Сенсорные игры для малышей. Сенсорные игры особенности сенсорных игр Тактильные стишки для игр с малышом

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов - общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.

Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения. В этом статье мы последовательно рассмотрим игры для развития каждой из пяти сенсорных систем.

Игры для развития осязания (тактильного восприятия)

К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).

Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые.

Во время купания можно использовать мочалки и губки разной жесткости. Смазывайте тело ребенка кремом, делайте различные виды массажа. Дайте малышу поиграть со щеткой, помпоном от вязаной шапки, ребристым мячиком из зоомагазина. Большой интерес также вызывают цветные мочалки для посуды! Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу и многое другое.

Интересны ребенку игры с фальгой. Ее можно сначала смять, сделав из нее шарик, потом снова рагладить.

Играйте с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями. Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки в коробку и искать спрятанную маленькую игрушку. Можно посоветовать играть с камушками, сухим и мокрым песком, с глиной, зелей, пластилином, тестом из муки и соли.

Обращайте внимание ребенка на холодный снег или сок из холодильника и горячий чай, горячие батареи, огонь на плите. При купании привлекайте внимание малыша к температуре воды в кране и ванне; можно в один тазик налить теплую воду, в другой прохладную и попеременно опускать ручки или ножки.

Так как общая чувствительность кожи снижена, ребенку полезно получать интересные ощущения всем телом. Хорошо заворачивать его целиком в шерстяное одеяло; можно оборачивать малыша махровым полотенцем, надевать прямо на трусики и маечку меховую шубу, повязывать спину и живот вязаным платком.

Очень интересными для ребенка будут ощущения гуашевой краски на ручках, животе, спинке. Особенно здорово, если в ванной комнате есть зеркало, и можно посмотреть на себя со всех сторон.

Развивать следует чувствительность не только маленьких ручек, но и ножек. Разрешайте детям летом как можно чаще бегать босиком по траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке. Дома можно ходить по гороху, фасоли, катать ножками резиновые ребристые мячики.

Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера, массажного валика для ног и др.

Дополнительные развивающие игры:

"Поймай киску"

Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

"Чудесный мешочек"

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

"Платочек для куклы" (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

"Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет"

Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

"Узнай фигуру"

На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

"Узнай предмет по контуру"

Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

"Догадайся, что за предмет"

На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

"Найди пару"

Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.
Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

"Что внутри?"

Ребенку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.

Дополнительно можно небольшое количесвто каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т.е. определить, что находится внутри шариков.

"Отгадай цифру" (букву)

На спине ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву). Ребенок должен определить, что это за символ.
Очень полезны также для дошкольников и учеников начальной школы (особенно первого класса) игры с буквами из шершавой (бархатной, наждачной и др.) бумаги: "Определи на ощупь", "Найди нужную букву", "Покажи букву". Ребенок многократно проводит рукой по букве, ощупывает ее и называет. Одновременно запоминается не только форма, но и способ написания этой буквы, которые связываются с ее названием. Детям, пожелавшим тут же написать данную букву, нужно предоставить такую возможность.
Игры данного типа рекомендуется проводить с постепенным усложнением: от обучения ощупывающим действиям под руководством взрослого к самостоятельному выполнению задания учеником, причем с закрытыми глазами. По аналогии возможно использование разных цифр.

"Что это?"

Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

"Собери матрешку"

Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку - кто быстрее.

"Золушка"

Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.

"Угадай, что внутри"

Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?

Тактильные игры очень важны для развития дошкольников. Наверняка, для вас не будет открытием, что тактильные игры помогают не только сенсорному развитию ребёнка. Тактильные игры с дошкольниками – прямой путь к развитию их мыслительной деятельности!

Если вы хорошо учились в школе по анатомии, то помните, о том, что головной мозг человека устроен так, что зоны, отвечающие за мышление и развитие движений рук, находятся рядом. Таким образом, играя в тактильные игры, ребёнок развивает и своё мышление!

Тактильная игра «Отгадайте, что это?»

Ребёнок-ведущий засовывает руку в мешочек, наполненный разнообразными предметами, не обязательно часто встречающимися ребёнку. Это могут быть: как кубик, мячик, так и шахматная фигура, шашка, зеркальце, бутылочка из-под штриха, клей-карандаш, клей в тюбике, коробочка со скрепками, пакетик чая, маленькая индивидуальная упаковка сахарного песка, ластик, степлер (без скрепок, для безопасности), пилочка для ногтей, тюбик губной помады, игрушка из киндер-сюрприза и т. п.

Задача ребёнка: узнать, наощупь выбрать в мешочке любой предмет, затем, поняв, что это такое, описать предмет всем присутствующим, не называя его. Задача детей – отгадать предмет.

Тактильная игра «Сколько?»

В непрозрачную коробку кладутся мелкие предметы количеством от одного до десяти. Ведущий (воспитатель) знает их точное количество. Ребёнок засовывает в коробку руку (можно сделать для этого в крышке коробки специальное отверстие) и, не глядя, пересчитывает их. Затем он говорит количество предметов. Если ответ верный, перед следующим игроком ведущий меняет количество предметов в коробке. Если сосчитано было неверно, в игру вступает следующий ребёнок, и так до тех пор, пока не будет дан правильный ответ. Предметы могут быть как одинаковые – фасолины, бусины большого размера, так и разные.

Для этой игры будут необходимы специальные так называемые тактильные кружочки из разной по фактуре ткани. Вы можете найти такие , разработанные на основе рекомендаций психологов, в Интернет-магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru .

Ведущий (сначала это может быть воспитатель, а потом и дети) даёт задание найти кружочки, похожие по фактуре на: шубку, кошку, зиму, холодильник, мягкую игрушку, шубу Деда Мороза и т. п.

Игру можно проводить с надетой на глаза повязкой. Задание для играющих: собрать кружочки по парам так, чтобы в каждой паре были кружочки, отличные друг от друга.

Тактильная игра «Правильно-неправильно»

Игра проводится в парах. Один ребёнок – с открытыми глазами складывает кружочки в пары так, чтобы они были только одинаковыми или только разными в парах. Затем он говорит партнёру, как он сложил кружки. Причём, он может дать как верный вариант, так и неверный. Другой – с глазами, закрытыми повязкой, должен наощупь определить, как сложены кружки, и дать ответ, правильно ли сказал о расположении кружков его партнёр по игре.

Тактильная игра «Что такого же цвета?»

Тактильные кружочки можно использовать не только для тактильных игр, но для игр на восприятие цвета и развитие мышления.

Задание детям: глядя на кружки, дети по очереди называют предметы такого же цвета, как кружочки. Дети могут находить сравнение как для всех кружков сразу, а могут каждый ребёнок – для своего отдельного кружка или соревноваться в парах с кружками одинакового цвета – кто больше назовёт предметов данного цвета.

Тактильная игра «Как это словами?»

Игра проводится с закрытыми глазами. Играть можно в парах. Каждой паре ведущий даёт в руки по очереди тактильные кружочки. Дети называют ощущения, какие у них вызвали эти кружки. Побеждает та пара, которая назовёт как можно больше ощущений.

Оценивать игру можно так: один раунд – один кружок. Команда, выигравшая в раунде, получает один балл. По окончании игры баллы суммируются.

Тактильная игра «Одним пальцем»

Игра проводится с закрытыми глазами. Задание для игроков: трогая кружки только одним пальцем, подобрать друг к другу одинаковые кружки. Играть можно, засекая время на выполнение заданий: кто быстрее и правильнее выполнит задание, или в парах, тоже на скорость и точность.

Игру можно усложнить: каждый раз находить одинаковые кружки, прикасаясь к ним разными пальцами.

Тактильная игра «Отгадай не руками»

Задание: сложить в пары одинаковые тактильные кружочки, определяя их без помощи рук, притрагиваясь к ним не пальцами, а, например, щекой, носом, ухом, локтем, лбом, подбородком. Глаза при этом завязаны.

Материал подготовила Наталья Прищепенок, методист.

Как говорил Сухомлинский, «Ум ребёнка – на кончиках его пальцев». Тактильные ощущения – один из самых главных способов познания ребёнком окружающего мира.

Как помочь этому познанию через развитие и стимулирование тактильных ощущений, рассказывается в полезных публикациях этого раздела. На его страницах Вы найдёте конспекты специальных занятий, проектов, рабочие программы по данной тематике. Советы по созданию тактильных дидактических пособий для всех возрастов; мастер-классы по изготовлению оригинальных игр, книжек, альбомов, ковриков для развития тактильных ощущений.

Различные способы развития тактильного восприятия.

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 329 .
Все разделы | Тактильное развитие детей. Игры и пособия

Стишки для тактильных игр с малышом 1. Носик с носиком встречался Носик носиком бодался. А потом «привет» сказал, Носик весь зацеловал! 2. Ножки-ножки, топотушки! Попрыгушки, побегушки. Ножки сильными растут, Скоро быстро побегут! 3. Ручки-ручки, все хваталки Крепко маму обнималки, Мы потянем ручки вверх, Скоро...

Цель :учить детей выполнять простые действия с предметами,обогащать их сенсорный опыт,развивать координацию движений руки под зрительным и осязательным контролем.Воспитывать интерес к сенсорному воспитанию. Материал :дерево из фетра,крышечки из под сока иметация яблок,они...

Тактильное развитие детей. Игры и пособия - Мастер-класс для родителей «Тактильная дорожка своими руками»

Публикация «Мастер-класс для родителей «Тактильная дорожка своими...»
Что такое «дорожка здоровья»? Это самый простой, но при этом невероятно полезный массажер для ступней. Известно, что на стопах человека находится большое количество активных точек, связанных со всеми органами человека. При ходьбе босыми ногами по «дорожке здоровья» мы...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Тактильные игры, как средство сближения родителей и детей В последние десятилетия наметились серьезные проблемы во взаимоотношениях родителей с детьми. Исследования обнаруживают, что нарушения эмоциональных контактов ребенка с родителями имеют негативные последствия как в соматическом, так в эмоциональном и интеллектуальном развитии...

"Волшебная корзинка". Задача: доставать предметы через ячейки «паутинки». Цели: развивать мелкую моторику пальцев рук, массаж рук, активизация словаря прилагательных, развивать цветовое восприятие, закреплять понятия "большой-маленький", формировать количественные понятия...

Пособие для развития тактильных ощущений для детей раннего и младшего возраста. Тактильная книга "Ладошки". Мягкая, тканевая книга с аппликацией на каждой странице в виде детской руки. На обложке силуэт руки нанесён акриловой краской. Аппликации выполнены из разных тканей и...

Тактильное развитие детей. Игры и пособия - Игра для развития тактильного распознавания в младшем и среднем дошкольном возрасте «Ферма»


"Ферма" Цель игры: *Ощупью находит в мешочке фигурки, относящиеся к разделу, на который указала стрелка рулетки Задачи: *Обучение осязательному контакту *Обучение приемам осязательного и тактильно-кинестетического обследования Игровой комплект: 1 рулетка, на круге которой...


Тактильные ощущения - это одна из форм общения ребёнка с окружающем миром. С помощью тактильных ощущений у ребёнка развивается мелкая моторика, речь и подготавливается рука к письму. И сегодня я хотела бы представить вашему вниманию игру на развитие тактильных ощущений "Как у...

Юлия Ермакова
Сенсорные игры для малышей

"Сенсорные игры для малышей "

Дидактические игры по сенсорному развитию для детей 3-4 лет

«Укрась бабочку»

Цели : формировать умение детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятия много - один, большой - маленький. Развивать мелкую моторику.

Материалы : Бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги разных размеров и цветов.

Ход игры : Воспитатель показывает детям бабочек и говорит, что они прилетели к ним в гости. Рассказывает, что бабочки принесли с собой кружки разных цветов и хотят, чтобы дети украсили их крылышки. Воспитатель предлагает помочь бабочкам. Вначале он просит каждого ребёнка выбрать кружки одного цвета из предложенных четырёх. При этом предлагает поочередно, то одному, то другому малышу выбрать кружки понравившегося цвета. После того как все дети выберут, воспитатель раздаёт им силуэты бабочек и предлагает украсить их.

В конце игры воспитатель хвалит всех детей за то, что они украсили бабочек и они стали ещё красивее.

«Почини одежду зайчатам»

Цели : Формировать умение детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник) . Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.

Материалы : Силуэты одежды, вырезанные из картона геометрические фигуры.

Ход игры : Появляется зайчиха с корзинкой и плачет.

Воспитатель : Почему ты плачешь зайчиха?

Зайчиха : Купила я своим зайчатам подарки – шорты и юбочки. А пока шла по лесу, задела за куст – они и порвались. (Показывает шорты и юбки из картона) .

Воспитатель : Не плачь, зайчиха, мы тебе поможем. Дети давайте подберём заплатки и залатаем дырки. На что похожи дырки на юбочках и шортах?

Дети : на треугольник, квадрат и круг.

Воспитатель : Правильно.

Зайчиха кладёт шорты и юбочки на «пеньки» (столы, на которых заранее разложены заплатки. Дети подходят к столам и выполняют задание. Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, какого цвета заплатку он поставил, и на какую геометрическую фигуру она похожа.

Зайчиха : Большое дети, вам спасибо!

«Спрячь мышку» .

Цели : Продолжать знакомить детей с шестью основными цветами, учить различать их. Развивать быстроту реакции, внимание, мышление. Закреплять знания о животных.

Материал :

Демонстрационный : листочки бумаги шести цветов(20 – 15, посредине белый квадрат(8-8, на которых нарисована мышка (мышкин домик, квадраты тех же шести цветов – дверцы (10х10, большая картонная игрушка – кошка, мягкая мышка.

Раздаточный : такой материал меньшего размера - цветные листы 10х8, белые квадраты на них 5х5, цветные квадраты.

Ход игры : Смотрите, ребята, какая маленькая у нас сегодня гостья. Кто это, правильно, мышка. Какая она маленькая, пушистенькая, серенькая. Погладьте ее. Дети по очереди гладят мышку.

А вы знаете, где живет мышка? В норке. От кого прячется мышка? От кошки. Смотрите, нет ли где кошки, а то наша мышка боится. Поможем мышкам спрятаться в норке? Сейчас мы поиграем с вами в игру «Спрячь мышку» .

Cначала, мы вместе научимся в нее играть. У меня Мышкины домики. Расставляю три домика на демонстрационной доске, радом кладу шесть квадратов шесть цветов. Видите в окошко, выглядывают мышки.

Чтобы спрятать мышку надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка увидит где окошко, откроет его и съест мышку.

Вызываю по очереди трех детей и предлагаю им по очереди закрыть три окошка, выясняю, все или окошки хорошо закрыты.

Если кто – то допустил ошибку, вызываю ребенка для её исправления. Достаю спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей» .

«Пойду, поищу, где здесь живет мышка. Дети вы не видели мышку?» Кошка уходит не найдя мышку. Детям раздается по одному листочку – «мышиному домику» (сидящим рядом даю листочки разных цветов) и по шесть квадратов всех цветов. «А теперь вы спрячьте своих мышек, пока кошка спит. Выберите из квадратов, которые лежат на ваших тарелочках квадрат такого же цвета, как и домик вашей мышки».

Когда все дети выполнили задание, кошка снова «идет на охоту» . Иду крадущимся шагом с кошкой на руках, прохожу по рядам и смотрю, у кого мышка плохо спряталась. При этом даю возможность детям, которые ошиблись. Исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой.

Все сегодня хорошо играли, все спрятали мышек, только некоторые ребята ошиблись (указываю, какие именно ошибки были допущены) . В следующий раз они обязательно хорошо спрячут мышек.

Игры с бельевыми прищепками.

Цели : Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками - развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста.

Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета.

Кроме того, игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу. Они стимулируют речевую активность детей.

Ход игры : Взрослый : Отгадайте загадку.

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

Дети : Это рыбка. Взрослый : (показывает картинку с изображением рыбки) . Правильно, это рыбка. Посмотрите на картинку и покажите, где у рыбки глазик?

Дети показывают глазик

Взрослый : А где у нее ротик?

Дети показывают на рисунке ротик рыбки.

Взрослый : А где у нее хвостик и плавники?

Дети показывают хвостик и плавники.

Взрослый : А теперь давайте сами сделаем рыбок.

Детям необходимо выбрать подходящие по цвету прищепки и добавить каждой рыбке хвостик и плавники.

Взрослый : Отгадайте, кто это такой :

На спинке иголки, длинные, колкие.

А свернется в клубок - ни головы, ни ног.

Дети : Это ежик. Взрослый : (показывает картинку с изображением ежа) . Правильно, это ежик. Покажите, где у него глазки, носик, ушки?

Дети показывают.

Взрослый : Давайте поможем нашему ежику найти иголочки.

Взрослый дает ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Дети прикрепляют к спинке ежика прищепки.

Взрослый : (поглаживая ежика по его новым иголкам) . Ой! Какой ежик стал колючий!

А вот новая загадка.

Колкую, зеленую срубили топором.

Красивую, зеленую принесли к нам в дом.

Дети. Это елочка.

Взрослый : Да, это елка, но она плачет. Она потеряла все свои иголочки. Не плачь, не плачь, елочка! Мы тебе поможем.

Взрослый раздает детям вырезанные из зеленого картона треугольники. Дети выбирают из коробки зеленые прищепки и «возвращают» елке ее иголочки.

Взрослый : (поглаживая елку) . Ой! У елки иголки колки!

Взрослый : А где же солнышко? Оно потеряло свои лучики. Какого цвета лучики у солнца?

Дети. Желтого.

Взрослый : Правильно. Давайте поможем солнышку. Солнышко, выгляни, жёлтое, высвети.

Цели : Формировать умение группировать предметы по цвету.

Устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов.

Совершенствовать умение понимать слова «цвет» , «такой» , «не такой» , «разные» .

Ход занятия : Воспитатель : Дети хотите погулять? Под музыку идем гулять. Приходим “на полянку”. Ой, куда мы попали?

А как ты догадался? Правильно.

В лесу растут травка, деревья, цветы. Это не просто цветы, а домики для бабочек.

Сейчас, я каждому из вас дам картонную игрушку бабочку. Звучит музыка. Дети давайте “полетаем” со своими бабочками. А теперь бабочки устали. Посадим бабочек на свои домики. Будьте внимательны! Каждая бабочка должна сесть на свой домик. Посадили.

Игра помогает в игровой форме выучить или закрепить выученные цвета.

Повторить можно с листочками разного цвета.

Игра-шнуровка.

Игровое пособие направлено на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий.

Является хорошей подготовкой руки к письму, тренирует усидчивость, часто такая игра успокаивает ребенка.

В этой игре не забыто также и развитие воображения : "вышивание" условных контуров по ассоциации с реальными предметами - основа для развития абстрактного мышления, обобщений свойств, "видения сути предмета".

Ловкость рук я развиваю

Со шнуровкою играю.

Тренирую логику

И мелкую моторику!

«Светофор» , «Мишка» .

Цель : Побуждать ребенка к самостоятельной деятельности; формировать цветовое представление, выработать навык завинчивания крышек.

Развивать мелкую моторику рук, сенсорику , связную речь.

Обогащать словарный запас.

Можно использовать следующие упражнения с пробками - дети раскручивают и закручивают пробки от пластиковых бутылок к их горлышкам.

Для закрепления цвета прикручивают разноцветные пробки к соответствующим по цвету горлышкам.

Подбери чашки к блюдцам.

Цели : Формировать умение детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивать мелкую моторику, внимание.

Материалы : Наборное полотно, блюдца и чашка разных цветов.

Ход игры : В магазин сначала привезли блюдца. Продавцы расставили их по полкам. На верхнюю полку поставили вот такие блюдца (показывает)

Какие? (Ответы детей) .

На нижнюю – вот такие. Какого они цвета? (Ответы детей) . Одинакового ли цвета блюдца на верхней полке и на нижней? (Ответы детей) .

Потом привезли чашки. Давайте поможем продавцам подобрать к блюдцам нужные чашки. Они должны быть такого же цвета, как блюдца.

Воспитатель кладёт на стол картонные плоские чашки. Ребёнку он поручает подобрать чашки к блюдцам.

Одобряет действия ребёнка, который, посмотрев внимательно на блюдца, отбирает все нужные чашки. Спрашивает, какого они цвета.

Цель : укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие усидчивости

Материалы : пуговицы различной величины и цвета; бусинки разной формы, величины, материала; проволока, леска, тонкая нитка.

Ход : Ведущий предлагает ребёнку сделать бусы. Можно предложить сделать бусы по образцу, а пуговицы подобрать по форме и цвету. Возможно, и сам ребёнок может предложить свой вариант изготовления бус. После этого ребёнок приступает к созданию бус.

Заплети косичку

Цель : развивать умение плести косичку в три пряди, укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, воспитание усидчивости и терпеливости в работе.

Ход : Воспитатель прикрепляет жгутики (маленькие сплетённые косички) к стенду или к столу, так чтобы верхние концы были закреплены вместе или на близком расстоянии друг от друга, а нижние остались свободными. Вместе с ребёнком рассмотреть косички у куклы или у кого-нибудь из детей, показать как из закреплённых «прядей» можно плести такие же косички. Затем предложить ребёнку попробовать самостоятельно сплести косичку.

«Разложи фигуры по местам!»

Цель : Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Учить подбирать нужные формы разными методами.

Материалы : Плоские геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) . Рамка-вкладыш Монтессори.

Ход : Выньте фигурки из углублений и поиграйте с ними : «Вот весёлые разноцветные фигурки. Это круг, он катится – вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют) ». Затем предложить детям разложить фигурки «по кроваткам» : «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».

Раздайте детям по одной фигурке и предложите по очереди найти место для каждой из них. Когда малыши разложат фигурки , подведите итог игры : «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают» . Затем ещё раз покажите и назовите все фигурки, не требуя от детей повторения. Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя её сюжет.

«Найди окошко для фигурки»

Цель : Формировать умение детей соотносить форму деталей с формой отверстия.

Ход : Игра проводится с участием 3-4 детей. Воспитатель раскладывает на столе геометрические фигуры и раздаёт детям карточки с рельефными конторами. Воспитатель предлагает рассмотреть карточки и обвести пальчиками конторы окошек.

Какая фигура подойдёт для твоего окошка?

Если ребёнок выбирает неправильно фигуру, дать возможность убедиться в том, что она не подходит и предложить выбрать следующую. Когда ребёнок найдёт подходящую, следует похвалить его, продемонстрировать остальным игрокам, что окошко закрылось и предложить ему самостоятельно несколько раз открыть и закрыть окошко. Затем следующий ребёнок подбирает фигуру для своего окошка.

У меня есть формочки купленные в Икеа в виде рыбок и звёздочек. С начала наших водных игр я думала как бы их применить? Но ничего не приходило в голову. И вот как только мне на глаза попался наш гидрогель, я сразу поняла как мы можем поиграть . Уж очень моему ребенку нравятся игры на сенсорное развитие.

Математика для дошкольников

В посте На поверхности воды , Люба из клуба Умница, давала материалы для скачивания. Вот ими я и воспользовалась, распечатав несколько морских животных с белыми кружочками. Вручную вырезала разноцветные кружочки и написала на них правильные ответы на примеры расположенные на морских животных. Если у вас есть самоклеющиеся кружочки типа этих, то ребенку будет еще интересней с ними работать.

Я увидела большой интерес к данному занятию у Александра, он просил всё новые примеры практически ежедневно. Сначала я сделала рыбку, затем осьминога, дальше были животные со счетом тройками, шестерками, восьмерками. Думаю что идея ясна. в интересных играх, описана у меня в отдельной статье.

Ещё нашла вот такую фотографию. Мы выросли из таких идей, а кому-то из вас может пригодиться.

Математические пазлы, числа на французском языке

Раз уж мы коснулись материалов, которыми поделилась Люба, напишу ещё об одном, который стал достаточно интересен Александру. Карточки с морскими животными, которые нужно разрезать на полоски, а затем ребенок складывает их по порядку называя числа. Числа на русском, английском и испанском совершенно просты для Александра, поэтому я усложнила задачу. Выложила на стол все листы с числами от 40 до 100.

Это был французский вечер, вот на этом языке Александру и нужно было разложить полоски, называя каждое число вслух.

Вы можете применить пазл как на русском, также и на изучаемом иностранном языке.

Ребенку самому было интересно увидеть кто из животных появится на картинке. Картинок всего шесть, я покажу четыре, чтобы было представление.

Познавательные игры для детей

На следующий день, Александр захотел понести в детский сад “морских друзей” . Я совершенно не против, но это запрещено делать. И я пообещала, что по возвращению, сына будет ждать бассейн с морскими друзьями. Приготовить его заняло у меня две минуты. Я положила камешки, стеклянные плашки, морские фигурки. Не стала класть ракушки, так как чувствовала, что закончится всё купанием, а края у ракушек острые.

Подобный бассейн можно сравнить с большой сенсорной коробкой, в которую ребенок сядет с удовольствием .

Александр был в восторге от увиденного и я предложила ему поиграть в обитание морских животных. Сначала нужно было посадить “на берег” тех животных, которые могут выходить из воды.