Воспитание патриотизма отношение качество чувства. Формирование чувства патриотизма, любви к родному городу, к россии у дошкольников. Отвержение патриотизма универсалистской этикой

Ефремова Ольга Ивановна,кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии личности ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», г. Таганрог[email protected]

Психологические аспекты проявления чувства патриотизма у современной студенческой молодежи

Аннотация. Исследование посвящено анализу проявлений чувства патриотизма у студентов как характеристики их ценностносмысловой сферы и нравственного сознания. Основной предмет изучения –специфика реализации содержательных (когнитивный, эмоциональный, поведенческий) и уровневых (по Л. Кольбергу,преконвенциональный, конвенциональный, постконвенциональный) компонентов чувства патриотизма, проявляемого молодыми людьми. Ключевые слова: чувство патриотизма, гражданственность, нравственное сознание, отношение, ценности, смыслы, мотивы поведенияРаздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

В настоящее время, как констатируют многие исследователи (, , , , , и др.), патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений воспитательной работы образовательных организаций.Чувство патриотизма относят к группе нравственных (моральных) чувств. Нравственные чувства выражают отношение человека к другим людям, к Родине, к семье, к самому себе . Чувство есть «высшая форма эмоционального отношения человека к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью, обобщенностью, соответствием потребностям и ценностям, сформированным в его личностном развитии» . Чувства направлены на явления, имеющие постоянное мотивационное значение и отвечают за общую направленность деятельности. К.К.Платонов отмечает, что в психологическую структуру чувства входят эмоции и понятия. Так, чтобы у человека возникло чувство любви к Родине, ему должно быть близкопонятие Родины, без этого, например, ностальгия –только эмоция. Понятийный компонент чувств превращает эмоции, содержащиеся в их составе, в отношения , проявляющиеся в поведении. В структуре чувства патриотизма как важнейшего из нравственных чувств, таким образом, можно вычленить три компонента. Когнитивный компонент содержит представления человека о Родине, своем народе, его культуре, о своем гражданском долге, о значении Родины для ее граждан. Эмоциональный компонент интегрирует комплекс переживаний, отражающих чувство любви человека к Родине, ее культуре, языку, природе, истории. Поведенческий компонент представляет проявление этих переживаний в поведении и деятельности человека, их регулирующее влияние на поведение.Патриотизм есть необходимаясоставная часть ценностного отношения молодого человека к миру, детерминирующая личностный смысл Родины. Д.А.Леонтьев рассматривает смысл как субъективную значимость объектов и явлений действительности, проявляющихся в двух формах: 1) в эмоциональной окраске образов восприятия и представлений этих объектов и явлений; 2) в понимании субъектом их роли и места в своей жизнедеятельности –в удовлетворении определенных потребностей, реализации мотивов, ценностей . Смыслы выступают структурными элементами сознания человека, создавая его пристрастность и индивидуальной вариацией общественно выработанных значений предметов и явлений окружающего мира.А.Н.Малинкин констатирует, что необходимо отличать истинный патриотизм от его суррогатов. Так, истинным не является аффективный патриотизм –рациональные конструкты любви к Родине, имеющие аффективное происхождение и образующие поверхностный слой индивидуального и группового сознания под влиянием патриотических порывов. Другими суррогатами патриотизма выступают псевдопатриотизм –маскировка ненависти и презрения к родине в особого рода любовь; контрпатриотизм –любовь к идеальному, утопическому образу родины, которая оборачивается ревностью или ненавистью к социальной реальности. Своеобразным проявлением ценностей человека являются, по А.Н.Малинкину, антиподы патриотизма. Таков патриотический индифферентизм –безразличное, равнодушное отношение к родине; антипатриотизм –ненависть к родине как результат протестной реакции и стремления вырваться из сложившегося жизненного мира; ложный антипатриотизм –склонность к национальному самобичеванию; патриотический нигилизм –отрицание позитивной ценности родины как таковой, ее особого и незаменимого места в системе человеческих ценностей.Х.Ремшмидт выделяет некоторые факторы протестного поведения молодежи в западном обществе, в настоящий период времени весьма характерные и для российского общества, которые детерминируют выбор ценностей и становление смысловой сферы личности, в частности –чувства патриотизма. Распад традиций в западном обществе, увеличивает у молодых людей экзистенциальный вакуум, вследствие чего ощущение абсурдности существования приводит к отрицанию любого авторитета и порядка. Провозглашается необходимость нового устройства жизни и разрушения существующего порядка. Такая позиция чревата, в частности, возникновением националистических и экстремистских группировок среди молодежи, трансформацией чувства патриотизма в такие его суррогаты и антиподы, как аффективный патриотизм, псевдопатриотизм, контрпатриотизм, антипатриотизм (по А.Н.Малинкину). Возможно также отрицание патриотических ценностей, проявляющееся как патриотический индифферентизм, патриотический нигилизм, гуманитаризм, космополитизм.Негативные явления в постперестроечном российском обществе в силу возрастного максимализма юношества зачастую вызывают резкую протестную реакцию. Даже явно выраженный эмоциональный компонент чувства патриотизма у молодых людей зачастую не реализуется в конкретных делах и поступках. Так, снятие порога явки на избирательные участки и исключение графы «против всех кандидатов», предрешенность, по мнению молодежи и избирателей других возрастных групп, итогов избирательной кампании, когда наряду с основным кандидатом выдвигаются заведомо слабые в политическом отношении кандидатуры, приводит к тому, что молодежь зачастую не участвует в голосовании. Негативные явления, порой имеющие место в российской армии, –неуставные отношения, дедовщина –провоцируют избегание военной службы. Отказ молодых людей от службы в армии в эпоху социальных коллизий связан также с пониманием вероятности участия в локальных очагах военных действий и возможной опасности для жизни. Многие молодые люди декларируют нежелание защищать интересы государства, которое, по их мнению, не может обеспечить удовлетворение таких базовых потребностей граждан, как безопасность, жилье, трудоустройство, удовлетворительный экономический уровень жизни. Значительная часть студентовюношей поступает в высшие учебные заведения ради отсрочки от службы в армии или вообще –избегания воинской повинности. Протекционизм, который зачастую имеет место при трудоустройстве молодых людей, отсутствие реального конкурса способностей при трудоустройстве, требование потенциальных работодателей к опыту работы по профессии, который у молодых людей недостаточен, низкий уровень оплаты труда приводят к нежеланию значительной части юношества работать по специальности. Говоря о своей любви к Родине, ее природе, истории, культуре, молодые люди во многих случаях не реализуют это чувство в реальной социальной активности.Исследователи (, и др.) констатируют тенденцию вестернизации массового сознания юношества в современных условиях влияния «четвертой власти» –СМИ. Непатриотичная позиция отечественных массмедиа ориентирована на «новое мышление» с точки зрения усиления «гуманистических ценностей» тенденциозно понимаемой по западному образцу свободы и демократии. Это вносит вклад в дезинтеграцию российского общества, прививает молодежи отвращение ко всему родному и отечественному, затрудняет развитие чувства патриотизма. Другая тенденция, негативно влияющая на становление патриотического сознания современной молодежи, –криминализация общественного сознания в целом . Мгновенное обогащение российской элиты и представленность в ней криминального слоя нанесли ущерб этике труда, многим традиционным российским ценностям (справедливость, милосердие, самореализация в трудовой деятельности и др.). Среди молодежи процветает идеал «халявы» –получения даром, не работая, не платя денег, не предпринимая усилий. В сознании всего населения России, в частности –молодежи, размыты границы между законной и незаконной деятельностью, осуществляется широкое вторжение уголовного жаргона в лексикон людей, включая политиков высокого ранга, журналистов. Криминальная лексика сама по себе оправдывает пренебрежительное отношение к морали, родному языку.Молодежное арго (жаргон) –социальногрупповая разновидность языка, выступающая как неотъемлемый компонент юношеской субкультуры, проявление группового сознания юношества и один из способов индивидуального и группового самовыражения его носителей. Характерными чертами молодежного арго выступают его экспансивность, стремление к сжатому и неоднозначному выражению смысла, неустойчивость и постоянное обновление, необычность языковых средств, синонимия . Функции молодежного арго –идентификация с группой сверстников и противопоставление себя взрослым, обогащение коммуникации, усиление эмоциональной экспрессии, психологическая защита, творческое самовыражение. В молодежном языке употребляется ряд слов из жаргона криминальных групп (перетереть, в натуре, забить стрелку, фуфло, петух, шнырь, малява, базар, косяк и др.), что связано с высоким уровнем криминализации общества, воздействием СМИ, демонстрирующихобразцы речевого поведения уголовников. Весьма характерно заимствование иностранных слов (герла, амиго, мани, пати, о кей, вау). В молодежном арго присутствует много обозначений способов отдыха и бессодержательного времяпрепровождения (тусня, расколбас, пати, тусоваться, оттянуться, оторваться по полной, зажигать, зависать, тащиться, дрыхнуть, по пивку, бухать ит.д.). Меньше представлены термины, относящиеся к работе, зачастую они содержат смысловой оттенок пренебрежения к труду (тормоз, шнырь, мотыга, швабра, отстой, училка, ишачить, наяривать, ломать хребет).О.С.Дейнека анализирует психологические деформации экономического сознания, проявляющиеся в российском обществе, в частности, у молодежи: гипертрофированная вера в финансовые игры, случай, финансовую удачу и мгновенное обогащение; избыточная потребительская активность и сниженный финансовый самоконтроль. В молодежном арго эти деформации отражаются в пренебрежительном обозначении денег, особенно российских рублей: деревянные, бабки, бабло, зелень, капуста, мани, лаве и др.Психолог Б.С.Братусь отмечает, чтоотношение к Родине, родному языку, национальным традициям и обычаям выступает важным элементом нравственного сознания человека. Исследуя проблемы общественного сознания в современной России, автор констатирует ряд негативных явлений, относящихся к области принятия и трансляции патриотических ценностей и смыслов и проявляющихся в массовом сознании как всего российского общества, так и, в частности, –молодежи. Например, некоторые изменения в языке выступают отражением форм общественного сознания в их нравственном аспекте. Так, тенденция обезличивания субъекта проявляется в таких речевых построениях: «Тебе что, больше всех надо?», «Я как все». Обвал нравственности и психологическое манипулирование сознанием проявляются при семантическом искажении первоначального значения некоторых социальных явлений и проблем. Прежде бытующие термины, несущие смысл осуждения («спекулянт», «барышник», «вымогатель», «падшая женщина», «душегуб», «убийца») заменены нейтральными и даже привлекательными для молодежи («брокер», «рэкетир», «фотомодель», «путана», «киллер», «боевик» и др.). Отмеченные тенденции проявления общественного сознания в языке ассимилируются молодежным арго и негативно влияют на групповое сознание современной молодежи. В молодежном арго присутствует много слов, отражающих тенденции деиндивидуализации (например: не парься,не высовывайся, заучка –будь, как все), эгоистическиотстраненного и безразличного восприятия окружающих событий (я –пофигист, мне по барабану, по кочану, параллельно, не в тему и т.д.), жесткой и грубой конкуренции и повышения ценности конкурентоспособной личности (бесперспективняк, лох, тормоз, не шарит).Удар по патриотическим чувствам граждан наносят идеологические кампании по развенчанию символов советской эпохи либо приуменьшению их значения. Так, широко известна кампания посмертного бичевания Павлика Морозова как юного предателя родного отца, доносчика, тупого фанатика революционных идей. Несмотря на то, что документальные свидетельства не подтверждают обвинений против крестьянского подростка, жившего в необычайно сложных социальных условиях, его образ как предателя и отцеубийцы стал нарицательным и даже получил отражение в молодежном арго (напавликоморозничать) .Бережное отношение к родному языку является одним из проявлений поведенческого компонента чувства патриотизма. В проведенном под нашим руководством исследовании А.А.Дьяченко был осуществлен сравнительный анализ сленга разных групп юношества: старшеклассников общеобразовательных школ, учащихся профессиональнотехнических училищ (ПТУ), студентов вуза (ТГПИ). В протоколах наблюдения было зафиксировано и проанализировано по 50 ситуаций неформального общения молодых людей в каждой из исследуемых групп, что позволило охарактеризовать частоту употребления и тематику сленговых слов и выражений. Было выявлено в среднем употребление 2,4 арготизмов на одну ситуацию общения у старшеклассников, 2,8 –у учащихся ПТУ, 1,7 арготизмов у студентов, причем в группе старшеклассников сленговые слова и выражения употребляли 45% молодых людей (юноши и девушки примерно с одинаковой частотой), в группе учащихся ПТУ –65%(несколько чаще –девушки), а в группе студентов –34%(намного чаще –юноши). У старшеклассников часто использовались сленговые обозначения оценочных суждений (в 36,7% случаев –круто, супер, в тему, отстой, облом, абзац, тупизм, офигенно, нормуль, тащусь), сверстников (в 17,5% случаев –чувак, чувиха, чел, дружбан, тёлка), увеселительных мероприятий и способов отдыха (12,5% случаев –тусня, расколбас, засветиться, зажигать, оттягиваться, бухать), особенностей общения (9,2% случаев –задолбать, быковать, обломать, стебаться, доставать), родителей и учителей (7,5% случаев–маман, предки, старики, паханы, шнурки,классуха, шефиня, физичка). Редко старшеклассники употребляли арготизмы, относящиеся к сфере учебной деятельности (3,3% случаев –заучка, тупить, тормозить, не догонять, не въезжать). Арготизмы в целом несколько чаще встречались у учащихся ПТУ, наиболее часто использовались такие категории: оценочная лексика –22,1% случаев, обозначения сверстников –19,3% случаев, обозначения способов отдыха –12,9%, особенностей общения –10%, родителей и педагогов –7,9%, словасвязки, не несущие особой смысловой нагрузки (конкретно, полюбому, реально, в натуре, типа того) –6,4%. Примерное распределение частоты употребления арготизмов по категориям у старшеклассников и учащихся ПТУ было идентичным.У студентов перечисленные категории арготизмов встречались намного реже: обозначения оценок –в 14,1% случаев, сверстников –в 10,6%, увеселительных мероприятий и отдыха –в 5,9%, особенностей общения –в 3,5%, родителей и преподавателей –в 2,4% случаев. Несколько чаще наблюдалось сленговое обозначение денег (20% случаев –бабки, зелень, капуста, бабло, мани), учебных достижений и проблем (17,6% случаев –напрячь извилины, продвинутый, профи, не въезжать, не догонять), средств компьютерного и мобильного телефонного общения (16,4% случаев –мобила, мобильник, труба, комп, симка, аська).Совместно с И.Д.Личман нами была разработана методика проективного опроса студентов, которая позволяла бы выявить особенности сформированности каждой из этих психологических составляющих чувства патриотизма. Поскольку для молодежи актуальны противоречия между декларацией патриотизма и его истинным ощущением, осознанием необходимости и зачастую –нежеланием выполнять свой гражданской долг, констатацией ценностей малой Родины, семьи и зачастую –несоответствием поведения этим ценностям, особое внимание при составлении методики мы уделяли поведенческому компоненту чувства патриотизма –его реальному проявлению на практике.В методике не использовались прямые вопросы, поскольку мы допускали, что респонденты могут отвечать на них неискренно, пытаясь произвести более благоприятное впечатление. Мы предлагали косвенные проективные вопросы, которые предусматривали оценку каждым респондентом отношения современной молодежик своему народу, сегодняшним проблемам страны, родного края, семьи, к выполнению гражданского долга. Поэтому задавались не прямые вопросы типа: «Каково Ваше эмоциональное отношение к сегодняшним проблемам страны?», а проективные, например: «Какие особенности больше отражают эмоциональное отношение современной молодежи ксегодняшним проблемам страны?». Опросник включал вопросы закрытого типа, предполагающие выбор одного из названных вариантов ответов, что позволяло унифицировать процедуру обработки данных и четко развести варианты ответов, отражающие патриотический и непатриотический взгляд на общественные проблемы.Опросник включал шесть блоков вопросов. I блок вопросов ориентирован на оценку одного из важных аспектов когнитивного компонента чувства патриотизма –представлений о своем народе, россиянах; в числе полярных оценочных суждений предлагались такие характеристики россиян, как лень –трудолюбие; пассивность и зависимость –активность и здравомыслие; рабская психология –свободомыслие; подозрительность –открытость и доверчивость; жадность –щедрость; житейское неблагоразумие –практический ум; несдержанность –самообладание; плоский юмор –тонкий юмор; невоспитанность –воспитанность; безалаберность –аккуратность; алкоголизм –трезвость; трусость –смелость. Выбор положительных альтернатив рассматривается как признак патриотичности суждений. II блок вопросов предполал выявление проекций молодых людей в плане приписывания сверстникам определенного эмоционального отношения к сегодняшним проблемам страны. По данному блоку был предложен выбор полярных суждений, отражающих разные стороны эмоционального компонента чувства патриотизма. Некоторые из предлагаемых для выбора полярных вариантов относились к шкале модальности отношения (презрение –уважение, неприятие –гордость, мечтательность –возмущение, вера в положительныеперспективы –апатия и отрешенность), другие –к шкале общественной активности (равнодушие –огорчение, созерцательность –активная позиция, любознательность –безразличие, желание быть полезным обществу –позиция стороннего наблюдателя), третьи –к шкалеинтенсивности эмоционального отношения (страстность –умеренные эмоции, интерес –отсутствие интереса). Патриотичным мы считали отношение небезразличное (независимо от модальности), выражающее активную позицию. III блок вопросов был посвящен выявлению проекций молодых людей по поводу поведенческого компонента чувства патриотизма. Выяснялось, какой выбор (при наличии соответствующих возможностей) респонденты приписывают своим сверстникам по альтернативам, касающимся стремления приносить пользу Родине (жить и работать за рубежом или трудиться на благо Отечества; служить в армии или избежать службы в армии; потреблять или созидать материальные и культурные блага; активно трудиться или отдыхать), получения образования (в родной стране или за рубежом), лечения (в хорошей отечественной клинике или за рубежом), жизненных целей (поиск обеспеченного супруга или поиск любви), проведения досуга (предпочтение отечественных или западных фильмов, музыки, кухни; путешествие по родной стране или за рубеж), религиозных традиций (поддержка национальных религиозных традиций –православие, ислам и т.д.или увлечение протестантизмом, дзенбуддизмом и др. религиями, не являющимися традиционными по месту проживания). IV и V блоки вопросов также были нацелены на выявление проекций по поводу поведенческого компонента чувства патриотизма, но проявляющегося по отношению к родному краю, региону, городу (IV), к малой Родине –семье (V). Наконец, VI блок вопросов предполагал выявление преобладающего уровня развития морального сознания молодых людей (по Л. Кольбергу), характеризующего ценностносмысловые аспекты поведения, которое может быть продиктовано чувством патриотизма. Респондентам предлагались ситуации, в которых они должны были оценить степень значимости мотивов (от 0 до 10 баллов), обусловливающих то, что их сверстники делают общественно одобряемый выбор. Ситуации касались мотивов службы в армии, отказа работать за границей ради работы в России, выбора трудовой деятельности при возможности жить на полном обеспечении состоятельных родителей. По каждой ситуации будет указано шесть возможных мотивов, соответствующих шести стадиям развития морального сознания по Л.Кольбергу. Первый из оцениваемых по каждой ситуации мотивов был связан с избеганием наказания или личных неудобств, второй –с выгодой, третий –с одобрением со стороны референтных лиц, четвертый –с разделением норм, диктуемых референтной группой, пятый –с представлением о своем долге, шестой –с законами совести и избеганием самоосуждения. Предусматривался подсчет суммарныхбаллов по группе респондентов, относящихся к мотивам того или иного уровня. Для проведения сравнительного опроса на выборке взрослых мы модифицировали вопросы, предлагая оценить типичное отношение или поведение их сверстника (то есть взрослого человека).В ходе исследования было выявлено, что у студентов патриотизм проявляется преимущественно в эмоциональном аспекте (IIблок вопросов), что свидетельствует о небезразличном отношении к стране и происходящим в ней процессам; а также в отношении к малой Родине–семье (Vблок). При характеристике типичного россиянина молодыми людьми (Iблок) в 45,8% случаев опрошенными были даны негативные оценки и в 20,8% случаев –неопределенные (затрудняюсь ответить). По IIблоку вопросов в 61% случаев отмечалось небезразличное, заинтересованное отношение сверстников к сегодняшним проблемам страны. Оценка стремлений и предпочтений молодежи (IIIблок), по результатам опроса, показала приписывание типичному сверстнику прозападных тенденций большинством опрошенных (72,5% от общего числа оценок). Нейтральное отношение к проблемам региона (IVблок) предполагают опрошенные юноши и девушки в 67% случаев. По Vблоку вопросов (семья) почти в половине случаев (47,5% оценок) отмечалось желание сверстников всемерно помогать родителям, не зависеть от них; тем не менее, в 52,5% случаев фиксировалось потребительское отношение к родителям, испытывающим материальные и другие трудности. В VIблоке в 56% случаев доминировали ответы, отражающие конвенциональный уровень морального сознания, по Л.Кольбергу (мотивы одобрения знакомыми и удовлетворения требований референтной группы). У 32% опрошенных преобладали оценки, соответствующие доконвенциональному уровню (мотивы избегания наказания и мотивы выгоды). Только у 12% опрошенных преобладали ответы, приписывающие сверстникам мотивы постконвенционального уровня (долг, совесть).По выборке людей зрелого возраста в большинстве блоков доминировали ответы, свидетельствующие о патриотизме и небезразличном отношении к проблемам страны. В частности, по Iблоку вопросов (когнитивный компонент) положительный образ россиянина представили 56,7% взрослых и 33,3%юношей и девушек, по IIIблоку (поведенческий компонент) проявление чувства патриотизма отмечено у 83% взрослых и 27,5% молодых людей, по VIблоку чаще, чем у студентов, отмечался постконвенциональный уровень морального сознания. Различия данных по выборкам студентов и взрослых оказались высокозначимыми (критерий хиквадрат, Р0,01). Особенно явно отличия по выборкам проявились по таким показателям, как предпочтение молодыми людьми западной культуры (музыка, фильмы, кухня, курорты и др.), лень и избегание молодыми людьми общественнополезного труда (желание не работать и получать легкие деньги), нежелание выполнять гражданские обязанности (служба в армии).Анализ результатов по VIблоку вопросов позволил оценить степень выраженности у молодых и взрослых людей разных уровней нравственного сознания по Л.Кольбергу. При обработке результатов мы подсчитывали суммарные баллы по трем ситуациям для каждой из стадий. Так как было дано три ситуации, суммарный балл у каждого респондента мог варьировать от 0 до 30, а по всей выборке объемом в 50 человек максимальный балл мог составить 1500. На основании суммарных были выведены средние баллы. В таблицеприведены средние баллы по выборкам для каждой из стадий нравственного сознания.Сравнение суммарных баллов, отражающих проявление уровней нравственного сознания в патриотически ориентированном поведении у молодых и взрослых людей, показывает, что в выборке юношей и девушек доминирует конвенциональный уровень нравственного сознания, а именно 4ястадия; почти столь же часто проявляются и мотивы преконвенционального уровня (избегание наказания, выгода). В выборке юношей и девушек намного более явно, чем у взрослых, проявляются мотивы выгоды (преконвенциональный уровень). У взрослых людей намного чаще фиксируются мотивы постконвенционального уровня, который является преобладающим в данной выборке.

Соотношение уровней нравственного сознания по Л.Кольбергу, проявляющихся в мотивах патриотически ориентированного поведения у молодых и взрослых людей(по данным проективного опроса, суммарные баллы)

Уровни и стадии нравственного сознания по Л.КольбергуБаллы оценки степени значимости мотивов по выборкамЮноши и девушкиВзрослыеI. Преконвенциональный уровень1. Избегание наказания, неприятностей2. Выгода

18,212,8II. Конвенциональный уровень3.Одобрение знакомых4. Уважение авторитета и порядка, принятие обязанностей, налагаемых референтной группой

10,620,2III. Постконвенциональный уровень5. Собственные представления о долге, самоуважение6. Совесть, чувство долга перед Отечеством, избегание самоосуждения

Что касается эмоционального компонента чувства патриотизма, то у взрослых чаще, чем у юношей и девушек, отмечались негативные эмоции по отношению к сегодняшним проблемам страны, они чаще выбирали такие ответы, как умеренные эмоции, неприятие, презрение, позиция стороннего наблюдателя. Этот факт можно объяснить, однако, неравнодушным (хотя и негативным) отношением к современной экономической и политической ситуации в России, ощущением беспомощности в решении возникших проблем. Вероятно, у взрослых позиция наблюдателя скорее вынужденная, чем продиктованная равнодушием, а умолодежи, вероятно, часто является результатом свободного выбора.У молодых людей сформировался преимущественно негативно окрашенный образ типичного россиянина, которому, по мнению многих, свойственны рабская психология, лень, алкоголизм, пассивность и зависимость, несдержанность, плоский юмор, безалаберность, невоспитанность. Такое представление в значительной мере влияет на когнитивный аспект развития чувства патриотизма, противодействуя его становлению. Некритическое принятие и мифологизация представлений о природной лени, пассивности и алкоголизме русских значимы для становления гражданского и профессионального сознания студентов и требуют коррекции . В эмоциональном плане большинство студентов занимают позицию активной заинтересованности в сегодняшних проблемах страны, верят в положительные перспективы, хотят приносить пользу обществу. Однако данное отношение не вполне реализуется в поведенческом плане, к тому же значительная часть молодых людей (более трети, что составляет критическую массу) демонстрирует негативное эмоциональное отношение к происходящему в стране, испытывая презрение, неприятие или апатию, отрешенность, безразличие, занимая позицию стороннего наблюдателя.При анализе поведенческого компонента проявления чувства патриотизма у юношейи девушек обнаруживается следование западной моде и влияниям (предпочтение западных фильмов, музыки, кухни, способов организации отдыха, принятие позиции потребителя в большей мере, чем созидателя и т.д.), выбор в пользу проживания, получения образования, лечения за рубежом. Многие юноши стремятся избежать службы в армии, меньше трудиться на благо общества и больше отдыхать. У многих юношей и девушек проявляется также отсутствие интереса к природе и культурным памятникам родного края, историческим местам,недостаточная забота о решении проблем региона, нежелание лично участвовать в его благоустройстве, работать по месту проживания. Отношение к семье как малой Родине также не сформировано более чем у половины обследованных молодых людей, это отношение в меньшей мере характеризуется заботой, бережным отношением, желанием помочь, а в большей –потребительским отношением, ориентацией на отдых и решение личных проблем. В своих стремлениях и предпочтениях, в социальной жизни, в отношении к Родине в целом, родномукраю, семье молодые люди не всегда руководствуются совестью, высокими нравственными принципами и истинным осознанием патриотических ценностей.Результаты данного исследования могут быть использованы при определении задач и путей работы школы и вуза по патриотическому воспитанию молодежи. Можно предложить следующие практические рекомендации педагогам и тьюторам в школах , кураторам учебных групп в вузах по совершенствованию работы образовательных организаций в области патриотического воспитания:целесообразно проводить с молодыми людьми беседы и диспуты по проблемам патриотизма, критериев и показателей его проявления у молодежи, отношения к ценностям западной культуры и их экспансии в России, к информации, получаемой по каналам СМИ;важно дифференцировать для юношей и девушек чувство патриотизма с такими явлениями, как аффективный патриотизм, псевдопатриотизм; контрпатриотизм;в работе со студентами и старшеклассниками может быть использована разработанная нами методика диагностики выраженности когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов чувства патриотизма у молодых людей; при обсуждении результатов диагностики интересно наметить возможность пересмотра некоторых суждений, компонентов эмоционального отношения к проблемам страны, их проявления в поступках молодых людей;становлению гражданской позиции юношей и девушек может способствовать анализ уровня нравственного сознания по Л.Кольбергу, проявляющийся в мотивах поведения.

Ссылки на источники1.Ефремова О.И. Анализ особенностей молодежного арго как носителя изменений в сознании молодежи // Материалы научнопрактической конференции «Противодействие идеологии экстремизма и терроризма в рамках реализации государственной молодежной политики» РостовнаДону. 12–14 октября 2009 года. –М.: Кредо, 2009.–С. 259–264.Ефремова О.И. Из опыта реализации национальнорегионального компонента образования в условиях летнего отдыха детей и подростков в пришкольном оздоровительном лагере // Детские оздоровительные центры в условиях инновационныхпроектов современности: Материалы IМеждунар.науч.практ.конф., 19–21 сентября 2008 г., Г. Таганрог / под ред. Т.Д.Молодцовой, В.Н. Вараксина.–Таганрог: Издво НП «ЦРЛ», 2008. –С. 39–44.3.Молодцова Т.Д., Ефремова О.И., БолдыреваВараксина А.В., Вараксин В.Н. Детские оздоровительные центры в условиях инновационных проектов современности // Вестник Мордовского университета. Серия «Педагогические науки». –2009. –№ 2. –С. 393–399.4.Вараксин В.Н. Защита развивающейся личности в условиях тотального информационного прессинга // Известия ТРТУ. Тематический выпуск. Гуманитарные науки в современном мире. –Таганрог, 2006. –№2. –С. 108–113.5.Вараксин В.Н. Антропосоциогражданственная образовательнаятехнология // Вестник Мордовского университета. Серия «Педагогические науки». –2009. –№ 2. –С.75–80.6.Вараксин В.Н.Сущность антропосоциогражданственной образовательной технологии // Международный журнал экспериментального образования.–2009.–№9.–С.99–102. 7.Вараксин В. Н.Влияние культурных ценностей на формирование личности // международный журнал фундаментальных и прикладных исследований.2012. –№8.–С.127–129. 8.Слободчиков В. И.,Исаев Е. И.Психология человека: Введение в психологию субъективности.–М.:ШколаПресс, 1995. 9.Краткий психологический словарь / ред.сост.Л. А.Карпенко; под общ.ред.А. В.Петровского, М. Г.Ярошевского.–Ростов н/Д.: Феникс, 1998. 10.Платонов К. К.Краткий словарь системы психологических понятий.–М.:Высшая школа, 1984. 11.Леонтьев Д. А.Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности.–М.:Смысл, 1999. 12.Малинкин А. Н.Понятие патриотизма: эссе по социологии знания //Социологический журнал. –1999. –№1/2.–С.87–117. 13.Ремшмидт Х.Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности: пер.с нем.–М.:Мир, 1994. 14.Малинкин А. Н.Социальные общности и идея патриотизма //Социологический журнал, 1999. –№3/4.–С.68–89. 15.Шляпентох В. Э.Многослойное общество: «антисистемный» взгляд на современную Россию // Социологический журнал. –1997. –№4. –С.5–21. 16.Шляпентох В. Э.Там же. 17.Артешина Л. В.Влияние молодежного сленга на качество речевого общения //Актуальные проблемы молодежной субкультуры /под общ.ред.О. В.Красновой.–М.:Издво МПСИ, 2008.–С.239–243. 18.Дейнека О. С.Динамика макроэкономических компонентов образа денег в обыденном сознании //Психологический журнал.–2002.–№ 2.–С.36–46. 19.Братусь Б. С.К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века //Вопросы психологии.–1993.–№ 1.–С.6–13. 20.Кононенко В. П.Правда о Павлике Морозове // Советская педагогика. –1990. –№2.–С.65–75. 21.Артешина Л. В.Там же. 22.Дьяченко А. А.Психологические особенности арго старшеклассников и студентов // Сборник трудов пятьдесят второй научной студенческой конференции ТГПИ (гуманитарные науки).–Таганрог: Издво Таганрог.гос.пед.инта, 2009.–С.235–237. 23.Личман И. Д.Особенности проявления чувства патриотизма у современных юношей и девушек // Сборник трудов пятьдесят третьей научной студенческой конференции ТГПИ (гуманитарные науки).–Таганрог: Издво Таганрог.гос.пед.инта, 2010.–С.245–247. 24.Ефремова О. И.Мифологизированные компоненты профессионального сознания будущих психологов образования и их коррекция // Научнометодический электронный журнал «Концепт».–2013.–Спецвыпуск № 05.–ART 13546.–URL: http://ekoncept. ru/2013/13546. htm. 25.Ефремова О. И.Модель тьюторской поддержки учащихся // Воспитание школьников.2010.№1.–С.21–26. Olga Efremova,

Candidate of Psychological Sciences, Docent of Department of Pedagogy and Psychology of Personality,State Pedagogical Institute named after A.P.Chekhov, Taganrogefrem.olg @ yandex.ruРsychological aspects of the manifestation of patriotism bytoday"sstudent"s youthAbstract.The research is devoted to the analysis of the manifestations of patriotism bytoday"sstudentsas the characteristics of their valuesense sphere and scope of the moral consciousness. The main object of study –the implementation of specific content (cognitive, emotional, behavioral) and leveled (by L. Kohlberg: preconventional, conventional, postconventional) components of the patriotism shown by young people.Keywords: feeling of patriotism, citizenship, moral consciousness, relation, values, senses, motives of behavior.

Вараксиным В. Н., кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры педагогики и психологии личности ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», профессором Российской Академии Естествознания

Воспитание чувства патриотизма поставлено сегодня одной из приоритетных задач учебно-воспитательного процесса. В национальной доктрине образования государством дан социальный заказ на воспитание чувства патриотизма, на формирование личности с активной жизненной и гражданской позицией.

Фундамент чувства патриотизма закладывается еще в дошкольном возрасте. В дальнейшем методы воспитания чувства гражданственности и патриотизма усложняются в зависимости от возраста детей и подростков.

В нашем календаре много знаменательных дат, способствующих воспитанию чувства патриотизма. День Победы – это апофеоз, ежегодная кульминационная точка всей воспитательной работы. В этот день по главным площадям страны идет Бессмертный полк . День Победы – самый яркий праздник, он по праву вызывает особое чувство гордости и прилив чувства патриотизма у всех граждан нашей необъятной Родины.

При работе с такой тонкой субстанцией, как детские чувства, педагогам необходим весь арсенал новейших методик, в том числе психологических. Как проводить мероприятия, направленные на воспитание чувства патриотизма? Как точно выявить баланс между формой и содержанием? Как не превратить праздники в формальность, ведь в воспитании чувства патриотизма любая фальшь недопустима.

Психологический подход при воспитании чувства патриотизма

Самые передовые и точные методы воспитания чувства патриотизма предлагает системно-векторная психология Юрия Бурлана. Эта прикладная методика приходит на помощь педагогам и воспитателям, давая универсальные знания, применимые к детям любого возраста.

Воспитание чувства гражданственности и патриотизма у ребенка – это сложный многоступенчатый педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Педагогами наработано множество методов воспитания чувства патриотизма, в том числе уникальных творческих подходов. Досадно, что эти методы не всегда срабатывают. Иногда сами педагоги чувствуют: «что-то пошло не так», надеялись вызвать одни чувства, а получилось иначе. Почему так происходит? Ответ дает системно-векторная психология Юрия Бурлана, дифференцируя людей по векторам – врожденным психическим свойствам, чувствам и желаниям.

Итак, вектор – это совокупность бессознательных желаний, мыслей и чувств, с помощью которых человек адаптирует воздействие окружающего мира. Свойства вектора в сумме отражают особенности личности. Всего векторов восемь. Каждый вектор задает свои особые желания, мысли и чувства его обладателю. Именно знания бессознательных желаний позволяют педагогам проникать в самую глубь детского сердца и настраивать его чувства и ощущения на особый патриотический лад.

Воспитание чувства гражданственности и патриотизма начинается с колыбели

Главные ростки чувства патриотизма начинаются с первых впечатлений, восхищения тем, что видит перед собой карапуз, чему он радуется, изумляется и что вызывает улыбку и отклик в его душе. Прежде всего это, конечно же, мама и семья. Чувства и ощущения еще не осознаны, но, пропущенные через непосредственное детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности будущего патриота. Как утверждает системно-векторная психология Юрия Бурлана, основой формирования будущей личности является именно это чувство защищенности и безопасности, которое ребенок получает от мамы.

Именно через маму происходит формирование нравственных основ личности, накопление опыта правильного поведения и гармоничных взаимоотношений с другими людьми.

В дошкольном возрасте качество воздействия усложняется, ребенок попадает в детский сад, где проходит первичную социализацию: начинается общение с другими детьми и взрослыми, первые чувства, коллективная подготовка к первым патриотическим праздникам. Воспитатели дошкольных учреждений всегда стараются создать в детском коллективе атмосферу дружбы и взаимопомощи, что всегда способствует развитию нравственно-патриотических чувств.

Уже с раннего возраста видно, что все дети разные: одни шустрые и подвижные, другие медлительные и более обстоятельные, третьи задумчивые, погруженные как бы «в себя», а четвертые – это просто фонтан эмоций, чувств и артистизма. Так проявляются врожденные качества (вектора), каждое свойство стремится вырваться наружу и выразить себя.

Задача родителей и педагогов – помочь детям развить их врожденные таланты и ощутить вкус от реализации своих свойств на благо группы, действуя через принцип удовольствия .

Воспитание патриотизма: отношения, качество, чувства. Младшая школа

В младшей школе диапазон методов воспитания чувства патриотизма расширяется. К средствам патриотического воспитания добавляется множество новых инструментов: это окружающая природа, знание своего края, города, страны. Выстраиваются новые отношения с друзьями, ребенок начинает еще глубже осознавать свое место и роль в коллективе. Качество отношений, чувства и эмоции углубляются.

Следует учитывать, что у нас общинный коллективистский менталитет . Поэтому гордость всегда возникает не только за свои успехи, но и за общие достижения.

Даже в небольшом поселке есть чем гордиться, есть свои замечательные личности, герои труда, да и просто добрые, мудрые люди. Здесь же учителя начинают активно использовать весь широкий арсенал литературы, искусства, фольклора и вводят обязательную практическую деятельность.

На простых примерах педагоги показывают ребятам, что в сложных испытаниях, которых наша Родина прошла немало, людям всегда помогала взаимовыручка, чувство общности, сплоченности и небывалого патриотизма.

Когда мы действуем согласно нашему менталитету – коллективистскому, общинному, – формирование личности идет очень гармонично. Когда же мы пытаемся подстроиться под особенности чуждого нам менталитета, возникает огромное внутреннее бессознательное противоречие. И вместо формирования чувства патриотизма и гордости за свою Родину возникает критиканство и обесценивание заслуг своего народа.

Разобравшись в хитросплетении таких разных желаний и чувств, педагоги и воспитатели получают своего рода секретный ключ к шкатулке бессознательных желаний ребенка. И в сложных ситуациях помогают ему выправиться в лучшую сторону его природных задатков.

Педагогам необходимо самим хорошо ориентироваться в этой теме, тогда будет легко находить аргументы и обращаться именно к тем чувствам, которые пробуждают сердце конкретного ребенка.

Знания системно-векторной психологии позволяют очень точно и практически безошибочно использовать все ранее наработанные методы воспитания чувства патриотизма подрастающего поколения.

Воспитание чувства патриотизма. Маленькими шагами к большому чувству

Педагоги мастерски показывают зависимость между деятельностью одного человека и коллектива. Демонстрация того, как через ежедневные усилия, маленькими шагами общество приходит к глобальным достижениям. Это и прорывы в космос, и великая победа над фашизмом, и трудовые подвиги нашего народа. Показывать большое через малое – это один из ключевых моментов воспитания патриотических чувств у наших детей.

На каждом этапе педагоги и воспитатели делают акцент на том, что в любой деятельности человек не одинок. Патриотизм многолик: он проявляется и в результатах труда человека, которые необходимы стране и обществу, и в его отношении к природе, родному краю, людям. На противоположностях очень четко видно, что если действия человека способствуют прогрессу и развитию общества, они и являются проявлением патриотизма, и человек при этом испытывает законное чувство патриотизма, гордости и радости за себя и свой вклад в общее дело. Если же по каким-то причинам человек действует наоборот, то он тормозит всеобщее развитие и, следовательно, его поступки далеки от патриотизма.

Примерами пронизана вся наша жизнь, и каждый ребенок при должной подсказке взрослых способен взвесить свои поступки на воображаемых весах «что такое хорошо и что такое плохо».

Чувство патриотизма — основа для формирования личности

Системно-векторная психология Юрия Бурлана точно показывает, что чувство патриотизма, гордости и радости за свою страну – это всегда нечто большее, чем сам человек.

Когда у человека есть такое ощущение, он всегда более устойчив в жизни, ему есть на что опереться даже в самые сложные времена. Чувство патриотизма дает человеку особую силу духа, способствует формированию здоровой психики. Именно поэтому воспитание чувства патриотизма – приоритетная задача во все времена.

Особое внимание педагогам и воспитателям следует уделить детям из неполных семей. Ведь основа их чувства защищенности и безопасности несколько подорвана, его можно усилить и дать ребенку опору и мощный фундамент для развития личности через воспитание чувства патриотизма, осознание своей уникальности, нужности обществу и государству. Таких ребят необходимо обязательно привлекать к участию в патриотических мероприятиях, учитывая их таланты и способности, обусловленные их векторами.

Методы воспитания чувства патриотизма. Таланты каждого для общего дела

И здесь как раз и проявляется разнообразие методов воспитания чувства патриотизма. Когда ребенок действует согласно своей природе, он испытывает наслаждение, его чувства положительны. Создание творческой, воодушевляющей, увлекательной атмосферы при проведение различных мероприятий патриотической направленности и есть главная задача педагогов и воспитателей.

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Раздел:

После того как президент России заявил, что у нас «не может быть никакой объединяющей идеи, кроме патриотизма», в стране забурлили инициативы по развитию патриотического воспитания. Часть из них оказываются не слишком оригинальными и сводятся к проведению военизированных мероприятий среди молодёжи, другие необычны, но выглядят настолько дико, что заранее обречены на провал. Тем временем идеологические противники России не оставляют попыток пересмотра итогов Второй мировой войны, пытаются влиять на российскую молодёжь, отрывая её от корней и заставляя выбирать чуждые ей ориентиры.

О такте и чувстве меры

«Заставь дурака Богу молиться»… Окончание этой пословицы всем известно. Излишнее рвение, проявленное то ли от недостатка разума, то ли от нежелания подходить к делу, что называется, с душой, зачастую приводит к результату, весьма далёкому от задуманного. Что ж, отсутствие чувства меры – серьёзный и, увы, весьма распространённый недостаток. Приведём лишь несколько примеров.

Летом прошлого года депутаты Госдумы от «Справедливой России» предложили ввести в учебные программы школ и колледжей специальный предмет, предназначенный для развития у молодёжи чувства патриотизма. Похожее предложение о введении специальных «воспитательных» программ выдвинул член думского комитета по физкультуре и делам молодёжи Николай Валуев. Депутатам отчего-то не приходит в голову, что раз уж задача школы – учить и воспитывать, то патриотическое воспитание должно пронизывать школьную программу насквозь. И речь идёт не только о гуманитарных предметах – истории, литературе, обществознании, но и о точных науках, в которых учёные нашей страны достигли высот, достойных гордости. Более того, министр образования Дмитрий Ливанов уверен, что всё это уже есть и работает. В недавнем интервью радиостанции «Коммерсант FM» чиновник сообщил, что «задача школы – воспитывать личностей» и что «образовательная программа в школе у нас сбалансирована».

По закону «О Государственном гимне РФ» гимн должен обязательно исполняться в первый день учебного года и на торжественных школьных мероприятиях по случаю государственных праздников. Чиновникам, озабоченным эффективностью патриотического воспитания, этого показалось мало. Так, Тюменская областная Дума недавно обсуждала законопроект об исполнении гимна в начале каждой учебной четверти, гимн ежемесячно исполняется в школах Ингушетии, каждую неделю – в Чечне, а школьники Белгородской и Костромской областей слушают гимн ежедневно. В октябре 2015 года фракция ЛДПР предложила законопроект об обязательном еженедельном исполнении гимна в российских школах, правда, парламентарии отклонили инициативу. Связь между частотой исполнения государственного гимна и укреплением патриотических чувств, между тем, неочевидна – скорее, это может вызвать отторжение, впрочем, как и любой «перебор». А что до слов гимна, которые почему-то никто не знает, то в СССР проблема решалась просто: текст гимна был напечатан на обложке школьных тетрадей и знали его все поголовно.

Летом 2015 года, накануне годовщины начала Великой Отечественной войны единорос Алексей Журавлёв предложил «в целях сохранения исторической памяти» помечать особой маркировкой продукцию фирм, которые в годы Второй мировой войны сотрудничали с фашистскими режимами Италии и Германии. Кому и какую пользу могла бы принести такая память, депутат не сообщил.

Парламентарий Эдуард Исаков, член комитета СФ по социальной политике, предложил составить «рейтинг эффективности гражданского-патриотического воспитания в субъектах РФ». Казалось бы, задача заведомо невыполнима: как можно измерить эффективность патриотического воспитания? Но у сенатора проблем нет: оценка, по его мнению, должна проводиться «на основании анализа официальных данных государственных статистических наблюдений», социологических исследований и анализа материалов СМИ. При этом, считает Исаков, ответственность за показатели должны нести лично руководители образовательных учреждений и главы региональных и муниципальных администраций. По всей видимости, инициатива не будет поддержана, иначе можно только догадываться, в какую волну показухи выльется очередной виток борьбы за воспитание патриотов.

Министерство образования тем временем объявило о старте серьёзного социологического исследования – «разработки критериев оценки влияния компьютерных игр в воспитательном аспекте». Какпояснили представители пресс-службы ведомства, «одна из задач исследования – определить, какие игры, связанные с Великой Отечественной войной, наиболее интересны молодому поколению и чем они привлекают молодёжь». Видимо, за «разработкой критериев» последует очередной рейтинг?

Отличились и чиновники Санкт-Петербурга. Комитеты Ленинградской области по культуре и туризму разработали проекты развлекательных туристических маршрутов по территории мемориального комплекса «Дорога жизни». Да-да, речь идёт о той самой Дороге жизни, по которой на протяжении нескольких лет из блокадного Ленинграда вывозили раненых и получали с Большой земли боеприпасы и продовольствие. В качестве вариантов туристических путешествий для разных возрастов креативные чиновники предложили, например, такие варианты: «Дорога жизни – Дорога в будущее» – игра-путешествие для детей с элементами квестовых заданий, «Дорога жизни – Дорога отважных» – квест для самостоятельных путешественников или «Дорога жизни – Дорога сильных» – марш-бросок «с формированием навыков, необходимых разведчику». К этой инициативе резко негативно отнеслась общественность Санкт-Петербурга: в городе на Неве на тему блокады шутить не принято.

Об окнах Овертона

Современные гуманитарные науки не последнюю роль отводят концепции, в соответствии с которой не нормы, принятые в обществе, формируют личность, а наоборот, повторяющиеся действия членов общества со временем формируют нормы, которые становятся общепринятыми. В конце 1990-х американский социолог Джозеф Овертон описал модель изменения так называемых «окон дискурса», получившую впоследствии название «окон Овертона». В исследовании говорилось, что путём продолжительного методичного воздействия можно сделать общепринятыми изначально абсолютно чуждые обществу идеи и представления. Это готовая работающая технология, гораздо более сложная и тонкая, чем откровенное зомбирование или «промывание мозгов». Самое страшное, что воздействие на общество происходит постепенно, медленно и оттого – незаметно. Суть теории – в постоянном, но регулярном смещении «окна дискурса» в нужную сторону, в результате которого оценка явления в общественном сознании последовательно проходит стадии от «немыслимо» до «возможно», затем до «приемлемо» и так далее, пока явление не станет действующей нормой. Действие подобных технологий легко отследить, например, по тому, что происходит в современном обществе в отношении однополых браков, за какие-то несколько десятилетий прошедших путь от явления неприемлемого до достойного законодательного закрепления. Исследователи подчёркивают, что наиболее подвержены подобного рода влиянию общества с развитой свободой слова и толерантностью, потому что в них отсутствуют табу, т.е. ограничения вида «нельзя – и всё», а значит, нет чётких критериев, по которым можно отличить добро от зла.

По похожим методикам работают в толерантных обществах западные идеологи, пытающиеся развернуть процессы героизации нацизма и пересмотра итогов Второй мировой войны. Владимир Путин достаточно подробно остановился на этом во времязаседания оргкомитета «Победа» . Вполне естественным в такой ситуации выглядит протест российского МИДа по поводу планируемого проведения рок-фестиваля в берлинском Трептов-парке, где захоронены более семи тысяч советских воинов.

Но методики эти действуют не только за рубежом. Явления, ещё совсем недавно абсолютно немыслимые, в современном российском обществе начинают восприниматься как допустимые. Пару недель назад на одном из федеральных каналов в программе «Танцы со звёздами» был исполнен номер, где девушка танцевала с актёром в форме офицера вермахта. Конечно, после массы критических откликов последовало официальное объяснение телеканала, мол, ничего плохого не имели в виду, всё это лишь инструментарий и художественная форма. Но дело не в этом. Лет двадцать назад никому бы просто не пришло в голову поставить такой номер, не говоря уже о его выходе в эфир. Кстати, интересно, видела ли этот танец официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, переживающая о планируемом рок-концерте в Трептов-парке? Может быть, прежде чем требовать уважения от других, стоит навести порядок у себя?

Вспомните, как дико звучала ещё несколько лет назад чья-то нелепая шутка о том, что если бы немецкие фашисты завоевали нашу страну, то вместо «Жигулёвского» пива мы сейчас пили бы «Баварское». И как буднично в наши дни высказывается писательница Людмила Улицкая. По её мнению, французы, сдавшие немецким оккупантам свою страну, оказались прозорливее, благодаря чему Франция, в отличие от СССР, избежала ужасных потерь.

Сколько лет прошло, прежде чем была признана нежелательной деятельность фондов «Открытое общество» и «Содействие», учреждённых Джорджем Соросом? Сколько лет потребуется, чтобы чиновники обратили внимание на программу «Учитель для России», с помощью которой агенты влияния получают доступ в российские школы? А ведь мы видим интерес к этой программе: после нашей публикации это стало очевидно не только по статистике портала profiok.com, но и по звонкам от желающих приобщиться по телефонам, указанным в шапке нашего сайта!

В российской истории есть примеры радикальной борьбы с инакомыслием и попытками забивать умы ересью. «А если бусурман какого-нибудь русского человека насильно или обманом к своей бусурманской вере принудит, … то того бусурмана после допроса казнить – сжечь огнём без всякого милосердия», – говорится в Соборном уложении царя Алексея Михайловича Романова, принятом в 1649 году и действовавшем до 1832 года. В наши дни «сжечь огнём», конечно, никого не получится – у нас свобода слова и гарантированные Конституцией права человека. Но согласитесь, что пытаться противостоять подобному воздействию с помощью многократного исполнения гимна – по меньшей мере, смешно. Значит, надо действовать умнее и тоньше.

О заложенном «в крови»

Любовь к Родине – а патриотизм, как правило, понимается именно так – можно воспитывать по-разному. В основе патриотизма – семейные традиции, ощущение связи с историей своей семьи, понимание истории семьи в контексте российской истории и так далее. Акция «Бессмертный полк», в которой участвовало множество молодых людей, показала, что чувство принадлежности к великой российской истории, гордость за своих предков – всё это никуда не делось, оно заложено в наших гражданах едва ли не генетически. И герои в современной России тоже есть, достаточно вспомнить подвиг офицера Александра Прохоренко, простого парня из-под Оренбурга, геройски погибшего в Сирии в марте 2016 года. Российский военный занимался наведением огня российских бомбардировщиков под Пальмирой. Попав в окружение, он вызвал огонь на себя. Вряд ли на его решение оказали влияние показатели рейтинга эффективности патриотического воспитания в Оренбургской области, тут явно что-то другое – и сложнее, и проще одновременно.

Рассказывать, показывать, помогать понять, не вдалбливать, а заинтересовывать – такой видится задача воспитания патриотизма. Причём речь не только о подвигах или военной мощи: есть множество самых разных причин гордиться нашей страной. Хотя, конечно, изучение военной истории России занимает в деле патриотического воспитания одну из ключевых позиций. Но ведь и это можно делать интересно и ненавязчиво. Так, как делает это Российское военно-историческое общество, организовавшее для школьников автобусные экскурсии по местам боевой славы. Так, как это делают организаторы всероссийского теста по истории Великой Отечественной войны , который пройдёт 23 апреля 2016 года: вопросы в тесте составлены так, что даже не зная правильного ответа, можно узнать много интересного о Великой Отечественной войне.

Единственный способ выстоять в идеологической борьбе – всеми силами стараться не растерять свои ценности. Для этого вовсе не нужно целыми днями играть в «Зарницу», петь гимн и ходить с флагом. Просто общество должно однозначно уяснить для себя, что Родину – и большую, и малую – нужно любить и защищать. Иное – просто немыслимо.

На сохранение наших общих ценностей, важных одновременно и для каждой семьи, и для всей страны, направлен совместный проект Издательского центра ИНЭС и Центра экономического развития и сертификации – книга под рабочим названием «История, рассказанная народом» . В издании будут изложены сведения об участниках Великой Отечественной войны, опубликованы документы из семейных архивов. Организаторы проекта уверены, что издание книги не только станет очередным шагом в направлении увековечения подвига участников ВОВ, но и позволит каждому человеку почувствовать себя частью истории нашего Отечества. Об условиях участия в проекте можно узнать на сайте

09Ноя

Что такое Патриотизм

Патриотизм – это термин, который применяется для описания чувства любви и преданности своему народу, нации, стране или сообществу. Сам по себе, термин патриотизм является весьма обширным и неоднозначным. Он включает в себя целую массу различных чувств, и аспектов о которых мы поговорим ниже.

Что такое Патриотизм простыми словами – краткое определение.

Простыми словами, патриотизм – это любовь к своей стране, своей нации и своей культуре. Как правило, патриотизм включает в себя такие основные аспекты как:

  • Особая привязанность к своей стране;
  • Чувство личной идентификации со страной;
  • Особая забота о благосостоянии страны;
  • Готовность жертвовать собой, чтобы способствовать благополучию страны.

В некотором отношении, патриотизм это определенный социальный и моральный принцип, который вызывает у человека чувство привязанности к своей стране. Он вызывает чувство гордости за свою нацию, страну или культуру.

Основа и суть Патриотизма.

Как уже стало понятно из самого определения, основой или сутью патриотизма служит самоотверженная любовь и привязанность к своей стране.

«Но, так ли это хорошо, и зачем собственно нужен патриотизм? »

Ответ на этот вопрос весьма сложный и неоднозначный. Дело в том, что, если полагаться на фундаментальные труды различных исследователей данного явления, можно обнаружить что они разделились на два лагеря.

Одни утверждают, что патриотизм — это очень положительное явление способное развивать и укреплять государство, поддерживать и сохранять его культурные традиции и обычаи. Другие утверждают, что подобная привязанность к своему государству и конкретно своей культуре способствует развитию излишне националистических и настроений, которые не особо вяжутся с .

О связи патриотизма и национализма мы поговорим позже, а сейчас продолжим развивать ответ на поставленный выше вопрос. Так вот, если абстрагироваться от уже сформированных точек зрения, можно сказать, что все заявления приверженцев, и противников патриотизма по-своему правы. Дело в том, что в самой идее любви к своей стране нет ничего плохого, но все должно быть в меру и идти, так сказать, от сердца. Но, история знает массу примеров, когда подобная любовь к отечеству мутировала в фанатизм под влиянием манипуляций с народным сознанием. Патриотизмом часто оправдывались многие военные и прочие преступления. Таким образом, можно сказать, что патриотизм помимо всего прочего это еще и отличный инструмент для управления массами. Так вот, отвечая на поставленный выше вопрос можно сказать, что патриотизм — это весьма положительное явление в разумных пределах, которое нужно для сохранения и развития отдельных государств наций и культур.

Патриотизм и национализм – в чем разница.

Действительно, помимо того, что эти два термина довольно часто используются вместе, а иногда и подменяют друг друга, между ними существует разница. Основные различия в данных понятиях заключаются в том, что национализм – это любовь именно к своей нации, своей культуре, и своим традициям, а патриотизм – это любовь к стране в целом, включая населяющие ее меньшинства со своими культурными особенностями.

Стоит отметить, что в реальной жизни эти понятия действительно довольно часто переплетаются, так как патриоты в большинстве случаев являются националистами, хотя это не является правилом.

ПАТРИОТИЗМ – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. ПАТРИОТ- человек, проникнутый патриотизмом, человек, преданный интересам какого-либо дела, глубоко привязанный к чему-нибудь.

В современных условиях нет задачи важнее, чем задача формирования патриотизма. Вместе с тем нет задачи и сложнее. Но сложно не означает невозможно. Поэтому каждому воспитателю, «заболевшему» этой проблемой, целесообразно продумать собственную идеологию воспитания чувства любви к Родине. В ее основу можно положить примерно следующие размышления.

Сам воспитатель должен быть искренним и убежденным патриотом и уметь не проповедовать любовь к Родине, а увлекательно исповедовать и доказывать ее своими делами, полными энергии и преданности. Преподаватель - первый патриот в учебном заведении. Если этого условия нет, то за воспитание патриотизма лучше не браться.

Любовь к Родине - чувство во многом, как говорил русский философ Иван Ильин, инстинктивное. Поэтому нужно пробуждать в молодом человеке дремлющий патриотизм. Именно пробуждать, но не навязывать. Ни полюбить, ни разлюбить Родину по приказу невозможно.

Россия - страна, сотканная из противоречий. В ней много прекрасного и немало безобразного. Но Родину, как и родителей, не выбирают. Отсюда следует всегда помнить мысль: хороша ли, плоха, но это моя Родина. И другой у меня не будет.

Чувство любви к Родине не только горделивое, но и сострадательное, жалостливое. Поэтому нужно не только гордиться своим Отечеством, но и жалеть его. А в русском языке слова «любить» и «жалеть» очень близки по глубинному смыслу.

Необходимо учитывать, что люди приходят к пониманию патриотизма по-разному: один через природу или искусство родной страны, другой - через ее историю, третий - через религиозную веру, а кто-то через службу в армии. Наверное, сколько людей - столько путей. Трудно, но воспитатель должен находить патриотическую тропиночку к каждому сердцу.

Академик Д. С. Лихачев писал: «Патриотизм - это благороднейшее чувство. Это даже не чувство - это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа. »". Иными словами, между культурой и патриотизмом есть диалектическая взаимосвязь: формируя патриота, мы формируем культурного человека. Чем выше культурный уровень молодого человека, тем богаче чувство патриотизма. "

Воспитание подростков - глубоко личное и ответственное государственное дело. Именно в семье формируется гражданин державы с качествами патриота. Философ И. А. Ильин (1883-1945) в книге «Путь духовного обновления» рекомендует молодым родителям следующие пути, как он говорил, «национального воспитания» своих детей.

В психологии достаточно сложно обнаружить научные исследования эмоциональной сферы человека, что, возможно связано с ее природой, затруднительной для понимания.

Я дерзнула подвергнуть диагностике одно из самых сложных человеческих чувств – чувство патриотизма. Здесь, естественно столкнуться с проблемой определения компонентов, частей, которые составляют предмет научного исследования.

Но необходимо заметить, что исследования в заявленном направлении отличаются актуальностью и прикладной ценностью. Все педагоги сталкиваются в своей деятельности с проблемами патриотического воспитания, а как формировать и влиять на то, что сложно познаваемо?

В то же время перестройка и переориентация школьного и дополнительного образования предполагает насыщение его патриотическим содержанием. Именно преданность Родине, чувство гордости за нее, за свой народ дает человеку ту энергию, опору, позволяющую влиять на развитие общества, иметь цели и ценности, заботиться о государстве.

Итак, предмет нашего исследования – чувство патриотизма, которое мы определяем как понимание ценности Родины, отношение к ней и поведение, связанное с сохранением и заботой о Родине.

Для реализации целей исследования мною использована анкета из 8 вопросов «Патриот», направленных на выяснение содержания понятия «Родина», «патриотизм», предпочтений в близком и отдаленном окружении подростков, представлений о будущем своего края и пр.

Анализ исследования.

В исследовании принимало участие 80 подростков – учащиеся нашего училища.

На вопрос считаете ли вы себя патриотом, к сожалению 25% ответили – «да», а остальные относятся к этому вопросу несерьезно.

На формирование чувства патриотизма, по данным опроса, влияют школа, родители, окружающие люди, друзья – 73%

Патриотизм является важнейшей ценностной составляющей гражданственности. Для того чтобы определить понятие «патриотизм», молодежи был задан вопрос: По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя понятие «патриотизм»? Самый большой процент ответов (70%) – любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни. 5% - считают, что патриотизм – это лишь романтический образ, литературная выдумка.

На четвертый вопрос многие респонденты ответили следующим образом: 70% - не желают понимать понятие «патриотизм», 20% - считают неактуальным, 10% - не имеют возможности.

Основными ценными качествами необходимыми для патриотизма, многие считают: наличие хороших и верных друзей 22%,

20% предпочитают свободу, уверенность в себе, ответственность.

В наименьшем процентном соотношении – 10%, считают материальное обеспечение жизни, общественное признание, высокие запросы, исполнительность, твердая воля, терпимость.

На шестой вопрос 60% респондентов готовы прийти на помощь друг другу в трудную минуту и лишь 27% умеют ценить настоящую дружбу, взаимопонимание, смелость, решительность.

В седьмом вопросе молодые люди все-таки предпочитают приятно проводить время с друзьями (81%), а 12% испытывают удовлетворение от выполненной работы.

На последний вопрос учащимся было предложено закончить предложения – «во что они верят», «на что они готовы», «как можно защитить свое государство кроме как оружием», «»задумываются ли они о будущем своей Родины», «что значит, для них быть достойным представителем страны, в которой они живут».

Анализ проведенного анкетирования выявил отношение молодого поколения к понятию «патриотизм». Я заметила следующее, что чем моложе поколение, тем смысл патриотизма утрачивается, но не смотря на это 65% связывают его с любовью и уважением к Родине, чувством верности, преданности и долга, готовностью защищать ее. В то же время 35% не понимают этого, не думают об этом или не знают.

Итогом проведенной работы стал классный час – «Что значит быть патриотом сегодня?» (см. приложения). Рассказывала о настоящих патриотах России, на примерах Александра Невского, Александра Суворова, Алексея Лукаша и других. В конце классного часа я попросила ответить на вопросы: «А как вы, сегодняшняя молодежь, понимаете, что такое патриотизм? В чем каждый из вас видит свое патриотическое служение Родине? Готовы ли вы сегодня к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины?»

Цитаты учащихся о выше сказанных вопросах:

Патриотизм – это любовь к своей Родине, уважение граждан живущих в ней, защита родной земли.

А мне кажется, что нужно иметь обязанности не только по отношению к знакомым, но и ко всем людям, окружающим нас. Не проходить мимо нуждающихся, стариков, больных, малышей. В общем, всех, кому можно помочь своим словом или даже каким-то делом. Не проходить даже мимо мусора на дороге Главное, чтобы было желание услужить людям.

А мне кажется, что если человек по-настоящему верит в Бога, то для него Господь и Родина слиты воедино. Он, как отец Андроник, будит стойко переносить испытания и выполнять свои обязанности.

Подобного рода результаты показывают правомерность постановки вопроса об активизации патриотического воспитания. Этому способствовали бы:

Научно-исследовательские работы по проблемам патриотического воспитания;

Патриотические объединения, клубы, центры, в том числе детские и молодежные;

Историко-патриотические музеи, школьные музеи, музеи предприятий, учреждений;

Выставки патриотической направленности;

Фестивали и конкурсы по патриотической тематике;

Военно-спортивные игры;

Мероприятия военно-шефской работы.

И сейчас важно понимать, что если не сформировать российскую государственную идею, образ жизни и систему ценностей, то Россия окажется в идеологической зависимости от Запада и не сможет реализовать свои возможности.

Создание патриотических настроений в обществе в целом и в среде молодежи в частности должно быть государственной задачей, отвечающей общероссийским интересам, и не даваться на откуп различным политическим партиям и движениям, которые действуют в собственных интересах.

Патриотизм общества в целом и молодежи в частности следует считать нормальным явлением, а отклонение от этого – политической болезнью государства. Пока проблема формирования гражданской позиции не будет решена, российское общество не может рассчитывать на полноценное существование.

Дети, которые осознают свои связи с Родиной, являются своего рода потенциалом для приема, возможностью для подражания для подростков, чувствующих свою оторванность от «корней» малой Родины.