Биография марии монтессори. Методика воспитания марии монтессори

«Помоги мне сделать это самому!» – не просто красивая фраза. Это главный принцип воспитания по системе Марии Монтессори. Эти слова полностью и точно передают суть автора их сказавших. Сама Мария Монтессори прошла трудную школу становления себя как личности. Она всю жизнь смело рушила стереотипы и, что самое интересное, всегда была предана себе, своим целям и идеям. Возможно, поэтому и тот метод воспитания, который она несла в массы, не случайно так популярен во всем мире. Прийти к цели благодаря собственным усилиям и знаниям, что может быть ценнее для каждого из нас?

31 августа 1870 года в небольшом итальянском городке Кьяровалле в семье католиков родилась девочка, которую назвали Марией . Отец – Алессандро Монтессори был крупным чиновником, а мать Ренильде – из рода ученых и священников.

Сама настойчивость

Девочка была долгожданной и любимой. Ее образованием с раннего детства занималась мама, прививая любовь к новым знаниям. Учеба ей давалась легко, особенно Марию увлекала математика. Когда пришло время поступать: выбор девочки пал на техническую школу, но посещать ее лицам женского пола в то время было запрещено. Это нисколько не смутило Марию. Сложно представить, но 12-летней девчушке удалось поступить в школу, где учились только мальчики. Это была своего рода ее первая победа над системой образования. Ее настойчивость, при поддержке родителей, сломала все преграды. Что интересно, она не только попала в школу для юношей, но и с успехом окончила её.

В 20 лет Мария принимает еще одно нестандартное решение стать… детским врачом. Казалось бы, что в этой благородной цели может помешать девушке. Оказывается, в конце ХIХ в Италии это было невозможно. Заниматься медициной и учиться в университете могли только мужчины! Обидно, но в данной ситуации Марию не поддержали даже родители. Хотя они всегда и во всем соглашались со своей дочерью, но только не в этот раз. Отец не одобрил выбор дочери, даже перестал разговаривать с ней. Но целеустремленная, умная и красивая девушка опять добилась своего: её приняли на курс сначала вольным слушателем, затем, учитывая успехи, перевели в число студентов.

Учеба для Марии не была легкой по многим причинам. У нее не было поддержки родителей, ей приходилось терпеть насмешки студентов-парней, также она столкнулась с финансовыми трудностями. Чтобы оплачивать обучение, Мария начала работать в университетской клинике, где впервые она увидела детей с различными нарушениями в развитии. Молодую студентку поразило, что дети были предоставлены сами себе, ничто не побуждало их развиваться или к чему-то стремиться. Наблюдая за этими несчастными малышами, Монтессори пришла к мысли, которая стала отправным пунктом в её педагогической системе: для детей нужна специальная развивающая среда, в которой будут сконцентрированы знания о мире, представленные через основные достижения человеческой мысли. А ребенку важно пройти путь человека в цивилизацию еще в дошкольном возрасте.

Выбор пути

Несмотря на преграды, Мария Монтессори все-таки стала первой женщиной врачом в Италии! Когда ее успехи увидел отец, он примирился с дочерью. После окончания учебы Мария получила место ассистента в клинике Сан-Ажиованни и занялась частной врачебной практикой. Она наблюдала за детьми, продумывала до мельчайших подробностей условия их развития и спустя какое-то время первые ее воспитанники были представлены к экзаменам вместе с детьми начальной школы муниципального совета в Риме. И, кто бы мог подумать, ее воспитанники не только сдали экзамены, но и показали высокие результаты. После этого случая правительство создало специальный институт во главе с Марии Монтессори по подготовке учителей для умственно-отсталых детей. Она продолжила заниматься экспериментальной психологией и была уверена, что истинное обучение – помочь, а не осуждать. «Истинное обучение дает ребенку энергию, а не обесточивает его», говорила она.

В 1907 году, при поддержке итальянского миллионера Эдуардо Таламо, в Сан-Лоренцо Монтессори открывает первый «Дом ребенка». Это была школа для нормальных, хотя и запущенных, детей. С тех пор и до конца жизни Монтессори занималась проблемами воспитания и образования здоровых детей.

Работа в «Доме ребенка» была построена по принципам Монтессори . Она оборудовала его так, чтобы в нем было уютно и удобно детям разных возрастов. Был изготовлен первый комплект сенсорного, математического и языкового материалов. Монтессори наблюдала, как дети с удовольствием проявляли интерес к занятиям. Она искренне считала, что «выбор подсказывается инстинктом, который природа дает каждому ребенку в поводыри его психического роста. Руководимая инстинктом деятельность развивается с большей энергией и с максимальным энтузиазмом, благодаря чему дети без всякого утомления исполняют такие работы, которых ни одной учительнице и не снилось от них требовать ».

Понимание законов естественного развития ребенка, уникальная среда, любовь и уважение к детям, а также подача материалов, которые преподносились в форме презентаций, принесли результаты. В «Дом ребенка» стали приезжать гости со всего мира, у Марии Монтессори появились последователи и ученики…

Интересно, но в адрес Марии Монтессори звучат не только положительные отзывы. Ее обвиняют в том, что она отдала своего собственного ребенка на воспитание по одной версии чужим людям, а по другой – дальним родственникам. Но факт остается фактом, долгое время ее единственный ребенок воспитывался не в семье. Свет на эту историю проливает следующая информация.

Вместе со своим спутником жизни, доктором Джузеппе Монтессано, она познакомилась в психиатрической клинике Рима после окончания института. Союз молодых людей не был официальным. В 1898 году у пары родился сын, которого назвали Марио. Поскольку ребенок был незаконнорожденным, мать молодого человека не дала согласия на брак. В католической Италии такая ситуация могла стать катастрофой для Марии, ее карьеры и для самого ребенка. Поэтому до 10 лет он воспитывался в деревне. Только потом Мария смогла забрать его к себе. С тех пор он жил с мамой, а позже стал продолжателем дела всей её жизни, сыграв значительную роль в распространении идей М. Монтессори по всему миру.

Признание

Интересно, что в 1929 году вместе со своим сыном Монтессори организует Международную Монтессори Ассоциацию (AMI), которая действует и поныне. Монтессори приглашают в Испанию, затем в Англию, а в 1934 году она навсегда покидает Италию. Она считала себя человеком мира и не хотела надолго привязываться ни к одной стране. Мария Монтессори живет сначала в Испании, Голландии, Индии. В Индии она остановилась на 7 лет. Читала лекции во многих городах этой страны. Она говорила, что только в этой стране люди духовно готовы к её методу. В возрасте 82 лет Мария Монтессори умерла в Голландии. Спустя некоторое время дело всей ее жизни продолжил сын Марио.

Основные пункты системы Марии Монтессори:

– ребенок сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий;

– дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети «становятся» учителями, при этом учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими;

– занятия проходят в специально подготовленной среде (комната разделена на 5-6 зон, каждая из которых оборудована специальными пособиями);

– ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.

Спорные моменты

– система концентрируется лишь на развитии интеллекта и практических навыков, но для гармоничного развития малыша нужны еще занятия спортом, эстетическое развитие – музыка, творчество, танец;

– в системе нет ролевых и подвижных игр, а ведь игра – это ведущая деятельность ребенка и основная база его развития. Малыш познает мир, играя;

– отрицание творчества, которое является одним из основных ресурсов развития правого полушария. Правое полушарие отвечает за гуманитарные способности. Монтессори-материалы развивают, в основном, левое полушарие – логику, математические способности, анализ информации. В некоторых студиях присутствует творческая зона, но это уже атрибут нашего времени;

– после демократичной системы Монтессори, детям трудно привыкнуть к соблюдению дисциплины в обычных садах и школах.


Мария Монтессори (31.08.1870 - 06.05.1952) – первая женщина-врач в Италии, ученый, педагог и психолог.

На сегодняшний день система Марии Монтессори – одна из самых востребованных методик развития ребенка. Развитие детей по методике Монтессори – это свобода и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа одновременно.

Свою педагогическую методику Мария Монтессори называла системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде.

Суть метода

В уникальной системе самовоспитания и саморазвития маленьких детей основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности, развитию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т.д.) и мелкой моторики. В этой системе нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. «Соревнуясь» только с самим собой, ребенок приобретает уверенность в собственных силах и полностью усваивает изученное.


Основные идеи развития детей по системе М. Монтессори

Методика основана на следующих положениях:

Среда имеет точную логику построения. В книгах о делается акцент на то, что в специально подготовленной среде абсолютно все является учебным пособием.
Чтобы минимизировать вмешательство взрослых в процесс развития детей, Монтессори-материалы выполнены так, что ребенок может сам увидеть свою ошибку и устранить её. Таким ребенок учится не только устранять, но и предупреждать ошибки.
Основные правила пользования монтессори-материалами
Главный принцип системы Монтессори - «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть свои природные способности.

В книгах Монтессори отмечено, что все эти правила не касаются коллективных игр, основанных на общении и умении сотрудничать.
Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что ребенок учится, прежде всего, играя с предметами. Игры Монтессори это не обязательно какие-то специальные игрушки. Предметом игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т. д. Но есть и специальные классические монтессори-материалы – знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши и прочее.

Соблюдение 5 этапов при работе с материалом:

Дети, занимающиеся , растут любознательными и открытыми для получения глубоких и разносторонних знаний. Они проявляют себя как свободные, независимые личности, умеющие найти свое место в обществе.
У детей есть огромная внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Каждый малыш обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус, поскольку путь к его интеллекту ведет не через абстракцию, а через органы чувств. Ощущать и познавать становится единым целым.

- Ребенок активный. Роль взрослого непосредственно в акции обучения вторична. Он помощник, а не наставник.

Ребенок - сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.

Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети становятся учителями, при этом они учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.

Дети принимают самостоятельные решения.

Занятия проходят в специально подготовленной среде.

Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.

Полноценное саморазвитие - это следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах.

Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.

Уважение к детям - отсутствие запретов, критики и указаний.

Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.

Таким образом, всё и вся в системе Монтессори стимулирует ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию потенциала, заложенного в нем.

Роль взрослого в методике Монтессори.

Развивающая среда.

Развивающая среда - важнейший элемент системы Монтессори. Без нее она не может функционировать как система. Подготовленная среда дает ребенку возможность шаг за шагом развиваться без опеки взрослого и становиться независимым.

Зона упражнений в повседневной жизни - материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами, т.е. то, что нужно в повседневной жизни.

Зона сенсорного воспитания предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств, изучения величин, размеров, форм и пр.

Математическая зона - для понимания порядкового счета, цифр, состава чисел, сложения, вычитания, умножения, деления.

Зона родного языка предназначена для расширения словарного запаса, знакомства с буквами, фонетикой, понимания состава слов и их написания.

Зона Космоса предназначена для знакомства с окружающим миром и значением роли человека в нем, для усвоения основ ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии.

Дидактический материал.

Материал в системе Монтессори расположен в свободном доступе, на уровне глаз ребенка (не выше 1 м от пола). Это призыв ребенка к действию.

Аккуратное отношение к материалам и работа с ними только после того, как понято их использование.

Выбранный материал ребенок приносит и аккуратно раскладывает его на коврике или столе в определенном порядке.

На групповых занятиях нельзя передавать материал и рук в руки.

При работе с материалом, ребенок может действовать не только так, как показал учитель, но и применяя накопленные знания.

Работа с материалами должна происходить с постепенным усложнением по дизайну и использованию.

Когда ребенок закончил упражнение, он должен вернуть материал на место, и только после этого он может взять следующее пособие.

Один материал - один ребенок, чтобы иметь возможность сосредоточиться. Если выбранный ребенком материал сейчас занят, он ждет, наблюдая за работой другого ребенка (наблюдение - это одно из важнейших способов познания) или выбирает какой-то другой материал.

1. выбор материала;

2. подготовка материала и рабочего места;

3. выполнение действий;

4. контроль ошибок;

5. завершение работы, возвращение материала на исходное место.

Недостатки системы М. Монтессори:

1. Методика Монтессори концентрируется лишь на развитии интеллекта и практических навыков.

2. В системе нет ролевых и подвижных игр.

3. Отрицание творчества, как препятствия для умственного развития детей (в то время как исследования психологов говорят об обратном). Следует отметить, что два последних недостатка компенсируются тем, что в монтессори-садах обязательно создают обычные игровые комнаты, и ребенок в садике проводит не все свое время.

4. После демократичной системы Монтессори детям трудно привыкнуть к соблюдению дисциплины в обычных садах и школах.

Системе Монтессори более 100 лет, но очень долгое время книги Монтессори были недоступны в нашей стране. Педагогическая система Монтессори стала известна у нас только в 90-е годы. В настоящее время в России открыто много различных центров и детских садов, обучающих детей по методике Монтессори.

В основном, методика "охватывает" возраст от 3 до 6 лет.

В 1896 году, работая детским врачом в клинике, Мария обратила внимание на умственно отсталых детей, которые бесцельно бродили по коридорам заведения и ничто не могло их занять. Наблюдая за несчастными, Мария пришла к выводу, что эти дети в свое время не имели стимулов к развитию и что каждому ребенку, в первую очередь, нужна специальная развивающая среда, в которой он смог бы найти что-то интересное для себя.

Монтессори взялась за изучение педагогики и психологии и попробовала создать свои методы развития и воспитания детей.

Впервые система, созданная Монтессори, была использована в «Доме ребенка», открытом ею 6 января 1907 года в Риме. Наблюдая за детьми, Мария методом проб и ошибок постепенно разработала сенсорные материалы, вызывающие и стимулирующие у детей интерес к познаниям.

С 1909 года педагогика Монтессори и её книги начали распространяться во многих странах мира. В 1913 г. система стала известна и в России. А с 1914 г. во многих русских городах были открыты детские сады Монтессори. Но спустя 10 лет большевики закрыли эти детские сады. Только в 1992 году система Монтессори вернулась в Россию.

Задача воспитателя в системе Монтессори - развитие детей, помощь в организации их деятельности для реализации потенциала. Взрослый предлагает ровно столько помощи, сколько для того, чтобы у ребенка появилась заинтересованность.


Графически данную систему можно представить так, как представлено на рисунке 1.

Итак, основные составляющие системы Монтессори, позволяющие реализовать индивидуальный путь развития ребенка: взрослые, развивающая среда, дидактический материал. Ниже постараемся кратко описать каждую из них.

При том что в системе М. Монтессори взрослым надлежит помогать детям ровно в оговоренном выше объеме, истинная роль учителя огромна. Взрослому, используя собственные опыт, мудрость и природное чутьё, необходимо проникнуться методикой, провести подготовительную работу, чтобы создать для занятий истинно развивающую среду и подобрать эффективный дидактический материал.

Основная задача взрослого по отношению к ребенку непосредственно в процессе занятий – не мешать ему осваивать окружающий мир, не передавать свои знания, а помогать собирать, анализировать и систематизировать свои собственные. Система Монтессори подразумевает, что взрослый наблюдает за действиями ребенка, определяет его склонности и предоставляет ребенку более простые или более сложные задания с выбранным самим ребенком дидактическим материалом.

Без внимания не оставляется даже положение в пространстве. Чтобы быть на одном уровне с ребенком, взрослый должен сидеть на корточках или на полу.

Как выглядит работа взрослого на занятиях?

Сначала педагог внимательно наблюдает за ребенком, какой тот выбирает себе материал. Если малыш обратился к выбранному пособию в первый раз, то взрослый старается заинтересовать им ребенка. Он показывает малышу, как правильно справиться с заданием. При этом взрослый немногословен и говорит только по делу. Далее ребенок уже играет самостоятельно, и не только так, как ему показали, а методом проб и ошибок придумывает новые способы использования материала. Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что в ходе такой творческой активности и совершается великое открытие! Взрослый должен суметь предоставить ребенку возможность творить самому! Ведь даже маленькое замечание может сбить ребенка с толку, не дать ему сделать шаг в нужном направлении.

В связи с этим среда должна соответствовать потребностям ребенка. По системе Монтессори не следует ускорять процесс развития детей, но важно и не упустить нужный момент, дабы ребенок не утратил интерес к данному занятию.

Особенность классов, в которых проводятся занятия, - отсутствие парт, которые ограничивают детей. Есть только маленькие столики и стульчики, которые можно переставлять по своему усмотрению. И коврики, которые дети расстилают на полу, где им удобно.

Мария Монтессори очень тщательно разрабатывала пособия, которые несли бы в себе обучающую задачу и помогали развиваться детям в самых разных направлениях.

Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели: прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров), а вторая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха).

30.03.2015 16:56

Об уникальном методе Монтессори общественность узнала в начале XX века, когда, заняв должность директора школы для коррекции поведения на базе приюта для умалишенных детей, итальянский педагог Мария Монтессори впервые применила новый подход к воспитанию детей. Новая методика принципиально отличалась от существующих, но поначалу не вызвала энтузиазма у коллег Монтессори. Когда же ее воспитанники успешно сдали экзамены в школе, системой всерьез заинтересовались в научных кругах того времени.

Несмотря на успешное внедрение нового метода, Марии не дали возможность продолжить работу в этом направлении. Монтессори покинула пост директора школы и вернулась к научной работе. Но вскоре слухи о новом подходе в воспитании распространились по всей Италии, и в министерстве образования были вынуждены дать «зеленый свет» на проведение публичных лекций. С этого момента, а это был 1906 год, можно говорить об официальном рождении метода Монтессори.

Суть метода Монтессори

Метод Марии Монтессори предполагает превращение детей из объекта в субъект воспитания. Ребенок может самостоятельно выбирать продолжительность занятий и формы их проведения, а педагог вмешивается в образовательный процесс только тогда, когда подопечный сам попросит его об этом.

Одним из ключевых направлений метода является формирование предметно-обучающей образовательной среды для детей. Монтессори выделяет пять таких зон для :

Зона реальной (практической) жизни

В этой зоне дети учатся быть самостоятельными и осваивают практические навыки. Здесь находятся предметы быта, и ребенок может погладить свои вещи, сделать уборку, научиться застегивать пуговицы или сервировать стол. В этой зоне осуществляется работа над ошибками, ведь только разлив воду или разбив тарелку, ребенок поймет, что конкретно он сделал не так.

Зона сенсорного развития

Здесь ребенок развивает зрение, осязание, обоняние, слух. В этой зоне собраны развивающие монтессори-материалы, которые способствуют развитию восприятия и формирования представлений о свойствах предметов и явлениях окружающего мира. Деревянные кубики различных цветов и размеров, цилиндры, застежки, сборно-разборные модели башен – все эти предметы развивают у ребенка способность чувствовать цвет, объем, вес и учат сравнивать предметы между собой (например, башня высокая, а куб маленький).

Знакомство детей с понятиями величины и размера стоит начинать с игр на сравнение предметов. О том, как это сделать на практике, рассказывает психолог Николай Лукин в видеоуроке «Развивающие игры».

Зона математики

В зоне математики ребенок знакомится с такими понятиями, как сложение, вычитание, деление, дроби. Чтобы облегчить процесс обучения, здесь используются различные геометрические фигуры, бусины, счетные палочки.

Языковая зона

Здесь дети осваивают основы письма и чтения. Ребенку доступны карандаши, сборный алфавит, доска, буквы различной величины.

Космическая зона

В этой зоне дети знакомятся с окружающим их миром, с разнообразием фауны и флоры. Эта зона – точка отсчета для понимания собственного места в нашем мире.

На первый взгляд рабочее пространство не организовано. Обучающиеся имеют право перемещать игрушки и мебель. Но после окончания занятий все предметы должны быть возвращены на свое место. Примечательно, что Мария полностью исключила из обучающих классов традиционные учебные парты, считая, что они тормозят развитие ребенка и заменила их более удобными детскими столиками.

Роль воспитателя в системе Монтессори

Мария Монтесори изменила функции воспитателя, сделав его помощником в развитии ребенка. Воспитатель не навязывает учебный план и не заставляет осваивать детей ненужные на данный момент навыки. Взрослый показывает направление движения и наблюдает за процессом обучения. Его задача – отмечать, в каких зонах ребенок чувствует себя более уверенно и с какими материалами работает успешнее.

Воспитатель-монтессори не говорит ребенку «молодец», «умница», «умничка» – такие формы «похвалы», по мнению сторонников метода, формируют у воспитанников неверное представление о цели деятельности. Учащийся начинает стремиться не к результату, а к получению похвалы. Чтобы избежать этого, воспитатель используют для поощрения ребенка иные формулировки: «Ты очень быстро собрал эту башню» или «Ты прекрасно погладил скатерть».

Периоды развития детей по методу Монтессори

Мария Монтесори разработала возрастную периодизацию, основанную на задачах, стоящих перед ребенком:

  • Дети до шести лет – формирование чувственной картины мира;
  • Дети от шести до 12 лет – формирование и развитие познавательного интереса к окружающему миру;
  • Дети от 12 до 18 лет – формирование социальных, коммуникативных и иных навыков, необходимых в самостоятельной жизни.

Критика метода Монтессори

Как и любой метод воспитания детей, методика Монтессори обладает своими достоинствами и недостатками. К последним и педагоги традиционно относят практически полное пренебрежение творческими способностями ребенка. Если взглянуть на систему монтессори-зон, можно заметить, что совместным играм детей, развитию их творческих способностей внимание не уделяется.

Метод Монтессори способствует развитию левого полушария мозга, которое отвечает за логику, сенсорику и моторику. Правое же полушарие, отвечающее за образное выражение и эмоциональность, не развивается.

Домашнее воспитание по методу Монтессори

Несмотря на указанные недостатки, метод Марии Монтессори по-прежнему остается актуальным. В России он получил «второе дыхание» в начале 1990-х годов и сейчас активно применяется многими детскими психологами. В сети существуют , на которых размещаются информационные материалы и методические пособия, разъясняющие, как организовать дома тематические зоны для развития ребенка по методу Монтессори.

Впрочем, главные на этот счет дала в свое время основоположница метода: «Посмотрите на ребенка, он уникален и неповторим, он от природы наделен большими возможностями и жаждой познания. Уважайте право малыша быть самим собой, создайте для него развивающую среду. Мягко и тактично направляйте его на пути познания, наполняйте его день радостными открытиями и озарениями!»

10 правил организации монтессори-среды дома

  1. Организуйте жилое пространство для ребенка таким образом, чтобы ему было комфортно в нем находиться. Игрушки и развивающие материалы лучше расположить в пределах досягаемости ребенка;
  2. Размеры мебели должны соответствовать росту ребенка;
  3. Пусть на кухне или в ванной комнате будет небольшой стульчик, чтобы он сам мог умыться или вымыть свою посуду (если ребенок маленького роста);
  4. В прихожей повесьте крючок для детской одежды с учетом роста ребенка, чтобы он мог сам одеваться;
  5. Старайтесь покупать ребенку одежду, снять и одеть которую он может самостоятельно;
  6. Отсортируйте игрушки своего чада по назначению. Так вы поймете, на развитие каких навыков вам стоит обратить дополнительное внимание, а какие навыки уже прекрасно развиты;
  7. Недостающие игрушки можно купить или сделать своими руками из природных материалов;
  8. Знакомьте ребенка с новыми игрушками постепенно (не более двух за один раз). Так он сможет лучше узнать назначение каждой из них;
  9. Составьте график занятий. Во-первых, это будет дисциплинировать малыша. Во-вторых, вы всегда будете знать, что в конкретное время он ждет вас. В день стоит уделять занятиям с ребенком не менее одного часа;
  10. Приглашайте ребенка принять участие в домашних делах. Попросите помочь сделать уборку, приготовить ужин. Доверяйте ему несложные задачи, обеспечивая всем необходимым.

Биография Марии Монтессори столь же увлекательна, как и авторская педагогическая методика, созданная ею, и до сих пор не получившая в педагогике однозначной оценки: гениальна ли она или бесполезна?

Семья

Судьба Марии Монтессори была предопределена уже с момента ее рождения. Девочка появилась в городе Кьяравалл (Италия) 31 августа 1870 года в аристократической и имеющей древние корни семье. Богатый и влиятельный человек, отец Марии, происходивший из знатного рода Мontessori был Кавалером Ордена Короны Италии, что давало ему множество привилегий и почестей. Мать также имела аристократические корни и была представительницей знатного итальянского рода Стоппани.

И семья Марии Монтессори, и ее окружение состояли не только из влиятельных, но и весьма образованных людей.

Особо выдающимся среди них был Антонио Стоппани, дядя по материнской линии. Он являлся выдающимся богословом и ученым, и, по мнению исследователей, некоторые его идеи были подхвачены Марией и позже воплощены в жизнь.

Мать Марии выросла в семье, где царил либерализм, и, повзрослев, стала ярой феминисткой. В духе либерализма и феминизма воспитала она и Марию.

Родители имели возможность дать единственной своей дочери блестящее образование, что они и не преминули сделать.

Школа

Знания Марии давались легко, это стало очевидно, как только девочка поступила в школу. Особо интересна ей была математика.

Из мемуаров одноклассниц известно, что девочка даже на премьеры в театр ходила, зажав под мышкой учебник математики, и, в то время как зал рукоплескал актерам, одаренная Мария радовалась найденному в полутьме нестандартному решению очередной задачки.

А когда Марии исполнилось 12, она стала грезить о том, чтобы поступить в гимназию. Однако в итальянском обществе того времени женское образование не поощрялось, и все высшие учебные заведения предназначались для мужчин. Но настойчивость и твердый нрав Марии и влияние родителей сделали свое дело: девушку зачислили в гимназию для мальчиков. Здесь, увлекшись естествознанием, Мария решила, что ее жизненное предназначение – быть врачом.

Юность

Мария Монтессори упорно шла к мечте: поступила в Римский университет на медицинский факультет. Это было шоком для общественности: ни среди педагогов, ни среди студентов лиц женского пола в те времена быть было не должно! Занятия девушка имела право посещать только в сопровождении своего отца. Но, в конце концов, в возрасте 25 лет Мария получила диплом и стала первым итальянским врачом-женщиной.

Это интересно! Типографиями выпускались в то время бланки дипломов с расчётом на вписание в него мужского имени, и в диплом Марии Монтессори были внесены рукописные исправления.

Но известность в студенческие годы Марии принесла не только ее выходка с поступлением в ВУЗ. Еще во время обучения в университете она увлеклась феминистическими взглядами и подалась в известное женское движение, где весьма-таки активно развернула свою деятельность. И пусть в малоизвестных, но довольно влиятельных кругах Монтессори получила признание благодаря своим идеям. Поначалу о ней только писали газеты, а затем Мария и сама редактором журнала о жизни феминисток Италии.


Еще во времена университетской практики Мария увлеченно занималась изучением болезней нервной системы и умственной отсталости. В это время и состоялась впервые встреча Монтессори в лечебнице с малолетними пациентами с ограниченными физическими и умственными возможностями. Примитивное существование этих детей поразило ее, ничто не побуждало их к полезной активности. Дети после еды просто передвигались ползком по полу и подбирали крошки хлеба, лепя незатейливые фигурки из них. Да и сама обстановка отнюдь не способствовала какому-то развитию. Так Мария пришла к мысли, ставшей ключевой в ее педагогико-методической идее, что детям (не только больным, но и, в первую очередь, здоровым) необходима особая, адаптированная под возраст и психическое состояние развивающая среда, где легко и доступно будут собраны все знания об этом мире, показанные детям через эталоны важнейших достижений человечества, а дети смогут преодолеть путь человечества к цивилизации в раннем возрасте.

Работа

Изучая труды по психологии и педагогике светил науки того времени, вникая в проблемы обучения и приспособления к жизни слабоумных детей,

Монтессори сделала заключение: слабоумие - это в первую очередь проблема педагогики, нежели медицины. А решать эту проблему надлежит не в лечебницах, а в образовательных учреждениях. На состоявшейся в 1889 году туринской конференции Монтессори успешно выступила с докладом, доказав это.

Впечатление от доклада у слушателей осталось весьма сильное, и вскоре на базе Римского Университета открылась кафедра ортофрении, которую и возглавила Монтессори, где разрабатывала свою знаменитую методику. А когда пришла пора показать результаты, перед независимыми экзаменаторами предстала интересная картина: подопечные Монтессори опережали обычных детей в умении писать, в счете и чтении. Это ужаснуло Марию: стало очевидно, насколько малоэффективно выстроено традиционное школьное обучение детей.


И, когда в 90-х годах, Лига женщин Италии приняла решение открыть в Риме коррекционную школу для детей с умственными отклонениями, закономерно, что директором ее назначили именно Марию Монтессори. Это казалось неслыханным для того времени - обучать детей-олигофренов. Такими детьми никогда прежде не занимались, их не развивали и не обучали. Более того, в приютах, где такие дети содержались, отношение к ним было весьма плачевным: им не только не оказывалось никакого внимания со стороны педагогов, но и не прививалось даже элементарных гигиенических и самообслуживающих навыков. Игрушек для олигофренов не предусматривалось, и даже кормили их почти как скот – буквально кидали пищу на пол.

Для начала Мария обеспечила воспитанникам максимально комфортную обучающую среду, что можно считать революционным преобразованием в педагогике того времени. Ведь мрачная обстановка и насилие (наказание, розги) применялись и в школах для нормальных детей. Насилие в школе Монтессори превратилось в табу, а мебельная обстановка и отделка комнат подобралась соответственно росту и физическим и возрастным особенностям детей.


Приоритетным явилось физическое развитие обучающихся: медицинские обследования, занятия на свежем воздухе, гимнастика – все это стало обычным в школе. Упражнения по лингвистике, развитие сенсорики, прививание навыков культурно-гигиенического плана детям и целеустремленность Марии показали впечатляющие результаты.

Программа и методика

Суть метода Монтессори: каждый ребенок самоценен, и именно его индивидуальность ставится превыше всего в процессе обучения.

Никаких сравнений и измерений детей по «стандартам», только свобода, отсутствие критики и вмешательства – вот он, «двигатель» успешного развития личности.

При этом вредны как наказание, так и поощрение: дети должны учиться, руководствуясь собственной мотивацией, получая от этого радость. Развитие самостоятельности детей необходимо подкреплять, по мнению Монтессори, практическими занятиями из повседневной жизни. Детский сад по Монтессори учит, в первую очередь, самостоятельному одеванию, умыванию, элементарным бытовым навыкам. При этом дети сами выбирают, с чем им играть, сколько и как.

Развитие каждого ребенка теория Мария Монтессори делила на 4 этапа:

  • детство – с рождения до 6 лет;
  • детство от 6 до 12 лет;
  • юность – от 12 до 18 лет;
  • взросление – от 18 до 24 лет.

Именно в первой стадии формируются способности ребенка, при этом рождается малыш уже с определенным набором качеств, и воспитать ребенка невозможно, он сам сделает это. От рождения каждый из детей обладает природным стремлением все пробовать, нюхать и трогать. Значит, считала Монтессори, интеллект развивается через органы чувств.

Занятия по методу Монтессори должны проходить в специально организованной среде, и комната для занятий представляет собой зонированные пространства, в каждой из зон размещаются дидактические пособия:

  1. Практическая зона – здесь собрано все, что окружает детей в быту: веник и совок, пуговицы и застежки, посуда и т.д. Воспитанники учатся одевать и раздевать кукол, мыть посуду, гладить одежду, чистить овощи и т. д.;
  2. Математическая зона – здесь собраны пособия для формирования у детей математических представлений, обучения счету, различению геометрических фигур и т. д.;
  3. Сенсорная зона обустроена так, что ребенок, занимаясь в ней, развивает сенсорику, тактильные ощущения и мелкую моторику – всевозможные разнокалиберные по размеру бутылочки, крышечки, мячики из поролона и твердых материалов, мешочки с различными по фракциям наполнителями и т. д.;
  4. Языковая зона , где акцент делается на обучение буквам, звукам и слогам, чтению и письму;
  5. Космическая зона , в которой воспитанники получают первоначальные сведения об устройстве мира, погодных и природных явлениях, культуре и традициях народов и т. д.


При этом дети занимаются все вместе: и младшие, и старшие. Так формируется навык заботы и взаимопомощи. Роль педагога же – это роль наблюдателя. Он ничего не навязывает ученикам, только немного помогает, если ребенок не может справиться сам. Но о вседозволенности и беспорядке в садах Монтессори не было и речи:

  • дети обязаны соблюдать тишину, но если их переполняли эмоции, для «выпуска пара» была предусмотрена особая комната;
  • все игрушки после занятий дети приводили в порядок: мыли, составляли на место – так формировалась аккуратность;
  • запрещалось отнимать игрушки у других детей: кто первым взял их, тот и играет – это фундамент для формирования понятия о границах дозволенности и понимания «мое-чужое».

Дети с психическими отклонениями, воспитанные по методу Монтессори, как показала практика, оказывались самостоятельны и весьма уверены в себе, умели обслуживать себя и решать основные бытовые проблемы. Помимо этого, воспитанники по Монтессори обладали собственным мнением и умели его отстаивать. Иными словами, дети, на которых был «поставлен крест», становились полноправными членами общества, вполне приспособленными к жизни в нем.

Личная жизнь

Замуж феминистка-Монтесори никогда не выходила, однако, это не означает, что любви и страсти не было места в ее жизни. После окончания университета Мария начала работу с Джузеппе Монтесано и Санти де Сантиса. Эту троицу по праву считают родоначальниками детской нейропсихиатрии в Италии. Доктор-коллега Джузеппе Монтесано на пару лет был старше Марии, однако богаче и знатнее ее – в разы. Это, возможно, и сыграло ключевую роль в неудавшемся союзе. Знатнейшая итальянская аристократка, мать Джузеппе, выступила против их романа. Однако у пары родился сын Марио. Отец его не признал, но предложил Марии нечто вроде современного «гостевого брака». Возможно, для Монтессори это было даже выгодно, ведь замужество могло загубить ее карьеру. Отношения влюбленных все же закончились браком, но не в пользу Марии: Джузеппе женился на очень богатой женщине.


Незаконнорождённый сын Марии Монтессори был отправлен матерью на воспитание в приемную семью. Некоторые источники утверждают, что мать не забывала ребенка и регулярно его навещала. Есть также мнение, что Мария позабыла о сыне, принявшись ставить педагогические эксперименты уже на здоровых детях. Как бы там ни было, к 16 годам Марио воссоединился с матерью, став ее верным помощником. Однако официально Мария его признала сыном лишь в посмертном завещании, все остальное время Марио был для всех ее племянником.

Известность

Методика набирающей популярность Монтессори начала быстрыми темпами внедряться в итальянскую систему образования, по всей стране открывались педкурсы по Монтессори. Известность распространилась и заграницу, к итальянскому педагогу-новатору приезжали светила науки и учителя из стран Европы и из США, из России. Так, побывав в Италии, наша знаменитая Юлия Фаусек создала первый отечественный детский садик по знаменитой методике. Вскоре подобные школы стали открываться повсюду, Мария объездила с лекциями весь мир. В поддержку Марии выступали представители власти. При благоволении элиты Монтессори внедрила свою теорию повсемирно, начала писать книги, получать награды. Ее трижды выдвигали на Нобелевскую премию (с 1949 по 1951 гг.), однако, безрезультатно. Еще в конце 20-х годов к Марии присоединился ее сын, внесший немалый вклад в развитие Монтессори-движения. Была создана получившая позже государственное финансирование Международная Ассоциация имени Монтессори, которая не останавливает деятельность и поныне.

Кстати, в честь Монтессори назван один из кратеров на планете Венера!

Даже Мировая война не стала преградой для распространения славы Монтессори. Когда в Италии воцарился фашизм, власти оказывали поддержку педагогу-новатору, и сам Муссолини дал добро на внедрение программы Монтессори в школы и на финансирование ее организации.


Однако в 30-е годы, когда министром образования был назначен Джузеппе Лoмбардo Радиче, идиллия Монтессори закончилась: ее школы стали массово закрывать, а саму Марию даже обвинили в плагиате, якобы ее идеи были украдены у сестер Агацци, довольно известных педагогов того времени. Прекратилось и финансирование международных поездок Марии, а это означало и снижение популярности, к которой Монтессори так привыкла. В конце концов, она переезжает в Нидерланды, гостеприимно распахнувшие ей свои двери, где продолжает свою деятельность.

Мария Монтессори скончалась в неполные 82 года и погребена на католическом кладбище городка Нордвиг.

Что сейчас

Методику Монтессори многие современные педагоги находят весьма ценной, однако некоторые моменты подвергаются существенной критике. Это, например, отсутствие развития творческого начала, полный отказ от сюжетно-ролевых игр, ограничение детской физической активности.

Но не признавать вклад Монтессори в систему воспитания невозможно. Сегодня о педагогике Монтессори говорят как об элитной. Сам принц Великобритании Гарри обучался по ней.

Признана Монтессори как педагог, определивший способ педагогического мышления, и всемирной организацией ЮНЕСКО. А это признание за всю историю существования организации коснулось, кроме Монтессори еще всего трех педагогов - американца Джона Дьюи, немца Георга Кершенштейнера и нашего Антона Макаренко.

Универсальность метода Марии Монтессори в том, что он может быть применен для развития абсолютно здоровых детей и в домашних условиях, и как дополнительный к основной системе образования.

Видео по теме

14 февраля 2016, 20:00

На днях мировую паутину всколыхнула новость: житель Флориды был приговорен к пожизненному заключению за убийство жены. Криминальная сводка осталась бы не замеченной, если бы не одна пикантная деталь, выбивающая ее из череды подобных: убийцей признан известный американский эксперт в области семейных отношений Дерек Медина, написавший книгу "Как я сохранил жизнь, брак и семью с помощью общения" . Видимо, что-то в жизни Дерека пошло не так...

Кто еще из адептов здорового образа жизни, семейного счастья, идеального воспитания детей и вселенского благоденствия собственным примером перечеркнул свои же постулаты.

Бенджамин Спок

На книге этого американского педиатра, изданной в 1946 году, выросло не одно поколение советских детей. Детский врач, поставивший во главу угла психологию, совершил переворот в сознании родителей. Спок учил слушать и слышать ребенка, обращать внимание на его эмоции, быть чутким и терпимым к различным возрастным кризисам. Это сегодня многие рекомендации доктора кажутся, мягко говоря, странными, а подчас и чересчур строгими. В частности, совет позволять новорожденному проораться, не реагируя на его крик, давно опровергнут современными врачами и педагогами. Но в свое время книга действительно произвела революционный сдвиг. Вместо наказаний, ограничений, запугиваний на первое место вышла любовь к детям. Однако в своей семье Бенджамин Спок не смог следовать собственным правилам. У него было два сына: Майкл и Джон, и с обоими он не выстроил доверительных отношений. Более того, Майкла он даже бил, когда тот не мог освоить школьную программу. У мальчика была дислексия и прочие особенности развития, поэтому со временем Спок, осознавший, что его методы не приносят плодов, просто устранился от воспитания сына. Позже родители отдали Майкла в специнтернат. С Джоном отец тоже не смог найти общий язык. Видя непрекращающиеся конфликты в доме, жена Спока решила их прервать: "Поучайте чужих детей, господин Бог!"

Мария Монтессори

Пожалуй, на сегодняшний день в столице нет более востребованных методик раннего развития, чем те, что создала итальянский педагог и философ Мария Монтессори. По всей Москве пестрят вывески детских клубов, где неизменно фигурирует это зарубежное имя. Монтессори придумала уникальную систему, позволяющую обучать ребенка без давления на его психику. Главное – создать среду, которая даст возможность раскрыть все таланты малыша. А вот личная жизнь у Марии сложилась вразрез с ее правилами. Монтессори родила сына Марио в 1898 году в Риме, ей было 28 лет, и она уже пропагандировала свои методики. Отец ребенка сразу отказался от него. Незаконнорожденный младенец ставил крест на карьере женщины, добившейся права работать врачом. Монтессори, взвесив личное счастье и профессиональную состоятельность, приняла решение сдать сына в семью кормилицы, а затем перевела его в школу-интернат. Она выделяла деньги на обучение мальчика, но не навещала его. Марио приехал к матери, когда ему было 17. Спустя некоторое время педагог включила сына в свое дело, они вместе преподавали, но, тем не менее, мать так и не признала сына официально.

Аллен Карр

Самый известный в мире борец с курением, автор бестселлера о том, как победить вредную привычку, в 2006 году умер от рака легких – болезни, считающейся возмездием для любителей табака. В книге, изданной миллионными тиражами, Карр пошагово описал, что делать тем, кто хочет завязать с никотиновой зависимостью. Советы Карра работают: бросившие курить бесконечно благодарны ему за возможность больше не думать о сигаретах. Но, несмотря на то что 23 года американец провел в борьбе с табаком, сам он скончался от рака легких. Однако, узнав о своем заболевании, сказал, что ушел бы на тот свет гораздо раньше, если бы не перестал курить.

Роберт Аткинс

Врач-диетолог из США, автор популярной во всем мире системы питания, основанной на пониженном употреблении углеводов, Роберт Аткинс умер от... ожирения. Правда, в официальных медицинских бумагах значится, что он погиб от удара головой. Но это не противоречие, а причина и следствие. Аткинс, весивший 116 килограммов, страдал сердечным заболеванием, свойственным многим тучным людям. Выйдя из дома, он почувствовал себя нехорошо, потерял равновесие, упал на асфальт, ударился головой, впал в кому и умер. Причину смерти долго скрывали: оно и понятно, диета покорила весь мир, маркетологи делали на ней большие деньги, новая информация могла сразу отсечь часть ее приверженцев. Когда тайное стало явным, родственники Аткинса заявили, что до больницы он весил меньше, около 90 килограммов, а в клинике врачи накачали его лекарствами, но документальных подтверждений эта версия не нашла.

Чхве Юн Хи

63-летняя телеведущая из Южной Кореи Чхве Юн Хи, автор книг о счастье, надежде и о том, что надо идти вперед, невзирая на обстоятельства, покончила с собой. Вместе с супругом она повесилась в номере недорогого мотеля. Женщина написала более 20 книг, каждая из которых воспевала радость жизни. Чхве Юн Хи призывала к всеобщей гармонии, внутреннему свету, покою и способности принимать этот мир. И вдруг на фоне такого оптимизма – суицид. Писательница оставила предсмертную записку, где написала, что больна и дела ее плохи. Однако, если следовать основным посылам ее книг, даже такая непростая ситуация не должна была спровоцировать человека на последний шаг. Советовавшая принять и полюбить мир писательница справиться с этой задачей не смогла.

Всем добра, любви и здравомыслия!