Современные подходы к организации взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с родителями молодых семей. Методические рекомендации по взаимодействию доу с семьёй «современные подходы к изучению семьи

школа семья педагог родитель

В «Концепции дошкольного воспитания» (2), положившей начало реформе дошкольного образования было отмечено, что детский сад и семья, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Для полноценного, содержательного течения периода дошкольного детства необходимо объединение усилий родителей и воспитателей.

В основе новой философии взаимодействия семьи и ДОУ лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Новизна отношений дошкольного учреждения и семьи определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности с помощью общения. Это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать.

Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг другу взаимодействующих сторон, учет индивидуальных возможностей и способностей каждого.

Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание. Эти характеристики тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования положительных личных и деловых отношений, для того, чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях. Совместная работа педагогов и родителей позволяет им лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимовлияния.

Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги детского сада, так как они профессионально подготовлены к образовательной работе, а значит, понимают, что ее успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании детей. Педагог сознает, что такое сотрудничество в интересах ребенка, и что в этом необходимо убедить родителей.

Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация совместной деятельности, в которой родители являются активными участниками процесса, т.е. происходит включение родителей в деятельность дошкольного учреждения. Включение родителей в деятельность дошкольного учреждения предполагает их участие в:

Организации образовательного процесса;

Организации развивающей среды;

Привлечении родителей к оценке и контролю за деятельностью ДОУ;

Оказании дополнительных услуг;

Разработке планирования: общедошкольных планов, самостоятельной деятельности детей, совместной деятельности детей и взрослых.

Для реализации этой задачи необходимо:

Поэтапное включение родителей в деятельность дошкольного учреждения;

Повышение уровня педагогических знаний родителей;

Воспитание родителей как реальных заказчиков образовательных услуг, т.е. понимание ими назначения целей, функций дошкольного учреждения;

Систематическое участие родителей в деятельности дошкольного учреждения;

Создание условий для перехода родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ.

Эффективность сотрудничества педагогов и родителей обусловлена:

Положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу;

Осознанием целей работы, личной заинтересованностью;

Совместным планированием, организацией и контролем за жизнедеятельностью детей;

Позицией администрации, способствующей самореализации и самовыражению педагогов и родителей.

Переход к новым формам отношений родителей, педагогов и детей невозможен в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Исследования Т.А. Куликовой позволяют сделать вывод, что «открытость детского учреждения» предполагает «открытость внутрь» и «открытость наружу» (3).

Реализовать «открытость внутрь » - это значит сделать образовательный процесс более гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Для этого необходимо вовлечь родителей в образовательный процесс детского сада, создать такие условия, чтобы у всех участников процесса возникла личная готовность открыть себя в какой-либо деятельности. «Открытость детского сада наружу » означает готовность сотрудничать с окружающим социумом: библиотекой, школой.

Для создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей необходимо, чтобы обе стороны доверяли друг другу. Отношения педагогов и родителей должны строиться на психологии доверия. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада (В.К. Котырло, С.А. Ладывир(4). Важно, чтобы родители чувствовали профессионализм педагога в вопросах воспитания, были уверены в его хорошем отношении к ребенку, но главное - ценили его личностные качества (внимание, доброту, заботливость, чуткость). Такое доверие воспитатель завоевывает, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем положительные личностные качества, великодушие, милосердие. Не менее важны культура общения, тактичность и взаимопонимание.

Ведущая роль в установлении взаимоотношений, основанных на доверии друг к другу, принадлежит педагогу. Взаимопонимание и взаимное доверие возможны, в том случае, если педагог исключает в работе с родителями назидательность, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях по воспитанию и развитию детей. Атмосфера взаимодействия общения педагога с родителями должна свидетельствовать о том, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий с ними, что родители его союзники, и он не может обойтись без их совета и помощи.

Взаимодействие педагогов и родителей в современных условиях предполагает линию воздействия на семью через ребенка, где ребенок становится ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых - эмоционально ровными, конструктивными. Эта модель сотрудничества предполагает взаимодействие детского учреждения и семьи как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

Новая модель взаимодействия родителей, детей и педагогов помогает:

Обеспечить участие родителей в образовательном процессе;

Активизировать воспитательные возможности родителей;

Способствовать личностному обогащению всех участников взаимодействия посредством деятельности ее преобразования и изменения.

Воздействие на семью через ребенка предполагает разноуровневую систему сотрудничества с семьями воспитанников, которое будет зависеть от социального статуса, образования, интересов и запросов родителей.

I уровень предполагает: - помощь родителям в планировании развивающего воздействия на ребенка, в реализации индивидуального подхода к детям;

II уровень - родители дополняют программу развития ребенка в детском саду через разные формы совместного общения родителей и детей;

III уровень - родители совместно с педагогами проводят занятия, организуют творческую деятельность с детьми, направленную на развитие индивидуальных возможностей детей.

Все три уровня взаимодействия позволяют в зависимости от потребностей родителей принимать участие в жизни детского сада, вносить изменения в воспитательно-образовательный процесс и являться активными его участниками. Дифференцированный подход при организации работы с родителями - необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений.

Таким образом, преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны:

Положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены, что ДОУ поможет им в решении педагогических проблем, с учетом мнения семьи. Педагоги заручаются пониманием родителей в решении проблем воспитания и развития детей;

Учет индивидуальных особенностей ребенка. Поддерживая контакт с семьей ребенка, педагог знает его особенности, привычки и учитывает их при работе, что ведет к повышению эффективности педагогического процесса;

Возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что нереально при использовании традиционной формы работы;

Укрепление внутрисемейных связей;

Родители могут уже в дошкольном возрасте выбирать и формировать то направление в развитии и воспитании ребенка, которое считают нужным, т.е. берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

Реализация новой философии взаимодействия ДОУ и семьи помогает избежать недостатки, которые присущи старым формам работы с семьей.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.

Социально-экономические преобразования, которые произошли в нашей стране в конце ХХ - начале ХХI в., повлекли за собой изменения привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций и не могли отразиться на воспитании детей в семье.

В настоящее время наблюдается:

  • - ухудшение состояния здоровья детей (психического, физического, социального);
  • - стратификация общества; ведущая к увеличению процента социально-незащищенных родителей и детей, росту социально- психологической тревожности, усталости;
  • - перераспределение материально-экономических функций внутри семьи;
  • - трудности строительства семейной жизни на фоне кризисов;
  • - личные проблемы родителей (усталость, психическое и физическое перенапряжение; тревога в связи с снижением безопасности жизни; рост чувства одиночества (особенно в неполных семьях), отсутствие понимания; событийные кризисы);
  • - глобальные проблемы, определяющие развитие взрослых и детей (экологические проблемы; локальные и региональные войны; эпидемии, наркомания, алкоголизм, психические проблемы; научно- технический прогресс, ведущий к быстрому устареванию знаний и др.)

Из всего этого следует, что семье нужна поддержка и сопровождение. В сложившихся социально-культурных и экономических условиях взаимодействие с семьей является важным направлением деятельности детского дошкольного учреждения, выполняющего интегральную функцию в развивающей личность ребенка сложной системе «семья - улица - детский сад».

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В «Словаре русского языка» С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется так:

взаимная связь двух явлений;

взаимная поддержка.

Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в конкретной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития (23,с.64).

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, позволяющая совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивающая необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка, позитивно отражающиеся на его физическом, психическом и социальном здоровье.

К сожалению, в практике работы детского сада с семьёй ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей используется чаще, чем поддерживающее и развивающее взаимодействие.

Ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей характеризуется парциальностью, четко очерченными границами и формальностью общения.

Взаимодействие по решению актуальных проблем воспитания детей при обоюдной готовности воспитывающих взрослых является поддерживающим взаимодействием или поддержкой.

Взаимодействие в зоне ближайшего развития детско-родительских отношений в семье, предупреждающее возникновение проблем «отцов и детей» и направленное на освоение продуктивных способов взаимодействия педагогов и родителей, является развивающим, продуктивным.

Взаимодействие ДОУ и семьи - двухсторонний, циклический процесс, разворачивающийся по спирали. Переход от ограничивающего к продуктивному взаимодействию (от низкого к высокому уровню спирали) в системе «детский сад - семья» возможен, если каждая сторона проявляет активность и ответственность на всех фазах цикла: с момента поступления ребенка в ДОУ и до его выпуска в школу.

1 фаза. Открытие.

Задачи. Знакомство с достижениями сторон (семьи и ДОУ) в сфере воспитания ребенка. Активное восприятие, анализ, оценка.

2 фаза. Прояснение ожиданий.

Задачи. Выяснение семьей и ДОУ ожиданий от сотрудничества: предъявление и обсуждение своей роли и роли другого в решении задач воспитания ребенка.

3 фаза. Согласование.

Задачи. Согласование точек зрения и прогнозирование развития взаимодействия ДОУ и семьи с опорой на ответственность сторон.

4 фаза. Оформление документов.

Задачи. Составление договора о сотрудничестве детского сада и семьи.

5 фаза. Проектирование взаимодействия.

Задачи. Совместное создание программы и плана взаимодействия ДОУ и семьи в проблемном поле воспитания дошкольников.

6 фаза. Социально-педагогический мониторинг.

Задачи. Постоянное наблюдение за развитием взаимодействия ДОУ и семьи (в системах «родители-дети», «педагоги- дети», «педагоги-родители»); анализ, оценка получаемых результатов; уточнение программы и плана взаимодействия.

7 фаза. Рефлексия.

Задачи. Критический анализ и оценка результатов взаимодействия ДОУ и семьи, осмысление роли каждого участника процесса в жизни ребенка и друг друга.

Переход от ограничивающего к продуктивному, развивающему взаимодействию затрагивает все уровни управления ДОУ, которым относятся:

  • - заведующий, Совет ДОУ, Совет педагогов.
  • - медико-психологическая служба, старший воспитатель, заместитель заведующего по АХЧ;
  • - педагоги, специалисты дополнительного образования, коллектив родителей;
  • - детский коллектив.

Сотрудничество с родителями - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой.

Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая «открытость внутрь» и «открытость наружу».

Придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» - значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникла личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д.

Пример открытости демонстрирует педагог. Педагог может продемонстрировать свою открытость детям, рассказав им о чем-то своём - интересном увиденном и пережитом в праздничные дни, инициируя тем самым у детей желание участвовать в беседе. Общаясь с родителями, педагог не скрывает, когда в чем-то сомневается, он просит совета, помощи, всячески подчеркивая уважение к опыту, знаниям, личности собеседника. Вместе с тем педагогический такт, важнейшее профессиональное качество, не позволит педагогу опуститься до панибратства, фамильярности.

Личной готовностью открыть самого себя педагог «заражает» детей, родителей. Своим примером он вызывает родителей на доверительное общение, и они делятся своими тревогами, трудностями, просят помощи и предлагают свои услуги, свободно высказывают свои претензии и т.д.

«Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, «поход» в ближайший лес, на речку, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи - чему-то научат детей, других родителей.

Некоторые родители и другие члены семьи включаются в проводимую систематически образовательную, оздоровительную работу с детьми. Например, ведут кружки, студии, обучают малышей некоторым ремеслам, рукоделию, занимаются театрализованной деятельностью и т.д.

Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки!

Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и общественного воспитания.

«Открытость детского сада наружу» означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, деревни, готов сотрудничать с расположенном на этой территории социальными институтами, как то общеобразовательная школа, библиотека, сельский Дом культуры и др. Так на базе библиотеки проводится «Книжкин праздник», в котором принимают участие старшие воспитанники детского сада; ученики близлежайшей школы готовят для детей детского сада концерты, ставят спектакли; дети, сотрудники и родители вовлекаются в мероприятия, организуемые сельским Домом культуры ко Дню села, Дню Победы, Рождеству, Масленице и другим традиционным праздникам. Дошкольное учреждение представляет на выставки народного творчества, проводимые в Доме культуры работы своих воспитанников, их родителей, сотрудников дошкольного учреждения.

Содержание работы детского сада в микросоциуме может быть весьма разнообразным, во многом определяется его спецификой. Её несомненная ценность - упрочение связи с семьёй, расширении социального опыта детей, инициировании активности и творчества сотрудников детского сада, что в свою очередь работает на авторитет дошкольного учреждения, общественного воспитания в целом.

Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо выработать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в развитии его личности прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. Доверие же родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетенции педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).

В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т.д.

Педагоги не всегда приветствуют такие свободные, незапланированные «визиты» родителей, ошибочно принимая их за контроль, проверку своей деятельности. Но родители, наблюдая жизнь детского сада «извнутри», начинают понимать объективность многих трудностей (мало игрушек, тесная умывальная комната и др.), и тогда вместо претензий к педагогу у него возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий воспитания в группе. А это - первые ростки сотрудничества.

Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога, обогащают содержание домашнего воспитания.

Наиболее важным результатом свободного посещения родителями дошкольного учреждения является то, что они изучают своего ребенка в непривычной для них обстановке, как он общается, занимается, как к нему относятся сверстники. Идет невольное сравнение: не отстает ли мой ребенок от других, почему он в детском саду ведет себя иначе, чем дома?

«Запускается» рефлексивная деятельность: все ли я делаю, как надо, почему у меня получаются иные результаты воспитания, чему надо поучиться.

Линии взаимодействия педагога с семьёй не остаются неизменными.

Ранее предпочтение отдавалось непосредственному воздействию педагога на семью, поскольку во главу угла ставилась задача научить родителей, как надо воспитывать детей. Такую сферу деятельности педагога называли «работа с семьёй». Для экономии сил и времени «обучение» велось в коллективных формах (на собраниях, коллективных консультациях, в лекториях и т.д.). Сотрудничество детского сада и семьи предполагает, что обе стороны имеют что сказать друг другу относительно конкретного ребенка, тенденций его развития. Отсюда - поворот к взаимодействию с каждой семьёй, следовательно, предпочтение индивидуальных форм работы (индивидуальные беседы, консультации, посещение семьи и др.)

Взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания, называется дифференцированным подходом.

При организации дифференцированного подхода к родителям должны соблюдаться следующие условия:

  • - соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;
  • - учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраст её членов, уровень подготовленности в вопросах воспитания;
  • - сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией групповой работы;
  • - осуществление взаимосвязи разных форм работы с родителями.

Актуальным является вопрос обновления содержания работы с семьей за счет расширения круга проблем, связанных не с формированием знаний умений и навыков, а черт личности, условий и возможности развития ребенка. При обсуждении таких проблем родителям не даются готовые ответы на их вопросы, обсуждение их строится так, чтобы способствовать развитию умений, анализировать собственную педагогическую деятельность. Тем самым до родителей доводится истина, что право и обязанности воспитания их детей принадлежат им самим, у родителей воспитывается чувство уверенности в своих силах и мудрости.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьёй - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Итак, отношения дошкольного учреждения с семьёй должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу. В рамках концепции модернизации системы дошкольного образования меняются подходы к взаимодействию с семьей: изучаются потребности в образовательных услугах, на смену традиционным родительским комитетам приходят попечительские советы, претерпевают изменения формы взаимодействия с семьями.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Исторические и современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения. Рекомендации по использованию нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Познавательные формы взаимодействия.

    дипломная работа , добавлен 24.09.2015

    Современные условия деятельности дошкольного образовательного учреждения. Совершенствование форм организации взаимодействия педагогов с родителями через нетрадиционные формы работы. Изучение профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа.

    дипломная работа , добавлен 15.08.2014

    Сотрудничество с семьей как важное направление деятельности детского сада. Экспериментальное исследование развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения посредством использования разных форм взаимодействия с родителями.

    курсовая работа , добавлен 21.04.2014

    Подходы к пониманию семьи и факторов семейного воспитания. Проблемы и основные условия взаимодействия семьи и детского сада в истории педагогической практики. Результаты реализации педагогического сотрудничества с родителями дифференцированных групп.

    дипломная работа , добавлен 13.05.2012

    Исследование методов работы с родителями в дошкольном учреждении, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса. Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2014

    Роль детского образовательного учреждения (ДОУ) в организации взаимодействия с семьей. Основные формы и методы взаимодействия ДОУ с семьей. Повышение педагогической культуры конкретной семьи. Роль семьи в сохранении психологического здоровья ребенка.

    отчет по практике , добавлен 26.03.2016

    Характеристика структурно-функциональной модели взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей. Исследование роли дошкольного учреждения в повышении педагогической культуры семьи. Изучение психолого-педагогических основ сотрудничества педагога и родителей.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2012

    Изучение опыта организации работы по обеспечению взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями по воспитанию и образованию детей. Разработка рекомендаций по повышению психолого-педагогических знаний родителей, родительской компетенции.

    контрольная работа , добавлен 20.08.2017

Подробности

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольной организации. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Главный момент в контексте «семья – дошкольная образовательная организация» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития .

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой.

Придать дошкольной образовательной организации «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д.

Пример открытости демонстрирует педагог. Педагог может продемонстрировать свою открытость детям, рассказав им о чем-то своем - интересном, увиденном и пережитом в праздничные дни, инициируя тем самым у детей желание участвовать в беседе. Общаясь с родителями, педагог не скрывает, когда в чем-то сомневается, он просит совета, помощи, всячески подчеркивая уважение к опыту, знаниям, личности собеседника. Вместе с тем педагогический такт, важнейшее профессиональное качество, не позволит педагогу опуститься до панибратства, фамильярности.

Личной готовностью открыть самого себя педагог «заражает» детей, родителей. Своим примером он вызывает родителей на доверительное общение, и они делятся своими тревогами, трудностями, просят помощи и предлагают свои услуги, свободно высказывают свои претензии и т.д.

«Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, «поход» в ближайший лес или парк, по достопримечательностям города, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи - чему-то научат детей.

Некоторые родители и другие члены семьи включаются в проводимую систематически образовательную, оздоровительную работу с детьми. Например, ведут кружки, студии, обучают малышей некоторым ремеслам, рукоделию, занимаются театрализованной деятельностью и т.д.

Таким образом, от участия родителей в работе дошкольной образовательной организации выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и общественного воспитания.

«Открытость детского сада наружу» - означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, как-то: общеобразовательная школа, музыкальная школа, спортивный комплекс, библиотека и др. .

Содержание работы детского сада в микросоциуме может быть весьма разнообразным, во многом определяется его спецификой. Ее несомненная ценность - в упрочении связи с семьей, расширении социального опыта детей, инициировании активности и творчества сотрудников детского сада, что в свою очередь работает на авторитет дошкольного учреждения, общественного воспитания в целом.

Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии, личности прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. Доверие же родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).

В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т.д. Мы признаём, что педагоги не всегда приветствуют такие свободные, незапланированные «визиты» родителей, ошибочно принимая их за контроль, проверку своей деятельности. Но родители, наблюдая жизнь детского сада «изнутри», начинают понимать объективность многих трудностей (мало игрушек, тесная умывальная комната и др.), и тогда вместо претензий к педагогу у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий воспитания в группе. А это - первые ростки сотрудничества. Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога, обогащают содержание домашнего воспитания. Наиболее важным результатом свободного посещения родителями дошкольного учреждения является то, что они изучают своего ребенка в непривычной для них обстановке, подмечают, как он общается, занимается, как к нему относятся сверстники. Идет невольное сравнение: не отстает ли в развитии мой ребенок от других, почему он в детском саду ведет себя иначе, чем дома? «Запускается» рефлексивная деятельность: все ли я делаю, как надо, почему у меня получаются иные результаты воспитания, чему надо поучиться.

Линии взаимодействия педагога с семьей не остаются неизменными. Ранее предпочтение отдавалось непосредственному воздействию педагога на семью, поскольку во главу угла ставилась задача научить родителей, как надо воспитывать детей. Такую сферу деятельности педагога называли «работа с семьей». Для экономии сил и времени «обучение» велось в коллективных формах (на собраниях, коллективных консультациях, в лекториях и т.д.). Сотрудничество детского сада и семьи предполагает, что обе стороны имеют, что сказать друг другу относительно конкретного ребенка, тенденций его развития. Отсюда - поворот к взаимодействию с каждой семьей, следовательно, предпочтение индивидуальных форм работы (индивидуальные беседы, консультации, посещение семьи и др.).

Взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания, называется дифференцированным подходом.

Есть еще одна линия воздействия на семью - через ребенка. Если жизнь в группе интересная, содержательная, ребенку эмоционально комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с домочадцами. Например, в группе ведется подготовка к святочным колядкам, дети готовят угощения, подарки, придумывают сценки, рифмованные поздравления-пожелания и т.д. При этом обязательно кто-то из родителей расспросит педагога о предстоящих развлечениях, предложит свою помощь .

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОО с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Итак, отношения дошкольной организации с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости дошкольной образовательной организации внутрь и наружу.

Список литературы:

1.Веселова Т.Б. Совершенствование методической работы с педагогическими кадрами ДОУ. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 96 с.

2.Давыдова О.И., Майер А.А. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013. – 128 с.

3.Сертакова Н.М. Инновационные формы работы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй: метод. Пособие. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013. – 80 с.

4.Содружество детей и взрослых: методический комплекс для детского сада / Под ред. Н.В. Микляевой, Н.Ф. Лагутиной: В 2 кн. Кн. 1. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.

5.Содружество детей и взрослых: методический комплекс для детского сада / Под ред. Н.В. Микляевой, Н.Ф. Лагутиной: В 2 кн. Кн. 2. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.

Балакина Галина Константиновна.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Звёздочка», г. Куйбышев Новосибирской области, воспитатель.

Молодые семьи составляют 50% от всех семей в нашем дошкольном образовательном учреждении и в детском саду накоплен определенный опыт взаимодействия с данной категорией родителей. Современные молодые родители достаточно образованы, у них есть доступ к педагогической информации из разных источников: телевидение, периодические издания, сайты Интернета. Следует подчеркнуть, что эта информация направлена на «усредненного слушателя» и не предполагает «обратной связи». Знания у молодых родителей есть, но они не умеют их применять, не имеют глубокого представления о жизни ребенка в детском саду о закономерностях его психического развития, не умеют анализировать свою воспитательную деятельность.

Сегодня дошкольное учреждение, выстраивая систему взаимоотношения с семьей, использует как хорошо известные, формы работы с семьей, так и новые, найденные в результате творческого поиска, которые предполагают расширение взаимодействия с родителями. Данные формы использовались и раньше. Однако изменились принципы, на основе которых строится общение с родителями. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.

Остановимся на эффективных и актуальных, на наш взгляд, формах и методах повышения активности молодых родителей. Для изучения семьи, согласования воспитательных воздействий незаменимы информационно-аналитические формы, такие как, неформальные записки (информируют семью о новых достижениях ребенка, поступках, интересных высказываниях) или индивидуальные блокноты (курсируют между детским садом и семьей: родители делятся тем, как проявляет себя ребенок в семье, а воспитатели отмечают успехи детей по разным видам деятельности в детском саду). Наглядно-информационные формы (выставки творческих работ детей, памятки и буклеты, электронная мини-библиотека) – постоянно будут востребованы молодыми родителями, так как демонстрируют успехи детей и оказывают практическую помощь семье.

Одной из самых традиционных, но эффективных форм познавательного направления остается родительское собрание. Если изменить формы и методы проведения и попытаться построить общение не на монологе, а на диалоге (использовать решение проблемных задач воспитания, игровые тренинги, видеозаписи деятельности детей, делиться опытом семейного воспитания, традиций в семье), то данный подход требует более тщательной подготовки, но и результат становится ощутимее. Можно отметить, что досуговые формы являются самыми популярными, и это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, показатель комфортности внутрисемейных отношений). Благотворительные акции, дни добрых дел («Подари книгу другу», «Живи, лес!»), дни общения (день папы, бабушки, сестры, брата), творческие конкурсы («Почитай мне мама», «Книжки-малышки», «Семейный театр») – помогают привлекать родителей к совместной деятельности с детьми, устанавливать эмоциональный контакт между педагогами, родителями и детьми.

Происходящие изменения позволяют утверждать, что эмоциональный и информационный контакт с молодыми родителями, заинтересованность воспитателя, применение современных активных форм взаимодействия становятся определяющими в построение отношений дошкольной образовательной организации и семьи, как взаимосвязанного и равноактивного воздействия двух сторон в интересах творческого развития ребенка.

Библиографический список:

  1. Глебова С.В. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия. Практи­ческое пособие для методистов, воспитателей и родителей. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. –111 с.
  2. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями, М.: «Сфера», 2002. – 114с.
  3. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошколь­ника. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
  4. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. М.: Творческий центр «Сфера», 2005. – 89 с.
  5. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Мето­дическое пособие для работников дошкольных образова­тельных учреждений. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 176 с.