Старший школьный возраст. Родительское собрание "Юность и ее психологические проблемы. Трудности адаптации десятиклассников"

НОВООБРАЗОВАНИЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Старший школьный возраст, т.е. примерно от 15– 16 до 18–19 лет, относится к ранней юности. Существует множество теорий юности. Биологические теории рассматривает юность, прежде всего как определенный этап эволюции организма, полагая, что именно биологические процессы роста детерминируют все остальные.

Психологические теории фиксируют внимание на закономерностях психической эволюции, характерных чертах вешнего мира и самосознание. Психоаналитические теории выделяет в юности определенный этап психо-сексуального развития.

Указанные теории рассматривают юность, прежде всего с точки зрения внутреннего процесса развития человека как индивида или как личности. Социологические теории юности рассматривает ее, прежде всего как определенный этап социализации как переход от зависимого детства к самостоятельной, ответственной деятельности взрослого.

В юности формируется мировоззрение как система взглядов на природу и общество, как философское осмысление жизни. Как указывает Л.И. Божович, в этом возрасте у школьников уже имеется система собственных задачи требований как некий нравственный образец, становящийся побудителем поведения и организатором всех потребностей и стремлений. С началом самостоятельной общественно-трудовой деятельности строится собственный статус человека, преемственно связанный со статусом семьи, из которой он вышел. С формированием определенного мировоззрения, с ростом самосознания, приобретением социального опыта развивается личность старшеклассника. Л.И. Божович определяет понятие личности следующим образом: «Личность- целостная психологическая структура, возникающая в процессе жизни человека и выполняющая определенную функцию в его взаимоотношениях с окружающей средой».


Социальная ситуация развития

Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности. Школьники старших классов обращены в будущее. Это новая социальная позиция изменяет для них и значимость учения, его задач и содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. Они начинают иначе, чем подростки, смотреть на школу. Если подростки смотрят в будущее с позиции настоящего, то старшие школьники на настоящее смотрят с позиции будущего.

В центре психологического развития старшего школьника стоит профессиональное самоопределение.

Принципиальное отличие позиции старшего школьника в том, что он обращен в будущее и все настоящее выступает для него в свете основной направленности его личности. Выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение, становится тем эмоциональным центром жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться и вся деятельность, все интересы (Л.И. Божович).

Изменяется отношение к школе - оно становится более прагматичным. Несмотря на сохраняющуюся привязанность к своей школе, старшеклассники готовы даже сменить ее, если в другой школе будут лучшие условия подготовиться к будущей профессиональной деятельности.

Становится актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определенными людьми. Период юности характеризуется наличием кризиса, суть которого в разрыве, расхождении образовательной системы и системы взросления.

Ранняя юность - это установление психологической независимости во всех сферах: в моральных суждениях, политических взглядах, поступках.

своих чувств и интимных отношений, поиск смысла и образа жизни, переживание одиночества, выбор профессии - вот круг наиболее значимых в этом возрасте проблем.

Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется повышением уровня самоконтроля и саморегуляции. Тем не менее, в этот период растущему человеку еще свойственна изменчивость настроения с переходами от безудержного веселья к унынию и сочетание ряда полярных качеств, выступающих попеременно.

Появляется особая чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений и наряду с этим чрезмерная критичность в отношении к окружающим: ранимость уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость - с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с подчеркнутой независимостью, борьба с авторитетами - с обожествлением случайных кумиров, чувственное фантазирование - с сухим мудрствованием (А. Е. Личко).

Ведущая деятельность

Ведущая деятельность в юношеском возрасте - познавательная.

В старшем школьном возрасте связь между познавательными и учебными интересами становится постоянной и прочной. Проявляется большая избирательность к учебным предметам и одновременно - интерес к решению самых общих познавательных проблем и к выяснению их мировоззренческой и моральной ценности.

Изменяется отношение и к отметке. Отметка как основной побуждающий мотив учения, имеющий решающее значение вплоть до подросткового возраста, теперь утрачивает свою побудительную силу - старший школьник перестает учиться “за отметку”, ему важны сами по себе знания, в значительной степени обеспечивающие будущее. Возникает потребность разобраться в себе и окружающем, найти смысл происходящего и собственного существования. Поэтому учащиеся этого возраста редко слушают учителя равнодушно. Они либо вообще перестают слушать, если не интересно, либо слушают эмоционально, напряженно. Таким образом, в старших классах мышление учащихся приобретает личностный эмоциональный характер. Не случайно в этом возрасте повышается интерес к художественной и философской литературе. Личностный характер мышления старшего школьника связан с тем, что в этот период формируется обобщение представление о самом себе, понимание и переживание своего “Я”, своей индивидуальности, своей личности. В 16 лет уже определяется свой собственный (далекий от идеала, но реально действующий) стиль учебной работы. Поэтому учителю не следует строго регламентировать процесс учения, напротив - целесообразно предоставит большую самостоятельность. Формирование учебных умений и навыков должно быть ориентировано на личность ученика.

Учебная деятельность старшеклассников определяете сложным комплексом мотивов:

· мотивы широкого общественного плана (завоевать себе место в жизни, получить одобрение окружающих, подготовиться к будущей профессии);

· мотивы, идущие от самой учебной деятельности (интерес к знаниям, удовольствие от сделанной работы интеллектуального труда);

· мотивы, прямо не связанные с учением, но имеющие к нему некоторое отношение (награда, наказание, конкурирующие потребности и желания);

· мотивы отрицательного порядка (утомление, скука, трудность материала, отсутствие комфорта в отношениях с учителем или учениками).

В старших классах отношения между учителями и учениками положительны и продуктивны тогда, когда они строятся на основе уважения друг к другу. Во взаимоотношениях с учителем ценится адекватность и соблюдение ролевых позиций: панибратство, так же как и авторитарность, неприемлемо, старшеклассники ищут в учителе старшего друга и наставника.

Широта интеллектуальных интересов часто сочетается с разбросанностью, отсутствием системы и метода. Многие юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний. Развитие абстрактно-логического мышления знаменует появление только нового интеллектуального качества и соответствующей потребности в познании. Ребята готовы часами спорить об отвлеченных предметах, о которых они ничего не знают.

Центральные новообразования

Центральными психологическими новообразованиями юношеского возраста являются профессиональное самоопределение и мировоззрение.

Выбор профессии - это не только выбор той или иной профессиональной деятельности, но и выбор жизненного пути в целом, поиск определенного места в обществе, окончательное включение себя в жизнь социального целого (Л.С. Выготский). В старших классах существует тесная взаимосвязь профессиональных намерений школьников и их межличностных взаимоотношений: переформировываются подгруппы среди учащихся класса по принципу одинаковой или сходней будущей профессии (Психология развивающейся личности /Под редакцией А.В. Петровского, М., 1987).

Под влиянием потребности самоопределения и на основе возникших в подростковом возрасте психологических особенностей девушка и юноша начинают осмысливать в общих нравственных категориях и свой опыт и опыт окружающих, вырабатывать свои собственные взгляды мораль. Они становятся более свободными от императивности как внешних воздействий, так и собственных не посредственных внутренних побуждений, и действуют соответствии с сознательно поставленными целями и сознательно принятыми решениями. Из человека, подчиненного обстоятельствам, они постепенно превращаются в руководителя этих обстоятельств, человека, который часто сам создает среду и активно ее преобразует.

Ранняя юность - это период формирования жизненных планов.

Из мечты и идеала, как заведомо недосягаемого образца постепенно вырисовывается более или менее реалистичный, ориентированный на действительность план деятельности

Система взаимоотношений

Центральный психологический процесс в юношеском самосознании - формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства (Э. Эриксон).

Взаимоотношения со сверстниками

В ранней юности человеку присуща потребность в общении:

· интенсивное физическое и умственное развитие приводит к расширению интереса к миру и деятельности;

· возрастает необходимость в новом опыте, познании и в защищенности: комфортное общение с людьми, потребность в принятии и признании.

Общение в жизни старших школьников занимает не только огромное место, но и представляет для них самостоятельную ценность. Время на общение увеличивается - 3-4 часа в будни, 7-9 часов в выходные и праздничные дни. Расширяется география и социальное пространство: среди ближайших друзей старшеклассников учащиеся из других школ, студенты, военнослужащие, работающие люди.

Появляется феномен, получивший в психологии название “ожидание общения”, выражающийся в самом поиске его, в постоянной готовности к контактам. При этом существует высокая избирательность в дружеских привязанностях и максимальная требовательность в диаде.

Во-первых, общение со сверстниками - это специфический канал информации, по которому приходит соответствующее знание, не поставляемое родителями. В частности - по вопросам пола, отсутствие которой может задержать психо-сексуальное развитие и придать ему нездоровый характер.

Во-вторых, Это специфический вид межличностных отношений, где совместная деятельность (игра, коммуникация, труд) вырабатывает необходимые навыки социального взаимодействия. Здесь учатся отстаивать свои права, осознавать обязанности, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где отношения принципиально строятся “на равных” и статус надо заслужить, человеку не удается выработать определенных “взрослых” качеств.

В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта, который дает ощущение благополучия и устойчивости, солидарности и взаимопомощи и потому облегчает процесс формирования личностной суверенности социально-психологической адаптации к миру взрослых (И.С. Кон).

Общение со сверстниками удовлетворяет не только потребность в аффилиации (потребности в принадлежности общности, включенности в группу), но и потребность обособлении. Формируется феномен неприкосновенности своего личного пространства, выражаемого в стремлении “уединиться, помечтать, побродить по городу, а потом вернуться к ребятам”. В целом, общение юношей девушек доброжелательно и избирательно, многим из н свойственна высокая конформность в силу того, что неокрепшее “Я” нуждается в сильном “Мы”.

Наряду с развитием приятельских отношений со сверстниками в этом возрасте особую ценность приобретаем понятие дружбы. Одной из главных функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения личности. Более того, дружба выступает как своеобразная форма психотерапии, эмоциональная поддержка, в результате которой укрепляются жизненные позиции. Типичным проявлением дружеской психотерапии являются телефонные разговоры. Каждый родитель может подтвердить, если будет внимателен, как меняется настроение дочери от разговора “ни о чем”. Этот пустой разговор психологически важнее любой содержательной беседы в данном возрасте.

Взаимоотношения со взрослыми

Сложно складываются отношения со взрослыми. Старшеклассники считают важным для себя общение со взрослыми, с родителями.

Среди тем, которые желательны в общении с ними:

· выбор будущей профессии;

· взаимоотношения с окружающими;

· учебные дела;

· вопросы морали;

· о себе и своем прошлом, настоящем и будущем (различные аспекты самоопределения).

Однако есть одна поправка - общение со взрослым ценится только в том случае, если оно имеет доверительную форму. Реальность такова: общение со сверстниками имеет доверительный характер в 88 % случаев, с родителями - в 29 %, преимущественно с матерями.

Отсутствие доверительных отношений со взрослым, в том числе с учителем, в этом возрасте - одна из главных причин тревожности, которую испытывают старшие школьники. Для них невыносимо вмешательство в личные дела извне, тем более - принуждение, однако за тактичную помощь они будут благодарны.

Известно три типа ситуаций, являющихся источниками тревожности в данном возрасте:

1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

2) ситуации, актуализирующие представления о себе;

3) ситуации общения.

Исследования показывают, что существует зависимость личностной тревожности от возраста: к 10-11-му классу уровень тревожности возрастает. Кроме того, выявлена прямая зависимость между стилем родительского воспитания и уровнем тревожности. Так, наиболее стрессогенными стилями родительского воспитания являются:

· отсутствие позитивного интереса со стороны матери;

· директивность матери при навязывании ребенку чувства вины;

· враждебность отца;

· непоследовательность в воспитании.

Таким образом, при ярко выраженном стремлении к независимости сохраняется глубинная связь с родителями и потребность в психологической поддержке с их стороны.

Является работа с родителями по следующим направлениям:

1) формирование у родителей отношения к ребенку как к личности, имеющей сильные стороны и все необходимые возможности для достойной жизни;

2) повышение в глазах родителей ценности общения со своими детьми, осуществление заинтересованности во взаимодействии;

3) формирование системы навыков, обеспечивающих партнерское взаимодействие с детьми.

Столь же актуальна и работа со школьниками по проблемам их взаимоотношений с родителями и формированию навыков конструктивного общения.

Наиболее сложными для данного возраста являются:

· ситуации, в которых нужно самому оказать поддержку, а также принять поддержку и сочувствие от других людей;

· ситуации, связанные с умением реагировать на задевающее, провоцирующее поведение и умением отвечать на несправедливую критику.

Отношение к себе

Главное психологическое приобретение ранней юности - обнаружение ценности своего внутреннего мира. Внешний мир начинает восприниматься через себя.

Развивается способность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе. Юноши и девушки стремятся глубже разобраться в своем характере, своих чувствах” действиях, поступках. Они часто задаются вопросами: “Как узнать свой характер?”, “Как освободиться от дурных привычек?”, “Может ли человек со слабым здоровьем иметь сильный характер?”, “Какой я человек?” и т. п. Актуальной становится проблема самовоспитания. Требования к себе значительно возрастают и становятся более устойчивыми.

В юности каждому приходится неизбежно приспосабливаться и к физиологическим переменам. Гормональная перестройка, сопровождающая половое созревание, приводит к усилению сексуальных переживаний. Для большинства юношей характерен резкий рост сексуального возбуждения. У девушек в этом плане индивидуальные различия довольно значительны. Одни из них испытывают сексуальные ощущения, сходные по интенсивности с теми, что испытывают юноши. У других эти ощущении, носят более диффузный характер и тесно связаны с удовлетворением других потребностей, например в самодвижении, поддержке, привязанности, любви. Наблюдается существенный рост сексуальных форм поведения и интереса к сексуальным вопросам.

В юности любовь - сильное, но не очень продолжительное эмоциональное переживание, хотя иногда оно переходит в серьезную, постоянную привязанность.

Кризис 17 лет

Возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Может сместиться на 15 лет. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Большинство 17-летних школьников ориентируются на продолжение образования, некоторые – на поиски работы. Из-за необходимости определения (выбора профессии, поступления в учебные заведения или поиска работы) по окончании 11 класса эмоциональное напряжение может резко возрасти. В нашем обществе принято, что по окончании школы человек уже знает, что ему делать дальше, так как общество уже ожидает в этом возрасте профессионального самоопределения. Такие ожидания могут очень напрячь нервную систему и психику юного человека. Это стрессовый период, в котором определяется дальнейшая профессиональная деятельность человека.

Для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, характерны различные страхи. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время – уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, а у юношей – еще и перед армией. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций, таких, как повышение температуры перед выпускными или вступительными экзаменами, головные боли и т.п. Может начаться обострение гастрита, нейродермита или другого хронического заболевания.

Резкая смена образа жизни, включение в новые виды деятельности, общение с новыми людьми вызывают значительное напряжение. Новая жизненная ситуация требует адаптации. Помогают адаптироваться в основном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе, чувство компетентности.

Причина: Ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Проблема выбора жизненных ценностей.

Проявления:

1. У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания, он оказывается поверженным в сомнения, раздумья.

2. Он планирует свое место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни.

3. Обостряется потребность к обособлению, стремление оградить свой внутренний мир от вторжения сторонних и близких людей для того, чтобы через рефлексию укрепить чувство личности, чтобы сохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания на признание.

4. Выбор профессии.

Смысл (новообразования):

1. Выбор внутренней позиции.

2. Овладение защитными механизмами, которые не только позволяют внешне защищать себя от постороннего вторжения, но и укрепляют внутренне.

3. Профессиональное самоопределение.


8 лет и резкое их возрастание на смысловом уровне после 12. Именно эти данные позволили автору выдвинуть и доказать гипотезу о том, что центральным психологическим новообразованием младшего школьного возраста является произвольное внимание, понимаемое автором вслед за Л.С. Выготским как функция структурирования воспринимаемого (от восприятия) и представляемого (памятью), характеризуемая умением...

На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Таким образом, основными новообразованиями младшего школьного возраста в познавательной сфере можно считать: 1)качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности, в том числе и «внутренней», психической; 2)рефлексию, анализ, внутренний план действий; 3)развитие...




Анализ результатов, качественный анализ результатов, контент-анализ, методы математической обработки результатов. В процессе изучения литературы

Особенности формирования личности в раннем юношеском возрасте. Социально-психологические условия формирования личности, психологические основы формирования общественной направленности. Формирование и развитие морали. Становление мировоззрения. Развитие самосознания и образа «Я». Мотивы и ценностные ориентации. Нравственное самоопределение. Проблема ведущей деятельности. Профессиональная направленность как ведущее новообразование юношеского возраста. Психологические особенности выбора профессии и готовность старшего школьника к профессиональному самоопределению.

Психология юношеского возраста

Характеристика социальной ситуации развития юношеского возраста. Основные характеристики развития познавательной сферы старшеклассников.

Старший школьный возраст: ранняя юность (от 15 до 17 лет)

Подросток стремительно вышел за рамки школьных интересов и, почувствовав себя взрослым, разными способами пытается при­общиться к жизни старших. Но, приобретя гораздо большую, чем раньше, самостоятельность, он остался школьником, все еще зави­сящим от родителей. Остался он и на уровне своей подростковой субкультуры. Фактически подростковый возраст – затянувшееся детство, из которого ребенок с большими трудностями «вырастает». Новый возрастной этап – раннюю юность – счита­ют третьим миром, существующим между детством и взрослостью. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни.

Переходный период. 15 (или 14-16) лет – переходный период между подростковым и юношеским возрастом. Решается вопрос о дальнейшей жизни: что делать – продолжить обучение в школе, пойти в училище или работать? По существу, от старшего подростка общество требует профессионального са­моопределения, хотя и первоначального.

Далеко не все старшие подростки к концу IX класса могут выбрать профес­сию и связанный с нею дальнейший путь обучения. Многие из них тревожны, эмоционально напряжены и боятся любого выбора. В это время усиливается значимость собственных ценностей, хотя дети еще во многом подвержены внешним влияниям. В связи с развитием самосознания усложняется отношение к себе. Если раньше подростки судили о себе категорично, достаточно прямо­линейно, то теперь – более тонко. Появляются неопределенные, амбивалентные оценочные суждения, волнение. Повышение уровня такого рода тревожности по сравнению с VIII классом вызвано, главным обра­зом, особым положением выпускного класса, предстоящими впе­реди экзаменами, отбором в Х класс и, возможно, началом нового жизненного пути. Тревожность поэтому одинаково высока и у де­вочек, и у мальчиков.

В переходный период притупляется острота восприятия сверст­ников. Больший интерес вызывают взрослые, чей опыт, знания помогают ориентироваться в вопросах, связанных с будущей жизнью.



Будущая жизнь интересует девятиклассников, в первую очередь, с точки зрения профессиональной.

Что касается межличностных отношений, отношений в семье, то они становятся менее значимыми.

Девятиклассники, поглощенные вопросами профессионального самоопределения, нейтрально, без особого интереса упоминают семейные роли: «хороший семьянин», «любящая жена и мать». Эта сторона жизни отступает у них на второй план.

Условия развития. Часто юность считают бурной, объединяя ее в один период с подростко­вым возрастом. Поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряженными. Возникают новые потреб­ности интеллектуального и социального порядка, удовлетворение которых станет возможным только в будущем, иногда – внутрен­ние конфликты и трудности в отношениях с окружающими.

Но не у всех детей этот период оказывается напряженным. На­оборот, некоторые старшеклассники плавно и постепенно продви­гаются к переломному моменту в своей жизни, а затем относи­тельно легко включаются в новую систему отношений. Им не свойственны романтические порывы, обычно ассоциирующиеся с юностью, их радует спокойный, упорядоченный уклад жизни. Они больше интересуются общепринятыми ценностями, в большей степени ориентируются на оценку окружающих, опираются на ав­торитет. У них, как правило, хорошие отношения с родителями, а учителям они практически не доставляют хлопот.

Тем не менее, при таком благополучном протекании ранней юности существуют и некоторые минусы в личностном развитии. Дети менее самостоятельны, более пассивны, иногда более по­верхностны в своих привязанностях и увлечениях. Вообще счита­ется, что к полноценному становлению личности приводят поиски и сомнения, характерные для юношеского возраста. Те, кто про­шел через них, обычно в большей мере независимы, творчески от­носятся к делу, обладают более гибким мышлением, позволяющим принимать самостоятельные решения в сложных ситуациях, – по сравнению с теми, у кого процесс формирования личности прохо­дил в это время легко.

Динамика развития в ранней юности зависит от ряда условий. Прежде всего, это особенности общения со значимыми людьми, существенно влияющие на процесс самоопределения. Уже в пере­ходный от подросткового к юношескому возрасту период у детей возникает особый интерес к общению со взрослыми. В старших классах эта тенденция усиливается.

При благоприятном стиле отношений в семье после подростко­вого возраста – этапа эмансипации от взрослых – обычно вос­станавливаются эмоциональные контакты с родителями, причем на более высоком, сознательном уровне. Отношения со взрослыми, хотя и становятся доверительными, сохраняют определенную дистанцию.

Общение со сверстниками тоже необходимо для становления самоопределения в ранней юности, но оно имеет другие функции. Если к доверительному общению со взрослым старшеклассник прибегает, в основном, в проблемных ситуациях, когда он сам за­трудняется принять решение, связанное с его планами на будущее, то общение с друзьями остается интимно-личностным, испове­дальным.

Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное положение в ряду других привязанностей. Юность считается привилегированным возрастом дружбы.

Эмоциональная напряженность дружбы снижается при появле­нии любви. Юношеская любовь предполагает большую степень ин­тимности, чем дружба, и она как бы включает в себя дружбу.

Способность к интимной юношеской дружбе и романтической любви, возникающая в этот период, скажется в будущей взрослой жизни. Эти наиболее глубокие отношения определят важные сто­роны развития личности, моральное самоопределение и то, кого и как будет любить уже взрослый человек.

Личность старшеклассника. Для ранней юности характерна устремленность в будущее. Если в 15 лет жизнь кардинально не изменилась и старший подросток остался в школе, он тем самым отсрочил на два года выход во взрос­лую жизнь и, как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план – решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение).

В выпускном классе дети сосредоточиваются на профессио­нальном самоопределении. Старше­класснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к професси­ям лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полу­ченные от родителей, друзей, знакомых, из телепередач и т.д.

Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.

Осознание временной перспективы и построение жизненных планов требуют уверенности в себе, в своих силах и возможно­стях.

В связи с изменениями в самооценке в XI классе повышается тревожность.

Интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным. Де­ти в 16-17 лет, независимо от темперамента, выглядят более сдер­жанными, уравновешенными, чем в 11-15.

В это время начинает развиваться и нравственная устойчивость личности. В своем поведении старшеклассник все больше ориен­тируется на собственные взгляды, убеждения, которые формиру­ются на основе приобретенных знаний и своего, пусть не очень большого, жизненного опыта. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в его сознании в единую картину. Благодаря этому нравственная саморегуляция становится более полной и осмысленной.

Как известно, в подростковом возрасте ребенок открывает для себя свой внутренний мир. В это же время он достигает уровня формально-логического мышления. Интеллектуальное развитие, сопровождающееся накоплением и систематизацией знаний о ми­ре, и интерес к личности, рефлексия, оказываются в ранней юности той основой, на которой строятся мировоззренческие взгляды.

Безусловно, не у всех старшеклассников вырабатывается миро­воззрение – система ясных, устойчивых убеждений. Отсутствие этого выбора, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений и не способствует ее психическому здоровью.

Еще один момент, связанный с самоопределением, – измене­ние учебной мотивации, пороге истинной взрослости, он весь устремлен в будущее, которое притягивает и тревожит его. Без до­статочной уверенности в себе, принятия себя он не сможет сде­лать нужный шаг, определить свой дальнейший путь. Поэтому са­мооценка в ранней юности выше, чем в подростковом возрасте. Вообще юность – период стабилизации личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным же новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное. Старшекласс­ник решает, кем быть и каким быть в своей будущей жизни.

Социальная ситуация развития. Перед юношеством возникает необходимость самоопределения, выбора жизненного пути как задача первостепенной важности. Выбор профессии становится психологическим центром ситуации развития старшеклассников, создавая у них своевременную внутреннюю позицию. Новая социальная позиция старшеклассника изменяет для него и значимость учения, его задач, целей, содержания. Они оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего, следовательно, старшеклассники смотрят на настоящее с позиции будущего.

Ведущая деятельность. Ведущая деятельность учебно-профессиональная (профессиональное самоопределение). У старшеклассников устанавливается довольно прочная связь между профессиональным и учебным интересами. Если у подростка учебные интересы определяют выбор профессии, то у старших школьников – выбор профессии способствует формированию учебных интересов, старшие школьники начинают интересоваться теми предметами, которые им нужны в связи с выбранной профессией.

Характеристика психического развития. Старшеклассники могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. У старшеклассников отмечается особенность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, т.е. способность к индукции и дедукции.

Отмечается сформированность теоретического или сложно-логического мышления. Интеллектуализация всех познавательных процессов.

Умение пользоваться рациональными приемами запоминания, появление исследовательского отношения к предмету. Они любят исследовать, экспериментировать, творить и создавать новое, оригинальное.

Личностное развитие. В этот период необходимо создать жизненный план – решить вопросы, кем быть и каким быть. В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоутверждении, как профессиональное так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как числа общества, принятие своего места в нем. Поскольку в старшем школьном возрасте появляются планы и желания, реализация которых отсрочена, а в юности возможны существенные коррективы, иногда новообразованием считается не само самоопределение, а психологическая готовность к нему.

Психологической особенностью раннего юношеского возраста является устремленность в будущее. Важнейшим фактором развития личности в ранней юности является стремление старшеклассника строить жизненные планы, осмысливать построение жизненной перспективы.

Жизненный план – широкое понятие, которое охватывает всю сферу личного самоопределения (род занятий, стиль жизни, уровень притязаний, уровень доходов и т.д.). У старшеклассников жизненные планы зачастую еще весьма расплывчаты и не вычленяются из мечты.

О жизненных планах в точном смысле слова можно говорить лишь тогда, когда в них включены не только цели, но и способы их достижения, когда молодой человек стремится оценить собственные субъективные и объективные ресурсы. Л.С. Выготский рассматривал жизненные планы как показатель овладения личностью своим внутренним миром и как систему приспособления к действительности, связывал с ними "целевую" регуляцию принципиально нового типа. Предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее – центральное психологическое новообразование юношеского возраста.

Характеристика общения и межличностных отношений. С родителями обсуждаются в это время жизненные перспективы, главным образом профессиональные. Жизненные планы они обсуждают и с учителями, и со своими взрослыми знакомыми, чье мнение для них важно. Старшеклассник относится к близкому взрослому как к идеалу.

Общение со сверстниками тоже необходимо для становления самоопределения в ранней юности, но оно имеет другие функции. Общение является интимно-личностное, доверительное, исповедальное.

В ранней юности учение продолжает оставаться одним из главных видов деятельности старшеклассников. В связи с тем, что в старших классах расширяется круг знаний, что эти знания ученики применяют при объяснении многих фактов действительности, они более осознанно начинают относиться к учению. В этом возрасте встречаются два типа учащихся: для одних характерно наличие равномерно распределенных интересов, другие отличаются ярко выраженным интересом к одной науке.

Различие в отношении к учению определяется характером мотивов. На первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами учащихся, их намерениями в будущем, мировоззрением и самоопределением. По своему строению мотивы старших школьников характеризуются наличием ведущих, ценных для личности побуждений. Старшеклассники указывают на такие мотивы, как близость окончания школы и выбор жизненного пути, дальнейшее продолжение образования или работа по избранной профессии, потребность проявить свои способности в связи с развитием интеллектуальных сил. Все чаще старший школьник начинает руководствоваться сознательно поставленной целью, появляется стремление углубить знания в определенной области, возникает стремление к самообразованию. Учащиеся начинают систематически работать с дополнительной литературой, посещать лекции, работать в дополнительных школах .

Старший школьный возраст - это период завершения полового созревания и вместе с тем начальная стадия физической зрелости. Для старшеклассника типична готовность к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в труде и спорте, открывает широкие возможности для выбора профессии. Наряду с этим физическое развитие оказывает влияние на развитие некоторых качеств личности. Например, осознание своей физической силы, здоровья и привлекательности влияет на формирование у юношей и девушек высокой самооценки, уверенности в себе, жизнерадостности и т. д., наоборот, осознание своей физической слабости вызывает порой у них замкнутость, неверие в свои силы, пессимизм.

Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности. Школьники старших классов обращены в будущее. Это новая социальная позиция изменяет для них и значимость учения, его задач и содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. Они начинают иначе, чем подростки, смотреть на школу.

В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. У подростка учебные интересы определяют выбор профессии, у старших же школьников наблюдается обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности. В связи с необходимостью самоопределения у школьников возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего. В старших классах учащиеся переходят к усвоению теоретических, методологических основ, различных учебных дисциплин.

Характерным для учебного процесса является систематизация знаний по различным предметам, установление межпредметных связей. Все это создает почву для овладения общими законами природы и общественной жизни, что приводит к формированию научного мировоззрения. Старший школьник в своей учебной работе уверенно пользуется различными мыслительными операциями, рассуждает логически, запоминает осмысленно. В то же время познавательная деятельность старшеклассников имеет свои особенности. Если подросток хочет знать, что собой представляет то или иное явление, то старший школьник стремится разобраться в разных точках зрения на этот вопрос, составить мнение, установить истину. Старшим школьникам становится скучно, если нет задач для ума. Они любят исследовать и экспериментировать, творить и создавать новое, оригинальное.

Старших школьников интересуют не только вопросы теории, но самый ход анализа, способы доказательства. Им нравится, когда преподаватель заставляет выбирать решение между разными точками зрения, требует обоснования тех или иных утверждений; они с готовностью, даже с радостью вступают в спор и упорно защищают свою позицию .

Наиболее частое и излюбленное содержание споров и задушевных бесед старшеклассников - это этические, нравственные проблемы. Их интересуют не какие-либо конкретные случаи, они хотят знать их принципиальную сущность. Искания старших школьников проникнуты порывами чувства, их мышление носит страстный характер. Старшеклассники в значительной мере преодолевают свойственную подросткам непроизвольность, импульсивность в проявлении чувств. Закрепляется устойчивое эмоциональное отношение к разным сторонам жизни, к товарищам и к взрослым людям, появляются любимые книги, писатели, композиторы, любимые мелодии, картины, виды спорта и т. д. и вместе с этим антипатия к некоторым людям, нелюбовь к определенному виду занятий и т. д.

В старшем школьном возрасте происходят изменения в чувствах дружбы, товарищества и любви. Характерной особенностью дружбы старшеклассников является не только общность интересов, но и единство взглядов, убеждений. Дружба носит интимный характер: хороший друг становится незаменимым человеком, друзья делятся самыми сокровенными мыслями. Еще более чем в подростковом возрасте, предъявляются высокие требования к другу: друг должен быть искренним, верным, преданным, всегда приходить на помощь .

В этом возрасте возникает дружба между юношами и девушками, которая порой перерастает в любовь. Юноши и девушки стремятся найти ответ на вопрос: что такое настоящая дружба и настоящая любовь. Они много спорят, доказывают правильность тех или иных положений, принимают активное участие в вечерах вопросов и ответов, в диспутах.

В старшем школьном возрасте заметно изменяются эстетические чувства, способность эмоционально воспринимать и любить прекрасное в окружающей действительности: в природе, в искусстве, общественной жизни. Развивающиеся эстетические чувства смягчают резкие проявления личности юношей и девушек, помогают освобождаться от непривлекательных манер, вульгарных привычек, способствуют развитию чуткости, отзывчивости, мягкости, сдержанности.

Усиливается общественная направленность школьника, желание принести пользу обществу, другим людям. Об этом свидетельствует изменение потребностей старших школьников. У 80 процентов младших школьников преобладают личные потребности, и только в 20 процентах случаев учащиеся выражают желание сделать что-то полезное для других, но близких людей (для членов семьи, товарищей). Подростки в 52 процентах случаев хотели бы что-то сделать для других, но опять-таки людям ближайшего окружения. В старшем школьном возрасте картина существенно меняется. Большинство старшеклассников указывают на стремление оказать помощь школе, городу, селу, государству, обществу .

Огромное влияние на развитие старшего школьника оказывает коллектив сверстников. Однако это не снижает у старших школьников потребности в общении со взрослыми. Напротив, поиски общения со взрослыми у них даже выше, чем в другие возрастные периоды. Стремление иметь взрослого друга объясняется тем, что решить вставшие проблемы самосознания и самоопределения самому бывает очень трудно. Эти вопросы живо обсуждаются в кругу ровесников, но польза такого обсуждения относительна: жизненный опыт мал, и тогда на помощь приходит опыт взрослых.

Старшие школьники предъявляют очень высокие требования к моральному облику человека. Это связано с тем, что в старшем школьном возрасте создается более целостное представление о себе и о личности других, расширяется круг осознаваемых социально-психологических качеств людей, и прежде всего одноклассников .

Требовательность к окружающим людям и строгая самооценка свидетельствуют о высоком уровне самосознания старшего школьника, а это, в свою очередь, приводит старшего школьника к самовоспитанию. В отличие от подростков у старшеклассников отчетливо проявляется новая особенность - самокритичность, которая помогает им более строго и объективно контролировать свое поведение. Юноши и девушки стремятся глубоко разобраться в своем характере, в чувствах, действиях и поступках, правильно оценить свои особенности и выработать в себе лучшие качества личности, наиболее важные и ценные с общественной точки зрения.

Ранняя юность - это время дальнейшего укрепления воли, развития таких черт волевой активности, как целеустремленность, настойчивость, инициативность. В этом возрасте укрепляется выдержка и самообладание, усиливается контроль за движением и жестами, в силу чего старшеклассники и внешне становятся более подтянутыми, чем подростки.

Таким образом, можно сказать, что характерными особенностями юношеского возраста являются:

Этический максимализм.

Внутренняя свобода.

Эстетический и этический идеализм.

Художественный, творческий характер восприятия действительности.

Бескорыстие в увлечениях.

Стремление познать и переделать реальность.

Благородство и доверчивость.

Это возраст установления эстетических критериев отношения к окружающему миру, формирования мировоззренческой позиции на основе выбора приоритетных ценностей. Восприятие характеризуется наличием этического барьера, который отбрасывает все воздействия, не согласующиеся с этическими нормами.

Ценностные приоритеты школьников определяются в такой иерархической последовательности:

Старшеклассники (9 класс):

1) любовь; 2) дружба; 3) Бог; 4) материальные блага; 5) семья; 6) музыка (мальчики -- рок-музыка, девочки -- отечественная или зарубежная поп-музыка); 7) книги (50% -- журналы, 50% -- программная школьная классика: "Герой нашего времени" и т.п.); 8) кино; 9) искусство; 10) театр.

10--11 классы:

1) семья, любовь, дружба; 2) Бог; 3) материальные блага; 4) книги (Толкиен, Гарри Поттер, Толстой, Тургенев (по школьной программе), музыка (поп, рок, альтернативная, рэп, классика); 5) кино, театр, искусство, спорт, компьютерные игры, Интернет.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ I. СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА

1.1 Интеллектуальное развитие и когнитивные процессы старшеклассника

1.2 Развитие самосознания в раннем юношеском возрасте

1.3 Самоопределение учащихся старшей школы

Раздел II. Актуальные проблемы школьного психолога при работе с детьми старшего школьного возраста

2.1 Психологическая служба в системе образования

2.2 Психодиагностика как одна из функций работы психолога

2.3 Психологическая помощь старшеклассникам по инициативе психолога.

Заключение

Список используемой литературы

приложения

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Приложение Г

Приложение Д

Приложение Е

Приложение Ж

Приложение З

Приложение И

Приложение К

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Основная задача образования – дать каждому ребенку, с учетом его психофизиологических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.

Наступило такое время, когда психологическая помощь должна сопровождать человека на всех этапах его жизненного пути. Как самая чувствительная часть социума – подрастающее поколение больше других нуждается в поддержке психолога. Психологическая помощь играет важную роль в своевременном раскрытии и развитии способностей и склонностей детей, а также в предупреждении возможных отклонений в их психическом и личностном развитии. С помощью квалифицированного психолога могут решаться трудности учащихся старшей школы – в самоопределении личности, умении строить жизненные планы.

Анализ литературы показал, что, несмотря на множество психолого-педагогических исследований, вопросы теории процесса консультирования в раннем юношеском возрасте в условиях становления нового демократического уклада общественной жизни освещаются недостаточно: нет глубоких исследований практической работы психолога образования как средства становления личности старшего школьника.

Исходя из актуальности проблемы, её разноречивой теоретической и методической разработки, потребности в совершенствовании работы психолога в образовании, а также оптимизации учебно-воспитательного процесса в старших классах, определена тема исследования: «Проблемы психологической помощи обучающимся в старшей школе» (на примере работы психолога в средней школе № 4 г. Экибастуза).

Объектом исследования является деятельность учащихся старших классов в процессе профессионального и личностного самоопределения.

Предмет исследования: процесс овладения учащимися умения строить жизненные планы при помощи психологического консультирования.

Цель исследования: разработка теоретической модели метода консультирования учащихся старшей школы, направленной на оптимизацию формирования и развития их личностных качеств.

При определении основной гипотезы мы исходили из следующего: своевременная психологическая помощь для коррекции поведения обучающихся в старшей школе поможет в решении многих проблем, касающихся морали, выбора убеждений и профессии, определит характер всей их дальнейшей жизни.

Исходя из гипотезы, были определены следующие задачи исследования:

1. Изучить теоретический аспект содержания проблемы в психологической теории.

2. Разработать теоретическую модель в психологической системе «практическая помощь обучающимся в старшей школе педагогам-психологам»; разработать коррекционные программы, направленные на формирование и развитие личности старшеклассников; определить уровни сформированности личностных качеств у учащихся старших классов.

Для обоснования актуальности и практической значимости исследования привлекались документы, раскрывающие основные направления перестройки среднего и высшего образования и содержащие задачи по её осуществлению.

Теоретической основой исследования стали положения, связанные с функционированием психологической службы, позволяющие проследить динамику психических процессов (Овчарова Р.В., Болотова А.К., Кон И.С., Немов Р.С., Кулагина И.Ю., Дубровина И.В.), психологическими концепциями обучения и развития детей в школьном возрасте (В.С. Мухина, Л.М.Фридман), а также клинические методы в психологическом консультировании детей (Н.И.Гуткина).

Существенный интерес представили работы и исследования, посвященные проблемам психологической службы (Р.В. Овчарова, Н.Н. Толстых, А.К. Болотова, Т.В. Снегирева, Е.М. Борисова, Е.И. Рогов, Орлов, Н.В. Самоукина)

В работе была использована комплексная методика исследования, включающая:

1. Методы подготовки и организации исследования (теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме)

2. Методы сбора данных (анкетирование, тестирование, беседа, оценка и самооценка)

3. Методы обработки (уровневый и сравнительно сопоставительный анализ)

Исследованием были охвачены учащиеся 9, 10 и 11-х классов средней школы № 4 г. Экибастуза. Из них в основном эксперименте в 2003 году приняли участие 34 ученика.

Научная новизна работы состоит в следующем:

1. Выявлена прямая зависимость между работой школьного психолога в сфере глубокого изучения личности, её ориентации, мотивов, особенностей структуры и созданием жизненных планов учащихся старшей школы: профессиональным самоопределением и личностным, моральным самоопределением;

2. разработаны коррекционные программы личностного саморазвития с целью оптимизации формирования и развития устойчивых жизненных планов у учащихся старшей школы;

3. дана психолого-педагогическая характеристика работы психолога в старшей школе как средства формирования личности учащегося.

Практическая значимость работы состоит в том, что в результате исследования:

1. разработан научно-практический инструментарий изучения формирования личности обучающихся в старшей школе;

3. подобран комплекс тренинговых игр и упражнений для коррекционной работы со старшеклассниками в процессе становления их личности.

На защиту выносятся:

Теоретическая модель «помощь психологической службы в процессе становления личности старшеклассника», направленная на оптимизацию формирования и развития процесса самовоспитания.

Система коррекционных игр и упражнений, вводимая в воспитательный процесс школы, способствующая интенсивному формированию и развитию личности старшеклассника.

Психолого-педагогическая характеристика раннего юношеского возраста.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.

Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, дается краткая характеристика современного состояния проблемы, рассматриваются объект, предмет, цель, гипотеза, основные задачи, методы, научная новизна и практическая значимость.

В первой главе «Становление личности старшеклассника» рассматривается теоретический анализ вопроса на основе имеющихся научных работ, раскрываются слабо изученные его аспекты.

Юность – период жизни человека, размещенный онтогенетически между отрочеством и взрослостью, ранняя молодость. Именно в юности происходит становление человека как личности, когда молодой человек, пройдя сложный путь онтогенетической идентификации уподобления другим людям, присвоил от них социально значимые свойства личности, способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению конвенциальных ролей, норм, правил поведения в обществе и другие. В юности получает новое развитие механизм идентификации – обособления. Именно в юности обостряются способности к вчувствованию в состояния других, способности переживать эмоционально эти состояния как свои. Именно поэтому юность может быть столь сензитивна, столь тонка в своих проявлениях к другим людям, в своем переживаний впечатлений от созерцания природы и идентификации с ней в своем отношении и понимании искусства. (19, с 421)

В юношеском возрасте продолжает активно идти процесс познавательного развития. В этот период оно происходит в основном в формах, малозаметных как для самого ребенка, так и для внешнего наблюдателя.

Общая характеристика возраста. Старший школьный возраст, или, как его называют, ранняя юность, охватывает период раз¬вития детей от 15 до 17 лет, что соответствует возрасту учеников IX-X классов средней школы. К концу этого возраста школьник приобретает ту степень идейной и психической зре¬лости, которая достаточна для начала самостоятельной жизни, дальнейшего учения в вузе или производственной работы после окончания школы.
Старший школьный возраст - период гражданского становле¬ния человека, его социального самоопределения, активного вклю¬чения в общественную жизнь, формирования духовных качеств гражданина и патриота. Личность юноши и девушки складывается под влиянием совершенно нового положения, которое они начи¬нают занимать по сравнению с подростком, в обществе, коллек¬тиве. Положение старших в школе, активная работа в комсомоль¬ской организации, приобретение опыта серьезной общественной деятельности решающим образом сказываются на развитии лич¬ности учащихся IX-X классов.
К концу старшего школьного возраста юноши и девушки обычно достигают известной степени физической зрелости. Завер¬шается характерный для подросткового возраста период бурного роста и развития организма, наступает относительно спокойный период физического развития, окончательно завершается поло¬вое созревание, выравнивается характерное для подросткового возраста несоответствие в росте сердца и кровеносных сосудов, уравновешивается кровяное давление, устанавливается ритмичная работа желез внутренней секреции. Темп роста тела замедляется, заметно нарастает мышечная сила, увеличивается объем грудной клетки, заканчивается окостенение скелета. Однако полная физи¬ческая и психическая зрелость наступает у юношей и девушек немного позже. Лишь к 18 годам наступает необходимая степень физической, духовной, гражданской зрелости, когда молодой человек получает право избирать и быть избранным в Советы (кроме Верховного Совета СССР, депутатом которого может быть избран гражданин СССР, достигший 21 года), когда по советским законам разрешается вступать в брак и создавать семью. Юно¬ша или девушка 18 лет признается обществом взрослым челове¬ком.
Учебная деятельность и умственное развитие. Учебная дея¬тельность старших школьников значительно отличается по харак¬теру и содержанию от учебной деятельности подростков. Дело не только в том, что углубляется содержание обучения. Основное отличие в том, что учебная деятельность старшеклассников предъ¬являет гораздо более высокие требования к их умственной актив¬ности и самостоятельности. Для того чтобы глубоко усваивать программный материал, необходим достаточно высокий уровень развития обобщающего, понятийного мышления. Трудности, которые нередко испытывает в процессе учения старшеклассник, прежде всего связаны с неумением учиться в этих новых усло¬виях, а не с нежеланием учиться.
Что касается отношения старших школьников к учению, то и здесь наблюдаются определенные сдвиги. Ученики взрослеют, обогащается их опыт: они сознают, что стоят на пороге самостоя¬тельной жизни. Растет их сознательное отношение к учебе. Уче¬ние приобретает непосредственный жизненный смысл, так как старшеклассники отчетливо сознают, что необходимым условием полноценного участия в будущей трудовой жизни общества является наличный фонд знаний, умений и навыков, полученное в школе умение самостоятельно приобретать знания.
Следует отметить избирательное отношение старших школь¬ников к учебным предметам. Значительно реже бывает одинаково ровное отношение ко всем учебным предметам. Подобное явленно наблюдается н у подростков. Но есть одно существенное различие. Избирательное отношение к учебным предметам у подростков почти целиком определяется качеством, уровнем преподавания, личностью учителя. У старших школьников это также имеет место. Однако более важная причина избирательного отношения к учебным предметам уже иная - наличие у многих старшеклассников сложившихся интересов, связанных с их профессиональ-ной направленностью. На этой почве иногда наблюдается весьма нежелательное явление - старшие школьники интересуются двумя-тремя профилирующими по отношению к будущей профес¬сии предметами при равнодушии и безразличии к остальным.
Характеризуя интересы старших школьников, прежде всего надо сказать, что именно в этом возрасте юноши и девушка обычно определяют свой специфический устойчивый интерес к той или ивой науке, отрасли знания, области деятельности. Такой интерес в стершем школьном возрасте приводит к формированию познавательно-профессиональной направленности личности, опре¬деляет выбор профессии, жизненный путь юноши или девушки после окончания школы. Наличие такого специфического инте¬реса стимулирует постоянное стремление к расширению и углуб¬лению знаний в соответствующей области: старший школьник активно знакомится с литературой по интересующему его вопро¬су, охотно занимается в соответствующих кружках, изыскивает возможность посещать лекции и доклады, встречаться с интере¬сующими его людьми.
О широких и разносторонних интересах старших школьников свидетельствует большое количество научных и технических кружков всевозможного типа, массовое участие старших школьников в математических, физических, химических, биологичес¬ких, исторических олимпиадах - районных, городских, област¬ных, республиканских и всесоюзных (в последнее время очень популярными стали и телевизионные олимпиады), вечерах зани¬мательной пауки, викторинах, успех научно-популярной литера¬туры и кинофильмов.
Все это предоставляет оптимальные возможности для разви¬тия способностей старших школьников. Надо сказать, что старший школьный возраст очень благоприятен для развития не только художественно-изобразительных и музыкальных, но и матема¬тических, литературных, конструктивно-технических, научных способностей.
Разлитие познавательных интересов, рост сознательного отно¬шения к учению стимулируют дальнейшее развитие произволь¬ности познавательных процессов, умения управлять ими, созна¬тельно регулировать их. В конце старшего возраста учащиеся в этом смысле овладевают своими познавательными процессами (восприятием, памятью, воображением, а также вниманием), подчиняя их организацию определенным задачам жизни и дея¬тельности.
Под влиянием специфической для старшего школьника орга¬низации учебной деятельности существенно изменяется мысли¬тельная деятельность старших школьников, характер их умствен¬ной работы. Все большее и большее значение приобретают уроки типа лекций, самостоятельное выполнение лабораторных и других практических работ, все чаще и чаще старшим школьникам при¬ходится самостоятельно разбираться в изучаемом материале. В связи с этим их мышление приобретает все более активный, самостоятельный и творческий характер. Мыслительная деятель¬ность старшеклассников характеризуется по сравнению с подрост¬ковым возрастом более высоким уровнем обобщения и абстраги¬рования, нарастающей тенденцией к причинному объяснению явлений, умением аргументировать суждения, доказывать истин¬ность или ложность отдельных положений, делать глубокие вы¬воды и обобщения, связывать изучаемое в систему. Развивается критичность мышления. Все это предпосылки формирования теоретического мышления, способности к познанию общих зако-нов окружающего мира, законов природы и общественного раз¬вития.
Развитие личности в старшем школьном возрасте. Как следст¬вие постепенного приобретения опыта общественного поведения, роста морального сознания и социальных убеждений, изучения основ паук в школе, формирования теоретического мышления у старших школьников начинает складываться мировоззрение. Толь¬ко в отношении старшего школьного возраста можно серьезно говорить о формировании подлинно научного коммунистического мировоззрения - для этого необходима определенная степень моральной, интеллектуальной, психической зрелости.
В процессе формирования мировоззрения большую роль играет комсомольская организация. Она позволяет старшему школьнику получить необходимый опыт общественно полезной деятельности и что очень важно, выводит ее за пределы школы. Общественная деятельность комсомольца не замыкается рамками школы, следовательно он в гораздо большей степени приобщается к деятельности на пользу общества к деятельности имеющей большое общественно-политическое значение.
Что касается особенностей развития личности, то следует отметить следующее: самосознание старших школьников приобре¬тает качественно новый характер, оно связано с потребностью осознать и оценить морально-психологические свойства своей личности уже в плане конкретных жизненных целей и устрем¬лений. Если подросток оценивает себя применительно к настоя¬щему, то старший школьник применительно к будущему.
Специфическая черта нравственного развития в старшем школьном возрасте - усиление роли нравственных убеждений, нравственного сознания в поведении. Именно здесь формируется умение выбирать правильную линию поведения в различных условиях и обстоятельствах, потребность поступать, действовать в соответствии с собственным моральным кодексом, со своими нравственными установками и правилами, сознательно руковод¬ствоваться ими в своем поведении.
Старшеклассники в сравнении с подростками гораздо глубже осознают и понимают нравственные качества личности разби¬раются в тончайших оттенках соответствующих понятий: «Честным нельзя назвать человека, который в жизни не совершил ничего плохого, но равнодушно проходил мимо бесчестных поступков других»; «Чуткость не только умение увидеть нужду человека и оказать ему помощь, но и умение почувствовать, какая именно помощь необходима, умение оказать эту помощь тактично, так, чтобы не обидеть человека».
Однако в отдельных случаях в результате неправильного вос¬питания, влияния людей - носителей пережитков и предрассудков старого общества или уродливых форм «современного» поведе¬ния - у некоторых юношей и девушек могут сложиться нравст¬венные заблуждения и предубеждения и даже чуждые нашему обществу моральные принципы и установки, определяющие проявления моральной распущенности, цинизма, неуважения к окружающим, нездорового скептицизма, эгоизма. Общественно-трудовая жизнь в здоровом, целеустремленном, требовательном коллективе, активно воздействующем на своих членов, обычно перестраивает сознание и поведение таких юношей и девушек.
Чувство взрослости в старшем школьном возрасте, с одной стороны, становится глубже и острее. Старшие школьники еще менее, чем подростки, склонны мириться с принижением их взрослости, с отношением к ним как к «маленьким». С другой стороны к концу этого возраста, по мере приближения к объективной взрослости, оно трансформируется в своеобразное чувство самоутверждения, самовыражения, проявляющееся в стремлении выразить свою индивидуальность. Если раньше, в подростковом возрасте, школьник стремился, чтобы его признали взрослым, стремился встать рядом со взрослыми, ничем не отличаться от них, то теперь он хочет, чтобы признали его индивидуальность, своеобразие, самобытность, оригинальность, его право чем-то вы¬деляться из общей массы взрослых. Отсюда и утрирование моды, показное увлечение абстрактным искусством, вызывающие формы поведения.