Что такое сенсорика и почему так важно ее развивать? Сенсорика – что это такое? Дидактические игры по сенсорике

0 0

Я люблю мир и безоблачное небо,
но также я уважаю и военное искусство.
Ведь для того, чтобы поддерживать мир,
нужно быть сильным.

Нам Хи Сон. «Лунный скульптор»

В жизни нет начала и нет конца, нет старта и финиша. Есть только действие, и это действие происходит сейчас. Согласны? Ваше согласие, скорее всего, означает, что вы - сенсорик. А ваше жизненное кредо - «здесь и сейчас».

Сенсорика - (от лат. sensus - ощущаю) свойство психики воспринимать окружающий мир преимущественно с помощью рецепторов своего физического тела.

Вкусно-невкусно, приятно-неприятно, комфортно-некомфортно, красиво-некрасиво, удобно-неудобно, а также форма, упругость, жесткость, сила воли, власть, защита, влияние, принуждение - примеры спектра информационного потока по сенсорике.

Для понимания сути - разберем «по косточкам», то есть по информационным аспектам. Если разделить весь , на 4 «ручья» - информацию об объектах, информацию об энергии объектов, информацию о пространстве и информацию о времени, то в отличие от , приемник которых работает «на волне» информации об объектах, и , которые «специализируются» на информации об энергии, сенсорики «настроены» на прием данных по аспекту пространства.

Напрашивается справедливый вывод: каждый из нас - сенсорик! Ведь тело есть у всех, слух, зрение, обоняние и прочее осязание тоже имеется. В целом, этот вывод верный. Безусловно, сенсорика есть у любого живого существа, обладающего нервной системой и рецепторами. Однако не все из нас - сенсорики. Ключевым отличием между сенсориками, логиками, этиками и интуитами является то, какая функция психики человека является ведущей, базовой, и в каком мире психика человека живет - мире материальных объектов или мире идеальных объектов.

Мир сенсориков - это мир материальных объектов

За первичный контакт организма с реальностью в психоинформационной модели сенсориков отвечают ощущения. Их мир - это «объективная реальность, данная… в ощущениях».

Таким образом, сенсорики с точки зрения соционики - люди, у которых сенсорика является первой «базовой» функцией психоинформационной .

Какие же они? Сенсорики - натуры «приземленные» и живут в мире конкретных вещей и событий. Эта приземленность делает их коренастыми и твердо стоящими на ногах.

Заблудиться? Потерять направление? Ни за что! Прекрасная ориентация в пространстве дана с рождения, а компас в голове - это встроенная опция базовой комплектации любого сенсорика.

Cенсорик активно воспринимает мир всеми органами чувств и запрограммирован на изменение этого мира. Долгие размышления и рассуждения не для этих людей. Они не «смакуют» свои состояния, не зависают, и терпеть не могут неопределенности. Действуют настойчиво и целеустремленно, видят конкретную ситуацию и направлены на достижение конкретного результата. И неважно - действуют они в мире объектов или в мире идей.

В любом из миров сенсорика выделяет наблюдательность и внимание к деталям. Реализм - еще одно качество, благодаря которому сенсорики умеют жить и наслаждаться сегодняшним днем. Именно через ощущения они полнокровно воспринимают окружающий мир. И не упускают случая изменить его, «прогнуть под себя».

Сенсорика - функция психики, которая меняет мир

Инструменты, которые используют сенсорики для изменения окружающего мира, весьма разнообразны - от дизайна интерьера и высокой кухни до гильотины и танков.

Сенсорика представляет крайний полюс соционической дихотомии (шкалы) «Сенсорика - Интуиция» и делится на два аспекта: интровертный аспект - направленный внутрь, и экстравертный - направленный наружу.

Интровертная сенсорика называется сенсорика ощущений . На соционическом «слэнге» - белая сенсорика. Это тонкая, эстетическая сенсорика, которая «сканирует» окружающее пространство на наличие комфорта и уюта.

В «зону контроля» сенсорики ощущений попадают ощущения собственного тела, внутреннего комфорта, здоровье и самочувствие (свое и окружающих), природа, искусство. Весь комплекс ощущений, получаемый через органы чувств, соединяется воедино в симфонию удовольствия и гармонии, либо дисгармонии - если приятность получаемых ощущений нарушается.

Базовые белые сенсорики любят уют и комфорт, создают его везде, где бы они не оказались. Даже в самых неподходящих для этого местах. Получается это у них быстро и как-то «само собой». Даже в крохотном неуютном уголке пространства белый сенсорик устроится с комфортом, расположится сам и поделится уютом с гостями. Представить вкус блюда только по списку компонентов, разложить букет напитков на составляющие, держать в голове тысячи запахов, вкусов, тактильных ощущений и пользоваться ими на практике лучше белых сенсориков не способен никто.

Вторая сенсорика - экстравертная. Так называемая волевая сенсорика (или же черная сенсорика). Название отражает суть: волевая сенсорика «сканирует» границы пространства и оценивает, насколько это пространство поддается деформации. То есть установлению его (сенсорика) правил. Оценка производится с позиции «сила-слабость».

Волевой сенсорик умело войдет в деятельность группы людей. Причем чем группа больше - тем лучше. Затем легко и без напряжения изменит события по своему сценарию. Зачастую, чтобы попасть под влияние такого человека, достаточно одного его вида: ни слов, ни активных действий со стороны сенсорика не нужно. Спорить с волевыми сенсориками решаются только волевые сенсорики. Или камикадзе. Активно демонстрируя уверенность в себе, чувство хозяина любой ситуации и территории, готовность победить любой ценой - волевой сенсорик мгновенно отбивает у оппонента желание возражать. Постоянная мобилизованность позволяет быстро нанести или отразить удар.

При этом волевая сенсорика очень чувственная: она затрагивает чувственные аспекты восприятия. Страсти и желания относятся к аспекту волевой сенсорики (в отличие от эмоций, которые принадлежат этике).

С другой стороны, сенсорики больше остальных зависят от материального мира. Как в мелочах, так и «по-крупному».

Терпеть неудобства и одновременно заниматься текущими делами сенсорик вряд ли станет. Неудобный стул, чувство голода, головная боль - веская причина прерваться на разминку, обеденный перерыв, сон или отдых. Сомнений не возникнет - реакция автоматическая, а мысли, что может быть иначе, даже не появятся.

Сенсориков, так же, как логиков и этиков, существует 4 «разновидности». Все зависит от того, какая сенсорика является первой функцией в блоке ЭГО (или ЗНАЮ) - волевая или эстетическая. Это зависит от того, экстраверт перед нами или интроверт. Для экстраверта базовой функцией психики является волевая сенсорика, для интроверта - сенсорика ощущений.

Понаблюдав, «белого» и «черного» сенсорика несложно отличить друг от друга. Волевого сенсорика (экстраверта) «выдает» смелый и прямой взгляд, быстрая реакция, точные, твердые, взвешенные движения.

Белых сенсориков (интровертов) можно распознать по плавным, но точным жестам, удобной позе, расслабленному телу. Часто на лице можно заметить выражение удовлетворения или отвращения, приятности или брезгливости.

Базовая сенсорика в психоинформационной модели человека соединяется со второй функцией обработки информации (в соционике - функцией информационного метаболизма).
Вторая функция психики - творческая. Это язык, на котором человек говорит с миром. Инструмент, которым пользуется для реализации программы первой «базовой» функции.

Для сенсорика вторая функция - это логика или этика (помните, вторая функция - это всегда другая дихотомия по сравнению с первой, базовой функцией). Поэтому интуиция не может быть второй функцией сенсорика.

Получаем 4 типа блока ЭГО сенсориков:

Что такое сенсорика?

Развитие органов чувств у детей от 0 - 3 лет идет очень интенсивно.

Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.
Занятия по сенсорике, направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребёнка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребёнка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой - принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.
В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок - это и любимые игрушки и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства: картины, скульптуры; слышит музыку. Но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание: последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребёнка надо знакомить со всеми разновидностями свойств: с цветами спектра, с геометрическими формами: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар... Развивать познавательные умения и речевые: определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова- названия величин и форм.
В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы: устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследование предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.
В старшем дошкольном возрасте , при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух (различение речевых звуков), различение восприятия начертания букв.

Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе .

Сенсорные игры для детей младшего дошкольного возраста

Игра «Найди серединку для цветка» учит ориентироваться в цвете, стимулирует зрительные ощущения.

Ребёнку предлагается найти серединку от цветка такого же цвета, как и сам цветок.

Игра «Волшебная пирамидка» развивает зрительное восприятие, учит соотносить фигуры по цвету и по величине. Ребёнку предлагается выложить пирамидку такую, как на картинке.

Игра «Поезда» учит различать цвета. Ребёнку предлагается сделать поезд. Он должен найти вагоны одинакового цвета и положить их за паровозом.

Игра «Бабочки и цветочки» предназначена для закрепления цвета и величины.

Нади две одинаковые бабочки.

Найди два одинаковых цветка.

Посади большую бабочку на большой цветок такого же цвета.

Посади маленькую бабочку на маленький цветок такого же цвета.

Развитие органов чувств у детей 0-3 лет идет очень интенсивно. Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

  • является основой для интеллектуального развития
  • упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
  • развивает наблюдательность;
  • готовит к реальной жизни;
  • позитивно влияет на эстетическое чувство;
  • является основой для развития воображения;
  • развивает внимание;
  • дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
  • обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
  • обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
  • влияет на расширение словарного запаса ребенка;
  • влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой — принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок — это и любимые игрушки и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства- картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным.
Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание — последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными.

Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств — всеми цветами спектра, с геометрическими формами — круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич.

Развивать познавательные умения и речевые — определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения.

Понимать и использовать в речи слова- названия величин и форм. В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы — устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследование предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие-умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины. В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух- точнее различение речевых звуков- различение восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе.

Сенсорика — важнейшая веха в развитие маленького человека, начиная с самого юного возраста. Детские психологи утверждают, что начинать развивать сенсорную сторону личности ребенку нужно с самого рождения — как только его принесли домой из родильного дома. В этой статье мы расскажем интересные вещи для любящих свое чадо родителей: что такое сенсорика, и почему необходимо её развивать?

Что такое сенсорика

Сенсорное развитие — это приобретения опыта и знаний об окружающих предметах, развитие восприятие и фантазии , развитие представлений об объектах и субъектах окружающей среды. Далеко не каждый родитель уверенно ответит на вопрос: — что такое сенсорика? Но, тем не менее, практически в каждой семье занимаются сенсорным развитием, сами того не подозревая.

Детеныш первого познает мир через тактильные и вкусовые ощущения — именно по этой причине малыш постоянно скидывает вещи, пытается до всего дотянуться ручками, потрогать; после 6 месяцев малыши активно засовывают все новые предметы в рот — чтобы понять, какой он: сладкий или соленый, гладкий, либо шершавый. Все вышеперечисленные манипуляции есть ни что другое, как сенсорное развитие.

С какого возраста начинать сенсорное развитие

Если 95% родителей согласятся с тем, что сенсорику нужно развивать, то не каждый знает — а с какого возраста развивать, когда нужно начинать процесс обучения малыша? Ответ на этот вопрос у медиков и психологов одинаковый: чем раньше — тем лучше (причем, не только для ребенка). Возможности мозговой деятельности малыша настолько большие, что ни один взрослый, даже профессор не сможет усвоить и запомнить такое количество данных.

Поэтому начинать нужно рано — , более того — с первого дня жизни. Потенциал развития, заложен в каждом малыше, силен — и без правильного подхода взрослых, может со временем угасать. Поэтому не стоит терять драгоценные дни и минуты общения с вашим чадом.

Способы развития сенсорики

Самым банальным и примитивным, но действенным считается способ «вседозволенности» в первые . В этот период разрешать нужно всё — трогать погремушки, щупать мягкие игрушки, играть с волосами мамы, либо с ногтями папы — и это уже огромный вклад в сенсорное развитие вашего малыша.

Используйте для этого развивающие игрушки, развивающий коврик для новорожденных, развивающие кубики, для детей постарше кубики, разных форм и цветов, пирамидки и т. д.
Однако, существуют и узконаправленные способы развития:

  1. Подвижные игры с взрослыми;
  2. Дидактические игры (после );
  3. Пальчиковые игры (с );
  4. Игры с руками («Ладушки», «Танцы-танцы», «Покажи какой большой/маленький);
  5. Игры с бытовыми и кухонными предметами (в любом возрасте, но под присмотром папы или мамы).
  6. Игры с водой.


Советы, рекомендации, и почему необходимо развивать сенсорику

Учеными давно доказан тот факт, что дети с высоким уровнем сенсорного развития, владеют высшими интеллектуальными способностями, нежели те малыши, родители которых не уделяли сенсорике должного внимания.

Совет № 1 — играйте с малышом, хоть понемногу, но часто и каждый день. Никому ребенок не доверяет больше, чем маме и папе.

Совет № 2 — купите разноцветные игрушки, либо сделайте сами. Главной игрушкой при сенсорном развитии должна быть конусная пирамида, знакома нам с детства.

Совет № 3 — любите своего ребенка, и тогда вы подсознательно почувствуете, что для него есть хорошо в определенный период жизни.

Сенсорное развитие — это первый уровень познания малыша, и все для него кажется новым и интересным: железная ложка или пылесос. Родителям нужно разными методами способствовать развитию сенсорики, хвалить и подбадривать малыша, если определенное действие не получается сделать, либо повторить. И, в таком случае, вы вырастите умного и развитого ребенка.

Что такое сенсорика, и почему необходимо ее развивать?

Сенсорика. Занятия по сенсорике. Развитие сенсорики.

Развитие органов чувств у детей 0-3 лет идет очень интенсивно.
Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.
Занятия по сенсорике, направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой - принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок- это и любимые игрушки и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства- картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание -последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств - всеми цветами спектра, с геометрическими формами- круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные умения и речевые- определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова- названия величин и форм. В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы - устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследование предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие-умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины. В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух- точнее различение речевых звуков- различение восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе.