Что такое канитель для вышивки. Что такое канитель? Описание, виды и применение техники канитель. Окантовка отдельных бусин канителью и трунцалом

"Не тяните канитель" - так говорят тому, кто долго не может довести до конца начатое дело, это относится и к нашим вышивкам, отложенным в долгий ящик, дорогие рукодельницы.

Прежде, чем Вы займётесь разбором хомячьих запасов, нужно разобраться, что это за канитель, которую всё тянут и вытянуть не могут?

Канитель - (от. франц. cannetille -) тонкая металлическая нить для вышивания, туго свитая в спираль или трубочкой. В средние века для изготовления канители благородные металлы (золото, серебро, медь) очень долго вытягивали клещами через дырочки заготовки. Затем полученную проволоку сматывали спиралью. Современную канитель изготавливают из неблагородных металлов, покрывая благородными цветами - в основном, золотым и серебряным.

От этого процесса произошли выражения "тянуть канитель", "канителиться" - долго и нудно что-то делать, "вытягивать клещами" - долго выпытывать.

Трунцал - ребристая разновидность канители, из плоской проволоки.

Вышивка канителью относится к золотому шитью, которое на Руси было известно ещё до принятия христианства, но получило широкое распространение сразу после этого, уходя корнями в культуру Византии. Уже к XVI веку расшитые золотым шнуром или канителью изделия пользовались огромным почётом, ведь их изготовление требовало не только дорогостоящих материалов, но и большого мастерства, усердия и кропотливости. Канителью расшивали иконы, ризы священников, офицерские мундиры, костюмы знатных людей. Вышивка канителью относится к объёмной (3D) вышивке, т.к. металлическая проволока хорошо формирует контур рисунка и отлично держит форму.

Мундиры офицерские XVIII - начало XX века, музей-заповедник Царское село:


Уральская икона XVIII-XIX века - "Св. Прп. Евпраксия":

Вот примеры современных работ, расшитых канителью:


Три способа крепления канители (трунцала):
1. Канитель небольших размеров, либо длинная нить, разрезанная на маленькие части, нанизывается на иглу и пришивается как бисер.

2. Длинная мягкая канитель нанизывается на иглу, пришивается по краям, затем прихватывается в нескольких местах поперечными стежками. Предварительно канитель немного растягивают, поперечные стежки затем прячутся внутрь канители.

3. Длинная жёсткая канитель не нанизывается на иглу, а пришивается потайными поперечными стежками. Для этого канитель немного растягивается, поперечные стежки должны быть короткими, строго перепендикулярными ткани.

Резать канитель нужно остро заточенными ножницами, желательно не теми, которые Вы используете для разрезания нитей., т.к. от нарезания проволоки они быстро тупятся. При разрезании канители края кусочков не должны иметь заусенцев, чтобы не повредить ткань-основу.

Также нужно обращать внимание на то, чтобы кусочки канители были одинакового размера и плотно прилегали к ткани, не выгибаясь дужкой, а также случайно не продавливались внутрь. Для этого не сильно натягивайте нить с изнанки при пришивании канители. Для вышивания канителью первым способом (по типу вышивки бисером), лучше использовать двойную нить для большей прочности, при пришивания края канители используется одинарная прочная нить в цвет канители. Для этого могут подойти нити для вышивания бисером Ариадна Титан 100.

Рассмотрим основные простые швы канителью:

Стебельчатый шов:

Тамбурный шов:

Простая цепочка:

Наборы для вышивания с трунцалом можно найти у производителя , в основном, канителью отделываются иконы, но есть также нити трунцала и в обычных наборах.

1. Окантовка отдельных бусин канителью и трунцалом

Канитель часто используется для окантовки стразов, бусин и жемчуга. Например, синяя бусина будет гораздо выразительнее смотреться на красном фоне, если она обведена золотой канителью. Это делает ее похожей на драгоценный камень в оправе. Золотая канительная обводка также подчеркнет белизну и красоту жемчуга, придаст вышитому мотиву более законченный вид. С помощью различных бусин, стразов и жемчуга в сочетании с канителью можно создавать целые композиции, имитирующие древние касты, состоявшие из нескольких камней на металлической (золотой) основе (рис. 9).

Главная сложность такой работы — правильно рассчитать длину отрезка канители. Точность достигается со временем, после определенной тренировки. Для страховки можно чуть растягивать канитель, это может сгладить погрешности в расчете.

В первом выпуске журнала мы рассказывали о технике шитья жемчугом, но ничего не сказали о пришивании одиночных бусин. Они нанизываются на двойные прочные нити (типа ЛЛ) и пришиваются несколькими стежками (насколько позволяет диаметр бусины) таким образом, как показано на рис. 5а. Длина стежка равна диаметру бусины, если она меньше или больше, то бусина не будет плотно сидеть на ткани. Такие одиночные бусины можно обводить канителью (рис. 9а, б). Для этого выведите иглу вплотную к бусине, нанижите на нее канитель. Обведя бусину канителью, убедитесь в том, что концы канители плотно смыкаются, не образуя зазора. Вводите иглу перпендикулярно ткани (то есть в месте ее выхода из ткани) или, если возможно, под небольшим углом, как бы углубляясь в полость канители на 1-2 мм. В этом случае нить прикрепа стягивает оба канительных среза, не оставляя им возможности цепляться краями и портиться.

Чтобы канитель не соскакивала с бусины или страза, ее прикрепляют короткими поперечными стежками в одном или нескольких местах (в зависимости от размера).

При работе необходимо пользоваться шилом, чтобы выводить иглу с изнанки на лицо как можно точнее. Беспорядочные проколы иглой с изнанки могут повредить уже прикрепленную к ткани канитель.

Для выполнения следующего образца (рис. 9в) вокруг крепко пришитой к ткани бусины, обведенной канителью, кольцом пришиваются жемчужины. Для этого игла с прочной двойной нитью выводится рядом, на расстоянии, равном радиусу жемчужных зерен. Нанижите такое количество жемчужин, чтобы они, плотно сомкнутые, образовывали кольцо вокруг центральной бусины. Между канительной обводкой и жемчужным кольцом должно остаться расстояние около 1 мм. Иглу еще раз проденьте через первую бусину и введите в ткань (рис. 8). Прикрепите кольцо к ткани одним стежком с противоположной стороны. Далее между жемчужинами пришейте канитель. Так как бусины плотно сомкнуты, она не будет проваливаться между ними.

Если жемчужины кольца прикреплять стежками после каждого зерна (как обычно), а потом поверх прикрепных стежков нашивать канитель, то она будет как бы «утоплена» между жемчугом. Можно сделать еще канительную обводку вокруг всего жемчужного кольца (рис. 9г).

Можно пришить жемчужины вокруг центральной бусины по отдельности и каждую из них обвести канителью (рис. 9д, е).

На рис. 10, 11, 12, 15 хорошо видно, как с помощью канители отдельные камни в оправах собраны в массивные «касты».

Канительные «оправы» для одиночных бусин и стразов можно делать с применением настила. Об этом см. в главе «Шитье канителью и бисером по настилу» в следующем выпуске журнала.

Красивую обводку бусины можно сделать любым из перечисленных ниже канительным швом («веревочка», всевозможные «цепочки» и т. д.).

2. Декоративные полоски

Канитель сначала нашивается на ткань швом «вперед иголку» (в 2-3 ряда, строго одна под другой, или со смещением), затем делаются поперечные перемычки (рис. 14а,б). Можно использовать цветную и разнофактурную канитель. Полученные варианты можно усложнить небольшими петельками, расположенными попарно (рис. 14в) или асимметрично. Эти петельки могут быть двойными (рис. 14г).

3. «Веревочки» из канители

Простая «веревочка» (рис. 17а). Нарисуйте на ткани линию, по которой будет выкладываться «веревочка». Канитель должна быть нарезана равными кусками (например, 7 мм). Техника шитья напоминает стебельчатый шов. Первый кусочек канители равен половине длины остальных (3,5 мм).

Он нанизывается как бисер и пришивается к ткани так, чтобы стежок был немного короче отрезка канители (2,5 мм), как на рис. 19а. Затем игла снова выводится в начале шитья, нанизывается следующий фрагмент канители (7 мм) и пришивается стежком длиной примерно 5 мм (рис. 19б). Снова возвращаемся на 2,5 мм назад, нанизываем и пришиваем канитель. Далее игла все время выводится с одной стороны от уже пришитой канители с одинаковым интервалом (5 мм). Входы и выходы иглы из ткани находятся строго на одной линии. Тогда кусочки канители переплетаются между собой, образуя ровную красивую «веревочку», лежащую на ткани (рис. 19в).

Возможны различные вариации этого шва, например, чередование канители различной фактуры и цветов (рис. 17б).

Если выводить иглу не в середине предыдущего отрезка канители, а отступив одну треть от его начала, получается «веревочка» другой плотности (рис. 17в).

Можно разместить рядом две «веревочки», «скрученные» в разные стороны, как на рис. 20.

4. «Цепочки»

Канитель нарезается равными частями. Игла выводится из ткани, на нее нанизывается канитель, игла уводится в то же отверстие, образуя петлю. Петли выходят одна из другой, как в тамбурном шве (рис. 22а).

Можно чередовать канитель различной фактуры и цветов.

Другой вариант этого шва: игла с нанизанной канителью входит не в то же отверстие, из которого вышла, а на некотором расстоянии от него (рис. 22б). Канительные петли могут лежать не на одной линии, а «елочкой» (рис. 22в). Если, нанизав канитель, уводить иглу не в ту же точку, а как бы «перешагнув» через канитель, получим еще один вариант цепочки (рис. 22г).

Петли из канители могут чередоваться с прямыми отрезками, имитируя цепочку (рис. 22д). Ее можно осложнить маленьким поперечным канительным стежком посередине (рис. 22е).

Различные виды декоративных цепочек можно придумывать самим, сочетая различные типы канители и варианты ее крепления (рис. 22ж).

5. «Плетенки»

Следующим приемом можно заполнять различные поверхности: кресты, цветы, листья и пр.

Перед вышивкой образца нанесите рисунок (простую решетку) острым карандашом на ткань (рис. 26а).

Для выполнения предлагаемых вариантов сначала нужно произвести расчет: размеры ячеек будут зависеть от толщины канители. Например, если в каждой ячейке вы хотите уложить три кусочка канители, то длина каждого будет равняться четырем толщинам канители; если в каждую ячейку укладывается по два отрезка, то их длина будет равна трем толщинам.

В «плетенках» канитель может сочетаться с бисером или жемчугом: бусины заполняют пространство между канителью, как на рис.26в, 28.

6. «Цепочки» из бисера с канителью

Бисерины пришиваются к ткани швом «назад иголка», затем они обводятся канителью и, наконец, между ними делаются канительные перемычки (рис. 31а). Они могут быть двойными (рис. 31б).

Обводить бусины можно не целиком, а только наполовину (рис. 31в). Если бисерины обводить двумя кусочками канители, оставляя зазоры, то перемычки будут лежать не плоско на ткани, а выгибаться дугой (рис. 31г). Обводя каждую бусинку канителью сразу, в процессе пришивания, получим следующий вариант, показанный на рис 31д. См. также рис. на с. 69.

Необычайную популярность в настоящее время приобрели вышитые аксессуары, в создании которых использовалась . Все больше и больше мастеров обращают свою внимание на этот материал. В данной статье попробуем разобраться: Канитель - что это? Какой она бывает и почему так быстро завоёвывает популярность?

Название "канитель" происходит от слова "canuto", что в переводе означает "труба". Она представляет собою тонкую металлическую нить, скрученную в тугую спираль. Чаще всего канитель применяют в вышивке. Первоначально канитель изготавливали только из драгоценных металлов и использовали для украшения одежды монархов или высшего духовенства.

Такую вышивку в России называли - "золотое шитье" и занимались её "золотошвейки".

Современная канитель уже практически не изготавливается из драгоценных металлов, она стала доступнее по цене, появилось много цветов и оттенков. Канитель не окисляется, очень легкая, края при обрезании не "сыпятся" и не требуют дополнительного закрепления чем-либо. Основная страна-поставщик канители - Индия. Современная индустрия предлагает несколько видов канители: мягкая и жесткая круглая канитель, гладкая, фигурная и трунцал. Внешний вид и свойства канители зависят в основном от того, на какую форму её наматывали и какая толщина проволоки использовалась для её изготовления. Продается чаще всего фасовками по 5 г (в зависимости от вида - это 1-2,5 мм). Такого количества достаточно для одной крупной работы.

Мягкая канитель

Для изготовления мягкой канители используется проволока намного тоньше, чем для жесткой канители. Получается она путем навивания на круглую заготовку.

Такая канитель легко растягивается и деформируется, поэтому при работе с ней требуется определенная сноровка и аккуратность. Мягкую канитель либо нарезают на небольшие отрезки и пришивают нитками как стеклярус или бисер, либо пропускают через неё нить и крепят потайными стежками к изделию (для длинных отрезков).

Такая канитель чаще всего используется для сплошного застила поверхности, декоративных стежков, окантовки отдельных элементов или детализации вышивки. Она отлично гнется и принимает любую форму.

Выпускается различных цветов и диаметров (самые популярные: 0,9 - 2 мм).

Жесткая канитель

Жесткая канитель так же получается путем навивания проволоки на круглую заготовку - только в данном случае заготовка имеет небольшую фактуру на поверхности. Такая канитель плохо тянется и хорошо держит форму, работать с ней гораздо легче.

Чаще всего используется для создания контура или выделения крупных деталей, получения рельефного рисунка. Многие мастера сейчас предпочитают использовать жесткую канитель вместо бисера для контура работы, так как это экономит много времени.

Кроме того, диаметр канители небольшой (сравним с ), поэтому контур получается практически незаметным. К тому же сделать ровный ряд бисером с первого раза получится не у всех рукодельниц - жесткая канитель решает эту проблему, контуры получаются идеальными!

Для крепления жесткой канители к поверхности её слегка растягивают и прихватывают потайными стежками.

При работе с такой канителью особое внимание нужно уделить инструментам, с помощью которых отрезается край (ножницы или кусачки) - они должны быть очень острыми и без зазубрин, иначе на канители будут зацепки.

Гладкая канитель

Ещё одна разновидность канители - гладкая. Её отличительная черта - блестящая и яркая поверхность , не имеющая фактуры.

Такая канитель имеет среднюю жесткость: она мягче, чем жесткая канитель, но немного жестче, чем мягкая. Чаще всего используется для создания контрастного эффекта (рядом с другими видами канители), застила поверхности, декоративных швов. Для крепления гладкой канители её нанизывают на нитку и прихватывают потайными стежками. Изделия с такой канителью получаются сияющими и очень "нарядными ".

Трунцал

Эта разновидность канители имеет ребристую поверхность и изготавливается из плоской проволоки путем намотки на многоугольные заготовки. Благодаря этому трунцал имеет грани, которые сильно преломляют свет.

Именно поэтому трунцал - один из самых "нарядных" видов канители. Он достаточно гибкий и хорошо укладывается в вышивке. За эти качества его очень любят рукодельницы. Трунцал бывает многообразный по форме: квадратный, круглый, рифленый, двойной витой. Чаще всего используется для выделения отдельных деталей, а также для создания контрастного или рельефного эффекта.

Производится различных цветов и диаметров: 1,5 мм, 3 мм.

Фигурная канитель

Она может быть как с плоским, так и с круглым сечением проволоки. Получается путем обвития тонкой проволоки вокруг фигурной заготовки с плавным рельефом (в этом её основное отличие от трунцала, где заготовка имеет четкие углы). Выпускается различной формы: витая, "зиг-заг" и т.д.

По своим характеристикам она гибкая и сверкающая, может быть использована для декоративных швов. Чаще всего применяется при вышивке, для создания контрастного или рельефного эффекта, отлично сочетается с другими видами канители.

Подведем итог: канитель - это недорогой материал, с которым достаточно просто работать даже начинающей рукодельнице. Он выпускается различного цвета, формы, диаметра, поэтому его всегда можно подобрать согласно задумке. Благодаря такому разнообразию, можно создавать настоящие шедевры, используя только одну канитель. А уж в дополнении с бисером, и стразами она смотрится совершенно роскошно.

Канитель хорошо сочетается с дорогими высококачественными материалами, не "удешевляет" работу. Она не "тяжелая" - можно вышивать даже по сетке или шелку. К тому же с её помощью можно добиться таких интересных эффектов, каких невозможно получить при использовании других материалов.

Единственный минус, на мой взгляд, это слишком "парадный" вид канители. Поэтому украшения с ней получаются броскими, переливающимися. Но и этот эффект можно "смягчить" с помощью других грамотно подобранных материалов.

В бытовом плане канителью принято называть нудные, затяжные дела. На Западе говорят еще «волынку тянуть». Фразеологизм возник в Шотландии, связан со звуками старинного инструмента. Он состоит из кожаного мешка и присоединенных к нему трубок.

Звуки с их помощью извлекаются протяжные, монотонные. Вот и стали говорить тем, кто мямлил что-то, откладывал важные дела: — «Тянешь волынку». Осталось выяснить, откуда взялось понятие «канитель » и что означает в первоисточнике.

Что такое канитель?

Выражение «тянуть канитель» образовано от французского cannetille. Впрочем, родственное слово есть в испанском – canuto. Оба понятия переводятся как «труба».

Сначала, канителью стали называть навивку на струнах , виолончелей. Такая есть на басовых, прикрывает основную проволоку. Если последнюю достать, останется труба из красной .

Позже, появилась вышивка канителью . В ней используются своеобразные струны – тонкие нити из или . Они не прямые, а винтовые, то есть, приближены по форме к струнной обмотке, трубам.

Кроме есть мишурная канитель, напоминающая елочную мишуру. Вышивать такими нитями – дело кропотливое, муторное. Отсюда, собственно, и пошло выражение «тянуть канитель ». Но, если с последним все понятно, нюансы вышивки, ее предназначение, — вопросы, достойные обсуждения.

Техника вышивки канителью

Канитель значение приобрела в 16-ом веке. Уже тогда мастера делали витую не толще обычной. Вытягивали проволоку вручную. Брали медь, , .

Расплавляли и тянули клещами через отверстия в специальных заготовках. навивали на заготовку. Последнюю доставали. Внутри навивки оставалась полость.

Освободившаяся от основы канитель чуть пружинила. За счет этого правильно распределялись фацетки, то есть накрутки. Это давало эффектные переливы металла. Впрочем, современная аналогична, но автоматизирована.

Изначально канитель шла не столько на фрагментарные узоры, сколько на сплошное покрытие тканей. За счет такой обработки атлас с Востока, к примеру, не мялся и не образовывал складок. Метр ткани весил около 3-4-ех килограммов. Наряды из вышитого атласа походили на доспехи и весом, и текстурой, и .

К 17-му веку отработали несколько методик крепления канители. Техника первая заключается в пришивании витой к основе, подобно . Как и стеклярус, канитель насаживают на иглу, присоединяя к ткани на концах фрагмента.

Метод удобен при работе с короткими кусочками проволоки. Пришивая длинные, нужно прихватывать их поперечными стежками. Учитывая витой характер канители, обычная нить утопает меж ее сегментами, не заметна в конечных композициях. Для верности можно провести в длинные фрагменты канители и внутреннюю нить.

Внутренний крепеж проводится, как правило, в мягкой канителе. Ей, обычно, заполняют узоры, поскольку нить более гибкая. Пустая канитель типа хороша для контуров.

Для гибкой канители есть несколько схем крепежа. Заполнение узора, к примеру, принято делать «Решеткой». Именуется так же «Плетенкой». Ее основа – пересекающиеся под прямым углом проволочки.

Площадь ячеек меж ними высчитывается исходя из толщины канители. Так, если для заполнения одной области решетки нужны 3 диаметра нити, каждая сторона ячейки будет равна 4-ем таким длинам.

Еще одна популярная техника работы с мягкой канителью – «Елочка». Она идеальна для растительных . Впрочем, выполнить их можно и из жесткой канители. Ее, правда, труднее нарезать.

Меж тем, «Елочка» выполняется именно из отрезков проволоки. Они выкладываются от центра узора, к примеру, листика и крепятся обычной нитью. Последнюю подбирают в канители.

В процессе работы канитель можно слегка растягивать. Это актуально, к примеру, при ошибке в длине контура. Но, пружина терпит растяжку лишь на пару миллиметров на каждые пару сантиметров. В противном случает красота металлического шнура нарушается, как и рисунка в целом.

Первые в истории примеры сочетания гибкой и канителей были «сняты» с византийской вышивки обычной нитью. Это произошло еще в 10-ом веке. Расцвет канители для вышивания пришелся на 17-18-ый века.

В 20-ом технику почти забыли. Но, в веке 21-ом мода возвращается. Достаточно вспомнить последние показы . Дом мод назван в честь Валентино Гаравани. Так вот, модельер предложил ряд кофт и платьев в «а ля русс».

В центре, композиции, обычно, — вышивка крестиком. слагают , в основном, . Орнамент вокруг вышивки выполнен и канителью. Вышивка занимает весь перед кофты, фрагментарно повторяясь на .

Валентино тяготеет к нитям. Но, вернулась мода и на золотую канитель . Нюансы применения обеих рассмотрим в следующей главе.

Применение канители

Золотая канитель для вышивания , как и обычная нить в Византии, нашла широкое применение в . Витой металл идеально вписался в атмосферу роскоши, блеска, преклонения.

Купить канитель стремились для вышивки одеяний священников, , скатертей для пасхальных столов, покровов священных сосудов, плащениц. Под последними понимаются изображения Иисуса, положенного в гроб.

В 18-ом столетии вышивка канителью – мастер-класс , который брали оформители военной формы. Вспомните мундиры из исторических фильмов. В памяти всплывают гирлянды.

Так именую узорное шитье по бортам, полам и фалдам мундиров. Прорабатывая форму для современных армейцев, Валентин Юдашкин воспользовался вместо исторической канители актуальным пиксельным рисунком.

На фото металлические нити для вышивки канителью

Однако, через пару лет подиумы «взорвались» шитьем нитями. Впрочем, в случае обмундирования армии канитель в 21-ом веке, действительно, неуместна.

Техника требует ручной работы, дорога в исполнении. Логичнее отдать эти на насущные нужды армии. К тому же, канитель бросается в , а современная униформа создана для маскировки.

Выделяться хочется в или выпускном платьях. Их вышивка канителью – модный тренд, подобно кофтам от Valentino. Выпускные наряды с канителью можно найти, к примеру, в коллекциях Marchesa. На свадебные модели обратите внимание в подборках модного дома Vera Wong.

По сути, канителью можно оформить любые ткани. Значит, сверкать металлическими нитями могут: обивка мебели, портьеры, матерчатые обои, балдахины и абажуры. Главное, правильно подобрать виды канители.

От них зависит впечатление, которое производит вышивка. Одни узоры словно струятся, а другие, напротив, жестки и прямолинейны. Дело здесь не только в мягкости или жесткости проволоки. Разберемся в нюансах.

Виды канители

Слово канитель одно, а видов материала несколько. Проволока, подобно ювелирным цепочкам, отличается по типу плетения и сечению. Последнее, к примеру, бывает круглым, и прямоугольным.

Плетение же бывает многоуровневым. Такое называют ребристым. Бывает и фигурное , напоминающее металлический ажур. Всего набирается 9 видов канители. Их облик влияет на характер вышиваемого узора.

Так, для растительных орнаментов предпочтительна фигурная канитель. Витиеватость ее форм близка к переплетениям трав, цветов и ветвей . Для узоров имперского и геометрического планов берут обычную канитель. Она подчеркивает строгость композиций, но не лишает их роскоши.

Примеры вышивки канителью можно посмотреть не только в и на мастер-, но и в . Так, в Государственном Русском хранится церковное облачение с шитьем. Оно создано в конце 17-го века, дополнено драгоценными камнями, в основном, .

Найти уникальные вещицы можно и на аукционах. Пару лет назад, к примеру, на Ebay ушла с молотка папка для писем времен Наполеона 3-го. Соответственно, изделию больше 2-ух веков.

Сделана папка из бархата, с обеих сторон вышита канителью. По краям узора проволока слега посерела от времени, да и бархат по канве папки истерся. Однако, в этом состоит особая прелесть старинного предмета.

На нем, кстати, есть несколько , а ровность вышивки поражает современных мастериц. Не зря в былые времена рукоделие было основным занятием женщин. Нынче, меж работой и хлопотами по дому подобного мастерства в добиться сложно.

Канителью можно вышивать не только цветы и листочки, но и насекомых. Тем, кто уже знаком с моими мастер-классами, это будет несложно.

Вспомним, что канитель — это такая витая полая трубочка для вышивки.

Я в своей работе использовала 3 вида канители: жесткая, мягкая гладкая и мягкая фигурная. Первая — это толстая проволока, ножницы ее берут, но чтобы их не портить, лучше пользоваться кусачками. Вторая — ровная трубочка, третья — с выступающими на витках гранями.

Жесткая канитель продается в намотке, мягкая — по весу длинными кусочками.

Если у вас один вид канители и катушка люрекса, можно обойтись и ими: вместо жесткой канители сделать шнур из люрекса, а даже один вид канители при разных техниках смотрится по-разному.

Также нам нужны:

  • рамка-пяльцы,
  • не слишком тонкая ткань,
  • тонкая игла,
  • мононить,
  • 2 бусины для глаз,
  • ножницы,
  • круглогубцы,
  • кусачки,
  • маленький кусочек фетра для настила.

Запялим ткань в рамку-пяльца. Перенесем рисунок насекомого на ткань при помощи копирки или каким-либо еще способом. У меня рисунок в ходе вышивки изменился -жесткая канитель не легла по мелкому рисунку, портить ее лишними изгибами не хотелось.

Теперь нам надо сделать двойной настил, можно нитками, но при обилии сейчас в нашей жизни фетра удобнее настил сделать из него.

Сначала вырезаем кусочки из фетра на 2-3 мм меньше, чем голова и крылья и пришиваем по центру этих деталей.

Затем одну деталь тельца пришиваем поверху маленьких деталей. Настил нужен не только для придания высоты изделию. Мы будем вышивать канитель по косой, а канитель толстенькая штучка, неизбежно будут видны щелочки между кусочками канители по краям.

Приступаем к вышивке контура и передних лапок.

Конец жесткой канители загибаем круглогубцами, и не отрезая от мотка, начинаем пришивать по контуру лапки мононитью. Пришиваем в технике «в прикреп». Конец жесткой канители не убирается на изнанку, а закрепляется на лице несколькими стежками.

Затем вышиваем ближнее к лапке крыло. Я изгибала канитель пальцами, хотя плоскогубцами будет удобнее.

Вышиваем голову, в месте выхода второй лапки делаем длинный стежок, чтобы потом просунуть канитель.

Измерив по рисунку оставшуюся для вышивки длину, обрезаем канитель

и пропускаем ее под контуром тела.

Пришиваем вторую лапку.

Теперь надо взять мягкую гладкую канитель и ножницы с острыми кончиками. Мягкая канитель легко мнется и для вышивки нам нужны ровные кусочки без изгибов. Примятости и изгибы срезайте, в дальнейшем (но не в этой работе) могут пригодиться при вышивании швом «россыпь», которым будем украшать голову насекомого.

Вышиваем по косой. Техника описана в теме >> . Примеряем и отрезаем кусочек в самый угол, пришиваем наискосок.Тут необязательна мононить, можно тонкую нитку в цвет канители. Примеряем, отрезаем и пришиваем следующий кусочек. Работа тягомотная, но когда вы увидите результат, оно того стоит. Фото не передает благородного блеска канители. Поверьте, вживую это совершенно другая вещь.

Вышиваем до места стыка 2-х крыльев. Под тем же наклоном пришиваем канитель с другой стороны.

Зашиваем низ противоположного крылышка. И теперь работа пойдет в 2 раза быстрее, потому что отрезать надо теперь 2 одинаковых кусочка и пришивать попеременно то на одно крыло, то на другое, заполняя крылья к верху.

Для вышивки головы берем фигурную канитель, и нарезаем ее произвольными кусочками длиной от 2 до 5 мм.

Зашиваем голову кусочками прямым стежком, располагая их хаотично, стараясь, чтобы не было просветов.

Пришиваем глаза из бусинок.Если Вы вышиваете заготовку под брошь, пришивайте глаза не к ткани, а к жесткой канители, чтобы удобнее было вырезать вышивку из ткани.

Остались лапки. Опять же о броши: в этом случае передние лапки изогнуть по рисунку, но не пришивать к ткани, остальные лапки подшить к низу брюшка, когда вышивка уже проклеена и вырезана.

Изгибаем конец жесткой канители, пришиваем ее по рисунку, начиная с конца.

Обрезаем канитель по длине лапки и пришиваем у туловища.

То же проделываем с остальными лапками.

Насекомое готово!

В случае, если нет жесткой канители, а очень хочется брошь, можно в мягкую канитель вставить проволоку через бисеринку на конце, получится практически жесткая канитель, и сделать из нее лапки.

Буду рада вашим комментариям и замечаниям.

Приятного творчества!