Что такое «педагогические гостиные» в моём понимании? Педагогическая гостиная для родителей и педагогов ДОУ «Весёлое путешествие, или поможем язычку трудиться

Задачи:

Создать условия для переосмысления родителями своего отношения к проблеме охраны и укрепления здоровья;

Способствовать повышению психолого-педагогической культуры, ответственности родителей за состояние своего здоровья и здоровья детей;

Содействовать формированию потребности в здоровом образе жизни, ориентировать их на взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.

Участники: , медицинская сестра, руководитель физического воспитания, педагог-психолог.

Ведущий: воспитатель группы.

Ход мероприятия

Зал украшен рисунками детей и фотографиями на тему «Я здоровье берегу». Оформлена библиотека для родителей «Азбука здоровья». Участники собираются в зале, знакомятся с библиотекой, рассматривают детские рисунки, фотографии, рассаживаются на стульях полукругом.

Вступительное слово ведущего.

Игра «Поменяйтесь местами».

Цель: снятие напряжения и сближение участников; настрой на дальнейшую работу.

Родители сидят по кругу на стульях. По сигналу педагога игроки меняются местами. Например: «Кто чистит с ребенком зубы на ночь», «Кто не дает долго смотреть ребенку телевизор», «Кто отдыхает с ребенком на природе», «У кого дома есть спортивные снаряды» и т. д. Участники, у кого есть этот общий признак, меняются местами.

Диалог-дискуссия «Что такое здоровье?».

– Что такое здоровье?

– Как выглядит здоровый человек?

– Что входит в понятие «здоровый образ жизни»?

– Обеспечивает ли здоровый образ жизни благополучие и долголетие?

– Какие факторы формируют внешнюю среду и оказывают существенное влияние на состояние здоровья человека?

– Как вы заботитесь о своём здоровье и здоровье детей?

Просмотр видеоинтервью детей: «Кто такой здоровый человек?»

Ведущий: А теперь я вам предлагаю посмотреть и послушать, как же дети ответили на вопрос «Кто такой здоровый человек?».

Вопросы к детям:

  • Как ты думаешь, кто такой здоровый человек?
  • А что такое болезнь?
  • Что надо делать, чтобы быть здоровым?

Игра «Мой ребёнок будет здоров, если я…».

Минутка отдыха и тишины

Педагог-психолог: Общеизвестен факт влияния родителей на своих детей в процессе общения. Характер этого влияния зависит от многих причин: от особенностей, свойств и качеств личности, а также эмоционального состояния взрослого. Чему научатся дети, каким будет их эмоциональное состояние, зависит от вашего настроения, от вашего умения управлять собой, от вашей способности решать личностные проблемы. Чтобы не оказывать дурного влияния на детей, нужно в первую очередь разобраться с собой, со своими эмоциональными проблемами, причинами, их вызывающими, найти выход из стрессовых ситуаций. Предлагаю вам выполнить упражнение с успокаивающим эффектом:

Упражнение «Передышка»

Обычно, когда мы бываем расстроены, начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания – один из способов расслабления. В течение трех минут дышать медленно, спокойно и глубоко. Можно закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются.

Блиц-турнир «Хорошо-плохо»

Ведущий: Мы знаем, что «Понедельник – день тяжёлый». Как показывает практика, дети в понедельник часто приходят утомленными, раздраженными, нередко заболевают именно после выходных дней. Чтобы лучше разобраться в причинах этого нездоровья, мы проведем блиц-турнир «Хорошо-плохо». Необходимо назвать, что для ребенка хорошо в выходные дни, а что плохо сказывается на здоровье детей. (Плохо: нарушение режима дня, избыток сладостей, дальние поездки, сидение перед телевизором и др.; хорошо: общение с родителями, прогулки, игры, активный отдых на природе и др.)

Рефлексия.

Игра «Зелёные листочки»

Цель: подведение итогов работы, получение обратной связи.

На столе лежат «зелёные листочки», вырезанные из цветной бумаги, на которых помещены надписи: «Было полезным…», «Было интересным…», «Было сложным…», «Супер-класс!», «Было обременительно…» и др. Участники тянут листочек с надписью и высказывают свои впечатления от организации мероприятия.

Вручение подарков «Цветок здоровья».

Всем участникам раздаются силуэты цветов, на обратной стороне которых описано содержание подвижной игры, несколько физических упражнений и др.

Ведущий: Мы дарим вам эти цветы, и пусть они помогут вам сделать реальные шаги к укреплению и сохранению здоровья ваших детей. Будьте здоровы!

Г. Атрашкевич

Родительская гостиная – эффективная форма сотрудничества детского сада и семьи.

Мастер-класс для педагогов «Родительская гостиная»

Жиличкина Мария Юрьевна, педагог-психолог, МАДОУ детский сад № 66 «Яблонька» г. Щелково Московской области.
Описание: В статье представлен опыт работы с родителями в форме родительской гостиной, где педагог выполняет роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком. На этих встречах дети и родители вместе играют, выполняют упражнения, а итогом становится совместная детско-родительская творческая деятельность – создание индивидуальных или коллективных работ по теме гостиной. Данный материал будет полезен всем, кто работает с детьми и кому необходимо взаимодействовать с родителями воспитанников.
Цель мастер-класса: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.
Задачи:
1. Показать необходимость творческого взаимодействия педагогов с родителями.
2. Познакомить с формой взаимодействия с родителями в виде гостиной, показать ее отличительные особенности.
3. Познакомить педагогов с проведением родительской гостиной по теме «Развитие мелкой моторики».
4. Показать эффективность внедрения данной формы взаимодействия с родителями.
Оборудование:
1.Мультимедийная система.
2.Презентация 17 слайдов.
3. Цветы красной и желтой окраски по количеству педагогов.
4. Магнитофон с записью латышской польки, музыки Е.Макшанцевой «Разминка»
5. Кисточки по количеству детей.
6. Мягкая игрушка - медведь средней величины.
7. Круги из картона, пластилин, природный материал для украшения, влажные салфетки.
Ход мастер-класса.
Слайд 1. Обозначение темы.
Взаимодействие с родителями – важное направление профессиональной деятельности педагогов.
Слайд 2. Необходимость взаимодействия с семьей.
Необходимость взаимодействия семьи и образовательной организации вытекает из естественных причин:
1. Тесная эмоциональная связь ребенка с семьей и ее влияние на поведение ребенка.
2. Неизбежность совместных усилий родителей и педагогов при оказании помощи ребенку в его нормальном развитии или при возникновении проблем.
3. Признание родителями полезности пребывания ребенка в образовательной организации для его общего развития и признание педагогами важности родительской компетентности в воспитании ребенка.
Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье. Именно взаимоотношения в родительской семье, отношение к ребенку со стороны родителей во многом определяют психическое развитие ребенка. И если родитель не компетентен в вопросах воспитания, не имеет необходимых знаний, то педагогические воздействия по воспитанию ребенка в образовательной организации будут напрасными.
Если образовательная организация и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух несообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность. Во избежание этого необходимо, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания. Для этого педагоги должны расположить людей к общению, заинтересовать, сделать так, чтобы в детских садах было тепло и уютно не только детям, но и их родителям.
Слайд 3. Родительская гостиная.

Педагоги нашего детского сада используют разнообразные формы взаимодействия с родителями. Наиболее эффективной, на наш взгляд, выбрана “Родительская гостиная”.
«Родительские гостиные» - это модель взаимодействия "родитель – ребенок – педагог", где родителю и ребенку отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива. Педагог выполняет роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком.
На этих встречах дети и родители вместе играют, выполняют упражнения, а итогом становится творческая деятельность – создание индивидуальных или коллективных работ.
Слайд 4. Отличительная особенность родительских гостиных.
Активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.
Подготовка каждой семьи к встрече.
Родители делятся своим опытом решения проблем воспитания.
Согласование единых принципов в воспитании между педагогами и родителями.

Слайд 5. Цель данной формы работы: добиться высокого уровня взаимодействия детского сада и семьи путем активного участия родителей в педагогическом процессе.
Слайд 6. Задачи.
- Организовать консультации специалистов, просвещение родителей в области педагогики и психологии;
- Изучить и распространить семейный опыт в воспитании детей;
- Информировать родителей о жизни детей в группе;
- Формировать позицию “любящего взрослого”;
- Заинтересовать родителей активнее участвовать в жизни детского сада.
Слайд 7. Темы творческих гостиных.
Исходной предпосылкой подбора тематики встреч в наших “Родительских гостиных”, является многолетний мониторинг родителей детского сада по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста.
Темы творческих гостиных на учебный год:
- Давайте познакомимся!
- В здоровом теле – здоровый дух!
- Развивающие игрушки
- Учимся красиво говорить
- Развитие мелкой моторики
- Фейерверк добродетелей (конференция с награждением)
Слайд 8. Участники гостиных.
- педагог-психолог;
- учитель-логопед;
- инструктор по физкультуре;
- музыкальный руководитель;
- дети группы
- родители воспитанников;
- воспитатели группы.
Сейчас предлагаем разделиться на родителей и детей и поучаствовать в одной из гостиных «Развитие мелкой моторики». Для этого предлагаю каждому взять по одному цветку. Те, у кого окажутся желтые цветы будут детьми, а те, у кого красные – родителями.

Слайд 9. Родительская гостиная «Развитие мелкой моторики».
Цель: взаимодействие детского сада и семьи.
Задачи: расширить психолого-педагогические знания родителей об играх, упражнениях, развивающих мелкую моторику детей раннего возраста, создать благоприятные условия для развития позитивных эмоциональных отношений между родителями и детьми раннего возраста.
Слайд 10. Цитата В.А.Сухомлинского.
Сообщение «Что такое мелкая моторика».
Психолог: Еще В.А.Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше ее взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».
Современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, зрительно-пространственное восприятие, зрительная и двигательная память, речь.
На протяжении всего раннего детства четко выступает зависимость – по мере совершенствования тонких движений пальцев рук, идет развитие речевой функции. Пока движения пальцев не станут свободными, добиться хорошего уровня развития речи не удастся. Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки. Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.
Учеными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество бытовых и учебных действий.
Слайд 11.Игры и пособия для развития мелкой моторики.
Обзор пособий и игр, развивающих мелкую моторику.
«Родители» - те, кто взял красный цветок, - передают друг другу какой-либо предмет для массажа рук и рассказывают, как дома со своим ребенком они развивают мелкую моторику. Затем воспитатель описывает наиболее интересные игры, которые есть в детском саду.


Слайд 12.Сюрпризный момент.

Приветственная песенка «Здравствуйте».
«Дети» - те, кто взял желтый цветок, выходят из музыкального зала, а затем заходят и подходят к «родителям». «Родители» вместе с «детьми» садятся на стулья, стоящие полукругом.
Воспитатель: Давайте поздороваемся друг с другом. Я буду петь приветственную песенку "Здравствуйте" под музыку латышской польки, а вы повторяйте слова и движения за мной. Первый раз строчку я пою одна, а потом мы повторяем ее вместе.

Здравствуйте, глазки, глазки!
Здравствуйте, ушки, ушки!
Здравствуй, носик, носик!
Здравствуй, ротик, ротик!
Здравствуйте, ручки, ручки!
Здравствуйте, ножки, ножки!
Глазки смотрят, ушки слушают,
Ручки хлопают, ножки топают.
Все мы вместе потянулись
И друг другу улыбнулись!


Слайд 13. Подвижная игра «Птички».
Подвижная игра «Птички»
Воспитатель: Давайте мы с вами поиграем – превратимся в птичек. Покажите, как птички летают, клюют зернышки. Вдруг налетел злой ветер, закапал дождик «Тук-тук-тук». Прячьтесь, птички, в домик! (дети садятся на корточки, соединяют руки над головой). Дождик закончился, опять птички летают, зернышки клюют.
Когда я скажу: «Бегите к маме, папе!», «дети» побегут к «взрослым» (игра повторяется 2-3 раза).


Слайд 14. Значение и виды массажа.

Сообщение о значении массажа.
Психолог: Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что массаж рук и пальцев приводит в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.
Регулярный массаж большого пальца повышает функциональную деятельность головного мозга и тонизирует весь организм. Указательного - активизирует деятельность желудка. Среднего - активизирует деятельность кишечника. Безымянного - нормализует функцию печени. Мизинца - стимулирует работу сердца.


Игровой массаж.
Воспитатель. Давайте выполним игровой массаж. Большим и указательным пальцами одной руки растирайте каждый палец руки ребенка. Растирайте и разминайте пальцы рук от кончиков пальцев и обратно.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!
А теперь повторим массаж на другой руке.
Пальчиковая гимнастика.
Воспитатель: Теперь под музыкальное сопровождение Е. Макшанцевой «Разминка» давайте сделаем пальчиковую гимнастику. Родители, помогайте детям сделать пальчиковую гимнастику.
Похлопаем в ладошки, похлопаем немножко. Легкие хлопки
Похлопаем в ладошки – очень хорошо! перед грудью. (2 раза)
Вращая кистями
И пальчики попляшут у маленьких ребят! медленно поднимают
И пальчики попляшут, и пальчики попляшут, обе руки вверх и
А девочки и мальчики все ровненько сидят. опускают их.
Тук-тук молотком - Стучат кулачками
Мы построим птичкам дом. друг о друга.
Тук-тук молотком -
Поселяйтесь птички в нем. (2 раза)
Бум-бум барабан! Стучат по коленкам
Что за шум и тарарам? указательными пальчиками.
Бум-бум барабан –
Просыпайтесь по утрам! (2 раза)
Ду-ду-ду, ду-ду-ду перебирают пальчиками
Вот какая дудка! обеих рук, имитируя игру
Ду-ду-ду, ду-ду-ду на дудочке
Вот какая дудка! (2 раза)
Поехали потихонечку, Медленно попеременно хлопают
Поехали потихонечку! ладошками по коленкам.
И быстренько, Быстро, весело хлопают по коленкам
И быстренько! (5-6 раз)
Игра с кисточкой.
Воспитатель: Возьмите по одной кисточке и делайте в соответствии со словами (дети сидят на коленях у родителей).
Вышла кисточка гулять, водим по ладошке ребенка, кисточкой
Стала пальчики считать затем по каждому пальчику
Раз, два, три, четыре, пять от основания к кончикам
Раз, два, три, четыре, пять загибаем пальчики, проводя кисточкой
по их тыльной поверхности
Вышли пальчики гулять разжимаем пальчики
В домик спрятались опять сжимаем кулачки.
И решили рисовать. свободные движения кисточкой по телу ребенка.


Игровое упражнение «Поиграем с мишкой».
Психолог вносит в зал игрушечного медведя.
Психолог: Ребята посмотрите, кто сегодня пришел к нам в гости! Поздоровайтесь с ним, погладьте медведя ладошкой. Покажите, как мишка ходит (дети изображают) , подойдите к маме и покажите как мишка сердится (дети и взрослые показывают мимикой).
Слайд 15. Угощение для мишки.
Лепка «Угощение для мишки».
Психолог: Мишка хочет пригласить друзей в гости и просит помочь ему приготовить угощение. Поможем ему?


Для угощения надо растереть пластилин на картоне и украсить бусинами, косточками, пуговицами (во время работы родители обмениваются впечатлениями о встрече, о том, что понравилось, что хотели бы еще узнать).

После изготовления угощения, психолог подходит к каждому ребенку, благодарит от имени медведя за угощение, берет малыша за ручки и поет на прощание:
До свидания, до свидания, приходите к нам опять.
До свидания, до свидания, будем вместе мы играть.
Психолог: Наша встреча в родительской гостиной подошла к концу, и мы все становимся опять педагогами.
Слайд 16. Результат.
Психолог: «Родительские гостиные» способствует формированию у родителей потребности в частом общении с детьми, повышению педагогических знаний у родителей, помогают им осознать важность дошкольного периода детства, как базовой ступени развития личности ребенка.
При проведении регулярных родительских гостиных родители становятся более заинтересованными в воспитании детей, сплоченными с педагогами детского сада, создаются единые установки на формирование у детей ценностных ориентиров.

Заседание семейного клуба в детском саду

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «МОЙ КРАСОЧНЫЙ МИР».
Введение:
Использование в ДОУ традиционных методов сотрудничества с семьей (родительские собрания) не всегда оказываются достаточно эффективными, так как родители остаются неактивными и незаинтересованными, пассивными слушателями. Хотя многие родители хотели бы научиться лучше понимать своих детей, им нужны средства и методики понятные для использования. Конечно, совсем не обязательно давать родителям глубокие знания, но познакомить их с основными положениями, подходами, показать, каким образом можно повысить самооценку ребенку, научить лучше чувствовать и понимать своего ребенка - необходимо.
Укрепить сотрудничество детского сада и семьи может помочь такая форма организации родителей, как ГОСТИНАЯ - это форма встреч специалистов ДОУ с родителями дошкольников, где созданы условия для равноправного участия детей и родителей в игровой и продуктивной деятельности. Родители получают знания не через лекции, консультации (пассивный вид восприятия), а через практическую деятельность с детьми. В моменты специально организованного взаимодействия происходят положительные изменения в отношениях:
Ребенок начинает чувствовать, что он нужен и его понимают, повышается уверенность и самооценка детей; формируются навыки партнерства, как детей, так и взрослых;
Родители через практические действия начинают понимать внутренний мир ребенка, осознавать важность детской игры, отмечается повышение интереса к детскому творчеству;
Происходит содействие в налаживании положительного контакта между членами семьи;
Повышается социально-психологическая компетентность педагога и родителя;
Взаимоотношения детей и родителей приобретают конструктивный характер;
Педагогические гостиные помогают психологам и специалистам дошкольных учреждений научить родителей понимать детей.

Гостиная «Мой красочный мир».

Цель: Способствовать сохранению и укреплению психологического здоровья всех участников образовательного процесса. Способствовать расширению знаний родителей в формах эффективного общения с ребенком.

Задачи:
1. Способствовать расширению знаний родителей в формах эффективного взаимодействия с ребенком.
2. Познакомить родителей со зрительными возможностями детей; подвести родителей к пониманию диагноза ребенка, его трудностей и совершенствовать навыки взаимодействия с ребенком.
3. Развивать навыки эффективного общения, поддерживание психоэмоционального контакта.
4. Обеспечить взаимосвязь диагностической, развивающей и психопрофилактической функции педагога-психолога ДОУ с родителями и детьми.
5. Создать эмоционально положительный настрой участников гостиной

План:
Вводная часть
1. Беседа с родителями (выяснение отношения родителей к данному вопросу).
Выступление педагога-психолога: «Психологический аспект ношения очков. Как уговорить ребенка носить очки».
2. Выступление учителя-дефектолога: «Принципы построения образовательной деятельности с детьми в работе учителя - дефектолога» (учет зрительного диагноза для посадки, предъявление раздаточного материала, рекомендации родителям по взаимодействию с детьми дома).
3. Основная часть
4. Упражнение «Посмотри глазами ребенка»
5. Игра «Друг к дружке »
6. Изготовление игры – тренажера
Заключительная часть
7. Игра «Большой круг, маленький круг»
8. Чаепитие.
9. Оценочное анкетирование.

Ход проведения гостиной
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (ПРОХОДИТ БЕЗ ДЕТЕЙ)
I. Беседа «Психологический аспект ношения очков. Как уговорить ребенка носить очки» (проводит педагог-психолог)
Цель: Наладить контакт с родителями, снять излишнее напряжение, заинтересовать родителей, посмотреть на вопрос с разных сторон отношения к нему, подготовить к восприятию следующего вопроса.
Диагностика, с целью отношения родителей к данному вопросу.
1. Беседа (по вопросам, с целью диагностики):
- Знаете ли Вы диагноз своего ребенка?
- Знаете ли, как видит Ваш ребенок?
- Как Вы относитесь к тому, что ребенку выписали очки?
- Сталкивались ли Вы с такой проблемой, что ребенок отказывался носить очки?
- От чего отказывался ребенок, как объяснял свой отказ (что ему не нравилось)?
- Что Вы предприняли, что бы ребенок согласился носить очки?
2. Психологический аспект ношения очков (выступление).

II. Сообщение учителя-дефектолога «Как видят дети с разными диагнозами».
Цель: Познакомить родителей со зрительными возможностями детей, учитывая их зрительные диагнозы.
Тренировка в выполнении зрительной гимнастики.
1.Сообщение «Как видят дети с разными диагнозами» (учет зрительного диагноза для посадки, предъявление раздаточного материала, рекомендации родителям по взаимодействию с детьми дома) - сопровождается показом мультимедийной презентации.
2.Рекомендации по организации места, подбору материала для деятельности с учетом диагноза ребенка.
3. Рекомендации и выполнение родителями зрительной гимнастики

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Упражнение «Посмотри глазами ребенка» (совместное проведение педагога – психолога и учителя-дефектолога).
Цель: Подвести родителей к пониманию диагноза ребенка, его трудностей.
Родителям предлагается «одеть» очки - имитаторы (сделаны из картона, с разными прорезями для глаз, заклеенные пленкой, разной плотности - как при разных видах нарушения зрения, остроте зрения)
с учетом диагноза их ребенка и выполнить практические задания.
1.Упражнение «Дорожки» - необходимо нарисовать «дорожку» между двумя линиями, не отрывая руки.
2.Упражнение «Выложи узор» - из счетного материала выложить на доске узор по заданию учителя-дефектолога.
3.Рефлексия.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ. (ДЕТИ ЗАХОДЯТ В ЗАЛ).
Игра «Друг к дружке» (проводит педагог-психолог).
Цель: Формирование группы, создание положительного настроения, отношений «ребенок-взрослый». Для родителей – снятие напряжения.
Все стоят в кругу. Под музыку расходятся («гуляют») в разные стороны дети и взрослые. Музыка останавливается, ведущий говорит: «Друг к дружке!», дети бегут к своим мамам и папам, а родители обнимают детей.

ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. (ДЕТИ ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ РАССАЖИВАЮТСЯ ЗА СТОЛЫ)
Изготовление игры – тренажера (совместное проведение педагога – психолога и учителя-дефектолога).
Цель: Совершенствовать навыки взаимодействия с ребенка.
Родители вместе с детьми изготавливают игру-тренажер.
В процессе выполнения родителям оказывается помощь: объяснение как помочь ребенку: обвести контур, помочь взять ножницы, помочь вырезать, наклеить.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Игра «Большой круг, маленький круг» (проводит педагог-психолог).
Цель: Развитие умения сотрудничать, поддерживание положительного настроения.
Дети и взрослые встают в круг, берутся за руки, под музыку идут по кругу. По предложению взрослого «Большой круг» - стараются сделать самый большой круг, не разрывая рук и не падая. По предложению «Маленький круг» - стараются сделать маленький круг, т.е. сходятся в центре круга.

Заканчивается встреча чаепитием, за которым могут поговорить родители и дети на свободные темы.

Анкетирование оценочное (проводит педагог-психолог).
По окончании чаепития родителям предлагается ответить на вопросы анкеты.
Цель: Оценка эффективности проведения гостиной.
Анкета.
1.Заинтересовали ли Вас какие-то вопросы, обсуждаемые в гостиной?
2.Какие испытывали чувства, когда выполняли задания?
3.Изменилось ли Ваше отношение к ношению очков ребенком?
4.Узнали что-то новое и что будете использовать?
5.Ваши предложения.

Заключение
Роль семейного окружения в процессе психического развития ребенка является главной, так как для детей дошкольного возраста мнение или отношение мамы /папы/ к чему-то, их авторитет является неприкасаемым. Внутрисемейные отношения и отношение к ребенку оказывают прямое влияние на становление внутреннего мира ребенка. Поэтому встречи семьи и специалистов детского сада должны помочь родителям лучше понять детей. В то же время, хорошо, если мероприятия будут активными, через которые родители приобретут опыт общения и взаимодействия с детьми.
Как показал опыт проведения гостиной, во время участия в различной деятельности происходит взаимодействие всех участников – детей, родителей, педагогов.
Гостиная проводилась с родителями и детьми, посещающими среднюю группу компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения. Выбрана она была не случайно: именно в этой группе многим детям выписывают очки и возникает проблема, что дети не всегда хотят носить очки и не все родители хотят, что бы их дети носили очки, не всегда соблюдают рекомендации учителя-дефектолога.
Начинается общение между родителями и педагогами еще до посещения гостиной: с ярко оформленного приглашения, которое вручается каждому.
Родители принимают активное участие потому, что происходит «живое» общение на интересующие их вопросы, и они являются не просто пассивными слушателями, а активными участниками деятельности, через деятельность они понимают, чувствуют, что происходит с ребенком, а значит меняется отношение к ребенку. В этот момент родители слышат рекомендации специалистов, которые тут же могут попробовать выполнить, повторить. А то, что делается самим человеком, остается в памяти дольше, проживается, складывается мнение о том, что объясняют. Этого не происходит, если просто зачитать на лекции эти рекомендации.
При проведении гостиной использовались разные методы и приемы работы:
1) Беседа – которая помогла наладить контакт с родителями, хотя в начале встречи родители были насторожены, скованы. В процессе общения тема разговора их заинтересовала, они отвечали на вопросы, поддерживали беседу с другими родителями, задавали интересующие вопросы. Беседа помогла снять излишнее напряжение, заинтересовать родителей, посмотреть на вопрос не только с медицинской точки зрения, а и с психологической, увидеть вопрос с разных сторон, подготовить к восприятию следующей информации.
2) Консультация и рекомендации с возможностью практической проработки вопроса (так родителям наряду с традиционной бумажной памяткой предлагалось самим выполнить зрительную гимнастику, состоящую из простых упражнений, которые легко запомнить и потом применить).
Сопровождение излагаемого материала показом мультимедийной презентации способствует более глубокому пониманию обсуждаемого вопроса.
3) Практическая деятельность родителей – выполнение заданий в очках-имитаторах – способствует более глубокому пониманию ребенка, «вхождение» в его состояние.
4) Совместная (продуктивная) деятельность детей и взрослых – способствует позитивному психологическому настрою, объединяет всех участников, знакомит родителей с деятельностью, которой можно заниматься с детьми дома. Значимость деятельности для родителей заключается - закрепление, применение полученных знаний, рекомендации. Значимость для ребенка – поддержание уверенности в себе, положительный контакт с родителями.

Изготовление игры-тренажера, вызвала большую заинтересованность у родителей (игра на развитие зрительно-моторной координации, прослеживающей функции глаза). Во время этой деятельности происходит закрепление, обучение применению тех рекомендаций, которые услышали родители. Сначала они услышали рекомендации, затем - осознали состояние через примеривание очков – имитаторов, затем – закрепили полученные знания, сведения в практической деятельности, где опять же получили профессиональную поддержку со стороны педагогов.
5) Совместные игры с детьми, в которых принимали активное участие все родители – так же способствуют снятию напряжения родителей, объединению всех участников в одну группу.

По результатам оценочной анкеты родители отвечали, что обсуждаемый вопрос интересен, актуален. Практически всех затронуло то, что они побывали в роли детей при одевании очков-имитаторов. Некоторые осознали свои ошибки, взяли себе на заметку рекомендации, и что самое главное изменили свое отношение к ношению очков ребенком.
Психолого-педагогические гостиные – эффективный способ сохранения, налаживания отношений между родителями и детьми, родителями и педагогами, педагогами и детьми.

Используемые источники:
1. Запорожец И.Ю.
Психолого-педагогические гостиные в детском саду
Издательство «Скрипторий 2003» 2010
2. http://www.proglaza.com/psychological_aspect
3. http://63.ru/text/health/548863.html

ПРИЛОЖЕНИЕ №1
БЕСЕДА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ
«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ НОШЕНИЯ ОЧКОВ. КАК УГОВОРИТЬ РЕБЕНКА НОСИТЬ ОЧКИ».
Сегодня мы предлагаем Вам поговорить о взаимодействии с детьми со зрительными диагнозами: о том, как с ними общаться, оказывать помощь.
Хотим поговорить об этом вопросе, потому что мы видим, что не все дети хотят носить очки и не все родители хотят, что бы их ребенок носил очки.
Беседа (по вопросам)
1. Знаете ли Вы диагноз своего ребенка?
2. Знаете ли, как видит Ваш ребенок?
3. Как Вы относитесь к тому, что ребенку выписали очки?
4. Сталкивались ли Вы с такой проблемой, что ребенок отказывался носить очки?
5. От чего отказывался ребенок, как объяснял свой отказ (что ему не нравилось)?
6. Что Вы предприняли, что бы ребенок согласился носить очки?

В конце беседы, делается вывод.
- Как мы видим, что проблема ношения очков есть. Как же сделать так, что бы ребенок не отказывался носить очки, был успешен в любой деятельности, не чувствовал себя при этом не таким, как все.
Педагог-психолог:
Итак, Вам сообщили или Ваш ребенок уже носит очки.
Сообщение педагога-психолога (проводится в форме беседы)
Очки выписывают, чтобы защитить детское зрение от ухудшения. Речь зачастую идет о безопасности его жизни и здоровья – если он плохо видит, как он будет, например, переходить дорогу или заниматься активным спортом? Двух мнений быть не может: очки необходимы, и чем раньше, тем лучше.
Отношение к этому вопросу можно рассмотреть с двух сторон:
Отношение родителей к тому, что ребенок носит очки.
Сообщение, что ребенку нужны очки, гораздо сильнее травмирует родителей, чем малыша. Но если вы рассмотрите позитивные моменты, то перестанете расстраиваться. Прежде всего, очки помогут ребенку видеть лучше. Если они необходимы, то их ношение предотвратит любые задержки в развитии и возникновение комплекса неполноценности, которым часто страдают дети с пониженным зрением.
Родители являются первыми и самыми важными людьми, которые видят ребенка в новом образе – в очках. Известно, что у ребенка первый опыт является фильтром для дальнейшего восприятия окружающих. Поэтому важно, чтобы мама и папа были спокойны внутренне и воспринимали очки не как ущерб, а как особенность ребенка. Помните, что дети бессознательно чувствуют настроение и тревогу родителей. И уже при первой примерке оправ для очков важно, чтобы окружающие близкие люди помогли ребенку, посмотрели с ним в зеркало, улыбнулись, обрадовались тому, что ему подошла та или иная оправа. Именно тогда ребенок начинает чувствовать себя уверенно - Принцессой, маленьким Профессором. Он сразу чувствует, что его принимают таким, какой есть, и не важно, в очках он или нет. Положительное отношение родителей к очкам поможет и ребенку быстрее освоиться с ними.
Начинать носить очки в раннем возрасте легче, чем тогда, когда приходится прислушиваться к мнению сверстников.
С самого начала выражайте положительное отношение к очкам. Если вы будете шептать друг другу: «Бедняжке нужны очки!», ребенок сразу сообразит, что в очках заключено какое-то несчастье. Лучше попробуйте так: «Как замечательно выглядит наше чадо в этих очках!
Обратите внимание малыша на тех, кто тоже носит очки: братьев и сестер, товарищей по игре, родителей, дедушек, бабушек, любимых персонажей из мультфильмов или книг. Объясните, что всем им очки нужны, чтобы лучше видеть. Малышу будет легче носить очки, если он поймет, что не одинок.
Изложите ребенку (коротко) пользу от ношения очков. Объясните, что он будет видеть предметы более четко и ему станет интереснее играть (или, что у него больше не будет болеть голова или возникать другие неприятности с глазами). Только не переигрывайте, иначе малыш начнет испытывать подозрения (хуже этого ничего быть не может) или разочарование (когда ношение очков окажется вовсе не таким уж интересным занятием).
Поговорите также с братьями, сестрами и товарищами по игре. Расскажите им, что малыш будет носить очки до того, как он появится в их компании, чтобы они оказали ему поддержку и не смеялись над ним.
С другой стороны Вы можете столкнуться с проблемой, что ребенок не хочет носить очки, снимает их, ломает. В подавляющем большинстве случаев причина, по которой ребенок отказывается от ношения очков – неудобство, страх перед новым. Многие родители не знают, как поступать в такой ситуации, поэтому прибегают к недопустимым методам психологического воздействия и попросту начинают давить на ребенка своим авторитетом. Дескать, не будешь носить очки, накажем, «отлучим» от телевизора, не поведем гулять. Естественно, в ответ ребенок еще упрямее противостоит уговорам. А ведь эту проблему можно решить более мягко – достаточно убедить его в том, что очки являются не просто необходимостью, а еще и украшением.
Самое главное правило – позволить ребенку самому выбрать оправу. Это позволит «убить двух зайцев»: во-первых, он почувствует себя взрослым человеком, которому доверили такое серьезное дело, а во-вторых, это гарантия того, что очки будут ему нравиться. Ведь если подумать, то эти очки будет носить он, а не его родители, поэтому крайне важно, чтобы оправа нравилась в первую очередь ему.
Но не позволяйте слишком своевольничать: малыш должен понять, что ношение очков так же неизбежно, как и необходимость чистить зубы. Если сопротивление ребенка не ослабнет, попросите доктора поддержать вас: авторитетное заявление постороннего взрослого может подействовать лучше вашего.
Научите малыша заботиться об очках. Пройдет несколько лет, прежде чем вы сможете рассчитывать, что ребенок действительно начнет заботиться об очках, но начинать учить его этому следует уже сейчас. Покажите малышу, как снимать очки двумя руками, не трогая стекол, и как класть их в футляр, когда они не нужны. Малыш постарше сможет научиться протирать их влажной мягкой тряпочкой.
Наша общая задача – сохранить зрение, а чтобы его сохранить надо самим знать и понимать как видит ребенок. Сейчас учитель-дефектолог группы расскажет, как видят дети с разными диагнозами, даст практические рекомендации по взаимодействию с вашим ребенком дома.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2
СООБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
«КАК ВИДЯТ ДЕТИ С РАЗНЫМИ ДИАГНОЗАМИ». РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РЕБЕНКОМ.
- Сегодня мы поговорим о том, какие зрительные диагнозы есть у наших детей, основных трудностях, с которыми они встречаются и как оказывать им помощь при организации различных видах деятельности.

ДАЛЬНОЗОРКОСТЬ (ГИПЕРМЕТРОПИЯ)
Затруднено рассматривание предметов как вдаль, так и на близком расстоянии. Нельзя длительное время работать с мелкими предметами, только дозировано.
Особенности освещения
Основные трудности
в сужении поля обзора при чтении
в быстром утомлении
в возникновении головных болей
в неприятных ощущениях в глазах
Ограничения
работа вблизи
недопустимо рассматривание мелких объектов
Основные рекомендации
Изображения должны быть крупного размера с небольшим количеством мелких деталей. Иллюстрации для рассматривания давать по частям, увеличить время демонстрации материалов. Размер демонстрационных пособий от 15 до 25см. предъявляется на расстоянии от 25до35см. с четким прорисованным контуром и освобожденным от мелких деталей. Цветоисполнение преимущественно в оранжево-желтых и зеленых тонах. Непрерывная зрительная нагрузка - от 10 минут до 15 мин. Во время занятия обязательная зрительная гимнастика на снятие зрительного утомления.
Контрастность

Косоглазие.
Нарушение глазодвигательных функций. Выражается в снижении остроты
зрения косящего глаза и нарушении бинокулярного зрения. Ребенок испытывает сложности при пространственном восприятии объектов, формировании движений.
Ребенок неверно воспринимает форму и величину предметов. На косящем глазу всегда наступает амблиопия.
Особенности освещения
Расположение рабочего места: слева от окна, чтобы свет падал слева (если ребенок правша) и справа, если ребенок левша. Дополнительное освещение (особенно при глаукоме) настольным светильником должно быть мощностью 60 ватт.
Основные трудности
затруднено динамическое восприятие
зрительно- пространственный синтез
косоглазие осложняет направление взгляда на объект
нет четкого видения предметов
Основные рекомендации
Важно учитывать остроту зрения при подборе размера материалов. Рабочее место в индивидуальной работе: при сходящемся косоглазии - вертикальное, при расходящемся - горизонтальное. При расходящемся косоглазии необходимо сводить взор при видении вдаль. Размер демонстрационных пособий от 15 до 25см. предъявляется на расстоянии от 25до35см. Цветоисполнение преимущественно в красно - оранжевых и зеленых тонах. Непрерывная зрительная нагрузка от 7до10 мин. Обязательна смена однообразной деятельности.
Упражнения: при сходящемся содружественном - расслабление конвергенции, при расходящемся - усиление конвергенции (поднесение пальца руки к носу). Тренировать глазодвигательные мышцы.
Контрастность
60%-100%

БЛИЗОРУКОСТЬ (МИОПИЯ М)
Затруднено рассматривание удаленных предметов. Они воспринимаются
нечетко, расплывчато, искажено.
Особенности освещения
Расположение рабочего места: слева от окна, чтобы свет падал слева (если ребенок правша) и справа, если ребенок левша. Дополнительное освещение настольным светильником должно быть мощностью 60 ватт.
Основные трудности
в восприятии написанного на доске
утомляются при плохом освещении (менее 500лк)
видят предметы диффузно (расплывчато)
читают и пишут низко склоняя голову
не могут переводить взор вдаль, вблизь
нарушается сумеречное зрение
Ограничения
в прыжках
в подскоках, беге
упражнениях с резкими переходами из положения сидя в положение лежа
в резком сотрясении тела
в длительных наклонах вниз
в зрительной нагрузке, которая должна быть
минимальна
в работе с мелкими предметами (бисер, мелкие бусы - категорически
запрещено)
Основные рекомендации
Для индивидуальной работы использовать исключительно средний и крупный размер материалов, расположенный на небольшом расстоянии от глаз (20-35см). Демонстрационный материал от 15 до 25 см (в зависимости от остроты зрения) с хорошо прорисованными контурами и разгруженностью второго плана. Цветоисполнение преимущественно в красно - оранжевых и зеленых тонах. Непрерывная зрительная нагрузка от 5 до 10 мин. Обязательна смена вида деятельности, оптимальное освещение.
Упражнения на тренировку аккомодации
Контрастность
100% на темном фоне

АСТИГМАТИЗМ (ast)
Предметы воспринимаются нечетко, искаженно. Ребенок видит форму предмета как будто удвоенно; очень искажено, т.о. предмет неузнаваем до конца. Причина возникновения - неравномерное напряжение окологлазных мышц.
Особенности освещения
Расположение рабочего места: слева от окна, чтобы свет падал слева (если ребенок правша) и справа, если ребенок левша. Дополнительное освещение настольным светильником должно быть мощностью 60 ватт.
Основные трудности
при соединении элементов букв, линий в чертежах и рисунках
не видят четких границ плоскостей - могут ронять предметы со стола
частые головные боли
Основные рекомендации
Обязательный учет остроты зрения, очковой коррекции. Размер демонстрационных пособий от 15 до 25см. предъявляется на расстоянии от 25 до35 см. Цветоисполнение преимущественно в оранжево-желтых и зеленых тонах. Непрерывная зрительная нагрузка - от Здо 7 минут, обязательный отдых не менее 10 минут. Зрительная гимнастика: для снятия утомления не менее 2х за занятие.
При работе с тетрадями - приклеить полоску- ограничитель, чтобы ребенок видел, куда класть тетрадь.
Упражнения на аккомодацию
Контрастность
Фоновая контрастность обязательно от 90до100%.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3
УПРАЖНЕНИЕ «ПОСМОТРИ ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА»
- А теперь мы Вам предлагаем самим попробовать, почувствовать, как видит Ваш ребенок (родителям предлагается «одеть» очки - имитаторы с учетом диагноза их ребенка и выполнить практические задания):
1. Упражнение «Дорожки» - необходимо нарисовать «дорожку» между двумя линиями, не отрывая руки.
2. Упражнение «Выложи узор» - из счетного материала выложить на доске узор по заданию учителя-дефектолога.

Рефлексия:
Тяжело ли было вам выполнять задания, что было тяжело?
С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?
Как вы себя чувствовали?
Вывод:
Когда у ребенка с нарушением зрения не получается что-то слепить, нарисовать, прыгнуть, часто падает все со стола – это не всегда проявление невнимания или особенностей поведения – чаще всего это проявление его диагноза, особенности зрения (он просто не видит край стола, он видит нечетко, у него искажается изображение). Поэтому для детей так важна поддержка и понимание близких людей (родителей), оказание необходимой для них помощи, что способствует формированию у детей веры в себя, уверенности в своих силах, уверенности, что их понимают и готовы прийти на помощь близкие люди.
Конечно же необходимо соблюдать рекомендации учителя-дефектолога по подбору материала, организации рабочего места ребенка дома.
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТРЕНАЖЕРОВ.
- Ребята, вчера мы делали для Вас игру, но доделать не успели, поможете ее доделать?
Эта игра будет у вас всегда в группе, и вы когда захотите, будете ее брать и играть (показ готового пособия и как можно с ним играть).
Нужно вырезать кружки и приклеить их на листочек, там, где нарисованы контуры.
- Уважаемые мамы, папы, Вы помогайте своим детям (закрепление в деятельности полученных знаний). На столах лежат черные доски для фона, фломастеры, что бы обвести контур фигуры, разный размер фигурок, ножницы, клей.
Выполнение. В процессе выполнения родителям со стороны учителя-дефектолога и педагога-психолога оказывается помощь: объяснение как помочь ребенку: обвести по контуру, взять ножницы, вырезать, наклеить.
В конце деятельности:
- Большое спасибо взрослым, что помогли ребятам сделать такие красивые игры, в них мы будем играть в группе /показ получившихся пособий/. Игра складывается в коробку.


Мы надеемся, что вам сегодня было интересно на нашей встрече и будем рады, если мы Вам в чем то помогли.

«Родительская гостиная – как форма приобретения педагогического опыта родителей».

Педагог-психолог

Пепелина Ольга Сергеевна

Пояснительная записка.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции РФ; главе 12 Семейного кодекса РФ; ст. 17, 18, 19, 52. Закона РФ «Об образовании».

Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и специалистов ДОУ.

Семья –

Важнейшая задача для всех специалистов по работе с семьей в детских садах – найти оптимальный способ гармонизации отношений между семьей и социальным окружением, через поиск позитивных ресурсов внутри семьи.

Практика показывает, что сотрудничество семьи и ДОУ становится все более актуальным. Педагогические коллективы пытаются определить точки взаимодействия, формы работы с родителями.

В повышении педагогической культуры, просвещении родителей, особую роль призван сыграть родительский всеобуч, цель которого «Повышение педагогической культуры родителей» .

На сегодняшний день в МДОУ детский сад «Сказка» 159 воспитанников, общее количество родителей – 266. (см. Приложение № 1).

По результатам проведенного социологического исследования в детском саду, целью которого было выявить социальный запрос родителей, на наиболее интересующие темы, касающиеся воспитания детей, определился круг наиболее актуальных вопросов: .(См. Приложение №2)

а) воспитание и поведение дошкольника;

б) нормативно-правовые вопросы, касающиеся прав ребенка.

Исходя, из большого спектра ответов родителей, можно сделать вывод, что они нуждаются в расширении и приобретении педагогических знаний, в получении психолого-педагогической информации, в тоже время наблюдается пассивность со стороны родителей.

Таким образом, возник вопрос о необходимости создания «Родительской гостиной».

Родительская гостиная – это форма приобретения психолого-педагогических знаний и обогащения воспитательного опыта родителей. Она включает в себя: дискуссионные встречи, вечера «Вопросов и ответов», тренинги, проигрывание проблемных ситуаций, анкетирование, тестирование, игровые упражнения, игры - релаксации, игры - драматизации, семинары - практикумы.

«А.Фромм.

Ц е л ь:

З а д а ч и:

1.

2.

3.

Ожидаемый результат:

Родители являются активными участниками в жизни детского сада, а также ориентируются в вопросах, касающихся воспитания и поведения детей.

Адресат:

Работа «Родительской гостиной» направлена на сопровождение семьи, с момента поступления ребенка в детский сад и до его выпуска.

На каждой возрастной группе запланировано проводить 3-4 заседания в год. Количество посещающих родителей 14-16 человек.

Формы контроля:

1. Анкетирование «Овладение педагогическими знаниями».

(см. Приложение№ 3)

2. Увеличение количества обращений родителей к специалистам по

вопросам воспитания детей.

3. Увеличение посещаемости и участия в мероприятиях.

Этапы реализации программы:

I. Этап. Диагностический. Социальный опрос родителей детей от 3 до 6 лет. Выявление трудностей родителей в воспитании дошкольника. (См. Приложение №2).

Ответственные:

Социальный педагог – Анкетирование II младшей – подготови -

тельной группы.

Педагог-психолог – анализ анкетирования.

II. Этап. Разработка программы, на основе анализа проведенного опроса родителей.

Ответственные:

Педагог-психолог, социальный - педагог – разработка системы

мероприятий.

III. Этап. Реализация программы, через организацию «Родительской гостиной», которая включает в себя различные формы и методы работы с родителями.

Ответственные:

Педагог-психолог, социальный педагог – организация и проведе -

ние мероприятий.

IV. Этап. Промежуточный. Отслеживание удовлетворенности родителей в полученных психолого-педагогических знаниях.

(см. Приложение №3). Корректировка программы.

Ответственные: Социальный педагог, педагог-психолог.

V. Заключительный. Анализ программы.

Ответственные: Педагог-психолог, социальный педагог.

Ресурсное обеспечение:

Кадровое обеспечение: Подготовка и проведение мероприятий с родителями проводят: педагог-психолог, социальный педагог, с привлечением других специалистов: зам. зав. по ВМР, учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по ФИЗО, учителей начальных классов, медицинскую сестру.

Перечень оборудования:

1. Приобретение методической литературы.

2. Ксероксная бумага для оформления памяток и анкет.

3. Ватманы для оформления стендов.

4. Фломастеры, цветные карандаши, акварельные краски.

5. Цветная бумага.

6. Аудиокассеты, видеокассеты.

7. Фланелеграф.

8. Цветные мелки.

11. Папки, файлы.

12. Дискеты.

13. Театральные атрибуты.

14. Фотопленка.

Кабинет социального педагога и педагога-психолога просторный, светлый, рассчитанный на 20 человек. Оборудованный круглым столом, 20 стульями, аудио и видеоаппаратурой, компьютером.

Е.П.Арнаутова.

Тематический план занятий:

Тема

Цель

Формы

работы,

упражнения

Кол-во час.

Литра

(№ ист

Стр.)

I младшая группа

Ноги и ножки топают по дорожке.

Создание творческого пространства для игрового общения родителей и детей; стимулирование желания родителей поддерживать интерес малыша к рисованию красками дома.

Практикум.

Встреча родителей и детей.

II младшая группа

Что важно знать о ребенке 3 лет, чтобы понимать его.

Привлечение родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с трехлетним ребенком.

Вечер «Вопросов и ответов». Обыгрывание ситуации.

Почему возникают затруднительные ситуации в общении родителя с ребенком.

Обсуждение причин возникновения конфликтных ситуаций в общении с ребенком, поиск удачных способов родительского поведения.

Тренинг, проигрывание проблемных ситуаций. Анкетирование. Памятка.

Использование народных игр с ребенком в жизни вашей семьи.

Ознакомление родителей с детской игрой - как деятельностью, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в деловом, познавательном и эмоциональном общении со взрослым.

Практикум.

Игра «Угадай, какую игрушку выбрал ваш ребенок».

Средняя группа

Какое место в семейном воспитании ребенка принадлежит книге.

Вовлечение родителей в игровой диалог с детьми, направив игровую инициативу на познание интересов своего ребенка, соучастие в общей деятельности.

Викторина между родителями и детьми.

Старшая группа

Стиль семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка в

Привлечение родителей к анализу существующей в собственной семье эмоциональной атмосферы отношений и тому, как она может влиять на эмоциональное самочувствие ребенка, настроение других членов семьи.

Практикум.

Поведение в экстремальных ситуациях

Ознакомление родителей с правилами поведения в непредвиденных ситуациях ребенка.

Лекция, тест,

а) практические

б) просмотр

видеофильма.

Метод воздействия на ребенка в семье.

Вовлечение родителей в самоанализ воспитательных приемов, используемых ими по отношению к ребенку.

Практикум.

Упражнения: «Найди нужное»,

«Скульптура».

Творческое развитие ребенка, через

театрально-игровую деятельность в семье.

Использование театрально-игровой деятельности для эмоционального сближения взрослых и детей, общности переживания происходящего.

Семинар-практикум: лекция, игра-релаксация, этюды на развитие воображения. Игра-драматизация по сказке «Репка».

I и II Подготовительная группа.

Кризис предшкольного возраста и что побуждает

ребенка стремиться к взрослению.

Знакомство родителей с возрастным кризисом 7 лет. Предложить родителям понять, что же побуждает ребенка стремиться к взрослению.

Анкетирование.

Обыгрывание пед.ситуации.

на пороге школьной жизни.

Обсуждение точек зрения родителей, педагогов и учителей нач.классов на роль семьи в предшкольный период жизни ребенка.

Дискуссионная встреча: психологический тест, игровое упражнение с мячом «закончить предложение о том, что значит в моем понимании «хорошо учиться»»,

игра «Таня - неумелочка»,

видеоинтервью с детьми.

Каков мой ребенок в отношениях со сверстниками.

Обмен родительским опытом, по оказанию ребенку помощи и поддержки в установлении им дружеских отношений со сверстниками.

Практикум.

Проигрывание ситуации.

Тестирование.

рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка

Привлечение внимания родителей к ценности изобразительного творчества детей -как источника познания внутреннего мира ребенка, особенностей восприятия им окружающего.

Практикум, игровое упражнение «Закончи фразу».

Педагогические ситуации, анкетирование.

Библиографический список.

1. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

5. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989г. Ратифицирована Верховным Советом СССР от 13 июня 1990г.

6. Инструктивное письмо от 22.07.2002г. №30-51-547/16.

7. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М., 1994.

8. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.

9. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. – М.: Педагогическое общество России, 2002г. -192 с.

10. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 480 с.

11. Павлова Л.Н. 365 дней и ночей из жизни ребенка: Год третий, - М.,

12. Сигал М., Адкок Д. Ребенок играет: от 3 до 5 лет. – С-Пб., 1996. –

13. Сермягина О.С. Эмоциональное отношение в семье. – Кишинев,

14. Симановский А.Э., Метенова Н.М. Работа воспитателя детского сада

с семьей. – Ярославль, 1991.

15. «Семья и школа». – 1992.- №7.с.37.

16. Спок Б. Ребенок и уход за ним. – Екатеринбург, ЛТД, 1991г.

17. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.. Как я расту: Советы психолога

родителям. – М., 1996.-С.36-37.

18. Фитцпатрик Д. Диалог с ребенком. Как ответить на трудные

вопросы жизни.- М., 1996.-С.102,168,169.

19. Фромм А. перевод Константиновой И.Г., - Екатеринбург, АРТ ЛТД,

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Родительская гостиная – как форма приобретения педагогического опыта родителей».

Педагог-психолог

Пепелина Ольга Сергеевна

Пояснительная записка.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции РФ; главе 12 Семейного кодекса РФ; ст. 17, 18, 19, 52. Закона РФ «Об образовании».

Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и специалистов ДОУ.

Семья – это малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях.

Важнейшая задача для всех специалистов по работе с семьей в детских садах – найти оптимальный способ гармонизации отношений между семьей и социальным окружением, через поиск позитивных ресурсов внутри семьи.

Практика показывает, что сотрудничество семьи и ДОУ становится все более актуальным. Педагогические коллективы пытаются определить точки взаимодействия, формы работы с родителями.

В повышении педагогической культуры, просвещении родителей, особую роль призван сыграть родительский всеобуч, цель которого «Повышение педагогической культуры родителей» .

На сегодняшний день в МДОУ детский сад «Сказка» 159 воспитанников, общее количество родителей – 266. (см. Приложение № 1).

По результатам проведенного социологического исследования в детском саду, целью которого было выявить социальный запрос родителей, на наиболее интересующие темы, касающиеся воспитания детей, определился круг наиболее актуальных вопросов: .(См. Приложение №2)

а) воспитание и поведение дошкольника;

б) нормативно-правовые вопросы, касающиеся прав ребенка.

Исходя, из большого спектра ответов родителей, можно сделать вывод, что они нуждаются в расширении и приобретении педагогических знаний, в получении психолого-педагогической информации, в тоже время наблюдается пассивность со стороны родителей.

Таким образом, возник вопрос о необходимости создания «Родительской гостиной».

Родительская гостиная – это форма приобретения психолого-педагогических знаний и обогащения воспитательного опыта родителей. Она включает в себя: дискуссионные встречи, вечера «Вопросов и ответов», тренинги, проигрывание проблемных ситуаций, анкетирование, тестирование, игровые упражнения, игры - релаксации, игры - драматизации, семинары - практикумы.

« При воспитании детей необходимо спрашивать себя, можем ли мы стать хорошим родителем и воспитать ребенка, не подавляя его личность». А.Фромм.

Ц е л ь:

Приобретение психолого-педагогических знаний и обогащение воспитательного опыта родителей.

З а д а ч и:

  1. Изучить социальный запрос родителей, на наиболее интересующие темы, касающиеся воспитания детей.
  2. Расширить психолого-педагогическое представление родителей в вопросах воспитания детей.
  3. Способствовать повышению родительской активности, направленной на организацию совместной деятельности ДОУ и семьи.

Ожидаемый результат:

Родители являются активными участниками в жизни детского сада, а также ориентируются в вопросах, касающихся воспитания и поведения детей.

Адресат:

Работа «Родительской гостиной» направлена на сопровождение семьи, с момента поступления ребенка в детский сад и до его выпуска.

На каждой возрастной группе запланировано проводить 3-4 заседания в год. Количество посещающих родителей 14-16 человек.

Формы контроля:

  1. Анкетирование «Овладение педагогическими знаниями».

(см. Приложение№ 3)

  1. Увеличение количества обращений родителей к специалистам по

Вопросам воспитания детей.

  1. Увеличение посещаемости и участия в мероприятиях.

Этапы реализации программы:

  1. Этап. Диагностический. Социальный опрос родителей детей от 3 до 6 лет. Выявление трудностей родителей в воспитании дошкольника. (См. Приложение №2).

Ответственные:

Социальный педагог – Анкетирование II младшей – подготови -

Тельной группы.

Педагог-психолог – анализ анкетирования.

  1. Этап. Разработка программы, на основе анализа проведенного опроса родителей.

Ответственные:

Педагог-психолог, социальный - педагог – разработка системы

Мероприятий.

  1. Этап. Реализация программы, через организацию «Родительской гостиной», которая включает в себя различные формы и методы работы с родителями.

Ответственные:

Педагог-психолог, социальный педагог – организация и проведе -

Ние мероприятий.

  1. Этап. Промежуточный. Отслеживание удовлетворенности родителей в полученных психолого-педагогических знаниях.

(см. Приложение №3). Корректировка программы.

Ответственные: Социальный педагог, педагог-психолог.

  1. Заключительный. Анализ программы.

Ответственные: Педагог-психолог, социальный педагог .

Ресурсное обеспечение:

Кадровое обеспечение: Подготовка и проведение мероприятий с родителями проводят: педагог-психолог, социальный педагог, с привлечением других специалистов: зам. зав. по ВМР, учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по ФИЗО, учителей начальных классов, медицинскую сестру.

Перечень оборудования:

  1. Приобретение методической литературы.
  2. Ксероксная бумага для оформления памяток и анкет.
  3. Ватманы для оформления стендов.
  4. Фломастеры, цветные карандаши, акварельные краски.
  5. Цветная бумага.
  6. Аудиокассеты, видеокассеты.
  7. Фланелеграф.
  8. Цветные мелки.
  9. Тетради в клетку.
  10. Авторучка, простой карандаш.
  11. Папки, файлы.
  12. Дискеты.
  13. Театральные атрибуты.
  14. Фотопленка.

Характеристика функционального помещения:

Кабинет социального педагога и педагога-психолога просторный, светлый, рассчитанный на 20 человек. Оборудованный круглым столом, 20 стульями, аудио и видеоаппаратурой, компьютером.

«Если родителям не навязывать полезные знания,

они вообще могут перестать в них нуждаться»

Е.П.Арнаутова .

Тематический план занятий:

Тема

Цель

Формы

Работы,

упражнения

Кол-во час.

Литра

(№ ист

Стр.)

I младшая группа

Ноги и ножки топают по дорожке.

Создание творческого пространства для игрового общения родителей и детей; стимулирование желания родителей поддерживать интерес малыша к рисованию красками дома.

Практикум.

Встреча родителей и детей.

Памятка.

с 117

II младшая группа

Что важно знать о ребенке 3 лет, чтобы понимать его.

Привлечение родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с трехлетним ребенком.

Вечер «Вопросов и ответов». Обыгрывание ситуации.

Памятка.

с 87

Почему возникают затруднительные ситуации в общении родителя с ребенком.

Обсуждение причин возникновения конфликтных ситуаций в общении с ребенком, поиск удачных способов родительского поведения.

Тренинг, проигрывание проблемных ситуаций. Анкетирование. Памятка.

54-56

Использование народных игр с ребенком в жизни вашей семьи.

Ознакомление родителей с детской игрой - как деятельностью, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в деловом, познавательном и эмоциональном общении со взрослым.

Практикум.

Игра «Угадай, какую игрушку выбрал ваш ребенок».

Памятка.

с 56

Средняя группа

Какое место в семейном воспитании ребенка принадлежит книге.

Вовлечение родителей в игровой диалог с детьми, направив игровую инициативу на познание интересов своего ребенка, соучастие в общей деятельности.

Викторина между родителями и детьми.

С 84.

Старшая группа

Стиль семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка в

семье.

Привлечение родителей к анализу существующей в собственной семье эмоциональной атмосферы отношений и тому, как она может влиять на эмоциональное самочувствие ребенка, настроение других членов семьи.

Практикум.

с 102.

Поведение в экстремальных ситуациях

Ознакомление родителей с правилами поведения в непредвиденных ситуациях ребенка.

Лекция, тест,

а) практические

Советы;

б) просмотр

видеофильма.

с 34

Метод воздействия на ребенка в семье.

Вовлечение родителей в самоанализ воспитательных приемов, используемых ими по отношению к ребенку.

Практикум.

Упражнения: «Найди нужное»,

«Скульптура».

с 142.

Творческое развитие ребенка, через

театрально-игровую деятельность в семье.

Использование театрально-игровой деятельности для эмоционального сближения взрослых и детей, общности переживания происходящего.

Семинар-практикум: лекция, игра-релаксация, этюды на развитие воображения. Игра-драматизация по сказке «Репка».

с 135

I и II Подготовительная группа.

Кризис предшкольного возраста и что побуждает

ребенка стремиться к взрослению.

Знакомство родителей с возрастным кризисом 7 лет. Предложить родителям понять, что же побуждает ребенка стремиться к взрослению.

Лекция.

Анкетирование.

Обыгрывание пед.ситуации.

Памятка.

Семья

на пороге школьной жизни.

Обсуждение точек зрения родителей, педагогов и учителей нач.классов на роль семьи в предшкольный период жизни ребенка.

Дискуссионная встреча: психологический тест, игровое упражнение с мячом «закончить предложение о том, что значит в моем понимании «хорошо учиться»»,

игра «Таня - неумелочка»,

видеоинтервью с детьми.

с. 154

с. 36-37

Каков мой ребенок в отношениях со сверстниками.

Обмен родительским опытом, по оказанию ребенку помощи и поддержки в установлении им дружеских отношений со сверстниками.

Практикум.

Проигрывание ситуации.

Тестирование.

с 174

Детский

рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка

Привлечение внимания родителей к ценности изобразительного творчества детей -как источника познания внутреннего мира ребенка, особенностей восприятия им окружающего.

Практикум, игровое упражнение «Закончи фразу».

Педагогические ситуации, анкетирование.

с 185

Библиографический список.

  1. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
  2. Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948г.
  3. Семейный кодекс РФ (с изменениями на 2 января 2000г).
  4. Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959г.
  5. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989г. Ратифицирована Верховным Советом СССР от 13 июня 1990г.
  6. Инструктивное письмо от 22.07.2002г. №30-51-547/16.
  7. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М., 1994.
  8. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.
  9. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. – М.: Педагогическое общество России, 2002г. -192 с.
  10. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 480 с.
  11. Павлова Л.Н. 365 дней и ночей из жизни ребенка: Год третий, - М.,

1996г.

12. Сигал М., Адкок Д. Ребенок играет: от 3 до 5 лет. – С-Пб., 1996. –

С.184.

13. Сермягина О.С. Эмоциональное отношение в семье. – Кишинев,

1991г.

14. Симановский А.Э., Метенова Н.М. Работа воспитателя детского сада

С семьей. – Ярославль, 1991.

15. «Семья и школа». – 1992.- №7.с.37.

16. Спок Б. Ребенок и уход за ним. – Екатеринбург, ЛТД, 1991г.

17. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.. Как я расту: Советы психолога

Родителям. – М., 1996.-С.36-37.

18. Фитцпатрик Д. Диалог с ребенком. Как ответить на трудные

Вопросы жизни.- М., 1996.-С.102,168,169.

19. Фромм А. перевод Константиновой И.Г., - Екатеринбург, АРТ ЛТД,

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй.

Федеральный государственный стандарт для педагога является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и становлении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальности и необходимой помощи при нарушениях развития.

В ФГОС говорится, что работа, проводимая с родителями должна быть индивидуальной, учитывать социальный статус, «настроения в семье», требования родителей к воспитанию и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного учреждения.

Семья и детский сад — два кита,на которых строит наше будущее. Не редко им не хватает взаимопонимания, компромисса, чтобы услышать друг друга и взаимодействовать в согласии. Как же изменить такое положение? Как привлечь родителей к совместной работе? Как создать единое поле для развития ребенка в семье и детском саду?

Существуют следующие направления по вовлечению родителей в совместную деятельность с дошкольным учреждением:

1. Познавательное;
2. Досуговое;
3. Информационно-аналитическое;
4. Наглядно-информационное.

Существуют традиционные и не традиционные формы проведения родительских собраний.

Традиционные формы, такие как: классические родительские собрания, беседы, консультации, работа с родительским комитетом, оформление папок-передвижек и стендов, дни открытых дверей – педагоги используют ежедневно в своей деятельности. Однако, в современных условиях, этих форм взаимодействия недостаточно для полноценного сотрудничества дошкольного учреждения с семьёй, поэтому существуют и нетрадиционные формы взаимодействия.

К ним относятся:
1. Взаимодействие по средствам интернет-технологий (сайты детского сада, личные блоги воспитателей, рассылка информации с помощью электронной почты и т.д.)
2. Проведение мастер-классов для родителей;
3. Выпуск семейных газет;
4. Фотовыставки;
5. Круглые столы
6. Педагогическая гостиная.

В нашем детском саду активно используется такая нетрадиционная форма работы с родителями как педагогическая гостиная.

Педагогическая гостиная - специально организованная форма взаимодействия воспитателей ДОУ, узких специалистов ДОУ (логопед, психолог, мед.сестра), родителей и воспитанников.

Посещение педагогических гостиных позволяет родителям по–новому взаимодействовать с детьми, учитывая консультации оказываемые педагогами.

Основная цель проведения педагогических гостиных состоит в том, чтобы развивать индивидуальность ребенка с помощью родителей, при их активном участии.

Подготовка к организации педагогической гостиной начинается с определения темы, например:
«Знаешь ли ты своего ребенка?»
«Наш друг-книга»
«Играют дети — играем вместе»
«Наша дружная семья»
«Охрана жизни и здоровья ребенка»

«Я заканчиваю ясли, поступаю в детский сад» — так звучала тема одной из наиболее интересных (по мнению родителей) педагогических гостиных, проводимых в нашем детском саду.

Нами были созданы приглашения для родителей, в которых анонсировалось данное мероприятие, для того чтобы заинтересовать родителей.

Выступали логопед и психолог с консультацией «После трех уже поздно». Родители могли получить и индивидуальную консультацию по интересующим их вопросам.. Затем выступали воспитатели с подведением итогов первого года в ДОУ. Для посвящения в ряды детского сада родителям был торжественно вручен «Кодекс настоящего родителя» и произнесена «Клятва родителя».

Клятва родителей

Клянетесь ли вы:
Любить «Березку» так же, как мы?
Приводить детей на занятия в любую погоду: мороз, слякоть, жару?
С уважением относиться к своим детям, любить ребенка не за хорошее поведение, а за то, что он ваш единственный и неповторимый?
Активно участвовать во всех наших праздниках, собраниях?
Поддерживать атмосферу добра, любви?

Затем проходило торжественное награждение родителей в различных номинациях:
Самые отзывчивые
Самые ответственные
Самые активные
Самые приветливые
Самые доброжелательные
За умение дружить

Наградой служили памятные грамоты, созданные детьми, с помощью воспитателя.
Для родителей был организован мини-концерт с участием детей. И в заключении был представлен вниманию родителей видео фильм о жизни группы за прошедший год.

Преимуществом этой системы взаимодействия ДОУ с семьёй является:
Положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;
Учет индивидуальности ребенка;
Укрепление внутри семейных связей;
Возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.