Вода: её свойства и значение. Водные ресурсы Московского региона. Охрана водных ресурсов. Питьевая вода. Требования, предъявляемые к питьевой воде. Нормы физических показателей воды. Зависимость вкуса воды от её химического состава. Очистка воды. Очистные сооружения.

Лабораторные работы (8 часов).

1. Исследование физических и органолептических показателей воды из пруда (прозрачность, температура, запах, цвет воды). Нормы физических показателей воды.

2. Определение рН воды взятой пробы с помощью универсального бумажного индикатора и с помощью прибора рН-метра.

3. Определение минерального состава природных вод (сухого остатка в воде).

4. Исследование химических показателей воды из пруда (наличие в воде ионов железа, меди, хлоридов, сульфатов).

5. Живой мир в капле воды. Исследование с помощью микроскопа микроорганизмов, находящихся в воде, взятой из близлежащего пруда. Выявление индикаторов состояния водоёма.

6. Жёсткость воды. Способы определения и устранения жёсткости воды.

7. Способы очистки воды от загрязнений. Очистка воды от твёрдых веществ фильтрованием.

8. Нейтрализация кислотных остатков содой. Очистка воды от ионов меди (2+) железными опилками. Очистка окрашенных стоков активированным углем.

Деловая игра “Моделируем экологическую ситуацию” (1 час).

Описание возможной чрезвычайной экологической ситуации и прогноз её развития на основе информации о загрязнении пруда и прилегающих к нему территорий.

Экскурсии (2 часа).

1. Экскурсия к водоёму (пруду, расположенному рядом со школой). План описания водоёма. Условия необходимые для жизнедеятельности обитателей водоёма. Взятие проб воды из пруда для исследования в школьной лаборатории.

2. Экскурсия (зимняя) к пруду. Исследование территории, близко прилегающей к пруду, на использование солей против обледенения.

Презентация проекта экологического кружка (3 часа)

“Мы за чистый город!”

Тема 3. “Воздушные ресурсы Москвы” (15 часов).

Воздух: его состав и значение. Основные источники загрязнения воздуха в Москве и Московской области. Влияние климата и погоды на состояние атмосферы Москвы и Московской области. Охрана воздушных ресурсов. Методика изучения загрязнённости воздуха по состоянию снежного покрова на улицах Москвы.

Практикум (1 час).

Взятие проб снега из разных мест (с территории школьного двора, с территории, прилегающей к школе, с территории, расположенной вдоль автомагистралей города).

Лабораторные работы (5 часов).

9. Определение физических свойств талого снега (прозрачность талой воды, интенсивности запаха, цветности).

10. Определение взвешенных частиц в талой воде.

11. Определение кислотности талого снега универсальным индикатором. Обнаружение органических веществ в талой воде.

12. Определение катионов (ионов железа Fe(3+), ионов свинца Pb(2+), ионов меди Cu(2+)) в талой воде.

13. Определение анионов (сульфатов, хлоридов и др.) в талой воде.

Презентация проекта экологического кружка (3 часа).

“Состояние воздуха над территорией родного микрорайона”.

Театрализованное представление на экологическую тему (1 час).

Сказка “КАРЛСОН НА КРЫШЕ ШКОЛЫ”.

Тема 4. “Почвы Москвы и Московской области” (11 часов).

Экология почв – как раздел почвоведения. Понятие “экология почв”. Работы В.В.Докучаева, В.И.Вернадского, В.Р.Волобуева, И.А.Соколова. Взаимоотношения почвы с окружающей средой. Факторы почвообразования: растения, животные, микроорганизмы, климат, водный режим, рельеф, время. Состав почв. Лёгкие и тяжёлые почвы. Структурность почвы. Кислотность почвы. Типы почв. Особенности почв Москвы и Московской области. Городские почвы. Эрозия почвы, её виды и борьба с ней. Деградация земель – острейшая экологическая проблема в России. Самоочищение почвы. Охрана и использование почв и земельных ресурсов. Почва и здоровье человека. Патогенные бактерии почвы, вызывающие инфекционные заболевания (сибирская язва, газовая гангрена, столбняк, ботулизм и др.). Гельминты.

Практикум (1 час).

Оценка засолённости почв города Москвы по состоянию липы.

Лабораторные работы (3 часа).

14. Взятие почвенных образцов и их обработка (подготовка).

15. Определение общих физических свойств почвы (механических свойств, состава, окраски), общей гигроскопической влажности. Приготовление почвенных вытяжек и их анализ (определение кислотности почвы).

16. Химический анализ почвы. Качественное определение химических элементов в почве (карбонатов, сульфатов, ионов железа (2+, 3+) и ионов алюминия).

Экскурсия (1 час).

Минералогический музей им. А.Е.Ферсмана.

Тема 5. “Флора и фауна Москвы” (10 часов).

Растительный мир Москвы и Московской области. Растения Московской области, занесённые в Красную книгу. Животный мир Москвы и Московской области. Животные Московской области, занесённые в Красную книгу.

Практикум (2 часа).

1. Исследование видового многообразия растений, произрастающих на территории школьного двора.

2. Методика составления гербариев.

Экскурсии (4 часа).

1. Ботанический сад МГУ им. М.В.Ломоносова (Аптекарский огород).

2. Музей Землеведения МГУ им. М.В.Ломоносова.

3. Биологический музей им. К.А.Тимирязева.

4. Сезонные явления в природе города.

Второй год обучения (70 часов).

Тема 6. “Особо охраняемые природные территории Москвы и Московской области” (17 часов).

Статус ООПТ (Особо охраняемые природные территории). Значение ООПТ в сохранении мирового многообразия биологических видов растений и животных. Государственные заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Приокско-Террасный биосферный заповедник. Центральный зубровый питомник Российской Федерации. Национальный парк “Лосиный остров” - первый национальный парк в России. Природно-исторический парк “Битцевский лес”. Природный заказник “Воробьёвы горы”. “Серебряный бор” - памятник природы регионального значения.

Экскурсии (7 часов).

1. Музей – заповедник “Коломенское” с посещением усадьбы и парка.

2. Зона отдыха “Узкое”. Посещение усадьбы Трубецких и памятника природы (родника в усадьбе “Узкое”).

3. Ландшафтный заказник “Тёплый Стан”.

Практикум (2 часа).

Практический мониторинг состояния окружающей среды в парковой зоне по имеющимся индикаторным видам.

Конференция (2 часа).

“Уникальные природные достопримечательности Москвы и Московской области”.

РАЗДЕЛ 2. “Экология и человек” (51 час).

Тема 1. “Экология и здоровье человека” (25 часов).

Что такое здоровье? Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Заболевания, связанные с экологической обстановкой сложившейся в Москве и Московской области. Воспитание культуры здоровья. Влияние никотина, алкоголя, наркотиков на организм человека. Гиподинамия – серьёзная опасность 21 века. Заболевания, связанные с гиподинамией. Иммунитет и экология. Простудные заболевания и их предупреждение. Учитесь быть здоровыми! Закаливание организма и его роль в укреплении здоровья. Лекарственные растения. Растения лечат и калечат. Как сделать так, чтобы растения стали твоими друзьями. Общие понятия о шуме и вибрации. Уровни шума. Нормативы. Методы борьбы с шумом и вибрациями. Стресс. Что это такое? Как его избежать и как с ним бороться? Знай свои гены! Болезни наследственные и врождённые. Болезни поведения. Болезни, передающиеся половым путём (сифилис, гонорея и др.). СПИД. Погода и здоровье человека. Биологические ритмы. Режим дня. Работоспособность. Сон.

Практикум (13 часов).

1. Исследование состояния здоровья учащихся школы на основе анализа медицинских карт.

2. Санитарно-гигиеническая оценка рабочего места школьников и классной комнаты. Работа с люксметром. Измерение освещённости в кабинетах школы у окна, у классной доски и на рабочих местах учащихся в условиях естественного и искусственного освещения.

3. Исследование электромагнитного излучения в школе. Определение переменного магнитного поля в школе с помощью магнитометра. Влияние его на здоровье школьников.

4. Выявление среди школьников нарушений осанки и развития плоскостопия.

5. Правила сбора и хранения лекарственных растений.

6. Комнатные растения в нашей жизни. Уход за комнатными растениями.

7. Лекарства в жизни человека: проблема соотношения пользы и вреда. Правила хранения лекарств и обращения с ними.

8. Оценка шума в классе во время урока, на перемене, на территории школьного двора, на территории, прилежащей к автомагистралям.

9. Первая помощь при кровотечениях.

10. Первая помощь при ушибах, растяжениях, переломах.

11. Первая помощь при ожогах (термических и химических), обморожениях. Солнечные и тепловые удары.

12 Первая помощь при поражении электрическим током, утоплении, удушении. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

13. Первая помощь при укусах ядовитых змей, насекомых, бешенных и бродячих собак и других животных, а также при нападении клещей.

Тема 2. “ Экология питания” (15 часов).

Гигиена питания. Режим питания. Значение пищи для человека. Нормы питания. Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть. Ожирение и анорексия. Продукты питания. Влияние удобрений, гербицидов, пестицидов, биологических кормовых добавок на качество сельскохозяйственной продукции. Нитраты. Пищевые отравления и первая помощь при отравлениях продуктами питания. Витамины в жизни человека. Авитаминозы: гиповитаминозы и гипервитаминозы. Вегетарианство: все за и против. Генномодифицированные продукты: в чём их опасность? Особенности питания в подростковом возрасте.

Лабораторные работы (2 часа).

1. Что мы едим? Анализ картофеля фри, купленного в “Макдональсе”.

2. Анализ соков, напитков и минеральной воды, купленной в магазине.

Практикум (4 часа).

1. Расчёт норм питания.

2. Антропометрия. Измерение роста ростомером в положении сидя и стоя. Измерение массы тела на школьных весах. Идеальный вес. Определение индекса массы тела.

3. Определение содержания нитратов в продуктах питания с помощью визуально-колориметрических тестов.

4. Пищевые красители, пищевые добавки. Пищевые аллергии. Исследование этикеток продуктов питания на наличие пищевых добавок Е.

Экскурсия (2 часа).

Экскурсия на одно из сельскохозяйственных предприятий Подмосковья, поставляющих продукты питания для жителей Москвы и Подмосковья.

Тема 3. “Экология души” (11 часов).

Экология души. Основные нравственные, духовные и общечеловеческие ценности. Этика и мораль. Единство тела, души и духа. Наши мысли и поступки. Внутренний мир человека. Охрана душевного состояния человека, забота о чистоте и развитии души.

Диспут (1 час).

“Как жить в гармонии с собой?”

Посещение театра (3 часа).

Посещение Третьяковской галереи (2 часа).

Посещение Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (2 часа).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (2 часа).

Семинар (1 час).

“Моя роль в решении экологических проблем и охране окружающей среды”.

Практикум (1 час).

Выпуск листовок, плакатов, посвящённых охране природы и направленных на воспитание экологической культуры среди населения и на пропаганду экологических знаний.

Литература

1. Вернадский В.И. Биосфера-М: Наука,1967.

2. Вернадский В.И. Живое вещество планеты-М: Наука,1988.

3. Агаджанян Н.А., Трошин В.И. Экология человека. М: КРУК, 1994

4. Атлас. Окружающая среда и здоровье населения России. М., 1995.

5. Бганба-Церера В.Р. Становление экологической этики. М., 1992.

6. Гирусов Э.В., Широкова Н.Ю. Экология и культура. М.,1989.

7. Суравегина И.Т. Человек в паутине экологических связей: из цикла “Здоровье человека как экологическая проблема”. Экология и жизнь: научно-популярный образовательный журнал.-2006. -№7 с.32-36.

8. Родзевич Н.Н. Экологическая глобализация. География в школе: теоретический научно-методический журнал.-2005. -№4 с.8-15.

9. Самсонов А.Л. Здоровье как стык медицины и экологии. Экология и жизнь: научно-популярный образовательный журнал.-2006. -№7 с.3-7.

10. Горшков Д.В. Экологические характеристики продукции. Экология и жизнь: научно-популярный образовательный журнал.-2005. -№7 с.25-27.

11. Большаков В.Б. Будущее экологии – разработки системы сохранения и управления жизнью на Земле. Наука и жизнь.-2005. -№12, с.28-29.

12. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города 9-11 класс, школьный практикум. М., ВЛАДОС, 2001.

13. СанПин 2.16.1032-01 “Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений”

СанПин 4630-88. “Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения”.

14. ГОСТ 17.2.2.03-87. Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерений содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями.

15. ГОСТ 27593-88(2005).Почвы. Термины и определения. УДК 001.4:502.3631.602:ОО4.

16. ГН2.2.5.1313-03. Предельно-допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. М: Российский регистр опасных химических и биологических веществ Минздрава России 2003 (Гигиенические нормативы).

17. Экологический мониторинг в школе под ред. Коробейниковой Л.А, Вологда: Русь, 1998, 212 с.

18. Реймерс Н.Ф., Яблоков А.В. Словарь терминов и понятий, связанных с охраной живой природы. М.,1982.

19. Школьный экологический мониторинг. Ашихмина Т.Я., М., “Агар”, 2000.

20. Александрова М.А. Очистка воды от загрязнителей. Библиотечка “Первого сентября”, серия “ Химия”. - №4/2005.

21. Дружинин С.В. Исследование воды и водоёмов в условиях школы. Библиотечка “Первого сентября”, серия “Биология”. -№20.

22. Карпачевский Л.О. Экологическое почвоведение. М.: ГЕОС, 2005.

23. Аринушкина Е.В. Руководство по химическому анализу почв. М.: МГУ. 1961 г. 46.

24. Классификация почв России. М. Почвенный институт. В.В.Докучаева. 1997, с.236.

25. Красная книга города Москвы. Издательство: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Экологический фонд развития городской среды “Экогород”. 2011, с.928.

26.Полякова Г.А., Гутников В.А. Парки Москвы. Экология и флористическая характеристика. М.: ГЕОС, 2000, с.430.

27.Авиакайнен И.В. Архитектурно-парковые ансамбли усадеб Москвы. Издательство: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, 2004, с.248.

28.Савиткин Н.И. Химия и экология. Департамент образования и науки Калужской области. Калужский областной институт усовершенствования учителей, Калуга, 1998.

29.Голубкина Н.А., Шамина М.А. Лабораторный практикум по экологии. Форум Профессиональное образование. 2008, с.64.

30.Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Ролевые игры по экологии: пособие для учителей.- М.: Устойчивый мир, 2000, с.272. (Библиотека журнала “Экология и жизнь”).

31.Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Плюснина Т.А. и др. Экология Москвы и устойчивое развитие. Издательство: МИОО. Московские учебники и картолитография. 2008, с.352.

32.Чижевский А.У. Экология: Энциклопедия “Я познаю мир”. Издательство: АСТ, 2004, с. 416.

33.Державина Т.Б. Экскурсии в природу: пособие для учителя.- М.: Мнемозина, 2010. – 190 с.

34.Конторщиков В.В., Гвоздева О.А. Природа Москвы и Подмосковья от А до Я. – М.: Издательство Государственного Дарвиновского музея, 2007. – 96 с.

Интернет-ресурсы

1. Природа России: библиотека. htt: //www.priroda.ru /lib

2. Вся экология в одном месте. Всероссийский Экологический Портал.htt:// ecoportal.ru

3. Проектная Экология. htt://www.ecokom.net.

4. Глобальный Просветительский Портал. Экомир. htt://m.ecoworld.ru

5. Эко-Информ. Агенство экологической информации “ИНЭКО”. hht://www.ecoinform.ru

6. Энциклопедия “Флора и Фауна”. htt://www.sci.aha.ru /biodiv/anim.htm

7. Редкие и исчезающие животные России и зарубежья. hht://www.nature.ok.ru

8. Природа и животные на Rin.ru. htt://zoo.rin.ru

9. Экология России. Энциклопедия растений. hht://www.eco.-net.ru

10. Общество и экология. htt://www.unig.spb.ru /eco

11. “ЭкоРусь”. htt://rgp.agava.ru

Пояснительная записка

В настоящее время проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены лишь при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.

Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей. В это время у ребёнка формируется отношение к миру людей и природы. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает общее развитие, которое является фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний, навыков и усвоения различных видов деятельности.

Цель:

Формирование целостных представлений дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы.

Задачи:

Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;

Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;

Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

Виды деятельности:

1. Организованные:

Непосредственная образовательная деятельность (познавательная, продуктивная, интегрированная);
– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.

2. Совместная деятельность:

– наблюдения за природой, изменениями, происходящими в ней;

– целевые прогулки;
– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки;
– рассматривание картин из жизни диких животных;
– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природе;

– беседы и разговоры с детьми на экологические темы;
– сбор коллекций: семян, камней, листьев и пр.;
– опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя;
– экологические тропы;
– игры (подвижные, дидактические, театрализованные);
различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику;
– работа с календарями природы;.
– изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран, лес – наше богатство, кто в море живет).

Задачи развития экологических представлений у детей средней группы:

1. Образовательные: Формировать представления детей о многообразии живой и неживой природы. Объединять в группы растения и животных по признакам сходства (деревья, кустарники, рыбы, птицы, звери и т.д.). Формировать понимание связей и отношений, существующих в природе, и роли человека в них.

2. Развивающие: Формировать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учётом избирательности и предпочтений детей. Формировать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Развивать самостоятельность детей в уходе за животными и растениями.

3. Воспитательные: Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Воспитывать понимание и любовь ко всему живому.

Перспективное планирование кружка представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, просмотр образовательных фильмов, рассматривания и сравнения. Количество занятий по учебной программе составляет 1 занятие в неделю продолжительностью 20 минут.

Перспективный план работы на октябрь 2014г.

Неделя

Тема

Программное содержание

Формы работы

«Наш дом-природа»

Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе

1. Наблюдение на экологической тропе «Что такое природа?»

2. Дать понятие живая, не живая природа.

3. Беседа: «Дом – жилище человека» и «Дом - природа»

4. Д/и «Природа – не природа»

5. Внести календарь природы.

«Путешествие в страну осень»

Закреплять представления детей об осени, её признаках. Развивать познавательный интерес. Воспитывать любовь к природе.

1. Наблюдение за состоянием погоды на участке.

2. Чтение стихотворения «Осень»

3. Беседа о сезонных изменениях в природе.

4. Работа с календарём природы.

Дать представление о том, что в лесу растёт и кто живёт. Учить распознавать 2-3 вида деревьев, кустарников. Уточнить сезонные изменения в жизни растений.

Воспитывать у детей любовь к природе.

1. Что такое лес?

2. Рассказ о том, что растёт в лесу и кто там живёт.

3. Рассматривание иллюстраций «Лесные животные»

4. Собирание гербария.

«Царство грибов»

Познакомить детей с грибами, где они растут. Дать понятие съедобные, несъедобные. Побеседовать о пользе грибов.

1. Рассмотреть иллюстрации «Грибы»

2. Рассказ воспитателя о грибах.

3. Рисование «Грибы»

Перспективный план работы на ноябрь 2014г.

Неделя

Тема

Программное

Формы работы

«Перелётные

Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных птицах. Показать связь птиц со средой обитания.

Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам.

1. Рассмотреть иллюстрации птиц.

2. Беседа «Почему птицы улетают в тёплые края».

3. Просмотр мультфильма о птицах «Серая шейка».

4. На прогулке организовать п/и «Перелётные птицы».

«Знакомство детей с почвой»

Уточнить представление детей о почве как о верхнем слое земли: «живая земля».

Почему нельзя загрязнять почву. Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

1. Просмотреть обучающий фильм «География для самых маленьких».

2. Беседа «почему нельзя загрязнять почву»

«Глина и земля»

Познакомить детей с природными материалами-земля, глина. Учить сравнивать землю и глину.

1. Рассказ о свойствах земли и глины. Как используются эти природные материалы.

2. Рассмотреть землю и глину. Чем они отличаются.

3. Совместно с детьми посадить в землю цветок (комнатное растение).

Наблюдение за ним.

«Ваза с яблоками»

Продолжать знакомить детей со свойствами глины. Формировать представление о её использовании.

1. Беседа о свойствах глины

2.Просмотр иллюстраций

«Глиняные изделия»

3. Лепка из глины «Ваза с яблоками» (коллективная работа)

Перспективный план работы на декабрь 2014г.

Неделя

Тема

Программное

Формы работы

«Растения зимой»

Углублять знания детей о сезонных изменениях в природе, зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Развивать познавательную активность детей.

Закреплять разнообразие видов растений в природе, их характерные признаки, названия. Доступно объяснить детям, почему растениям под снегом теплее.

1. Рассмотреть иллюстрацию зимнего пейзажа

2. Беседа «Для чего растениям снег»

3. Наблюдение за деревьями.

«Ёлочка –

красавица»

Расширять представление детей о сосне, её полезных свойствах. Воспитывать бережное отношение к растениям, стремление заботиться.

1. Дать понятие хвойные деревья.

2. Беседа о сосне.

3. Рассмотреть шишки

(внести в познавательно – исследовательский уголок)

«Зимующие птицы»

Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. Показать сезонные изменения в жизни птиц. Закреплять названия зимующих птиц.

Воспитывать любовь, заботливое отношение к птицам.

1. Рассмотреть иллюстрации «Зимующие птицы»

2. Рассказ о жизни птиц зимой

3 . Беседа «Чем мы можем помочь птицам»

«Путешествие

в зимний лес»

Формировать представления детей о жизни животных в холодный период. Учить распознавать следы лесных обитателей на снегу

Воспитывать любовь и сочувствие к животным.

1.Рассмотреть иллюстрации «Лесные животные»

2.Рассказать о жизни диких животных в лесу (чем питаются животные зимой, способы передвижения, места обитания)

2.Просмотр слайдов «Следы лесных обитателей на снегу»

Перспективный план работы на январь 2015г.

Неделя

Тема

Программное

Формы работы

«Зимние явления в неживой природе»

Уточнить и закрепить знания детей о зимних явлениях в неживой природе. Развивать способность анализировать и обобщать,

1. Дать определение понятию - зимние явления.

2. Беседа «Если на улице сильный мороз»

3. Наблюдения на прогулке, работа с календарём природы

«Вода вокруг нас»

Формировать представление детей о значении воды в нашей жизни, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Воспитывать бережное отношение к воде.

1. Просмотр слайдов

«Вода в окружающей среде.

2. Рассказ о значении воды в нашей жизни, о необходимости бережного

отношения к ней.

«Кто живёт в реке»

Познакомить детей с представителями водных животных. Показать их особенности.

1. Беседа, «Какие животные называются водными»

2. Просмотр познавательного фильма «Речные обитатели»

Обратить внимание на внешние особенности.

«Речные и морские

Формировать представление о том, что камни могут быть не только на земле, но и в реках и в морях. Развивать у детей познавательный интерес. Развивать сенсорные ощущения.

1. Рассмотреть камни речные и морские

2. Назвать их свойства и особенности.

2. Вместе с детьми придумать сказку «Как камень из моря в детский сад попал»

Перспективный план работы на февраль 2015г.

Неделя

Тема

Программное

Формы работы

Наблюдения

«Морозные

Сформировать представления о том, что вода бывает разной. Развивать познавательный интерес.

1. Наблюдение за морозными узорами на стекле. Что будет, если дотронуться ладошкой до окон с узорами?

2. Чтение стихотворения «Ледяные цветы» Ю. Марцинкявичус

3. Обсуждение стихотворения

Наблюдения

Формировать представление детей о свойствах снега, от чего они меняются. Вспомнить о защитных свойствах снега.

1. Наблюдение за свойствами снега (Какого цвета снег в солнечную погоду, в пасмурную? Когда он блестит? Когда хорошо лепится? В какую погоду он хрустит под ногами? и т.д.)

2. Беседа о защитных свойствах снега

«Воздух»

Формировать знания о свойствах воздуха и способами его обнаружения. Уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. Развивать познавательную актив-

ность в процессе экспериментирования.

Формировать навыки проведения опытов, способность сравнивать, делать выводы. Воспитывать бережное отношение к окр. среде.

1. Познакомить детей с воздухом и его свойствами,

способами его обнаружения.

2. Рассказ «Значение воздуха в жизни всего живого

3. Игра – эксперимент «Дуем – играем»

«Как рождается

Дать представление о движении воздуха (ветре). Показать детям роль ветра в природе и жизни человека. Закреплять знания детей о воздухе. Развивать познавательную активность

1. Видеофильмы «Что такое воздух?», «Как рождается ветер?»

2. Наблюдение за ветром

(использование вертушек)

Перспективный план работы на март 2015г.

Неделя

Тема

Программное

Формы работы

«Почему белые медведи не живут в лесу?»

Формировать представление детей о приспособлении животных к жизни в природных условиях. Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены.

1. Демонстрационный материал «Животные Севера» 2. Видеофильм «Животные севера»

3. Беседа «Почему белые медведи не живут в лесу»

«Животные жарких стран»

Дать первоначальное представление о пустыне, растениях и животных пустыни. Доступно рассказать о приспособлении всего живого к погодным условиям пустыни. Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены.

1. Демонстрационный материал «Животные жарких стран»

2. Видеофильм «Животные жарких стран»

«Весенние явления в неживой природе»

Учить детей замечать увеличение дня и укорачивание ночи, появление, проталин и сосулек, взаимосвязь с живой природой. Упражнять в сравнении признаков зимы и весны.

1. Рассмотреть иллюстрацию «Весна»

2. Беседа «Признаки весны»

3. Сравнение признаков зимы и весны

«Как солнце жизнь

дает земле»

Уточнить роль солнца как источника света и тепла в жизни живых существ. Развивать познавательный интерес.

1. Чтение и рассматривание иллюстраций

«География для малышей»

2. Просмотр мультфильма «Краденое солнце»

Перспективный план работы на апрель 2015г.

Неделя

Тема

Программное

Формы работы

на окошке»

Показать зависимость роста растений от условий. Закреплять представления детей о потребности растения в почве, воде, свете, тепле. Воспитывать ответственность.

1. Беседа «Что нужно растению?»

2. Посадить лук, петрушку.

3. Дальнейшие наблюдение и уход.

«Насекомые»

Формировать представление о жуках (майский, носорог, божья коровка); бабочках

(капустница, крапивница).

На доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых. Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

1. Рассмотреть иллюстрации.

2. Рассказ о том, какую пользу приносят насекомые.

3. Рисование «Бабочка»

«Растения весной»

Учить детей наблюдательности: набухают почки, появляются листья и цветы, трава. Уточнить и расширить знания детей о разнообразии видов растений в природе. Закреплять знание названий растений. Развивать способности анализировать и сравнивать: дерево – куст, куст – трава. Воспитывать эстетическое отношение к растениям.

1. Наблюдение за деревьями.

2. Впомнить названия

некоторых деревьев и кустарников

3. Работа с календарём природы

«Встречаем птиц»

Совершенствовать знания о перелетных птицах. Уточнить особенности строения птиц, сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов) Первый прилет стрижей, ласточек и т. д.

1. Рассмотреть иллюстрации птиц. Вспомнить их названия

2. Загадать загадки про птиц

3. Беседа «Для чего нужен скворечник»

4. Игра с бумажными птицами

Перспективный план работы на май 2015г.

Неделя

Тема

Программное

Формы работы

«Человек – живой

организм»

Подвести к осознанию себя как живого существа, которое имеет свои особенности и потребности. Формировать представление детей, о некоторых органах человека, о положительном и отрицательном влиянии на них.

1. Рассмотреть энциклопедию «Тело

человека»

2. Рассказ воспитателя о некоторых органах человека

3. Беседа «Что для человека вредно, а что полезно»

«Цветущий сад»

Познакомить детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев

(цветением). Продолжать устанавливать связи между

изменениями условий

(тепло, свет) и изменением состояния растений (рост, цветение). Воспитывать эстетические чувства.

1. Наблюдение за яблоней.

2. Беседа «Почему цветут деревья»

(установить связь с

погодными условиями)

3. Работа с календарём природы.

«Экологическая тропа»

Приблизить детей к природе,

учить общаться с ней, любить ее. Уточнять, имеющиеся знания об окружающей природе.

1. Чтение стихотворения

Р. Рождественского

«Береги природу»

2. Целевая прогулка по экологической тропе

3. Беседа «Что будет, если…»

Диагностика

Список литературы:

1. Н.А. Рыжова. Я и природа: Учеб. -метод. комплект по экологическому образованию дошкольников. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1996,

с. 56, (Сер. «Наш дом - природа»).

2. Н.А. Рыжова «Волшебница вода».

3. С.Н. Николаева. Ознакомление дошкольников с неживой природой - Педагогическое общество России, Москва 2005.

3. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 128 с.

4. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.

5. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова.

«Конспекты занятий: познавательное развитие, развитие речи, экология». 2008.

6. Интернет – источники.