Беседы с подростками темы разработки. Беседы с подростками - путь к развитию доброжелательных взаимоотношений в семье. Всем понемножку: и слезы и смех

И теперь мы подбираемся к этапу "друг". Как вести себя с подростком, чтобы сохранить отношения, рассказывает психолог Сатья дас.

Последний этап взросления называется "друг". Приблизительно с четырнадцати лет ребенка родители должны понять, что он уже вырос. Все, что вы могли в него вложить и объяснить, вы уже объяснили и вложили. Если не вложили - уже поздно вкладывать, ничего не изменится.

И на самом деле это самый сложный этап. Если "царем" или "учеником" мы можем еще как-то представить и сделать ребенка, то в качестве друга мы его вообще не воспринимаем. Как может быть другом тот, кто писался в памперсы, выкинул кота в окно в четыре года и сделал массу подобных глупых вещей?

Что значит ребенок-друг? Он на самом деле должен стать вам другом? Вряд ли это получится. Но вы при этом обязаны говорить с ребенком теми словами и с той интонацией, как при общении с вашим настоящим взрослым другом.

Представьте, что вы приехали с другом куда-то и живете в одном номере гостиницы. И вот он утром не застелил кровать, а вас это раздражает.

Как вы ему скажете об этом? Вы постараетесь сделать это помягче, чтобы он в ответ не обиделся и не послал вас к черту. А своему ребенку вы прикажете убрать эту кровать, не задумываясь, как он это воспримет. Но его этот приказной тон так же обидит, как обидел бы вашего друга.

Допустим, до пяти лет ваш ребенок не "царь", от пяти до четырнадцати он - раб, а не "ученик", и после четырнадцати он тоже не стал другом. Что тогда случится? Он сбежит от вас. Знаете, как называется такой подход? Глумление, эмоциональная агрессия в адрес ребенка.

До пяти лет ребенок, с которым так обращаются, плачет. С пяти до четырнадцати лет он будет обижаться, молчать и закрываться. С четырнадцати он начнет огрызаться, а вы будете считать, что начался .

Переходный возраст - это миф

Но на самом деле переходный возраст - это миф, его не бывает. Понятно, что у подростков становится больше гормонов, но когда дети делаются неуправляемыми, то это значит, что взрослые глумились и давили, а дети наконец-то научились сопротивляться, огрызаться и защищаться.

Если ребенок подвергался эмоциональной агрессии до четырнадцати лет, то в четырнадцать лет случается не "гормональный взрыв", а просто ребенок дорастет до того возраста, когда он набрался силы, чтобы начать противостоять агрессии. Если это сильные физически мальчики, то на этом этапе они вполне могут ответить отцу, который на них давит, просто физически. А родители списывают это на гормональный взрыв и переходный возраст.

Самое лучшее, что вы можете сделать с ребенком старше четырнадцати лет, если у вас с ним есть проблемы - это оставить его в покое.

Вы называете это переходным периодом, потому что раньше такого не было, а теперь вдруг появилось. Вы надеетесь, что переходный период с возрастом закончится, но на самом деле проблемы никуда не денутся и перейдут на новый уровень. И я призываю не давить на детей, а воспитывать себя.

Когда ребенок научится огрызаться, то следующим его шагом будет попытка сбежать от вас. Не удивляйтесь, если ваш шестнадцатилетний сын хочет уехать учиться куда-то в глушь на какую-то совершенно экзотическую специальность или в пятнадцать лет отправиться в какое-нибудь ужасное ПТУ на другом конце страны. А вы думаете: "Да я сам приехал из Нижнего Тагила в Питер, а он отсюда хочет уехать черт знает куда, зачем он это делает, почему?".

Но на самом деле он все это делает потому, что мечтает только об одном - свалить от вас, потому что вы агрессор в его жизни. Ему надо куда-то уехать, чтобы быть подальше от сумасшедших родителей, которые уже достали, и поэтому он и едет куда-нибудь подальше.

У девочки гораздо больше возможностей сбежать, чем у мальчика. Она может уехать учиться, а может выйти замуж. Если ваша дочь в шестнадцать лет свалила с каким-то подозрительным типом на мотоцикле, и они поженились, то это значит, что вы затиранили бедную девочку. Возможно, когда ей будет тридцать шесть, а вам пятьдесят восемь, вы восстановите отношения. Но не факт, что это произойдет.

Если вы не делаете то, что надо, на каждом этапе, то неизбежно возникают проблемы. Вспомните свои ощущения в подростковом возрасте, когда родители не относились к вам как к другу. Не повторяйте их ошибок.

В четырнадцать лет ребенок должен становиться другом, и никак иначе. У меня был один ученик - очень колоритная личность. Когда он первый раз пришел на мои занятия, я спросил:

Что случилось?

Он говорит:

Да понимаешь, у меня с детьми проблема.

А в чем проблема?

Они меня вообще не слушают. Я им говорю, а они не слушают. Мы на ножах уже давно. Я к ним обращаюсь, а они отвечают - иди отсюда, отстань от нас.

Спрашиваю, а сколько лет-то детям? Думаю, десять и двенадцать.

А он отвечает:

Двадцать пять и двадцать семь.

Слушай, друг мой, а тебе не кажется, что ты лет где-то на двенадцать-тринадцать опоздал с нравоучениями?

Как опоздал? Но я же их отец.


Все, с четырнадцати лет они должны быть твоими друзьями.

Но мы с ними и так друзья.

Вот смотри, мы с тобой друзья. Если я тебя поучать начну, рассказывать, что ты должен носить, что ты должен есть, как ты должен думать, кому молиться и тому подобное, что ты сделаешь?

Я тебя пошлю!

Вот они тебя так же и послали.

Но они же мои дети!

Нет уж, ты определись, ты им друг или не друг.

И он так долго переживал, потом отпустило мужика. Стал он приходить на занятия радостный, потому что оказалось: не такие у него плохие дети, как он считал. Он просто начал с ними дружить. Так же, как дружил со взрослыми мужиками. По принципу: хочешь узнать, как дела, - узнай, можешь чем-то помочь - помоги, тебя не спрашивают - заткнись. И выяснилось, что его дети - взрослые люди, со своими интересами, вполне нормальные, и больше его никуда не посылают.

Когда вашему ребенку исполнится четырнадцать лет, станьте ему другом. Если ему пять лет, позаботьтесь о том, чтобы он стал правильным "учеником". А если он только родился, не забудьте, что он "царь".

Меня иногда спрашивают, как эти периоды воспитания детей переходят от одного к другому. Не будет ли ребенок в шоке от того, что вместо "царя" внезапно стал "учеником".

Не волнуйтесь. Этот переход не случается в две секунды - исполнилось пять лет - и бац, тут же перевели в "ученики". Переходный период назревает постепенно. С моим ребенком мы начали становиться друзьями где-то за год до того, как ему исполнилось четырнадцать. И я потихоньку подготавливал себя к этому.

Проблема не в ребенке, проблема в родителях. Это им надо не пропустить нужный момент и не затупить. Вы должны себе сказать - все, ребенок мой друг. А у друзей я дневники не проверяю. Я не могу ему читать нравоучений и говорить что-то такое, потому что все надо было успеть сказать до четырнадцати лет.

Обсуждение

Статья, как статья... Зачем столько шума? Всего две мысли:
1 - сами виноваты.
2 - поздняк метаться.

С посторонним - как угодно. С собственным ребенком - как с собственным ребенком.

Пока эти "друзья" обитают в моем доме, столуются на моей кухне и еженедельно требуют карманные, новые джинсы, мячи и игры, они будут жить по моим правилам!
Кто платит, тот музыку и заказывает. (с)

"И он так долго переживал, потом отпустило мужика" , "у них больше гормонов" и через слово "свалил/а из дома"

Эту статью подросток писал?

мне интересно, редакция чем руководствуется, когда авторов для своих статей выбирает? нельзя же все подряд публиковать

Вот интересно, а друзья спят в вашей квартире, требуют денег на завтраки, просят у вас новый телефон и возмущаются, что вы такие неправильные?
Дурацкая аналогия, честное слово. И надоела уже, за столько лет-то.

Комментировать статью "Как общаться с подростком с 14 лет? Как с другом – а у друзей дневники не проверяют"

Как развить общительность?. Проблема. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового Мой интроверт прекрасно общается с учителями, взрослыми родственниками и друзьями семьи. Вы описываете один в один моего сына. Моему 14 лет, что делать не знаю...

От поведения подростков 14 - 15 лет родители часто не в восторге: критикует все и вся, дерзит, плохо учится, не помогает по дому... возможность выделить мальчику отдельный угол, куда не будет лезть сестра - будет очень кстати Как с другом – а у друзей дневники не проверяют.

Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация промоутером.Полно мест,где берут с 14 лет.

«Профилактика

различных видов химической зависимости».

Методические рекомендации . Для первого раза выберите несколько тезисов. Не перегружайте подростков. Не переходите на личности, даже если в классе есть дети, употребляющие алкоголь, в том числе и пиво. Беседу проводите спокойно, не проявляйте излишнюю эмоциональность. Не уговаривайте подростков не прикасаться к сильнодействующим веществам, а влияние на мозг могут оказывать и вещества, поступающие извне. Всем влияние проинформируйте о последствиях этих контактов. Вовлекайте ребят в дискуссию.

Материал для беседы. Мозг человека – блистательно спроектированный и созданный природой самопрограммирующий компьютер. Нет ничего совершеннее человеческого мозга. Возможности его не изучены даже на миллионную часть, хотя на анатомо-физиологическом уровне изучение его продолжается более ста лет, а мышление людей как продукт деятельности мозга психология исследует уже три тысячелетия.

Работа мозга тончайшим образом регулируется химическими веществами, присутствующими в организме в естественном состоянии. Это кислород и углекислый газ, глюкоза и витамины, гормоны и микродозы алкоголя, который, как и некоторые другие продукты, образуется в организме в процессе обмена веществ.

Однако большое влияние на мозг могут оказывать и вещества, поступающие извне. Всем хорошо известно, что у голодного человека нарушается внимание, ухудшается реакция. Если нет возможности полноценно пообедать, иногда достаточно съесть конфету, и почти моментально улучшится общее состояние и мышление. Придает бодрости и чашка крепкого кофе, чая.

Если в первом случае за счет глюкозы, продукта расщепления более сложных сахаров, улучшается питание мозга, то в случае употребления чая и кофе мы искусственно стимулируем весь организм, в том числе мозг, с помощью неестественного для организма продукта – кофеина, к которому может развиться привыкание. Не получая кофеиновую подпитку, человек будет чувствовать вялость, у него снизится работоспособность. Однако при желании от кофеина можно отвыкнуть. Иногда врачи рекомендуют отказаться от крепких чая и кофе по причине раздражения слизистой желудка или в связи со спазмами сосудов.

Куда более тяжелая зависимость развивается от психоактивных веществ (ПАВ). К ним относятся: никотин, алкоголь, наркотики – опий, кокаин, морфин и его производные, в том числе и героин, синтетические наркотические вещества, например, экстази.

Вопрос к подросткам . Кто знает, что такое «экстази»?

Обсуждение. Не спрашивайте у ребят, откуда они знают об этом веществе, а отметьте для себя, кто именно осведомлен.

Экстази очень популярно у некоторых молодых людей, чрезмерно увлеченных посещением дискотек. Экстази дает возможность продержаться в тонусе 1-12 ч, проводя время в постоянных танцах. Однако потом наступает смертельная усталость, апатия, потеря интереса к окружающему миру. Употребление экстази ведет к инвалидности.

О наркомании современные молодые люди знают не понаслышке. Нет практически ни одного школьного коллектива, где бы не было девушки или юноши, употребляющих наркотики. Наркомания стала бедой, кошмаром конца ХХ века.

Вопрос к подросткам . Наркомания – это вредная привычка или болезнь?

Обсуждение. Выслушайте мнение и дайте правильное определение понятиям «вредная привычка», «наркомания».

Механизм развития болезни, а наркомания не вредная привычка, а тяжелая болезнь, к сожалению, удивительно прост, поэтому недуг захватывает все больше жертв в молодежной среде. Суть заключается в том, что наркотики действуют на центр удовольствия, и человек уподобляется крысе, нажимающей на рычаг, соединенный с электродом, вживленным в мозг, в этот самый центр удовольствия. Вещества, выделяющиеся при раздражении центра, на некоторое время погружают несчастную крысу и по аналогии с ней наркомана в блаженный покой. На языке подростков это называется «кайф». Бедное животное очень быстро погибает от «счастья».

Погибают и наркоманы, не только от наркотического истощения, но и от СПИДа, которым можно заразиться через общий шприц, от гепатита В – вирусного заболевания, предающегося через кровь. Рядом с наркоманией бок о бок шагают криминогенное поведение и проституция.

Необходимость добывать деньги, а наркотики стоят дорого, толкает подростков в асоциальную среду. Практически они теряют свободу, так как становятся полностью зависимы от торговцев наркотиками. «Ломка» - тяжелейшее соматическое (телесное) состояние, связанное с отсутствием в организме необходимого количества наркотического вещества. Наркоман испытывает адские боли и глубокие моральные страдания.

Вопрос к подросткам . Пьянство и алкоголизм – это одно и то же?

Обсуждение. Нет, пьянство – вредная привычка, ведущая к болезни, а алкоголизм – болезнь и следствие пьянства.

Итак, несколько медленнее, чем наркомания, и с более разнообразной картиной нарушений из вредной привычки, именуемой пьянство, развивается алкоголизм.

Алкоголизм – это болезнь, основой которой становится зависимость организма от повышенной концентрации этилового алкоголя. В организме каждого человека содержится небольшое количество этилового алкоголя. Естественно вырабатывающийся алкоголь участвует в обмене веществ, является биологическим «горючим», благодаря ему человек энергичен и бодр. Однако если все время «подбрасывать» это горючее извне, то нарушается обмен веществ и организм ленится работать без дополнительной подпитки. Так из пьянства развивается алкоголизм – зависимость человека от этилового спирта.

Алкоголизм имеет несколько стадий: на первой – заболевание излечимо и большая часть изменений обратима, вторая стадия довольно быстро переходит в третью, и человек становится инвалидом. Развиваются цирроз печени (замена печеночных клеток клетками соединительной ткани), поражение почек, нарушение сердечной деятельности, алкогольное слабоумие – вот неполный перечень заболеваний алкоголика.

Потомство пьющих людей – зачастую умственно отсталые дети, дети с физическими уродствами, глухие, слепые. В нетрезвом состоянии человек может совершить самые страшные преступления – убийства, кражи, изнасилования, поджоги и пр. Самоубийства тоже нередко совершаются пьяными людьми.

Вот и задумайтесь: не слишком ли велика цена за вполне осознанное нездоровое поведение? Именно осознанное, так как выпивает первую рюмку и делает первую инъекцию наркотического вещества человек, находящийся в здравом уме и твердой памяти.

«Предупреждение заболеваний, передающихся половым путем».

Тема для младших подростков трудная, но необходимая. Беседа не должна быть слишком длинной. Лучше, если она будет носить просто информационный характер. Если подростки захотят углубить проблему – приветствуйте это и употребите при разговоре материалы из приложения.

С начала 80-х гг ХХ в. подростки попали в группу риска по заболеваниям, предающимся половым путем. Все вы слышали о таких заболеваниях, как гонорея, сифилис, СПИД. В большинстве случаев ими страдают люди нечистоплотные в интимных отношениях, ведущие беспорядочную, бездуховную интимную жизнь. Гонорея и сифилис известны человечеству давно, и если больной вовремя обращается к врачу, то его полностью излечивают.

Запомните две очень важные юридические истины: чем бы человек ни был болен, он ни за одно заболевание не подвергается уголовному преследованию; врачи сохраняют врачебную тайну, за ее разглашение они несут ответственность перед законом. И еще. В быту иногда говорят о приличных и неприличных болезнях. Вроде бы воспаление легких – заболевание приличное, а расстройство кишечника – неприличное. Не кажется ли вам, что это глупо и несправедливо по отношению к самому себе? Прежде всего, прилично быть здоровым. А если ты заболел, не важно чем, иди и лечись. Это же относится и к венерическим болезням. Да, человек сам виноват, что получил сифилис или гонорею, но никто его за это не будет подвергать уголовной ответственности или общественному порицанию. Единственное, за что больной венерическими заболеваниями отвечает в соответствии с уголовным законодательством – это за преднамеренное заражение других людей сифилисом, гонореей, СПИДом.

Что же касается самого СПИДа, то эта болезнь пока неизлечима. Суть заболевания заключается в том, что с кровью или сперматической жидкостью больного в организм здорового человека поступает вирус иммунодефицита человека – ВИЧ. Он поражает клетки крови, которые называются Т-лимфоциты. Вирус проникает внутрь клетки, разрушает ее и размножается. Новые вирусы поражают новые Т-лимфоциты.

Иммунитет человека можно представить себе в виде замкнутой цепи, как бы загораживающей нас от болезней. Представьте себе, что из цепочки, которую вы носите на шее для украшения, выбито одно звено. Что будет? Цепь развалится и упадет. Ну а организм в этой ситуации остается без защиты. Ведь у каждого звена иммунной цепи своя собственная функция, заменить Т-лимфоциты нечем. Первое время после внедрения ВИЧ в кровь организм отчаянно защищается, продуцируя свежие Т-лимфоциты. Вот почему различают ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом. ВИЧ-инфицированный человек может себя чувствовать весьма неплохо на протяжении 305 лет, но за это время он может заразить других людей, людей с более низкой сопротивляемостью, и они могут погибнуть раньше, чем носитель ВИЧ. Пораженный ВИЧ человек погибает от воспаления легких, от насморка, от расстройства желудка, так как организм не в состоянии сопротивляться.

СПИД часто называют чумой ХХ в. Это не совсем точное определение. От чумы, свирепствовавшей в Европе в Средние века, защититься было практически невозможно. От СПИДа людей защищает интимная чистоплотность. Если человек не ведет разбросанную интимную жизнь, если любовь не подменяется понятием «секс ради секса», то и заболевания, передающиеся половым путем, ему не грозят, так как все другие случаи заражения венерическими болезнями чрезвычайно редки.

Конечно, необходимо отметить, что вести чистоплотную, духовную интимную жизнь нужно не только из страха заболеть. Несерьезное, неуважительное отношение к самому себе как к сексуальной личности, т.е. личности, имеющей определенные половые признаки, не только физические, но и психологические приводит к душевной опустошенности. Не называя имен, сосредоточьтесь и подумайте, счастливы ли известные вам люди, которые безответственно относятся к своей интимной жизни. Бездуховные личные отношения ведут в том числе и к депрессии, о которой мы уже упоминали.

Итак, вернемся к СПИДу. В большинстве случаев эта болезнь – следствие распущенности в интимных отношениях или наркомании, когда потерявшие над собой контроль люди пользуются одним общим шприцем. Да, существуют люди, заразившиеся СПИДом в результате нарушения медицинскими работниками правил пользования инструментами, нарушения стерильности процедур. Но это бывает крайне редко.

Наркоманы передают друг другу не только СПИД, но и сифилис, гепатит, вызываемый вирусами В и С.

Гепатит – это заболевание, поражающее в первую очередь печень. Однако погибает от него человек в результате общего системного поражения всего организма. К сожалению, подростки в последнее время занесены в группу риска и по гепатиту.

«Профилактика изнасилования».

(беседа с девушками)

Методические рекомендации . Эту беседу нужно проводить в отсутствии мужской части класса или группы. Тема чрезвычайно болезненная, поэтому необходимо создать как можно более доверительную обстановку. Не переходите на личности, не пугайте. Информируйте. Ответьте на вопросы, которые будут.

Материал для беседы. Полностью обезопасить себя от сексуальных посягательств почти невозможно. Но свести риск к минимуму вполне реально и не очень трудно. Во многом поможет этому знание того, как это происходит.

По статистике, до 70% таких преступлений совершается вечером – от 18 до 23 ч и лишь от 7 до 14%-ночью. Местом совершения преступления чаще всего (примерно половина случаев) бывает место жительства (квартира, дача). На улицах, во дворах и парках совершается 18% сексуальных преступлений. Почти столько же в подвалах, на чердаках и в подъездах.

Если говорить о преступниках, то подавляющее их большинство психически здоровы! Даже среди лиц, совершивших так называемые серийные убийства на сексуальной почве (а таких очень немного) и подвергнутых судебно-психиатрической экспертизе, лишь 17,7% были признаны невменяемыми! Больше того, чаще всего это самые нормальные в бытовом понимании люди в возрасте до 30 лет, а каждый третий из них – школьник или учащийся ПТУ.

Интересно то, что 2/3 потерпевших были знакомы с преступниками до совершения сексуального насилия. При этом 22% случаев знакомств состоялись в день совершения преступления.

Как это ни странно, иногда потерпевшие сами виноваты в том, что с ними произошло. Разумеется, никто из них не хотел стать жертвой насилия, но своим поведением, манерой одеваться и пользоваться косметикой они провоцируют потенциального преступника на совершение преступления. Чтобы этого не произошло, достаточно следовать совету: вести себя скромно, с чувством собственного достоинства.

Однако вы живете не в вакууме, вам необходимо общаться с огромным количеством людей. Причем чем старше вы будете становиться, тем шире будет круг ваших знакомых. В том числе среди них будут и мужчины. И конечно, подавляющее большинство этих людей – порядочные представители общества. Однако предусмотреть все жизненные ситуации невозможно, а потому нужно обезопасить себя на случай встречи с личностью, склонной к сексуальной агрессии.

Всегда демонстрируйте уверенность в себе, внешним видом, походкой, взглядом, ответами на вопросы;

Придя в незнакомое место, осмотритесь, постарайтесь определить местонахождение телефона, людей, которые могли бы вам помочь в случае опасности;

Если пришлось одной поздно вечером выйти из дома, заранее прикиньте маршрут так, чтобы избежать плохо освещенных улиц, мест сборов мужских компаний;

Одевайтесь таким образом, чтобы одежда не стесняла движений, но чтобы ее трудно было сорвать;

Не входите в подъезд, лифт с незнакомым мужчиной;

Будьте осмотрительны при случайных знакомствах, избегайте называть свой адрес, а если можно, то и телефон, назначайте свидания на нейтральной территории;

Никогда не останавливайте попутных машин;

Приобретайте разрешенные законом средства самозащиты и носите их при себе;

Носите при себе в качестве средства самозащиты любую аэрозольную упаковку – лак для волос, дезодорант.

Вам показалось, что вас преследуют, перейдите на другую сторону улицы, остановитесь (завязать шнурок, посмотреться в зеркальце), наконец поверните назад и смело идите навстречу преследователю. Если опасения подтвердились, не отчаивайтесь. Вы вовсе не бессильны, кем бы ни был преступник. Но чтобы успешно противостоять насильнику, надо знать, как себя вести.

В этой статье мы затронем темы для разговора с подростком , т.е. я постараюсь ответить на вопрос: «О чём можно с ним поговорить, чтобы ему было интересно?» Ведь часто получается так, что как-то незаметно беседы с сыном или дочерью сводятся у родителей к школе и секциям, а ведь именно через общение поддерживается эмоциональная связь и выстраивается взаимопонимание с ними.

Начнём с того, что больше всего на свете подростка, независимо от пола, интересует вопрос «Кто я такой?» и «Что меня отличает от других людей?» (по-другому «Чем я круче их?»). Если вы не знаете, о чём можно поговорить со своим ребёнком, то это прямая подсказка для вас.

На втором месте по интересам для подростка стоят способы выстраивания отношений с другими людьми. Вопреки существующим стереотипам, дружба для него важнее любви. Вы знаете, в чём заключается смысл жизни? – Определяйтесь поскорее, потому что вашего сына или дочь этот вопрос мучает довольно часто. Как и то, зачем они живут, и в чём состоит их предназначение.

Подросткам ужасно интересно всё, что связано с отношениями между мужчинами и женщинами, но это только потому, что они поглощены тем, что происходит в их организме – т.е. также важная тема обсуждения в семье. Кстати, если речь заходит об интимных отношениях, то постарайтесь ограничиться ответами на вопросы, которые они сами зададут вам. Ни в коем случае не рассказывайте им о своём сексе: «Дети ничего не должны знать об этой стороне жизни своих родителей». Лучше скажите им, если возникнет такая необходимость, что это опыт ваших друзей или знакомых.

Ваши несовершеннолетние дети постоянно конфликтуют со взрослыми, происходит это по двум причинам:

  1. Они – безответные существа, которые, однако, хотят иметь все права взрослых и никаких обязанностей, как дети.
  2. Они чувствуют неуважение взрослых и хотят равноправных с ними отношений.

Это тоже темы для разговора, в котором вы можете постоянно оговаривать новые условия ваших взаимоотношений, пропорционально распределяя появление новых прав и новых обязанностей. Ваша задача постепенно подготавливать подростка к тому, что взрослый – это ответственный человек.

В беседах с сыном или дочерью можно выяснять вкусы, манеры поведения, взгляды его друзей, но никогда их не критиковать. Потому что подростки стремятся этому подражать и никогда не захотят резко отличаться от своей компании. Противоречие этого возраста заключается в том, что подросток всё равно стремиться быть непохожим на других, он ищет свой стиль жизни, оригинальничает, подчёркивает любую непохожесть на других, своеобразие. Но делает это в рамках того, что принято в его окружении. Если вы будете ему в этом помогать, то станете лучшим другом.

Направляйте его, но не воспитывайте так, чтобы он это понимал. В этом возрасте каждый юноша и каждая девушка занимаются самовоспитанием, становятся авторами своей жизни, её творцами и хозяевами. Подыгрывайте им, вы же знаете, кто на самом деле их воспитывает, только здесь речь идёт о совершенном ином подходе в воспитании – через общение и переубеждение.

Это далеко не все темы для разговора с подростками. Какие из них вы готовы использовать, о чём разговариваете обычно? Поделитесь в комментариях.

Общество давно изменило свой облик, устои. Все меняется и лишь духовные и нравственные принципы остаются неизменными. Поверьте, совершенно не важно какой на дворе век. Важно, чтобы человеческое общество имело правильные ориентиры и всегда оставалось человеческим. Молодые люди, особенно в подростковом возрасте, склонны заблуждаться в своих ценностях и принципах. Поэтому задача общества состоит именно в том, чтобы помочь молодому поколению расставить правильные приоритеты. должны начинать проводить приблизительно с 7 класса, когда происходит переход от детей к подросткам и формирование личности.

Прежде чем начать какую либо беседу по этому поводу, нужно выяснить, а что для молодежи означает понятие нравственности. Не нужно требовать точных определений, гораздо показательней будет, если ребята назовут свои ассоциации, услышав слово нравственность.

Многих, наверное, удивит, что подростки на ряду с такими ассоциациями как честь, порядочность, толерантность, будут называть:

  • ограниченность,
  • догмы,
  • устаревшие правила.

Ведь существует мнение, что быть хорошим скучно. На самом же деле само слово нравственность появилось еще в XVIII веке и пошло оно от слова нрав. В те времена нрав, мораль, этика являлись синонимами. Сегодня же эти понятия имеют несколько разные сущности. как раз должны внести ясность в эту непростую дилемму. Если говорить упрощенным языком, то под нравственностью понимают умение разделять свои слова и поступки на хорошие и плохие . Конечно, это упрощенная трактовка, ведь нравственность включает в себя множество факторов:

  • Умение находить общий язык в любой ситуации,
  • взаимоуважение,
  • доброта,
  • милосердие,
  • честность,
  • ответственность.

Нравственный человек не только хорошо знает о нравственности в теории, а еще и умело использует в жизни все эти качества. Да, добиться титула нравственного человека не просто. Для этого нужно долго и упорно работать над собой.

В крепком здоровом обществе нравственных принципов старается придерживаться абсолютно каждый человек. не должно полностью возлагаться только на школьное обучение. Только общими усилиями можно достичь хорошего результата.

Молодое поколение подобно губке впитывает в себя информацию из окружающего мира. Если ребенок будет видеть вокруг себя только цинизм, лицемерие, злобу, то в большинстве случаев в дальнейшем, и он будет обладать такими качествами. Именно поэтому необходимо позаботиться об окружении подростков. Взрослые просто обязаны начать с себя и потом уже личным примером заряжать молодежь. Одних бесед и лекций будет крайне недостаточно.

  • Нужно менять окружение.
  • Правильные, поучительные фильмы и мультики,
  • мотивирующая литература,
  • коллективные походы.

Нравственное воспитание молодого поколения крайне сложная и ответственная задача и выполнять ее обязан каждый сознательный гражданин планеты.

тупают появление у подруги другого кавалера, а также конф ликты и ссоры. Для девочек же характерны такие причины, как предатель ство, утрата доверия и ложь. Примерно с равной частотой мальчиками и де вочками указываются исчезновение чувств, а также нарушение взаимопонимания.

Кроме того, по мнению 13% подростков, любовь, если она настоящ ая, вообще не прекращает существовать или же это возможно «то лько вместе со смертью одного из любящих», что свидетельствует об иде ализированном восприятии этого чувства.

Чем более идеалистично и романтично подростки смотрят на любовь, тем у них, как правило, возникает больше проблем в реальных взаимоотношениях с противоположным полом! Ведь при столкновении с реальностью эти мечты и ожидания довольно быстро рассыпаются в п рах.

Во-первых, они предъявляют завышенные и нереалистичные тр ебования к таким отношениям.

Во-вторых, они в результате любят не столько конкретного ч еловека, сколько вымышленный, идеализированный образ.

Учитывая различия в понимании мальчиками и девочками того, что собой представляет любовь, смело можно утверждать: когда подростки объясняются друг другу в любви, они зачастую подразумеваю т под этим словом совершенно разные явления. И предъявляют к взаимоо тношениям качественно иные ожидания. В результате возникают затр уднения во взаимоотношениях, взаимные обиды и т. п.

Довольно часто любовь оказывается для подростков всего-н авсего способом повысить свой статус в глазах окружающих. Поэтому в озникают своего рода «моды на влюбленность» или даже «эпидемии влю бленности», когда вдруг все девчонки начинают сходить с ума по одн ому однокласснику, или наоборот - сразу все мальчишки буквально « сохнут» по популярной девчонке. А стоит в классе образоваться одной «сладкой парочке», как следом образуется еще несколько. Кроме того, вл юбленность довольно часто становится для подростков символом взрос ления, способом показать себе и другим, что они уже способны испытыват ь серьезные чувства.

Одиночество

подростков

Молодые люди довольно часто жалуются на одиночество. Быва ет, оно видится как мучительное переживание своей изолированно сти от людей, тоски, непонятости и отвергнутости. Но бывает и по-другому: одиноче- ство воспринимается как спокойное, умиротворенное и прия тное уединение. Подростки значительно чаще, чем взрослые, чувствуют с ебя одинокими и непонятыми. Напряженная потребность в общении зача стую превращается у подростков (особенно у мальчишек) в настоящее «стадное чувство». И часу не пробыть вне своей компании, не то, что дн я. А если своей компании нет, так в какой угодно, но только не наедине с собой! Поэтому неудивительно, что в большинстве случаев пережив ание подростками одиночества связано с затруднениями в общении со с верстниками, а не со взрослыми.

Когда подростков просили описать, что они чувствуют, когд а никого нет вокруг, то оказалось, что в 11-13 лет это связано, главным о бразом, с отрицательными переживаниями (начинает скучать, нервнич ать, тосковать). А к возрасту 15-17 лет отрицательных переживаний по это му поводу становится меньше. Более того, довольно часто молоды е люди находят это состояние приятным (например, заявляют, что когда н ет никого вокруг, они чувствуют себя счастливыми, потому что могут д елать что хотят, «никто не наседает со своими расспросами, советами и поучениями»).

Переживание одиночества происходит, как правило, не от то го, что общаться не с кем или что окружающие враждебно настроены. Скорее, дело тут в невозможности выразить переполняющие душу чув ства, проявить полное доверие. Поэтому нередки ситуации, когда ты м ожешь по- чувствовать себя одиноким, даже в окружении множества хор ошо знакомых людей. Но бывает и обратное: хоть в данный момент рядом никого нет, все равно чувствуешь, что есть люди, которые тебя любят и ждут, и мысленно ощущаешь их присутствие в своем окружении. Таким образом,

одиночество - это состояние души, а не отсутствие людей вокруг.

Какие качества личности приводят к тому, что люди оказыва ются одинокими и начинают страдать от этого? Чаще всего такие:

1. Недостаточная сформированность навыков общения. Тяжело и неприятно контактировать с человеком, который совершенно н е умеет слушать других, невнятно излагает собственные мысли, не пони мает чужих переживаний, без конца перебивает, «лезет» со своими комм ентариями в неподходящие моменты. К счастью, навыкам общения можно на учиться - точно так же, как учатся кататься на роликах или решат ь задачи по физике. Есть специальные психологические тренинги общен ия.

2. Неспособность оставаться одному, слишком сильная потребность быть все время в окружении людей. Как правило, такой челове к ощущает мучительную «внутреннюю пустоту», от которой пытается уй ти, окружив себя компанией. Но это приводит к тому, что он становится оч ень навяз- чивым, «прилипчивым» в общении. Рано или поздно окружающи м это надоедает, и его начинают избегать.

3. Заниженная самооценка («Меня никто не может полюбить», «Я скучен, неинтересен» и т. п.) В результате взращивается хро ническая пе- чаль, ощущение безысходности. Естественно, такой человек имеет все шансы оказаться одиноким, ведь он «заражает» своей тоской и занудством любого, оказавшегося рядом. А подростки предпочитаю т общаться

ñ людьми энергичными и жизнерадостными.

4. Тревожность, неуверенность в себе, застенчивость. Такие люди и не делают попыток преодолеть свое одиночество, потому что «срослись» с ним, заранее уверены, что окружающие их отвергнут. И спасаю тся от этого избеганием общения, уходом в себя.

5. Недоверие к людям, приписывание им враждебных намерений в свой адрес. Вряд ли кто-то захочет подружиться с человеком, склонным видеть в каждом врага или обманщика.

Если проблема одиночества значима и для тебя, то хотелось бы, чтобы ты понял: все причины, приводящие к одиночеству, кроются в т ебе, а не в окружающих людях! Быть может, для кого-то это прозвучит жес тко, но это факт. Худшее, что можно сделать, - это списать проблему собственного одиночества на окружающих: вот, дескать, я какой хорош ий, а «они» этого не понимают и общаться со мной не желают. Кто придерж ивается такого убеждения, с тем общаться и не желают, и лучшее, что е му остается сделать, - это прибегнуть к психологическим защитам, например заявить, что ему и так хорошо, а что касается других - так «им ж е хуже». Но это психологическая защита, которая не меняет реальность, а только искажает ее восприятие... Измени свое поведение - и люди к теб е действительно потянутся.

Заключительная

беседа (для родителей)

«Детки и предки»

Свойственное подросткам обострение потребности отстаив ать свою самостоятельность, независимость от старшего поколения, особенно от родителей, носит название «возрастной эмансипации». Это явление необходимо для того, чтобы подросток в будущем достиг зрелости и самостоятельности. И если иногда в детско-родительских отношения х это превращается в проблему, то это проблема не столько подростк ов, сколько их родителей. Слишком привыкших воспринимать своего ребенк а как существо зависимое, несамостоятельное и полностью подчиненное их воле. Часто этот конфликт проявляется наиболее ярко в отношени ях даже не с родителями, а с бабушками и дедушками.

В разговорном языке иногда используется понятие «отделение подростка от семьи». Но это понятие не совсем точное. Дело в том, что цель большинства подростков - это отнюдь не разрыв с семьей (к ак иногда представляется родителям), а отстаивание равноправной по зиции. Построение отношений не на основе взаимного подчинения, а на о снове равенства, самостоятельности и доверия. В конфликт это превращ ается лишь тогда, когда родители слишком долго и упорно продолжают в оспринимать подростка как существо, не способное к самостоятельн ым решениям и зависимое от них даже в мелочах. Как только это прекращае тся - конфликт отступает на второй план, отношения становятся ближ е и доверительнее.

Отстаивание своей независимости от родителей чаще всего проходит через несколько этапов:

Конфликт между потребностью в родительской опеке и стрем лением к самостоятельности. С одной стороны, на этой стадии подросток сопротивляется проявлениям родительской заботы и ласки, с друг ой - все еще ждет, что о нем позаботятся.

Установка на независимость и самостоятельность. Подросток доказывает всем взрослым (в первую очередь - родителям и учит елям), что он независим. Чаще всего это проявляется через критику вз рослых и демонстративное неповиновение попыткам повлиять на себя, о твержение даже дельных и обоснованных советов. Обычно родители жалуются на

проблемы во взаимоотношениях с подростками, когда те нахо дятся как раз на этой стадии.

Эмоциональная реакция на отдаление от родителей. Это может проявляться как в радости и гордости за свою самостоятельность, так и отрицательными переживаниями: виной, стыдом (вообще, эти чувст ва в своем происхождении очень часто связаны с детско-родительским и отношениями). Довольно часто молодые люди, особенно девушки, считают себя виноватыми перед родителями за то, что, дескать, недостаточн о их любят и почитают.

Поиск других авторитетов и образцов для подражания, не св язанных с родителями. Внешнее бунтарство подростка на этой стадии обычно затихает. Но обычно он все равно еще остро нуждается в образцах для подражания, ищет и находит их.

Подросток мысленно ставит себя на место взрослого, «приме ряет» на себя его жизненную позицию и пытается отстаивать ее. Иног да это происходит спокойно, без яркого кризиса. Но иногда это весьма бу рный процесс, который сопровождается множеством конфликтов. В так ом случае кризис может проявляться в двух формах:

Кризис независимости: сопровождается демонстративным упрямством, строптивостью, полным отрицанием авторитета взрослых, вр аждебным отношениям к любым их требованиям, даже вполне разумным и об основанным. Дескать, не учите меня жить, и вообще отстаньте! Как буд то такой подросток встал на тропу войны со всем миром взрослых и бо рется с любым влиянием - не важно, положительным или отрицательн ым. Эта борьба протекает в формах, тяжелых и изнурительных прежде всего для родителей: например, подростки интуитивно улавливают, что именно тех больше всего раздражает, и упорно делают именно это. Коль с коро родители ценят аккуратность и порядок - подросток будет проя влять неряшливость и устроит дома настоящий хаос. Если не любят сканд алов - обеспечит им ежевечернее бурное выяснение отношений. Ценят из ящный литературный язык - начнет разговаривать с ними исключите льно на жаргоне. И так далее, и тому подобное. По сути, для ребенка все эт о способы отстоять свою свободу и показать родителям их бессилие. « Это война за власть. А такие войны, однажды начавшись, быстро не заканчи ваются» (П. Коэльо, «Алхимик»). В некоторых семьях борьба подросших детей за свободу и независимость тянется по много лет и прекращает ся лишь тогда, когда молодые люди начинают жить отдельно от родителе й.

Кризис зависимости: здесь все происходит наоборот. Подросток становится чрезмерно послушным, заискивающим перед взрослы ми (или перед более сильными сверстниками), пассивным, несамостоят ельным, зависимым от окружающих. Особенно нелепо выглядит такое пов едение у

мальчика: сверстники дразнят его «маменькиным сынком», пе рестают уважать и начинают им помыкать.

Первый вариант протекания этого кризиса, кстати, на самом деле благоприятнее для дальнейшего развития личности, хотя и дост авляет больше хлопот взрослым. Такой «бунтующий ребенок» через некот орое время, «перебесившись» и отстояв-таки свою самостоятельност ь, имеет все шансы стать сильной и самостоятельной личностью. Если, ко нечно, не застрянет в своем развитии на этой стадии и не будет всю жи знь бороться с любыми существующими порядками, противопоставлять себ я обществу. А вот второй вариант чаще всего ведет к тому, что человек та к и остается несамостоятельным и зависимым.

В связи с чем у некоторых взрослеющих людей процесс отста ивания своей самостоятельности протекает более-менее гладко, а у некоторых сопровождается кризисами? Чаще всего кризисный вариант н аблюдается в том случае, когда родители не желают признавать, что ребе нок уже вырос, и продолжают относиться к нему как к беспомощному д итяти. Они опекают его по мелочам, разговаривают исключительно к омандным тоном, предъявляют жесткие требования к манере одеваться, способам проведения свободного времени и т. п. Дает о себе знать сложившаяся за много лет привычка общаться с ребенком таким образом, закрепившаяся система межличностных отношений в семье (как иногда гово рят по этому поводу сами подростки, «проблема в том, что родители слишк ом долго знали нас маленькими»). В какой-то момент такая ситуация пе рестает устраивать подростка, и он начинает активно отстаивать св ою самостоятельность. Кому-то на это хватает сил, и он переживает кризи с независимости. А кто-то, наоборот, «ломается» и становится зависимым.

Вот некоторые жизненные позиции, ведущие к тому, что отнош ения подростков и родителей будут протекать конфликтно, оберн утся кризисом:

У родителей:

Нежелание принимать происходящие изменения: «Он же еще со всем ребенок! Так почему мы должны начинать относиться к нему к ак к взрослому?»

Неуместная властность, доминантность: «В семье главный - я! А кому не нравится - может убираться прочь».

Абсолютизация своего жизненного опыта, восприятие жизни молодых как чего-то неправильного: «Вот мы «Битлов» и Высоцкого сл ушали, а эти - только дрянь какую-то!»

У подростков:

Полное отрицание ценности жизненного опыта старших: «И че му вы можете научить меня, старики несчастные? У молодых теперь совсем другая жизнь!»

Нежелание (страх?) думать о собственном будущем, уход от ответственности: «Вы меня родили - вот и решайте теперь все про блемы!»

Шантаж, манипуляция: «Вот уйду из дома неизвестно куда, и то лько вы меня и видели: побеспокойтесь тогда вдоволь, ищите меня и страдайте!»

У тех и у других:

Отсутствие гибкости, бескомпромиссность: «Будет так, как я хочу, и точка!»

Абсолютная уверенность в верности своей точки зрения: «Ес ть два мнения: одно мое, другое неправильное!»

Уход от контакта, нежелание обсуждать проблемы: «Чего при стал со своими нравоучениями? Закрой дверь!»

Иногда получается, что попытка родителей или учителей сде лать подростку замечание приводит к тому, что поведение, от которого таким образом пытались отучить, начинает повторяться все чаще и ч аще. Новые замечания, все более и более строгие, продолжают способст вовать усилению этого поведения. Взрослые обычно приходят к выводу, чт о это делается «назло», с целью досадить им, вывести из себя. Такой ва риант в принципе возможен, но он далеко не самый распространенный. Куда чаще подобное «вызывающее» поведение - это попытка обратить на себя внимание. Для такого подростка «отрицательное внимание» (замечания, окрики, нравоучения) лучше, чем полное его отсутствие. Получается, что замечание для него - это вовсе не наказание, а подкреплен ие такого поведения, которым оно вызвано. Нашкодил - получи «награду» , состоящую в том, что тебя заметили. Особенно ярко это проявляется, когда подросток с повышенной потребностью в человеческом учас тии начинает вызывающе вести себя на уроке. Учитель не только концентр ирует на нем свое внимание, но вдобавок своими замечаниями привлекает к нему интерес всего класса! И виновник инцидента чувствует себя как знаменитый артист на сцене.

В результате «вызывающее» поведение повторяется тем чащ е и сильнее, чем больше окружающие обращают на него внимание. Это н ачинает использоваться не только как способ лишний раз оказаться у всех на виду, но и как способ воздействовать на родителей или учит елей, полу- чать от них желаемое. Если те идут навстречу и, чтобы успоко ить ребенка, делают то, что он хочет, возникает парадоксальная ситуация - по сути, такой способ поведения вознаграждается! И, естестве нно, подросток в будущем прибегает к нему все более и более охотно. Если же этот способ поведения не подкрепляется ни повышенным вниманием окружающих, ни исполнением желаний, он довольно быстро угасает. В едь тогда единственный результат истерических вспышек для ребенк а - это боль в

горле и мучительное чувство беспомощности от того, что ни как нельзя получить желаемое тем способом, к которому привык. В резул ьтате ему волей-неволей приходится учиться другим, более цивилизов анным способам воплощения своих желаний.

Если с родителями и другими взрослыми взаимопонимания не т и конфликт все обостряется, подросток может реагировать на это, например, так:

Уходить от общества, все более замыкаясь в себе и избегая к онтактов. При этом велик риск попасть в секту (ведь там, как правило, в числе прочих пропагандируется и идея о враждебности мира, необх одимости «отгородиться» от него) или стать наркоманом. Хотя иногда такая замкнутость проявляется и в благоприятных для развития подро стка формах: например таких, как увлечение самопознанием и самосоверш енствованием, овладение техниками медитации и т. п. Бывает, хотя и неч асто, что подростки, устав от конфликтов с людьми, «уходят с головой » в учебу, науку.

Увлекаться какими-либо неформальными движениями, где исп оведуется идея отдаления от общества или противопоставления с ебя ему. Иногда это может приводить и к агрессивному поведению, но чаще де ло ограни- чивается чисто внешним противопоставлением себя общест ву - например, благодаря необычной одежде, специфическим предпочте ниям в музыке, каким-нибудь чудаковатым манерам.

Встать на тропу войны с обществом: проявлять цинизм, агрес сию, вандализм, тупо и бессмысленно сопротивляться любым попы ткам окружающих как-то облагоразумить это поведение. Тот, кто реаги рует на свои проблемы таким образом, имеет все шансы существенно усугу бить эти сложности, поскольку довольно скоро окажется в столкнове нии с законом, и проблемы будут уже не только психологические, но и юр идические. И, скорее всего, достаточно серьезные.

На самом-то деле подростки, чаще всего, в психологическом п лане остаются очень зависимыми от родителей. Мало кто из них, да же в конфликтных семьях, хотел бы полностью расстаться со своими « предками» и начать самостоятельную жизнь, порвав с ними полностью и о кончательно. Отстаивание самостоятельности касается, в первую очер едь, сферы поведения - подросток борется за право делать то и тогда, что и когда решил сам. Но в эмоциональном отношении подросток остаетс я весьма зависимым от родителей, очень нуждается в их любви. И при эт ом категорически не желает, чтобы эта любовь навязывалась.

Резкие расхождения во взглядах между подростком и родите лями крайне редко касаются сразу всех жизненных сфер, доходят до по лного отвержения подростком своих «стариков» и их образа жизни. Куда чащеречь

идет о весьма конкретных, частных моментах, вызывающих пр отиворе- чия (например, времени возвращения подростка домой по вечерам или каких-нибудь деталей внешности). И эти в общем-то совершенн о пустяковые вопросы, провоцирующие конфликты, разрастаются в со знании детей

è родителей до масштабов какой-то глобальной «пропасти ме жду поколениями».

Психологи иногда говорят, что подростки - это своего рода «эмоциональные батарейки», подзаряжаемые от взрослых, в первую о чередь - от родителей. Если им удается бесконфликтно и доверительно п ообщаться со старшими, они жизнерадостно убегают отстаивать свою са мостоятельность дальше. А потом, когда устанут, опять возвращаются к р одителям за очередной порцией любви и взаимопонимания (но не совет ов, назиданий и поучений!) Получив ее - бегут дальше. Начнешь их в это т момент удерживать - конфликт неизбежен. А не дашь эмоциональной поддержки, когда они пришли за ней, или заменишь ее нравоучительно й беседой - конфликта не будет, но зато жди проблем у подростка. И, что самое неприятное, и в том и в другом случае будет утеряно доверие ребенка к родителю. Подростки не только перестанут прислуши ваться к их мнению, но и делиться с ними своими проблемами.

Ê сожалению, не все взрослые понимают эту особенность под ростковой психологии. То они пытаются полностью контролировать жизнь подросших детей, постоянно держа их в поле своего зрения: «Как я могу разрешить ребенку что-то делать самому? Кто же за ним смотреть будет?!» Результат - либо тяжелые конфликты в семье, либо зав исимость и несамостоятельность. То отказывают детям в эмоционально й поддержке: «Раз ты так хочешь быть самостоятельным - так что же ко мн е пришел на свои проблемы жаловаться?! Сам и разбирайся». Результат - эмоциональные проблемы у подростков, ощущение заброшенности, не нужности

è непонятости. Не зная других способов решить эти проблем ы, подростки пытаются уйти от переживаний с помощью алкоголя, наркотик ов и т. п. - короче, история получается невеселая…

Да, подросток добивается равных со взрослыми прав, боретс я за свою независимость и свободу. Как показывают результаты опрос ов, около 80% молодых людей расценивают воспитательный стиль своих ро дителей как чрезмерно ограничительный. Но одновременно они ждут от вз рослых и помощи, поддержки и защиты, ждут (сами, впрочем, не всегда ос ознавая это), что близкие оградят их от неоправданно рискованных ш агов, обеспе- чат безопасность этой борьбы за свою самостоятельность. Именно поэтому чрезмерно «разрешательское», либеральное отношение ч асто также натыкается на глухое недовольство подростков. А достаточ но жесткий (но при этом обоснованный) запрет, вызвав кратковременную вспышку

недовольства, в дальнейшем ведет к успокоению, эмоциональ ному благополучию.

Особенно ярко это проявляется, если речь идет о запрете оп асного, связанного с риском поведения. Допустим, у подростка есть искушение пойти на риск, но он не чувствует себя к этому готовым. Или с позиции разума сделал для себя вывод, что такой риск неоправдан, сл ишком велик. В таком случае родительский запрет для подростка буд ет благом. Он сможет, не теряя своего лица, «прикрыться» этим запретом, не рискуя прослыть трусом в глазах других и, что порой еще важнее, в с обственных глазах. Вообще-то, если молодой человек считает риск оправ данным и готов на него пойти, родительский запрет вряд ли окажется помехой. Более того, в таких случаях подростки нередко обвиняют ро дителей в эгоизме: дескать, вы запрещаете мне все на свете не потому, что обо мне заботитесь, а потому, что у вас самих нервы не в порядке и вы таким способом хотите избежать волнений. Справедливы ли такие с уждения - вопрос спорный… Наверное, иногда справедливы. Но дело не в этом, а в том, что, если подросток воспринимает родительскую «забот у» таким образом (а родитель дает основания для такого восприятия), э то ведет только к усугублению конфликта, но никак не к «исправлению»

«Большинство подростков, которых мы знаем, утверждают: их самое большое желание - больше свободы распоряжаться своей со бственной жизнью. Учитывая всю остроту и насущность этого требовани я, можно было бы предположить, что, получая свободу, они встретят ее с радостным выражением лица и счастливой улыбкой. Верно, такое ино гда случа- ется; однако мы были поражены, как много детей вовсе не выгл ядели счастливыми, когда их родители в конце концов соглашались «позволить» принимать им самостоятельные решения. Они выглядели, скор ее, угрюмыми и говорили примерно следующее: «Ты не заботишься обо мне» (Байард Р., Байард Д. Ваш беспокойный подросток. - М., 2003. - С. 59.) .

У родителей проблем во взаимоотношениях с подростками за частую даже больше, чем у самих подростков. Они (не все, конечно, но очень многие!) считают себя ответственными за все, что происходит в жизни ребенка. Любые проблемы детей воспринимаются такими родителями к ак свои. Принес подросток двойку - родитель расценивает случивш ееся, будто ему самому двойку поставили: вырастил, дескать, такого бестолкового ребенка, что тот даже школьную программу освоить не может. Нахулиг анил где-то подросток - опять головная боль родителю: значит, плохо воспитал свое дитя. Подросток уже давно забыл про это, а родитель все пере живает, раздумывает: что же у меня ребенок такой неудачный получился? Где я недосмотрел(а), что упущено? Возникает мучительное для родител я чувство вины, беспомощности, и желание что-то срочно «исправить», к омпенсиро-