Актуальные темы в доу на сегодняшний день. Актуальные проблемы дошкольного образования. Материальная обеспеченность дошкольного образования в Российской Федерации на современном этапе. Реферат. Читать текст оnline

Актуальные проблемы современного дошкольного образования

Дошкольное образование по новому закону «Об образовании в РФ» становится первым уровнем общего образования и регулируется федеральными документами, определяющими вектор дальнейшего его развития, первое направление которого качество и доступность дошкольного образования для каждого ребенка.

Несомненно система современного дошкольного образования очень важна и актуальна. В настоящее время есть и проблемы современного образования. Хочется отметить что именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. Если проигнорировать особенности развития ребенка в этом возрасте, то это может неблагополучно сказаться на его дальнейшей жизни.

В настоящее время особое внимание уделяется организации крупных образовательных комплексов, объединяющих дошкольную, начальную ступени, а также ступени основного общего и среднего полного образования. В этой связи важно сохранить самоценность дошкольного возраста, не свести всю основную работу с детьми к специальной подготовке их к школе.

Обратим внимание на общение ребенка. Общение- большая проблема. К общению необходимо отнести- умение слышать и слушать, умения входить в контакт со сверстниками и взрослыми, умение выражать свои мысли, понимать речь. Но полноценное общение невозможно без коммуникативных умений, которые необходимо развивать с самого детства в процессе сюжетно-ролевой игры. Но не смотря на все плюсы сюжетно-ролевой игры не все воспитатели уделяют должное время этому виду деятельности. И часто бывает, что воспитатель проводит сюжетно-ролевую игру только по просьбе детей.

Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного. Этот вопрос в большей степени вызывает дискуссию о качестве дошкольного образования и, конечно же, проблематику данного вопроса можно назвать не решенной до настоящего времени. Это сложнейшая проблема. Она связана с нерешенными вопросами стандартизации, соотнесения содержания, объема, качества образовательных услуг с потребностями ребенка, семьи и школы. Решение именно этих проблем сегодня должно носить приоритетный характер, поскольку от них зависит отношение государства и общества к системе дошкольного образования в целом.

Качество дошкольного образования в целом представляет собой многомерное синтетическое понятие. Именно эта многогранность определяет подходы и задает логику формирования информационной базы его оценки. Проблема качества в педагогических исследованиях разрабатывается в следующих направлениях: понятие качества образования, способы оценивания качества образования, способы оценивания качества образования, целостность системы и качество образования, взаимодействие ступеней образования и его качество, факторы, обусловливающие качество образования, рыночная среда и качество образования, механизм управления качеством образования, информационные технологии, мониторинг и качество образования, система управления качеством образования

Так же хочется рассмотреть тему - семья. На сегодняшний день большое количество неполных семей, где воспитываются дети. Отсюда и вытекают ситуации. Когда родителю некогда заниматься своим ребенком, он отдан на произвол судьбы. Большинство современных родителей не желают сотрудничать с ДОУ ссылаясь на занятость.

И таких проблем в современном образовании можно перечислить очень много, такие как проблемы развития произвольной памяти, проблемы обучения НОД. И все упирается на методики. Необходимы внедрение новых технологий и методик.

Хочу перейти непосредственно к самому современному образованию. Перечисляя проблемы образования, хочется выяснить, каким же все-таки должно быть современное образование. Я предлагаю рассмотреть несколько совершенно разных линий современного образования.

Первая - воспитатель и взрослые самостоятельно строят работу с детьми. Ребенок до школы впитывает в себя информацию как «губка», ребенок часто активен в познании нового, и заинтересован новым. Отсюда появляется у взрослых желание воспользоваться этим периодом и немного сместить время, когда ребенок пойдет в школу, на год или на пару лет. И эти случаи двояки. В первом случае взрослый хочет оставить ребенка в детском саду на большее количество времени. Во втором же случае родитель настаивает на том, что ребенку необходимо раньше пойти в школу, обращая внимание лишь на его физиологическую готовность к школе и сосем забывая о психологической готовности к школе. Это показывает то, что что практика раннего обучения детей ЗУН может привести к исчезновению учебной мотивации. И часто может быть, что ребенок дважды изучает программу первого класса.

Отсюда можно сделать вывод, что результатом вышесказанного является замедление цели раннего образования. Принеся за собой отрицательные эффекты, такие как например- потеря детьми интереса к учебе, возникают проблемы с преемственность в системе образования между ДОУ и начальной школой. Хотелось бы добавить. Что наличие знаний ребенка не определяет успешность обучения, намного важнее, чтобы ребенок самостоятельно их добывал и применял.

Вторая- образование строится на интересах самого ребенка и интересах его семьи, т. е. Его законных представителей. Личностно-ориентированный подход нацелен на развивающий тип образования. Она учитывает возрастные и индивидуальные особенности, ориентируется на интересы каждого ребенка. Но хочется отметить, что далеко не каждый воспитатель может увидеть эту грань в развивающем образовании. И не для каждого ребенка можно реализовать цели развивающего образования из-за некоторых причин. Можно заметить, что такой образования носит как развивающий эффект, так и развитие или продвижение. Воспитатель должен ставить перед собой цель - обеспечения развития с помощью этих знаний и умений. Если ребенок активный и любознательный, можно предположить, что идет процесс развития.

Наиболее актуальные проблемы дошкольных образований:

Повышение качества дошкольного образования;

обязательный минимум содержания образовательных программ для детей дошкольного возраста в части подготовки детей к обучению в школе;

система оценки качества дошкольного образования на этапе перехода ребенка в школу;

обеспечение преемственности в содержании образования между дошкольным и начальными звеньями;

выравнивание стартовых возможностей детей при переходе к обучению в школе как научная и практическая проблема;

Пути достижения физического и психического здоровья ребенка.

Типы и виды образовательных учреждений:

Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ).

Детский сад.

Детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников.

Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников.

Детский сад присмотра, ухода и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур.

Начальная школа – детский сад.

Прогимназия с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся: интеллектуального, художественно-эстетического, культурно-оздоровительного.

Начальная школа – детский сад компенсирующего вида.

Центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления воспитанников.

Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного образования.

Основными тенденциями изменения видового разнообразия ДОУ в последнее время является увеличение количества детских садов с приоритетным осуществлением различных направлений развития воспитанников: физкультурно-оздоровительного, художественно-эстетического, интеллектуального и этнокультурного развития и воспитания дошкольников.

По результатам государственной аккредитации каждое дошкольное учреждение (как государственное, так и негосударственное) получает свидетельство установленного образца, согласно которому ему присваивается соответствующая категория.

И конечно поэтому качество ДОУ зависит от факторов внутренней среды:

1) от качества работы воспитателей;

2) от отношений, сложившихся в коллективе;

3) от условий, которые создает руководитель для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми;

4) от объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.

Наиболее традиционными для современных способов оценки качества дошкольного образования являются показатели качества образовательных условий. В частности, в первую очередь рассматривается качество реализации образовательной программы. Современное дошкольное образование обеспечивает для любого ребенка дошкольного возраста тот уровень развития, который позволил бы ему быть успешным при обучении в начальной школе и на последующих уровнях образования. В этом процессе должны участвовать не только администрация, обеспечивая контроль качества, ну и также все субъекты воспитательно-образовательного процесса

Итак, подведя итоги вышесказанного, хочется сказать, что проблемы в образовании а в частности в современном образовании есть, и они очевидны. Без общения невозможно развить коммуникативную сторону личности ребенка, что далее может следовать неблагоприятному социогенезу. Без сотрудничества родителей с ДОУ невозможно полноценное развитие ребенка. Необходимо влиять на родителей таким образом, чтобы они старались быть с ребенком на протяжении всего дошкольного возраста, помогали ему. А что касается нескольких линий образования, хочется добавить, что они совершенно противоположные, но часто встречающиеся. Конечно более эффективное обучение - то, которое происходит в личностно-ориентированном стиле, но все зависит от воспитателя, от его целей, что воспитатель принимает на первый план, что на второй. И именно от взрослых зависит, будут ли решаться проблемы в современном образовании или нет.

Система современного дошкольного образования очень важна и актуальна. В настоящее время есть и проблемы современного образования. Хочется отметить что именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. Если проигнорировать особенности развития ребенка в этом возрасте, то это может неблагополучно сказаться на его дальнейшей жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальные проблемы современного дошкольного образования

Несомненно система современного дошкольного образования очень важна и актуальна. В настоящее время есть и проблемы современного образования. Хочется отметить что именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. Если проигнорировать особенности развития ребенка в этом возрасте, то это может неблагополучно сказаться на его дальнейшей жизни.

Обратим внимание на общение ребенка. Общение- большая проблема. К общению необходимо отнести- умение слышать и слушать, умения входить в контакт со сверстниками и взрослыми, умение выражать свои мысли, понимать речь. Но полноценное общение невозможно без коммуникативных умений, которые необходимо развивать с самого детства в процессе сюжетно-ролевой игры. Но не смотря на все плюсы сюжетно-ролевой игры не все воспитатели уделяют должное время этому виду деятельности. И часто бывает, что воспитатель проводит сюжетно-ролевую игру только по просьбе детей.

Так же хочется рассмотреть тему - семья. На сегодняшний день большое количество неполных семей, где воспитываются дети. Отсюда и вытекают ситуации. Когда родителю некогда заниматься своим ребенком, он отдан на произвол судьбы. Большинство современных родителей не желают сотрудничать с ДОУ ссылаясь на занятость.

И таких проблем в современном образовании можно перечислить очень много, такие как проблемы развития произвольной памяти, проблемы обучения НОД. И все упирается на методики. Необходимы внедрение новых технологий и методик.

Хочу перейти непосредственно к самому современному образованию. Перечисляя проблемы образования, хочется выяснить, каким же все-таки должно быть современное образование. Я предлагаю рассмотреть несколько совершенно разных линий современного образования.

Первая - воспитатель и взрослые самостоятельно строят работу с детьми. Ребенок до школы впитывает в себя информацию как «губка», ребенок часто активен в познании нового, и заинтересован новым. Отсюда появляется у взрослых желание воспользоваться этим периодом и немного сместить время, когда ребенок пойдет в школу, на год или на пару лет. И эти случаи двояки. В первом случае взрослый хочет оставить ребенка в детском саду на большее количество времени. Во втором же случае родитель настаивает на том, что ребенку необходимо раньше пойти в школу, обращая внимание лишь на его физиологическую готовность к школе и сосем забывая о психологической готовности к школе. Это показывает то, что что практика раннего обучения детей ЗУН может привести к исчезновению учебной мотивации. И часто может быть, что ребенок дважды изучает программу первого класса.

Отсюда можно сделать вывод, что результатом вышесказанного является замедление цели раннего образования. Принеся за собой отрицательные эффекты, такие как например- потеря детьми интереса к учебе, возникают проблемы с преемственность в системе образования между ДОУ и начальной школой. Хотелось бы добавить. Что наличие знаний ребенка не определяет успешность обучения, намного важнее, чтобы ребенок самостоятельно их добывал и применял.

Вторая- образование строится на интересах самого ребенка и интересах его семьи, т. е. Его законных представителей. Личностно-ориентированный подход нацелен на развивающий тип образования. Она учитывает возрастные и индивидуальные особенности, ориентируется на интересы каждого ребенка. Но хочется отметить, что далеко не каждый воспитатель может увидеть эту грань в развивающем образовании. И не для каждого ребенка можно реализовать цели развивающего образования из-за некоторых причин. Можно заметить, что такой образования носит как развивающий эффект, так и развитие или продвижение. Воспитатель должен ставить перед собой цель - обеспечения развития с помощью этих знаний и умений. Если ребенок активный и любознательный, можно предположить, что идет процесс развития.

Итак, подведя итоги вышесказанного, хочется сказать, что проблемы в образовании а в частности в современном образовании есть, и они очевидны. Без общения невозможно развить коммуникативную сторону личности ребенка, что далее может следовать неблагоприятному социогенезу. Без сотрудничества родителей с ДОУ невозможно полноценное развитие ребенка. Необходимо влиять на родителей таким образом, чтобы они старались быть с ребенком на протяжении всего дошкольного возраста, помогали ему. А что касается нескольких линий образования, хочется добавить, что они совершенно противоположные, но часто встречающиеся. Конечно более эффективное обучение - то, которое происходит в личностно-ориентированном стиле, но все зависит от воспитателя, от его целей, что воспитатель принимает на первый план, что на второй. И именно от взрослых зависит, будут ли решаться проблемы в современном образовании или нет.


Галина Васильева
Дошкольное образование в современной России: проблемы и перспективы развития

В статье 43 Конституции Российской Федерации , принятой в 1993 году, гражданам РФ гарантируется "общедоступность и бесплатность дошкольного , основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях ". В соответствии с Законом РФ "Об образовании " в редакции Федерального закона от 13.01.1996 12-ФЗ (п. З. ст. 5) государство ". гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования . ". В течение более чем десяти лет отмечалось очевидное противоречие между Конституцией Российской Федерации , являющейся основным законом России , и Законом Российской Федерации "Об образовании " в части государственных гарантий прав граждан в области образования . Подобная юридическая коллизия порождала соответствующее отношение к дошкольному образованию со стороны чиновников всех уровней как к образованию необязательному (в отличие от общего образования , причем необязательному не с точки зрения того, что ребенок-дошкольник имеет право на получение образования , как в условиях дошкольного образовательного учреждения , так и в условиях семьи, а с точки зрения того, что органы власти не обязаны обеспечивать общедоступность дошкольных образовательных услуг .

Таким образом , несмотря на изменение законодательной базы, ситуацию в образовании в целом , а в дошкольном образовании особенно , в настоящее время можно охарактеризовать как кризисную. Любой кризис порождает острую необходимость в реформировании чего-либо. Согласно Федеральному закону "Об образовании " с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22.08.2004 122 - ФЗ, решение стратегических проблем образования по-прежнему входит в компетенцию Российской Федерации .

Дошкольное воспитание как первая ступень образования , на которой закладываются основы социальной личности и важнейший институт поддержки семьи за последние 10 лет прошло сложный путь вписывания в новые реалии. Первоначальное резкое сокращение охвата детей дошкольным воспитанием к 1995 году стабилизировалось. В настоящее время около 55 % детей посещает детские сады (например, в скандинавских странах, таких детей – около 90 %) .

Как показывают многолетние исследования, полноценное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку интимно-личностные взаимоотношения, формирование чувства защищенности, доверия и открытости миру. Вместе с тем, семья и сама нуждается в поддержке, которую и призван оказывать ей детский сад - родители могут работать и учиться, не испытывая при этом чувства вины, что ребенок в это время заброшен, они могут быть уверены, что ребенок находится в комфортных условиях, нормально питается, с ним занимаются педагоги. К тому же система дошкольного воспитания традиционно дифференцированно подходила к родительской плате, малообеспеченные семьи получали льготы, т. е. осуществлялась их адресная поддержка, сегодня это происходит, к сожалению, лишь в отдельных регионах. Очевидно, что современных условиях традиция дифференцированной родительской платы должно быть сохранена.

А что дает детский сад самому ребенку? Главное преимущество детского сада наличие детского сообщества, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка. Только в условиях детского сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими, присваивает способы общения и взаимодействия, адекватные различным ситуациям, преодолевает присущий ему эгоцентризм (направленность на самого себя, восприятия окружающего исключительно с собственной.

В настоящее время изменилась и сама система дошкольного образования . Введена дифференциация дошкольных образовательных учреждений по видам и категориям. К существовавшему ранее единственному виду - “детский сад” добавились новые – детский сад с приоритетным осуществлением интеллектуального или художественно-эстетического, или физического развития воспитанников , детский сад для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии , присмотра и оздоровления, центр развития ребенка и др . С одной стороны, это позволяет родителям выбирать образовательное учреждение , соответствующее их запросам, с другой стороны, большинство этих видов (за исключением, коррекционных - для детей с серьезными нарушениями в здоровье) не отвечает закономерностям детского развития .

Организация работы с маленькими детьми в современных условиях предъявляет особые требования к профессионализму и личностным качествам педагогов. Вместе с тем сегодня молодые специалисты, получившие образование , практически не идут работать в детские сады. Причина этого не просто маленькая, а мизерная зарплата, не достигающая прожиточного минимума. Труд педагога в детском саду, отвечающего за жизнь и здоровье детей, ведущего многоаспектную воспитательную работу, требует огромных затрат душевных и физических сил. И только такие педагоги смогут достойно воспитать детей. Отсюда следует краткий вывод : достойным педагогам – достойную зарплату.

В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования предполагается ввести долевое финансирование, предполагающее оплату государством только фиксированного объема образовательных услуг детских садов . Однако специфика образования в дошкольном учреждении состоит в том, что оно, в отличие от школы, осуществляется в течение всего дня и не сводится только к учебным занятиям (необходимо научить ребенка мыть руки, правильно есть, вежливо вести себя в разных ситуациях, быть аккуратным, играть и сотрудничать с другими детьми и многому другому). Поэтому образовательные услуги дошкольных учреждений свести к 3-4 часам практически невозможно. Столь же неприемлемо разделение родительской оплаты за содержание ребенка (в основном, питания, в котором так нуждаются сейчас многие дети) и бюджетного финансирования образования .

Развитие маленьких детей во многом зависит от окружающей их предметной среды (игрушек, пособий, материалов для рисования, лепки, конструирования, книг, музыкальных инструментов, физкультурного оборудования и др.). Решение проблем организации различных форм охвата детей дошкольным образованием , достойной оплаты труда педагогов, доступности качественного детского сада для всех детей требует отдельного бюджетного финансирования на федеральном и региональном уровнях.

Начиная с 2000 года удалось добиться опережающего по сравнению с общеэкономическими показателями увеличения затрат на образование и науку . Это создало предпосылки для институциональной перестройки в сфере образования , в первую очередь касающейся модернизации структуры и содержания общего и профессионального образования , совершенствования его качества, эффективности управления образовательной системой , вхождения Российской Федерации в мировое образовательное пространство . В частности, в первую очередь рассматривается качество реализации образовательной программы . Одним из значимых факторов в этом показателе является реализация в ДОУ экспериментальной программы, при условии обоснования цели и методов, а также предъявленных доказательствах продуктивности проводимого эксперимента.

Сфера образования в России традиционно считается затратной сферой. В разные периоды новейшей истории города предпринимались попытки изменить ситуацию, превратить сферу образования в инвестиционную . Однако, по сути, экономический фундамент образования не создавал достаточной инфраструктуры для привлечения инвестиций.

С другой стороны, попытки прямого переноса рыночных экономических механизмов регулирования в сферу образования оказывались зачастую неудачными в связи с тем, что эффект от вложенных инвестиций измерялась исключительно в денежном эквиваленте. Образовательное учреждение как окупаемый проект или проект, приносящий прибыль в денежном выражении, не стало массовым явлением.

Наиболее ярко такие диспропорции прослеживались в дошкольном образовании многих городов России , в том числе и в Иркутске. В условиях демографического спада естественным образом произошла убыль дошкольных образовательных учреждений . Причем, количество имеющихся на сегодняшний день дошкольных образовательных учреждений города едва ли соответствует реальному спросу населения на образовательные услуги по образованию детей дошкольного возраста .

Практически исчезла сеть ведомственных детских садов, хотя в крупных городах, например, в Москве многие из них были переданы в муниципальную собственность и сохранены для детей. В целом по России наблюдается тенденция перепрофилирования бывших ведомственных детских садов и продажа их зданий.

Уже сегодня ряд учреждений дошкольного образования многих других регионов России осуществили переход в новые организационно-правовые формы. Такой переход стал возможным в связи с объективным фактом растущего спроса со стороны родителей на получение, помимо бюджетной услуги, ещё и дополнительных образовательных услуг . Фактический спрос на индивидуальные образовательные программы и льготные условия в ДОУ на сегодня достаточно высок. Родители готовы заказывать и оплачивать льготные условия и дополнительные программы дошкольного образования за рамками бюджетной услуги.

Высокое качество дошкольного образования при увеличении охвата детей дошкольного возраста может быть обеспечено путем установления горизонтальных связей между образовательными институтами различного уровня и типа. На муниципальном уровне создаются ресурсные центры дошкольного образования , оказывающие методическую поддержку дошкольным образовательным учреждениям соответствующей территории.

В то время как вариативность – требование к разнообразию предоставляемых услуг, доступность образования – требование к широте сети, возможностям ее охватить максимальное число детей. Реализация принципа доступности при построении сети учреждений, реализующих , означает необходимость строить сеть таким образом , чтобы оптимально учесть и образовательные потребности детей , и пространственную близость учреждений к месту проживания детей. Образовательные услуги могут представлять не только традиционные детские сады, но и другие образовательные учреждения , реализующие дошкольные образовательные программы . Задача развития сети образовательных учреждений , реализующих программы дошкольного образования , состоит в том, чтобы спектр услуг и их качество соответствовали современным представлениям о качестве дошкольного образования и были оптимальными .

Таким образом , построение сети дошкольных образовательных учреждений предполагает институционализацию на ряду с традиционными детскими садами таких форм дошкольных образовательных институтов как

Группы совместного кратковременного пребывания ребенка и родителя («ребенок-родитель» , «ясли с мамой» , «центр игровой поддержки» , «адаптационная группа» и др., организованными на базе детских садов, при центрах детского творчества, в специальных центрах работы с детьми раннего возраста или при психолого-педагогических центрах;

Группы надомного образования («ребенок и няня» , «гувернерские группы» , «семейные группы» , «мини-садик» и др., организованных родителями на дому или в специально арендованных с этой целью жилых квартирах;

Группы кратковременного пребывания ребенка в детском саду, или в другом образовательном учреждении , или организации, в которых реализуется программа дошкольного образования ;

Адаптационные группы для детей беженцев и вынужденных переселенцев.

Оптимальное распределение материального ресурса внутри дошкольной образовательной сети направлено на рациональное использование тех ресурсов, которые существуют в сети нынешних ДОУ – оборудование, помещения, спортивные сооружения, парковые зоны и др. На региональном уровне необходима разработка нормативных документов, регламентирующих использование этих ресурсов дошкольными образовательными институтами сети . На муниципальном уровне необходимо разработать методические рекомендации по подготовке этих ресурсов к использованию дошкольной образовательной сетью .

Оптимальное распределение кадрового ресурса внутри дошкольной образовательной сети предполагает наиболее эффективное использование потенциала методистов, психологов, логопедов, преподавателей иностранных языков, воспитателей-экспериментаторов, старших воспитателей для повышения качества образования в сети в целом . Развитие сети дошкольного образования предполагает появления малых детских садов, надомных групп, родительские группы и т. д.

Ресурсом развития сети является инновационная деятельность. На региональном и муниципальном уровнях предполагается принятие нормативных документов и инструктивных материалов, направленных на развитие инновационной деятельности в сети дошкольных образовательных учреждений/организаций и ее экспертной поддержки.

Проблема общедоступности дошкольного образования для всех категорий граждан должна решаться сегодня также за счет использования внутренних резервов системы образования , в том числе развития различных форм дошкольного образования , а также более гибкой системы режимов пребывания детей в ДОУ.

Следует отметить, что сеть групп кратковременного пребывания развивается не вопреки и не вместо традиционных дошкольных учреждений полного дня, а вместе с ними. Наряду с традиционными режимами функционирования дошкольных образовательных учреждений (12-часовым и круглосуточным режимами пребывания детей, начиная с 2000 года используются также 10-часовой и 14-часовой режимы (во многих случаях 14-часовой режим наиболее предпочтителен для родителей и менее затратен, чем круглосуточный). Это позволяет повысить доступность дошкольного образования для различных категорий граждан.

Кроме того, в настоящее время параллельно с развитием традиционных форм дошкольного образования апробируются новые модели : дошкольные группы на базе общеобразовательных учреждений , дошкольные группы на базе учреждений дополнительного образования , а также систематическое образование детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания.

Таким образом , можно сделать вывод, что эффективность развития сети образовательных учреждений будет достигнута только при условии комплексности подхода к процессу развития (модернизации) .

Значительно важнее учесть потребности современной семьи в различных формах организации функционирования дошкольных учреждений . Требуется увеличение количества групп для детей раннего возраста (от 2 месяцев до 3 лет, групп с круглосуточным и вечерним пребыванием детей, праздничного и выходного дня, групп кратковременного пребывания (2-3 раза в неделю на 3-4 часа) и др.

Гораздо целесообразнее , чтобы все государственные дошкольные учреждения соответствовали одной “хорошей” категории, обеспечивающей полноценное воспитание и развитие детей . А родители, имеющие особые потребности (хотя это не факт, что это полезно для ребенка, могли бы пользоваться услугами негосударственных дошкольных учреждений . Проблема только в том , что эти учреждения нуждаются, как правило, в особом контроле со стороны государства (об этом свидетельствует, например, опыт Франции, где такой контроль является важнейшей задачей инспекторской службы в образовании ).

С учетом вышесказанного, а также того, что в последние 10-15 лет произошла фактически тотальная "муниципализация" учреждений

дошкольного образования (массовый переход детских садов от различных ведомств в муниципальную собственность, решение вопросов выживания, функционирования и развития системы дошкольного образования зависит в настоящее время в основном от органов местного самоуправления.

Именно органами местного самоуправления в муниципальном образовании (городе, районе) должны быть созданы определенные организационно-педагогические условия, которые позволят муниципальной системе дошкольного образования выйти из кризисного состояния и перейти в состояние нормального, стабильного функционирования и развития .

В результате анализа статей из журнала «Дошкольное воспитание» составляется опорная схема, отражающая основные направления гуманизации педагогической работы в ДОУ :

    изменения форм общения с детьми (переход от авторитарных форм взаимодействия к личностно-ориентированному общению);

    отказ от излишней идеологизации учебно-воспитательной работы в ДОУ, изменение форм и организации обучающих занятий, сокращение их числа;

    насыщение жизни детей классической и современной музыкой, произведениями изобразительного искусства, использование лучших образцов детской литературы;

    изменение организации предметной среды и жизненного пространства в групповой комнате в целях обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества детей.

3. Сравнительный анализ образовательных программ.

При выполнении данного задания студенты готовят презентацию одной из образовательных программ. Сообщение должно включать:

    теоретические основы (концептуальные положения) изучаемой программы. Задачи развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

    принципы построение программы;

    структуру программы, характеристику её основных компонентов.

    методическое обеспечение программы, его характеристика;

    отличительные особенности изучаемой программы;

    субъективную оценку достоинств и спорных позиций программы.

Анализу подвергаются комплексные и парциальные программы, используемые в практике работы ДОУ.

4. Сочинение на тему «Проблема подготовки кадров и пути их решения». Список дополнительной литературы

    Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 5.

    Типовое положение о ДОУ / Дошкольное образование в России. - М., 1997. - С. 148-155.

    Примерный устав ДОУ / Дошкольное образование в России. - М., 1997. - С. 156-168.

    Примерный договор между ДОУ и родителями / Дошкольное образование в России. - М., 1997. - С. 168-172.

    Михайленко, Н. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания / Н. Михайленко, Н. Короткова // Дошкольное воспитание. - 1992. - № 5-6.

    Михайленко, Н. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада / Н. Михайленко // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 9.

    Андреева, В. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе / В. Андреева, Р. Стеркина // Дошкольное воспитание. -1991. - № 11.

    Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / под ред. Т. И. Ерофевой. - М., 1999.

Тема «Роль семьи в социализации ребенка»

План:

1. Типы семей и комфортность ребенка в них

Субъективная оценка комфортности ребенка в разных типах семей. Определение основных компонентов комфортности:

    уважение к личности ребенка;

    учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;

    полноценное общение со взрослыми.

    организация предметно-пространственной среды жизни ребенка;

2. Функции современной семьи

На основе литературы и собственного опыта необходимо обозначить проблемы современной семьи, показать взаимосвязь выполняемых ею функций.

3. Диспут «Проблемы детских домов, брошенных детей, детей из неблагополучных семей и пути их решения»

При подготовке диспута студентам необходимо изучить литературу по проблеме, подготовить краткие сообщения по разным вопросам социально-демографического положения в РФ. Диспут проводится в форме «круглого стола», где каждый участник высказывается по теме, предлагает пути решения той или иной проблемы.

4. Факторы, определяющие характер и длительность привыкания детей к новым условиям . Подготовить тезисы доклада для родителей детей, поступающих в ДОУ:

    организация жизни ребенка в семье в период его привыкания к условиям ДОУ;

    единство требований к ребенку со стороны воспитателей и родителей и др.

Заслушивание и обсуждение докладов, помогающих родителям облегчить процесс адаптации ребенка к ДОУ. Доклады оформляются как материал для «Уголка родителей».

Актуальные проблемы современного дошкольного образования

Несомненно система современного дошкольного образования очень важна и актуальна. В настоящее время есть и проблемы современного образования. Хочется отметить что именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. Если проигнорировать особенности развития ребенка в этом возрасте, то это может неблагополучно сказаться на его дальнейшей жизни.

Обратим внимание на общение ребенка. Общение- большая проблема. К общению необходимо отнести- умение слышать и слушать, умения входить в контакт со сверстниками и взрослыми, умение выражать свои мысли, понимать речь. Но полноценное общение невозможно без коммуникативных умений, которые необходимо развивать с самого детства в процессе сюжетно-ролевой игры. Но не смотря на все плюсы сюжетно-ролевой игры не все воспитатели уделяют должное время этому виду деятельности. И часто бывает, что воспитатель проводит сюжетно-ролевую игру только по просьбе детей.

Так же хочется рассмотреть тему - семья. На сегодняшний день большое количество неполных семей, где воспитываются дети. Отсюда и вытекают ситуации. Когда родителю некогда заниматься своим ребенком, он отдан на произвол судьбы. Большинство современных родителей не желают сотрудничать с ДОУ ссылаясь на занятость.

И таких проблем в современном образовании можно перечислить очень много, такие как проблемы развития произвольной памяти, проблемы обучения НОД. И все упирается на методики. Необходимы внедрение новых технологий и методик.

Хочу перейти непосредственно к самому современному образованию. Перечисляя проблемы образования, хочется выяснить, каким же все-таки должно быть современное образование. Я предлагаю рассмотреть несколько совершенно разных линий современного образования.

Первая - воспитатель и взрослые самостоятельно строят работу с детьми. Ребенок до школы впитывает в себя информацию как «губка», ребенок часто активен в познании нового, и заинтересован новым. Отсюда появляется у взрослых желание воспользоваться этим периодом и немного сместить время, когда ребенок пойдет в школу, на год или на пару лет. И эти случаи двояки. В первом случае взрослый хочет оставить ребенка в детском саду на большее количество времени. Во втором же случае родитель настаивает на том, что ребенку необходимо раньше пойти в школу, обращая внимание лишь на его физиологическую готовность к школе и сосем забывая о психологической готовности к школе. Это показывает то, что что практика раннего обучения детей ЗУН может привести к исчезновению учебной мотивации. И часто может быть, что ребенок дважды изучает программу первого класса.

Отсюда можно сделать вывод, что результатом вышесказанного является замедление цели раннего образования. Принеся за собой отрицательные эффекты, такие как например- потеря детьми интереса к учебе, возникают проблемы с преемственность в системе образования между ДОУ и начальной школой. Хотелось бы добавить. Что наличие знаний ребенка не определяет успешность обучения, намного важнее, чтобы ребенок самостоятельно их добывал и применял.

Вторая- образование строится на интересах самого ребенка и интересах его семьи, т. е. Его законных представителей. Личностно-ориентированный подход нацелен на развивающий тип образования. Она учитывает возрастные и индивидуальные особенности, ориентируется на интересы каждого ребенка. Но хочется отметить, что далеко не каждый воспитатель может увидеть эту грань в развивающем образовании. И не для каждого ребенка можно реализовать цели развивающего образования из-за некоторых причин. Можно заметить, что такой образования носит как развивающий эффект, так и развитие или продвижение. Воспитатель должен ставить перед собой цель - обеспечения развития с помощью этих знаний и умений. Если ребенок активный и любознательный, можно предположить, что идет процесс развития.

С целью достижения новых образовательных результатов в своей работе с детьми дошкольного возраста я использую здоровьесберегающие технологии

Здоровье нации- одна из актуальнейших проблем современного общества. Проблема оптимизации здоровья и физического развития детей в условиях дошкольных образовательных учреждений в современных социально-экономических условиях развития общества такова, что серьёзным вопросом является неудовлетворительное состояние здоровья и физического развития значительной части детей дошкольного возраста.

Показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по улучшению их здоровья.

Реализация здоровьесберегающих технологий в ДОУ становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей, если:

Учитывается состояние здоровья ребёнка и его индивидуальные психофизиологические особенности при выборе форм, методов и средств обучения.

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах обучения и развития.

Применяя такие методы как: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксацию, гимнастику: пальчиковую, для глаз, дыхательную; физкультурные занятия, занятие по ОЗОЖ, самомассаж, я тем самым повышаю результативность воспитательно- образовательного процесса, формирую у воспитанников ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.

Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей. Способствует снижению заболеваемости, повышению уровня физической подготовленности, сформированности осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

Итак, подведя итоги вышесказанного, хочется сказать, что проблемы в образовании а в частности в современном образовании есть, и они очевидны. Без общения невозможно развить коммуникативную сторону личности ребенка, что далее может следовать неблагоприятному социогенезу. Без сотрудничества родителей с ДОУ невозможно полноценное развитие ребенка. Необходимо влиять на родителей таким образом, чтобы они старались быть с ребенком на протяжении всего дошкольного возраста, помогали ему. А что касается нескольких линий образования, хочется добавить, что они совершенно противоположные, но часто встречающиеся. Конечно более эффективное обучение - то, которое происходит в личностно-ориентированном стиле, но все зависит от воспитателя, от его целей, что воспитатель принимает на первый план, что на второй. И именно от взрослых зависит, будут ли решаться проблемы в современном образовании или нет.