Цель проекта дети войны. Проект «Дети войны. узнать географическое местоположение концлагерей

Проект «Дети войны»

Обоснование выбора темы

70 лет, отделяющие нас от победного дня 1945 года, - серьезный срок, равный жизни зрелого человека. За это время родились и возмужали несколько поколений. При таком возрастном раскладе существуют различные формы восприятия военного прошлого. Одно дело, если человек, пусть совсем ребенком, но ощутил войну на собственном опыте. Другое, если знание о ней получено из рассказов ветеранов, книг и фильмов, как это было у нашего поколения. Современные дети и подростки узнают о событиях Великой Отечественной войны в основном из учебников истории, так как юное поколение мало и не очень охотно читает, а также редко (лишь в канун праздника Победы) имеет возможность смотреть настоящее кино на военную тематику по причине господства на телевидении низкопробной продукции. Ветераны войны, живые свидетели и участники тех событий, уходят из жизни. Таким образом, существует угроза утраты исторической памяти о самом важном и трагичном событии нашей Родины и всего мира в 20 веке – Великой Отечественной войне.
Историческая память – это непросто знание конкретной реальности прошлого, а сознание того, что каждый из нас, как частица истории, неотделим от того, что было и до нашего рождения. На наш взгляд, историческая память является одним из важных источников патриотического и нравственного воспитания личности.

Во время Великой Отечественной войны тысячи мальчишек и девчонок взяли в руки оружие. Кто эти дети, почему они пошли на фронт?
Что же помогло им выжить вопреки всему, не сломится, не ожесточиться, стать достойными людьми? « Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», - писал А. Твардовский. Горе и страдания, боль и утраты помогли воспитать в том поколении стремление к достойной жизни, любовь к ней, самопожертвование, сострадание, доброту, отзывчивость, трудолюбие – все те качества, которых так не хватает сегодняшнему поколению. Неужели лишь через сострадания можно воспитать в себе лучшие нравственные качества? Конечно, нет. Их можно воспитать на примере старших поколений, на уважении к прошлому своих близких и своего народа. У каждого времени есть свои трудности, свои беды. Оправдывая сегодняшнюю безнравственность и крушение моральных устоев у молодого поколения, многие говорят: « Время такое!». Понять и осознать, что не время творит человека, а он сам является творцом своей эпохи должен был помочь детям наш проект «Дети воины».

С 1 ноября по 14 ноября: подготовка участников, знакомство с основными вопросами и ходом проекта.

Кураторы проекта: Майданова Е.В

Зинченко Е.М.

Участники проекта : воспитанники 8, 9 и 10 классов.

    Презентации:

    Выставка художественной литературы: «Дети Воины» (библиотекарь Медведева Ксения Александровна)

    Стихотворения посвящённые детям воины (Деулин Кирилл, Алексеев Эдуард)

Цель: развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны.

Задачи:

    Воспитывать у подрастающего поколения чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества.

    Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.

    Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру.

Методическое сопровождение проекта:

Информационные источники в интернете;

Стихотворения о детях воины;

Презентации

Книги посвященные детям воины

Перед воспитанниками стояла задача:

    Найти фотографии детей в годы Великой Отечественной войне;

    Посетить библиотеку. Ознакомиться с литературой имеющейся по данной теме.

    Собрать материал о детях-узниках концлагерей. Составить презентацию.

    Собрать материал о детях партизанах ВОВ. Составить презентацию.

    Собрать материал о детях блокадного Ленинграда. Составить презентацию.

    Дети пионеры – герои. Составить презентацию.

Ожидаемые результаты

После завершения проекта учащиеся смогут:

    демонстрировать знания об этапах организации проектной деятельности;

    использовать ИКТ технологии для поиска информации и оформления результатов исследования;

    анализировать и сравнивать исторические источники;

    организовать командную работу.

Этот проект подготовлен к празднованию 70-лети со Дня Победы.

Оборудование: плакаты, компьютер, мультимедийный проектор, фотографии военных лет, Презентации подготовленные детьми.

Формы работы: беседа, диспуты, презентации.

Ход отчетного союзного часа

    Дети войны. Последние свидетели.

Рассказывайте детям о войне,

Не бойтесь испугать жестокой правдой,

Рассказывайте детям о войне,

Им это знать и помнить надо

Рассказывайте детям о войне,

Пусть ваша память к ним в сердца стучится

Рассказывайте детям о войне… Н.Верб

Как-то так сложилось, что, вспоминая ужасы Великой Отечественной войны, мы говорим об убитых солдатах, военнопленных, истреблении и унижении мирных граждан. А ведь можно выделить еще одну категорию безвинно пострадавших – дети.

Из осколков памяти мы увидим другую войну, войну которую видел маленький человек.

Мы сегодня узнаем, как жили:

    Дети в блокадном Ленинграде (Ахметов Данияр, Черепанов Андрей)

    Дети партизаны (Кучин Андрей, Неизвестных Кирилл, Константинов Дима)

    Дети в концлагерях (Травянов Олег, Степкин Павел)

    Дети пионеры – герои (Сарсакеев Олег)

Дети в концлагерях.

Страшный час для детей и матерей в концлагере наступал тогда, когда фашисты, выстроив матерей с детьми посреди лагеря, насильно отрывали малюток от несчастных матерей.

Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. Дети в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишенных даже примитивного ухода. За грудными младенцами ухаживали 5-7 летние девочки. Ежедневно немецкая охрана в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших детей. Массовую беспрерывную смертность детей вызывали эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались малолетние узники Саласпилса. Немецкие врачи-убийцы больным детям делали инъекции разных жидкостей, заставляли принимать внутрь разные средства. Детей кормили отравленной кашей, от которой они умирали мучительной смертью. Руководил всеми этими опытами немецкий врач Майзнер.На основании материалов расследования, свидетельских показаний, данных эксгумации, установлено, что за три года существования лагеря Саласпилса немцы загубили не менее 7 000 детей, частью сожженных, а частью захороненных на гарнизонном кладбище.

Рассказывает десятилетняя Наталья Лемешонок узница Саласпилса (в концлагерь Саласпилса попали все пятеро братьев и сестер – Наталья, Шура, Женя, Галя, Боря).

«Мы жили в бараке, на улицу нас не пускали. Маленькая Аня постоянно плакала и просила хлеба, но у меня нечего было ей дать. Через несколько дней нас вместе с другими детьми повели в больницу. Там был немецкий врач, посреди комнаты стоял стол с разными инструментами.

Потом нас построили в ряд и сказали, что сейчас осмотрит врач. Что делал он, не было видно, но потом одна девочка очень громко закричала. Врач стал топать ногой и кричать на нее. Подойдя ближе, было видно, как врач этой девочке вколол иглу, и из руки в маленькую бутылочку текла кровь. Когда подошла моя очередь, врач вырвал у меня Аню и уложил меня на стол. Он держал иглу и вколол ее мне в руку».

В гестапо и тюрьмах также происходило уничтожение детей. Грязные и вонючие камеры тюрем никогда не проветривались, не отапливались даже в самые жестокие морозы. На грязных холодных полах, кишевшими от разных насекомых, несчастные матери были вынуждены смотреть на постепенное угасание своих детей. 100 граммов хлеба и пол-литра воды – вот и весь их скудный рацион на день. Медицинская помощь не оказывалась. При кровавых расправах с заключенными в тюрьмах, где немцы расстреливали до нескольких сотен человек, исключений для детей не делали. Наши войска освободили детей Саласпилса в 1944 году.

А теперь мы посмотрим презентацию о детях концлагерей подготовленную Травянов Олег.

Дети пионеры – герои.

За боевые заслуги десятки тысяч детей - пионеров были награждены орденами и медалями:

    Ордена Ленина были удостоены - Толя Шумилов, Витя Коробков, Володя Казначеев;

    Ордена Красного Знамени - Володя Дубинин, Юлий Кантимиров, Андрей Макарихин, Костя Кравчук;

    Ордена Отечественной войны 1-й степени - Петя Клыпа, Валерий Волков, Саша Ковалев;

    Ордена Красной Звезды - Володя Саморуха, Шура Ефремов, Ваня Андрианов, Витя Коваленко, Леня Анкинович;

    Сотни пионеров были награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны», свыше 15 000 - медалью «За оборону Ленинграда», свыше 20 000 медалью «За оборону Москвы».

    Четверо пионеров были удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова

Многие юные участники войны погибли в боях или были казнены немцами. Некоторые из них были занесёны в «Книгу почёта Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина» и возведёны в ранг «пионеров-героев».

О пионерах-героях расскажет Сарсакеев Олег.

А теперь мы узнаем о том, как жили дети в блокадном Ленинграде. И расскажет нам об этом Ахметов Данияр.

О детях партизанах мы узнаем из презентации Кучина Андрея.

Пережившие войну дети говорили: «Мы родом с войны. Родом из украденного детства, наполненного горем и ужаса». Забыть страдание даже одного маленького человека - это предать детскую память 4 миллионов погибших детей.

Вечная память всем погибшим.

Семенович Алла Эдуардовна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида №23 "Алёнушка"
Населённый пункт: ГОРОД ЕССЕНТУКИ, СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: проект "Дети войны"
Дата публикации: 17.05.2018
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

МБДОУ Детский сад № 23 «Аленушка»

Педагогический

проект

детей

дошкольного

возраста

«Дети

воины»

Подготовили:

Семенович А.Э.

2018 г.

Паспорт проекта

Вид проекта: информационно-исследовательский.

Продолжительность проекта : краткосрочный, 1-2 недели мая.

Участники проекта : дети, родители, воспитатели.

Образовательные области:

речевая,

социально–коммуникативная,

познавательная,

художественно–эстетическая.

Цель проекта: Ознакомление детей с историей ВОВ, с детьми-героями ВОВ,

способствовать формированию патриотических чувств.

Задачи проекта:

1. Расширять и систематизировать знания детей о Великой отечественной войне.

2. Вызывать чувство эмпатии к ветеранам ВОВ и детям-героям ВОВ.

3. Организовывать совместную деятельность детей с родителями, воспитателями

по данной теме.

4. Дать представление детям о празднике День Победы.

5. Познакомить с детьми - героями ВОВ.

Предполагаемый результат:

Знания о истории ВОВ;

Естественный интерес к истории своей Родины;

Создание рукописной

книги Дети-герои ВОВ.

Воспитатели:

Создание цикла бесед

Вовлечение семьи в

образовательный

Родители:

Активные участники

образовательного

процесса.

Актуальность:

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых

актуальных задач нашего времени.

Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с

дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе

формируется личность ребенка. Перед специалистами дошкольного

образования стоит задача найти наиболее верный метод приобщения

ребенка к социально-значимым ценностям.

Социокультурная ситуация современного общества обусловливает

необходимость применять инновационные формы работы с

дошкольниками.

Реализуя образовательную программу, педагоги должны понимать, что

любовь к Родине – высшее проявление любви ребенка к своим

родителям, близким и родному городу, поэтому формировать

гражданственность нужно начиная с малых, понятных детям вещей.

Патриотизм необходимо прививать через любовь к истории своей

семьи. В данном проекте мы обращаемся к теме Великой

Отечественной войны, потому что это способствует связи поколений.

Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в

современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего

народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста,

потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им

по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы

Этот праздник развивает и укрепляет в детях чувство справедливости,

помогает осознать свою национальную принадлежность, особенность

истории своей страны, призывает любить Родину и близких.

Подготовительный этап:

Определение проблемы, цели и задач.

Изучение литературы, подбор материала, нахождение и установление

эффективных связей с родителями.

Подготовка цикла бесед о ВОВ.

Основной этап:

Работа с родителями

1. Информация в родительском уголке.

2.Экскурсия к монументу Славы с детьми.

Работа с детьми

1. Чтение и обсуждение произведений о войне.

2. Рассматривание иллюстраций.

3. Индивидуальные беседы о войне.

5. Разучивание стихов, песен о войне.

6.Показ презентации на тему: «Дети-герои» ВОВ.

7. Создание цикла бесед «Дети-герои» ВОВ.

8. Аппликация (открытка для ветеранов).

Заключительный этап:

1. Выставка детского творчества.

2. Экскурсия к монументу Славы.

3. Выставка летописи «Дети-герои ВОВ».

Цикл бесед

о Великой

Отечественной

Войне

Беседа

"Дети – герои Великой Отечественной войны"

Цель: Способствовать уважительному отношению к истории и памяти погибших

Ход беседы:

Ты знаешь, что была война,

Когда тебя на свете не было;

И сколько помнила страна –

Такой войны на свете не было.

Разрыв снаряда, пули свист,

Казалось, воздух весь наполнили;

И слово страшное “фашист”

Все дети в это время поняли.

Не возвратившихся с войны

В свои дома, в свои селения

Так много, что на три страны

Того хватило б населения

«Тяжёлый грохот обрушился на землю. Вмиг погас свет. Вздрогнули стены. И

сквозь оглушительный вой и рёв всё яснее и яснее прорывались раскатистые

московскому времени».

Война - сколько ужаса, страха, горя в одном этом слове.Мальчишки и девчонки

1941 года…

Их никто не призывал воевать, но они считали, что должны взять на

себя равную со старшими меру ответственности. В суровые годы войны рядом со

взрослыми встали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны,

выступали с концертами перед ранеными в госпиталях, собирали тёплые вещи.

Тяжёлые испытания война принесла детям. Героизм и мужество проявили тысячи

ребят. Многие из них отдали свою жизнь за Победу. Трудные, голодные и

холодные военные годы называют

военным лихими, злыми годами.

Тяжело достались они всему

нашему народу, но особенно тяжко

пришлось маленьким детям.

Многие дети остались сиротами, их

отцы погибли на войне, другие

потеряли родителей во время

бомбежек, третьи лишились не

только родных, но и отчего дома,

четвертые оказались на

оккупированной врагами

территории, пятые - в плену у

Дети - слабые,

беспомощные,

оказались лицом к

лицу с жестокой,

беспощадной, злой

силой фашизма

Володя Казначеев

1941 год... Весной закончил пятый класс. Осенью вступил в партизанский отряд.

Когда вместе с сестрой Аней он пришел к партизанам в Клетнянские леса, что на

Брянщине, в отряде говорили: "Ну и пополнение!.." Правда, узнав, что они из

Соловьяновки,

Кондратьевны

Казначеевой,

п а р т и з а н,

ш у т и т ь

перестали (Елена

Кондратьевна

была убита фашистами). В отряде

"партизанская

обуч а лись

м и н е р ы,

подрывники.

"отлично"

старшими товарищами пустил под

в о с е м ь

э ш е л о н о в.

Приходилось

прикрывать

г р у п п ы,

г р а н а т а м и

останавливая преследователей... Он

доставляя

ценнейшие

сведения;

дождавшись

расклеивал листовки. От операции к

операции

становился

искуснее.

партизана

Кзаначеева

назначили

подозревая,

отважный

противник

еще мальчик. Он сражался рядом со взрослыми до того самого дня, пока родной

освобожден

фашистской

разделил

взрослыми

освободителя

Казначеев

награжден

"Партизану

Отечественной

Лара Михеенко

операцию

разведке

правительственной награде была представлена ленинградская школьница Лариса

Михеенко. Но вручить своей отважной дочери награду Родина не успела... Война

отрезала девочку от родного города:

каникулы

Печенёво

Псковской

области, а вернуться не сумела –

деревню заняли фашисты. Мечтала

п и о н е р к а

в ы р в а т ь с я

гитлеровского рабства, пробраться к

своим. И однажды ночью с двумя

старшими

подругами

деревни. В штабе 6-й Калининской

командир

Рындин вначале отказался принять

маленьких":

них партизаны! Но что же много

г р а ж д а н е! ”

Девочкам

оказалось

уд а в а л о с ь

с и л ь н ы м

мужчинам. Переодевшись в лохмотья, ходила Лара по деревням, выведывая, где и

как расположены орудия, расставлены часовые, какие немецкие машины движутся

по большаку, что за поезда и с каким грузом приходят на станцию Пустошка.

Участвовала она и в боевых операциях... Юную партизанку, выданную предателем

Игнатово,

расстреляли.

награждении

Михеенко

Отечественной

"Посмертно".

Витя Коробков

рисовать.

каменистом

старался

запомнить её, а потом рисовал в

тетрадку

загнутыми

уголками.

рисовать

крымские

мальчишками.

художником.

б ы с т р ы й,

т о л к о в ы й,

сообразительный

родился и вырос в Феодосии. Он

два раза был поощрён путёвкой в

пионерский

“Артек”.

действовало

подполье,

Витя стал его участником. Раз Витя

подобрал

немецкий

п р о п у с к,

п р и н ё с

типографию.

были напечатаны пропуска для разведчиков. Витя гнал по улице обруч: вроде бы

играл, а сам замечал танки в укрытиях, пулемёты, где и сколько разместилось

немецких

передавал

партизанам.

Расстрелян

отвагу”.

Аркадий Каманин

Он мечтал о небе, когда был ещё совсем

мальчишкой.

Петрович Каманин, лётчик, участвовал в

спасении челюскинцев, за что получил

Советского

отчего загореться сердцу мальчугана. Но

говорили:

подрасти.

началась

пошёл работать на авиационный завод,

аэродром

использовался

подняться

небо. Опытные пилоты, пусть всего на

несколько

случалось,

доверяли

ему вести самолёт. Однажды вражеской

Лётчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и

мальчик посадил самолёт на свой аэродром. После этого Аркадию разрешили

всерьёз учиться лётному делу, и вскоре он начал летать самостоятельно. Однажды

подбитый

фашистами.

сильнейшим миномётным огнём Аркадий приземлился, перенёс лётчика в свой

самолёт, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден

Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награждён вторым

орденом Красной Звезды. К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя

пятнадцать

сражался

фашистами. Юный герой о небе мечтал и небо покорил! Прошёл всю войну.

Имеет два ордена Красной Звезды и орден Красного Знамени.

Валя Зенкина

Брестская крепость первой приняла на себя удар врага. Рвались бомбы, снаряды,

рушились

крепости, и в городе Бресте. С первых

минут ушёл в бой Валин отец. Ушёл и

не вернулся, погиб героем, как многие

защитники

Брестской

крепости.

Валю фашисты заставили под огнём

пробираться

крепость,

передать

защитникам

требование

крепость

пробралась,

рассказала

зверствах

фашистов,

объяснила,

о р у д и я,

у к а з а л а

расположения

осталась

помогать

перевязывала

собира ла

подносила их бойцам. В крепости не хватало воды, её делили по глотку. Пить

хотелось мучительно, но Валя снова и снова отказывалась от своего глотка: вода

командование

Брестской

крепости

вывести детей и женщин из-под огня, переправить на другой берег реки Мухавец

– иной возможности спасти их жизнь не было, – маленькая санитарка Валя

Зенкина просила оставить её с бойцами. Но приказ есть приказ, и тогда она

поклялась

продолжить

сдержала. Разные испытания выпали на её долю. Но она выдержала. Выстояла. И

свою борьбу продолжила уже в партизанском отряде. Воевала смело, наравне со

взрослыми. За отвагу и мужество награждена орденом Красной Звезды.

Валя Котик

Хмелевка

Шепетовского

Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным

вожаком пионеров, своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты,

Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте

боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.

Присмотревшись

мальчику,

партизаны

доверили

разведчиком

подпольной

организации.

расположение

вражеских

наметили

карательную

операцию

партизан,

выследив

гитлеровского

возглавлявшего карателей, убил его... Когда в городе начались аресты, Валя вместе

с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Мальчик, которому только-только

исполнилось

четырнадцать

сражался

взрослыми,

освобождая

вражеских

эшелонов,

взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом Отечественной

войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени. Валя

Котик погиб как герой в феврале 1944 года в городе Изяславле, защищая склад

боеприпасов. Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.

Нина Куковерова

Каждое лето Нину и её младших

братишку

се стрёнку

вывозила из Ленинграда в деревню

Нечеперть,

молоко... Грохот, взрывы, пламя и

обрушились

ч е т ы р н а д ц ато е

пионерки

Куковеровой.

фашистов Нина стала партизанской

разведчицей.

запоминала,

сообщала

д е р е в н е

расположился

карательный

подступы

перекрыты,

разведчикам

пробраться. Вызвалась пойти Нина.

Полтора десятка километров шла она заснеженной равниной, полем. Не обращали

внимания фашисты на продрогшую, усталую девочку с торбой, а от её внимания

ничто не укрылось – ни штаб, ни склад горючего, ни расположение часовых. И

когда ночью партизанский отряд выступил в поход, Нина шла рядом с командиром

как разведчица, как проводник. Взлетели в ту ночь на воздух фашистские склады,

вспыхнул штаб, пали каратели, сражённые яростным огнём. Не раз ещё ходила на

пионерка,

награждённая

"Партизану

Отечественной

Посмертно

награждена орденом Отечественной войны 1 степени.

Лёня Голиков

Рос в деревне Лукино, на берегу

легендарное

Ильмень-озеро.

Когда его родное село захватил

враг, мальчик ушел к партизанам.

разведку,

приносил

сведения

партизанский

вражеские

рушились

горели вражеские склады... Был в

его жизни бой, который Леня вел

фашистским

генералом.

брошенная

мальчиком, подбила машину. Из

выбрался

гитлеровец

портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня – за ним. Почти

километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень

документы.

партизан

немедленно

переправил

самолетом

Москву. Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный

герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая

Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под

партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза. В Новгороде стоит

памятник этому юному герою.

Зина Портнова

ленинградскую

пионерку Зину Портнову в деревне

Зуя, куда она приехала на каникулы,

– это неподалеку от станции Оболь

Витебской области. В Оболи была

подпольная

комсомольско-

молодежная

организация

мстители", и Зину избрали членом

комитета.

участвовала

дерзких операциях против врага, в

д и в е р с и я х,

р а с п р о с т р а н я л а

листовки, по заданию партизанского

разведку.

д е к а б р ь

возвращалась с задания. В деревне

предатель.

схватили

партизанку,

молчание

презрение

ненависть,

решимость

бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со

стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер

пыталась

настигли

Отважная

пионерка

замучена,

последней

оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила

ее подвиг высшим своим званием – званием Героя Советского Союза

Витя Хоменко

Свой героический путь борьбы с

фашистами пионер Витя Хоменко

прошел в подпольной организации

"Николаевский центр". ...В школе

немецкому

" о т л и ч н о "

п о д п о л ь щ и к и

п о ру ч и л и

у с т р о и т с я

офицерскую

столовую.

случалось,

обслуживал

офицеров в зале и прислушивался

к их разговорам. В пьяных спорах

выбалтывали

сведения,

интере совали

"Николаевский

Быстрого,

смышленого мальчишку офицеры

стали посылать с поручениями, а

вскоре и вовсе сделали посыльным

при штабе. Им и в голову не могло прийти, что самые секретные пакеты первыми

читали подпольщики на явке... Вместе с Шурой Кобером Витя получил задание

перейти линию фронта, чтобы установить связь с Москвой. В Москве, в штабе

партизанского

движения,

доложили

обстановку

рассказали

наблюдали в пути. Вернувшись в Николаев, ребята доставили подпольщикам

радиопередатчик, взрывчатку, оружие. И снова борьба без страха и колебания. 5

декабря 1942 года были схвачены фашистами и казнены десять подпольщиков.

Среди них два мальчика – Шура Кобер и Витя Хоменко. Они жили героями и

погибли как герои. Орденом Отечественной войны 1 степени – посмертно –

наградила Родина своего бесстрашного сына.

Дети войны

– самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Пришёл час –

они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нём

есть любовь к Родине и ненависть к её врагам. Их повзрослевшее детство было

наполнено

тяжёлыми

испытаниями,

придумай

талантливый писатель, в них трудно было бы даже поверить. Но это было, было в

истории нашей страны. И это не должно повториться.

Война - не место для детей!

Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

Разрывы мин и грохот пушек,

И море крови и смертей.

Война - не место для детей!

Ребенку нужен теплый дом

И мамы ласковые руки,

И взгляд, наполненный добром,

И песни колыбельной звуки.

И елочные огоньки,

С горы веселое катанье,

Снежки и лыжи, и коньки,

А не сиротство и страданье!!!

Беседа

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

Цель: познакомить детей с понятием Великая Отечественная война.

родились

называют

участвовало

человек.

Вторая

мироваявойна

продолжалась

сентября

Нападение Германии на Советский Союз было неожиданным. Был нанесен удар

неведомой силы. Гитлер напал на Советский Союз (Так раньше называлось наше

Отечество) сразу на большом пространстве - от Балтийского моря до Карпатских

гор (почти по всей нашей Западной границе). Его войска пересекли нашу границу.

Тысячи и тысячи орудий открыли огонь по мирно спящим селам, и городам,

самолеты врага стали бомбить железные дороги, вокзалы, аэродромы. Для войны

Германия

подготовила

огромную

превратить

население нашей Родины в рабов и заставить их работать на Германию, хотел

уничтожить науку, культуру, искусство, запретить образование в России. Долгие

годы продолжалась кровавая война, но враг был разгромлен. Великая Победа,

которую одержали во Второй мировой войне над фашистской Германией наши

навечно стало великой датой. Ради этого счастливого дня погибли миллионы

человек, сражаясь за свободу России и всего мира. Мы никогда не забудем тех, кто

горел в танках, кто бросался из окопов под ураганный огонь, кто грудью ложился

на амбразуру, кто не пожалел своей жизни и все одолел. Не ради наград, а ради

работать

счастливыми! В памяти народной навечно сохраняются имена героев Великой

Отечественной войны.

Беседа

Почему война называется Великой

Отечественной?

продолжать

знакомить

событиями

подвигами

ОТЕЧЕСТВЕННА

человечества. Слово «великий» означает, очень большой, громадный, огромный. В

самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней

участвовали десятки миллионов людей, она длилась долгих четыре года, а победа

в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения всех физических и

духовных сил. Отечественной войной она называется потому, что эта война -

справедливая, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом

поднялась вся наша огромная страна! Мужчины и женщины, пожилые люди, даже

дети ковали победу в тылу и на передовой. Теперь вы знаете, что одна из самых

жестоких

кровопролитных

называлась

Отечественной войной. Победа Красной Армии в этой войне - главное событие в

Нападение

Германии

Советский

неожиданным. В эти июньские дни десятиклассники заканчивали школу, в школах

проходили выпускные балы. Юноши и девушки в светлых нарядных одеждах

танцевали, пели, встречали рассвет. Они строили планы на будущее, мечтали о

иностранных

выступил

нападении

фашисткой

Германии.

школьную форму, надевали шинели и прямо со школьной скамьи шли на войну,

становились бойцами Красной Армии. Бойцов, служивших в Красной Армии,

называли красноармейцами. Каждый день эшелоны увозили бойцов на фронт. Все

народы Советского Союза поднялись на борьбу с врагом! Но в 1941 г. народ всеми

силами хотел помочь своей стране, попавшей в беду! И молодые, и пожилые люди

рвались на фронт и записывались в Красную Армию. Только в

первые дни войны записалось около миллиона человек! У призывных пунктов

собирались

стремились

защищать

Отечество!

масштабам человеческих жертв и разрушений эта война превзошла все войны,

которые были на нашей планете. Было уничтожено огромное количество людей.

На фронтах в боевых операциях было убито свыше 20 млн солдат. В ходе Второй

половина

великой датой - ДЕНЬ ПОБЕДЫ над Фашисткой Германией.

Беседа

ПРАЗДНИК «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»

По пути к Великой Победе российского народа были и поражения в битвах и

Фашистких

освобождение

российских

основных

является

подписание

безоговорочной

капитуляции

фашистской

Германией

странами-победителями

(Великобританией,

Советским

побежденной

Германии

торжественно

отмечают

является

государственным праздником, который посвящен Дню Победы. В этот день люди

работают,

поздравляют

ветеранов

празднуют.

продолжалась кровавая война, но враг был разгромлен, и Германия подписала акт

счастливого

миллионы

сражаясь

свободу России и всего мира. Мы никогда не забудем тех, кто горел в танках, кто

бросался из окопов под ураганный огонь, кто грудью ложился на амбразуру, кто не

пожалел своей жизни и все одолел. Не ради наград, а ради того, чтобы мы с вами,

ребята, могли жить, учиться, работать и быть счастливыми! В памяти народной

навечно сохраняются имена героев Великой Отечественной войны. Александр

Матросов

пожертвовал

амбразуру

вражеского

Александр

Матросов

товарищам.

Карбышев, оказавшись в лапах врага, не сдался, не предал Отчизну и был жестоко

замучен гитлеровцами. После долгих пыток его вывели раздетого на лютый мороз

и обивали водой до тех пор, пока генерал не превратился в ледяную статую. Юная

партизанка Зоя Космодемьянская была зверски замучена фашистами, но не

выдала своих боевых товарищей. Героев Великой Отечественной войны очень

много. Но имена многих тысяч солдат, совершивших подвиги и отдавших жизньза

остались,

народную

память о них, во многих городах, где велись ожесточенные бои, есть могилы

Неизвестного

мемориалы

памятники...

огонь», к ним возлагают цветы те, чью мирную жизнь они отстояли в боях. Никто

не забыт, ничто не забыто! Великая победа Великой войны победу Мы не должны

забывать! В боях отстояли деды Священную Родину-мать. Она посыла на битвы

Лучших своих сыновей. Она помогала молитвой И праведной верой своей. В

великой войне победу Мы не должны забывать, Для нас отстояли деды И жизнь, и

людей с букетами цветов вышли на улицы столицы. Люди смеялись, плакали,

незнакомые обнимали друг друга. Это, в самом деле, был праздник всего народа

радовались

величайшей

оплакивали

погибших.

стройными

победители.

поверженного

бросали их на брусчатку древней площади. Женщины, дети, молодежь и пожилые

встречали

отважных

обнимали, поздравляли с победой. В этот день на Красной площади столицы

состоялся торжественный парад войск, а вечером небо над Москвой вспыхнуло

поистине

всенародным

торжеством!

расцветают

улыбками

радости, пышными букетами цветов и яркими шарами, звучит торжественная

памятных

Поклонной

Неизвестного солдата, на площади перед Большим театром сбираются ветераны-

фронтовики. Их груди украшены орденами и медалями, полученными за подвиги

в Великой Отечественной войне. Они делятся с нами, своими благодарными

потомками, рассказами о лихой военной поре, встречаются со своими боевыми

друзьями. Торжества проходят во всех городах России! Идут годы. Вот уже

шестьдесят лет прошло со дня Великой Победы. Увы! Ветераны

состарились, многим из них уже больше восьмидесяти лет. Живых участников

войны остается все меньше и меньше. Дорогие друзья! Будем благодарны им за

то, что они победили в жестокой схватке с врагом, отстояли для нас родную землю

достойны

прадедов!

масштабам

человеческих жертв и разрушений Великая Отечественная война превзошла все

войны, которые были на нашей планете. Было уничтожено огромное количество

людей. На фронтах в боевых операциях было убито свыше 20 млн солдат. В ходе

Второй мировой войны погибло около 55 млн человек, из них почти половина -

граждане нашей страны. Ужас и потери Второй мировой войны объединили людей

в борьбе против фашизма, и поэтому огромная радость победы охватила в 1945

году не только Европу, но и весь мир. В боях за свою Родину советские солдаты

проявили поразительное мужество и бесстрашие. Битва шла за каждый кусок

празднуем

фашистской Германией. Вот как вспоминает этот день ветеран войны «Был день

Победы. Это действительно радость со слезами на глазах. Все выскочили из

землянок оттого, что кругом стрельба. Но тут раздались крики: «Войне конец!»

Все чужие друг другу, незнакомые, обнимаемся, плачем, смеемся». Огнем из

тысячи орудий, автоматов, пулеметов, ружей, словно салютом, отметили наши

воины конец Великой войны. А потом наступила удивительная тишина. Ни одного

выстрела... Эту мирную тишину так ждали миллионы людей, уже привыкшие к

бомбежкам,

Послушайте,

встречал

оказавшийся

недалеко

немецкого города.

Первый день мира

Душистая густая тишина,

Ни выстрел не звучит, ни взрыв.

Сегодня утром кончилась война,

И хоть кругом чужая сторона

Я чудом уцелел, я жив!

Друзей я вспомнил тех, кто никогда

Не выйдет в час рассветный на

С каждым годом становится все меньше. Российские власти обращают особое внимание на так называемых детей войны - граждан, что пережили события 1941-1945 годов будучи несовершеннолетними. Представленная категория населения наделяется рядом особых льгот и полномочий, о которых будет рассказано далее.

Кто относится к группе "дети войны"?

К сожалению, специализированного Федерального закона о "детях войны" по состоянию на 2017 год не принято. Тем не менее в различных нормативных актах РФ существует ряд положений, указывающих на привилегии для граждан, переживших ВОВ. Но кто вообще относится к представленной категории? Пока не принят закон о "детях войны", нет и особого определения, которое позволило бы разобраться с соответствующей группой населения. Неофициально считается, что "детьми войны" являются все граждане, родившиеся не позднее 1945 года. Внесенный в Государственную Думу проект Федерального закона устанавливает дату с 22 июня 1928 года по 3 сентября 1945 года. При этом речь идет только про тех людей, что постоянно проживали на территории СССР (за исключением обвиненных, находящихся в местах лишения свободы).

Виды льгот

Поскольку Федеральный закон о "детях войны" все еще находится в разработке, в регионах страны действуют местные акты, направленные на социальную поддержку рассматриваемой категории населения. На данный момент в 15 регионах России «дети войны» выделяются в особую группу, а потому и привилегии для них устанавливаются отдельно. В большинстве же субъектов рассматриваемая категория граждан объединяется с ветеранами труда, инвалидами или

Какие существуют виды льгот для «детей войны»? Первое и самое важное это, конечно же, прибавка к пенсионным выплатам. Далее идут дополнительные услуги вроде бесплатного проезда, льгот на коммунальное и медицинское обслуживание, на установку некоторых видов техники, а также на погребение. Таким образом, большинство льгот объединены в медицинскую, проездную, налоговую и жилищную группы. Регионы имеют право дополнять представленный минимум льгот.

Льготы в 2017 году

Скидки на оплату услуг ЖКХ, право бесплатного проезда, доплаты к пенсии, преимущества в медицинском обслуживании - для пользования всеми этими привилегиями необходимо подтвердить свой статус. В МФЦ и органах соцзащиты некоторых регионов страны любой гражданин, родившийся в период с 1928 по 1945 год, может приобрести специальное удостоверение. Законы о "детях войны" Красноярского края, а также Белгородской, Тульской, Самарской, Волгоградской областей действуют на вполне официальной основе.

Существуют также и некоторые другие области, края и республики, которые предоставляют рассматриваемый статус на официальной основе. При этом большинство субъектов ожидают принятия общего Федерального закона, а потому предоставляют лишь официально установленные статусы вроде военного ветеранского, труженика тыла, ветерана труда и др.

Для получения специального удостоверения от заявителя необходим только паспорт. Запрос на дополнительную документацию от государственного органа будет неправомерным. В течение 2 недель заявителю будет присвоен соответствующий статус.

Другие статусы

Органы соцзащиты часто идут навстречу гражданам. Несмотря на то что закон о "детях войны" пока не принят, государственные инстанции могут присвоить нуждающимся гражданам другой подходящий статус. В частности, гражданин, осуществлявший трудовую деятельность не менее полугода в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года, может получить статус труженика тыла. Единственное условие - работа должна была осуществляться на не оккупированных территориях СССР. Лица, обладающие медалью за самоотверженный труд в годы ВОВ, также имеют право на получение такого статуса. Блокадники и инвалиды ВОВ могут получить ряд привилегий, если предоставят в орган соцзащиты паспорт и документ о праве на льготы.

Если размер пенсионной выплаты ниже прожиточного минимума, то следует обратиться в Пенсионный фонд или инстанцию соцзащиты. Гарантированы дополнительные перечисления "детям войны", инвалидам и ветеранам.

Проект закона о "детях войны"

Фракция КПРФ внесла проект закона еще в 2013 году. Согласно нормативному акту, для рассматриваемой категории граждан устанавливаются льготы в виде внеочередной установки домашнего телефона, прохождения ежегодного медицинского осмотра, бесплатного проезда, а также преимущества при вступлении в кооперативы. Устанавливается в законопроекте и в 1 тыс. рублей.

По словам представителей КПРФ, данная сумма подлежит ежегодной индексации. Если гражданин имеет несколько статусов, то группа льгот предоставляется всего одна - по выбору гражданина. Проект коммунистов не был принят парламентариями. В 2016 году в Госдуму была подана повторная инициатива - на этот раз вместе с депутатами от "Справедливой России".

Политологи говорят о скором принятии закона о "детях войны" - либо в конце 2017, либо в начале 2018 года. Сам законопроект стоит рассмотреть чуть подробнее.

Общая характеристика готовящегося закона о «детях войны»

Законопроект состоит из трех глав - общих положений, мер социальной поддержки и заключительной части. В первой статье дается характеристика рассматриваемой группе граждан. Указывается возраст "детей войны", а именно точные даты рождения таких лиц. В статье 2 говорится про государственную политику.

Согласно законопроекту, к функционалу государственной власти относится выделение средств из федерального бюджета, реализация социальных мер и информирование граждан путем СМИ. Все организационные основы, согласно статье 3 законопроекта, лежат на федеральных органах исполнительной власти. То же касается расходных обязательств. В статье 5 закреплен принцип приоритета международных норм в случае обнаружения противоречий с национальным правом. Наконец, сфера применения, согласно статье 6 проекта, довольно обширна: здесь стоит отметить некоторых иностранных граждан, а также лиц, временно проживающих на территории Российской Федерации.

Социальная защита

По законопроекту составляют всего 1 тыс. рублей. Чуть большие суммы будут получить граждане, чьи пенсионные выплаты не достигают прожиточного минимума. Ежегодно 1 апреля сумма должна индексироваться. Получить свои выплаты граждане могут в Пенсионном фонде РФ. Закон довольно четко определяет основные льготы для пенсионеров с соответствующим статусом. Все те привилегии, что могли бы получать отдельные граждане в некоторые регионах страны, сгруппированы в законопроекте. Речь идет об установке телефона, приеме в интернаты, медицинской помощи вне очереди и о приоритете при вступлении в кооперативы. Надо сказать, что самих льгот не так уж и много. Возможно, связано это с отказом Госдумы в принятии проекта 2013 года, а там льгот было чуть больше.

Таким образом, вопрос о том, какие льготы "детям войны" устанавливает закон, нельзя считать закрытым. В проекте от 2017 года представлен лишь основной минимум привилегий, который, вполне возможно, будет изредка дополняться. К тому же до момента принятия нормативный акт может дополниться новыми положениями.

Защита "детей войны"

В третьей главе законопроекта о льготах и выплатах "детям войны" устанавливаются нормы, касающиеся общественных объединений. Законопроект закрепляет возможность создавать социальные группы, где их представители могли бы решать насущные проблемы. В частности, объединения могли бы подавать иски на органы соцзащиты, некачественно или несвоевременно исполняющие свои обязанности. Нормативный акт закрепляет меры ответственности для таких органов в статье 10.

На сайте, где выложен проект закона, приведено экономическое обоснование проекта. Если верить создателям нормативного акта, численность российских граждан, родившихся в период с 1927 по 1945 год, составляет порядка 13 млн человек. Из них получают льготы чуть меньше миллиона. Для выдачи одних лишь выплат в размере 1 тыс. рублей из федерального бюджета должно уходить 125 млрд рублей в год. По словам составителей проекта, для социальной поддержки это незначительная сумма.

Муниципальное общеобразовательное учреждение Давыдовская средняя школа МО «Николаевский район» Ульяновской области

Великая Отечественная война

Исследовательская работа по теме: «Дети войны »

Руководитель: Паксеваткина Любовь Николаевна, учитель истории и обществознания

с. Давыдовка, 2016 год

Введение

Основной раздел:

воспоминания детей войны;

архивные материалы;

интервью одноклассников;

Заключение

Список использованной литературы

Приложение.

Дети войны и веет холодом

Дети войны и пахнет голодом,

Дети войны и дыбом волосы:

На чёлках детских седые полосы.

Введение.

1. Актуальность исследования. С каждым годом всё дальше и дальше вглубь истории уходят события Великой Отечественной войны, а память вновь и вновь возвращает нас к грозным событиям 1941 года. Понять и оценить настоящее, можно только сравнив его с прошлым. Они уже седые, эти мальчишки и девчонки, выросшие и уцелевшие в военное лихолетье Великой Отечественной. И послевоенная пора была у них суровой, а подчас и жестокой. И пока эти люди живы, мы должны узнать от них самих об их судьбах и жизненной дороге. (слайд)

Это нужно нам, живым сейчас, благодаря их труду, самопожертвованию и огромному человеколюбию. Поэтому моя работа «Дети войны» актуальна. Война отбирает у мальчиков и девочек детство - настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом, играми и праздниками. Самой природой, условиями существования рода человеческого детям предназначено жить в мире!

2. Гипотеза. Чем отличаются жизненные позиции детей сороковых, шестидесятых и сегодняшней молодежи. Не все школьники знают об истории жизни старшего поколения, их страшном и жестоком детстве, не все понимают, что значит жизнь без детской игры, звонкого смеха.

3. Цель исследования: 1. Доказать на примере жизни односельчан, что наши военные сверстники так и не узнали настоящего детства, поэтому нашему поколению нужно научиться

милосердию, состраданию и глубокому уважению к старшему поколению, еще раз доказать, что страшнее слова война нет ничего на свете.

2. Восстановить связь между поколениями, возрождение интереса молодежи к истории своей семьи, страны, укрепление духовно-эмоциональной связи поколений.

4. Объект исследования:

события Великой Отечественной войны на территории села Давыдовка

Николаевского района.

5. Предмет исследования:

условия жизни детей моего села и вклад в дело борьбы с фашизмом.

6. Задачи работы:

1.Изучить архивные материалы, художественную литературу периода Великой Отечественной войны;

2. Провести опрос ветеранов по сущности проблемы;

3.Рассказать о жизни детей;

Я постараюсь показать на примере реальных человеческих судеб, что семейные ценности, здоровый образ жизни, активная жизненная позиция, основанная на любви, патриотическом отношении к Родине, способствует гармоничному развитию человека, формирует ответственное отношение к труду, обществу, семье.

В ходе выполнения исследовательской работы была использована следующая методика: а) составлен план работы, б) проведены беседы с ветеранами, в) опрос одноклассников, односельчан; г) сделаны соответствующие выводы.

2. Основной раздел:

О Великой Отечественной войне написано много: это и воспоминания фронтовиков, литературные произведения, и статистические данные. Созданы прекрасные художественные и документальные фильмы. Но ничто не может сравниться с подлинными воспоминаниями очевидцев тех далеких событий, когда и голос срывается и слезы на глазах.

О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы. (слайды)

А вот их неполные имена:

Арютова (Еремеева) Вера Степановна - 05.01.1942 г.р.

Барбин Алексей Ефимофич - 01.01.1941 г.р

Барбина (Гусарова) Пелагея Михайловна- 01.12.1941 г.р

Базлин Василий Павлович - 11.04.1940 г.р.

Базлина (Девяткина) Валентина Владимировна - 19.11.1941 г.р

Болонов Борис Иванович- 1935 г.р.

Болонов Василий Васильевич - 18.07.1942 г.р.

Болонов Василий Иванович - 12.01.1933 г.р.

Болонов Иван Тимофеевич - 05.07.1940 г.р.

Болонов Петр Федорович - 1938 г.р

Болонов Михаил Тимофеевич - 28.11.1945 г.р.

Болонова (Тюртюкова) Анна Степановна - 15.09.1936 г.р.

Болонова (Слугина) Анна Дмитриевна - 16.05.1940 г.р.

Болонова (Чичкина) Елизавета Павловна - 1938 г.р.

Болонова (Рыскина) Серафима Ивановна - 25.06.1939 г.р.

Видьманова (Сараева) Мария Алексеевна - 08.05.1937 г.р.

Гусева (Старкина) Ольга Ивановна- 08.07.1936 г.р.

Гусарова (Ермошкина) Татьяна Ивановна- 04.03.1937 г.р.

Девяткин Григорий Федорович - 20.02.1937 г.р.

Девяткина (Лапшина) Галина Ивановна- 01.07.1939 г.р.

Девяткина (Киндяшова) Валентина Акимовна - 14.07.1944 г.р.

Дудаев Виктор Семенович- 08.03.1939 г.р.

Дудаева (Сараева) Анна Гавриловна - 05.02.1939 г.р.

Земцов Иван Яковлевич - 01.02.1944 г.р.

Земцов Николай Тимофеевич - 04.12.1939 г.р.

Игаев Николай Матвеевич - 19.04.1945 г.р.

Игаева (Попова) Вера Серафимовна - 15.12.1943 г.р.

Игаева (Гобузова) Ольга Ивановна - 09.04.1932 г.р.

Кибиткина (Левашова) Мария Тимофеевна - 05.10.1938 г.р.

Кошкина (Сырысева) Нина Семеновна - 08.01.1941 г.р

Кошкин Николай Николаевич- 1939 г.р.

Куркин Иван Григорьевич - 1938 г.р.

Куркина (Крылова) Раиса Матвеевна- 12.01.1940 г.р.

Лемаев Алексей Тимофеевич - 12.08.1938 г.р.

Лемаева (Ногаева) Валентина Ивановна -22.08.1942 г.р.

Лемаева Мария Ивановна - 08.12.1938 г.р.

Лемаева (Сырысева) Нина Семеновна - 13.01.1936 г.р.

Лешина (Кошкина) Елизавета Петровна - 12.11.1938 г.р.

Матвеев Геннадий Григорьевич - 13.07.1943 г.р.

Мочалкина (Тултаева) Клавдия Ивановна- 05.06.1936 г.р

Мочалкин Иван Васильевич- 1934 г.р

Маренников Вячеслав Иванович - 01.11.1939 г.р

Маренникова (Сюндюкова) Нина Максимовна - 28.09.1939 г.р

Османова (Савкина) Раиса Федоровна - 27.07.1941 г.р.

Пивцаев Николай Петрович - 06.04. 1940 г.р.

Пивцаева Валентина Дмитриевна- 1942 г.р

Прохорова (Чичкина) Нина Павловна - 01.05.1944 г.р.

Сараева (Сырысева) Антонина Ивановна -07.05.1934 г.р.

Сюндюков Николай Иванович - 1932 г.р.

Сюндюков Иван Максимович - 28.02.1934 г.р.

Сюдюкова (Девяткина) Елена Владимировна - 13.06.1940 г.р.

Сырысева (Наумова) Пелагея Семеновна - 10.01.1932 г.р

Солодовникова (Болонова) Нина Ивановна - 25.12.1932 г.р

Сметанкина (Горбунова) Евгения Михайловна - 22.09.1932 г.р

Сырысева (Келасьева) Елизавета Кузьминична -14.03.1935 г.р.

Сырысева Мария Николаевна- 14.11.1936 г.р.

Сырысев Василий Иванович -30.07.1945 г.р.

Сюлаев Сергей Михайлович - 09.02.1941 г.р

Сюлаева (Чичкина) Мария Павловна -02.09. 1940 г.р

Сюлаева (Солодовникова) Раиса Семеновна - 06.10.1940 г.р.

Пивцаев Иван Григорьевич -14.04. 1940 г.р

Пивцаева (Шиндина) Елизавета Дмитриевна - 20.09.1941 г.р.

Перкова Лидия Николаевна - 02.05.1942 г.р.

Тарабаева (Сидорова) Анна Васильевна - 24.01.1942 г.р.

Тарабаев Александр Иванович - 20.01.1939 г.р.

Тарабаева (Тиханкина) Валентина Николаевна- 11.08.1942 г.р.

Тараканова (Базлина) Валентина Сергеевна - 29.08.1938 г.р.

Тултаев Иван Иванович - 13.10.1938 г.р.

Тултаева (Видьманова) Нина Михайловна -06.01.1941 г.р.

Тултаева (Рогожкина) Антонина Федоровна -03.05.1933 г.р.

Тиханкина (Латышева) Мария Алексеевна - 19.10.1942 г.р.

Тиханкина (Кирдянова) Прасковья Семеновна -07.04.1941 г.р.

Тюртюков Виктор Степанович -19.12.1939 г.р.

Чекмарева (Кибиткина) Анастасия Николаевна - 26.10.1940 г.р.

Чекмарева (Кирдянова) Елизавета Ивановна - 1940 г.р.

Чернова (Кирдянова)Анна Семеновна -30.04.1936 г.р.

Чувашов Юрий Михайлович -04.10.1941г.р.

Чувашова (Горбунова) Елена Евдокимовна - 12.09.1940 г.р.

Уразлин Алексей Сергеевич - 31.12.1938 г.р.

Уразлина (Лапшина) Анна Никифоровна - 05.09.1938 г.р.

Уразлин Виктор Николаевич- 1939 г.р

Чувашова Елена Евдокимовна - 12.09.1940 г.р.

Щеголев Николай Павлович- 04.08.1943 г.р.

Из воспоминаний Болонова Бориса Ивановича (1935 - 2009г): (слайд)

«Родился в семье рабочих в Сталинграде. Мать Аксения Степановна была домохозяйкой, отец Иван Алексеевич работал сталеваром. В 1939 году семья переехала в Давыдовку. Учился в Давыдовской начальной, затем в Барановской школе. Когда началась война, мне было 6 лет. Больно вспоминать, снова переживая те далекие события. Жилось тяжело. Мы, маленькие дети, в основном пасли скот, иногда возили навоз. Было голодно, хлеба не было, собирали в полях мерзлую картошку, варили щи из лебеды, суп из крупы был очень редко. Ходили в старых лохмотьях, обуви практически не было. В военные годы все работали во имя победы над врагом. Не знали мы, что такое летний отдых, каникул практически не было, так как нужно было помогать взрослым по хозяйству. Иногда по несколько дней ничего не ели. Зимой на санках возили дрова из леса, печь топили да лепешки из жмыха пекли. В 1953 г был призван в армию, служил танкистом в Польше. Всю жизнь проработал трактористом в Николаевском комбинате строительных 7. материалов. За высокие достижения в труде и многолетнюю безупречную работу на одном предприятии в организации местной промышленности Президиум Верховного Совета СССР наградил орденом Трудовой Славы 3 степени. (слайд) . Умер в 2009году, похоронен на сельском кладбище.

Воспоминания Сюндюкова Ивана Максимович а вновь уносят меня в те страшные годы страданий и слез: (слайд). « Родился 28.02.1934 г в селе Давыдовка. Окончил Давыдовскую начальную школу. Когда началась война, мне было 7 лет. Работал с родителями в поле, возил из леса дрова, ели хлеб, сваренный из гнилого картофеля. Дома топили соломой. Постоянно думал о еде, хлебе, не было обуви. Не дай Бог никому узнать, что такое голод. В 1953 году был призван в армию. После службы вернулся в родное село. Женился. 43 года работал трактористом в колхозе имени 21 съезда КПСС. Ударник девятой, одиннадцатой пятилетки, победитель социалистического соревнования 1978 года. Неоднократно награждался грамотами Управления сельского хозяйства, ценными подарками. За достигнутые успехи во Всесоюзном социалистическом соревновании и проявленную доблесть в выполнении принятых обязательств по увеличению производства и продажи зерна и других продуктов земледелия в 1973 году, награжден орденом «Знак Почета». В настоящее время на пенсии.

Из воспоминаний Офтаевой Анны Парфёновны : (слайд) «Родилась в селе Давыдовка в крестьянской семье. В 1932г. уехали жить в Москву, там был хлеб, была еда. Когда началась война, и враг стал угрожать столице - Москве, началась эвакуация населения. Мои родители вернулись в товарном вагоне в родное село, в своё старое саманное жилье. Закончила 4 класса в Давыдовской начальной школе, сидела с детьми старшей сестры. В 13 лет начала работать в колхозе: пахала на лошадях и быках, сеяла, убирала урожай, косила траву, сушила сено. Летом вставали в 5 часов утра, а спать ложились за полночь. Работала на лесоразработках, на торфяниках, возила из леса дрова. Зимой вязали носки, варежки, сушили сухари и отсылали всё на фронт. Сами ели хлеб, сваренный из гнилого картофеля. О победе я узнала сидя дома. Была весна, из открытого окна я услышала радостный крик соседей: « Война закончилась - мы победили!» В 1949 году вышла замуж. Вместе с мужем воспитали 9 детей (семь сыновей и две дочери). (слайд) После войны работала кашеваром в колхозной столовой, рабочей по производству кирпича в комбинате строительных материалов, 11 лет работала кочегаром в сельском клубе. В 1979 году ушла на пенсию. Сейчас на заслуженном отдыхе. Радуют меня дети, внуки, правнуки. Их у меня много, разъехались по всей необъятной стране…» (слайд)

К «детям войны» относятся мои дедушка и бабушка: Пивцаев Николай Петрович и Пивцаева Валентина Дмитриевна. Они родились в 1940, 1942 гг. Что могут помнить они, пятилетние?! Здесь, в селе не было бомбёжек, но были голод, холод и разлуки. Война бесцеремонно вторглась в их детство. Уходили отцы и деды на фронт, а мамы и бабушки плакали, работали и поднимали детей. Работали и не просто плакали, а «вопили». Спать укладывая детей, пели военные колыбельные. В поле собирали вместе со старшими колоски, рыли картошку, свёклу; много трудились в огородах и дворах. И все время хотелось есть, хотелось сахара и хлеба, а приходилось жевать хлеб с лебедой и суп с крапивой. Детская память стирает все страшно, но все же вспоминается, как получали письма с фронта и плакали от радости и горя. Без вести пропал в 1942 году мой прадедушка Пивцаев Пётр Кузьмич. (слайд) Дедушка окончил 5 классов. В семье было четверо детей. Отслужил в армии, работал в колхозе, комбинате строительных материалов, неоднократно награждался Почетными грамотами как «Лучший слесарь». Сейчас на заслуженном отдыхе. (слайд)

Архивные материалы.

Из «Истории Николаевского района» я узнала, что с воинами - фронтовиками постоянно были связаны школьники. (слайд) …Колхоз имени Чкалова был одним из лучших в Барановском районе, куда относилось и наше село Давыдовка. Женщины, подростки несли на своих плечах самую тяжёлую ношу, работали от зари до зари, на тракторах, комбайнах, убирали хлеб вручную, доили коров.

Отрывали последний кусок от себя для полуголодных ребятишек. Очень трудно было женщинам и детям в годы войны. …Создавались звенья по сбору колосьев из 11учеников 1-4 классов. Газета «Стахановец» 9 сентября 1943 года писала: «В поле на каждом квадратном метре осталось по 4-5 колосьев. Зерна из 5 колосьев, оставленных на этом метре уборочной площади в стране, вполне достаточно для создания хлебного фонда в 145 миллионов пудов.

Подобрать на полях все до последнего колоска - это был долг ребят. Вслед за комбайнами и простыми машинами на всех участках колхоза, тщательно подгребались колосья конными и ручными граблями, а также подбирались вручную. В 1944 году на колхозных полях работало 2 860 детей, которые пропололи 3 029 га посевов и заготовили 85 тыс. штук веников…

Из архивных источников я узнала, что во время войны на территории района располагались 3 детских дома - Б. Озеро, Ахметлей и Топорнино.

Интервью одноклассников. (слайд)

На мой вопрос « Что вы знаете о войне? Как жили дети во время войны? мои сверстники отвечали по-разному.

Дарья Б. 9 кл : «Если честно, о войне я знаю немного, в основном из рассказов бабушки. Период войны, как она говорила, стал самым тяжёлым периодом всей её жизни. Мне всегда было интересно её слушать, ведь многое то, что она рассказывала, нам не даётся на уроках истории. Например, меня удивило то, что люди не сразу поверили, что началась война. Многие несколько дней даже не подозревали, что их ждёт в ближайшие 4 года. Даже сейчас, представив это, невольно бросает в дрожь».

Кирилл С. 9 кл . : «О войне я знаю в основном из фильмов. Очень люблю смотреть кино на военную тему. Меня захватывает атмосфера военной эпохи.

А лучше всего это можно прочувствовать, посмотрев хороший фильм. «Битва за Москву», «Диверсанты», «Штрафбат»- это мои любимые фильмы. А недавно я посмотрел вторую часть «Мы из будущего». Знаете, советую всем посмотреть. В нём настолько показывается жизнь того времени. Этот фильм не только критикует современную молодёжь, но и призывает любить, то место, где мы живём - нашу Родину».

Дмитрий Т. 11 кл : «Война-это самая большая трагедия, принесшая людям боль. Горе. Слёзы. Она унесла жизнь миллионов людей. Для меня война всегда ассоциируется с тьмой, с чёрным дымом, смертью, руинами, горем, разрушающим огнём. Безумством. Прошло уже 70 лет со времен той страшной роковой войны, но до сих пор в сердцах ветеранов живут воспоминания. Очень мало осталось тех, кто прошёл через это, кто спасал нашу Родину. И их нужно беречь. И это главное»

4. Заключение. В заключении я хочу сказать о том, что память - великая сила, наша история. Стерев прошлое, мы стираем будущее. Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением. С этими воспоминаниями всегда связаны открытия в самом себе и других людях. Война живёт в душе моих земляков такими воспоминаниями, и они никогда не смогут забыть её, как не смогут забыть, что родились когда-то. (слайд)

По-моему, помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным. (слайд)

Память истории - это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники с гордостью и волнением будут писать о своём прадеде, который был фронтовиком. Великая Отечественная война не должна быть забыта, чтобы люди помнили, что человек способен на многое, и никогда не теряли бы веру в себя…

Все, что вынесло поколение людей военных лет - это подвиг, самопожертвование во имя Победы. Все - от стариков, женщин, подростков до детей военных лет - стяжали себе право называться ветеранами войны.

Старшие ковали Победу на трудовом фронте, дети пожертвовали своим детством, а с ним и материнскими ласками и уютом домашнего очага во имя разгрома фашистской Германии. В своей исследовательской работе я много узнала о детях войны , о том, что пришлось пережить в годы войны нашим прабабушкам и прадедушкам, бабушкам и дедушкам, многие из которых были в то время еще детьми. Людям, чье детство украла война, до сих пор снится то страшное время. Дети войны - самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Пришел час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нем есть любовь к Родине и ненависть к ее врагам.

В наследство от героев нам досталось неимоверное богатство: мирное небо, радостный детский смех, лучезарные улыбки женщин. Ведь тот, кто не помнит своего героического прошлого, не имеет и будущего. А война живет в памяти народа. Это не должно повториться, но и забывать об этом нельзя. (слайд)

Ежегодно в нашей Давыдовской средней школе важную роль в военно-патриотическом воспитании играют месячники оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивные эстафеты, праздники, День Защитника Отечества, факельное шествие, митинг у обелиска.

В прошлом году выполнен проект «Мемориал» под руководством учителя истории Паксеваткиной Л.Н. 9 мая 2015 г в честь 70 -летия Победы в Великой Отечественной войне открыты мемориальные доски с именами ветеранов войны сел Давыдовка, Губашево, Болдасьево. (слайд) 13.

Мы живем в непростое время. И все-таки в душе каждого из нас теплится идеал будущего общества, к которому всегда стремилось человечество — общества гуманного, в котором основными законами будут человеколюбие, доброта, взаимопонимание. Развитие страны зависит от того, насколько сильно привито подрастающему поколению чувство любви к своим родным, к своему народу, к Родине, чувство ответственности перед будущим. (слайд)

Прошла война, прошла страда,

Но боль взвывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем…»

А. Твардовский

Использованная литература:

1.Материалы школьного краеведческого музея.

2. Книга Памяти. Николаевский район

3. Интернет - ресурсы

4. Публикация проекта на сайте «ИнфоУрок»

Приложение 1.

Офтаева Анна Парфеновна (награды)

Приложение 2

На этом фото Пивцаев Петр Кузьмич (первый справа), мой прадедушка.

Родился 1911 году в селе Давыдовка, призван в СА 1941 году Барановским РВК. Красноармеец. Пропал без вести в сентябре 1942 года.

Свидетельство о рождении Пивцаева Н.П. 1940 г Фото Пивцаева Н.П.

Почётные грамоты Пивцаева Н.П. «Лучший слесарь»

Трудовая книжка деда Пивцаева Николая Петровича.

Военный билет Пивцаева Н.П.

Пивцаев Н. П. (дедушка) на заслуженном отдыхе

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Староиванцовский детский сад»

Палласовского муниципального района. Волгоградской области.

Региональный фестиваль проектов «Мой край родной – Заволжье»

Тема проекта

«Дети войны. 70- летию Победы в Великой Отечественной войне».

Сармекова Малика Тимурбулатовна

Воспитатель МКДОУ

«Староиванцовский детский сад»

1. Цели и задачи проекта ………………………………….. 3

2. Гипотеза ………………………………………………….. 4

3.Совместная поисковая деятельность педагогов, родителей и детей как фактор патриотического воспитания……………… 5

4. Составление плана работы по проблеме………… 6

5. Реализация плана …………………………………. 7

6. Заключение………………………………………… 11

7. Список литературы……………………………….. 12

8. Приложение………………………………………...

Проект «Дети войны. 70- летию Победы в Великой Отечественной войне »

Место проведения:

МКДОУ «Староиванцовский детский сад»

Материал, инструменты, оборудование: фотографии, рисунки, художественная литература, музыкальные файлы, альбом.

Тип проекта:

по ведущему методу – информационно - исследовательский;

по характеру содержания проекта – ребенок, общество и его культурные ценности;

по характеру участия ребенка в проекте – участник проекта от зарождения идеи до получения результата;

по характеру контактов – открытый, в контакте с семьей;

по количеству участников проекта - 2 группы;

по продолжительности реализации проекта – долгосрочный.

Цель проекта:
- Восполнить недостатки страницы военной истории о детях войны.

Организовать и провести музыкально – литературную композицию «Во имя жизни на земле».

Задачи проекта:

1. Спланировать работу в каждой группе по организации исследовательской работы детей и родителей.

2. Способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов о войне, составление рассказов о детях войны. Обогащать активный словарь новыми словами, поощрять пересказы детей услышанных дома историй близких, показывая их фотографии;

3. Организовать деятельность детей, родителей, направленную на создание

альбома с фотографиями о жизни детей в Великой Отечественной войне.

Гипотеза:

Проведя воспитательно-образовательную работу по формированию у детей образа героя, защитника своего государства, мы прививаем любовь к Отечеству, воспитываем чувство гордости за историю страны и родного края и желание быть защитником земли.

Если использовать комплексный подход по ознакомлению дошкольников с военным временем, как жили дети в те тяжёлые годы войны, то это будет способствовать расширению их представлений о значимости празднования Дня Победы. Выступая в качестве юных исследователей, открывая новое из истории своей семьи, дети будут делать важные шаги в формировании своего «я».

Рождение проблемы:

Обычно речь идет о военных и тружениках тыла, взрослых людях. Тема же детей войны мало исследована.

С самого раннего детства мы воспитываем у детей любовь к Родине, к родному краю, родным местам, окружающим людям. Большую роль в патриотическом воспитании мы отводим информационной и исследовательской работе. Для этого в детском саду было проведено анкетирование родителей, в котором участвовало 15 человек. (Приложение №1). 90% опрошенных родителей считают необходимым проведение работы по патриотическому воспитанию. 65% родителей не проводят данную работу в семье и не уделяют этому должного внимания. Однако все они понимают важность и необходимость данной работы в детском саду. Ведь о детях войны мы знаем очень мало.

Мы считаем, что работа по патриотическому воспитанию формирует у детей начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. Истории о детях войны послужит примером для развития и воспитания современного ребенка.

Коллектив детского сада совместно с родительским комитетом разработали план, в котором наметили ряд мероприятий, посвященных к 70 - летию Победы.

Мероприятия, посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне.

1.Создание в группах уголков "Патриотическое воспитание"
2.Познавательные занятия: «Техника военных лет» (аппликация), « Игрушки военных лет» (конструирование).
3. Экскурсия к памятнику солдатам, погибшим в Великой Отечественной войне и возложение цветов

4. Беседа с воспитанниками «Дети войны»

5. Посещение историко-краеведческого музея в СДК

6. . Изготовление альбома «Дети войны»
7.Составление индивидуальных рассказов детей совместно с родителями об истории своей семьи в годы Великой Отечественной войны.
8. Слушание музыкальных произведений на военную тематику

9.Чтение художественных произведений: С. Я Маршак «Мальчик из села Поповки»; Е Воробьева «Близко к сердцу»; А. Усачев «Битва на подушках»;
10 .Конкурс рисунков «Война глазами детей»

11. Музыкально-литературная композиция « Во имя жизни на земле»

В первую очередь мы задались целью собрать информацию о детях войны, о их жизни. На родительском собрании мы д овели до родителей идею о составлении рассказов о детях войны. Обсуждали проектную деятельность «Дети войны», выясняли, живут ли в нашем селе люди, чьё детство прошло в военное время. Выяснилось, что таких четыре человека и их правнуки- воспитанники нашего детского сада. Сейчас им 70-80лет. Вот их имена:

Шиленко Анатолий Филиппович

Чайкалак Куркем

Исенгалиев Тюлеп

Кумаров Куан

Педагоги разработали план беседы в виде интервью, где родители с воспитанниками задавали вопросы своим прадедушкам и прабабушке о военном детстве. Поручили семьям Мокеевых, Чайкалак, Исенгалиевых подготовить рассказы - воспоминания о жизни этих людей во время войны. Эта идея понравилась родителям и они с энтузиазмом взялись за работу. Родители приносили фотографии и информацию о родствинниках и об их детстве в военное время, которую педагоги записывали и помогали родителям составлять рассказы о детях войны. Затем эти воспоминания прочитали детям в группах (см приложение №2).

Создание в группах патриотических уголков (см. презентацию).
Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Работа по патриотическому воспитанию начинается с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.

В нашем детском саду оформлен уголок гражданско-патриотического воспитания, где дети могут в условиях ежедневной самостоятельной деятельности пополнять знания о родном крае, селе, стране.

В оформлении нашего уголка присутствует государственная символика России (флаг, герб, портрет главы государ ства.)

Представленный в уголке «Моя Родина – Россия». Материалы, представленные в разделе, способствуют расширению представлений детей о территории России, о значении государственных символов России: гербе, флаге, гимне, воспитывается уважительное отношение к данным геральдическим символам. Помимо фотоматериалов представлена дидактическая игра «Собери флаг». Рассматривая альбомы, дети знакомятся со столицей нашей Родины Москвой и с городом- героем Волгоградом.

Защитники Отечества. Большое воспитательное значение имеет знакомство с «Защитниками Отечества»: героями Великой Отечественной войны, их подвигами, героическими поступками. Воспитываем гордость за них, желание быть похожими на них. Кроме дидактических игр с картинками, в уголке присутствует картотека спортивных игр, эстафет.

Следует отметить, что представленные материалы не экспонируются в уголке одновременно, а сменяются в течение года в соответствии с календарём социокультурных событий и изучаемой тематикой. Ко Дню Победы подобрана литература, иллюстрации военной тематики.

Экскурсия к памятнику солдатам, погибшим в Великую Отечественную войну и возложение цветов (см презентацию).

Со своими ребятишками мы отправились на экскурсию к памятнику воинам. погибшим в Великую Отечественную войну, и поначалу переживала, как все пройдет, воспримут ли они всю информацию, и поймут ли, какова цена победы для нашего народа.

Для поддержки мы пригласили родителей, чтобы во время дороги нам было полегче. Родители, узнав, что мы идем на такое мероприятие, все пришли с цветами и возложили их к памятнику. Заранее мной был придуман сценарий. Все внимательно рассматривали надписи, а потом дети рассказали стихи.

Что такое день Победы?

Это праздник за столом.

Это песни и беседы,

Это дедушкин альбом.

Почтили память погибшим минутой молчания. Кто знает, может, эта экскурсия запомнится этим детям на всю их жизнь.

Затем в группах воспитатели провели познавательные занятия «Техника военных лет», «Игрушки детей войны» и конкурс рисунков на тему «Война глазами детей» (см.презентацию).

Экскурсия в краеведческий музей в СДК (см.презентацию).

В преддверии праздника мы посетили краеведческий музей нашего села, который расположен в библиотеке. Дети узнали много нового и интересного об истории села Старая Иванцовка, предметах быта и старины. Дошколята впервые увидели, какими предметами пользовались наши прабабушки и прадедушки. Как выглядят старинные рушники, утюги, чугунки и ухваты, самовары и лапти, кувшины и крынки, керосиновая лампа, прялка, чесалка. Когда шла война, наши прабабушки и прадедушки были детьми, но умели пользоваться этими предметами быта. Им приходилось помогать взрослым приносить воду и готовить пищу в чугунках в печке, на улице разжигать самовары. Ещё дети с родителями чесали коз чесалками, а их мамы пряли пух, шерсть и вязали варежки и носки для наших солдат. В то военное время дети много работали, а вечерами при керосиновых лампах писали письма на фронт своим близким.

Оставалось ли время для игр?
Да. Игрушки делали из всего, что попадалось под руку. Брали поленце, рисовали на нём лицо и заворачивали в разные тряпочки. Мальчишки выпиливали автоматы и пистолеты из досок, а мячи мастерили из старых тряпок, скручивая их тугим комком, связав верёвкой. Мастерили из бумаги, фантиков. Любили играть свистульками, которые делали из дерева. Летом из глины лепили разные фигурки, сушили на солнышке. Детской посуды не было, собирали разные черепки битой посуды, играли ими.
Многие игрушки прошли вместе со своими хозяевами через все суровые испытания войны. Итогом нашей экскурсии стала совместное оформление альбома «Дети войны» (см. презентацию) и проведение музыкально – литературной композиции «Во имя жизни на земле». Цель мероприятия: воспитывать у детей чувства любви к Родине, гордости за нее; формировать представление о героизме. Расширять представления о защитниках страны в годы Великой Отечественной войне. (Приложение № 3)

Заключение

Воспитатели изучили научно - методическую литературу и провели работу по патриотическому воспитанию, в ходе которой был разработан проект «Дети войны». Он предусматривал объединение усилий семьи и детского сада в воспитании детей. В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что воспитание патриотизма начинается с детства. У детей сформировались начальные представления о Великой Отечественной войне, о детях войны, о празднике Победы. В рамках проекта использовались разнообразные формы работы с родителями и детьми. И не надо думать, что дети еще маленькие, или они не поймут, мы на собственном примере убедились в обратном. Никто кроме нас не сделает их патриотами своего народа, не научит любить свою родину так, как те дети, которые испытали тяготы военных лет.

Литература

1. Е.С. Евдокимова «Воспитание маленького Волжанина». Программа для педагогов и родителей по воспитанию детей от 3 до 7 лет. М.: Планета.2012

2. Е.Ю.Александрова «Система патриотического воспитания в ДОУ» Волгоград: Учитель, 2007 год.

3. Евдокимова Е;Проектная модель гражданского воспитания дошкольников.// Дошкольное воспитание, 2005г, №2, С.6-13.

4. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников// Дошкольное воспитание, 2005г №10, с. 10-19

5. О.В Дыбина «Люби и знай свой отчий край». Т., 2001г.