Учебно-методическое пособие по окружающему миру (старшая группа) на тему: дидактическая игра «овощи. Занятие «Фрукты» для ясельной группы

Цели:

Дать детям первоначальные знания о фруктах.
Обогатить словарь детей по теме «фрукты».
Формировать устойчивые представления о величине (высокий-низкий), количестве (один, два, много), цвете.
Уточнить знания о понятии «половина».
Учить детей сравнивать совокупности предметов.
Упражнять в лепке, наклеивании, рисовании карандашами и пальчиками.
Развивать умение согласовывать движения и слова песни.
Развивать мышление, моторику, зрительное и слуховое сосредоточение, координацию движений, тактильный и вкусовой анализаторы.

Оборудование:

Чудесный мешочек с муляжами фруктов.
Парные картинки «Фрукты».
Картинка-фон с высоким и низким деревом и поломанной лестницей, цветные силуэтные картинки шести яблок и четырех груш, счетные палочки.
Картинки изображающие ящики с четырьмя прямоугольными секциями (для груш) и шестью квадратными секциями (для яблок).
Развивающая игра «Червячки в яблочках» по количеству детей.
Развивающая игра «Разрежь пополам».
Картинка-заготовка «Яблоня», салфетки красного и зеленого цвета, клей ПВА
Картинка-заготовка «груша», пальчиковые краски желтого и зеленого цветов.
Картинка-заготовка «проведи линию от фрукта к корзине», карандаши.
Картинка-заготовка силуэтная «банка», цветные силуэтные картинки «фрукты», клей.
Пластилин желтого и оранжевого цвета, стеки, дощечки ля лепки, абрикосовые косточки.
Мячи разной величины, мяч-арбуз, корзины (или другие емкости) разной величины.
Силуэтные картинки «фрукты», вырезанные из плотного картона, разноцветные прищепки.
Двойные наразливайки с водой, с наклеенными на них картинками «оранжевый апельсин» и «желтая груша»,кисти, гуашь оранжевого и желтого цвета.
Нарезанные кусочками настоящие фрукты.
Аудиозаписи: «Ты похлопай вместе с нами».

Ход занятия:

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Сюрпризный момент «Чудесный мешочек»

Сегодня «Чудесный мешочек» нам подскажет, о чем же будет наше занятие. Опускайте руку в мешочек, доставайте один предмет и называйте, что вам попалось.

Дидактическое упражнение «Парные картинки»

Детям предлагается выбрать себе картинку с изображением какого-либо фрукта, а затем найти точно такую же картинку. Воспитатель обращает внимание детей, что сначала у них была одна картинка, а затем стало две картинки.

На высоком дереве растут яблоки - разложите яблоки на высоком дереве. А на низком дереве растут груши - разложите груши на низком дереве. Груши сорвать легко, а вот яблоки очень высоко, чтобы их сорвать нужна лестница. Да вот беда, лестница разломалась. Давайте починим лестницу - сделаем ей ступеньки из палочек.
Теперь можно собирать урожай. В одну корзину сложите яблоки, а в другую корзину - груши.
В какой корзине больше фруктов? Яблок больше, чем груш.

Дидактическая игра «Разложи яблоки и груши в ящики»

Теперь собранные груши и яблоки нужно сложить в ящики, чтобы отвезти их в магазин.
Подумайте, какой ящик подойдет для яблок, а какой для груш? Сложите фрукты в подходящие ящики.

Проведите карандашом прямую линию сверху вниз от яблока к корзинке - разложите все фрукты в корзинки.

Упражнение «Разрежь фрукт на две половинки»

Детям предлагается игрушечным ножом разрезать на две половины фрукт-игрушку, скрепленные вместе липучкой. Воспитатель обращает внимание детей на то, что половинок две.

Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

Мы делили апельсин.
(Пальцы рук полусогнуты, словно в руке апельсин)

Много нас, а он один.
(Ладонь сначала раскрыта, затем пальцы сжимаются в кулак, прямым остается только большой палец каждой руки)

Эта долька - для ежа,
Эта долька - для стрижа,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра.
(Ладони сжаты в кулак. Начиная с большого пальца, дети разжимают кулаки, на каждую фразу по пальцу)

А для волка - кожура.
Он сердит на нас - беда!
Разбегайтесь кто куда.
(Дети раскрывают и закрывают ладонь, сжимая пальцы в кулак на каждое слово)

Ручной труд «Яблоня»

Отрывайте кусочек от салфетки красного цвета, скатывайте его в шарик - это будет яблочко. Окуните его в клей и приложите к дереву - яблочко спелое выросло на дереве.
После того, как дети сделают несколько красных «яблочек, предложить им точно таким же образом сделать одно зеленое яблоко - неспелое.
- Ребята, сколько у вас зеленых яблок? Одно яблоко. А сколько красных яблок? Много. каких яблок больше, красных или зеленых? Красных яблок больше.

Динамическая пауза «Сбор урожая»

Дети собирают рассыпанные по полу мячи разной величины и складывают их в корзины соответствующей величины.
Затем дети выстраиваются в шеренгу и передают друг другу из рук в руки мяч-арбуз.

Лепка «Абрикос»

Дети лепят круговым раскатыванием из оранжевого или желтого пластилина шар, разрезают его пополам, делают в центре каждой половинки вмятину большим пальцем, затем вкладывают в одну половинку косточки и соединяют с другой половинкой.

Упражнение «Червячки в яблочке»

Не только люди любят кушать фрукты. Червячки тоже лакомятся яблоками и грушами - прогрызают в них дорожки. Возьмите в руки игрушки и просуньте червяка в дорожки внутри яблока.

Детям предлагается закрасит грушу пальчиком желтой краской, а листик - зеленой.

Игра с прищепками «Хвостики у фруктов»

Приделайте хвостики-прищепки к фруктам.

Музыкальная пауза «Ты похлопай вместе с нами»

Дети под музыку выполняют движения соответственно словам песни.

Сложите в банку фрукты - будем варить компот. А теперь наклейте фрукты к банке.

Дидактическая игра «Какого цвета сок?»

Каждому ребенку раздаются двойные неразливайки, наполовину наполненные водой. На одной половине неразливайки наклеен оранжевый апельсин, а на другой - желтая груша. детям предлагается окунуть кисть в краску, соответствующую цвету фрукта и выполоскать в воде - получится сок, соответственного фрукту цвета.

Дидактическая игра «Узнай на вкус»

Детям предлагается с закрытыми глазами попробовать кусочек и назвать фрукт.

Кириллова Ю., учитель-логопед .

Конспект фронтального занятия по лексической теме “Фрукты. Сад”

Цель: расширение и активизация словаря.

1. Учить образовывать от существительных прилагательные.

2. Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.

3. Учить согласовывать числительные с существительными.

4. Развивать связную речь, учить составлять описательные рассказы о фруктах .
5. Развивать фонематическое восприятие, мышление.
6. Развивать координацию речи с движением, работать над темпом и ритмом речи.
7. Развивать мелкую моторику.
8. Развивать зрительно-предметный гнозис.
9. Развивать плавный речевой выдох.

Оборудование: картинки с изображением фруктов, мяч, фрукты, вырезанные из цветной бумаги на ниточках, план-схема для составления описательного рассказа, муляжи или картинки фруктов для счета.

  1. Организационный момент
  2. 1. Логопед: - Сядет тот, кто назовет фрукты.

    Логопед: - Молодцы! Сейчас я буду выставлять на панно по одной картинке, а вы будете отвечать на вопросы Какой? Какая? Какое?

    Логопед: - Молодцы! Теперь поиграем с мячом.

  3. Игра “Найди быстро ошибку” (с мячом)

2. Логопед: - Я буду произносить предложение и бросать вам мяч, а вы будете находить ошибку, исправлять предложение и бросать мне мяч обратно.

На дереве растут (красота) яблоки. Какие яблоки растут на дереве?

Мы собрали (богатство) урожай груш. Какой урожай мы собрали?

Мама купила дочке (сладко) персик. Какой персик купила мама?

Бабушка запрещает есть (грязно) фрукты. Какие фрукты запрещает есть бабушка?

В магазине купили (крупно) сливы. Какие сливы купили в магазине?

3. Логопед: - Ребята, хорошо выполнили задание. Возьмите по одному фрукту и назовите его. Теперь возьмите его за ниточку и подуйте. Ветерок легкий поднялся и фрукты на веточках тихонько закачались. А теперь подул сильный ветер, фрукты на ветках сильно качаются.

Логопед: - Молодцы, ветер закончился. Положите фрукты в конвертик.

Теперь поиграем с пальчиками.

4. Пальчиковая гимнастика “В сад за сливами”

Палец толстый и большой Поочередно загибать палец,

В сад за сливами пошел. &nbs p; о котором рассказывается,

Указательный с порога &nbs p; а затем его разогнуть.

Указал ему дорогу.

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает.

5. Составление описательного рассказа о фруктах по плану. (картинка)

Какого цвета?

Где растет?

Какой формы

Какой на вкус?

1. Физминутка “Садовник”

Мы вчера в саду гуляли, &nb sp; Идут по кругу, взявшись за руки.

Мы смородину сажали. &nb sp; “Выкапывают” яму и “сажают” в нее куст.

Яблони белили мы известью, белилами. Движения правой рукой вверх, вниз.

Починили мы забор, &nbs p; “Ударяют” молотком.

Завели мы разговор: & nbsp; В круг выходит один ребенок.

Ты скажи, садовник наш,

Что ты нам в награду дашь?

Дам в награду слив лиловых, &n bsp; Загибают по одному пальцу.

Груш медовых, самых крупных,

Спелых яблок, вишен целый килограмм.

Вот что вам в награду дам!

7. Игра “Какие ты видишь фрукты?”

Логопед: - Посмотрите на картинку и назовите какие фрукты вы видите.

8. Игра “Посчитаем фрукты”

9. Игра “Что мы приготовим из фруктов”

Логопед: - Сейчас я буду называть фрукт, а вы будете отвечать что из него можно приготовить:
яблоко – яблочный сок, пирог, компот апельсин
слива – сливовый сок, варенье, компот арбуз

груша – грушевый сок, компот &nbs p; персик
ананас – ананасовый сок & nbsp;   ; виноград

10. Игра “Доскажи словечко”

Спорим мы с братом доныне, &nb sp; Ох, обманщики вы, вруши,

Что же вкусней: арбуз или … &nb sp; не растут на елках…

Если мы в гостях у Наты-   ; Спеет на ветке она горделиво,

Безопасные гранаты,Синяя с косточкой…

Не бросают их солдаты,

Ох, вкусны, сочны гранаты.

Гость тропический у нас & nbsp; Нужен сахара вагон,

Длиннохвостый … &nb sp; & nbsp; Чтоб с улыбкой съесть …

А в подарке у Марины &nbs p; &n bsp; Детвора и обезьяны

Вкусно пахнут… &nb sp; & nbsp; Любят сладкие…

11. Итог занятия. Вспомнить, о чём говорили на занятии. Оценка детей.

Тема: “Составление простых предложений по картинкам” (тема “Фрукты”)

Коррекционно-образовательные цели:

Учить различать слова, обозначающие действие предмета;
- учить задавать вопросы к словам, обозначающим действие предмета.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие связной речи, зрительного внимания, речевого слуха, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оздоровительные задачи:

Учить упражнениям дыхательной гимнастики, которая способствует восстановлению центральной нервной системы;
- развивать личность ребенка, эмоциональную сферу, эстетические чувства;
- активизировать фонационный выдох, т.е. связь голоса с дыханием.

Ход занятия

  1. Организационный момент
  2. .

    Послушай три близких по звучанию слова и назови то, что можно есть.

    Картошка, ложка, окрошка.
    Апельсин, блин, мандарин.
    Конфета, котлета, ракета.
    Миска, сосиска, ириска.
    Банан, диван, барабан.
    Пироги, сапоги, утюги.
    Лимон, вагон, бульон.
    Мед, компот, плот.
    Сало, залы, хала.
    Виноград, мармелад, фотоаппарат.
    Пирожок, творожок, горшок.
    Солянка, полянка, склянка.
    Булочка, будочка, дудочка.
    Кабачок, крючок, значок.
    Ананас, квас, контрабас.
    Салат, халат, мармелад.
    Калач, кулич, циркач.
    Торты, шорты, корты.
    Пломбир, кефир, сыр.
    Жакет, букет, пакет.
    Суп, зуб, дуб.

  3. Основная часть.

Сейчас я загадаю вам загадки. Картинки, которые вы выбрали, помогут их отгадать. Тот, у кого картинка-отгадка, должен поставить ее на наборное полотно.

Родилась она зеленой
На цветущей белой кроне.
А потом росла, краснела.
Как созрела - посинела.
(Слива)

Колобок висит все лето
Среди зеленых веток.
Ударит гулко оземь,
Когда наступит осень.
(Яблоко)

Кисти ягод над дорожкой
Прячут листики-ладошки.
На лозе повисли кисти,
И от нас укрылись в листьях.
(Виноград)

Ты на лампочку похожа
И на Ваньку - встаньку тоже.
У тебя румяный бок,
А откусишь - брызнет сок.
(Груша)

Вы легко отгадали загадки. А как можно одним словом назвать то, что вы видите на картинках?

А) Игра “Маленький волшебник”. Логопед выкладывает двусторонние карточки, с изображениями больших овощей и фруктов. Дети по очереди должны, дотрагиваясь “волшебной палочкой” до любой картинки, назвать фрукт и превратить его в маленький. Если задание выполнено правильно, ребенок переворачивает карточку, проверяет свой ответ и забирает картинку себе. Например: Это лимон. Я превращаю его в лимончик…

Б) Игра “ Спроси?”. Логопед предлагает детям спросить друг у друга, что у них в руках. Например: Маша, что это? Это лимон и лимончик. Вася спроси у Миши, что это.

В) Игра “В гостях у Гномов” Логопед выставляет перед детьми карточки с изображениями маленьких фруктов. Дети должны по цепочке составить предложения по образцу: “У Гнома в корзиночке есть апельсинчики, лимончики, грушки..”. Можно по образцу составить предложения, что у детей в корзинке. Далее логопед задает детям вопросы, а дети по предложенному образцу составляют свои. Например: Миша, что ты сделал? Положил в корзинку апельсинчик. Спроси Вика у Ярослава, что он сделал.

Г) Дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой:

“Ладошки”

Ладушки-ладошки, (дети стоят ровно и прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч)
Звонкие хлопошки. (руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развернуты)
Мы ладошки все сжимаем, (на счет “раз” - хватательные движения ладошками, сжатие)
Носом правильно вдыхаем. (одновременно с движениями шумно шмыгаем носом)
Как ладошки разжимаем, (сразу после короткого вдоха ладошки разжимаем)
То свободно выдыхаем. (выдох уходит самостоятельно)

На 4 счета делаем подряд 4 коротких вдоха - движения 3-4 мин перерыв.

Д) Составление предложений по картине. Логопед вновь приглашает детей на стульчики, стоящие перед мольбертом, вновь помещает картину на мольберт.

Сейчас мы будем составлять предложения по картине. Начну я, а вы продолжите. Нужно сказать кто, что делает. Например: Маша собирает красные яблоки.

Пальчиковая гимнастика “Фруктовая ладошка”

Этот пальчик - апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик - слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик - абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик - груша,
Просит: “Ну-ка, скушай!”
Этот пальчик - ананас, (поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого)
Фрукт для вас и для нас. (показывают ладошками вокруг и на себя)

Е) Игра “Поварята”. Логопед раздает детям картинки с изображениями фруктов, просит детей приготовить два вкусных блюда из этих фруктов и составить предложение по образцу: “На моей картинке яблоки. Я приготовлю яблочный сок и яблочный пирог ”.

Оздоровительные упражнения для профилактики заболеваний горла.

“Таня плачет”

Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка не плач:
- Не утонет в речке мяч. (Дети имитируют плач, громко всхлипывая, дыхание “рыдающее”.

Повторение слоговых цепочек:

ап-та-ква,
ла-па-дма;
оп-то-кво,
да-на-ква;
уп-ту-кву,
га-ту-квы;
ып-ты-квы,
ба-па-кма;
два-хва-сва.

Г) Игра “Вспомни и назови”. Игра с мячом. Логопед предлагает детям, передавая мяч друг другу по кругу, называть фрукты, их цвет и форму. Следить за тем, чтобы дети не повторялись.

Например: Красное круглое яблоко. Синяя овальная слива.

3. Итог занятия.

Игра “Какого фрукта не стало?” (закрепление категории родительного падежа единственного числа).

На доске четыре - пять картинок с изображением фруктов. Логопед незаметно убирает одну картинку и спрашивает: “Какого фрукта не стало?” Дети отвечают: “Не стало лимона” и т.д.

Задания по теме Фрукты

  • Рассмотреть дома с ребёнком натуральные фрукты и объяснить, что всё это можно назвать одним словом “фрукты”
  • Рассказать и показать ребёнку, что можно приготовить из фруктов.

2. Подбери родственные слова:
яблоко – яблочко, яблонь, яблочный;
(вишня, груша, персик, ананас, слива)

3. Составь описательный рассказ о любом фрукте по плану:
(фрукт нарисуй и заштрихуй)

Что это?
Где растёт?
Каков внешний вид (величина, форма, цвет)?
Каков на вкус?
Что из него готовят?

4. Отгадай описательную загадку:

Это фрукт. Он растёт на дереве. Он круглый, сладкий, румяный

4. Выучи пальчиковую гимнастику “Компот”

Будем мы варить компот, (левую ладошку держат “ковшиком”)
Фруктов много нужно. Вот: (правой имитируют помешивание в нём)
Будем яблоки крошить, (начиная с большого, загибают пальцы на правой руке)
Грушу будем мы рубить,
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот. (опять “варят” и “помешивают”)
Угостим честной народ.

5. Вырежи картинки с изображением фруктов и вклей их.

Конспект занятия “Фрукты”

Цель: Расширение и активизация словаря.

Учить образовывать существительные Р.п. множественного числа.

Развивать связную речь, учить составлять описательные рассказы о фруктах.

Развивать фонематическое восприятие, мышление.

Развивать мелкую моторику.

Развивать зрительно-предметный гнозис.

Оборудование: картинки с изображением фруктов, альбом, карандаши.

Ход занятия.

    1. Организационный момент:
    2. Логопед: – Сядет тот, кто назовет фрукты.

      2.Тема нашего занятия “Фрукты”

      Сейчас я буду выставлять на панно по одной картинке, а вы будете отвечать на вопросы какой? какая? какое?

      Лимон – желтый, сочный, кислый, овальный;

      Апельсин – оранжевый, круглый, сладкий, сочный;

      Груша – сладкая, желтая, сочная, твердая;

      Яблоко – сладкое, красное, сочное, круглое;

      Слива – синяя, овальная, сладкая, сочная;

      Персик – круглый, сочный, розовый, сладкий;

      Логопед:- Молодцы!

      Логопед:- Ребята, как одним словом назвать яблоки, апельсины, арбузы, сливы?

      Что это? (фрукты)

      Ребята, где растут фрукты? (на деревьях).

      Как называют деревья, на которых растут фрукты? (фруктовые).

      Где растут фруктовые деревья? (в саду).

      Как называется сад в котором растет много фруктовых деревьев? (фруктовый сад).

      Логопед: - Ребята, хорошо выполнили задание. Возьмите по одному фрукту и назовите его. Теперь возьмите его за ниточку и подуйте. Ветерок легкий поднялся и фрукты на веточках тихонько закачались. А теперь подул сильный ветер, фрукты на ветках сильно качаются.

      (Дети дуют на фрукты, вырезанные из цветной бумаги на ниточках.)

      Логопед: - Молодцы!

      Логопед: - Ребята, скажите, чего много в фруктовом саду? (фруктов)

      Чего много на яблоне? (яблок).

      Чего много на грушевом дереве? (груш).

      Чего много на сливовом дереве? (слив).

    3. Пальчиковая гимнастика “В сад за сливами”

Палец толстый и большой (Поочередно загибать пальцы)

В сад за сливами пошел. &nbs p;

Указательный с порога &nbs p; (а затем разгибать)

Указал ему дорогу.

Средний пальчик – самый меткий:

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает

4. Игра “Посчитаем фрукты”

Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

Один банан, два банана, три банана, четыре банана, пять бананов.

Одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш.

Логопед: - Все фрукты сосчитали, молодцы.

5. “Отгадывание загадок про фрукты”

Сам алый, сахарный.

Кафтан зелёный, бархатный.

(Арбуз).

Весит на ветке колобок,

Блестит его румяный бок.

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растёт.

Но на вкус кислейший он,

А зовут его...

Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

В тропиках растет...

Этот фрукт на вкус хорош

И на лампочку похож.

(Груша).

6. Игра “Что мы приготовим из фруктов”

Логопед: - Сейчас я буду называть фрукт, а вы будете отвечать, что из него можно приготовить:

яблоко – яблочный сок, пирог, компот;

слива – сливовый сок, варенье, компот;

груша – грушевый сок, компот; &nb sp;

ананас – ананасовый сок; &nbs p;

апельсин – (апельсиновый сок.);

виноград - (виноградный сок);

персик – (персиковый сок, персиковое варенье).

7. Составление описательного рассказа о фруктах по плану (картинки: апельсин, виноград, киви, вишня)

Какого цвета?

Где растет?

Какой формы

Какой на вкус?

Что из него можно приготовить?

8. Рисование фруктов.

Логопед: - А теперь я предлагаю вам нарисовать ваши любимые фрукты.

(Самостоятельная работа).

9 Игра. “Четвертый лишний”

Логопед: - Я буду называть слова, вы будете слушать и называть лишнее слово.

Груша, картошка, яблоко, персик.

Огурец, арбуз , кабачок, тыква.

Апельсин, мандарин, помидор , слива.

Яблоко, груша, лук , слива.

10.Итог занятия.

Логопед:- Скажите, ребята, что мы делали сегодня на занятии?

ТЕМА: “ФРУКТЫ”.

Цель:- расширение и активизация словаря.
Задачи: -образовывать множественное число существительных;
-учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;
- учить согласовывать существительные с числительными;

- развивать фонематическое восприятие;
- развивать координацию речи с движением, работать над темпом
и ритмом речи;
- развивать мелкую моторику;
- формировать зрительно-предметный гнозис.

Оборудование: картинки с изображением фруктов, мяч.
Ход занятия:

1. Орг. момент . Пальчиковая гимнастика “КОМПОТ”.
Будем мы варить компот, (левую ладошку держат


начиная с большего.)
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.

Угостим честной народ.

2. Введение в тему. (Картинки с изображением фруктов).
Назовите всё это (картинки с изобр. фруктов) одним словом (фрукты).
Какие ещё фрукты вы знаете?
Где растут фрукты? (на деревьях, на кустарниках; в жарких странах, в нашей местности; в садах).

3. Игра “Подбери признак”
Груша (слива) - (какая?) – вкусная, полезная, мягкая, зелёная, овальная, сладкая, сочная, крупная, мелкая….
Банан (лимон, персик, апельсин)- (какой?) – вкусный, кислый, жёлтый, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий,….
Яблоко (какое?)- сочное, сладкое, спелое, твёрдое,….

4. Игра “Большой- маленький”
Яблоко – яблочко лимон – лимончик
Апельсин – апельсинчик банан – бананчик
Абрикос – абрикосик мандарин – мандаринчик
Слива – сливочка(сливка) груша – грушка

5. Игра “Один- много”
Яблоко – яблоки лимон – лимоны
Апельсин – апельсины банан – бананы
Абрикос – абрикосы мандарин – мандарины
Слива – сливы груша – груши
Персик – персики фрукт - фрукты


На носочки я встаю,
Яблочко я достаю,
С яблочком бегу домой,
Мамочке подарок мой.

7. Игра “Посчитай фрукты”.
Один лимон, два лимона,…пять лимонов (апельсин, банан, персик,
абрикос).
Одна груша, две груши,…пять груш (слива).
Одно яблоко, два яблока,…пять яблок.

8. Игра “Догадайся что я хочу сок или варенье.”
Я хочу яблочный….
Я хочу яблочное….
Я хочу грушевый….
Я хочу грушевое….
Я хочу абрикосовое….
Я хочу абрикосовый….
Я хочу апельсиновый….
Я хочу персиковое….
Я хочу сливовое….
Я хочу банановый….

9. Игра “Что приготовим?”.
Из лимона – лимонный сок;
Из банана – банановое пюре;
Из яблока – яблочное повидло;
Из груши – грушевый компот (апельсин, персик, слива).
Из фруктов – фруктовый салат.

10. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Чего больше яблок или
помидор?

ТЕМА: “ФРУКТЫ”.

Цель: - развитие связной речи.
Задачи: -усвоить категории родительного и дательного падежей;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- учить составлять рассказ-описание(по схеме);
-развивать внимание, мышление.
Оборудование: картинки с изображением овощей, схема для составления
рассказа, мяч.
Ход занятия:

1. Орг. момент . Отгадывание загадок. (картинки с изображением
фруктов)
Очень любят обезьяны кушать спелые …(бананы)

Круглое, румяное, я расту на ветке,
Любят меня взрослые и маленькие детки. (яблоко)

Спелый, сочный, ароматный я на яблоко похож.
Если по полам разрежешь, внутри ты косточку найдешь.(персик)

На сучках висят шары, посинели от жары.(слива)

У нас “фамилия” одна: цитрусовых мы семья.
Я апельсина младший брат, я витаминами богат. (мандарин)

2. Игра “Чего не стало”
Назовите всё это (картинки с изобр. фруктов) одним словом. (фрукты)
(Дети закрывают глаза, одну из картинок закрывают. Дети открывают
глаза. Чего не стало?)

3. Игра “Угадай про какой фрукт я говорю”
Вкусная, полезная, мягкая, зелёная, сладкая, сочная аппетитная.(груша)
Кислый, жёлтый, овальный, полезный, сочный.(лимон)
Сочное, сладкое, спелое, твёрдое, красное. (яблоко)
Вкусный, жёлтый, мягкий, длинный.(банан)
Вкусная, полезная, мягкая, синяя, овальная, сладкая, сочная, мелкая.(слива)
Вкусный, оранжевый, круглый, полезный, сочный, крупный.(апельсин)

4. Игра “Угостим зверюшек”.
Дети по очереди угощают зверюшек фруктами.“Я дам яблоко мишке” (зайке, слоненку,….).

5. Игра “Что приготовим?”(по картинкам)
Дети по очереди говорят, что приготовят.
“Я приготовлю яблочный сок. Я приготовлю яблочное варенье.
Я приготовлю грушевый компот. Я приготовлю грушевое варенье.
Я приготовлю абрикосовое варенье. Я приготовлю абрикосовый сок.
Я приготовлю апельсиновый сок. Я приготовлю персиковое варенье.
Я приготовлю сливовое варенье. Я приготовлю банановый сок”.

6. Физкультминутка.(импровизация движений в такт стихотворения)
На носочки я встаю,
Яблочко я достаю,
С яблочком бегу домой,
Мамочке подарок мой.

7. Пальчиковая гимнастика “КОМПОТ”.
Будем мы варить компот, (левую ладошку держат
Фруктов нужно много. Вот: “ковшиком”, указательным
пальцем правой руки “мешают”.)
Будем яблоки крошить, (загибают пальцы по одному
начиная с большего.)
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот. (Опять “варят” и “мешают”.)
Угостим честной народ.

8. Составление рассказа по плану:
-что это?
-какого цвета?
-где растет?
-какой на вкус?
-какой формы?
-что из него можно приготовить?
Например: “Это лимон. Он желтый. Лимон растет на дереве. Он кислый, овальный. Лимон полезный. Его кладут в чай. Из лимона можно приготовить лимонный сок”.
Анализ рассказов.

9. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Игра “Четвертый лишний”.
Яблоко, помидор, лимон, банан.
Слива, груша, персик, огурец.
Груша, банан, лимон, яблоко.

Уф, наконец, мы осилили этот большой комплект игр для детей на тему “Овощи, фрукты, ягоды”. Мы решили объединить 3 темы нашей в один тематический комплект, поэтому получилось целых 19 (!) страниц развивающих заданий. Они получились очень разнообразными. Используя это пособие, можно вспомнить с ребенком все знакомые фрукты, овощи и ягоды, познакомить его с незнакомыми, научиться сортировать их, узнать особенности их выращивания и использования, а также выполнить задания на развитие логики, внимания, памяти, мелкой моторики, координации движений.

Некоторые листы, как обычно, черно-белые, остальные – цветные. Напомню, что для многократного использования рабочих листов их можно прятать в файл-уголок , а потом рисовать по ним сухостирающимся маркером.

Чтобы организовать развивающее занятие у себя дома , Вам нужно распечатать комплект, выбрать несколько листов, с которыми будете сегодня работать, и предложить одно из заданий малышу. Для начала расскажите ему, что нарисовано на картинке, а потом, что нужно сделать. Если малыш не совсем понял задание, выполните его первый раз вместе. Занимайтесь в удовольствие. Если какое-то задание у ребенка не получается или не нравится ему, отложите до следующего раза. Если во второй раз малыш отказывается выполнять это задание, значит, оно ему совсем не подходит. Используя развивающие игры на определенную тему, старайтесь вплести в урок и другие домашние игрушки и пособия. Например, конструктор, пазлы, пальчиковый театр, мозаику и т.д. Не забывайте про крупную моторику и развитие физических навыков: стимулируйте малыша прыгать, ползать, ходить по канату, танцевать и т.д. Чередуйте умственную деятельность с физической активностью. Таким образом, Вы сможете построить качественный и гармоничный урок в Вашей домашней школе .

| pdf формат

Развивающие задания на тему “Овощи, фрукты, ягоды”

В комплект входят такие развивающие задания для малышей:

  1. Что где растёт? Для выполнения этого задания вырежьте овощи, фрукты и гриб. Их можно предварительно раскрасить вместе с малышом. Затем расскажите ребенку, что растёт в земле, что сверху на земле, а что вырастает на дереве. А затем вместе наклейте вырезанные плоды, куда положено.
  2. Лото “Фрукты и ягоды”. Подробные правила игры в лото .
  3. Собери змейку с овощами. В основе этой игры лежит принцип домино. Чтобы подготовить пособие, наклейте лист со змейкой на картон, а затем вырежьте все детали по пунктирным линиям. Потом предложите малышу найти половинку овоща, который соседствует с головой змейки. Далее нужно найти половинку следующего овоща, и так аж до хвоста змейки.
  4. Подбери цвет. Чтобы сделать этот учебный материал, наклейте черно-белые картинки на картон (или заламинируйте), разрежьте их по пунктиру и вырежьте внутреннюю часть фруктов/овощей. У вас должны получиться как бы трафареты. Их нужно накладывать на карточки с цветами, подбирая нарисованному плоду нужный цвет. Чтобы сэкономить на печати, Вы можете вместо распечатывания листов с образцами цвета использовать картон или бумагу для аппликаций нужных цветов.
  5. Собери цепочку. Этот лист тоже стоит наклеить на картон. Затем нужно вырезать детали по пунктиру и можно собирать их с ребенком по принципу пазлов.
  6. Найди на картинке: длинный-короткий, большой-маленький, один-много.
  7. Собери фруктовую матрёшку. Это задание можно выполнять единоразово как аппликацию, а также много раз, если фрукты заламинировать и вырезать. Необходимо наложить меньший фрукт на больший.
  8. Обведи тыкву по контуру.
  9. Собери овощи в кастрюлю, а фрукты в корзинку , проведя нужные линии карандашом или фломастером.
  10. Соедини фрукт/ягоду из левой колонки и его тень из правой.
  11. Проведи улитку по дорожке пальчиком , карандашом или фломастером.
  12. Положи на яблоко нужное количество предметов (пом-понов, орехов, фасолин, маленьких шариков, спичек и т.д.) Это задание выполняет мама, а малыш наблюдает, запоминая количество визуально.
  13. Что лишнее? Нужно найти один лишний предмет среди овощей и фруктов.

Конкурс «Понарошкин мир»

Дидактическая игра «ОВОЩИ»

Название игры «Овощи», рекомендуется детям среднего и старшего возраста

Бышева Елена Вячеславовна,

воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»

Цель. Закрепить представление об овощах.

Задачи.

Образовательные: повышать уровень познавательной активности и интеллекта ребёнка, интерес, внимание к окружающим предметам.

Развивающие : совершенствовать грамматический строй речи, умение отвечать на вопросы, выстраивать ответы логически правильно, развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, память, мелкую и общую моторику, пространственную ориентировку, развивать умение отгадывать загадки.

Описание игры. Игра многофункциональная:

«Лото», «На что похожи овощи?», «Какого цвета овощи?», «Определи на какой звук…», подобрана картотека словесных игр.

Оборудование. 18 цветных карточек с изображением овощей, 3 карточки-поля, 8 не цветных карточек с изображением овощей, набор геометрических фигур, кругов разного цвета, цветные карточки для обозначения гласных, согласных, звонких, мягких, твердых звуков

Словарь. Названия овощей (помидор, репка, баклажан, морковь, кукуруза, огурец, кабачок, чеснок, горох, лук, капуста, свекла, перец, редис, тыква, картофель)

Ход игры «Лото».

В игре могут принимать участие 2 или 3 человека. Один из них назначается ведущим. Каждый игрок выбирает себе карточку-поле. Игровые карточки складываются стопкой картинкой вниз. Ведущий берет по одной игровой карточке из стопки и показывает ее всем игрокам. Игрок, у которого на карточке-поле есть аналогичный рисунок, забирает карточку себе и закрывает ею соответствующий рисунок на своей карточке. Выигрывает тот, кто первым закроет игровыми карточками все игровое поле

Значимость игры. Игра «Лото» помогает в игровой форме легко и быстро запомнить названия овощей.

Ход игры «На что похожи овощи?»

В игре могут принимать участие 3-5детей. Каждый игрок выбирает себе не цветную карточку-поле. Игрок берет геометрические фигуры и накладывает их на те овощи, которые по форме напоминают данную

геометрическую фигуру. Выигрывает тот, кто первым закроет игровыми карточками все игровое поле.

Значимость игры. Игра «На что похожи овощи?» помогает в игровой форме запомнить названия овощей, соотносить их с геометрическими фигурами.

Ход игры «Какого цвета овощи?»

В игре могут принимать участие 3-5детей. Каждый игрок выбирает себе не цветную карточку-поле с овощами и накладывает на них круги, которые соответствуют цвету данного овоща. Выигрывает тот, кто первым и верно закроет игровыми карточками все игровое поле.

Значимость игры. Игра «Какого цвета овощи?» помогает в игровой форме запомнить названия овощей, соотносить их с цветовыми кругами, развивает цветовое восприятие.

Ход игры «Определи, на какой звук…»

В игре могут принимать участие 3-5 и более детей. Каждый игрок выбирает себе цветные или не цветные карточки с овощами и накладывает на них квадраты, которые соответствуют характеристикам звуков (гласных и согласных, твердых, мягких звуков, звонких (колокольчики)

Значимость игры. Игра «Какого цвета овощи?» помогает в игровой форме запомнить названия овощей, запомнить характеристики гласных и согласных звуков.

Картотека словесных игр по теме «ОВОЩИ»

Ход игры «Вершки-корешки»

Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт в земле – кисти рук опускают вниз.

Ход игры «Большой - маленький»

Цель: словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов:

огурец - огурчик, помидор - помидорчик...

Ход игры «Назови как можно больше признаков»

Цель: согласование существительных с прилагательными

Морковь (какая?) - оранжевая, длинная, сладкая, полезная, твердая

помидор (какой?) - красный, сочный, аппетитный, круглый

Огурец (какой?) - овальный, хрустящий, зеленый, длинный, ароматный

Ход игры «Узнай, о чем я говорю»

Цель: обогащать словарь детей прилагательными.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям, глядя на карточки, догадаться о каком овоще говорит (овоще). Далее дети сами загадывают загадки.

Зеленый, вытянутый – огурец; красный, полезный – помидор; острый, разноцветный – перец; большой, и т. д.

Цель: Закреплять умение детей составлять описательный рассказ загадку на тему «Овощи».

Ход игры. Ребенок сидя за ширмой, дает описание овощу, при этом его не называя. Остальные дети отгадывают о каком овоще идет речь и показывают карточку-отгадку.

План:

1. Как выглядит (форма, цвет, размер)

2. Где растет, как за ним ухаживают.

3. Что из него можно сделать.

Ход игры «Заготовки на зиму»

Цель: Пополнять и активизировать словарь детей на тему «Овощи». Продолжать учить детей образовывать прилагательные от существительных.

Ход игры. Сок из моркови – морковный, а из томатов, и т. д.

Салат из свеклы – свекольный, а из капусты, кабачков, чеснока, моркови и т. д.

Суп из картофеля – картофельный, а из гороха, и т. д.

Ход игры «Чудесный мешочек"

Цель: Закрепить названия овощей, их цвета.

Оборудование: мешочек, натуральные овощи или муляжи.

Ход игры. Перед игрой ребенка знакомят с овощами и их свойствами. Малыш по одному достает из «чудесного мешочка» овощи, называет их. Затем он отвечает на вопросы взрослого о цвете, форме, величине овощей. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему.

Ход игры «Один - много»

Цель: Учить детей образовывать множественное число имен существительных.

Оборудование: мяч.

Ход. Педагог называет овощ в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например: «Тыква-тыквы, кабачок-кабачки».

Ход игры «Назови ласково»

Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: предметные картинки с изображением овощей большого и маленького размера.

Ход: Педагог показывает ребенку картинку с изображением какого-либо большого овоща, например, огурца и предлагает его назвать. Затем объясняет: «Этот огурец большой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ?» Показывает картинку (огурчик) Аналогично рассматриваются другие овощи (репа - репка, морковь - морковочка) .

Ход игры «Интересные загадки»

Цель: Учить детей отгадывать загадки, запоминать их.

Симпатичный красный нос

По макушку в землю врос.

И торчат на грядке

Зеленые пятки. (Морковь)

Лежали на грядке зеленые ребятки.

В рассол попали – солеными стали. (огурцы)

Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок.

К земле прирос крепко. Что это? (Репка)

Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка)

Щеки розовые, нос белый,

В темноте сижу день целый,

А рубашка зелена, вся на солнышке она. (Редис)

Голова на ножке, в голове - горошки. (Горох)

Я длинный и зеленый, вкусный и соленый,

Вкусный и сырой, кто же я такой? (Огурец)

Уродилась я на славу, голова бела, кудрява.

Кто любит щи - меня ищи. (Капуста)

Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

Растут на грядке зеленые ветки,

А на них красные детки. (помидоры)

Хотя и сахарной зовусь, но от дождей я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы?

Я... (свекла).

Летом в огороде - свежие, зеленые,

А зимою в бочке - желтые, соленые.

Отгадайте, молодцы, как зовут нас?.. (Огурцы)

Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили? (картофель)

Значимость. Детские словесные игры способствуют , внимания, памяти, воображения, мышления, обогащению словарного запаса . Словесные игры могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание, не требуют каких-либо условий, оснащения, Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые имеют уже достаточно широкий круг представлений о природе и у которых за словом возникает образ предмета. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений, умение привлекать и использовать имеющиеся знания, умение сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам, развивают внимание, быстроту реакции.

Игра «Лото»

Игра «На что похожи овощи?»

Игра «Какого цвета овощи?»

Игра «Определи, на какой звук…»

Картотека словесных игр

по теме «ОВОЩИ»


по теме: «Овощи и фрукты»

Цель. Обобщение и систематизация знаний детей об овощах и фруктах.

Задачи:

Закрепить у детей знания об обобщающих понятиях «овощи», «фрукты» и названия различных овощей и фруктов;

Закрепить знания о художественных произведениях об овощах и фруктах и уметь их использовать;

Расширить знания детей о картофеле и капусте;

Развивать умение отгадывать загадки, подбирать нужное слово, отвечать на вопрос по содержанию литературного текста;

Активизировать словарь детей: упражнять в образовании прилагательных от основ существительных, подбирать существительное к прилагательному

Воспитывать умение выслушивать ответы других детей;

Воспитывать любовь и интерес к художественным произведениям.

Предварительная работа.

Чтение художественных произведений «Репка», «Чипполино», «Петушок и бобовое зернышко», рассказ Н.Носова «Огурцы», «Принцесса на горошине», стих-е Тувим «Овощи», рассказы Сутеева «Яблоко», «Мешок яблок», сказки «Гуси-лебеди», «Крошечка-хаврошечка».

Отгадывание загадок.

Материалы к занятию .

Разрезные картинки на каждый стол по теме: овощи, фрукты

Корзина для овощей, ваза для фруктов;

Жетоны (в форме фруктов и овощей);

Карточки (баночки с вареньем) с картинками фруктов;

Ход занятия.

Ребята! Давайте с вами поиграем. У вас на столах лежат разрезные картинки, вы должны их собрать, и догадаться о чем мы будем сегодня говорить. Работать будете в паре и у вас должна получиться одна картинка.

Что у вас получилось?

Как одним словом можно назвать эти картинки? овощи а у вас фрукты)

Итак, о чем мы с вами сегодня будем говорить? (Мы будем говорить об овощах и фруктах)

Вот вы и узнали тему нашего занятия. Овощи и фрукты. У нас получилось две команды: команда «Овощей» и команда «Фруктов». И мы устроим игру-соревнование «Кто больше знает». Условия игры:

1. На каждый вопрос дать больше правильных ответов.

2. Друг другу не подсказываем и перебиваем.

3. За правильный ответ команда получаете очко. Овощи получат – овощ в свою корзину, фрукты - фрукт.

В конце игры посчитаем очки и посмотрим и посмотрим, кто победит.

1 Задание. Отгадай загадку.

Загадка для команды овощей

1. Неказиста, шишковата, а придет на стол она,

скажут весело ребята: «Ах, рассыпчата, вкусна!»

А теперь для фруктов:

2. Уродилась я на славу, голова бела, кудрява.

Кто любит щи – иди ищи.

Овощи 3. Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая.

Фрукты 4. Я длинный и зеленый, вкусный и соленый.

Овощи ваша загадка

5. Само с кулачок, красный бочок.

Тронешь пальцем – гладко,

А откусишь сладко.

Фрукты, внимание, загадка для вас

6. Синий мундир, желтая подкладка, а в середине сладко. (Слива)

2. Задание. Кто больше назовет овощей.

Каждая команда называет по одному овощу по очереди, не повторяясь. Чья команда назовет последнее слово, та и выиграет.

Начинает команда Овощей.

3 . Задание. Кто больше назовет фруктов.

Условие тоже, команды по очереди называют фрукты, не повторяясь. Чья команда назовет последней слово – побеждает.

Первой начинает команда Фруктов.

4. Задание. Игра «Повар». А теперь вы превратитесь о воображаемых поваров и будете готовить из овощей.

- Команда «Фрукты»:

«Что можно приготовить из картофеля? (картофельное пюре, запеканка, котлеты, начинку для пирожков, дранники, вареники)

А еще можно картошку запечь на костре, приготовить клецки, добавить в супы и салаты, испечь оладьи. Ведь не зря картошку называют вторым хлебом. В картофеле есть витамины и микроэлементы, например, калий, который помогает нормальной работе сердца.

А еще у картофеля есть опасный враг – короладский жук. Личинки жуков объедают листья, растение начинает болеть и плохо растет. Чтобы этого не произошло жуков и личинок надо уничтожать.

Команда «Овощи»: «Что можно приготовить из капусты. (щи, тушенная капуста, салат из капусты, квашенная капуста, пирожки из капусты)

Хорошо, а еще из капусты можно приготовить голубцы, шницель, варенники А вы знаете, капусту на Руси любили с давних времен и заготовляли в больших количествах. Сложили даже поговорки: «Для чего и огород городить, коль капусту не садить».

Ребята! А вы знаете любимое блюдо Карлсона? Это варенье.

А из чего варят варенье? (варенье варят из ягод, фруктов)

Давайте приготовим для Карлсона варенье из фруктов каждая команда по очереди.

Варенье из яблок – яблочное варенье

Из слив – сливовое варенье

Из персиков – персиковое варенье

Из абрикосов– абрикосовое варенье

Из вишни – вишневое варенье

Из груш - грушевое варенье

Ребята, а вы знаете, что варенье варят и из кабачков, получается очень вкусное кабачковое варенье.

Физкультминутка.

А сейчас немного на огороде поработаем. Встали, выполняем все вместе, дружно.

Мы картошку накопали,

Огурцы с грядки сорвали, (приседания)

Выдергали всю морковку, (наклоны)

Срезали капусту ловко.

И в корзине от земли вам подарок принесли.

Продолжаем нашу игру.

5. Задание. Послушайте стихотворение и скажите о чем оно:

Это стихотворение для команды «Овощи».

Что растет на нашей грядке? Огурцы, горошек сладкий

Помидоры и укроп для приправы и для проб.

Есть редиска и салат – наша грядка просто клад,

Но арбузы не растут тут.

Если слушал ты внимательно, то запомнил обязательно.

Отвечай-ка по порядку: что растет на нашей грядке?

Стихотворение для команды «Фрукты»

Послушав стихотворение, ответьте на вопрос: «Из чего хозяйка готовила суп?» Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу, ох!

Из чего хозяйка готовила суп?

5. задание «Подбери нужное слово». Надо придумать слово, которое отвечает на вопрос «что?», незабываем, что мы сегодня говорим об овощах и фруктах.

Большой (что?) – арбуз, кабачок, картошка

Маленькая (что?) – редиска, морковка

Круглый (что?) – помидор, персик, горошек

Синяя – слива

Зеленый – огурец, помидор, кабачок

Сладкая – груша, морковка, слива.

Твердый, длинный, сочный, горький, вкусное, хрустящий.

6. задание. Игра «Доскажи словечко».

Слушает и отвечает команда «Овощи».

На жарком солнышке подсох и рвется из стручков…(горох)

«Фрукты»

И при пасмурной погоде светит солнце в огороде.

В деревнях растет и в селах чудо-солнышко - …(подсолнух)

Он из тыквенной родни, на боку лежит все дни,

Как зеленый чурбачок под названьем ….(кабачок)

«Фрукты»

Кругла да гладка, откусишь – сладка.

Засела крепко на грядке…(репка)

Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а …

«Фрукты»

Верите – не верите, мы родом из Америки.

В сказке мы сеньоры, на грядке …. (помидоры)

А сейчас я буду произносить чистоговорку, а вы подскажите последнее слово.

Ор-ор-ор сорвали красный …помидор

Ец-ец-ец съели вкусный …огурец

Жан-жан-жан лежит на грядке ….баклажан

Бус-бус - бус мы разрезали арбуз.

7. Игра «Знатоки сказок». Сейчас мы послушаем кто любит и знает сказки.

1.Скажите в названии каких произведений встречаются овощи и фрукты? «Репка», «Чипполино», «Петушок и бобовое зернышко», рассказ Н.Носова «Огурцы», «Принцесса на горошине», стих-е Тувим «Овощи», рассказы Сутеева «Яблоко», «Мешок яблок».

2. Узнай сказку по отрывку, потому что в них идет речь об овощах и фруктах:

- «Позвала внучка – жучку, тянут – потянут..»

- «Коровушка – матушка, меня бьют журят, хлеба не дают, плакать не велят...»

3.В каких произведениях фруктовые деревья помогают главным героям? «Гуси-лебеди» - яблонька

«Крошечка - хаврошечка» - яблонька

Рассказ «Мешок яблок» - яблоки помогли зайцу.

8. Задание «Вершки и корешки». А теперь поиграем в игру «Вершки и корешки». Съедобный корень овоща будем называть корешки, а съедобный плод на стебле – вершки. Я буду называть какой-нибудь овощ, а вы быстро отвечаете, что в нем съедобное: вершки или корешки. Будьте внимательны, в некоторых овощах съедобно и то и другое. Работаем командами.

Морковь (корешки), помидор (вершки), лук (Вершки и корешки)

Картофель (корешки), огурец (вершки), свекла (корешки)

Вот и закончилась наша игра-соревнование.

Время подвести итоги. Посчитаем очки, можете вместе со мной. Итак, команда овощей набрала 14 очков, а команда «Фрукты», посчитаем….14 очков. Получается ничья. Победила дружба, все хорошо поработали, правильно отвечали.

А какие задания оказались для вас самыми интересными?

Давайте вспомним, испытали ли вы какие-нибудь трудности?

На этом занятие законченно.