Архетипы мужчины и женщины согласно учению юнга. Как развить в себе лучшие женские архетипы

Куда не глянешь – повсюду только архетипы. Что такое архетип? Это, прежде всего, программа поведения, универсальная врожденная психическая структура. Автор термина (кстати, слово «архетип» – сложносоставное, состоящее из греческих “arche“– начало и “typos” – изначальный образ, первичная форма) – Карл Густав Юнг. Именно он разработал концепцию архетипов. Сегодня знание архетипа человека помогает ему самому и окружающим лучше ориентироваться в его психической жизни, лучше понимать мотивы его поступков.

Архетип – символ, концепция, объединяющая в себе инстинкты, образы, тело, психику. Принадлежность к определенному архетипу оказывает серьезное влияние на мировоззрение, позицию и жизненный сценарий любого человека. Доминирующий в психике архетип задает человеку тип мышления и действительно становится моделью поведения, определяющей судьбу своего носителя.

Почему доминирующий? Потому что в человеке способны находиться до 3 архетипов, каждый из которых имеет собственные сценарии, отраженные в древнегреческих мифах. Естественно, что и сами архетипы получили имена богов Древней Греции.

Существуют мужские и женские архетипы. Для женщины знание основных мужских архетипов может оказаться весьма полезным. Да и мужчинам стоило бы познакомиться со своим Богом поближе.

Посейдон

Посейдон также стремится обзавестись собственным царством. Однако повышенная эмоциональность, быстро загорающийся и гаснущий интерес, сиюминутные и принимаемые под влиянием чувств решения не дают Посейдону достичь многого в жизни. Такова плата за чрезмерную чувствительность и яркую душевную жизнь.

Как и властитель подземного царства, носитель архетипа Аида погружен в свой мир и как будто бы не интересуется миром людей, не присутствует в нем. Аид – интроверт. Он отрешен и замкнут.

Юнг считал, что у людей, принадлежащих к данному архетипу, чрезвычайно развита интуиция. Они очень тонко чувствуют подоплеку любых событий вокруг них, ощущают глубинную суть людей, хотя внешне ничем не выдают своих эмоций.

Аполлон

Мужчины-аполлоны – приятные собеседники, он гармоничны и дипломатичны. Обожающий точность и порядок во всем, Аполлон мало уделяет внимания эмоциональной стороне жизни. Ведь он практичен чрезвычайно, и во всем руководствуется логикой, разумом, а не преходящими эмоциями и чувствами. Даже в отношениях с женщинами.

Гермес

Живой, талантливый, подвижный, быстро и ясно мыслящий мужчина-Гермес воплощает в себе все лучшие и худшие черты непостоянного бога. Он хочет все, сразу, и готов отправиться за этим всем сразу в нескольких направлениях. Причем во всех одновременно.

Очаровывать, заманить в сети своего обаяния – это у Гермеса получается великолепно. К сожалению, сам он ничего не чувствует и потому, совершенно не способен заботиться о чувствах других людей.

Арес

Эксцентричный страстный Арес живет только сегодняшним днем. Его разум – это инстинкты, его стратегия – эмоции и чувства. Он от самого рождения отличается эмоциональностью, импульсивностью, агрессивностью, а позже – яркой сексуальностью. При таких качествах неудивительно, что Арес не выносит одиночества.

Гефест

Вечно о чем-то тревожащиеся интроверты, живущие во власти эмоций, творческие тонкие и ранимые личности, часто Художники с большой буквы – таковы представители архетипа бога-ремесленника Гефеста. Гефест никогда не становится командным игроком. Он просто не переносит давления со стороны авторитета или группы, да и общаться с людьми мужчине-Гефесту трудно.

Дионис

Противоречивый эмоциональный экстраверт Дионис, который доминирует в мужчине, заставляет своего носителя быть всегда немножечко «слишком». Слишком привлекательный, слишком яркий, слишком женственный, слишком вызывающий, слишком ребячливый. Дионис неугомонен и все время пытается что-то изменить.

Дионис не любит мужских компаний. Да и мужчины редко принимают его «за своего». Этот веселый Бог предпочитает мужскому коллективу общество подружек-женщин.

Но к чему и зачем выяснять, какой из древних богов живет в мужчине, тасует его жизненные сценарии и модели поведения? А к тому, что зная архетип мужчины, причины некоторых его поступков, уже гораздо легче понять и принять его таким, каков он есть.

Женские архетипы.

Артемида

Первой в списке значится Артемида – богиня, демонстрирующая невероятную силу духа. Она, как воин, всегда стремится к победе и никогда не ищет путей назад. Ее решительность, целенаправленность и вера в себя вошли в историю. Такая женщина в современном мире, скорее всего, занимает «мужскую» должность, и обладает рядом мужских качеств.

Для нее нет такого слова «Я не могу», у нее все основано на «Я хочу и я добьюсь». При этом она очень любит свободу и никогда от нее не откажется. Поэтому любовь и семья – это не цель ее жизни, хотя такие и могут присутствовать в ее судьбе.

Мужчин она воспринимает как друзей и деловых партнеров, возможно, как любовников. Но открыться перед кем-то полностью, довериться – это ей вовсе не свойственно.

Афина

Еще одна сильная представительница слабого пола – Афина. Ее черты характера схожи с Артемидой, но только отчасти. Она также не любит выражать свои эмоции, быть чувствительной и слабой. В жизни предпочитает достигать высот и воплощать в жизнь большие мечты.

Ее мышление чисто аналитическое, она прекрасный стратег и все просчитывает все наперед, поэтому уровень ее интеллекта определенно выше среднего. Если нужно, она может сделать так, чтобы интересующий ее мужчина сам к ней подошел, даже не ведая, что встреча была не случайна.

Кстати ей интересен только тот, кто сам смог добиться многого в своей жизни, а романтики и мечтатели Афине не подходят. По свой натуре она – лидер, который сам руководит своей жизнью и является очень сильной личностью.

Геста

Геста – абсолютно противоположный образ двум предыдущим. Она – настоящая домохозяйка. Ее внутренний мир и переживания – это только ее. Такая девушка никогда не будет делиться с окружающими своими чувствами, будет прекрасным слушателем и тихой мышкой в компании.

Но, несмотря на это, она не будет чувствовать дискомфорта в своем одиночестве. Заботы по дому и хлопоты о муже могут превратиться в ее маленький мир, где ей будет хорошо и надежно.

Гера

Главное для Геры – это муж. Он есть целью ее жизни и всего существования. Она инстинктивно ищет себе сильного и уверенного партнера, за которым будет заботиться до конца своих дней. Если до замужества она хоть немного общается с подругами, то после вообще про них забывает.

Зачастую она всегда думает о благополучии своего супруга, и дети никогда не станут важнее его. Вероятнее всего, она постарается работать вместе с ним, чтобы никогда не упускать из виду. А если муж ей изменит, виноватой во всем, с ее точки зрения, будет вторая женщина, но не ее «идеал».

Очень боится остаться одна, а потому может очень много простить ради спасения брака. Между тем является особой ревнивой и непостоянной.

Деметра

Деметра – еще одна чересчур заботливая женщина. Правда ее фетишем становится не столько муж, сколько вся семья в целом. Ко всему этому она способна на близкую дружбу с женщинами, особенно если те также имеют семью и схожие проблемы. Как только в ее жизни появляются дети, она готова полностью раствориться в заботе о них и превратить их в смысл своего существования.

Ее мужем может стать человек со слабым характером, возможно творческий, который нуждается в материнской ласке. Деметра прекрасно справится с этой задачей, и будет жалеть его, как малое дитя. Правда, стремясь всем помочь, она рискует забыть о собственных желаниях.

Персефона

Данный архетип описывает морально слабую личность, которая постоянно прислушивается к мнению окружающих и поступает так, как кто-то ей сказал. С виду она похожа на малое дитя, требующее опеки, поэтому очень часто вызывает материнские чувства у окружающих ее женщин.

В душе она всегда останется молодой, и частично это будет отображаться на ее внешности. Зачастую она очень близка со своей матерью, а затем и мужем. Ею легко повелевать и командовать, поскольку собственного мнения она не имеет.

В отношениях с мужчинами она застенчива и наивна как дитя, поэтому ее избраннику придется многому ее научить и помочь переступить через собственную стыдливость.

Афродита . Она – настоящий праздник

пример истинной женственности и красоты. Ее обаяние просматривается даже сквозь невзрачные черты. Такая девушка постоянно влюбляется в кого-то, но сильно не привязывается. Для других женщин она настоящая соперница, но для некоторых может быть и подругой.

Касаемо работы, то Афродита довольно творческая личность и может быть очень трудоспособной, если направит свою неуемную энергию в это русло.

Г еба

Девушка-Геба чем-то напоминает Персефону. Она также обладает мягким характером и любит прислушиваться к мнению других. Но самой главной ее чертой есть то, что она желает всегда оставаться молодой. Это четко просматривается в ее внешнем виде и поведении. Геба в любом возрасте будет одеваться молодежно и ярко. К сожалению, с годами из-за этого у нее начнутся проблемы, так как она просто не хочет признавать влияние времени на свою внешность.

К тому же, как человек, она несколько безответственна, поскольку предпочитает, чтобы кто-то принимал ответственные решения вместо нее.

Тихе

Тихе – очень интересная личность, стремиться контролироватьвсех и вся, быть в центре внимания и обладать правом голоса. При этом она слишком эмоциональна, чтобы вести спокойную размеренную жизнь. Так, у нее есть много друзей, но на их количество влияет ее мимолетное желание или настроение. Стоит кому-то ей не угодить и все, она сделает так, что этот человек перестанет находиться в близком к ней окружении. И, наоборот, как только она что-то себе придумает, бывший враг может снова стать лучшим другом.

Самое поразительное во всем этом то, что такая девушка не руководствуется объективными причинами, а просто расценивает все по типу «нравиться-не нравиться».

Также данный архетип характеризируется бесстрашием. Как лидер, человек с этим характером может идти на рискованные шаги, но он никогда не будет бояться возможных негативных последствий.

В семье Тихе поначалу ведет себя, как и любая влюбленная дама, а потом, потихоньку начинает перебирать право голоса на свою сторону. Ее любовь к контролю проявляется и здесь, она старается командовать жизнью мужа со всех сторон. Может дойти и до того, что будет работать с ним на одной работе, лишь бы не выпускать его из виду.

Для того чтобы прийти к балансу и гармонии, Тихе стоит понять, что каждый человек имеет право на личное пространство и свободу действий.

Немезида

Многие знают, что Немезида – это богиня правосудия. И недаром о ней так говорят, ведь она, в самом деле, всю жизнь живет по правилам и нормам. Такая женщина часто судит поступки каждого человека (да и свои тоже) по тому, насколько они верны или правильны. К сожалению, зачастую речь идет не о соблюдении действующего закона или норм морали. Немезида сама придумывает свои личные правила, то есть у нее слишком развито индивидаульное восприятие мира.

По поводу чувств, то она не слишком эмоциональна, ведь там где просыпаются эмоции, отключается разум, и придерживаться какого-либо закона становится невозможным. Соответственно девушка с таким архетипом не может позволить себе любить. Конечно, в ее жизни есть отношения, то глубокой любви в них не будет.

С дружескими отношениями все обстоит так же. Она судит людей по поступкам, но не включает в расчет их чувства. Несмотря на такие качества, она очень принципиальна, прямолинейна и ответственна. Если берется за какое-то дело, то доводит его до конца.

Геката

Геката – самая загадочна богиня из всех, описанных швейцарскимпсихиатром. Она представляет мистический мир, а потому женщина, обладающая таким архетипом, часто любит все, что связано с магией и мистикой вообще.

Ее сила в том, что она читает людей, словно открытые книги, в этом ей помогает развитая интуиция. В психологическом плане это очень сильный человек с богатым внутренним миром. Порой люди боятся таких способностей и считают ее чуть ли не колдуньей. Кстати все ведьмы и люди, склонные к колдовству непременно обладают архетипом Гекаты.

В личных отношениях у такой девушки тоже не все гладко. Она больше поглощена миром потусторонним, чем реальным, а потому любовь и все, что с ней связано – это не для нее. Идеальным партнером может быть только тот мужчина, который сам интересуется данной тематикой.

Напоследок стоит отметить, что в одном человеке не может быть только один архетип. Как правило, всегда совмещается два-три архетипа и один из них может быть доминирующим. Для того чтобы быть гармоничной личностью, нужно стараться как-то уравновешивать в себе черты разных типов. Почти в каждом архетипе есть свои недостатки и с ними нужно бороться путем приобретения новых черт характера.

Существует множество классификаций типов, а точнее женщин. Все они отождествляют женщин с каким-либо образом. Наиболее популярной сегодня является классификация Юнга, выделяющая 4 женских архетипа. О том, что это за архетипы – далее в статье.

Архетипы женщин по Юнгу

Тип первый: Принцесса . Его Карл Юнг ввел в список женских архетипов первым. Зависима от мнения окружающих, склонно идеализировать окружающий мир, часто проявляет интерес к искусству. Типичным примером такого архетипа является Джульетта.

Но у этого архетипа есть и оборотная сторона, чаще обозначающаяся как «Дрянная девчонка». Классическим примером такого образа является певица Земфира. По причине меньшей везучести, склонна к отрицанию любых авторитетов. Часто имеет много партнеров, но все равно ждет своего принца. В то же время, она любит помечтать.

Тип второй: Жрица . Такая женщина часто похожа на Мери Поппинс. Пообщавшись с такой женщиной хотя бы час, вы никогда не забудете ее. Жрицы воплощают в своем характере все черты истинно женственности: интуицию, чувственность, мягкость и спокойствие. Таких женщин любят все, даже в независимости от того как они выглядят и жрицы отвечают миру тем же. «Параллелью» такого образа является Ведьма. Таким женщинам свойственна холодность, расчетливость, жестокость и способность к обольщению людей в собственных интересах.

Тип третий: Охотница . Эта женщина стремится сделать , не особо заботясь о том, что происходит у нее дома. Любит и умеет во всем опережать мужчин. По характеру – сдержана и практична.

Отрицательная сторона такого архетипа – Амазонка. Такие женщины стремятся, во что бы то ни стало занять руководящий пост. Феминистка, просто обожает причинять боль мужчинам, которых неизменно считает ниже себя.

Тип четвертый: Хозяйка . Это – женщина-домоседка. Она гостеприимна, любит дом и уют. Буквально излучает любовь и заботу, любит и умеет слушать.

Противоположностью в данном случае является Ужасная мать. Типичный пример такой матери – гиперзаботливая еврейская мамочка или напротив – холодная, безразличная мать. Любит всех, всегда и всему учить, причем доводя свое учение до тирании.

Вот мы и разобрались с женскими архетипами по Юнгу. Вы уже поняли, как какому из них принадлежите?


Женские роли, которые мы играем в процессе жизни, описаны и в мифах Древней Греции, и в знакомых с детства сказках. Старые, как мир, сказания предлагают не просто узнать и понять логику и чувства героинь, а поучаствовать и прожить драматические события из жизни архетипических персонажей. Так передается мудрость поколений женщин, живших за много веков до нас, так они делятся с нами своими знаниями и чувствами. Для начала практики нарисуйте мандалу - цветок с пустой серединой и 10 лепестками - в блокноте, в котором вы ведете наблюдения за собой (начало критических дней, важные события, дневник сновидений и пр.) Центр - это пространство сути, начала и конца, бесформенное и потенциальное, внутреннее и вечное, оно связывает все части нашего существа воедино и одновременно связано с Землей воображаемым стеблем. Продолжая эту линию, мы попадаем в Центр планеты Земля. Это точка отсчета, ноль-состояние, здесь мы отдыхаем и восстанавливаем энергию, очищаем ум от мыслей и обретаем связь с Целым.

В лепестки вы вписываете имена богинь - архетипы. Конечно, пройти весь спектр архетипов за одно занятие практически невозможно: эта задача потребует времени.

Выполняя упражнения, мы оживляем образ той богини, на которую настраивается ум. После каждого модуля необходимо прислушаться к ощущениям, проговорить их (лучше с партнером), записать и зарисовать, а также отметить, часто ли вам приходится в жизни использовать этот образ (основная роль, часто, иногда, крайне редко, никогда) и нравится или вам быть в нем (да, нет). Затем оцените уровень физического самочувствия по десятибальной шкале (10 - отличное, 0 - сильный дискомфорт). Помните, что каждый архетип имеет свои задачи и преимущества, и отказываясь от некоторых из них, мы лишаем себя возможности узнать свой потенциал. Например, нежелание быть «Дхумавати» (Бабой-Ягой) перекрывает путь к долгой жизни и часто ассоциирует старость с самым негативным периодом жизни. Если вы поставили себе 10 баллов, например, за роли Афины и Артемиды, и 2 за Афродиту или Кали, спросите себя, что в них вас так отталкивает или напрягает. Возможно, вы откроете черты, которые вытесняете из своей жизни.

По окончании работы с каждым образом необходимо вернуться к нейтральному состоянию через Шавасану и спокойную пранаяму: ситали, квадрат пранаямы и глубокое йоговское дыхание с вниманием вдоль вертикальной оси тела (вдох макушка, выдох копчик). Для начала лучше сделать их все, по 3 минуты каждую. В дальнейшем, когда вы научитесь входить в нейтральное состояние, можно выполнять только последнюю практику.

Персефона

Обычно проявляется наиболее активно в подростковом возрасте, однако может возвращаться в течение всей жизни в критических ситуациях, например, после развода. Помогает восстановить связь с Душой, ее потребностями, найти новое направление в жизни или свое предназначение. Ей свойственны: чувствительность, переходящая в чувственность; изучение впечатлений тела и производимое впечатление; знакомство с миром и своей силой. Связь с матерью для Персефоны имеет огромное значение, однако ее влечет неизвестное и она находит возможности для приключений - ее похищают, с ней как бы «случаются» разные события, за которые она не несет сознательной ответственности. Она занята исследованием внешнего и внутреннего мира. Ее внимание одновременно направлено внутрь, на ощущения, движения энергии в теле и наружу. Она «движется между мирами», распознает образы сновидений, обладает медиумическими способностями.

Техники йоги, освобождающие пространство между тканями, избавляющие от мышечных зажимов, упражнения, повышающие чувствительность стоп, кистей, ушных раковин, мышц лица и шеи, помогают перенести внимание с мыслительной активности на тактильные сигналы, слух, вкус и запах, одним словом, восстанавливают связь с изначальной природой, пробуждают творческие импульсы.

Афина

Ее центр активности приходится на принятие решений, построение стратегий и воплощение замыслов в реальность. Афина - истинный реалист, умеющий думать и завоевывать авторитет в избранной деятельности. Женщина с сильным архетипом Афины высоко ценится в современном мире, она активно работает и делает карьеру, ее ум действует целенаправленно, и она составляет достойную конкуренцию многим мужчинам. Она может стать ученым, политиком, руководителем проекта, создателем собственного бизнеса. Она находчива и красноречива, однако часто не замечает эмоциональных потребностей окружающих и собственной усталости. Так как работа приносит ей ощутимый внешний результат, она склонна жертвовать ради нее своим самочувствием, эмоциональными и духовными потребностями.

Для «пробуждения Афины» отлично подходят такие упражнения, как Сурья Намаскар, позы Воина I, II и III, поза Дерева, Уттхита и Паривритта Триконасаны, перевернутые позы и другие упражнения, улучшающие мозговое кровообращение, упражнения на равновесие, кружение с удержанием вертикальной оси тела. Последнее в разных вариантах существует в различных традициях, и его часто спонтанно делают дети: стоя прямо с вытянутыми в стороны на уровне плеч руками начните вращаться вокруг своей оси по часовой стрелке до тех пор, пока не возникнет ощущение легкого головокружения. Если после выполнения этого упражнения вы почувствуете потребность присесть или полежать, чтобы избавиться от головокружения, обязательно последуйте этому естественному требованию вашего тела. Через одну-две недели занятий вестибулярный аппарат окрепнет и головокружения пройдут. Удерживайте внимание на вертикальной оси, проходящей через позвоночник, попробуйте продолжать вращение с закрытыми глазами, ощущая пространство вокруг тела как упругое энергетическое движущееся поле. Затем остановитесь, успокойте дыхание, понаблюдайте за ощущениями.

Выполняя асаны, удерживайте в уме геометрический рисунок позы и выполняйте медленное глубокое дыхание без задержек, при котором вдох равен выдоху по длительности. Удерживайте концентрацию внимания на точке межбровья (в перевернутых асанах) или на линии горизонта (в позах стоя).

Артемида

Изначально Артемида была богиней Луны, она появилась на свет вместе с Аполлоном - богом света, покровителем искусств. Затем она становится богиней-охотницей, сохраняя связь с природой, понимая и уважая ее законы. В наше время женщина с доминирующим архетипом Артемиды занимается спортом, любит соревнования, следит за своим здоровьем, для нее большое значение имеют красота, сила, выносливость и умение достигать поставленных целей. Она ценит свое время и не расходует силы впустую. Ее внимание направлено на достижение результата. Сочетание водного и огненного аспектов позволяют ей быть одновременно в контакте с собой и с внешней средой.

Упражнения, улучшающие координацию движений, управление вниманием, асаны на баланс, а также парные упражнения «на соревнование» активизируют энергетический рисунок Артемиды. Можно выполнять такую последовательность: Поза Дерева с открытыми глазами (внимание на точке на полу в 1,5 метра перед собой) или с закрытыми (внимание на точке межбровья) по 1,5-2 минуты на каждой ноге. Вариант: напротив партнера, в манере соревнования. Триконасана, переход в Паривритта Триконасану, по минуте в каждой позе, внимание распределено от области таза во все стороны к конечностям и голове. Ардха Чандрасана по минуте в каждую сторону, внимание на вытяжении ноги, позвоночника и руки, а также на опорных руке и ноге; в позе должно возникать ощущение расширения. Поза Лучника, внимание поверх линии вытянутой руки в точке на горизонте, по 1-2 минуты на каждой ноге; в позе должно возникать ощущение опоры и устремленности. Натарджасана, внимание на раскрытии грудной клетки; поднимайте колено вверх, раскрывая область паха и передней поверхности бедра. Вариант: в манере соревнования с партнером. Чатуранга Дандасана, 3 раза по 2-3 цикла дыхания. Отдых и наблюдение за ощущениями в теле.

Гера

Гера - одна из трех замужних богинь Олимпа, но только для нее муж был самым важным объектом внимания. Для Геры ценность института брака - высшая цель. Она не мыслит себя без своего царственного мужа и потому носит корону царицы. Ее внимание направлено на него, как свет, исходящий из ее сердца и придающий ее супругу ореол уважения, силы и власти. Она буквально «делает» его царем. Ее поддержка, воодушевление и мудрый совет восстанавливают его веру в себя, и он управляет всеми богами (или подчиненными). Она является его «шакти», как говорят на Востоке. Ее энергия претворяет в жизнь его планы.

Ощутить поддержку Геры помогут такие медитации:

Сядьте в Ваджрасану напротив партнера, переплетите пальцы, поднимите руки над головой так, чтобы они образовали полукруг. Руки символизируют нимб - свечение энергии вокруг головы, активизацию верхних центров, отвечающих за ясность, силу проекции мысли и мудрость. Смотрите в пространство между головой и руками партнера, не мигая, проецируйте свет, уверенность и воодушевление. Представляйте, что ваш партнер наделен самыми лучшими качествами: мужеством, мудростью, силой, авторитетом и справедливостью. Выполняйте в течение 3-11 минут.

Сложите руки над головой в мудру «корона»: соедините мизинцы и большие пальцы, остальные пальцы направлены вверх, как зубцы короны, между ладонями - широкий круг. Поместите эту мудру над головой, не касаясь макушки, локти направлены в стороны, спина прямая. Представляйте себя венценосной королевой, наблюдайте за тем, как меняются ваши осанка и образ, поддерживайте позитивный настрой, чувствуя, насколько важен ваш потенциал для поддержания всего вашего окружения, ваше отношение к себе как к величеству, не имеющему ничего общего с эгоизмом. Выполняйте в течение 3-11 минут.

Деметра

В этой ипостаси женщина приобщается к счастью материнства, она готова к полной самоотдаче во имя ребенка, она питает, защищает и воспитывает. Во время беременности особенно сильно проявляется связь женщины с Землей, дающей жизнь и прибежище всем живым существам. Ноги, бедра, таз наполнены теплой тяжестью, колени и тазобедренные суставы смягчаются и расширяются, грудь наливается, внимание из луча превращается в подобие теплого облака, захватывающего в основном нижнюю часть тела и грудную клетку (во время беременности), ребенка или того, кого вы берете под свою опеку (это может быть взрослый человек, например, мужчина). Возникает прочная эмоциональная связь и понимание потребностей объекта материнской любви.

Пробудить энергию Деметры поможет следующая последовательность асан:

Поза ворона с движениями таза влево-вправо, переход в позу стула (2 мин.), а затем в Баддха Конасану, а после в Супта Баддха Конасану. Уштрасана (1-2 мин.), поза Ребенка, Супта Ваджрасана. Медитация: сидя в Сукхасане, положите ладони на грудь, центр ладони едва касается соска, предплечья параллельны полу, глаза полуприкрыты и смотрят на кончик носа. Вдох через нос 5 секунд, выдох 5 секунд, задержка 15 секунд. Эта практика активизирует поле в области груди, усиливает способность к спокойной самоотдаче, повышает чувствительность рук и целительские способности.

Гестия

Гестия изначально была богиней домашнего очага, но у нее не было специфического изображения. Ее стихией был домашний очаг, огонь, согревающий дом и собирающий всех членов семьи для совместной трапезы. Гестия - самостоятельная богиня, ее внимание направлено на гармонизацию внутреннего пространства тела и дома, а также любого пространства, которое она считает своим. Попросите сотрудничества Гестии, чтобы понять, насколько удобное положение занимает ваше тело во время привычных действий (работы, отдыха, вождения машины и прочих обыденных дел) и в процессе выполнения несложных асан. «Освещайте» светом внимания внутреннее пространство тела, оптимизируя мышечные усилия и нейтрализуя напряжение. Взгляните глазами Гестии на свое рабочее место и домашнюю обстановку, подумайте, что бы вам хотелось изменить. Понаблюдайте за собой: какую домашнюю работу вы выполняете с удовольствием? Любите ли вы готовить своими руками, что руководит вами при выборе продуктов и способа приготовления пищи?

Следующие упражнения позволят активизировать Гестию:

Плавные боковые вытяжения и Сурья Намаскар в медленном варианте, по 3 цикла дыхания в каждой позе. Выполняя комплекс, наблюдайте за малейшими ощущениями, возникающими в теле, освобождайтесь от напряжения. Составьте «карту тела»: изобразите его схематично, наподобие детского рисунка. Отметьте красным карандашом те участки, где у вас возникает напряжение (например, плохо тянутся подколенные сухожилия, напряжены плечи, затруднены движения пальцев ног, шеи и пр.) Отметьте, как изменяются ощущения после выполнения упражнений с повышенным вниманием к трудным участкам. Нарисуйте свою ауру: посмотрите, какого она цвета и размера. Проделывайте подобную процедуру после занятий на протяжении недели или месяца, не заглядывая в предыдущие рисунки, затем сравните их. Попросите близкого друга прокомментировать ваш рисунок, посмотрите, может ли он «прочитать» ваше состояние? Слышите ли вы сами послания от своего организма или игнорируете их? Что меняется в вашем самочувствии?

Афродита (Венера)

Алхимическая богиня, завоевавшая яблоко Париса, признанная прекраснейшей, излучающая золотое свечение - вот далеко не все эпитеты, описывающие эту женщину.

Афродита находит и культивирует приятные, экстатические ощущения в теле, она занята поиском блаженства, она испытывает и транслирует его. Спонтанно каждая женщина бывает в подобном состоянии во время влюбленности, осознанно она достигает его, сосредоточиваясь на наполнении тела и эмоционального состояния радостными переживаниями. Блаженство возможно «включать» по собственному желанию, и тогда вокруг тела возникает «магнетическое» поле, движения становятся грациозными и плавными. Афродита никогда не критикует себя. Можно сказать, что ее оджас, теджас и прана находятся в идеальном балансе. Внимание Афродиты сосредоточено на ощущениях удовольствия, она испытывает и излучает радость, она находится «в потоке» жизни, спонтанно и естественно инициирует контакты, ее любят, ею любуются, ей посвящают стихи, она вдохновляет на подвиги и творчество.

Изучая свое тело, найдите места, где прямо сейчас вы испытываете приятные ощущения: тепло, движение, желание потянуться. Часто подобные ощущения возникают в области бедер, икроножных мышцах, ступнях. Начните двигаться, усиливая приятные переживания. Возможно, вы станете делать спонтанные движения, состоящие из асан, танцевальных движений и жестов. Позвольте своему телу вести вас.

Чтобы пробудить в себе Афродиту, выполняйте такие упражнения:

Плавная Бхуджангасана (1-2 мин.), Дханурасана на боку, Гарудасана с движениями рук, Адхо Мукха Шванасана с подъемом ног. Даосская медитация «Внутренняя улыбка».

Тара

В буддийской традиции Тара представляет собой женскую ипостась Будды сострадания, приходящую на помощь в трудных ситуациях. «Женское сердце нежнее мужского» - этот аспект особенно сильно проявлен у тех, кто видит свое предназначение в помощи и спасении жизни и здоровья: медсестры, врачи, психологи, а также некоторые женщины, чувствующие личную ответственность за благополучие окружающих. Для тех, кто хочет научиться лучше понимать потребности окружающих, настраиваться на одну волну с теми, кому нужна помощь и забота, существуют практики, раскрывающие и усиливающие эту способность: сердечный центр становится основным местом восприятия сигналов, что ощущается как особое поле энергии в области груди и рук. Архетип Тары наделен особой живительной силой, магнетизмом и мудростью. В анахате качество внимания ощущается в виде нежного света, излучаемого на определенного человека, людей или ситуацию.

Упражнения, развивающие чувствительность рук, расширяющие грудную клетку. Медитация «Алмаз в розе»: сядьте удобно с прямой спиной. Соедините ладони у сердца и прижмите их к груди; большие пальцы вместе, между ладонями. Слегка прикройте глаза и неспешно сконцентрируйте сознание на точке между бровями. Представьте в своем сердце красную розу. В середине бутона лежит сверкающий бриллиант. Тихо пойте мантру «Ом мани падме хум». Вы можете также взять любую другую краткую фразу, которая вдохновляет и одухотворяет вас. Удерживайте свое сознание на образе алмаза в центре розы до конца медитации, пока не истечет время - 2 минуты.

Кали

Гневная богиня, ее можно встретить в разных традициях, в частности, в Греции ее роль исполняли медуза Горгона, Геката, а также Медея, Ариадна и многие другие обманутые или отвергнутые женщины. Кали - темная и яростная ипостась Парвати, темная Шакти и разрушительный аспект Шивы. Богиня-мать, символ разрушения. Кали разрушает невежество, поддерживает мировой порядок, благословляет и освобождает тех, кто стремится познать Бога.

Кали независима и самостоятельна в принятии решений. Ее архетип позволяет в полной мере ощутить свою силу. Женщина в этом образе напоминает Лилит, которая отказалась подчиняться Адаму. В гневе она способна на разрушение, однако долго вытесняемый подавленный гнев приносит разрушение ей самой. Поэтому «выпуская пар», женщина способна овладеть собственной силой, трансформировать ее в энергию для жизни и устранить препятствия для дальнейшего развития.

Есть такая притча. Жила-была прекрасная принцесса. Никто не находил в ней никаких изъянов, она была воплощением Красоты, Изящества и Совершенства. Влюбился в нее один принц и решил на ней жениться. Пришел к ней свататься. Красавица дала свое согласие, но поставила одно условие: «Я стану твоей женой, буду тебя любить, уважать и слушаться, стану верно служить тебе, и никогда ты не будешь знать со мной горя, а жизнь твоя будет наполнена радостью и счастьем. Но обещай мне лишь одно: раз в год ты будешь отпускать меня от себя на одну ночь и никогда не спросишь, куда я ухожу и что делаю». Юноша подумал, что не такое уж это трудное условие и, конечно же, согласился. Они поженились, стали королем и королевой и стали жить в Любви и Радости. Женщина стала верной спутницей жизни для своего Мужчины. Она окружила его вниманием и лаской, одарила теплом своего сердца и нежной любовью. Она верно и честно служила ему, их королевство процветало, ничто не омрачало их жизнь, но, как они и договорились, каждый год на одну ночь королева уходила из дома, ничего не говоря своему мужу, и он не спрашивал, где она проводит это время. Так жили они долгое время, но смутное беспокойство начало понемногу овладевать королем. И каждый раз, когда жена его покидала, это беспокойство все больше росло и крепло: «Где она проводит время без меня? Что делает? Почему я не могу спрашивать ее об этом?»

Наконец, он решил проследить за супругой. Однажды ночью, когда она молча ушла из дома, он незаметно отправился за ней. Он увидел, как она прошла через поле, перебралась через реку и углубилась далеко в лес. Там она скрылась за старым пнем. И тут, приблизившись к пню, он увидел, как она сбросила с себя одежду, обернулась змеей и, свернувшись кольцом, стала шипеть и брызгать ядом. Испугавшись, он вскрикнул и обнаружил свое присутствие. Змея, увидев его, приблизилась к нему и произнесла: «Что же ты наделал? Всего на одну ночь ты не смог отпустить меня, не беспокоясь о себе. Разве не верно я служила тебе, разве не любила я тебя? Ты не знал заботы и печали со мной, а взамен я просила для себя всего лишь одну ночь в году. Несмотря на то, что я счастлива с тобой, люблю наших детей и с удовольствием забочусь о наших подданных, иногда я устаю, раздражаюсь и гневаюсь, и, чтобы не показывать свои чувства окружающим, я ухожу в лес и избавляюсь от них, выражая все, что накопилось у меня в душе за целый год, на один день превращаясь в ядовитую змею. А теперь, раз ты узнал мою тайну, я не смогу копить все раздражение и мне придется выражать его в тот самый момент, когда я его чувствую...»

С тех самых пор женщины больше не скрываются от мужчин для того, чтобы обернуться змеей, пошипеть и покусаться. А мужчины забыли, что такое жизнь с любимой без заботы и печали. И добиваясь своей Женщины, беря ее в жены, каждый Мужчина мечтает о жизни в раю с красивой, заботливой, совершенной Женщиной, но получает вместе с ней Змею, которая время от времени кусает своего Мужчину.

Этот образ обладает особой силой и как положительными, так и резко отрицательными чертами. Часть женщин полностью отвергает этот аспект, другие намеренно его культивируют. Чтобы не подавлять периодически накапливающиеся чувства гнева, раздражения и негодования, а превратить их в своих союзников, необходимо признавать их и давать себе возможность выражать эти эмоции.

Катарсические практики, такие, как динамическая медитация «Кундалини» (Ошо), крия кундалини-йоги «для преобразования гнева», холотропное дыхание, «дикие» танцы, помогают превратить разрушительную энергию Кали в огромную движущую силу.

Гнев является естественной эмоцией, присущей человеку. Однако современная ситуация такова, что мы часто гневаемся, но не имеем возможности адекватно выразить эту эмоцию. Причина в социальном давлении: практически каждого из нас с детства учат, что гневаться плохо, не предлагая при этом никаких разумных способов решения проблемы. Человек, свободно выражающий гнев, обычно подвергается осуждению со стороны окружающих. В результате он неплохо овладевает приемами подавления гнева, так, что это входит в привычку и приводит к накоплению гнева внутреннего.

Внутренняя агрессия может вырываться наружу в виде мощных приступов ярости, которые сменяются переживанием чувства вины. Другим способом использования внутреннего гнева служит направление его на самого себя. Здесь лежат корни депрессий и саморазрушительного поведения.

Крия «Избавление от гнева»: Практика предлагаемого комплекса позволяет опустошить запасы внутреннего гнева. Во втором упражнении область, в которой «складируется» внутренний гнев, оказывается под давлением, и негативной эмоции не остается ничего другого, кроме как выйти на поверхность. В третьем упражнении мы выражаем гнев вовне, а в шестом происходит отреагирование гнева, направляемого на самого себя. Остальные упражнения приводят в равновесие пупочный центр, где коренится эта эмоция, а также открывают каналы для преобразования энергии гнева, предотвращая его накопление.

1. Лягте на спину, придите в спокойное и комфортное состояние. Начните дыхание одновременно через нос и через рот, так, чтобы получался храп. Продолжайте 2 минуты.

2. Поднимите прямые ноги на 20-30 см от пола. Оставайтесь в этом положении 2-3 минуты, дышите медленно и глубоко. Затем, не опуская ног, высуньте язык и начните «дыхание огня» через рот. Продолжайте 1-1,5 мин.

3. Без отдыха, поднимите ноги вертикально вверх и начните с силой бить руками по полу. Время 2-3 минуты.

4. Бхаджа-пранаяма. Притяните колени к груди и обхватите их руками. Язык высунут наружу, вдох через рот, выдох через нос. Дыхание глубокое, медленное и мощное. Время 2-3 минуты.

5. Сядьте на колени и осторожно опуститесь между пятками. Положите руки на колени. 1 минуту оставайтесь в этом положении. Затем обхватите грудь руками. Наклоняйтесь вперед с выдохом и выпрямляйтесь со вдохом. Продолжайте в умеренном темпе в течение 2 минут. Затем на 30 секунд увеличьте темп.

6. Сядьте с вытянутыми вперед ногами, начните шлепать свое тело ладонями, продолжайте 2 минуты. Удары должны быть достаточно сильными, то есть должно быть больно.

7. Встаньте и наклонитесь вперед с прямой спиной так, чтобы корпус был параллелен полу, а руки свободно свисали вниз. В течение 3 минут монотонно пойте мантру «Рам». Сосредоточьтесь на вибрации этого звука в пупочном центре.

8. Не прекращая пения, перейдите в позу Кобры. Продолжайте петь «Рам» в течение минуты. Затем начните петь с поворотами головы вправо-влево, продолжайте 30 секунд.

9. Сядьте в позу Лотоса или другую позу со скрещенными ногами. Переплетите все пальцы кроме указательных и вытяните руки вертикально вверх. Сат-крия. С произнесением «Сат» втягивайте живот и выполняйте мула-бандху, с произнесением «Нам» отпускайте замки. После каждого цикла мантры делается короткий вдох. Концентрация внимания на межбровье. Продолжайте 2-3 минуты. В конце сделайте вдох, задержите дыхание на 20 секунд и, выполнив мула-бандху, подтолкните энергию вверх. Сделайте выдох, задержите дыхание на выдохе и с помощью маха-бандхи протяните энергию вверх по позвоночнику.

10. Медитируйте в течение 11 минут.

11. Глубокая релаксация в течение 11 минут.

Дхумавати (Баба Яга)

Очень старая и очень мудрая женщина, которая прошла все стадии жизни, знает суть вещей, чувствует людей по первому взгляду - этот архетип живет во многих русских сказках, в Индии ее зовут Дхумавати. Ее внешний облик не особенно привлекателен, ее суть - предельная честность и ясность.

Мы можем обращаться к этому образу, когда хотим честно признаться себе в своих глубинных желаниях, а также определить дальнюю перспективу жизненных решений. Известная всему миру йогиня Индра Деви (наша соотечественница) дожила до возраста Дхумавати (103 года). Путешествуя по всему миру, она учила йоге в легкой, полной юмора манере. В 92 года она была в Москве и поразила всех, когда с легкостью «взлетев» на сцену, научила Кирилла Молчанова стойке на голове за пару минут.

Укрепляя кости и суставы, представляя себе дальние перспективы жизни, мы даем себе возможность дожить до преклонных лет, обретая больший смысл, честность по отношению к себе и непреходящую радость.

В научный мир понятие «архетип» ввел Карл Густав Юнг, который выделил такие виды бессознательного, как индивидуальное и коллективное. Первое касается того, что несет сам человек, то есть желания, воспоминания, импульсы, а также личностный опыт, который был «вычеркнут» из сознания. Коллективное – это информация психического мира всего человечества, в том числе опыт предков, отзвук из древних времен. Ко второму типу бессознательного принадлежит также информация, которая несет вне зависимости от сознания огромную энергию, влияющую на нас изнутри, и смысл, который постичь мы не можем. По мнению самого Юнга, коллективное бессознательное имеет более глубокий слой, чем индивидуальное.

Что такое архетип? Архетип – это способ действия, влияния бессознательного на сознание. Это также универсальные врождённые психические структуры, которые происходят от инстинктов и заложены в природе человека; это составляющие коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений. Они представляются в определенных паттернах (моделях) поведения, которые находят свой облик в повседневной жизни. Можно сказать, что это своего рода сигнал из древности и мощного бессознательного.

Существует большое количество архетипов; начиная с древних времен они проявляют себя в мифах, легендах, сказках всех народов. Да, в этой концепции есть множество спорных моментов, на что сам Юнг неоднократно обращал внимание. На протяжении всей своей жизни он написал большое количество научных работ, которые впоследствии подтвердились клиническими и практическими наблюдениями.

Обратим наше внимание именно на женские архетипы . Будут ли они правдивы? Сказать точно невозможно, но данная гипотеза, выдвинутая еще Карлом Юнгом, безусловно, имеет огромный потенциал.

При изучении основных теоретических и практических данных, в первую очередь хотелось бы выделить такой архетип как источник .

Источник – это энергия, которая выходит из поверхности земли, объединяющая всю природу (начиная от деревьев, рек, морей и до всего окружающего нас); то, что дает нам душевные силы. Так как в древнем мире именно женщины отождествлялись с природой и всем прекрасным, то этот архетип относится в первую очередь к ним. Во многих легендах говорится, что прекрасная половина владеет той силой, которая соединяет мир природы и самих людей.

Источник как символ занимает огромное место в мифологии различных культур, однако человек того времени давал ему разные имена, например, античные греки связывали его с нимфами, славяне – с русалками, самодивами, в скандинавских мифах были альвы, в кельтском фольклоре - феи.

В разных народах они имеют свои собственные характеристики, но если рассмотреть их внимательнее, то можно найти сходства. Нимфы в греческих легендах упоминаются как девушки, олицетворяющие саму природу и владеющие стихийными силами и божественной красотой.

Древние греки каждой давали свои имена. Так, например, нимф лесов и деревьев назвали дриадами, гор – ореадами, морей – нереидами. Это объясняется тем, что в древнем мире происходила дифференциация всех природных явлений, но взаимосвязь между ними, без сомнения, сохраняется.

В славянских легендах русалки занимали почетное место – они представляли культ растений, отожествлялись с самой природой. В некоторых легендах они описываются как девы с прекрасным цветом кожи и с венками на головах, которые могли превращаться в животных и птиц.

Русалки жили глубоко в реках и морях, что есть схожим с греческими мифами, в которых аналогичные персонажи жили либо под землей, либо в воде. Также как и русалки, они были очень красивы и носили венки или просто цветы.

В этом можно увидеть некий символ, ведь место обитания этих существ помогало черпать энергию, которая выходили из глубин земли, и приносить ее в мир людей.

В скандинавских и кельтских мифах также можно проследить женское олицетворение той силы, которую дает нам сама природа. Их функцией было поддерживание гармонии и покоя в мире.

Главным психологическим процессом, который объединяет эти фигуры, есть высокая чувствительность. Во всех приданиях можно найти сходство в том, как они воспринимали звуки природы, то есть можно предположить, что у них был абсолютный слух. Из-за этого им приписывают главную особенность – песни.

Еще одна интересная связь: если рассматривать все эти персонажи с точки зрение личностей, то можно заметить, что большинство из них были интровертами с ощущаемым типом. Они погружались в переживания природы, которая была их частицей.

Для них, как интровертов, было необходимо свое собственное пространство, где никто не побеспокоит, и они бы занимались только одним делом, что свойственно представителям такого типа личности. Неоднократно в мифах и легендах описывалась ситуация, когда кто-то дерзил чрезмерно воздействовать на наших героинь, и тогда они проявляли агрессию и гнев.

Женщина-носительница данного архетипа имеет творческий потенциал, который ей дарит сама природа и который может сублимироваться в художестве, музыке, разных творческих профессиях, и, что самое важное, – этот потенциал она бессознательно может передавать другим с помощью слов, действий (иными словами, вдохновлять). Это умение она черпает из самой природы, ведь можно заметить, как ее тянет к лесам, водоемам – этим таинственным местам, где находится тот самый источник.

Но иногда женщины не могут овладеть и справиться с той силой, что дает им источник, вследствие чего они ощущают давление и переходят в состояние меланхолии, а также проявляют хитрость и гнев.

Уважение и нежность женщины проявляют в заботе о других, животных, растениях, они чувствуют привязанность и связь с ними. Агрессивность – чаще только к тем, кто нарушает идиллию с природой и границу между творчеством и личностью. В отношениях с мужчинами они верны, хотя проявляют коварство и месть, если их избранник не проявляет ответную симпатию. Например, в греческом мифе нимфа Калипсо держала Одиссея на острове семь лет только из-за того, что он был верен своей супруге, а она тщетно желала быть с ним навеки, предлагая ему бессмертие и вечную юность.

Данный архетип является очень древним и очень сильным, так как энергия природы огромна и понять ее можно только осознав смысл, который скрывается во снах и действия.

Источник как архаическая сила имеет множество нюансов, которые все еще нужно проверять и глубоко изучать, но однозначным он есть тем, что приносит гармонию и спокойствие души.

Следующее, на что хотелось бы обратить внимание, это архетип жертвы либо самопожертвования .

В фольклоре разных народов описываются женщины, которые приносят себя в жертву ради любимого, ребенка или семьи.

Так, например, в японской мифологии есть интересная легенда о самопожертвовании как символе любви и нежности принцессы Ототатибаны, которая была прекрасной женщиной, женой воина и принца Ямато. Но он был равнодушен к супруге, смотрел на нее с высока и морально ее терзал. Она делала для него все, но взамен так и не получила заботу. И однажды принц влюбился в другую обворожительную принцессу Миядзу. Он настолько к ней привязался, что совсем забыл Ототатибану и дал слово жениться.

Как-то раз Ямато собирался переправится через речку и сказал, что ему не надо много лодок, ведь он может и перепрыгнуть ее. Но уже на средине реки на них обрушился гнев морского владыки Рюдзина и поднялся сильный шторм. Ототатибана встала и принесла свою жизнь ради мужа, чтобы тот смог благополучно добраться до берега, и ветер сразу же стих. После этого Ямато горько раскаивался за свое недостойное поведение по отношению к жене и до конца своей жизни был предан только ей.

Как можно объяснить такое поведение Ототатибаны? В греческом словаре есть понятие «агапе» – один из разновидностей любви, бескорыстная страсть, безусловная, чистая. Такое чувство подразумевает способность видеть слабые стороны характера, недостатки, но прощать и забывать о них, и именно такая любовь была у принцессы.

Подобные образы можно найти и в славянской, скандинавской, древнегреческой истории, они будут отличаться по содержанию, но похожи именно архетипом жертвы .

В современном мире можно встретить этот архетип у женщин, которые бескорыстно любят своих мужей, но не получают должного внимания, нежности, заботы. И тут напрашивается интересный вопрос: почему не уйти от такого мужа? Именно «агапе» объясняет любовь, которая не зависит от внешности, поступков, она бескорыстна. Возможно, Ототатибана верила в мужа, несмотря на то, что он терзал ее.

Архетип жертвы может проявляться у женщин, которые в отношениях не доминантны, слабы, не принимают решений, которые делают все ради любимого и остальное для них не имеет значения. Они хорошие домохозяйки, создают уют в семье и искренне любят своих детей.

При психологическом давлении их состояние переходит в меланхолию, но апатия не может взять верх потому, что бессознательно они обязаны сделать все для родного человека.

Описанные архетипы имеют влияние на нас еще с давних времен. Да, в них безусловно можно найти недостатки, но столько мифов и легенд дошли до нас, что отрицать влияние коллективного бессознательно просто невозможно.

Каждый символ имеет свой смысл и, раскрывая его, мы становимся на путь, который открывает творческий потенциал, ведь прошлое так или иначе влияет на наше будущее, и забывать этого не стоит.