Рассеянность невнимательность забывчивость лечение. Плохая память: что делать? Симптомы при ухудшении памяти

Каждый человек хотя бы раз в жизни попадал в глупое положение, связанное с внезапной забывчивостью. Плохая память – это проблема современного общества, которая может появиться в любом возрасте. Причин расстройства памяти множество – это и отсутствие насыщенности мозга кислородом, и склонность к вредным привычкам, умственная перегрузка или недозагрузка и т. д. Так что же надо делать при плохой памяти для ее улучшения?

У ребенка

Основными факторами, способствующими нарушению памяти у детей младшего возраста, являются врожденная умственная отсталость и приобретенные болезненные состояния, которые проявляются в ослаблении различных видов памяти.

Очень плохая память у ребенка может быть последствием перенесенного психического заболевания, полученной травмы, коматозного состояния или отравления, например, алкогольного или токсичного. Однако частичные расстройства памяти чаще всего встречаются вследствие комплексного влияния нескольких факторов, таких как, астенические состояния (частые ОРВИ), неблагоприятный психологический климат в семье или в детском коллективе (садике), а также гиповитаминоз.

Чтобы определить, почему у ребенка плохая память, необходимо обязательно показать его грамотным специалистам (неврологу и психологу), которые проведут медицинское обследование и подберут адекватное лечение. В этих случаях могут быть назначены комплекс витаминов, ноотропы, препараты улучшающие работу головного мозга, занятия с психологом и т. д.

У школьника

Некоторые школьники жалуются на плохую память, рассеянность, невнимательность, головные боли, частую усталость и т.д. — такие нарушения могут быть связаны с:

  • Неправильным образом жизни и чрезмерной нагрузкой. В этом случае необходимо понаблюдать за школьником, отметить, какие занятия, кроме учебы, занимают большую часть его времени (прогулки, игры, дополнительные секции и кружки, просмотр телевизора, компьютер), достаточно ли он при этом отдыхает. Дети устают не меньше взрослых, а из-за ежедневных перегрузок и обилия информации они не могут полноценно отдохнуть и восстановить силы во время сна. В результате становятся рассеянными, вялыми, у них снижается концентрация внимания и, как следствие, нарушается память.
  • Недостатком витаминов и микроэлементов. Для хорошей памяти и самочувствия ребенку нужно полноценно питаться и выпивать необходимое количество жидкости. В меню школьника должны обязательно входить:

    • морепродукты не менее 3 раз в неделю – рыба, кальмары, креветки, морская капуста и т.д.;
    • орехи 3-4 штуки в сутки;
    • фрукты и овощи – очень полезны для головного мозга шпинат, капуста брокколи, авокадо и помидоры, бананы;
    • ягоды – нужно по возможности давать ребенку черную смородину, клюкву и чернику;
    • злаки – наиболее полезными для улучшения памяти являются овсянка, гречка, а также каши, состоящие из нескольких злаков с добавлением кунжута, семян тыквы, подсолнечника, отрубей или орехов;
    • глюкоза – мед считается жидким золотом для ясности ума, во время экзаменов рекомендуется подпитывать мозг горьким шоколадом, сухофруктами;
    • молоко – 2 стакана в день улучшат работу мозга.
  • Недостаточными тренировками памяти. Эту причину можно устранить, ежедневно занимаясь и разговаривая со школьником. Необходимо расспрашивать подростка о делах в школе, кругу общения, не обрывая его рассказ, любую фразу дослушивать до конца, а затем задавать вопросы. Кроме того, при плохой памяти следует учить наизусть маленькие стихотворения, интересные скороговорки, пословицы, применять различные игры на развитие памяти и внимания, например, «что пропало», «чего недостает на картинке» и т. д. Полезно развивать и ассоциативную память, например, во время разговора обращать внимание на аромат, цвет, какие-то отдельные детали предметов, их описание. Благодаря этому в памяти ребенка будут формироваться различные образы, а их легче запомнить. Образное мышление помогает быстрее и лучше выучить стих или запомнить текст для пересказа.

У пожилого

У людей старше 65 лет практически все расстройства памяти связаны с ухудшением мозгового кровообращения вследствие возрастных изменений в сосудах, а также нарушений нормального обменного процесса в нервных клетках. Еще одна причина плохой памяти у пожилого человека – это появление болезни Альцгеймера (нарушения в коре головного мозга и более глубоких его отделах).

При естественном процессе старения ухудшение памяти происходит очень медленно. Человеку становится сложно вспомнить только что произошедшие события, вследствие чего может возникнуть депрессия, страх, неуверенность в себе. В большинстве случаев нарушение памяти в пожилом возрасте не приводит к серьезным проблемам и значительному ухудшению качества жизни.

Однако этот процесс может принимать и тяжелые формы со стремительной потерей памяти. В этом случае надо обратиться за квалифицированной медицинской помощью к врачу для назначения адекватного лечения, чтобы избежать у больного развития старческой деменции (нарушение работы клеток головного мозга, что приводит к появлению необратимых процессов в психической деятельности).

Чтобы улучшить память или предупредить ее нарушение, специалисты рекомендуют людям в пожилом возрасте заняться ежедневной ходьбой, бегом, ездой на велосипеде или плаванием. Эксперименты на взрослых животных показали, что физические нагрузки полезны не только для фигуры и сердца, но и для улучшения умственной функции.

После родов

Плохая память у женщин при беременности и после рождения ребенка имеет много причин психоэмоционального и физиологического характера. Кроме того, отрицательно воздействует на память гормон окситоцин, отвечающий за лактацию у кормящих грудью мам. Мироощущения родивших женщин очень быстро меняется, а мозг не успевает «переварить» происходящее и блокирует некоторые сегменты. Также на ухудшение памяти и снижения внимания влияет послеродовая депрессия, которая является причиной нервного напряжения, тревог и негативных мыслей.

Для восстановления памяти женщине следует придерживаться простых правил:

  • Правильно питаться, употреблять продукты, богатые минеральными и энергетическими веществами, а также витамины.
  • Находить время для отдыха. Достаточно 2 часа в день посвятить только себе – это поможет снизить послеродовую депрессию.
  • Сократить до минимума работу и общение, которые вызывают негативные эмоции.
  • Рационально использовать свое время и силы.
  • В крайнем случае, можно пользоваться записками на зеркале, холодильнике, компьютере и т.д.

Если стараться выполнять все перечисленные условия, то плохая память после родов начнет постепенно улучшаться и полностью восстановиться в течение 6-12 месяцев.

После наркоза

Одним из неприятных последствий наркоза является расстройство памяти, а также снижение концентрации внимания и ухудшение способности к обучению. В медицине такие нарушения называются послеоперационной познавательной (когнитивной) дисфункцией.

Однозначного ответа на вопрос, что стало причиной таких нарушений, врачи дать не могут. Считается, что в ухудшении памяти после наркоза имеют значение резкие сдвиги в доставке кислорода к головному мозгу. Больше всего увеличивается риск появления частичной амнезии у людей пожилого возраста, с низким уровнем интеллекта, при повторном наркозе, в случае длительной операции, а также при развитии после операции дыхательных и инфекционных осложнений.

Дополнительные причины

Следует знать, что очень плохая память у человека может развиваться и при наличии следующих факторов:

  • Несбалансированное питание и недоедание. В этом случае организм испытывает нехватку витамина В12, который принимает участие в накоплении воспоминаний. Чтобы не допустить нарушение памяти, рекомендуется принимать специальный витаминный комплекс.
  • Менопауза. Плохая память у женщин может наблюдаться при снижении уровня эстрогенов, характерного для климактерического периода. Решением проблемы станет гормонозаместительная терапия.
  • Лишний вес и высокое давление. В таком состоянии происходит сужение сосудов, вследствие чего мозг не получает достаточного количества крови.
  • Заболевания щитовидной железы. Причиной плохой памяти и частых стрессов может быть гипотиреоз.

Что делать

Первым делом рекомендуется пройти обследование у невролога и эндокринолога, так как причиной нарушения памяти могут быть гормональные изменения, дисфункция щитовидной железы и т.д. Кроме того, память может ухудшиться после сотрясения мозга, при нарушении кровообращения в голове.

Для улучшения памяти желательно придерживаться следующих правил:

  • Людям с сидячей работой необходимо выполнять упражнения для укрепления мышц позвоночника, шеи и спины.
  • Не стоит концентрировать внимание на своей плохой памяти. Если человек о чем-то забыл, то надо постараться отвлечься, а нужная информация всплывет сама собой.
  • Рекомендуется часто гулять, насыщая мозг кислородом.
  • Перед сном анализировать все, что случилось в течение дня.
  • Следить за своим здоровьем, отдыхать при любой возможности, не нагружать мозг лишней информацией.

Существует ряд упражнений, которые помогут улучшить память:

  • Учить стихи, поэмы, пословицы и т.д. Не следует перенапрягаться и пытаться выучить больше, чем есть возможность – лучше выучить меньше, но качественнее.
  • Зрительную память можно улучшить с помощью тренировки. Необходимо поставить любой предмет перед собой и внимательно изучить в течение двух минут. Затем убрать и постараться описать его как можно более детально, лучше всего делать это на бумаге. Затем сравнить свои результаты с реальным объектом.
  • Для слуховой памяти нужно выполнять упражнение «слухач». Человеку надо вспомнить, как звучат звуки окружающего мира, голоса людей. Слушать аудиокниги по одной фразе и запоминать, а на следующий день добавить еще одну строчку, затем еще и т.д.
  • Плохую память на цифры можно улучшить с помощью ассоциаций. На каждую цифру подобрать визуальную ассоциацию – так легче запоминать номера телефонов или другую информацию.
  • При плохой памяти, необходимо постараться больше спать, чаще бывать на солнце и кушать много яблок. Ученые доказали их эффективность при ухудшении памяти.

Память можно тренировать подобно мышцам, но делать это нужно регулярно.

Лекарства

Чтобы не допустить передозировки и побочных эффектов, лекарства от плохой памяти и для улучшения работы мозга синтетического происхождения можно принимать только по назначению врача. Лучшими лекарствами являются:

  • Аминалон – гамма-аминомасляная кислота, способствующая усвоению глюкозы (источник энергии для нервных клеток). Улучшает мышление, память, помогает восстановить нарушенные функции после перенесенного инсульта.
  • Глицин – аминокислота, способствующая обновлению клеток головного мозга.
  • Кортексин – улучшает функцию головного мозга, процессы памяти и обучения, увеличивает устойчивость при стрессовых воздействиях и концентрацию внимания.
  • Пирацетам – оказывает положительное воздействие на обменные процессы мозга, способствует консолидации памяти, заметно улучшает процесс обучения.
  • Церебролизин – ноотропный препарат, предназначенный для лечения разных форм неврологической и психической патологии. При регулярном применении лекарства повышается настроение, активизируются процессы умственной деятельности, улучшается память.

Кроме синтетических препаратов улучшить память могут и лекарственные средства природного происхождения, например, настой цветков клевера, молодые сосновые почки, корень женьшеня или отвар из коры рябины. Однако прежде чем использовать то или иное средство, необходимо проконсультироваться с лечащем врачом, так как все лекарства имеют свои противопоказания и побочные действия.

Препараты для улучшения памяти и работы мозга – это часто назначаемые врачами лекарства при жалобах человека на плохую память.

Они хорошо знакомы многим людям пожилого возраста: пирацетам, кавинтон, ноотропил, циннаризин.

Для улучшения работы мозга лекарства делятся на 2 большие группы:

В первую входят сосудорасширяющие препараты, которые улучшают мозговое кровообращение.

Во вторую - ноотропные препараты, повышающие метаболизм в нейронах мозга.

Принимать препараты для улучшения памяти нужно одновременно по одному из каждой группы.

Именно при таком сочетании лекарств работа мозга может максимально улучшиться.

ЧТО ВЫ УЗНАЕТЕ ИЗ ЭТОЙ СТАТЬИ:

Лекарства из группы НООТРОПОВ для улучшения памяти

Лекарства, которые стимулируют работу головного мозга, называются «Ноотропные препараты». По механизму действия они различаются между собой. Однако результат от их применения один и тот же – повышается интенсивность обмена веществ в нейронах мозга, вырабатываются нейромедиаторы, передающие нервные импульсы по проводящим путям и энергия в виде АТФ (аденозинтрифосфорной кислоты).

Мозг работает интенсивнее, а это значит, что память и концентрация внимания усиливаются, работоспособность, активность, фон настроения возрастают, прибавляется энергия и производительность мозговых процессов.

Список наиболее популярных ноотропных препаратов

Пирацетам (ноотропил)

Самое популярное, недорогое, отечественное средство. Именно его чаще всего назначают врачи при жалобах пациентов на плохую память. Препарат выпускается в капсулах, таблетках и в растворе для инъекций в различных дозировках. Применяется минут за 10-15 до еды. Суточная доза может быть различной – 1200-1800 мг. Лечение проводится не менее 1-2 мес.

Пантогам (пантокальцин)

Это также Российский препарат, назначается при различных нарушениях в деятельности головного мозга. Причем, это может быть снижение памяти, вызванное хроническими стрессами, психо-соматическими расстройствами, а также органическими заболеваниями (черепно-мозговой травмой, сосудистой энцефалопатией). Производят его в таблетированной форме (250 и 500 мг в таб) и в виде сиропа для маленьких детей. Действующее вещество –кислота гопантеновая, которая усиливает синтез нейромелиатора гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК). Подавляется судорожная активность и возбудимость нервной системы, повышается устойчивость к гипоксии и ишемии в тканях мозга.

Аминолон (пикамилон)

Производится в России. Действующее вещество - ГАМК. Это активатор обменных процессов, утилизирует глюкозу, выводит токсины из клеток. В целом – улучшается мышление, память, происходит стимуляция работы мозга. Выпускается в капсулах или таблетках по 250 мг. Безопасное лекарство, можно применять взрослым при большой умственной нагрузке, детям школьного возраста при плохом запоминании.

Фенибут

Это также наш отечественный препарат. Механизм действия – усиление синтеза ГАМК. Но есть и свои особенности у этого лекарства. Он продается только по рецепту врача, потому что это более сильный препарат. Он применяется для восстановления нервной системы в результате травм, органической патологии головного мозга. Дополнительно к стимулирующему эффекту, оказывает выраженное седативное или успокаивающее действие.

Глицин

В основу препарата входит аминокислота глицин, повышающая активность клеток головного мозга. Безвредное средство. Многим помогает наладить память, улучшить сон, успокоиться, повысить продуктивность нервной системы. Но есть и такие отзывы, в которых люди сообщают, что препарат им абсолютно не помог.

Ноопепт

Один из новых Российских препаратов на основе действия этилового эфира глицина. Оказывает умеренно выраженное ноотропное, антигипоксантное действие. Защищает ткани мозга от свободных радикалов, токсинов, гипоксии. Благоприятно действует на когнитивные функции, улучшает память. Регулирует вегетативные функции, кровяное давление.

Диваза

Препарат нового поколения, созданный российскими учеными. В структуру лекарства входят антитела к белку S-100 мозговой ткани. Способствует созданию новых интегративных связей между нейронами головного мозга. Результатом будет являться повышение активности коры, улучшение памяти, мышления, работоспособности при неврозах, сотрясении мозга, профессиональных вредностях, синдроме хронической усталости.

Лекарства для памяти, улучшающие мозговое кровообращение

Если ноотропы повышают обмен веществ в клетках и ускоряют проводимость нервных импульсов, то сосудистые препараты нейропротекторное действие реализуют через улучшение мозгового кровообращения.

Циннаризин (Стугерон)

Много лет применяется, как средство для повышения мозгового кровотока. Показанием к назначению являются начальные проявления атерокслероза сосудов. Препарат можно применять людям пожилым при забывчивости, ослаблении концентрации внимания. Таблетки применяются в течение нескольких месяцев.

Кавинтон (Винпоцетин)

Препараты для улучшения памяти и работы мозга - усиливается микроциркуляция, снижается вязкость крови, улучшается обеспечение мозга кислородом. Показанием к использованию являются хроническая недостаточность кровообращения, нарушение памяти, интеллекта, головокружения, нарушения слуха, постинсультные состояния, травмы головного мозга.

Фезам

В состав лекарства входят пирацетам и циннаризин. В результате приема комбинированного средства улучшается клеточный метаболизм ткани мозга при одновременном расширении сосудистой системы. Фезам применяется при начальных формах атеросклероза сосудов у относительно молодых людей, у пожилых - при жалобах на плохую память, у подростков при ухудшении способности к обучению.

Трентал (агапурин)

За счет активного вещества пентоксифиллина трентал расширяет мозговые сосуды, усиливает микроциркуляцию, обеспечивая питанием, кислородом, энергией нейроны мозга. Подобный же эффект наблюдается в коронарных и периферических сосудах. Как и другие сосудорасширяющие препараты, трентал восстанавливает и улучшает память.

Гинкго билоба (Танакан, Мемоплант)

Препараты на основе экстрактов из листьев Гинкго-билоба очень широко используются для повышения памяти за счет усиления микроциркуляции, повышения синтеза аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ), снабжения тканей кислородом, уменьшения вязкости крови. Действие препарата распространяется на всю сосудистую систему организма: мозговых и коронарных артерий, сосудов конечностей и внутренних органов.

Можно ли самостоятельно, без консультации врача пить таблетки для памяти

Можно! Обычно лекарства для повышения памяти продаются в аптеках. Самостоятельный прием лекарств для улучшения памяти допускается:

  • Если причины снижения памяти носят функциональный характер: неврозы, перегрузки по работе или учебе, повышенная утомляемость. При заболеваниях или черепно-мозговых травмах лечение должен назначить доктор;
  • Лучше всего принимать одновременно два препарата: из группы ноотропов и сосудорасширяющее средство;
  • Внимательно ознакомьтесь с аннотацией, особенно раздела, касающегося противопоказаний и побочных действий;
  • Большинство ноотропных препаратов нужно принимать утром или днем, поскольку они вызывают активность человека и могут нарушить процесс засыпания;
  • Курс лечения ноотропными и сосудистыми препаратами должен быть длительным: от 1 до 3 месяцев;
  • Вы можете воспользоваться следующими препаратами: глицин, аминолон, пикамилон, пирацетам, диваза, ноопепт, танакан, циннаризин, трентал, ксантинол никотинат.
  • Не секрет, что нарушение памяти может появиться, как один из симптомов органических заболеваний ЦНС, например, Не занимайтесь самолечением. Обратитесь к неврологу, пройдите обследование и получите назначение препаратов. В арсенале врача имеется большой список лекарств, которые имеют определенные индивидуальные показания: глиатилин, кортексин, церебрум-композитум, энцефобол, фенотропил, когитум, семак, сермион и многие другие.

Какие лекарства для памяти можно давать маленьким детям

Заметить проблемы с памятью у маленького ребенка можно по тому, как он запоминает стишки, насколько он осваивает игры с другими детьми, как выступает в детском саду на праздниках. В школе еще более определенными становятся и запоминанием.

Никогда самостоятельно или по совету знакомых не давайте ребенку никаких лекарств. Причины нарушений памяти должен определить детский невролог. Проводится лечение теми же лекарственными препаратами, что и у взрослых. В детской практике рекомендуется применять ограниченный перечень ноотропных лекарств: пантогам, пикамилон, глицин, кортексин, семакс, сермион. Большее внимание уделяется массажу, остеопатии, лечебным ваннам, закаливанию.

Препараты для улучшения памяти и работы мозга в большом ассортименте представлены на фармакологическом рынке. Небольшую часть из них допускается принимать самостоятельно, если причины ее снижения вызваны умственными перегрузками, хронической стрессовой ситуацией дома или на работе, пожилым возрастом.

Рассеянность – это вещь приобретаемая, а не наследственная, поэтому от нее можно избавиться, приложив некоторые усилия. Специалисты дают практические советы, что делать при плохой памяти и рассеянности. Воспользовавшись ими, рассеянность можно побороть, «положить на лопатки».

Что же такое рассеянность?

Классическое рассеянное состояние характеризуется блуждающим вниманием, отвлекающим человека от важных, приоритетных дел или планов. Такое состояние проявляется в следующем:

  • трудность или даже невозможность длительно сосредоточиться на одном предмете или теме. Внимание как будто пространно блуждает от объекта к объекту;
  • отсутствие концентрации в ощущениях и мыслях, они смутны и неопределенны;
  • бессилие и расслабленность;
  • безразличие и незаинтересованность происходящим;
  • скука.

Нарушенное внимание и память очень избирательно, неустойчиво и отличается малым объемом.

Понять причину

Гарантия победы в любой битве — знать врага в лицо. Поэтому и в нашем случае, задаваясь вопросом, как победить рассеянность, для начала нужно понять, из-за чего память может притупляться. Одна их причин – это лень, нежелание сосредотачиваться на деле, которое не хочется выполнять. Следующие причины возникновения плохой памяти: однообразная монотонная деятельность, хроническое недосыпание, физическое и умственное истощение . Все это может послужить началу невнимательности. Если ничего не делать для своевременного решения эти проблемы, она может развиться в патологическую рассеянность. Еще одним основанием является психологическое заболевание , причиной которого может быть поражение мозга. В этом случае нужно медицинское лечение.

Необходимость лечения

Лечение рассеянности зависит от степени этого расстройства.

  1. Внутренние факторы. Органическое поражение мозга. Необходимость клинического лечения.
  2. Внешние факторы. Переутомление или болезнь.

В первом случае невнимательность рассматривается как психическое расстройство, которое может даже протекать с полным отключением памяти. Чаще всего такое случается по причине депрессии или тревожного расстройства. При этом диагнозе назначается медикаментозное лечение, прописываются антидепрессанты или ноотропные препараты. Параллельно оказывается помощь психолога по проработке эмоциональных ситуаций, если таковые имеются.

«Порхающее» внимание

Второй тип расстройства внимания не требует серьезного медицинского лечения. Его можно назвать «порхающим» вниманием. Оно свойственно подростковому контингенту и людям преклонных лет. Такой вид невнимательности наблюдается у переутомленных или ослабленных болезнью людей. Их неспособное к порхает, как бабочка, переключаясь с темы на тему.

У обычных людей такого типа носит временный характер при условии борьбы с такой невнимательностью и причин, ее вызывающих. На эту патологию влияет временное понижение подвижности нервных процессов. В случае клиники такое происходит из-за мозгового кислородного голодания или церебрального атеросклероза. Чаще всего это происходит у людей старшего возраста.

«Как избавиться от рассеянности и плохой памяти? Что делать?» — часто задаваемый вопрос встревоженных пациентов, который они адресуют психологам. Их волнует, серьезное ли это заболевание, нуждается ли в лечении, и как бороться с рассеянностью. Часто такой тип невнимательности проявляется в невозможности концентрироваться и затруднении переключения внимания с предмета на предмет или с одного вида деятельности на другой. Такой тип не нуждается в серьезном лечении рассеянности. Причиной может быть элементарное физическое, эмоциональное или умственное переутомление. В этом случае ясно, что нужно делать. Просто дать организму отдохнуть, возможно, даже на время сменить обстановку.

Самостоятельная профилактика

Вот несколько советов, как бороться с рассеянностью, как не допустить ее критического состояния, когда уже приходится прибегать к лечению. Рассеянности нужно объявлять войну. Дети нуждаются в этой сфере в помощи родителей. Людям, склонным к рассеянности, необходимо понимать, что с этой слабой областью нужно работать.

  • Научиться жить обдуманно и не спеша. Часто природой рассеянности является суета и торопливость.
  • Следить за ходом мыслей, последовательны ли они; их нужно организовывать, останавливая суетливость в голове и направляя ход мыслей в одно русло.
  • Нужно научиться одновременно заниматься только одним делом. Это — дисциплина.
  • Бороться с привычкой жить автоматически. Приучать себя планомерно класть вещи на свое место.
  • Запоминать трудные слова легче с помощью образных подсказок по ассоциации. Также не лениться делать
    «напоминалки», которые помогут жить более организованно, сохраняя приоритеты важности дел.
  • Не перегружать мозг; давать себе короткие паузы, чтобы ни о чем не думать.
  • Развивать наблюдательность, переводя взгляд от себя — на внешнее, устанавливая контакт с окружающим миром.
  • Нужна бдительность, когда приходит ситуация спешки, беспокойства, стресса. Сознательно говорить «стоп» панике или суете, успокаивать разум и выбирать правильный выход.

Все получится

Если есть трудность наблюдать за собой, и рассеянность не подлежит самоконтролю, то стоит обратиться к врачу для назначения индивидуального лечения рассеянности.

Ответственность каждого человека — следить за своим образом жизни: умению ли я отдыхать, не ленюсь ли в тренировке своей памяти и внимания, развиваю самоконтроль?

Для более эффективного результата важно выяснить индивидуальную и постараться разобраться с ней вместо того, чтобы «воевать» со следствием проблемы. Тогда все получится.

Автор статьи: Лаухина Екатерина

О том, что плохая память – удел людей преклонного возраста, не больше чем миф. Оказывается, забывчивость оправдана и в 25, и 40 лет. Какие причины возникновения рассеянности? Как развить умение хранить информацию? Мы расскажем о том, почему забываем ключи в дверях и дадим 6 советов, как прокачать память.

Плохая память – не всегда плохо

Американские ученые Пол Франкленд и Блейк Ричардс Равель, изучая память животных и людей, пришли к интересному открытию. Оказывается, чем лучше развита у человека память, тем тяжелее ему принимать решение и давать однозначные ответы. Дело в том, что такие люди помнят все «за» и «против», находятся в постоянном взвешивании мелочей, сопоставлении фактов.

Ученые подытожили: хорошо, когда мозг забывает ненужную информацию и фокусируется на важных вещах. Как оказалось, «техническую» информацию лучше хранить в гаджетах, а в голове оставлять место для приятных воспоминаний.

Соответственно, тем, кто то забывает ненужные подробности, легче адаптироваться в новой среде, приспосабливаться к неожиданным условиям.

Плохая память: что делать

Узнать причины

Существует несколько причин забывчивости. Желательно найти «свою», ту, которая мешает организованности, и устранить ее.

  • Спешка. Если мы куда-то не успеваем, мозг работает в режиме «быстрее-быстрее». Суматоха приводит к тому, что кошелек остается дома, ключи в двери, а вчерашнее задание шефа невыполненным. Что в такой ситуации делать? Никогда не спешить, концентрироваться на самом важном.
  • Хроническое недосыпание, переутомление. Многие живут в режиме работы 24/7. Хочется быть успешным, развиваться, встречаться с друзьями, все успевать. А времени, как всегда, не хватает… Тогда мы похищаем несколько ночных часов. Это в корне неправильно, потому что ночью организм должен отдохнуть, восстановиться. Если удалось только пару часов передремать, надеяться на то, что доклад будет прочтен успешно без листка, не стоит.
  • Вредные привычки. Курение, злоупотребление алкоголем и другие вредные привычки влияют на краткосрочную память. Так, выйдя с отеля и закурив, увеличивается вероятность забыть дорогу к новому месту ночлега.
  • Стрессы и переживания. Напряженное психическое состояние характеризуется некой зацикленностью. Человек хочет запомнить, но не может, потому что все силы потрачены организмом на переживания негативных эмоций, на борьбу с депрессией или конфликтами.

Обратиться к врачу

О любом ухудшении здоровья желательно поговорить с врачом. Специалисты узкого профиля дадут конкретные рекомендации, предложат разного рода обследования, чтобы определить, нуждается человек в медикаментозном вмешательстве или нет. Самостоятельно покупать витамины или другие биодобавки нежелательно.

Использовать народные средства

Сложно сказать, возможно ли решить проблемы с памятью народными способами. Но хуже от некоторых точно не станет. Истощенный организм всегда нуждается в подзарядке. Травники советуют пить настой из листьев шалфея или мяты, яблочный и грейпфрутовые свежевыжатые соки. Целебные свойства приписывают чернике, рекомендуя употреблять ягоду в любом виде. Она также улучшает зрение.

Настроиться на позитив

Если пришло осознание, что есть проблемы с памятью, ни в коем случае нельзя расстраиваться. Они на самом деле есть у всех. Но преодолеть недостатки удается только тем, кто настроился на позитив, допускает самоиронию, готов над собой работать.

Комплексно подойти к решению

Чтобы преодолеть забывчивость, упражнений недостаточно. Если в рационе нет необходимых микроэлементов, сон не превышает пяти часов в сутки, отсутствует хоть какой-то режим, что-либо изменить будет сложно.

Когда мозг находится в постоянном стрессе, он не готов воспринимать информацию. Наладить его деятельность можно только в спокойном и размеренном ритме жизни. Также нужно исключить курение, алкоголь и другие вредные привычки.

Заняться восстановлением памяти

Существует множество программ, техник и методик, чтобы усовершенствовать умение запоминать. Конечно, феноменальными способностями обзавестись не получится, но достичь результата можно. Выбирать упражнения стоит исходя из индивидуальных особенностей восприятия – визуального, аудиального, сенсорного и так далее. То есть, кому-то легче фиксировать данные, связав их ассоциативно, кому-то нужно записать, кому-то проговорить.

Гаджет может тоже помочь – есть много интересных программ, специализировано разработанных для тех, кто хочет улучшить внимание, устранив проблемы с памятью.

Проблемы с памятью в разном возрасте: чем обязаны

20 лет

К 25 годам наш мозг работает максимально продуктивно. Его вес достигает максимального показателя – около 1, 4 кг.

Двадцатипятилетним проще запомнить, а потом удержать в голове имена, номера телефонов, сложные формулы. Статистика утверждает, что один из семи молодых людей жалуется на плохую память. Психологи называют причины: стремление успеть все и сразу, одновременное использование нескольких гаджетов – «не включается» гиппокамп, мозговой отдел, в котором формируется свежие воспоминания. Одновременное использование планшета, компьютера и телефона приводит нас к рассеянности.

30 лет

В этом возрасте причиной плохой памяти является потеря синоптических связей между нейронами. Каждые 10 лет наш мозг уменьшается в размере на 2%. Теперь чтобы выучить иностранный язык или освоить новое ремесло, пойдёт больше времени.

Многие тридцатилетние женщины стают матерями и ощущают на себе действие феномена «энцефалопатии беременной». Его суть состоит в резком «глупении» активной современной женщины. Явление временное, так как в его основе гормональный шторм. Брэтфордские ученые сравнили, как запоминают беременные и женщины в обычном состоянии. У первых обнаруживались явные проблемы с памятью. Они продолжались ещё 3 месяца после родов, а потом самоустранялись.

40 лет

Если мы в 40 лет забываем пин-код кредитной карточки, не стоит расстраиваться – это нормально.

Интересное исследование проводилось в клинике Майо в Америке. Его прошли около 1200 участников в возрасте от 30 до 95 лет. Оказывается, память начинает слабеть на сорокалетнем пороге. Если не тренировать способность запоминать, нейронные связи активно ослабнут до 65 лет, а после станет еще сложнее извлекать информацию.

50 лет

К пятидесяти годам изменяется префронтальная кора, где хранится нужная информация. Как следствие, человек не помнит, зачем ушел на кухню и когда у его младшего внука день рождение. В то же время он может участвовать в интеллектуальных конкурсах, вспоминать цитаты, интересные факты.

Доказано, что мужчины достигают пика способности извлекать из памяти информацию к 55 годам. Женщины – к 60, что связано с менопаузой.

60 лет

Теперь стает тяжело вспомнить нужное имя или восстановить хронологическую последовательность событий собственной жизни. Причина рассеянности кроется в потере связи между разными областями мозга. Информация осталась, но найти ее, связать, становится сложнее.

Не стоит волноваться, плохая память в 60 не является отклонением, а скорее закономерностью. Главное только, чтобы собеседники не перебивали. Чем больше нас отвлекают, тем тяжелее вспомнить хоть что-то.

В калифорнийском университете проводили исследование, вследствие которого установлена закономерность: пожилым людям тяжело не реагировать на отвлекающие факторы. Поэтому часто теряются логическая цепочка их повествования.

70 лет

Из 10 только что прочитанных слов большинство 70-летних людей сможет повторить только половину, при том, что 25-летнии обычно воспроизводят 9.

По словам лондонского профессора психологии Мартина Конвей, плохую память можно скрыть нажитым опытом или добытыми знаниями. Определить уровень забывчивостью могут только специальные тесты. Доказано, что на 30% ухудшается визуальное восприятие действительности, поэтому в новой местности лучше довериться навигатором. Интересно, что в 70 лет гораздо проще вспомнить события молодости, нежели то, что вчера было съедено на завтрак.

80 лет

В этом возрасте практически у всех есть проблемы с памятью, но Общество Альцгеймера обнадеживает – только один из 6 людей страдает от деменции.

Редко встретишь человека, который бы не утверждал, что у него плохая память. Но менять свой образ жизни, чтобы ее улучшить, готовы не многие. У рассеянности есть причины. Если забывчивость надоела, пора менять образ жизни и тренировать мозг. А если нет, успокойте себя результатами исследований: проблемы с памятью – не всегда плохо.

Для изучения кратковременной зрительной памяти необходима таблица. Ее можно изготовить и самому. Лист бумаги разделяют на 12 ячеек (3 ряда, по 4 ячейки). В каждое отделение записывают двухзначное число.
Человеку предлагают 10 секунд посмотреть на таблицу, а затем записать числа, которые он запомнил. Средний результат 6-7 чисел. Недостаточный объем – менее 5ти.

Методика «Изучение непроизвольной и произвольной памяти»

Для исследования необходимы 2 набора картинок по 10 штук в каждом.

Исследование непроизвольной памят и. Человека просят посмотреть на картинки. каждую демонстрируют на протяжение 2-х секунд. после просмотра просят припомнить те картинки, которые он видел.

Исследование произвольной памяти . Перед тестом человека просят запомнить изображения. Метод запоминания не указывают. Демонстрируют второй набор картинок по 3 секунды каждую, затем просят вспомнить их в любой последовательности.

После исследования сравнивают эффективность двух видов памяти.

Память – свойство нервной системы запоминать, сохранять и в нужный момент воспроизводить информацию, умения и навыки. Суть памяти – способность получать, хранить и воспроизводить жизненный опыт. Таким образом, память – основа обучения, поэтому ее относят к познавательным процессам.

Когда говорят о плохой памяти, имеют в виду, что на одном или нескольких этапах возникают трудности: человеку сложно запомнить данные, В памяти информация не хранится достаточно долго или вытесняется новыми фактами.
Чаще всего ухудшение памяти связано со снижением внимания, переутомлением и спешкой. Это легко можно исправить с помощью тренировок. Более серьезную проблему составляет резкое ухудшение памяти, связанное с болезнью или травмой. В этом случае требуется помощь невролога.

Виды памяти по органам чувств

  1. словесно-логическая – запоминание смысла речи;
  2. эмоциональная – память на пережитые эмоции и связанные с ними события;
  3. двигательная – запоминание и воспроизведение сложных;
  4. образная – память на образы, которые сформировались на основе данных полученных от различных органов чувств;
  • зрительная – сохранение зрительных образов, иллюстраций, схем таблиц;
  • слуховая – помогает сохранять и точно воспроизводить звуки, речь;
  • обонятельная – запоминание запахов;
  • тактильная – память на информацию, полученную путем осязания.

По времени хранения

мгновенная (иконическая) – до 0,5 секунд. хранит в памяти только что воспринятое органами чувств;
кратковременная – до 20 секунд. объем очень ограничен (7 предметов), информация быстро замещается новыми данными. На этом этапе отсеивается бесполезная информация, что позволяет не перегружать долговременную память. Кратковременную память считают фильтром и перевалочным пунктом для долговременной памяти, следовательно, чем больше объем кратковременной памяти, тем лучше долговременная память.
оперативная – хранение на определенный срок до нескольких дней (удержать в памяти, пока не запишу, пока не сдам экзамен)
долговременная – хранит информацию на неограниченный срок. Считается что объем этой памяти неограничен, трудности возникают не с хранением, а с припоминанием нужной информации.
генетическая – сохраняется на генном уровне и передается по наследству.
по участию воли в процессе запоминания:
непроизвольная – информация запоминается автоматически, без усилий человека. часто это интересный материал, имеющий большое значение для человека, вызывающий положительные эмоции или необходимый в работе. Очень Часто бывает, что непроизвольная память работает лучше произвольной – запоминание проходит быстрее и информация сохраняется дольше.
произвольная – запоминание обязательно требует волевых усилий. Для того, чтобы Выучить стихотворение, новый материал или иностранные слова необходимо заставить себя, что вызывает дополнительные сложности.

От чего зависит память? (анатомия и физиология ЦНС)

За память отвечают различные структуры мозга:
  • за оперативную и кратковременную память - медиобазальная система (гиппокамп и прилежащая кора височной доли);
  • за процедурную память – миндалевидное тело, мозжечок и кора;
  • за долговременную память – кора головного мозга.
кроме того в функционировании памяти важную роль играют холинэргические, норадренэргические, серотонинэргические, дофаминэргические системы мозга. Они представляют собой совокупность связанных между собой нервных клеток, секретирующих один из нейромедиаторов (гормонов) – ацетилхолин, норадреналин, серотонин или дофамин.

Разделяют множество видов памяти, которые работают слаженно, составляя единую систему.

Образно объясним, как работает память. Представьте машину, посыпающую улицу песком – это информация, которую предстоит запомнить. Она едет, оставляя след, от объекта к объекту (это нейроны – клетки головного мозга). Некоторое время этот след сохраняется – информация хранится в памяти. Но если машина не пройдет повторно по этому же маршруту, то скоро на дороге не останется следа. Так же и с памятью, если информацию не повторять, не пользоватья ею, то постепенно она вытесняется другими раздражителями.

Информация (впечатления, навыки) проходят от ожной нервной клетке к жругой, образуя допожку. Новая информация проходит другим путем, оставляя новый след.

Память включает в себя 4 процесса:

  • запечатление;
  • сохранение;
  • воспроизведение;
  • забывание.
они обеспечиваются 4-мя механизмами памяти:
  • образование нервных связей;
  • закрепление нервных связей;
  • возбуждение нервных связей;
  • торможение нервных связей.
каждому процессу памяти соответствует свой механизм. Например: запечатление информации происходит через образование нервных связей между группой нейронов. процесс запечатления проходит две стадии. Первая – нервные клетки удерживают возбуждение, что обеспечивает кратковременную память.

Вторая фаза запоминания – закрепление возбуждения за счет биохимических изменений в клетках головного мозга и синапсах (межклеточных образованиях, обеспечивающих передачу нервного импульса между нейронами). Биохимические изменения формируются не мгновенно, поэтому на запоминание информации необходимо некоторое время. оптимально запоминание происходит, если информация повторяется несколько раз. Тогда нервное возбуждение повторно проходит один и тот же путь. Это обеспечивает значительные биохимические изменения, в результате такая информация хорошо запоминается, длительно хранится в памяти и легче воспроизводится. Еще один важный фактор насколько новый материал взаимосвязан с имеющимися знаниями. Проще говоря, легче запоминается то с чем мозгу уже приходилось иметь дело.

сохранение информации в памяти возможно благодаря закреплению нервных связей. согласно последним исследованиям, информация, относящаяся к оперативной памяти кодируется в виде изменений в молекулах РНК (рибонуклеиновой кислоты). Каждая нервная клетка более 1000 измененных рнк. Долговременная память обеспечивается изменениями в молекулах ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты), находящихся в соответствующих нервных клетках, которые принимали участие в запоминании.

воспроизведение информации , когда необходимо припомнить нужное, осуществляется путем возбуждения тех нейронов, которые запоминали информацию. При этом в мозге устанавливаются связи с другими смысловыми компонентами. Другими словами, чем больше в мозге взаимосвязанного материала, касающегося данной информации, тем легче будет его припомнить.

Забыванию информации соответствует торможение нервных связей. это происходит в том случае, когда следы вытесняются новыми впечатлениями. Происходит замещение старых данных более актуальной информацией. забывание считается защитным механизмом, предохраняющим мозг от перегрузок.

Вся информация, содержащаяся в памяти, хранится в различных зонах коры головного мозга. Например, словесно-логическая информация преимущественно локализуется в лобных долях. В запоминании одного события может принимать участие один нейрон или целая сеть нервных клеток. Хорошая память возможна при слаженной работе коры обоих полушарий.

Действия, доведенные до автоматизма (умывание, чистка зубов, закрывание двери) откладываются не в коре полушарий.

Хорошая память возможна при высоком тонусе коры головного мозга. Он в свою очередь зависит от работы подкорковых структур и общего состояния организма. а ретикулярная формация и лимбический отдел мозга повышают тонус коры и ориентируют внимание человека, создавая предпосылку для запоминания.

Как определить, что память плохая?

для определения объема памяти используют тесты

кратковременная память

для изучения кратковременной зрительной памяти необходима таблица. ее можно изготовить и самому. лист бумаги разделяют на 12 ячеек (3 ряда, по 4 ячейки). в каждое отделение записывают двухзначное число.
человеку предлагают 10 секунд посмотреть на таблицу, а затем записать числа, которые он запомнил. Средний результат 6-7 чисел. недостаточный объем – менее 5ти.

1. проблемы с запоминанием
сложности с заучиванием на память;
сложности с освоением новой информации;
2. проблемы с сохранением информации

3. проблемы с воспроизведением (припоминанием) информации

Слово «крутится на языке»
провалы в памяти

Основные причины ухудшения памяти (причина – механизм развития патологии)

Хроническая усталость . Длительные изнуряющие умственные нагрузки приводят к нарушению работы высшей нервной системы, в том числе и ухудшению памяти. Особенно ухудшают память обилие информации, необходимость быстро принимать решения, высокая степень ответственности за них, многозадачность.

Стрессы . часто повторяющиеся и длительные стрессовые ситуации крайне негативно сказываются на состоянии памяти и высшей нервной деятельности в целом. Особенно страдает сохранение информации

Недосыпание . учеными доказано, что постоянное недосыпание на 30% снижает эффективность мыслительных процессов и памяти. Больше всего страдает запоминание и воспроизведение информации.

Злоупотребление энергетическими и стимулирующими напитками- постоянная стимуляция приводит к тому, что мозг в конечном итоге истощается.

Курение и злоупотребление алкоголем . никотин вызывает резкое сужение сосудов головного мозга и этот эффект может сохраняться на протяжении нескольких часов. потребление алкоголя (более 40 г в день) вызывает интоксикацию нервной системы. любопытно, что полный отказ от алкоголя (менее 20г в день) также негативно сказывается на состоянии памяти.

Интоксикация организма вредными веществами . наиболее негативное воздействие на память оказывают алюминий, свинец, медь, марганец, ртуть. эти вещества способны накапливаться в организме. это часто случается у людей, работающих на вредных производствах.

Недостаточное питание . дефицит белка, незаменимых жирных кислот и химических элементов ухудшает протекание процессов в мозге и ухудшает его работу.

Дефицит витаминов Е и группы В . Эти вещества участвуют в кислородном обмене и синтезе нейромедиаторов, обеспечивающих прохождение импульсов между нервными клетками.

Возрастные изменения связанны со снижением мозговой активности, ухудшением кровообращения головного мозга. Если не принимать профилактических мер, то даже У здоровых людей возрастное ухудшение памяти происходит после 55 лет.

Беременность и кормление грудью . установлено, что гормон окситоцин негативно влияет на память. Тестостерон и эстроген способствуют запоминанию новой информации.

Прием некоторых медикаментов – антидепрессантов, нейролептиков, обезболивающих, холинолитиков, барбитуратов, антигистаминных препаратов. Кроме того при приеме различных групп медикаментов их действие способно кумулироваться.

Гипоксия мозга . кислородное голодание нервных клеток связано с отравлением угарным газом, нарушении кровообращения, удушении,

Заболевания внутренних органов:

  • туберкулез легких
  • патологии нервной системы
  • нарушения мозгового кровообращения, инсульт
  • черепно-мозговые травмы
  • нейросифилис
  • инфекционные заболевания менингит, энцефалит
  • доброкачественные и злокачественные опухоли головного мозга

Как улучшить память?

В последние годы набирает популярность теория, что мозг, как и мышца, поддается тренировке. чем чаще вы будете тренировать память, тем лучше она будет. Причем это правило работает в любом возрасте. Этот способ улучшения памяти работает, будь то Плохая память у ребенка или возрастные изменения.

Повторение . повторение на протяжении 20 секунд после поступления информации позволяет дольше сохранить ее в кратковременной памяти и
тренировка памяти

1. в столбик запишите цифры от 1-го до 20-ти. свяжите каждое число с предметом, человеком или явлением. Например: 1-яблоко, 5-магазин. На следующий день попытайтесь вспомнить какой предмет какому номеру соответствовал. Повторяйте ежедневно, меняя предметы. Записывайте количество правильных ответов.
2. запишите 20 двузначных чисел, присвойте им порядковые номера. Лучше, если это сделает кто-то другой. Например: 1. 89; 2. 66… посмотрите на таблицу 40 секунд. воспроизведите все, что запомнили.
3. прочитайте отрывок текста, состоящий из 10-ти предложений. текст должен быть не художественный, а научно публицистический. через 1 минуту необходимо воспроизвести все, что удалось запомнить.
4. запоминание лиц и фамилий. для упражнения необходимо 10 фотографий незнакомых людей. требуется запомнить 10 лиц, а также имена, отчества и фамилии. На запоминание выделяется 30 секунд. Затем фотографии подаются в другом порядке, требуется вспомнить ФИО людей.
5.

  • Медикаменты для улучшения памяти
Лекарственные средства, отпускаемые без рецепта
Группа препаратов представители Действие Способ применения
Препараты гинкго билоба Билобил, мемоплант, гингогинк, билобил форте, гинкго билоба Улучшают текучесть крови, воздействуют на сосудистую систему мозга. препараты улучшают питание нервных клеток и их кислородом. Взрослым – по 1 капсуле 3 раза в день. курс лечения 3 месяца.
Детям до 18 лет препараты противопоказаны.
Аминокислоты Глицин, глицисед, глицирам Улучшает обменные процессы в нейронах. Улучшает запоминание в периоды интеллектуального напряжения (Экзаменационная сессия). Таблетки для рассасывания под языком. взрослым по 2 таблетки 3 раза в день. детям по 1-й таблетке 3 раза в день. длительность приема от 2-х недель до 2-х месяцев.
Ноотропные лекарственные средства. препараты гамма-аминомасляной кислоты Аминалон, ноофен Препараты улучшают мозговое кровообращение, метаболизм нервных клеток, повышают усвоение глюкозы. Улучшается память, слабое антидепрессивное и психостимулирующее действие.

Лекарственные средства, применяемые по назначению врача
Группа препаратов представители Действие Способ применения
Ноотропные средства Пирацетам, луцетам, мемотропил, ноотропил, церебрил Усиливает синтез дофамина. улучшает передачу нервных импульсов между нервными клетками. Улучшают кровообращение и обменные процессы в мозге. Повышают усвоение глюкозы нейронами. Внутрь по 150-250 мг 3 раза в день. В стационарах препараты вводят внутривенно. длительность лечения от 2-х недель до 3-х месяцев.
Ноотропные и гамкергические лекарственные средства Энцефабол, пиритинол Улучшает захват и усвоение глюкозы нервными клетками. Повышает обмен нуклеиновых кислот и высвобождение нейромедиаторов в синапсах. Таблетки или суспензию принимают 3 раза в день после еды. Средняя разовая доза для взрослых 2 таблетки или 10 мл суспензии. последний прием не позднее, чем за 3 часа до сна во избежание бессонницы.
Психостимулирующие и ноотропные средства Фенопропил, Активируют деятельность головного мозга, улучшая внимание и память. Регулируют процессы взбуждения и торможения. Улучшают обменные процессы и кровообращение. Принимают по 100-200 мг 2 раза в день после еды. Длительность приема врач устанавливает индивидуально (в среднем 30 дней).
Данные препараты назначаются только после консультации с врачом! они имеют противопоказания и побочные эффекты.

Продукты для улучшения памяти

  • Витамины группы В – мясо и суппродукты (печень, сердце)
  • Витамин Е – Семечки, орехи, авокадо, растительное масло
  • полифенолы – красные и черные ягоды (смородина, вишня, ежевика, виноград), зеленый чай
  • Холин – яичный желток
  • Йод – морская капуста, фейхоа, хурма, морская рыба
  • глюкоза – Мед, шоколад, сахар

Тренировка памяти

  • ассоциации. прочтите или попросите кого-нибудь сказать вам 10 пар слов обеденных ассоциативной связью. дом - уют; блондинка – краска для волос. через 20-30 минут прочитайте первоые слова в
  • заучивание стихов на память. учите на память стихи. при заучивании 2-х четверостиший в день память заметно улучшится уже через 1-2 месяца.
  • запоминание последовательности игральных карт. Вытяните из колоды 6 карт попытайтесь запомнить последовательность, в которой они лежат.
  • создание образов

Лечение причин плохой памяти

При появлении признаков ухудшения памяти необходимо обратиться к неврологу и терапевту, чтобы установить причины нарушений. Далее на основе результатов обследования назначается лечение. Отметим, что у людей с ослаблением памяти (кроме провалов в памяти) неврологические нарушения встречаются редко.
  • активный образ жизни. достаточная физическая активность – условие нормального кровообращения мышц и мозга. Отдых на природе, пешие прогулки, занятия спортом помогают восстановить полноценную работу мозга.
  • новые впечатления. яркие, эмоционально-окрашенные события активируют большое количество нейронов коры головного мозга. которые затем принимают участие в запоминании.
  • не допускайте автоматизма. выполняйте действия осознанно. для этого выполняйте действия (закрывание двери, выключение электроприборов) левой рукой если вы правша. Такой прием заставит напрячься дополнительные отделы мозга и действие запомнится.
  • задачи, кроссворды, головоломки, устный счет.
  • сосредоточить внимание на объекте действия. концентрация внимания позволяет задействовать для запоминания целую сеть нейронов. это облегчит процесс запоминания, улучшит сохранность информации и ее припоминание в нужный момент.
  • задействовать ассоциации. Мозг лучше помнит информацию, которая связана с уже имеющимися данными. Поэтому легче запоминается человек, похожий на знакомого.
  • поддерживать позитивный настрой. То, что вызывает смех и радость запоминается хорошо. А когда человек испытывает депрессию, то память дает сбой. поэтому необходимо сознательно поддерживать положительный настрой – общаться с позитивными людьми, смотреть юмористические передачи.
  • изучать иностранный язык. активирует работу мозга.
  • развивать мелкую моторику. рекомендовано освоить новый вид рукоделия, различать монеты разного достоинства, лепить из каолиновой глины и пластилина.
  • спички бросить 7-10 спичек. посмотреть 1-5 секунд, затем зарисовать как упали спички.
  • освойте метод печатанья на клавиатуре 10-ю пальцами. это помогает задействовать новые ассоциативные связи и дополнительные отделы коры.

Почему плохая память у ребенка? (основные причины)

  • Асфиксия плода во время беременности, сязанная с токсикозом, ранним старением плаценты.
  • невроз. может развиться на фоне переутомления в школе, частых ссор в семье.
  • несобранность
  • выборочная память. только то, что интересно
  • регулярные упражнения
  • игровые тренировки в интернете викиум
  • ейдетика

Как улучшить память ребенка?

Лучше запоминается
  • значимый материал – ребенок понимает, что это важно и почему;
  • материал вызывающий эмоции;
  • регулярно используемый, включенный в постоянную деятельность;
  • материал, связанный с тем, что ребенок хорошо знает;
  • образное мышление – представь себе.
  • факты, на которые обращалось пристальное внимание
  • материал, который удалось воспроизвести, повторить в уме
  • осмысленный, структурированный материал
  • группированный материал
  • запоминание картинок дошкольникам до 10. каждый образ последовательно связывают в.
  • стих. пиктограммы. пересказал. повтор через 2 часа. повтор 3 раза перед сном повтор с утра.
  • слуховая память. произнести 15 словосочетаний – история. специфичная и абсурдная.
  • цифры – образы. 3-х значные диктовать числа – короткие истории.
  • даты рождения, даты событий пушкин
что делать
  • определить какой вид памяти является ведущим (зрительная, слуховая, двигательная, тактильная). необходимо использовать данный вид памяти при запоминании нового материала. Дети со звуковой памятью лучше запомнят прочитанное вслух. ребенок с двигательной памятью – запомнит то, что он записал. те у кого зрительная память, легче запоминают то, то они увидят. при этом желательно пользоваться текстовыделителем, схемами, таблицами. дети дошкольного и младшего школьного возраста хорошо запоминают иллюстрированный материал. определить к какому типу относится.
  • для определения ведущего типа памяти предложите ребенку несколько отрывков текста одного размера. Первый необходимо прочитать «про себя», второй вслух, третий переписать, четвертый прочтите ребенку вы. затем ребенок должен пересказать отрывки. тот, который запомнился лучше, тот вид восприятия у ребенка более развит.
  • тренировать память. учить наизусть пословицы, загадки, четверостишья, постепенно переходя к более длинным стихам. результатом тренировок становится задействование для запоминания большого количества нейронов.
  • расширять кругозор. с раннего детства читать ребенку. также помогают развивающие мультфильмы, игры, телевизионные передачи. Чем больше информации отложится у ребенка за первые годы жизни, тем легче будет запоминаться в школьные годы.
  • отдых от умственных нагрузок. хотя дети намного легче взрослых воспринимают информацию, но они также страдают от переутомления. Особенно, если оно сопровождается стрессами. Это состояние значительно снижает память и сказывается на других познавательных процессов. Необходимо учитывать, что память ухудшается на 4-6 уроке, в четверг и пятницу. Это особенно заметно в последние недели четверти. в такие периоды важно обеспедить ребенку полноценный отдых. наилучшим вариантом будут активные игры на свежем воздухе.
  • улучшать слаженность работы полущарий мозга. пальчиковая гимнастика. Упражнение «палец – кулачок»
  • больше материала по данной теме. чем больше ребенок будет знать о животных, тем легче ему будет запомнить новые факты о них.
  • игра «кулачек - пальчик»
  • тактильная память. прощупывание игрушек с закрытыми глазами.
  • расставить игрушки на столе, посмотреть 10 секунд, затем забрать один предмет. дошколники 5-7.
  • устный счет
  • развивать двигательную память.
  • метод ассоциаций
  • подключение эмоций –
  • создание образов. помогает запомнить фразы, цифры.

Приемы легкого запоминания

  1. запоминание иностранных слов в виде нелепых образов
  2. запомнить список или номер телефона – расставить предметы по порядку на хорошо известном маршруте запомнить,
  3. запомнить фамилию человека легче, если связать ее с внешними особенностями. Также запоминанию способствует повторение несколько раз про себя. Затем обратитесь к новому знакомому по имени под любым предлогом: «Иван Петрович, если я Вас правильно понял». ассоциировать со знакомым человеком с таким же именем.
  4. текст. записи, пиктограммы – основное в предложении
  5. Память подобна мышце – она нуждается в тренировке. пока вы ее тренируете – она улучшается. В том случае, если нет необходимости задействовать память, то она ослабляется.