Рассказы детских писателей о семье. Маленький рассказ о своей семье в садик. Рассказ о моей семье. А вот моя семья – семья Егушевых

Василий Сухомлинский

Бабушка отдыхает

Пришла из школы маленькая Галинка. Открыла дверь, что-то хотела весело сказать маме. Но мама пригрозила Галинке пальцем и прошептала:

– Тихо, Галинка, бабушка отдыхает. Целую ночь не спала, болело сердце.

Галинка тихонько подошла к столу, положила портфель. Пообедала и села учить уроки. Читает книжку тихо, про себя, чтобы не разбудить бабушку.

Открылась дверь, пришла Оля, подружка Галинки. Она громко сказала:

– Галинка, слушай…

Галинка погрозила ей пальцем, как мама, и прошептала:

– Тихо, Оля, бабушка отдыхает. Целую ночь она не спала, болело сердце.

Сели девочки к столу и рассматривают рисунки.

А из закрытых бабушкиных глаз выкатились две слезинки.

Когда бабушка встала, Галинка спросила:

– Бабушка, почему вы во сне плакали?

Бабушка улыбнулась, приголубила Галинку. В ее глазах светилась радость.

Василий Сухомлинский

Все добрые люди – одна семья

Во втором классе был урок рисования. Дети рисовали ласточку.

Вдруг в дверь кто-то постучал. Учитель открыл дверь и увидел заплаканную женщину – мать маленькой белокосой, синеглазой Наташи.

– Прошу вас, – обратилась мать к учителю, – отпустить Наташу. Бабушка умерла.

Учитель подошел к столу и тихо сказал:

– Дети, пришло большое горе. У Наташи умерла бабушка. Наташа побледнела. Глаза ее наполнились слезами. Она склонилась на парту и тихо плакала.

– Иди, Наташа, домой. За тобой пришла мама.

– Пока девочка собралась, чтобы идти домой, учитель сказал:

– У нас тоже сегодня не будет уроков. Ведь в нашей семье – большое горе.

– Это же в Наташиной семье? – спросил Коля.

– Нет, в нашей человеческой семье, – объяснил учитель. – Все добрые люди – это одна семья. И если кто-то в нашей семье умер, мы осиротели.

Василий Сухомлинский

Седьмая дочь

Было у Матери семь дочерей. Поехала однажды Мать в гости к сыну, а сын жил далеко-далеко. Возвратилась Мать домой через месяц.

Когда она вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по Матери.

– Я соскучилась по тебе, как маков цветок по солнечному лучу, – сказала первая дочь.

– Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, – промолвила вторая дочь.

– Я плакала о тебе, как маленький птенец плачет о птичке… – ворковала третья дочь.

– Мне трудно было без тебя, как пчеле без цветка, – сказала четвертая дочь, ласкаясь к матери и заглядывая ей в глаза.

– Ты снилась мне, как розе снится капля росы, – щебетала пятая дочь.

– Я выглядывала тебя, как вишневый сад выглядывает соловья, – прошептала шестая дочь.

А седьмая дочь ничего не сказала, хотя сказать ей надо было очень много. Она сняла с ног Матушки обувь и принесла ей воды в большом тазике – помыть ноги.

Борис Ганаго

Они забыли…

Род, родина, родные, родимый… Увы, кого-то эти слова - пустой звук. Жил Сережа с родителями, да разве являлись они отцом и матерью? Они думали только о выпивке. Напиваясь, отец зверел и избивал своего малыша. Мальчик убегал из дому и ночевал летом в парке, а зимой в подъездах.

Пропив все, родители продали квартиру, забыв, что они отец и мать. И уехали куда-то, не вспомнив про сына.

Сережа оказался один, без дома, а было ему всего пять лет. Пищу он искал в мусорках, иногда голодал сутками.

Как-то он подружился с таким же бездомным мальчиком. Вдвоем было лучше. Однажды они устроились на ночлег в старой машине на свалке и заснули. Что им снилось? Может быть, дом, тарелка с кашей, от которой шел вкусный пар, или мама, еще трезвая мама, поющая колыбельную песню?

Проснулся Сережа от едкого дыма - машина горела. Дверь заклинило, огонь уже обжигал лицо, руки. Сергей изо всех сил толкнул дверцу, выскочил, попытался вытащить друга, но машина взорвалась. Ударной волной его отбросило в сторону. Он потерял сознание; придя в себя и увидев свое обгоревшее лицо, решил только по ночам выходить на поиски пищи. Малыш страдал от сильных ожогов. Ему казалось, что он забыт и брошен всеми.

Однажды – о неисповедимые пути Господни! - его на свалке нашли журналисты. Взволнованные судьбой бездомных детей, они рассказали о мальчике по телевидению.

Уже на следующий день в студию позвонил мужчина, назвавший себя Николаем. Он сказал, что хочет найти Сережу и усыновить его. Вскоре Николай увез мальчика к себе в деревню. Добрые люди собрали деньги на операцию. Теперь ожогов уже не видно. Заживают и душевные ожоги. Сережа учится в школе. Он самый счастливый человек на свете - у него есть дом, есть отец.

Василий Сухомлинский

Сказка о Гусыне

В жаркий летний день вывела гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она показывала деткам большой мир. Этот мир был зеленым и радостным – перед гусятами раскинулся огромный луг. Гусыня учила деток щипать нежные стебельки молодой травки. Стебельки были сладкие, солнышко теплое и ласковое, трава мягкая, мир зеленый и поющий многими голосами жучков, бабочек, мотыльков. Гусята были счастливые.

Вдруг появились темные тучи, на землю упали первые капли дождя. А потом посыпались крупные, как воробьиные яички, градинки. Гусята прибежали к маме, она подняла крылья и прикрыла ими своих детей. Под крыльями было тепло и уютно, гусята слышали, как будто бы откуда-то издалека доносится грохот грома, вой ветра и стук градинок. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте.

Потом все утихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала крылья. Гусята требовательно запищали: выпускай нас, мама.

Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Мать тяжело дышала. Но мир вокруг был таким радостным, солнышко сияло так ярко и ласково, жучки, пчелы, шмели пели так красиво, что гусятам почему-то и в голову не пришло спросить: «Мама, что с тобой?» И когда один, самый маленький и слабенький гусенок подошел к маме и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» – она тихо ответила: «Все хорошо, мой сын ».

Желтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива.

Василий Сухомлинский

Кто кого ведет домой

В детском саду есть два пятилетних мальчика – Василько и Толя. Их мамы работают на животноводческой ферме. В шесть часов вечера они заходят в детский сад за детьми.

Мама одевает Василька, берет его за руку, ведет за собой и говорит:

– Пойдем, Василько, домой.

А Толя одевается сам, берет маму за руку, ведет за собой и говорит:

– Пойдем, мама, домой. Дорогу засыпало снегом. Есть только узенькая тропинка в снегу. Мать Василько идет по снегу, а сын – тропинкой. Ведь она ведет Василько домой.

Толя идет по снегу, а мама – тропинкой. Ведь Толя ведет маму домой.

Прошло двенадцать лет. Стали Василько и Толя сильными, стройными, красивыми юношами.

Зимой, когда глубоким снегом замело дороги, тяжело заболела мама Василька.

В тот же день заболела и Толина мама.

Врач жил в соседнем селе, в пяти километрах.

Василько вышел на улицу, посмотрел на снег и сказал:

– Разве можно по такому снегу идти? – Постоял немного и возвратился в дом.

А Толя пошел по глубокому снегу в соседнее село и вернулся с врачом.

Василий Сухомлинский

Легенда о материнской любви

Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной красоты. Но сердце у девушки было черное, недоброе.

Привел сын молодую жену в дом. Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: «Пусть не заходит мать в хату, посели ее в сенях».

Поселил сын мать в сенях, запретил ей в хату заходить… Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: «Чтобы и духом матери не пахло в хате».

Переселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила мать на воздух. Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая.

Рассвирепела жена, прибежала к мужу: «Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из ее груди сердце и принеси мне». Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его невиданная красота жены. Говорит он матери: «Пойдемте, мама, покупаемся в реке». Идут к реке каменистым берегом. Споткнулась мать о камень. Рассердился сын: «Смотрите под ноги. Так мы до вечера будем идти к реке».

Пришли, разделись, искупались. Убил сын мать, вынул из ее груди сердце, положил на кленовый листок, несет. Трепещет материнское сердце.

Споткнулся сын о камень, упал, ударился, упало горячее материнское сердце на острый утес, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».

Зарыдал сын, схватил материнское сердце в ладони, прижал к груди, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто не любил и не может любить его так преданно и бескорыстно, как родная мать.

Столь огромной была материнская любовь, столь глубоким и все сильным было желание материнского сердца видеть сына счастливым, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала голову сына к груди. Не мог после этого сын возвратиться к жене, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоем степями и стали двумя курганами. Каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов…

Василий Сухомлинский

Я больше не буду

Весной пятиклассники помогали колхозникам сажать арбузы и дыни. Руководили работой два старика – дед Дмитрий и дед Дементий. Оба они были седыми, у обоих лица покрыты морщинами. Они казались детям ровесниками. Никто из детей не знал, что дед Дементий – отец деда Дмитрия, одному из них девяносто лет, а другому – за семьдесят.

И вот деду Дементию показалось, что сын его неправильно подготовил семена арбузов к посадке. Удивленные дети услышали, как дед Дементий стал поучать деда Дмитрия:

– Какой же ты нерасторопный, сынок, какой несообразительный… Век учу тебя и не могу научить. Семена арбузов надо выдержать в тепле, а ты что сделал? Они же озябли… Неделю будут сидеть в земле неподвижно…

Дед Дмитрий стоял перед дедом Дементием, как семилетний мальчик: ровно, переминаясь с ноги на ногу, наклонив голову… и с уважением шептал:

– Тату, больше этого не будет, извините, тату…

Дети задумались. Каждый из них вспомнил своего отца.

Василий Сухомлинский

Именинный обед

У Нины большая семья: мать, отец, два брата, две сестры, бабушка. Нина самая маленькая: ей девять лет. Бабушка самая старшая; ей восемьдесят два года. Когда семья обедает, у бабушки дрожит рука. Все к этому привыкли и стараются не замечать. Если же кто-нибудь посмотрит на бабушкину руку и подумает: почему она дрожит? – рука ее дрожит еще сильнее. Несет ложку бабушка – ложка дрожит, капельки на стол капают.

Скоро день рождения Нины. Мать сказала, что на ее именины будет обед. Она с бабушкой испечет большой сладкий пирог. Пусть Нина пригласит своих подруг.

Пришли гости. Мама накрывает стол белой скатертью. Нина подумала: и бабушка за стол сядет, а у нее рука дрожит. Подруги смеяться будут, расскажут всем в школе.

Нина сказала тихонько маме:

– Мама, пусть бабушка сегодня за стол не садится…

– Почему? – удивилась мама.

– У нее рука дрожит… Капает на стол…

Мама побледнела. Не сказав ни слова, она сняла со стола белую скатерть и спрятала в шкаф.

Мама долго сидела молча, потом сказала:

– У нас сегодня бабушка больна. Именинного обеда не будет.

Поздравляю тебя, Нина, с днем рождения. Мое тебе пожелание: будь настоящим человеком.

Василий Сухомлинский

Самые ласковые руки

Маленькая девочка приехала с мамой в большой город. Пошли они на базар. Мама вела дочку за руку. Девочка увидела что-то интересное, от радости захлопала в ладоши и потерялась в толпе. Потерялась и заплакала.

– Мама! Где моя мама?

Люди окружили девочку и спрашивают:

– Как тебя зовут, девочка?

– А как маму зовут? Скажи, мы ее сейчас же найдем.

– Маму зовут…. мама… мамочка…

Люди улыбнулись, успокоили девочку и снова спрашивают:

– Ну, скажи, какие у твоей мамы глаза: черные, голубые, синие, серые?

– Глаза у нее… самые добрые…

– А косы? Ну, волосы какие у мамы черные, русые?

– Волосы… самые красивые…

Опять улыбнулись люди. Спрашивают:

– Ну, скажи, какие у нее руки… Может быть, какая-нибудь родинка у нее на руке есть, вспомни.

– Руки у нее… самые ласковые.

И объявили по радио:

«Потерялась девочка. У ее мамы самые добрые глаза, самые красивые косы, самые ласковые в мире руки».

И мама сразу же нашлась.

Василий Сухомлинский

Как Соловьиха поит своих деток

У Соловьихи в гнезде трое птенцов. Целый день носит им Соловьиха еду – букашек, мушек, паучков. Наелись соловьята, спят. А ночью, уже перед рассветом, просят пить. Летит Соловьиха в рощу. На листочках – чистая, чистая роса. Находит Соловьиха самую чистую капельку росы, берет ее в клювик и летит к гнезду, несет своим деткам пить. Кладет капельку на листочек. Пьют соловьята воду. А в это время и солнце всходит. Снова летит Соловьиха за букашками.

Василий Сухомлинский

Юрко – тимуровец

Третьеклассник Юрко стал тимуровцем. Даже командиром маленького тимуровского отряда. В его отряде – девять мальчиков. Они помогают двум бабушкам, которые живут на околице села. Посадили возле их хат яблоньки и розы, поливают. Приносят воду, ходят за хлебом в магазин.

Сегодня дождливый осенний день. Юрко с мальчиками ходили колоть дрова бабушке. Пришел домой усталый, сердитый.

Снял ботинки, повесил пальто. И ботинки, и пальто в грязи.

Сел Юрко за стол. Мама подает ему обед, а бабушка моет ботинки и чистит пальто.

Василий Сухомлинский

Как родился Василько

– Дети, сегодня день рождения вашего товарища – Василька. Сегодня тебе, Василько, исполняется восемь лет. Поздравляю тебя с днем рождения. Расскажу вам, дети, как родился Василько.

Василька еще не было на свете, отец его работал трактористом, а мама – в шелководческом звене.

Готовилась молодая жена тракториста стать матерью. С вечера собрался молодой муж отвезти завтра жену в родильный дом.

Ночью разыгралась метель, насыпало много снегу, дороги замело сугробами. Автомашина не могла ехать, а откладывать поездку никак нельзя было, чувствовала молодая женщина: скоро появится на свет дитя. Ушел муж за трактором, а в это время у жены начались страшные боли.

Приспособил муж к трактору большие сани, уложил на них жену, выехал из дому, а до родильного дома – семь километров. Метель не прекращается, степь покрылась белой пеленой, жена стонет, трактор еле пробирается по сугробам.

На полпути ехать дальше стало невозможно, трактор утонул в сугробах, мотор заглох. Подошел молодой муж к жене, поднял ее с саней, завернул в одеяло и понес на руках, с неимоверным трудом выбираясь из одного сугроба и погружаясь в другой.

Метель неистовствовала, снег слепил глаза, муж обливался потом, сердце у него вырывалось из груди; казалось, что вот еще один шаг – и больше не станет сил, но в то же время человеку было ясно, что если он остановится хоть на минуту – погибнет.

Через несколько десятков метров он на мгновение остановился, сбросил пальто, оставшись в телогрейке.

На руках стонала жена, в степи выл ветер, а муж в эти мгновения не думал ни о чем, кроме маленького живого существа, которое должно родиться и за которое он, молодой тракторист Степан, отвечает перед женой, перед своим отцом и матерью, перед дедушкой и бабушкой, перед всем родом человеческим, перед своей совестью.

Четыре страшных километра молодой отец шел несколько часов; в дверь родильного дома он постучал уже вечером; постучал, передал на руки санитаркам завернутую в одеяло жену и упал без сознания. Когда развернули одеяло, изумленные врачи не поверили своим глазам: рядом с женой лежал ребенок – живой, крепкий. Он только что родился, мать стала кормить сына здесь же, в коридоре, а врачи окружили кровать, в которой лежал отец.

Десять дней находился Степан между жизнью и смертью.

Врачи спасли ему жизнь.

Так родился Василько.

Тамара Ломбина

У каждого свое счастье

Федька давно мечтал о велосипеде. Он ему даже снился: красный, с блестящим рулем и звонком. Едешь, а счетчик – щелк, щелк! – считает, сколько ты километров накрутил.

А вчера он просто глазам не поверил: сыну фермера Авдеева Ваське купили велосипед. Именно такой, о котором Федька мечтал! Уж был бы хоть другого цвета, что ли…

Федька вроде никогда не был завистливым, а тут даже в подушку поплакал, так было жаль своей мечты. К маме приставать с расспросами, мол, когда ему тоже купят велик, не стал – знает, что нет денег у родителей.

Вот и сейчас мимо его двора промчался Васька… Федька поливал лунки с огурцами и тихонько глотал слезы.

Как всегда вовремя, во двор с шумом, смехом и таким родным покашливанием ворвался дядька Иван. Непутевый, так звали его родственники. Он закончил какой-то очень умный институт и приехал в родное село. Здесь для его головы работы нет и не будет, да дядька и не хотел другой работы, он устроился пасти коней у Авдеевых.

Удивительно, как ему удается всегда понять, что у Федьки неприятности.

– Федул, что губы надул, – хитро глядя ему в глаза, спросил дядя, – кафтан прожег?

Но тут мимо двора, звоня как сумасшедший, промчался Васька. Дядя Иван понимающе посмотрел на Федьку.

– А пойдем сегодня со мной в ночное? – неожиданно предложил он.

– Можно? А мама пустит?

– Да уж вдвоем уговорим, – заверил неунывающий дядька.

Какой все-таки замечательный этот дядька Иван!

Вечером он приехал на белом Орлике, а рядом с Орликом бежал Огнивко – молодой рыжий конь с тонкими ногами, с огненной гривой, огромными и хитрыми глазами. Федька сам не помнит, как сел на Огнивка. Под завистливые взгляды мальчишек они проехали все село, а потом катались по лугу сквозь облака. Да-да, дядя Иван сказал, что в их Серебряный Лог на ночь спускаются, чтобы переспать до утра, облака. Это так здорово – ехать сквозь облако, полностью отдавшись чутью Огнивка. А потом прямо на конях они въехали в теплую, как парное молоко, реку. Огнивко оказался таким смышленым, они так здорово с ним играли в воде! Федька прятался за других коней, а он находил его и мягкими губами умудрялся схватить за ухо…

Уже обессилев, Федька выбрался на берег. Огнивко с жеребятами еще бегал, играл, а потом пришел и лег рядом с Федькой. Дядя Иван сварил уху. Когда только он все успевает. Вот когда он успел поймать рыбу?

Федька лег на спину и… зажмурился – небо во все звезды смотрело на него. От костра вкусно пахло дымом, ухой, а от Огнивка, от его дыхания было так спокойно. Приятно было чувствовать такой живой запах молодого полужеребенка, полуконя. Сверчки пели какую-то нескончаемую песню счастья.

Федька даже засмеялся: таким ненужным и уродливым показался теперь здесь, рядом со звездами, вымечтанный велосипед. Федька обнял Огнивка и почувствовал, что его душа взлетела высоко-высоко, к звездам. Он впервые понял, что такое счастье.

Борис Алмазов

Горбушка

Гришка из нашей средней группы принес в детский сад пластмассовую трубочку. Сначала он в нее свистел, а потом стал из нее плеваться пластилиновыми шариками. Он плевался исподтишка, и наша воспитательница Инна Константиновна ничего не видела.

Я в тот день был дежурным в столовой. Инна Константиновна говорит, что это самый ответственный пост. Ответственнее всего суп разносить, потому что тарелку за края брать нельзя – можно пальцы обмакнуть, а на ладошках нести горячо! Но я весь суп хорошо разнес. Просто прекрасно! Даже на столы не пролил! Стал раскладывать хлеб на тарелки-хлебницы, тут все ребята пришли, и Гришка этот с трубочкой своей. Я понес поднос на кухню, а горбушку одну в руке нес – себе оставил, я горбушки очень люблю. Тут Гришка как дунет в меня! Пластилиновый шарик попал мне прямо в лоб и отскочил в мою тарелку с супом! Гришка как захохочет, и ребята тоже хихикать стали. Смеются надо мною, что мне шарик в лоб попал.

Мне так обидно стало: я старался, дежурил изо всех сил, а он мне в лоб, и все смеются. Я схватил свою горбушку да как запустил в Гришку. Я очень хорошо кидаюсь! Метко! Попал ему прямо по затылку. Он даже охнул – горбушка ого какая! Не какой-то там шарик пластилиновый. Горбушка от его стриженой головы отскочила и долго по полу через всю столовую катилась – вот как я сильно бросил!

Но в столовой сразу стало тихо, потому что Инна Константиновна покраснела и стала на меня смотреть! Она наклонилась, медленно подняла горбушку, сдула с нее пыль и положила на край стола.

– После тихого часа и полдника, – сказала она, – все пойдут гулять, а Сережа останется в игровой комнате и хорошенько обдумает свой поступок. Сережа ходит в детский сад один, но мне, я чувствую, нужно поговорить с его родителями. Сережа! Пусть завтра придут твои папа или мама!

Когда я пришел домой, папа уже вернулся с работы и читал газету, лежа на диване. Он у себя на заводе устает очень, один раз даже за обедом уснул.

– Ну, как дела? – спросил он.

– Нормально, – ответил я и поспешил поскорее в свой уголок к моим игрушкам пройти. Я думал, папа опять свою газету читать будет, но он ее свернул, с дивана поднялся и присел рядом со мной на корточки.

– Так ли уж все нормально?

– Да хорошо! Хорошо все! Замечательно… – и быстрее самосвал

кубиками нагружаю, а они почему-то не нагружаются, так и прыгают из рук.

– Ну, если все замечательно, то почему некоторые в шапке в комнату входят и, явившись с улицы, рук не моют?

И действительно, я в шапке и руки вымыть позабыл!

– В общем, так! – сказал папа, когда я вернулся из ванной. – Давай рассказывай, что у тебя стряслось?

– А потому что Инна Константиновна,– говорю,– несправедливый человек! Не разберется, а наказывает! Мне же Гришка первый в лоб шариком запустил, а я его горбушкой потом… Он же первый, а она меня наказала!

– Какой горбушкой?

– Обыкновенной! От круглого хлеба. Гришка первый начал, а меня

наказали! Разве это по-честному?

Папа ничего не ответил, только сел на диван, ссутулился, руки между колен свесил. У него такие руки большие и жилы, как веревки. Он очень расстроился.

– Как ты думаешь, – спросил папа, – за что тебя наказали?

– Чтобы не дрался! Но ведь Гришка первый начал!

– Так! – сказал папа. – Ну-ка, принеси мою папку. Она в столе лежит, в нижнем ящике.

Папа ее очень редко достает. Это большая кожаная папка. Там папины почетные грамоты, фотографии, как он во флоте служил. (Я тоже моряком буду, когда вырасту). Папа достал не фотографии своих товарищей-моряков, а конверт из пожелтевшей бумаги.

– Ты никогда не задумывался, почему у тебя нет ни бабушки, ни дедушки?

– Задумывался, – сказал я. – Это очень плохо. У некоторых ребят по два дедушки и по две бабушки, а у меня никого…

– А почему их нет? – спросил папа.

– Они погибли на войне.

– Да,– сказал папа. Он достал узенькую полоску бумаги. – «Извещение», – прочитал он, и я увидел, как у папы мелко и часто задрожал подбородок: – «Проявив мужество и героизм в составе морского десанта, пал смертью храбрых…» – это один твой дедушка. Мой отец. А вот это: «Скончался от ран и общего физического истощения…» – это второй твой дедушка, мамин папа.

– А бабушки! – закричал я, потому что мне их всех было очень жалко.

– Они умерли в блокаду. Ты же знаешь про блокаду. Фашисты окружили наш город, и Ленинград остался совсем без продовольствия.

– И без хлеба? – эти слова у меня получились шепотом.

– В день выдавали по сто двадцать пять граммов… Один кусочек, такой, который ты за обедом съедаешь…

– И все… Да и хлеб-то этот был с мякиной да с хвоей… Блокадный, в общем, хлеб.

Папа достал из конверта фотографию. Там были сняты школьники. Все наголо стриженные и ужасно худые.

– Ну, – сказал папа, – найди меня.

Все ребята были похожи между собой, как братья. У них были усталые лица и печальные глаза.

– Вот, – папа показал на мальчика во втором ряду. – А вот твоя мама. Я ее вообще никогда бы не узнал. Я думал: это мальчик лет пяти.

– Это наш детский дом. Нас не успели вывезти, и мы всю блокаду были в Ленинграде. Иногда к нам приходили солдаты или моряки и приносили целый вещевой мешок хлеба. Мама наша была совсем маленькая и радовалась: «Хлебушко! Хлебушко!», а мы, ребята постарше, уже понимали, что бойцы отдали нам свой дневной паек и, значит, сидят там в окопах на морозе совсем голодные…

– Я обхватил папу руками и закричал:

– Папочка! Накажи меня как хочешь!

– Что ты! – папа поднял меня на руки. – Ты только пойми, сынок, хлеб – не просто еда… А ты его на пол…

– Я больше никогда не буду! – прошептал я.

– Я знаю, – сказал папа.

Мы стояли у окна. Наш большой Ленинград, засыпанный снегом,

светился огнями и был таким красивым, будто скоро Новый год!

– Папа, ты завтра, когда в садик придешь, про хлеб расскажи. Всем ребятам расскажи, даже Гришке…

– Хорошо, – сказал папа, – приду и расскажу.

Рассказы собрала Тамара Ломбина Член Союза писателей России, кандидат психологических наук. Автор 11 книг. Лауреат Всероссийского конкурса на лучшую книгу для детей «Наш огромный мир».

Занятие внеурочной деятельности для 2 класса курса "Земля - наш дом". На занятии учащиеся слушают и читают стихи и рассказы о семье, знакомятся с понятием "притча", смотрят и анализируют мультфильм "Встречайте бабушку", узнают о празднике "День семьи, любви и верности"


«Занятие 13»

Занятие 13.

Тема. Рассказы, стихи о семье.

Цель: чтение стихов, художественной ли­тературы о семье, любви, дружбе, труде

Характеристика учебной деятельности : участвовать в беседе, находить необходимую информацию, пользоваться прозаической и поэтической речью.

. Орг. момент

 . Введение в тему.

Отгадайте загадку:

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная … (семья).

Догадайтесь, какова тема нашего занятия?

 . Работа по теме занятия

1) Чтение стихов о семье

Сначала стихи читает учитель:

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

Я РАССКАЖУ СЕГОДНЯ ВАМ, -
МОИМ ЗНАКОМЫМ И ДРУЗЬЯМ
О ВСЕЙ МОЕЙ БОЛЬШОЙ СЕМЬЕ,
НУ, И КОНЕЧНО О СЕБЕ.
СЕМЬЯ БОЛЬШАЯ У МЕНЯ
И ВСЕ ОНИ - МОИ ДРУЗЬЯ!
ЕСТЬ У МЕНЯ И БАБУШКА,
ЕСТЬ У МЕНЯ И ДЕДУШКА.
ПАПА, МАМА И СЕСТРЁНКИ, -
ДВЕ ЧУДЕСНЫЕ ДЕВЧОНКИ.
ВСЕ ОНИ МНЕ ПОМОГАЮТ
И СЕРЬЁЗНО НЕ РУГАЮТ.
ПОТОМУ ЗАДУМАЛ Я
РАССКАЗАТЬ О НИХ, ДРУЗЬЯ.

ДЕД

ВЕРНЫЙ ДРУГ МОЙ ЭТО ДЕД,
ХОТЬ ЕМУ ТАК МНОГО ЛЕТ.
ОН ПРО ВСЁ НА СВЕТЕ ЗНАЕТ
И МЕНЯ ОН ПОНИМАЕТ.
ЛЕТОМ ХОДИМ С ПОЗАРАНКУ
ВМЕСТЕ С НИМ МЫ НА РЫБАЛКУ.
СТРОИМ ОСЕНЬЮ КОРМУШКИ,
ДЛЯ СИНИЧКИ, ДЛЯ ПИЧУЖКИ.
А ЗИМОЙ КАТОК НАС ЖДЁТ:
ШАЙБА, КЛЮШКА, СКОЛЬЗКИЙ ЛЁД.
А ВЕСНОЙ РАСТИМ ЦВЕТЫ,
БЕЛИМ ЯБЛОНИ, КУСТЫ.
Я ОТКРОЮ ВАМ СЕКРЕТ:
У МЕНЯ ЧУДЕСНЫЙ ДЕД!


БАБУШКА

ДОБРЕЕ БАБУШКИ МОЕЙ
НА СВЕТЕ НЕ СЫСКАТЬ, -
УМЕЕТ ЛУЧШЕ ВСЕХ ОНА
НАМ СКАЗКУ ПРОЧИТАТЬ!
НА КУХНЕ ГЛАВНАЯ ОНА, -
ДЕЖУРИТ ПО УТРАМ.
И ОТЛОЖИВ СВОИ ДЕЛА,
ГОТОВИТ ЗАВТРАК НАМ.
ВАРЕНЬЕ ВАРИТ И КОМПОТ
И ПИРОГИ ПЕЧЁТ.
И ОТ РАБОТЫ, ОТ СВОЕЙ,
ОНА НЕ УСТАЁТ.
И СТОЛ У НАС НАКРЫТ ВСЕГДА
ДЛЯ БЛИЗКИХ И ДРУЗЕЙ.
ЗА ТО, СПАСИБО ГОВОРИМ,
МЫ БАБУШКЕ МОЕЙ.


ПАПА

ПАПА В ШКОЛУ ВОЗИТ НАС
И ВСТРЕЧАЕТ КАЖДЫЙ РАЗ.
ШКОЛА ТО НЕ ЗА УГЛОМ, -
НЕ ДОЙТИ ТУДА ПЕШКОМ.
ПАПА ТОЖЕ МНОГО ЗНАЕТ
И ВСЕМУ НАС ОБУЧАЕТ.
ВМЕСТЕ С ПАПОЙ, НА КРЫЛЕЧКЕ,
ПИЛИМ МЫ ДРОВА ДЛЯ ПЕЧКИ.
ВМЕСТЕ ГРЯДКИ МЫ КОПАЕМ,
ПОЛИВАЕМ И САЖАЕМ.
ВМЕСТЕ КРАСИЛИ ЗАБОР,
СТАЛ КРАСИВЕЙ ОН С ТЕХ ПОР!
ВМЕСТЕ ЛЕПИМ МЫ ИЗ ГЛИНЫ,
ЧАШКИ, КРУЖКИ И КУВШИНЫ.
ДО ЧЕГО ЖЕ - ХОРОШИ,
ВЫШЛИ КРУЖКИ – КРЕПЫШИ!
С ЗАКРУГЛЁННЫМИ БОКАМИ,
ДА С ЧУДЕСНЫМИ ЦВЕТАМИ
С РУЧКОЙ, ЗАГНУТОЙ ДУГОЙ, -
НЕ НАЙТИ ТАКОЙ ДРУГОЙ!

КАК-ТО ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ ЛЕПИЛИ,-
СТОЛЬКО ГЛИНЫ НАМЕСИЛИ,
ЧТО ХВАТИЛО ЭТОЙ ГЛИНЫ
ДЛЯ КОСТРЮЛЬ И ДЛЯ КУВШИНОВ.
ПАПА НАС НЕ ЗАСТАВЛЯЕТ,
ОН К ТРУДУ НАС ПРИУЧАЕТ.
ЕСЛИ НРАВИТСЯ РАБОТА,
ТО КАКАЯ Ж В ТОМ, ЗАБОТА?
МНЕ ЛЕПИТЬ ВСЕГДА ОХОТА,
Я ЛЮБЛЮ СВОЮ РАБОТУ!


МАМА

НАША МАМА - КНИЖКИ ПИШЕТ,
СОЧИНЯЕТ МАМА ПЕСНИ.
КАК ЖЕ РАДА, ЕСЛИ СЛЫШИТ,
КАК ПОЁМ МЫ ИХ ВСЕ ВМЕСТЕ!
ЕСЛИ МАМИНЫ БЫ ПЕСНИ
ДРУЖНО ПЕЛИ ВСЕ НА СВЕТЕ, -
ЖИТЬ БЫ СТАЛО ИНТЕРЕСНЕЙ,
ВЗРОСЛЫМ И КОНЕЧНО ДЕТЯМ!
СТОЛЬКО ПИШЕТ НАША МАМА
И ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЛЯ НАС.
ВСТАНЕТ УТРОМ РАНО-РАНО
ВМЕСТЕ С СОЛНЫШКОМ ПОДЧАС.
И РАБОТАЕТ УСЕРДНО,
ВДОХНОВЕНИЯ НЕ ЖДЁТ
ПОТОМУ - ТО К НЕЙ НАВЕРНО,
СКАЗКА В ГОСТИ И ИДЁТ.
И ЛОЖАТСЯ НА БУМАГУ
ДРУЖНО БУКВЫ И СЛОВА, -
СЛОВНО В ГОЛОВЕ У МАМЫ,
ЗОЛОТАЯ КУТЕРЬМА!
А КОГДА РОДИТСЯ СКАЗКА
ВСЕ МЫ СРАЗУ ТУТ КАК ТУТ.
ЖДЁМ С НАДЕЖДОЮ И ЛАСКОЙ
НАМ, КОГДА ЕЁ ПРОЧТУТ.
МАМА СКАЗКУ НАМ ЧИТАЕТ,
МЫ СИДИМ, РАСКРЫВШИ РОТ.
СКАЗКА БУДТО ОЖИВАЕТ
В ГОСТИ НАС К СЕБЕ ЗОВЁТ.
СКАЗКИ МАМЫ ХОРОШИ, -
ПОТОМУ, ЧТО ОТ ДУШИ!
ОТ ЕЁ ДОБРА И ЛАСКИ,
САМИ МЫ ЖИВЁМ, КАК В СКАЗКЕ!

СЁСТРЫ

У МЕНЯ ЕСТЬ ДВЕ СЕСТРЫ
И ОНИ КО МНЕ ДОБРЫ.
ПРАВДА, СТАРШАЯ СЕСТРИЦА,
ВОВСЕ ВЗРОСЛАЯ ДЕВИЦА.
НУ, А МЛАДШАЯ СЕСТРЁНКА,
ОХ, И БОЙКАЯ ДЕВЧЁНКА.
В КУКЛЫ ДАЖЕ НЕ ИГРАЕТ,
А КОНСТРУКТОР СОБИРАЕТ.
С НЕЙ МЫ СТРОИМ - КОСМОДРОМ,
КАК ОГРОМНЫЙ ЗВЁЗДНЫЙ ДОМ.
ВМЕСТЕ С НЕЙ ГУЛЯТЬ МЫ ХОДИМ, -
МНОГО ВРЕМЕНИ ПРОВОДИМ.

ВМЕСТЕ КНИЖКИ МЫ ЧИТАЕМ.
ВМЕСТЕ В ПРЯТКИ МЫ ИГРАЕМ.
Я УЖЕ ЛЕПЛЮ ИЗ ГЛИНЫ,
А СЕСТРА ИЗ ПЛАСТЕЛИНА.
ВМЕСТЕ МЫ С СЕСТРОЙ РАСТЁМ, -
ВСЁ МЫ ДЕЛАЕМ ВДВОЁМ!
ВОТ И ЗАКОНЧЕН МОЙ РАССКАЗ
ПРО ВСЕХ, КТО ЕСТЬ В СЕМЬЕ У НАС.
ПРО ТО, КАК ДРУЖНО ДЕНЬ ЗА ДНЁМ
МЫ ВСЕ БОЛЬШОЙ СЕМЬЁЙ ЖИВЁМ.

Чтение стихов детьми (раздать на листочках)

2) Чтение рассказа учителем

Василий Сухомлинский

Все добрые люди – одна семья

Во втором классе был урок рисования. Дети рисовали ласточку.

Вдруг в дверь кто-то постучал. Учитель открыл дверь и увидел заплаканную женщину – мать маленькой белокосой, синеглазой Наташи.

– Прошу вас, – обратилась мать к учителю, – отпустить Наташу. Бабушка умерла.

Учитель подошел к столу и тихо сказал:

– Дети, пришло большое горе. У Наташи умерла бабушка. Наташа побледнела. Глаза ее наполнились слезами. Она склонилась на парту и тихо плакала.

– Иди, Наташа, домой. За тобой пришла мама.

– Пока девочка собралась, чтобы идти домой, учитель сказал:

– У нас тоже сегодня не будет уроков. Ведь в нашей семье – большое горе.

– Это же в Наташиной семье? – спросил Коля.

– Нет, в нашей человеческой семье, – объяснил учитель. – Все добрые люди – это одна семья. И если кто-то в нашей семье умер, мы осиротели.

3) Просмотр мультфильма «Встречайте бабушку»

Можно ли по первым минутам сказать, дружная ли семья?

Как члены этой семьи встретили бабушку?

Изменились ли отношения в семье после приезда бабушки?

4) Знакомство с притчей.

Кто из вас слышал слово притча и знает сто это такое?

Притча - малый поучительный рассказ. Близка к басне.

Учитель читает притчу «Семейное счастье»

В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а другие в своей половинке души не чают. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:

– Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.

Пришел тот к соседям, зашел тихонечко в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает, и порядок в доме наводит. Вазу дорогую как раз от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.

Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. "Что будет-то?", – думает сосед.

Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:

– Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.

– Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья.

…Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:

– Ну что ты так долго? Посмотрел?

– Ну и как там у них? – У них-то все виноваты. А вот у нас все правы.

5) Праздник «День семьи, любви и верности»

8 июля россияне уже несколько лет подряд отмечают День семьи, любви и верности. Официально новый праздник в стране был учрежден в 2008 году, но впервые его отметили в городе Муроме еще в девяностые годы. Главные герои праздника - Петр и Феврония, трогательная история любви которых поражает своей чистой, верностью и преданностью. Согласно преданиям, они стойко выдержали все жизненные испытания и никогда не сказали в адрес друг друга грубого слова. Петр и Феврония ушли из земной жизни в один день, приняв в старости монашество, а спустя 300 лет их причислили к лику святых.

Сейчас День семьи, любви и верности признали в 40 странах. У праздника есть свой символ - ромашка, и особенная медаль, на которой изображена супружеская пара, достойная подражания. Медаль торжественно вручают тем семьям, где господствуют любовь и согласие.

Просмотр презентации

Прослушивание аудиозаписи «Гимн семье (Петр и Февронья)

V. Рефлексия занятия

Чему научило вас, напомнило вам наше занятие?

Просмотр содержимого документа
«Стихи для чтения детьми»

Воскресенье - вот везенье!
Воскресенья так нужны!
Потому что в воскресенье
Мама делает блины.
Папа к чаю чашки моет.
Вытираем их вдвоем,
А потом мы всей семьею
Чай с блинами долго пьем.
А в окошко льется песня,
Я и сам запеть готов,
Хорошо, когда мы вместе,
Даже если нет блинов.

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.

Семья-это слово нам многое скажет.
Семья нам с рожденья в путь жизни покажет.
И каждый, какой бы с ней не был момент,
Волшебней, роднее моментов и нет.
Семья с нами рядом всегда и везде,
Она много значит в каждой судьбе.

"Дома" Агния Барто

На улице дождь непрерывный,
А дома тепло и светло.
И можно на бурые ливни
Спокойно смотреть сквозь стекло.

Тут можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное -
Домой так и тянет меня.

Бабушка и дедушка

Надо бабушку любить,
Надо с дедушкой дружить.
Только вместе всей семьёй
Можно долго нам прожить.

Мама на папу глядит,
Улыбается,
Папа на маму глядит,
Улыбается,
А день самый будний,
Не воскресенье,
И за окошком – не солнце,
А вьюга,
Просто такое у них
Настроение,
Просто они
Очень любят друг друга.
От этой любви
И легко, и светло.
Мне с папой и мамой
Так повезло!

Хорошо
М. Тахистова

Хорошо, чтоб дома ждали,
На звонок спешили к двери,
Открывали, целовали,
Согревали руки, верно?

Хорошо, чтобы за чаем
С пирогами и вареньем
Отодвинулись печали
Разговором добрым, верно?

Хорошо, чтобы на свете
Пахло снегом, солнцем, вербой,
Чтобы всюду знали дети,
Что войны не будет, верно?

Хорошо, чтоб нас любили,
Как подснежник любят первый,
И тогда, тогда любые
Не страшны на беды, верно?!

У меня есть семья -
Мама, папа, брат и я.
Лучше всех мы живем,
Песни громко мы поем.
Никому не разрешу
Обижать семью свою.
Пусть всегда живет семья -
Мама, папа, брат и я.

Скворцы живут в скворечнике,
Очки живут в очечнике,
Лиса живет в своей норе,
Живут деревья на горе…
И у меня есть тоже дом,
Он самый лучший:
Мама в нём!

Папа жалуется:
– Что-то
Утомляюсь от работы…
Мама тоже:
– Устаю,
На ногах едва стою…
Я беру у папы веник –
Я ведь тоже не бездельник,
После ужина посуду
Сам помою, не забуду, –
Папу с мамой берегу, Я же сильный,
Я смогу!

Дом, как известно всем давно, -
Это не стены, не окно,
Это не стулья со столом:
Это не дом.

Дом - это то, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь,
Яростным, добрым, нежным, злым,
Еле живым.

Дом - это там, где вас поймут,
Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом, -
Это твой дом.

У меня семья большая.
Очень дружная такая.
Мама, папа, Оля, я-
Вот и вся моя семья.

Нет не вся.еще бабуля
И беззубый дед-дедуля.
Кучерявый пес Тимон.
Бестолковый брат Антон.

А еще соседка Светка
Малолетняя кокетка.
Да и тетка из Ростова
Хату всю занять готова.

Две бабушки, два дедушки,
Родители и я -
Вот так и получается
Обычная семья.

А если семя в воду
На время положить,
Водою это семечко
Немного размягчить,
То мягкий знак росточком
Раздвинет "эм" и "я" -
Так тоже получается обычная семья.

Семья – это МЫ. Семья – это я,
Семья – это папа и мама моя,
Семья – это Павлик - братишка родной,
Семья – это котик пушистенький мой,
Семья – это бабушки две дорогие,
Семья – и сестренки мои озорные,
Семья – это крестный, и тети, и дяди,
Семья – это елка в красивом наряде,
Семья – это праздник за круглым столом,
Семья – это счастье,
Семья – это дом,
Где любят и ждут, и не помнят о злом!

Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?

Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!

– А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит Во! – семья.

Просмотр содержимого презентации
«Пётр и Февронья»


Пётр и Февронья

« Земля – наш дом»

2 класс

Тема «Семья»








В нашей семье четыре человека: папа, мама, брат и я.

Мой папа работает на ННХК слесарем КИПиА, он ремонтирует компьютеры. Мама работает инженером лаборатории на заводе, который изготавливает панели для жилых домов. Мой брат учится в четвертом классе. Его зовут Максим.

А моя имя – Полина. В переводе с латинского оно означает «маленькая». Когда я ходила в детский сад, то мечтала поскорее вырасти и пойти в школу. Хотя в детском саду мне нравилось. Особенно я любила занятия по хореографии и хору.

И вот я в школе! Мне всего шесть лет. Когда я в первый раз пришла в школу, я подумала, что в ней можно потеряться – такая она огромная! Сейчас я уже в третьем классе. Мои любимые предметы – математика и литературное чтение. Я хорошо учусь и хочу стать отличницей. Мне нужно очень многое узнать, потому что когда я вырасту, я хочу стать учительницей.

У нас очень дружная семья.

Зимой мы любим кататься на лыжах, а летом – отдыхать у бабушки в деревне. Там мы собираем клубнику, смородину, ходим купаться на речку.

Когда к нам в город приезжает цирк, мы всей семьей идем смотреть представление.

Вот какая у меня замечательная семья!

Захарова Полина

Моя дружная семья.

Моя семья – это мама, папа, сестра и я. Маму зовут Алена, а папу – Сергей. Они работают предпринимателями. Старшая сестра Рита учится в школе, в десятом классе. Я учусь в той же школе, только в третьем классе.

В свободное время мы с папой любим играть в шахматы, а с мамой – собирать мозаику. Еще я люблю читать книги. Один раз в неделю мы всей семьей ходим в Ледовый дворец, кататься на коньках. Иногда вечером ходим играть в боулинг. В зимнее время катаемся на лыжах, а летом выезжаем на природу купаться и загорать. Мы очень интересно проводим свободное время. У нас очень дружная семья.

Матюшина Анастасия

Прогулка с семьей.

У нас дружная семья: мама, папа, брат Костя и я. По выходным дням летом мы выезжаем на природу, чтобы подышать свежим воздухом. Там мы ходим по красивым местам, ловим рыбу на реке Кама, в лесу на поляне играем в теннис. Иногда мы всей семьей ходим в автогородок, где мы с Костей катаемся на велосипедах.

Зимой мы ходим любоваться зимним лесом. В лесу белым – бело и такая тишина! А зимой еще у меня день рождения. В этот день мы отправляемся в Макдоналдс и весело проводим время. Я очень люблю свою семью!

Семенова Анастасия

Письмо о моей семье.

Существует много семей. У меня семья самая лучшая. В нашей семье есть папа, мама, брат и я.

Мой папа работает адвокатом, мама – медсестрой, мы с братом учимся в школе. Брат – в восьмом классе, а я в третьем. Мы – дружная семья и никогда не ссоримся.

В выходные мы едем в деревню к бабушке. Там мы всей семьей ходим в лес за грибами, ходим на рыбалку. Все дела мы делаем вместе, помогаем друг другу.

Мой папа очень сильный и трудолюбивый, он еще и умный. Моя мама добрая, ласковая, вкусно готовит. А мой брат занимается вольной борьбой. Он занял второе место и его наградили грамотой. А я в семье самая маленькая, и все меня любят.

Моя семья самая лучшая и самая счастливая!

Нургалиева Диляра

Рассказы для чтения в начальной школе.

Семья - это главное и важное, что есть у каждого человека, семья переживает с нами самые тяжёлые моменты и радуется нашим успехам и гордиться нашими достижениями. В семье происходят и разные интересные истории.

Из цикла «Все сказки»

ДЖЕМ ТВОЕГО ПИСЬМА (сказка нежная)

Мальчик Киря печатал на пишущей машинке письмо своей бабушке. У бабушки было плохое зрение, и печатные буквы она разбирала легче, чем рукописные.

Мальчик Киря умел печатать на машинке только одним пальцем, поэтому он часто промахивался мимо нужной клавиши и нажимал не ту букву. Поэтому в письме у Кири было много ошибок.

Закончить свое письмо к бабушке Киря хотел фразой: «Ждем твоего письма». Но он перепутал очередность букв «Ж" и «Д", и у него получилось «ДЖем твоего письма».

Бабушке очень понравилось всё письмо внука. Но особенно ей понравилась последняя фраза: «Джем твоего письма».

«Значит, — решила бабушка, — для Кири моё письмо — это такое же счастье, как его любимый джем».

Бабушка прослезилась от радости и вместе с ответным письмом отправила внуку баночку его любимого клубничного джема. А на бумажке, которой была закрыта баночка, она написала большими бабушкиными буквами: «Джему моего сердца».

И. Гамазкова

ВОЛШЕБНАЯ СЕМЬЯ

В одной волшебной семье жил-был мальчик Петя Волшебников. Однажды мама ему сказала:

— Возьми-ка влажную тряпочку и протри свои сапоги-скороходы, а потом начисть их гуталином, чтоб как новенькие блестели!

— Не хочу!

— Петя, — удивилась мама, — ты почему меня не слушаешься?

— А я тебя, мамочка, теперь совсем никогда не буду слушаться!

— Ну тогда, — сказала мама, — я тоже не буду слушаться папу! Вот придет он с работы и спросит: «Что у нас на ужин? Расстели-ка скатерть-самобранку!» — а я ему: «Никаких самобранок! Я ее в стирку отдала! Дома есть нечего! И вообще, я теперь тебя не слушаюсь!»

— А я тогда, — сказал папа, — не буду слушаться дедушку! Вот он спросит: «Ты ковер-самолет пропылесосил? Ты на кухне волшебную лампу ввинтил?» — а я ему: «Не хочу и не буду! Я тебя, дедушка, больше не слушаюсь!»

— Вот оно что, — сказал дедушка, — отлично! Тогда я не буду слушаться бабушку! Яблоню с золотыми яблочками не полью! Жар-птицу не накормлю! Золотой рыбке в аквариуме воду не сменю!

— Ах так! — сказала бабушка. — Ну, значит, я больше Петю не слушаюсь! Вот пусть он только попросит связать ему шапку-невидимку! Никаких шапок!

И теперь у нас всегда сапоги будут не чищены, скатерть не стелена, яблоня не полита, а шапка вообще не связана! И ничего! И ладно! И пускай!

И тогда Петя закричал:

— Мама! Давай я опять буду тебя слушаться! Всегда-всегда!

И Петя стал слушаться маму.

А мама — папу.

А папа — дедушку.

А дедушка — бабушку.

А бабушка — Петю.

А когда все друг друга слушаются, это и есть настоящая волшебная семья!

И. Гамазкова

ГЛУПИЦА И СИМПАТЯГА

Однажды в субботу кто-то вдруг позвонил в дверь.

Ты бы что сделал?

Правильно! А одна девчонка-глупчонка в глазок не посмотрела, «Кто там?» не спросила, а взяла и сразу открыла.

И там стоял человек. Ничего себе, даже симпатичный. Симпатяга такой...

Но на самом деле это был бандит. И он стал спрашивать, дома ли папа.

Ты бы что ответил?

Правильно, папа, мол, отдыхает, только что вернулся с работы. Прямо со службы пришел, из милиции. Как раз сегодня его наградили вот таким здоровенным орденом за поимку главаря всей мафии. Не считая, конечно, множества медалей за целую кучу менее главных, но особо опасных преступников. И тут можно по алфавиту: аферистов, бандитов, воров, грабителей... Вот так поступил бы ты.

А эта девица-глупица отвечает:

— Папа с нами не живет, а мама на дачу уехала. На весь день.

И только она это сказала, как увидела на стене от этого симпатяги тень. Странная такая тень. Немного страшноватая. Страшненькая. И даже, пожалуй, страшная... А если приглядеться внимательно — просто УЖАСНАЯ!

И тогда она как заорет изо всех сил:

— Бабушка!!!

И тут из кухни пришла ее бабушка. Подошла она к двери и говорит:

— Здравствуйте! Вам кого?

А этот бандит-симпатяга голову в плечи втянул, попятился-попятился и — бегом вниз по лестнице! Даже лифта ждать не стал, а прямо с тринадцатого этажа до самого первого кубарем скатился! Вместе со своей тенью. Дверь в подъезде так захлопнул, что весь дом задрожал!

А бабушка удивляется:

— Странно! Не понимаю, чего это он?

Плечами пожала и ушла опять на кухню

готовить свое коронное блюдо — макароны по-флотски.

Они у нее особенно здорово получались, потому что она их готовила непременно в тельняшке. А по субботам, воскресеньям и по праздникам (как раз в тот день) надевала еще китель и капитанскую фуражку. С якорем!

М. Дружинина

ДЕВОЧКА НАОБОРОТ

В нашем доме живет одна девочка. Не просто девочка Даша, а девочка наоборот!

Например, скажешь ей: «Даша, спляши,

пожалуйста!» И она сразу начинает... петь! Ля-ля-ля!

А если ей скажешь: «Даша, спой, пожалуйста!» Она, представьте, тут же начинает... плясать! И подпрыгивает, и ножкой машет, как балерина, и кружится! Такая вот удивительная девочка.

Однажды мама ее попросила:

— Дашенька! Убери, пожалуйста, свои игрушки. И вытри пыль.

И Даша немедленно начала энергично расшвыривать игрушки по всей комнате! И пылить!

Тогда мама сказала:

— Дашенька! Очень тебя прошу! Ни в коем случае НЕ убирай игрушки! И ещё я тебя просто умоляю, НЕ вытирай пыль. Ни за что! Никогда!

И Даше пришлось начинать уборку. Положить на место все свои игрушки и вытереть пыль. Хотя ей этого очень-преочень не хотелось.

Но что поделаешь! Все должно быть по-честному.

Ведь она девочка наоборот...

М. Дружинина

ОТКРЫТКА

Вовка грустно разглядывал разложенные на столе открытки. И зачем он их купил! Все открытки, конечно, очень красивые. Глаз не оторвешь! Но ни одна, ни одна из них не подходила дли поздравления бабушки с днем рождения! Ужасно жалко, что все они адресованы кому угодно, только не бабушке:

ЛЮБИМОЙ ДЕВУШКЕ,

МИЛОЙ ТЕТЕ,

ДОРОГОЙ МАМОЧКЕ,

НЕНАГЛЯДНОЙ ДОЧЕНЬКЕ.

Других открыток в магазине не оказалось. Вовка и набрал сгоряча таких, какие были, День рождения-то завтра! Открытку «ОБОЖАЕМОМУ ШЕФУ" тоже прихватил на всякий случай. Уж больно хороша! А теперь вот сиди и ломай голову, что с ними со всеми делать.

— Придумал! — наконец радостно хлопнул себя по лбу Вовка. — Допишу кое-чего — и порядок!

Вовка принялся обрабатывать вторую открытку. Он долго что-то высчитывал, хмурил брови, щелкал языком. В конце концов и эта открытка стала убедительно адресована бабушке. Кому же еще, если на ней написано: «МИЛОЙ ТЕТЕ Асе моего двоюродного дяди Васи!"

Но во время чудесного превращения открытки Вовкина рука предательски дрогнула. В результате — отвратительная помарка. Опять вся красота насмарку. Вовка тяжело вздохнул и взялся за следующие открытки.

Для третьей и четвертой подробных дополнений не потребовалось. Получилось изящно и коротко: «ДОРОГОЙ МАМОЧКЕ моей мамы и НЕНАГЛЯДНОЙ ДОЧЕНЬКЕ моей прабабушки». Выбирай любую!

— Вот теперь супер! Класс! — довольно крякнул Вовка, причем так громко, что разбудил котенка Классика, дремавшего на диване.

Классик решил, что хозяин приглашает его полюбоваться своей работой, бодро вскочил на стол и немедленно опрокинул прямо на открытки стакан с томатным соком, который Вовка собирался выпить, да так и забыл.

Вовка застонал от досады. Он вышвырнул истошно орущего Классика за дверь, забегал по комнате, бешено вращая глазами, потом

снова плюхнулся на стул. Еле взял себя в руки.

Итак, оставалась одна открытка — ОБОЖАЕМОМУ ШЕФУ. «Шеф», к счастью, не пострадал от сока.

— Сейчас и ты у меня станешь бабушкой, — зловеще прошипел Вовка и начал шевелить мозгами со страшной силой.

Надо сказать, что не напрасным было это шевеление. Через некоторое время на открытке нарядно извивалось: «ОБОЖАЕМОМУ ШЕФУ-повару нашей семьи»:

То есть опять-таки бабушке!

Но буква «у»! Букву «у» из слова «шефу» необходимо было убрать! Иначе неграмотно! Ножичком, что ли, соскрести?

Буква «у» стремительно исчезла под натиском лезвия. А на ее месте с точно с такой же скоростью образовалась дырка. Все! Последняя открытка испорчена!

Вовка в сердцах швырнул «Шефа» на пол и рухнул на диван.

Утром все поздравляли бабушку с днем рождения. Вовка тоже чмокнул «новорожденную» в щечку и вручил ей открытку небывалых размеров.

— Спасибо! Какая прелесть! — обрадовалась бабушка. — Это ты сам смастерил?

Вовка скромно шмыгнул носом. Открытка

действительно удалась на славу: с цветами и сердечками, вырезанными из послания ЛЮБИМОЙ ДЕВУШКЕ, голубями и ленточками из МИЛОЙ ТЕТИ, с ящиком шампанского и обезьянкой в галстуке из ОБОЖАЕМОГО ШЕФА. И конечно же, с поздравлением от всей Вовкиной души.

Городской конкурс

литературных произведений школьников

«Республика моя»

Тема: рассказ «Дружная семья»

Музипова Элина

3 В класс

МБОУ «СОШ № 22»

Учитель: Швецова Валентина Александровна

Октябрьский

2015

Здравствуйте, я хочу познакомить вас с моей замечательной семьей, которая состоит из мамы, папы, братика и меня, Музиповой Элины. Мне девять лет, я учусь в третьем классе.

Я очень люблю всех своих родных. Самый близкий мне человек и мой самый лучший друг - это моя мама. Зовут ее Эльвира Равиловна. Моя мамочка милая, славная, добрая, умная, красивая, и справедливая. Она меня ласково называет Элинюша, а моего брата «Зайкой».

Я очень люблю с ней разговаривать. Интересно слушать ее объяснения и советы. Они всегда правильные. В этом я много раз убеждалась сама. Говорят, что мы с мамой очень похожи. Я горжусь этим. Всю работу по дому мы делаем вместе. Ведь вместе веселее. Готовим нашим мужчинам обеды, печем пироги, наводим в доме порядок. Мама учит меня вязать, шить моим куклам – дочкам одежду. Без мамы мне никак не обойтись. Я не смогу жить без ее нежности, доброты и ласки, поэтому очень ценю и жалею свою мамочку.

Второй мой лучший друг – это мой папа.

Его зовут Эльдар Ильфатович. С папой я мало вижусь, потому что он очень много работает. Он руководит бригадой нефтяников. Его бригада занимается ремонтом нефтяных скважин. У него очень ответственная должность. Ему приходится идти на работу даже в выходные дни. Здорово если у папы выходной! Я обожаю играть с ним, бывает очень шумно и весело. Он умеет придумывать очень интересные игры и представления. Наш папа добрый и ласковый. Он для всей семьи покупает подарки и устраивает нам всякие сюрпризы. Я папу очень уважаю, люблю и слушаюсь.

Еще я хочу рассказать о Ризване. Ризван – мой младший брат. Он у нас очень добрый, общительный, веселый. Сейчас я учу его читать. Он - прилежный ученик. Мы с ним выучили уже половину букв алфавита. Он самый лучший в мире!

С раннего детства, когда я еще была даже в пеленках, меня воспитывали не одни родители, а еще моя бабушка Фаниля Ризвановна, ей 72 года. Я ее просто зову «бабушка». Мы с ней очень хорошие друзья. Любим побеседовать, летом вместе пропалываем и поливаем грядки, собираем ягоды, кормим индюшат. Она всегда старается мне помочь и я её очень люблю!

А дедушка у меня Ильфат Исламович. – заядлый рыбак. Вместе с ним мы часто ездим на рыбалку по всему Туймазинскому району. С дедом мы – ловим карасей, окуней, еще собираем грибы и ягоды. Особенно их много в Ермекееве. Туда мы ездим к дедушкиному брату, который живет на лоне природы. Там есть даже ульи с пчелами, мне очень интересно наблюдать за ними. Запах мёда и свежей сметаны на ломте тёплого хлеба... Это останется во мне на всю жизнь.

У нас есть домашний питомец – попугай, его зовут Иннокентий. Я обожаю нашего маленького проказника. Кеша является всеобщим любимцем. Когда выпускаем его из клетки, то мы с ним играем в догонялки, я бегаю по комнатам, а он как маленький самолетик догоняет меня. Он любит похулиганить – клюет обои, любит «почитать» газеты.

А еще мне нравится проводить свои каникулы в башкирской деревушке Ничка-Буляк.

Уже подъезжая к старенькому домику моей прабабушки, начинаю волноваться. Здесь выросли мои любимые бабушка и дедушка, мама и папа, дяди и тёти. Все мои сестры и братья и их родители каждый раз собираются все вместе здесь на Сабантуй и другие национальные праздники. То, чему учат наши предки не забывается. И мы, пока ещё дети, живём, впитывая традиции - от наших бабушек слышим народные сказки, мамы поют нам колыбельные на родном языке, братья и папы участвуют в национальных конкурсах, сёстры - красавицы танцуют в башкирских костюмах.

Вот такая у меня семья. Я очень её люблю.

Я счастлива. А счастье, на мой взгляд, - это иметь родителей, быть рядом со своими родными, жить на своей родине.

  • Разделы сайта