6 июля иван купала. июля: традиции и обычаи дня. Гадания, поверья и приметы

Иван Купала (Иванова ночь, Иванов день) – один из главных праздников календаря славян, совпадающий с Рождеством Иоанна Крестителя. После перехода на новый стиль праздник приходится на 7 июля, точнее, в ночь на 7 июля. Некоторые европейские страны отмечают Иванов день или День святого Ивана (подобие Ивана Купалы) по старому стилю, в дни летнего солнцестояния – с 20 по 26 июня.

Это, пожалуй, самый неординарный украинский праздник, в котором удачно переплелись языческие и христианские традиции

Как возник праздник

Яркий народный праздник Ивана Купалы берет свои истоки из язычества, хотя его происхождение точно не установлено. Иван Купала, предположительно, произошел из языческих ритуалов очищения, омовения, которое происходило в реках и озерах в день летнего солнцестояния.

У древних славян Иван Купала был праздник Солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Поэтому его связывали с днем летнего солнцестояния, который по старому стилю выпадал на 20-22 июня.

После принятия христианства на Руси Иван Купала, который приурочили к одному из величайших православных праздников – Рождеству Иоанна Предтечи, стал символизировать христианский обряд крещения.

Будущий пророк, который предскажет пришествие Мессии – Иисуса Христа, а потом крестит его в водах реки Иордан, родился в семье иудейского священника Захарии и его жены Елизаветы именно 7 июля (по старому стилю 24 июня).

Прошли столетия – праздник Ивана Купалы, который претерпел изменения и потерял свое истинное астрономическое время, люди продолжает отмечать широко и ярко.

По древней традиции, праздник по сей день празднуют во многих странах, в том числе в Европе, в Прибалтике, России, Беларуси, Украине и так далее. Во многих странах праздник Ивана Купалы на сегодняшний день является как церковным праздником, так и народным, хотя называют его по-разному.

Традиции и обряды

Праздник, который в народе называли Иванова ночь или Иванов день, по традиции начинают отмечать с наступлением ночи – люди проводили многочисленные ритуалы и обряды, связанные с водой, огнем и травами, и конечно же, гадали. Кстати, многие из этих обрядов сохранились по сей день.

В ночь на Ивана Купала главной традицией было обязательное купание в воде, так как в старину люди считали, что, начиная с этого дня до Ильина дня (2 августа по новому стилю), вся нечисть покидала воды озер, рек и водоемов.

Поэтому вода в эту ночь считалась целебной и обладала магической силой. Соответственно она помогала очиститься от всякого зла, исцелиться и приобрести хорошее здоровье.

В тех деревнях, где рядом не было водоема, люди затапливали бани, в которых парились и отмывались от нечисти, а банными вениками, которые заготавливали в этот день, пользовались до следующего дня Ивана Купалы. Люди верили, что растения в этот день имеют особую силу и благотворно влияют на здоровье людей.

В народе считали, что именно в это время вода входит в священный союз с огнем. Это считалось огромной природной силой, символом которого стали купальские костры, которые разжигали по берегам озер, рек и водоемов и в наши дни.

По народным поверьям, огонь, как и вода, в ночь на Ивана Купала обладал большой магической и очищающей силой. Поэтому на берегах рек, озер и водоемов разводились большие костры, которые могли уберечь людей от всякой нечисти.

В народе считали, что в Купальскую ночь нельзя было спать, так как именно в эту ночь вся нечисть – лешие, русалки, оборотни, кикиморы, домовые, водяные и т.д., выходила наружу и могла причинить вред людям, поэтому они пытались защититься огнем от костров.

Молодежь водила хороводы, плясала вокруг костров и конечно же перепрыгивала через огонь костра. По традиции – кто перепрыгнет выше и не заденет пламя, будет счастливым. Мужчины также преследовали цель стать удачливее и смелее, а девушки и женщины – укрепить здоровье, прибавить красоты и привлекательности.

Старшее поколение проводило свою домашнюю скотину между Купальскими кострами, для того чтобы их не постигла смерть и болезнь. А матери сжигали в кострах белье, сорочки и одежду, снятую с больных детей, чтобы никакая хворь их не брала.

Популярным также было поджигать деревянные колеса или смоляные бочки, которые впоследствии скатывали с горы или носили на длинных шестах, символизируя солнцеворот.

В наши дни самая популярная традиция в день Ивана Купалы – обливаться водой, так как люди продолжают верить, что вода смывает болезни и очищает человека. Однако церковь не приветствует языческие обряды.

Значение цветов и трав

Магической, целебной силой в ночь на Ивана Купала обладали также цветы и травы, поэтому существовало множество обрядов, связанных с их собиранием. Но, собрать траву нужно было до рассвета, иначе все магические свойства пропадали.

В частности, цветы и травы, собранные в Иванову ночь, клали под Купальскую росу, затем высушивали и использовали по необходимости. Целебными отварами поили больных людей, окуривали избы, изгоняли злых духов, привлекали удачу и достаток.

Согласно поверьям, некоторые растения могли даровать способность разговаривать с птицами и животными. Одними из самых популярных трав, которые собирали в эту ночь, были крапива, мать-мачеха, душица, багульник и полынь. Такими травами боролись с нечистой силой и использовали в различных магических обрядах.

По преданию, главным цветком в эту ночь был и остается папоротник, который цветет совсем недолго. По народным поверьям, цветущий папоротник, который считался одним из самых загадочных, колдовских растений, не только исполняет сокровенные желания, но и помогает отыскивать клады.

Считалось, что не только цветок папоротника обладает волшебством, но и расцветающая перелет-трава. Перелет-трава, по народному поверью, может переносить за тридевять земель. А если в ночь на Ивана Купалу сорвешь одолень-траву, то не страшны тебе будут враги.

Гадания, поверья и приметы

Самым распространенным на Ивана Купала остается гадание при помощи венков. Венки плелись из различных трав – лопуха, медвежьего ушка, богородской травы (чабрец, тимьян) или ивана-да-марьи, в которые вставлялись зажженные маленькие лучинки или свечки. Затем спускали на воду и внимательно следили за ними.

Если венок начинал быстро отплывать от берега, это означало счастливую и долгую жизнь или хорошее замужество, а если венок тонул, означало, что замуж в этом году девица не выйдет или суженый ее разлюбит.

Счастливее всех мог стать человек, чей венок заплывал дальше других, а дольше всех проживет – чья свечка или лучинка в венке прогорит дольше других.

Крапивой люди в эту ночь оберегали себя от посягательств различной нечисти – для этого растение раскладывали на пороге дома и на подоконниках.

В Купальскую ночь люди всегда запирали своих лошадей, которые в эту ночь были особенно уязвимы, так как ведьмы охотились за ними, чтобы поехать на Лысую Гору, с которой лошади живыми не возвращались.

В ночь на Ивана Купалу, люди искали муравейники и собирали муравьиное масло, которое по преданию в эту ночь наделялось большими целительными свойствами.

Цветок иван-да-марья, сорванный в ночь на Ивана Купалу, нужно было вложить во все углы дома – люди считали, что этим защищают его от посягательств воров.

По одной из легенд, цветок иван-да-марья – это брат и сестра, которые полюбили друг друга, и были наказаны за это, и превращены в цветок. Брат с сестрой будут разговаривать, и это спугнет воров.

Считается, что в ночь на Ивана Купалу, деревья могут переходить с одного места на другое, разговаривать друг с другом шелестом листьев. Это относилось также и к траве, и цветам. Даже животные по преданиям в эту ночь разговаривают между собой.

По одной из примет, в полночь нужно не глядя набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав или нет. Если набралось, в этом году девица выйдет замуж.

Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая: «Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!».

На Иванов день до восхода солнца нужно пронести через свое стадо медвежью голову и зарыть посреди двора, тогда среди скота падежа не будет.

А если на Иванов день перелезть через двенадцать огородов, любое желание сбудется.

Сильная роса на Ивана Купалу – к урожаю огурцов, если на Иванову ночь звездно – грибов будет много.

Праздник Ивана Купала (или Иванов день) был присущ многим славянским народам. От Карпат до севера Руси в ночь с 6 на 7 июля все праздновали этот мистический, загадочный, но в то же время разгульный и веселый день Ивана Купала.

Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой. Купаться в Иванов день - обычай всенародный, но в некоторых областях крестьяне считали такое купание опасным, так как в этот день именинник - сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного.

Главная особенность купальской ночи - очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше, тот будет счастливее. В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты ее от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельем сгорели и болезни. Молодежь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные веселые игры и бег наперегонки. Обязательно играли в горелки.

По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть - ведьмы, оборотни, русалки, змеи, колдуны, домовые, водяные, лешие.

Характерная примета Ивана Купалы - многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы более целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для "отсушки".

Главным героем растительного мира становился в Иванов день папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах. С цветком папоротника, раскрывающимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились.

В дореволюционной России Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых и важных праздников в году, в нём принимало участие всё население, причём традиция требовала активного включения каждого участника торжества во все обряды и обязательного выполнения ряда правил, запретов и обычаев.

Народные приметы на Ивана Купала

* В ночь накануне Ивана Купала девицы опускают на речные волны венки с зажженными лучинками или свечками, завивают венки из Иван-да-Марьи, лопуха, богородицкой травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь!

* В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от их нападения. Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится!

* В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое признается целительным средством против разных недугов.

* В зачарованную купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.

* В Иванову ночь собирают траву богатенку, которую втыкают в стену на имя каждого из семьи; чей цветок скоро завянет, тому или умереть в этот год, или захворать.

* Если в эту ночь сорвать цветок Иван-да-Марьи и вложить в углы избы, вор не подойдет к дому: брат с сестрой (желтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою.

* В полночь нужно не глядя набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь. Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая: "Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!"

* На Иванов день до восхода солнца нужно пронести через свое стадо медвежью голову и зарыть посреди двора, тогда среди скота падежа не будет.

* Если на Иванов день перелезать двенадцать огородов, любое желание сбудется.

Традиции праздника Ивана Купала

Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году, в нём принимало участие всё население, причём традиция требовала активного включения каждого во все обряды, действа, особого поведения, обязательного выполнения и соблюдения ряда правил, запретов, обычаев.

По древнему поверью, Иван Купала олицетворяет расцвет сил природы. В основе обрядов лежит почитание воды и солнца. Издревле было принято в ночь на Ивана Купалу на берегах рек и озер разжигать обрядовые костры. Через них бросали венки, прыгали.

В день Ивана Купалы купались в росе и воде. Считалось, что Иванова роса помогает от угрей и прыщей, если ей окропить стены дома и кровати, то перестанут водиться клопы и тараканы. По народным представлениям, в этот день солнце действует с особенной живительной и возбуждающей силой.

Есть несколько народных примет на этот день. "На Иванов день солнце на восходе играет". "Сильная роса на Ивана -- к урожаю огурцов". "На Ивана ночь звездная -- много будет грибов". "Если дождь заплачет, то через пять дней солнышко будет смеяться". А согласно пылкой фантазии якутов, в эту ночь совершаются самые невероятные чудеса.

7 июля многие народы отмечали один из самых древних праздников — Ивана Купалы (Ивана - Травника). Корни этого праздника уходят в эпоху язычества, но до сих пор сохранились некоторые элементы купальской обрядности в современном быту людей, живущих в отдалении от крупных населенных пунктов, прежде всего - в сельской местности. В коллективной монографии, посвященной исследованию народной культуры населения Ленинградской, Новгородской, Псковской областей, говорится о том, что “на большей части территории русских элементы купальской обрядности были частично утрачены. Но на Псковщине этот праздник сохранил свое первоначальное значение”.
Праздновать Иванов день начинали 6 июля. Из рассказов местных жителей мы узнали, что в этот день не работали - только по крайней необходимости [… Карову абрядить, есть згатовить, сена убрать, а так не работали …].

Все информанты знают этот праздник. Чаще всего говорят о двух днях этого обряда. Первый день называют по-разному, иногда даже один и тот же человек: День Купальни, Иван, Купальня, Пятенка. Прошлогодний материал дополняет этот список: Иван Купала, Иван-Купальня, Травный Иван, Иван-Травник, Цветной Иван, Иванов день, Иван Купальный. В работе Т.Н.Ивановой / территория не указывается/ зафиксированы названия: Богослов, Иван Богослов, Иваньский день, Иван-Креститель; Купальный Иван; Заваркуш, Иван Травный, Иван Веничный; Иван-Градобой, Иван-Градобойник.

Раньше в этот день, как и сейчас, собирали травы и цветы, которые в настоящее время в народной медицине используются как лечебные […Рвать хадили звярабой, рамашки, тыщалистник …] (д.Красяково).

Также днем собирали цветы для гадания - богатки. Об этих цветах упоминали почти в каждой деревне, в которых мы были [Рвали багатки, загадывали желание на суженова и клали пот падушку или на потолок; если распустится цвяток, значит жылание сбудится], [Багатки рвали, пот подушку, на потолок торкали. Если распустится, будешь живой и здоровый, а если не распустится, то умрешь]. Отмечается этот обычай и в других деревнях. В работе А.Войтенко на материале Подмосковья записано гадание на 12 цветах: “Гадали в Иван Цветной. Иван-Цвет бывает в июле. Клали двенадцать цветов и приговаривали: ”Иван, цвет цветов, щастья мне нагадай”. А сами цветы распределим и на каждый загадаем. Потом одна воровая (ловкая) начинает выкликать цвет: берет цвет и говорит: “Этому чаво?” А тебе надоть свой цвет угадать. Какая угадала, у той, значит, сбудется”.

В д. Забелье-3 мы услышали, что в день перед Иваном вяжутся веники на весь год. Имеются об этом свидетельства и в литературе о купальской обрядности на Псковщине.
Вечером перед Ивановской ночью женщины и девушки пели песни, но в разных деревнях они отличаются: например, в деревне Забелье-3 исполняют песню:
[Разыгрался серый конь, Разбил землю копытом],
а в деревне Кросяково поют другую песню:
[Сегодня Купальня, а завтра Иван- Будет лихо, девки, вам].
Называют эти песни иванские.

По поверью, Ивановская ночь (это можно назвать вторым днем) считалась временем разгула нечисти: на болотах устраивались сборища колдунов и ведьм. Об этом пишут в исследовании “Историко - этнографические очерки Псковского края”/С.235/. В деревне Красяково мы узнаем, что [Ведьмы вечна затягивали в омуты- береговые, при воде живуть которые]. Чтобы уберечь от злых духов животных, люди выкапывают чертополох и вешают на хлев [Нада деда выкопать и повешать над дверями у хлеву, у хаты, на каптур], [перед Иваном нада деда выкапать, на хлев положить, чтобы колдуны кололись] (д.Осыно).

В старое время в ночь на Ивана Купалу девушки плели венки и бросали их в воду. Как рассказывала Евгения Александровна Дорофеева из деревни Забелье-3: […Вянки должны состоять из 16 видов трав, а трава разныя, и калакольчик, и звяробой, тыщалистник, да разныя трава]. Из литературы известно, что в Порховском районе венки плели из 12 видов трав. Обряд бросания венков в воду и гадания на суженого раньше назывался на некоторых русских территориях “молчаливая вода”.
Из литературы мы узнали, что повсеместно в Ивановскую ночь жгли костры. Их обычно раскладывали на возвышенностях в ржаном поле, на берегу водоема или на месте традиционных гуляний молодежи. Жгли бочки, пни, надетые сверху на шесты колеса и пуки соломы. В некоторых местах с горящим пуком соломы ходили по полям. Около костров веселилась молодежь: пела песни, плясала, качалась на качелях, установленных поблизости. Любимым развлечением молодежи было перепрыгивание через костер, в одиночку или парами. В Ивановскую ночь, как и в Святки, молодежь не придерживалась обычных норм поведения. Девушки и парни рядились, т.е. надевали вывернутые наизнанку шубы. Загоняли в рожь Иванов и Марий; шалили в деревне: закладывали печные трубы или подпирали ворота и двери изб; катались и боролись во ржи.

В деревнях Себежского района мы тоже услышали, что в эту ночь могли закрыть трубу [Залисть на трубу, положить стекло, чтобы дым у хате был] (д.Красяково).
А костры в настоящее время на высоких местах возле деревни разжигает молодежь - по традиции. Уже два года празднуется этот праздник и в самом городе Себеже. Население всего города и окрестностей (старые и молодые, а также родители с маленькими детьми) собирается вечером на центральной площади возле озера. Для них приготовлена развлекательная программа, звучит музыка, песни. Ровно в полночь зажигаются громадные костры, которые расположены на плавающих плотах. А над возвышенными местами вокруг побережья озера поднимаются столбы дыма: в деревнях, расположенных поблизости: там тоже горят купальские костры.

Гадания на Ивану Купалу

ПРЫГАНЬЕ ЧЕРЕЗ КОСТЕР:
В ночь под Ивана Купала разводится большой костер из сучьев и соломы и прыгают через огонь с разбега, причем, удачный прыжок, если пламя не коснется прыгающего и не будет искр, - обозначает выход замуж или удачу.

УСЛОВИЯ ГАДАНИЯ:
Все гадания, а также перемена личины, т.е. маскарад, осуждались церковью в свое время и считались делом нечистым. Вот почему в народных обычаях время гаданий обязательно приурочивалось к 12-ти часам ночи. Наиболее удачными днями гадания считаются святки, ночь под новый год, под крещенье, и летом - день Ивана Купалы. Обычно в старину, гадавшие и ряженые в день освящения воды на крещенье, несмотря ни на какой мороз, окунались в проруби, смывая этим свои грехи.

ПУСКАНИЕ ВЕНКА:
На Ивана Купала бросить в реку венок из березы: если потонет - смерть, поплывет - замуж выйти, к берегу прибьет - незамужней быть.
Характерная примета Ивана Купалы- многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, почитая больше целебными, нежели собранные в другое время. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для "отсушки". В день Ивана Купалы девушки завивают венки из трав: Иван-да-Марьи, лопуха, богородицкой травы и медвежьего уха; вечером пускают эти венки на воду, наблюдая, как и куда они плывут. Если венок тонет, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. Из чудесных трав собираемых в это время, стоит назвать "плакун-траву", особенная сила которой, по мнению крестьян, заключена в её корне, имеющем свойство прогонять злого духа; владелец же корня будет внушать к себе страх; "терлыч-трава" употребляется для очарования парней девушками: они носят её у себя за пазухой и приговаривают: "Терлич, терлич, хлопцев покличь!" Трава чернобыльник, по народному поверью, противна ведьмам и охраняет от них дом и двор. Её же заплетают в плети и кладут под Иванову росу с приговором: "Мать-земля, отец-небо, дайте рабам вашим от этой травы здоровья!"
Травка "зяблица" помогает от ребячьего крика и от бессоницы; высушенным "расперстьицем" присыпают больные места на теле- порезы, нарывы, опухоли; "пастушью сумку" издавна заготавливали как хорошее кровоостанавливающее средство при различных кровотечениях; страдающие ревматизмом собирали в большом количестве жгучую крапиву; для лечения ран, ожогов запасались заячьей капустой; на случай простуд, кашля необходимо было иметь дома мать-мачеху, душицу, багульник.
На ночь Ивана Купала надо поймать живую гадюку, продеть сквозь ее глаза белую нитку, и этой ниткой прошить какую-то из носильных вещей своего избранника. Степени силы этого способа гарантировать не могу - не пробовала, но, если вы действительно решили привораживать таким способом и, рискуя собственной жизнью, еще и измываетесь над живой тварью, то это настоящая ЛЮБОВЬ.

Травы и Ивана Купала

Трава Нечуй-ветер.
Наряду с папоротником и другими травами, наделенными волшебной силой, в нашем народе почитается и бессмертник. Называется он так потому, что долго не вянет, а засыхает и хорошо сохраняет цвет и форму. Древние люди наделили его сверхъестественными свойствами, полагая, что душа умершего переселяется в этот цветок, чтобы через него могла общаться с друзьями и родственниками. Еще его в народе называют по-особому - нечуй-ветер. Этот нечуй-ветер, согласно легендам и преданиям, помогает слепым открывать клады. В ночь на Ивана Купалу с нечуй-ветром, водосбором и цветущим папоротником в руках надо было сорвать цветок разрыв-траву и гулять по лужайке до тех пор, пока не появится резь в глазах. А как только она появится, взять в руки заступ и быстро разрывать землю: заклятый клад должен быть под ногами.
Эта трава, по сказанию чародеев, растет зимою по берегам рек и озер. Простолюдины думают, что тот, кто обладает этою травою, всегда может остановить ветер на воде, избавить себя и судно от утопления, наконец, ловить рыбу без неводов. Нечуй-ветер следует собирать 1-го января, под Васильев вечер, в глухую полночь. Поселяне думают, что в это время нечистая сила, прогуливаясь по озерам и рекам, бросает траву Нечуй-ветер для уничтожения бури. Находить ее могут только слепые люди, да и то брать они должны ее не руками, а ртом. Тогда они начинают обладать ее силою.

Трава Адамова голова находится в большом уважении у поселян. Чародеи, как и папоротник, собирают ее в Иванов день и хранят скрытно до великого четверга. По народному понятию чародейская сила Адамовой головы простирается только на диких уток. Охотники, получившие эту траву из рук записного чародея, окуривают все снаряды, употребляемые ими при ловле уток в великий четверг, не иначе.
На Иванову ночь звездно - много будет грибов!
Иванов день пришел, траву собирать пошел.
В Иванов день, как и накануне его, раскладывают костры, зажигают, прыгают через них, а также купаются в воде и росе, пляшут вокруг дерева. В этот день домовые, водяные, русалки и лешие учиняют проказы. Папоротник расцветает в полночь на Ивана Купала, и с его помощью открывают клады. Купальской росой кропят стены дома, кровати и мебель, чтобы отогнать клопов и тараканов.

В этот день все обливают друг друга водой, хохочут, веселятся. К вечеру топят баню. Девушки с крыш бань бросают веник и узнают, с какой стороны жениха ждать.
Ночь на Ивана Купалы или Купальская ночь - время наивысшего могущества природы: травы, собранные в эту ночь считались лучшим лекарством, так же, как и роса этой ночи. В европейских странах девушки гадают, пуская венки по воде в Иванову ночь. В эту ночь девушки катаются по росе голыми. Принято все делать молча. Немота - это признак принадлежности к миру мертвых. Молча набирают и приносят воду для магических действий, и называется она "немая вода".

Девушка молча рвет и приносит домой цветы, чтобы положить их под подушку и во сне увидеть суженого.

Польские девушки на Ивана Купалу гадали на цветах: наливают в таз воды, взятой из родника или быстротекущего ручья и бросают в него два цветка без стеблей, скажем, две ромашки; если они разошлись по сторонам, то влюбленные расстанутся, если, плавая, цветки сойдутся, то их ожидает бракосочетание в этом году.
Чтобы приворожить жениха, надобно покормить с печной заслонки петуха, говоря при этом: "Как бы эта заслонка держалась своего устья, так бы и петух держался своего дому".
"Веселье и смех, - пишет А.Я.Гуревич, - не заказаны христианину, мы видим, что и сами проповедники нередко стремятся вызвать улыбку своих слушателей. Но чрезмерный смех греховен. Жак Витрийский рассказывает о какой-то особе, которая видела Пресвятую Марию со множеством дев и пожелала быть вместе с ними. Богоматерь сказала ей: " Не смейся на протяжении тридцати дней, и будешь с нами". Она так и поступила, целый месяц не смеялась, после чего скончалась и обрела обещанную славу. Несомненно, заключает Жак де Витри, что, не воздержись она от смеха, песен и хороводов никогда бы Дева не приняла ее в свой сонм.

В народном календаре 7 июля – Иванов день, Ивана Купалы (Купала), Иван-травник, купальник, первый покос. Православная церковь в этот день празднует Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Наши предки Иоанна Крестителя прозвали Иван Купала. В народном представлении христианский святой Иоанн Предтеча соединился с языческим божеством плодородия и Летнего Солнца. Иванов день – один из самых древних и почитаемых праздников на Руси, в котором принимало участие всё население. Это праздник почитания воды и солнца. Ещё в языческие времена в ночь на Ивана девушки на реку опускали венки с зажженными свечками или лучинками:

  • если венок утонул, то милый разлюбил, и выйти за него замуж не получится;
  • чей венок дальше всех проплывет, та будет счастлива;
  • у кого дольше всех прогорит лучинка, та проживет долгую жизнь.

7 июля: традиции и обычаи дня

Согласно поверьям, в Иванов день «открываются» земля и небо, вода приобретает чудесную силу, птицы и звери начинают говорить. Знахари 7 июля ходили в лес за травами и кореньями, веря, что в это время все растения обладают удивительной целебной силой. Собрать травы и коренья нужно до восхода солнца, пока их не опалили солнечные лучи.

Иванова ночь самая короткая в году. В старину в эту ночь спать не ложились, чтобы не набросилась на беспомощного человека нечистая сила, разбушевавшаяся в этот период. Накануне праздника, в день , крестьяне на окна и порог клали крапиву, чтобы в жилище нечисть не пробралась.

Вечером 6 июля разводили особые ритуальные костры на границе села (на развилках дорог, у реки, на холмах). В купальских кострах сжигали всякую рухлядь, чучело ведьмы, одежду больных людей (считалось, что с вещами сгорят и болезни). Через эти костры бросали венки, прыгала молодежь, стремясь защитить себя от болезней, порчи и происков нечистой силы. Вокруг огня водили хороводы.

Огни, зажигаемые в купальскую ночь, считались чудодейственными. Огонь добывали трением дерева о дерево. Его называли живым, лекарственным, лесным. Чтобы избавиться от невзгод в этот вечер надо тихо посидеть у костра и мысленно обратиться к духу огня с просьбой из вашей жизни выжечь всё суетное и наносное.

В Купальскую ночь на муравейниках собирали масло, которое, по преданию, излечивает от всех недугов. Считалось, что с этой ночи появляются светлячки, которых в народе прозвали – ивановские червячки.

Купальская ночь – время козней ведьм и лукавого. Верили, что ведьмы в это время собираются на Лысой горе. Крестьяне днем запирали лошадей, чтобы их не смогли украсть ведьмы и отправиться на них на шабаш. Живым конь оттуда не вернётся. Для защиты от ведьм в углах скотного двора ставили вырванные с корнем осины или втыкали осиновые ветки.

С утра на Ивана Купалу начиналось купание в реке. Водой обливали каждого встречного. До восхода или при восходе солнца собирали росу, которая считается целебной при глазных болезнях. Чтобы излечиться от недугов, человек должен умыться этой росой. Ещё купальской росой кропили кровати, чтобы не водились клопы, и стены, чтобы в доме не было тараканов.

Важный символ купальских обрядов – цветок иван-да-марья, фиолетовый цвет которого воплощает стихию воды, а желтый – огня. С этим растением связано много преданий, большинство из которых посвящены запретной любви: родные брат и сестра, Иван и Марья, не ведая о своем кровном родстве, вступили в брак. Когда же они узнали правду, то ужаснулись случившемуся, но расстаться друг с другом они так и не смогли, за что боги превратили их в прекрасный цветок, ставший символом верности.

С давних пор славяне наделяли цветы иван-да-марьи сильнейшими магическими свойствами. Сорванные в купальскую ночь, они станут хранителями супружеского счастья и надежным оберегом дома от злых чар. Ещё уважением на Купалу пользовались полынь и крапива.

Существовало поверье, что в Иванов день змея-медянка на сутки обретает зрение и делается крайне опасной. Она может броситься на человека и укусить его. Утверждали, что человек, укушенный змеей в Иванов день, скоро умрет.

Спать в ночь на Ивана Купалу считалось зазорным. После праздника отправлялись на покос – говорили, что купальская ночь силы прибавляет.

7 июля: приметы и поверья

  1. Если в эту ночь звездно, то будет много грибов.
  2. Если в Иванов день гроза, то орехов уродится мало и большинство из них будут пустыми.
  3. Сильная роса – к урожаю огурцов.
  4. Если в этот день дождь заплачет, то через пять дней солнце засмеётся.
  5. Цикады стрекочут – к жаркому дню.
  6. Заросли ивы на ветру шумят – к ливню.
  7. Аромат полевых цветов усилился – к дождю.
  8. Кто искупается в водоеме на Ивана Купалу, тот избавится от всех болезней.
  9. Листья папоротника мужского книзу закручиваются – к теплому и солнечному дню.
  10. Если сон с 6 на 7 июля и сбудется, то очень не скоро. Сновидение, увиденное днем 7 июля, может исполниться через полгода. Если этого не произошло, то уже не стоит ждать его осуществления.

Люди, родившиеся 7 июля, влюбчивые. Всю жизнь они ищут свой идеал. В качестве талисмана им следует носить янтарь.

Видео: Приметы на Ивана Купала

Ночь на Ивана Купала одна из самых интересных и необычных. Для наших предков это время было победой лета над зимой, света над тьмой, поэтому они отмечали этот день очень бурно и с размахом.

Этот праздник еще называли Духов день. Люди прославляли солнце, воду и огонь, а травы считали волшебными. Их заготавливали на целый год.

Ивана Купала 2018 года какого числа: история праздника

Наши предки верили, что ночь на Ивана Купала это мистическое время. Раньше его отмечали в день летнего солнцестояния – 21 июня, но когда пришло христианство и переход на григорианский календарь – дата сместилась.

Праздник походит еще с язычества. Считается, что в эту ночь вода приобретает магические свойства. Поэтому многие думают, что слово «купала» связано с обрядом купания.

Есть еще мнение, что это слово посвящено Купале – «богу полевых цветов и плодов». А слово Иван походит еще с того времени когда пытались искоренить все язычество и решили изменить праздник купала на Иоанна Крестителя. Но люди все же помнили древние традиции и христианский и языческий праздник соединился в одном дне – Ивана Купала.

Ивана Купала 2018 года какого числа: традиции и обряда празднования

Главная традиция праздника – это прыжки через костер. Считается, что такой прыжок может излечить человека от болезней, сделать счастливее и удачливее. А если влюбленная пара возьмется за руки и перепрыгнет через костер, то они никогда не разлучатся. Тех девушек, которые не пришли на праздник, считали ведьмами.

Следующая традиция – это общее купание. Девушки плели венки из цветов, надевали на голову, а также пускали плыть по воде с зажженными лучинками и наблюдали за ними. Если венок упылавал дальше всех, то считалось, что та девушка будет счастливее всех, а лучинка, которая прогорит дольше всех обещает долгую жизнь. А вот у той, у кого венок утонул, та в ближайшем году замуж не выйдет.

Но был особенный цветок, который по легенде зацветал только в эту ночь (на один миг, в полночь) – это цветок папоротника. Его хотели найти все. По легенде, кто его найдет, у того исполнятся все желания и он приобретет магические способности.

Считалось, что черти, ведьмы, русалки этой ночью бодрствовали, поэтому люди не спали. Утро все начинали с мытья посуды росой, чтобы пища была полезной. Травы, сорванные на Купала, приносили в дом. Они защищали от порчи и разных болезней.

Праздник Ивана Купала отмечают с 6 на 7 июля - в самую короткую и самую загадочную ночь в году.

Название Иван Купала имеет народно-христианское происхождение и является славянским вариантом имени Иоанн Креститель, поскольку эпитет Иоанна переводится с греческого как «купатель, погружатель».

В ночь с 6 на 7 июля, в момент, когда наступают сумерки, в свои права вступает купальная ночь. В это время могут случиться всякие чудеса, уверены в народе.

Три главных символа Ивана Купалы - огонь, вода и травы. В эту ночь все они приобретают магическую силу и могут очистить душу человека от грехов и также исцелить и омолодить тело.

Праздник приходится на дни летнего солнцестояния и самую короткую ночь в году. Разумеется, с ним связано великое множество народных поверий.

Традиционных обрядов на Ивана Купала много, но главный, конечно же, - массовые купания.

По поверьям, до Ивана Купала купаться вообще нельзя: ведь в воде правит нечистая сила. А с наступлением праздника вся нечисть из озер и рек уходит, и вода приобретает волшебные свойства.

На берегах рек, где отмечается праздник Ивана Купала, по традиции разжигают ритуальные купальные костры, отгоняющие злых духов. В эту волшебную ночь огонь и вода забывают о своей вражде, становясь друзьями. Люди прыгают через костры, бегают наперегонки, поют песни, общаются.

Считается, если в ночь на Купала вы увидите папоротник, вам чрезвычайно повезло - где-то рядом находится очень ценный клад, который можно отыскать.

Приметы на Ивана Купала. Если вечером накануне дня Ивана Купалы идет дождь, то лето будет сырым, а год - голодным.

Если ночью небо звездное, а поутру обильная роса - будет хороший урожай огурцов и грибов. Плохим знаком считать увидеть змею - к потере близкого человека. Если в доме на Ивана Купалу паука - скоро состоится большое радостное событие в семье - свадьба, рождение ребенка, приезд желанного гостя. Если собрать 12 видов растений, то в семье обязательно скоро будет свадьба. Если не запереть лошадей, то их может забрать нечистая сила. Желания сбудутся, если накануне купальской ночи сорвать веточку папоротника и на нее повязать несколько коротких красных нитей, загадывая на каждую желание, а потом пустить по речке. Если гости придут - к счастливым вестям. Утром после праздника услышать крик петуха - к скорому выздоровлению.

В народе предупреждают, что в ночь с 6 на 7 июля подальше от воды следует держаться женщинам в положении, детям и пожилым людям. Чтобы семья не обеднела, ее членам на Ивана Купала лучше ничего не отдавать, не продавать и не одалживать. Если же человек найдет на дороге деньги — даже крупную сумму — ему ни в коем случае нельзя их брать.