Африканские маски из черного дерева значение. Африканская маска. Африканские маски, их разновидности, значение и применение в современном интерьере

Ритуальные маски были известны с древности у многих племен и народов Африки, Северной и Южной Америки, Азии и Океании.

Изготовлялись маски всегда из подручных средств - дерева, коры, травы, кожи, материи, кости и т.п., и изображали человеческие лица, головы животных и всевозможных фантастических или мифологических существ. Ритуальные маски связаны с культами духов предков, животных (тотемизмом, являющимся первоосновой всех ныне существующих религий) и природы. Надевший ритуальную маску словно преображался в то существо, которое она изображала. Природа маски глубоко символична.

Африканская маска ©Flickr

Происхождение той или иной маски не всегда понятно, но выделить некоторые типичные функции ритуальной маски все же можно. Так, известный американский антрополог и лингвист Франц Боас выделял функцию так называемой «персонификации духа», с помощью которого отгоняются враждебные силы, а также функцию маски как средства, призванного обмануть духа. Еще одна функция масок - это, конечно, сохранение культа предков и увековечивание их памяти. Советский философ и культуролог Михаил Бахтин подчеркивал также зрелищную роль маски как предмета смеховой и карнавальной культуры. Недаром же прообразы некогда ритуальной маски стали неизменным атрибутом театра (сюда можно отнести не только театральные маски, но и, собственно, грим, который тоже является разновидностью маски).

Ритуальная маска племени догонов, Африка. Такую маску имеют право носить только мужчины / ©Flickr

Разумеется, ритуальная маска - это, прежде всего, атрибут ритуалов. Но в чем заключается сущность ритуала в традиционных культурах древних и современных народов мира? Ритуалы призваны разделять область профанной (мирской, повседневной) жизни и жизни в мире сакральном. Переход из одного мира в другой невозможен без всевозможных культовых и магических предметов, в роли которых испокон веков выступали еда, питье, в некоторых случаях производимые с ритуальной целью увечья и т. д. Одним из важнейших инструментов такого перехода была и маска. Поэтому основная ее функция - это все же перевоплощение в некое существо из сакрального мира (животное, предка, духа, бога).

По предназначению немецкий этнограф Рихард Андре и русский антрополог и этнограф Дмитрий Анучин делили маски на: 1) культовые, 2) военные (нередко, например, у народов Меланезии, Африки, Америки маски были принадлежностью так называемых тайных союзов и использовались при посвящении юношей, военных набегах, отправлении правосудия и т.д.), 3) погребальные, 4) свадебные, 5) театральные и танцевальные.

Китайская маска / ©Flickr

Другая классификация учитывает характер изображения: простые изображения человеческого лица, 2) искаженные, устрашающие изображения, карикатуры, 3) изображения животных, 4) наголовники и т. д.

Несмотря на великое множество видов масок у разных народов мира, все они, так или иначе, универсальны. Почему? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вернуться к смысловому значению маски. Для чего нужна маска? Чтобы закрыть лицо. А что такое лицо? Это выражение нашего «я». Наши эмоции, чувства, характер, возраст, принадлежность к социальному слою - все это отражается на нашем лице. Можно сказать, что наше переменчивое лицо и есть отражение нашей жизни. Именно поэтому закрывание лица в «переводе» с языка традиционных обществ означает символическую смерть. Символическая смерть - это неизменный атрибут ритуалов перехода. Проходя ритуал, представитель традиционного сообщества временно «умирает» для внешнего мира и «воскресает» уже в новом качестве, нередко - с новым именем и сущностью. Похожий ритуал, к слову, часто отображается в сказках, например в русских народных, когда Иванушку-дурачка варят в кипятке.

Индейская маска / ©Flickr

Вообще любое временное ритуальное сокрытие лица в «переводе» с языка символов означает смерть. Роль маски, к примеру, в свадебных обрядах сегодня выполняет фата, которой занавешивают (или некогда занавешивали) лицо невесты, которой в этот день из девушки предстоит превратиться в женщину и жену. Помимо цели - сокрытия лица - здесь играет роль и цвет фаты - белый, являющийся одновременно символом и чистоты, и смерти.

Ритуальный грим, Папуа-Новая Гвинея / ©Flickr

Таким образом, маска - это символ перехода в иную реальность. Феномен маски многогранен, но первооснова ее сущности - символ пребывания в области смерти.


Маски создавали и носили практически все древние культуры на этой планете. В доказательство древности этого предмета и использования различных масок с доисторического периода и до наших дней,сохранились изображения в наскальной живописи.В пещере Ласко (Франция) сохранились наскальные рисунки периода Каменного века, на которых изображены охотники в ритуальных масках животных. Во всём мире существует множество масок, разных стилей и направленности для их применения. Но в основном маски используются для проведения ритуальных церемоний. Приверженцы религий верили, что маски обладают живой энергетикой и великой силой. В некоторых случаях маски использовали и для погребения усопших, чтобы помочь духу найти путь к астральному телу. Другие маски предназначались для воспрепятствования злому духу завладеть телом усопшего.

В современном западном обществе маски обычно используются для игры в театре или на праздничных карнавалах. Цели использования масок различны, но интересен тот факт, что с доисторических времён люди так и не потеряли к ним интерес.Разные культуры использовали маски различными способами. Иногда как фактический, материальный предмет,иногда в форме расписывания яркими красками или татуирования лица. Маской легко можно изобразить какую-то особенность, которой человек не обладает, но желает обладать или ярко выразить любую эмоцию или намерение.


История Марди Гра, или Жирный вторник, началась в Древнем Риме, когда люди праздновали Луперкалии, праздник плодородия в честь бога Фавна. Когда Рим принял христианство, религиозные лидеры решили, что лучше включить некоторые языческие обряды в новую веру, а не пытаться отменить их в целом и позволить празднования перед началом Великого поста. Данный "Карнавал" обозначал прощание с мясом, так как мясо было запрещено во время Великого поста. Традиция распространилась по всей Европе и плотно закрепилась в Соединенных Штатах, в частности, в Новом Орлеане, где проживали французские поселенцы.


В Африке хорошо прослеживается история маски с эры Палеолита. Маски изготавливались из различных материалов, включая кожу, металл, ткань и древесину. У племён,более ограниченных в выборе фактуры,при изготовлении масок в ход шёл любой подручный материал: солома, палки, перья и кости.Африканские маски и до наших дней считаются одними из прекраснейших произведений искусства в мире. Они невероятно ценятся коллекционерами разных стран. Многие маски можно увидеть в знаменитых музеях и картинных галереях. У церемониальной африканской маски большое культурное и традиционное прошлое и значение. Во время празднований инициирования юношей, сбора урожая, военной подготовки, в мирное время и смутные времена, африканские племена для ношения определённой маски выбирали особого человека. Маски имели разные формы для каждого случая и надевались тремя различными способами: вертикально, закрывая лицо, как шлем, закрывая всю голову и как корону. Африканские маски часто представляли духов предков. Была очень сильна вера, что дух усопшего может овладеть телом обладателя маски, когда человек входит в состояние транса и поведать что-то важное. В африканской культуре искусство создания масок для церемониальных и ритуальных действий передавались от отца к сыну. Художники-изготовители масок имели почетный особый статус среди своих соплеменников. Знание символики масок позволило создателю передать энергию символизма в маску. В большинстве африканских культурах человек, носящий маску теряет свою идентичность и становится духом, представленным маской. В ритуальных церемониях маски изображали богов, мифологических существа, добрых или злых, которые, как полагалось, имели власть над людьми. Маски предков или предков тотема (существ или животных, от которых племя, по суеверию, брало своё начало). Маски часто являлись предметом гордости семьи или целого племени. Племя считало, что дух обитает в маске. Такую маску использовали в различных церемониях и считали самым ценным предметом. Во время церемонии, обладатель маски,находясь в глубоком,трансе "общается" со своими предками путем танца. Мудрец или переводчик иногда сопровождал владельца маски во время ритуала. Танцор показывает сообщения предков,а переводчик трактовал его всему племени. Ритуалы и церемонии сопровождаются песнями и музыкой, исполняемой на традиционных африканских музыкальных инструментах.В течение тысяч лет ритуалы и церемонии были неотъемлемой частью африканской культуры. Но вторжение американских колонистов, вмешательство в традиционную культуру Африки, разделение границ и иммиграция коренных жителей, постепенно свели на нет ритуалы с использованием масок.


У коренных американцев так же существует древняя традиция использования масок. Ирокезы хорошо известны своими «фальшивыми лицами" масками. Сообщества шарлатанов, используя маски, дурачили народ под видом лекарей. Так же маски использовались для важных религиозных церемоний. Ирокезы почитали маски как живые существа, а не предметы. И вожди племён тщательно следили за правильностью изготовления маски. Индейский народ Хопи были известны своими масками Качина. Индейцы-пуэбло изготавливают куклы - качина, которые ранее играли церемониальную роль, а в настоящее время являются одним из предметов сувенирной торговли. Хопи также изготавливали маски для традиционных танцев. Когда танцоры надевали маски и костюмы, они становились "каналом" для общения с духами Качина, то есть, по существу становились самим духом. Не используемые в ритуалах маски, так же рассматривались, как одушевлённый предмет. Маски хранились на свежем воздухе, чтобы дух мог «дышать» и "кормили" кукурузной мукой. Северо-западные индийские племена Побережья известны во всём мире созданием тотемов. Северо-западные коренные американцы Побережья делали три вида масок: маска одного лица, механическая маска и маска преобразования. Маска одного лица была самой простой. Она вырезалась из твердого куска виргинского можжевельника.У механической маски были подвижные части. Этот тип маски получил распространение после того, как европейцы вступили в контакт с коренными американцами. Индейцы еще не умели производить пружины или стержни, которые были необходимы, чтобы сделать этот тип маски.Маски преобразования состояли из двух и иногда трёх масок в одной. Человеческого лица, птицы или животного.Эти маски отражали отношения между владельцем маски и наследственным духом его клана животных. Когда танцор надевал наследственную маску, он брал на себя ответственность, чтобы выполнить церемонию духа маски.

В японской культуре археологические данные подтверждают,что маски использовались еще в 10000 г. до н.э. В японской культуре маски представляют людей, героев, чертей, призраков, животных и божеств. Ранние маски были созданы из глины или ткани. Маски использовались для магических ритуалов, религии, шаманских церемоний, а также похорон и как талисман Гигаку,старейшие маски, которые использовались в древних ритуальных танцах и представлениях в Корее, внедрились Японии в 7 веке. Представление состояло из выступлений мимов и шествий, положенных на музыку, чтобы разыграть спектакль. Резные маски с драматическим выражением охватывали всю голову и были сделаны из дерева,с волосами,наклеенными на них и представлял львов, птиц, демонов или сверхчеловеческих существами



У древних египтян существовали особенные погребальные маски. Самым известной из них является, пожалуй, маска царя Тутанхамона, мальчика-короля, которая сейчас выставлена в Музее египетских древностей в Каире. Эти маски были использованы в сложных ритуалах погребения и покрывали лица мумий. Тем не менее, погребальные маски были не единственными масками, имеющими большое значение для древних египтян.Но погребальные маски были не единственными масками, имеющими большое значение для древних египтян. Их также надевали жрецы и жрицы, а также маги. Эти маски,как правило, изображали богов и богинь, так как считалось, что владельцы могли бы использовать магическую силу избранного ими божеств. Многие древние погребальные маски древних египтян хорошо сохранились до наших дней. Вполне возможно, что погребальные маски были защищены внутри пирамид и гробниц не столь подвержены разрушающим воздействием веков.

Мир был населен духами умерших предков, растений, животных. Именно они управляли жизнью людей. Одни духи были благосклонны к членам племени, другие насылали болезни, голод, войны, грозные явления природы. Надевая маску во время ритуала, танцоры, колдуны или вожди племени общались с духами, пытались их задобрить, обмануть и отвести все неприятности от племени. Внешний вид африканских мог рассказать посвященным о социальном статусе владельца, о роде его занятий и о , которым он поклоняется.

Европейские художники начала XX века ценили и собирали африканские маски. Как способ радикальной геометризации изображения человеческого лица африканская маска оказала влияние на становление кубизма.

Маски обожествленных животных считаются самыми древними. Каждый род, племя или другая группа людей имели своего покровителя из окружающего мира. Это могли быть животные, растения или их части, а также ветер, солнце, вода. Через в нужный момент осуществлялась связь рода с духовными предками. Маска, в свою очередь, являлась посредником между человеком и обожествленным предметом, к которому порой даже прикоснуться, взглянуть на него запрещалось.

Один раз в год племена проводили инициации. Смысл его заключался в том, что подростков посвящали в секреты взрослой мужской и женской жизни. Мальчикам, например, присваивалось тайное имя, менялись обязанности подростков. Перед проведением обряда молодым людям предстояло пройти много испытаний. Мальчики сами вырезали для себя маску, в которой должны были исполнить ритуальный танец на празднике, посвященном обряду. Характер танца и маски юноша выбирал сам.

Надеть маску и сыграть определенную роль – большая ответственность. Танцор в маске не имел права оступиться, упасть, допустить оплошность, это могло привести к расправе над ним. Ведь человек в маске дает временное пристанище духу, поэтому и сам он уже не является обычным человеком.

Особенности изготовления африканских масок

Надевать и вырезать маски имели право только мужчины. Сам процесс их изготовления носил большую таинственность, до этого события необходимо было прочитать заклинания, совершить жертвоприношения. Никто не должен был видеть, как работает мастер, поэтому он уходил из селения рано утром в укромное место. Возвращаясь поздно вечером, отдавал инструменты и незаконченную работу вождю племени. Считалось, что человек, изготавливающий маски, был посвящен в тайны иной жизни, поэтому общаться с ним хотелось не многим.

Надевали маску чаще всего представители знати. Она наделяла человека властью и непререкаемым авторитетом, давала ему особые полномочия. Члены племени поклонялись и безоговорочно повиновались человеку в маске. Чаще всего она имела угрожающий вид, особую раскраску и большие размеры.

Были и такие маски, которые хранились в жилищах простых людей. Они могли использоваться для общения с духом умершего родственника, который давал советы в сложной ситуации, предсказывал будущее. Такие маски имели спокойный вид, глаза изображались закрытыми.

Маски колдунов навевали мистический страх, так как благодаря действиям и внешнему виду обладателя маски, присутствующие входили в состояние транса.

Одна из самых распространенных африканских масок-сувениров повторяет формы маски кпели, которая предназначена для мужчин тайного общества Ло (народ сенуфо), изображает лицо усопшего и помогает ему найти место в мире мертвых.

Сегодня африканские маски уже не имеют той силы воздействия на людей, которой они обладали прежде. Сейчас они рассматриваются как произведения искусства или просто сувениры для туристов.

С недавнего времени вошла в моду привычка украшать домашние интерьеры масками: их привозят из экзотических путешествий, покупают в магазинах. Воспринимая маски как символ костюмированных маскарадов, к ним не относятся достаточно серьезно. Те, кто выбирают в дизайне помещения, отдают предпочтение так называемому африканскому самобытному искусству, не задумываясь над тем, что маски - это не просто обычное убранство для стен. А многие приобретают внешне понравившуюся вещицу, считая ее защищающим духом для жилища, ничего не зная о ее значении.

Доступ к потустороннему

Появившаяся еще в древности африканская маска играла чрезвычайно важную роль в мистических обрядах, олицетворяя дух предков и создавая особую атмосферу. Резное произведение искусства всегда представляло собой оккультный предмет, открывающий доступ к невидимому миру мертвых. В маски использовались, чтобы соединить между собой жизнь и смерть, они становились своеобразным ключом, открывающим дверь в потустороннее.

Основное значение - защита

Магический тотемный предмет имеет свой смысл и несет определенную информацию о культурных, религиозных традициях. Каждое племя было уверено в существовании параллельных миров, а духи делились на дружелюбных и враждебно настроенных. Те, кто хотел навредить, тщательно наблюдали за каждым из племени, пытаясь наслать болезни и несчастья. И тут на помощь приходила африканская маска, значение которой для ее создателя было одно - защита от темных сил путм их обмана. Считалось, что, если духи не видят лица, то и не могут причинить никакого вреда, и житель племени был под охраной тотемной вещи. Однако не все могли так защищаться от духов: маски, ставшие неизменным атрибутом власти, носили только посвященные и знатные мужчины, что только укрепляло их авторитет.

Разнообразие видов масок

Африканская маска была разных видов, чаше всего в ней присутствовали отверстия для глаз, намного реже делалась прорезь для рта. Держалась конструкция на шнурках, иногда участвующие в ритуальных обрядах придерживали ее зубами за внутренний стержень из дерева. Встречались такие маски, которые носились на лбу или надевались, как шлем до плеч, соответственно, их вес и размер разнились.

Применяемая в ритуалах африканская маска из дерева различных пород и изображающая животных была признана исследователями африканской культуры самой древней. Позднее ее уже делали странных геометрических форм, с чертами, напоминающими человеческие. Дерево щедро пропитывали маслом, чтобы маска не гнила, и долго ее полировали до блеска. На поверхность наносили яркие растительные краски, а для выразительности и устрашающего эффекта добавляли кожаные или металлические предметы, украшали пестрыми перьями и бусами.

Эволюция: от примитивного к реалистичному

С течением времени африканская маска эволюционировала, ее вырезали как воплощение духа, помогающего в различных областях. Надеваемая на лицо конструкция символизировала носителя силы, богатства, плодородия, с ее помощью вызывали дожди в засушливую погоду, просили о помощи в охоте. Для усиления выразительной функции и большего сходства с натурой даже вставляли настоящие зубы и клеили волосы. От упрощенных и грубых, словно вырубленных, изображений переходили к передаче талантливой реалистичности натуры. Маски могли нести отличающие племенные признаки в виде татуировок, орнаментов или причесок. А изображения вождей характеризовались явным портретным сходством.

Африканская маска избавлялась и от застывшего выражения, она стала воспроизводить целую гамму чувств - слезы, смех, иронию, угрозу. Отталкивающий злобный вид предполагал строгий запрет на пристальное рассмотрение изображения. Такие маски использовались в жертвоприношения, когда даже вскользь брошенный взгляд мог стоить жизни непосвященному в ритуал.

Не спешить с покупкой

Не стоит относиться к вырезанным маскам, как к свидетельству примитивной культуры африканцев, и приносить в дом столь яркое проявление их творчества. Причудливые образы, рождающиеся в руках мастеров, не всегда принесут счастье и удачу в жилище. Специалисты рекомендуют предварительно узнать значение масок, а затем принимать решение о покупке.

А вот африканская маска своими руками из папье-маше не навредит, она станет предметом гордости и передаст самого творца. Стилизованная яркая поделка - оригинальное украшение любого дома, которое не навлечет беды.

Африканские маски используются жителями Африки буквально повсеместно: практически ни одно мероприятие не обходится без них.

Также без маски сложно представить колдуна или знахаря, членов тайных обществ.

Конечно, маски Африки не могут быть одинаковыми для всех и каждая символизирует нечто большее, чем просто внешний вид.

У представителей разных возрастов разные маски, также их раскрас и форма зависят от положения в обществе и социального статуса.

В ряде случаев маски повторяют черты лица их хозяев, при этом имеют некоторые особенности в виде узоров, которые на кожу наносить не нужно.

Это объясняется тем, что во многих по телу наносятся специфические узоры.

Если еще сотню лет назад жителями Европы африканские маски воспринимались, как нечто ужасное, уродливое и бестолковое, то позже такие маски пытались повторить художники и известные творческие люди, но уже не смогли.

Как оказалось, такой, на первый взгляд, примитивизм, простой, но на деле выходит иначе.

Виды африканских масок

В Африке считается, что мир населен духами - в это верят здесь буквально все, даже представители цивилизованных стран. Духи повсюду: в воде, в горах, внутри животных.

Африканские маски служат своеобразным проводником в этот мир. Поэтому даже при похоронах они используются, только в другом исполнении.

Более серьезные человеческие маски помогают африканцам проститься с усопшим, поговорить с ним в последний раз, помочь ему направиться на ровный путь в другой мир.

Разделить африканские маски можно также по способам использования:

  • лицевые;
  • налобные африканские маски;
  • маски-гребни;
  • нательные;

Лицевые африканские маски есть везде. Они могут использоваться в любых , надевают их все - и женщины, и мужчины, и дети. Эти изделия в свою очередь подразделяются на множество разных типов.

Значение африканских масок отличается в зависимости от специфики их производства: отверстия для глаз, носа, рта и даже щек могут присутствовать, а могут и отсутствовать. Аналогично можно сказать и о расцветках, раскрасе, размерах. В каждом племени свои правила.

Маски-шлемы делаются из дерева. Середина вырезается, а внешняя часть служит для вырезки определенных узоров.

Налобные африканские маски, как правило, состоят из листьев и тканей. К такой маске прикрепляются крепления, фиксирующиеся в районе лба.

Маски-гребни наиболее распространенные . Их часто привозят в Европу. Это, скорее, фигуры животных или людей, которые поднимаются на определенную высоту над головой.

Нательные африканские маски применяются беременными женщинами, которые нуждаются в защите от дурного глаза.

Маски-доски могут быть лицевыми и в некоторых случаях нательными. Обычно вырезаются в форме птицы. Маску нужно крепить ко лбу, причем не креплениями, а обычными тканями или листьями крепких растений.

Какие бывают африканские маски

Ввиду того, что типов масок в Африке существует множество в зависимости от того, какое племя исследуется, сложно классифицировать их вообще. Поэтому разделяют такие:

  • мужские;
  • женские;
  • гермафродитные;
  • зооморфные.

В ряде случаев без наличия определенных знаний и навыков о народностях сложно определить даже то, чья маска - мужская или женская. А вот гермафродитные изделия встречаются очень редко - в Африке половое разделение отчетливо видно во всем.

Такова, что здесь распространены зооморфные маски. Каждая из них воспевает определенное животное, как сильное существо.

В Африке люди веруют, что некоторые существа обладают большой силой, поэтому надевают на себя маски с их изображениями, чтобы обрести часть этой мощи.

В некоторых племенах африканские маски бывают совершенно не поддающимися классификации: это маска для человека любого пола, в форме нескольких животных сразу.

Кто использует африканские маски

Чаще всего макси используют оседлые племена.

Они занимаются этим ремеслом серьезно и с особой кропотливостью.

Рыбная ловля и земледелие без масок и вовсе не обходится: считается, что человек, надевая африканскую маску, перевоплощается в иное существо, которое способно на большее, чем раньше.

Люди в масках общаются с природой, приближаясь к ней, тем самым прося о плодородии.

Рыболовы общаются с водой, это помогает увеличить улов. Также своеобразные маски нужны, когда организовываются , свадьбы, посвящения мужчин в следующую возрастную группу, при наделении статуса, достижении определенных высот.

Кочевые народы к африканским маскам более холодны - у них попросту нет времени на подобные занятия.

Если здесь и используются маски, они обычно мягкие, одноразовые, сжигаются сразу после использования, как символ использованной энергии, изжитой силы, перехода от старого к новому, лучшему.

Например, тут есть и человеческие черты, и линии птицы. Также часто встречаются несколькоголовые крокодилы, буйволы, хищные птицы. При этом все животные немного не похожи на себя настоящих - это больше мифические существа.

Как ни крути, но - неповторимый в своем роде. Он оригинальный, богатый, сложный. Глядя на маски представителей африканских племен, сложно сказать, что это обычное украшение.

Маска , я тебя знаю! Забавно угадать, кто скрывается под карнавальной маской. Чего не скажешь о масках, которые так любят привозить из путешествий туристы в качестве сувенира. Масками украшают интерьеры, особенно хорошим дополнением они служат в этностиле. Эти маски больше всего хранят в себе мистики и таинственности, что не совсем хорошо, если вы не знаете истинное предназначение этой маски.

Поэтому, прежде чем внести в дом роскошный заморский сувенир, поинтересуйтесь историей происхождения и использования этой маски, о культуре страны.

Ритуальные маски

Такие маски особенно распространены в Африканских странах. Ритуальные маски несут в себе сакральное значение и предназначены для передачи определенной информации, идущей из невидимого простым людям мира. Такие маски украшены характерными узорами, мистическими знаками и в них зашифрованы послания, которые защищают присутствующих на похоронной церемонии от вторжения злых сил потустороннего мира.

Такие маски надевают, как правило, мужчины при исполнении ритуального танца, и женщине к этим маскам даже прикасаться нельзя.

Мистическая сила, заложенная в культовые предметы, не всегда имеет защитную силу. Некоторые маски создают для проклятия или сведения бед и болезней на будущего владельца этого сувенира. Соответственно, украсив свой дом таким экзотическим экспонатом, вы нанесёте ущерб энергетике дома.

  • Одним из таких зловещих сувениров считается маска Маруса . В африканских деревнях её подбрасывали к дому людей, которых считали предателями, а сама маска обозначает пожелание проклятия.
  • В Нигерии для погребальных целей создают терракотовые скульптуры с профилем лица.
  • А камерунцы в своих масках больше отражают прошлое.

Разнообразие узоров на масках — это символическое описание стадий преображения человека. Такие маски используют для раздвоения личности, чтобы можно было общаться с душами мёртвых, на специальных сеансах и во время погребения умершего.

  • Некоторые маски используют при жертвоприношении животного, защищая себя от духа смерти. Такие имеют распространение в Заире, и особенно популярна фигура Бванга , на которой изображен властитель различных сил природы.
  • Существуют маски, украшенные клыками, хвостами, черепами, рогами различных животных. Одна из распространенных таких ритуальных масок с Берега Слоновой Кости, обозначающая мировой хаос.

Стоит ли в память о поездке в Африку приобретать такую экзотику, порой несущую зловещую или мистическую силу?

Карнавальные маски

История карнавалов уходит вглубь римских времён, когда устраивали праздник в честь Сатурна и окончания сельскохозяйственных работ. Люди радовались собранному урожаю, устраивали пышные пиршества и гуляния. В эти дни рабы освобождались от работы, им разрешали сидеть за одним столом с вельможами, которые кстати ещё и прислуживали своим слугам, т.е. всё было наоборот.

С появлением венецианского фестиваля в эпоху Возрождения появилась и маска, как основной атрибут карнавального костюма. Маска позволяла принять любой облик , уходили прочь условности и можно было позволить новые знакомства и отношения с любым человеком, ведь все были равны.

Одна из самых распространённых венецианских масок — Баута . Своим вытянутым видом она напоминает ритуальную африканскую, тем не менее, венецианская маска использовалась лишь для появления инкогнито, когда высокопоставленные чиновники не желали быть узнаваемыми в обществе. Такую маску мог позволить себе любой гражданин.

Маска, перевоплощавшая любую барышню в знатную особу «Венецианская дама» . Такая маска украшалась перьями и драгоценными , необычной причёской. Рассматривается несколько вариантов венецианской дамы: Либерти, Саломея, Фантазия.

Маска кота. Происхождение этой маски связывают с одной историей про бедного китайца, прибывшего в Венецию с одним котом. Спустя время китаец вернулся на родину богатым человеком. Таким он стал благодаря коту, который передавил всех мышей во дворце знатного дожа.

Кота оставили на службе в Венеции за огромное вознаграждение. Рассказав свою удивительную историю успеха, китаец навёл на мысль своих соседей отправиться в Венецию с более дорогим товаром, за который предполагалось выручить больший куш, чем за какого-то кота.

Товар был оценен по достоинству, особенно китайские шелка, за которые не жалко было отдать самое дорогое и ценное, что было у знатного дожа — это кот.

Маска Гражданина, или Вольто. Такие маски разрешалось носить не только на карнавале, но и в определённые будние дни, разрешенные местными властями. Ее мог надеть гражданин любого сословия. Маска Вольто практически полностью повторяла контуры и форму лица.

Маска смерти

Мистерии и карнавалы демонстрировали всегда не только праздник жизни, но и другую её сторону — смерть. Смерть изображали специально ряженые люди в маски и балахоны, напоминающие смерть.

Во Франции такой ряженый назывался Свирепый жнец или Властелин смерти.

Самое знакомое и популярное изображение смерти — это маска-череп, которая одевалась как шапка и балахон костюм с изображением скелета. Такой наряд пришёл из Тибета.

Ещё одна маска, напоминающая смерть — венецианский Доктор Чума . Она жутковата на вид, с длинным клювообразным носом. Такие маски использовали лекари во время чумы, от которой Венеция страдала несколько раз. Предполагалось, что различные масла и лекарственные снадобья, которые закладывали в длинный нос, смогут защитить врача от заражения.
Уже позже «Доктор Чума» стал одним из популярных персонажей на карнавале.

Покупая маску, нужно задумываться не только о том, какое место она займёт в интерьере, как украсит стену, но и о её истинном историческом, этническом значении.

Не все маски являются мистическими или культовыми предметами. Многие из них отражают культуру той или иной страны.

Если вы не уверены, какой тайный смысл скрывает маска, не спешите украшать с её помощью свою комнату: могут многое рассказать о тайных пристрастиях и увлечениях хозяев дома. А необычная маска может создать неправильное представление о вас у ваших гостей.