Анкета для учащихся по гражданско патриотическому воспитанию. Подборка анкет на тему "патриотическое воспитание". Меня оценивает учитель

Семинар

«Использование системно – деятельностного подхода в педагогической работе по патриотическому воспитанию обучающихся в рамках ФГОС»

20.10.15г.

Итоги анкетирования.

(проводила старший вожатый ФГКОУ СОШ №24 МО РФ Лапшина Л.М.)

Учащимся 6 и 9 классов была предложена анкета «Патриот», в которой приняли участие 52 человека.

Цель анкетирования:

  • определение содержательной стороны направленности личности, основа отношения учащихся к окружающему социуму;
  • определение актуальности вопросов патриотизма в системе ценностной ориентации школьников;
  • определение градации личностных качеств, входящих в понятие «патриот».

1 . На первый вопрос «Что вы понимаете под словом – «патриотизм»?» учащиеся в большинстве ответили – любовь к Родине. Единицы ответили, что это верность, преданность отечеству, соблюдение законов страны и знание её истории.

2 . Качества присущие патриоту ребята выбрали следующие: храбрость, мужество, решительность, доброта, сила, честность, быть умным справедливым и ответственным.

3. 95% опрошенных считают себя патриотами.

4 . Анализируя четвёртый вопрос: «Кто, на ваш взгляд повлиял на формирование Ваших патриотических качеств?» - 34 человека ответили, что это родители , а 26 человек – школа , 14человек – окружающие.

5 . 93% опрошенных школьников знают обычаи и традиции своего народа.

6 . В нашей школе проводятся различные мероприятия патриотической направленности, и дети при опросе выбрали следующие мероприятия, в которых бы они хотели участвовать. На первом месте - военно-спортивные игры (29 человек) и встречи с ветеранами (29 человек), на втором – фестивали и конкурсы (11 человек).

7 . На вопрос - «как вы понимаете выражение «Малая Родина» - только 50% опрошенных обучающихся дали ответ – место, где человек родился.

8 . Историю нашего городка, наверное, знает каждый взрослый. Немного иначе обстоит дело в этом вопросе у детей – 38 учащихся знают когда образовался наш городок, а 13 учащихся не знают.

9. Приятно отметить, что 98% детей с уверенностью ответили, что любят свой городок.

10 . С таким же удовольствием дети указывали свои любимые места в посёлке: 37 человек – графский парк, стадион - 3 человека, спорткомплекс – 3 человека, музыкальная школа – 1 человек, весь городок -1 человек, школа – 1 человек.

11 . 100% обучающихся знают название улицы, на которой они проживают и 70% знают в честь кого она названа.

12 . Что же нужно делать для нашего городка, что бы он был лучше? Отвечая на этот вопрос, наши воспитанные учащиеся в большинстве своём отвечали – не мусорить. Прозвучали и такие пожелания: сажать деревья, расширить территорию городка, открыть новые секции для детей и взрослых, построить школу, всё отремонтировать, уважать проживающих в посёлке людей и просто любить свой городок.

Таковы результаты анкетирования. Можно провести анкетирование в своих классах (раздать чистые анкеты классным руководителям 5-11 классов).

Данная анкета была использована в работе со школьниками для определения уровня сформированности личностных качеств гражданина-патриота. На основании полученных результатов каждым классным руководителем и педагогическим коллективом, в целом, могут быть внесены коррективы в систему воспитательной работы с подрастающим поколением.

ВИКИПЕДИЯ

Патриоти́зм (греч. πατριώτης - соотечественник, πατρίς - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

ПАТРИОТИЗМ – преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу.

Анкета для учащихся «Патриот»

  1. Что Вы понимаете под словом «патриотизм»?
  2. Какими качествами должен обладать патриот?
  3. Считаете ли вы себя патриотом?
  4. Кто, на Ваш взгляд, повлиял на формирование Ваших патриотических качеств?

- родители, школа, окружающие (нужное подчеркнуть)

  1. Знаете ли Вы традиции и обычаи своего народа?

А) да

Б) нет

В) совсем не знаю

Г) затрудняюсь ответить

  1. Отмечают ли у Вас дома семейные праздники, поют ли народные песни?

А) да поют

Б) не поют

  1. В каких мероприятиях Вы бы хотели больше участвовать?

А) патриотические клубы и центры;

Б) фестивали и конкурсы патриотической направленности;

В) военно-спортивные игры;

Г) выставки патриотической направленности;

Д) встречи с ветеранами

  1. Участвовали ли Вы в таких мероприятиях, если да, то в каких именно?
  2. Как Вы понимаете выражение «Малая Родина»?
  3. Знаете ли Вы, когда образовался город (посёлок), в котором Вы живёте?

А) да

Б) нет

  1. Любите ли Вы свой город (посёлок)?

А) да

Б) нет

В) не знаю

  1. Как называется улица, на которой Вы живёте?
  2. В честь кого она названа?
  3. Есть ли у Вас любимое место в нашем городе (посёлке)? Какое?
  4. Что нужно делать для города (посёлка), что бы он был лучше?

Анкета «Патриот и гражданин»

Ответьте на вопросы анкеты, согласны ли Вы с данными утверждениями:

(да, нет, не знаю)

1. Те, кто критикует происходящее в стране, не могут считаться настоящими патриотами.

2. Я многим обязан своей стране.

3. Если учесть все «за» и «против», то хранение в России иностранных ядерных отходов принесет больше финансовой выгоды, чем экологического вреда.

4. Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.

5. Я готов защищать свою Родину в случае серьёзной опасности.

6. Большинство преступлений в нашем городе (селе) совершают приезжие.

8. Судейство в отношении «наших» на международных соревнованиях часто не справедливо, потому что россиян никто не любит.

9. Оказавшись за границей, я постараюсь, чтобы меня не воспринимали как россиянина. 10. Проявление вандализма - одна из форм протеста молодёжи.

11.Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи руководителями над белыми людьми.

12. Человеку не обязательно знать свою родословную.

13. Бывает, что я испытываю сильное волнение, когда слышу песни о своей Родине.

14. Мы сильная военная держава, и именно поэтому нас должны уважать.

15. Власти должны запретить доступ в нашу страну беженцам из экономически отсталых государств, так как их приток увеличивает уровень преступности.

16. Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я предпочитаю в своей.

17. Истинной религией может быть только одна - единственная религия.

18. Государство и Отечество - это разные понятия.

19. Мне не обязательно знать символику (гимн, герб, флаг) своей страны.

20. Меня не волнуют трагедии, происходящие в стране (катастрофы, гибель самолётов, кораблей).

Первая часть теста содержала вопросы для определения уровня патриотизма учащихся.

Во второй части было необходимо закончить высказывания на знание Конституции РФ.

1. Статья 2. Человек, его права и свободы являются... (высшей ценностью).

2. Статья 14. Религиозные объединения отделены от государства и равны... (перед законом).

3. Статья 19. Все равны перед законом и... (судом).

4. Статья 21. Достоинство личности охраняется... (государством).

5. Статья 22. Каждый имеет право на свободу и... (личную неприкосновенность).

6. Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли и... (слова).

7. Статья 41.Каждый имеет право на охрану здоровья и... (медицинскую помощь).

8. Статья 60.Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с... (18лет).

9. Статья 91.Президент Российской Федерации обладает... (неприкосновенностью).

10. Статья 95.Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и... (Государственной Думы).

Ставропольский край, Красногвардейский район, село Покровское

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

Материалы на районный конкурс

«Имею право и обязан»

Номинация: исследовательская работа.

Тема работы:

«Я человек и патриот. Формирование чувства патриотизма у школьников»

Кононов Александр

Ученик 9 класса

МКОУ СОШ №10

Научный руководитель:

Кононова Дарья Александровна,

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

с.Покровское, 2016 г.

Введение………………………………………………………………………..3-4

Глава1. Патриотизм как качество настоящего гражданина

1.1. Понятие термина «патриотизм»………………………………………….5-7

2.1. Анкетирование учащихся и анализ результатов……………………........8

2.2. Программа «Патриот 2017» для школьников ……………………………9

Заключение……………………………………………………………………….10-11

Список использованных источников…………………………….………………..12

Приложение………………………………………………………………………13-15

Введение

Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма.

Проблема патриотического воспитания молодежи становится ныне важнейшей проблемой, и решать ее сегодня пытаются на высшем государственном уровне. Президент России Владимир Путин на встрече с общественными организациями в г.Краснодаре как-то заявил: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России».

Негативные процессы в обществе за последние годы повлекли за собой то, что у значительной части населения, и особенно у молодежи, оказались разрушены или утрачены такие традиционно-нравственные черты как романтизм, самоотверженность и патриотизм, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде. В сознании и действиях многих подростков и молодых людей все еще устойчивы такие негативные явления как эгоизм, неуважительное отношение к старшему поколению и человеку труда, стремление к наживе, невысокий культурный уровень.

Во многом утрачено чувство ответственности и долга перед родителями, семьей, коллективом, обществом, Отечеством. Время вносит свои коррективы во многие факторы формирования общественного сознания на новом, переломном этапе российской действительности. Выросло поколение молодых граждан, не знакомых с лучшими достижениями отечественной и мировой культуры.

Всё более очевидной становится необходимость для государства и общества в возрождении патриотизма как важного социально-нравственного ценностного ориентира, направленного на становление российской государственности.

Исходя из выявленной проблемы, мы сформулировали тему нашего исследования : «Формирование чувства патриотизма у школьников».

Актуальность темы: патриотическое воспитаниеподрастающего поколения рассматривается и утверждается на самом высоком государственном уровне. Согласно новому Федеральному Государственному Образовательному Стандарту(ФГОС),общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Объект исследования – патриотизм

Предмет исследования : процесс формирования чувства патриотизма у школьников.

Цель данного исследования : разработать программу патриотического воспитания учащихся.

В основу исследования была положена следующая гипотеза : чем раньше начнётся работа по формированию патриотических качеств у школьников, тем более устойчивыми они будут.

Цель, объект, предмет исследования, а также выдвинутая гипотеза позволили наметить следующие задачи:

    ознакомиться с термином «патриотизм» и «патриот» в разных источниках;

    изучить научную литературу по данной теме;

    составить несколько анкет для разных школьных возрастов;

    провести анкетирование учащихся;

    проанализировать данные анкет;

    составить модель ученика-патриота;

    составить программу «Патриот-2017» на 1 год (2016-2017г.) по формированию чувства патриотизма;

    представить программу «Патриот-2017» на рассмотрение, корректировку и утверждение администрации;

    проводить мероприятия по данной программе в течение года;

Методологической основой исследования являются общенаучные положения о роли школы в формировании патриотических качеств личности и Федеральные Конституционные Законы.

В ходе научной работы были использованы следующие методы:

- теоретические: анализ литературы по исследуемой теме, сопоставление, анализ полученных данных;

- эмпирические: беседа, анкетирование, ранжирование полученных результатов, педагогический эксперимент.

Данная научная работа относится к эмпирическим исследованиям, так как она ориентирована на проведение собственного эксперимента.

Основная база исследования : исследование проводилось в Муниципальном казённом общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №10» .

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

Проанализировали разные термины патриотизма;

Изучили Федеральные Конституционные Законы РФ;

Разработали собственную воспитательную программу «Патриот-2017» по формированию патриотических качеств у школьников.

Апробация работы: программа «Патриот-2017» рассчитана на 2016-2017 учебный год, в основном для начального звена школы.

Научное исследование планируется провести в 2 этапа:

    анализ научной литературы и интернет-источников (теоретический);

    анализ анкетирования и разработка программы «Патриот-2017» (теоретический, частично эмпирический);

Глава I. Патриотизм как качество настоящего гражданина

    Понятие термина «патриотизм».

«России не станет тогда, когда не станет последнего патриота»

Н.М.Карамзин

В царской России в русском национальном самосознании понятие патриотизма зачастую было связано с традициями православной культуры и заключалось в готовности отказаться от себя, пожертвовать всем ради страны. Многие общественные и государственные деятели, такие как Н.М. Карамзин, С.Н. Глинка, А.И. Тургенев, А. С. Пушкин призывали через свое творчество «положить жизнь за Отечество» .

В советское время, говоря о патриотизме, опирались на трактовку В.И. Ленина: «Патриотизм есть любовь к Родине, одно из самых глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» .

Игумен Нектарий (Морозов) считает: «… тот человек, который не является патриотом своей Родины, является ее потенциальным предателем. Среднего не дано. Когда приходит время испытаний, каждый человек либо становится патриотом и идет на жертвы ради спасения своей страны, либо ее предает. Поэтому мы должны определиться: кто мы?»

В ходе Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе нашего Отечества, народ и армия проявили небывалый по силе патриотизм, который явился основой духовно-нравственного превосходства над фашистской Германией. Вспоминая тяжелые дни сражения за Москву, Г.К. Жуков отмечал, что «не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска после их прорыва к Вязьме и выхода на подступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Это были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину, и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг» .

Что же такое «патриотизм»? Какое определение нам дают научные источники?

Патриотизм - это любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы, защита Родины от врагов. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности, стремление защищать интересы Родины и своего народа . Исторический источник патриотизма - веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку , традициям.

Патриотизм (от греч. Patriotes – соотечественник – patris – родина)- любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства .

Воспитание - это процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле воспитание осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьи и школы, дошкольных и внешкольных учреждений, детских и молодёжных организаций, общественности.

Воспитание тесно связано с обучением; многие его задачи достигаются главным образом в процессе обучения, как важнейшего воспитательного средства. Вместе с тем воспитательное воздействие на человека оказывают весь уклад жизни общества, развитие науки и техники, литература, искусство, средства массовой информации и пропаганды - печать, радио, телевидение. На определённом уровне духовного развития личности возникает потребность человека в самоусовершенствовании, которое во многом зависит от самовоспитания.

Воспитанию принадлежит ведущая роль и в индивидуальном нравственном, умственном и физическом развитии человека.

В нашем понимании, патриотизм – это качество нравственное, это сокровенное чувство, которое находится глубоко в душе человека. О патриотизме судят не по словам, а по делам человека.

Мы думаем, что патриотом можно считать человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества, участвующего в общественных мероприятиях или организациях патриотической ориентации.

Патриотизм включает в себя:

·чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

·уважительное отношение к языку своего народа;

·заботу об интересах Родины;

·осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

·проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

·гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

·гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

·уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

·ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

В моем понимании патриотизм, мужество, героизм – это близкие по значению слова.

Патриотизм – быть готовым защитить Родину от врагов.

Мужество – означает быть доблестным, стойким, крепким, храбрым, отважным, решительным.

Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

Патриотизм актуален и в наше время. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом - это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны.

Возможно, что именно воспитание в духе патриотизма, пробуждает в нас и выбор таких благородных профессий как военнослужащий, врач, учитель, воспитатель, ученый…

Глава 2. Патриотическое воспитание школьников

2.1. Анкетирование учащихся и анализ результатов

Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте.

И такой фундамент – это патриотизм.

В.В.Путин

Великий педагог А.С. Макаренко, рассматривая цели воспитания в советской школе, отмечал, что каждый воспитанник «должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым патриотом». .

В начале нашего исследования мы выдвинули цель данного исследования – разработать программу патриотического воспитания учащихся.

Было бы недостаточно только изучить литературу по формированию чувства патриотизма у школьников. Для выявления форм и методов патриотического воспитания необходимо было так же получение практических данных. С этой целью мы провели анкетирование среди учеников 2-х, 6-х и 11-х классов МКОУ СОШ №10 (34 человека). Всего в анкетировании приняли участие 30 человек. Дата проведения анкетирования – 9 октября 2016 года.

На вопросы анкеты 1 (см. Приложение) ответили юные респонденты - ученики 2 класса (13 учеников)

Анкета 2 (см. Приложение) предназначена для учащихся 6 класса:

Анкета 3 (см. Приложение) была предложена для заполнения ученикам 11 класса

На основе изученной литературы и анализа анкет мы составили программу патриотического воспитания школьников «Патриот 2017».

Наша гипотеза (Чем раньше начнётся работа по формированию патриотических качеств у школьников, тем более устойчивыми они будут) пока подтверждена теоретически, в июне 2017 года планируем сделать выводы по эффективности воспитательной программы «Патриот 2017».

    Программа «Патриот 2017» для школьников

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

А.С.Пушкин

Выпускник школы – это не только Человек – интеллигент, семьянин, товарищ, друг, горожанин, успешная личность, ученик, здоровый человек, но Человек-Патриот . Мы считаем, что Человек-Патриот – это приоритетная образующая модели выпускника школы.

Программа «Патриот 2017» составлена конкретно для учащихся МКОУ СОШ №10 на основе анализа результатов анкетирования 2, 6 и 11 классов.

Мониторинг интернет-пространства показал, что у многих передовых российских школ уже есть подобные патриотические программы.

Основа программы «Патриот 2017» - это высказывание академика Д.С.Лихачёва: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Цель программы: способствовать формированию глубоких патриотических чувств к своему Отечеству с младшего школьного возраста.

Задачи:

    Ученики начальных классов должны знать наизусть слова государственного гимна Российской Федерации;

    У учащихся 1-4 классов должен сформироваться навык правильного прослушивания государственного гимна России;

    Ученики начальных классов должны знать государственную символику (флаг, герб) России;

    Ученики начальных классов должны знать фамилию, имя, отчество президента Российской Федерации;

    Учащиеся 1-4 классов должны знать такие понятия, как «патриот», «антипатриот», «Родина», «Отечество», «держава», «президент», «герб», «флаг», «гимн», «ветеран», «вечный огонь»;

    Ученики с начальных классов должны знать такие важные даты, как 22 июня 1941 года, 9 Мая 1945 года, 12 апреля 1961 года и др.;

    Ученики 4-6 классов должны наизусть знать устав школы.

Примерный план реализации программы:

    2016-2017 учебный год. Каждый понедельник линейка начинается с исполнения гимна РФ.

    2016-2017 учебный год. Важные для страны даты начинать с государственного гимна России.

    В каждом учебном кабинете начального блока разместить флаги/плакаты с флагом России.

    Ноябрь – декабрь. Мастер-классы в начальном блоке на тему «Как правильно слушать гимн России».

    Январь – февраль. Классные часы в 1-4 классах по теме

«Патриотизм = любовь + гордость + забота».

    Январь. Конкурс на лучшее исполнение гимна России среди учащихся начальных классов.

    Январь. Классные часы на тему: «Школьный устав – мини-конституция». (4-6 классы).

    Февраль. Креативная презентация школьной формы «Мой школьный имидж» (2-6 классы).

    Март. Конкурс рисунков символики (флаг, герб) России.

    Март. Просмотр серии патриотических фильмов Станислава Шуберта (талантливый молодой сценарист, режиссёр российских патриотических и антифашистских фильмов) - для 5-11 классов ().

    Апрель. Классные часы в 1-4 классах по теме «Я – здоровый гражданин» (о последствиях курения).

    Май. Конкурс на лучшее исполнение военных песен среди учащихся начальных классов (1-11классы).

    Май. Возложение цветов к Вечному Огню.

Заключение

С детства закладывается фундамент будущей личности, гражданина своей страны. Одна из главных задач, стоящих перед педагогом – способствовать воспитанию любви к Родине, к родному краю, к своему народу. Эти чувства, из которых может вырасти патриотизм, формируются в условиях семьи, в коллективе сверстников, в школе.

Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям начали формироваться ещё в древности. Педагогическая мысль на Руси X – XIII веков выдвигает отдельную личность как цель воспитания, воспитание веры в победу, в непобедимость богатырей русских.

Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.
Академик Д. С. Лихачёв писал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду, школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной.

В начале нашего исследования мы выдвинули следующую гипотезу - чем раньше начнётся работа по формированию патриотических качеств у школьников, тем более устойчивыми они будут.

Для её доказательства было недостаточно только изучить литературу по вопросам патриотического воспитания, Конституционные законы РФ и зарубежный опыт в этом вопросе. Для подтверждения нашей гипотезы необходимо было так же получение практических данных. С этой целью мы провели анкетирование среди учеников 2,6,11 классов МКОУ СОШ №10.

Проделанная работа позволяет сделать выводы, что патриотическое воспитание ребёнка происходит в основном в семье и в школе, причём с самого юного возраста. Поэтому педагогам и родителям необходимо работать вместе для того чтобы воспитать из маленького гражданина большого патриота.

Только совместными усилиями школы и семьи можно воспитать действенную любовь к близким людям, к малой Родине, к России. Важно пробудить в школьниках чувство гордости за нашу Родину, давших миру великих полководцев и мыслителей, врачей и педагогов, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса.

Нам есть чем гордиться!

Понятие патриотизм должно стать «модным», «стильным» для современной молодежи. Подрастающее поколение должно понимать, что круто быть здоровым, мужественным, умным, уверенно идти к намеченной цели, любить и уважать свой дом, свой город, свою Отчизну, а пить пиво, курить сигареты, проявлять неуважение к старшему поколению и т.п. – это удел слабых и необразованных людей.

С момента рождения и до самой смерти любому человеку даётся имя. Имя человека имеет серьёзное влияние на характер и судьбу его обладателя.

Имя Александр в переводе с греческого означает «Защитник людей» . Возможно, это как-то повлияло на выбор данной темы, и, может быть, в будущем у меня получится прославить свою страну спортивными или профессиональными победами. Но пока я только учусь в школе, и моя цель - прославить своё село и свой район.

Список использованных источников

1) Антонова М. В., Ломохова С. А. Вопросы патриотического воспитания в российской и зарубежной системах образования // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2006. №6.

2) Большой словарь иностранных слов издательство «Русский язык» 1992г. г. Москва

3) Большая универсальная школьная энциклопедия издательство «Мир энциклопедий», Москва, 2006

4) Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М., 1980.

5) Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край, М., 1990.

6) Коровина В. Я. Пушкин в школе. М., «Просвещение», 1978. 303с.

7) Коровин В. И. А. С. Пушкин в жизни и творчестве. М., «Русское слово», 2004.

8) Краснобельмов А. В. Я познаю мир: Спорт. М., ООО «Издательство Астрель», 2003.-397 с.

9) Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? М., 2004.

10) Куманев Г. А. Час мужества. М., Изд-во Оникс, 2008, 192 с.; 1941-1945. М., Изд-во политической литературы, 1982.

11) Кукушин В.С. Теория и методика воспитания. В.С. Кукушин. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 508, с.: ил. – (Высшее образование)

12) Куницын А.П. Наставление воспитанникам // Антология педагогической мысли России первой половины 19 века. М.: Педагогика, 1987. –С. 141-145.

13) Ленин В.И. Ценные признания Питирима Сорокина. – Полн. ОБР. Соч., Т.37. – С. 188-197.

14) Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Соч. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951.–Т.5. – С. 109-225.

15) Мищенко Л.И. Патриотическое воспитание младших школьников: Дис.канд. Пед. Наук. – М., 1982. – 208 с.

16) Публицистика периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. М., «Советская Россия», 1985.

17) Толковый словарь русского языка. В. И. Даль. М., Изд-во ЭКСМО, 2005. – 736 с.

18) Учебное пособие по литературе. И. О. Родин. М., ООО «Издательский дом «Оникс21век»,2003.–416с.
19) Шумилова,Е.Ф. По родному краю / Е.Ф. Шумилова. – Устинов: Удмуртия, 1987. – 195.

http://ru.wikipedia.org

http://cyberleninka.ru

http://sv-scena.ru

http://www.patriot-nsk.narod.ru

http://ros-idea.ru/site/163

http://www.baltinfo.ru

http://www.pravoslavie.ru

Приложения

Приложение1

Анкета 1

Вам необходимо выбрать (обвести) один вариант ответа, где необходимо – написать свой ответ. Большая просьба – отвечать честно.

    Что такое Родина?

    Как называется Ваша Родина?

_______________________________________________________________________

    Кто такой патриот?

__________________________________________________________________________________________________________

    Кто такой антипатриот (не патриот) ?

_________________

    Вы любите Россию? (обведите 1 вариант ответа):
    1) да

3) не знаю

Почему? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Вы - патриот своей страны? (обведите 1 вариант ответа):
1) да

3) не знаю
Спасибо!

Анкета 2

Просим Вас помочь нам, очень честно ответив на данные вопросы.

Вам необходимо выбрать (обвести ) один/несколько вариантов ответа, где необходимо – написать свой ответ.

Анкеты анонимны, подписывать фамилию или имя не нужно.

    Что такое Родина для Вас? (выберите 1 вариант ответа)

    моя школа

    родной дом, семья

  1. Родное село

    мой класс

    Когда звучит гимн, Вы испытываете чувство гордости за свою страну? (выберите 1 вариант ответа)

    Как надо слушать гимн Российской Федерации?

(напишите свой ответ)

_______________________________________________________________________________________________

    Что такое, на Ваш взгляд, патриотизм?

(выберите 3 варианта ответа)

4) прославление побед Родины
5) коллективный образ жизни


7) любовь к Родине




15) любовь к народу

5. Каким бы был Ваш выбор, если бы Вам предложили перейти в другой класс? (выберите 1 вариант ответа)

1) перешёл бы в другой класс не раздумывая, даже если он слабее моего

2) если бы мне разрешили, поучился бы немного в другом классе, а потом бы снова вернулся в свой

3) перешёл бы в другой класс не раздумывая, если он сильнее моего

4) я - патриот своего класса, ни за что бы не перешёл к другим

5) перешёл бы в другой класс, а потом бы очень сильно сожалел о таком поступке

  1. да, некоторые

7. Кому из Ваших учителей Вы больше всего доверяете? Почему?

(напишите свой ответ).

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Любите ли Вы Россию? (выберите 1 вариант ответа)

3) не знаю

9. Вы - патриот своей страны? (выберите 1 вариант ответа)
1) да

3) не знаю

Спасибо!

Анкета 3

Просим Вас помочь в нашей научной работе, ответив на данные вопросы.

Вам необходимо выбрать (обвести) один/несколько вариантов ответа, где необходимо – написать свой ответ. Большая просьба – отвечать честно.

1. Что такое, на Ваш взгляд, патриотизм? (выберите 3 варианта ответа)

1) стремление к социальной справедливости

2) любовь к национальной культуре
3) любовь к своей семье, близким

4) прославление побед Родины
5) коллективный образ жизни

6) стремление к безопасному глобальному миру
7) любовь к Родине

8) любовь к родному городу, деревне, дому
9) религиозная вера, которую я исповедаю

10) возрождение традиций советского государства

11) возрождение традиций российского государства

12) любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам
13) любовь ко всему человечеству, гуманизм

14) уважение к своей Родине, гордость за свою страну
15) любовь к народу

16) патриотизм в условиях глобализации теряет свое значение

2. Выберите наиболее подходящее, по Вашему мнению, определение патриотизма

(выберите 1 вариант ответа):

1) Патриот - это не тот, который славословит страну, а это тот, который может чрезвычайно жестко... что-то очень тяжелое сказать о стране... патриотизм - это не бесконечное извержение паток любви, а это совсем другое. (В. Познер).
2) Патриотизм - это любовь к отечеству, вытекающая из сознания солидарности интересов граждан данного государства или членов данной нации. (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона).
3) Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа. (Энциклопедия социологии).
4) Патриотизм, в котором главное - это любовь именно к своей стране (то есть отделение себя от других государств и народов), потому и является причиной непрекращающихся войн, что дает, по сути, право одной стране или нации притеснять другую во имя собственного могущества, богатства и славы. Патриотизм не может быть хорошим. Патриотизм - чувство неестественное, искусственно привитое человеку. (Л. Толстой).

5) Патриотизм - это преданность и любовь к своему отечеству, к своему
народу (Словарь Ожегова и Шведовой).

3. Как Вы считаете, в чем проявляется истинный патриотизм?

(выберите 1 вариант ответа):
1) в разговорах и беседах со знакомыми на патриотические темы
2) в голосовании на выборах за патриотические партии
3) в участии в деятельности патриотических организаций
4) в праздновании исторических событий и юбилеев
5) в конструктивной критике недостатков в стране
6) в работе с полной отдачей сил по своей специальности
7) в укреплении семьи и воспитании детей в духе патриотизма

4. Какие из этих направлений патриотического воспитания повлияли на Вас лично ? (выберите 3 варианта ответа)

    деятельность патриотических клубов, центров, в том числе детских и молодёжных

    фестивали, конкурсы патриотической направленности

    спорт, спортивные соревнования

    пример семьи и друзей

    литература патриотической направленности

    выставки патриотической направленности

    школа, пример учителей

    встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных войн

    военно-спортивные игры

    интернет

    молодёжные акции, традиции родного села

5. Как Вы думаете, что необходимо делать государству для воспитания патриотических ценностей у юных россиян? (выберите 5 вариантов ответа)
1) воспитание чувства патриотизма с детского сада;

2) воспитание чувства патриотизма с младших классов школы;

3) оказание содействия появлению большего числа тем патриотической направленности в СМИ;
4) введение цензуры для СМИ при печати материалов, показе молодёжных передач;
5) создание патриотических кружков, организаций, клубов;
6) проведение военно-патриотических игр;
7)создание и показ большего числа патриотических фильмов, распространение художественной литературы на патриотические темы;
8) повышение авторитета армии в обществе (создание положительного образа военнослужащих в СМИ, фильмах, литературе);
9) улучшение условий жизни населения (создание рабочих мест, повышение зарплаты, предоставление жилья);
10) поднятие престижа страны (повышение роли России на международной арене);
11) организация досуга молодёжи;

12) личный пример, примеры героев войн;
13) развитие молодёжных организаций;
14) приучение детей к спорту, создание доступных спортивных секций, поддержка инициатив развития детского спорта;
15) финансирование мероприятий патриотической направленности, людей, занятых в них;
16) создание новых и поддержка существующих военно-патриотических музеев

6. В каком возрасте, по Вашему мнению, эффективнее всего начать воспитание чувства патриотизма и любви к Родине в юном гражданине?

(выберите 1 вариант ответа):

    с рождения-1 год

7. Где, по-вашему, в большей степени происходит воспитание чувства патриотизма?

(выберите 1 вариант ответа):

  1. в детском саду

    в учреждениях дополнительного образования

    за рубежом

8. Кого среди Ваших близких или знакомых Вы считаете настоящим патриотом? (напишите одного человека). Почему Вы так думаете? (2-3 причины)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Кого, на Ваш взгляд, называют антипатриотом? (выберите 3 варианта ответа)

Того, кто

1) Критикует власть своей страны
2) Старается избежать службы в армии
3) Не знает текста гимна своей страны
4) Равнодушен к родной природе
5) Не знает историю своей страны
6) Не ходит на выборы
7) Предпочитает иностранную, а не отечественную литературу и искусство
8) Уезжает жить и работать за границу

10. Кого среди Ваших близких или знакомых Вы считаете антипатриотом? (напишите одного человека). Почему Вы так думаете? (2-3 причины)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Как Вы думаете, отличаются ли жители Вашего села от жителей других регионов России? (выберите 1 вариант ответа):
1) отличаются в лучшую сторону;
2) в худшую сторону;
3) не отличаются;
4) затрудняюсь ответить.

12. Как Вы считаете, развито ли чувство патриотизма у учащихся Вашей школы?

(выберите 1 вариант ответа):

13. Являются ли, на Ваш взгляд, учителя Вашей школы патриотами?

(выберите 1 вариант ответа):

Почему Вы так думаете?______________________________________________________________________

14. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

а) Приходилось ли Вам испытывать чувство гордости за нашу страну? Когда?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Приходилось ли Вам испытывать чувство стыда за нашу страну? Когда?

(приведите, пожалуйста, примеры):

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Напишите, пожалуйста, три первые ассоциации, которые возникают у Вас, когда вы слышите слово «Родина»:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16. Любите ли Вы Россию? (выберите 1 вариант ответа):
1) да

3) не знаю

17. Считаете ли Вы себя патриотом своей страны? (выберите 1 вариант ответа):
1) да

3) не знаю

Транскрипт

1 Анкета «Патриот» Анкета состоит из восьми основных блоков с суждениями, вопросами и незаконченными предложениями. На каждое из суждений или вопрос предложено несколько альтернативных вариантов ответов. Данная анкета может быть рекомендована к использованию в работе со старшеклассниками для определения уровня сформированности личностных качеств гражданина-патриота. На основании полученных результатов могут быть внесены коррективы в систему воспитательной работы с подрастающим поколением. Данную анкету может проводить педагог, воспитатель. Обработка и интерпретация проводится только социально-психологической службой школы (педагог-психолог, социальный работник). Обработка и интерпретация результатов проводится по методу контент-анализа (по частоте встречаемости ответов). Количественный показатель позволяет вычислить процентное соотношение. Рекомендуемое время на проведение 20 минут. Цели анкетирования: определить содержательную сторону направленности личности, основу отношения старшеклассника к окружающему социуму; определить актуальность вопросов патриотизма в системе ценностных ориентаций старшеклассников; определить градацию личностных качеств, входящих в понятие «патриот». Ф. И. _ Возраст Пол Вам необходимо сейчас выполнить следующие задания. Ответьте, пожалуйста, на вопросы или оцените следующие вопросы и задания. I. Считаете ли вы себя патриотом? 1. Да; 2. Нет; 3. Частично; 4. Не знаю. II. Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств? 1. Школа; 2. Родители; 3. Окружающие люди, друзья; 4. СМИ; 5. Органы власти; 6. Другое. III. Как вы для себя определяете понятие «патриот»? IV. А. По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя понятие «патриотизм»? 1. Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу; 2. Непримиримость к представителям других наций и народов; 3. Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в интересах своей Родины России; 4. Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения; 5. Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни; 6. Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире; 1

2 7. Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи; 8. Патриотизм это лишь романтический образ, литературная выдумка; 9. Другое. IV. Б. Если вы не смогли определить для себя понятие «патриотизм», в чем причина вашего непонимания? 1. Нет желания; 2. Нет возможности; 3. Считаю это не актуальным. V. Перед вами список индивидуально-психологических характеристик и жизненных ценностей человека. 1. Определите для себя те качества, которыми должен обладать патриот (нужное подчеркните). 2. Определите по 10-балльной шкале, насколько эти качества и ценности сформированы у вас. активная деятельная жизнь жизненная мудрость здоровье (физическое и психическое) интересная работа красота природы и искусства любовь (духовная и физическая) материальное обеспечение жизни наличие хороших и верных друзей общественное признание познание (образование, кругозор) продуктивная жизнь развитие (постоянное духовное и физическое совершенствование) развлечения свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) счастливая семейная жизнь счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) творчество (возможность творческой деятельности) уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий) аккуратность (чистоплотность) воспитанность (хорошие манеры) высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) жизнерадостность исполнительность независимость непримиримость к недостаткам в себе и других образованность ответственность (чувство долга, умение держать слово) рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать их ошибки и заблуждения) 2

3 широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) честность (правдивость, искренность) эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) чуткость (заботливость). VI. Отметьте, что в вашей компании, коллективе, кругу ваших друзей ценится выше всего? 1. Умение ценить настоящую дружбу; 2. Готовность помочь другу в трудную минуту; 3. Взаимопонимание; 4. Честность, порядочность, принципиальность; 5. Приятная внешность; 6. Хорошие манеры; 7. Умение модно одеваться; 8. Сила воли; 9. Смелость; 10. Решительность; 11. Интерес, знание литературы, искусство, музыка; 12. Интерес к политике; 13. Наличие фирменных вещей, дисков и т. п.; 14. Наличие денег на всякие расходы; 15. Способности. VII. Из предложенных вариантов ответов выберите тот, который в наибольшей степени выражает вашу точку зрения: 1. Я люблю, когда другие люди меня ценят. 2. Я испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы. 3. Я люблю приятно проводить время с друзьями. VIII. Закончите предложения. 1. Каждый из нас верит 2. Каждый из нас имеет 3. Каждый из нас готов 4. Подвиги героев заставили нас задуматься 5. Защищать свою Родину можно не только с автоматом в руках, но и 6. Когда я задумываюсь о будущем своей страны, то 7. Быть достойным гражданином своей страны значит быть Примерная форма анализа и интерпретации результатов анкеты «Патриот» Всего приняли участие человек. Из них девушек, юношей. Дата проведения анкетирования. Анкетирование проводил(и) _. Анализ анкет провел(а) педагог-психолог. I. На вопрос «Считаете ли вы себя патриотом?» были получены следующие ответы: 1. Да 7 (53,8 %). 2. Нет 1 (7,6 %). 3. Частично 3 (23,2 %). 4. Не знаю 2 (15,4 %). Таким образом, больше половины относят себя к патриотам. Сомневаются или частично относят 23 %. Три человека не смогли определиться или не относят себя к патриотам. II. На вопрос «Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств» были получены следующие результаты: 3

4 Школа 8. Родители 7. Окружающие люди 5. СМИ 6. Органы власти 0. Другое молодежная организация РСМ. Не ответил 1. Подводя итоги, можно сказать, что наибольшее влияние оказывают школа и родители, меньшее влияние СМИ, окружаюшие люди. Особое положение занимают молодежные организации, так как необходимо процентное соотношение между представителями организаций и молодежью, не посещающей их. Параметр «органы власти» не прозвучал в ответах детей, что также может быть значимым при оценке влияния представителей власти на формирование мировоззрения молодежи. III. На вопрос «Как вы для себя определяете понятие патриотизма» дети при ответе выделили следующие категории: Любить и дорожить своей Родиной, страной 10. Любить народ 2, природу 2, город 2 (итого 6). Чувство долга перед Родиной, самопожертвование ради нее, должны любить и ценить 4. Вера и преданность 2. Рассматривая вопрос в совокупности с вопросами самоопределения понятия «патриотизм» и «По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя патриотизм», можно увидеть, что те, кто определили патриотизм через долженствование, самопожертвование, понятие веры, на первый вопрос отвечали, как правило, «не знаю», «частично». Не смог определиться с ответом человек, отрицающий свое патриотическое чувство. PS: На следующий вопрос патриотизм им будет определен как неактуальное, несовременное для молодежи чувство. Поэтому можно отметить, что учителю необходимо достаточно осторожно оперировать понятиями, больше опираться на естественные проявления чувств, на близкие учащимся компоненты проявления патриотизма, чаще опираться на жизненный материал самих учеников. IV. На вопрос «По каким признакам определяется понятие патриотизма» мы получили следующее распределение: 1. Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу Непримиримость к представителям других наций и народов Интернационализм, готовность к сотрудничеству Бескорыстная любовь к своей Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения Любовь к родному дому, городу Стремление трудиться для процветания Родины Не актуально для современной молодежи Патриотизм как романтический бред, литературная выдумка 0. Таким образом, наибольшее значение придается таким составляющим, как: любовь к родному дому, национальное самосознание, бескорыстная любовь и самопожертвование. И если первое и второе составляющие достаточно адекватны, то последнее с психологической точки зрения можно отнести к возрастной инфантильности, демонстративности, юношескому максимализму. Стремление трудиться на благо своей Родины можно расценивать и как адекватное понимание повседневного патриотизма, и как инфантилизм, в зависимости от того, что вкладывалось в данную фразу респондентом. V. На вопрос о том, какие качества должны присутствовать у патриота, и просьбу определить, насколько эти качества развиты у самого респондента, были получены следующие результаты: 4

5 1. Наибольшую значимость респонденты придают уверенности в себе 11 человек. Уровень развития качества в среднем 8,2; медиана проходит по 9 баллам (то есть половина респондентов дала более высокую оценку 10, половина оценила его развитие менее 9). 2. Вторую по значимости строчку заняли воля и честность, отмеченные 10 респондентами в каждом случае. Развитие воли в среднем определяют на 8,4, медиана 9.; честность 8,5, медиана Третью строчку занимают активная жизненная позиция, умение осуществлять самоконтроль (составляющая воли), смелость (также составляющая воли), чуткость. Волевые качества, как и ранее, получили высокую оценку; активная жизненная позиция 9 респондентов, ее развитие было в среднем оценено в 7,8, медиана проходит по 8 баллам. Можно предположить некоторую неудовлетворенность своей активностью на фоне ранее описанных факторов, по которым достаточно высокая самооценка. Чуткость 9 респондентов, средняя 8,3; медиана 10 (очень высокие показатели). 4. Больше половины респондентов также отмечали такие качества, как здоровье, любовь, наличие друзей (эмоциональная поддержка, опора, совесть), стремление к познанию (образованность), свободу, счастливую семейную жизнь, воспитанность, жизнерадостность, исполнительность, независимость (так исполнительность или независимость?), ответственность, терпимость. Некоторая противоречивость полученных данных может служить хорошей основой для глубоких бесед о патриотизме с учащимися и представляет, пожалуй, наиболее интересный результат данной анкеты. 5. В характеристику патриотизма не вошли или получили единичную оценку: материальная обеспеченность, общественное признание, продуктивная жизнь, развлечение, аккуратность, высокие жизненные запросы, непримиримость к другим. Анализ этого материала также может стать хорошей темой для классного часа. Подводя общий итог, можно заметить наибольшую значимость второй части представленной анкеты, так как она позволяет поставить перед учащимися значимые для личностного развития вопросы, создать диалогичную среду, понять глубинные и поверхностные, напускные мысли учащихся, будущих полноправных граждан России, наметить программу развития патриотических чувств. 5

6 ШКОЛА КЛ. Классный руководитель Ф. И. _ Возраст Пол Вам необходимо сейчас выполнить следующие задания. Ответьте, пожалуйста, на вопросы или оцените следующие вопросы и задания. I. Считаете ли вы себя патриотом? 1. Да; 2. Нет; 3. Частично; 4. Не знаю. II. Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств? 1. Школа; 2. Родители; 3. Окружающие люди, друзья; 4. СМИ; 5. Органы власти; 6. Другое. III. Как вы для себя определяете понятие «патриот»? IV. А. По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя понятие «патриотизм»? 1. Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу; 2. Непримиримость к представителям других наций и народов; 3. Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в интересах своей Родины России; 4. Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения; 5. Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни; 6. Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире; 7. Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи; 8. Патриотизм это лишь романтический образ, литературная выдумка; 9. Другое. IV. Б. Если вы не смогли определить для себя понятие «патриотизм», в чем причина вашего непонимания? 1. Нет желания; 2. Нет возможности; 3. Считаю это не актуальным. V. Перед вами список индивидуально-психологических характеристик и жизненных ценностей человека. 1. Определите для себя те качества, которыми должен обладать патриот (нужное подчеркните). 2. Определите по 10-балльной шкале, насколько эти качества и ценности сформированы у вас. активная деятельная жизнь жизненная мудрость здоровье (физическое и психическое) интересная работа красота природы и искусства любовь (духовная и физическая) материальное обеспечение жизни наличие хороших и верных друзей общественное признание познание (образование, кругозор) продуктивная жизнь развитие (постоянное духовное и физическое совершенствование) развлечения свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) счастливая семейная жизнь счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) творчество (возможность творческой деятельности) уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий) 6

7 аккуратность (чистоплотность) воспитанность (хорошие манеры) высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) жизнерадостность исполнительность независимость непримиримость к недостаткам в себе и других образованность ответственность (чувство долга, умение держать слово) рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать их ошибки и заблуждения) широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) честность (правдивость, искренность) эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) чуткость (заботливость). VI. Отметьте, что в вашей компании, коллективе, кругу ваших друзей ценится выше всего? 1. Умение ценить настоящую дружбу; 2. Готовность помочь другу в трудную минуту; 3. Взаимопонимание; 4. Честность, порядочность, принципиальность; 5. Приятная внешность; 6. Хорошие манеры; 7. Умение модно одеваться; 8. Сила воли; 9. Смелость; 10. Решительность; 11. Интерес, знание литературы, искусство, музыка; 12. Интерес к политике; 13. Наличие фирменных вещей, дисков и т. п.; 14. Наличие денег на всякие расходы; 15. Способности. VII. Из предложенных вариантов ответов выберите тот, который в наибольшей степени выражает вашу точку зрения: 1. Я люблю, когда другие люди меня ценят. 2. Я испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы. 3. Я люблю приятно проводить время с друзьями. VIII. Закончите предложения. 1. Каждый из нас верит 2. Каждый из нас имеет 3. Каждый из нас готов 4. Подвиги героев заставили нас задуматься 5. Защищать свою Родину можно не только с автоматом в руках, но и 6. Когда я задумываюсь о будущем своей страны, то 7. Быть достойным гражданином своей страны значит быть 7


Патриотизм и гражданская позиция глазами волгоградской молодежи В конце февраля члены Сталинградского отделения Партии Великое Отечество провели анкетирование среди студентов областных вузов. 150 молодым

Форма А Порядковый номер интервью: Возраст респондента (количество лет): Пол респондента: Образование респондента: Какими из перечисленных ниже положений Вы руководствуетесь в своей жизни как основополагающими

Для проектируемого конфликта. Для этого педагогу необходимо ответить на следующие вопросы: - каков должен быть характер действий в процессе разворачивания конфликта; - какие позиции должны быть вовлечены

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОТНОШЕНИЕ К СЛУЖБЕ В АРМИИ Выполнен ученицей 10 класса «Г» Журавлёвой Елизаветой Научный руководитель проекта: педагог-психолог Детковская О.В. Москва 2013 Не смей считать себя мужчиной,

Диагностика социума Изменения ценностных ориентаций взрослых женщин 1 В работе рассматриваются особенности изменения ценностных ориентаций взрослых женщин в процессе возрастной адаптации. Оценка ценностных

72 Проблемы педагогической психологии и психологии образования педагогикой, социологией. В современных условиях переосмысливания и пересмотра ценностей тема ценностных ориентаций личности приобретает особую

Малакаева Э.А. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Филиал ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» в г. Норильске Эта работа

Ярославский педагогический вестник 1 Ценностные ориентации как фактор развития субъектности старшеклассника В статье рассматриваются ценностные ориентации как фактор развития субъектности старшеклассника.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СИСТЕМЫ НПО (НА ПРИМЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧИЛИЩА 35) ВАЛЕНТИНА ЮРЬЕВНА КУКЛИНА, ГБОУ НПО ПУ 35 САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Ценностные ориентиры молодежи как динамически развивающейся

Результаты анкетирования потребителей образовательных услуг в Елизаветинской гимназии в 2013-2014г. В 2013-2014 учебном году проведены методики, исследующие степень удовлетворенности учащихся и их родителей

Удовлетворенность участников образовательного процесса как критерий эффективности работы учебного заведения Е.Н. Степанов, профессор, доктор педагогических наук, научный руководитель, А.А. Андреев, доцент,

Исследование профессионально значимых ценностных ориентаций у будущих педагогов 383 УДК 37.015.3 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ 2011 г. Центр лицензирования

УДК 316.66-053.5 (575.2) (04) Особенности жизненных стратегий старшеклассников сельских и городских школ А.А. Белецкая Рассматриваются жизненные стратегии учащихся старших классов городских и сельских

Школа источник ценностных ориентаций подростка Г.А. Данюшевская Для развития страны всегда актуально воспитание гражданина, патриота, готового отдать все свои знания, силы и умения во имя процветания государства.

Воспитательная система школы. Реализация программы духовно-нравственного развития личности школьника «Ступени к успеху» 1.Концепция воспитательной работы. Пожалуй, ни одно учебное заведение на сегодняшний

Мониторинг работы школы с семьей, общественностью в микрорайоне 1. Характеристика социума Показатели п / п 1. Учреждения: образования культуры оздоровительные 2. Производственные предприятия 3. Предприятия

УДК 1599 М Г Рябова, Е А Уваров Тамбовский государственный университет им Г Р Державина ул Советская, 6, Тамбов, 392000, Россия E-mail: ryabina_mariya@mailru СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ОСНОВНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

Аналитическая справка удовлетворенности родителей качеством образования в МБДОУ ДС 8 В Концепции общероссийской системы оценки качества образования под качеством образования понимается характеристика системы

МЕСТО ЭКОЛОГО-ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В АКСИОСТРУКТУРЕ СТУДЕНТОВ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА Максимова У.К., Масленникова С.Ф. Уральский государственный лесотехнический университет Екатеринбург, Россия PLACE

Вестник Военного университета. 2011. 2 (26). С. 38-43. Приступа И.В. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО ПРИЗЫВУ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП Ценностные ориентации являются индикаторами противоречий, возникающих

Ценностные ориентации современных подростков Скляревская Е.А., Адзхед М.Т. ученицы 7 «А» класса лицея 1535 науч.рук. Одинцова В.В. Цели работы: Выявление ценностных ориентаций современного подростка. Задачи:

Приложение Содержательного раздела ООП ООО 2.2.2.17 ОДНКНР ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ОДНКНР Основы духовно-нравственной культуры Народов России 5 класс Планируемые результаты

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. 34 (325). Образование и здравоохранение. Вып. 2. С. 31 35. МОТИВАЦИЯ И ЭРЗАЦ-МОТИВАЦИЯ ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Рассматриваются вопросы, касающиеся

Модель выпускника школы Модель выпускника разработана с учетом особенностей содержания, заложенного в программный материал образовательного процесса школы на основе концепции развития учреждения. Выстраивая

Департамент образования Ивановской области Областное государственное бюджетное учреждение «Ивановский региональный центр оценки качества образования» Социологические исследования «Проблемы социализации

«Педагогика и психология», «Филология и искусствоведение» 2 УДК 316.624:316.346.32-053.6 ДЕВИАНТНЫЕ ПОДРОСТКИ: ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК* 2008 А.А.Ощепков Ульяновский государственный

СВЯЗЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ С ПОПУЛЯРНОСТЬЮ ТЕЛЕПЕРЕДАЧ В ЖЕНСКОЙ АУДИТОРИИ Н.Г. Воскресенская В настоящее время телевидение оказывает серьезное влияние на общество, воздействуя на ценностные ориентации

УДК 316.75:061.23-053.6 (571.63-25) М. М. Соколова, cтудентка 4 курса, бакалавр, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток ЦЕННОСТИ СУБЪЕКТОВ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ МОЛОДЕЖНОГО

SWorld 18-30 March 2014 http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/conference/the-content-of-conferences/archives-of-individual-conferences/march-2014 MODERN DIRECTIONS OF THEORETICAL AND APPLIED RESEARCHES

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ МЕЖСЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Тарануха Д.Ю. МОАУ «Лицей 1», г. Оренбург В настоящее время проблема формирования гражданской идентичности подростков

Ценности российских подростков в российско-монгольском приграничье в современных условиях 1 Беспалов А. М., канд. филос. наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин ФГБОУ ВПО «АГАО»

Дворец детского (юношеского) творчества им. В.П. Чкалова Городская научно-практическая лаборатория по проблемам воспитания и семьи «Городской Совет отцов» «Городской Совет родителей» Информационный вестник

Комитет образования и науки администрации города Новокузнецка МБОУ «СОШ 41» Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно нравственной культуры народов России» 5 класс Составитель программы: учитель

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «СОЗДАНИЕ ВОЕННО- ПАТРИОТИЧЕСКОГО КЛУБА НА БАЗЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Ефремова О.В., учитель начальных классов МБОУ Школа 36 г.о. Самара ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ Трансформации, которые произошли

КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МОУ СОШ 3 Г.ПОХВИСТНЕВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную

ББК 78.480.0+74.48 Н. Д. НИКИТИНА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ЧГУ им. И.Н. УЛЬЯНОВА Сегодня проблемы становления духовного мира студенческой молодежи имеют большое значение не

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России Данилюк А.Я. Социальные и моральные проблемы, решению которые

ЦЕННОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Выполнила: студентка группы 41-ДК Бондырева А.А. Руководитель: Макарова Н.Н., преподаватель истории Актуальность - От предпочтений нынешней молодежи

Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя: - Ориентация

УДК 378.14 М.Ю.Шошина, О.В.Петунин ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ К ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Кемеровский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников

Г. Д. Гриценко Динамика ценностей молодежи как проявление цивилизационного развития современной России Электронный ресурс URL: http://www.civisbook.ru/files/file/grizenko.pdf Перепечатка с сайта Социологического

Социология. Психология. Философия Особенности Вестник Нижегородского формированияуниверситета системы ценностных им. Н.И. Лобачевского, ориентаций2010, у девиантных 4 (1), с. подростков 371 379 371 УДК

Проблема по самообразованию. «Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников в деятельности группы продленного дня» Подготовила: воспитатель ГПД МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1» Юдина

ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Технология предупреждения противоправного поведения представляет собой систему взаимосвязанных между собой и последовательных педагогических

Приложение 1 Программа оценки личностных результатов обучающихся 5-6 классов по АООП ООО для детей с ЗПР. 1. Пояснительная записка Личностные результаты освоения адаптированной основной образовательной

Амелина О. В. Старший преподаватель, Рудненский индустриальный институт, г. Рудный, Казахстан ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО КАЗАХСТАНА Духовно-нравственное развитие

Мотивационно-потребностная сфера как фактор развития профессиональной идентичности у женщин-военнослужащих Н.А. Правдивец Статья посвящена изучению проблемы ценностей как фактора развития профессиональной

3 Заместитель директора по ВР Авдошина Н. И. ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ «САМСОН» Тема педсовета «Гражданско-патриотический аспект воспитания и обучения в

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: особенности подхода Полтава Ирина Ивановна, заместитель директора МОУ «СОШ 21» по УВР 1 разработан ведущими специалистами

«Согласовано» Глава управы муниципалитета района Черёмушки «Утверждаю» Руководитель ВМО Черёмушки М.Б.Селезнёв А.В.Давыдова «Программа патриотического воспитания молодежи» внутригородского муниципального

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 7» города Когалыма «Школа успеха» (Подпрограмма развития воспитательной компоненты в рамках программы воспитательной

Анкета для родителей 1 "Изучение характера отношений между педагогами и родителями" Администрация школы просит вас ответить на следующие вопросы. Надеемся, что ваши ответы помогут установлению взаимопонимания

Э. В. Витушкина учитель начальных классов МОУ СОШ 5 Г. Магнитогорск ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ К ФОРМИРОВАНИЮ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Федеральные Государственные Образовательные Стандарты (ФГОС) второго

Кобец Ольга Владимировна учитель географии Муниципальное образовательное учреждение Гимназия 64 г. Липецк ОСНОВА НРАВСТВЕННОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКА В УСЛОВИЯХ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ -

УДК 378.4 (476.6) ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ГрГУ им. Я. КУПАЛЫ) С.С. Балюк ГрГУ им. Я. Купалы (Гродно) Система ценностных ориентаций является психологической характеристикой

УТВЕРЖДАЮ Директор школы Л.И.Беловол 2011 г. Школьная целевая комплексная воспитательная программа «Спорт. Духовность. Творчество.» Пояснительная записка Долгое время процесс воспитания рассматривался

Программа патриотического воспитания обучающихся Фирсова Марина Михайловна, доктор педагогических наук Директор Гимназии 1518, г. Москва Представленная программа интересна тем, что в ней описано содержание

МАКЕТ «ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УЧЕТОМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОМПОНЕНТЫ» Данный макет представляет собой шаблон для разработки и написания «Программы воспитания и социализации обучающихся

Чемерилова Ирина Альбертовна канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова» г. Чебоксары, Чувашская Республика ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИКА

План реализации внеурочной деятельности для обучающихся 5-6 классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии 77 городского округа Тольятти на 2014-2015 учебный год Пояснительная

Утверждаю Директор МБОУ «СОШ 53» г. Чебоксары А.К. Смирнов Приказ от «30» августа 2014 г. 135-О Воспитательная программа кадетского образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 53 с углубленным

Особенности реализации Программы воспитания и социализации «7-Я» в МБОУ СОШ 1 Цель: Социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного компетентного гражданина, осознающего ответственность

Программа гражданско-патриотического воспитания студентов Тюменского государственного нефтегазового университета на 2015 год I. Введение Программа Гражданско-патриотического воспитания студентов ФГБОУ

Муниципальное казенное учреждение Управление образования администрации Калтанского городского округа Методический сектор Муниципальная служба психолого-педагогического сопровождения У меня тоже будет семья

О.А. Тарасова Воспитание патриотизма у учащихся стратегическая задача современной школы Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма,

Ю. Е. Смирнова ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА Статья представляет собой анализ теоретического и исследовательского материала, посвященного

ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «МИНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ» НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ Старший преподаватель кафедры ТиИГиП Монголова Анна Геннадьевна [email protected] сайт: www. miu.by Информационно- методическое

Результаты анкетирования учащихся 4 классов и их родителей общеобразовательных организаций Ивановской области Результаты анкетирования учащихся 4 классов по выявлению уровня самооценки, направленности

Анкета "Патриотизм":
При заполнении анкеты, там, где не предложены другие формы ответов,
необходимо отметить выбранный вариант ответа любым знаком.

1. Что такое, на Ваш взгляд, патриотизм?
1) любовь к Родине 9) любовь к народу
2) любовь к своей семье, близким 10) прославление побед Родины
3) любовь к родному городу, деревне, дому 11) стремление к безопасному глобальному миру
4) любовь к национальной культуре 12) коллективный образ жизни
5) религиозная вера, которую я исповедаю 13) возрождение традиций советского государства
6) возрождение традиций российского государства 14) любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам
7) любовь ко всему человечеству, гуманизм 15) уважение к своей Родине, гордость за свою страну
8) стремление к социальной справедливости 16) патриотизм в условиях глобализации теряет свое значение
Свой вариант ответа:
2. Выберите наиболее подходящее, на Ваш взгляд, определение патриотизма и отметьте его номер:
1) Патриотизм - это преданность и любовь к своему отечеству, к своему
народу (Словарь Ожегова и Шведовой).
2) Патриотизм - это любовь к отечеству, вытекающая из сознания солидарности интересов граждан данного государства или членов данной нации. (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона).
3) Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа
(Энциклопедия социологии).
4) Патриотизм, в котором главное - это любовь именно к своей стране (то есть отделение себя от других государств и народов), потому и является причиной непрекращающихся войн, что дает, по сути, право одной стране или нации притеснять другую во имя собственного могущества, богатства и славы. Патриотизм не может быть хорошим. Патриотизм - чувство неестественное, искусственно привитое человеку (Л. Толстой).

5)Патриот - это не тот, который славословит страну, а это тот, который может чрезвычайно жестко... что-то очень тяжелое сказать о стране... патриотизм - это не бесконечное извержение паток любви, а это совсем другое (В. Познер).
3. В чем проявляется истинный патриотизм?
в разговорах и беседах со знакомыми на патриотические темы
в голосовании на выборах за патриотические партии
в участии в деятельности патриотических организаций
в праздновании исторических событий и юбилеев
в конструктивной критике недостатков в стране
в работе с полной отдачей сил по своей специальности
в укреплении семьи и воспитании детей в духе патриотизма
Свой вариант ответа:

4. Приходилось ли Вам или членам Вашей семьи в течение этого года принимать участие в мероприятиях патриотической направленности:
Да Нет
в мероприятиях патриотических клубов, центров, в т. ч. детских и молодёжных
посещать историко-патриотические музеи, школьные музеи, музеи предприятий, учреждений
посещать выставки патриотической направленности
участвовать в фестивалях и конкурсах по патриотической тематике
принимать участие в военно-спортивных играх
приобретать и читать в течение года книги патриотической направленности
участвовать в проведении научно-исследовательских работ по проблемам патриотического воспитания
передавать имеющиеся материалы в музей
оказывать помощь в организации экспозиций музеев
другое:

5. В какой степени, на Ваш взгляд, оказывают влияние на формирование
патриотических ценностей у подрастающего поколения следующие
направления патриотического воспитания?
Направления патриотического воспитания В баллах от 0 до 5
деятельность патриотических клубов, центров, в том числе детских и молодёжных
фестивали, конкурсы патриотической направленности
военно-спортивные игры
литература патриотической направленности
выставки патриотической направленности
встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных войн
личный пример и Ваше отношение к патриотизму
6. Что, на Ваш взгляд, еще необходимо делать государству для воспитания патриотических ценностей среди детей и молодёжи?
- воспитание чувства патриотизма с детского сада;
- оказание содействия появлению большего числа тем патриотической направленности в СМИ;
- введение цензуры для СМИ при печати материалов, показе молодёжных передач;
- создание патриотических кружков, организаций, клубов;
- проведение военно-патриотических игр;
- создание и показ большего числа патриотических фильмов, распространение художественной литературы на патриотические темы;
- повышение авторитета армии в обществе (создание положительного образа военнослужащих в СМИ, фильмах, литературе);
- улучшение условий жизни населения (создание рабочих мест, повышение зарплаты, предоставление жилья);
- поднятие престижа страны (повышение роли России на международной арене);
- организация досуга молодёжи;
- личный пример, примеры героев войн;
- развитие молодёжных организаций;
- приучение детей к спорту, создание доступных спортивных секций, поддержка инициатив развития детского спорта;
- финансирование мероприятий патриотической направленности, людей, занятых в них;
- создание новых и поддержка существующих военно-патриотических музеев;
- Свой вариант ответа:

7. Есть ли среди Ваших знакомых те, кого можно назвать патриотами? В
чём это проявляется?
8. Может ли быть патриотом человек, который;
Признаки Патриот Не патриот
Критикует власть своей страны
Старается избежать службы в армии
Не знает текста гимна своей страны
Равнодушен к родной природе
Не знает историю своей страны
Не ходит на выборы
Предпочитает иностранную, а не отечественную литературу и искусство
Уезжает жить и работать за границу
9. Если говорить о Ваших земляках, как Вы думаете, отличаются ли они от жителей других регионов России?
1. отличаются в лучшую сторону;
2. отличаются в худшую сторону;
3. не отличаются;
4. затрудняюсь ответить.
10. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
Да, приходилось (приведите, пожалуйста, примеры) Нет, не
приходилось Затрудняюсь ответить
Приходилось ли Вам испытывать чувство гордости за нашу страну? 1
Приходилось ли Вам испытывать чувство стыда за нашу страну?

11. Какие ассоциации у Вас возникают, когда вы слышите слово
«Родина»?

12.Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
Да Нет Затрудняюсь ответить
Вы бы хотели родиться не в России, а в другой стране?
Вы бы хотели переехать в другой регион России?
Вы бы хотели уехать из России в другую страну на постоянное место жительства?
13. Как расположены цвета на российском флаге по порядку сверху вниз:
синий белый красный белый красный синий красный синий белый белый синий красный

15. Какой праздник мы отмечаем 12 июня?
День победы в Ледовом побоище День рождения В.И. Ленина День России

16. Есть ли у Ульяновской области:
Да Нет
Гимн
Герб
Флаг
17. Считаете ли Вы себя патриотом?
Да Нет