Что сделать чтобы ребенок начал ходить сам. Цель: научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами. Как стимулировать двигательное развитие ребенка

Цель: научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами. Описание: дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу. Воспитатель произносит: Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся. Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!». Тогда они отпускают руки и приседают на корточки, говоря при этом «Хлоп!». Указания: сначала в игре принимают участие 6-8 детей. При повторении могут играть


Цель: учит детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу. Описание: дети сидят на стульях, расставленных по углам комнаты – это гнездышки. По сигналу птички вылетают из своих гнездышек в середину комнаты и летают. По сигналу «Птички, в гнездышки!» дети возвращаются на свои места. Указания: для гнездышек можно использовать большие обручи, положенные на пол, а на участке это могут быть круги, начерченные на земле, в которых дети приседают на корточки.


Цель: приучать детей бегать легко, на носках; ориентироваться в пространстве, менять движения по сигналу воспитателя. Описание: дети сидят на скамейках или стульчиках – это мыши в норках. В противоположном углу комнаты сидит кот – воспитатель. Кот засыпает (закрывает глаза) и мыши разбегаются по всей комнате. Но вот кот просыпается и начинает ловит мышей. Мыши быстро убегают и прячутся в свои места – норки. Пойманных мышек кот уводит к себе. После кот еще раз проходит по комнате и снова засыпает.


Цель: учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему. Описание: дети стоят или сидят в одной стороне площадки. Один ребенок находится в другой стороне и изображает пса. Дети все вместе подходят к нему, а воспитатель в это время произносит: Вот лежит лохматый пес, В лапы свой уткнувший нос, Тихо, смирно он лежит, Не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудим И посмотрим: «Что-то будет?» Дети приближаются к псу. Как только стихотворение заканчивается, пес встает и лает. Дети разбегаются, пес гонится за ними и старается поймать кого-нибудь из них и увести к себе. Когда все дети спрячутся, пес возвращается на место.


Цель: учит детей двигаться парами, согласовывая свои движения с движениями других играющих, учить распознавать цвета. Описание: 3-4 пары детей становятся в колонну, держа друг друга за руку. Свободными руками они держаться за шнур, концы которого связаны, т.е. одни держат шнур правой рукой, а другие левой. Воспитатель держит в руках 3 флажка: желтый, зеленый, красный. Зеленый сигнал – трамвай движется, желтый – замедляет движение, красный – останавливается. Воспитатель поочередно поднимает флажки. Указания: если детей много, можно сделать 2 трамвая; при остановке одни пассажиры выходят из трамвая, а другие заходят, приподнимая шнур.


«Воробушки и кот» Цель: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место. Описание: дети становятся на высокие скамеечки (10-12 см), положенные на полу одной стороне площадки – это воробушки на крыше. В другой стороне спит кот. Воспитатель говорит: «Воробушки вылетают на дорогу» – дети спрыгивают со скамеек и разбегаются в разные стороны. Просыпается кот «мяу-мяу» и бежит ловить воробушков, которые прячутся на крыше. Пойманных уводит к себе.


Описание: дети сидят на стульях или скамейках в одной стороне комнаты. Воспитатель предлагает им догнать его и бежит в противоположную сторону. Дети бегут за воспитателем, стараясь поймать его. Когда они подбегают, воспитатель говорит: «Убегайте, убегайте, догоню!». Дети возвращаются на свои места. Указания: количество играющих человек.


«Найди свой цвет» Описание: воспитатель раздает детям флажки 3-4 цветов: красные, синие, желтые, зеленые. Дети с флажками одного цвета стоят в разных местах комнаты возле флагов определенных цветов. После слов воспитателя «Идите гулять» дети расходятся по площадке в разные стороны. Когда воспитатель скажет «Найди свой цвет», дети собираются у флага соответствующего цвета. Указания: флажки можно заменить квадратиками, кружочки разного цвета.


Описание: дети стоят в одной стороне зала. Воспитатель раскладывает на полу на расстоянии 20 см один от другого обручи. По сигналу дети переходят на другую сторону зала через обручи. Указания: вместо обручей можно использовать фанерные или резиновые круги на расстоянии см. На участке круги можно начертить на земле.


. «Пройди – не задень» Описание: на полу в один ряд расставляют несколько кеглей или кладут кубики на расстоянии не менее 1 м один от другого. Дети должны пройти на другую сторону комнату, огибая кегли змейкой и не задевая их. «Проползи – не задень» Описание: дети располагаются по одной стороне комнаты. На расстоянии 3-4 м от них ставятся стулья, на сиденья которых положены гимнастические палки или длинные рейки. Двое или трое детей должны проползти под палками, стараясь не задеть их, доползти до скамейки, на которой лежат флажки, встать, взять флажки и помахать ими, затем бегом возвратиться обратно. Указания: можно увеличит расстояние для ползания.


Описание: дети стоят по одной стороне за начерченной линией или положенной веревкой. Все получают мешочки и по сигналу бросают их вдаль. Каждый должен заметить куда упал его мешочек. По сигналу воспитателя дети бегут к своим мешочках и становятся возле них; двумя руками они поднимают мешочки вверх над головой. Воспитатель отмечает тех детей, которые дальше бросили мешочек. Указания: дети бросают то левой, то правой рукой. Количество играющих может быть разным, но не более человек. Вес мешочка 150 грамм «Кто дальше бросит (мяч, мешочек)»


Описание: дети стоят в кругу на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру круга. Воспитатель находится в середине круга. В руках у него прут длинной 1-1,5 м с привязанным на шнуре комаром из бумаги или материи. Воспитатель кружит шнур немного выше голов играющих – комар пролетает над головой; дети подпрыгивают, стараясь поймать его обеими руками. Тот, кто поймает комара, говорит «Я поймал!».


Описание: Дети сидят лицом к стене. Няня прячется в другом конце комнаты и звонит в колокольчик. Воспитатель говорит: «Послушайте, где звенит, и найдите колокольчик» когда дети находят колокольчик, воспитатель хвалит их, а затем снова предлагает вернуться к стене. Няня опять звонит в колокольчик, спрятавшись в другом месте.


«Попади в круг" Описание: дети стоят по кругу на расстоянии 2-3 шагов от лежащего в центре большого обруча или круга. В руках у них мешочки с песком, которые они по сигналу воспитателя бросают в круг, по сигналу же подходя, берут свои мешочки и возвращаются на место. Указания: можно увеличит расстояние от круга до детей.


Дети изображают «цыплят», а воспитатель «наседку». На одной стороне площадки огорожено веревкой место «дом», где помещаются цыплята с наседкой (веревка натягивается между деревьями или двумя стойками на высоте 4050 см). Наседка подлезает под веревку и отправляется на поиски корма. Через некоторое время она зовет цыплят: «Ко-ко-ко-ко». По этому сигналу все цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют по площадке. Когда воспитатель говорит «большая птица», все цыплята бегут домой. Воспитатель говорит «большая птица» только после того, как все дети подлезли под веревку и немного побегали по площадке.


В одной стороне комнаты полу кругом расставлены стулья, сидениями внутри полукруга. Это клетки кроликов. На противоположной стороне дом сторожа. Посередине находится лужайка, на которую кроликов выпускают гулять. Дети становятся с сзади стульев, по указанию воспитателя они присаживаются на корточки- кролики сидят в клетках. Воспитатель сторож подходит к клетка и выпускает кроликов на лужок: дети один за другим выползают из под стульев, а затем прыгают продвигаясь вперед по всей лужайке. По сигналу воспитателя «Бегите в клетки!» кролики возвращаются на свои места, снова проползая под стульями. Воспитатель должен следит за тем, чтобы дети, проползая под стульями, старались не задевать их спинами. Вместо стульев можно использовать дуги для подлезания или положенные на сиденья стульев палки, рейки.


Описание: на земле чертят линию. На расстоянии 1-1,5 м от нее ставят 2-3 большие кегли (расстояние между кеглями см). Дети по очереди подходят к этому месту, берут в руки лежащие мячи, катят их, стараясь сбить кеглю. Прокатив 3 мяча, ребенок бежит, собирает их и передает следующему играющему. Указания: мячи диаметром см.


«Птичка и птенчики» Описание: Дети делятся на группы по 5-6 человек. Каждая группа имеет свой домик - гнездышко (начерченный мелом круг, положенный на пол большой обруч или связанная за концы веревка и т.п.). Малыши, сидя на корточках, изображаются птенчиков в гнездышках, воспитатель - птичку. На слова "Полетели - полетели!" птенчики выпархивают из гнездышек и стараются улететь за кормом подальше. На слова воспитателя "Полетели домой!" птенчики возвращаются в свои гнездышки. Игра повторяется 3-4 раза. Указания. Педагог следит, чтобы дети-птенчики действовали по сигналу, напоминает, что нельзя залетать в чужое гнездышко, улетать надо подальше от дома - там больше корма. наверх


«По ровненькой дорожке» Описание: Дети свободно группируются или строятся в колонну и идут гулять. Воспитатель ритмично, в определенном темпе произносит следующий текст: По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке Шагают наши ножки. Раз-два, раз-два, По камешкам, по камешкам, По камешкам, по камешкам... В яму - бух! При словах "По ровненькой дорожке" дети идут шагом. Когда воспитатель говорит: "По камешкам, по камешкам" - они прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед. На слова "В яму - бух!" присаживаются на корточки. "Вылезли из ямы", - говорит воспитатель, и дети поднимаются. Воспитатель снова повторяет стихотворение. После нескольких повторений он произносит другой текст: По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке. Устали наши ножки, Устали наши ножки. Вот наш дом - Здесь мы живем. По окончании текста малыши бегут в дом (заранее договариваются, где будет дом - на скамейке, за проведенной чертой и т.д.). Указания. Движения можно разнообразить, но они должны соответствовать тексту стихотворения (например, перепрыгивать по камешкам с одной ноги на другую или на одной ноге и т.п.). Воспитатель произвольно удлиняет или укорачивает двигательное задание, повторяя каждую строчку стихотворения большее или меньшее число раз. наверх


Дети строятся в колонну по одной стороне площадки или вдоль стены комнаты. Первый стоящий в колонне -«паровоз», остальные «вагоны». Воспитатель дает гудок, и дети начинают двигаться вперед (без сцепления); вначале медленно, затем быстрее и наконец переходят на бег (при медленном движении дети могут произносить звук «чу-чу-чу»). «Поезд подъезжает к станции», говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются. Воспитатель вновь дает гудок, и движение поезда возобновляется. Воспитатель регулирует темп и продолжительность движения детей. Первое время воспитатель сам ведет колонну детей, а затем ставит впереди более активного ребенка. Вариант игры. После остановки поезда дети идут погулять. Услышав гудок, дети бегут в условленное место (к стене) и строятся в колонну. Вначале можно разрешить детям строиться в любом порядке, а к концу года следует приучать запоминать свое место в колонне находить свой «вагон».


«Мыши в кладовой » Описание: Дети изображают мышей. Они стоят или сидят на стульях (скамейках) на одной стороне площадки (мышки в норках). На противоположной стороне на высоте см натянута веревка, за ней кладовая. Сбоку от играющих сидит воспитатель, исполняющий роль кошки. Кошка засыпает, а мыши бегут в кладовую. Проникая в кладовую, они нагибаются, подлезая под веревку. В кладовой мыши присаживаются на корточки и грызут сухари. Кошка внезапно просыпается и бежит за мышами. Мыши выбегают из кладовой и прячутся в норки. (Кошка не ловит мышей, она только делает вид, что хочет поймать их.) Затем кошка возвращается на место и засыпает. Игра продолжается. Повторяется игра 5-6 раз. Указания. Подлезая под веревку, ребенок должен наклоняться пониже, чтобы не задевать ее. наверх

Методика обучения строевым упражнениям детей разных возрастных групп

1ая младшая группа

Наиболее удобно в этом возрасте построение в круг. В начале года лучше применять построение врассыпную, так как дети еще плохо ориентируются и на организованное в определенную форму построение уходит слишком много времени.

В первое время построения проводятся с небольшой подгруппой детей, по 6-8человек. Постепенно к построениям привлекают всю группу.

Все построения проводятся с помощью воспитателя. Он показывает каждому ребенку его место среди других детей, например: «Миша, ты встань рядом с Ирой. Олечка, и ты с ними становись!». Если после этого ребенок плохо ориентируется при построении, воспитатель подходит к нему, берет за руку и отводит на место. В младшей группе дети становятся в пары с помощью воспитателя, кто с кем хочет.

Для построения в круг.

1 прием. Дети становятся сначала в линейку, берутся за руки. Воспитатель берет за руку первого и последнего в шеренге и замыкает круг.

2 прием. На пол ставится стул или кладется какой-нибудь яркий предмет (кегля, кубик и др.),которые обозначают центр круга. Воспитатель предлагает детям стать вокруг этого предмета лицом к нему, взяться за руки, а затем сделать круг как можно больше, отходя назад. Воспитатель всегда становится с детьми в круг, следит, чтобы дети его не сужали.

Переходы, необходимые в занятии, дети совершают гурьбой, либо направляясь к указанным воспитателем ориентирам (к окну, куклам, скамейке и пр.), либо двигаясь за ним самим.

Дети располагаются произвольно, без учета роста. Очень важно приучать их становиться для выполнения упражнений подальше друг от друга. Воспитатель предлагает поднять руки в стороны, помахать ими вверх-вниз и отодвинуться так, чтобы не касаться соседа. Удобны для быстроты размещения детей нанесенные на пол краской или обозначенные мелом, липкой лентой-пластырем точечки или кружочки. По предложению воспитателя каждый ребенок находит себе ориентир (домик) и становится там.

2ая младшая группа

Дети, особенно во второй половине года, уже более самостоятельны при построениях. По указанию воспитателя они легко и достаточно быстро становятся в круг, пары и друг за другом. 1. Вначале им разрешают становиться в колонну друг за другом в любом порядке независимо от роста. Постепенно их приучают занимать определенное место среди других детей . Чтобы добиться этого, воспитатель постоянно напоминает, что нужно запомнить, кто за кем стоит в колонне, шеренге, кто с кем ходит в паре. Если ребенок затрудняется найти свое место, воспитатель подсказывает, за кем он должен встать. 2. Детей приучают становиться в шеренгу , т.е. вдоль одной линии, один возле другого с обращенным в одну сторону лицом. Проще всего встать в шеренгу из построения друг за другом в затылок (колонну). Из этого положения воспитатель предлагает детям повернуться всем направо или налево. Так как дети еще плохо знают стороны, воспитатель становится с одной из сторон колонны, примерно посередине ее, и говорит детям, чтобы они повернулись лицом к нему. Другой способ : дети строятся в шеренгу, ориентируясь по нанесенным краской или мелом линиям, становясь на них носочками. 3. Для построения в круг можно на пол по кругу положить связанную концами веревку или начертить линию. Дети ориентируются на линию или веревку. Другой способ : воспитатель становится против середины шеренги на расстоянии нескольких шагов от нее и предлагает детям, стоящим на концах шеренги, двигаться к нему, образуя круг. Дети при этом держаться за руки. 4. Воспитатель показывает детям, как поворачиваться, переступая на месте . При поворотах широко используются зрительные ориентиры (лицом к стене, окну). 5. Во время перемещений на занятиях используется те же способы, что и в предыдущей возрастной группе.

Средняя группа

1. Для закрепления навыков самостоятельного построения в круг, в пары, в колонну, в шеренгу воспитатель предлагает детям интересные задания во вводной части занятия : построиться в определенном порядке, затем по сигналу разбежаться по всему залу, а по повторному сигналу снова быстро стать на свои места. Чаще всего для таких упражнений применяются звуковые сигналы: хлопки, удар в бубен, слово, прекращение музыки и др. Могут быть использованы и зрительные сигналы: поднятая и опущенная рука, зеленый и красный флажок и т.п. 2. В колонну и шеренгу детей средней группы приучают становиться по росту . Надо чаще напоминать, чтобы они становились посвободнее, не касались друг друга. Детей приучают также становиться друг за другом ровно по одной полоске. Воспитатель объясняет, что, стоя в одну линеечку (в шеренгу), надо стараться поставить носочки ровненько, так, чтобы они все были на одной линии. 3. Дети самостоятельно становятся из колонны по одному в пару со своим соседом и, обратно, из пар в колонну, как на месте, так и во время ходьбы . 4. Воспитатель учит детей перестраиваться из одной колонны или шеренги в несколько звеньев. Для этого он заранее распределяет детей по звеньям так, чтобы в каждом из них было равное число детей, и назначает ведущих. По сигналу ведущие выходят на условные места, за ними становятся ребята. Позже дети перестраиваются в звенья на ходу - во время ходьбы по залу врассыпную или вокруг зала друг за другом. Услышав сигнал о перестроении в звенья, ведущие направляются к заранее указанным местам, останавливаются и поворачиваются лицом к воспитателю. Остальные ребята становятся за ведущими друг за другом в свои звенья. В начале обучения ведущим можно дать флажки или повязки разного цвета, чтобы детям было легче находить свое звено. 5. Можно строиться вокруг водящих в несколько кружков . Дети ходят или бегают врассыпную, по сигналу окружают водящих, берутся за руки и образуют круг. Водящие могут находиться на площадке в любом месте. Воспитатель приучает поддерживать определенную величину круга, следит, чтобы дети не сужали, не расширяли и не разрывали его. 6. Направо, налево и кругом дети поворачиваются переступая на месте, без применения специальных строевых приемов . 7. Во время перемещений от пособия к пособию дети движутся чаще всего в колоннах друг за другом. 8. Указания для построения, перестроения и поворотов воспитатель дает в форме простого распоряжения, а не команды. («Повернулись направо. Пошли вокруг зала. Ребята, разойдитесь в звенья за ведущими и т.п.»).

Старшая группа

1. В старшей группе дети уже довольно самостоятельны при построениях в колонну, круг, они умеют перестраиваться из колонны в пары, в звенья, как на месте, так и при передвижении. Самостоятельно строятся дети в два и несколько кругов . Круг из колонны по два дети образуют следующим образом: стоящие в парах поворачиваются лицом друг к другу, берутся за руки с рядом стоящими, первые и последние в шеренгах соединяют руки, все отходят назад - образуется круг. Из пар или колонны по два можно построиться и в два круга. В этом случае дети по сигналу воспитателя поворачиваются не лицом друг к другу, а спиной, берутся за руки с рядом стоящими, крайние в шеренгах замыкают круги. Этим же приемом проводится построение из несколько звеньев в несколько кружков. 2. При построениях детей учат соблюдать определенный порядок: становиться по росту, равняться в затылок друг другу в колонне, выравнивать шеренгу по носкам. 3. Перестроение в звенья совершаются в старшей группе более четко и организованно. Во время ходьбы вокруг зала воспитатель предлагает перестроиться в 2-4звена. Когда ведущий колонны дойдет до середины зала, он делает несколько шагов на месте, а в это время воспитатель называет тех детей, которые будут ведущими в звеньях, первое звено поворачивается и идет по залу, за ним - следующие звенья. Воспитатель говорит: «Первые на месте». По этому сигналу дети продолжают идти на месте до команды «Стой». Размыкание звеньев значительно облегчается, если для каждого звена имеется свой ориентир (кегля, флажок, кубик), к которому должны идти ведущие. 4. В движении дети осваивают также ходьбу змейкой и расхождение из колонны по одному в разные стороны, с последующим слиянием в пары. Ходьба змейкой выполняется по распоряжению воспитателя «Змейкой!». По этой команде направляющий заходит правым (левым) плечом вперед и начинает движение навстречу колонне, сохраняя интервал между встречными в один шаг. 5. Расхождение из колонны по одному в разные стороны производится так: колонна проходит через центр зала до противоположной стороны, воспитатель подает команду: «Один налево, другой направо!». Образуются две колонны, движущиеся по залу в разные стороны. Когда они встретятся у середины противоположной стены, воспитатель говорит: «Парами через центр зала!». Соединяясь по двое, дети идут парами. Затем они снова расходятся по одному либо так и идут парами вокруг зала. 6. Дети осваивают и некоторые способы размыкания . В колонне они размыкаются на вытянутые руки вперед. Для этого направляющий остается на месте, а все остальные поднимают руки вперед и отходят назад так, чтобы не касаться впереди стоящего. После этого руки опускают. В кругу и шеренге дети размыкаются на вытянутые руки в стороны. Все дети одновременно по указанию воспитателя: «На вытянутые руки в стороны разомкнись!» - поднимают руки в стороны и расходятся вправо и влево так, чтобы не мешать друг другу. 7 . Повороты дети совершают, как и раньше, простым переступанием на месте. 8. Во время передвижения по залу их приучают постепенно доходить до углов и делать повороты на носке наружной по отношению к центру зала ноги. Но четкого выполнения данного поворота от всех детей в старшей группе еще не требуют.

Подготовительная к школе группа

1. В этой группе закрепляются умения и навыки освоенных ранее упражнений. Разучиваются некоторые новые упражнения. 2. Дети учатся равняться в шеренгу (команда «Равняйся!»), поворачивая голову и ориентируясь на грудь третьего (не считая себя) ребенка. Правофланговый стоит в это время по стойке «смирно». Выполнив задание, дети поворачивают голову прямо. Носки у всех детей должны находиться на одной линии. 3. По команде «Смирно!» дети принимают основную стойку: стоят подтянуто, ровно, но без лишнего напряжения, пятки вместе, носки врозь на ширину стопы, колени выпрямлены; голова прямо, плечи слегка отведены, руки свободно опущены и выпрямлены, пальцы полусогнуты, большой палец на середине бедра. В положении «смирно» дети стоят недолго, это промежуточное положение перед поворотами, началом движения и т.п. По команде «Вольно!» дети, не сходя с места, расслабляются, переносят тяжесть тела на одну ногу, другую слегка сгибают в колене. 4. Дети осваивают простейший расчет на «первый-второй». По команде воспитателя «На первый – второй рассчитайся!» правофланговый поворачивает голову влево и произносит «первый», следующий за ним – «второй», третий снова говорит «первый» и т.д. 5. После того как дети научатся рассчитываться на «первый – второй», им показывают перестроение из одной шеренги в две. Перестроение совершается по команде «Вторые номера, делай два (три и более) шага назад, марш!» или «Первые номера, делай два (три и т.д.) шага вперед, марш!». В обоих случаях дети станут в шеренги в шахматном порядке. Если надо их построить друг за другом, дается команда делать шаг вправо или влево. 6. Проводится упражнение в ходьбе змейкой в колонне по одному и парами. По одному и парами дети расходятся в разные стороны после прохождения через середину зала. Воспитатель указывает: «Пара - налево, пара – направо» и т.п. Образуются колонны, движущиеся парами по залу в разные стороны. Встретившись у середины противоположной стены, они по указанию воспитателя: «Четверками через середину зала марш!» - соединяются в шеренге по четыре – первая пара одной колонны с первой парой другой колонны и т.д. и идут до конца зала, где либо снова расходятся парами налево и направо, либо идут вокруг зала четверками. Воспитатель объясняет и показывает, что во время поворотов на углах идущие ближе к середине зала должны делать более мелкие шаги, а идущие с наружного края – более широкие, чтобы шеренга оставалась ровной и не ломалась. 7. Из построения в три колонны разучивается размыкание и смыкание приставными шагами в стороны . Для этого воспитатель обозначает колонны соответствующими номерами: первая, вторая, третья. Вторая остается на месте при размыкании. Первая и третья колонны получают задание сделать определенное количество приставных шагов влево и вправо. Размыкание производится по команде «От середины на три шага приставными шагами разом-кнись! Раз, два – три!». Для смыкания подается команда «К середине приставными шагами сомкнись!». 8. Дети должны освоить правильный поворот на углу зала во время движения. Этот поворот совершается на носке наружной по отношению к середине зала ноги, а следующий шаг вперед делается противоположной ногой. 9. Детям показывают и повороты на месте направо и налево по счету. На счет «раз» надо повернуться на пятке правой ноги (при повороте направо) и носке левой ноги, а на счет «два» - левую ногу приставить к правой. Но четкого исполнения поворотов на месте от детей еще не требуют. 10. Не следует добиваться от детей умения ходить в ногу. Но учить останавливаться после ходьбы всем одновременно целесообразно. После команды «На месте!» дети продолжают идти на месте. По команде «Стой!» они делают еще один шаг, а затем приставляют ногу. Так же совершается и остановка во время передвижения. Когда воспитатель скажет: «Группа стой!» - все делают на «раз» один шаг на месте, на «два» приставляют ногу.

Дети очень любят эти простейшие строевые упражнения, владение ими значительно повышает организованность занятий, облегчает проведение праздников.

Умение ходить – важный навык, который должен освоить малыш в возрасте 10-14 месяцев. Помочь ребенку сделать первый самостоятельный шаг можно с помощью упражнений и методик раннего физического развития.

Понять, что малыш уже готов к ходьбе, очень просто. Если ребенок старается при каждой удобной возможности занимать вертикальное положение, то не за горами первые шаги. Кроха умеет вставать в кроватке, передвигаться вдоль неё, а также возвращаться в изначальное положение? Значит, пришла пора постепенно обучать чадо ходить без поддержки.

Привлекаем внимание

Любопытство – главный “двигатель” всех навыков, которые осваивает ребенок, в том числе и ходьбу. Мама должна расположиться от ребенка на расстоянии вытянутой руки. Покажите малышу что-то яркое, новое, забавное (игрушку или предмет). Стремление поближе рассмотреть интересующую вещь заставит ребенка сделать шаг по направлению к вам.

Учимся играя

Простой и действенный способ быстро научить ходить ребенка – игра вместе с родителями. Одному из них нужно взять малыша под мышки. Второму родителю нужно встать лицом к крохе и протянуть вперед руки. Ребенок берется за руки родителя, в этот момент его отпускает первый родитель. Младенец делает пару шагов навстречу второму. Затем родители “меняются ролями”. Постепенно расстояние между взрослыми увеличивается.

Совет! На первых порах начинать делать упражнение лучше возле опоры (дивана, стены), чтобы ребенок мог придерживаться, не боясь упасть.

Обязательная подстраховка

Место, где ребенок учится ходить без опоры, должно быть безопасным. Подушки, одеяло, валики – все пригодится при случайном падении на первых порах. Обучение хождению должно вызывать у ребенка положительные эмоции. В период развития навыка все острые углы лучше прикрыть специальными накладками.

Подручные средства

Очень хорошо стимулируют умение ходить самостоятельно тележки для детей и машинки-каталки. Модели, снабженные ручкой, позволят ребенку толкать игрушку вперед и делать за ней шаги. Обычно прогресс с такими приспособлениями от первого неловкого шага до уверенной походки – дело 7-10 дней.

Важно! Каталка должна быть достаточно тяжелой, чтобы не переворачиваться во время перемещения ребенка.

Не торопите события

Удерживать равновесие и делать шаги – для малыша это огромный труд. Если ребенок еще неуверенно передвигается вдоль опоры, значит его ножки еще не готовы к самостоятельной ходьбе. Главное не то, как научить ребенка ходить, а как максимально правильно подготовить его организм к данному умению. Учите малыша присаживаться из положения стоя, чтобы он мог делать перерывы и избавляться от напряжения.

Умение ходить ребенок осваивает поэтапно, по мере своего психомоторного развития. Сначала младенец учится ползать, затем подниматься на ножки, держась за опору. Постепенно он учится дольше стоять в вертикально положении, и затем делает первый шажок, придерживаясь. Многие малыши пытаются вставать и передвигаться вдоль опоры уже с 7-8 месячного возраста.

Сказать заранее, в каком возрасте пойдет конкретный ребенок, сложно. Скорость освоения навыка зависит от индивидуальных особенностей малыша. По медицинским нормам, первый шаг без поддержки ребенок должен сделать до 1 года 3 месяцев. Начинать учить ребенка хождению можно с момента, когда он способен стоять без опоры – в 10-11 месяцев.

На заметку! Даже если вы уверены, что ребенок готов учиться шагать, не стоит поощрять хождение до 9-месячного возраста. Для неокрепшего позвоночника это чревато проблемами с формированием осанки.


Как стимулировать двигательное развитие ребенка?

Помочь ребенку сделать первые шаги можно не только с помощью тренировок и передвижений. Есть несколько секретов, которые помогут малышу овладеть навыком ходьбы.

Общеукрепляющий массаж

Массаж несет в себе огромную пользу для крохи и его развития. Проводить его можно как в поликлинике, так и самостоятельно. Особенных знаний в проведении массажа не нужно – достаточно легких растираний области стоп, постепенно захватывая поглаживаниями верхнюю часть ног. Массаж снимает напряжение с мышц, активизирует кровообращение и эффективно воздействует на биологически активные точки.

Легкая гимнастика

Гимнастика помогает укрепить мышцы нижних отделов ног, а также ягодичные мышцы. Именно эти виды мышц используются при ходьбе, и над ними следует работать в первую очередь. Делайте простые упражнения – сгибание/разгибание ног, наклоны вперед с поддержкой. В положении лежа на спине предложите ребенку дотянуться ножкой до поднятой вами ладони.

Хождение за руки

В 8-9 месяцев малыши зачастую непреодолимо хотят двигаться. Если кроха уже хорошо стоит, то можно практиковать хождение с ним по комнате. Сначала водите ребенка, держа одновременно за обе руки. Малыш идет ровно, его не клонит в стороны? Пробуйте убрать одну из рук, и держать ребенка уже только одной. Постепенно кроха научится держать равновесие и мама сможет гордо сказать “А мой уже сам ходит!”

Стремление родителей как можно быстрее научить ребенка ходить вполне объяснимо. Но в процессе обучения многие из них совершают ошибки, которые негативно влияют на развитие малыша. Рассмотрим, каких же методов стоит избегать, обучая ребенка ходьбе.

Раннее стояние и хождение возле опоры

Если для родителей стоящий в кроватке 6-месячный малыш это предмет гордости, то для самого ребенка это высокий риск растяжения неокрепших связок, деформации стопы и даже плоскостопия.

Чрезмерный контроль

Ограничение движения ребенка – еще одна крайность, которой следует избегать. Лишив младенца свободы действий, постоянно держа на руках и чрезмерно опекая его от малейших падений, вы рискуете тем, что навык хождения малыш освоит позже сверстников.

Использование ходунков

Ходунки, несмотря на свое название, совершенно не способствуют освоению навыка ходьбы. Более того, это устройство притупляет желание научиться ходить, ведь передвижение с его помощью и так дается легко. Большинство педиатров твердо настаивает на том, чтобы родители не пользовались детскими ходунками.

Все дети, даже ровесники, развиваются по-разному: один малыш начнет ходить к 9-10 месяцу жизни, а другой – к году. Некоторые дети и в год с небольшим боятся отпустить мамину руку и пойти без поддержки. Как научить ребенка ходить?

Сегодня расскажу, как подготовить кроху к первым шагам, развивать самостоятельность и интерес к тому, чтобы ходить без постороннего вмешательства.

Подготовительный этап

Очень многое в развитии новорожденного зависит от того, что закладывается в первые месяцы его жизни. Поэтому задолго до того, как научить ребенка ходить самостоятельно, готовьте организм ребенка к дальнейшим нагрузкам.

Малыш, который много двигается, проявляет упорство в движениях и активно себя ведет в течение дня, начнет ходить быстрее своих ленивых и флегматичных ровесников.

Есть очень простые процедуры, ежедневное выполнение которых ускорит физическое развитие:

  • Выкладывание на живот. С первых недель жизни делать этого не стоит, а вот когда ребенок научится переворачиваться на живот, поощряйте его проводить так как можно больше времени. Так он укрепит мышцы шеи и спины;
  • «Выкрутасы» - это упражнение, которое легко выполнять во время режимных моментов, например, во время смены футболок или подгузников. Начиная с двухмесячного возраста, ребенок предпринимает попытки поворотов и переворотов . В результате развиваются мышцы спины, шеи, ног и рук. Поощряйте перевороты, стремитесь превратить эти упражнения в веселую игру.
  • Активные движения: начиная с 4-х месяцев, малыш старается присаживаться с помощью родителей, к 8-9 месяцам он уже полноценно сидит . Чтобы он не был долго на одном месте, предложите ему дотянуться до игрушки, доползти до нее – так у него будет стимул ходить.
  • Ходить вместе – это здорово! Полугодовалые дети очень любят ползать, любой объект, привлекший внимание, заставляет малыша пытаться его достать. Родители, поощряющие двигательные навыки, помогают ребенку осваивать новые пространства. А это, в свою очередь, стимулирует малыша тренировать более быстрые варианты передвижения, например, ходьбу.
  • Крепкие мышцы – правильная ходьба. Чтобы ножки уверенно держали своего хозяина, малыш должен хорошенько научиться сгибать и разгибать колени, подпрыгивать с помощью родителей.

Топ-топ, топает малыш…

Ребенок уже начинает проявлять самостоятельность, передвигаясь с помощью опоры? Он уже может, держась за мебель, дойти с одного ее конца до другого?

Многие родители в этот период придумывают способы, как научить ребенка ходить, чтобы в год с небольшим он самостоятельно бегал.

В первую очередь, малыш должен чувствовать поддержку взрослых. Например, можно взять его за руку и пойти вместе: посмотреть, как умывается кошка, что видно из окна, кто вернулся домой после работы.

Мальчишки будут с удовольствием ходить и толкать впереди себя толокар в виде машины, а девочки кукольную колясочку, за которую удобно ухватиться, ходить и катить вперед. Когда исполнится ребенку 11-12 месяцев, вопрос, как научить ходить, может оказаться уже не таким актуальным.

Если в доме до сих пор остались ходунки, надо их убрать, чтобы малыш забыл, что это такое. Фаза активного хождения должна проходить естественным образом, а не ограничиваться сиденьем и бампером ходунков.

Ходунки очень спорное приспособление. На мой взгляд, от этого приспособления больше вреда чем пользы: в них малыш не может правильно сидеть и ходить, он постоянно смещает центр тяжести, опираясь на ходунки.

Помните, что чем больше вы поощряете в ребенке желание ходить, тем быстрее он этому обучится. Можно присесть на коленки в нескольких шагах от него и попросить дойти до маминых объятий. Дети очень любят такие «походы», закрепление навыков хождения и веселый смех точно будет гарантирован.

Выбираем обувь

Маленьким скороходам нужны правильные «сапоги». К выбору обуви надо отнестись очень серьезно, ведь от того, насколько ребенок хорошо чувствует себя в обуви, зависит то, как быстро начнет и как правильно он будет ходить. Обувку малыш должен носить с удовольствием, а потому, стоит обратить внимание на следующие моменты:

  1. размер (не надо покупать обувь «на вырост»);
  2. высоту пятки (не должна быть низкой);
  3. подошву (упругая, с супинатором);
  4. застежку (лучше всего «липучки» - ими удобнее пользоваться).

Сама обувь должна быть выбрана вместе с ребенком, чтобы он мог пройтись в ней, а вы понаблюдать, комфортна ли модель, насколько хорошо сидит на ноге, не оставляет ли красные пятна на ножке. Деткам с ортопедическими проблемами врачи прописывают специальную лечебную или профилактическую обувь, на этом моменте тоже следует заострить внимание.

Малышу полезно ходить дома босиком, это стопотерапия и закаливание «в одном флаконе». Сейчас чрезвычайно популярны коврики с разными выпуклостями, которые массажируют и одновременно укрепляют ножки: учите ребенка ходить по ним.

Если вы боитесь, что босиком кроха может простыть, то можно надеть ему носочки со специальной подошвой, она имеет прорезиненный рисунок и предотвращает скольжение по покрытию пола.

Важно! Если ребенок состоит на учете у ортопеда из-за неправильной расстановки стоп, может быть прописана ходьба в специальной обуви даже дома. В этом случае надо проконсультироваться со специалистом.

Психологический настрой родителей

Психологический подтекст освещаемой проблемы очень важен, ведь часто родители начинают бить тревогу, искать пятитысячный способ как научить ребенка ходить, что говорит Комаровский на эту тему и вообще, почему их ребенок не такой шустрый как все. Есть несколько советов, как побороть синдром «суетливого родителя»:

  • Мой малыш – индивидуальность. Поймите, что ваш Петя и соседский Митя – разные люди. Подробнее читайте в статье, «Неужели мы такие разные ?» Если Митя носился как угорелый с 10 месяцев, а Петя неуверенно и держась за руку мамы пошел в год – это не повод для паники. Просто время еще не пришло. Узнайте, что делать, если ребенок боится ходить самостоятельно >>>.
  • Если малыш часто спотыкается, падает и никак не хочет отпускать руку папы на прогулке, кроме ортопеда и невролога, можно проконсультироваться с окулистом. Иногда кроха не может самостоятельно ходить из-за проблем со зрением;
  • Постоянно вызывать интерес ребенка к ходьбе, показывать собственный пример – это один из эффективных способов, как научить ребенка ходить без поддержки. Детей легко увлечь чем-нибудь интересным, поэтому просто включайте фантазию и изобретательность..

Исправляем ошибки

Бывает так, что родители, не разобравшись с тем, как быстро научить ребенка ходить, придумывают свои методы и допускают ошибки. Естественно, что некоторые промахи не помогают, а затрудняют процесс освоения малышом искусства ходить. Ниже - рейтинг самых распространенных родительских ошибочных действий, которые не следует повторять:

  1. Использование ходунков и прыгунков. О первых уже было много сказано выше. Если кратко – откажитесь от их использования, пока кроха учится ходить, или замените на машины, которые можно толкать или игровые центры с познавательным ресурсом;
  2. Родителям не следует слишком рано ставить на ноги грудничка, в попытке научить ходить. Малыш сделает это самостоятельно тогда, когда его мышцы и кости окрепнут. Если искусственно ускорить этот процесс, можно способствовать развитию плоскостопия и нарушений в развитии позвоночника;
  3. Кроме того, карапуз не должен слишком долго «выстаивать» возле опоры – ему надо учиться приседать, иначе стопа может деформироваться за счет растяжения связок;
  4. Некачественная обувь – серьезный промах для родителей. На обуви детей, особенно маленьких, экономить нельзя ни в коем случае. Только качественная ортопедическая обувь помогает опорно-двигательному аппарату развиться правильно и побуждает малыша ходить, делая этот процесс приятным;
  5. Гиперопека никак не может способствовать самостоятельности, а нервные окрики мамы: «осторожно, упадешь!» вряд ли придадут крохе уверенности. Чем шире горизонты для путешествий, тем лучше, а мамина рука должна быть просто поддержкой и подстраховкой.

Как правило, разумные родители, избегающие подобных ошибок, прекрасно знают, как научить ребенка ходить, на многочисленных видео в сети это наглядно демонстрируется. На них запечатлены малыши, которые с удовольствием топают за мамой, толкают перед собой кукольную коляску и танцуют под любимую музыку.

10 основных советов которые помогут научить ребенка самостоятельно ходить: Лежим на животике, Практикуем переворачивание, Поощряем движение, Отправляемся в путешествие, Помогите укрепить мышцы ног, Будьте компаньоном, Забудьте про ходунки, Выбирайте интересные места для хождения, Не сравнивайте, Правильно выбирайте обувь...

Ваш ребенок растет, развивается, уже вовсю ползает, и каждый родитель ждет того момента когда их малыш начнет ходить на ножках, сделает первый шаг. Многие родители пытаются своему крохе помочь пойти и пытаются научить ребенка ходить самостоятельно как можно быстрее. Давайте разберемся когда начинать подготовку. Предлагаем вашему вниманию 10 простых советов, которые, надеемся, вам помогут.

Начало начал

№1 Лежим на животике

Задолго до того, как ваш малыш сделает свои первые шаги, когда ему всего лишь несколько недель, вы можете начинать готовить его мышцы для предстоящей работы. Убедитесь, что ребенок проводит в день 10 минут на животике, либо сразу, либо в течение дня. Это действие поможет укрепить шею и мышцы спины младенца. (Читаем: ).

№2 Практикуем переворачивание

Будьте готовы к кувырканию во время смены подгузников! Ребенок начнет переворачиваться с боку на бок и пытаться вернуться назад уже в два — четыре месяцев от роду. Поощряйте его перевороты, удерживая игрушку сначала над ним, а затем перемещая ее в сторону до предела. Это поможет малышу развивать мышцы шеи, спины, ног и рук, подготовит к следующему шагу: умению сидеть. (Читаем: | ).

№3 Поощряем движение

Начиная примерно с 4-х месячного возраста, ребенок пытается сидеть с поддержкой или в подушках, и в 6 месяцев он в состоянии . Помогите ему сесть, осторожно потянув за ручки. Стимулируйте малыша поворачиваться в разных направлениях, опираться, сидеть с помощью игрушки, оставив ее вне досягаемости, укрепляя его мышцы и координацию.

№4 Отправляемся в путешествие

№5 Помогите укрепить мышцы ног

Ваш любопытный карапуз скоро начнет вставать, опираясь на разные объекты, такие как мебель, ваша нога или что-нибудь еще, дабы сохранить равновесие. Обычно дети справляются с этой задачей в семь — двенадцать месяцев. Помогите укрепить им мышцы ног, позволяя держаться за вас, прыгать на коленях. Также учите малыша сгибать колени, чтобы он знал, как вернуться обратно на пол.

Первые шаги

№6 Будьте компаньоном

Когда ребенок набирается сил и уже хорошо стоит, он начинает двигаться по дому, держась за мебель и другие объекты. Сейчас хорошее время вновь отправиться в «круиз», когда он достиг новых высот. Чтобы ребенка научить хорошо ходить, будьте ему поддержкой, удерживайте его за руки и ходите вместе с ним. Это также идеальное время, чтобы подарить ему игрушку для толкания, например, коляску для куклы, которая поможет ему идти самостоятельно или машину с ручкой.


№7 Забудьте про ходунки

Это не нужно, и даже вредно, приучать малыша к ходункам. Они могут задержать развитие ребенка в умении ходить, потому что сужают его бедра и таз. Кроме того, ходунки иногда опасны, малыши могут подкатиться к обогревателю, плите, лестнице или бассейну, находясь в них. Кажется, что эта конструкция может облегчить жизнь маме. Но это не так. Надо постоянно наблюдать, не случилось ли что-то. Попробуйте лучше использовать стационарный столик для игр вашего малыша.

№8 Выбирайте интересные места для хождения

Наконец наступил момент, которого вы так долго ждали: ребенок отпустил стены, мебель, руки и сделал первые шаги самостоятельно. Большинство детей делают свои первые шаги от девяти до тринадцати месяцев, и начинают уверенно ходить между четырнадцатью и пятнадцатью месяцами жизни. Теперь, когда он идет, будьте готовы увидеть новые удивительные моменты: как он пинает мяч или карабкается вверх, вниз по лестнице.

Видео №1: Как научить ребенка ходить самостоятельно?

Топ, топ, топает малыш…Первые шаги — очень не легки…Трогательно выглядит кроха, который, переваливаясь с ножки на ножку, делает свои первые шаги. Ходьба — это еще одно из маленьких открытий в жизни ребенка.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

№9 Не сравнивайте

Не все дети одинаковы. Одни достигают успеха раньше, другие — позже. Время, необходимое ребенку, чтобы достичь определенного рубежа, может зависеть от различных причин, таких как масса тела или даже характер. Хотя это нелегко, постарайтесь не разочаровываться и не расстраиваться, если ваш ребенок отстает от других детей. Имейте в виду, что сроки являются приблизительными, а не высечены на камне.

№10 Правильно выбирайте обувь

Дома можно ходить без обуви, это полезно, закаляет. Если боитесь, что малыш поскользнётся, купите носочки с прорезиненной подошвой. Они, к тому же, предупредят плоскостопие.

Проблемы при хождении

Если ребенок при хождении очень часто падает, постоянно хочет ходить только держась за вашу руку, то одной из возможных причин может быть слабое зрение, рекомендуем проконсультироваться у окулиста.

Читаем дополнительные советы по теме развития вашего ребенка.

Обновлено: Еще одна популярная проблема, это когда ребенок боится самостоятельно ходить, поэтому почитайте из-за чего он боится и что следует делать в этом случае —

Видео №2: Ребенок отказывается ходить самостоятельно

Видеоответ на вопрос:

«Здравствуйте! Дочь начала ходить в 11 мес, сама без поддержки несколько шагов делала, потом несильно упала и наотрез отказывается ходить самостоятельно, только за ручку, причем может едва-едва держаться за палец, либо опираться на мебель и т.д. В годик прошли осмотр,все нормально, невролог ортопед посмотрели, чуть вальгусные стопы, прошли курс массажа — никаких изменений, бегаем-носимся за ручку. Стоит обратиться к неврологу или психологу, или не трогать ребенка, как пойдет-так пойдет? Возможно существуют какие-то спец психологические методики или игры, чтобы преодолеть этот страх? Заранее благодарна за ответ.»

Тезисно вывод:

  1. Не торопите ребенка.
  2. Развивайте интерес к хождению.
  3. Найдите пример для подражания.
  4. Правильно держите.
  5. Отказ от «ходунков».
  6. Хождение без обуви.

Важно! Читаем также: Дети растут очень быстро. Уже через несколько месяцев ваш ребенок перестанет лежать в кроватке, начнет ползать, затем ходить, осваивать новые территории сначала в своей комнате, а потом и во всем доме, поэтому очень важно обезопасить для ребенка дом. Как это правильно сделать читаем в этой статье —

Учимся ходить: видео №3:

Интервью у врача по лечебной физкультуре (видео №4)

Первые детские шаги. Во сколько ребенок должен начать ходить? Отвечает Варвара Владимировна:

Терпения вам, мудрости и счастья!

Обновлено:

Тезисно:

  1. Не торопить своего ребенка. Все средние показатели — условный ориентир. Поэтому даже в 14-15 месяцев еще не ходить самостоятельно для некоторых вполне нормально. Основная задача родителей на начальном этапе — ждать, пока ребенок созреет для освоения нового навыка. Спешка может негативно сказаться на формировании стоп, мышц, суставов.
  2. Создать благоприятную, безопасную обстановку: убрать все, что может принести вред, ликвидировать острые углы, скрыть шнуры, и особо чутко следить за малышом.
  3. Проводить физ подготовку. Никаких особых упражнений не потребуется. Просто нужно своевременно шаг за шагом тренировать все группы мышц с рождения. Выкладывать на живот, стимулировать переворачивание. Далее ребенок должен сам садиться из положения лежа. Ну и, конечно, большую роль имеет ползание. Задача родителя всячески поощрять двигательную активность ребенка. Например, привлекая его игрушками, вынуждать ползать по комнате. А еще прыжки на родительских коленях, которые так любят дети — отличное упражнение для укрепления ножек. ()
  4. Массаж хорошо развивает мышцы и снимает напряжение в них одновременно. Можно обратиться к специалисту, а .
  5. Побуждать к хождению. Можно показывать занятную игрушку, а после класть ее на стол, например, так, чтобы достать ее можно было бы, только встав на ноги. При попытках малыша уже делать первые шаги игрушка чудесным образом может перемещаться со стола на диван, как только малыш к ней приблизится. Хорошо почаще бывать на улице. где получится наблюдать за другими детьми, уже умеющими ходить. При этом коляску лучше оставлять дома. Удобно при этом использовать специальные «вожжи». Но только тогда, когда ребенок уже начинает ходить. Важно следить, чтобы корпус ребенка не нагибался вперед или в сторону.
  6. Поощрять. Похвала за успехи, улыбка мамы и папы — лучшая награда. Не стоит забывать о ласковых и восторженных словах. Ребенок этого достоин за свои первые шаги.

О чем стоит помнить обучая ребенка ходить:

  • Лучше начинать ходить босиком. Это приводит к правильному формированию стопы. И попутно закаляет малыша. Ну или одевать носочки с прорезиненной подошвой.
  • Для прогулок на улице следует приобрести качественную и удобную обувь с плотным задником и следить, чтобы она не натирала ножки.
  • Не нужно соблазняться . Дети нередко после ходунков долгое время . И вовсе отказываются своевременно осваивать навыки хождения.
  • Во время обучения не нужно держать ребенка за подмышки. Правильнее за кисть, за предплечье или даже за капюшон.
  • И, главное, запастись терпением. Не стоит подгонять ребенка под стандартные рамки. Но нужно быть помощником ему во всем, как только он сам будет готов к новым открытиям.
  • Разделы сайта