Что бывает в 12 лет. Еще не подросток: самое спокойное время в жизни мальчика

На десятом-двенадцатом году жизни ребенка наступает так называемый переходной возраст, который знаменует новый этап жизненного пути. Именно в этом возрасте происходит половое созревание, мир видится ребенку все более сложным. Какова она, психология детей 12 лет? Попробуем разобраться в этом вопросе в данной статье.

Многие родители замечают стремительные изменения в поведении и манере общения своего двенадцатилетнего чада. Ребенок впервые проявляет свое желание быть независимым и самостоятельным. В этом возрасте уже практически невозможно повлиять на выбор одежды, прически, музыки и даже на выбор друзей. Кроме того, родители замечают, что ребенок уже не стремится проводить время в семейном кругу. Традиционные праздники, совместные экскурсии, пикники в семейном кругу уже не прельщают ребенка. Он решительно отдаляется от родителей.

Многие родители очень болезненно воспринимают такую резкую перемену в поведении своего чада. Ведь ребенок все меньше и меньше проявляет любовь и нежность по отношению к своим родителям, становятся менее вежливыми и приветливыми. Стоит отметить, что огорчаться и расстраиваться по этому поводу совершенно не нужно. Дело в том, что ваш ребенок взрослеет и такое его поведение - абсолютно нормальное явление. От вас требуется в этот период лишь бдительность и осторожность. Вы должны тщательно наблюдать за тем, чтобы, вкусив вкус свободы, ваш ребенок не попал в неприятности. Однако это не должен быть жесткий контроль с вашей стороны, наоборот, желательно, чтобы вы дали ему понять, что полностью доверяете своему ребенку и на сто процентов уверены в нем.


Каждый человек - это индивидуальность и развивается он также индивидуально. Если вы замечаете, что в вашем ребенке и его поведении не происходит никаких изменений, не стоит торопить события. В противном случае, вы можете нанести травму его психическому здоровью. Рассказывайте ему о том, что он ничем не хуже остальных детей, что у него нет причин завидовать остальным. В этом возрасте подобные разговоры обязательно должны состояться, так как многие дети двенадцатилетнего возраста склонны к самокритике, впоследствии чего рождается множество комплексов, которые способны негативно сказаться на будущем вашего ребенка.

Чтобы не испытывать волнений, когда ваш ребенок достиг двенадцати лет, следует усвоить несколько простых советов, который помогут вам найти общий язык со своим чадом:

1. Делитесь с ребенком своим опытом, вы должны четко удерживать грань между тем, чтобы быть авторитетом для своего ребенка и родителем по совместительству.


2. Трапезы в кругу семьи благотворно влияют на психику ребенка, к такому выводу пришли ученые. Кроме того, у детей, которые обедают вместе со своей семьей, гораздо лучше успеваемость, а также умственное и физическое развитие находится в полном порядке.


3. Не ругайтесь и не паникуйте, если стали замечать, что ваш ребенок общается с вами уже не так, как прежде. В возрасте десяти-двенадцати лет мальчики часто утрачивают былую связь с матерями, а девочки - с отцами. В период полового созревания это вполне нормальное явление. В случае если вы являетесь родителем-одиночкой, обратитесь к своим родственникам или друзьям противоположного пола, которые помогли бы вам наладить общение с ребенком.


4. Интересуйтесь тем, с кем дружит ваш ребенок, не препятствуйте ему приглашать домой гостей.


5. Ни в коем случае не критикуйте своего ребенка в присутствии кого-то, также не стоит делать ему каких-либо замечаний, это негативно сказывается на его самооценке.


6. Прислушивайтесь к проблемам своего ребенка, дайте ему понять, что всегда поможете в трудную минуту. В этом возрасте родительская поддержка крайне важна.


Будьте снисходительны к своему ребенку и всячески поддерживайте его, окружив любовью и заботой. В этом случае переходной возраст вашего чада пройдет спокойно и без малейших осложнений.


Как и любой другой, подростковый возраст “начинается” с изменения социальной ситуации развития.

Специфика социальной ситуации развития заключается в том, что подросток находится в положении (состоянии) между взрослым и ребенком - при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса. Избавление от родительской опеки является универсальной целью отрочества. Но избавление это проходит не путем разрыва отношений, отделения, что, вероятно, тоже имеет место (в особых случаях), а путем возникновения нового качества отношений. Это не столько путь от зависимости к автономии, сколько движение к все более дифференцированным отношениям с другими.

Все то, к чему подросток привык с детства - семья, школа, сверстники, - подвергаются оценке и переоценке, обретают новое значение и смысл.

“Вызов взрослым - не столько посягательство на взрослые стандарты, сколько попытка установить границы, которые способствуют их самоопределению” (Ч. Шелтон).

Таким образом, в социальной ситуации развития подростка появляется принципиально новый компонент - отчуждение, т. е. дисгармония отношений в значимых содержательных областях. Дисгармония проявляется в деятельности, поведении, общении, внутренних переживаниях и ее совокупным результатом являются сложности при “врастании” в новые содержательные области. Дисгармония отношений возникает тогда, когда подросток выходит из привычной, комфортной для него системы отношений и не может еще войти (врасти) в новые сферы жизни. В таких условиях подросткам необходимы те качества, отсутствием которых они и характеризуются.

Подростковый возраст разделяется на младший подростковый и старший подростковый кризисом 13 лет. Хотя как по сути, так и по характеру происходящих в этом возрасте перемен, подростковый возраст в целом является кризисным.


Для этого существуют как внешние, так и внутренние (биологические и психологические) предпосылки.

К внешним относятся:


1. Изменение характера учебной деятельности:

а) многопредметность,

в) предлагаемые к усвоению абстракции вызывают качественно новое познавательное отношение к знаниям.


2. Отсутствие единства требований: сколько учителей, столько различных оценок окружающей действительности, а также поведения-ребенка, его деятельности, взглядов, отношений, качеств личности. Отсюда - необходимость формирования собственной позиции, эмансипации от непосредственного влияния взрослых.
3. Введение общественно-полезного труда в школьное обучение приводит к появлению у подростка переживания себя как участника общественно-трудовой деятельности.
4. Появление новых требований в семье - реальной помощи по хозяйству, ответственности.
5. Изменение положения ребенка в семье - с ним начинают советоваться. Расширение социальных связей подростка - предоставляется возможность для участия в многогранной общественной жизни коллектива.
Наличие внутренних биологических предпосылок объясняется тем, что в этот период весь организм человека выходит на путь активной физиологической и биологической перестройки.
Кардинально перестраиваются сразу три системы: гормональная, кровеносная и костно-мышечная. Новые гормоны стремительно выбрасываются в кровь, оказывают будоражащее влияние на центральную нервную систему, определяя начало полового созревания. Выражена неравномерность созревания различных органических систем. В кровеносной системе - мышечная ткань сердца опережает по темпам роста кровеносные сосуды, толчковая сила сердечной мышцы заставляет работать не готовые к такому ритму сосуды в экстремальном режиме. В костно-мышечной системе - костная ткань опережает темпы роста мышц, которые, не успевая за ростом костей, натягиваются, создавая постоянное внутреннее неудобство. Все это приводит к тому, что повышаются утомляемость, возбудимость, раздражительность, негативизм, драчливость подростков в 8-11 раз (А. П. Краковский, 1970).

Так начинается негативная фаза подросткового возраста. Ей свойственны беспокойство, тревога, диспропорции в физическом и психическом развитии, агрессивность, противоречивость чувств, снижение работоспособности, меланхолия и т. д. Позитивная фаза наступает постепенно и выражается в том, что подросток начинает ощущать близость с природой, по-новому воспринимать искусство, у него появляется мир ценностей, потребность в интимной коммуникации, он испытывает чувство любви, мечтает и т. д. (И. С. Кон).


Выделено четыре вида наиболее ярких интересов подростка, называемых доминантами:
“эгоцентрическая доминанта” - интерес подростка к собственной личности;

“доминанта дали” - установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние;

“доминанта усилия” - интерес подростка к сопротивлению, преодолению, волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательного авторитета, протесте;

“доминанта романтики” - интерес к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму.

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В указанном контексте происходит и смена ведущей деятельности. Роль ведущей в подростковом возрасте играет социально-значимая деятельность, средством реализации которой служит: учение (Л. И. Божович), общение (Д. Б. Эльконин), общественно-полезный труд (Д. И. Фельдштейн).

Учение . Именно в процессе обучения происходит усвоение мышления в понятиях, без которого “нет понимания отношений, лежащих за явлениями” (Л. С. Выготский, 1984). Мышление в понятиях дает возможность проникать в сущность вещей, понимать закономерности отношений между ними. Поэтому в результате усвоения новых знаний перестраиваются и способы мышления. Знания становятся личным достоянием ученика, перерастая в его убеждения, что, в свою очередь, приводит к изменению взглядов на окружающую действительность (Л. И. Божович, 1968). Таким образом, “полная социализация мышления заключается в функции образования понятий” (Л. С. Выготский). Изменяется и характер познавательных интересов - возникает интерес по отношению к определенному предмету, конкретный интерес к содержанию предмета. (Л. И. Божович, 1968).

Общение . Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Причем отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям (Л. И. Божович, 1968). Оценки сверстников начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подвержен влиянию группы, ее ценностей; он боится утратить популярность среди сверстников. Интересно, что место подростка в системе взаимоотношений зависит преимущественно от его нравственных качеств, а его положение в группе определяет разную степень его “эмоционального благополучия”. В общении как деятельности происходит усвоение ребенком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и самоутверждении.

Общественно полезная деятельность. Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость. Для реализации потребности в активной социальной позиции ему нужна деятельность, получающая признание других людей, деятельность, которая может придать ему значение как члену общества. Характерно, что когда подросток оказывается перед выбором общения с товарищами и возможности участия в общественно-значимых делах, подтверждающих его социальную значимость, он чаще всего выбирает общественные дела. Общественно полезная деятельность является для подростка той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, “создает возможность реализации своей индивидуальности.
ЦЕНТРАЛЬНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ
На фоне развития ведущей деятельности происходит развитие психических новообразований возраста, охватывающих в этом периоде все стороны развития личности: изменения происходят в области морали, в половом развитии, в высших психических функциях, в эмоциональной сфере.

Центральные новообразования: абстрактное мышление; самосознание; половая идентификация; чувство “взрослости”, переоценка ценностей, автономная мораль.


Мышление

При переходе от младшего школьного возраста к подростковому должно качественно измениться мышление школьника.

Суть изменения - в переходе от наглядно-образного мышления и начальных форм словесно-логического к гипотетико-рассуждающему мышлению, в основе которого лежит высокая степень обобщённости и абстрактности.

Необходимым условием формирования такого типа мышления является способность сделать объектом своей мысли саму мысль. И именно в подростковом возрасте появляются все условия для этого.


В 12-13 лет у детей появляется желание иметь свою точку зрения, всё взвесить и осмыслить, потребность в раздумьях о себе и окружающих, в размышлениях о предметах и явлениях, в том числе о тех, что не даны в непосредственно-чувственном восприятии.

Этой потребности соответствуют и открывающиеся новые интеллектуальные возможности у учащихся средних классов.

Общее интеллектуальное развитие учеников, не умеющих оперировать абстрактными понятиями, сформированность которых является важным показателем мыслительно-речевого развития, значительно замедляется. Не владея способами логико-речевых преобразований, школьник демонстрирует низкий уровень языкового развития. При этом он неточно выражает свои мысли, делает неправильные выводы, стремится к дословному воспроизведению текста учебника, тем самым, создавая у учителя представление о себе как о неспособном, “трудном” ученике.

С несформированностью абстрактно-логического мышления связано и значительное число школьных трудностей детей, приводящих часто к стойкой академической неуспеваемости. Знания разного уровня - обобщённые и конкретные, приобретённые с помощью стихийно формирующихся процессов мыслительной деятельности, упорядочиваются слабо, и поэтому в голове ученика они часто “сосуществуют” вместо того, чтобы складываться в системы.

Не формировать абстрактное мышление у подростков, значит не научить их по-настоящему мыслить, по сути, остановить их умственное развитие.

Школьники, только начинающие учиться в средней школе, в связи с низким уровнем сформированности абстрактно-логического мышления уже с первых дней начинают испытывать значительные трудности в обучении, и, кроме того, у них может в связи с этим сформироваться стойкое отрицательное отношение к учению и интеллектуальной деятельности в целом.

Целенаправленное формирование абстрактно-логических форм мышления должно явиться основной задачей развития учащихся средней школы, начиная с младшего подросткового возраста.
В моральной сфере две особенности заслуживают пристального внимания:

Переоценка ценностей;

Устойчивые “автономные” моральные взгляды, суждения и оценки, независимые от случайных влияний.
Однако мораль подростка не имеет опоры в моральных убеждениях, еще не складывается в мировоззрение, потому может легко изменяться под влиянием сверстников.
Противоречивость морального развития характеризуется следующим типичным проявлением: “Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром Вселенной и, в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование.

Иногда поведение подростков по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с неиссякаемым энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны” (А.Фрейд).

В качестве условия, повышающего моральную устойчивость, выступает идеал. Воспринятый или созданный ребенком идеал означает наличие у него постоянно действующего мотива. Нравственные идеалы по мере развития ребенка становятся все более обобщенными и начинают выступать в качестве сознательно выбранного образца для поведения (Л. И. Божович, 1968).
Самосознание

“Перед созревающим подростком впервые раскрывается мир психического. В проникновении во внутреннюю действительность, в мир собственных переживаний решающую роль играет возникающая в переходном возрасте функция образования понятий. Только с образованием понятий наступает интенсивное развитие самовосприятия, самонаблюдения, интенсивное познание внутренней действительности, переживаний. Понятие, являясь важнейшим средством познания и понимания, приводит к основным изменениям в содержании мышления подростка” (Л. С. Выготский). В мышлении подростка открывается способность абстрагировать понятие от действительности, формулировать и перебирать альтернативные гипотезы, делать предметом анализа собственную мысль.

Соответственно самосознание развивается в строгой зависимости от развития мышления.

Формирование самосознания подростка заключается в том, что он начинает постепенно выделять качества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать и осмысливать их как особенности своего поведения, а затем и качества своей личности. Я-концепция в подростковом возрасте - одна из самых динамично развивающихся психологических структур.

Предметом оценки и самооценки, самосознания и сознания являются качества личности, связанные, прежде всего, с учебной деятельностью и взаимоотношениями с окружающими. Поведение подростка становится поведением для себя, он осознает себя целостно. Это конечный результат и центральная точка всего переходного возраста.
Чрезвычайно важный компонент самосознания - самоуважение. Самоуважение выражает установку одобрения или неодобрения по отношению к самому себе и указывает, в какой мере индивид считает себя способным, значительным, преуспевающим и достойным. У подростков 12-13 лет наблюдается существенное понижение самоуважения, причем “плохими” считают себя в большинстве девочки.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА

Самая существенная черта переходного возраста та, что эпоха полового созревания является вместе с тем и эпохой социального созревания личности.

В целом, у значительного числа подростков отношения дисгармонизированы в той или иной мере. Это взаимное непонимание с родителями, проблемы с учителями, негативные переживания, тревога, беспокойство, дискомфорт, ожидание агрессии, ссоры со сверстниками, закрытость, нежелание и неумение говорить о себе, своем внутреннем мире, незнание того, как и какую информацию получать о себе, незнание и неумение работать с ней. Отношения подростков с окружающим миром спонтанны, неконструктивны, незрелы, некомпетентны.

Подростки проявляют негативизм по отношению к взрослым (учителям), трагически переживают ситуации невключенности в группу сверстников (если все против меня - я против всех), надеются на неопределенное светлое будущее, бравируют своей независимостью, приверженностью материальным интересам, испытывают потребность в общении.

В результате изменяются взгляды на окружающую действительность и на самого себя. Поведение подростка становится для него той реальностью, в которой он начинает оценивать себя как то, что он есть на самом деле. Активное формирование самосознания и рефлексии рождает массу вопросов о жизни и о себе. Постоянное беспокойство “какой я?” вынуждает подростка искать резервы своих возможностей. Интерес к себе чрезвычайно высок. Происходит открытие своего внутреннего мира. Внутреннее “Я” перестает совпадать с “внешним”, что приводит к развитию самообладания и самоконтроля.

Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других подросток часто испытывает чувство одиночества. С одной стороны, растет потребность в общении, с другой - повышается его избирательность, появляется потребность в уединении.

Подростки особенно чувствительны к особенностям своего тела и своей внешности, постоянно сопоставляют свое развитие с развитием сверстников. Специфическим для них является фиксация на реальных или воображаемых недостатках. Описывая себя, подросток часто употребляет выражения: “некрасивый”, “неумный”, “безвольный” и др. Важно, насколько его тело соответствует стереотипному образу маскулинности (мужественности) или феминности (женственности). Подростки часто становятся жертвами так называемого синдрома дисморфомании (страх или бред физического недостатка).

Подросток стремится осмыслить свои права и обязанности, оценить свое прошлое, обдумать настоящее, утвердить и понять самого себя. Формируется стремление быть и считаться взрослым. Чувство взрослости как проявление самосознания является стержневым, структурным центром личности.

Особенности самосознания и самооценки проявляются в поведении. При заниженной самооценке подросток стремится к решению самых простых задач, что мешает его развитию. При завышенной,что довольно редко встречается в этом возрасте, он переоценивает свои возможности, стремится выполнить то, с чем не в состоянии справиться.

Важным моментом является противоречивость самохарактеристик, особенно для мальчиков. Так, в сочинениях на тему “Какой я?” подростки пишут: “Я хороший, честный, иногда вру родителям...” и т. п.

Мощным фактором саморазвития в старшем подростковом возрасте становится появившийся интерес к вопросу “Каким я могу стать в будущем?” Именно с таких размышлений начинается перестройка мотивационной сферы, обусловленной ориентацией на будущее (Н. Н. Толстых).
Отношения с родителями
Сфера взаимоотношений с родителями на протяжении всего периода взросления остается значимой и оказывает сильное влияние на формирование личности. Старшие подростки впервые “открывают для себя родителей” и начинают предъявлять им чрезвычайно высокие требования.

В семьях отсутствует атмосфера теплоты и интимности в отношениях родителей и детей. Каждый шестой подросток (из полной семьи) испытывает эмоциональное отвержение со стороны обоих родителей. Наиболее типично враждебно-непоследовательное отношение родителей в сочетании с их психологической автономией. Подростки формулируют его как отношение “не до тебя”. В половине случаев в отношении подростков к родителям присутствует явная или скрытая враждебность
В подростковом возрасте отношение к семье в целом и к родителям изменяется в следующих направлениях:

Появляются критика, сомнения и противодействие ценностям, установкам и образу действий взрослых;

Эмоциональные связи с семьей ослабевают;

Родители как образец для ориентации и идентификации отступают на второй план;

В целом уменьшается влияние семьи, хотя, по сути, она остается важной референтной группой.
Тем не менее, появляются ростки нового позитивного отношения к родителям, как и в целом к взрослым развивается эмпатия, стремление помочь им, разделить с ними радость и горе. Взрослые же, как показывают исследования, в лучшем случае сами готовы проявить сочувствие по отношению к подростку, но совершенно не готовы принять подобное отношение с его стороны (Н. Н. Толстых).

Отношение к сверстникам
Общая мотивация подростка смещается на общение. Здесь возникают конфликты, происходит переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и стремление к самоутверждению. Доминантная потребность в общении формулируется следующим образом: “Научиться общаться”, “Научиться лучше понимать друг друга”. Сверстники рассматриваются как источник безопасности и поддержки.

Потребность в общении со сверстниками актуализирует проблему уверенного поведения. Современные подростки часто теряются в провокационных, задевающих, угрожающих ситуациях, выбирая либо подчинение, либо ответную агрессивность. Другой тип ситуаций, в которых у подростков преимущественно преобладает неконструктивный стиль поведения, - это ситуации, когда самому подростку или другому человеку нужна поддержка.

В половине ситуаций коммуникативный стиль подростков уверенный, вторая же половина ситуаций показывает подавляющее преобладание зависимого поведения над агрессивным.

Характерна жесткая поляризация сверстников, строящаяся на следующих оппозициях “хороший - плохой”, “за меня - против меня”, а также - небрежность и агрессия. Примерно 40 % подростков демонстрируют негативное отношение к сверстнику, 30%- положительное, 30%- нейтральное.

Наблюдается следующая динамика мотивов общения со сверстниками: в 12-13 лет подростку важно занять определенное место в коллективе сверстников. Содержание общения младших подростков сосредоточивается вокруг процессов учения и поведения - лидер среди сверстников тот, кто лучше учится и правильно себя ведет, положительный образ является ведущим. В 14-15 лет доминирует стремление к автономии в коллективе и поиск признания ценности собственной личности в глазах сверстников. Содержание общения фокусируется на вопросах личностного общения, индивидуальности - наиболее привлекательной становится личность “интересная”, “сильная”, “особенная”. У многих подростков оказывается фрустрированной потребность “быть значимым” в их среде.

Примерно с 12 лет у подростков начинает интенсивно развиваться личностная и межличностная рефлексия, в результате которой они склонны видеть причины своих неудач, конфликтов или успехов в общении в особенностях собственной личности. Появляется способность брать ответственность на себя за успешность своего общения с окружающими.

В отношениях мальчиков и девочек исчезает непосредственность. Появляющееся у подростка чувство взрослости толкает его к освоению “взрослых” видов взаимодействия, в том числе с противоположным полом. Возникающий интерес к другому полу у младших подростков часто проявляется неадекватно. Мальчики начинают “задираться”, “приставать” и пр. Девочки чаще всего, понимая причины таких действий, не обижаются, демонстрируя, что не обращают внимание на это. У старших подростков возникает стеснительность, напряженность, скованность.

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

Подростковый возраст является сензитивным для формирования психологической культуры личности. Специфика феномена отчуждения в подростковом возрасте и психологические особенности возраста позволяют решить проблему отчуждения в подростковом возрасте посредством целенаправленного развития Я-концепции.

В этом возрасте дети особенно восприимчивы к психологическим знаниям и психологическим тренингам, направленным на развитие базовых навыков общения.

КРИЗИС 13 ЛЕТ

Кризис 13 лет протекает со свойственной любому кризису симптоматикой: взрыв непослушания, грубость, немотивированное противостояние взрослым, негативизм по отношению к учителям, трагическое переживание ситуации невключенности в группу сверстников, надежда на неопределенное светлое будущее, бравада своей независимостью, приверженностью материальным интересам. Однако суть кризиса не столько в ярко выраженных его проявлениях, сколько в качественном изменении процесса психического развития. В кризис 13 лет происходит резкое изменение переживаний - как их структуры, так и содержания.

Подросток подвержен сильнейшим переживаниям, вызванным как чувством наступающей взрослости и формированием образа “Я”, так и идентификацией с образом пола. Для младших и особенно для старших подростков характерны переживания, связанные с их отношением к себе, к собственной личности, процессом познания себя и преимущественно эти переживания отрицательные. Один из первых результатов самопознания - пониженная самооценка. По многим критериям - “ум”, “общение”, “здоровье”, “характер” и др. - в 10-балльном измерении подросток оценивает себя примерно на 5 баллов, а по критерию “счастье” не поднимается выше 3- 4 баллов. Процесс самопознания идет по пути обнаружения все новых недостатков и негативных качеств, подросток во всем винит себя - и в плохой учебе, и в конфликте с родителями. Этому способствует усвоение им представлений и оценок, которые есть у окружающих взрослых. Исследования показывают, что родители и учителя практически не видят положительных черт, достоинств подростка, тогда как суждения о недостатках предельно разнообразны, конкретны. Подросток еще не умеет опираться на сильные стороны своей личности, характера, свои достоинства, поэтому уязвим.

Изменившаяся система мотивов и переживаний провоцирует разного рода патологические реакции. Известно, что среди подростков наблюдается рост психопатий, переходящих в нарушения поведения, неврозы, шизофрению (А. П. Личко). Поведение 13-летних беспорядочно и неустойчиво: регрессивные тенденции и детские модели поведения (особенно в моменты стресса и замешательства) могут сменяться абсолютно зрелыми действиями.

К новообразованиям кризиса 13 лет можно отнести изменение взаимоотношений между ребенком и взрослым, появляется необходимость выработки новых критериев оценки окружающих и себя самого.

Механический перенос на подростков прежних воспитательных мер “борьбы с недостатками” оказывается крайне неэффективным, необходимы качественно иные педагогические воздействия - опора на положительные, конструктивные тенденции развития и новые психологические образования.

Наверное, каждый ребенок хочет иметь карманные деньги и не просить их у родителей, а поэтому многие подростки начинают работать в летнее время, чтобы заработать деньги и потратить их так, как хочется. Несмотря на то что официально работать могут дети только с 14 лет, даже если вам 12, можно найти несложную подработку для себя. Чаще всего дети работают по несколько человек, так как в одиночку выполнять сложные задания сможет не каждый человек.

Если вы хотите заработать денег, но не можете найти работу из-за своего юного возраста нужно поговорить со своими родителями, быть может, они смогут найти вам подработку на своей работе. Например, перебирать документы, ставить печати, помещать их в папки и файлы. Конечно, платить вам будут родители со своего кармана, но так они будут уверены, что летом вы не просто так убиваете свое время.

Распространенные вакансии

Работа в 12 лет на лето может быть представлена разными вакансиями. Самыми популярными можно назвать следующие:

Для того чтобы не оказаться обманутым нужно внимательно смотреть на работодателя и лучше всего это сделать родителям.

Стоит отметить, что промоутеры, расклейщики объявлений и люди, которые раздают флаера, получают заработную плату за фактически отработанные часы в день выполнения работы. Если работодатель начинает обещать вам деньги в конце месяца или недели, то нужно бежать от него.

Заработок в интернете

Так как можно зарабатывать официально только с 14 лет, одним из актуальных вариантов подработки для ребенка можно назвать интернет. В социальных сетях можно найти много способов заработка, но не стоит вестись на те, где необходимо вкладывать свои деньги. Да и вряд ли это заинтересует ребенка 12 лет, ведь у него нет собственных средств.

Заработок в интернете является несложным, а даже интересным. Кроме того, такой способ заработка актуален не только летом, но и круглый год. Но стоит отметить, что ждать больших денег от такой работы не стоит, но у 12 летнего подростка запросы не велики, а поэтому такая подработка сможет их устроить. В день, как правило, удастся зарабатывать не более 100 рублей. Самыми распространенными способами заработка можно назвать следующие:

  1. Клики по рекламе. Не стоит переживать по поводу того, что вы заразите компьютер вирусами, так как сайты, на которые необходимо делать переходы предварительно проходят проверку. Родители не должны беспокоиться, так как ребенок не сможет натолкнуться «запрещенные» ресурсы.
  2. Чтение писем и прохождение тестов. Необходимо читать небольшие письма и отвечать на вопросы.
  3. Простые задания. Для заработка нужно регистрироваться на сайтах, писать отзывы, ставить лайки.

Можно зарабатывать и в социальных сетях, например, делать репосты записей или проходить несложную регистрацию. Вариантов для заработка много. Конечно, в интернете масса работы, но для подростков 12 лет она подойдет не вся. Например, больше всего можно заработать на написании статей.

Кроме того, можно вести свой блог на Youtube и зарабатывать на просмотрах рекламы. Для того чтобы стать узнаваемым, нужно снимать что-то интересное и неповторимое, тогда ваш канал на платформе станет быстро развиваться, и вы сможете зарабатывать неплохие деньги. На своих видеороликах можно рекламировать организации или другие каналы на Youtube. Самое важное в такой тематике – это регулярное наполнение контента. Также можно в режиме онлайн играть в игры, а игроки будут платить вам деньги, для того чтобы вы продолжали проходить уровень за уровнем.

Если идея с каналом вам не близка, то можно, например, создать свой личный сайт, на котором вы будите размещать полезную информацию для пользователей. Сегодня можно создавать простые сайты бесплатно, например, на платформе Wix , обучиться которой сможет любой человек и даже школьник. Правда с наполнением контента и его оптимизацией лучше обратиться ко взрослым.

В интернете очень много обмана и мошенничества. Наверное, люди, кто хоть раз искали работу в сети, натыкались на такие вакансии: сотрудник по сбору шариковых речек или другой канцелярии. Стоит знать, что такие вакансии могут быть мошенническими, которые предлагают внести предоплату за рабочий материал, а только потом они пришлют вам по почте ручки, которые нужно собрать. И самое интересное, что за такую простую работу «платят» не маленькие деньги, а поэтому желающих попробовать много.

Работа для девочек

Все девочки любого возраста любят что-то мастерить и рукодельничать, а почему бы не совместить приятное с полезным? Очень часто дети зарабатывают на своем хобби. Работа для 12 летних девочек может быть основана на продаже таких вещей:

  • картины, вышитые крестиком или бисером;
  • браслеты, серьги и кольца из разных материалов;
  • рамки для фотографии;
  • самодельное мыло;
  • фигурки из соленого теста, глины.

Если же вы умеете красиво рисовать, то можете продавать свои работы. Такое искусство очень востребовано, так как люди часто в качестве подарка заказывают портреты своих друзей. А если ваши работы качественные, есть возможность продать их недорого, что привлечет поток клиентов, нужно только правильно прорекламировать свои услуги.

Работа для мальчиков

Одной из распространенных вакансий для мальчика подростка можно назвать садовника. Очень часто пожилые люди присматривают за своим садом, огородом или дачей. Но не каждому человеку позволяет здоровье копошиться в земле. А поэтому пожилые люди ищут для себя подмогу, и чаще всего это дети. Ребенок в 12 лет уже умеет полоть грядки, поливать цветы и выполнять несложные поручения в саду. Работа для 12 летних мальчиков может быть и другой: подросток может быть помощником автомойщика, курьера или просто помогать папе.

Помощь соседям

Если вы живете по соседству с гостеприимными людьми, то возможно подработку предложить они смогут вам. Самыми распространенными должностями можно назвать следующие:


Стать актером

Если ребенок имеет актерские навыки, умеет петь, танцевать или выразительно читать стихи можно попробовать пройти актерские пробы. Быть может, у него талант и его пригласят сниматься в рекламных роликах, сериалах или фильмах. Попробовать стоит, так как благодаря детской подработке можно устроить хорошее будущее ребенку. Очень часто в городах проходят пробы на детские роли. Согласно законодательству, то вакансии для детей 12 лет с официальным трудоустройством могут быть такими:

  • кинематограф;
  • цирк;
  • театр;
  • концертные организации.

Эти положения прописаны в 63 статье трудового кодекса, 3 части.

Есть ли опасность

Если ребенок нашел работу в 12 лет, то в первую очередь он должен посоветоваться с родителями, можно ли ему так зарабатывать, даже при условии дохода в интернете. Так как в нашей стране можно работать только с 14 лет, никакого договора с работодателем вы не заключаете, а поэтому не стоит исключать того факта, что вас обманут и ничего не заплатят за выполненную работу. А если вы обратитесь в полицию, то ваших родителей могут наказать за то, что они не следят за своим ребенком.

Немногие работодатели принимают на работу подростков с удовольствием, так как с детьми много хлопот. Очень часто детей не трудоустраивают официально, насторожить подростка должно следующее:

  • испытательный срок;
  • платное обучение;
  • покупка дополнительных предметов для работы.

Если вам предлагают что-то из этого списка, то от этого работодателя нужно идти куда-нибудь подальше, вероятнее всего, вас хотят обмануть. Очень часто разносчикам газет работодатель предлагает заплатить залог за материал, вдруг вы его просто выкинете в мусорный бак, и работа будет не выполнена. Не стоит сотрудничать с такими работодателями, так как они хотят наживаться на четных людях.

Так как найти работу для подростка без обмана сложно, нужно прислушиваться к следующим советам и рекомендациям:

  1. Сходить в школу и узнать о свободных вакансиях на лето. Очень часто там требуются помощники вожатых, работники на огороде.
  2. Обойти организации, расположенные недалеко от дома. Это один из приемлемых вариантов – найти работу недалеко от дома. Не стоит стесняться заходить в организации, так как им часто требуются помощники.
  3. Поговорить с родителями, родственниками и друзьями взрослых. Очень часто помощь в поиске работы оказывают взрослые люди, может, им на работе требуются помощники. И так ребенок будет под присмотром взрослых, а значит, поводов для переживания нет.
  4. Обратиться в орган по работе с молодежью. Но чаще всего такие организации предлагают подработку для детей от 14 лет. Но попробовать обратиться к ним стоит.

Перед тем как попробовать заработать денег, нужно прочесть в интернете отзывы про ту или иную организацию. И если это мошенники, то вы найдете не один отрицательный отзыв о них. Подработка для детей 12 лет может быть в разных отраслях, главное – поговорить с родителями и убедиться, что вы хотите этого.

Сложный период начинается не только у деток 12 лет, но и у их пап и мам. Родители подростков часто жалуются, что именно на двенадцатом году их ребенка словно подменяют.

Особенности физиологии подростка

В этот период происходит перестройка организма ребенка. Скелет начинает стремительно расти, при этом грудная клетка часто развивается медленнее, чем растут конечности. В большинстве случаев фигура подростка становится долговязой. Если родители за этим не следят, то у ребенка может появиться сутулость. Вам может показаться, что у подростка плохо развита координация движений, это нормально. В данном возрасте организм растет быстрее, чем развивается психика.

Накопление мышечной массы в 12 лет происходит и у девочек, и у мальчиков. Из-за того, что организм растет быстро, мышцы не способны вовремя совладать с большими нагрузками. Поэтому после физической активности ребенок очень устает.

В этом возрасте сердечно-сосудистая система подростка не может расти так же быстро, как скелет и мышцы. Это приводит к различным сбоям в самочувствие ребенка. Внезапные мышечные боли, потемнения в глазах, сбой дыхания, а иногда даже потеря сознания – все это признаки перестройки в организме подростка.

Нервная система сейчас особо чувствительна. Дети легко загораются, обижаются, становятся раздражительными. Это не значит, что пора бить тревогу. Со временем все наладится.

С 12 лет подросток познает новые ощущения. Часто их называют «гормональными бурями». Резкие скачки активности организма обусловлены тем, что щитовидная железа сейчас находится в «возбужденном» состоянии. Ребенок в этом возрасте может одновременно чувствовать возбуждение, переутомление, повышенную раздражительность и еще множество чего приятного и не очень. Из-за того, что сейчас происходят изменения в функции половых желез, у детей постоянно меняется настроение.

Психология подростка: все ли так плохо ?

Психологическое состояние ребенка в этом возрасте не может оставаться на месте, ведь физиология его почувствовала таких серьезных изменений. Неосторожность родителей и педагогов в словах и действиях может стать причиной ухудшения взаимоотношений с ребенком. Усваивать учебный материал подростку в этом возрасте крайне сложно (даже весьма талантливому). Реакция на окружающие раздражители может быть весьма неожиданной для вас.

В этот период формируется самооценка девочек и мальчиков. Ребенок пытается найти собственное место в этом мире. Суждения деток построены на личных догадках, а не опыте, поэтому они могут показаться вам совершенно необъективными.

Как вести себя родителям подростка?

12 лет – сложный возраст. Из-за того, что у ребенка постоянно меняется настроение, происходят частые конфликты между ним и сверстниками, учителями и родителями. Конфликтные ситуации в свою очередь часто становятся причиной снижения успеваемости.

Родителям сейчас нужно набраться особого терпения и мудрости, чтобы обойти «острые» темы и ситуации. Негативное влияние переходного возраста пройдет быстро, при условии, что вам получится найти способы взаимодействия со своим ребенком. Попытайтесь понять, подростку сейчас и так нелегко, а ваши упреки и недовольства сделают лишь хуже. Если у вас получится построить с ребенком дружеские отношения в этот период, то такими они останутся и в дальнейшем. Главное для родителей сейчас – не только любить своих детей, но и проявлять это чувство, ведь теперь ваш ребенок превращается во взрослого.

Двенадцать лет - это ранний подростковый возраст. В это время в ребёнке происходит масса изменений: физических, социальных, эмоциональных. Именно 12 лет - возраст, при котором ваш ребёнок начинает взрослеть по-настоящему.

Каковы особенности развития ребёнка в 12 лет? Есть ли отличия между развитием у 12-летних мальчиков и девочек? Давайте попробуем разобраться.

Особенности развития детей 12 лет

Ребёнок 12 лет умеет более широко мыслить и задаваться различными вопросами, что не может не отразиться на его отношении к учёбе и жизни в целом. Он начинает смотреть на мир с нового ракурса и обнаруживает недостатки окружающих. Ребёнок старается показать свою индивидуальность, из-за чего у него могут возникнуть конфликты с социумом.
Также в организме ребёнка происходят физические изменения. У девочек в этом возрасте начинается менструация, появляются жировые отложения на бёдрах и талии, вторичные половые признаки. Некоторые дети гордятся такими переменами в своей внешности, а некоторые, наоборот, пугаются.
Основная масса мальчиков в 12 лет ещё не меняется. Но случаются и исключения, и у ребят также появляются вторичные половые признаки, меняется голос. Часто дети чувствуют себя неудобно друг с другом. У некоторых развиваются из-за этого комплексы. Ребёнок, чтобы скрыть, как он считает, недостатки (выросшую грудь, взрослеющую фигуру), изменяет походку и осанку.

Задача родителей - объяснить ребёнку, что все изменения, которые с ним происходят, это вполне нормально. Не нужно бояться серьёзных разговоров со своим повзрослевшим чадом. Поймите, что только от вас зависит его отношение к себе и окружающим, его внутренняя гармония.

Вес и рост мальчиков и девочек в 12 лет

Сколько весит ребёнок в 12 лет? Какой у него рост? Всё, в данном случае, индивидуально. Но в целом, параметры колеблются в следующих пределах:

  • у девочек: рост от 145,9 до 154,2 см., вес - от 36 до 45,4 кг;
  • у мальчиков: рост от 143,6 до 154,5 см., вес от 34,4 до 45,1 кг.

Что должен уметь ребёнок в 12 лет

Что должны уметь 12-летние девочки и мальчики? Практически всё, потому что они уже совсем взрослые. Например, дети в 12 лет должны прислушиваться к мнению окружающих и проявлять самостоятельность. Они должны уметь планировать собственное время, заполнять его с пользой. 12-летний ребёнок вполне способен отвечать за свои поступки.
Кроме того, у ребёнка в этом возрасте расширяется круг домашних обязанностей. В 12 лет он должен уметь убирать квартиру, стирать мелкие вещи, мыть посуду, гулять с домашним любимцем. Не нужно растить из своих детей «белоручек», иначе ко взрослой, самостоятельной жизни они будут совсем не приспособлены.
Будьте готовы к различным сложностям, которые могут возникнуть с вашим взрослеющим ребёнком. Наберитесь терпения, и находитесь всегда рядом с ним, оказывая ему свою поддержку и показывая свою родительскую любовь.