Родительские онлайн-совещания: обратная связь и полезная информация. Что волнует родителей в воспитании ребенка от рождения до шести лет

В семье, где растет подросток, у родителей каждый день возникают вопросы, как общаться с ребенком, как решать возникающие конфликты и как себя вести.

Сегодня мы расскажем вам о правильном общение с подростком и особенностях его эмоционального воспитания.

Друзья важнее семьи

В подростковом возрасте дети озабочены вопросом самоидентификации: кто я? кем я становлюсь? кем я должен быть? Поэтому не удивляйтесь, если в какой-то момент у вашего ребенка ослабнет интерес к семейным делам, а на передний план выйдут отношения с друзьями. В конце концов, именно через дружбу вне привычных границ дома он узнает, кто он такой. Однако даже в отношениях со сверстниками подросток сосредоточен преимущественно на себе.

Для большинства подростков дружба является средством для изучения собственной личности. Они очень поглощены собой, все время пытаются изучать черты своего характера.

Но путь самоисследования не всегда бывает гладким. Гормональные изменения могут вызывать неконтролируемые и резкие изменения настроения.

Одной из важных задач, с которыми подростки сталкиваются в своих исследованиях, является интеграция разума и эмоций. Если символом детей младшего школьного возраста может служить рациональный герой «Звездного пути» мистер Спок, то символом подростков будет капитан Кирк в роли командующего звездолетом «Энтерпрайз».

Кирк постоянно сталкивается с ситуациями, где его очень чувствительная, человеческая сторона противостоит логике и опыту. Конечно, хороший капитан всегда находит правильное соотношение, чтобы обеспечить безукоризненные действия своей команды. Он принимает решения так, как мы хотим, чтобы их принимали наши подростки, когда они окажутся в ситуациях, где сердце слышит одно, а разум говорит другое.

Подросток похож на капитана Кирка. — .

Внезапно подросток понимает, что мир не только черный и белый, что он состоит из многих оттенков серого и, нравится ему это или нет, в нем тоже есть эти оттенки.

Изменение роли родителей

Подростковый возраст - это сложный период как для ребенка, который ищет свой путь, так и для его родителей. Сейчас большую часть исследований ваш ребенок вынужден проводить без вас. Как пишет социальный педагог Майкл Риера: «До сих пор вы играли в жизни ребенка роль менеджера: договаривались о поездках и визитах к врачам, планировали внешкольные занятия и выходные, помогали выполнять и проверяли домашние задания. Он рассказывал вам о школьной жизни, и вы, как правило, были первым человеком, к кому он обращался с «важными» вопросами. И вдруг, без предупреждений и объяснений, вас освободили от занимаемой должности.

Говорите с ребенком по душам. — .

Естественно, это должен быть очень тонкий переход. Клиент не наймет консультанта, который заставляет его чувствовать себя некомпетентным или угрожает отобрать его бизнес. Клиенту нужен консультант, которому он сможет доверять, который понимает свою миссию и дает правильные советы, помогающие ему достичь своих целей.

Для подростка главная задача заключается в достижении независимости. И как вам следует сыграть роль консультанта? Как вы можете оставаться настолько близко, чтобы быть эмоциональным воспитателем и при этом позволять вашему ребенку развиваться независимо, как это требуется полноценному взрослому?

Вот несколько советов, в значительной части основанных на работе психолога Хаима Гинотта.

Признайте, что подростковый возраст - это время, когда дети отдаляются от своих родителей

Родители должны понять, что подростки нуждаются в личной жизни. Подслушивание разговоров, чтение дневника или слишком большое количество наводящих вопросов служат для ребенка сообщением, что вы ему не доверяете, и создают барьер для общения. Ваш ребенок может начать видеть в вас своего врага, а не союзника в трудные моменты. Наряду с уважением к личной жизни ребенка вы должны уважать его право время от времени испытывать беспокойство и быть недовольным.

Предоставьте своему ребенку пространство для переживания глубоких чувств, позвольте ему испытывать печаль, гнев, тревогу или уныние и не задавайте таких вопросов, как: «Что с тобой?», потому что они подразумевают, что вы не одобряете его эмоции.

Существует и еще одна опасность: если ваш подросток вдруг открывает вам свое сердце, постарайтесь не показывать, что вы мгновенно все поняли. Ваш ребенок столкнулся с проблемой впервые, ему кажется, что его опыт уникален, и, если взрослые показывают, что им хорошо известны мотивы его поведения, ребенок чувствует себя оскорбленным. Поэтому потратьте время на то, чтобы выслушать и услышать своего подростка. Не считайте, что вы заранее знаете и понимаете все, что он хочет сказать.

Подростковый возраст - это еще и время, когда развивается индивидуальность. Ваш ребенок может выбрать стиль одежды, прическу, музыку, искусство и язык общения, которые вам не по вкусу, поэтому всегда помните, что вам не нужно одобрять его выбор, нужно всего лишь его принять. И не пытайтесь подражать своему ребенку, позвольте его одежде, музыке, жестам и речи во всеуслышание заявлять: «Я отличаюсь от своих родителей, и я этим горжусь».

Подростковый возраст — время поиска себя. — .

Проявляйте уважение к своим подросткам

Представьте на мгновение, что ваш лучший друг стал относиться к вам так, как многие родители относятся к своим детям. Что вы чувствуете, когда вас постоянно поправляют, напоминают о недостатках или поддразнивают на самые чувствительные темы? Как поступать, если ваш друг читает вам многословные лекции и с осуждением объясняет, что и как вам делать со своей жизнью?

Скорее всего, вы решите, что этот человек не слишком вас уважает и его не волнуют ваши чувства. Со временем вы перестанете ему доверять и, скорее всего, ваши пути разойдутся.

Это не значит, что родители должны относиться к своим подросткам как к друзьям (детско-родительские отношения гораздо сложнее), но ваши дети, безусловно, заслуживают не меньшего уважения, чем ваши приятели. Поэтому старайтесь не критиковать своих детей. Доносите свои ценности кратко и без осуждения. Никто не любит выслушивать проповеди, и меньше всего ваш подросток.

Если у вас возникают конфликты из-за поведения ребенка, не приклеивайте к нему распространенные ярлыки (ленивый, жадный, небрежный, эгоистичный). Говорите с точки зрения конкретных действий. Например, расскажите ему, как на вас повлияли его действия. («Ты меня очень обижаешь, когда уходишь, не помыв посуду, потому что мне приходится делать твою работу».) И конечно, не пытайтесь говорить подростку, чтобы он сделал противоположное тому, что вы действительно хотите, ожидая, что он поступит наоборот и таким образом вы получите желаемый результат. Эти нечестные попытки манипулировать ребенком сбивают его с толку и редко срабатывают.

Не стоит долго и нужно отчитывать ребенка за провинности, этим вы ничего не добьетесь. — .

Обеспечьте своему ребенку соответствующее окружение

Существует популярная поговорка: чтобы воспитать ребенка - нужна целая деревня. Она наиболее справедлива в подростковом возрасте. Поэтому познакомьтесь с людьми, которые участвуют в повседневной жизни вашего подростка, в том числе с его друзьями и родителями друзей.

Мы не можем быть для наших детей этаким «всем до единого», особенно в подростковом возрасте, поэтому мы должны окружить их хорошими людьми. Это может быть школа, родственники или группа друзей. Но вы должны быть уверены в том, что ваши дети контактируют со взрослыми, которые разделяют ваши идеалы и этические принципы. Это должны быть люди, на которых ваш ребенок сможет положиться, уже естественно и неизбежно отдалившись от вас, но все еще нуждаясь в руководстве и поддержке.

Поощряйте самостоятельное принятие решений и продолжайте быть эмоциональным воспитателем своего ребенка

Выбрать правильную степень участия в жизни подростка - одна из самых сложных задач, с которой сталкиваются родители. Если раньше поощрение самостоятельности состояло в том, чтобы разрешать детям сделать то, что они уже готовы выполнить, то теперь настало время, когда они должны принимать решения по поводу действительно важных вещей.

Подростку следует чаще говорить: «Выбор за тобой», выражать уверенность в правильности его суждений и стараться не оказывать скрытого сопротивления под видом предупреждения возможного неблагоприятного исхода дела. Сейчас поощрение самостоятельности означает, что время от времени вы разрешаете подростку принимать неразумные (но не опасные) решения.

Для подростка очень важны друзья. — .

Помните, что подросток может учиться не только на своих успехах, но и на ошибках. И обучение будет тем более эффективным, если у него рядом есть заботливый взрослый - тот, кто поможет справиться с негативными эмоциями в случае неудачи и объяснит, как находить решения в будущем.

Поэтому принимайте и подтверждайте эмоциональные переживания своего ребенка. Если у него возникают проблемы, сочувственно выслушивайте его, но не осуждайте. Будьте его союзником, когда он приходит к вам за помощью. Эти шаги предельно просты, но именно они являются основой для формирования глубокой эмоциональной связи между родителем и ребенком.

По материалам книг «Эмоциональный интеллект ребенка» и «Ты можешь больше, чем ты думаешь» .

Обложка поста

Пока дети наслаждаются каникулами, взрослые уже вовсю ломают голову, как подготовить своих чад к школе. Родителей волнуют разные вопросы: от качества питания школьников до покупки утверждённой формы.

Задать их они смогли на «прямой линии» в редакции «АиФ» - НП». Нашим гостем стала Ирина РАДЧЕНКО, руководитель департамента образования администрации Волгограда.

Добровольные вложения

В школе постоянные траты. То за ремонт требуют, то за охрану, то у директора день рождения. Скажите, за что родители должны платить по закону?

Е. Смирнова, Волгоград

Согласно федеральному закону «Об образовании в РФ» привлечение родительских пожертвований на различные нужды учебного заведения и класса происходит только на добровольной основе. Никто от вас не вправе требовать деньги или как-то угрожать ребёнку, если вы отказались вносить средства. Кроме того, деньги ни в коем случае не должны даваться в руки учителям. Если родитель всё-таки решил помочь школе, средства он должен перечислить на лицевой счёт учебного заведения.

Ирина Радченко родилась в 1962 году в Усть-Камено­горске. Имеет три высших образования. Более 25 лет работает в сфере образования. Начинала свою карьеру с преподавателя истории в вузе, после были годы практики в школе, повышение до начальника отдела образования Кировского района, работа в региональном комитете по образованию и итог - руководящая должность в департаменте по образованию Волгограда.

Детям моих подружек в школе выдают учебники бесплатно. А нас в очередной раз поставили перед фактом: нужно покупать комплект. Директор делает вид, что ничего не знает!

М. Лаврова, Волгоград

Это прямое нарушение законодательства. В таких случаях обращайтесь к нам в департамент: тел. (8442) 38-47-62. Оставляйте данные школы и учителя, мы будем разбираться. С 2012 года выбором учебной программы и покупкой пособий школа занимается самостоятельно. Администрация МОУ обязана обеспечить учащихся учебниками бесплатно через библиотеку школы. Сейчас уже ведётся закупка необходимой литературы, и к 1 сентября, обещаем, все школьники будут при учебниках.

В начале года проводили конкурс среди модельеров, представляющих школьную форму. Скажите, утвердили ли какой-то вариант? И где его можно купить?

Ж. Игнатьева, Волгоград

Да, такой конкурс был, но он никак не связан с департаментом по образованию. Просто дизайнеры фантазировали на тему школьной формы. И могу с уверенностью сказать, что на рынке никогда не появится единый обязательный вариант. Учебные заведения все разные, и форма одежды, утверждённая в них, может отличаться друг от друга. Сейчас общий вид одежды обучающихся, её цвет и фасон определяется родительским комитетом. Вместе с учителями родители выбирают форму и на свои средства её закупают. Главное - соблюдать санитарно-эпидемиологические нормы: одежда должна быть из натуральных тканей.

Дочка отказывается питаться в школе. Блюда подают холодными, готовят из полуфабрикатов. Я хотела отказаться и не платить за подобные обеды, но классная руководительница утверждает, что питанием должны быть охвачены все, иначе её ждут проблемы. Как быть?

К. Уланова, Волгоград

Горячие обеды для ребёнка необходимы. Когда школьник сидит по шесть уроков на одних булках и чипсах - страдает его здоровье. Толь ко за прошлый год в два раза выросло количество детей с болезнями органов пищеварения.

Что до качества подаваемых блюд, выдача обедов школьникам происходит только после снятия пробы. Оценку качества блюд проводит комиссия, в состав которой входят медработник, работник пищеблока, представитель администрации школы. Кроме того, в каждой школе существует комиссия из родителей, учителей и самих школьников. Они тоже следят за качеством подаваемых блюд. А насчёт вкуса - угодить всем достаточно сложно.

Если с учителем конфликт…

Внук в этом году идёт в 1-й класс. Но из-за нового закона, что у каждой школы свой участок, ребёнок не сможет учиться со своей старшей сестрой. Что делать?

Н. Смаров, Волгоград

Всё зависит от количества мест в классах. Конечно, привилегией обладают будущие первоклассники, проживающие на территории, закреплённой за школой. Сколько точно первоклашек набрала школа, можно будет узнать уже в июле. Если остались свободные места, то у вашего внука есть шанс попасть в желаемое учебное заведение. Поговорите с директором.

У нас проблема с педагогом. Молодая выпускница не тянет учебную программу. Скажите, можно ли от неё отказаться?

И. Перова, Волгоград

Молодые учителя - редкость для наших школ, в которых средний возраст педагога приближается к 50 годам. Поэтому мы стараемся их поддерживать. В течение года учителя проходят курсы повышения квалификации, участвуют в конкурсах, чтобы совершенствовать свой уровень.

Что касается замены учителя, могу сказать, что расстановка педагогических кадров в образовательном учреждении находится в компетенции его руководителя. Поэтому рекомендую обратиться к директору школы и совместно с ним найти компромисс.

На какие денежные гранты могут рассчитывать волгоградские школьники? И в каких конкурсах можно участвовать?

П. Воронов, Волгоград

Начнём с того, что для талантливой молодёжи, участвующей в международных и всероссийских олимпиадах, государство подготовило более 1200 различных денежных премий. Каждый год администрация Волгограда вручает именные стипендии 40 школьникам, победителям или призёрам олимпиад, спортивных и творческих соревнований. Получить денежное вознаграждение могут и дошколята. Персональные стипендии в 1,5 тыс. руб. ждут активистов и призёров городских конкурсов. В общем, если ребёнок активный и талантливый, он не остаётся без награды.

Скажите, когда власти обратят внимание на пришкольные спортплощадки? У нас в школе № 18 - разруха полная, ни колец для баскетбола, ни ворот для футбола…

Н. Ребров, Волгоград

Мы составили список школ, где существует потребность в восстановлении спортивной инфраструктуры. За лето комитет по физической культуре и спорту Волгограда обязуется привести всё в порядок. Также сейчас в городе реализуется программа по развитию технической спортивной базы школ. До 2017 года современный вид придадут 29 школьным спортплощадкам. В школе № 18 действительно требуется дополнительное оснащение площадок. Поможем.

Частный или государственный?

Хочу отдать своего сына в частный семейный детский сад. Скажите, эти учреждения как-то контролируются департаментом?

П. Демидова, Волгоград

Если учреждение занимается и образовательной практикой, то, конечно, оно должно быть лицензировано. Кроме того, любой частный сад должен получить разрешение у Роспотребнадзора. Всего в Волгограде таких негосударственных садов - 20 штук. Посещают их 775 детей в возрасте от 1,5 до 7 лет. Все учреждения включены в реестр учёта, который ведётся нашим департаментом по образованию. Плюсы: подход здесь более индивидуаль ный, да и техническое оснащение не уступает времени. А вот минус - стоимость услуг 10 - 18 тыс. руб. в месяц. За государственный сад родители платят 1600 - 1800 руб. в месяц.

У нас детский сад закрылся на лето. Мне пришлось взять отпуск за свой счёт, чтобы сидеть с сынишкой. Хорошо, что муж неплохо зарабатывает. Проживём на его зарплату. А как же быть, например, одиноким мамам?

У. Хантимирова, Волгоград

Отдельные детские сады закрываются, но только из-за необходимости проводить ремонтные работы. Руководство таких садиков должно предложить родителям временно перевести своих малышей в ближайшие учреждения. Массового закрытия садиков в летние каникулы не планируется.

Отрывок из книги Валентины Горчаковой «Как воспитать непоседу?». На этот раз автор отвечает на насущные для родителей вопросы, которые мы устаем задавать друг другу на форумах и в поисковиках в Интернете.

У молодых родителей всегда есть вопросы к профессиональным воспитателям. Сегодня многие осознали, что личный или семейный психолог нужен всем. В этой главе я отвечу на вопросы, касающиеся проблем воспитания детей, которые чаще всего задают мне родители.

Можно ли бить ребенка?
Если вы периодически похлопываете малыша по попке, от большой любви и расположения, то не удивляйтесь, что однажды он «хлопнет» вас. Из самых нежных чувств, разумеется. И возможно, довольно сильно, не рассчитав при этом силу удара своего маленького кулачка. Он-то искренне уверен, что проявил к вам свою нежность! Посмотрите на его довольное лицо. Как быть в этой ситуации?

Покажите, что он перестарался и обидел вас. Проявите свои искренние чувства: недоумение, боль, растерянность. Только не переигрывайте. И постарайтесь объясниться. Возможно, ребенок не все поймет из ваших слов, но что-то важное непременно почувствует, считает эмоции и в следующий раз будет осмотрительнее.

А если ребенок начинает драться с мамой по-настоящему? Из-за того, например, что не хочет уходить от бабушки и дедушки, собрался осенью на улицу без шапки или таким образом требует «небюджетных» покупок. Стоит ли шлепать малыша в ответ?

Во-первых, надо понять истинную причину его агрессии. Есть ли здесь несправедливость по отношению к ребенку: навязывание ему своей воли, наступление на его автономию? Или это банальная распущенность и вседозволенность как формирующаяся черта характера? Ребенок в вашем доме постоянно ущемляется в правах или находится на положении избранного? И какова роль отца во всей этой истории?

Проявление конструктивной агрессии - а это самоконтроль, введение правил, наступательная активность, напор - функция отца. Именно он является «хорошим полицейским» в семье. Одним своим присутствием он накладывает ограничения, ставит всех в рамки «закона», гасит чрезмерное буйство чувств. Папа строгий и справедливый. Его агрессия относительная, охранительная, превентивная. Отца мы не боимся, мы его побаиваемся. И это правильно. Папа до 12 лет выполняет в семье функцию государства. Мама при этом отвечает за чистоту и порядок в доме, а также за «погоду в доме». Атмосфера радости, взаимного интереса и уважения, спокойствия и ненасилия никогда не спровоцирует агрессию между близкими людьми. Тревожность, подавленность, разобщенность, невнимание друг к другу, «отсутствующее присутствие» одного из родителей - наоборот.

Случай из практики
Девочке Але 4 года. Однажды они зашли с мамой к соседке по какому-то
делу. У тех свой дом, во дворе которого - небольшой палисадник. Вдоль дорожек растут вишни. И когда мама зашла в дом, Аля набрала полную горсть вишен и съела их. В маленькую ручку их вместилось целых 5 штук! Взрослые это увидели из окна. Мама расстроилась и дома жестоко наказала девочку. Ей было стыдно за нее и страшно одновременно. И это был единственный случай, как выяснилось, когда она била дочь в детстве. Аля момент наказания не помнит. Сейчас ей 50 лет. Она подчеркнуто честна во всем. Не берет денег даже у мужа. Заболевает от любых безнравственных поступков. Ей неловко брать деньги даже за свой труд от частных лиц. Как выяснилось из беседы, первый муж мамы в строгие сталинские времена был арестован на глазах у молодой беременной жены и посажен в тюрьму за мелкое воровство из колхоза.

Эта история только подтверждает, что за агрессивным поведением матери скрывается ее собственный страх перед правосудием.
Вот как повела бы себя идеальная мама: «Вишенки сорвала? Давай тете Свете скажем спасибо! Я приношу извинения, Светлана! Мы вас тоже угостим чем-нибудь. Правда, дочка? А тебе я куплю целый стакан вишенок (даже на последние деньги)». По дороге домой можно спокойно поговорить: «Маленькая моя, когда берут что-то в чуждом саду или доме, спрашивают разрешения. Чаще всего тебе не откажут».

Соседке тоже следует проявить щедрость по отношению к ребенку. Дать, например, пару вишенок еще, на дорожку. Маленькие дети часто не понимают прав собственности: что видят, то и берут. Немного повзрослев, они уже понимают, что есть чужое, но при этом проявляют интерес к этим вещам и игрушкам в силу детского эгоцентризма, инстинктов собственничества, собирательства и охоты. Дети живут инстинктами.
Жесткое отучение или приучение к чем-улибо недопустимо. Оно фиксирует ребенка на определенной проблеме. Может случиться, что ребенок никогда не возьмет не только чужое, но и ничье. Он перестает «добывать» вообще. Вы подавите в нем предпринимателя.

Если вы все же ударили ребенка… Катастрофа? Нет. Потрясение? Да. Причем для обеих сторон. У одного может наконец появиться ответственность за прямое выражение агрессии и нарушение границ другого. Другой будет стойко держать удары судьбы, которые бывают у многих. И у обоих есть шанс стать личностью.

Некоторые родители бьют ребенка за отказ подчиниться их воле, не понимая, что дети вовсе не должны им подчиняться, а вот социализироваться, адаптироваться к условиям жизни - да.

Каков предел материнской жертвенности?
Материнская любовь жертвенна. Если, например, женщина отказывается от новой любви с мужчиной, когда детям 2-3 года, это нормально, поскольку сохраняет положительный образ семьи и родителей в нежном возрасте малышей. Или, скажем, она отказывается от карьерного роста, связанного с частыми отъездами, когда дети нуждаются в ее внимании, поддержке. Эти жертвы естественны и нормальны.

Однако если женщина продолжает «служить» детям старше 10 лет, ставя их интересы выше своих, это, как правило, формирует образ матери-жертвы. Дети не сразу сдают удобные позиции. За самоуважение женщине надо бороться, не боясь при этом какое-то время остаться в
изоляции.

Правда, нравственный выбор женщине придется делать всегда. Здесь важно сохранить баланс. Родились внуки: стоит ли отказываться от личного счастья? Пожалуй, нет. При этом не нужно испытывать чувство вины. Решение проблемы найдется. Дети могут вполне обойтись и без вас. Или с вашим приемлемым участием.

А вот жертвы ваши оценят вряд ли. Не стремитесь быть идеальной матерью.Лишнее усердие создает напряжение, а оно всегда снижает эффективность того, чем вы в данный момент занимаетесь. Материнский инстинкт есть практически у всех нормально развивающихся девушек. Он активизируется по достижении зрелого возраста. Справедливости ради следует отметить, что после рождения ребенка не у всех молодых мамочек включается инстинктивная материнская программа. Но таких женщин единицы.

Как формируются отношения в семьях, где один, два или больше детей?
Психологами установлено, что семья из 4 человек естественно распадается на два лагеря. Мама с папой и дети, например. Или мама с дочкой и папа с сыном. В семье из 3 человек третий всегда лишний. Это может быть папа. Или ребенок. И даже мама, что случается реже, но случается. Если у мамы, например, появился новый молодой человек, который всеми силами стремится стать для ребенка настоящим отцом.

Пять человек в данном случае - самая устойчивая конфигурация. Эта семья небольшая и дружная. Все находятся в непосредственном общении и содействуют один другому. Такие семьи эффективны и управляемы. И по статистике, редко распадаются. К тому же первый ребенок, как правило, - лидер по природе, второй - самый конкурентоспособный, а третий - наиболее социализированный и адаптивный из всех. Такая семья легко продвинется вперед и сможет устоять при любых невзгодах.

Если в семье больше трех детей, возникают проблемы с нормальным эгоизмом третьего малыша, то есть его слабо выраженным «Я». Четвертые, пятые, шестые дети в семье растут с неудовлетворенным Эго и гипертрофированным «Я».

Почему ребенку необходим братик или сестричка?
Единственной девочке в семье крайне необходим братик. А мальчику - сестричка. Чтобы понимать психологию другого пола, надо с ним
вырасти. Или придется «растить» своего брачного партнера, осваивая азы этой премудрости вместе с ним.

Как обеспечить малышу счастливое окружение?
Окружение у ребенка должно быть здоровым и счастливым. Униженная и подавленная, равно как и тревожная, мама способна нанести вред воспитанию. Не лучшим образом отражается на психике растущего человека общение и с недовольными жизнью наставниками. Они создают повышенный фон напряжения. Смотрите, с каким настроением воспитатели начинают день.

Эмоциональное состояние человека зависит от предыдущего дня или вечера, от предшествующих впечатлений.
И не забывайте о чувстве такта. Все занятия достойны уважения. Няня - это не работа, а благородная миссия. Не каждому ее можно доверить. Авторитет учителя надо поддерживать. И это нужно прежде всего вам.

Почему в воспитании мальчиков должны участвовать мужчины?
Сразу видно мальчиков, которых воспитывали одни женщины. Они ласковы, нежны, благовоспитанны, эстетически ориентированны, честны и порядочны. В них мало озорства, отваги, а главное, агрессии. И все бы ничего, но женское воспитание расхолаживает, лишает ребенка силы воли. Погружает в негу, безделье и лень.

А уж заласканный ребенок, особенно мальчик, беспомощен, уязвим, чувствителен и эгоистичен. Он нуждается в постоянном женском внимании, восхищении, любви, без которой жизни себе не представляет. А ведь рано или поздно он должен будет взять заботу о себе в свои руки. И не только о себе. Поэтому исключительно женское воспитание вредно мальчику.

Насколько важно сформировать правильный «образ» отца?
Для ребенка важен даже образ отца, который могут формировать окружающие и в первую очередь мама. Если она рассказывает ребенку, какой у него сильный, умный, трудолюбивый отец (даже если это не совсем соответствует действительности), то малыш, а тем более ребенок постарше, переносит эти качества и на себя, старается им соответствовать. Особенно это необходимо, если ребенок мало общается с отцом, и тем более если родители в разводе.

В жизни мы чаще можем наблюдать прямо противоположную картину. Женщина, полная обид на бывшего мужа, старается сформировать у ребенка образ «отца-негодяя», это ее маленькая месть за те страдания, которые пришлось испытать. Только пострадает от этого больше всего ребенок, у которого не будет позитивной линии взросления, а будут трудности с формированием положительной самооценки, проблемы с характером и еще целый «букет» неприятностей. Поэтому взрослым стоит определиться, что для них важнее - самолюбие или будущее ребенка.

Отцы же при редких встречах с детьми стараются компенсировать недостаток внимания покупкой игрушек. Ребенок может быть просто завален игрушками, но смогут ли они заполнить эмоциональный вакуум, который возникает в отношениях отцов и детей? В результате мы получим ребенка-потребителя, для которого ценность родителей будет определяться только их финансовыми возможностями.

Как «новому папе» войти в жизнь ребенка?
Установите контакт глаз, эмоциональный контакт. Не заигрывайте с малышом, проявите интерес к его жизни, внутреннему миру. Поймите актуальные потребности и удовлетворите их. Посмотрите на отношение к вам. Откорректируйте его. Если малыш боится, покажите, что вы друг. Проявляет интерес - покажите что-нибудь. Если он ревнует к маме, покажите свою автономность и занятость. Не пытайтесь нравиться, сделайте вместе что-то полезное и интересное. И необязательно для малыша или его мамы. Займитесь мужским делом и вовлеките в него малыша. Детей до года можно покатать на спине - дети от этого в восторге, они любят шумные подвижные игры и забавы. Порадуйте и повеселите малыша. Но не усердствуйте. И соблюдайте осторожность.

Когда начинать обучать ребенка второму языку?
Часто перед родителями встает вопрос, когда начинать учить с ребенком второй язык. Если мама с папой являются носителями двух языков, каждый из родителей может начинать общаться с малышом на своем родном наречии. И все будет в порядке, если между мамой и папой любовь и взаиморасположение. В ином случае эмоциональную дуэль между родителями почувствует малыш, и один из языков, или даже оба, будет «блокироваться». Отсюда задержки в развитии, «каша во рту», плохая дикция. Смотрите, как двуязычие воспринимает малыш. Очень важно, на каком языке он произнесет первое слово. Этот язык и следует считать базовым, родным.

Иностранному языку родителям одной языковой культуры следует начинать обучать ребенка, когда усвоен в базовых параметрах родной язык, когда ребенок неплохо составляет предложения, без труда выражает себя. Еще лучше, когда он знает родной алфавит и умеет складывать слоги. Иначе вместо пользы полиглотства у ребенка будут проблемы в начальной школе.

Учить другому языку нужно так же, как родному: сначала изучите простые слова: мама, папа, дай, возьми, молоко, чай. Это стул. На нем сидят. И так далее. Причем сопровождать новые понятия соответствующими жестами, эмоциями или телодвижениями очень полезно. Не абстрактные звуки, но слова, связанные с их назначением, - запоминаются быстрее. Уже потом можно учить алфавит. Впрочем, тут есть различия: у мальчиков более развито абстрактное мышление, поэтому буквы они запоминают быстрее и охотнее, писать и считать тоже начинают раньше. И смотрите, насколько воспринимает другой язык ребенок. Здесь нельзя ничего навязывать. Для соответствующей языковой практики должны созреть предпосылки. Сделайте это на волне интереса, проявленного, например, к мультику, после случайной встречи или накануне очередной поездки за границу.

Как обеспечить ребенку интересную и насыщенную жизнь?
Сколько бы ни было лет ребенку, постарайтесь, чтобы ему никогда не было скучно. Покажите что-то новое малышу, чему-то его научите, что-то сделайте вместе - откройте его свежим впечатлениям. Или предложите ему придумать что-нибудь эдакое - проявить свои интересы, открыть свои нарождающиеся желания. Сходите погулять в новое место, по иным тропинкам, в другую часть города. Может, ему просто не хватает вас и вашего внимания, новых игрушек и необходимых вещей, ярких эмоций и радостных переживаний? Подвижные игры на природе способствуют такому важному «несанкционированному выбросу», эндорфинов, разумеется. Подвигайтесь вместе! Удовлетворять все потребности детей, и не только органические, - обязанность родителей.

Позволять ли ребенку смотреть телевизор?
Во времена знаменитой телеведущей Валентины Леонтьевой малыши собирались у экрана телевизора не более чем на 15 минут в день. Сейчас их трудно оторвать от монитора компьютера. Что делать? Смотреть или не смотреть ребенку телевизор? Одни предпочитают не смотреть, другие - смотреть избирательно. Есть и такие, что предпочитают не обращать на это внимание вообще. Что лучше? Необходимо формировать видеоряд детям осмысленно. Мы не только то, что едим, но и то, что видим и чувствуем тоже. И никаких перещелкиваний кнопками детских телеканалов!

Продолжительность просмотра зависит от возраста малыша. Чем нежнее возраст, тем меньше должно быть телетехники и больше естественных впечатлений. Оставьте няне мультики для малыша как порцию духовной пищи на день. Ее объем зависит от «аппетита» ребенка и его естественной направленности. Если малыш склонен к бессмысленному времяпровождению, ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше дать малышу творческое задание на день или провести небольшую экскурсию. Сколько раз подряд можно смотреть любимый мультик? Два раза, и не больше, третий раз после длительного воздержания. Во время болезней и недомоганий, связанных с возрастными кризисами, появлением молочных зубов, в периоды адаптации к новым погодным условиям - чуть больше. Посмотрите, насколько удобна поза малыша перед телевизором. Корректируйте ее, меняйте, используйте валики, периодически побуждайте ребенка к двигательной активности. Бережно, с юмором и фантазией, приучайте его смотреть телевизор по правилам, соблюдая все гигиенические нормы. В возрасте от 2 до 6–7 лет малыш с трудом различает реальность и фантазию. Не позволяйте ему полностью уходить в Зазеркалье, соперничайте с виртуальной реальностью,
предлагайте в жизни что-то более интересное. Устраивайте кукольные спектакли, веселые минутки, подвижные игры, занимательные прогулки. Рифмуйте при этом что-нибудь, детям это нравится. Надо жить, а не наблюдать за жизнью других. И уж тем более не уходить полностью в сказочную реальность.

Ребенок сосет палец: нужно ли с этим бороться?
Многие мамы беспокоятся по поводу того, что ребенок сосет свой палец. Причем с большей охотой, чем соску. Не вредно ли это для формирующейся челюсти малыша? Какие действия требуются от родителей? Могут ли они постоянно отдергивать его палец? Нужно объяснять, почему нельзя совать его в рот, или игнорировать и не замечать эту привычку?

До года, а точнее до времени формирования всех первых зубов, это абсолютно безвредно и вполне естественно. Другое дело, когда эта привычка продолжается несколько дольше и она акцентированна. Обратите внимание, это может быть признаком задержки в развитии. Либо спровоцирует задержку, если вы не задействуете руки малыша и что-то не предпримете.

Развивайте мелкую моторику ребенка: складывайте кубики, пирамидки, пазлы - это способствует формированию связей между отдельными участками мозга ребенка и формирует базовый интеллект. Занимайте ручки малыша через исследование поверхностей, свойств предметов (холодный - теплый, твердый - мягкий, большой - маленький, круглый - квадратный). Формированию межполушарных связей, что также активно развивает ребенка, способствует задействование всех органов чувств одновременно. Пойте и двигайтесь в такт, комментируйте и действуйте одновременно. Умывайте ребенка и приговаривайте:

Водичка-водичка, умой Софи личико!
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Детские считалочки, шутки, потешки также будут полезны. Как раз про пальчики старинная потешка «Сорока-Белобока».

Сорока-Белобока кашку варила,
Деток кормила.
Этому дала (загибаем пальчик),
Этому дала… (и так все четыре пальца),
А этому (большому пальцу) не дала.
Он воду не носил, дрова не пилил, кашку не варил.
Полетели-полетели (ручки наверх),
На головку сели (ручки на головку).

Включайтесь в активное взаимодействие с ребенком. Голодный - кормите. Устал - дайте грудь или бутылочку с искусственным молоком. Убаюкайте, погладьте, приласкайте. И все с речью - плавной, ритмичной, музыкальной.

Берите в рот палец, когда обнаруживаете его во рту малыша, и слегка покусывайте его. Посмотрите, как реагирует малыш. Наши прабабушки мазали «сладкий палец» горчицей, солью. Правда, совсем чуть-чуть.

Палец надо убирать изо рта, но давать в руки резиновое кольцо или любые резиновые (безвредные) игрушки. Их можно в рот! Прямо покажите, как! Покажите ребенка специалисту, если не справляетесь самостоятельно.

Нужно ли исполнять капризы ребенка?
Чтобы ребенок не прорвался в «царство капризов», которое расшатывает психику, надо всегда стоять на страже. Нынешнее поколение малышей я бы назвала «хочу - не хочу». И это состояние небезопасно. Вы попробуйте хотя бы час побыть в этой, казалось бы простой, дилемме. Она раскачивает нервную систему. Так нужно ли идти на поводу желаний ребенка? Нет, если у вас есть аргументы. Но тогда их стоит привести. В доступной форме, естественно. И будьте готовы к компромиссам. Мультики? Да, но только один, а потом пусть малыш играет сам. «Зависать» в хорошую погоду у монитора компьютера - не лучший выбор, это пассивная форма развития. И вообще, часами у компьютера или телевизора сидит ребенок, который никому не нужен. А вот если вы едете в машине, мультиблок будет очень кстати. Если ребенок взял вас криком - это пропущенный гол. Подумайте об этом и в следующий раз будьте более решительны. Капризы - это состояние предневротическое. А что нужно малышу - знаете лучше всего вы.

Какие возрастные кризисы проходит ребенок?
Капризы детей не так уж безобидны и не вполне естественны, как может показаться на первый взгляд. Кроме того, что они сопровождают любое недомогание ребенка, они еще составляют кризисные моменты в жизни растущего человека. А их немало. Только возрастных кризисов, приходящихся на детство, психологи насчитывают пять: кризис первого года, 2 лет (пробуждение сознания), 3 лет (рождение «Я»), 6–7 лет (социализация), а еще подростковый (поиск своей индивидуальности).

Если кризис миновал, а симптомы остались - кризис не преодолен. Любой кризис - состояние повышенного напряжения, что естественным образом ведет к излишней нервозности. Человек может нести остаток этого напряжения по жизни, более того - накапливать его от кризиса к кризису. Ведь неблагоприятное прохождение предыдущего кризиса затрудняет преодоление следующего. Излишне нервирует.

Не драматизируйте события жизни. Все преодолимо, везде есть своя успешная тактика. А если не справляетесь сами, обращайтесь к специалистам. Иначе сами знаете: неврозы, нервные болезни и психосоматика. Напугала? То-то и оно. Ищите выход из кризиса!

Развлекать или развивать ребенка?
Помните, что есть развлечение и есть развитие. Ребенку необходимо и то и другое. Помимо интеллекта нужно развивать самостоятельность, взаимопонимание, взаимопомощь, сотрудничество, навыки самообслуживания. Важно высвободить творческие способности. Самая великая жажда познания проявляется у детей от 2 до 5 лет. Проводите специальные занятия, начиная с 5-10 минут два-три раза в день. Например, изучайте цвета, цифры, буквы или, например, марки машин. Далее время занятий можно увеличить в зависимости от устойчивости внимания. И смотрите, насколько это нужно ребенку сейчас.

Поначалу заниматься надо вместе. Обсуждайте, обращайте внимание на детали, обобщайте. Все остальное время поддерживайте естественный процесс познания мира. И не давайте скучать себе и ребенку. Вокруг очень много интересного. Ищите новое! Меняйте привычные схемы прогулок, занятий и даже распорядок дня.

Здоровье дошкольников

Здоровье дошкольников волнует всех родителей детей в возрасте от 0 до 7 лет. Ведь именно в этом возрасте врачи и педагоги обращают внимание на любые отклонения в психическом и физическом состоянии детей. На сегодняшний день здоровье дошкольников – вопрос, который волнует не только родителей, но и государство.

Причины плохого здоровья дошкольников

XXI-й век можно охарактеризовать резким ухудшением здоровья дошкольников. На 8 % снизилось количество здоровых детей, почти на 7 % участились случаи нарушения физического и психического развития дошкольников. Почти на 1,5% вырос показатель численности детей 3-ей группы здоровья с различными отклонениями и хроническими симптомами заболеваний.

Основной причиной ухудшения здоровья детей является низкий уровень знаний о здоровье и здоровом образе жизни. Здоровье на 60 % зависит от образа жизни, на 25 % - от состояния окружающей среды и только на 15 % - от наследственности и состояния здравоохранения в стране или городе. Мы, взрослые люди, осознаем это и все равно наносим вред организму. Это наш выбор. Но здоровье наших детей зависит только от нас.

Задача родителей и педагогов - привить ребёнку потребность быть здоровым, активным и сильным. Защитите здоровье ребенка! Воспитайте в нем уважение и бережное отношение к собственному здоровью!

Как улучшить здоровье дошкольников

Ребёнок дошкольного возраста более активен и самостоятелен, чем младенец. При этом он еще совершенно не адекватен во многом и должен находиться под контролем взрослых. Дошкольник может обнаружить у себя какие-то проблемы со здоровьем и сказать об этом родителям. Но дошкольник еще не умеет формулировать четко свои мысли. Кроме того, он склонен фантазировать и изображать, что плохо себя чувствует. Важно, чтобы взрослые умели понимать детей и придавали значение важным симптомам. В то же время, чрезмерное внимание к мелочам и прихотям ребенка нежелательно.

Необходимо прислушиваться к детям, обращать внимание на их поведение и настроение. Рекомендуется чаще советоваться со специалистами, проводить обследования даже здоровых детей. Полезно знакомиться со специальной литературой, принимать участие в тематических обсуждениях, ходить на занятия в медицинских центрах. Получая знания, необходимо сделать все возможное для сохранения здоровья наших малышей. Ведь дети – это наше будущее!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ведущая деятельность дошкольника – игровая, только в игре зарождаются и первоначально развиваются все другие формы деятельности детей, только через игру ребенок познает окружающий мир и учится с ним в...

«Ты волна, моя волна...»Цель. Показать сходство сказочных героев с морской стихией в различных видах искусства.Задачи:1....

Разница между современным ребенком и детьми прошлых поколений. Сравнение развития и воспитания разных поколений....

Родителям первоклассников.

Вопросы, которые волнуют родителей больше всего.


Как выбрать школу?

Выбор школы зависит от поставлен­ных вами целей. Можно отдать ребенка в общеобразовательную школу , гимназию или частный лицей. В любом случае хо­рошо, если школа будет располагаться недалеко от дома - это удобно для всей семьи.

Если вас интересует содержатель­ная сторона учебного процесса, то луч­ше всего поговорить на эту тему с заву­чем начальных классов, который ответит на вопросы о программах и учебных комплектах, действующих в школе.

Побеседуйте с завучем о здоровье, усидчивости и индивидуальных особен­ностях вашего ребенка. Как опытный пе­дагог, он поможет вам подобрать канди­датуру учителя, который вместе с вами в течение четырех лет обучения будет ре­шать возникающие проблемные вопросы.

Поступление в I класс - ответственный шаг не только для молодого гражданина, но и (в гораздо большей степени) для его родителей. Основное право родителей, закрепленное в Конституции РФ, - это право выбирать общеобразовательное учреждение и формы обучения детей до получения ими основного общего образования. Только родители решают, где получать общее образование их ребенку: в государственной, муниципальной или негосударственной школе, лицее, гимназии. Только родители вправе делать выбор между традиционным обучением в школьных стенах или на дому: в форме семейного образования, самообразования, экстерната. При этом выбор должен быть сделан с учетом мнения ребенка.

Если выбор сделан в пользу семейного обучения, то ребенок вправе проходить промежуточную и итоговую аттестацию в общеобразовательном учреждении, а на любом этапе вправе по решению родителей продолжить обучение уже в школе

Как правило, родители выбирают школу поближе к дому, однако в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении они вправе выбрать понравившуюся школу (в том числе государственную или муниципальную) и на территории другого района. При этом детям, не проживающим на данной территории, может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении. Типовое положение об общеобразовательном учреждении устанавливает максимальную наполняемость классов - 25 человек.
Во сколько лет можно привести ребёнка в школу?

Если на 1 сентября текущего года вашему ребёнку исполнилось не менее шести с половиной лет, а лучше семь. Именно к этому возрасту почти окончательно формируется кисть руки, что важно для письма. Кро­ме того, в шесть с половиной - семь лет у детей скла­дывается понятийный аппарат, необходимый для за­учивания и понимания правил.


На что следует обратить внимание при подготовке ребёнка к школе?

Прежде всего - на умение будущего школьника общаться со сверстниками, ведь 11 лет ему придет­ся не просто учиться в коллективе, но и взаимодей­ствовать с ним. Ребенок в семье должен иметь свои небольшие обязанности. Это формирует чувство от­ветственности перед обществом - семьей, классом.

Встречаются семьи, где ребенку многое позволе­но. Он исподволь руководит родственниками, кото­рые потакают ему во всем, считая исключительным созданием природы. Учителю будет очень трудно найти общий язык с такими родителями - они сна­чала не понимают сложности ситуации, а затем дол­го не признают своих ошибок.

Кроме того, будущий первоклассник должен вла­деть навыками самообслуживания: умываться, пе­реодеваться и обуваться без посторонней помощи, содержать в порядке свои вещи.

Обязательна ли школьная форма в 1 классе?

Вопрос о школьной форме решается в каждом пе­дагогическом коллективе индивидуально. Мнение большинства родителей в последнее время склоня­ется в пользу школьной формы . Форма дисципли­нирует детей, является атрибутом, отличающим до­школьника от ученика. А именно об этом, как прави­ло, и мечтают в первую очередь при поступлении в школу все дети - они теперь первоклассники.


Как быть, если ребёнок леворукий, а большинство детей пишут правой рукой?

Ни в коем случае не следует идти против приро­ды и переучивать ребенка. Это может повлечь за со­бой серьезные нарушения его здоровья. Кроме того, сейчас издаются специальные пособия для левору­ких детей, в частности «Прописи для первоклассни­ков с трудностями обучения письму и леворуких де­тей» автора М. М. Безруких. Последствия переучива­ния леворуких детей чаще всего носят психоневроло­гический характер: нарушение сна, повышенная воз­будимость, энурез.


Какая помощь нужна первокласснику по математике?

Не мешайте первокласснику загибать пальчи­ки при счете: таким образом, он пересчитывает эле­менты множества, в данном случае - своих пальцев. Можно пересчитывать любые однородные предме­ты - карандаши, линейки и т. д. Следите за тем, что­бы число элементов в каждой группе ребенок обо­значал цифрой (знаком на письме) и не путал поня­тия «число» И «цифра»! Множества можно сравнивать (больше или меньше) и уравнивать - добавлять или отнимать элементы, чтобы в обоих множествах элементов стало поровну. Считать лучше в пределах 10. Если ваш ребенок называет числительные до 100, это еще не значит, что он умеет считать в том понимании, в котором делаем это мы, взрослые.


Можно ли давать ребёнку в школу деньги?

Если вы считаете, что вашему ребен­ку недостаточно школьного питания, то дайте ему с собой яблоко или бутер­брод. Первоклассники могут израсходо­вать полученные от вас денежные сред­ства вовсе не на еду. Трата денег детьми этого возраста должна находиться под контролем родителей.


Есть ли в 1 классе домашнее задание?

Домашних заданий в 1 классе нет. Од­нако если вы хотите сформировать у своего ребенка качественные навыки письма, чтения, счета, то не отказывай­тесь от тренировочных упражнений, ко­торые может предложить учитель, - на­учиться плавать в ванне еще никому не удавалось.


Можно ли носить в школу мобильный телефон?

Это решение зависит от админи­страции учебного заведения. Не ре­комендуется носить в школу мобиль­ный телефон первоклассникам - ве­лико искушение звонить маме по ма­лейшему поводу или поиграть на уроке в электронную игру. Кроме того, дорогой телефон может воз­будить нездоровый интерес одно­классников.


Можно ли носить в школу игрушки?

Да, можно, но не игровую пристав­ку! Игровая деятельность еще зна­чима для ребенка, любимая игрушка зачастую олицетворяет друга, с ней можно поиграть на перемене вме­сте с одноклассниками. Лучше, если игрушка негромоздкая и без острых углов. К сожалению, современные дети часто играют не в дочки-матери или другие ролевые роли, обогаща­ющие их общение. Ребята подража­ют не всегда положительным геро­ям телевизионных фильмов, поэто­му советуем вам следить за тем, что смотрит ваш ребенок.


Может ли ребёнок уходить один домой после уроков?

Ответственность за здоровье ребенка вне школы в неучебное время несут его родители. Школа обеспе­чивает безопасность учащихся во время их пребы­вания в учебном заведении. Перед началом занятий учителя принимают учеников у родителей "с рук на руки», по окончании уроков или работы группы прод­ленного дня педагоги отдают детей только их родите­лям или близким родственникам.


Готовим к школе родителей.
Подготовка к школе ребенка ­это, как говорится, полдела. Вто­рая половина - это подготовка са­мих родителей. Когда в одном са­дике задали вопрос, какая пробле­ма волнует пап и мам при подготов­ке их детей к школе, родители отве­тили, что самыми неподготовлен­ными чувствуют себя они сами...

Даже совсем «большие» дети очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Это успокаивает, помогает снять напряжение, спокойно уснуть.
Родителям на заметку .
1. Только в союзе со школой можно добиться желаемых результатов в обучении и воспитании детей. Учитель – ваш первый советчик. Поддерживайте его авторитет.

2. Старайтесь посещать каждое родительское собрание. Оперативно реагируйте на приглашение прийти в школу. Если не можете прийти, сообщите, пожалуйста, об этом учителю заблаговременно.

3. Систематически интересуйтесь школьными делами ребёнка. Радуйтесь успехам маленького школьника. Не огорчайтесь его временными неудачами.

4 . В случае необходимости оказывайте ребёнку разумную помощь. Помощь и контроль не должны обижать ребёнка. Главная задача сейчас – помочь ему обрести уверенность в своих силах, полюбить учение.

5. Нацеливайте ребёнка на умение отвечать на вопросы «Почему?», «Как?», «Можно ли было это сделать по-другому?»

6. Терпеливо и заинтересованно выслушивайте рассказы ребёнка. Делиться с близкими своими переживаниями – естественная потребность младших школьников.

7 . Оказывайте школе посильную помощь в организации досуга детей. Не ждите просьбы учителя. Проявите инициативу. Ваша помощь школе поможет вам овладеть искусством семейного воспитания и положительно скажется на ваших отношениях с детьми.

8 . Важное условие повышения уровня педагогической культуры семьи – регулярное педагогическое самообразование. Не жалейте времени на чтение книг. Читайте сами и вместе с ребёнком. Личный пример – лучший пример для подражания.

Эмоциональная поддержка
1. Ни в коем случае никогда не следует срав­нивать его посредственные результаты с эталоном, то есть с требованиями школьной про­граммы, достижениями других, более успешных, учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми (вспомните свое дет­ство).
2. Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучше­ние его собственных результатов. Если во вче­рашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем - 2, это нужно отметить как ре­альный успех, который должен быть оценен ис­кренне и без иронии родителями.
3. Соблюдение правил безболезненного оценивания школьных успехов должно сочетаться с поисками такой деятельности, в ко­торой ребенок мог бы реализовать себя и с под­держанием ценности этой деятельности. В чем бы ни был успешен ребенок, страдающий школь­ной неуспешностью, в спорте, домашних делах, в рисовании, конструировании и т. д., ему ни в коем случае нельзя ставить в вину неуспехи в других школьных делах. Напротив, следует подчеркнуть, что раз он что-то научился делать хорошо, то по­степенно научится всему остальному.
4. Родители должны терпеливо ждать успе­хов, ибо на школьных делах чаще все­го и происходит замыкание порочного круга тре­вожности. Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания.

Болезненность школьной сферы должна быть снижена любыми средствами: снизить ценность школьных отметок, то есть показать ребенку, что его любят не за хорошую учебу, а любят, ценят, принимают вообще как собственное дитя, безу­словно, не за что-то, а вопреки всему.

К
ак помочь ребенку в первые месяцы обучения

О том, что начало обучения и школе - один из самых серьезных моментов в жизни ребенка, знают все родители. Но что это значит? Большая часть родителей считает, что главное при начале обучения в школе - перемены, так сказать, социально-психологические: новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новая социальная роль - ученика - со своими плюсами и минусами. Все это, конечно, существенно, но прежде всего – большие нагрузки.

Но первый год в школе - это и своего рода испытательный срок для родителей, когда четко проявляются все их недоработки: невнимание к ребенку, незнание его особенностей, отсутствие контакта, неумение помочь. Так порой не хватает им терпения и снисходительности, спокойствия и доброты... Еще чаше из добрых побуждений они сами становятся виновниками школьных стрессов. Почему? Скорее всего, потому, что, находясь за порогом школы, не всегда понимают: приспособление к школе происходит не сразу. Не день и не неделя требуется для того, чтобы освоиться в классе по-настоящему!

Опытный учитель и внимательные родители знают и понимают, насколько важно, чтобы требования, правила и нормы поведения не зависели от настроения взрослого.

Особого внимания требуют дети, которые до школы воспитывались дома и оттого мало общались с посторонними взрослыми. Ребенка окружали любящие мама и папа, бабушка и дедушка, которые были снисходительны к капризам и желаниям, не всегда могли настоять на своем, потребовать выполнения того, что не очень нравилось малышу. Такой ребенок поначалу и в школе, так же как и дома, пытается капризничать, настаивать на своем; а когда встречает отпор, то отказывается учиться вообще. Маленький ученик может в раздражении швырнуть книги и тетради, расплакаться; а дома будет жаловаться на то, что учительница не любит его. К сожалению, такие жалобы встречают не только сочувствие родителей (это необходимо), но и осуждение действий учителя. Даже если требования педагога, по вашему мнению, не совсем справедливы, не стоит обсуждать эту проблему с ребенком и при ребенке. Постарайтесь объективно разобщаться в ситуации, не обвиняя ни одну, ни другую сторону.

Кто-то быстро осваивается в новом коллективе, работает вместе с товарищами и зорко следит: у кого лучше, кто первенствует? Но немало и других, для кого постоянное общение со сверстниками на уроках и на перемене не всегда под силу. Такие дети долго не сближаются с одноклассниками, чувствуют себя одиноко, неуютно, на перемене играют в сторонке или жмутся к стене. А иные, стремясь привлечь к себе внимание, командуют, указывают, могут унизить одноклассника («Ты ничего не понимаешь», «Я лучше тебя знаю», «Ты это не умеешь, а я умею» и т. д.); и тоже не находят общего языка с товарищами. А, получив отпор, часто ябедничают, жалуются, пытаясь хоть так привлечь к себе внимание взрослого.

Как быть в подобной ситуации? Прежде всего надо запастись большим терпением (и тактом, и беспристрастностью), иначе не найти трезвого объяснения постоянно возникающим конфликтам. Нужно уметь увидеть в поведении ребёнка собственные недоработки; не «личные» недостатки, а именно нехватку готовности к школе. Потребуется длительное время, чтобы малыш осознал: он не «лучше всех», а такой, как многие другие. А лучшие умения или большие знания - еще не повод для демонстрации превосходства и пренебрежительного отношения к одноклассникам. Нужно постараться объяснить ребенку: «Маша не умеет писать, но она хорошо танцует», «Коля плохо читает, но он добрый и много знает о животных» и т. д.

Мы часто забываем, что дети смотрят друг на друга глазами взрослых, а в школе чаше всего - глазами учителя. Отношение учителя к ребенку - индикатор отношений к нему и его одноклассников.

В первом классе учитель не использует отметки для оценки успехов ребенка, т.к. непривычная отметка может оказаться слишком сильным и психотравмирующим средством, затрудняющим адаптацию ребенка к школе. Поэтому вместо традиционных цифр используются рисунки, штампики, звездочки и другие символы, оценивающие успехи. В таких случаях и штампики, и звездочки равнозначны отметкам, ведь все это для ребенка - условные знаки его успехов. Поэтому тревожность, непосредственно связанная с отметкой, все равно сохраняется. Кроме того, с первых дней обучения ребенок понимает зависимость своего положения в классе от отметки и превращает ее в предмет желания и стремления. Но часто объективные причины (недостаточная готовность к школе, слабое здоровье, плохое развитие моторики, дефекты речи) не позволяют достигнуть желаемого результата. Все это травмирует ребенка, создает комплекс неполноценности.

Родителям следует не концентрировать внимание ребенка на оценке, а ценить его желание учиться, его старание в работе. Оценивая успехи малыша, попробуйте не сравнивать его с другими детьми, не подчеркивайте: кто-то делает это лучше, - особенно если видите, что ребенок прилагает много усилий. Не скупитесь на похвалу!