Агуканье и гуление в каком возрасте. Когда дети начинают гулять и агукать

Первое гуление милого ребенка. Оно умиляет всех вокруг и хочется слушать его вновь и вновь. Но не каждая мама знает, что стоит за этими ласкающими слух звуками, когда малыш должен начать гулить и стоит ли паниковать, если ребенок не гулит. Первые звуки - это важный этап в развитии ребенка, как речевом, так и эмоциональном плане.

Для начала определим, что же такое гуление ребенка, как его определить, когда ребенок начинает гулить и как отличить гуление от других видов звукоподражания. Интересен тот факт, что дети, принадлежащие к разным языковым группам, начинают говорить с одних и тех же звуков. Такой вид речевой деятельности как гуление, назван так благодаря сходству с голубиным гулением. Малыш начинает произносить гласные звуки, затем появляется гортанная речь. После того, как ребенок будет отчетливо произносить «а», «о», «у», «э», «и», «ы», он начнет соединять звуки в «ага-га», «гуу», «агугу» и т.д. Это действие доставляет ему огромное удовольствие, ведь он «играется» с губами, горлом и языком.

Во сколько начинает ребенок гулить?

К моменту зарождения первых речевых навыков, малыш уже научился адаптироваться к внешнему миру, узнает окружающих, отвечает им улыбкой при общении. Малышу необходимо уделять как можно больше внимания, разговаривать, а не только ухаживать за ним. Ребенку необходима положительная реакция взрослых на произносимые им звуки, тогда гуление будет повторяться чаще. Можно устраивать настоящие разговоры с малышом, только утрируя звуки и акцентируя внимание на постановку губ, высовывать язык. Ребенок внимательно при этом наблюдает за взрослыми, а вскоре и копирует их произношение. Педиатры и узкопрофильные специалисты установили нормативный период, к которому созревают функции головного мозга, ответственные за начало разговорной речи. Таким образом, гуление у ребенка появляется к 2-3 месячному возрасту, когда малыш уверенно , улыбается. Длится этот важный этап формирования речи до пяти-семимесячного возраста.

Как научить ребенка гулить?

Приведем по пунктам те действия, которые помогут родителям в решении вопроса:

  • эмоциональное и частое общение с ребенком;
  • (как мелкой, так и крупной): давайте малышу трогать различные по форме, фактуре предметы. Не бойтесь за безопасность малыша - просто будьте рядом и контролируйте его действия;
  • читайте стишки, книги, прибаутки, выучите несколько «пестушек» и напевайте ребенку;
  • играйте в игры, где необходима жестикуляция, например сорока-ворона, ладушки, пальчиковые игры;
  • говорите правильно, не искажайте слова, не сюсюкайте с ребенком.

Почему не гулит ребенок?

Необходимо успокоить тех родителей, которые узнав вышеуказанные временные нормы, запаниковали: каждый ребенок развивается индивидуально и уникально, и отставание или опережение по срокам предложенных норм развития - абсолютно нормальное явление. Безусловно, если отсутствуют дополнительные отягощающие факторы в ситуации, когда ребенок не гулит вовсе или резко перестал гулить, или начал гулить после семимесячного возраста. Иными словами, если ваш малыш здоров, жизнерадостен, хорошо прибавляет в весе, реагирует на окружающую среду, но мало гулит - то ребенок в порядке, это его индивидуальная норма, никак не отражающаяся на общем развитии. Для выявления серьезных нарушений в речевом развитии предусмотрено плановое и обязательное обследование грудного ребенка в кабинете отоларинголога. Врач сможет увидеть объективную причину нарушения слухового или речевого аппарата и ответить на вопросы обеспокоенных родителей, почему ребенок не гулит.

Почему ребенок перестал гулить?

Если объективные причины отсутствуют, а грудной ребенок перестал гулить, то нужно его провоцировать на общение. Родители (в первую очередь, мама) должна продолжать «агукать», произносить звуки, которые издают животные, активно поддерживать с ребенком эмоциональные разговоры, даже если он молчит или стал меньше гулить.

Для любого ребенка важен комплексный подход в развитии. Так и для становления речи важно физическое развитие и эмоциональная среда, в которой растет грудной ребенок. Если он сыт и доволен - то для начала активного гуления нужно только немножко помочь ему.

У новорожденного все когда-то бывает впервые: первый звук, первый крик, первое слово, первый шаг… Родители хотят как можно быстрее начать общаться с малышом, они видят, что он с каждым днем становится внимательнее, его взгляд осмысленнее. Прибавляя в весе, новорожденный быстрыми темпами развивается психически. Гуление – неотъемлемая часть развития процессов будущей речи, памяти, внимания. Глядя на маму, ребенок начинает имитировать звуки и подражать мимике взрослого. Если она улыбается – и он отвечает широкой беззубой улыбкой, если серьезна – и он хмурит бровки. Звукоизвлечение начинается с гласных: а, о, у, и. Чтобы ребенок начал отвечать вам отдельными звуками, агукать, нужно всячески ему в этом способствовать: разговаривать во время игр, массажа, купания и активного бодрствования.

Когда малыш начинает гулить?

После рождения адаптационный период длится около трех недель: ребенок начинает более отчетливо различать предметы (вначале он видит лишь размытые очертания), он слышит приближение родителей и реагирует на другие звуки, по запаху определяет маму и вступает в общение с миром, отвечая мимикой и жестами на яркие предметы или ласковую речь. Когда ребенок начинает агукать, означает, что он полностью адаптировался к среде. Это обычно бывает на втором месяце жизни, когда периоды бодрствования становятся более продолжительными, а дневной сон менее крепким. У ребенка появляется прекрасная возможность выражать свои эмоции (они первыми появляются после рождения).

Если вы хотите, чтобы малыш осознанно с вами общался, пусть даже на своем языке, разговаривайте с ним даже тогда, когда меняете памперс, задавайте вопросы, помните, что ребенок, не понимая слов, воспринимает эмоциональную окраску вашей речи и может ответить только проявлением эмоций, которые, как правило, сопровождаются простыми звуками или их сочетанием: а-у (нам слышится агу), а-и, а-о.

Чтобы ребенок начал агукать…

Функции речи закладываются сразу после рождения, центры речи у мальчиков и девочек находятся в разных полушариях, поэтому и время развития различно: девочки начинают быстрее говорить, часто – предложениями, тогда как мальчики долгое время объясняются со взрослыми жестами и мимикой, а также отдельными звуками. Развивать звукоизвлечение можно и нужно, вначале рекомендуют петь малышу мелодичные и спокойные песни, ставить ему негромкую музыку со словами и без, учить играть с погремушками, обращать внимание на новые предметы и удивляться, т.е. эмоционально окрашивать свою речь. Глядя на вас, через некоторое время малыш начнет точно также реагировать на новое и интересное для него, ведь первое, что новорожденный учится делать – подражать! На втором месяце все детки агукают, а если мама ежедневно проводит комплекс упражнений на развитие мелкой моторики: сгибает и разгибает пальчики попеременно и вместе, хлопает в ладоши, то это происходит и раньше.

К полугоду малыш будет произносить не только отдельные гласные звуки, он способен соединить звуки в слоги с согласными: у-гу, а-га, а-ба.

Если у ребенка нет задержки психического развития, он будет смеяться, показывать рукой на предмет и произносить при этом что-то нечленораздельное, но, как ни странно, родители всегда понимают, что хочет малыш. Неполный звуковой ряд является нормой для ребенка до двух лет. Не спешите идти к невропатологу, если ваш малыш молчит. Если вы видите, что в его лице есть живой отклик на ваши слова, что он гулит, но не говорит, значит, нужно ещё немного подождать. Бывает так, что сразу после гуления малыш начинает сочетать звуки в слова и повторять за взрослыми сложные сочетания, даже не осознавая их смысла. Если ребенок агукает, значит, чувствует себя хорошо, и вам, как маме, не нужно лишний раз проявлять беспокойство.

Первые звуки речи новорожденный учится произносить после восьми недель со дня рождения. Как правило, обучение «вокальным» навыкам происходит несколько стадий. На первых этапах раннего развития малыш издает лишь крик и только после можно услышать гуление и агуканье. Если к 2-3 месяцам эти психоэмоциональные показатели не проявились, значит с крохой что-то не так. Возможно, что он не слышит либо имеются нарушения неврологического характера.

Проявление рефлексов и умений управлять своим речевым аппаратом является главной задачей только начавшего жить младенца. Вначале он учится произносить лишь гласные звуки: «а» «о», «н» «у», а чуть позже, повторять слоги за взрослыми. Итак, давайте рассмотрим, когда ребенок начинает агукать и гулить? Как проявляются формы звукового воспроизведения у детей? Во сколько месяцев меняется произношение звуков и начинается лепет? На все вопросы мы ответим в нашей статье.

Этапы развития речевых способностей малыша

Развитие речи и способность общения малыша можно разделить на следующие возрастные группы:

  • От рождения до 1,5 месяцев – новорожденный выражает свое недовольство криком, плачем. На четвертой неделе кроха отчетливо слышит звуки и слова, однако о развитии речи говорить еще рановато.
  • От 1,5 до 3 месяцев – грудничок может произносить некоторые гласные звуки, часто кряхтеть. На третьем месяце ребенок начинает гулить и агукать. Он уже умеет различать интонацию, ритм и напевность речи.
  • 4-6 месяцев – малыш проявляет радость при общении, начинает лепетать, подражать тонам речи мамы и папы, произнося несложные слоги. В этом возрасте младенец издает преимущественно удлиненные звуки (гласные «ааа-а», «ууу-у» «ооо-о»).
  • 7-9 месяцев – умеет распознавать тона и повторять отдельные слоги. Ребенок легко имитирует жесты взрослых и начинает говорить несложные слова («ма-ма», «па-па», «ба-ба»). В репертуаре крохи еще можно услышать губную фонетику – «гуление и агуканье», которое больше схоже на язык взрослой речи.
  • После 1 года – дети продолжают говорить «агу» и уже могут выговаривать целые слова. Они подражают выражениям близких, а их речеподобные звуки более осмысленны и понятны родителям. Ближе к 12 месяцам грудничок в своем словарном запасе содержит от 10 до 12 слов.
  • 1,5-2 года – в речи можно услышать первые прилагательные слова. Насколько ребенок активен и разговорчив, все зависит от его физического и психического развития. Как с ним часто беседуют и чего учат мама и папа, с той же интенсивностью будет изменяться его анатомический вокальный тракт.

Когда ребенок начинает гулить

Гуление и агуканье как формы проявления речи можно услышать, когда грудничку исполниться 2 месяца. До этого периода новорожденный выражает свои эмоции улыбкой, плачем, громким смехом, размахиванием ножек и ручек. Спустя восемь недель малыш начинает воспроизводить первые звуки «а» «у» (больше схожие на «агу»), появляется мимика на лице.


Сознательно и умышленно малыш начинает агукать ближе к 4 месяцам. В основном это согласные звуки «г», «х», которые легче всего воспроизводятся губами. Чтобы кроха быстрее заучивал короткие слова и выраженные звуки, начинайте общение первыми. Говорите медленно по слогам, напевайте детские колыбельки и песенки.

Чаще всего малыш гулит с гласных, которые чаще всего слышит из уст родителей. По мере того, как растет и развивается младенец, меняется произношение губных звуков. К 12 месяцам кроха умеет произносить узнаваемые слоги, хотя гуление, агуканье и лепетание еще продолжается некоторое время.

Гуление у глухих детей

Слабослышащие дети значительно отстают в воспроизведении типичных вокальных звуков. Хотя гуление может появиться в том же возрасте и таких же речевых формах, что у слышащих деток. Однако если ребенок себя не слышит, то агуканье на каком-то этапе развития прекращается. В этих случаях родителям необходимо насторожиться, а лучше обратиться к неврологу, который обследует и скорректирует психоэмоциональные показатели развития вашего ребенка.


Помните! Бывают ситуации, когда новорожденный начал агукать, а затем перестал. Это вполне нормально. Ведь глухие дети перестают лепетать раньше своих сверстников – слышащих малышей. Кроме того, из-за отсутствия слухового опыта они значительно отстают в развитии разговорной речи. Поэтому очень важно регулярно заниматься с такой категорией деток.

Развитие речи ребенка до 6 месяцев

  • Создайте условия, при которых у крохи появиться желание пообщаться. К ним относят: кормление по требованию, частые прогулки на улице, произношение несложных слогов, звуков, массаж, гимнастика, купание перед сном.
  • Для занятий с ребенком чаще используйте картинки с изображениями птичек, животных. Говорите вслух, что изображено на карточке («ку-ку», «мяу», «гав»). В своих рассказах используйте мимику, жестикуляцию, эмоции. Настроение мамы передается малышу, он с интересом слушает, следовательно, кроме умений агукать и гулить, его речевой аппарат еще больше развивается.
  • Повторяйте звуки за 6 месячной крохой («а-а-а-а», «у-у-у-у», «б-б-б»), добавляйте в его репертуар новые мелодии. В каждом случае, когда ребенок гулит, отвечайте взаимностью, ласково улыбайтесь и хвалите своего первенца.
  • Делайте точечный массаж ладошек, он способствует развитию речевых способностей, мелкой моторики, а также снимает усталость и мышечный тонус.
  • В развитии речи грудного ребенка хорошо помогают музыкальные игрушки. Не переживайте если кроха в 5 месяцев не загулил. Всему свое время.
  • При общении с ребёнком включайте зрительный контакт, старайтесь смотреть ему в глазки, а не отворачиваться в сторону.
  • Напевайте песенки, читайте стишки, сказки, такое общение будет интересно для вашей крохи.

Когда дети начинают агукать, лепетать и гулить – это говорит о подготовке новой формы речи, состоящей из нескольких слов (например: мама, папа, баба). Однако вариация сложности образующихся слогов, зависит от особенностей развития и характера маленького чада. Поэтому с малышом необходимо постоянно общаться, рассказывать и объяснять о своих поступках. Такие действия будут полезны для развития языковых навыков младенца. Главное не кричать, а говорить спокойным, уравновешенным тоном.

Вы, наверное, недавно стали мамой, пережили все эти хлопоты, научились справляться с только что появившемся на свет малышом и теперь ждете, а когда же он начнет издавать первые звуки. Многие родители также хотят узнать, а какого рода эти звуки должны быть, как и во сколько месяцев малыш их должен произносить, все ли в порядке, если ребенок очень молчаливый и практически не произносит никаких звуков. Со всеми этими вопросами мы попытаемся разобраться в нашей сегодняшней статье.

Во сколько месяцев дети начинают агукать

Я уже не раз писал в статьях про развитие ребенка, что никаких четко установленных правил не существует, есть некоторые средние данные, от которых вы уже будете отталкиваться. То есть, если соседский малыш начал агукать уже в 3 недели, то это не значит, что и ваш точно также будет и не нужно считать, что у малыша что-то не в порядке с развитием, если он начнет агучать чуть позже, чем остальные ваши знакомые детки.

Теперь давайте по порядку разберемся, какие звуки ребенок начинает издавать с начала своего рождения и до года.

  1. В первый месяц жизни ребенок большую часть времени просто спит. Когда малыш что-то хочет, зачастую есть, то он начинает плакать. Когда у него что-то болит, например, животик, то он также плачет. Еще ребенок может слегка кряхтеть во сне или даже постанывать. Больше ничего от малыша услышать навряд-ли получится.
  2. В начале второго месяца жизни мы уже можем услышать от малышей некоторые гласные буквы, зачастую это «а» и «у». Голос у новорожденных детей гортанный и когда они произносят сначала «а» потом «у», слышится «агу». Иногда громко звучат буквы «о» и «э».
  3. Агуканье может очень быстро перерасти в гуленье. Гулить ребенок может начать как в полтора, так и в два и в три месяца. В этот период к произносимым гласным буквам малыша добавляется еще несколько согласных «к» и «г». Младенец начинает произносить слоги «гу» и «агу» и это уже не гласные, доносящиеся с гортани, в слогах четко слышна буква «г». Также нередко можно услышать слог «ки». Все эти звуки часто сопровождаются улыбкой малыша.

Ребенок может произносить данные слоги, когда играется с вами, когда трогает какую-то игрушку, когда звучит музыка.

  1. Между 4-ю и 5-ю месяцами в неосознанную речь ребенка добавляется еще несколько согласных букв, это «п», «б», «м». Не трудно догадаться, что получится, если добавить к каждой из этих букв букву «а», которую малыш уже знает.

После 5-ти месяцев довольно часто ребенок произносит слоги «аба», «па», «ба». Малыш начинает подряд произносить несколько слогов, например, «аба» + «ба» + «ба». Ребенок делает это быстро, бабушка подпрыгивает выше всех, ведь малыш научился говорить «баба». Только здесь можно не радоваться прям так сильно, ведь ребенок не знает, где его бабушка, где папа, а где мама. Он еще не умеет сопоставлять человека с конкретным словом, это близкие для него люди, к которым он привык визуально. Слово «баба» для малыша лишь просто два слога, которые легко выговариваются.

  1. Все вот эти составление слогов и букв друг с другом, непонятный набор букв в исполнении ребенка называется лепетанием и будет он длиться аж до года. Внятных осознанных слов в этом периоде от ребенка можно не требовать и не ожидать, а уже после года активно заниматься с малышом, чтобы он не выглядел «отсталым». Это не значит, что до года с ребенком не нужно выполнять никаких речевых упражнений, о них я напишу чуть ниже.

Что должны делать родители

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок как можно раньше выучил все звуки и заговорил, то заниматься с ним можно прямо с рождения. Вы мне можете сказать, что малыш в первый месяц жизни постоянно спит, ладно, тогда со второго приступайте).

  1. Все действия, которые вы выполняете вместе с ребенком, описывайте словами, показывайте малышу простые интересные предметы и говорите, как они называются. Делайте это спокойным монотонным голосом и сохраняйте на лице улыбку.

Меняете памперс – разговариваете;

Купаете в ванночке – говорите с ребенком;

Носите на руках – подходите к предметам и рассказывайте про них.

  1. Когда малыш начнет произносить первые свои буквы и слоги, вы можете повторять за ним. Пробуйте добавлять в речь ребенка некоторые согласные и составляйте новые слоги. Он сказал что-то – вы повторили за ним, плюс добавили свое.
  2. Не нужно сюсюкать и кривить ребенка. Сюсюкать очень любят люди старшего поколения, если они делают это очень часто, то нужно аккуратно намекнуть им, что так делать не стоит.
  3. Массаж ладоней малыша хорошо способствует развитию речи. Вы можете делать легкий массажик плюс купить малышу каких-нибудь игрушек, которые развивают моторику пальцев.

Небольшой мячик с пупырышками будет идеальным вариантом, наш малыш очень любит крутить его у себя в ручках.

Если малыш не агукает и не гулит

В данной статье я привел примерные сроки, которые касаются развития речи ребенка. Если ваш малыш никак не вписывается в них, то это еще совсем не означает, что с ним что-то не то, может у него такой темперамент. Кстати, кроме темперамента на развитие речи влияют:

  • Перенесенные болезни;
  • Стрессы;
  • Когда родители вообще не занимаются развитием ребенка.

Ребенок мог агукать и гулить, а потом перестать, такое тоже бывает, ничего страшного, вполне возможно, что ваш малыш просто перестраивается и скоро снова начнет лепетать, используя уже новые буквы. Главное в этот период не прекращать заниматься с ребенком. И опять же, если грудничок замолчал и не возобновляет свои лепетания уже довольно долго, то лучше обратиться к педиатру.

В принципе все, дорогие друзья, я желаю вашим деткам быстрого развития, чтобы они поскорей научились гулить и лепетать, а потом и заговорили с вами.

Родители ждут, когда новорожденный начнет агукать и улыбаться, с нетерпением. Для мамы и папы самая большая награда – это улыбка их карапуза. Также приятно слышать мелодичное гуление, ауканье малютки, первые звуки, после которых начинаются слоги, слова.

Неосознанные улыбки

Неосознанно младенец может начать улыбаться с самого рождения . Он может это делать и во сне в своей , и когда бодрствует. Многих родителей интересует, почему новорожденные улыбаются во сне. Здесь мнение специалистов разделяется.

Некоторые врачи говорят, что дети даже в таком возрасте уже видят сны. Хотя такое мнение спорное, так как сон считается переживанием того, что произошло в действительности. Бессознательные улыбки могут возникать у чада и во время бодрствования. Особенно часто они возникают, когда малютка находится в активном бодрствовании, т.е. крошка смотрит, двигается. Сколько должен спать ребенок до года, можно узнать .

Когда улыбка становится осознанной и на что новорожденный так реагирует

Рефлекторные улыбки возникают, когда малышу хорошо: после кормления, во сне и во время купания.

Проходит время и наступает момент, когда ребенок начинает улыбаться осознанно. Как понять, что улыбка младенца возникает осмысленно? Очень просто. Нужно лишь приглядеться, на что именно возникает такая реакция.

Временные рамки здесь довольно условные. Каждый карапуз индивидуален, и у каждого момент первой улыбки наступает в свое время . Происходит это примерно в 1 месяц.

Реагировать смехом он начинает на то, что ему нравится, что знакомо. Так как мать постоянно находится с ним, она получает первую “награду”. Также младенец начинает улыбаться самым близким, кого он постоянно видит, интересным ярким игрушкам, вкусной еде. Вот почему новорожденные улыбаются.

Настало время первых звуков

Когда дети начинают агукать? Тогда же, когда новорожденный начинает улыбаться? Так же, как и с улыбками, точного возраста, когда ребенок начинает гулить и агукать, нет. У каждого это происходит в определенном возрасте. Примерно это начинается в 1,5-2 месяца.

Звуки у всех малюток разные: кто-то тянет гласные (“а”, “о”, “у”), а кто-то фыркает, пробует гортанное урчание и др . Все данные звуки являются нормой, просто ребенок таким образом изучает свои возможности. Со временем дитя начинает издавать звуки, привлекая к себе внимание. У некоторых получается целая композиция различных звуков для разных ситуаций. Иногда мамы приспосабливаются и могут распознавать, какие звуки, что означают на языке их малыша.

Какие факторы развития влияют

Прежде всего главным фактором является здоровье малютки. Если у него с этим все в порядке, развивается по возрасту, то гулить и агукать начнет по врачебным нормам. Также, когда дети начинают агукать зависит от того, сколько и как общаются родители между собой и со своим крохой. Чем больше общения, тем лучше он развивается.

Немаловажным фактором является темперамент младенца. Он проявляется с самого рождения: холерики очень мало спят, много бодрствуют, а меланхолики, напротив, – большие “сони”. Также гуление: крохи, которые более подвижны, быстрее начинают “разговаривать”.

Какие еще действия совершает при этом ребенок

При гулении малыш часто просто лежит или играет. Действия его могут быть как спокойные, так и более оживленные, особенно, когда с ним общается или играет мама. В этот момент проявляется так называемый “комплекс оживления”. При этом карапуз активно двигает ручками, ножками, улыбается, гулит, агукает, . Причины, по которым ребенок запрокидывает голову назад, можно посмотреть .

Журавлев И.В., детский психолог, “Психологический центр на Волхонке”, г. Москва

Ребенок развивается правильнее, гармоничнее, если он постоянно общается со взрослыми, если его потребности не игнорируются, ему уделяется внимание.

Младенцу необходимо общение с мамой и папой, поэтому не стоит забывать о тактильных ощущениях: ласковые прикосновения, объятия, поцелуи. Тем самым вы будете показывать своему чаду, что он любим. А это очень нужно малышам.

Часто встречается, что бутуз ручками ощупывает рот мамы, когда она с ним разговаривает. Таким образом он хочет понять, как те или иные звуки выходят наружу у родительницы.

Не запрещайте ему так делать. Кроме познания он еще получает мягкий массаж ладошек, что очень полезно для развития речи.

Что можно сделать, чтобы ускорить процессы

Врачи-педиатры советуют родителям не торопить события, а дождаться, когда младенец сам начнет улыбаться, гулить. Но заниматься и играть с ним никто не запрещает.

3 увлекательные игры для самых маленьких

1
Для того, чтобы малыш понял, что такое улыбка, начал на нее реагировать, можно попробовать играть с ним в “Улыбку Чеширского кота”. Когда малютка смотрит прямо на родителя нужно начать постепенно улыбаться все больше и больше, а затем, наоборот, улыбка должна уйти с лица так же медленно.

Осознанным агуканьем и улыбкой малыш может реагировать на музыку, мобиль над кроваткой или ласковое обращение к нему.

2
Взять кусок ткани (платок или полотенце), повесить на руку, поочередно сначала закрывать улыбающееся лицо при помощи платка, а затем открывать.
3
Для координации взгляда, ласково разговаривая с малюткой, перемещайте лицо вправо-влево, вверх-вниз. Малышу будет интересно следить за вами взглядом, он будет вас .

Учим разговаривать

Для развития речи с карапузом также можно играть или заниматься. Поначалу нужно с ним как можно больше разговаривать. Новорожденным необходимо общение, он требует его с самого рождения. Ведь бывают моменты, когда кроха плачет не от боли, не от голода, при этом чистый, а как только мама начинает с ним разговаривать, он замолкает. Именно так он привлекает внимание, просит с ним поговорить.

Не оставляйте его без внимания, уделите ему 20-30 минут своего времени, осчастливьте. Когда новорожденный начинает агукать, просто повторяйте за ним. Малютка, послушав родителя, также будет повторять звуки. Таким образом, перекликиваясь с крохой, даже из другой комнаты, у него будет ощущение, что мама или папа рядом, слушает и понимает его . Можно самим просто произносить звуки. Поначалу “а”, “о”, “у”, а уже потом “агу”, “угу”, “огу” и т.д. Это поможет крохе понять и научиться произносить звуки. можно узнать в следующей нашей публикации.

Коваленко Т.А., логопед, Центр “Династия на ул. Жуковского”, г. Санкт-Петербург

Для правильного развития речи младенца стоит с ним заниматься. Методик множество, можно подобрать индивидуально каждому.

Мамочкам необходимо уделять малышу достаточно внимания, разговаривать с ним. Любая сможет развивать своего кроху дома. Для этого нужно просто проделывать несложные упражнения и массаж, который посоветует специалист в поликлинике.

Развиваем мелкую моторику

Также стоит развивать мелкую моторику чада . Для этого необходим массаж ладошек, гимнастика ручек, прикладывание к ладошкам предметов различных текстур. Также всем известные игры “Ладушки”, “Сорока”, “Пальчики-братики” очень помогают в развитии не только самих ручек, но правильной речи.

Кроме того, не стоит забывать о детских песенках, сказках, потешках. И лучше всего, чтобы не пользоваться электронными видами воспроизведения, а петь песни и читать сказки самим. Ведь для малыша голос мамы и папы самые знакомые, родные.

Что это для малыша

Для крохи улыбка и гуление – единственный способ общения с внешним миром. Так он проявляет свои эмоции, разговаривает с окружающими. Когда новорожденный начинает улыбаться – это знак того, что младенец доволен, счастлив. А когда дети начинают агукать, – что настроен общаться. – это просьба о помощи. Именно в такие моменты лучше всего играть с малышом – это будет наиболее продуктивно.

Стоит ли переживать, если ребенок мало гулит и улыбается

Бывает, что малютка очень мало улыбается или гулит. Такой момент несомненно беспокоит молодых родителей. Но если мама и папа сами не особо многословны, то здесь не приходится удивляться. Ведь ребенок, даже в период младенчества, копирует поведение родителей.

Если родители игнорируют плач своего крохи, часто оставляют одного (особенно те, кто воспитывает по старинке, по доктору Споку), могут еще не скоро дождаться улыбки малыша, да и агукать начнет он не скоро. Ведь тем, что младенца игнорируют, его заставляют быть менее заметным.

По этой причине в домах малютки новорожденные не улыбаются, не произносят практически ни звука. Такие дети чаще всего отстают в развитии от своих сверстников.

Случается, что кроха улыбается, гулит, но внезапно перестает это делать. Такая ситуация также пугает родителей. Но в данном случае особо беспокоиться не стоит – это этапы развития младенца. После периода молчания наступит новый, более развитый период лепета.

Первую осознанную улыбку, как правило, получает мама. Малыш радуется просто тому, что она рядом.

Но иногда молчание наступает после прививки, испуга или другой стрессовой ситуации . В таком случае врачи назначают . Они абсолютно безвредны, чаще всего на травах. Могут быть предложены:

  • отвары мяты;
  • отвары валерианы;
  • лекарственный препарат Валерианахель;
  • Магнелис В6.

При определенных психоневрологических заболеваниях также бывает задержка в развитии. В данном случае необходима консультация, постоянное наблюдение у невропатолога. При правильном лечении отставание в развитии будет небольшим или практически исчезнет.

Кривощекова О.Ф., невролог, “Клиника классической медицины”, г. Пермь

Если не “разговаривает”, это признак отставания в развитии. И часто, услышав диагноз об отставании в развитии младенца, родители воспринимают его как приговор. Но это неправильно.

Это, наоборот, руководство к действию, чтобы родители “очнулись” и начали как можно больше заниматься с ребенком. Также необходимо проводить адекватное лечение, которое подбирается строго индивидуально.

Заключение

Когда новорожденный начинает улыбаться? Когда дети начинают агукать? Из всего вышесказанного можно сделать выводы, что для правильного развития малютки необходимо просто общаться с ним. Для этого не обязательно проводить с ним часы на пролет. Достаточно делать это лишь тогда, когда он сам об этом “просит”.

Если карапуз развивается вполне нормально, но по сравнению с соседским малышом-вундеркиндом – не очень, не стоит переживать и торопить своего малыша. Придет время, когда говорливый кроха просто “сведет с ума” огромным количеством вопросов и ответов.