Я народное творенье для детишек. Детский фольклор – исток сохранения русских народных традиций. Развлечение «Веселая слобода»

Фольклорное развлечение для детей 4-5 лет в детском саду «Народные игры с Матрешкой»

Сценарий развлечения на материале русского фольклора для детей средней группы.

Цель: создать условия для праздничного настроения.
Задачи: приобщить детей к русской культуре; развивать эстетическое восприятие, музыкальность детей; вызвать эмоциональный отклик на происходящее; воспитывать интерес к народным играм.
Материалы и оборудование. Диск русской народной музыкой, потешками. Большой платок, маленькие платочки.
Роль матрешки, петушка, деда Тимофея играют дети этой же группы.

Ход развлечения.

Звучит русская народная музыка.
Ведущая.
У нас сегодня будет веселье.
К нам придет сегодня в гости,
А кто, сейчас узнаете,
Коль загадку отгадаете!
«Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может - три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская ……(матрёшка)
Ведущая.
Мы похлопаем в ладошки,
Выходи сюда, Матрешка!
Под русскую народную мелодию выходит Матрешка. Матрешка пляшет, выполняя знакомые плясовые движения, дети хлопают в ладоши.
Матрешка.
Кто здесь смелый,
Кто здесь ловкий,
Выходи смелее в круг!
Приготовила для деток
Интересную игру!
Игра «Дед Тимофей»
Здравствуй дед Тимофей!
Не смотри ты на детей, не качай головой,
Не тряси бородой.
Ты не топай ножкой, постой на дорожке.
Да послушай что мы скажем
Посмотри что мы покажем!
Дед. Где вы детки были?
Дети. Во сыром борочке!
Дед. Что вы там делали?
Посидели на кочке, постояли на пенечке,
Голову чесали, да от тебя убегали! Дед ловит детишек.
Матрёшка.
Мы, веселые матрешки,
Все сидели у окошка.
Надоело нам скучать,
К вам пришли потанцевать.
Танец «Мы матрешки раз, два, три»
Девочки вместе с Матрёшкой выполняют движения по тексту песни.

1.Мы матрешки раз, два, три
Как похожи посмотри, посмотри.
Ай люли, ай люли,
Сарафаны до земли.
2.Мы матрешки раз, два, три
Как пригожи посмотри, посмотри.
Ай люли, ай люли
Ленты в косы заплели.
3.Мы матрешки раз, два, три
Как дружны мы посмотри, посмотри
Ай люли, ай люли
Хоровод мы повели.
Матрёшка.
Давайте поиграем с моим дружком, золотистым петушком.
Выходит петушок.
Петушок. Я петушок – золотистый петушок!
Очень рано встаю, очень громко пою1
Кто здесь смелый, кто здесь ловкий?
Выходи скорее в круг!
Приготовил я для деток
Интересную игру!
Игра «Ходит по двору пет ух»
Все играющие встают в круг и берутся за руки. Игроки идут по кругу, петух в кругу. Дети произносят потешку:
Тух – тух
Ту – ру – рух!
Ходит по двору петух.
Сам со шпорами, хвост с узорами.
Во дворе стоит, громче всех кричит!
Петух: Ку – ка – ре – ку!
Все разбегаются, петух ловит детей. Пойманный, становится петухом.
Ведущая: Что ж, дразнились мы, играли,
Но все вместе не плясали.
А какое же гуляние без русской, озорной пляски.
А, ну, ребята, выходите!
Себя в пляске покажите.
Общая пляска.
Матрёшка. Ох, устали мы играть, теперь будем отдыхать.
А я вам в корзиночке принесла красивые платочки. Раздает всем платочки. Все садятся на коврик. Под спокойную музыку платочками машут, затем прячутся.
Мы возьмём за уголочки,
Наш яркий платочки
И поднимем высоко,
Поиграем с ним легко.
Раз, два, три, кто там спрятался внутри! Дети прячутся платочками, в это время
воспитатель закрывает большим платком несколько детишек.

Платочек опускаем, кого же тут не стало?
Раз, два, три, кто там спрятался внутри?
Игра повторяется.
Воспитатель. Как весело мы провели время с матрешкой,
Матрёшка. Хорошие дети, умелые дети,
Вы – самые лучшие дети на свете!
Я кое-что для вас припасла…
Угощения вам принесла!
Матрёшка достает из корзиночки угощения раздает детям и прощается.

Для второй младшей группы

Цель праздника : Приобщать детей к истокам русской народной культуры на основе активного использования фольклора (потешек, прибауток, песен, загадок); продолжать развивать общую и мелкую моторику, положительные эмоции, речевую активность, музыкально-творческие способности, певческие навыки.

Атрибуты для праздника : Русская изба, печка, кочерга, чугун, ухват, скатерть, лавочка из дерева, домотканные половички, самовар, чудо - короб с музыкальными инструментами, русские народные костюмы.

Начало праздника:

Музыкальный руководитель: Предлагает поехать на лошадке в деревню к бабушке и к дедушке. Дети едут и напевают «едем, едем к бабе, к деду на лошадке но-но-но» (3 раза поют, объезжая зал).

Музыкальный руководитель : Ехали мы ехали, наконец приехали!

Встречают у домика петушка и поют ему песенку (русская народная песенка).

За огородом пробежал зайка и детям предлагает спеть песенку «Заинька -зайка», после песни дети угощают зайку морковкой.

Музыкальный руководитель : В домике тихо, никто нас не встречает, давайте дети потанцуем и разбудим дедушку с бабушкой «Весёлый танец».

Из домика выходят бабушка с дедушкой.

Здравствуйте, мои дорогие внучатки! Почему у дверей стоите? Проходите, мы гостям всегда рады! На крылечко ступайте. Ноги чистые? (Дети отвечают.)

Посмотрите, как в нашей горнице светло и красиво! Кругом половички домотканные да коврики рукодельные, просто загляденье! Садитесь рядком, да поговорим ладком!

Игра «Сорока - белобока кашку варила».

Бабушка: Ты, дедуля, сходи за дровами, а я тесто замешу и пряничков напеку! А ты, внученька - Дарьюшка, избу покажи.

Дарьюшка: Хорошо, хорошо, дедушка и бабушка (они уходят).

Ребята, а вы знаете, из чего изба состоит? Вам я сейчас расскажу, а вы повторяйте за мной!

Пальчиковая гимнастика

Стенка, стенка (указательными пальцами показывают щёки)

Потолок (показывают лоб)

Два окошка (указательными пальцами на глаза)

Дверь (на рот)

Звонок! Дзинь- дзинь - дзинь! (нажимают пальчиками на кончик носа)

Никто не открывает (сцепляют руки в замок)

Только зря звоним в звонок (выпрямляют большие пальцы)

На дверях большой замок

Вот он, ключик! (правую руку выставляют вперёд, соединив большой и указательный пальцы)

И открыт замок! (к левой ладошке приставляют большой и указательный палец правой руки и поворачивают их по часовой стрелке).

Дарья: Сейчас я вам загадаю загадки:

  1. В избе - изба,

    На избе - труба,

    Я лучинку зажег,

    Положил на порог,

    Зашумело в избе,

    Загудело в трубе.

    Видит пламя народ,

    А тушить не идет (печка).

  2. Руки в боки, как начальник,

    Раньше всех на стол встает,

    Сам себе плита, и чайник,

    Сам заварит, сам нальет (самовар).

Молодцы, ребятки! Отгадали все мои загадки!

А вот в эту кроватку кого можно спать уложить?

Правильно, куколку! А баюкать да приговаривать умеете?

Я вас сейчас научу:

Уж ты, котенька, коток, котя - серенький хвосток,

Приди, котя, ночевать, мою деточку качать.

Уж как я тебе, коту, за работу заплачу,

Дам кусочек пирога и кувшинчик молока.

(Дети берут кукол, укачивают их, подпевая.)

Входят в дом бабушка с дедушкой : Ну, что? Заскучали?

Музыкальный руководитель: Да нет, она научила наших деток колыбельную песенку петь.

Бабушка: Какие вы у меня умненькие - разумненькие! А как вы думаете, что в доме главное? То ли крылечко, то ли печка, то ли окошко, то ли стол да скамейка с кошкой? (Дети отвечают.)

А я вот вам скажу: как ни мечи, лучше нет печи.

Где испечь хлеб, пироги да калачи?

Где щи да кашу сварить? Конечно же, в печке!

Мала печка, да тёпленька, на ней и валенки просушить и самим погреться.

Дедушка: Прежде чем печь топить, не забудь дров нарубить да приговаривай. Дело - то быстрее пойдёт (дед колет дрова, приговаривает)

Я колю, колю дрова.

Я колю на чурочки,

Я колю, колю дрова.

Гори огонь в печурочке!

Бабушка: А я напеку вам пряничков.

Дед: Пока прянички остывают, покажу - ка я вам чудо - короб!

Вы ко мне сюда бегите, чудо - короб посмотрите.

Что глаза увидят, назовите! (Дети берут из короба деревянные ложки, погремушки, колокольчики.)

Дарьюшка: Вот какая у нас детвора!

А где детвора, непременно оркестровая игра!

Дети играют. А бабушка с дедом пляшут, а их внучка играет на трещётках.

Дед: А ещё в коробе есть платочек расписной, хотите с ним в жмурки поиграть?

Бабушка: Хотим, только жмуркой будешь ты, дедушка!

Дед: Что ж, давно я не играл, вас внучатки поджидал.

Если есть внучатки, будет и веселье!

Игра в жмурки.

Дед: А у нашей внучки сегодня именины, споём вместе «Каравай».

Бабушка: Быстро времечко бежит, самовар уже кипит (ставит на стол самовар).

А сейчас детки хотят показать дедушке, бабушке и внучке Дарьюшке какие они сделали расписные кружечки с тарелочками и пирожки с ватрушками, да с кренделями для угощения, на выставку «Русское народное творчество» совместно со своими родителями.

Дарьюшка угощает деток сушками.

Кушайте сушки, чаем запевайте, нас не забывайте!

Дети благодарят бабушку, дедушку, Дарьюшку и уезжают на лошадке домой.

Наш педагогический коллектив ставит задачу – показать детям красоту русского языка посредством знакомства с устным народным творчеством. Мы стараемся почерпнуть знания об истоках, формах русского фольклора из специальной литературы, общения с людьми старшего поколения. Особое внимание обращаем на произведения детского фольклора.

Знакомя детей с формами и средствами языковой выразительности фольклорных произведений, мы используем разнообразные приемы: беседы, речевые игры, чтение художественной литературы, во время которого особое внимание уделяем русскому прикладному искусству, включаем детей в участие в обрядах, играх, хороводах, погружаем в мир народной музыки, игру на русских народных музыкальных инструментах. Во время такого взаимодействия детям открывается занимательный и яркий мир народного творчества.

В течение нескольких лет в нашем детском саду функционирует фольклорная группа «Веселая слобода», в состав которой входят воспитанники подготовительных групп. Она принимает активное участие в подготовке и проведении детских фольклорных праздников, включающих обрядовые сценки, отражающие быт крестьян российской деревни и сезонные явления природы.

В учреждении организован мини-музей «Преданья старины», в котором дети, под руководством взрослых ближе знакомятся с историей быта, искусством русского народа. Предметы музея можно потрогать, узнать удивительную историю судьбы каждой старинной вещи, поиграть с ней.

Развлечение «Веселая слобода»

(с детьми подготовительной к школе группы).

Цель. Приобщать детей к традициям русского народа – посиделками, совершенствовать умение участвовать в совместной игре с другими детьми, вести себя адекватно в обществе детей и взрослых, закрепить умение применять полученные навыки общения в игровых ситуациях.

Оформление зала. Расписная печь, столы с домашней утварью: самоваром, горшками, крышками и т.д., деревянные лавки, сундук, половники, вышитые полотенца, скатерти, прялка, веретенце, расписные ложки.

Материалы и оборудование. Аудиозаписи русских народных песен: « К вам гости пришли», «Крутись веретенце», «Ой, вставала я ранешенько», «Веселый хоровод», «Русская народная пляска», «Блины»; бубенцы, деревянные ложки, трещотки; блины для угощения детей; для игры «Карусель» — разноцветные ленточки на палке (высотой 2 м); клубочки, валенки, платочки, пяльцы, нитки, спицы, лапоть, шаль.

Персонажи. Хозяйка, Хозяин, Домовой – взрослые.

Порядок работы.

Дети стоят перед залом. Хозяйка посиделок — воспитатель в русском народном костюме – входит в зал. Звучит русская народная мелодия. Хозяйка обращается к зрителям.

Хозяйка. На завалинке, в светелке

Иль на бревнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль на светлый небосвод –

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Дети входят в зал, кланяются хозяйке.

Хозяин. Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окно глядеть! Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться.

Хозяйка. Рады видеть у себя в гостях, в своей горлице. Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный. По обычаю, по-старинному – посиделками называется. Веселья да радости вам.

Дети исполняют русскую народную песню «К нам гости пришли».

Хозяйка. Гость на двор – хозяину радость. Красному гостю – красное место. Будьте как дома, присаживайтесь.

Девочка. Не беспокойся, хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не устоим.

Хозяин. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко.

Мальчик. Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят.

Хозяйка. Редкий гость никогда не в тягость.

Девочка. Дома сидеть, ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.

Хозяйка. Давно мы вас ждем – поджидаем, праздник без вас не начинаем.

Мальчик. Ехали мы мимо, да завернули до дыму.

Дети садятся на лавки.

Хозяин. Удобно ли вам, гости дорогие?

Всем ли видно, всем ли слышно?

Всем ли места хватило?

Ребенок. Гостям – то, известное дело, хватило места, да не тесно ли хозяевам?

Хозяйка. В тесноте, да не в обиде! Сядем рядком, да поговорим ладком.

Хозяин. Погуляем на празднике нашем.

Нигде не найдете вы праздника краше.

Хозяйка. А как вечер наступает, весь народ гулять идет, хороводы начинает водить.

Под русскую народную мелодию дети водят хоровод.

Хозяйка. Небылицы в лицах

Сидят в темницах – светлицах.

Щелкают орешки,

Да творят насмешки.

Ни короткие, ни длинные,

А такие, что в самый раз,

Как от меня — до вас.

Дети исполняют шутливые диалоги.

1 диалог.

— Федул, что губы надул?

— Кафтан прожег!

— А велика ли дыра то?

— Один ворот остался.

2 диалог.

— Тюха, есть хочешь?

— Нет, я перекусил!

— А что перекусил?

— Да съел краюшку хлеба.

— А ты бы ее в горшке со сметаной мочил.

— Да в горшок не влезла.

3 диалог.

— Не проходил, ли тут мальчик?

— Маленький?

— Маленький

— Рыженький?

— Рыженький.

— В красной рубашке?

— В красной рубашке.

— Босоногий?

— Босоногий.

— Нет, не проходил.

Хозяйка. На Руси уж так идет,

Что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец.

И на дудочке игрец.

И блоху он подкует,

Дом добротный возведет,

Утварь всю по дому справит,

Чашей полной дом тот станет.

Хозяин. Какие же девицы – красавицы к нам пожаловали! Как песню начнут спевать, да ниточку в клубочек мотать – заслушаешься, залюбуешься.

Девочки мотают клубочки и поют русскую народную песню без музыкального сопровождения «Крутись веретёнце». Мальчики «подшивают» валенки или имитируют выполнение какой-то другой хозяйственной работы.

Хозяйка. Ай, да песня хороша, развернулась впрямь душа.

И клубочки хороши, ровно скатаны. Ай, да девицы, ай, да красавицы.

Хозяин. А вы, ребятушки, что призадумались? Призадумались, закручинились! Вижу, вижу, что и вам поплясать захотелось. Покажите свой талант.

Дети исполняют русскую народную пляску.

Слышен стук, чихание. Из-за печи показывается взрослый в расписной рубахе, парике – «Домовой».

Хозяйка. Милости просим, гость дорогой.

Проходи, повеселись с нами.

Домовой. Какой я вам гость?

Хозяйка. А, кто же ты? Что за «неведома зверушка»?

Домовой. А вот и врёшь. Я, можно сказать, век здесь живу. Дом, можно сказать, на мне держится. А они явились – да с песнями, да с инструментами! Где справедливость? Одним — все, а другим ничего?

Хозяйка. Зачем к нам пожаловали?

Домовой. Мне друг Нафаня прислал письмо: «Кузька, ты большой стал, домовитый, умный – учи скороговорки». А я один не могу справиться. Помогите мне, а то ничего что-то не получается.

Обращается к детям за помощью. Дети показывают свое умение произносить скороговорки.

1 ребенок. Три сороки тараторки

Тараторили на горке.

2 ребенок. Летят три пичужки

Через три избушки.

3 ребенок. Вёз корабль карамель

Наскочил корабль на мель.

4 ребенок. Мамаша Ромаше

Дала сыворотки из-под простокваши.

Хозяин. Какие молодцы! Славно, славно у вас получилось! И у тебя, домовой, все получилось.

Домовой. Делу – время, потехе – час. Кто будет играть со мной сейчас?

Домовой приглашает детей поиграть в игру « Карусель». В центре зала устанавливается шест с разноцветными лентами. Дети берутся за ленточки и начинают бежать по кругу в соответствии с ускоряющимся ритмом русской народной мелодии. После 2 – 3 кругов бега музыка затихает, и на карусели приглашаются покататься другие дети.

Домовой. А сейчас для вас, ребятки,

Загадаю я загадку.

Знаю, знаю наперёд –

Вы, смекалистый народ!

Без нее мы как без рук,

На досуге – веселушка

И накормит всех подруг.

Кашу носит прямо в рот

И обжечься не дает.

Девочка. Звонкие, резные

Ложки расписные.

От зари и до зари

Веселятся ложкари.

Дети под русскую народную мелодию играют на ложках.

Хозяин. Вот так ложки-веселушки,

Так и просятся в частушки.

1 ребенок. Лодырь да бездельник —

Им праздник и в понедельник.

2 ребенок. Ныне лягушки, завтра гуляшки,

Останешься без рубашки.

Хозяйка. Там, где песня льется, там легче живется!

Запевайте-ка песню шуточную, прибауточную.

Исполняется русская народная песня « Ой, вставала я ранешенько».

Хозяин. Как известно всем, подружки –

Мастерицы петь частушки

И вы, парни не зевайте, девчатам тоже помогайте.

Дети исполняют частушки под русские народные мелодии.

Частушки.

Как гармошка заиграла,

И пустились ноги в пляс.

Мы веселые частушки

Пропоем сейчас для вас.


Мы частушки запоем,

Запоем мы громко.

Затыкайте ваши уши,

Лопнут перепонки.

Не хотела я плясать,

Стояла и смеялась.

Как гармошка заиграла,

Я не удержалась.

Если б не было воды,

Не было б и кружки.

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки.

У березки, у сосенки

Тоненькие веточки.

А мы бойкие девчонки,

Все мы как конфеточки.


А у нас во дворе

Крякали утята.

А я с печки босиком

Думал, что девчата.

Я надену бело платье,

Буду в нем красавца,

Пусть лентяи не подходят,

Пока не исправятся.

Мы пропели вам частушки,

Вы скажите от души.

Хороши частушки наши,

И мы тоже хороши.

Хозяйка. Веселил нас много раз

Русский танец перепляс.

Сколько удали, задора,

Сколько радости во взоре!

Ребенок. Много танцев нам известно,

Мы их любим танцевать

А на этих посиделках

Русскую хотим плясать.

Мальчик и девочка исполняют русский танец .

Хозяин. Играми да плясками сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством, да угощением знатным.

Домовой. И я есть хочу.

Хозяйка. Чем же, гости дорогие, вас угостить?

Домовой. Блинов хочу!

1 ребенок. Спасибо, хозяева, за добрые слова, но мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели…

Дети исполняют народную песню « Блины». По окончании песни Хозяйка достает блины из печи.

Хозяйка. Гости, будьте все здоровы!

Вот, блины мои готовы! (Угощает детей блинами.)

1 ребенок. Посидели, повеселились,

Пора и честь знать.

2 ребенок. Спасибо, хозяин с хозяйкой,

За веселье да за угощенье.

3 ребенок. Мы славно гуляли

На празднике нашем,

Нигде не найдете

Вы праздника краше.

4 ребенок. Так будьте здоровы, живите богато,

А мы уезжаем до дому, до хаты.

Хозяйка. Ну, повеселились, пора и нам за работу браться.

Хозяин. Пойду дрова рубить, воду носить, буду печь топить.

Хозяйка. До свидания, дети.

Хозяин. До свидания, взрослые.

Дети под музыку уходят из зала .

Булгакова С. заведующая,Лисенкова Т. старший воспитатель,

детский сад «Солнышко»,

п. г. т. Залегощь, Орловская область.

От редактора

Сборник «Жаворонушки» составлен молодым увлеченным собирателем фольклора Г Науменко, который предлагает читателю свои записи-наблюдения в особой области русского народного творчества, связанной с детьми. Г Науменко уже несколько лет выезжает в летнее время в разные области и районы РСФСР (Смоленскую, Калужскую , Калининскую, Ивановскую, Московскую). Часть записей сделана им в районах севера (Муезерском и Медвежьегорском районах Карельской АССР). Записи производились им с 1962 г. по 1974 г. с помощью магнитофона и лишь небольшая их часть слуховые.

Страница за страницей раскрывается в первой части книги светлый мир, окружающий ребенка с самой колыбели, любовь и внимание взрослых к малышам. А затем, во второй части, в произведениях самих детей раскрыто чисто детское восприятие окружающей жизни и непосредственный отклик ребятишек на те или иные явления природы.
Непритязательные напевы, нередко простые повторяющиеся попевки или речитативные возгласы сочетаются с самобытным поэтическим языком многочисленных и жанрово-разнообразных произведений.
Неизбежные при показе одного жанра или вида народного творчества интонационные повторы и близость ритмических формул компенсируются многообразием поэтических образов и возможностью проследить вариантные различия.

При знакомстве с материалом следует учитывать особый характер исполнения — большую агогическую свободу (ускорения, ферма-то, переход с пения на говорок и т. п.).
В сборнике нашли свое отражение устные произведения народного творчества, составляющие его наследие. Это наследие органично вплетается в жизнь современной советской деревни. В процессе своей работы автор сборника обращался к детям разного возраста. Ребятишки охотно спели собирателю современные школьные песни советских композиторов, неприхотливые по мелодии школьные частушки. Доверчиво раскрыли они и свои тайнички: поведали собирателю ю своих детских забавах и песенках по тому или иному случаю, которые не всегда удается увидеть и услышать взрослым, так как дети нередко застенчиво прячут от взрослых свои игры и забавы.
Не претендуя на полное и систематическое освещение темы — «детское народное творчество», Г Науменко дает все же большой материал, который широко знакомит читателя с мало обследованной областью русского народного творчества и показывает некоторые из его разновидностей с напевами впервые (детские трудовые припевки, приговорки, скороговорки, считалки и др.).
В сборнике делается также попытка объединить и в известной степени систематизировать по жанрам и видам собранный материал.

Наряду с широко известными и детям и взрослым играми, сказками и детскими песенками в сборнике можно найти много нового и интересного: зааукивание грибов, ягод, цветов, подражание голосам птиц, скороговорки и т. п.
Сборник адресован самому широкому кругу всех интересующихся русским народным творчеством. Он имеет определенную познавательную ценность и дает возможность его практического использования. Мы обращаем внимание на богатую поэтическую речь, яркий реализм и национальную самобытность скромных по напевам произведений, которые при добром внимании могут привлечь к себе и исследователя фольклора и работника детского сада, композитора и поэта, и руководителя детского коллектива самодеятельности.