Россия: жизнь лгбт через личные истории. Три истории из жизни представителей лгбт-сообщества

История третья. Ник, 18 лет, гомосексуал

Я идентифицирую себя как сознательный гражданин, гомосексуал, волонтер, дизайнер, студент. Нельзя считать себя кем-то одним, вся твоя идентичность – это части тебя.

Я понял, что мне нравятся парни лет в 13. Хотя нет, еще в первых классах, у нас были такие дневники-анкетки. Там нужно было отвечать на вопросы, и был вопрос «девочка, которая тебе нравится». Вот мне было очень сложно на него отвечать. Тогда я уже начал задумываться.

Я вырос в эпоху интернета, так что я просто гуглил много по этой теме. Конечно, влюблялся в школе, была любовь «по интернету». Но это все мимолетное, а потом я уже встретил человека, с которым мы прожили год. Мы встретились на КиевПрайде в 2015 году, разобщались и влюбились.

У меня есть сестра, у нее инвалидность, она не верит в себя и не хочет искать работу, потому, что думает, что ее не возьмут из-за инвалидности. Страх, что тебя не примут, потому, что ты отличаешься – он универсален

Конечно, у меня была в голове куча непоняток. Я думал, что это нужно скрывать, и не надо никому говорить. Принятие не приходит за один день. Никто не просыпается с мыслью, что все в порядке. Есть стадия непонимания, потом какого-то анализа и сравнения с другими. Потом уже ты чувствуешь себя равным с другими и принимаешь себя. Меня мама так воспитывала, что мы все равные, и что мы должны друг другу помогать. Общество работает так. Поэтому у меня не было жесткого непринятия себя.

У нас в Запорожье есть каскад «Радуга» — я не выбирал его специально, там просто хорошо и зелено – я там гулял с подругой. Я ей рассказал о себе, она была в шоке и даже немного расстроилась, потому, что ее подруга была в меня влюблена. Потом эта подруга рассказала всему нашему классу, в итоге вся школа узнала. Но все было в порядке. Я никакого буллинга не ощущал – может мне повезло. Я знаю, что в других школах было по-другому – например, одного мальчика били мячом в спортзале. Он не хотел ничего об этом рассказывать, хотел уехать из Запорожья и не возвращаться. Я считаю, что это неправильно – нужно идти в полицию и заявлять.

У меня в школе были друзья, которые меня поддерживали. В целом, мне кажется, украинское общество тоже зрелое и толерантное. Мы внутри себя думаем, что к нам негативно относятся. Внутренняя гомофобия как состояние может быть применима не только к ЛГБТ-сообществу. У меня есть сестра, у нее инвалидность, она не верит в себя и не хочет искать работу, потому, что думает, что ее не возьмут из-за инвалидности. Страх, что тебя не примут, потому, что ты отличаешься – он универсален. На самом деле, ты можешь идти, целоваться и все будет нормально, если не наткнешься на это агрессивное меньшинство радикалов.

Маме я открылся еще в школе. Она разрыдалась, сказала: «Ой, а что, это теперь у меня не будет внуков?». Но потом она поняла, что есть другие методы образования семьи и больше переживала за мою безопасность. Но это тоже все индивидуально – у кого-то родители не принимают детей годами.

Буду помогать волонтерским организациям, оставаться в Украине и делать ее лучше. Я уверен, что у нас тоже легализуют однополые браки. Все к этому идет, и любая страна это проходит

Конечно, мне бывает страшно. Меня уже один раз побили после прайда в 2015 году, хотя я никого за руку не держал. Наши знакомые разбежались по городу, а мы шли, увидели ларек с печеньем и водой, остановились там. И тут на нас накинулись трое парней, начали нас бить, подруга начала кричать «Помогите!», потом нападающие убежали. У меня разбились очки, а потом оказалось, что у меня сломан нос. Я приехал домой и в тот же день моя мама вернулась с фронта – она волонтер в АТО. Первым делом она спросила, что с моим носом.

Я хотел обратиться в полицию, но мне еще не было 18-ти, я не мог подать заявление от своего имени. Мама была против, потому, что, если мы бы подали заявление, это привлекло бы внимание СМИ и было бы опаснее.

Я думаю, еще будет несколько лет борьбы, будут гомофобные гонения в стране. Я буду помогать волонтерским организациям, оставаться в Украине и делать ее лучше. Я уверен, что у нас тоже легализуют однополые браки. Все к этому идет, и любая страна это проходит.

Я занималась фотопроектом «Быть собой. Истории ЛГБТ-подростков» чуть больше месяца, съемки были каждую неделю. Это был напряженный месяц. Героев искали разными путями, в основном методом «снежного кома», когда один сообщил второму, второй сказал третьему и так далее.

Полиция сорвала дважды выставку проекта в Москве, не дав ей даже начаться. Первая галерея на Тверской «Пунктум» за день до открытия отказалась от всех договоренностей под давлением властей, а в галерею «red square» на Электрозаводе полицейские стали ходить за два дня до открытия выставки и давить на руководителей. В итоге мы остались без места и очевидно, что новые попытки найти какое-нибудь другое выставочное пространство закончились бы похожим сценарием. Если галерея не идет к нам, то было решено сделать свою галерею в публичном пространстве. Так, 13 июня состоялась уличная выставка на Гоголевском бульваре в центре Москвы. Фотографии и истории подростков висели на специальных стендах около 4 часов, пока не приехал «православный активист» на роликах, с ужасом вызвав полицию, которая забрала все фотографии.

Наш фотопроект - попытка вынести эти истории из виртуального пространства с помощью фотографии. Для этого проводилась фотовыставка, чтобы в реальном времени обсудить увиденные истории и тем самым начать общественную дискуссию. Она только усилилась при перенесении выставки на бульвар. Это было политическое высказывание. Прохожие живо реагировали, читали и фотографировались. Некоторые благодарили за интересный проект. Такая реакция окружающих действительно порадовала.

В России высокий уровень гомофобии, но она не «свалилась с неба». Власти и РПЦ постоянно пропагандируют травлю по разным признакам, будь то ориентация, пол или национальность. По телевизору показывают передачи, где геев обвиняют в растлении детей и падении духовных скреп в России. А тем временем власти урезают расходы на образование, медицину и другие социальные сферы. Действительно удобная тактика для отвлечения внимания от политического курса правительства. Геи, мигранты, женщины виноваты, но якобы не мы.

Изначально выставка планировалась к 1 июня (День защиты детей), чтобы показать лицемерную политику властей. Они говорят о защите детей, но по факту её не существует. С одной стороны происходят масштабные урезания расходов на социалку (закрытие детских садов, сокращение различных льгот), с другой стороны большой части детей (ЛГБТ) для них вовсе не существует. После принятого закона в 2013 году «О запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних» стали запрещены горячие линии помощи ЛГБТ-подросткам, помощь психологов и любая общественная дискуссия о проблемах гомосексуалов. Мы хотели дать возможность самим «невидимым» подросткам рассказать о своих проблемах, желаниях, мечтах и показать всем.

Фотопроект будет продолжаться и заговорит новыми голосами. Проблема существует, и замалчивать ее не получится. Для этого и нужны различные просветительские мероприятия и акции, чтобы показать простым людям, кому и в каких целях выгодна гомофобная политика».

Люди далеко не всегда принимают тех, кто одновременно относится к ЛГБТ-сообществу и является членом христианской церкви. Но выбора между любовью к Господу и самим собой вообще не должно происходить. Эшли Ригден (Ashleigh Rigden) погружается в мир ЛГБТ-христиан.

Сидя в на диване, Джеймс трясся от ярости, пока истерически рыдающие родители спрашивали у него, сколько раз он спал с мужчинами и почему он решил стать таким и изменит ли он это. Если бы кто-то узнал об этом, его отца перестали бы принимать всерьез как пастора в церкви, потому что гомосексуальность считается грехом.

Джеймс — с детства член церкви адвентистов седьмого дня. В этой христианской конфессии есть очень строгие правила — например, не праздновать Рождество и не есть «нечистое мясо», то есть свинину или моллюсков. Но прежде всего, однополые отношения совершенно выходят за рамки дозволенного этой религией.

Недавнее исследование показало, что 6 из 10 христиан верят, что гомосексуальность неправильна всегда или почти всегда. Некоторые христианские группы могут быть более принимающими, чем другие. Джеймс знает истории ЛГБТ-людей в своей церкви, и из-за этого ему все сложнее оправдывать свою веру. Он говорит: «Они думают, что это выбор, и они говорят, что это отвратительно, и что мы попадем в ад, и что вопрос в том, зачем нам это делать. И такие разговоры окружали меня, пока я рос».

Каждую субботу проводятся службы для молодых членов общины, и они дискутируют о гипотетических ситуациях, включая те, с которыми они не согласны. Джеймс объяснил: «Они говорили о сексуальности, о том, как две женщины в нашей церкви жили вместе, и они обсуждали, как бы поступили в этой ситуации.

И они говорили так — зачем бы им это делать, это неправильно, и если они не понимают, что это неправильно, то мы ничем не можем помочь». Обычно традиционные взгляды ассоциируются со страшим поколением, но это не всегда так. Даже чаще эти ценности разделяются молодыми людьми. Джеймс сказал: «Когда они переходят в новую религию, они из кожи вон лезут. Как раз они и хотят делать все как надо, соблюдать все правила. Они ко всему относятся предельно серьезно.»

Во многих строгих христианских общинах, детям и подросткам не рассказывают о вопросах сексуальности. Они могут прочесть об этом где-то еще или увидеть по телевизору. «Я не знал, как это называется. Я рос, и меня все больше привлекали парни, и я не знал, что происходит, потому что никто не говорил об этом со мной», — признался он.

Камин-аут перед родителями — всегда важный и сложный момент, который многие ЛГБТ-люди никогда не забудут. Он может построить отношения с семьей или разрушить их. Однажды вечером Джеймс проговорился, что он гей. Давление, которое он чувствовал из-за необходимости скрывать свою идентичность, рвало его в клочья. Он признался: «Я сделал камин-аут перед родителями случайно, потому что сказал им, что хочу съехать и жить с другом. Они поняли, что это мальчик, и начали давить на меня и спрашивать, почему на самом деле я хочу съехать от них». Тогда он признался, что «испытывает гомосексуальные мысли», на что его отец хмыкнул и сказал: «Ну он хотя бы признал это.»

Джеймс глубоко вздохнул и продолжил свой рассказ: «Моя мама начала спрашивать, был ли у меня секс, сколько раз, сколько лет им было. Я сказал ей, что у меня был секс с одним человеком, и это было ложью. Тогда она спросила, соврал ли я, и я сказал, что да, у меня было двое. И это все еще было неправдой. Тогда она спросила — у тебя был секс с двумя одновременно? Она подумала, что раз я гей, то я участвовал в абсолютно любых вариантах секса, какие только есть в мире.» Камин-аут Джеймса закончился тем, что он сказал родителям, что изменится. Они все еще верят в это. Он признает, что ему стало их жалко. Они истерически рыдали над чем-то, с чем на самом деле ничего нельзя поделать.

Несмотря на обещание родителям, сейчас Джеймс встречается с парнем. Он объяснил: «Теперь они знают, и я сказал им, что меняюсь. Может быть, однажды, когда они увидят моего парня, я скажу им, что у меня не получилось.»

Его мать, тем не менее, очень четко дала понять, что она думает об ориентации Джеймса. Он смеется: «Однажды мама сказала, что если я приведу домой парня, она спросит его, хочет ли он чаю. Потом она принесла бы ему чай и вылила бы ему на колени — «случайно», чтобы его позлить.»

Часто религиозные группы обвиняют людей в том, что они стали частью ЛГБТ-сообщества. Многие христиане верят, что через гомосексуальность проявляется вытесненная детская травма. Джеймс прошел через такие разговоры: «Многие христиане пытаются найти причину, почему ты такой. Например, они думают, что отца не было рядом, или семья была насильственная — и, увы, в моем случае и то, и другое вполне правдиво. У меня было насильственное детство, а отец не всегда был рядом, но я не верю, что это сделало меня геем. Да, это случилось, но это не сделало меня тем, кто я есть».

Некоторые люди рождаются в неподходящем для них теле, так что когда они делают трансгендерный переход и могут быть самими собой, они наконец-то освобождаются. Но этих людей нечасто принимают в христианских церквях, точно так же как и семьям таких людей требуется время, чтобы принять трансгендерных родственников. Исследование, проведенное МВД Великобритании, показало, что 70% трансгендеров не вовлечены в общественную и/или политическую жизнь. Вот история трансгендерной женщины Анны-Джейн.

Анна-Джейн была членом трех разных церквей за несколько последних десятилетий. Она начинала в Евангелической церкви, которая “расшумелась на тему того, что они меня принимают, когда я сделала камин-аут.» В результате, рассказывает она «священников поувольняли, и новое руководство попросило меня уйти. Они нашли мне англиканскую церковь неподалеку.»

С тех пор, как Анна-Джейн совершила камин-аут, она выступала на конференциях и рассказывала свою историю и давала советы людям, оказавшимся в схожей ситуации. Она объяснила: «Очень легко прожить жизнь, пытаясь заслужить одобрение людей, хотя на самом деле все, что мы можем делать — делать как лучше.»

Траснгендерный камин-аут перед родителями может иметь свои последствия, и об это Анна-Джейн тоже, к сожалению, знает все. Она вспомнила, как это произошло: «Мои родители переехали, не сказав мне, а я в это время разводилась Я тоже переехала, и это не было моим выбором.

Я нашла новый дом, сделала переход и получила последнюю открытку на Рождество от моих родителей. Они послали ее на мое предыдущее имя, и это было ужасно.» Она попыталась связаться с родителями после того, как старый сосед рассказал ей, куда они переехали. Она вспоминала: «Я позвонила папе, хотя до того шесть лет никак не проявлялась, и я сказала, что люблю его несмотря ни на что, а он бросил трубку.»

В 590 г. до н.э. умерла поэтесса и педагог Сапфо (Sapfo, Sappho), которая жила на острове Лесбос. Она писала о любви между женщинами. Таким образом появилось выражение «лесбийская любовь».

В 1398 г. термин «гермафродит» впервые появляется в писаниях. Он подразумевает мужские и женские (физические) характеристики, которые вместе составляют двойной половой орган. Термин берет начало от греческого мифа о Гермесе (Hermes) (сыне Афродиты), в которого была страстно влюблена нимфа Салмакис (Salmacis), и, наконец, ее мольбы о том, чтобы никогда не расставаться с возлюбленным, привели к слтянию их тел воедино.

В 1377 г. умер король Магнус Эрикссон (Magnus Eriksson). При жизни он среди прочих был обвинен святой Биргиттой (Birgitta) в «неестественном совместном времяпрепровождении с мужчинами» и насмешливо прозывался «Король Смек» (smeker по-шведски – ласкать)(«Kung Smek»). Это было первое известное упоминание о шведском короле как гомосексуале. Рыцарь Бенгт Альготссон (Bengt Algotsson), в которого был влюблен король, получал богатые владения и высокие звания.

1608 г. увидел новое издание национального сборника законов. Карл IX сделал дополнение об «измене», где говорилось, что сексуальные контакты между мужчинами наказывались кровопролитием, т. е. смертью за причастность.

В 1726 г. был добавлен новый комментарий к национальному сборнику законов. Добавление Карла IX отстраненное, но в связи с пунктом о скотоложстве говориться: «Если кто-либо, когда-либо совершит мужеложеский грех, тот будет наказан за него как за скотоложство, обезглавлен и сожжен». Даже призыв к мужеложству был наказуем церковными службами и каторжными работами.

В1734 г. свет увидела новая версия закона, в которой не было упоминания о мужеложстве, однако, продолжали судить и казнить людей за преступления, упомянутые ранее. Если кто-то не слышал о мужеложстве, но был им вдохновлен, он не должен этого совершать. Лица, признанные виновными, как и прежде, будут осуждены к смертной казни.

В 1778 г. Густав III решил, что все смертные приговоры должны быть одобрены им лично. Никто не должен быть казнен ни за скотоложство, ни за мужеложство в Швеции. Критики считали, что попущение короля морально-нравственных преступлений было связано с его собственной сексуальной ориентацией.

В 1824 г. вводится термин «бисексуал», который заменяет термин «гермафродит».

В 1864 г. в Швеции вступил в силу новый закон наказаний. Параграф уголовного кодекса 18:10 гласил: «Никто не может заниматься развратом с другим человеком, т. к. это противоречит человеческой природе, а также никто не может заниматься блудом с животными; нарушивший закон будет осужден к каторжным работам на срок до двух лет». Закон применялся как по отношению к мужчинам, так и к женщинам. В то время как во многих других странах существовал запрет на сексуальные отношения между лицами одного пола, направленный исключительно против мужчин.

В 1869 г. венгерский журналист Карл M Бенкерти (Karl M Benkerty) под псевдонимом ввел понятие «гомосексуализм» (homosexualitet). Оно состоит из греческого «гомо» (”homo”), что может означать «одинаковый, тот же» или «общий, совместный» и латинского слова «сексуализм» (”sexualitet”), которое происходит от «сексус» («sexus»), чаще всего подразумевающего «пол».

В 1885 г. королева Англии Виктория отказалась от уголовной ответственности за секс между женщинами. Считалось, что «ничего ужасного две женщины не могут сделать друг с другом» или «ничего такого не существует».

В 1892 г. впервые используется понятие «бисексуал» в ранних редакциях Краффт-Эббингс (Krafft-Ebbing) «Psycopathica Sexualis». Оно состоит из греческого «би» (”bi”), что расшифровывается как «оба» и латинского слова «сексуализм» (”sexualitet”), которое происходит от «сексус» («sexus»), чаще всего подразумевающего «пол».

В 1895 г. писатель Оскар Уайльд (Oscar Wilde) был арестован 5 апреля и приговорен к каторжным работам за сексуальную связь с дворянином, лордом Альфредом Боси Дугласом (Lord Alfred ‘Bosie’ Douglas). Это вызвало волну анти-гомосексуальной пропаганды в Англии.

В 1897 г. 14 мая был основан «Научно-гуманитарный комитет» – первая политическая организация для гомосексуалов (мужчин) в Германии. НГК осуществлял сбор имен против § 175 немецкого уголовного кодекса, который предусматривал уголовную ответственность за секс между мужчинами. Альберт Эйнштейн (Albert Einstein) был одним из тех, кто подписался.

В 1907 г. впервые в Швеции используется понятие «гомосексуализм» в рецензии на книгу «Psycopathica Sexualis», написанной немецкой Краффт-Эббинг.

В 1910 г. еврей-гей немецкого происхождения Магнус Хиршфельд (Magnus Hirschfeld) вводит понятие «трансвестит», которое состоит из латинского слова «транс» («trans»), обычно означающего «с другой стороны», «по-другому» и слова «вестис» («vestis») – одежда.

В 1912 г. в Германии была проведена первая известная (незавершенная) операция по смене пола.

В 1917 г. 1 декабря происходит декриминализация сексуальных отношений между лицами одного пола в Советском Союзе. См. 1934 г.

В 1920-30-е г.г. в Берлине наблюдается культурный расцвет – появляется огромное количество кафе, ресторанов и банкетных залов для мужчин и женщин – гомо-, би- и транс-персон. И это несмотря на тот факт, что в тогдашней Германии существовал запрет на сексуальные отношения между мужчинами. Все это было полностью уничтожено, когда Гитлер пришел к власти в 1933 году.

В 1923 г еврей-гей немецкого происхождения Магнус Хиршфельд (Magnus Hirschfeld) вводит понятие «транссексуал», которое состоит из латинского слова «транс» («trans»), обычно означающего «с другой стороны», «по-другому» и слова «сексус» («sexus»), обозначающего «пол».

В 1933 г. 6 мая нацистские студенты ограбили институт научных исследований по вопросам сексуальности, основанный Магнусом Хиршфельдом. Вскоре после этого власти закрывают институт и 10 мая сжигаются институтские книги, труды и исследования других «не-немецких» авторов.

В 1934 г. в Советском Союзе происходят массовые аресты, тюремные заключения (3-8 лет) и осуждение к принудительным работам гомосексуалов.

В 1935 г. в Германии осуществляется уголовное преследование за фантазии на гомосексуальные темы. Ранее изданный § 175 закона также запрещал секс между мужчинами.

В 1936 г. в Германии открылся «Государственный центр по борьбе с гомосексуализмом и абортами». Количество мужчин, которые были интернированы (интернирование – 1) в международном праве принудительное помещение иностранцев определенных категорий в какую-либо местность с запрещением покидать ее пределы. 2) во внутреннем праве некоторых государств ограничение свободы , не связанное с уголовным наказанием или задачами уголовного процесса. Может носить характер политической меры) с 1935 по 1945 г.г., неизвестно, но предполагается, что около 10 000-100 000 человек. Также неизвестно количество женщин, которые были выдворены за то, что они являлись лесбиянками / бисексуалками, равно как и количество пострадавших транс-персон.

В 1937 г. впервые был использован розовый треугольник как символ заключенных в нацистских концентрационных лагерях для мужчин, осужденных за гомосексуализм.

В 1944 г. в Швеции осуществляется декриминализация сексуальных отношений между лицами одного пола. Вместо этого приписываются диагнозы для содержания под стражей гомосексуалов и бисексуалов в психиатрических лечебницах до тех пор, пока они не «выздоровеют».

В 1948 г. в Дании основывается «F-48» – «Союз 1948 года» – первое объединение для гомосексуалов в Северных странах.

В 1949 г. врач Гарри Бенджамин (Harry Benjamin) в США начинает лечить трансгендерных пациентов гормональной терапией.

В 1950 г. 21 октября формируется RFSL (ЛГБТ-организация в Швеции) в качестве подразделения «Союза 1948 года». Состав организации – гомосексуалы.

В 1951 г. Аллан Хелльман (Allan Hellman), один из видных деятелей RFSL, становится первым человеком, который печатается в шведских СМИ. В пасхальном номере газеты «Сэ» («Se» – по-шведски видеть, смотреть) он говорит открыто, не таясь, и получает звание «самого отважного человека Швеции». К окончанию года RFSL насчитывала около 500 членов.

В 1952 г. RFSL откалывается от «F-48» и таким образом становится первой официальной организацией для гомосексуалов в Швеции. Кристина Йоргенсен (Christine Joergensen) часто упоминается как первая персона в мире, которая успешно прошла процесс смены пола, перенесла операцию и тем самым против воли стала звездой нескольких голливудских фильмов.

1953 г. RFSL заявляет свои права на вступление в однополые браки.

В 1955 г. Верховный суд Швеции утвердил, что женщина не является худшей матерью только потому, что она лесбиянка. RFSL начинает печатать газету «Спутник» («Följeslagaren»).

В 1957-58 г.г. появляются отделения RFSL: Диана (Diana) (для женщин, Стокгольм), Кретсен (Kretsen) (для мужчин, Стокгольм), Клуб друзей (Friends Club) (смешанный, Гётеборг) и Альбатрос (Albatross) (клуб письменного общения по всей стране).

В 1962 г. в Швеции формируется Клуб Transvestia для трансвеститов, транссексуалов и различных сексуальных меньшинств.

В 1964 г. прошла торжественная церемония открытия первого собственного помещения RFSL «Тимми» (”Timmy”) по улице Timmermansgatan в Стокголтме.

В 1968 г. 31 октября писатель Бенгт Мартин (Bengt Martin) и его партнер-сожитель стали первыми шведами, выступившими в программе «Большой Форум» (”Storforum”). После программы с ними в контакт вступили почти 1000 человек.

В1969 г. 28 июня разразился мятеж, который в последствие был назван восстанием Стонуолл (Stonewallrevolten). Стонуолл произошел в черном баре в Нью-Йорке, где полиция пыталась провести облаву, и ЛГБТ-лица и другие присутствовавшие были избиты. С этого началась современная политическая борьба, которая позже вылилась в Прайд (Pride).

В 1970 г. была озвучена первая информация в Стокгольме для студентов из Соединенных Штатов.

В 1971 г. прошла первая гей-демонстрация в Оребро (Örebro), которая была организована «Клубом Власть геев» (”Club Gay Power”).Начинает печататься газета «Восстание». RFSL претерпевает большие изменения. С замкнутого на себя сообщества RFSL после внеочередного собрания превращается в более политическую и просветительско-пропагандистскую организацию. К составу RFSL присоединяются бисексуалы.

В 1972 г. Швеция становится первой страной в мире с официальной законной возможностью получить медицинскую и юридическую помощь для транссексуалов и интерсексуалов, чтобы после рассмотрения дела по смене пола они могли получить новые документы. В Швеции начинают проводить бесплатное лечение гормонотерапией, а также операции.

В 1973 г. Парламент объявил, что гомосексуальные отношения «являются, с точки зрения общества, совершенно приемлемой формой сожительства». RFSL насчитывает около 1000 членов.

В 1974 г. на международной конференции в Эдинбурге, Великобритания в качестве интернационального символа гей-движения была принята греческая буква лямбда.

В 1977 г. были организованы Первые Дни освобождения (Första Frigörelsedagarna). В эти дни проводились выступления, демонстрации и семинары, организованные Стокгольмским RFSL.

1978 г. был установлен минимальный возраст для сексуальных отношений – совершеннолетие – независимо от того, касаются ли отношения двух лиц одного пола или двух лиц противоположного пола. До 1978 г. возрастная планка была – 15 лет для сексуальных отношений между лицами противоположного пола, и 18 лет для сексуальных отношений между лицами одного пола.

1978-84 г.г. проводится государственное «расследование в области гомосексуальных отношений» с целью выявления «возможной оставшейся дискриминации» в законодательстве. Среди прочего была предложена форма законного брака, защита от дискриминации и защита в соответствии с законодательством.

В 1979 г. Управление социального обеспечения и здравоохранения Швеции убирает гомосексуализм из перечня заболеваний после того, как 30-40 «больных» гомосексуалов и бисексуалов оккупировали лестницу Управления социального обеспечения и здравоохранения. Образуется ассоциация Бенджамин (Benjamin) и присоединяется к RFSL. Бенджамин становится первой организацией Швеции исключительно для транссексуалов. Дни освобождения растут и превращаются в недели освобождения.

1981 г. RFSL насчитывает примерно 2500 человек.

1982 г. первый смертельный случай в Швеции от СПИДа.

В 1985 г. архиепископ Швеции советует гомосексуалам жить в дружбе и безбрачии. Ассоциация Бенджамин отсоединяется от RFSL.

1986 г. стартует газета «Репортер» («Reporter»). RFSL в Стокгольме занимается просветительско-пропагандистской деятельностью, проводит консультации по вопросам профилактики ВИЧ.

1987 г. закон о запрете мыться в саунах для геев вступает в силу.

1987 г. проводится запрет на незаконную дискриминацию гомосексуалов со стороны бизнесменов и государственных должностных лиц.

В 1988 г. увидел свет Закон о совместном проживании однополых партнеров. Однако этот закон не уравнялся с законом о совместном проживании разнополых партнеров, а также не был обновлен подобным образом.

В 1989 г. Дания стала первой страной в мире, у которой был закон о партнерстве. Закон дал однополым парам практически те же права и обязанности, как и двум лицам, вступившим в брак.

1994 г. RFSL насчитывает около 4000 членов.

1995 г. закон о партнерстве вступает в законную силу в Швеции.

1996 г. RFSL регистрируется в сети Интернет по адресу www.rfsl.se и тем самым становится первой организацией в Швеции, имеющей веб-сайт для геев и бисексуалов. Сайт быстро увеличивается.

В 1998 г. были уравнены возможности для получении жилищного пособия однополыми и разнополыми парами. ЕвроПрайд в Стокгольме перерос из недель освобождения в празднование гомофестиваля. С этого времени Стокгольмский Прайд-парад отмечается каждый год с одним и тем же названием (Stockholm Pride, Homofestivalen).

В 1999 г. появляется Закон о борьбе с дискриминацией в сфере занятости по признаку сексуальной ориентации. Назначается омбудсмен по борьбе с дискриминацией по признаку сексуальной ориентации.

2000 г. становится легче вступать в партнерство, требования в сфере отношений ослабевают. В Швеции выпускаются четыре ЛГБТ-газеты: «Выход» («Kom Ut»), «QX», «Сильвестр» («Sylvester»), «Corky» и «ZON». RFSL получает «Årets lobbyist» газеты Resumé.

В 2001 г. на конгрессе RFSL решили, что транссексуалы должны быть включены в состав RFSL-организации.

В 2002 г. вступает в силу Закон о борьбе с дискриминацией в области высшего образования по признаку сексуальной ориентации.

2003 г. 1 января вступил в силу новый закон против подстрекательства в отношении социальных групп. В законе установлен новый запрет на травлю социальных групп по признаку их сексуальной ориентации. Закон защищает от травли, направленной против гетеросексуалов, бисексуалов и гомосексуалов. С 1 февраля вступил в силу Закон об усыновлении парами, вступившими в партнерство. Этот закон касается и однополых, и разнополых пар, проживающих в гражданском браке. Дискриминации в этой области была прекращена, как только закон вступил в силу 1 июля.

1 июля вступила в силу расширенная версия закона по борьбе с дискриминацией. Закон запрещает дискриминацию по признаку сексуальной ориентации (гомосексуалы, бисексуалы, гетеросексуалы), по другим причинам, а также в следующих областях: рынок труда политической деятельности, начинание или ведение бизнеса, работа по профессии, членство, участие и членские выгоды в профсоюзах, рабочих организациях или профессиональных организациях, а также получение услуг и жилья. Защищает от дискриминации в сфере социальных услуг, социального страхования по безработице, болезни и здравоохранению, но только по признаку этнической, религиозной принадлежности или каких-либо других убеждений.

На базе RFSL формируется молодежное объединение.

В 2004 г. RFSL принимает программу феминистских действий на конгрессе в Гетеборге.

2005 г. С 1 января дискриминация, связанная с сексуальной ориентацией, также запрещена в социальной сфере. Так сказать в области социальных услуг, системы социального страхования по болезни и здравоохранению.

2006 г. С 1 апреля защищены от дискриминации по признаку сексуальной ориентации и пола ученики начальной, средней школы и учащиеся гимназий.

2009 г. в качестве основания для дискриминации добавляется гендерная идентичность или выражение.

Социальное Управление вычеркивает трансвестизм из перечня болезней. Швеция вводит гендерно-нейтральный брак.

С 1 мая однополые партнеры могут вступать в брак согласно новому вступившему в силу гендерно-нейтральному закону, который одобрил парламент. С 1 ноября шведская церковь регистрирует браки даже между однополыми партнерами в соответствии с решением Ассамблеи Церкви.

Перевод со шведского языка подготовила Alexa
Оригинал текста находится на официальном сайте RFSL

«Бумага» выбрала несколько историй ЛГБТ-подростков и записала мнения экспертов о том, что делать с российской гомофобией и «детьми-404», когда принимают федеральный закон о запрете гей-пропаганды среди несовершеннолетних. Сегодня президент Путин заявил, что подпишет закон о запрете на усыновление для однополых семей, если его примет парламент. Также Путин сказал , что в России нет дискриминации людей нетрадиционной ориентации. “У нас законодательство весьма либеральное в этом плане. Меньше агрессии, выпячивания этих проблем. Будет лучше для всех”, - сказал Путин. На выходных в Петербурге прошла первая конференция, посвященная защите детей от гомофобии - эксперты и активисты обсуждали, что делать подросткам, осознавшим свою гомосексуальность, когда их не принимают ни в обществе, ни в семье. Об этом - и проект журналиста Лены Климовой «Дети-404 »: ЛГБТ-подростки присылают свои анонимные или полуанонимные истории, фотографируются с табличками «Я есть» и недоумевают, почему к ним относятся иначе, чем к ровесникам-гетеросексуалам.


Встреча петербургских ЛГБТ-активистов со Стивеном Фраем в марте этого года. Фото из архивов ЛГБТ-организации “Выход”

Дарья, 20 лет. Иркутская область

Я знаю того, кого убила гомофобия. Это мой друг Андрей. Мы с ним познакомились, когда нам было лет по девять. Сколько его знала - он был застенчивый, добрый, милый мальчик, правда, закрытый. В четырнадцать лет я ему призналась, что мне нравятся не только парни, но и девушки. Он, в свою очередь, доверился мне и рассказал, что его всегда привлекали только парни… В школе никто ничего не знал. Но Андрея все равно дразнили: он был скромным, мало с кем общался и не встречался с девочками. В десятом классе один из одноклассников решил подшутить. Создал страничку в соцсети от имени, скажем, Алексея. Писал знакомым и начинал «приставать»: мол, он гей и ищет свою любовь. Следил за реакцией и веселился. И вот он решил написать Андрею. Мой друг не сразу, но все-таки ответил взаимностью. На следующий день об этом узнала вся школа. Андрей перестал ходить на учебу, его не было недели три. Потом он появился. Одноклассники молчали, улыбались - и все. После уроков они позвали Андрея покурить за гаражи. Не знаю, заставили или он сам пошел. Там они его избили. Сильно. Мы с одноклассницей ходили курить за эти гаражи и там нашли Андрея. Вызвали скорую. Его увезли. Тяжелое сотрясение мозга, переломы нескольких ребер, гематомы по всему телу. Нас первое время к Андрею в палату даже не пускали, только родственников. Где-то через неделю разрешили. Я ходила к нему каждый день. Мне было так его жалко. Примерно через месяц Андрея выписали. Он сказал, что родители перевели его в другую школу. Пообещал: увидимся вечером. Когда я пришла к нему, мама Андрея открыла мне дверь вся в слезах и сказала, что он утром спрыгнул с 14-этажного дома.

Девяносто шесть из ста пятнадцати опрошенных в социальных сетях подростков, то есть 83,5 %, ответили, что постоянно сталкиваются с дискриминацией разного рода: с физическим насилием, побоями, ограничением свободы, оскорблениями, насмешками, угрозами, презрением, отвращением, унижением. Дискриминации подвергаются не только те, кто совершил каминг-аут, но и те, кого подозревают в нетрадиционной сексуальной ориентации, те, кто словом и делом заступается за ЛГБТ

Лена Климова , журналист

Ксения, 14 лет


Не хочу слышать восклицания, что я еще не нашла своего парня, что это по дурости, по молодости, что это из-за того, что меня не любили мальчики из-за фигуры. Я хочу любить и больше не бояться. Я, как и многие, так же понимала, что нет во мне этой заложенной «правильности», а в прошлом году полюбила и поняла, что только такие чувства мне близки. Я им этого не говорю, может, где-то глубоко в душе думаю, что меня и правда «переклинит», и мне больше не будут нравиться девушки. Просто я БОЮСЬ. Боюсь не найти поддержки в будущем, боюсь остаться одна, наедине с влечением к своему полу. Пока я не наткнулась на сообщество детей-404, я не думала, что нас так много. То, что нам меньше 18 лет, не значит, что мы не понимаем жизни, что мы глупы и неумелы. У нас есть свои чувства, свои мысли, мы можем принимать решения.

Мы обращаемся не к Кремлю, а к государству, у которого до сих пор есть обязательства в отношении всех граждан; та политика, которая проводится по отношению к ЛГБТ-людям, является политикой растления несовершеннолетних. У государства есть обязательства, в том числе международные по защите прав детей - например, права на получение информации, права на развитие. Есть большая группа несовершеннолетних ЛГБТ-подростков, которым эти права не гарантированы

Игорь Кочетков , председатель Российской ЛГБТ-сети

О.К., 15 лет

Гомофобия тянет нашу страну вниз. Я часто сталкиваюсь с ней. Без наездов сверстников не обходится ни один день в школе. Обычно это просто какие-то грубые слова, брошенные в спину, но иногда доходило и до избиений. Очень жаль, что гомофобия исходит еще и от взрослых. Как-то у нас с учительницей был разговор о моем внешнем виде, и от нее я услышал: «Ты представь, что с тобой в армии делать будут, тебя там перевоспитают». Я сказал, что в армию не собираюсь и что ничего со мной не сделают… Своими действиями учитель показывает детям, что гомофобия - это норма, что можно унижать и оскорблять человека, если он отличается от тебя. Хорошо, что мои родители хорошо ко мне относятся. Они не знают о моей ориентации, но я думаю, что по мне все видно. Я считаю, что государство лучше забудет про детей-сирот, живущих на улице, чем про нас - «больных» людей, которые в их помощи не нуждаются. Мы тоже хотим жить, а не прогибаться под рамки «здоровых». Запретив пропаганду ЛГБТ, государство не добьется того, чтобы нас стало меньше! Как вы не можете понять, что это гены, а не воспитание! Мне не стыдно за себя, мне стыдно за наше дремучее правительство, погрязшее в ханжестве и лицемерии, и гомофобное общество.

Так как средства массовой информации сегодня потеряли способность доносить факты - новости делаются людьми с айфонами, а блогеры пользуются своей безответственностью, это приводит нас к печальным обстоятельствам: мы, журналисты, не можем рассказать правду об ЛГБТ. Мы можем лишь сообщить мнение, предложить некую модель. Модель нам не нравится, но есть довольно большое количество людей, которым, судя по всему, она нравится. На мой взгляд, главная задача заключается не в замене одной матрицы на другую, а в равном сосуществовании идеологических матриц рядом. Мое православное вероисповедание никак не противоречит тому, что я пришел на ЛГБТ-конференцию, совет нечестивых. И тут мы приходим к парадоксальной вещи. ЛГБТ-сообщество должно выступить за уроки религии в школе. Нужно, чтобы детям в течение одного учебного дня предлагали разные модели: вот научная модель мира, вот модель религиозная - и ребенок, который воспринимает многоголосие этих мнений

Валерий Панюшкин , журналист

Влад, 17 лет. Самара


Всю жизнь мне нравились парни. Внутренне отрицал и не принимал даже мысли, что я гей. В пять лет лез целоваться к мальчику из детского садика, но это увидела моя мать и отругала меня. Стал осознавать, кто и что мне нравится, лет в двенадцать. Смотрел гей-порно, но геем себя вовсе не считал. Страдал от одиночества и пытался искать себе девушку, как все. Но в то же время понимал, что девушки меня нисколько не возбуждают. В пятнадцать предложил одной девушке встречаться, но мы разругались через день. Депрессия за депрессией. <...> За две недели до 16-летия я принял себя таким, какой я есть. Я впервые мысленно назвал себя геем. И мне не было стыдно или страшно, я не испытывал отвращения к себе. Как будто гора с плеч свалилась. А через два месяца я пошел на свидание с парнем и впервые влюбился. Два месяца счастья пролетели незаметно. А потом декабрьским утром меня разбудили родители и повели на кухню на важный разговор. Пока я спал, пришло смс от парня с пожеланием доброго утра. Родители давно интересовались: «Кто это тебе все время пишет?». Поинтересовались они и в этот раз, прочитав всю нашу с ним переписку. Первым вопросом был: «Кого ты любишь?». Вторым: «А ты о нас подумал? Что про нас скажут, если узнают?». Что бы я ни говорил в тот день и во все последующие - все принималось в штыки и обращалось против меня. В одной из смс мой парень написал свой адрес. Родители не обошли это вниманием и заявили, что поедут к нему и расскажут все его родителям. Мать показушно плакала. Отец показушно зачитывал вслух «понравившиеся» сообщения. А я сказал, что если они поедут к нему, то дома меня больше не увидят. Подействовало. Но видеться я с ним больше не мог. Что дальше? Дальше депрессия, растянувшаяся на год, бессмысленные разговоры с родителями, бесплодные попытки начать нормальный диалог. Парню написал, что мы, скорее всего, увидимся очень нескоро и что ему стоит найти себе кого-то. <...> История не очень печальная и совсем не трагичная. Я понимаю: то, что произошло в моей жизни, - мелочь по сравнению с тем, что происходит в жизнях многих других. Что бы я хотел сказать им? Да ничего особенного: завтра будет лучше, чем вчера. Не отчаивайтесь и не сдавайтесь. Не бойтесь быть теми, кто вы есть. Всегда будут те, кто вас поймет, кто подаст вам руку, кто вас полюбит.

Нет смысла обращаться к государству, имеет смысл обращаться к обществу и доносить информацию до него. Я все время открещиваюсь от того, что я занимаюсь политикой, - я занимаюсь благотворительностью, а в благотворительности высшей ценностью является жизнь каждого частного человека. Но в этой войне мирные методы борьбы не работают. Да, пострадает много людей, которые решатся совершить каминг-аут, и к этому нужно быть готовыми - по-другому в войне победить. Гомофобное большинство желает ЛГБТ смерти, и я не понимаю, почему нужно действовать розовыми методами. Мы, гетеросексуалы, должны проповедовать, что в Освенциме сидели ЛГБТ и евреи, и у евреев теперь есть права, а у ЛГБТ - нет. И это должна быть четкая политика по промыванию мозгов от гомофобии неопределившимся людям и тем, кого еще можно спасти. Сотни ЛГБТ-детей должны совершать каминг-аут

Дмитрий Алешковский , блогер, общественный деятель