Черты характера ребенка. Как определить психотип ребенка, и чем это поможет вам в воспитании. Типы характера новорожденных малышей: две любопытных классификации Какие бывают особенности характера ребенка

Типы характера у детей. Как понять своего ребенка?


Дети рождаются на свет с определенным типом характера . Формирование личности происходит с самого момента рождения. Какой будет характер у вашего ребенка, никто не может сказать заранее. Это, как говорится, повезло или нет.

Хотя любой тип темперамента имеет свои положительные и отрицательные стороны. В прошлых статьях я подробно рассказала о сангвинике , холерике , флегматике и меланхолике .

Нельзя выбрать себе родителей и точно так же невозможно выбрать для себя темперамент, который нам достается при рождении. Как это отличается от семейной жизни, когда мы сами выбираем мужа или жену, правда?

Не забывайте, что любого ребенка надо воспитывать и работать над ним, чтобы привить такие качества, как порядочность и честность, научить его любви и состраданию, без которых ему будет очень сложно в жизни.

Как определить тип характера своего ребенка, пока он совсем маленький? Те, кто сейчас имеет маленьких детей, много общаются с другими родителями. Они точно знают, чей ребенок спокойный, чей постоянно отстаивает свои права, а у кого малыш любит постоянно находиться в компании родителей и бабушек. Вот не хочет сидеть один и все!

Надо разобраться, какой тип темперамента у вашего малыша, тогда вы сможете понимать, почему он действует так или иначе.

Кто больше всего нуждается в общении? Конечно, это сангвиники. Они самые шумные и беспокойные, но при этом очень веселые.

Если ребенок прекрасно чувствует себя один, занят своими игрушками и при этом не требует вашего внимания – скорее всего, это флегматик или меланхолик. Они не доставляют родителям беспокойства, а мама спокойно может заниматься своими делами и хоть немного отдохнуть от бесконечных забот.

Почему тебя вчера не было в школе?

Мой старший брат заболел.

А ты-то при чем?

А я катался на его велике!

Если знать, чего хочет ваш ребенок, становится намного легче переносить все трудности, которые возникают после рождения долгожданного малыша.

Могу привести пример из нашей жизни. Когда нашему ребенку было около шести месяцев, он придумал для себя такое развлечение. Ночью начинал кричать, не потому, что у него болел животик, а просто так. И требовал, чтобы к нему подошел папа. Его интересовала почему-то не мама, а именно папа.

Как только сонный папа в середине ночи поднимался с постели (вы знаете, наверное, как мужчине это сложно сделать) подходил к детской кроватке, маленький ребенок зевал во весь рот и тут же засыпал. Как только он видел лицо своего папы, мгновенно успокаивался и просто «выключался» до утра. И так продолжалось каждую ночь без изменений. Представляете, как это было весело для нас?

Хорошо, что через пару месяцев это развлечение прекратилось, а то хроническое недосыпание не добавляло никакого удовольствия.

Это уже потом мы поняли, что происходило. Оказывается, наш сын оказался сангвиником и просто хотел общаться. Вот и все! Немного компании, пусть и ночью, это его вполне устраивало, а потом можно и сладко поспать.

Поэтому лучше всего узнать сразу, какой тип характера у вашего ребенка, чтобы не злиться и не раздражаться. Ведь после того, как в семье появляется такое маленькое чудо, заботы начинают сыпаться со всех сторон, а лишние переживания вам совсем ни к чему.



Когда малышу исполняется три года, его темперамент начинает проявляться сильнее. Представьте себе, как за столом ведут себя дети. Предположим, у вас ребенок флегматик. Поздравляю, он послушно будет есть все, что мама положит ему на тарелку. Никаких проблем с кормлением такого малыша не возникнет.

Как и с меланхоликом, хотя такой ребенок достаточно упрямый. Но с ним можно справиться, если сказать, что на тарелку мама положила очень полезную, например, гречневую кашу. И подробно рассказать, что надо ее есть, чтобы расти здоровым и сильным. И еще придумать историю, на каком поле выросла гречка, и как пчелка прилетела, чтобы собрать мед. Или что-то похожее.

Проще всего кормить сангвиника. Конечно, если у него хорошее настроение. Если он расстроился, ничего не поможет. Тогда надо посадить малыша на колени и немного поговорить с ним перед едой. Почему сангвиника легко кормить? Открываю один секрет!

Дети с этим типом характера верят в то, что вы им скажете, и никогда не будут проверять. Например, если вы положили еду и зовете ребенка кушать, достаточно сказать: « Ты это любишь!»

И все, сангвиник не будет обдумывать, что лежит на тарелке. Раз мама сказала, что он это любит, значит, надо съесть.

Ребенок не ест манную кашу.

Сейчас Бабу-Ягу позову!

Баба-Яга не будет есть эту кашу!

Самое смешное, что этот прием работает совершенно независимо от возраста. Даже если ваш ребенок уже не малыш, а скажем, лет восемнадцати, он прекрасно будет есть все, что вы приготовили, и даже ничего не заметит. Главное, не забывать говорить перед едой волшебную фразу: « Ты это любишь!».

Единственное, когда вы попытаетесь заставить его съесть чеснок, лук, соленые огурцы или что-то в этом роде, этот прием может не сработать. Или особенное блюдо, которое ребенок не любит в принципе. У нас, например, таким блюдом является печенка. И сын ни за что на свете не будет есть эту печенку, лучше останется голодным.

Фразы типа: «она полезная», «ты раньше ее всегда ел» и прочее в таком же духе в этом случае не помогут. Но на остальную еду, которую ему предлагают, сангвиник реагирует очень хорошо. Он просто не задумывается над тем, что ест. Тем более, если мама сказала, что он это любит…



Если ваш ребенок оказался холериком, не забывайте, что это самый сложный характер. Приемы, которые отлично работают с другими детьми, в вашем случае окажутся неэффективными. Совет для родителей, которые хотят накормить такого малыша только один. Вам придется всегда предлагать ему выбор: «Ты будешь есть это (котлета на тарелке) или это?». И показываете, например, на кашу.

Всегда уважайте его мнение и давайте возможность решать самому. И тогда ваши нервы останутся в полном порядке, а конфликтов будет намного меньше.

Если дети подросли и пошли в школу, тип темперамента в учебе тоже очень важен. Когда вы точно знаете, какие способы помогаю при воспитании ребенка, а какие нет, вам станет легче. Главное – это понять ребенка, учитывать его мнение и потребности.

Постарайтесь с самого детства найти с ним общий язык, чтобы понимать мотивы, которые лежат в основе его поступков.

Потом, когда ребенок подрастает и отправляется в школу, у каждого типа характера возникают свои трудности. Конечно, учеба не всем детям дается легко. Но есть моменты, о которых родителям лучше знать заранее, чтобы помочь сыну или дочери меньше уставать и лучше усваивать учебный материал.

Сразу хочу сказать о том, что даже по внешнему виду можно определить, какой тип темперамента у ребенка, который сидит за партой.

Поскольку я сама когда-то работала с детьми, мне намного проще говорить об этом.

У каждого ребенка есть своя модель поведения, поэтому лучше всего определить, какой характер у вашего ребенка, чтобы избежать ненужных конфликтов и помочь ему и себе.

Маленький мальчик зачарованно смотрит за тем, как его мама наносит на лицо крем.

Зачем ты это делаешь, мама?

Чтобы быть красивой!- ответила она и начала удалять излишки крема салфеткой.

Что случилось? Ты передумала?

Кто самый аккуратный? Это флегматик , у него всегда в полном порядке учебники и тетрадки. И даже внешний вид мальчика или девочки говорит о многом. Правда, эти дети робкие и немного застенчивые, они не любят поднимать руки, даже если знают правильный ответ на вопрос. Зато они очень добросовестные и всегда готовы оказать помощь учителю или другу.

Учителю – это, например, помыть доску или полить цветы. А другу они дадут списать домашнее задание, лишь бы только не отказать в просьбе.

Аккуратностью отличаются и меланхолики . Они часто оказываются «всезнайками» и отличниками, потому что любят учиться и обязательно хотят показать другим ученикам, что знают намного больше, чем объяснял учитель.

Иногда такие дети становятся зубрилами, лишь бы доказать остальным, что самые умные в классе – это они.

Кто поднимет руку первым и будет трясти вытянутой рукой и даже подпрыгивать на стуле от нетерпения? Конечно, сангвиник , и для него совсем неважно, знает он ответ или нет. Ему просто кажется, что главное – это первым начать отвечать и показать себя с самой лучшей стороны.

А потом как-нибудь выкрутится, может быть, вспомнит в последний момент правильный ответ или кто-нибудь подскажет с задней парты!

Ведь такому ребенку очень хочется, чтобы его похвалили при всех за старание. Но вот тетрадки и учебники у сангвиника часто находятся в плачевном состоянии. Его всегда ругают за то, что он теряет карандаши, забывает дома ручки или дневник. Кстати, о дневниках, для сангвиника это очень неприятный документ. Там всегда много замечаний по дисциплине и плохих оценок.

Часто дневник случайно где-то теряется и пропадает самым таинственным образом. Зная характер своего ребенка, можно понять, почему это происходит. Какое может быть признание со стороны мамы или папы, если там появились плохие оценки?

Проще этот дневник потерять, засунуть туда, где мама не догадается его найти. Например, под диван или просто закинуть за шкаф. Так что если у вас происходит подобная история, вы теперь знаете, почему это происходит.

Холерик всегда старается ответить первым. Эти дети достаточно умные, им нравится бросать вызов другим ученикам и занимать первое место по успеваемости. Такой ребенок настолько хочет доказать свое превосходство перед классом, что выкрикивает ответ, даже не успевая поднять руку. Таким образом, все узнают, что он самый лучший. Часто такие дети становятся старостами класса.

Конечно, все мальчики, у которых такой тип темперамента, много дерутся со своими сверстниками. Помните, ведь они стараются доминировать над другими детьми? А драка – одно из лучших средств (по их мнению).

При воспитании сына или дочки надо обязательно учитывать его тип характера. Самые самостоятельные дети – это холерики и меланхолики. Они любят контролировать ситуацию и четко знают, чего хотят.



Флегматикам нужна помощь родителей в плане организации. Если мама объяснит сыну, что надо сделать в течение дня, он будет очень доволен и старательно все выполнит. А вечером будет с нетерпением ждать, что мама или папа его похвалят за старание.

Вы можете проверить эмоциональное состояние своего ребенка, предложив ему нарисовать вашу семью. Как это сделать? Пройдите с ним простой тест для детей .

Вот кого нужно контролировать, так это сангвиника. Такие дети нуждаются в постоянном и очень жестком контроле.

При взрослении ребенка его характер нуждается в корректировке, это возможно сделать только, если вы постоянно с ним занимаетесь и знаете, чем живет ваш сын или дочка.

Сегодня я вам рассказала, как происходит формирование личности у детей. Вы узнали, что мы все получаем от рождения определенный тип характера Простой и веселый тест на тип характера

Черты характера ребенка начинают проявляться с самого маленького возраста. Если несколько малышей поместить в совершенно одинаковые условия, каждый из них будет вести себя по-разному. Родители обязательно должны учитывать особенности характера их чада, чтобы выбрать для него наиболее подходящий метод обучения и подобрать для ребенка занятие в соответствии с его способностями и личностными характеристиками. Всего существует 4 основных типа характера – сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Конечно, в чистом виде они практически никогда не встречаются, но если родители присмотрятся, то могут понять, какой тип присущ их малышу. Как определить характер ребенка?

Например, если ребенок сильный, самоуверенный, энергичный и увлеченный, если он буквально на пролом идет к намеченной цели, то это, скорее всего, сангвиник. Такой ребенок всегда и везде старается быть лидером, он любит находиться в центре внимания. Именно на это должны быть направлены увлечения ребенка. Возможно, ему подойдет театральная студия или групповые спортивные игры. Мама и папа обычно всегда гордятся своим активным сыном или дочерью. НО родители такого малыша очень часто забывают научить его трудолюбию, ответственности и взаимоуважению. А это порой так непросто для сангвиника. И только в том случае, если ребенок научится сотрудничать с другими людьми, уважая их интересы и прислушиваясь к их мнению, его энергия будет направлена в правильное русло, он станет отличным лидером, которому будут доверять. Иначе он так и останется «душой компании», который в профессиональном плане просто не сможет реализовать себя из-за собственной лени и нежелания идти на уступки.

Очень похож на сангвиника такой тип характера, как холерик. Это зачастую очень яркие личности, порой вспыльчивые и неуравновешенные, но всегда воодушевленные новыми идеями. Такие дети непременно стремятся к победе. Но только родители начинают радоваться стремительным успехам ребенка в его новом увлечении, как малейшее падение полностью сбивает его настрой, и ребенок уже готов отказаться от выбранного занятия. Но вскоре на смену старому приходит новое, и еще одно, и так бесконечно.

В глубине души такие дети очень ранимы и обидчивы. Поэтому родители должны учить малыша справляться со своими негативными эмоциями, переступать через неуверенность и страх, не стыдиться падать и в некоторых ситуациях даже выглядеть хуже остальных (чего больше всего боятся холерики), а главное никогда не сдаваться. Ребенок должен научиться контролировать свои эмоции, и тогда его богатый внутренний мир и огромный потенциал найдут достойное применение.

В отличие от сангвиника и холерика, флегматик очень спокоен и постоянен в своих увлечениях. Такие дети задумчивы, медлительны, рассудительны. Они с трудом решаются принять окончательно решение. Но несомненными их достоинствами являются аккуратность, усидчивость и упорство, все то, чего так не хватает сангвиникам и холерикам. Чтобы такие положительные черты характера ребенка нашли достойное применение, родители флегматика должны научить малыша быть более коммуникабельным и постараться развить в нем целеустремленность.

И, наконец, меланхолики. Такие детки также медлительны и задумчивы, но кроме всего прочего, они еще и легкоранимы. На первый взгляд, кажется, что ребенок меланхолик очень уязвим и не способен достичь желаемого. На самом деле это не так. Если в будущем такой человек поставит перед собой цель – создать крепкую семью, то его романтизм и чувствительность помогут ему стать идеальным партнером и заботливым родителем. Кроме того, именно меланхоликам удается лучше всех реализовать свой творческий потенциал, так как они отличаются усидчивостью и скрупулезностью.

Воспитание характера ребенка в семье

Воспитание характера ребенка в семье во многом зависит от родителей. или дочь, обязательно учитывайте особенности характера ребенка, а также его темперамент. Ведь всем родителям хочется, чтобы ребенок был одновременно активным и усидчивым, коммуникабельным и покладистым, веселым и рассудительным. Теперь Вы понимаете, что так не бывает. Но в Ваших силах развить в своем ребенке самые ярки черты его характера, одновременно сгладив его недостатки. Старайтесь, и у Вас все обязательно получится.

От чего зависит характер ребенка?

Формирование характера ребенка не происходит в одночасье. На него оказывают большое влияние следующие факторы:

Наследственность;
воспитание;
поведение родителей;
окружение (детский сад, школа).

В начале жизненного пути у крохи есть наглядный пример для подражания – его любимые родители. Он сознательно и бессознательно копирует их поведение, которое является для него единственно правильным. Позже, когда круг его общения расширяется, малыш с удивлением осознает, что в мире много других людей, больших и маленьких, которые могут вести себя совсем иначе, и он черпает информацию от общения с каждым из них.

Темперамент вашего малыша

Ребенок, даже годовалый – это уже личность. И ему присущ определенный тип темперамента, который определяется его собственными особенностями характера и поведения, а также генетической предрасположенностью ребенка. Как известно, существует четыре основных типа темперамента человека: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Давайте узнаем, что они представляют собой и как можно определить темперамент ребенка.

Сангвиника характеризует открытый, добрый нрав, способность легко переносить неудачи, «живость» характера, энергичность. Чаще всего это лидеры детского коллектива, из них вырастают хорошие руководители.

Ребенок-холерик – очень эмоциональный, требовательный, даже агрессивный. Он способен страстно увлечься каким-то делом, но если у него что-либо не получается, то может и вспылить. Холерик подвержен частым перепадам настроения.

Флегматический тип темперамента определяется такими качествами, как медлительность, эмоциональная устойчивость, выдержка. Флегматик часто ленив, его мимика невыразительна, он долго привыкает ко всему новому.

Малыш с меланхолическим темпераментом обычно застенчив, раним, неуверен в себе. Он сложнее других адаптируется к новым условиям, в том числе и к коллективу. Но одновременно он склонен к тонким эмоциональным переживаниям, пунктуален и организован. Такие дети могут добиться больших успехов в творчестве: музыке, живописи, скульптуре, поэзии.

Эти четыре типа темперамента редко проявляются в чистом виде. Чаще всего темперамент ребенка бывает смешанным. При этом пересекаются в основном черты, присущие «соседним» типам: холерик/сангвиник, флегматик/меланхолик.

Темперамент ребенка – это врожденное свойство, его очень трудно, практически невозможно изменить. И родителям нужно смириться с этим, не подавлять его, пытаясь подстроить «под себя», а лишь мягко корректировать его поведенческие реакции.

Воспитание характера ребенка в семье

Абсолютно «хороших» или «плохих» типов темперамента не существует, и в характере каждого ребенка проявляются как положительные, так и отрицательные черты.

Нравственные черты, такие как честность, порядочность, толерантность, внимание к окружающим можно и нужно прививать ребенку в процессе воспитания. Конечно, этово многом зависит от характера самих родителей.

Волевые качества характера малыш приобретает в основном в общении со сверстниками. Дома же мама и папа могут в игровой форме учить ребенка настойчивости, стремлению к успеху, решительности.

Трудный, по мнению родителей, характер у ребенка может подразумевать как излишнюю эмоциональность, вспыльчивость, так и, наоборот, плаксивость, частую смену настроения, привычку жаловаться. И хотя ребенка «не переделаешь», эти особенности характера все-таки можно постараться изменить. Это нужно делать постепенно, терпеливо, проявляя чуткость. Не давите на малыша, не пытайтесь «сломить» его, не злоупотребляйте запретами и наказаниями.

К каждому ребенку можно найти свой подход, зная особенности его характера. И даже если ваш ребенок «трудный», помните о том, что он всё равно самый любимый!

Индивидуальное своеобразие ребенка проявляется как в ее темпераменте, так и в характере, что включает в себя взгляды, интересы, мнения ребенка, их содержание (то, чем руководствуется она, как относится к себе). Содержание поведения всего характеризует человека, ведь каждая личность имеет свой психический склад, манеру поведения, образ действий и характер, который формируется в течение всей его жизни, меняется, развивается в зависимости от окружения и воспитания.

Характер (греч. Charakter - признак, примета) - индивидуальное сочетание существенных свойств личности, которые проявляются в его поведении и деятельности, в отношении к обществу, труду, коллективу, к себе.

Черты характера свидетельствуют о путях, которыми человек достигает определенных целей, то есть о специфической психологическую стратегию его поведения. У взрослого человека поведение является сложным сочетанием высшей нервной деятельности и жизненного опыта. Этим обусловлен влияние типа нервной системы на выработку характера ребенка. Психологи утверждают, что темпераменте характер личности является неразрывным единством, что обусловливает ее свойства. Однако темперамент (тип нервной системы) врожденный основу, а характер формируется в течение жизнедеятельности. Он включает много компонентов, которые возникают как единое целое, поэтому ни присущую ребенку (взрослому человеку) риса нельзя рассматривать отдельно от других качеств его характера. Характер определяется совокупностью всех черт, оказываются в действиях и поступках (как действует человек в различных условиях, как достигает своей цели, каковы ее стремления).

Основными компонентами характера являются: жизненная направленность (потребности, интересы, убеждения); умственные качества (наблюдательность, рассудительность, гибкость ума), эмоциональные (содержание и направленность чувств), волевые (выразительность, постоянство, твердость, способность преодолевать трудности, решительность, смелость, настойчивость, целеустремленность) привычки (почти автоматизированные способы действия). Все они взаимосвязаны, иногда определенный компонент доминирует в поведении. их сочетание имеет индивидуальные особенности. Даже у одного человека в зависимости от конкретных условий жизни проявляются различные черты характера. В дошкольном учреждении она может проявлять должный уровень культуры общения, умело налаживать дружеские отношения, не конфликтовать, а дома демонстрировать противоположный способ поведения. Подобные проявления могут касаться различных аспектов ее жизнедеятельности.

В двух одинаковых по характеру людей невозможна одинакова поведение, ведь с момента рождения они оказываются под разным влиянием (семейные условия, способ воспитания, общения с родственниками, детский коллектив, окружающей среды и т.д.). Все это формирует индивидуальные особенности склонностей, интересов, чувств, ума, воли, характера в целом.

Главную роль в формировании и развитии характера ребенка играет общение с людьми, которые его окружают. Первые зачатки и формы поведения формируются на основе механизма наследования (ребенок подражает своих близких), а также путем научения через эмоциональное подкрепление.

Сензитивным периодом для становления характера считают возраст от двух-трех до девяти-десяти лет, когда происходит активный процесс социализации как в процессе общения с Дорол, так и со сверстниками. Именно в этот период дети открыты для внешних воздействий, подражают всех и во всем. Взрослые должны непререкаемый авторитет у ребенка, могут влиять на нее с помощью слова, поступков и действий, что создает благоприятные условия для усвоения и закрепления необходимых форм поведения.

Важным для формирования характера дошкольника является стиль общения взрослых друг с другом и с самим малышом. В первую очередь это касается общения родителей, особенно матери, с ребенком. То, как они ведут себя с ней, со временем станет способом ее обращение со своими детьми, когда он станет взрослым и будет иметь собственную семью.

Сначала в характере формируются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества - эгоизм, черствость, равнодушие к людям.

В дошкольном возрасте закладываются основы черт характера, которые касаются труда - трудолюбие, аккуратность, ответственность, настойчивость. Поскольку в этот период ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, то именно в ней формируются и закрепляются соответствующие привычки. Кроме этого, имеет значение и выполнения ребенком доступных видов труда, что должно стимулироваться и поощряться взрослыми. Как правило, в характере закрепляются те черты, которые постоянно получают положительную оценку.

Формирование характера зависит от активности ребенка в жизнедеятельности. Процесс этот начинается в раннем возрасте, когда она невольно подражает от взрослых определенные способы поведения, действий, отношение к людям, осознает свои возможности, овладевает движениями, учится управлять собой, ее организатором, руководителем, партнером должно быть близкий человек, от которого зависит формирование основных качеств поведения, характера ребенка. Важно, чтобы они своевременно сосредоточивали свое внимание на развитии конкретных качеств характера с учетом новообразований детской психики. При этом следует помнить, что поведение ребенка-дошкольника опосредованное образом близких взрослых, который ориентирует ее действия и поступки, является основой всех новообразований, обусловливает образование механизмов личностного поведения, способности регулировать ее. В зависимости от конкретных условий воспитания и взаимоотношений с близкими взрослыми ведущую роль в этом процессе могут играть различные мотивы (непосредственный интерес к деятельности, ее содержания, значимости, честолюбие, амбиции и т.д.). Этим обусловлены разнообразные индивидуальные личностные качества ребенка.

Время чтения: 6 минут

Каждый человек уникален и обладает собственным характером. Заметить индивидуальные особенности у ребенка можно уже в раннем детстве – хороший воспитатель должен уметь подобрать «ключик» к каждому из детей в группе дошкольного возраста. Для этого важно понимать взаимосвязь физического, нравственного и умственного формирования маленького человека, искать индивидуальный подход, чтобы своевременно выявлять те или иные характерные черты своих подопечных.

Что такое индивидуальные особенности

Выявление характерных черт ребенка требует от педагога времени и регулярного наблюдения. Для этого воспитателю следует вести ежедневный учет реакции малышей на различные события. Индивидуальные особенности ребенка включают в себя несколько элементов:

  • тип нервной деятельности, темперамент – уравновешенный, быстровозбудимый (холерик), активный (сангвиник), инертный, спокойный (флегматик) и т.д.;
  • физическое состояние, здоровье;
  • склонности, интересы.

Как формируются особенности детей

Отправной точкой в формировании индивидуальных особенностей ребенка служит психотип, который является наследственным фактором. Уравновешенный, спокойный малыш сможет быстрее научиться читать, поскольку имеет склонность к кропотливой работе. В то время как подвижный, гиперактивный его товарищ раньше начнет ходить, будет обладать развитым телом.

Немаловажное значение имеют условия, в которых растет и развивается дошкольник. Желательно, чтобы дитя постоянно находилось в процессе активного познания – дома были развивающие игрушки для обучения и умственного воспитания, в детском саду много друзей, а мама старалась регулярно проводить с ним время. Если отпрыску не уделяют внимания, не следят за потребностями, он станет отставать от сверстников.

Кроме обеспечения условий для становления личности важную роль играет педагогическое воспитание. Желательно, чтобы детский сад и семья работали в едином направлении, внушая подопечному одни и те же ценности, стандарты поведения. Тогда дошкольник не только научится вовремя читать, считать, освоит другие важные навыки. У него будет достаточная база для нравственной, эмоциональной эволюции – умения сопереживать, выражать свою любовь, сдерживать агрессию.

Возрастные и индивидуальные особенности развития

Детские психологи утверждают, что база основных жизненных устоев создается в раннем возрасте. При этом в дошкольном периоде интенсивно формируются личностные особенности ребенка. Детсадовцы ярче начинают проявлять характер и склонности. Это объясняется развитием речи – навыкам общения со сверстниками и взрослыми, возникновению новых сторон познания и появлению свежих форм деятельности. При этом с 2 до 3 лет активнее развивается способность управлять предметами или орудиями, а с 3 до 4 – умение подражать взрослым, включением в социальную жизнь посредством игры.

Психическое развитие

Родителям важно понимать, в какой период маленький человек лучше воспримет ту или иную информацию, выбрать форму ее подачи. Для этого стоит рассмотреть этапы психического формирования отпрыска:

  • Первый год жизни представляет собой моторную фазу. В этом промежутке грудничок старательно овладевает очередностью движений, нужных для выполнения повседневных задач.
  • Следующий этап психического развития называется сенсорным. Продолжительность этого промежутка составляет около 2 лет. У сенсорной фазы важная миссия – подготовка к формированию таких функций, как внимание, восприятие, мышление.
  • Аффективная фаза продолжается до начала подросткового периода. На этом этапе дошкольник, а затем школьник приобретает постоянные свойства характера, которые поддаются педагогической коррекции. Начинается социальное формирование.
  • Идеаторная фаза занимает два года – от 12 до 14 лет. В этот период подросток учится составлять планы в уме, и неукоснительно им следовать. Формируются абстрактные понятия, четче вырисовывается личность.

Эмоциональное

Непонимание, как выражать свои эмоции часто приводит к проблемам в личной жизни у взрослого человека, который вполне состоялся в других сферах. В связи с этим формирование эмоциональной составляющей личности является одной из важных задач родителей и воспитателя. К ней относятся воспитание у сына или дочери умения сосредотачиваться на одном виде деятельности, владеть своими чувствами.

Эмоциональное развитие младенца начинается сразу после рождения. Новорожденный не способен выражать словами и жестами свои желания, он может лишь показывать их эмоциями. Плач, смех, улыбка или выражение лица о многом могут рассказать маме. Этапы формирования эмоциональности:

  • У грудничка до года эмоции неустойчивы и сменяются, не задерживаясь надолго. Пока кроха не может управлять настроением и легко переходит от состояния удовлетворенности к плачу.
  • В один-три года малыш уже умеет сосредотачиваться на чем-то – может более длительный период находиться в спокойном состоянии. При этом кроха быстро переключается – эмоции вспыхивают и гаснут, он может злиться, если что-то не получается или радостно смеяться, увидев знакомое лицо.
  • Дошкольник учится развивать социальные эмоции, и начинает понимать, что друзья по детскому саду обладают собственными желаниями – радуются или плачут. Малыш с удовольствием несет в группу конфеты на свой день рождения, чтобы порадовать одногруппников.

Познавательное

Маленький человек учится познавать мир самостоятельно – 2-3-летнему карапузу интересно все. Родителям нужно лишь направлять внимание малыша в нужное русло, следить за тем, чтобы его исследования были безопасны. Очень важно не заставлять ребенка вникать, если данный вид деятельности не вызывает интерес. Некоторые психологи считают, что формирование познавательных способностей начинается с развития памяти. В дошкольном возрасте память, внимание и мышление трансформируются в высшие психические функции.

Немаловажную роль в развитии познавательной активности играет речь. Кроха учится правильно задавать вопросы, чтобы получить удовлетворяющий его потребности ответ. Дети дошкольного возраста стараются самостоятельно систематизировать информацию, учатся обобщать, находить общие признаки групп предметов, уяснять разницу между биологическими и искусственными материалами. Поощряя у малыша любознательность, мамы и папы смогут привить отпрыску такие качества, как внимательность, способность осознавать себя в социуме.

Психологическое

Вырастить цельную и разносторонне развитую личность непросто – важно, чтобы ребенок психологически был готов к личностному росту. Возрастная психология рассматривает комплекс перечисленных выше аспектов – психических, эмоциональных и познавательных. Если все потребности малыша удовлетворены, его психологическое здоровье будет стабильным.

Речевое

Как уже упоминалось, умение выражать свои желания, эмоции является необходимым условием для сбалансированного развития. Однако не стоит думать, что формирование речи подчиняется общим правилам – каждый учится говорить в свой срок, согласно индивидуальным различиям. Совершенствование словарного запаса напрямую связано с тем, как много кроха общается с родителями и другими взрослыми. Кроме того на развитие речи влияют занятия, где малыш учится контролировать свои движения, совершать мелкие действия с максимальной аккуратностью.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей

На каждом этапе развития ребенка и формирования его личности педагогами ведется учет природных качеств. Воспитатель позволяет подопечным самостоятельно выбрать себе занятие, чтобы провести время с пользой – некоторые рисуют, другие собирают пазлы, играют в куклы. Со временем у детей появляются другие интересы, которые педагог должен четко отслеживать.

Дошкольник, поступая в первый класс, получает характеристику из сада, в которой воспитатель указывает индивидуальные особенности выпускника. На основании полученной информации учитель старается найти собственный подход к младшему школьнику. Некоторые учебные заведения практикуют дифференциацию – когда учащихся группируют согласно их индивидуальным качествам.

Индивидуальные особенности ребенка - примеры для анкеты

При поступлении в детский сад, родителей часто просят указать индивидуальные особенности детей дошкольного возраста. Эта задача не всегда решается просто – иногда мамы и папы не знают, как сформулировать эту информацию. Педагогу понадобиться указать такие данные об отпрыске:

  • проявления темперамента – малыш гиперактивный или спокойный, уравновешенный;
  • основные умения – может сам себя обслуживать, складывать учебники;
  • социализация – легко ли малыш находит друзей, может ли работать в коллективе, самооценка;
  • физические данные дошкольника или школьника;
  • состояние здоровья – есть ли ограничения по физподготовке, аллергия, проблемы с сердцем или другими органами.

Видео

Воспитание характера начинается с первых дней жизни малыша. Если поначалу он наблюдает за взрослыми, то со временем начинает копировать их действия...

Воспитание ребенка должно строиться с учетом особенностей его характера. Общительность, щедрость, активность, инициативность, доброта или, напротив, замкнутость, жадность, скованность, вялость – все это черты характера. И в подавляющем большинстве случаев они формируются именно под влиянием воспитания.

Воспитание характера начинается с первых дней жизни малыша. Если поначалу он наблюдает за поведением взрослых, то со временем (обычно после трех лет) начинает копировать их действия и реакцию. Именно поэтому говорят: яблоко от яблони недалеко падает, имя в виду схожесть характеров родителей и их чад. Все хорошее или плохое в ребенке – только от значимых взрослых, чаще всего – родителей.

Чем раньше начать корректировать недостатки характера, проявившиеся вследствие дурного влияния окружающий, тем более успешным будет результат. – тот возраст, когда разумные доводы могут оказать влияние на создания дошкольника. Обсуждая разные ситуации, описывая свое видение того или иного действия, поступка, можно влиять на поведение чада, формируя положительные стороны его характера.

Характер и темперамент

Безусловно, особенности характера ребенка зависят от врожденных особенностей его нервной системы – темперамента. Работоспособность нервных клеток, скорость протекания реакций торможения и возбуждения в коре головного мозга являются основополагающими для формирования одного из четырех типов темперамента:

  • сангвинический;
  • флегматический;
  • холерический;
  • меланхолический.

Жизнерадостный, активный сангвиник обладает сильным уравновешенным характером. Столько же активен холерик, однако ему присуща вспыльчивость и неуравновешенность. Маленького человека холерического склада легко воодушевить, но активный посыл быстро проходит, сменяется полным равнодушием к занятию, прежде вызывавшему энтузиазм.

Слабый духом меланхолик не способен долго выдерживать напряжение, его дух неустойчив. Ребенок такого склада очень талантлив и чувствителен, отличается богатой фантазией и оттого чересчур раним. А вот схожий с ним, но уравновешенный флегматик – самый «удобный» с точки зрения воспитания тип. Флегматичного малыша трудно чем-то сильно расстроить, испугать, разгневать. Он упорно и настойчиво будет работать над трудной задачей, не стремясь поскорее разрешить ее, но и не пасуя перед трудностями.

Темперамент значительно влияет на характер, однако не может являться причиной проявление в нем дурных или хороших черт. Более того, именно характер человека, получившего хорошее воспитание, помогает обуздывать холерическую необузданность или меланхоличное безразличие.

Педагоги уверены: правильное воспитание способно направить темперамент в нужное русло, контролировать его, выработать устойчивый характер. Главное, что должны запомнить родители: нельзя требовать от малыша невозможного, сравнивать его с другими детьми и пытаться подогнать под общий шаблон.

Как формировать характер?

Способы формирования характера подчиняются. Однако нужно помнить, что лишь индивидуальный подход к малышу может принести нужный результат. Дело в том, что одну и те же черту - например, трудолюбие, у флегматика и сангвиника следует формировать по-разному. Если флегматик примется за работу с упорством и настойчивостью, предварительно обдумав все до мелочей, то сангвиник примется за дело мгновенно. Результат их работы никогда не будет одинаковым, и это не повод для того, чтобы обижать одного сравнением с другим. Терпение и любовь к малышу помогут выбрать правильный путь его развития.

Как можно сформировать характер ребенка? Прежде всего, ориентируясь на возрастные особенности психики малыша и следуя общепедагогическим принципам.

  • Игровая деятельность . Формирование нрава маленьких детей происходит в процессе естественной для них деятельности – игры. Малыш играет постоянно, поэтому для занятий не нужно выбирать какое-то отдельное время. Трудолюбие и ответственность можно формировать без напряжения и усилий, просто поручая ребенку какую-то простейшую домашнюю работу. Например, уход за горшечным растением можно превратить в увлекательное продолжение любимой сказки.
  • Занятия с педагогом . Прекрасный способ формирования характера – занятия в секции или кружке. Не обязательно водить малыша в десять студий. Даже один кружок потребует от него таких качеств, как ответственность, целеустремленность, дисциплинированность, особенно когда придет время посещать занятия самостоятельно, без сопровождения родителей.
  • Определение границ . Дети с первых дней познания мира проверяют его границы. Поэтому важно вовремя объяснить ребенку, что можно и что нельзя, а затем твердо и последовательно соблюдать установленные правила. Не нужно думать, что запреты и ограничения – это всегда плохо. Напротив, они облегчают малышу жизнь.
  • Ведущая роль родителей . Значимый взрослый сделает для малыша больше, чем самая правильная книга. Это требует от родителей большей ответственности к себе, однако окупится сторицей. Поэтому родители должны крайне требовательно относиться прежде всего к себе, подавать только хороший пример.
  • Групповое воспитание . Общительность или замкнутость, умение дружить и делиться – все эти черты являются следствием навыков взаимодействия детей в группе. И здесь роль взрослых первостепенна. Именно они должны направлять ребенка по пути правильного воспитания. Со временем простейшие правила общения станут основой для формирования других черт характера: ответственности, решительности.
  • Создание воспитательных условий для формирования характера . Закрепление навыка в постоянном повторении – вот путь для выработки устойчивых черт поведения.

В том, как действует ребенок, как решает возникающие перед ним задачи, на что направлен фокус его внимания, проявляются особенности его характера. Грубость и тактичность, вежливость и бесцеремонность, целеустремленность или безынициативность – все эти черты обусловлены воспитанием.

Людей всегда интересовало какими чертами их наделила природа и какими могут быть другие люди. В силу того, что общение – это всегда взаимодействие как минимум двоих, то это вовсе не праздный вопрос. И неплохо бы понимать кто перед вами, особенно если это ваш близкий человек, и тем более ребенок.

Данная статья поможет лучше понять особенности своего характера и отличительные черты характера своего ребенка, чтобы процесс воспитания и взаимоотношения в семье приносили радость.

Итак, перед нами 8 основных типов:




В «плохом» варианте из ребенка такого типа может вырасти эгоистичный интриган, карьерист, который не останавливается ни перед чем. В детском и подростковом возрасте этот тип детей может быть склонен к «буллизму» (систематическое издевательство над «жертвой» в школе, во дворе и т.д.). При воспитании такого ребенка важно подобрать ему занятие, которое давало бы возможность выделиться, это может быть какой-то индивидуальный (а не групповой!) вид спорта. Такого ребёнка необходимо учить заботиться о других, понимать окружающих, учитывать чувства других людей. Данный тип детей необходимо учить сочувствию, природа их не наделила данным качеством. Также очень важно научить ребёнка управлять своими аффектами, т.е. контролировать свои эмоции и уметь социально-приемлемо «разряжаться». Для реализации такой родительской стратегии необходимо, чтобы родители были спокойными, но твёрдыми. Это значит не меняли своего решения и не поддавались на провокации ребёнка. Большая ошибка – вступать в противоборство с ребенком такого типа характера! Этого делать категорически нельзя, потому что «найдёт коса на камень»!




Подводя итог, необходимо заметить, что в жизни чистых (на «все сто процентов») представителей какого-либо типа характера мы вряд ли встретим. Поэтому, вы вполне можете обнаружить у себя, своего ребенка или других близких черты разных типов. Это вполне нормально, вопрос в том, насколько выражены черты того или иного характера, как они проявляются. Желаю успехов в деле узнавания себя и воспитания подрастающего поколения!

Черты характера ребенка начинают проявляться с самого маленького возраста. Если несколько малышей поместить в совершенно одинаковые условия, каждый из них будет вести себя по-разному. Родители обязательно должны учитывать особенности характера их чада, чтобы выбрать для него наиболее подходящий метод обучения и подобрать для ребенка занятие в соответствии с его способностями и личностными характеристиками. Всего существует 4 основных типа характера – сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Конечно, в чистом виде они практически никогда не встречаются, но если родители присмотрятся, то могут понять, какой тип присущ их малышу. Как определить характер ребенка?

Например, если ребенок сильный, самоуверенный, энергичный и увлеченный, если он буквально на пролом идет к намеченной цели, то это, скорее всего, сангвиник. Такой ребенок всегда и везде старается быть лидером, он любит находиться в центре внимания. Именно на это должны быть направлены увлечения ребенка. Возможно, ему подойдет театральная студия или групповые спортивные игры. Мама и папа обычно всегда гордятся своим активным сыном или дочерью. НО родители такого малыша очень часто забывают научить его трудолюбию, ответственности и взаимоуважению. А это порой так непросто для сангвиника. И только в том случае, если ребенок научится сотрудничать с другими людьми, уважая их интересы и прислушиваясь к их мнению, его энергия будет направлена в правильное русло, он станет отличным лидером, которому будут доверять. Иначе он так и останется «душой компании», который в профессиональном плане просто не сможет реализовать себя из-за собственной лени и нежелания идти на уступки.

Очень похож на сангвиника такой тип характера, как холерик. Это зачастую очень яркие личности, порой вспыльчивые и неуравновешенные, но всегда воодушевленные новыми идеями. Такие дети непременно стремятся к победе. Но только родители начинают радоваться стремительным успехам ребенка в его новом увлечении, как малейшее падение полностью сбивает его настрой, и ребенок уже готов отказаться от выбранного занятия. Но вскоре на смену старому приходит новое, и еще одно, и так бесконечно.

В глубине души такие дети очень ранимы и обидчивы. Поэтому родители должны учить малыша справляться со своими негативными эмоциями, переступать через неуверенность и страх, не стыдиться падать и в некоторых ситуациях даже выглядеть хуже остальных (чего больше всего боятся холерики), а главное никогда не сдаваться. Ребенок должен научиться контролировать свои эмоции, и тогда его богатый внутренний мир и огромный потенциал найдут достойное применение.

В отличие от сангвиника и холерика, флегматик очень спокоен и постоянен в своих увлечениях. Такие дети задумчивы, медлительны, рассудительны. Они с трудом решаются принять окончательно решение. Но несомненными их достоинствами являются аккуратность, усидчивость и упорство, все то, чего так не хватает сангвиникам и холерикам. Чтобы такие положительные черты характера ребенка нашли достойное применение, родители флегматика должны научить малыша быть более коммуникабельным и постараться развить в нем целеустремленность.

И, наконец, меланхолики. Такие детки также медлительны и задумчивы, но кроме всего прочего, они еще и легкоранимы. На первый взгляд, кажется, что ребенок меланхолик очень уязвим и не способен достичь желаемого. На самом деле это не так. Если в будущем такой человек поставит перед собой цель – создать крепкую семью, то его романтизм и чувствительность помогут ему стать идеальным партнером и заботливым родителем. Кроме того, именно меланхоликам удается лучше всех реализовать свой творческий потенциал, так как они отличаются усидчивостью и скрупулезностью.

Воспитание характера ребенка в семье

Воспитание характера ребенка в семье во многом зависит от родителей. или дочь, обязательно учитывайте особенности характера ребенка, а также его темперамент. Ведь всем родителям хочется, чтобы ребенок был одновременно активным и усидчивым, коммуникабельным и покладистым, веселым и рассудительным. Теперь Вы понимаете, что так не бывает. Но в Ваших силах развить в своем ребенке самые ярки черты его характера, одновременно сгладив его недостатки. Старайтесь, и у Вас все обязательно получится.

Знание характеристик по знакам Зодиака помогает нам глубже понять близкого человека, сделать выводы о его способностях и особенностях характера. Определенные черты закладываются в нас уже при рождении благодаря расположению и влиянию планет. Гороскоп представляет собой набор рекомендаций, которые способствуют выстраиванию взаимоотношений в семье, помогают воспитанию, развитию способностей и талантов у детей, полученных в дар от звезд. Они подскажут вам, какие качества стоит развивать в детях, а в каких областях любые попытки не будут иметь силы. Заглядывая в гороскоп, вы можете избежать множества ошибок в общении с окружающими, что сделает вашу жизнь и жизнь ваших родных и близких более плодотворной и счастливой.

Нет абсолютно совершенных или плохих знаков зодиака, в нашем противоречивом мире в любом человеке соседствуют как положительные, так и отрицательные черты. Вы можете получить советы, развитию каких положительных черт способствовать, и какие качества стараться нейтрализовать в отрицательном аспекте воздействия планет.

Зодиак в переводе с греческого означает «круг животных». Ожегов дал такое определение: «Зодиак – пояс в небосклоне, по которому Солнце совершает свое видимое годовое движение». Созвездие, в котором Солнце находилось на момент вашего рождения, соответствует одному из двенадцати знаков. К зодиакальным созвездиям относятся: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. Расположение планет во время появления человека на свет существенным образом влияют на характеристики его личности. Зодиакальные знаки разделяются в свою очередь на четыре Стихии: это ОГОНЬ, ЗЕМЛЯ, ВОЗДУХ, ВОДА. Огонь является источником жизненной энергии, в этой стихии относятся Овен, Лев и Стрелец. Земля привносит в жизнь стабильность, стихия Земли включает в себя Тельца, Деву и Козерога. Воздух отвечает за связь между элементами мироздания, к этой стихии относятся Близнецы, Весы, Водолей. Вода – это стихия интуиции, эмоциональной составляющей, к этой стихии принадлежат знаки Рак, Скорпион, Рыбы.

ОВЕН (21 марта – 20 апреля)

Открывает зодиакальный круг знак ОВЕН, принадлежащий стихии ОГНЯ. Пробуждению природы после долгой зимы необходим импульс, поэтому Овну свойственен характер активный, энергичный, инициативный. Овном управляет планета Марс, отвечающая за волевые способности. Из Овнов вырастают настоящие лидеры, воины. Овнам легче занять позицию ведущего, либо они предпочитают действовать в одиночку. Они легко загораются, стремясь к цели, однако из-за нетерпеливости быстро устают и выдыхаются.

Маленький Овен требует к себе постоянного внимания, он нетерпелив. Чтобы ребенок лучше учился или добился определенных успехов, иногда неплохо указать ему на то, что он может учиться гораздо лучше, чем его товарищи.

Мальчик Овен может быть агрессивным, в этом случае нельзя применять физические наказания, отвечать жестокостью, обращение с ним должно быть твердым, но ласковым. Его следует убеждать, а не заставлять, иначе он может вырасти склонным к насилию и жестокости. Несмотря на видимую уверенность в себе, Овен боится потерять любовь родителей, всегда отвечает старанием на похвалу. Девочки Овны быстро взрослеют, стремятся поскорее получить независимость, однако они долго нуждаются в поддержке со стороны взрослых.

При высокой жизнеспособности Овны подвержены простудным заболеваниям, следует беречь горло, лицо и голову, для Овнов это слабые места.

К положительным качествам также можно отнести сильный характер, инициативность, независимость, смелость и мужество, бесхитростность и прямоту, любознательность, честолюбие, великодушие, отходчивость.

Могут проявляться такие негативные качества, как вспыльчивость, высокомерие, невнимательность к другим, импульсивность, несдержанность, гневливость, неумение воспринимать критику, тщеславие.

Овны отличные руководители, таким людям могут подойти такие профессии, как администратор, юрист, предприниматель, оратор, журналист, представители этого знака прекрасно проявляют себя в науке.

ТЕЛЕЦ (21 апреля – 21 мая)

ТЕЛЕЦ – земной знак зодиакального круга. Так как вслед за импульсом следует фаза накопления энергии, Тельцы практичны, стремятся к материальному благополучию, к финансовой стабильности. К тому же Тельцами управляет планета Венера, отвечающая за удовольствия и эстетику, поэтому представители этого знака ценят красоту форм, любят комфорт, красивую обстановку. Это миролюбивые люди, однако им свойственно и изрядное упрямство в ответ на возможное давление на них со стороны. Телец тверд в принятии собственных решений, он не любит конфликтов, способен проявлять завидное терпение. Представители этого знака умеют надолго сохранять дружбу, это отличные партнеры в работе, в семейных отношениях. Они не любят рисковать, медлительны, но старательны, и потому успешны в делах.

Маленькие Тельцы довольно упрямы, со спокойным темпераментом, любят ласку и сами охотно проявляют ее к близким, но в центре внимания оказываться не любят. Им трудно принять что-то новое, какие-либо изменения в жизни, здесь со стороны взрослых необходима тактичность и терпение, никогда не торопите его. Также следует всегда объяснять ребенку, почему нужно поступать таким образом, а не иначе.

Возможны болезни горла – ангины, фарингиты. Следует следить за весом, регулировать потребление пищи, так как Тельцы склонны к ожирению.

Представителей этого знака характеризуют такие положительные черты, как уверенность в себе, спокойствие, миролюбие, терпение, хозяйственность, выносливость, врожденное благородство, мягкость, романтичность, внимательность к другим, честность.

В отрицательном аспекте могут проявиться жадность, скрытность, приземленность, медлительность, пассивность, упрямство, он бывает злопамятен, излишне принципиален.

Тельцы как правило - хорошие финансисты, бизнесмены, менеджеры по продаже, инженеры, врачи, антиквары, ювелиры.

БЛИЗНЕЦЫ (22 мая – 21 июня)

БЛИЗНЕЦЫ – воздушный знак зодиака. После закрепления следует новый этап в процессе развития – поиск новых направлений, освоения среды, контакты, обмен полученной информацией. Под влиянием Меркурия Близнецы очень подвижны, им интересен динамизм, обучение, они талантливы, им не чужд писательский и поэтический талант. Близнецы склонны начинать несколько дел сразу, переключаются с одного на другое или не доводить их до конца, но с ними никогда не скучно. Они общительны, для них контакты и обмен информацией являются энергетической подпиткой, им необходимы новые впечатления и приключения. Однако природа Близнецов двойственная, они легко адаптируются к новым обстоятельствам, главное для них – быстро освоить и быстро делать, не заботясь о результатах. Потому как Близнецы не слишком разборчивы в людях, нередко прибегают к лжи и хитрости. Из них выходят очень хорошие посредники.

Малыши-Близнецы очень любопытны, любознательны, они крайне подвижны, им необходимо движение и свобода, они трудно засыпают, не любят манежи, много говорят и задают много вопросов. Интересы их разнообразны, но сосредоточиться они могут лишь на том, что им по-настоящему интересно, часто это непоседы. Задача взрослых – научить ребенка концентрировать свое внимание и добиваться результатов, и только потом переключаться на что-то другое. Для него также важны доверительные отношения со взрослыми, иначе их будет легко упустить в подростковом возрасте. Маленьких Близнецов не стоит пугать, оставлять одних в темноте, эти дети легко возбудимы, не терпят одиночества.

Также им присущи такие положительные качества, как разносторонность интересов, эрудиция, верность в дружеских отношениях, логичность и объективность, неприхотливость.

Возможны такие отрицательные черты, как непостоянство, легкомысленность, неорганизованность, поверхностность, двуличность, противоречивость, некомпетентность, слабохарактерность.

Близнецы – люди, отлично умеющие говорить, они эмоциональны, поэтому для них открыты профессии, связанные со словом. Они хорошие преподаватели, политики, репортеры, литераторы и критики, актеры.

РАК (22 июня – 22 июля)

РАК принадлежит к водной стихии. Следующий этап любого процесса – адаптация, углубление, закрепление. Управляет этим знаком Луна, которая отвечает за наши эмоциональные переживания и чувства, поэтому Раки руководствуются в большей степени чувствами, чем разумом. Раки очень чувствительны к окружающей психологической обстановке, в зависимости от этого часто меняется их настроение и поведение в целом. Они обидчивы и склонны к депрессиям. Но их энергетика укрепляется, если им есть о ком проявлять заботу, они привязываются эмоционально. Луна способствует этому, воплощая собой семейный дух. Раки всегда бросаются на защиту, если возникает угроза его родным и близким, для него очень важно сохранение внутренней структуры того, что они выстраивают. Однако свои внутренние переживания Раки предпочитают скрывать, это самые скрытные из знаков Зодиака.

Маленькие Раки очень привязчивы, мечтательны, впечатлительны, любят пофантазировать, иногда приврать, как кажется взрослым, но они так выражают свое особенное видение. В детском возрасте они довольно ранимы, часто плачут, испытывают страхи, наказывать их за это не следует, лучше успокоить и убедить в том, что они находятся под защитой взрослых. Излишняя эмоциональность может впоследствии обернуться злобой и жестокостью, если не помогать ребенку в его нежном возрасте. У Раков четкие предпочтения в еде, очень хорошая память - вкусовая, зрительная и слуховая.

Раки подвержены простудным заболеваниям, болезням почек, необходимо беречь нервную систему малышам. Если будете повторять ребенку, что он бестолковый и ленивый, он вырастет именно таким.

К положительным качествам можно также отнести ответственность, развитое воображение, внимательность, как правило, это человек заботливый, домашний, отзывчивый.

Отрицательный аспект – внушаемый, мнительный, обидчивый, язвительный, несамостоятельный, возможны проявления садизма, любовь к застольям.

Раки прекрасно могут реализовать себя в ряде профессий: преподаватель, врач, социальный работник, ученый, музыкант, а также в сфере торговли, в творчестве.

ЛЕВ (23 июля – 21 августа)

Лев представляет огненную триаду, кроме того ЛЬВОМ управляет Солнце. Как известно, планеты Солнечной системы вращаются вокруг него, эта модель проецируется на Львов, природа их в желании властвовать и повелевать. Каждый ЛЕВ уверен в том, что он лучший, и окружающие должны восхищаться им и ходить по орбите вокруг него. Львам характерен эгоизм, хвастовство, гордость. Однако им свойственна и щедрость по отношению к близким и родным людям, они любят покровительствовать и совершать широкие жесты, даже если и напоказ, но искренне. Солнце отвечает за творение, от его тепла оживает природа. Так и в действиях Льва, в которые он вкладывает свои силы и сердце, ощущается его тепло, этим он самоутверждается. Для Львов особенно важно творческое начало, они креативны и часто становятся трудоголиками. Маленькие Львы веселы, дружелюбны и очаровательны, они подвижны и могут стать маленькими тиранами в семье, если потакать всем их капризам и прихотям.

Львята могут быть двух типов. Либо это подвижный, открытый и веселый ребенок, либо забитый и тихий. Такое происходит в том случае, если ребенок сильно пострадал от чрезмерного давления со стороны властных родителей. Льва нужно приучать считаться с желаниями и мнениями других, тогда он сможет вырасти великодушным, справедливым, приятным в общении. Маленького Льва нельзя наказывать физически, у него обостренное чувство собственного достоинства. Учиться он будет лучше, если приучать его к усидчивости, Львенок будет проявлять свои способности, если заинтересовать его что-то делать лучше, чем другие. Жизнеспособность их высокая, но возможны проблемы со спиной, нужно следить за работой сердца.

Положительные качества Льва: открытый, доброжелательный, активный, гордый, артистичный, ответственный, решительный, страстный, по своей природе он лидер.

Отрицательно аспектированный Лев – излишне самонадеянный, тщеславный, властный, требующий подчинения, высокомерный, эгоистичный, легкомысленный, хвастливый, бестактный.

Профессия для людей этого знака должна быть связана с управленческими направлениями. Из них выйдет хороший преподаватель, политик, педагог, режиссер, для них также подойдут профессии, связанные с творчеством в различных областях.

ДЕВА (22 августа – 23 сентября)

ДЕВЕ покровительствует Меркурий, это планета торговли, обладатели знака Дева отличаются ловкостью, находчивостью, проявляют, где надо, хитрость. В отличие от Близнецов, которых также защищает планет Меркурий, Девы более устойчивы и рациональны. Им свойственно логическое мышление, критичность, они всегда способны указать на недоработанные места, дать объективную оценку явлениям. Однако окружающим они кажутся непростыми людьми. Они наделены интеллектом, практичны, хорошо информированы в тех областях, где необходимо практическое применение. Им важно содержать в порядке и тело, и мысли, так же скрупулезно они относятся и к своему здоровью. Как правило, Девы очень трудолюбивы и добиваются всегда наилучших результатов в своей работе, это перфекционисты. Излишняя эмоциональность им чужда, они собранны и стабильны.

Маленькие Девы отличаются миролюбием, они спокойны, несмотря на подвижность в играх, которые они с удовольствием чередуют с интеллектуальными. Они рано учатся читать и писать, с учебой как правило не бывает проблем, Девы дисциплинированы, любят стабильность, им дискомфортно при частой смене обстановки. Представители этого знака, подмечая особенности своих домашних, забавно их копируют, впоследствии часто обладают отличными актерскими данными.

Малыши часто становятся вегетарианцами из-за чувствительности кишечника, не стоит предлагать им пищу, которая не нравится. Девы чаще молча переносят проблемы со здоровьем, если ребенок вам не доверяет, он может страдать и так ничего и не рассказать. Детям этого знака очень важно соблюдать четкий режим дня.

К положительным качествам Дев можно отнести также скромность, аккуратность, внимательность, сострадание, предприимчивость, овладение знаниями, ответственность, аналитический ум.

В отрицательном аспекте могут проявляться такие черты как критичность, дотошность, мнительность, чрезмерное беспокойство о личном здоровье, чрезмерный скептицизм, эмоциональная холодность.

Девам подходят профессии бухгалтера, врача, ветеринара, в области фармакологии, а также в сфере искусства.

ВЕСЫ (24 сентября – 23 октября)

ВЕСЫ принадлежат к знакам воздуха, а управляет Весами Венера, планета эстетики, красоты и искусства. Представители этого знака стремятся к равновесию, к справедливости и красоте. Весы не любят одиночества, для них очень важно быть в социуме, в паре, они прекрасные собеседники, к тому же наделены деликатностью в общении, не терпят ссор, часто выступают посредниками в конфликтах и легко идут на примирение. Это знак очень миролюбивый, органичный, люди этого знака любят поддерживать порядок и чистоту в доме, следят за своим внешним видом. Однако им нелегко решиться на какой-то новый шаг, им свойственно подолгу взвешивать положительные и негативные стороны. Однако близким людям с Весами достаточно комфортно, Весы способны объективно оценивать ситуацию и легко признавать свои ошибки.

Дети Весы общительны, приятны, любознательны, однако они быстро утомляются. Иногда у маленьких Весов быстро меняется настроение. До отхода ко сну нужно решить все их проблемы, чтобы ребенок мог уснуть спокойно. Малыши этого знака очень нуждаются во внимании, в спокойной домашней обстановке, тогда и нервная система ребенка будет в норме. Нужно его научить доводить дела до конца, так как маленькие Весы часто бросают начатое. Дети часто обладают способностями и талантами, но лишены честолюбия, их необходимо приучать к целеустремленности для достижения успехов. Физическое насилие может сделать ребенка знака Весы настоящим неврастеником. Наказывать такого ребенка не стоит, спокойная беседа принесет больше пользы. Важно беречь почки, нервную систему, систему пищеварения, могут беспокоить головные боли и боли в спине.

Положительные качества Весов - это общительность, обаяние, хороший вкус, находчивость, терпимость, бесконфликтность, умение слушать, воспитанность, осторожность, эстетичность.

В отрицательном аспекте могут проявиться нерешительность, суетливость, бесхарактерность, перепады настроений, боязливость, безынициативность, зависимость от партнеров, несамостоятельность.

СКОРПИОН (24 октября – 22 ноября)

Управляет СКОРПИОНОМ Плутон, отвечающий за формирование коллективных энергий. Скорпион наделен немалой энергией, которую ему необходимо сбрасывать и переводить в позитивное русло. Если этого не происходит, он и сам плохо себя чувствует, и то же чувствуют люди его окружения. Поэтому ему необходимы занятия спортом, также подходят духовные практики. Представители этого знака крайне эмоциональны, но переживают это, не выставляя свои чувства напоказ. Им свойственно чувствовать окружающую действительность и сущность людей, они могут нащупать слабое место оппонента и нанести мощный удар. Из всего Скорпионы извлекают выгоду для себя. К тому же они от природы хорошие психологи, способны предсказывать события. Однако Скорпионы обладают определенным магнетизмом, притягивают к себе нужных людей, способны завладевать вниманием. Это яркие, властные личности, стремящиеся держать ситуацию под своим контролем.

Маленькие Скорпионы очень энергичны, они смелые и отважные, им также необходимо выплескивать энергию, для них важны подвижные игры, спорт. Природа позаботилась о том, чтобы создать из них борцов и победителей. Дети этого знака хитры и артистичны. Строгость в свой адрес может вызвать у них обратную реакцию, они могут упрямиться и делать нечто, противоположное вашим требованиям. Им свойственен эгоизм. При этом Скорпионы уже с детства умеют дружить и выручать своих друзей в любых ситуациях. Этих детей нужно приучать владеть своими эмоциями и терпимее относиться к недостаткам других. Обычно Скорпионы очень умны и прекрасно учатся, добиваются поставленных перед собой целей.

Следует оберегать детей от простудных заболеваний, отравлений. В раннем детстве возможны частые травмы и несчастные случаи, инфекции мочевого пузыря. Темперамент может привести к перенапряжению нервной системы.

Положительные качества Скорпионов: независимый, целеустремленный, решительный, независимый, ответственный, уверенный в собственных силах, работоспособный, невозмутимый.

В отрицательном аспекте могут проявиться следующие черты: властолюбивый, своевольный, мстительный, жестокий, скрытный, недоверчивый, противоречивый.

Наилучшие профессии: журналистика, наука, психология, хирургия.

СТРЕЛЕЦ (23 ноября – 22 декабря)

СТРЕЛЕЦ – огненный знак, его представители всегда дружелюбны, коммуникабельны, их отличает оптимизм и жизнелюбие. Они стремятся к знаниям, обладают эрудицией, всегда имеют свою четкую точку зрения. Для Стрельца важна цель, без которой их жизнь теряет смысл, они продвигаются к ней энергично и решительно. Стрельцам покровительствует планета Юпитер, благодаря чему они довольно амбициозны и стремятся к влиянию на людей, они любят учить и наставлять, покровительствовать, держать любую ситуацию под своим контролем. Планета Юпитер – это планета, отвечающая еще и за мораль. Стрельцы достаточно рано определяют для себя духовно-нравственные ценности и следуют им, несмотря ни на что. Стрельцы часто становятся юристами, идеологами, преподавателями, священнослужителями. Им не чуждо чувство юмора, люди прислушиваются к их советам, следуют их примеру, аргументы Стрельцов выглядят убедительными, направляют к духовному росту. Нередко самомнение представителей этого знака зашкаливает, своя точка зрения видится им наиболее компетентной. Однако их открытость позволяет им иногда снисходить до уровня «простых смертных», и опять-таки учить их. Стрельцы очень любят путешествовать, им легко даются иностранные языки, тем самым они получают возможность расширять свой кругозор и гармонизирует свои отношения с миром.

Маленькие Стрельцы довольно подвижны, неуклюжи, поэтому возможны частые травмы. Они дружелюбны, очень любопытны, их отличает врожденная открытость и честность, которую они проносят через всю жизнь. Повсюду находят себе друзей, любят шумные игры. Взрослым нужно много терпения, чтобы приучить ребенка к усидчивости и дисциплине. Но если перед школьником уже сформирована какая-то цель, он сам начинает успешно учиться. Малышам вредно как переохлаждаться, так и перегреваться на солнце.

Стрельцы оптимистичны, великодушны, прогрессивны, они энтузиасты, обладают независимым складом характера, смелостью, открыты, амбициозны, но щедры, любят приключения, романтичны.

В отрицательном аспекте могут проявиться такие черты как гордость, вспыльчивость, категоричность, нетерпимость к окружающим, отсутствие чувства меры.

Наилучшие профессии – это юриспруденция, криминалистика, журналистика, реклама, менеджмент.

КОЗЕРОГ (23 декабря – 20 января)

Козерогом правит Сатурн, это планета, для которой характерна основательность, ей свойственно некоторое сдерживание процессов. Представители этого знака зодиака подолгу раскачиваются, прежде чем приступить к реализации намеченного, но зато они действуют основательно, для них важна определенность, пунктуальность во всем. Козероги преуспевают в карьере, ставят перед собой все более важные задачи, стремятся к комфорту и благополучию, но расцвет жизни к ним приходит лишь годам к 30-ти. Из них получаются отличные руководители и учителя. Козероги достаточно хладнокровны, им присущи традиционность и консерватизм; отстаивая справедливость, они действуют жестко и без проявления излишних эмоций. Своих подопечных они не похвалят просто так, однако на них можно положиться в силу прирожденного чувства ответственности и стойкости. Козероги прекрасно раскрывают свой потенциал в таких профессиях как журналистика, актерское мастерство, реклама. Им присущ врожденный вкус, поэтому они могут посвятить себя литературе, дизайнерскому мастерству.

Маленькие Козероги с детства производят впечатление рано повзрослевших, их трудно рассмешить, они постоянно напряжены. Они предпочитают одиночество и спокойные игры. Девочки Козероги стараются проявлять свои способности наравне с мальчиками, с тем же чувством ответственности. Для детей этого знака нужно уметь создавать непринужденную атмосферу, научить расслабляться. Довольно часто возникают заболевания на нервной почве. Чтобы не формировался комплекс неполноценности, не стоит сравнивать его с другими детьми и говорить, что кто-то в чем-то преуспел лучше его. Заболевания в основном развиваются на нервной почве.

К положительным качествам можно также отнести трудолюбие, целеустремленность, преодоление трудностей, умение руководить, постоянство, практичность.

Могут проявиться отрицательные качества, такие как хладнокровие, упрямство, авторитаризм, эгоизм, непрощение обид, склонность подчинять своей воле других.

ВОДОЛЕЙ (21 января – 19 февраля)

Планета, покровительствующая ВОДОЛЕЯМ – Уран, это единственная планета, вращающаяся в обратную сторону, благодаря чему представители этого знака – это часто бунтари, готовые перевернуть реальность, нередко под этим знаком рождаются гении. Уран также отвечает за связь с коллективным разумом, Водолеи наделены интуицией и способны предвидеть некоторые события. Они общительны, легко заводят знакомства, чем шире круг общения для них, тем лучше, они хорошие собеседники, наделены творческими способностями, умеют удивить окружающих, свободолюбивы, оригинальны и порой эксцентричны. Все усилия Водолеев направлены на повышение уровня жизни. Таким людям очень подойдут такие профессии, как журналистика, связанная с радио и телевидением, из них получаются хорошие режиссеры, актеры, литераторы.

Маленькие Водолеи обаятельны и общительны, но достаточно упрямы, любят поступать по-своему. Родителям стоит запастись изрядным терпением. Они любят шумные игры, предпочитают оставаться частью группы детей, но опять же поступать особенным образом, не как все, он стремится сохранить свою личность.

Не стоит наказывать ребенка за эксцентричное поведение, через некоторое время он все забудет. Ребенку будет полезно снимать нервное напряжение физическими нагрузками, прогулками на свежем воздухе. У детей могут развиться заболевания, связанные с анемией, нередко возникают отравления. Важно обратить внимание на ноги, лодыжки, возможно варикозное расширение вен.

К положительным качествам можно также отнести честность, дружелюбие, преданность, упорство, неординарность.

В отрицательном аспекте возможно проявление таких качеств, как подозрительность, болтливость, непрактичность, категоричность.

РЫБЫ (20 февраля – 20 марта)

РЫБАМИ управляет планета Нептун, отвечающая за интуицию и коллективные эмоции. Представители этого знака открыты тонкому плану, обладают невероятной чувствительностью к происходящему вокруг, они прислушиваются к внутреннему голосу и следуют ему. Однако Рыбы чрезвычайно участливы, умеют слушать других. Нередко они живут в мире своих фантазий и мечтаний, при этом они чувствуют себя комфортно в своем придуманном мире. Много Рыб среди людей творческих профессий – актеров, музыкантов, дизайнеров и художников, ими движет поиск своего идеала, гармонии и красоты. Но они не лишены противоречий, среди отрицательно аспектированных носителей этого знака также немало аферистов и людей, страдающих различными порочными зависимостями. Рыбы завершают зодиакальный круг и способны хранить в себе весь накопленный опыт цикла, этим объясняется вся глубина и многогранность бушующих в них чувств. Им свойственна чувствительность и жертвенность как следствие. Для них духовное наслаждение важнее, чем внешнее благополучие. Подчас для них важно уединение, где они могут уйти от реальности, однако для них также очень важно партнерство, привязанность.

Маленькие Рыбы – это очаровательные, подвижные и мечтательные существа, обожают танцевать, петь, рисовать, предпочитают игры на воде. Дети любят фантазировать и подражать своим любимым героям. Символизирующие этот знак две рыбки означают, что их представители часто мечутся между противоположными возможностями. С детства малышам стоит помогать двигаться в нужном направлении и доводить начатое дело до конца. Жизнеспособность Рыб не очень высока. У них могут быть всевозможные заболевания горла, легких, сердца, следует следить за стопами ног. Нельзя допускать, чтобы ребенок много грустил и огорчался, тогда и болеть он будет меньше.

В положительном аспекте Рыб также характеризуют эмоциональная чувствительность, мягкость, доброта, заботливость, готовность оказать помощь, мудрость, добросовестность, они умеют хранить чужие тайны.

Им могут быть присущи такие негативные черты как нерешительность, оторванность от действительности, обидчивость, лживость, мнительность.