Чеченцы - моя россия. Чеченский национальный костюм

(конец ХIX — начало ХХ в.)

Шапки.

Головной убор во все времена являлся неотъемлемым атрибутом костюма горских мужчин. В частности, папаха всегда была для горцев символом достоинства. Об этом свидетельствуют бытующие среди вайнахов пословицы и поговорки, зафиксированные нами в ходе сбора полевых данных: «Мужчина должен беречь две вещи — папаху и имя.

Папаху сбережет тот, у кого на плечах умная голова, а имя сбережет тот, чье сердце в груди горит огнем»; «Шапку носят не для тепла, а для чести»; «Не мужчина тот, кто не может сберечь честь своей папахи». Хочется особо отметить, что для вайнаха не было подарка значимее, чем папаха. И поэтому она у него должна была быть самого лучшего качества, на ее приобретение не жалели денег. Уважающий себя мужчина появлялся на людях неизменно в папахе, ее не принято было снимать даже в помещении. Чеченцы и ингуши традиционно брили голову, что способствовало обычаю постоянно носить головной убор. Молодой чеченец или ингуш начинал брить бороду в возрасте 16-17 лет и оставлял усы — мекхаш. День первого бритья считался датой его вступления во взрослую жизнь.

Согласно этнографическим материалам, вайнахи носили шапки следующих типов: кхакхан куй — меховая шапка, холхазан куй — каракулевая шапка, жа1уьнан куй — пастушья шапка.

{gallery}golovn,single=arsanovy.jpg,height=265,width=200,iptc=0,salign=right{/gallery} На фотографии: Якуб и Юсуп Арсановы. Фото из семейного архива Арсановых

Чеченцы и кисты называли шапку — куй, ингуши — кий, грузины — куди. По мнению Ив. Джавахишвили, термин куди заимствован из персидского языка, в котором худ означает «шлем»1.

У чеченцев и ингушей головные уборы разделялись по материалу и форме: папаха (шапка, целиком изготовленная из меха; а также шапка с меховым околышем и верхом из сукна и бархата); шапка, сшитая из овчины со стриженым мехом; шапка, сшитая из цветной ткани; войлочная шляпа; башлык.

«Материалом для изготовления папах, — пишет Студенецкая, – служили овечьи шкуры разного качества, а иногда и шкуры коз особой породы. Теплые зимние папахи, а также пастушьи папахи делали из овчины с длинным ворсом наружу, часто подбивая их овчиной с подстриженной шерстью»2. Такие папахи были теплее, лучше защищали от осадков. Для пастуха лохматая папаха часто служила и подушкой.

Парадные варианты папах изготавливались в Чечне в основном из курпея (мелкий кудрявый мех молодых барашков) или из привозного каракуля. Каракулевые шапки называли «бухарскими» (каракуль привозили из Средней Азии). Ценились также папахи из меха калмыцких овец. «У него пять шапок, все из калмыцкого барашка, он изнашивает их, кланяясь гостям». Это хвала не только гостеприимству, но и богатству».3

В Чечне шапки делали довольно высокими, расширенными кверху, с выступающим над бархатным или суконным верхом околышем. (У ингушей они были ниже, что, видимо, объясняется влияние формы шапок, бытовавших в соседней Осетии). По мнению авторов — А.Г. Булатовой, С.Ш. Гаджиевой, Г.А. Сергеевой, — в 20-х годах XX века по всему Дагестану распространяются папахи с несколько расширенным верхом (высота околыша — 18см, ширина основания — 20, верха — 26 см), которые шьются из мерлушки или каракуля, верх – матерчатый (из сукна или бархата ярких тонов)4. Особенно ценилась папаха из золотистого каракуля.

{gallery}golovn,single=arhiv-musaevoi.jpg,height=287,width=200,iptc=0,salign=left{/gallery}Фото из архива Мусаевой З. (Журнал «Нана»)


Аварцы Салатавии и лезгины называли описываемый головной убор «чеченской папахой », кумыки и даргинцы – «осетинской», а лакцы – «цудахарской» (вероятно потому, что мастерами-шапочниками были в основном цудахарцы).

Состояла папаха как бы из двух частей: простеганной на вате матерчатой шапочки и прикрепленного к ней с внешней стороны высокого (16-18см), расширяющегося кверху (в самой широкой части – до 26 см) мехового околыша. Кавказская каракулевая папаха была и остается по сей день любимым головным убором чеченских и ингушских стариков.

Также среди вайнахов бытовала шапка, сшитая из овчины со стриженым мехом. Носили ее мехом вовнутрь.

В Чечне и Ингушетии до сих пор весьма популярен мужской головной убор типа тюбетейки (чеч. – пиэс; инг. — феск), сшитый из ткани и украшенный кисточкой (молла, к1ужал).

Войлочные шляпы. У вайнахов бытовали также войлочные шляпы, хотя и были они менее популярны, чем у соседних народов (осетин, кабардинцев, народов Дагестана). Носили их в основном весной и летом во время полевых работ. Чеченцы называли такие шапки мангалан куй (шапка косаря). Изготовляли войлочные шляпы из валяной шерсти в основном белого цвета. Верх шляпы имел форму полусферы, поля были большие, мягкие.

Башлык (чеч. – башлакъ). Башлык являлся элементом национальной одежды у всех народов Северного Кавказа. Само слово «башлык» — тюркского происхождения (баш – голова). Об этом говорит в своей работе и Ив. Джавахишвили:5 «Башлуг1 — турецкое слово», — отмечает он. Причем термин этот употребляется практически всеми народами Кавказа без каких-либо значительных изменений. Форма башлыка была, в общем, одинаковой у всех народов Кавказа, имелись лишь локальные отличия в пошиве и покрое. Башлык – это теплый головной убор с длинными закругленными концами, надеваемый поверх шапки. Кроили его из сложенной вдвое ткани, а сшивался он сзади. Шили башлык из домотканого и фабричного сукна. Богато украшенный башлык был неотъемлемым атрибутом наряда жениха. Башлык служил достойным подарком, его дарила невестка родственникам мужа. В этом случае его положено было расшить как можно красивее. Башлыки шили из белого, черного, серого или крашеного сукна. Украшали их галуном, золотым шитьем, шелковой тесьмой, кисточками из разноцветных ниток. В настоящее время башлык, этот оригинальный элемент горской одежды, к сожалению, вышел из употребления, но остается полноправной частью этнического костюма участников художественной самодеятельности и профессиональных артистов.

Литература:

1 Джавахашвили И.А. Материалы к истории материальной культуры грузинского народа. III – Тбилиси., 1962. С.139.

2 Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII – XX вв.- М. Наука. С.113.

3 Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII – XX вв.- М. Наука. С.113.

4 Булатова А.Г., Гаджиева С.Ш., Сергеева Г.А. Одежда народов Дагестана. – Пущино. 2001. С.86.

5 Джавахашвили И.А. Указ. соч. С.145.

Гарсаев Л.М., к.и.н. Гарсаева М.М.,ст. преп. ЧГПИ

Журнал «Нана» 2009-10

Является самобытной и своеобразной, а еще она универсальна, поскольку находится в тесном взаимодействии с культурами других кавказских народов, развиваясь в симбиозе с ними. Одним из ее характерных и неотъемлемых элементов является национальный костюм чеченцев, в котором отражаются характер и обычаи, жизненный уклад, принципы и идеология этого гордого и непокорного народа. Как и все жители гор, чеченцы обладают свободолюбивым характером, и их традиционное одеяние является таким же ярким, немного торжественным, как и сами носящие его люди. Одной из отличительных особенностей является то, что все элементы одежды изготавливаются из натурального местного сырья: овчины, сукна, кожи, войлока и т. д.

Чеченский народный костюм: история

На формирование традиционного одеяния того или иного народа, безусловно, влияют условия жизни, климат, географические особенности, приверженность к той или иной религии, а также его социально-экономическое положение. Костюм чеченского народа - не исключение. Давайте совершим небольшой экскурс в прошлое этого горного народа. Чеченцы - истинные жители гор, такие гордые и свободолюбивые, как орлы, которые кружат над их селениями, расположенными высоко под самым небом. На протяжении многих веков они занимались овцеводством, а следовательно, обработкой и прядением шерсти. Именно этот материал был взят за основу при создании их традиционной одежды. Кроме шерсти и овчины, также использовались такое натуральное сырье, как кожа и мех. Чеченцы очень давно научились изготавливать сукно и войлок, а затем из них умелые местные мастера шили те или иные элементы, которые включала в себя чеченская национальная одежда.

Как вы знаете, на Кавказе бок о бок соседствуют христианская и мусульманская религии. Кроме мечетей и православных церквей, здесь можно встретить и синагогу, что говорит о толерантности проживающих здесь народов. Культурологи, этнографы и антропологи уже давно заметили, что национальный костюм зависит не только от климата и географических условий, а также от ментальности и веры того или иного народа. В одежде, как в зеркале, отображаются все эти особенности. Так, если национальный орнамент говорит нам об уровне художественного развития народа, то цветовая гамма и покрой дают представление о моральных ценностях представителей данного этноса. Например, чеченский является образцом сдержанности и целомудренности. Даже сегодня чеченки не позовляют себе носить откровенные декольте, мини или Не принято также открывать пупок.

Особенности

Если внимательно понаблюдать за одеянием этих горских людей, то можно заметить, что его отличительной чертой являются многочисленные функциональные и декоративные детали и аксессуары, и именно в них отражаются особенности жизни чеченцев. Так, например, в гардеробе представительниц этого народа особое место занимают платки. Замужняя чеченка никогда не позволит себе выйти в общество с открытой головой. Для мужчин папаха - обязательный чеченский головной убор. Да и вообще, покрытия для головы являются не просто элементами одежды, аксессуарами, а символами, которые для представителей сильного пола обозначают мужество, а для женщин - целомудрие, то есть сохранение сакральной чистоты. Если кто-то рукой дотронется до папахи, водруженной на голову мужчины, он нанесет ее хозяину смертельное оскорбление. Даже в бою мужчина не снимал свою папаху перед соперником, а воин, потерявший ее, терял честь и достоинство. Зная об этом, враг желал непременно сбить с головы чеченца символ его чести. А вот сила женского платка имела другой эффект. Чеченка могла вмешаться в кровавую схватку и бросить между дерущимися свою косынку, что означало прекращение борьбы. И горе тому мужчине, который бы не уважил такое волеизъявление женщины. чеченцев имели несколько вариантов: мужской, женский, праздничный, боевой и свадебный. Что же касается детских нарядов, то они повторяли взрослые с небольшими изменениями. Так, например, мальчики до 14 лет не носили кинжала. И его появление на поясе говорило о переходе в другую возрастную категорию. Кинжал - городость и обязательный атрибут юноши.

Чеченский костюм мужской

Национальная одежда представителей сильного пола состояла из двух частей: полукафтана, который называется бешметом, и штанов, сужающихся книзу, чтобы их было удобно разместить в сапогах. И первое, и второе изготавливались из мягких материалов, чтобы носителю было комфортно, и костюм не стеснял движений. Бешмет считался и домашним, и выходным костюмом. Он застегивался на пуговицы, которые были сделаны из шнурков, свернутые в узелки. Эта деталь одежды имела длину на 10 сантиметров выше колена. Рукава бешмета сужались к запястью, а манжеты застегивались на такие же пуговицы, как и на груди. В талии кафтан сужается и расширяется к коленям. Для мужчин пожилого возраста бешмет изготавливался из более теплых материалов и имел длину ниже колен. Цветовая гамма мужской одежды скорее темная, нежели светлая, используются оттенки серого, коричневого, бурого и т. д. Однако бешмет, в частности, для молодых мужчин, часто шился из цветной ткани, таким образом выделяясь ярким пятном на общем темном фоне. Кстати, чеченский боевой костюм также состоит из бешмета - полукафтана. Одежду белого цвета, в особенности черкески, могли себе позволить только богатые чеченцы.

Одежда для торжеств

Праздничный чеченский костюм шился из яркой и блестящей ткани. Поверх бешмета в особых торжественных случаях надевалась черкеска, покрой которой совпадал с покроем кафтана. Черкеску, как правило, шили из сукна высшего качества. Она не имела воротника и застёгивалась исключительно на талии, подчеркивая стройность стана. Рукава были довольно длинными, ниже кисти, поэтому их огибали. На черкеске по обеим сторонам груди нашивались газырницы. Это маленькие кармашки, которые предназначались для хранения трубочек из дерева с зарядами для оружия. Со временем они утратили свое предназначение. Однако на костюме они сохранились, как дань традициям чеченского народа. Черкеску никогда не носили расстегнутой. Ее подпоясывали узким поясом, на котором висело оружие - кинжал, шашка или пистолет.

Верхняя одежда

Характерной частью национального костюма чеченцев была бурка - такая особенная накидка из шерсти и каракуля без рукавов, но с подчеркнутыми плечами. Всадникам было удобно ее накидывать на плечи во время езды на лошади. Она защищала владельца и от дождя, и снега, и холода, и даже от жары, как бы это парадоксально ни звучало. В случае когда приходилось ночевать вне дома, бурка могла послужить в качестве одеяла.

Головной убор и обувь

Национальный костюм чеченцев не может быть без папахи. Она имеет конусообразную форму и сделана из овчины. Как уже было отмечено выше, никто, кроме хозяина, не смел дотрагиваться до нее, иначе это могло бы расцениваться как оскорбление. У богатых чеченцев папахи изготавливались из шкур бухарских овечек. Летом же вместо папахи можно было носить шапку из войлока. В качестве обуви чеченские мужчины носили легкие кожаные сапоги, голенища которых доходили до колен. Штаны, сшитые из домотканого сукна, заправлялись внутрь. Для состоятельных мужчин изготавливались чувяки - мягкие туфли на плоской подошве. Вместе с ними поверх икр и колен натягивались кожаные ноговицы, которые не имели ступней и подошв.

Женский костюм

Чеченские девушки, в отличие от мужчин, носили более разнообразную по цветовой гамме, материалу и покрою одежду. По наряду можно было узнать практически все о возрасте, социальном статусе и положении женщины в обществе. Женский национальный костюм чеченцев состоял из 4 элементов: верхнего платья, платья-туники (нижнее платье), штанов, пояса. Для замужних женщин обязательной составляющей одежды был и является по сей день платок. Туника или нижнее платье, как правило, очень длинное, до самых щиколоток. Ее шьют из легкой однотонной материи. У туники на груди имеется разрез, а также есть маленький стоячий воротник, который застегивается на пуговицу. Под нижнее платье женщины одевают штаны-шаровары собранные внизу - обязательный атрибут одежды мусульманок. Пара туника - штаны, дополненная платком, в качестве головного убора, была вполне уместным нарядом для повседневной носки. Кстати, в праздничном варианте штаны в нижней части обшивались шелком тон в тон с туникой. Рукава у нижнего платья были прямые и длинные, чтобы закрывать кисти рук. Праздничный женский народный костюм чеченцев имел тунику с очень длинными, доходящими до пола рукавами. Украшались эти платья-рубашки нагрудниками, которые изготавливались из драгоценных металлов и обрамлялись камнями. Верхнее или распашное платье походило на халат, которое застегивалось в талии маленькими крючками. Его шили из дорогих тканей, например, парчи, бархата, атласа или сукна. В качестве украшений использовались тесьма, вышивка, складки и оборки. оттенков носили только чеченские девушки и молодые женщины, зрелые же предпочитали темные тона и редко пользовались украшениями.

Аксессуары

Обязательным атрибутом чеченского костюма как для мужчин, так и для женщин является пояс. как и в костюмах других кавказских народов представляли собой ювелирные украшения. Они декорировались драгоценными камнями, жемчугом, пряжками различной формы. Некоторые из них представляли собой настоящие шедевры ювелирного искусства. Платок по сей день - обязательный элемент женского наряда. Девушки используют косынки из невесомой прозрачной ткани, а женщины - шелковый плотный платок с бахромой, который согласно традиции надевался поверх чухты (это особый мешочек, куда укладывались косы). Ювелирные изделия - массивные кольца, броши, ожерелья, височные подвески, браслеты, - также можно назвать обязательной частью традиционного наряда чеченок. В зависимости от состоятельности семьи украшения могли быть из бронзы или серебра, но не золотые.

Обувь

Чеченки на ноги надевали обувь самых разных моделей и из различных материалов: кожи, сафьяна, войлока, шерсти и т. д. Самыми популярными моделями были легкие туфли наподобие тапочек из кожи, которые носили как дома, так и на улицу. Молоденькие чеченки любили носить обувь без задников с подошвой из жесткого материала и с каблуками средней высоты, около 5 см. В прохладное время было принято носить сафьяновые сапожки. При их украшении модницы давали волю своей фантазии, вышивали на голенищах золотыми и серебряными нитями, обшивали жемчугом и камнями. Сапожки были двух видов - с каблуком и на плоской подошве. Естественно, первый вид больше подходил для девушек и молодух, второй же был в употреблении у женщин среднего и пожилого возраста. Однако самые большие модницы носили кожаные ботиночки. Их шили по индивидуальному заказу и меркам из нескольких кусков самой высококачественной кожи.

Современный чеченский костюм

Жители Чечни высоко чтут традиции и обычаи своего народа. В отличие от многих народов, они не полностью отказались от него и с удовольствием носят и в наши дни. Молодежь, конечно же, надевает национальный костюм только по праздникам, а в остальные дни предпочитает одеваться так, как принято в современном мире. Мужчины сохраняют дань традиции и носят папахи, сочетая их даже с деловыми костюмами. В Чечне можно встретить пожилых людей, облаченных в бешмет и даже черкеску. Женщины этой же возрастной категории тоже придерживаются национальных традиций, надевают в повседневной жизни длинные платья и шаровары и всегда ходят с покрытой головой. Некоторые современные чеченские дизайнеры, желая воплотить неразрывную связь между прошлым и настоящим, создают модели в так называемом этническом стиле, используя особенности древнего национального костюма чеченцев. Так, в модных коллекциях можно встретить кавказские рубашки с воротником “стойка” на одной пуговице и т. д. То же самое касается и женской одежды: здесь гораздо больше возможностей привнести национальное в современный образ.

Кстати, в последнее время не только чеченские дизайнеры одежды, но и мировые метры фэйшн-индустрии стали использовать элементы кавказского, в частности, чеченского костюма при создании моделей в стиле “этно” или “фольк”. Несколько лет назад российская известный модельер Ульяна Сергеенко в своей коллекции "Кавказ", на создание которой ее вдохновило творчество М. Ю. Лермонтова (кавказский период), представила несколько моделей женской одежды, которые представляли собой черкески, то есть элемент не женского, а мужского национального чеченского костюма. Сегодня также в тренде кавказские украшения и различные аксессуары (пояса, подвески, головные уборы или обувь. Довольно часто свадебные современные наряды авторства чеченских дизайнеров представляют собой адаптированные варианты старинного брачного платья. Каковы же их характерные черты?

Свадебный наряд

В отличие от европейских нарядов, предназначенных для венчания, чеченский свадебный наряд может быть самых разных цветов и оттенков, в том числе и белого. Советские годы внесли свои коррективы, и сегодня все же предпочтение дается белоснежному платью - символу непорочности и чистоты. Многие чеченские пары не против в свой самый торжественный день нарядиться в свое национальное одеяние и в этом костюме исполнить традиционный танец, который, кстати, сегодня очень популярен и в России, и в других странах СНГ, например в Армении. Мы уже описывали, что представляет собой праздничное традиционное платье чеченок. Именно в таком варианте шьется и платье невесты. Оно состоит из двух слоев - туники и распашного верхнего платья. Естественно, для свадебной церемонии подбирают самые лучшие, самые красивые и нарядные ткани: шелк, атлас, органза и т. д. Особенно красивым бывает нагрудник. Верхнее платье изготавливается из тяжелого атласа или шелка и украшается жемчугами, стразами и бисерной тесьмой. Вместо фаты надевается шелковый платок, а иногда он закрепляется в виде шлейфа. На традиционных невесту одаривают большим количеством драгоценных изделий и все это она должна демонстрировать на себе во время свадебного танца. У верхнего платья рукава очень длинные, вышитые и доходят до самого пола. Самым главным элементом наряда невесты является серебряный пояс, который ей дарит жених перед свадьбой.

В Чечне стало модно носить папахи. Этот горский национальный головной убор в недавнем прошлом носили лишь старики и представители религиозной общественности. А сегодня папаху носят и модные молодые люди, и чиновники, и бизнесмены.

Сейчас невозможно представить пожилого человека с белой бородой без папахи. Даже повсеместная религиозная тюбетейка («пес» на чеченском) не смогла вытеснить этот головной убор. Она занимает чуть ли не самое главное место в одежде мужчины после кинжала. «Если не с кем посоветоваться, то спроси у папахи», — говорит старинное чеченское предание.

Русские генералы, например Милентий Ольшевский, рассказывали историю, что они во время боя узнавали противников по шапкам. Чеченская папаха отличалась от других папах. В то время папаху имел право носить не всякий человек — только самый достойный. Также папаху запрещали носить и пришлым в чеченское общество людям. И разрешали это лишь по прошествии определенного количества времени, достаточного для того, чтобы хорошо его узнать. В Ножай-Юртовском районе до сих пор есть кладбища, где на некоторых надмогильных плитах нарисованы папахи.

Ношение и хранение папахи, да и вообще все, что с ней связано, имеет свою традицию и, естественно, смысл. Оскорбление папахи каралось кровной местью, не говоря уже о том, чтобы сбить ее с головы мужчины. В этом случае сатисфакцию требовали прямо на месте. Если мужчина положил папаху, то никто не имел права к ней прикасаться, иначе разборки с ее хозяином были обеспечены.

Справка SmartNews

С осквернением папахи связан один случай. Во время празднования чеченцами Курбан-байрама в городе Алга Казахстана на это мероприятие явился комендант города, казах по национальности, и начал вести провокационные в отношении чеченцев речи: «Празднуете Байрам? Разве вы мусульмане? Предатели, убийцы! У вас под папахами рога! А ну-ка, покажите их мне!» — и начал срывать шапки с голов уважаемых старцев. Его попытался осадить элистанжинец Джанаралиев Жалавди, предупредив, что, если он коснется его головного убора, будет принесен в жертву во имя Аллаха в честь праздника. Проигнорировав сказанное, комендант кинулся к его папахе, но мощным ударом кулака был сбит с ног. Дальше произошло немыслимое: доведенный до отчаяния самым унизительным для него действием коменданта, Жалавди зарезал его. За это он получил 25 лет тюрьмы.

Есть определенное правило ношения папахи. Она должна сидеть на голове ровно, без каких-либо отклонений в сторону. Даже в жару, старики ее не снимают. Если и делают это, только в отсутствии посторонних людей. А во время намаза, ее заменяет пес.

Каракулевые шкурки попадают на Кавказ из Узбекистана. Там разводят эту породу овец. Папаху изготавливают из шкурки 2-3-дневного ягненка. Не у всякого человека поднимется рука на это красивое создание. Но это жизнь. В Чечне и в Дагестане, многие мастера изготавливают папахи. Сейчас очень вошли в моду низкие папахи-ушанки. Они никакого к традиционной чеченской папахе отношения не имеют. Сейчас стали делать и низкие папахи. Они тоже пользуются большим спросом.

Справка SmartNews

Папаху кавказцы носили целыми днями даже в жару. Дома обнажали голову неторопливо, с расстановкой, соблюдая целый ритуал: папаху, снимая, бережно обхватывали руками и аккуратно ставили на ровную поверхность или насаждали на банку, иногда оборачивали тканью. Перед тем как надеть папаху, ее непременно нужно было осмотреть, стряхнуть видимые и невидимые соринки, расправить мех и буквально двумя пальцами надеть на голову.

В конце 1940 годов, в Советской армии, для высшего командного состава ввели новый головной убор — каракулевые шапки. С того времени маршалы и генералы носили папахи. Однако позже папаха стала неудобной при поездках в персональных «Волгах». Ее приходилось постоянно снимать и одевать, и положение об ее обязательном ношении было отменено.

Сейчас каракулевые шапки-ушанки очень любит носить средний офицерский состав чеченской полиции. Особенно, сотрудники ГИБДД, надевают этот головной убор вместе с кожаной курткой.

Самым известным популяризатором чеченской папахи в Советском Союзе был, известный танцор, народный артист СССР Махмуд Эсамбаев. Для него было введено разрешение не снимать папаху во время официальных мероприятий. Будучи самым известным на то время чеченцем, он называл папаху «короной».

Для чеченцев папаха является нечто большим, чем обычный головной убор. Это своеобразный символ чести, гордости и достоинства, который может носить только тот человек, который обладает определенными качествами и способен на поступки. Именно поэтому носить папаху мог не каждый чеченец, надо обязательно соответствовать этому головному убору.

Получить папаху от отца

Молодой чеченец, который только начинал брить бороду, обычно получал в подарок папаху. Ее не могли носить мать, сестры, а также другие женщины в семье, иначе терялась ее сакральная сила. Если по каким-либо причинам глава семейства погибал, то папаха обязательно оставалась в семье, носить ее имели право только сыновья.

Папаху можно получить в подарок от чужого человека

Эта шапка из каракуля является знаком высокого доверия и признания – ее не дарили каждому встречному просто из жалости или снисхождения. Если чеченец решил подарить свою папаху, то одаренный человек действительно заслужил своими поступками этот дорогой подарок. При этом материал, из которого сделана папаха, а также ее стоимость, были совершенно не важны. Важен был сам факт дарения папахи, ведь этот головной убор имел огромное сакральное значение. Получить папаху в подарок от чужого человека – это крайне редкое явление, которое иногда все же случалось.

Умная голова и огненное сердце

Папаху мог носить только тот чеченец, у которого получится сберечь ее и защитить наравне со своей жизнью и добрым именем. Если с чеченца сбивали папаху, то это считалось унижением, а восстановление чести могло быть путем боя и разбирательств с кровавым исходом. Именно поэтому чеченцы боролись до конца за свою папаху – ее потеря означала позор и несерьезность.
Если чеченец охранял какой-либо объект и уходил на время, то он снимал свою папаху и оставлял на входе. Тронуть папаху означало бросить вызов ее владельцу, который считал делом своей чести разыскать и покарать обидчика.

Особенности папахи

Папаху носят не для тепла или красоты – это своеобразный символ, который подчеркивает честь и достоинство мужчины. Папаху нужно обязательно беречь и аккуратно с ней обращаться – не допускается ношение папахи теми чеченцами, которые без причины пренебрежительно бросают этот головной убор об землю. Если чеченец бросил папаху на землю, то он должен быть готов умереть на месте за свою честь.

Для чеченцев папаха является нечто большим, чем обычный головной убор. Это своеобразный символ чести, гордости и достоинства, который может носить только тот человек, который обладает определенными качествами и способен на поступки. Именно поэтому носить папаху мог не каждый чеченец, надо обязательно соответствовать этому головному убору.

Получить папаху от отца

Молодой чеченец, который только начинал брить бороду, обычно получал в подарок папаху. Ее не могли носить мать, сестры, а также другие женщины в семье, иначе терялась ее сакральная сила. Если по каким-либо причинам глава семейства погибал, то папаха обязательно оставалась в семье, носить ее имели право только сыновья.

Папаху можно получить в подарок от чужого человека

Эта шапка из каракуля является знаком высокого доверия и признания – ее не дарили каждому встречному просто из жалости или снисхождения. Если чеченец решил подарить свою папаху, то одаренный человек действительно заслужил своими поступками этот дорогой подарок. При этом материал, из которого сделана папаха, а также ее стоимость, были совершенно не важны. Важен был сам факт дарения папахи, ведь этот головной убор имел огромное сакральное значение. Получить папаху в подарок от чужого человека – это крайне редкое явление, которое иногда все же случалось.

Умная голова и огненное сердце

Папаху мог носить только тот чеченец, у которого получится сберечь ее и защитить наравне со своей жизнью и добрым именем. Если с чеченца сбивали папаху, то это считалось унижением, а восстановление чести могло быть путем боя и разбирательств с кровавым исходом. Именно поэтому чеченцы боролись до конца за свою папаху – ее потеря означала позор и несерьезность.
Если чеченец охранял какой-либо объект и уходил на время, то он снимал свою папаху и оставлял на входе. Тронуть папаху означало бросить вызов ее владельцу, который считал делом своей чести разыскать и покарать обидчика.

Особенности папахи

Папаху носят не для тепла или красоты – это своеобразный символ, который подчеркивает честь и достоинство мужчины. Папаху нужно обязательно беречь и аккуратно с ней обращаться – не допускается ношение папахи теми чеченцами, которые без причины пренебрежительно бросают этот головной убор об землю. Если чеченец бросил папаху на землю, то он должен быть готов умереть на месте за свою честь.