Якутский праздник ысыах название конкурсов семейных. Культура якутского народа: в «Коломенском» пройдет национальный праздник Ысыах. «Кузнец и шаман — из одного гнезда»

Слово Ысыах означает «изобилие». Якутский Ысыах - самый главный праздник в Якутии, он связан с культом солнечных божеств, плодородия. Между 10 июня и 25 июня (дата каждый год меняется) в столице Якутии – городе Якутске отмечают приход тепла и возрождение природы - национальный праздник «Ысыах Туймаады». Во время этого праздника у туристов есть возможность понаблюдать за традиционными молениями, увидеть скачки и попить настоящий кумыс.

Исследователи считают, что прародиной летнего кумысного праздника являются степи Центральной Азии. Элементы якутского праздника имеют сходные черты с летними праздниками тюркских народов: тувинцев, алтайцев, татар, башкир и др. У якутов сохранилась древняя традиция, характерная для скотоводческих народов - делить год на две половины, а сам Ысыах являлся своеобразной границей между старым и новым, прошлым и будущим.

Праздник Нового года был тесно связан со временем приплода скота и изобилием мяса, молока и молочных продуктов. В этом отношении и якутский Ысыах представлял собой скотоводческий праздник, в котором ярко отразились изменения, происходившие в хозяйственной деятельности якутов. Ысыах был приурочен к той поре, когда вдоволь было молочной пищи и мяса и можно было дать себе короткий отдых перед сенокосом.
Всеобщее единение людей символизирует хоровод осуохай , означающий жизненный круг. Во время него танцующие, двигаясь в неторопливом темпе по направлению движения солнца, как бы совершают круговорот во времени и пространстве и отдают дань благодарности светилу за свет и тепло, подаренные людям.

Этот танец непрерывно продолжался до утра, иногда большие роды устраивали осуохай в течение трёх дней и ночей. Конечно, участники меняются, считается, что каждый, кто входит в круг, заряжается энергией на целый год. Кульминация праздника - обряд окропления огня, травы и деревьев традиционным напитком, приготовленным из кобыльего молока - кумысом. Ритуал символизирует рождение Вселенной и человека.

По якутскому календарю с 22 июня начинался самый длинный день - первый день солнцестояния. Он служил сигналом к началу организационного ритуального праздника Ысыах - встрече Нового года.

В довоенное время Ысыах проводился 22 июня - в день летнего солнцестояния. После1941года, по нравственным соображениям (дата Ысыах совпала с началом Великой Отечественной Войны 1941-45 гг.) Ысыах стал проводиться в период между 10 и 25 июня, в зависимости от улуса, графика выходных дней, местных предпочтений и т.д.

Что нужно обязательно сделать на Ысыахе:

  1. СЧИТАЕТСЯ, ЧТО ЖЕНЩИНА ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНА НАДЕТЬ НОВУЮ ОДЕЖДУ.Прийти на праздник в старом или обыденном – нонсенс. Если нет возможности каждый год шить новое платье, то в наряде должна присутствовать какая-то свежая деталь, ранее неиспользованный аксессуар, украшение – сережки, ожерелье, илин кэбиhэр – все, что угодно. И это правильно – природа наряжается во все новое, и женщина, как символ обновленной матушки-Земли, тоже. В советские времена приходилось слышать, как иные женщины, собираясь на праздник, горько шутили – в этом году ничего нового на мне нет, зато мысли у меня новые, не то, что в прошлом году. Ну что ж, тоже выход. Главное, понимание, зачем это и для чего.
  2. ПОСЕТИТЬ В НАЧАЛЕ ПРАЗДНИКА АЛГЫС (БЛАГОСЛОВЕНИЕ).Думаем, что не надо объяснять почему.
  3. ВСТУПИТЬ В ХОРОВОД И ПРОЙТИ С ТАНЦУЮЩИМИ ХОТЯ БЫ ОДИН КРУГ. Земле же не лень было сделать один оборот вокруг солнца? Кроме того, считается, что участие в осуохае заряжает энергией на целый год. Может, поэтому в иных улусах его танцуют несколько суток подряд при большом стечении народа.
  4. ВСТРЕЧА СОЛНЦА.Приветствуя появление земного светила в утро его наибольшей силы, ловя ладошками первые лучи, мы устанавливаем связь с Космосом и поклоняемся Создателю. Можете в этот момент просить все, что угодно – разумеется, искренне и с верой.
  5. КУМЫС И МЯСО – ПОПРОБОВАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО, В НАСЛЕГАХ ИХ РАЗДАЮТ ВСЕМ.Никто не должен остаться голодным, даже если пришел без денег. Вообще оказаться на Ысыахе без денег – нехорошо. Это как в Новый год сидеть без шампанского. Можно. Но не канонично. Многие специально откладывают деньги, урезая свой бюджет, чтобы потратить их на Ысыахе. Необходимо попробовать остальные якутские блюда, купив их там же. Иногда шутят, что «Ысыах» означает не столько «окропление», сколько «разбрасывание» («ыс») – в первую очередь, денег.

Конные скачки, концерты, спортивные соревнования, развлечения и многое другое, из чего состоит Ысыах – факультативно. А теперь о запретах.

Что запрещено на Ысыахе:

  1. НЕЛЬЗЯ БЫТЬ ПЬЯНЫМ НА ЫСЫАХЕ– Айыы (светлые божества) огорчаются.
  2. В ДНИ ЫСЫАХА НЕЛЬЗЯ СЕРДИТЬСЯ, РАЗДРАЖАТЬСЯ, ССОРИТЬСЯ– по той же причине.
  3. ПО НЕИЗВЕСТНОЙ ПРИЧИНЕ СУЩЕСТВУЕТ ЗАПРЕТ НА ПРИСУТСТВИЕ НА ЫСЫАХЕ СОБАК.Это старинный обычай.
  4. «ЧЕРНЫМ ШАМАНАМ» ЗАПРЕЩЕНО ПОСЕЩАТЬ ЫСЫАХ.Тоже из глубин веков.
  5. НЕ ОТКАЗЫВАЙТЕСЬ ОТ УГОЩЕНИЯ, ОБЩЕНИЯ, ВЕСЕЛЬЯ!

«На Ысыахе давалась уникальная возможность «прорыва» своей судьбы: человек на празднике творения Вселенной и человека как бы «стирал» свое прошлое и переигрывал заново судьбу».

В начале лета в Якутии отмечают самый главный национальный праздник Ысыах - яркий, красочный праздник кумыса и встречи восхода солнца, праздник лета, настоящий якутский Новый год.

По преданию начало традиции было положено прародителем якутского народа Эллэй Боотуром, появившимся в этих краях в 12 веке и изменившим ход жизни людей на земле Саха.

Имя Эллэя обросло легендами, он принёс с собой много знаний и умений, научил людей кузнечному и плотницкому ремеслу, шить посуду из бересты, ставить печь с трубой в доме, окна и двери, изготавливать орудия для охоты и рыбалки, делать дымокур для защиты от гнуса и загон для скота, готовить божественный напиток кумыс и ещё множество полезных в быту вещей.

Он вез с собой даже книги, но они, увы, утонули в реке.

С приходом Эллэя на якутской земле началось активное развитие коневодства, лошадь стала священным животным.

Люди Саха узнали о новых богах и ритуалах их почитания.

«В начале лета, когда богиня Иэйэхсит вновь обращается и Айыысыт вещает, Эллэй имел обыкновение устраивать праздник, собирая старых и малых, сирых и бедных. Устанавливал тогда священную мачту, обвязанную конским волосом, и в течение 10 дней и ночей устраивал увеселения и игры, говоря: "Пусть таков будет удел наших детей! "»

***

«…Эллэй устроил праздник окропления кумыса, "ысыах". Вверху есть Юрюнг-Айыы Тойон с орлом на лбу. Еще есть дарующий приплод лошадей - их предок Уордаах-Джесегей Тойон. Затем есть дарующая приплод рогатого скота Айыысыт-Хотун с веснушчатыми ноздрями. На празднике, поднимая чаши с кумысом, Эллэй обращался к этим божествам с молением размножить его стада. Подняв чаши, он запел… Тогда мимо пролетели три белые птицы… Вот с тех пор люди, уверовав в существование богов, стали устраивать ысыахи»

Праздник посвящался светлым богам Аар Айыы покровителям якутского народа, духам Природы Иччи, Солнцу, памяти предков и встрече нового лета после долгой зимы.

По древней якутской мифологии Вселенная имеет образ коня, Солнце - Огненный Конь, некоторые боги изображаются в виде коней и кобылиц или имеют обыкновение превращаться в них, поэтому на празднике присутствует много символики связанной с лошадьми.

На большой поляне создаётся ритуальный круг из берёзок - "чэчир", охраняющих от злых духов, а в центре устанавливается "сэргэ" - резные столбы коновязи, являющиеся символом Оси Мира или Мирового древа, соединяющие Верхний Мир Богов, Срединный Мир Людей и Нижний Мир духов.

Рядом священный круг -"тюсюлгэ", пространство ограждённое "саламой" - верёвкой из конского волоса, символизирующая нить, соединяющая Человека со всем Мирозданием. Иногда он состоял из 9 кругов по числу небесных сфер. Вход в него оформляется арками из берёзовых веток. Внутри устанавливается "могол ураса" шатёр из бересты для почётных гостей и ритуальной посуды.

Каждое действо на празднике, каждый предмет преисполнены сакрального смысла.

Загодя готовится большое количество молочных продуктов, Ысыах - это молочный пир, на котором главенствует кумыс - "белая благодать", священный напиток символ изобилия и связи с "молочным озером" Верхнего Мира, на берегу которого проживают светлые боги, в этом озере обитают души ещё нерождённых людей и животных.

Шьют праздничные костюмы, изготавливают украшения, прийти на праздник без костюма или какого-нибудь элемента национальной одежды неуважение к богам.

Белый шаман в сопровождении юных невинных 8 девушек-стерхов и 9 парней-журавлей (прообразы детей верховного бога Юрюнг Айыы Тойона) совершает обряд "окропления жертвенного огня" кумысом, вознося благодарность богам, с просьбами о благоденствии и покровительстве.

Вместе с дымом капли кумыса попадают в Верхний Мир, в каждой частице есть информация о целом, там она раскрывается и капли превращаются в настоящих животных - бескровная жертва богам и рождение нового мира.

Само название праздника означает "окроплять" или "разбрызгивать".

Окропление огня - дар богам, окропление земли и травы - дар Природе, обряд очищения её и обновления, угощение всех присутствующих "белой благодатью" из деревянной чаши "чорона" покрытой сакральной резьбой - благословение, единение со всем Мирозданием, приобщение к таинствам Природы.

Ещё один важный элемент праздника - ритуальный хоровод "Осуохай", символизирующий круговорот Солнца и Жизни, объединение всех людей, космическую спираль бесконечности жизни.

Участники хоровода, двигаясь по ходу Солнца подпевают песнопениям ведущего "олонхосута", благодарят небесное светило за тепло и свет, дающие жизненную силу, включаются в круговорот Времени чтобы замкнуть круг прошлой жизни и начать новый.

Переход из прошлого в будущее и одновременно обновление, люди как бы заново рождаются. Иногда этот праздник называют "Всеобщим днём рождения" и людей и Мироздания.

Часто "Осуохай" танцуют до рассвета, когда из-за горизонта появляются первые солнечные лучи, все поворачиваются лицом на восток и протягивают руки к солнцу, приветствуя рождение нового дня, это момент сближения мира Богов и мира Людей, всё вокруг наполняется и заряжается божественной энергией.

Музыка, песни, танцы, театрализованные представления, гадания, спортивные, музыкальные и шуточные состязания, конные скачки - на празднике представлены основные элементы национальной якутской культуры и всё имеет ритуальную окраску и настроено на радость.

Состязания это не только выявление самых сильных, ловких и умелых, участники добывают себе "счастливую долю".

Гадают до получения доброго знака, если сразу не выпало счастливого предзнаменования, то обряд будет повторяться до тех пор, пока это не случится, считается что в это время можно переписать судьбу на благополучную.

Рождается новый год, новый мир и идёт закладка событий, момент трансформации, если в основании будет радость, то год пройдёт удачно.

Поэтому настрой, настроение это тоже важный атрибут праздника.

Музыкальную сонастройку со Вселенной, с космическими вибрациями, создают магические звуки хомуса, якутского варана, по легендам, это звуки Сотворения Мира.

Певцы и сказители олонхо, хранители героического эпоса народа, соревнуясь друг с другом, рассказывают о событиях с начала времён до наших дней, передавая свои знания из года в год, из поколения в поколение, тем самым не давая прервать "связующую нить".

И нить традиции Ысыаха не прерывалась даже в самые лихие годы, обретя в наши дни статус государственного праздника республики Саха.

Ысыах - это радость, веселье, добрые пожелания:

- «На 9 поколений людей прочное благополучие, на 8 поколений непоколебимое счастье, на 7 поколений неубывающее обилие сотворите нам!»

- «Пусть голодный насытится, замерзший обогреется, пусть обедневший у вас получит помощь, пусть погибающий у вас спасется, больному матерью станьте, хворому отцом станьте, детей в колыбелях нарожайте, “чтоб ребенок в колыбели, сотворенный Айыысыт не страдал насморком”, десять улусов размножьте, скот в изгороди пусть наплодится!»

- «Живите счастливо с солнечной стороны друг друга!».


.
Рубрика -

17 июня в московском парке «Коломенское» состоялся традиционный государственный праздник якутского народа Ысыах. Масштабные мероприятия самобытного народа проходят в столице вот уже десять лет. Наиболее яркий момент, который многие могли видеть - обрядовая церемония розжига огня. О празднике, мас-рестлинге, якутах и Якутии - далее в фоторепортаже.


Материалы по теме: Сабантуй 2015 | Сабантуй 2014 | Сабантуй 2014: игры и национальный колорит | Открытие творческого сезона в Татарском культурном центре | Борьба на поясах | Лучшие фотографии 2016 года

Ысыах («изобилие») - якутский праздник лета. Проводится ежегодно в честь божеств айыы и возрождения природы, сопровождаемый обрядом молений, угощениями и кумысопитием, танцами, народными играми, конными скачками и спортивными соревнованиями. Ысыах, считающийся главным праздником для якутов, обычно проходил в день летнего солнцестояния 21-22 июня.

Численность якутов (самоназвание - саха) во всём мире составляет около 480 тысяч. Подавляющее большинство проживает в Якутии, а в Москве по последней переписи живут 1,5 тысячи человек. Якуты - тюркоязычный народ. Из крупных народов России тюрками являются татары, башкиры , чуваши и кумыки. Традиционно занимались скотоводством и коневодством; одежда шилась из шкур и меха. Раньше в Якутии была распространена религия Айыы. После вхождения в состав России якутов обратили в христианство и по именам и фамилиям их теперь не отличить от русских.

Московский парк Коломенское раньше - царская резиденция, а сейчас - место притяжения москвичей и городских событий, где требуются простор и природа. Летом в Коломенском проводятся татаро-башкирский Сабантуй и якутский праздник Ысыах. Для последнего в 2007 году, по случаю 375-летия вхождения Якутии в состав России, установили ритуальный столб сэргэ, связанный с культом коня, которого якуты привязывали к столбу у своего жилища. Вокруг сэргэ проводится осуохай - хоровод, символизирующий замкнутый жизненный круг.

Сабантуй в Татарстане и Башкортостане начинается в районах, а затем проходит главный праздник. У Ысыаха тоже самое: сначала улусы (районы Якутии), затем республиканский праздник. Ысыах, как и Сабантуй, стал проводиться в Москве. Помимо столицы, Ысыах в 2017 году принимают Санкт-Петербург, Хабаровск, Китай, Сербия и Канада. Главный праздник состоится в Якутске 24-25 июня.

04. Начало действа.

Московский Ысыах начался с церемонии благословения Алгыс, в которой алгысчыт разжигает огонь и призывает милость неба. После этого прошёл праздничный хоровод осуохай. Также на празднике присутствовали соревнования по национальным видам спорта, выступления фольклорных коллективов, конкурсы и выставка-ярмарка изделий народных промыслов.

06. Сэргэ.

Республика Саха (Якутия) - регион России на Дальнем Востоке. Это как самый большой по площади (3 миллиона км 2) регион страны (18% от всей России), так и самая большая административно-территориальная единица в мире. Якутия превосходит такие страны, как Аргентина и Казахстан. С запада на восток это 2500 км и три часовых пояса.

В 1632 году Якутия вошла в состав Российского государства. Помимо 385-летия данного события, в этом году республика отмечает 95-летие создания автономии. Якутская АССР в составе РСФСР образовалась в 1922 году. После распада СССР появилась уже Республика Саха. Несколько столетий Якутия входила в число мест ссылки заключённых, с XIX века туда ссылали преимущественно политических активистов.

При огромных размерах Якутия малонаселённая область. В ней проживает 960 тысяч человек (56-й регион в России по численности населения). Треть жителей находится в столице республики - Якутске, основанном в 1632 году. Якутск является третьим по численности населения городом Дальнего Востока (после Владивостока и Хабаровска) и самым крупным городом расположенном в зоне вечной мерзлоты. Температурой в районе -40 градусов жителей не удивить.

Якутия богата полезными ископаемыми. С приходом Советской власти началось активное использование недр Якутии: добыча золота (с 1920-х годов), алмазов (с 1950-х) и угля (с 1970-х). Так, в Якутии находятся крупнейшие в России месторождения коксующегося угля - Эльгинское (запасы более 2 миллиардов тонн), и урана - Эльконское (344 тысячи тонн), правда активно разрабатывается только первое. Что касается золота, то в Якутии добывается около 7% от всероссийской добычи, что делает регион одним из ведущих в данной области. Помимо этого, добывается нефть (преимущественно «Сургутнефтегазом»). В 2016 году объём нефтедобычи превысил 10 миллионов тонн (около 2% от общероссийской), что также солидный показатель, так как почти половина нефти добывается в ХМАО.

Россия входит в число мировых лидеров по добыче и экспорту алмазов. Лидером в этом направлении является якутская компания «Алроса» (28% мировой и 95% российской добычи алмазов). В 2016 году «Алроса» продала алмазов на 4,3 миллиарда долларов. По важности для республики «Алроса» сродни «Татнефти» для Татарстана. В компании работает порядка 30 тысяч сотрудников, многие так или иначе связаны с компанией. На московском Ысыахе можно было услышать, как один из зрителей, менеджер «Алросы», знакомился с одним из организаторов, который в недавнем прошлом также работал в компании.

12. Алгысчыт и огонь.

18. Кумыс - кисломолочный напиток из кобыльего молока.

Республика Саха - один из самых политически спокойных регионов России. За постсоветское время у республики было только три главы: Михаил Николаев (1991-2002, Вячеслав Штыров (2002-2010) и Егор Борисов (с 2010-го). Второй президент Вячеслав Штыров после сложения полномочий главы является заместителем председателя Совета Федерации РФ.

19. Юрий Куприянов - с 2016 года Постоянный представитель Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации.

В числе VIP-персон мероприятия в Коломенском выделялся Александр Акимов - член Совета Федерации с 2013 года, ранее занимавший должности постоянного представителя Республики Саха при Президенте РФ (2007-13) и вице-президента Республики Саха (2002-07). Помимо государственной службы, Акимов выступает президентом Международной федерации мас-рестлинга. Именно с назначением Акимова постпредом связывают начало празднования Ысыаха в Москве. В Коломенском Александр Константинович несколько раз обращался к зрителям и заводил толпу кличем «Уруй - Айхал!»

20. Александр Акимов.

24. Хоровод осуохай.

На празднике Ысыах представлены различные спортивные игры и единоборства - мас-рестлинг, хапсагай, якутские прыжки, якутская вертушка. На мас-рестлинг приехали гости из Финляндии, Беларуси и Украины. Гость открытия спортивной программы, Олимпийский чемпион Пекина-2008 по прыжкам в высоту Андрей Сильнов похвастался, что стал чемпионом Московской области по мас-рестлингу. Сильнов поучаствовал в турнире по якутским прыжкам (в длину, а не в привычную ему высоту), который и выиграл.

26. Александр Акимов и Андрей Сильнов.

27. Соревнования по мас-рестлингу.

Мас-рестлинг - национальный вид спорта Якутии, заключающийся в перетягивании деревянной палки. Спортсмены, чьи ноги упираются в доску, должны вырвать из рук соперника палку. По значимости для своего народа мас-рестлинг можно сравнить с борьбой на поясах для татар и башкир. Первые официальные правила мас-рестлинга появились в 1945 году. В 2000 году его включили в программу международных спортивных игр «Дети Азии». Спустя три года Минспорта России добавило мас-рестлинг во Всероссийский реестр видов спорта. В Международную федерацию мас-рестлинга входит уже 37 стран.

28. Девушка в новой и красивой экипировке ЦСКА.

Первый раз поснимать Ысыах я хотел ещё в 2015 году и даже начал готовить данный материал, однако только спустя два года я добрался до Коломенского. Якутия - это где-то далеко, и отчасти поэтому с темой республики я столкнулся лишь раз. В декабре я был на споттинге в Домодедово , где в мой объектив попал Ту-154 авиакомпании «Алроса» - тот самый борт, который совершил легендарную посадку в Ижме.

Я рад, что удаётся снимать не только спорт, но и различные культурно-массовые мероприятия. Долгие годы меня интересуют культура, традиции и особенности народов России. Из 21 национальной республики нашей страны мне удалось побывать уже в пяти, а Татарстан вообще любимая тема. Приятно, что теперь немного познакомился и с Якутией. Уверен, на этом моя этнография не закончится. Для каждого россияна важно узнавать то, чем живут народы нашей многонациональной страны.

На мои фото Ысыаха не попали остальные спортивные соревнования и концертная программа, так как у меня в этот день была ещё одна съёмка. По тем кадрам, что получились, мне кажется, что вышло всё неплохо и красочно:)

34. Пишите отзывы, приглашайте на съёмки!

16-й по счету Чемпионат Европы по футболу (официально называется UEFA Euro 2020, ЕВРО-2020 ) является юбилейным, поскольку в 2020 году исполняется 60 лет с момента проведения первого Чемпионата Европы.

По случаю юбилея было принято решение, что Чемпионат Европы по футболу в 2020 году впервые будет проведен одновременно на 12 стадионах 12 различных государств (в том числе и в России - городе Санкт-Петербурге).

На решение также повлияло и то, что это будет второй чемпионат, участие в котором примут 24 национальные сборные (а не 16, как ранее). Поскольку увеличивается число сыгранных матчей, то возрастает и необходимость более равномерно распределять финансовую нагрузку между странами-хозяйками турнира.

Финальная часть соревнований пройдет с 12 июня 2020 года по 12 июля 2020 года . Продлится чемпионат 31 день .

Какие матчи Чемпионата Европы по футболу 2020 сыграют в России (в Санкт-Петербурге):

Санкт-Петербург примет игры юбилейного ЧЕ одним из первых. Всего в городе на Неве будет проведено 4 встречи.

Первый матч на "Газпром Арене" будет сыгран уже 13 июня 2020 года , на второй день турнира. Далее состоятся встречи 17 июня 2020 года и 22 июня 2020 года . Это будут игры групповой стадии финального этапа (Группа B). А 3 июля 2020 года Питер примет одну из игр 1/4 финала.

Какие матчи ЧЕ по футболу 2020 будут сыграны в Санкт-Петербурге:
* 13 июня 2020 г. - матч группового этапа (Группа B).
* 17 июня 2020 г. - матч группового этапа (Группа B).
* 22 июня 2020 г. - матч группового этапа (Группа B).
* 3 июля 2020 г. - четвертьфинал.

Какие именно сборные будут играть в Питере летом 20-го года, пока не известно. Жеребьевка финальной части Чемпионата Европы по футболу 2020 будет проведена 30 ноября 2019 года в Бухаресте.

Тем не менее, 21-22 июня якутяне в глубине сердца чувствуют праздник. Голландский путешественник И.Плес, в конце 17 века проезжавший через Сибирь в Китай, является первым ысыахчытом-иностранцем, оставившим письменное свидетельство об этом древнем празднике. Он писал, что Ысыах справляют «с большой торжественностью», а также отметил, что празднующие «разводят костры и поддерживают их всю ночь».

Кроме костров (кстати, жгут ли их сейчас всю ночь?), иных обрядов и деталей проведения, Ысыах имеет свои неписаные правила участия в нем, о которых хотелось бы напомнить сейчас. Мы вполне могли что-то упустить, так что будем благодарны дополнениям и замечаниям.

Что нужно обязательно сделать на Ысыахе:

  1. Считается, что женщина обязательно должна надеть новую одежду. Прийти на праздник в старом или обыденном – нонсенс. Если нет возможности каждый год шить новое платье, то в наряде должна присутствовать какая-то свежая деталь, ранее неиспользованный аксессуар, украшение – сережки, ожерелье, илин кэбиhэр – все, что угодно. И это правильно – природа наряжается во все новое, и женщина, как символ обновленной матушки-Земли, тоже. В советские времена приходилось слышать, как иные женщины, собираясь на праздник, горько шутили – в этом году ничего нового на мне нет, зато мысли у меня новые, не то, что в прошлом году. Ну что ж, тоже выход. Главное, понимание, зачем это и для чего.
  2. Посетить в начале праздника алгыс (благословение). Думаем, что не надо объяснять почему.
  3. Вступить в хоровод и пройти с танцующими хотя бы один круг. Земле же не лень было сделать один оборот вокруг солнца? Кроме того, считается, что участие в осуохае заряжает энергией на целый год. Может, поэтому в иных улусах его танцуют несколько суток подряд при большом стечении народа.
  4. Встреча солнца. Приветствуя появление земного светила в утро его наибольшей силы, ловя ладошками первые лучи, мы устанавливаем связь с Космосом и поклоняемся Создателю. Можете в этот момент просить все, что угодно – разумеется, искренне и с верой.
  5. Кумыс и мясо – попробовать обязательно, в наслегах их раздают всем. Никто не должен остаться голодным, даже если пришел без денег. Вообще оказаться на ысыахе без денег – нехорошо. Это как в Новый год сидеть без шампанского. Можно. Но не канонично. Многие специально откладывают деньги, урезая свой бюджет, чтобы потратить их на ысыахе. Необходимо попробовать остальные якутские блюда, купив их там же. Иногда шутят, что «ысыах» означает не столько «окропление», сколько «разбрасывание» («ыс») – в первую очередь, денег.

Конные скачки, концерты, спортивные соревнования, развлечения и многое другое, из чего состоит Ысыах – факультативно. А теперь о запретах.

Что запрещено на Ысыахе:

  1. Нельзя быть пьяным на ысыахе – Айыы (светлые божества) огорчаются.
  2. В дни Ысыаха нельзя сердиться, раздражаться, ссориться – по той же причине.
  3. По неизвестной причине существует запрет на присутствие на Ысыахе собак. Это старинный обычай.
  4. «Черным шаманам» запрещено посещать Ысыах. Тоже из глубин веков.
  5. Не отказывайтесь от угощения, общения, веселья!

«На Ысыахе давалась уникальная возможность «прорыва» своей судьбы: человек на празднике творения Вселенной и человека как бы «стирал» свое прошлое и переигрывал заново судьбу».