Тема народные промыслы в средней группе. Беседа о народных промыслах методическая разработка на тему. Ход совместной деятельности

Актуальность проекта:

В последнее время тема патриотического воспитания очень актуальна. Воспитание любви к Родине является одним из основных принципов современной педагогики. Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках, красках, играх. Все это изобилие несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. В процессе творческой деятельности, основанной на изучении традиций русского народа, у детей обогащается представление об окружающей действительности, обогащается жизненный опыт, развивается речь, формируется самооценка, навыки положительных взаимоотношений с другими детьми и воспитателем.

Проблема:

В группе на занятии по развитию речи мы читали сказку «Золотое веретенце» . Беседуя по сказке воспитатель рассказывала детям о том, как раньше шили одежду с помощью прялки и веретена, что этим в старину занимались наши бабушки, что раньше всё было совсем по - другому. У детей возникло множество вопросов: «Что такое веретенце» ? «Как раньше жили наши бабушки и дедушки?» «Что такое старина?» Именно эти вопросы и создали проблему, которую мы постараемся решить.

Вид проекта: познавательный, творческий.

Сроки реализации проекта: месяц

Участники проекта: родители, бабушки, дедушки и дети средней группы № 4, воспитатели

Образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Цель проекта: Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.

Задачи проекта:

  • Образовательные: Познакомить с народными традициями, народным искусством, обычаями; дать представление об устройстве русской избы, о народном промысле, о народном фольклоре.
  • Развивающие: Развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
  • Воспитательные: Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.

Ожидаемый результат

  • Познакомить детей с «русской избой» , с предметами старинного русского быта;
  • Продолжить знакомить детей с русскими народными играми, формировать умение в них играть, знакомить с народными пословицами, поговорками;
  • Расширить представление о народном искусстве;
  • Формировать понятие о жанре русского народного творчества «сказка» .
  • Воспитывать интерес к фольклору, разучить детские частушки, потешки.
  • Организовать, совместно с родителями, в группе выставку – музей предметов народного быта и культуры
  • По окончанию проекта провести с родителями развлечение-посиделки «У самовара»

Организация проекта.

1 этап (подготовительный) :

Определение темы (проблемы проекта) ;

Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта;

Составление плана-схемы проекта;

Обсуждение проекта с родителями;

Сбор информации, литературы, дополнительного материала.

Цель: вызвать интерес детей к теме проекта.

Задачи дальнейшей работы:

  1. Познакомить детей с устройством «русской избы»
  2. Познакомит с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и значениями.
  3. Закрепить знания о русском народном костюме.
  4. Расширять словарный запас: изба, горница, ухват, ушат, половик, веретено, прялка, половик, рушник, самовар.
  5. Развивать знания о русском фольклоре: частушки, потешки
  6. Узнать о семейных традициях и ценностях бабушек и дедушек.
  7. Создание мини-музея «Старины»
  8. этап:

Изучение литературы (список литературы прилагается)

Сбор, анализ и систематизация информации:

  • Опрос детей: «Что я знаю о своих бабушках/прабабушках, дедушках/прадедушках?» ;
  • Консультация родителей по теме: ;
  • Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата;
  • Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
  • Подготовка методического материала.

Распределение ролей между участниками:

  • Родители, бабушки и дедушки разучивали с детьми частушки, попевки и заклички, участвовали в создании мини – музея, участвовали в мастер классе «В гостях у бабушки» , участвовали в посиделках «У самовара»
  • Дети - активные участники проекта.
  • Воспитатели – авторы проекта, организаторы образовательной деятельности с детьми.

Составление развернутого плана.

Организация развивающей среды:

  • Оформление картотеки пословиц, загадок, стихов, песен, хороводных игр
  • Подборка художественной литературы по теме проекта,
  • Оформление фотоальбома «Русская изба» ,
  • Выставка работ , «Матрешка»
  • Коллекция калачей вылепленных детьми из соленого теста
  • Создание дидактических игр «Что спрятано в сундуке» . «Семья»
  • Создание мини-музея «Старины»

3 этап (основной) :

Работа с детьми:

Реализация основных мероприятий.

Игровая деятельность:

  • Строительные игры «Русская изба»
  • Игра-драматизация по русской народной сказке «Репка» .
  • Сюжетно-ролевые игры «Семья» , «Едем в гости к бабушке»
  • Дидактические игры «Кому, что нужно для работы» , «Что спрятано в сундуке»

Познавательная деятельность:

  • Опрос детей «Что я знаю о своей семье» - познавательная деятельность

Цель: Выявить что дети знают о своем геологическом древе.

  • Чтение художественной литературы по теме: сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» , «Золотое веретёнце»
  • Знакомство с работой столяра, плотника
  • Слушание русских потешек, закличек, народных песенок
  • Разучивание хороводных игр

Коммуникативная деятельность:

  • Беседа «Как выглядит изба русского крестьянина»
  • Посещение мини-музея «Старины» . Беседа.
  • Создание альбома «Русская изба» .
  • Беседа на тему «Русская народная игрушка» .
  • Разучивание стихов, песен русской народной тематики.
  • Пальчиковые игры и упражнения «Репка» , «Семья» ,
  • Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций. «Гуси – лебеди»

Продуктивная деятельность:

  • Аппликация «Русские узоры на сарафане»
  • Аппликация «Русские узоры на матрешке»
  • Конструирование «Мебель для трех медведей»
  • Лепка из пластилина «Матрешка»
  • Лепка из пластилина «Миски для трех медведей»
  • Лепка из солёного теста «Куличики»
  • Рисование «Славянские узоры на рубашке»
  • Рисование «Узоры на предметах быта»

Музыкальная деятельность:

  • Музыкальное развитие. Разучивание песни «Во поле береза стояла»
  • Чаепитие: «У самовара»
  • Хороводные игры «Заплетись плетень» , «Ручеёк»
  • Разучивание частушек

Работа с родителями:

Консультация: «Воспитание детей на традициях народной культуры»

Цель: приобщить детей к русской народной культуре.

Создание мини-музея «Старины»

Совместная деятельность родителей с детьми

Беседы с детьми о своей семье, родственниках. Рассказы о своем детстве и о профессиях бабушек, дедушек.

Практикум для родителей: «В гостях у бабушки» (лепка куличиков из соленого теста)

Разучивание потешек, частушек, пословиц и поговорок русской народной тематики

Воспитатель – родители

1. Беседа: «Семейные традиции»

Цель: выяснить, какие существовали традиций в семьях бабушек и дедушек дошкольников.

2. Участие в чаепитии.

3. Создание мини-музея «Старины»

Совместная деятельность родителей с детьми:

1. Праздник-чаепитие «У самовара»

  • Русские народные игры для родителей и детей
  • Хороводы для родителей и детей
  • Награждение родителей памятными грамотами за участие в жизни детского сада

2. Анализ полученных результатов

Итог работы:

  • Создание мини-музея «Старины»
  • Организация выставки работ «Матрешка» , «Славянские узоры»
  • Оформление альбома «Русская изба»
  • Оформление альбома «Русская народная игрушка»
  • Проведение музыкального развлечения чаепитие «У самовара»

Анализ достижения целей и полученных результатов.

Благодаря совместной работе воспитателей, детей и родителей над проектом мы получили следующие результаты:

  • У детей сформирован образ о жизни прабабушек/бабушек, прадедушек/дедушек, показаны её ценности.
  • Расширены представления детей о своих прабабушек/бабушек, прадедушек/дедушек (их родословная, где и кем работали и т.д.) , о жизни бабушек и дедушек (где живут, кем приходятся и т.д.)
  • Расширены знания о предметах быта
  • Расширены знания об устройстве «Русской избы»
  • Расширены знания о народном костюме.
  • Расширены представления о русском фольклоре.
  • Создана развивающая среда: подобраны дидактические игры, подготовлен материал для сюжетно-ролевых игр, созданы иллюстрированные и фото альбомы. Подобрана информация для родителей (консультации по теме, папки передвижки, анкеты и т.д.)
  • Подобрана художественная литература на тему «Русская народная культура» .
  • Музыкальное сопровождение на тему «Русская народная культура» .
  • Проведены совместные мероприятия.
  • Родители вовлечены в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Мы считаем, что поставленная проблема решена, цель и задачи работы над проектом достигнуты. В дальнейшем мы планируем продолжать работу с детьми по теме русская народная культура.

Лариса Беляева

Цель: формировать представление у детей о русских народных промыслах (Гжель, Хохлома, Городецкая роспись, Дымковская игрушка).

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка».

Оборудование: ноутбук, флешка с презентацией иллюстраций элементов росписи народных промыслов (см. приложение, сувениры (предметы): гжель, хохлома, с элементами городецкой и дымковской росписи.

Предварительная работа: беседы о народных промыслах России, рассматривание изделий, иллюстраций с изображением русских народных промыслов, пластилинография "Украсим кокошник", лепка с элементами раскрашивания "Олешек" (по мотивам дымковской росписи, раскраски по теме: «Народные промыслы».

Ход совместной деятельности:

Звучит русская народная песня «Кадриль».

Воспитатель: Ребята, кто это к нам пришел в гости? (Показ слайда с Матрешками).

Они очень интересуются, знаете ли вы какие-нибудь народные художественные промыслы России? (Конечно знаем). Посмотрите, какая-то необычная коробка появилась у нас в группе. Это Матрешки вам прислали подарок!

Воспитатель открывает слайд Гжель, затем элементы росписи.

Воспитатель: Кто знает, как называется эта роспись? (Это гжельская роспись, в этой росписи используют только синий, голубой и белый цвет). Молодцы ребята, Гжель - богатый русский народный промысел производства керамики и вид русской народной росписи. До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, давайте вы поможете найти мне в коробке подарок от гжельских мастеров.

Один из детей выбирает сувенир с гжельской росписью.

Воспитатель открывает слайд «Хохлома».

Воспитатель: Кто знает, что это за роспись? Почему ты так считаешь? Какие цвета используются в росписи? (Эта роспись называется хохломская, один из видов расписной деревянной посуды). В этой росписи используются красные, зеленые и золотистые тонами по черному фону. А бывает еще – «золотая хохлома» изготавливается в городе Семёнов Нижегородской области, здесь будет основа росписи- золотой фон или золотой орнамент на цветном фоне. (Слайд «золотая хохлома»). Давайте посмотрим элементы хохломской росписи (Смотрим следующий слайд). Какой рисунок в основе росписи? (Природный, растительный). Давай найдем в коробке подарок от хохломских мастеров. Найдите сувенир ложку.

Кто знает, как называется эта роспись, почему ты так считаешь? (Ответы детей).

Воспитатель: Городецкая роспись, отличается, прежде всего, содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Давайте рассмотрим основные элементы росписи. Какие краски используют народные мастера, какой рисунок? (Ответы детей). Кто хочет помочь найти подарок от городецких мастеров?

Выходит ребенок, находит в коробке ложку.

Физминутка «Дымковские игрушки».

Мы игрушки расписные,

Хохотушки вятские,

Щеголихи слободские,

Кумушки посадские.

У нас ручки крендельком

Щёчки будто яблочки.

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

Дети проговаривают слова и сопровождают текст движениями.

Воспитатель: Как вы думаете, какие еще игрушки приготовила для нас Матрешка от народных умельцев? (Слайд «Дымковская игрушка»). А кто знает, как называется эта игрушка? (Ответы детей). Правильно, дымковская игрушка является символом Кировской области, подчеркивающий ее насыщенную и древнюю историю. Она лепится из глины, затем обсыхает и обжигается в печи. После этого ее расписывают вручную, каждый раз создавая уникальный экземпляр. Двух одинаковых игрушек быть не может. Давайте рассмотрим элементы дымковской росписи.

Рассматривают, обсуждают, затем ребенок выбирает из коробки дымковскую игрушку.

Воспитатель: Понравились вам русские народные художественные промыслы? А что больше всего запомнилось? Давайте создадим у нас в группе мини музей «Народного творчества».






Публикации по теме:

Ежегодно 18 мая Международный День Музеев стал отмечаться более чем в 150 странах. Музей - это способ сохранения культурных ценностей, передачи.

Конспект НОД «Народные художественные промыслы-дизайнеры одежды» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №102 Калининского района Санкт-Петербурга Совместная деятельность.

Цель: Продолжать знакомить детей с культурой и традициями русского народа. Задачи: закреплять умение осуществлять игровые действия по речевой.

Мини-проект «Народные промыслы» Цель: Дать представления детям о культурном наследии родного края и устном народном творчестве. Задачи: Познакомить детей с предметами быта.

Цель беседы:Продолжать знакомить детей с народными промыслами родного края. Воспитывать уважительное отношение к различным видам труда,к.

(Старший дошкольный возраст)

Цель: формировать патриотические чувства и уважение к истории русского народа через знакомство с народной дымковской игрушкой.

Воспитательные: воспитывать интерес к изделиям дымковских мастеров. Образовательные: познакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства - дымковской глиняной игрушкой, историей её возникновения, элементами росписи, колоритом.

Развивающие: развивать внимание, эстетическое восприятие, память.

Материалы и оборудование: выставка народной дымковской игрушки; подборка иллюстраций, фотографий и картинок по теме дымковская игрушка.

Предварительная работа: подборка дымковских игрушек, аудиозаписей русской народной музыки, подготовка вопросов для детей по содержанию беседы.

Ход беседы:

Воспитатель начинает свой рассказ под аудиозапись русской народной музыки.

Давно это было, о том еще моему дедушке прадедушка сказывал. На правом берегу широкой реки Вятки с глубокой древности стоит Дымковская слобода, совсем недалече от города Вятки (ныне города Кирова). Исстари в слободе селился люд мастеровой - печники да игрушечники. Мастера-игрушечники лепили дымковские игрушки из красной глины, которую собирали по берегам реки. Готовые дымковские игрушки несколько дней сушили. Потом обжигали в печи, остужали и выбеливали мелом, растворенным в молоке, а уже потом украшали узорами.

Старые люди поговаривают, что и свое название Дымковская слобода получила потому, что в ней по утрам над каждой избой вился дымок из русских печек, когда мастера обжигали игрушки, которые весной везли в город Вятку на праздник Свистопляски.

Откуда же пошла традиция празднования местного праздника? В те времена не спокойно было на Руси. Однажды по реке к городу Вятке подошли враги, несметное множество кочевых полчищ. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда Вятичи, так звали людей, живущих по берегам реки Вятки, измыслили хитрость. Все жители города получили по глиняной свистульке. Подкравшись к вражескому стану ночью, они подняли отчаянный свист. Кочевники решили, что их окружают подоспевшие на выручку дружины, и в страхе бежали. С тех пор и отмечают горожане свой особый праздник Свистопляски. Позже древний праздник Свистопляски превратился в праздник Свистунья, а в наши дни в ярмарку Свистунью.

В этот день на городских валах и на базарной площади собирались горожане от мала до велика и свистели изо всех сил в глиняных уток и свинок. Выбор игрушки-свистульки был не случаен каждая свистулька имела свой магический смысл. Так свистулька-медведь своему обладателю, хозяину, «давала» богатырскую силу, баран - счастье, а корова - достаток. К сожалению, со временем люди забыли, какую магическую силу имеет образ той или иной игрушки-свистульки, но и в наши дни по традиции на ярмарке не только продаются дымковские свистульки, но и летит над городом, звонкий веселый свист.

Так и прославились своим ремеслом дымковские мастера-игрушечники по всей России-матушке!

Что же изображали в своих изделиях дымковские мастера? Первыми появились игрушки-свистульки, изображающие животных - это свинки, медведи, бараны с золотыми рогами, лошадки, козлики, уточки, петушки, гуси, индюки. Далее к фигуркам животных добавился женский образ - женщина с младенцем на руках. Дело в том, что после битвы с кочевниками осталось много вдов с детьми на руках. Поэтому появилась традиция: все сборы, вырученные с продажи игрушек передавать на содержание вдов, сирот, немощных и нуждающихся.

Дымковские мастера постоянно ищут новые образы для дымковской игрушки. К дымковским няням добавились фигурки водоносок, дам-модниц, птичниц, купчих. Появились мужские образы - офицеры, франты, продавцы пирогов. Кроме младенцев - детишки, разного возраста и пола. Вот скачет всадница на разгоряченном коне, хозяюшка хлопочет у печи, семья пьет чай за столом. А это что за звон и стук? Это стремительно мчится экипаж! Ямщик умело управляет лошадью, а в экипаже барыня-модница с офицером. По водной глади дымковские франты катают барынь на лодках. Пестрая сказочная карусель, скоморох, едущий на свинке, вызывает звонкий смех, галдят дети, скатывающиеся с горы на санках...

Дымковскую игрушку легко узнать среди других народных игрушек.

Она выделяется своим белоснежным фоном, по которому мастера наносили простые геометрические узоры. Это круги, кольца, точки, полосы, линии, ромбики, овалы, черточки. Дымковские мастера расписывали игрушки в добрый десяток ярких цветов: красный, малиновый, синий, золотисто-жёлтый, фиолетовый, зеленый... и даже золотили блестками. Кажется, что в облике каждой дымковской игрушки невольно находит своё отражение природа тех мест, где она родилась. Представляешь заснеженные сугробы, мороз, румянец украшает лица людей. На фоне освещённого снега особенно ярко звучит цвет одежды.

Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. И в наши дни дымковской игрушки делают вручную в отличие от других народных промыслов. Каждая игрушка уникальное произведение искусства, у каждой свой особый характер. Злому образу серого волка дымковские мастера предпочитают образ доброго барана или гордого красавца оленя. Дымковская собачка - это веселая, безобидная дворняга. Медведь - музыкант, играющий на балалайке или гармошке. Гордая красавица, барыня-модница кокетливо вскинув головку, не спеша прогуливается под ручку с бравым офицером. А рядом степенно идет няня, окруженная гурьбой ребятишек.

Как и в древности, дымковские фигурки не были детской забавой, свистульки делали для местного праздника, а нарядными статуэтками украшали комоды и полки с посудой, так и в наши дни фигурки из Дымково служат для украшения нашего жилья. Мы любуемся весёлой и озорной дымковской игрушкой, и на душе становится теплее.

Воспитатель задаёт детям вопросы по содержанию своего рассказа.

Воспитатель:

Вопросы по теме беседы:

  1. Почему поселение, слободу назвали Дымковской? (По утрам над каждой избой вился дымок из русской печки.)
  2. Из какого материала лепили свои игрушки мастера Дымковской слободы? (Мастера лепили игрушки из глины.)
  3. Как подготавливали дымковскую игрушку для росписи? Назовите этапы подготовки игрушки к росписи. (Готовую дымковскую игрушку несколько дней сушили. Обжигали в печи, остужали, выбеливали мелом, растворенным в молоке. А уже затем расписывали узорами.)
  4. Как спасли простые дымковские свистульки жителей города Вятка от врага? (Подкравшись к вражескому стану, жители подняли отчаянный свист. Враги подумали, что их окружают подоспевшие на выручку дружины и убежали.)
  5. Как назвали жители свой особый праздник, в честь этого события? (С тех пор горожане отмечают свой особый праздник Свистунья.)
  6. Кого изображали в своих изделиях дымковские мастерицы? (Сначала изображали животных - уточки, свинки, медведи, бараны и др. Потом появились няни, барышни, водоноски, купчихи. К ним добавились мужские образы - кавалеры, офицеры, мужики, франты и образы детей разного возраста.)
  7. Из каких частей, элементов, состоят геометрические узоры дымковских изделий? (В росписи дымковских игрушек встречаются круги, овалы, кольца, точки, полосы, линии, ромбы, черточки.)
  8. Какие цвета использовали дымковские мастерицы для росписи игрушек? Назовите цветовую гамму дымковских игрушек. (Дымковские мастерицы расписывали игрушки в добрый десяток цветов - красный, малиновый, синий, золотисто-желтый, фиолетовый, зеленый…и даже золотили блесками.)
  9. Для чего покупают люди весёлую, озорную дымковскую игрушку? (Свистульки делают для местного праздника, ярмарки Свистуньи, а фигурками украшают свои жилища.)

Дымковская игрушка делается из глины вручную. Простые геометрические узоры и яркие краски делают её нарядной и праздничной. Вспоминая историю её появления, мы знакомимся и с историей нашей Родины.

Вот почему дымковская игрушка покорила не только сердца россиян, она полюбилась и зарубежным гостям и стала популярным русским сувениром, визиткой карточкой России.

Конспект беседы «Славься, Россия, чудо-мастерами» для старшего дошкольного возраста

Программное содержание:

Расширить представление детей о народных промыслах.

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с народными промыслами: хохлома, гжель, филимоновская, семеновская, дымковская игрушки.
2. Привить любовь и интерес к русской старине, фольклорным традициям.
3. Развитие внимание, памяти, познавательного интереса.
4. Развитие умений слышать и слушать.

Оборудование:

Дымковские, филимоновские, семеновские игрушки, предметы с хохломской росписью, гжель.

Ход занятия:

1 часть: вводная

Воспитатель приветствует детей, желает успешной деятельности на занятии.

Коммуникативная игра «Дружные ладошки»

Ход игры: Дети образуют круг. Воспитатель предлагает поздороваться друг с другом с помощью ладоней, показывая как это можно сделать. Читает стихотворение:

Мы ладонь к ладошке положили
И всем дружбу свою предложили
(соединяют руки)

Будем дружно мы играть
Чтобы добрыми, умными стать!
(поднимают руки вверх)

Мы друг друга обижаем? Нет, нет, нет!
Мы друг друга уважаем? Да, да, да!
(размыкают руки)

Затем дети передают по кругу комплименты, поочередно говоря друг другу что-то приятное.

2 часть: основная

Воспитатель (в русском народном костюме):

Слава нашей стороне, слава нашей старине
И про эту старину, я рассказывать начну
Чтобы дети знать могли, о делах родной земли.

Воспитатель:

Дети, а вы знаете про великий наш народ? Про то, как люди жили, песни пели, мастерили?

Воспитатель:

Ведь преданья старины забывать мы не должны.

Воспитатель:

Был такой чудо-мастер. Разное про него старики рассказывали, будь-то, поселился он в глухом лесу, избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Кашу пшеничную варил, да не забывал пшена птенцам сыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица, прикоснулась крылом к чашке, стала она золотой. Это сказка, да в ней намек, а не из этой сказки появилась удивительная красота?

Все листочки как листочки,
здесь же каждый золотой,
красоту такую люди
называют …
(хохломой)

Воспитатель с детьми рассматривает хохломские изделия.

Воспитатель:

Скоро сказка сказывается...
Один купец поехал путешествовать в Россию с алой розой, которая подарила ему жена. Но роза от мороза замерзла и посинела. Увидели гжельские мастера такой красивый цветок и нарисовали его на своих изделиях. Только не алый, а синий. А купец отвез жене в подарок эту посуду.

Воспитатель загадывает загадку:

Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпение,
Дружная звонкая …
(гжель)

Воспитатель и дети рассматриваю изделия гжельских мастеров.

Воспитатель:

Есть под Тулой деревенька Филимоново зовут
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут,
А добро там не простое,
И не злато, серебро,
Филимоновской игрушкой называется оно.

Воспитатель:

Много игрушек придумали народные мастера для детей. Делали из разного материала. Особенно любили мастерить фигурки животных и птиц (рассматривание игрушек).

Воспитатель:

Разные бывают на свете игрушки: из соломы, глины, дерева, ткани. А эта игрушка живет в России более ста лет. Отгадайте про кого я говорю.

Есть у нас одна игрушка,
Не лошадка, не петрушка,
Красавица-девица,
Каждая сестрица,
Для меньшей темница.
(матрешка)

А вы знаете, что прообраз деревянной пустой куклы художник Сергей Малютин увидел в Японии. Но кукла эта была сердитая, на вид была стариком-японцем. Вот и переодел художник куклу в русский костюм. А уж мастера, которые вытачивают, расписывают матрешек – люди добрые, веселые, словоохотливые! Да игрушка-то, какая радостная. Не даром говорят: «Каков мастер, такова и работа». А мастера живут в селе Семеново.

Возле Вятки самой Дымково поселок,
Окаймлен лесами уголок веселый,
Там живут знатные мастер и мастерицы,
А село знаменито, а знаете чем?

(Дети отвечают).

Воспитатель:

Игрушкою своей,
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
А игрушки необычные волшебные, расписные.

Рассматривание дымковских игрушек (индюк, конь, барышня)

Что одинаковое в этих игрушках? (узоры)

Вот земля наша - земля мастеров, людей, чьи руки дружат с топором, пилой, глиной и красками. Ведь человек может превратить дерево и глину в жилье, в полезные вещи, игрушку. Передается мастерство от отцов к сыновьям, от дедов к внукам и правнукам. Учат они своему ремеслу не только пользы ради, но и для красоты.

3 часть: заключительная

Что особенно было интересным для вас?
- О чем вы расскажете родителям дома?
- Какая роспись вам больше всего понравилась? Почему?

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.

Тема: «Народные промыслы России».

Цели: 1. Формирование у учащихся эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства.

2. Формирование умений различать стили наиболее известных выводов декоративной живописи: хохломской, городецкой, гжельской, и др.; учить выделять характерные особенности изделий различных народных промыслов; осваивать характерные элементы, колорит, композицию.

3. Формирование умений создавать выразительные узоры на бумаге; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

4. Работа над коррекцией недостатков мелкой моторики рук, внимания.

Оборудование: наглядный материал (книжки – раскраски «Гжель», «Хохлома», «Матрешки»), игрушки – богородская, дымковская, матрешки; деревянная посуда с хохломской росписью, росписью гжель; елецкие кружева.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

(Подготовка рабочих мест к проведению занятия: раздача красок, альбомных листов, простых карандашей и др.)

  1. Сообщение темы занятия.

Ребята, сегодня мы побеседуем о русском декоративно – прикладном искусстве, о русских промыслах. Посмотрите, какие здесь у меня собраны изделия. А сделали их русские мастера – умельцы.

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России,

Мир преданий и добра

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо – люди – мастера!

  1. Беседа по теме занятия.

Издавна славятся красотой изделия русских мастеров: украшенная яркими узорами посуда, игрушки, шкатулки и другая домашняя утварь.

Русское народное искусство тесно связано с обычаями и обрядами, народными праздниками, народной музыкой. Все изделия русских мастеров делались вручную. В каждое мастер вкладывал всю свою душу и умение. А украшал свои изделия затейливой росписью. Назывались изделия по имени селений, где их создавали. У каждого мастера была своя отличная манера изготовления. А о более известных направлениях народного промысла я вам сейчас расскажу.

  1. Хохлома

У каждого из нас дома есть посуда. Она бывает разной (Какая?) В старину на Руси пользовались деревянной посудой. А изготавливали ее мастера деревянных промыслов. Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев.

Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области, в окрестностях города Нижний Новгород. Здесь находится село с веселым названием Хохлома. В хохломе посуду вырезали из мягких пород деревьев (липы, березы, ольхи). Называли ее хохломской.

Вырезанную вещь вначале покрывали слоем глины, затем пропитывали льняным маслом и несколько раз олифой. После этого мастер кистью наносил рисунок, затем изделия вновь пропитывалось олифой и закаливалось в печи. Под воздействием жара олифа желтела и приобретала золотистый цвет.

Роспись хохломских изделий полна неповторимого своеобразия. Основной рисунок – колосья, ягоды, листья, цветы и главное трава. «Травка» – черно-красная трава по золотистому фону – считается основой для хохломского художника. (Рассматриваются, анализируются изделия посуды, фотографии)

Какие основные цвета использовал художник? (черный, красный, встречается зеленый, но больше всего золотого цвета)

Какие узоры использовали художники? (ягоды, листья, цветы, завитки)

А какое настроение вызывает эта посуда?

Искусство росписи передавалось из поколения в поколение – от отца к сыну, от деда к внуку. Эти стихотворные строки точно передают особенности хохломских изделий:

Как волшебница жар – птица,

Не выходит из ума

Чародейка – мастерица,

Золотая хохлома.

И богата и красива,

Рада гостю от души.

Кубки, чаши и ковши.

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Листья рдеют, не редея,

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея,

В мир волшебной хохломы.

2) Сине-голубое чудо Гжели.

А сейчас посмотрим на рисунки этой посуды (просмотр альбома «Гжель»). Что общего в ней? Правильно, эта посуда окрашена сине-голубым узором, расположенном на белом фоне. Называется эта посуда гжельской, потому что сделана она на фарфоровом заводе, который находится в с.Гжель Московской области. А зародился этот промысел более 400 лет назад. Из белой глины умельцы лепили самую разную посуду, которую украшали лепными деталями. Лепили фигурки людей, животных, птиц. Украшали все это узорами сине-голубого цвета. А еще есть сказка – легенда:

«Пошли как-то девушки, жившие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо в ней синее. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки и былинки в поле, цветы на лугу и в саду».

Гжельские изделия всегда легко отличить. (По каким признакам?) В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки высотой 5-20 см. изображающие персонажей народных сказок, бытовые сценки, а так же детские игрушки. (Показать).

«Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпенье –

Русская звонкая Гжель»!

3) Елецкие кружева.

Ребята, а чем славится Липецкая земля? Какой старинный русский промысел прославляет г.Елец?

В Начале XIX века в Ельце стали осваивать ремесло кружевоплетения на частной фабрике Протасовой. (Показываю кружева)

Техника кружевоплетения сложна, она требует сноровки, большого опыта и терпения. А плетут кружево с помощью гладких деревянных палочек – коклюшек, на которые намотаны нитки. Кружевница передвигает коклюшки, делает узелки, и постепенно рождается у нее под руками кружевная сказка. (Показать рисунок).

4) Игрушки.

С давних пор на Руси народные умельцы делают игрушки, которые называются по имени селений, где их создают. Познакомимся с некоторыми из них.

(Показываю игрушку «Кузнецы») Эта игрушка из села Богородское Московской области. Богородскую игрушку вырезают из липы. Особенно любят делать богородские мастера медведей. Здесь медведь с мужиком в кузнице работают, молотами стучат. Богородские игрушки умеют двигаться. Детям такие игрушки особенно нравятся.

А вот глиняные лепные игрушки. Называют их дымковскими. Их делают в селе Дымково рядом с русским городом Вяткой. Люди придумали делать эти игрушки давным давно. Сначала их делали не для забавы, они охраняли домашний очаг, семью, служили оберегом. Потом дымковцы стали раскрашивать их яркими красками и использовать их как игрушки и сувениры. Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса. Знамениты дымковские «Барыни» в пестрых сарафанах, «индюки», «олени», «козлы», «всадники».

А кто, ребята, из вас сможет рассказать, как такие игрушки делают?

А бывают деревянные игрушки расписные. А как они называются, угадайте, послушав загадку.

Словно репка, она крутобока,

А под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок-глаз.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А в нутрии секреты есть:

Может, три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская ……… (Матрешка)

Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна, и еще, и еще… и так до 10-12 куколок.

Наиболее известны семеновские и загорские матрешки. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, передник. Позже на матрешек стали наносить всевозможные сценки из жизни – о крестьянском быте, о веселых ярмарках, о народных праздниках.

(Просмотр альбома и анализ изображений матрешек)

Кажется, что матрешка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей всего немногим больше ста лет. Её прообразом послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были пустыми внутри, а в большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла матрешка, она даже формой чем-то напоминает яйцо. А название «матрешка» произошло от старинного женского имени Матрена, считавшегося одним из наиболее распространенных женских имен.

  1. Итог.

Русские мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, потому изделия получались такими красивыми, так радовали душу. Про упорный труд народ сложил свои пословицы и поговорки. Давайте сейчас вспомним их.

Без труда не вытащишь…. (и рыбку из пруда)

Делу – время,…… (потехе – час)

Терпенье и труд… (все перетрут)

Сделал дело – … (гуляй смело)

Семь раз отмерь – … (один отрежь)

Ребята, а может, вы сможете назвать ещё какие – либо промыслы России? (Тульские самовары, пряники, жостовские подносы, филимоновские свистульки, и т.д.)

Обо всем на одном занятии не упомнишь, уж очень много разных народных промыслов существует и возрождается на Руси.

Вы сегодня узнали много нового о народных промыслах. И я хочу, чтобы вы навсегда запомнили, что велика наша Россия и что богата она талантами. И вы выйдете из школы и будете трудиться, неважно где, главное, чтобы вы вкладывали в свой труд всю свою душу, все старание и умение!

И в заключении, давайте еще раз назовем те промыслы России, о которых вы узнали на занятии.